Принцип неприкосновенности государственной границы. Принцип неприкосновенности и нерушимости государственных границ Нерушимость государственных границ

Принцип нерушимости государственных границ означает обязанность государств уважать установленные в соответствии с международным правом границы каждого иностранного государства. Принцип нерушимости государственных границ составляет одну из важнейших основ безопасности государства.

Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1 970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права, юридически обязательной для государств – участников упомянутых договоров. В этих договорах выражены два существенных элемента: признание существующих границ и отказ от каких-либо территориальных притязаний.

Принцип нерушимости границ был сформулирован в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.: «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».

Посягательство на государственные границы – это односторонние действия или требования, направленные на изменение линии границы, ее юридического оформления или фактического положения линий границы на местности. Поэтому признание этого принципа означает также и отказ от каких-либо территориальных притязаний, т. е. государства «будут воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват или узурпацию части или всей территории любого государства-участника».

Принцип нерушимости границ тесно связан с другим принципом международного права – принципом неприкосновенности государственных границ. Последний входит в нормативную систему общего международного права, имея универсальный характер, независимо от наличия специальных соглашений по данному вопросу между конкретными государствами, поскольку непосредственно вытекает из других общепризнанных принципов международного права, содержащихся в Уставе ООН и Декларации принципов международного права 1970 г., а первый носит региональный характер. Содержание принципа неприкосновенности границ включает обязанность государств соблюдать существующую линию границы на местности; не допускать произвольного перемещения линии границы на местности и ее пересечения без соответствующего разрешения или вне установленных правил; право каждого суверенного государства контролировать пересечение его границы людьми и транспортными средствами.

Принцип нерушимости границ и принцип неприкосновенности границ различаются по географической сфере своего действия. Принцип нерушимости границ согласно Заключительному акту 1975 г. действует только в отношениях государств – участников этого акта, т. е. европейских государств, а также США и Канады. Принцип неприкосновенности границ имеет более широкую сферу действия, поскольку является принципом общего международного права и действует на всех континентах независимо от того, существуют или нет специальные соглашения по этому вопросу.

Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права, юридически обязательной для государств -- участников упомянутых договоров. В этих договорах выражены два существенных элемента: признание существующих границ и отказ от каких-либо территориальных притязаний Талалаев А.Н. Право международных договоров. М., 1985. Т. 2..

Принцип нерушимости границ был сформулирован в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года: “Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы” Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М., 1996..

Посягательство на государственные границы -- это односторонние действия или требования, направленные на изменение положения линии границы, ее юридического оформления или фактического положения линии границы на местности. Поэтому признание этого принципа означает также и отказ от каких-либо территориальных притязаний, то есть, как говорится далее в тексте принципа, государства “будут соответственно воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват или узурпацию части или всей территории любого государства-участника”.

Государства -- участники СБСЕ тем самым выразили свое признание или подтверждение существующих границ европейских государств. Это признание является международно-правовым, что влечет определенные юридические последствия, в частности это признание нельзя аннулировать. Международно-правовое признание фактически сложившейся границы приравнивается к соглашению государств относительно существующей границы.

Таким образом, основное содержание принципа нерушимости границ можно свести к трем элементам: 1) признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом; 2) отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем; 3) отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Принцип нерушимости границ имеет много общего с традиционным принципом международного права -- неприкосновенности государственных границ. Содержание последнего включает обязанность государств соблюдать существующую линию границы на местности: не допускать произвольного перемещения линии границы на местности и ее пересечения без соответствующего разрешения или вне установленных правил. Оно включает также право каждого суверенного государства контролировать пересечение его границы людьми и транспортными средствами.

Принцип нерушимости границ и принцип неприкосновенности границ различаются по географической сфере своего действия. Принцип нерушимости границ, согласно Заключительному акту 1975 года, действует только в отношениях государств -- участников этого акта, то есть европейских государств, а также США и Канады. Принцип неприкосновенности границ имеет более широкую сферу действия, поскольку является принципом общего международного права и действует на всех континентах, независимо от того, существуют или нет специальные соглашения по этому вопросу.

Нерушимость государственных границ - отказ от каких-либо территориальных посягательств, признание существующего положения линии границы государств на момент установления принципа (имеются в виду границы Европейских государств).

Элементы принципа нерушимости государственных границ:

  • 1. признание существующих границ в качестве юридическую установленных в соответствии с международным правом;
  • 2. отказ от каких - либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;
  • 3. отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая, угрозу силой или ее применением.

Принцип нерушимости государственных границ соотносится с принципом неприкосновенности государственных границ.

Принцип неприкосновенности государственных границ означает:

  • 1. обязанность государств соблюдать существующую линии государственной границы на местности: не допускать произвольного перемещения линии границы на местности.
  • 2. право государств не допускало, пересечения своей государственной границы без соответствующего разрешения или вне установленных правилРазличия принципов:
    • -Принцип нерушимости границ территориально распространяете на государства - участники Заключительного акта СБСЕ (стран Европы, США, Канада), принцип неприкосновенности государственных границ - традиционный принцип международного права универсален и распространяется на все государства.
    • - Принцип территориальной целостности - наименование принципа территориальной целостности не устоялось и его упоминают еще как принцип территориальной неприкосновенности, Принцип находит отражение Уставе ООН (п.4.ст.З) Декларации о принципах МП (преамбула, п.1).

Принцип территориальное целостности означает обязанности государств воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориально целостности государства.

Территориальная целостность единство территории, на которую распространяется суверенитет государства.

Любые территориальные приобретения не должны считать законными, если они явились результатом угрозы силой или ее применения.

"Принцип отражен в Заключительном акте СБСЕ (п.4), Декларации о принципах международного права.

Значение принципа мирного paзрешения международных споровПринцип мирного разрешения международных споров содержится в:Гаагской конвенции в мирном разрешении международных столкновений 1907 г. (ст.2.) -однако здесь нет самого запрета обращения к войне и обязательства обращаться в споре к мирным средствам его решения, а лишь содержала перечень мирных средств.

Уставе ООН (ст.2 п.3) «Декларации о принципах МП, касающаяся дружественных отношений между государствами в соответствии с Уставом ООН);

Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе "Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы - силой в нормативное содержание принципа мирного разрешения международных споров включается: Обязанность государств разрешают свои международные споры мирными средствами, таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность к справедливость (п.3 ст.2 Устава ООН, Декларация о принципах МП);

Государства должны стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров.

3 2 Проблема изменения государственных границ в международном публичном праве

В соответствии с основополагающими принципами международного права - нерушимости государственных границ и территориальной целостности государств -границы между государствами не могут быть изменены путем применения силы или угрозы силой. Вместе с тем не исключена возможность изменения границ мирными способами в результате переговоров между государствами и заключения договора о новых границах между ними.

В разное время способы изменения государственной территории и образования новых границ были неодинаковы. Почти до середины XIX в. основным из этих способов была война, когда более сильное государство могло отобрать у более слабого государства часть его территории и даже полностью завоевать его. Вместе с тем монархи нередко покупали и продавали территорию, обменивались ею, отдавали в залог, делили между своими наследниками либо объединяли территории при династических браках. Например, английский король Карл П в 1664 г., женившись на португальской принцессе, получил в приданое Танжер, но в 1684 г. продал его султану Марокко. В 1803 г. Наполеон за 60 млн. франков продал QUA Луизиану, в 1867 г. русский царь Александр II за 7 млн. 200 тыс. долларов продал QUA Аляску и т. д .

Современное международное право признает правомерными следующие способы изменения государственной границы.

Сделка о продаже территории. В качестве примера можно привести продажу Испанией Германии Каролинских островов в 1899 г. По договору от 3 февраля 1947 г. Финляндия уступила нашей стране территорию в 176 кв. км в районе гидроэлектростанции Янискоски и регулирующей плотины Нискакоски на реке Паатсо-Иоки за 700 млн. финских марок.

Компенсация за передаваемую территорию. В 1967 г. между Францией и Италией было достигнуто соглашение об изменении границы между ними в районе Клавьер в Альпах. Франция возвратила Италии один из участков территории, полученных ею по мирному договору 1947 г. За это Италия предоставила Франции право использовать воды протекающей по итальянской территории реки Ройя.

Обмен территориями. В 1878 г. Россия обменяла область Добруджу на Южную Бессарабию, принадлежавшую Румынии. По Договору от 15 февраля 1951 г. наша страна произвела обмен небольшими равноценными участками территории с Польшей, по Соглашению от 2 декабря 1954 г. - с Ираном. Франция в 1968 г. произвела обмен территорией с Люксембургом с целью уточнения границы.

Восстановление исторических прав на территорию. После Второй мировой войны по решению Ялтинской конференции союзных держав нашей стране был возвращен Южный Сахалин, отторгнутый у России в результате русско-японской войны 1904-1905 гг.

Вместе с тем к вопросу о восстановлении исторических прав надо относиться очень осторожно. Речь может идти о восстановлении исторических прав, нарушенных сравнительно недавно, на протяжении жизни одного-двух поколений людей. Если же начать пересматривать всю историю за тысячелетия, выбирая удобный или выгодный тому или иному государству период, то это может привести к всеобщему хаосу и бесчисленным конфликтам. Кроме того, восстановление исторических прав должно производиться не в одностороннем порядке по желанию того или иного государства, а на основе международного договора либо решения международного судебного органа

В этой связи следует упомянуть попытку захвата в 1990 г. Ираком территории Кувейта и присоединения его в качестве своей провинции на основании восстановления исторических прав.

Допускается изменение государственных границ и в порядке наказания государства за агрессию. Так, за развязывание и ведение агрессивной войны от Германии в соответствии с Потсдамским соглашением была отторгнута территория Восточной Пруссии, которая была разделена между СССР и Польшей. На том же основании - в порядке наказания за агрессию - Япония по решению союзных держав была лишена всех прав на ряд территорий, в том числе на Курильские острова.


Заключение

Таким образом, принцип нерушимости государственных границ регламентирует отношения государств по поводу установления и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей.

Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права. Содержание принципа и тенденции его развития можно отследить также по резолюциям, декларациям международных организаций. К ним относятся в первую очередь акты органов ООН, в частности Декларация принципов, касающихся дружественных отношений государств 1970г., а также Декларация и Документ о мерах доверия Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, которые посвящены новому для рассматриваемого принципа институту мер доверия. «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».

Права государств в соответствии с этим принципом заключается в требовании абсолютной нерушимости установленных границ, незаконности их изменения без согласования или под давлением, с применением силы и угрозы силой.

Государства сами определяют режим пересечения границы, порядок установления или снятия каких-либо ограничений по пересечению границы физическими лицами, товарами, услугами и так далее.

В свете этого определяются основные обязанности государств - неукоснительное соблюдение установленных границ, разделительных или демаркационных линий, включая линии перемирия, разрешение пограничных споров только мирными средствами, неоказание содействия государствам - нарушителям принципа

Признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

Отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;

Отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Принцип нерушимости государственных границ соотносится с принципом неприкосновенности (территориальной целостности) государственных границ.

Принцип неприкосновенности государственных границ означает: обязанность государств соблюдать существующую линии государственной границы на местности: не допускать произвольного перемещения линии границы на местности; право государств не допускать пересечения своей государственной границы без соответствующего разрешения или вне установленных правил.

В заключении необходимо подчеркнуть, что различия данных принципов заключаются в следующем: принцип нерушимости границ территориально распространяется на государства - участники Заключительного акта СБСЕ (страд Европы, США, Канада), принцип неприкосновенности государственных границ - традиционный принцип международного публичного права универсален и распространяется на все государства Что касается принципа территориальной целостности, то его наименование не устоялось в международной практике и его упоминают еще как принцип территориальной неприкосновенности.

Принцип территориальное целостности означает обязанности государств воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности государства. Территориальная целостность единство территории, на которую распространяется суверенитет государства Любые территориальные приобретения не должны считать законными, если они явились результатом угрозы силой или ее применения.


Список использованной литературы

I. Нормативные акты

1. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.

2. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.

3. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.

4. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.

5. Договор о Европейском союзе 1992 г.

6. Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, 1977 г.

П. Научная литература

8. Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права М., 2006.

9. Бирюков П.Н. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью и правовая система Российской Федерации. Воронеж, 2007.

10.Бабурин С.Н Территория государства Правовые и геополитические проблемы. М., 2007.

11.Волова Л.И. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности в современном международном праве. М., 2006.

12.12.Вельяминов Г.М. Международная правосубьектность // Советский ежегодник международного права - М., 2006.

13.Игнатенко Г.В. Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2006. № 1.

14.Клименко Б.М., Ушаков М. А. Нерушимость границ - условия международного мира М, 2006.

15.Каламкарян Р.А. Международно-правовое значение односторонних юридических актов государств. М., 2007.

16.Ковалев А.А. Привилегии и иммунитеты в современном международном праве. М., 2006.

17.Курис П. Международные правонарушения и ответственность государств. Вильнюс, 2005.

18.Левин Д.Б. Ответственность государств в современном международном праве. М., 2006.

19.Лукашук И..И. Механизм международно-правового регулирования. Киев, 2007.

20.Малинин С.А., Ковалева Т.М. Правосубъектность международных организаций // Правоведение. 2006. - № 5.

21.Мингазов Л.Х. Эффективность норм международного права Теоретические проблемы. Казань, 2006.

22.Мовчан А.Л. Международный правопорядок. М., 2007.

23.Талалаев А.Л. Право международных договоров: Общие вопросы. М., 2005.

24.Талалаев А.Л. Право международных договоров. Действие и применение договоров. М.,2006.

Принцип неприкосновенности границ является основополагающим - универсальным - принципом МП. Он действует независимо от наличия специальных соглашений по данному вопросу между конкретными государствами. Суть принципа в том, что государства обязаны соблюдать существующий режим границы, не перемещать произвольно линию границы на местности, не допускать ее незаконного пересечения. В то же время государства имеют право осуществлять контроль за пересечением границы людьми и транспортными средствами.

Незаконные въезд, выезд, переход границы, перемещение товаров, ценностей наказываются, в зависимости от внутреннего права государства, в уголовном или административном порядке. Если государственная граница нарушается иностранным военным кораблем или пограничным отрядом, могут быть предприняты меры по пресечению нарушения либо заявлен протест иностранному государству.

Развитием принципа неприкосновенности границ является, согласно российской доктрине, принцип нерушимости границ. Принцип нерушимости границ - это принцип более ограниченной сферы действия. Он признан в Европе, в этом смысле его можно считать региональным. Он действует в отношениях России с большинством сопредельных государств. Во многих частях мира принцип нерушимости границ не действует. Об этом свидетельствуют территориальные споры, имевшие или имеющие место на других континентах.

Принцип нерушимости границ означает обязанность государств уважать установленные в соответствии с международным правом границы каждого иностранного государства. Принцип нерушимости границ закреплен в Декларации о принципах МП 1970 г. В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) содержится обязательство "воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств" на границы друг друга и границы всех государств Европы. Признание границ считается отказом от каких-либо территориальных притязаний государств Европы. Изменение границ возможно только в соответствии с международным правом.

Согласно Венской конвенции о праве международных договоров (ст. 62, ч. 2), нельзя ссылаться на "коренное изменение обстоятельств" как на основание прекращения договора, если этот договор устанавливает границы. В Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. определено (ст. 11), что правопреемство само по себе не затрагивает границ, установленных договором. Вопросы государственной границы во внутреннем праве России решаются Законом 1993 г. "О государственной границе Российской Федерации".

Принципы неприкосновенности и нерушимости границ - своеобразное продолжение принципа территориальной целостности и неприкосновенности. Границы - священны и неприкосновенны. Силовое нарушение, одностороннее изменение границы, ее юридического оформления или фактического положения линий границы на местности - недопустимы. В этом залог мира и сотрудничества. Если ставить под сомнение границы друг друга, мира и покоя не будет никогда.

В рамках данных принципов регламентируются отношения по поводу установления и охраны границ, их делимитации (определение общего направления границ), демаркации (проведение границы на местности с помощью пограничных знаков), ректификации (уточнение, изменение линии границы на местности). Установление государственных границ, порядок определения границы на местности, ее режим, вопросы урегулирования пограничных инцидентов, конфликтов и взаимной помощи, режим хозяйственной деятельности в пограничных зонах, использования пограничных рек - все это содержится в пограничных договорах. К таким договорам прилагаются протоколы с описанием границы, карты с линиями границ.

В постсоветское время Россия заключила с рядом бывших республик СССР договоры, касающиеся режима границ. Принцип нерушимости границ был закреплен в Договоре 1992 г. об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве между Россией и Узбекистаном, в Договорах 1997 г. о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной, а также о дружбе, сотрудничестве и безопасности между Россией и Азербайджаном.

На многостороннем уровне государства - участники Содружества Независимых Государств (СНГ) в 1992 г. заключили Соглашение по обеспечению стабильного положения на их внешних границах. В августе 1993 г. участники СНГ подписали Декларацию о неприкосновенности границ, а в апреле 1994 г. - Декларацию о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств - участников СНГ.

Принцип нерушимости границ был включен в числе других в Основополагающий акт о взаимных отношениях между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора (НАТО).

Если появляется (образуется) новое независимое государство, оно связано преемственностью границы, т.е. обязано находиться в тех границах, которые достались. Это правило называется правилом uti possidetis. Оно неоднократно подтверждалось актами Международного суда ООН, в том числе по спорам о границах в Африке (ICJ Reports, 1986, pp. 565-566). Примером действия данной нормы могут служить: государства, появившиеся в процессе деколонизации в 60-е гг. XX в.; государства, образованные после распада Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ) в 80-90-е гг. XX в. или СССР в 1991 г.

Этот принцип дополняет принцип территориальной целостности. Его значение определяется тем, что уважение существующих границ - необходимое условия мирных отношений между государствами. В Декларации о принципах международного права 1970г. содержание принципа излагается в разделе о принципе неприменения силы: "Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ". Следовательно, запрет ограничивается нарушением границ путем угрозы силой или ее применения. От государств не требуется взаимного признания границ и отказа от территориальных претензий. Скорее соответствующие претензии резюмируются, поскольку говорится о несиловом разрешении споров, таким образом, вопрос решен в рамках принципа неприменения силы.

9.Принцип мирного разрешения международных споров государства обязаны решать свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Споры государств должны разрешаться на основе принципа суверенного равенства, в соответствии с принципом свободного выбора средств разрешения спора и с учетом других принципов.Международное право предоставляет государствам широкий выбор мирных средств разрешения международных споров. Споры могут разрешаться путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к международным организациям или иными средствами по выбору государств. Если стороны не разрешат спор одним из вышеуказанных средств, они должны стремиться к урегулированию разногласий другими мирными средствами. Важную роль в мирном разрешении меж­дународных споров играет ООН.

10.Принцип разоружения . Разоружение- комплекс мер, направленных на прекращение наращивания материальных средств ведения войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. разоружения Основными источниками норм в области разоружения являются международные договоры: универсальные (например, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.); региональные (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.); двусторонние (Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г.). Договоры можно также классифицировать по целям и объектам. МП не содержит нормы, прямо обязывающей государства разоружаться. Суть основного обязательства в данной области заключается в том, чтобы “в духе доброй воли вести переговоры... о Договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным межд.” (ст.VI Договора о нераспространении ядерного оружия). К настоящему времени сложился и действует свод норм, определяющих частичные меры по разоружению: запрещение и ликвидация отдельных видов ору­жия, запрещение их производства, накопления, развертывания и применения, ограничение некоторых видов вооружений, со­кращение сферы или районов размещения различных видов вооружений. Наиболее развит комплекс норм, относящихся к оружию массового уничто­жения: - по запрету испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом про­странстве и под водой (Договор 1963 г.), а также по запрету на испытания и раз­мещение ядерного оружия в отдельных пространственных границах (Договор об Антарктике 1959 г., в Латинской Америке 1967 г., на Луне и других небесных те­лах 1984 г. и т.д.); - по нераспространению ядерного оружия (между США,Россией, Великобританией, Францией и Китаем);- по регулированию ядерных стратегических вооружений - межконтинентальных баллистических ракет, тяжелых бомбардировщиков и т.д. (Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г., Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 г., Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991г., Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1993 г.);



11. Принцип м.п. ответственности . Форма международно-правовой ответ-сти - способ, посредством которого осуществляются неблагоприятные для нарушителя последствия, вследствие совершенного им международного правонарушения. Различают две формы международно-правовой ответственности - нематериальную и материальную. Нематер. (политическая, моральная) ответственность может осуществляться в виде сатисфакции, репрессалий, коллективные санкции. Сатисфакция - удовлетворение государством-правонарушителем явно выраженных им подразумеваемых требований, выдвигаемых потерпевшим гос-ством и выходящих за рамки простого восстановления (ресторации). Обычно это может выражаться в заверении пострадавшей стороны о недопущении повторения правонарушения, принесение извинения и т.д. Репрессалии - ответные насильственные действия, осущ-мые постра­давшим субъектом (напр. задержание иностранного рыболоведческого судна за браконьерство). От репрессалии следует отличать реторсию - ответную акцию в связи с недружественными действиями, не составляющими правонарушения (напр. отзыв посла в ответ на недружественное заявление). Матер. выражается в обязанности возместить материальный ущерб. Это может реализоваться в виде репарации (реституции, субституции, ресторации). Репарация - возмещение матер.ущерба деньгами, товарами, услугами и т.д. Возмещению подлежит действительный матер.ущерб (прямой и косвенный). Упущенная выгода обычно не возмещается. Рести­туция - восстановление положения до причинения ущерба. Субституция - замена неправомерного или поврежденного имущества, зданий, произведений искусства и т.п. сходными и равноценными предметами. Ресторация - восстановление гос-твом-правонарушителем прежнего состояния и несение связанных с этим любых неблагоприятных последствий. Ранее была известная такой вид матер.ответ-сти как контрибуция - взимание победителем в войне с побежденного своих военных издержек. На основе договоров возникает такая разновидность матер.ответ-сти как абсолютная или объективная ответ-сть. Речь идет об ответ-сти, возникающей вне зависимости от вины причинителя ущерба, то есть за ущерб, причиненный в процессе правомерной деят-сти. Пострадавшей стороне необходимо доказать лишь непосредственную причинную связь между действием (бездействием) и ущербом. При этом в договорах обычно фиксируются ограничения ответ-сти (максимальная компенсационная сумма). Санкции и контрмеры - виды принуждения в отношении правонарушителя. Принуждение как элемент метода функц МП представляет собой не насилие, а одно из средств реализации права. Его необходимый признак - правомерность. Правомерность определяется прежде всего по соответствию основным целям и принципам МП. В доктрине существует тенденция понимать под санкциями принудительные меры, осуществляемые только межд.организациями. Что же касается гос-тв, то принимаемые ими меры следует именовать контрмерами. Контрмеры гос-в издавна было принято делить на реторсии и репрессалии. Реторсия - это меры воздействия одного гос-ва на другое, преследующие цель побудить последнее прекратить недружелюбные, несправедливые, дискриминационные, но, тем не менее правомерные действия. Чаще всего реторсии применяются гос-твом в случае дискриминации его граждан на тер-рии др.гос-ва, в случае недружественных ограничений эконом. и культурных связей и т д. Репрессалии - односторонние меры принуждения, допускаемые МП как контрмеры в случае правонарушения. Они осуществляются в соответствии с МП.

14. Принцип сотрудничества . Был сформулирован впервые в Декларации 1970 г. Он обязывает гос-тва сотрудничать друг с другом независимо от различий их политических, экономических и социальных систем в следующих направлениях: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека; осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства; сотрудничество с ООН и принятие мер, пред­усмотренных ее Уставом; содействие экономическому развитию во всем мире, особенно в развивающихся странах. Принцип имеет характер идеи, так как не­возможно обязать государства сотрудничать. Гос-ва имеют право на выбор видом и форм сотрудничества, на отказ от сотрудничества. Гос-ва обязаны сотрудничать с учетом всех принипов МП, то есть равноправно, справедливо, без давления и попыток вмешательства во внутреннюю функцию гос-ва; выгода от сотрудничества должна быть взаимной и служить благу всех гос-ств. Сотрудничество должно содействовать взаимопониманию, доверию, укреплению добрососедский отношений.

15. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств государства обязаны добросовестно выполнять взятые на себя международные обязательства. При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать законы и административные правила, государства должны сообразовываться с их обязательствами по международному праву.

10. Принцип добровольного выполнения обязательств по международному праву . В отличие от других принципов, которые складывались в процессе развития международного права, рассматриваемый принцип утверждался вместе с этим правом. Без него международное право не было бы правом, именно в нем заключен источник юридической силы международного права. Он относится к категории необходимого права. На рубеже ххв. Л.А, Комаровский и В.А Уляницкий писали: "Обязательность договоров вытекает прямо и с логической необходимостью из основных положений права, обеспечивающего мирное сожительство народов".

Принцип закрепил соглашение государств о признании юридически обязательной силы за нормами международного права. И для этого принципы сохраняет свое значение общее положение о том, что единственным способом создания юридически обязательных норм для суверенных государств является их соглашение.