Правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи. Понятие, цели, задачи и признаки деятельности правоохранительных органов и самих правоохранительных органов Признаком правоохранительной деятельности является

Конституция России в ст. 2 провозглашает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, а ст. 18 гласит, что права и свободы личности определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Таким образом, Конституция РФ в полном соответствии с международными актами о правах человека, с современными представлениями о правовом государстве, поставила перед государственными органами задачу обеспечения охраны прав и свобод человека. Все без исключения государственные органы должны действовать во имя этой высокой цели. Но функции государства многогранны и они не ограничиваются охраной прав граждан, каждый государственный орган имеет свои специфические задачи. Поэтому из всей совокупности государственных органов необходимо специально выделить те, что непосредственно призваны осуществлять правоохранительную деятельность в качестве своей главной функции, как основное направление деятельности. Таким образом, эту группу органов объединяет выполнение ими правоохранительной деятельности.

Что же это за деятельность? На данный вопрос в учебной и научной литературе даются различные ответы. Ряд авторов трактует понятие правоохранительной деятельности весьма узко - как деятельность по поддержанию общественного порядка. Другие авторы предлагают именовать правоохранительной лишь деятельность в сфере предупреждения и пресечения преступлений и иных правонарушений. Однако с такими позициями трудно согласиться.

Термин «правоохранительная деятельность», как представляется, имеет более широкий смысл и подразумевает охрану правопорядка в целом.

Понятие правопорядка определяется в теории государства и права как такое состояние общественных отношений, когда установленные в правовых нормах правила поведения неуклонно соблюдаются всеми физическими и юридическими лицами, государственными и муниципальными органами1. Только

1В большинстве юридических вузов учебная дисциплина «Правоохранительные органы» преподается уже в первом семестре, т.е. параллельно с теорией государства и права (а точнее, только с первой ее частью – теорией государства). В этой связи при использовании в учебнике отдельных понятий теории права, не знакомых еще студентам, авторы посчитали необходимым дать соответствующие краткие разъяснения, с тем, чтобы облегчить усвоение материала.

при обеспечении правопорядка в обществе возможна полная реализация права. Таким образом, охрана правопорядка выступает сущностью правоохранительной деятельности.

Чтобы сформулировать определение понятия правоохранительной деятельности необходимо обозначить ее признаки, то есть существенные ее черты, которые выделяют эту деятельность из комплекса всех функций государства, определяют ее специфику.

Можно сформулировать следующие признаки правоохранительной

деятельности:

Правоохранительная деятельность направлена на охрану правопорядка, прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, предупреждение и пресечение правонарушений, привлечение к юридической ответственности лиц, виновных в их совершении.

Такая деятельность осуществляется компетентными, специально уполномоченными на то государственными органами, должностные лица которых имеют специальную профессиональную подготовку, и, как правило, высшее юридическое образование.

Она осуществляется в соответствии с законом, то есть, во-первых,

только при наличии соответствующих правовых оснований, и, во-вторых, в определенном порядке, установленном законом и иными правовыми актами. В большинстве случаев порядок осуществления правоохранительной деятельности досконально регламентируется законом, т.к. эта деятельность только и может осуществляться в рамках четко установленной процедуры, нарушение которой не допустимо. Такая процедура в отношении производства по уголовным, гражданским, административным делам, а также делам, рассматриваемым в порядке конституционного судопроизводства устанавливается процессуальным законом (Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный, Арбитражный процессуальный кодексы РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде РФ») и именуется процессуальной формой.

Правоохранительная деятельность, как правило, носит характер применения права. Применение права определяется в общей теории права как способ реализации правовых норм путем издания уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами специальных процессуальных актов - документов, устанавливающих права и обязанности тех или иных субъектов (физических и юридических лиц). Правоприменительными актами являются любые решения, выносимые органами, осуществляющими гражданское, уголовное, административное и конституционное судопроизводство (т.е. решения суда, постановления следователя, органа дознания, прокурора).

Эта деятельность, как правило, связана с применением мер государственно-правового принуждения к лицам, совершившим

правонарушения, а также для предупреждения их совершения. Меры государственно-правового принуждения в теории государства и права подразделяются на две группы: юридические санкции и меры предупредительного характера.

Меры предупредительного характера как разновидность мер государственно-правового предупреждения применяются в случае вероятности совершения правонарушений с целью предупредить их негативные последствия. Так, подписка о невыезде, залог, домашний арест, заключение под стражу и другие меры пресечения избираются обвиняемому в уголовном процессе при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от органов предварительного расследования или суда, может продолжать заниматься преступной деятельностью либо может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, может уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Юридические санкции бывают двух видов - меры защиты и меры ответственности. Меры защиты возникают как реакция государства на неисполнение лицом своих обязанностей и новых отрицательных последствий для лица не влекут, правонарушитель лишь принуждается к исполнению своих обязанностей. Например, таково содержащееся в решении суда понуждение продавца к исполнению обязанности передать определенную вещь по договору купли-продажи, или указание лицу, самовольно занявшему чужой земельный участок, прекратить нарушение права собственности. Таким образом, меры защиты носят исключительно восстановительный характер. Меры ответственности возникают также после совершения правонарушений, но в отличие от мер защиты влекут для нарушителя дополнительные неблагоприятные последствия, а не только принуждение к исполнению нарушенных им обязанностей. Так, лицо, совершившее преступление, и осужденное обвинительным приговором суда, вступившим в законную силу, наряду с обязанностью возместить материальный и моральный вред потерпевшему, подвергается определенному наказанию, предусмотренному соответствующей нормой Особенной части Уголовного кодекса РФ. Пеня, штраф, возмещение причиненных убытков, взысканные с ответчика по решению арбитражного суда или суда общей юрисдикции по гражданскому делу, также являются мерами юридической ответственности. Следовательно, меры ответственности, преследуют не только правовосстановительные, но и штрафные цели.

Рассмотрев признаки правоохранительной деятельности можно сформулировать следующее определение ее понятия. Правоохранительная деятельность - это деятельность, направленная на охрану правопорядка, прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, которая осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами на основании закона и в порядке, им установленном, и, как правило, связана с применением мер государственно- правового принуждения.

охрана прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;

разрешение споров о праве (юридических конфликтов);

предупреждение и пресечение правонарушений, применение мер ответственности к лицам, виновным в их совершении.

Необходимо отметить, что все перечисленные задачи правоохранительной деятельности тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому их подобное разделение весьма условно.

Еще по теме §1. Правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи. Основные направления правоохранительной деятельности:

  1. §2. Основные направления правоохранительной деятельности и общая характеристика правоохранительных органов РФ
  2. Глава 1. Основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы». Нормативные акты о правоохранительных органах

План

2. Военные суды в судебной системе РФ.

3. Право заниматься частной детективной и охранной деятельностью.

Признаки, задачи и цели правоохранительной деятельности.

План

I. Цели правоохранительной деятельности

II. Признаки правоохранительной деятельности

III. Задачи правоохранительной деятельности

Деятельность правоохранительных органов призвана решать проблемы государства:

Экономики,

Политики,

Развития культуры,

Образования,

Поддержание обороноспособности

и многие другие функции.

Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите прав и свобод человека и гражданина. Охрана прав и законных интересов государственных и негосударственных предприятий.

Обеспечением правопорядка и законности специально занимается значительно меньший круг органов, те, которые существуют только или главным образом для выполнения такой роли.

Их принято именовать - органами охраны порядка

которые призваны охранять установленный Конституцией Р.Ф. другими законами жизнь и деятельность государства и общества, Российских граждан и других лиц проживающих в России.

Весьма близко к понятию органов охраны правопорядка понятие ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ .

ПРИЗНАКИ правоохранительной деятельности:

Один из них проявляется в том,что такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения Юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые Законом.

Вторым существенным признаком правоохранительной деятельности является то, что принятые в ходе ее осуществления

Юридические меры воздействия должны строго соответствовать

предписаниям Закона или иного правового акта.

Только Закон или иной правовой акт могут служить основанием

применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание.

В-третьих , характерным для правоохранительной деятельности является и то, что она реализуется в установленном законом порядке с соблюдением определенных процедур.

Наконец существенным признаком является то, что ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные государственные органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими-юристами, специалистами в других областях.

Как видно по приведенным признакам и их краткой характеристике

к ней следовало бы относить такую государственную деятельность,

которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с Законом и при неукоснительном соблюдении установленного им порядка.

Вопрос о задачах правоохранительной деятельности как и вопрос о ее понятии и содержании, пока что в законодательном порядке специально не решен.

Но задачи есть:

Личность ее права и свободы;

Общество- его материальные и духовные ценности;

Государство -его конституционный строй;

Суверенитет и территориальная целостность.

Во всяком случае, в нем четко обозначены те ценности, которые должны охраняться.

По закону охрана названных ценностей возложена на все государственные органы, в том числе, и на правоохранительные.

Это и составляет суть задач последних.

2. ВОЕННЫЕ СУДЫ В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

План

I. Этапы развития военных судов

II. Судебная система РФ, место военных судов, их задачи, сходство с общими судами

III. Различие военных и общих судов

IV. Особенности организаций и основ военных судов

V. Основы организации подсудности военных судов

I. Этапы развития военных судов.

Современные военные суды не сразу приобрели тот вид, который имеют в наши дни. Было время, когда наделение воинских начальников теми функциями, которые сейчас относятся к функциям судебной власти, считалось как само собой разумеющимся. Они могли обеспечить дисциплину подчиненных, командовать ими и принимать решения о их виновности или виновности в совершении преступления или не применения к ним мер наказания в том числе самых суровых. Постепенно процесс правосудия от управленческой деятельности шел весьма осторожно. В армии стали появляться должностные лица с полномочиями, очень сходными с судейскими, а затем и военные судьи.

По Военно-судебному уставу 1867 года в Российской армии формировалась своя система судов, в которую входили полковые суды, военно-окружные суды и Главный военный суд. Судьи Главного военного суда назначались императором по представлению военного министра. После октября 1917 года система военных судов разделила участь всей российской судебной системы которую Декрет о суде № 1 объявил упраздненной.

Приказ Народного комиссариата по военным судам РСФСР « О фронтовых, полковых, местных судах » от 23.07.1918 предусматривал, что эти суды должны рассматривать все уголовные дела, « по которым обвиняемому угрожает наказание не свыше 5-ти лет лишения свободы » дела о более опасных преступлениях должны были передаваться в территориальные военные ревтрибуналы.

В середине 1918 года в армии стали возрождаться чрезвычайные суды, получившие наименование революционных военных трибуналов. Инициаторами их создания были военное командование и полит органы. К концу 1918 года произошло образование Революционного военного трибунала при Революционном военном совете Республики. В течении длительного времени военные трибуналы вершили суровые репрессии в отношении как военнослужащих, так и гражданских лиц, действовали, не имея никакой законодательной базы. В ноябре 1919 года ВЦИК принял Декрет, утвердивший первое Положение о реввоентрибуналах. Этот документ подтвердил их « ни чем не ограниченное право в определении меры репрессии» и поставил в более жестокую зависимость от командования, полит органов и военной контрразведки, С такими полномочиями реввоентрибунал существовал все годы войны и военной интервенции. В ходе реформы 1922 года они перестали называться революционными и вошли в состав общей судебной системы РСФСР. После образования в 1922 году Союза ССР военные суды стали судами СССР. Их активно использовали в качестве органов политических репрессий до 1953 года.

Им предписывалось разбирать дела о «преступлениях» как военных так и гражданских «врагов народа» пользуясь упрощенной процедурой без предоставления подсудимому иметь защиту, обжаловать приговор, просить о помиловании.

25 октября 1958 года состоялось принятие нового положения о военных трибуналах, которое полностью исключила из подсудности дела совершенных гражданскими лицами и предусмотрела при отправлении правосудия руководствоваться теми же законами, что и все остальные суды.

Статья 2 Конституции РФ.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В принципе весь государственный аппарат должен признавать, охранять и защищать права человека.

Правоохранительные органы ассоциируются с тем, что принято называть «силовым блоком» государственного аппарата. «Силовой блок» государственного аппарата – это прокуратура, полиция, ФСБ, органы оперативно-розыскной деятельности. В известной степени «репрессивная» часть государственного аппарата.

Правоохранительные органы – специальные органы, созданные для обеспечения законности и правопорядка, борьбы с преступностью и иными правонарушениями. То есть в собственном (узком) смысле слова правоохранительные.

Признаки правоохранительной деятельности:

1. Осуществляется не любым способом, а с помощью применения юридических мер воздействия и должна строго соответствовать предписаниям закона.

Правоохранительная деятельность – это деятельность связанная с применением государственного принуждения. И в этом парадокс: правоохранительная деятельность неразрывно связана с ограничением прав . Апофеоз такого ограничения – контртеррористическая операция (пик ограничения прав).

2. Реализуется в установленном законом порядке, то есть с соблюдением определенных юридических процедур .

3. Ее реализация возлагается на специально уполномоченные государственные органы .

Потому что правом применять принуждение обладают специально уполномоченные органы, а не любые.

4. Обязательность решений правоохранительных органов, сопровождаемая возможностью их обжаловать и установлением ответственности государства за вред, причиненный действиями должностных лиц этих правоохранительных органов, и компенсации соответствующего ущерба.

Ст. 11 УПК

Статья 11. Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве

1. Суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав.

2. В случае согласия лиц, обладающих свидетельским иммунитетом, дать показания дознаватель, следователь, прокурор и суд обязаны предупредить указанных лиц о том, что их показания могут использоваться в качестве доказательств в ходе дальнейшего производства по уголовному делу.

3. При наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные статьями 166 частью девятой, 186 частью второй, 193 частью восьмой, 241 пунктом 4 части второй и 278 частью пятой настоящего Кодекса, а также иные меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.



Статья 1069. Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Подходы к понятию правоохранительной деятельности:

Самый узкий подход: правоохранительная деятельность есть только борьба с преступностью

Более широкий: правоохранительная деятельность - это не только борьба с преступностью, но и борьба с административными правонарушениями (включается и деятельность органов, привлекающих к ответственности за административные правонарушения)

Еще более широкий: все вышесказанное + обеспечение общественного порядка

Самый широкий: деятельность по охране права, охрана любого всякого права, когда не допустимы любые и всякие проявления противоправности

Задачи правоохранительной деятельности:

  1. Защита личности, ее прав и свобод.
  2. Защита общества, его материальных и духовных ценностей.
  3. Защита государства, его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.

Правоохранительная деятельность – один из видов государственной деятельности. Ее предназначение – это обеспечение в демократическом обществе режима законности. Цель правоохранительной деятельности – охрана права. Правоохранительная деятельность как средство достижения этой цели, это сама деятельность по надзору и контролю за соблюдением закона, привлечению виновных к ответственности, рассмотрение дел в судах, проведение в жизнь карательных и правовосстановительных мер.

Правоохранительная деятельность как процесс – это планирование, координация и осуществление принятых решений и контроль за их выполнением.

Легального (зафиксированного в нормативном правовом акте) определения правоохранительной деятельности нет. Существует понятие правоохранительной службы:

Ст. 7 ФЗ «О системе государственной службы РФ»

Статья 7. Правоохранительная служба

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина

Понятие правоохранительной деятельности:

Правоохранительная деятельность – такая государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Важен процедурный элемент, так как правоохранительная деятельность неразрывно связано с ограничением прав человека, гарантированных Конституцией.

Возможности права здесь ограничены: в законе невозможно прописать, кто, как и когда будет непосредственно отдавать команды, правоохранительные органы должны быть наделены определенной свободой реагирования.

Структура этих органов, система этих органов, правила работы, координации этих органов – это вопросы не правовые, это вопросы науки управления, работа этого аппарата должна быть эффективной, рациональной. Но известные правовые ограничители в создании, изменении и функционировании этих органов все-таки существуют:

Постановление КС №1-П от 14 января 1992 г. (Министерство безопасности и Министерство внутренних дел были объединены в одно министерство указом Б.Н. Ельцина. Конституционный Суд отменил указ, признав его неконституционным).

Функции правоохранительной деятельности:

  1. Конституционный контроль (Конституционный Суд РФ)
  2. Правосудие (деятельность судов общей юрисдикции и арбитражных судов)
  3. Организационное обеспечение деятельности судов.
  4. Прокурорский надзор.
  5. Выявление и расследование преступлений.
  6. Оказание юридической помощи.

Так как нет легального определения правоохранительной деятельности, нет и легального определения правоохранительного органа. Но с учетом функций правоохранительной деятельности к правоохранительным органам следует отнести:

Учреждения, осуществляющее организационное обеспечение деятельности судов

Прокуратура

Органы и должностные лица, призванные выявлять и расследовать преступления (Следственный комитет при прокуратуре РФ, следственный аппарат МВД, следственный аппарат ФСБ, следственный аппарат ГосНаркоКонтроля)

Органы дознания и органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (Государственная противопожарная служба, Федеральная таможенная служба и т.д.)

Адвокатура, нотариат, частные охранные и детективные агентства (это не правоохранительные органы, а правоохранительные организации, т.к. не принадлежат к государственным органам и не обладают монополией на принуждение)

Принципы правоохранительной деятельности:

  1. Принцип законности (призван подчеркнуть в связи с тем, что эта деятельность связана с правоограничением, что она должна быть введена в строгие рамки закона и соблюдение этого закона принимает принципиальное значение. Правоохранительная деятельность не может выполняться произвольно, вне рамок закона).
  2. «Что не запрещено, то разрешено» (гражданам) «Разрешено только то, что разрешено» (для государственных органов).
  3. Принцип согласованности личных, общественных и государственных интересов.
  4. Принцип соблюдения человеческого достоинства, прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства.
  5. Принцип деполитизации и деидеологизации (силовой блок государственного аппарата вне политики). В демократическом обществе приобретает критический смысл.

Если не можешь стать внешне, кем хочешь, стань внутренне тем, кем должен стать.

Понятие и содержание правоохранительной деятельности, организационные принципы ее осуществления

Правоохранительная деятельность - это осуществление специально уполномоченными государственными органами, должностными лицами и уполномоченными негосударственными организациями правоохранительных функций на основании и в порядке, определенном законом, для обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, духовных и материальных ценностей общества, конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и государственной безопасности.

Правоохранительная деятельность находится в ведении Российской Федерации.

К основным признакам правоохранительной деятельности относится следующее:

  • 1) субъектами правоохранительной деятельности являются специально уполномоченные государственные органы, их должностные лица, а также негосударственные организации, осуществление правоохранительной деятельности которыми санкционировано (разрешено) государством на основании и в порядке, определенном законом;
  • 2) субъекты правоохранительной деятельности наделяются государственно-властными полномочиями, действуют от имени государства или специального правоохранительного органа на основании и в порядке, определяемом законом, негосударственные правоохранительные органы и их должностные лица осуществляют делегированные им государством полномочия на основе устава, зарегистрированного в определенном законодательством порядке;
  • 3) в сфере правоохранительной деятельности правоотношения чаще возникают по инициативе властных субъектов правоохранительной деятельности, иногда - по инициативе подвластных субъектов (например, подача жалобы на неправомерные решения (действия) властного субъекта правоохранительной деятельности);
  • 4) в целях защиты прав, свобод и законных интересов физических лиц властные субъекты правоохранительной деятельности уполномочены применять меры государственного принуждения к правонарушителям;
  • 5) деятельность властных субъектов правоохранительной деятельности основана на конституционных принципах и должна отвечать требованиям законности и справедливости;
  • 6) деятельность субъектов правоохранительной деятельности в целях обеспечения законности и укреплении дисциплины подконтрольна субъектам права в порядке, определяемом законом.

Деятельность правоохранительных органов осуществляется не только на основании конституционных принципов, в ней также используются научно обоснованные организационные принципы в целях упорядочения и согласованности этой деятельности и повышения ее эффективности.

К организационным принципам правоохранительной деятельности относятся:

  • 1) принцип плановости в деятельности правоохранительных органов. Правоохранительные органы разрабатывают комплексные программы борьбы с особо опасными преступлениями, организованной преступностью, по борьбе с терроризмом. Координация деятельности по реализации этих программ возлагается на прокуратуру;
  • 2) принцип объективности требует анализа и учета фактического состояния и развития состояния преступности, причин и условий ее существования и развития, а также определения комплексных государственных мер по ее предупреждению и профилактике;
  • 3) принцип дифференциации (разделения) и фиксации функций и полномочий каждого из правоохранительных органов и их должностных лиц. Данный принцип крайне важен для правильного подбора и расстановки кадров в зависимости от их профессиональной подготовки и опыта работы, а также разработки организационных структур управления в соответствии с имеющимися объективными функциями;
  • 4) принцип научности выражается в применении научных методов и средств сбора, обработки, обобщения и анализа информации о состоянии объекта управления, ее обработки с применением количественных методов на базе электронно-вычислительных машин, а также в выявлении актуальных проблем, формировании приоритетных целей, постановки задач, определения эффективных способов и средств их решения. Этому способствует рациональное правовое закрепление функциональных обязанностей работников, совершенствование структуры служб и подразделений и научная организация труда;
  • 5) принцип рациональности заключается в том, что цели и задачи организации управления правоохранительными органами должны достигаться при наименьших финансовых, ресурсных (силах и средствах) и временных затратах. Цель определяют силы и средства, затрачиваемые на ее достижение. Управление должно быть оптимальным. Критериями эффективности могут быть: время решение задач, затраты, сроки окупаемости, минимум негативных издержек и др. Рациональность управления базируется на разработке научно обоснованных вариантов решений, их сравнении и выборе наилучшего. Основное требование к разработке вариантов решений - обоснование степени вероятности достижения результата в заданных пределах и ответственность за их реализацию. Это обеспечивается правовым регулированием отношений по применению количественных методов при оценке характеристик различных вариантов управленческих решений ;
  • 6) принцип ответственности правоохранительных органов и их должностных лиц за результаты своей работы в целом. Данный принцип обеспечивается нормативно-правовым закреплением полномочий, задач, функций, форм и методов работы. За ненадлежащее исполнение служебных обязанностей должностные лица правоохранительных органов могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности;
  • 7) принцип сочетания единоначалия с коллегиальностью. Смысл данного принципа заключается в том, что в правоохранительных органах чаще всего приходится разрешать комплексные проблемы и руководитель органа принимает управленческие решения с учетом мнения большинства членов коллегии. Решение коллегии, оформленное соответствующим образом, носит рекомендательный характер. Текущее оперативное управление осуществляется руководителем путем принятия единоличных решений, например министром, директором и др.;
  • 8) принцип линейности заключается в том, что руководитель в пределах своих полномочий реализует по отношению к своим подчиненным все полномочия, которыми он наделен в соответствии с законодательством, и персонально несет ответственность за результаты работы своих подчиненных;
  • 9) принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание начал централизации в руководстве с учетом местных условий, например управление муниципальной полицией. В организации управления подразделениями криминальной полиции этот принцип неприемлем, особенно в организации управления подразделениями по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Чтобы исключить влияние органов местного самоуправления, а также органов власти субъектов РФ, созданы региональные управления по борьбе с криминальной преступностью, которые финансируются только из федерального бюджета и подчиняются только по вертикали соответствующему ведомству МВД России;
  • 10) организационный принцип единства и централизации характерен, например, для органов прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности и др.

К специальным принципам организации деятельности правоохранительных органов, которые отражают специфику организации и деятельности отдельных правоохранительных органов (например, органов Федеральной службы безопасности), относятся: принципы конспирации; сочетание гласных и негласных форм деятельности в борьбе с особо опасными преступлениями.

  • По теме «Методологические и организационно-правовые основы применения количественных методов в управленческой деятельности (на примере органов внутреннихдел)» 20.04.1999 г. в Российской академии государственной службы при ПрезидентеРоссии автором была защищена докторская диссертация (на соискания ученой степени д-ра юрид, наук).

Введение

Сегодня в Российской Федерации претворяются в жизнь масштабные задачи, связанные с формированием демократического правового государства, созданием эффективной системы социального управления. В этих целях осуществляются экономическая, административная, судебная, муниципальная и иные реформы.

Вместе с тем, следует отметить, что ошибки, допущенные на начальном этапе реформирования страны, и среди них недооценка фактора преступности, как относительно самостоятельного и специфического социального явления, привели к серьезной криминализации экономики и других сфер жизни общества и государства. Преступность все больше стала приобретать системные свойства и способность реального влияния на общественные отношения, превратилась в одну из опаснейших угроз национальной безопасности и препятствий проводимых в России реформ.

В подобных условиях особую тревогу вызывает состояние деятельности всей правоохранительной системы государства, призванной противостоять преступности, обеспечить законность и правопорядок в стране, которые являются необходимым условием решения стоящих перед обществом и государством задач.

В настоящее время, как никогда, актуальны задачи по выработке государственной стратегии и тактики борьбы с преступностью, поиска принципиально новых, нестандартных подходов к организации правоохранительной деятельности.

Необходима качественно новая постановка приоритетов правоохранительной деятельности, во главу которой поставлены ее естественные цели защиты прав и свобод человека, соответствие объективным потребностям общества, социализация правоохранительной деятельности, отвечающая подлинным ценностям гражданского общества и правового государства.

Понятие и признаки правоохранительной деятельности

До настоящего времени правовая наука не выработала единого подхода к такому ключевому и широко употребляемому в научной литературе и на практике понятию, как «правоохранительная деятельность».

Любопытное объяснение этому факту дает профессор К. Ф. Гуценко. «Данное понятие, - пишет он, имея в виду правоохранительную деятельность, - является сравнительно молодым. Оно введено в юридический обиход всего лишь в конце 50-х - начале 60-х гг. По сравнению с возрастом других терминов и понятий, которыми пользуются юристы, это «младенческий» возраст. Отчасти этим и можно было бы объяснить тот факт, что понятие «правоохранительная деятельность» еще не «устоялось».

По его мнению, под правоохранительной деятельностью следует понимать «государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка» (см. Приложение).

К существенным признакам правоохранительной деятельности относится:

Во-первых, осуществление этой деятельности не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законами. Среди мер юридического воздействия важное место отводится также мерам предупреждения противоправных действий, их профилактике, допускаемой лишь в установленных пределах.

Во-вторых, соответствие применяемых в ходе ее осуществления юридических мер воздействия предписаниям закона или иного правового акта. Только они могут служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание. Орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания.

В-третьих, реализация правоохранительной деятельности в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур. К примеру, приговор суда, назначающий уголовное наказание, освобождающий от него или оправдывающий подсудимого, может быть постановлен только после проведенного судебного разбирательства и всестороннего обсуждения судом всех вопросов, конкретно обозначенных процессуальным законом. Такое обсуждение должно проходить в совещательной комнате, с обеспечением тайны совещания и соблюдением других процедурных правил. Законом установлены свои правила и для разбирательства дел о других правонарушениях.

В любом случае для принятия решения о применении или неприменении юридических мер воздействия предусматриваются устанавливаемые законом конкретные правила, подлежащие обязательному исполнению. Их нарушение может повлечь за собой признание решения незаконным и недействительным.

В-четвертых, возложение реализации правоохранительной деятельности на специально уполномоченные государственные органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими -- о большей части юристами, а также специалистами, обладающими познаниями в других областях. В их распоряжение предоставляются необходимые материальные и технические средства.

Организация и деятельность таких государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе путем установления особых процедурных (процессуальных) правил для решения наиболее ответственных вопросов. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости, принимаемых названными органами решений о применении юридических мер воздействия, направленных на охрану права от уже допущенных или предполагаемых нарушений.

Основными направлениями правоохранительной деятельности являются:

осуществление правосудия;

организационное обеспечение деятельности судов;

уголовно-исполнительная деятельность;

прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры;

деятельность по выявлению и расследованию преступлений: предварительное следствие, дознание, оперативно-розыскная деятельность;

нотариальные действия;

юридическая помощь и защита по уголовным делам (оказание юридических услуг).

8) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

В литературе упоминается и об иных направлениях правоохранительной деятельности:

судопроизводство (уголовный процесс); обеспечение безопасности; охрана общественного порядка.

Ответы на вопросы о понятии, сущности и основных признаках правоохранительной деятельности, очевидно, следует искать не в сложившихся традиционных представлениях, а в самой правоохранительной деятельности как специфической социальной деятельности, осуществление которой обусловлено объективными потребностями жизнедеятельности общества.

Исследование сущности правоохранительной деятельности должно охватывать всю структуру этого вида социальной деятельности, т.е. ее целевое предназначение как проекцию на конкретные потребности общества именно в этом виде деятельности, процесс и личностный стиль осуществления, используемые при этом формы, методы, средства, конечные результаты.

Деятельностный подход, взятый за основу рассмотрения сущности правоохранительной деятельности, позволяет рассмотреть ее:

Как специфический вид человеческой деятельности, реализуемой в интересах жизнеобеспечения социума посредством специальных механизмов: правовых, моральных, психологических, организационных;

Как институализированный специфический вид человеческой деятельности, являющийся результатом естественноисторического профессионального разделения труда, связанного с формированием различных сфер жизнедеятельности общества и соответствующих институтов по управлению ими;

Как специфический вид предметной человеческой деятельности, границы, формы и методы, осуществления которой определены государством, выступающим в качестве субъекта правовой регламентации компетенции и предметов ведения (например, федеральные органы правоохранительной деятельности и соответствующие органы субъектов федерации).

Многоаспектность качественного проявления сущности правоохранительной деятельности делает ее объектом научного изучения различными отраслями права (конституционного, уголовного, уголовно-процессуального, административного и д.р.), социологией, психологией, теорией управления и т.д. Это предопределяет необходимость комплексного, междисциплинарного подхода к изучению правоохранительной деятельности, системное осмысление ее сущностных проявлений.

Такой подход должен охватывать, во-первых, общенаучные методологические (в том числе и на философском уровне) принципы исследования правоохранительной деятельности, во-вторых, методологию и конкретные методы ее исследования с позиции тех наук и научных дисциплин, предметом которых является правоохранительная деятельность во всем многообразии своих проявлений, в-третьих, специальные методы исследования, обеспечивающие предметное рассмотрение правоохранительной деятельности, в том числе ее оценку и измерение ее эффективности с помощью количественных методов.

Использование системного подхода позволяет рассмотреть правоохранительную деятельность как образование, имеющее внутреннее строение и иерархию образующих элементов.

Правоохранительная деятельность имеет не только сложные и многогранные цели, задачи и функции, но и довольно сложную структуру. Она может быть классифицирована на ряд относительно укрупненных групп, образований, направлений. Это, например, борьба с преступностью в целом, с организованной преступностью, с экономической преступностью, оперативно-розыскная деятельность, следственная деятельность, борьба с нарушениями правил дорожного движения, борьба с административными правонарушениями, деятельность по профилактике правонарушений, борьба с противопожарной безопасностью, укрепление общественного порядка и ряд других направлений. Каждый из них имеет важное значение и в известной мере относительно самостоятельный характер.

Характер правоохранительной деятельности в силу широты и особенностей целей, задач и функций обусловливает активные действия не только специализированных органов и служб, но и многих других государственных органов (не только правоохранительного характера), осуществляющих различные государственные функции - экономические, социально-культурные, экологические, финансовые, в области здравоохранения, а также таможенные, налоговые и ряд других.

Не может быть государственного органа, который бы не был заинтересован в качественной правоохранительной деятельности и не способствовал ей, даже если его компетенция на первый взгляд далека от этого.

Изложенное позволяет сделать несколько общих выводов, касающихся общетеоретической постановки проблемы правоохранительной деятельности.

Во-первых, в связи с коренными политическими и социальными преобразованиями, рыночной трансформации экономики, ранее сложившиеся в науке определения (понятия) правоохранительной деятельности сегодня не отражают как происходящие в правовой сфере изменения, так и сложноорганизованную природу самой структуры этой деятельности. Поэтому сегодня правоохранительная деятельность не вписывается в традиционные представления и приобретает новое адекватное его богатству и сложности социальное содержание и направленность.

Во-вторых, в ходе рассуждения о данной теме мы получили более развернутое определение правоохранительной деятельности, где данная деятельность представляет собой опирающиеся на устои законности и правопорядка функции по охране прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка, конституционного строя РФ от преступных посягательств и правонарушений, а также предупреждение (профилактика) преступлений, где данные функции присущи государственным органам и общественным объединениям (организациям).

Можно говорить о правоохранительной деятельности в широком и узком смыслах.

В широком смысле - это деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок.

В узком смысле - это деятельность специально управомоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме, в соответствии с компетенцией того или иного органа.

Таким образом, в целом можно сделать вывод, что правоохранительная деятельность затрагивает интересы всех граждан и общностей, имеет высокую общественную значимость, оказывает существенное влияние на формирование социально-политического и социально-психологического климата.