Как подтвердить финансовые ресурсы для исполнения контракта. Об установлении дополнительных требований к участникам закупки работ по строительству особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства

Финансовые ресурсы для исполнения контракта - это один из критериев оценки участников закупок. Из статьи узнаете как поставщику подтвердить, что финансовые ресурсы компании достаточны для выполнения обязательств госконтракта.

Общие положения

Прежде чем перейти к вопросу, как подтвердить финансовые ресурсы для исполнения контракта, разберемся с основными понятиями. Во время выбора поставщика, который сможет исполнить контракт, ресурс, в том числе и финансовый, — крайне важный аспект для заказчика. Если участник переоценил свои силы, он не сможет выполнить контракт или выполнит его некачественно. Поэтому закон позволяет заказчикам установить (ст. 31 44-ФЗ) — наличие у поставщика достаточных возможностей для исполнения контракта. Установить его можно при проведении аукционов, а также двухэтапных конкурсов, закрытых с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов

Информация о том, что установлено дополнительное требование, должна быть отражена в извещении и документации о торгах.

Наличие денежных ресурсов может также рассматриваться в контексте критерия оценки заявок. закрепляет, что такое условие относится к нестоимостным При этом, заказчиком в документации обозначается величина каждого критерия оценки, а также расчет суммарного количества по всем выставленным критериям.

Как подтвердить, что финансов достаточно

Документ, подтверждающий финансовые ресурсы для исполнения контракта, должен свидетельствовать о наличии денежной стабильности организации, которая участвует в торгах.

К таким документам можно отнести:

При этом следует иметь ввиду, что бухгалтерская отчетность конкретной организации зависит от применяемой ею системы налогообложения (общая и упрощенная). При «упрощенке» в состав заявки включаются документы о применении такой системы налогооблажения.

Единые требования ко всем участникам установлены в части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).

Специальные (дополнительные) требования к участникам закупок устанавливает Правительство РФ (ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). В настоящее время такие требования определяет постановление Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99 (далее - Дополнительные требования).

Заказчик обычно дублирует общие и специальные требования в извещении о закупке. При этом он не вправе их менять или устанавливать свои (ч. 6, 7 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Если он нарушает это правило, то заинтересованное лицо может обжаловать закупку .

Однако есть одно исключение - заказчик вправе установить требование об отсутствии информации об участнике в реестре недобросовестных поставщиков.

Более того, заказчик вправе установить в извещении о закупке требование и об отсутствии информации в реестре об учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа участника (ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

Отсутствие информации в реестре недобросовестных поставщиков - единственное требование, которое может установить заказчик по своему усмотрению. Все остальные требования к участникам определены нормативно.

Каким общим требованиям должен отвечать участник закупок

К общим требованиям относятся следующие.

1. Участник закупки должен соответствовать требованиям, которые устанавливает закон к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Это, например, требования о наличии лицензии на право заниматься определенным видом деятельности, свидетельства саморегулируемой организации о допуске к выполнению определенных работ и т. п.

Заказчик должен продублировать соответствующие требования закона в извещении о закупке. Это актуально, например, в случае, если он проводит аукцион на право заключить контракт на проведение медицинского осмотра. В такой ситуации закупочная документация должна содержать условие об обязанности участника предоставить копию действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности с выполнением работ (услуг) по проведению медицинских осмотров предварительных и периодических (п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Участник либо заинтересованное лицо вправе обратиться с жалобой в антимонопольный орган или суд, если вопреки требованиям закона в документации:

  • установлены чрезмерные требования о предоставлении документов (например, заказчик установил требование о предоставлении лицензии на обезвреживание и размещение отходов, хотя объектом закупки является утилизация медицинских отходов, которая лицензированию не подлежит (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 июня 2015 г. № Ф09-3055/15 по делу № А60-46644/2014)).

Вправе ли заказчик в закупочной документации установить требование о том, что лицензия участника должна быть действительна в течение всего времени действия контракта?

Нет, такое требование неправомерно.

Если срок действия лицензии оканчивается, например, во время проведения работ по контракту, участник может ее продлить (постановления ФАС Московского округа от 18 марта 2011 г. № КА-А40/570-11 по делу № А40-33098/10-119-167, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2015 г. № 13АП-17131/2015, 13АП-17128/2015 по делу № А21-826/2015).

Однако если срок действия лицензии истекает до заключения контракта, то заказчик вправе отклонить заявку такого участника (письмо Минэкономразвития России от 6 апреля 2015 г. № Д28и-898, решение ФАС России от 13 августа 2015 г. № КГОЗ-358/15).

Участник не имеет лицензии, требуемой в документации о закупке. Достаточно ли того, что лицензия есть у субподрядчика, которого участник намерен привлечь к исполнению контракта (документация о закупке допускает такое привлечение)?

Да, достаточно.

Такой вывод следует из судебной практики. Так, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа признал незаконным отклонение заявки предпринимателя из-за отсутствия требуемой лицензии (постановление от 27 мая 2015 г. № Ф04-17596/2015 по делу № А03-11846/2014). Основанием послужили следующие факты:

  • документация об аукционе допускала привлечение субподрядчика;
  • предприниматель приложил к заявке копию лицензии субподрядчика;
  • предприниматель заключил договор (копия приложена к заявке) с субподрядчиком на выполнение работ, лицензия на которые у него отсутствовала.

2. Участник не является банкротом, в отношении него не должно быть открыто конкурсное производство или запущена процедура ликвидации (п. 3 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Участник является банкротом, если в отношении него суд вынес соответствующее решение, вступившее в законную силу, и открыл конкурсное производство.

3. На дату подачи заявки деятельность участника не должна быть приостановлена (п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Это требование означает, что суд (а в случаях, установленных в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ, должностные лица Ростехнадзора) не назначил участнику наказания в виде приостановления деятельности.

4. Участник не должен иметь недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам за прошедший финансовый год, размер которых превышает 25 процентов балансовой стоимости активов участника (п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Исключения составляют суммы задолженности, в отношении которых:

  • предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит;
  • проведена реструктуризация;
  • вступило в законную силу решение суда о признании обязанности участника по уплате этих сумм исполненной;
  • принято решение о признании их безнадежными ко взысканию.

Участник соответствует требованию, если он подал заявление об обжаловании недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в закупке не принято.

5. Участник закупки - физическое лицо либо руководитель участника закупки, члены коллегиального органа или главный бухгалтер юридического лица не должны иметь судимость за преступления в сфере экономики (исключение составляет снятая или погашенная судимость) (п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).Кроме того, указанные лица не должны быть дисквалифицированы, лишены права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с объектом закупки.

Внимание! Судимость должна отсутствовать у всех перечисленных лиц. В ином случае заказчик вправе отклонить заявку.

Несмотря на то что в пункте 7 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ указан союз «или», заказчик может рассматривать отсутствие в заявке сведений, например о главном бухгалтере, как сокрытие информации. Косвенно такой вывод подтверждает решение Восьмого апелляционного суда. В рассмотренном деле участник не представил сведения о судимости главного бухгалтера. Заказчик на этом основании отклонил вторую часть заявки. Суд признал действия заказчика неправомерными в связи со следующим. Использование в законе союза «или» не позволяет однозначно толковать обязанность участника отразить в заявке информацию об отсутствии судимости как у руководителя, так и у главного бухгалтера. Однако суд принял во внимание тот факт, что у участника руководитель самостоятельно ведет бухучет. Значит, участник не скрыл от заказчика какие-либо сведения (постановление от 9 ноября 2015 г. № 08АП-11052/2015 по делу № А75-3228/2015).

6. Участник должен обладать интеллектуальными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик получает права на них (п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).Исключение составляют случаи, при которых заключается контракт на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.

Несмотря на то, что данное требование специфично, заказчик его автоматически включает в извещение о проведении закупки.

7. У участника не должно быть конфликта интересов с заказчиком (п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).К конфликту интересов относят брак и родственные связи между:

  • руководителем, членом комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим заказчика и
  • руководителями, членами органов управления, учредителями, выгодоприобретателями юридического лица - участника закупки или физического лица (в т. ч. зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) - участника закупки.

Выгодоприобретатели - это физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10 процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10 процентов в уставном капитале хозяйственного общества.

8. Участник закупки не должен быть офшорной компанией (п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

Это значит, что участник не должен быть зарегистрирован в государстве или на территории, которые включены в перечень офшорных зон. Перечень таких зон установлен в приказе Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 108н.

Каким специальным требованиям должен отвечать участник закупки

В настоящее время действуют Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляют путем проведения:

  • конкурсов с ограниченным участием, то есть конкурсов, в которых участники проходят предквалификационный отбор (ч. 1 ст. 56 Закона № 44-ФЗ);
  • двухэтапных конкурсов, то есть конкурсов, которые проходят в два этапа и победителем признается участник, принявший участие в обоих этапах и предложивший наилучшие условия во втором (ч. 1 ст. 57 Закона № 44-ФЗ);
  • закрытых конкурсов с ограниченным участием, то есть конкурсов, в которых заказчик направляет информацию об их проведении ограниченному кругу лиц, а победителем признает участника, который прошел предквалификационный отбор и предложил лучшие условия (ч. 10 ст. 85 Закона № 44-ФЗ);
  • закрытых двухэтапных конкурсов, то есть конкурсов, в которых заказчик направляет информацию об их проведении ограниченному кругу лиц, а победителем признает участника, который предложил лучшие условия по результатам второго этапа (ч. 14 ст. 85 Закона № 44-ФЗ);
  • закрытых аукционов, то есть аукционов, в которых заказчик направляет информацию об их проведении ограниченному кругу лиц, а победителем признает участника, который предложил наиболее низкую цену (ч. 1, 6 ст. 86 Закона № 44-ФЗ).

К ним относятся, например, требования к наличию:

  • финансовых ресурсов для исполнения контракта;
  • необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В течение какого срока участник должен соответствовать требованиям

Участник должен соответствовать всем перечисленным требованиям с момента подачи заявки и до заключения контракта.

Заказчик может отстранить от участия в закупке на любом этапе до момента заключения контракта, если участник:

  • не соответствует требованиям или
  • предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия.

Такой вывод следует из части 9 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Однако после того, как контракт будет заключен, участник может, например, приобрести задолженность по налогам безо всяких негативных последствий для себя (определение Верховного суда РФ от 17 декабря 2014 г. № 67-АПГ14-14).

Если организация (предприниматель) соответствует предъявляемым требованиям, располагает необходимыми материальными ресурсами, производственными мощностями и кадровыми резервами для выполнения обязательств по закупке, то она может принять участие в проведении закупки.

Закон о контрактной системе предъявляет к участнику госзакупок восемь основных требований, которым он обязан соответствовать, если хочет стать поставщиком. Эти требования прямо перечислены в законе № 44-ФЗ. Но в определенных случаях к участникам закупки предъявляются дополнительные, более жесткие требования.

Хотите узнать больше? Пройдите дистанционный онлайн-курс .

4 февраля постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 утверждены дополнительные требования к участникам закупок отдельных товаров, работ, услуг.

Если товары, работы или услуги (ТРУ) относятся к технически или технологически сложным, а также инновационным, высокотехнологичным или специализированным, то выполнить такой госзаказ могут только поставщики, подрядчики или исполнители, имеющие необходимый уровень квалификации. При этом они должны иметь документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям.

В перечне приводятся 6 случаев:

  1. Выполнение работ по проектированию, сооружению и выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергии
  2. Выполнение работ по обращению с ядерными материалами, отработавшим ядерным топливом, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, в том числе при их использовании, переработке, транспортировании, хранении, захоронении и утилизации
  3. Выполнение работ по конструированию и изготовлению оборудования, применяемого на объектах использования атомной энергии
  4. Выполнение работ по ремонту вооружения и военной техники ядерного оружейного комплекса
  5. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, в случае если НМЦК для государственных нужд превышает 150 млн. руб. и НМЦК для муниципальных нужд превышает 50 млн. руб.
  6. Оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если НМЦК превышает 500 000 руб.

При проведении открытого аукциона, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием и закрытого двухэтапного конкурса заказчик обязан прописать дополнительные требования в конкурсной или аукционной документации, если предметом закупки являются:

  1. Работы по сохранению объектов культурного наследия, по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ и т п.
  2. Строительные работы, включенные в код 45 ОКПД ОК 034-2007 (кроме разведочных буровых работ), если НМЦК превышает 10 млн. руб.
  3. Оказание транспортных услуг, связанных с выполнением воинских морских и речных перевозок.

В постановлении № 99 определен перечень документов, которыми участник может подтвердить свое соответствие установленным требованиям.

При выполнении строительных работ (НМЦК превышает 10 млн. руб.) достаточно копий документов, например, исполненного контракта и акта выполненных работ. А вот при оказании транспортных услуг, связанных с воинскими морскими перевозками — нужно предоставить оригиналы, например, свидетельство о соответствии судна, перевозящего опасные грузы, специальным требованиям.

Обратите внимание, что постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 объединяет в себе положения некоторых НПА, на основании которых ранее заказчики могли предъявить дополнительные требования к участникам в отдельных закупках. Например, постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089, от 28.12.2006 № 813 теперь утрачивают силу.

Дополнительные требования к участникам закупок отдельных товаров, работ, услуг вступают в силу уже 17 февраля 2015 г.

Вебинар в Школе электронных торгов.

В части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством РФ дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны со своей стороны устанавливать такие дополнительные требования.

Из этой статьи вы узнаете:

  • какие дополнительные требования к участникам процедур могут быть установлены;
  • нарушения заказчиков, которые выявляет ФАС России;
  • неустановление доптребований при выполнении строительных работ;
  • неустановление доптребований к закупкам свыше 10 млн руб.;
  • неустановление доптребования к участникам электронного аукциона;
  • неустановление группы строительных работ для подтверждения соответствия;
  • практические примеры ненадлежащего исполнения требований контракта.

Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство РФ имеет право устанавливать определения поставщиков, в т. ч. к наличию:

  • финансовых ресурсов для исполнения контракта;
  • опыта работы, связанного с предметом контракта, деловой репутации; оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта на праве собственности или ином законном основании;
  • необходимого количества специалистов и определенного уровня квалификации.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее — Постановление № 99) заказчики устанавливают следующие дополнительные требования к участникам закупок:

  • наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих работ не менее трех лет до даты подачи заявки на участие.

При этом стоимость ранее исполненного контракта должна составлять не менее 20% НМЦ контракта, на право заключить который проводится закупка.

Для подтверждения соответствия указанному требованию участнику достаточно представить в составе заявки на участие в закупке копию контракта, акт выполненных работ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в Постановлении № 99).

Заявка на участие в закупке может содержать такие документы, как копии нескольких контрактов, акты выполненных работ, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Однако обязательным является наличие в составе заявки хотя бы одного контракта (договора) стоимостью не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка. Наличие такого контракта, а также акта выполненных работ и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является условием допуска к участию в соответствующей закупке.

Неустановление доптребований при выполнении строительных работ

В письме Минэкономразвития России от 21.05.2015 № Д28и-1287 указано, что закупка строительных работ, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) ОКПД, с НМЦК свыше 10 млн руб. должна осуществляться путем проведения электронного аукциона с обязательным установлением дополнительного требования в соответствии с п. 2 приложения № 1 к Постановлению № 99.

Вместе с тем нередко встречаются ситуации, когда заказчиком в аукционной документации на закупку строительных работ (если НМЦК превышает 10 млн руб.) не устанавливаются дополнительные требования к участникам закупок, несмотря на прямое указание закона о том, что это обязанность, а не право заказчика.

Неустановление доптребований к закупкам свыше 10 млн руб.

При рассмотрении дела от 01.06.2015 № П-339/15 Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок установлено, что согласно извещению об аукционе: код по ОКПД 45.23.11.190; НМЦК составляет 1 205 930 093,81 руб.

При этом в документации об аукционе заказчиком не были установлены дополнительные требования к его участникам в соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, что нарушает требования законодательства.

Примером аналогичного нарушения также может послужить дело от 24.07.2015 № П-489/15, в рамках которого выявлено, что извещение об аукционе содержит следующие сведения: код по ОКПД — 45.45.13.190; НМЦК — 89 935 669,16 руб.

Неустановление группы строительных работ для подтверждения соответствия

Согласно требованию Закона о контрактной системе, а именно п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 3 ст. 64, заказчик должен установить в извещении о проведении закупки, документации о закупке группу работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям п. 2 приложения № 1 к Постановлению № 99.

Используются следующие группы строительных работ:

  • работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Пример 1

Примером ненадлежащего исполнения требований ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе может, в частности, служить решение по делу № П-43/15, согласно которому контрольным органом установлено следующее.

В соответствии с извещением о проведении аукциона код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 45.21.15.150 «Общестроительные работы по возведению прочих зданий, не включенные в другие группировки», при этом НМЦК по аукциону превышает 10 000 000 руб. и составляет 417 253 731 руб.

Согласно п. 1.9 раздела «Информационная карта» документации об аукционе к участникам аукциона установлены дополнительные требования относительно наличия опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих (относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт) работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20% НМЦК, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что документация об аукционе не содержит определения соответствующих строительных работ (не определена группа работ) в отношении предоставления участниками закупки документов, подтверждающих их соответствие предъявляемым требованиям в соответствии с п. 2 приложения № 2 Постановления № 99».

Пример 2

Аналогичное нарушение было также выявлено в действиях заказчика при рассмотрении жалобы на положение документации о проведении аукциона по делу от 28.05.2015 № К-1023/15:

«В соответствии с извещением о проведении аукциона заказчиком, уполномоченным органом установлен код ОКПД 45.23.11.120 „Работы общестроительные по устройству оснований покрытий автомобильных дорог III-IV категорий“, при этом НМЦК по аукциону превышает 10 000 000 руб. и составляет 2 760 090 610 руб.

Согласно п. 17 ч. II „Информационная карта электронного аукциона“ документации об аукционе установлено: „Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20% НМЦК, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

  • работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
  • работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)“.

Таким образом, на заседании Комиссии установлено, что документация об аукционе не содержит определения соответствующих строительных работ в отношении предоставления участниками закупки документов, подтверждающих их соответствие предъявляемым требованиям в соответствии с п. 2 приложения № 2 Постановления № 99».

Пример 3

Решением от 06.08.2015 по делу № К-947/15 Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок в действиях заказчика выявлено нарушение ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении дополнительного требования к участнику аукциона в соответствии с постановлением Правительства № 99. А именно «наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе.

Работы должны соответствовать коду ОКПД 45.24.12.120 «Работы общестроительные по строительству грунтовых плотин, дамб», что не предусмотрено требованиями Постановления № 99.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что надлежащим исполнением требований Закона о контрактной системе является установление заказчиком в документации об аукционе одной из двух групп строительных работ, указанных в Постановлении № 99.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по

Кемеровскойобласти по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя комиссии: Стельмах С.В. - заместителя руководителя
Кемеровского УФАС России;

Членов Комиссии: Лыжина Д.А. - начальника отдела контроля в сфере

Коломиец А.А. - специалиста-эксперта

Щегловой Е.Р. - ведущего специалиста-эксперта

отдела контроля в сфере закупок;

при участии:

От ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД Российской Федерации по Кемеровской области заместитель контрактного управляющего <…> (паспорт),

От ООО КлассикСтрой <…> (по доверенности),

Представители ООО «Алакс», МОД «Эффективные закупки», ИП Варламова, надлежащим образом уведомленные, явку представителей к назначенному времени не обеспечили.

Рассмотрев дело № 184/З-2015, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - Управлением капитального строительства г. Белово законодательства в сфере закупок при проведении аукциона в электронной форме №.0339100011315000049 на право заключить государственный контракт по капитальному ремонту помещений первого и второго этажей здания, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Веры Волошиной, д. 24, общей площадью S=1022,7, и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

установила:

13.04.2015 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО «Алакс» (вх. № 1998э от 27.05.2015г.) на действия заказчика - ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД Российской Федерации по Кемеровской области при проведении аукциона в электронной форме № 0339100011315000049 на право заключить государственный контракт по капитальному ремонту помещений первого и второго этажей здания, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Веры Волошиной, д. 24, общей площадью S=1022,7.

По мнению ООО «Алакс», извещение о проведении аукциона в электронной форме содержит информацию о коде ОКПД данной закупки 45.21.12.140, который, в свою очередь, входят в группировку 45 "Работы строительные" ОКПД.

Частью 2 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ предусматривается, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

В части 3 статьи 34 ФЗ-44 Указано: Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 ст.31 ФЗ-44, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Частью 4 ст.31 ФЗ-44 указано: В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков , исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015г. №99 установлено, что к участникам закупки предъявляются дополнительные требования согласно Приложения 1 к данному Постановлению.

Согласно п.2 Приложения 1 к Постановлению №99 для Выполнения работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей, Заказчик обязан установить требование к участникам закупки:

При этом, в подтверждение соответствия данному требованию участник закупки во второй части заявки должен предоставить следующие документы:

Копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Заказчик разместил заказ на выполнение работ под кодом 45.21.15.160, начальная (максимальная) цена контракта составляет 14 000 000 рублей, т.е. соответствует Требованиям Постановления №99 от 04.02.2015г. Таким образом, Заказчик обязан в документации установить требование к участником - наличие опыта исполнения и потребовать во вторых частях заявок выше указанные документы.

В п.5 Раздела 1 Общие сведения Документации Заказчиком указано: К участникам закупки заказчик устанавливает следующие обязательные требования:

Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, если такое требование установлено в Информационной карте ;

В п.10 Раздела 1 Общие сведения Документации Заказчиком указано: Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и сведения:

Документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 закона №44-ФЗ (при наличии таких требований) , или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 9 части 1 статьи 31 закона №44-ФЗ;

В информационной карте документации больше нет ни в одном пункте требований Заказчика к участникам закупки, т.о., исходя из п.5 и п.10 документации Заказчик установил только одно требование к участникам аукциона о соответствии п.1ч.1 ст.31 ФЗ-44 - наличие Свидетельства СРО.

В нарушение ч.4 ст.31 ФЗ-44 Заказчиком в документации не установлены требования к участникам аукциона о соответствии их ч.2 ст.31 ФЗ-44 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015г. №99.

Б) Данное требование установлено в нарушение ч.4 ст.31 ФЗ-44 и Постановления Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015г. №99. Согласно требований Закона, Заказчик вправе установить только требование:

Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных - работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится настоящая закупка.

В п.10 Документации Заказчик требует предоставить в составе заявки:

Документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 закона №44-ФЗ (при наличии таких требований), или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами №44-ФЗ;

Исходя из данного требования, участник закупки должен продекларировать о соответствии требованиям всем указанным пунктам, начиная с третьего и заканчивая девятым (кроме п.6) ч.1 ст.31 ФЗ-44. Однако п.8 ч.1 ст.31 ФЗ-44 указывает на обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.

Объектом закупки данного аукциона не являются права на результаты интеллектуальной деятельности, в связи с этим, требование о предоставления в составе второй части заявки декларирования о соответствии п.8 ч.1 ст.31 ФЗ-44 является не законным.

4. В п.60 Перечня материалов Технического задание Заказчиком установлено следующее требование к Шпаклевке: Прочность сцепления с бетоном более 0,5 Мпа.

Прочность сцепления измеряется в мегапаскалях (МПа - две заглавные первые буквы), Заказчик указывает Мпа (одну заглавную букву), такой единицы измерения не существует, что вводит участников закупки в заблуждение, не позволяет правильно заполнить первую часть заявки и нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ.

5. Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом) установлены Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013г. №1063.

Согласно п.4 указанного постановления - За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

За непредоставление информации предусмотренной п. 4.6.2. Контракта, Государственный заказчик взываем с Подрядчика пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора/контракта, заключенного Подрядчиком с Субподрядчиком. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

Во-первых, в проекте контракта отсутствует п.4.6.2., что не позволяет определить, за что Заказчик будет взыскивать пеню.

Во-вторых, установление на Подрядчика пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора/контракта, заключенного Подрядчиком с Субподрядчиком нарушает ч.8 ст.34 ФЗ-44.

6. В отношении электронного аукциона был сделан запрос на разъяснения положений документации следующего содержания:

Добрый день!

41 Прибор контрольно-приемный: «Сигнал-20М» или эквивaлент. Предназначен для автономной работы и работы в составе ИСО "Орион". Количество шлейфов сигнализации не менее 20. Количество паролей пользователей не более 64. Количество программ управления по каждому выходу не менее 37.

Количество программ управления по каждому выходу не менее 37. Емкость внутреннего буфера более 512 событий

В нарушение требований частей 2 и 3 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ и положений Приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям»при начальной максимальной цене контракта превышает 10 000 000 руб. предоставления дополнительных требований к наличию опыта работы строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка

28.05.2015 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ИП Варламовой и МОД «Эффективные закупки», содержащие примерно одинаковые доводы, а именно:

1. Заказчик в нарушение требований п.2 ч.1 ст.64 Федерального закона №44-ФЗ не указал в документации требования к содержанию и составу заявки на участие в таком аукционе, а именно, какие документы (информацию) должен предоставить в составе второй части заявки участник закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. №99.

2. Заказчик в нарушение требований п.2 ч.1 ст.64 Федерального закона №44-ФЗ ФЗ не указал в документации требования к содержанию и составу заявки на участие в таком аукционе, а именно, Заказчик не конкретизировал, какую информацию должен предоставить в составе первой части заявки участник закупки.

3. Заказчик в нарушение требований ч. 1 ст. 33 Федерального закона №44-ФЗ в п.41 «Перечень и характеристика используемых материалов», указал: «Прибор контрольно-приемный: «Сигнал-20М» или эквивaлент... Емкость внутреннего буфера более 512 событий...» установленное Заказчиком требование противоречит действительным характеристикам прибора контрольно-приемного: «Сигнал-20М» (http://www.opt-tech.ru/catalog/otech/priem-contr/orion/signal_20m/?mode=printversion). Описание объекта закупок не носит объективного характера, позволяющего понять потребности Заказчика.

4. Заказчик в нарушение требований ч. 1 ст. 33 Федерального закона №44-ФЗ в п.54 «Перечень и характеристика используемых материалов», указал:

5. Заказчик в нарушение требований п.2 ч.1 ст.33 Федерального закона №44-ФЗ в п.107 «Перечень и характеристика используемых материалов» использовал не стандартные обозначения, касающиеся технических характеристик объекта закупки, а именно к55 …».

6. В пунктах 84-91 технического задания заказчик не установил единиц измерения Муфта РРRS, наружная резьба 20*1/2, Угольник РРRS диаметр 20, Тройник РРRS диаметр 20, Тройник РРRS 25*20*25, что указывает на недостоверность размеров.

28.05.2015 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО «Классик Строй», считающего, что по пунктам 9 Автоматический выключатель», 32 «Ящики с понижающим трасформатором, 96 «Грунтовка ГФ-021» содержатся наименования используемых товаров, в которых отсутствуют ссылки на использование товарных знаков, что указывает на нарушение требований законодательства, поскольку сопровождение словами «или эквевалет» необходимо лишь указания на товары с товарными знаками, тогда как в указанных пунктах товарные знаки не упоминаются.

В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 года N 2019-р.

В указанный Перечень включен, в том числе, код "Работы строительные (кроме кода 45.12)" со сноской <6> : За исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей. С соблюдением указанных правовых норм заказчиком был выбран способ данной закупки в виде аукциона в электронной форме.

Согласно требованиям частей 2 и 3 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов , дополнительные требования , в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что работы, являющиеся предметом данной закупки, согласно ОКПД относятся к коду 45.21.15.160, который входят в группировку 45 "Работы строительные" ОКПД.

Пунктом 2 Приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее Перечень) при начальной максимальной цене контракта превышает 10 000 000 руб. предоставления дополнительных требований к наличию опыта работы строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе.

Из буквального толкования положений пункта Перечня следует, что Заказчик обязан предъявить дополнительные требования к участникам закупки к наличию опыта работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем аукционе.

Кроме этого, Комиссия Кемеровского УФАС России считает необходимым отметить следующее.

Принимая во внимание размер начальной максимальной цены контракта, а также финансовые риски, которые может понести Заказчик при ненадлежащем исполнении участником закупки контракта, дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, установленные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также при наличии документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям», являются дополнительной гарантией исполнимости заключаемых контрактов, могут быть подтверждены исключительно копиями документов о ранее исполненном (исполненных) контрактом (контрактами), договором (договорах) и актом (актами) выполненных работ; копией акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или копией акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.

Следовательно, Заказчику предоставляются дополнительные гарантии надлежащего и своевременного исполнения контракта. Согласно требованиям части 4 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования . По смыслу указанных нормативно-правовых документов, в соответствующих положениях аукционной документации должны быть установлены не только отсылочные положения к указанному Правительственному постановлению, но и указываться перечень подтверждающих соответствующий опыт работы документов.

Формулировки пункта 29 Информационной карты не позволяют Комиссии Кемеровского УФАС России прийти к выводу об определении для участников закупки о предоставления в составе Второй части заявки копий документов о ранее исполненном (исполненных) контрактом (контрактами), договоре (договорах) и акте (актами) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и т.п. документов.

Поскольку необходимость предъявления дополнительных требований предусмотрена указанными выше правовыми актами, Комиссией Кемеровского УФАС России устанавливаются нарушения требований части 4 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ.

Доводы жалобы ООО «Алакс» и ИП Варламовой в указанной части признаются Комиссией Кемеровского УФАС России обоснованными.

Заказчиком в Извещении установлено Требование к участникам о наличии финансовых ресурсов для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 1 части 2 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ).

А) Данное требование не установлено в Документации, что вводит участников аукциона в заблуждение и не позволяет точно определить, какие документы необходимо предоставлять в подтверждение данного требования;

Б) Данное требование установлено в нарушение ч.4 ст.31 ФЗ-44 и Постановления Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015г. №99. Согласно требованиям Закона, Заказчик вправе установить только требование:

Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных - работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится настоящая закупка.

Заказчиком в Извещении установлено Требование к участникам о наличии финансовых ресурсов для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 1 части 2 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ).

А) Данное требование не установлено в Документации, что вводит участников аукциона в заблуждение и не позволяет точно определить, какие документы необходимо предоставлять в подтверждение данного требования;

Б) Данное требование установлено в нарушение ч.4 ст.31 ФЗ-44 и Постановления Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015г. №99. Заказчик вправе установить только требование:

Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных - работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится настоящая закупка.

Частью 6 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ предусматривается, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона. Доводы жалобы ООО «Алакс» в указанной части признаются Комиссией Кемеровского УФАС России обоснованными, заказчик - нарушившим требования части 6 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно требованиям части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ аукционной документацией предусматривается подтверждение участником закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 закона №44-ФЗ (при наличии таких требований), или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 9 части 1 статьи 31 закона №44-ФЗ. Исходя из данного требования, участник закупки должен продекларировать свое соответствие требованиям всем указанным пунктам, начиная с третьего и заканчивая девятым (кроме п.6) ч.1 ст.31 ФЗ-44.

Пунктом 8 части 1 статьи 31 ФЗ-44 указывает на обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма. Отсутствие в качестве предмета данной закупки использование прав на результаты интеллектуальной деятельности предполагают за собой отсутствие необходимости со стороны участника закупки предоставления в составе второй части заявки декларирования о соответствии п.8 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ. Следовательно, не является нарушение требований ФЗ № 44-ФЗ ссылки заказчика на нормы общего характера для подтверждения (декларирования) участия в настоящей закупке на обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, поскольку из информационной карты аукциона или иных положений аукционной документации не следует обязательность предоставления в составе второй части заявки декларирования о соответствии п.8 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ. Доводы жалобы ООО «Алакс» в указанной части признаются Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованными.

В соответствии с частью 1 статьи 64 ФЗ № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки .

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 ФЗ №44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В п.60 Перечня материалов Технического задание Заказчиком установлено следующее требование к Шпаклевке: Прочность сцепления с бетоном более 0,5 Мпа.

Прочность сцепления измеряется в мегапаскалях (МПа - две заглавные первые буквы), Заказчик указывает Мпа (одну заглавную букву), такой единицы измерения не существует, что вводит участников закупки в заблуждение, не позволяет правильно заполнить первую часть заявки и нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ. Доводы жалобы ООО «Алакс» в указанной части признаются Комиссией Кемеровского УФАС России обоснованными.

В пункте 41 технического задания устанавливаются требования к Прибору контрольно-приемному: «Сигнал-20М» или эквивaлент. Предназначен для автономной работы и работы в составе ИСО "Орион". Количество шлейфов сигнализации не менее 20. Количество паролей пользователей не более 64. Количество программ управления по каждому выходу не менее 37. Емкость внутреннего буфера более 512 событий . Напряжение питания от 10,2 до 28 В. Потребляемый прибором ток, в дежурном режиме при питании 24 В - от 200 мА до 400 мА; при питании 12 В - от 300 мА до 600 мА. Ток нагрузки шлейфа 3 мА. Управление 5-ю релейными выходами типа "сухой контакт" три реле 28 В 2A / 80 В 0,1 A - на переключение, два реле 28 В 10A - на замыкание логика управления выходами программируется. Рабочий диапазон температур не менее -30 не более +50°С. Габаритные размеры 215-247х150-180х38-48 мм.

ИП Варламова, МОД «Эффективные закупки» и ООО «Алакс» ссылаются на невозможность предоставления предложения по указанному пункту при наличии характеристики товара, выраженной словами: «

В подтверждение невозможности предоставления товара с указанными характеристиками в материалы дела представлены описания характеристик с сайта «ОПТ-Течь.ру», где характеристика емкости внутреннего буфера составляет 512 события, что составляет меньше указанной характеристики в техническом задании. Из предоставленного представителем заказчика описания соответствующего прибора в котором также указывается: характеристика емкости внутреннего буфера составляет 512 события.

Т.е. анализ требования к характеристике прибора приводит к выводу о невозможности его предоставления с характеристикой «Емкость внутреннего буфера более 512 событий». Последнее нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ. Доводы жалобы ООО «Алакс», ИП Варламовой, МОД «Эффективные закупки» в указанной части признаются Комиссией Кемеровского УФАС России обоснованными

В пунктах 84-91 технического задания заказчик не установил единиц измерения Муфта РРRS, наружная резьба 20*1/2, Угольник РРRS диаметр 20, Тройник РРRS диаметр 20, Тройник РРRS 25*20*25, т.е. не установил объективных показателей единиц измерения указанных материалов. Последнее нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ. Доводы жалобы ИП Варламовой в указанной части признаются Комиссией Кемеровского УФАС России обоснованными

Заказчик в характеристиках используемого товара: «Трубы электротехнические D = 25 внутренний диаметр от 14,1 до 18,3 ...». По данным производителей гладких жестких труб для диаметра D = 25 внутренний диаметр трубы составляет не менее 21 мм (http://www.elektro-master.ru/materials/trubapvc.htm#tab1). Описание объекта закупок не носит объективного характера, позволяющего понять потребности Заказчика.

Заказчик в характеристиках используемого товара: «Кабеля» в п.107 «Перечень и характеристика используемых материалов» использовал нестандартные обозначения, касающиеся технических характеристик объекта закупки, а именно «Кабель ВВГ … Номинальное напряжение не менее 0,6 к55 …».

В материалы дела представителем заказчика представлено извещение о внесении изменений в аукционную документацию, в которых были исправлены указанные опечатки в соответствии с требованиями производителей труб и кабеля, что указывает на отсутствие нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 33 и необоснованность доводов жалобы МОД «Эффективные закупки» в указанной части.

Согласно п.4 Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013г. №1063 установлены основания привлечения в к ответственности за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

В нарушение ч.8 ст.34 ФЗ-44 Заказчик в п. 6.6. Проекта контракта устанавливает следующий размер штрафа:

За непредоставление информации, предусмотренной п. 4.6.2. Контракта, Государственный заказчик взыскивает с Подрядчика пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора/контракта, заключенного Подрядчиком с Субподрядчиком. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

Во-первых, в проекте государственного контракта отсутствует п.4.6.2., что не позволяет определить, за что Заказчик будет взыскивать пеню.

Во-вторых, установление ответственности Подрядчика в виде пени в размере одной трехсотой, действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора/контракта, заключенного Подрядчиком с Субподрядчиком, нарушает требования ч.8 ст.34 ФЗ-44. В указанной части доводы жалобы ООО «Алакс» признаются обоснованными.

По порядку соблюдения требований части 8 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ Комиссия Кемеровского УФАС полагает, что в 4.6.2. контракта следует указывать все шкалы взыскиваемых штрафов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013г. №1063, в том числе в части шкал, предусматривающих отвественность при цене менее 3 млн. руб.

Доводы жалобы ООО «КлассикСтрой» о том, что по пунктам 9 Автоматический выключатель», 32 «Ящики с понижающим трасформатором, 96 «Грунтовка ГФ-021» технического задания содержатся наименования используемых товаров, в которых отсутствуют ссылки на использование товарных знаков, что указывает на нарушение требований законодательства, поскольку необходимо сопровождение словами «или эквивалент». Необходимость указания товаров с товарными знаками с обязательным сопровождением словами «или эквивалент», не исключает того, что когда как в указанных пунктах товарные знаки не упоминаются, сопровождать их словами «или эквивалент» необязательно.. Пункт 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ не предусматривает запрета сопровождения наименований материалов или торговых марок материалов словами «или эквивалент». Доводы жалобы ООО «КлассикСтрой» признаются по указанным основаниям необоснованными.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Кемеровского УФАС России

РЕШИЛА:

1 . Признать жалобу ООО «Алакс» на действия заказчика - ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД Российской Федерации по Кемеровской области при проведении аукциона в электронной форме № 0339100011315000049 на право заключить государственный контракт по капитальному ремонту помещений первого и второго этажей здания, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Веры Волошиной, д. 24, общей площадью S=1022,7 частично обоснованной (в части указания на нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, частей 4 и 6 статьи 31, частей 5, 8 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ).

2. Признать жалобу ООО «КлассикСтрой» на действия заказчика - ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД Российской Федерации по Кемеровской области при проведении аукциона в электронной форме № 0339100011315000049 на право заключить государственный контракт по капитальному ремонту помещений первого и второго этажей здания, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Веры Волошиной, д. 24, общей площадью S=1022,7 необоснованной.

3. Признать жалобу МОД «Эффективные закупки» на действия заказчика - ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД Российской Федерации по Кемеровской области при проведении аукциона в электронной форме № 0339100011315000049 на право заключить государственный контракт по капитальному ремонту помещений первого и второго этажей здания, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Веры Волошиной, д. 24, общей площадью S=1022,7 частично обоснованной (в части указания на нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, части 4 статьи 31, частей 5, 8 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ).

4. Признать жалобу ИП Варламовой на действия заказчика - ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД Российской Федерации по Кемеровской области при проведении аукциона в электронной форме № 0339100011315000049 на право заключить государственный контракт по капитальному ремонту помещений первого и второго этажей здания, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Веры Волошиной, д. 24, общей площадью S=1022,7 частично обоснованной (в части указания на нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ).

5. Признать заказчика - ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД Российской Федерации по Кемеровской области нарушившим требования пункт 1 части 1 статьи 33, частей 4 и 6 статьи 31, частей 5, 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

6. Выдать предписание об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок:

7 . Передать материалы дела 184 /3-2015 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.