Органами управления ао являются. Структура органов управления акционерным обществом

в) избрание и отзыв членов совета акционерного общества (наблюдательного совета);

г) избрание и отзыв членов исполнительного органа и ревизионной комиссии;

д) утверждение годовых результатов деятельности акционерного общества, включая его филиалы, утверждение отчетов и заключений ревизионной комиссии, порядка распределения прибыли, определение порядка покрытия убытков;

е) создание, реорганизация и ликвидация филиалов и представительств, утверждение положений (уставов) о них;

ж) вынесение решений о привлечении к имущественной ответственности должностных лиц общества;

з) утверждение правил процедуры и других внутренних документов общества, определение организационной структуры общества;

и) решение вопроса о приобретении акционерным обществом акций, им выпускаемых;

к) определение условий оплаты труда должностных лиц акционерного общества, его филиалов и представительств;

л) утверждение договоров, заключенных на сумму свыше указанной в уставе общества;

м) принятие решения о прекращении деятельности общества, назначение ликвидационной комиссии, утверждение ликвидационного баланса.

Уставом общества к исключительной компетенции общего собрания могут быть отнесены и иные вопросы.

Общее собрание признается правомочным, если в нем участвуют акционеры, имеющие в соответствии с уставом общества более 60 процентов голосов.

50. Для решения общим собранием акционеров следующих вопросов необходимо большинство в 3/4 голосов участвующих в собрании акционеров:

а) изменение устава общества;

б) принятие решения о прекращении деятельности общества;

в) создание и прекращение деятельности филиалов.

По всем остальным вопросам решения принимаются простым большинством голосов участвующих в собрании акционеров.

51. О проведении общего собрания владельцы именных акций извещаются персонально. Кроме того, должно быть сделано общее извещение предусмотренным в уставе способом о предстоящем собрании с указанием времени и места проведения собрания и повестки дня. Извещение должно быть сделано не менее чем за 45 дней до созыва общего собрания.

Любой из акционеров вправе вносить свои предложения по повестке дня общего собрания не позднее чем за 40 дней до созыва общего собрания. В этот же срок акционеры, обладающие в совокупности более чем 10 процентами голосов, могут потребовать включения вопросов в повестку дня.

Общее собрание не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня.

Акционеры могут на основе доверенности поручать осуществление их прав на общем собрании другим акционерам (их представителям), а также третьим лицам.

Представители могут быть постоянными либо назначенными на определенный срок. Акционер вправе в любое время заменить своего представителя в высшем органе, поставив в известность исполнительный орган акционерного общества.

53. Общее собрание акционеров созывается не реже одного раза в год, если иное не предусмотрено уставом общества.

Внеочередные собрания созываются исполнительным органом при наличии обстоятельств, указанных в уставе общества, а также в любом ином случае, если этого требуют интересы акционерного общества в целом.

Собрание должно быть также созвано исполнительным органом по требованию наблюдательного совета или ревизионной комиссии.

Акционеры, обладающие в совокупности более чем 20 процентами голосов, вправе потребовать созыва внеочередного собрания в любое время и по любому поводу. Если в течение 20 дней правление не выполнило указанное требование, они вправе сами созвать собрание.

54. В акционерном обществе создается совет акционерного общества (наблюдательный совет), осуществляющий контроль за деятельностью его исполнительного органа. В состав наблюдательного совета могут входить представители трудового коллектива, профсоюзных и других общественных организаций.

Уставом акционерного общества или по решению общего собрания акционеров на совет акционерного общества (наблюдательный совет) может быть возложено выполнение отдельных функций, относящихся к компетенции общего собрания.

Члены совета акционерного общества (наблюдательного совета) не могут являться членами исполнительного органа.

55. Исполнительным органом акционерного общества, осуществляющим руководство его текущей деятельностью, является правление или другой орган, предусмотренный уставом. Работой правления руководит председатель правления, назначаемый или избираемый в соответствии с уставом акционерного общества.

Правление решает все вопросы деятельности акционерного общества, кроме тех, которые входят в исключительную компетенцию общего собрания и совета акционерного общества (наблюдательного совета). Общее собрание может вынести решение о передаче части принадлежащих ему прав в компетенцию правления.

Правление подотчетно общему собранию акционеров и наблюдательному совету и организует выполнение их решений.

Правление действует от имени акционерного общества в пределах, предусмотренных настоящим Положением и уставом акционерного общества.

56. Председатель правления акционерного общества вправе без доверенности осуществлять действия от имени общества. Другие члены правления также могут быть наделены этим правом согласно уставу.

Председатель правления общества организует ведение протокола. Книга протоколов должна быть в любое время предоставлена участникам. По их требованию выдаются удостоверенные выписки из книги протоколов.

57. Контроль за финансово - хозяйственной деятельностью правления акционерного общества осуществляется ревизионной комиссией, избираемой из числа акционеров и представителей трудового коллектива общества. Количественный состав ревизионной комиссии определяется уставом. Порядок деятельности ревизионной комиссии утверждается общим собранием акционеров.

Проверки финансово - хозяйственной деятельности правления проводятся ревизионной комиссией по поручению общего собрания, совета акционерного общества (наблюдательного совета), по ее собственной инициативе либо по требованию акционеров, обладающих в совокупности более чем 10 процентами голосов. Ревизионной комиссии акционерного общества должны быть представлены все материалы, бухгалтерские или иные документы и личные объяснения должностных лиц по ее требованию.

Ревизионная комиссия докладывает о результатах проведенных ею проверок общему собранию акционерного общества или совету акционерного общества (наблюдательному совету). Члены ревизионной комиссии вправе участвовать с совещательным голосом в заседаниях правления.

Ревизионная комиссия составляет заключение по годовым отчетам и балансам. Без заключения ревизионной комиссии общее собрание акционеров не вправе утверждать баланс.

Ревизионная комиссия обязана потребовать внеочередного созыва общего собрания акционеров в случае возникновения угрозы существенным интересам акционерного общества или выявления злоупотреблений, допущенных должностными лицами.

В соответствии с Гражданским кодексом "юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы" Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ//Российская газета, N 238-239, 1994, ст.53, поэтому вопрос о структуре и полномочиях органов управления в акционерном обществе является весьма актуальным. Российское акционерное законодательство, как уже отмечалось выше, закрепляет трехуровневую структуру управления акционерным обществом: общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет), исполнительный орган акционерного общества.

Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров. Оно формируется из всех участников данного общества - владельцев акций. Общее собрание акционеров имеет исключительную компетенцию, определенную непосредственно Законом об акционерных обществах в ст.48 Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах»//Российская газета, N 248, 1995, ст.48. Она включает вопросы изменения устава, реорганизации и ликвидации общества, избрания наблюдательного совета, исполнительного органа и ревизионной комиссии и досрочного прекращения их полномочий, утверждения годовых отчетов и балансов общества и распределения прибылей и убытков, совершения некоторых крупных сделок и др. Эти вопросы не могут быть переданы общим собранием на решение как исполнительного органа, так и совета директоров общества. Вместе с тем общее собрание не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, прямо не отнесенным законом к его компетенции.

Общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров. Оно проводится в сроки, устанавливаемые уставом акционерного общества, но не ранее чем через два и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года. Общие собрания акционеров, проводимые помимо годового, являются внеочередными. Внеочередное общее собрание акционеров проводится на основании требования совета директоров, ревизионной комиссии, аудитора общества, акционеров (акционера), являющихся владельцами не менее чем 10 процентов голосующих акций. Собрание правомочно, если в нем приняли участие акционеры, в совокупности владеющие более половиной голосующих акций. Решение по вопросам, рассматриваемым на общем собрании акционеров, принимаются голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство акционеров - владельцев голосующих акций. По некоторым вопросам для принятия решения требуется три четверти голосов. Кроме того, решение общего собрания акционеров может быть принято без проведения собрания, т.е. путем заочного голосования. Такой порядок возможен при решения всех вопросов, кроме тех, которые указаны в ч.2 ст.50 Закона об акционерных обществах.

Руководство акционерным обществом в период между собраниями акционеров осуществляется советом директоров или наблюдательным советом (далее - совет директоров). Закон об акционерных обществах определяет совет директоров как орган акционерного общества, осуществляющий общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах»//Российская газета, N 248, 1995, ст.64 Если общество насчитывает менее 50 акционеров, то выполнение функций совета директоров может быть возложено на общее собрание акционеров.

Члены совета директоров общества избираются общим собранием акционеров кумулятивным голосованием (если уставом не предусмотрено иное) на срок до следующего общего годового собрания акционеров. Лица, избранные в состав совета директоров, могут переизбираться неограниченное число раз. Из числа членов совета директоров избирается председатель, который организует его работу, созывает заседания и т.д. Решения на заседаниях по общему правилу принимаются большинством голосов членов совета директоров, после чего заносится в протокол заседания. Заседание совета директоров правомочно при кворуме не менее половины от числа избранных членов совета директоров. Совет директоров общества имеет исключительную компетенцию, определяемую не только Законом об акционерных обществах в ст.65, но и уставом конкретного общества. В нее входят вопросы подготовки и созыва общего собрания, образования исполнительного органа общества и досрочного прекращения его полномочий, использования резервных и иных фондов общества, утверждения внутренних документов общества, дачи согласия на заключение некоторых сделок, рекомендаций по размеру дивиденда и порядка его выплаты и др. К компетенции совета директоров отнесено создание филиалов и открытие представительств общества. Устав акционерного общества может предусматривать наличие у совета директоров и дополнительных полномочий. Совет директоров подотчетен в своей деятельности общему собранию акционеров, поэтому наряду с годовым отчетом акционерам обычно представляется и отчет совета директоров.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом (правлением, дирекцией) общества. Единоличный орган должен быть у общества во всяком случае, а коллегиальный - в случаях, предусмотренных уставом конкретного общества. Если в акционерном обществе образован коллегиальный исполнительный орган, то функции его председателя исполняет единоличный исполнительный орган. По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа могут быть переданы наемному управляющему (индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации - "управляющей компании"), с которым заключается соответствующий гражданско - правовой договор. По общему правилу вопросы образования исполнительного органа общества находятся в компетенции общего собрания акционеров (п.8 ч.1 ст.48 Закона об акционерных обществах). Исключение может быть установлено уставом в виде указания на то, что названные вопросы относятся к компетенции совета директоров.

Закон об акционерных обществах устанавливает: "к компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров общества". Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Российская газета, N 248, 1995, ч.1 ст. 69 Исполнительный орган общества организует выполнение решений общего собрания и совета директоров. Таким образом, исполнительный орган общества обладает остаточной компетенцией.

На практике иногда возникают проблемы, связанные с определением размеров такой "остаточной компетенции", поскольку в Законе об акционерных обществах нет даже примерного перечня тех полномочий, которые должны закрепляться за исполнительным органом. Представляется нужным законодательно уточнить этот момент, дабы избавиться от трудностей определения полномочий исполнительных органов акционерных обществ в будущем.

Таким образом, для акционерных обществ характерна сложная трехзвенная система управления, которая предусматривает разграничение полномочий между общим собранием акционеров, советом директоров и исполнительным органом. Каждый элемент в этом перечне выполняет только собственные, определенные в уставе и внутреннем документе, функции. Четкое взаимодействие и соблюдение требований акционерного законодательства органами управления позволят максимизировать прибыль от деятельности акционерных обществ.

Как устроены и функционируют органы управления в акционерном обществе?

Система, направленная на возможность каждого владельца ценных бумаг лично принять участие в управлении компанией.

Отличительной чертой акционерного общества (к примеру, ), как юридического лица, является не только уставный капитал, разделенный на акции, но и возможность для их владельцев принимать непосредственное участие в делах компании через специальные органы управления.

Такая модель корпоративного самоуправления была перенесена в Российское законодательство с запада, как и сама конструкция подобного юридического лица.

Главной отличительной чертой такой модели является возможность акционеров самостоятельно выбрать наиболее отвечающую их интересам структуру управления АО в рамках, предложенных законом.

Рассмотрим, как это реализовано на практике.

Акционерное общество - объединение частных капиталов

Акционерное общество – это один из видов коммерческих организаций.

Следовательно, главной целью деятельности и основным направлением усилий органов управления АО будет извлечение прибыли за счет ведения заявленной в учредительных документах деятельности.

Однако, прежде чем компания начнет приносить , необходимы определенные финансовые вложения.

Для этого уставный капитал разделяется на достаточно большое число долей – акций (к примеру, или ).

Каждая из них является ценной бумагой, удостоверяющей право владельца требовать от компании исполнения определенных обязательств.

Акции распределяются, как только между «своими», так свободно продаваются всем желающим.

Владельцы акций становятся участниками акционерного общества и, объединяя свои капиталы, формируют его уставный капитал.

Благодаря тому, что уставный капитал дробится на акции, которые имеют свободное обращение на рынке ценных бумаг, акционерное общество может в любой момент привлечь практически неограниченный капитал для реализации крупных проектов.

Взамен каждый участник, внесший свой вклад, получает право на часть заработанной компанией прибыли в виде , возможность участвовать в принятии управленческих решений, а также может претендовать на получение определенной части оставшегося после прекращения экономической деятельности АО имущества.

В обязанности акционера входит также уплата с полученных доходов.

Вкладывая средства в акции различных компаний, участники рискуют потерять только уплаченные за них средства.

Если управление оказалось неэффективным и общество разорилось, акционеры не отвечают по его долгам и не несут совместно с ним убытков.

Одновременно и само акционерное общество не зависит от состава своих участников и не требует их непременного участия в делах и принятии решений.

За исключением тех случаев, когда они участвуют в работе высшего органа управления, акционерным обществом или избираются в исполнительные или ревизионные органы.

Что говорит закон

Определение акционерного общества, как одной из форм существования коммерческих юридических лиц, закреплено в ст. 96 ГК РФ .

Согласно этому нормативному акту, возможны два основных вида АО – публичное и непубличное, пришедшие на смену открытому (ОАО) и закрытому (ЗАО) обществам.

Нормами Гражданского кодекса устанавливаются также:

  • порядок создания АО (ст. 97);
  • правила изменения размера уставного капитал в большую и меньшую сторону (ст. 99-101);
  • ограничения на эмиссию акций и выплату акционерам дивидендов (ст. 102);
  • правила проведения внешнего аудита (ст. 103) и пр.

Детально же все аспекты деятельности акционерного общества и его органов управления изложены в специальном нормативном акте.

Основные схемы в управлении

Согласно закону, в акционерном обществе функционируют следующие органы управления:

  • собрание всех его акционеров - главный «законодательный орган»;
  • наблюдательный совет (совет директоров), отвечающий за стратегию развития;
  • правление, реализующее стратегические планы;
  • генеральный директор, единолично управляющий всеми текущими делами;
  • ревизионная комиссия или ревизор, проверяющие состояние финансов.

У акционеров, через высший орган управления акционерным обществом, есть возможность выбрать подходящую комбинацию из представленных звеньев.

При необходимости, например, в случае расширения бизнеса или смене направления развития, структура управления может быть изменена на более отвечающую потребностям компании в данный момент.
Принято выделять четыре основных модели управленческой структуры ОА.

В каждой из них есть два непременных элемента: общее собрание, как наделенный высшей властью обществе орган и единоличный исполнительный орган (гендиректор), действующий от имени компании во всех сферах общественных отношений.

Контролирующий орган (ревизор) в систему управления обычно не включается, а существует как бы параллельно.

Но он также является обязательным для любого АО органом.

Полная трехступенчатая система управления.

Она наиболее универсальна и подходит для любого общества, но наиболее предпочтительной будет для крупных компаний с большим числом акционеров.

Использование подобной структуры позволяет акционерам контролировать деятельность исполнительных органов и оказывать влияние на принятие важных стратегических решений.

Система включает три уровня. Схематически это будет выглядеть так:

От предыдущей ее отличает отсутствие коллегиального исполнительного органа.

Все управление текущей деятельностью осуществляет генеральный директор, влияние которого в совете директоров тем самым существенно возрастает.

Такая модель применима во всех АО. Устав компании может содержать положения, согласно которым в Совет директоров выбирается из числа самых крупных акционеров.

В таком случае они получают практически полный контроль за деятельностью единоличного исполнительного органа.

Схематически данную модель можно представить следующим образом

В непубличных акционерных обществах, обладающих солидным капиталом и оборотом, чаще всего реализуется модель управления, из которой исключается наблюдательный совет (Совет директоров).

В результате остается высший орган управления акционерным обществом, а также оба исполнительных органа: и правление, и единоличный генеральный директор, которые и определяют направление развития компании.

Для небольших компаний, число акционеров, в которых не превышает 50, а большая часть акция сосредоточена в руках одного из них, выгодна модель, включающая всего два элемента системы управления: общее собрание акционеров и единоличный исполнительный орган (генерального директора).

Такой подход позволит сосредоточить оперативное руководство всеми сферами текущей деятельностью у наиболее заинтересованного в процветании компании участника.

Собрание же в таком случае будет определять лишь основные направления развития.

Главный орган управления АО

Общее собрание акционеров - это высший орган управления любым акционерным обществом. Осуществляется такое управление опосредованно.

Акционеры не уполномочены принимать решения, касающиеся текущей деятельности компании.

Компетенции всех органов управления в акционерных обществах изложены в Законе.

В ст. 48 названы вопросы, рассмотрение которых передается общему собранию. Среди них:

  • предстоящая ликвидация общества или его реорганизация;
  • внесение тех или иных изменений в устав и их утверждение;
  • избрание других управляющих органов и ревизоров;
  • определение числа и стоимости вновь выпускаемых акций;
  • изменения уставного капитала в ту или иную сторону;
  • выплата дивидендов акционерам по итогам определенного в уставе периода;
  • утверждение годовых и ;
  • одобрение или неодобрение крупных сделок;
  • распределение полученной компанией прибыли и др.

Перепоручить принятие решений по этим пунктам, например, правлению, закон прямо запрещает.

В то же время и общее собрание не уполномочено отменять или требовать скорректировать решения, уже принятые прочими органами управления.

Это правило действует и в отношении тех вопросов, которые закон относит к совместной компетенции.

Общее собрание выносит по ним решение в том случае, когда нижестоящий орган не смог этого сделать.

Как правило, собираются акционеры раз в год, по результатам очередного финансового года, но при необходимости собрание может быть и внеочередным.

Проведение общего собрания достаточно сложная и длительная процедура, детально урегулированная положениями Закона.

Акционеры принимают активное участие не только в голосовании на таком собрании, но и в формировании его повестки. Для этого они направляют письменные предложения.

Но, для того, чтобы такое обращение было рассмотрено, акционер должен владеть не менее, чем 2% голосующих акций (то есть, не быть ).

Число акций у владельца имеет значение и при голосовании по вопросам повестки собрания. Здесь действует принцип «1 акция – 1 голос».

Механизм создания, функционирования и управления акционерным обществом осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 25 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в редакции Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 120-ФЗ). В соответствии с данным Законом акционерным обществом признается коммерческая организация, уставной капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к акционерному обществу (далее – обществу). Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

Акционерное общество может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе и фирменном наименовании.

Открытым акционерным обществом является общество, которое вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований федерального законодательства. Акционеры открытого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров общества. Число акционеров открытого общества не ограничено. Минимальный размер уставного капитала открытого общества должен быть равен не менее чемтысячекратной сумме минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества.

Учредителями акционерного общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении. Число учредителей открытого общества не ограничено.

Учредительным документом акционерного общества являетсяустав , требования которого обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами.

Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.

Органами управления акционерного общества являются общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) общества и исполнительный орган общества, который может быть коллективным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором), которые осуществляют руководство текущей деятельностью общества.

Высшим органом управления акционерным обществом являетсяобщее собрание акционеров. Годовое собрание акционеров проводится в сроки, установленные уставом общества, но не ранее чем через 2 месяца и не позднее чем через 6 месяцев после окончания финансового года.

12. Управление закрытым акционерным обществом.

Закрытое акционерное общество (ЗАО) – это общество, акции которого распределяются только среди его учредителей. ЗАО не имеет права проводить открытую подписку на выпуск акций. Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами данного общества.

Учредительным документом закрытого акционерного общества являетсяустав, утвержденный учредителями. В нем должны содержаться сведения о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве, размере уставного капитала общества, правах акционеров, составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений.

Акция удостоверяет тот факт, что ее владелец, акционер, внес определенный вклад в капитал акционерной компании.

Закрытое акционерное общество отвечает по своим обязательствам, несет возможные убытки, рискует в ограниченных пределах, не превышающих стоимости принадлежащего ему пакета акций. В то же время акционерное общество не отвечает по имущественным обязательствам отдельных акционеров, принятых ими частным образом.

Закрытое акционерное общество отличается от открытогопо числу акционеров . В ОАО число акционеров не ограничено, а в закрытом – число участников не должно быть более 50. Если число акционеров закрытого акционерного общества превысит 50 человек, то в течение года АО должно преобразоваться в открытое акционерное общество. Другим отличием является порядок выпуска и размещения акций: в ОАО он носит публичный характер, а в ЗАО – ограниченный конкретными физическими и юридическими лицами.

13. Управление финансово-промышленными группами (на основе Федерального закона «О финансово-промышленных группах» от 27 октября 1995 г.)

Финансово-промышленная группа – совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Определение финансово-промышленной группы с течением времени трансформировалось, что было обусловлено теми задачами, которые должны были решать эти группы в изменяющейся экономической обстановке.

Основными организационно-правовыми формами, в которых реализовывалась концепция финансово-промышленных групп на первом этапе, были акционерные общества открытого типа и холдинги.

В настоящее время эти формы могут быть разнообразными, учитывающими финансовый, производственный и научный потенциал участников финансово-промышленной группы. При множественности вариантов организационно-правовых форм ФПГ основные из них заключаются в объединении участников групп вокруг:

    коммерческой организации, имеющей в качестве имущества одно или несколько промышленных предприятий;

    коммерческой организации, основным видом деятельности которой является торговля;

    коммерческого банка.

Помимо состава участников и характера, консолидирующего тип ФПГ, эти группы могут различаться:

    по формам производственно-хозяйственной интеграции (вертикальная, горизонтальная, конгломерат);

    по отраслевой принадлежности (отраслевые, межотраслевые);

    по степени диверсификации (монопрофильные, многопрофильные);

    по масштабам деятельности (региональные, межрегиональные, межгосударственные или транснациональные).

Если финансово-промышленная группа создается в виде основного и ряда дочерних обществ, то в роли центральной компании выступает основное общество. В этом случае дочерние общества – участники финансово-промышленной группы – находятся изначально в зависимости от центральной компании, поскольку она владеет пакетами их акций.

Если же финансово-промышленная группа создается на основе договора, заключаемого ее участниками как равноправными партнерами, тогда и центральная компания ФПГ учреждается как юридическое лицо на договорной основе.

Создание финансово-промышленных групп преследует главным образом, три цели. Во-первых, восстановление там, где это возможно, ранее существовавших технологических, кооперационных взаимосвязей с прежними партнерами для производства той или иной продукции. Во-вторых, установление таких связей с новыми партнерами на основе экономической целесообразности либо объединения усилий ряда производителей для расширения рынков сбыта товаров и услуг. В-третьих, привлечение инвестиций и целенаправленное их использование.

Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих финансово-промышленной группы, включающий представителей всех ее участников.

Направление участникам финансово-промышленной группы представителя в состав совета управляющих финансово-промышленной группы осуществляется решением компетентного органа управления участника финансово-промышленной группы.

Компетенция совета управляющих финансово-промышленной группы устанавливается договором о создании финансово-промышленной группы.

Закон, определяя совет управляющих как высший орган управления финансово-промышленной группы, не регламентирует вопросов его формирования, компетенции, организации деятельности, оставляя их на усмотрение участников группы. Предполагается, что все эти вопросы должны быть отражены в договоре о создании финансово-промышленной группы.

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

Органы управления акционерного общества

Акционерное общество - одна из наиболее сложных организационно-правовых форм юридического лица. В нем предполагается наличие нескольких органов управления, внутреннего и внешнего контроля, органов общего собрания, распределение между ними компетенций, установление порядка принятия этими органами решений, определение возможности действия их от имени общества, определение ответственности за причиненные убытки. Федеральный закон "Об акционерных обществах" ввел ряд общеобязательных требований к органам акционерного общества, при этом он предусматривает многовариантность в решении перечисленных выше проблем, оставляя право выбора за акционерами.

При приведении учредительных и иных документов в соответствие с требованиями закона, в первую очередь необходимо выбрать оптимальную для вашего общества структуру органов управления и рационально распределить между ними полномочия. В акционерном обществе создаются следующие органы, через которые это юридическое лицо осуществляет свои функции.

Органами управления являются:

Общее собрание акционеров;

Совет директоров (наблюдательный совет);

Единоличный исполнительный орган (генеральный директор, правление);

Коллегиальный исполнительный орган (исполнительная дирекция, исполнительный директор);

Ликвидационная комиссия.

Орган внутреннего контроля за финансово-хозяйственной и правовой деятельностью общества - ревизионная комиссия.

Постоянно действующий орган общего собрания - счетная комиссия.

Общее собрание - высший, но не всесильный орган

Высшим органом управления обществом является общее собрание акционеров. Через участие в нем владельцы голосующих акций реализуют право на участие в управлении делами общества. Однако высший орган не означает всесильный. В отличие от принципов партийно-профсоюзной демократии, когда собрание могло рассмотреть любой вопрос деятельности данной организации, компетенция общего собрания акционеров жестко ограничена. Собрание акционеров может рассматривать и принимать решения только по тем вопросам, которые отнесены Федеральным законом "Об акционерных обществах" к его компетенции, причем перечень данных вопросов не может быть расширен по усмотрению самих акционеров. Закон устанавливает, что "Общее собрание не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции настоящим Законом" (п. 3 ст. 48 Закона).

Компетенция общего собрания не может быть расширена, но может быть сужена уставом общества. Вопросы, отнесенные Законом к компетенции общего собрания, разделены на три группы (п. 3 ст. 48).

Первая - вопросы, составляющие исключительную компетенцию общего собрания. Они не могут быть переданы в компетенцию совета директоров и исполнительных органов общества.

Вторая - вопросы, которые хотя и отнесены Законом к исключительной компетенции общего собрания, но, тем не менее, могут быть переданы в ведение совета директоров. (Образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий; принятие решения об увеличении уставного капитала и внесение соответствующих изменений и дополнений в устав общества.)

Третья - вопросы, которые из ведения общего собрания могут быть переданы либо совету директоров, либо исполнительному (коллегиальному или единоличному) органу.

Четвертая - вопросы, решения по которым наряду с общим собранием могут принимать и другие органы общества (принятие решений о проверке финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионной комиссией или аудитором).

В уставе может содержаться еще одно ограничение на право общего собрания принимать решения по определенным вопросам его компетенции. Закон устанавливает, что общее собрание может рассматривать ряд важных вопросов только по предложению совета директоров (если иное не предусмотрено уставом).

Достаточно большой опыт подготовки учредительных документов, накопленный "Центром деловой информации" еженедельника "Экономика и жизнь", позволяет выявить преобладающую тенденцию к максимальному перераспределению полномочий общего собрания другим органам управления, что повышает оперативность в принятии квалифицированных решений. К сожалению, "коллективный разум" общих собраний чаще бывает больше эмоциональным, нежели квалифицированным.

Генерального директора не следует переизбирать ежегодно

Закон, определив максимально допустимый набор органов управления, оставил акционерам возможность выбора различных вариантов их "компоновки".

Первый из возможных подходов представлен в схемах 1 и 2. Их объединяет создание сильного единоличного исполнительного органа (генерального директора), избираемого общим собранием акционеров (допускается подпунктом 8 п. 1 ст. 48 и п. 3 ст. 49 Закона).

Максимальный срок его полномочий (продолжительность срочного трудового контракта) может составлять в этом случае до 5 лет (ст. 17 Кодекса законов о труде). Решение о досрочном прекращении полномочий генерального директора может принять соответственно только общее собрание акционеров. На ежегодных выборах совета директоров решается вопрос не о полномочиях генерального директора, а о вхождении действующего генерального директора в очередной состав совета директоров. Закон допускает возможность вхождения единоличного исполнительного органа в совет директоров, но не требует этого в обязательном порядке.

Председателя совета директоров целесообразно избирать на заседании этого органа из числа его членов, как это предусмотрено п. 1 ст. 67 Закона. Он выполняет координирующие функции в работе совета. Уставом следует предусмотреть, что на общих собраниях и заседаниях совета директоров председательствует генеральный директор, что допускает п. 2 ст. 67 Закона. Необходимо помнить, что Закон запрещает совмещение функций единоличного исполнительного органа и председателя совета директоров (п. 2 ст. 66 Закона).

Различие рассматриваемых схем состоит в следующем. Первая предусматривает наличие двух исполнительных органов. Наряду с единоличным исполнительным органом образуется коллегиальный (исполнительная дирекция, правление), который назначается советом директоров по предложению генерального директора. Функции между генеральным директором и советом директоров распределяются в этом вопросе приблизительно так же, как между Президентом и Думой при назначении председателя Центрального банка РФ или Генерального прокурора.

Основные функции по текущему управлению делами общества берут на себя исполнительные органы при усилении роли генерального директора. Исполнительным органом может быть передана та часть полномочий общего собрания, делегирование которой допускается Законом. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, по должности является председателем коллегиального исполнительного органа (п. 1 ст. 69 Закона). Следует помнить, что члены коллегиального исполнительного органа не могут составлять большинства в совете директоров (п. 2 ст. 66 Закона). В рассматриваемой схеме соответственно существуют ограничения на возможность вхождения в этот орган большого количества должностных лиц из исполнительной дирекции. Совет директоров в этой ситуации становится скорее наблюдательным советом.

Схема соответствует большим по объему деятельности коммерческим организациям с наличием крупных "внешних" инвесторов. Такие акционеры могут быть представлены в наблюдательном совете и участвовать в выработке стратегических решений, в то время как текущее управление делами осуществляют исполнительные органы, состоящие из профессионалов-должностных лиц, работающих в обществе постоянно. Схема позволяет сохранить традиционный статус "сильного" генерального директора.

Можно обойтись без исполнительной дирекции (правления)

Схема 2 с единоличным исполнительным органом в большей мере соответствует акционерным обществам, созданным в процессе приватизации, в которых контрольный пакет акций находится в руках должностных лиц администрации, то есть наиболее крупными акционерами являются исполнительные директора. Данная схема особенно актуальна для акционерных обществ, возникших на базе арендных предприятий.

Схема сохраняет статус "сильного" генерального директора, описанный в схеме 1, но предполагает отказ от коллегиального исполнительного органа, что позволяет обойти ограничение, содержащееся в п. 2 ст. 66 Закона относительно того, что члены этого органа не могут составлять большинства в совете директоров. В предложенной схеме любое количество должностных работников общества (которые, как правило, являются крупными акционерами) может войти в состав совета директоров.

Совет директоров принимает на себя функции не только по выработке стратегических решений, но и по текущему оперативному управлению. Ему передаются те полномочия общего собрания, делегирование которых допускается Законом совету директоров и исполнительному органу. В рассматриваемой схеме речь идет не о наблюдательном совете, а о совете реально действующих исполнительных директоров.

Необходимости формирования особого коллегиального исполнительного органа не возникает. Генеральный директор может воспользоваться такой традиционной формой выработки коллективных оперативных решений, как производственное совещание руководителей функциональных служб, подразделений, цехов, филиалов.

Уставом общества в этом случае следует разграничить две процедуры. Первая - избрание и досрочное прекращение полномочий члена совета директоров. Это относится к исключительной компетенции общего собрания. Вторая - назначение и освобождение члена совета директоров от конкретной должности в функциональных службах общества. Закон не регламентирует последней процедуры, соответственно она может быть передана в компетенцию генерального директора. При выборе схемы 2 следует избегать распространенного соблазна ограничить возможность вхождения в совет директоров только акционеров общества.