Прогнозный план программа приватизации муниципального имущества. Установленный порядок приватизации муниципального имущества

Каждому гражданину России предоставляется возможность один раз в своей жизни получить в частную собственность какое-либо государственное или муниципальное имущество.

При этом порядок приватизации муниципального имущества включает в себя массу особенностей и тонких моментов, которые могут сильно повлиять на окончательное решение, однако большинство людей не знает всех этих юридических тонкостей, что часто приводит к возникновению различных проблем и задержек.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Именно поэтому лучше всего заранее разобраться в том, какой законодательством установлен порядок приватизации муниципального имущества и с чем можно столкнуться при проведении этой процедуры.

Основное понятие

Понятие «приватизация» уже достаточно давно известно гражданам России, так как данная практика начала использоваться здесь еще с 1990 года. Если говорить более точно, государственные предприятия начали активно передаваться в частную собственность с 1992 года, когда произошел окончательный распад Советского Союза.

Данное понятие можно трактовать по-разному. Более узкое объяснение предусматривает проведение процедуры бесплатной передачи жилых помещений в собственность граждан, но на практике приватизация муниципального и государственного имущества не ограничивается только различным жильем.

В частности, государство может передавать физическим и юридическим лицам всевозможные предприятия, нежилые постройки, культурные достояния и в принципе любые виды имущества, за исключением тех, которые по закону могут принадлежать исключительно государству.

Общий порядок приватизации муниципального имущества

Процедура приватизации включает в себя несколько этапов, каждый из которых включает в себя несколько особенностей и важных юридических тонкостей.

Главные условия

Сама по себе приватизация осуществляется для достижения следующих целей:

Процедура приватизации должна основываться на полном равенстве между покупателей, а также абсолютной открытости работы органов местного самоуправления. В качестве покупателей такой собственности могут выступать любые юридические или физические лица, но при этом приватизировать какие-либо государственные активы запрещено для муниципальных предприятий и учреждений, а также всевозможных организаций, уставной капитал которых более чем на четверть состоит из государственных активов.

Данные ограничения не распространяются на тех граждан, которые являются собственниками различных объектов недвижимости, которые находятся на государственных земельных участках, но не являются самовольной постройкой.

В качестве продавца муниципальной собственности выступает областная администрация, от лица которой действовать будет группа лиц, входящих в Комитет по управлению имуществом (данный комитет также должен выступать в качестве организатора торгов)

Прогнозный план

Прогнозный план устанавливается в соответствии с решением Правительства РФ на срок 1-3 года. В данном плане обязательно указывается, для каких целей и в каком направлении должна проводиться процедура приватизации, а также указываться прогноз того, что именно прогнозируется достичь в плане внесения каких-либо структурных изменений экономики и конкретных ее отраслей.

Также прогнозный план обязательно должен включать в себя полный перечень государственных предприятий или акционерных обществ, находящихся в муниципальной собственности, а также любого другого имущества, которое будет предоставлено частным лицам в процессе приватизации на протяжении указанного промежутка времени.

Акции различных стратегических АО или стратегические предприятия должны включаться в составленный прогнозный план только после того, как соответствующее решение пример Президент России.

Разработка данного плана осуществляется в полном соответствии с тем направлением, в котором работает внутренняя политика России и которое устанавливает Президент. При этом обязательно указывается примерный прогноз социально-экономического развития страны, а также задачи, программы и другие решения, принятые правительством на указанный промежуток времени.

Детали

В качестве основных объектов приватизации зачастую рассматриваются следующие виды имущества:

  • , за исключением тех, на которых находятся какие-либо постройки или имущественные комплексы;
  • государственный резерв;
  • природные ресурсы;
  • имущество, которое находится в собственности государства, но при этом расположено за границей;
  • объекты в различных ситуациях, предусмотренных в соответствии с международными договорами России;
  • объекты, передающиеся в собственность некоммерческим организациям, сформированным в процессе преобразования государственных учреждений;
  • имущество, имеющее религиозное или культовое значение;
  • объекты, которые предоставляются частным лицам по причине решения суда;
  • ценные бумаги, передающиеся в случае появления права требования их выкупа со стороны ОАО.

При этом стоит отметить, что в соответствии с законодательством запрещается приватизировать объекты, относящиеся к имуществу, недоступному для запуска в оборот, а также те, которые могут по закону принадлежать только государству.

В качестве субъектов приватизации рассматривается юридическое или физическое лицо, покупающее определенное жилье или другое государственное имущество, а также владельцы различных муниципальных и федеральных объектов

Функции их являются следующими:

  • власти страны проводят утверждение прогнозного плана, в соответствии с которым федеральные объекты будут приватизироваться в течение ближайшего года;
  • выносятся соответствующие законодательные акты, подробно расписывающие особенность проведения процедуры приватизации;
  • обеспечивается контроль над работой исполнительного органа, связанной с вопросами передачи федеральной и муниципальной собственности;
  • принимается решение о необходимости приватизации государственного имущества;
  • в государственные структуры предоставляется проект прогнозного плана, а также предварительные отчеты о проведении приватизации;
  • осуществляется подготовка приватизации с дальнейшей передачей государственного имущества для реализации;
  • публикуются основные условия приватизации;
  • российский фонд занимается передачей объектов в частную собственность;
  • осуществляется оценка всего государственного имущества;
  • оформляется договор купли-продажи;
  • подготавливается бухгалтерская и статистическая отчетность по всем финансам, которые были переведены в бюджет за счет реализации государственного имущества.

Государственный контроль

В соответствии с приватизация муниципальных объектов предусматривает получение новым владельцем постоянного права собственности на них. Данная возможность предусматривается только в случае полной продажи недвижимости в пользу юридических или физических лиц, включая как частичную оплату, так и безвозмездное их предоставление.

Основываясь на действующем федеральном законодательстве, данная процедура представляет собой отчуждение права собственности в пользу заинтересованного лица, что говорит о том, что сама по себе она должна быть безвозмездной.

Данная практика является выгодной для государства за счет того, что далеко не всегда используется вся имеющаяся недвижимость, вследствие чего некоторые из них могут не только не использоваться по прямому назначению, но и являться убыточными для своего владельца.

За счет проведения приватизации государство не только обеспечивает дополнительный приток средств в свой бюджет, но в дальнейшем еще и начинает получать налоги, которые платит новый владелец имущества за его использование.

Главная суть данной процедуры заключается в том, что за счет ее проведения обеспечивается замедление или сокращение имеющихся темпов расширения экономики государства, и при этом растет доля частных секторов. В процессе проведения приватизации частные лица получают полный или частичный контроль над какой-либо государственной собственностью, что дополнительно позволяет увеличить конкурентоспособность экономики России, а также более эффективно использовать имеющуюся недвижимость.

Таким образом, приватизация представляет собой трансформацию уже имеющегося у государства недвижимости и ее эксплуатацию в соответствии с первоначально заложенным назначением. Также приватизация позволяет улучшить жилищные условия для населения, а также предоставить возможность государству задействовать различные социальные программы, призванные помочь людям льготных категорий.

Как определяется

Информация о проведении приватизации в обязательном порядке публикуется продавцом на специализированных информационных бюллетенях, а также других средствах массовой информации. Данная процедура должна быть проведена как минимум за 45 дней до того, как указанное имущество будет реализовано.

В процессе продаж акций различных акционерных обществ, сформированных в процессе приватизации, обязательно должна указываться следующая информация:

  • какое количество сотрудников работает в данном обществе;
  • какая у него площадь;
  • особенные характеристики недвижимости и наличие каких-либо обременений, возложенных на него;
  • наличие каких-либо обременений, связанных с перепродажей акций данного общества;
  • наличие у общества обязательств перед государством;
  • основная номенклатура продукции;
  • условия, на которых осуществляется реализация данного общества;
  • в каком порядке покупатели должны осведомляться о другой информации, связанной с данным объектом;
  • есть ли ограничения на приобретение имущества для граждан других стран или каких-либо юридических лиц, в числе учредителей которых присутствуют иностранные граждане.

В конечном итоге имущество продается тому покупателю, который смог в процессе рассмотрения конкурса предложить максимальную стоимость за указанное имущество, если он при этом соответствует всем социальным или инвестиционным условиям. Если в качестве объекта приватизации рассматриваются какие-либо акции ОАО, то в таком случае победитель конкурса имеет право голосовать по ним по своему усмотрению еще до того, как они перейдут в его собственность.

Помимо всего прочего, при продаже муниципального или государственного имущества в инвестиционных условиях может присутствовать требование о необходимости проведения покупателем реконструкции, покупки оборудования конкретных видов или других видов модернизации производства.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

08.02.2018
События. ЦБ подрегулировал словарь. В программном документе Банка России появились новые понятия. Вчера был обнародован программный документ Банк России, описывающий планы по развитию и применению новых технологий на финансовом рынке на ближайшие годы. Основные идеи, понятия и проекты так или иначе регулятором уже анонсировались. При этом ЦБ вводит и раскрывает новые термины, в частности, RegTech, SupTech и «сквозной идентификатор». Эксперты отмечают, что эти направления уже давно и успешно развиваются в Европе.

08.02.2018
События. Госдума выписала капиталу пропуск в Россию. Однократную амнистию бизнеса решено повторить. Госдума России приняла в среду в первом, а спустя несколько часов - и во втором чтении инициированный Владимиром Путиным пакет законопроектов о возобновлении амнистии капиталов. Новый акт «прощения» объявлен вторым этапом кампании 2016 года, которая подавалась тогда как однократная и была фактически проигнорирована бизнесом. Поскольку привлекательности у российской юрисдикции и доверия к ее правоохранителям за прошедшие два года не прибавилось, сейчас ставка сделана на тезис о том, что капиталы в страну надо возвращать потому, что за рубежом им хуже, чем в России.

07.02.2018
События. Контроль и надзор подгоняют по фигуре. Бизнес и власти сверили подходы к реформе. Итоги и перспективы реформы контрольно-надзорной деятельности обсудили вчера представители бизнес-сообщества и регуляторов в рамках «Недели российского бизнеса» под эгидой РСПП. Несмотря на снижение числа плановых проверок на 30%, бизнес жалуется на административную нагрузку и призывает власти оперативнее реагировать на предложения предпринимателей. Правительство, в свою очередь, планирует заняться пересмотром обязательных требований, реформой КоАП, цифровизацией и приемом отчетности в режиме «одного окна».

07.02.2018
События. Эмитентам добавят прозрачности. Но инвесторы ждут дополнений по собраниям акционеров. Московская биржа готовит изменения в правила листинга для эмитентов, чьи акции находятся в высших котировальных списках. В частности, компании обяжут создавать на своих сайтах специальные разделы для акционеров и инвесторов, ведение которых будет контролироваться биржей. Крупные эмитенты уже удовлетворяют этим требованиям, однако инвесторы считают важным эти обязанности закрепить в документе. Кроме того, по их мнению, бирже стоит обратить внимание на раскрытие информации к собраниям акционеров, что является наиболее болезненным вопросом во взаимоотношениях эмитентов и инвесторов.

07.02.2018
События. ЦБ России вчитается в рекламу. Финансовый регулятор нашел новое поле для надзора. Добросовестность финансовой рекламы скоро начнет оценивать не только Федеральная антимонопольная служба, но и ЦБ. С этого года в рамках поведенческого надзора Банк России будет выявлять рекламу финансовых компаний и банков, содержащую признаки нарушений, и сообщать об этом в ФАС. Если банки будут получать не только штрафы от ФАС, но и рекомендации ЦБ, это может изменить ситуацию с рекламой на финансовом рынке, считают эксперты, но порядок применения надзорных мер ЦБ в новой сфере пока не описан.

06.02.2018
События. Не по акценту, а по паспорту. Иностранные инвестиции под контролем россиян останутся без международной защиты уже весной. Законопроект правительства, лишающий вложения подконтрольных россиянам зарубежных компаний и лиц с двойным гражданством защиты закона об иностранных инвестициях, в частности, гарантий свободы вывода прибыли, будет принят Госдумой России уже в начале марта. Документ не признает иностранными и инвестиции через трасты и иные доверительные институты. Подконтрольные россиянам структуры, вкладывающиеся в стратегические активы в РФ, Белый дом по-прежнему готов считать иностранными инвесторами - но для них это, как и ранее, означает только необходимость согласования сделок с комиссией по иностранным инвестициям.

06.02.2018
События. Госструктурам не даются банки. ФАС России намерена ограничить экспансию госсектора на финансовом рынке. Федеральная антимонопольная служба разработала предложения об ограничении покупок банков государственными структурами. ФАС планирует внести поправки в закон «О банках и банковской деятельности» и сейчас прорабатывает их с Центробанком (ЦБ). Исключение могут составить санация банков, обеспечение доступности банковских услуг на нуждающихся в этом территориях, а также вопросы безопасности страны. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина уже поддержала данную инициативу.

06.02.2018
События. Аудиту онлайн дали шанс. ФРИИ готов поддержать дистанционные проверки. Аудит в режиме онлайн, до сих пор являвшийся побочной ветвью этого бизнеса, которым занимались преимущественно недобросовестные компании, получил поддержку на государственном уровне. Фонд развития интернет-инициатив инвестировал в компанию «АудитОнлайн» 2,5 млн руб., таким образом признав перспективность данного направления. Однако участники рынка уверены, что законного будущего у онлайн-аудита нет - дистанционные проверки противоречат международным стандартам аудита.

05.02.2018
События. От законных сделок рекомендовано воздержаться. ЦБ России счел «скрытое доверительное управление» неэтичным. Банк России предостерегает профучастников от использования некоторых популярных, но не вполне этичных по отношению к клиентам практик на фондовом рынке. Описанные в письме регулятора схемы лежат в законной плоскости, поэтому ЦБ ограничился рекомендациями. Но фактически регулятор обкатывает применение мотивированного суждения, право на использование которого законодательно пока не утверждено.

05.02.2018
События. В поглощении будет меньше занимательного. ЦБ России стимулирует банки сокращать кредитование сделок M&A. Идея ЦБ стимулировать банки кредитовать не сделки по слиянию и поглощению компаний, а развитие производства обретает конкретные черты. Первым шагом может стать указание банкам формировать повышенные резервы под кредиты, выдаваемые на сделки M&A. По мнению экспертов, это сократит подобное кредитование, но чтобы банковские ресурсы пошли на развитие производства, потребуются дополнительные стимулирующие меры.

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества

Закон о приватизации предусматривает, что прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества ежегодно утверждается Правительством РФ. Этот акт содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества, которые планируется приватизировать в соответствующем году. В нем должны приводиться характеристика данного имущества и предполагаемые сроки приватизации.

Акции стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия включаются в прогнозный план по решению Президента РФ. Акции ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок включаются в прогнозный план на основании федерального закона.

Порядок разработки прогнозного плана утверждается Правительством РФ. Предложения о включении в него находящихся в федеральной собственности предприятий и акций акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, иного имущества направляют федеральные органы исполнительной власти. Такие предложения могут быть направлены также органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.

Утвержденный прогнозный план направляется в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в составе прилагаемых к нему документов. Отчет о выполнении прогнозного плана ежегодно, до 1 мая, представляется в Государственную Думу Правительством РФ.

1. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества утверждается Правительством Российской Федерации на срок от одного года до трех лет.

В прогнозном плане (программе) приватизации федерального имущества указываются основные направления и задачи приватизации федерального имущества на плановый период, прогноз влияния приватизации этого имущества на структурные изменения в экономике, в том числе в конкретных отраслях экономики, характеристика федерального имущества, подлежащего приватизации, и предполагаемые сроки его приватизации.

2. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем периоде.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Внесение находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в результате преобразования федеральных государственных унитарных предприятий, в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ осуществляется без внесения изменений в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период в соответствии с принятыми в установленном порядке решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Акции стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества после принятия Президентом Российской Федерации решения об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических предприятий.

4. Акции открытого акционерного общества "Газпром", Российского акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России", открытого акционерного общества, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также являющиеся субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области управления железнодорожным транспортом федеральные государственные унитарные предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на основании федерального