Защита леса от пожара меры. Защита лесов

статья 51. Общие положения об охране и о защите лесов

1. Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

2. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Пожар легче предупредить, чем потушить. Однако число пожаров растет, и задуматься есть над чем. МЧС России утверждает, что если вовремя узнать о надвигающейся опасности и ее возможных последствиях, большую беду можно предотвратить.

В целях обеспечения пожарной безопасности все население в повседневной жизни должно выполнять определенные профилактические противопожарные правила.

У нас в стране прогнозом чрезвычайных ситуаций занимается Центр мониторинга и прогнозирования ЧС МЧС России, активно взаимодействующий с научными учреждениями Министерства науки, Росгидромета, а также службами спасения. Основные инструменты прогноза - географические информационные системы (ГИС), объединяющие накопленные и формализованные данные о катастрофах, информацию множества датчиков, имитационные модели опасных природных и техногенных процессов. Прогнозирование предполагает творческое участие различных экспертов, принимающих решение коллективно, при обсуждении варианта опорного прогноза. Адекватность результатов прогнозирования определяется качеством основных и вспомогательных узлов информационной системы. Основные требования к ней - высокая оперативность, достаточная надежность, защищенность от несанкционированного доступа. Следует помнить, что скорость изменения параметров, которые используются при прогнозировании динамики опасного события, достаточно велика, потоки обрабатываемых данных предельно насыщены (цифровые карты, снимки местности, телеметрия). Вполне понятно, что простых, а тем более идеальных решений столь сложной информационной задачи пока не предложено.

Противопожарные мероприятия

Все мероприятия по борьбе с лесными пожарами подразделяют на две группы: предупредительные и мероприятия непосредственной борьбы, или ликвидация пожаров. Наибольшее значение имеют предупредительные мероприятия, так как сохранить лес от пожара гораздо легче, чем потушить его. Цель предупредительных мероприятий создать такие условии, при которых лесные пожары совсем бы не возникали.

В предупредительные мероприятия входят: противопожарная техническая пропаганда; очистка лесосек и борьба с захламленностью леса; устройство противопожарных разрывов, защитных полос и канав; профилактические мероприятия по горельникам, лесным, автомобильным и железным дорогам, на лесокультурных работах, лесоразработках, расположенных в лесу предприятиях и сооружениях; дозорно-сторожевая противопожарная служба и метеослужба; авиапатрулирование и наземное патрулирование.

Противопожарные мероприятия проводят повсеместно и особенно среди населения, работающего и отдыхающего в лесу. Формами пропаганды являются: беседы, лекции, доклады; радио: и телепередачи, статьи в газетах и журналах;, лозунги, плакаты, аншлаги, листовки, брошюры; демонстрация специальных кинофильмов; организация уголков леса, лесных музеев, кружков друзей леса, проведение дней леса, дней птиц, экскурсий по лесу; предупреждения с помощью мегафонов и звукоусилительных аппаратов; организация добровольных пожарных бригад и команд, проведение учебных занятий по борьбе с пожарами и т. д.

Особое, внимание обращают на работу с охотниками, рыболовами,. пастухами, геологоразведчиками, путевыми обходчиками, лесными рабочими, пионерами и школьниками, а также населением, отдыхающим.в лесу.

Большое значение имеет устройство специальных мест для отдыха и курения в лесу и вдоль лесных дорог, где на площадках (3X3 м), очищенных от дернового слоя, устанавливают скамейки, столики, навесы.

Соблюдение пожарной безопасности в лесу

В пожароопасный сезон запрещается: разводить костры в хвойных молодняках, старых горельниках, в ветровальном и буреломном лесу, на торфяниках и неочищенных вырубках, н местах с сухой травой, под кронами деревьев; а остальных местах допускается разведение костров на плошадках, окаймленных минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м; ненужный костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления; бросать в лесу горящие спички, окурки; употреблять при охоте в лесу пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов; заправлять горючим топливные баки при работающем двигателе, работать на машинах с неисправной системой питания, курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим.

Организации, работающие в лесу, обязаны: очищать места работ от лесного хлама и оставшейся древесины; хранить топливо-смазочные материалы в закрытой таре на площадках, окаймленных минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м; уведомлять лесхозы о местах и времени проведения корчевки пней взрывным методом; иметь в местах работ противопожарное оборудование и средства для тушения лесных пожаров; создавать в пожароопасный сезон пожарные дружины, проводить инструктаж с работающими о соблюдении правил пожарной безопасности в лесах и способах тушения пожаров.

Профилактические противопожарные мероприятия в лесном фонде являются основой предупреждения возникновения лесных пожаров.

Выполнение противопожарных мероприятий обеспечивается всеми владельцами лесного фонда, а предприятия, учреждения и организации, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, а также лесопользователи, обязаны проводить мероприятия, направленные на охрану лесов.

В подавляющем большинстве случаев загорания в лесу происходят от нарушения правил пожарной безопасности и неосторожного обращения с огнем. Увеличение загораемости в лесах вызвано усиленным освоением лесных территорий, ростом притока людей в лес в связи с резким увеличением у населения средств передвижения, введением двух выходных дней в неделю и общим повышением благосостояния трудящихся. Наиболее правильным направлением для снижения загораемости следует признавать повышение пожарной дисциплины в лесу. Лесохозяйственные органы должны тщательно анализировать причины возникновения пожаров на находящейся в их ведении территории лесного фонда и своевременно принимать меры к устранению этих причин. Наряду и одновременно с этим на лесной территории должны проводиться работы по ограничению распространения возникших пожаров на большие площади, по облегчению возможностей ликвидации огня.

Наибольший эффект от профилактических мероприятий может быть достигнут, если они проводятся по определённой системе, комплексно, целенаправленно и последовательно во времени.

Основные задачи охраны лесов

Охрана лесов от пожаров включает комплекс организационных, технических, правовых и других мер, направленных на предотвращение, своевременное обнаружение и ликвидацию лесных пожаров. Мероприятия по охране лесов от пожаров осуществляются с учётом биологических, лесоводственных, экологических, региональных и других особенностей.

Ограничение распространения лесных пожаров (создание системы противопожарных барьеров; повышение пожароустойчивости насаждений регулированием состава древостоев; своевременная очистка от захламлённости лесных участков; проведение санитарных рубок; создание сети лесных дорог, противопожарных водоёмов).

Организационно-технические мероприятия (разработка и утверждение оперативных противопожарных планов; подготовка территорий к авиационному обслуживанию; подготовка кадров лесхозов, лесопользователей и местного населения методам и формам предупреждения возникновения лесных пожаров, а также способам борьбы с ними; организация семинаров и смотров готовности к пожароопасному сезону лесопожарных служб и лесной охраны)

Ответственность за нарушение требований Правил пожарной безопасности в лесах

В соответствие с вводимым в действие с 1 июля 2002 г. Кодексом РФ об административных правонарушениях, нарушение требования Правил пожарной безопасности в лесах влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати, на юридических лиц - от двухсот до трёхсот минимальных размеров оплаты труда.

Наложение штрафа или применение других мер административного воздействия за нарушение требований Правил пожарной безопасности в лесах не освобождает должностных лиц и граждан от обязанности устранить допущенное нарушение в срок, установленный государственным органом управления лесным хозяйством, и возмещения ущерба, причинённого в результате нарушения. лес пожар охрана

Государственные органы управления лесным хозяйством республик в составе РФ, краёв, областей и автономных образований вправе вносить представления руководителям министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений об устранении нарушениё Правил пожарной безопасности в лесах, а в необходимых случаях направлять материалы в прокуратуру или в органы внутренних дел для решения вопроса о привлечении виновных к установленной законом ответственности.

Среди многочисленных проблем у лесоводов одной из важных является охрана лесов от пожаров. Повреждения и уничтожение лесов пожарами приводит к глубоким физиологическим и морфологическим изменениям лесной растительности, сопровождается снижением продуктивности, ухудшением эстетических свойств и нередко их гибелью. Устойчивые низовые и верховые пожары приводят к смене пород, снижению плодородия почвы, способствуют развитию водной и ветровой эрозии, ухудшают режим стока в реках, изменяют структуру лесных биогеоценозов. При лесных пожарах повреждаются и уничтожаются не только древесные и травянистые растения, но и создаются благоприятные условия для размножения и распространения вредителей и болезней. В огне пожара гибнут полезные насекомые, гнездовья птиц, места поселения ценных зверей и другие.

В настоящее время в различных странах мира, в том числе в Беларуси, охрана лесов от пожаров и ликвидация их последствий являются важнейшими составными частями мероприятий по сохранению устойчивости лесных экосистем и биологического разнообразия растительного и животного мира.

Ежегодно на земном шаре возникает около 400 тыс. лесных пожаров, повреждающих более 0,5 % общей площади лесов. При этом в атмосферу выбрасываются миллионы тонн продуктов горения и в том числе радиоактивных веществ. Нередки случаи гибели людей и технических средств при тушении лесных пожаров. Последнее обстоятельство обязывает работников государственной лесной охраны осваивать и применять безопасные методы работы при выполнении всех операций по тушению. В последние годы прослеживаются две тенденции: увеличивается количество лесных пожаров и уменьшается площадь на один пожар.

Успешное решение проблемы охраны лесов от пожаров возможно только при постановке на научную основу всех мероприятий связанных с профилактикой, обнаружением, тушением и ликвидацией последствий лесных пожаров, при знании теории горения, использовании достижений физики, химии, метеорологии, лесоводства, охраны труда, механизации, авиации и космической техники.

Познание природы лесных пожаров в сочетании с возможностью использования моделирования и программирования позволяет разрабатывать научно обоснованную стратегию, тактику и технику борьбы с ними и формировать современную пожарную службу охраны леса.

Наиболее важными практическими задачами охраны являются: совершенствование диагностики и классификации лесных пожаров, профилактических противопожарных мероприятий, способов обнаружения и тушения, методов борьбы с ними, организации пожарной службы в лесах. Требует всестороннего анализа и обобщения опыта использования при обнаружении и тушении лесных пожаров авиации и космических средств.

Научные исследования по охране лесов от пожаров в ближайшей перспективе должны быть направлены на дальнейшее изучение природы лесных пожаров, физики и химии горения; прогнозирование возникновения и распространения лесных пожаров, определение пирологических свойств лесных горючих материалов; разработку дистанционных методов обнаружения и тушения лесных пожаров, определение классификации горельников; совершенствование методики прогнозирования пожарной опасности в лесах; разработку системы машин и механизмов для тушения лесных пожаров на небольших площадях; разработку методики более полного определения ущерба от лесных пожаров и экономического обоснования оптимального уровня расходов на охрану лесов от пожаров в различных регионах республики.

Общую координацию мероприятий по охране лесов от пожаров осуществляют Министерство лесного хозяйства РБ и областные советы народных депутатов через специальные пожарные комиссии.

В условиях чрезвычайной горимости лесов, когда пожары принимают характер стихийного бедствия, на помощь лесной охране привлекаются персонал и техника местных предприятий, формирования гражданской обороны, Министерства по чрезвычайным ситуациям, воинские части, местное население. Для централизованного руководства работой всех подразделений при пожарных комиссиях создаются оперативные штабы из работников исполнительных комитетов, органов лесной охраны и МЧС. Они осуществляют мобилизацию необходимого количества ресурсов для ликвидации лесных пожаров, организуют их доставку к местам непосредственного выполнения работ по борьбе с огнем, разрабатывают планы тушения крупных лесных пожаров и обеспечивают их выполнение.

Основным документом нашей страны – Конституцией Республики Беларусь – предусмотрена охрана природных ресурсов, составной частью которых является охрана лесов от пожаров. В Конституции отмечено, что недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства, которое осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов, охраной лесов от пожаров и улучшением окружающей среды.

Лесное законодательство Республики Беларусь по охране лесов от пожаров основывается на Конституции Республики Беларусь и включает Лесной Кодекс Республики Беларусь, Правила пожарной безопасности в лесах, Указания по противопожарной практике и регламентации работы лесопожарных служб, Указания по обнаружению и тушению лесных пожаров, Положение о пожарно-химических станциях, Инструкцию по авиационной охране лесов, пакет нормативно-технических документов, декреты и указы Президента Республики Беларусь, Концепцию устойчивого развития лесного хозяйства РБ до 2015, Стратегический план развития лесного хозяйства и др.

В Концепции устойчивого развития лесного хозяйства РБ предусмотрено повышение устойчивости лесов, увеличение объемов противопожарных мероприятий, обнаружение лесных пожаров с использованием автоматизированных систем, синтезирование новых химических составов для тушения лесных пожаров, строгое выполнение санитарных правил, совершенствование средств обнаружения и тушения лесных пожаров.

Основные положения Концепции нашли отражение в Лесном Кодексе Республики Беларусь (2005) и пакете нормативно-технических документов, разработанных службами лесного хозяйства, Стратегическом плане развития лесного хозяйства на перспективу до 2015 года.

Стратегическим направлением по охране лесов от пожаров предусмотрено: «создание многоуровневой системы предупреждения, раннего обнаружения и оперативного тушения лесных пожаров на основе модернизированных наземной и авиационной охраны лесов, укомплектованных высококвалифицированными кадрами и оснащенных современными эффективными средствами обнаружения и борьбы с различными видами лесных пожаров, которая будет обеспечивать существенное снижение уровня горимости лесов, социальных, экологических и экономических потерь.

Лесные пожары на загрязненных радионуклидами территориях являются серьезной международной проблемой. Зола, недожог и дымовые аэрозоли, образующиеся при лесных пожарах на загрязненных радионуклидами лесных и не покрытых лесом землях, являются открытыми источниками ионизирующих излучений. Концентрация их в золе и недожоге достигает сотен тысяч и миллионов бекерелей на 1 кг их массы. Тушение пожаров в таких условиях усложняется тем, что на тушильщиков влияет психологический фактор и боязнь работать на загрязненных площадях. Предупреждение и тушение лесных пожаров в таких условиях – очень серьезная проблема, которая требует незамедлительного решения.

В соответствии с Правилами (2002) и рекомендациями ИЛНАНБ все леса, независимо от плотности загрязнения радионуклидами по режиму охраны относятся к I классу природной пожарной опасности. Регламент работы лесопожарных служб наземной и авиационной охраны независимо от фактической пожарной опасности по условиям погоды, устанавливается как для дней с IV–V классами пожарной опасности. Охрана лесов в таких условиях должна осуществляться путем дистанционного обнаружения и тушения лесных пожаров, разработки и использования эффективных способов тушения лесных пожаров с целью снижения экологических и материальных потерь и предупреждения тяжелых последствий для людей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Согласно Лесному кодексу РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ и статье 51. Общие положения об охране и о защите лесов

1. Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

2. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Пожар легче предупредить, чем потушить. Однако число пожаров растет, и задуматься есть над чем. МЧС России утверждает, что если вовремя узнать о надвигающейся опасности и ее возможных последствиях, большую беду можно предотвратить.

В целях обеспечения пожарной безопасности все население в повседневной жизни должно выполнять определенные профилактические противопожарные правила.

У нас в стране прогнозом чрезвычайных ситуаций занимается Центр мониторинга и прогнозирования ЧС МЧС России, активно взаимодействующий с научными учреждениями Министерства науки, Росгидромета, а также службами спасения. Основные инструменты прогноза - географические информационные системы (ГИС), объединяющие накопленные и формализованные данные о катастрофах, информацию множества датчиков, имитационные модели опасных природных и техногенных процессов. Прогнозирование предполагает творческое участие различных экспертов, принимающих решение коллективно, при обсуждении варианта опорного прогноза. Адекватность результатов прогнозирования определяется качеством основных и вспомогательных узлов информационной системы. Основные требования к ней - высокая оперативность, достаточная надежность, защищенность от несанкционированного доступа. Следует помнить, что скорость изменения параметров, которые используются при прогнозировании динамики опасного события, достаточно велика, потоки обрабатываемых данных предельно насыщены (цифровые карты, снимки местности, телеметрия). Вполне понятно, что простых, а тем более идеальных решений столь сложной информационной задачи пока не предложено.

Противопожарные мероприятия

Все мероприятия по борьбе с лесными пожарами подразделяют на две группы: предупредительные и мероприятия непосредственной борьбы, или ликвидация пожаров. Наибольшее значение имеют предупредительные мероприятия, так как сохранить лес от пожара гораздо легче, чем потушить его. Цель предупредительных мероприятий создать такие условии, при которых лесные пожары совсем бы не возникали.

В предупредительные мероприятия входят: противопожарная техническая пропаганда; очистка лесосек и борьба с захламленностью леса; устройство противопожарных разрывов, защитных полос и канав; профилактические мероприятия по горельникам, лесным, автомобильным и железным дорогам, на лесокультурных работах, лесоразработках, расположенных в лесу предприятиях и сооружениях; дозорно-сторожевая противопожарная служба и метеослужба; авиапатрулирование и наземное патрулирование.

Противопожарные мероприятия проводят повсеместно и особенно среди населения, работающего и отдыхающего в лесу. Формами пропаганды являются: беседы, лекции, доклады; радио: и телепередачи, статьи в газетах и журналах;, лозунги, плакаты, аншлаги, листовки, брошюры; демонстрация специальных кинофильмов; организация уголков леса, лесных музеев, кружков друзей леса, проведение дней леса, дней птиц, экскурсий по лесу; предупреждения с помощью мегафонов и звукоусилительных аппаратов; организация добровольных пожарных бригад и команд, проведение учебных занятий по борьбе с пожарами и т. д.

Особое, внимание обращают на работу с охотниками, рыболовами,. пастухами, геологоразведчиками, путевыми обходчиками, лесными рабочими, пионерами и школьниками, а также населением, отдыхающим.в лесу.

Большое значение имеет устройство специальных мест для отдыха и курения в лесу и вдоль лесных дорог, где на площадках (3X3 м), очищенных от дернового слоя, устанавливают скамейки, столики, навесы.

Соблюдение пожарной безопасности в лесу

В пожароопасный сезон запрещается: разводить костры в хвойных молодняках, старых горельниках, в ветровальном и буреломном лесу, на торфяниках и неочищенных вырубках, н местах с сухой травой, под кронами деревьев; а остальных местах допускается разведение костров на плошадках, окаймленных минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м; ненужный костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления; бросать в лесу горящие спички, окурки; употреблять при охоте в лесу пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов; заправлять горючим топливные баки при работающем двигателе, работать на машинах с неисправной системой питания, курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим.

Организации, работающие в лесу, обязаны: очищать места работ от лесного хлама и оставшейся древесины; хранить топливо-смазочные материалы в закрытой таре на площадках, окаймленных минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м; уведомлять лесхозы о местах и времени проведения корчевки пней взрывным методом; иметь в местах работ противопожарное оборудование и средства для тушения лесных пожаров; создавать в пожароопасный сезон пожарные дружины, проводить инструктаж с работающими о соблюдении правил пожарной безопасности в лесах и способах тушения пожаров.

Профилактические противопожарные мероприятия в лесном фонде являются основой предупреждения возникновения лесных пожаров.

Выполнение противопожарных мероприятий обеспечивается всеми владельцами лесного фонда, а предприятия, учреждения и организации, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, а также лесопользователи, обязаны проводить мероприятия, направленные на охрану лесов.

В подавляющем большинстве случаев загорания в лесу происходят от нарушения правил пожарной безопасности и неосторожного обращения с огнем. Увеличение загораемости в лесах вызвано усиленным освоением лесных территорий, ростом притока людей в лес в связи с резким увеличением у населения средств передвижения, введением двух выходных дней в неделю и общим повышением благосостояния трудящихся. Наиболее правильным направлением для снижения загораемости следует признавать повышение пожарной дисциплины в лесу. Лесохозяйственные органы должны тщательно анализировать причины возникновения пожаров на находящейся в их ведении территории лесного фонда и своевременно принимать меры к устранению этих причин. Наряду и одновременно с этим на лесной территории должны проводиться работы по ограничению распространения возникших пожаров на большие площади, по облегчению возможностей ликвидации огня.

Наибольший эффект от профилактических мероприятий может быть достигнут, если они проводятся по определённой системе, комплексно, целенаправленно и последовательно во времени.

Основные задачи охраны лесов

Охрана лесов от пожаров включает комплекс организационных, технических, правовых и других мер, направленных на предотвращение, своевременное обнаружение и ликвидацию лесных пожаров. Мероприятия по охране лесов от пожаров осуществляются с учётом биологических, лесоводственных, экологических, региональных и других особенностей.

Ограничение распространения лесных пожаров (создание системы противопожарных барьеров; повышение пожароустойчивости насаждений регулированием состава древостоев; своевременная очистка от захламлённости лесных участков; проведение санитарных рубок; создание сети лесных дорог, противопожарных водоёмов).

Организационно-технические мероприятия (разработка и утверждение оперативных противопожарных планов; подготовка территорий к авиационному обслуживанию; подготовка кадров лесхозов, лесопользователей и местного населения методам и формам предупреждения возникновения лесных пожаров, а также способам борьбы с ними; организация семинаров и смотров готовности к пожароопасному сезону лесопожарных служб и лесной охраны)

Ответственность за нарушение требований Правил пожарной

безопасности в лесах

В соответствие с вводимым в действие с 1 июля 2002 г. Кодексом РФ об административных правонарушениях, нарушение требования Правил пожарной безопасности в лесах влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати, на юридических лиц - от двухсот до трёхсот минимальных размеров оплаты труда.

Наложение штрафа или применение других мер административного воздействия за нарушение требований Правил пожарной безопасности в лесах не освобождает должностных лиц и граждан от обязанности устранить допущенное нарушение в срок, установленный государственным органом управления лесным хозяйством, и возмещения ущерба, причинённого в результате нарушения. лес пожар охрана

Государственные органы управления лесным хозяйством республик в составе РФ, краёв, областей и автономных образований вправе вносить представления руководителям министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений об устранении нарушениё Правил пожарной безопасности в лесах, а в необходимых случаях направлять материалы в прокуратуру или в органы внутренних дел для решения вопроса о привлечении виновных к установленной законом ответственности.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Природные условия и экономико-хозяйственная деятельность лесхоза. Распределение лесных запасов по породам и классам возраста. Оценка лесных участков по степени опасности возникновения пожаров. Анализ горимости лесов. Комплекс противопожарных мероприятий.

    дипломная работа , добавлен 28.02.2014

    Исследование современного состояния лесного хозяйства Российской Федерации. Лесозаготовительная промышленность, экспорт лесоматериалов, размещение лесозаготовок. Охрана лесов от пожаров, вредителей и болезней. Контроль за использованием лесных ресурсов.

    реферат , добавлен 03.12.2014

    Пирологическая характеристика территории, лесохозяйственная деятельность лесхоза, ее влияние на пожарную опасность в лесу. Исследования огневого воздействия низовых пожаров на состояние древостоев. Проект мероприятий по снижению горимости лесов.

    дипломная работа , добавлен 04.09.2015

    Характеристика функциональной структуры мониторинга лесов: охрана от пожаров, контроль за санитарным состоянием, порядком использования территорий. Ознакомление с оперативным спутниковым мониторингом с целью информационного обеспечения кадастровых работ.

    эссе , добавлен 04.05.2010

    Краткая характеристика территории и противопожарного состояния исследуемого Унгутского лесничества. Анализ общего пожарного состояния лесничества. Профилактика, предупреждение возникновения лесных пожаров, их обнаружение и ограничение распространения.

    реферат , добавлен 25.12.2009

    Оценка степени пожарной опасности, мониторинг ее изменения и прогноз возможных последствий от лесных пожаров как предмет пристального внимания служб чрезвычайного реагирования. Анализ основных видов лесных горючих материалов по условиям загорания.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2017

    Биология и экология ценных лесообразующих хвойных пород Ангоянского лесхоза, роль и значение лесного хозяйства в экономике района. Горимость лесов, характеристика причин возникновения низовых пожаров. Показатели эффективности возобновления леса.

    дипломная работа , добавлен 23.03.2013

    Характеристика природных условий Байкальского лесничества. Лесорастительная зона, климат, рельеф, почвы, пути транспорта. Характеристика лесного фонда лесохозяйственного предприятия. Основные типы леса. Предупреждение лесных пожаров от отдыхающих в лесу.

    дипломная работа , добавлен 06.03.2013

    Геологическое строение почвы, рельеф, гидрографическая сеть. Растительный и животный мир Сергеевского филиала КГУ "Приморское лесничество". Классификация и анализ причин возникновения лесных пожаров. Шкала пожарной опасности по условиям погоды.

    дипломная работа , добавлен 09.06.2015

    Климат района расположения лесничества. Выборочные рубки спелых, перестойных лесных насаждений. Объемы рубок ухода. Восстановление вырубленных, погибших, поврежденных лесов. Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов.

Статья 52. Охрана лесов от пожаров

1. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

2. Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера") и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности").

3. Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях, не указанных в части 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом "О пожарной безопасности".

Статья 53. Пожарная безопасность в лесах

1. Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:

1) предупреждение лесных пожаров;

2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;

3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;

4) иные меры пожарной безопасности в лесах.

2. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.

3. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.



Статья 53.1. Предупреждение лесных пожаров

1. Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

2. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя:

1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;

2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;

3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;

4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;

5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;

6) проведение работ по гидромелиорации;

7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;

8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;

9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.

3. Указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

4. Противопожарные расстояния, в пределах которых осуществляются вырубка деревьев, кустарников, лиан, очистка от захламления, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и настоящим Кодексом.

5. Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя:

1) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря;

3) создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.

6. Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 53.2. Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров

1. Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя:

1) наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами;

2) организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств;

3) организацию патрулирования лесов;

4) прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами.

2. Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные им полномочия в области лесных отношений, представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти данные о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах.

3. По результатам мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о маневрировании лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования в соответствии с межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования.

4. Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, состав и форма представления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 53.3. Планы тушения лесных пожаров

1. Органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие:

1) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;

2) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;

3) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров;

4) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов;

5) иные мероприятия.

2. В случае, если план тушения лесных пожаров предусматривает привлечение в установленном порядке сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, он подлежит согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

3. Сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

4. Порядок разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форма, порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти на основании планов тушения лесных пожаров разрабатывает межрегиональный план маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования.

Статья 53.4. Тушение лесных пожаров

1. Тушение лесного пожара включает в себя:

1) обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара;

2) доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно;

3) локализацию лесного пожара;

4) ликвидацию лесного пожара;

5) наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание;

6) предотвращение возобновления лесного пожара.

2. Лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.

3. Правила тушения лесных пожаров устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.