Стратегическими функциями государственного органа являются. Функции государственных органов

Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Данная проблема имеет двоякое значение: теоретическое и практическое. В теоретическом отношении решение поставленного вопроса углубляет познания о функциях государства. В практическом плане определенное разграничение указанных понятий направлено на совершенствование структуры и повседневной деятельности государственных органов

Функции государства – такие направления деятельности государства, в которых непосредственно выражается его сущность как социального явления.

Функции государственных органов подобным качеством обладать не могут; в них сущность государства не получает непосредственного выражения.

Функции государства выполняются всеми или многими государственными органами, однако зачастую отдельные органы играют приоритетную роль в деле осуществления какой-либо функции государства.

Под функциями органов обычно понимаются их конкретные цели и полномочия (компетенция).

Функции органа государства и его компетенция -не совпадающие понятия. Функции органов государства представляют собой отдельные направления в содержании их практической деятельности. Компетенция же есть выражение функций в полномочиях органа, его правах и обязанностях, т.е. правовое установление их объема и границ.

Таким образом, функции государственных органов являются юридическим понятием. Их содержание находится в зависимости от волевых установлений государства, которые определяются объективной действительностью, материальными условиями жизни общества. Тем не менее содержание функций государственных органов устанавливается и изменяется государством в лице тех же органов и их должностных лиц.

В отличие от функций государственных органов, функции государства выступают как политико-философское понятие. Они объективны по своему характеру и не зависят от воли людей. Перед государством не может стоять вопрос: осуществлять или не осуществлять ему свои функции. Их проведение обязательно и необходимо для существования и развития всякого государства, так как в функциях выражается его сущность, его внутренняя природа.



Функции государственных органов по своему содержанию подчинены функциям государства, их целям и требованиям. Поэтому деятельность государственных органов должна быть строго согласована с функциями государства. Это правило распространяется на законы и иные нормативные акты, формулирующие права и обязанности органов государства, т.е. их функции.

Понятие функций государственных органов не тождественно понятию конкретных действий этих органов. Функции государственных органов стоят ближе к конкретной деятельности, нежели функции самого государства. Однако как ни близки функции государственных органов к их практической деятельности, эти понятия не равнозначны друг другу. Конкретные акции государственных органов означают осуществление их полномочий, т.е. реализацию их функций, а не сами функции.

Из этого вытекает, что функции государственных органов являются понятием общим по отношению к их практическим действиям. Однако оно более конкретно по сравнению с понятием функций государства. Следовательно, функции государственных органов располагаются между функциями государства и его практической деятельностью.

РЫНОК ТРУДА

Сущность рынка труда. Рынок труда – система общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы, или с ее куплей и продажей.



Рынок труда представляет собой систему общественных отношений, призванных обеспечить нормальное воспроизводство и эффективное использование товара «рабочая сила». Рынок труда выполняет функции механизма распределения и перераспределения рабочей силы по сферам и отраслям хозяйства, видам и формам деятельности.

Основные элементы этого механизма:

1) предложение рабочей силы позволяет определить численность и состав различных категорий граждан попадающих на рынок труда (по полу, возрасту, образованию, профессиям, квалификации и т.д.).К их числу относятся:

– высвобожденные работники, контингент которых формируется за счет падения объема производства, сокращения финансирования из госбюджета, трансформации госсектора;

– молодежь, не продолжающая дальнейшую учебу или не поступившая на работу после окончания учебных заведений;

– лица, освобожденные из мест лишения свободы;

– уволенные по причине текучести кадров;

– мигранты трудоспособного возраста;

2) спрос на рабочую силу. Устойчивость спроса на труд будет зависеть:

– от производительности при создании товара (услуги);

– от рыночной стоимости товара, произведенного с его помощью.

В результате действия экономических факторов происходит сокращение потребности предприятий государственного сектора экономики в работниках.

Одновременно развитие негосударственного сектора экономики сопровождается увеличением численности занятых; 3)соотношение спроса и предложения рабочей силы. При рассмотрении этого показателя определяются:

– тенденция превышения предложения над спросом,

– дисбаланс спроса и предложения, вызванный прежде всего нарушением хозяйственных связей, договорных обязательств и финансовых затруднений.

Значение рынка труда. Рынок труда приводит в движение все другие рынки, ресурсы, ибо здесь формируется и распределяется по профессиям, предприятиям, регионам и отраслям и включается в действие наиболее важный национальный ресурс – рабочая сила.

Через рынок труда обеспечивается занятость экономически активного населения, его включение в сферу производства и в сферу услуг, создается возможность получения необходимого заработка.

Через рынок идет комплектование предприятий нужной рабочей силой, в необходимых количествах и должного качества. Рынок труда показывает, какие профессии нужны, а какие имеются в излишестве, что должны делать ищущие работу в своей подготовке, переподготовке, расширении имеющихся знаний и умений для получения работы. В связи с вышесказанным видно, что рынок труда является важным источником информации.

Рынок через конкуренцию наемных работников стимулирует их к расширению профессионального мастерства, повышению их квалификации и универсализации.

Рынок труда регулирует складывающиеся на нем потоки рабочей силы.

Рынок труда обеспечивает распределение и перераспределение экономически активного населения в связи со структурными изменениями в экономике.

РЫНОК ЗЕМЛИ

Одним из главных факторов производства является земля. Под землей как ресурсом понимается не только сама земля, но и все природные богатства, находящиеся на ней.

Особенность рынка земли. Особенностью этого рынка является ограниченность (иногда и невозможность) воспроизводства. В силу ограниченности данного ресурса собственность на землю является самым доходным видом собственности. Экономическая реализация данного вида собственности чаще всего производится не путем ее продажи, а через сдачу в аренду и получение дохода в виде ренты. Рента – это плата за пользование землей.

Проблемы рынка земли. При огромном земельном потенциале России широкомасштабная платная приватизация земли сдерживается низкой платежеспособностью российских граждан и предприятий. Попытки решить эту проблему через бесплатную передачу или через выпуск земельных приватизационных чеков тоже чреваты серьезными отрицательными последствиями. Массовых спекуляций землей и земельными чеками при этом не избежать. Имущественные права на землю через некоторое время будут сосредоточены в руках крупных банков и иностранных юридических лиц.

На первом этапе как в аграрном, так и промышленном секторе в качестве основной формы землепользования может быть сохранена аренда земли с правом ее последующего выкупа, с контролем государственных органов за ее использованием.

Одновременно должны целенаправленно изыскиваться земельные резервы для решения ключевых задач, таких как жилищное и дачное строительство, пригородное садоводство, фермерство, промышленное и иное строительство. Для создания таких резервов должны быть разработаны и узаконены процедуры изъятия земель у убыточных колхозов и совхозов с объявлением их банкротами,изъятия земель у тех предприятий и организаций, которые не обеспечивают нормативных сроков освоения предоставленных им ранее для строительства или иных целей площадок. Именно эти земли должны стать тем источником открытой аукционной и конкурсной продажи, которая будет реально наполнять федеральный и местный бюджет не символическими суммами или приватизационными чеками, а полновесными деньгами.

Целевое назначение рынка труда Земля как непременный фактор производства имеет ряд существенных особенностей:

1) ограниченность земельных участков;

2) зависимость эффективности их использования от местоположения, природных свойств, рельефа местности;

3) особенности и в правовом режиме использования земель, включая их назначение, обременения и ограничения в их использовании.

По своему целевому назначению земли обычно делятся на семь категорий:

1) земли населенных пунктов;

2) сельскохозяйственные;

3) промышленности;

4) природоохранные;

5) водного фонда;

6) лесного фонда;

7) запаса.

Налог на землю. Чем выше стоимость земли, тем больше сумма налога на нее. Именно из этого налога, поступающего в местный бюджет, оплачивается строительство дорог, создание инфраструктур и многое другое.

Если собственник не в состоянии эффективно использовать свою недвижимость, то налог оказывается чрезмерно велик. Недвижимость приходится продавать. Старый владелец получает за нее рыночную стоимость, кто-то другой будет готов к уплате высокого налога, обеспечив более эффективное использование.

РЫНОК КАПИТАЛА

Капитал – это стоимость, пускаемая в оборот с целью получения прибыли.

Любое предприятие начинается с капитала. Если нет собственного капитала, то можно купить право пользования денежным капиталом. Ссудный процент – это цена, заплаченная за использование взятых в долг денежных средств. Деньги сами по себе не являются производственным ресурсом, но, используя их, можно приобрести оборудование, энергию и иные ресурсы, необходимые для начала производства. Таким образом, индивид, беря в пользование денежные ресурсы, обеспечивает себе условия развития производства.

Ставка ссудного процента является очень важным стимулом высоких темпов роста объема национального продукта и развития некоторых отраслей. При меньшей ставке процента увеличиваются вложения в производство и увеличиваются объемы производственного продукта и доходы в обществе. Заемный капитал вкладывается в производство и должен принести доход. Но положительный результат возможен только в том случае, если данный капитал оптимальным образом соединится с индивидуальным фактором производства – предпринимательской деятельностью. Функционирование данного фактора производства предполагает определенную степень вознаграждения. В чем же оно выражается? Для начала рассмотрим сущность термина «предпринимательская деятельность».

Некий предприниматель решил создать свое дело. Его работа в схеме будет состоять в следующем. Предприниматель берет на себя инициативу при соединении различных факторов производства в наиболее оптимальном сочетании. Он принимает экономические решения по мере развития своего дела в различных вопросах. После предприниматель ищет новые возможности в хозяйственной деятельности, вкладывает свои или заемные средства. В последнем варианте он берет на себя экономическую ответственность, так как в данном деле велика степень риска денежных потерь.

Прибыль от своей деятельности предприниматель получает в виде дохода. Доход выступает как денежная реализация экономического интереса предпринимателя. Использование денежного ресурса оценивается как внутренние затраты предприятия. Денежная оценка способности предпринимателя осуществляется на основе получаемой им прибыли по сравнению с тем, что он мог бы иметь, используя свои силы иным образом.

Деятельность предпринимателя в какой-либо сфере приносит ему прибыль, которая называется номинальной. Номинальная прибыль – это сумма оплаты за определенный вид деятельности. После изъятия номинальной прибыли на предприятии остается чистая прибыль. На этот вид прибыли предприниматель тоже претендует, так как для него это – оплата за риск, которому подвергся его капитал. Риск в предпринимательской деятельности неизбежен. Именно риски обусловливают присвоение чистой прибыли предпринимателем, так как в противном случае все убытки ложатся на него.

Прибыль в предпринимательстве является основным фактором в дальнейшем развитии деятельности. Она стимулирует увеличение объемов производства, так как с ростом объемов реализованной продукции увеличивается и масса прибыли. А с другой стороны, дополнительные затраты на совершенствование процесса производства гарантируют предпринимателю увеличение прибыли.

Роль государства в инновационной деятельности проявляется в его функциях, направленных на регулирование всех процессов, имеющих место в инновационной сфере. Наиболее важные государственные функции в сфере инноваций следующие.

Распределительная функция.

Это достигается за счет распределения финансовых ресурсов на научные исследования и инновации, во-первых, через бюджет, во-вторых, : счет формирования специальных фондов.

Государством аккумулируются и распределяются не только денежные средства, но материально-технические, интеллектуальные ресурсы.

Стимулирующая функция.

Стимулирующее воздействие государства на инновационную деятельность проявляется через поощрение конкуренции, финансовые субсидии, льготы участникам инноваций.

Государство может осуществлять частичное или полное страхование инновационных рисков.

Государство способно и наказывать хозяйствующие субъекты введением санкций за выпуск устаревшей продукции, использование устаревших технологий.

Координация инновационной деятельности.

Государство формирует единое технологическое пространство, что обеспечивает совместимость нововведений.

Координация работ во времени, синхронность по технологическим стадиям, стадиям научно-инновационного цикла.

Организационную координацию научных исследований и разработок, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также средств акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в государственной собственности.

Правовое обеспечение инновационной деятельность.

  • - формирование законодательной базы;
  • - создание функционирующего правового механизма;
  • - системы соблюдения правовых норм.
  • 5. Кадровое обеспечение инноваций.

Оно начинается во время профессионального обучения.

6. Информационное обеспечение.

Государство должно способствовать распространению нововведений путем научно-инновационной инфраструктуры.

Оно может выступать посредником между инновационными субъектами, оказывать помощь в поиске партнеров, заключении сделок под государственные гарантии.

Государственные структуры должны предоставлять инноваторам юридические, деловые, консультационные услуги и т. д.

  • 7. Обеспечение общественного статуса инновационной деятельности достигается через пропаганду научно-технических достижений и нововведений, моральное поощрение участников инновационной деятельности, повышение их социальной защищенности и т. д.
  • 8. Учет региональных особенностей и регулирование инновационной деятельности в регионах.
  • 9. Регулирование международных аспектов инновационной деятельности.

Государство осуществляет свои функции, используя определенные, свойственные ему методы. В целом различают правовые и не правовые методы осуществления государственных функций.

В обществе с централизованной плановой экономикой государство является собственником основных средств производства, оно монопольно регулирует экономические отношения, планирует производство и распределение в масштабах всей страны. Государство также принимает на себя функцию регулирования торгового и бытового обслуживания населения.

В условиях рыночной экономики вмешательство государства в эту сферу сводится, как правило, к выработке экономической политики, управлению государственной собственностью, установлению правовых основ рынка и ценовой политики, пресечению недобросовестной конкуренции (монополизма) и охране прав потребителя от недобросовестного производителя. Государство регулирует экономические отношения косвенными методами, например, налоговыми мерами.

Социальная функция многообразна по содержанию и объемна по охвату деятельности. Ее главное назначение обеспечить занятость трудоспособного населения и осуществление социальной защиты тех, кто нуждается в государственной поддержке.

Социальная функция включает в себя государственную политику в области образования, науки, культуры, здоровья граждан.

К социальной функции тесно примыкает экологическая функция, которая обусловлена обязанностью государства обеспечивать экологическую безопасность населения. Эта функция приобретает особую значимость в условиях ухудшения во всем мире экологической обстановки. Государство устанавливает правовой режим природопользования, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам бедствий и т.д.

К числу приоритетных функций государства относятся защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка.

Соблюдение прав человека является одним из главных критериев демократичности конкретного государства. Реализация рассматриваемой функции обеспечивается системой правоохранительных органов - судом, органами внутренних дел, а также прокуратурой, которая осуществляет надзор за соблюдением законности.

Из внешних функций, функция интеграции в мировую экономику обусловлена процессами глобализации мировой экономики, переплетением экономических интересов различных государств, взаимной зависимостью их друг от друга.

Функция обороны относится к постоянным сферам деятельности любого государства, поскольку направлена на отражение вооруженной агрессии, защиту территориальной целостности государства. В настоящее время меняются ориентиры в реализации данной функции: в современном мире усиливаются процессы взаимного сотрудничества различных государств в предотвращении вооруженных конфликтов, угрозы развязывания мировой войны и в укреплении международной безопасности.

Функция поддержки мирового порядка предполагает деятельность по сохранению мира, урегулированию межнациональных конфликтов, ликвидации ядерного оружия и иного оружия массового уничтожения человека, оздоровлению международной обстановки за счет укрепления взаимного доверия между государствами.

В содержание данной функции входит также сотрудничество государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, международным терроризмом. Функция сотрудничества по глобальным проблемам современности приобретает актуальное значение на нынешнем этапе развития. Она направлена на поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы не только отдельных народов и стран, но и человечества в целом и требуют международного реагирования.

К числу таких глобальных проблем относится, например, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических или техногенных катастроф, подобных аварии на Чернобыльской АЭС, которая переросла территориальные пределы одного государства. Мировое сообщество заинтересовано также во всеобщей охране природных ресурсов и глобального климата от крупномасштабного вреда, который причиняется производственной деятельностью человека.

Основная форма осуществления функций государства - правовая. Правовая форма существует во взаимосвязи трех основных направлений правовой деятельности государства - правотворческой, правоисполнительной и правоохранительной. В целях обеспечения реализации определенной функции государство создает для этого необходимую правовую основу, организует исполнение принятых правовых норм и обеспечивает их защиту от нарушений.

В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства- правотворческою, правоисполнительную и правоохранительную.

К правовым формам осуществления государственных функций относятся: Правотворческая деятельность - подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация функций государства практически невозможна;

Эту функцию исполняют органы исполнительной власти, возглавляемые правительством страны. Сущность данной деятельности заключается в повседневном разрешении разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты; Правоохранительная деятельность властная правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан. Включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений.

Неправовые формы осуществления функций государства охватывают большой объем организационной, подготовительной работы в процессе осуществления основных функций.

Это, например, рассмотрение жалоб граждан, предложений различных комиссий и комитетов по совершенствованию деятельности государственного аппарата, законодательства и т.п.

Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов- прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.

Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства - правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную. Правотворческая деятельность - это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна.

От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Правоохранительная деятельность, т. е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др. Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства.

Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т. п.

Государство - это организация политической власти доминирующей части населения в социально неоднородном обществе, с помощью которой обеспечивается его целостность и безопасность и осуществляется руководство обществом в интересах этой его части, а также управления общественными делами.

Государство отличается от других организаций по следующим признакам:

В каждой стране с социально неоднородном обществе может существовать лишь одно государство, а организаций - много;

Только государство выступает официальным представителем всего общества; все другие организации представляют лишь его часть;

Только государство может решать общественные дела, а те организации решают дела, касающиеся, как правило, лишь части общества;

Государство располагает специфический аппарат, который наделен властными полномочиями и имеет материальные средства для реализации этих полномочий, для выполнения своих задач и функций; только государство может устанавливать общеобязательные для всего населения правила поведения - юридические нормы;

Только государственная власть характеризуется суверенитетом. Его признаки: верховенство власти, полнота власти, самостоятельность и формальная независимость власти от любой другой организации (или лица) как в определенной стране, так и за ее пределами.

Суть государства проявляется в его функциях, которые в основным направлениям (сторонами) деятельности государства. Функции делятся на внутренние (хозяйственно-организаторская, культурно-воспитательная, регулирования меры труда и потребления, охрана всех форм собственности, правопорядка, природы и окружающей среды, борьба с преступностью, защите прав и свобод граждан и др.) И внешние (борьба за мир и мирное сосуществование, содружество с другими странами, защита родины, суверенитета и независимости государства, участие государства в гуманитарных международных, культурных связях и др.).

Важным институтом конституционного права является система государственных органов. Иногда Ее называют государственным аппаратом, через который осуществляется государственная власть, функции государства. К государственным органам относятся соответствующие учреждения, организации (министерства); единоличные представители государства (Президент); высшие и местные органы власти; исполнительные органы; судебные органы; органы прокуратуры. Самостоятельное место в системе государственных органов занимают Вооруженные Силы, Национальная Гвардия, органы Службы безопасности, органы предварительного расследования, исправительные учреждения.

Общим для всех названных органов является то, что они имеют собственные полномочия, объем и характер которых зависит от целей и задач каждого из них и определяются соответствующими законодательными актами.

Конкретные полномочия Верховной Рады, Президиума Верховного Совета, Председателя и другие важные вопросы зафиксированы в Конституции и уточнены в главе второй Конституционного договора. Эти полномочия классифицируются по определенным признакам:

Общего значения (рассматривал и рассматривает любые вопросы, не входящие в компетенцию других ветвей власти, определял основные направления внутренней и внешней политики страны, утверждает важные общегосударственные программы);

Законодательной деятельности (принятие Конституции, конституционных и других законов, постановлений, наложение вето на указы Президента, регулирования отношений гражданства, собственности, налогообложения и др.)

По кадровым вопросам (назначение выборов, референдумов, избрание Председателя и его заместителей, назначение судей областного и высшего звена, Конституционного и Арбитражного судов, назначения и увольнения Генерального прокурора РФ по представлению Президента);

По вопросам административно-территориального устройства Украины (образование, ликвидация областей, районов, утверждение границ и т.п.);

Контрольного характера (за соблюдением Конституции РФ и других законов; в сфере защиты прав человека; за предоставлением Украиной займов, экономической помощи иностранным государствам;

По международным отношениям (рассмотрение доклада Президента о внешней политике страны, ратификация и денонсирование международных договоров и т.п.);

В отношении исключительных случаев (введение чрезвычайного, состояния, утверждения решения об объявлении войны, введение военного положения, делегирование законодательства Кабинета Министров Украины и др.).

К компетенции органов местного самоуправления относятся: разработка, утверждение и исполнение бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц; установление предусмотренных законом местных налогов и сборов; распоряжения коммунальной собственностью; организация и проведение местных референдумов, содействие соблюдению Конституции и других законов страны, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений правительства страны и осуществления других полномочий.

Президент осуществляет свои функции и полномочия не только лично, но и через Правительство, куда входят премьер-министр, вице-премьер-министры и министры: внутренних дел; энергетики и электрификации; иностранных дел; связи; внешних экономических связей и торговли; лесного хозяйства; по делам молодежи и спорта; машиностроения, военно-промышленного комплекса и конверсии; обороны; образования; здравоохранения; охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности; труда; социальной защиты населения; промышленности; статистики; транспорта; экономики; финансов; юстиции; главы госкомитета по делам охраны государственной границы, служба безопасности и др.

Кроме органов законодательной и исполнительной власти действуют и органы судебной власти.

Судьи занимают особое место в государственном аппарате, поскольку только они выполняют функцию правосудия путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел. Только суды имеют право признать лицо виновным в совершении преступления и наказать ее. Исключительность судебной власти заключается и в том, что приговоры, решения, определения и постановления суда обязательны для всех государственных, общественных органов, должностных лиц и граждан. Судебные приговоры, решения можно рассматривать как закон с конкретной жизненной ситуации. Обязательным для исполнения является также требование суда о предоставлении документов, вызова лиц для допроса, специалистов для дачи заключений подобное.

Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Данная проблема имеет двоякое значение: теоретическое и практическое. В теоретическом отношении решение поставленного вопроса углубляет познания о функциях государства. В практическом плане определенное разграничение указанных понятий направлено на совершенствование структуры и повседневной деятельности государственных органов

Функции государства – такие направления деятельности государства, в которых непосредственно выражается его сущность как социального явления.

Функции государственных органов подобным качеством обладать не могут; в них сущность государства не получает непосредственного выражения.

Функции государства выполняются всеми или многими государственными органами, однако зачастую отдельные органы играют приоритетную роль в деле осуществления какой-либо функции государства.

Под функциями органов обычно понимаются их конкретные цели и полномочия (компетенция).

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется посредством деятельности государственных органов. При помощи этих органов государство эффективно реализует возложенные на него функции. Более того, эти органы каждый в своей области и своими специфическими методами выражают организаторскую роль государства в обществе.

Орган государственной власти - это орган государства, сформированный в особом порядке на основании правовых актов и наделенный властными полномочиями для осуществления задач и функций государства в строго определенном государством порядке.

Выделяются следующие основные признаки органа государственной власти .

1. Наличие властных полномочий. Это означает:

а) принятые решения обязательны для исполнения всеми, на кого распространяется компетенция данного органа;

б) принятые решения охраняются от нарушения путем применения мер государственного принуждения.

Именно властные полномочия органа государственной власти позволяют ему решать определенные задачи, а также выполнять функции, возложенные на него. Государственно-властные полномочия присущи всем органам государства.

Понятие полномочий органа государственной власти тесно связанно с понятием его компетенции, которая складывается из двух элементов: предметов ведения и полномочий. Предметы ведения - это круг вопросов, совокупность общественных отношений, на которые распространяется юрисдикция данного органа. Полномочия - это совокупность прав и обязанностей органа, необходимых для осуществления целей и задач функционирования.

2. Особый порядок формирования. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с установленным порядком. Так, например, в статье 96 Конституции Российской Федерации закреплено положение, в соответствии с которым Государственная Дума должна формироваться путем проведения выборов, а в соответствии со статьей 128 судьи Конституционного суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.



3. Особый порядок реализации властных полномочий. Государственный орган реализует свои полномочия в строго определенном порядке, процедуре. Особенно ярко этот признак проявляется на примере работы Государственной Думы при принятии законов: вся процедура работы над законопроектом подробно закреплена в ее регламенте. Орган государственной власти не вправе отступать от предусмотренного порядка его деятельности.

4. Орган государственной власти создается для реализации определенных функций государства. Так, в частности, исходя из таких функций государства как охрана труда и здоровья людей, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, создаются органы государственной власти (министерства, департаменты, службы), осуществляющие социальную политику, реализующие программы социальной поддержки, устанавливающие государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

5. Особая роль правовых актов в деятельности органов государственной власти. Властные полномочия, формы, методы деятельности государственных органов и их структура определяются только правовыми актами. Например, порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации»

Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства.

Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства.

По направленности функции государства подразделяются на внутренние и внешние . Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние - на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга.

Среди внутренних можно выделить блок охранительных функций - охраны существующих форм собственности, обеспечения (охраны) правопорядка, охраны природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и другие функции.

Заслуживает внимание следующая классификация основных функций государственного управления:

Прогнозирование изменений в развитии каких-либо объектов или явлений в процессе управления на основе полученной информации о прошлом и настоящем с учетом всех условий и факторов влияния; например, с учетом прогнозирования разрабатываются федеральные и региональные программы основных направлений государственной деятельности;

Планирование-деятельности в процессе государственного управления по реализации федеральных и региональных программ, регламентированных актами управления;

Выявление и осмысливание актуальных проблем, формулирование целей, постановка задач, определение перечня мероприятий для решения задач, выбор конкретных количественных и качественных показателей и критериев оценки организации управленческой деятельности;

Разработка вариантов, обоснование и принятие рационального решения (в правовой форме) и организация его исполнения;

Распорядительство (руководство) и координация действий не подчиненных друг другу органов государственного управления в целях улучшения их взаимодействия;

Правовое регулирование отношений во внутренней и внешней сфере государственного управления по предметам ведения и в объеме компетенции;

Контроль с целью выявления и устранения отклонений в процессе государственного управления, соблюдения правил и норм и принятия мер дисциплинарной ответственности к виновным;

Учет наличия финансовых, кадровых, материально-технических и других ресурсов;

Информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа;

Кадровое, материально-техническое обеспечение, финансирование и т. п.

Перечисленные функции являются основными для органов государственного управления и по существу характеризуют содержание их деятельности. Регулирование отношений, связанных с реализацией этих функций государственного управления, и является объектом и предметом регулирования норм административного права.

Функции государственного управления реализуют и другие органы государственной власти; например, Государственная Дума России утверждает федеральный бюджет и заслушивает отчет об его исполнении, утверждает на должность Председателя Правительства РФ по представлению Президента РФ и др.

Судебные органы рассматривают и принимают решения о правомерности принятых органами исполнительной власти, государственными органами управления правовых актов управления о законности разрешения дел об административных правонарушениях, реализуемых в судебном порядке, и др. При этом все законодательные, исполнительные и судебные органы власти и органы прокуратуры осуществляют внутриорга-низационное управление (регулируемое административными нормами) своими аппаратами в целях повышения эффективности осуществления своих основных (предметных) функций, закрепленных в законодательстве.