Трудовая инспекция рф. Куда обратиться: Государственная инспекция труда

«Государственную службу занятости возглавляет и организует Федеральная служба по труду и занятости. В регионах созданы государственные службы занятости, подчиненные в своей деятельности вышестоящим органам службы занятости и соответствующим органам исполнительной власти. Они финансируются за счет средств фонда занятости и своей деятельности руководствуются конвенциями и рекомендациями, разработанными и принятыми Международной организацией труда, созданной в 1919 году, а также соответствующими законами и нормативными актами Российской Федерации.

На деятельность этих служб государство возложило следующие задачи:

1) оказывать поддержку безработным и помогать им в поисках работы;

2) предлагать и осуществлять меры по созданию новых рабочих мест;

3) организовывать профессиональное обучение и профессиональное консультирования незанятых граждан;

4) оплачивать обучение, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий;

5) регистрировать безработных;

6) выплачивать пособия по безработице и других видов материальной помощи; 7) оформление досрочного выхода на пенсию;

8) разрабатывать программы занятости и мероприятия по социальной защите различных групп населения»

Таким образом, федеральный институт выполняет главные задачи по труду и занятости.

«В соответствии с «Положением о Федеральной службе по труду и занятости», Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Функции Федеральной службы по труду и занятости:

1. Осуществление государственного надзора и контроля за выполнением трудового законодательства работодателями;

2. Оценка состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

3. Разработка и реализация федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

4. Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в поиске необходимых работников;

5. Организация мероприятий активной политики занятости, при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

6. Осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании.

Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.»

Федеральная служба по труду и занятости наделена следующими полномочиями:

Осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства, установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

Осуществляет надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий в области содействия занятости населения;

Осуществляет контроль за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее, расходованием органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий, в пределах своей компетенции;

Регистрирует в уведомительном порядке отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства;

Регистрирует в уведомительном порядке коллективные трудовые споры по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективные трудовые споры в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективные трудовые споры, возникающие в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

Рассматривает дела об административных правонарушениях;

Информирует и консультирует работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Обобщает практику применения и анализ причин нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов, а также подготавливает соответствующие предложения по их совершенствованию;

Анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике;

Реализует федеральные программы в сфере занятости населения, включая программы содействия переезду граждан и членов их семей в связи с направлением в другую местность для трудоустройства или обучения;

Реализует меры активной политики занятости населения;

Осуществляет подготовку плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу;

Содействует урегулированию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

Ведет базы данных по учету трудовых арбитров;

Информирует о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;

Осуществляет государственную экспертизу условий труда;

Формирует и ведет регистры получателей государственных услуг в сфере занятости населения;

Анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

Участвует в подготовке предложений о потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации;

Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы;

Взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.»

Федеральная служба по труду и занятости не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.»

Таким образом, Федеральная служба по труду и занятости призвана осуществлять государственный надзор, контроль за выполнением работодателей трудового законодательства и содействие гражданам в поиске работы.

занятость население труд государственный

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324
"Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости"

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по труду и занятости.

Положение
о Федеральной службе по труду и занятости
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324)

С изменениями и дополнениями от:

5 сентября 2007 г., 7 ноября, 24 декабря 2008 г., 27 января, 8 августа 2009 г., 15 июня 2010 г., 24 марта, 26 декабря 2011 г., 2 апреля, 19 июня 2012 г., 9 августа, 2 ноября 2013 г., 23 июня, 30 июля, 27 декабря 2014 г., 11 апреля, 25 декабря 2015 г., 1 июля 2016 г., 21 февраля 2018 г.

I. Общие положения

1. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан.

3. Федеральная служба по труду и занятости руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет следующие полномочия:

5.1. осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением:

5.1.1. работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Подпункт 5.1 дополнен подпунктом 5.1.1-2 с 6 марта 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 21 февраля 2018 г. N 181

5.1.1-2. осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" полномочий;

5.1.2. установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

5.1.3. осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения в части государственных гарантий социальной поддержки безработных граждан, о привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, об отстранении от должности должностных лиц органов и государственных учреждений службы занятости населения субъектов Российской Федерации;

5.1(1). осуществляет надзор и контроль за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 277 Положение дополнено подпунктом 5.1.(1-1)

5.1(1-1). осуществляет надзор и контроль за осуществлением социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с выдачей обязательных для исполнения предписаний;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 1016 Положение дополнено подпунктом 5.1(2)

5.1(2). осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

5.1(3). осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2015 г. N 347 Положение дополнено подпунктом 5.1.4

5.1.4. осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предоставлению, в том числе по доставке, компенсаций и других выплат отдельным категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

5.2. осуществляет контроль за:

5.2.4. прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2007 г. N 559 Положение дополнено подпунктом 5.2.5

5.2.5. расходованием органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий, в пределах своей компетенции;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 277 настоящее Положение дополнено подпунктом 5.2.6

5.2.6. обеспечением государственных гарантий в области занятости населения в части социальной поддержки безработных граждан с выдачей обязательных для исполнения предписаний;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 611 Положение дополнено подпунктом 5.2.7

5.2.7. порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 611 Положение дополнено подпунктом 5.2.8

5.2.8. деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;

5.3. регистрирует в уведомительном порядке:

5.3.3. коллективные трудовые споры по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективные трудовые споры в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективные трудовые споры, возникающие в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

5.5. осуществляет:

5.5.2. рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации дел об административных правонарушениях;

5.5.4. информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

5.5.5. обобщение практики применения и анализ причин нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости и альтернативной гражданской службе, а также подготовку соответствующих предложений по их совершенствованию;

5.5.6. анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике;

5.5.8. принятие решения о переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую;

5.5.9. подготовку плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2007 г. N 559 Положение дополнено подпунктом 5.5.10

5.5.10. содействие в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

5.5.14. государственную экспертизу условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и оценки фактических условий труда работников;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2007 г. N 559 Положение дополнено подпунктом 5.5.15

5.5.15. формирование и ведение в установленном порядке регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1132 Положение дополнено подпунктом 5.5.16

5.5.16. прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню , утвержденному Правительством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 611 Положение дополнено подпунктом 5.5.17

5.5.17. проверку деятельности организаций, осуществляющих социальную защиту населения, других организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере социальной защиты населения;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. N 726 Положение дополнено подпунктом 5.5.18

5.5.18. формирование и ведение реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. N 726 Положение дополнено подпунктом 5.5.19

5.5.19. принятие решения о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. N 726 Положение дополнено подпунктом 5.5.20

5.5.20. рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалоб работодателей на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2007 г. N 559 Положение дополнено подпунктом 5.5.(3)

5.5(3). в случаях, установленных федеральными законами, готовит и направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы, предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2007 г. N 559 Положение дополнено подпунктом 5.5.(4)

5.5(4). анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2007 г. N 559 Положение дополнено подпунктом 5.5.(5)

5.5(5). участвует в подготовке предложений о потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 611 Положение дополнено подпунктом 5.5(6)

5.5(6). организует предоставление социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан;

5.6. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2015 г. N 347 Положение дополнено подпунктом 5.6.1

5.6.1. является оператором информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России", ответственным за ее формирование, развитие и модернизацию;

5.7. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5.8. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.9. представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

5.10. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности территориальных органов по их мобилизационной подготовке;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2010 г. N 438 Положение дополнено подпунктом 5.10.1

5.10.1. осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;

5.11. организует дополнительное профессиональное образование работников центрального аппарата Службы, территориальных органов;

5.12. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

5.13. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.14. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;

5.15. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная служба по труду и занятости с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. организовывать проведение необходимых обследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора и контроля, оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности;

6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.5. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2007 г. N 559 Положение дополнено подпунктом 6.5.(1)

6.5(1). составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы удостоверений государственных инспекторов труда.

7. Федеральная служба по труду и занятости не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы по труду и занятости по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы, контролю деятельности в возглавляемой им Службе (ее структурных подразделениях, территориальных органах).

III. Организация деятельности

8. Федеральную службу по труду и занятости возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по труду и занятости является главным государственным инспектором труда Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по труду и занятости несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.

Руководитель Федеральной службы по труду и занятости имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.

9.2.5. проект положения о территориальных органах Службы;

9.2.6. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;

9.2.7. предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;

9.2.8. предложения о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, Почетной грамотой Правительства Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации, объявления благодарности Правительства Российской Федерации, о награждении ведомственным знаком отличия Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", работников центрального аппарата Службы и ее территориальных органов, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере;

9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы и заместителей руководителей ее территориальных органов;

9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе по труду и занятости;

9.5. утверждает структуру и штатное расписание аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

Федеральная служба по труду и занятости вправе иметь геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

12. Место нахождения Федеральной службы по труду и занятости - г. Москва.

В отношениях между работодателем и сотрудником все права и обязанности обоих регулируются нормами ТК РФ.

Законом предусмотрены обязательные условия, которым должно соответствовать рабочее место, и социальные условия, которыми должен быть обеспечен работник.

За соблюдением норм Трудового кодекса государством следит контролирующий орган, находящийся в подчинении Министерства труда и соцзащиты.

Постановлением правительства РФ № 324 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости» от 30.06.2004 исполнительным органом в сфере надзора трудовых отношений был назначен Роструд. Другое название этого контролирующего органа – Государственная трудовая инспекция.

Эта организация имеет территориальные подразделения в каждом субъекте Российской Федерации и непосредственно подчиняется Федеральной службе по труду и занятости.

Задачи трудовой инспекции

Основные задачи и полномочия Государственной трудовой инспекции описаны в части 2 Постановления № 324. Они включают в себя:

  1. Контроль за соблюдением . Производится путем проверок – плановых и внеплановых.
  2. Надзор за соблюдением , произошедших на производстве и их учета на предприятии.
  3. Надзор за осуществлением социальных выплат и и льготным категориям органами, облеченными государственной властью.
  4. Надзор за деятельностью органов опеки и попечительства, касающийся недееспособных лиц.
  5. в организациях, которые финансируются государством.
  6. Информирование работников и работодателей по вопросам, касающимся трудового законодательства.
  7. Проведение государственной экспертизы условий работы на предмет опасных и вредных условий с целью предоставления работникам компенсаций.
  8. Оценку соблюдения на предприятии.

Когда имеет смысл обращаться в Трудовую инспекцию

Стоит сказать, что помимо плановых проверок Государственная инспекция труда проводит внеплановые проверки при условиях, описанных в статье 360 Трудового кодекса Российской Федерации . Согласно тексту этого документа ГТИ может прийти в следующих случаях:

  • При поступлении заявлений от сотрудников предприятия, свидетельствующих о фактах нарушения нанимателем основных правовых актов трудового законодательства.
  • При наличии жалобы со стороны работника предприятия о нарушении его трудового права.
  • При поступлении от сотрудника предприятия просьбы, заключающейся в проверке условий места, за которым он работает, на соответствие требованиям Охраны труда.
  • По окончании срока, назначенного работодателю для устранения нарушений, связанных с исполнением трудового законодательства.

В том случае, если работник считает, что его трудовые права нарушаются работодателем в какой-либо мере, он вправе . Это можно сделать в следующих случаях:

  • или ;

Согласно трудовому законодательству заработная плата должна выплачиваться два раза в месяц.

Если работодатель не выплачивает заработную плату, по статье 142 ТК РФ работник предприятия в праве приостановить выполнение своих трудовых обязанностей и не находиться на своем рабочем месте на срок, пока зарплата не будет выплачена в полном объеме. При этом ему должна выплачиваться компенсация за каждый день простоя. Об этом говорит тест статьи 236 ТК РФ .

  • неправильный расчет ;
  • невыплата пособий или ;

Сверхурочная работа согласно нормам статьи 152 ТК РФ не должна превышать ста двадцати часов за календарный год. Оплачиваться такая работа должна в двойном размере (за исключением первых двух часов – они оплачиваются в полуторном размере от установленного оклада). По согласованию с работником и только с его согласия работодатель может предоставить отгул в качестве возмещения за сверхурочную работу или работу в выходные дни.

  • нежелание работодателя заключать трудовой договор;

По закону заключение трудового договора является обязательным условием для начала работы.

  • некорректно оформленный , влекущий за собой нарушение прав работника;
  • несоответствие фактических условий труда тексту договора.

Причин для обращения в Роструд может быть еще очень много, но все они должны иметь под собой основания, свидетельствующие о .

Как обратиться в трудовую инспекцию

Для того, чтобы обратиться в Роструд с жалобой, первым делом нужно найти в справочнике или в сети Интернет адрес территориального отдела ГТИ и фамилию инспектора, курирующего участок, на котором расположено предприятие.

Оформить саму жалобу в письменном виде в двух экземплярах.

Если существуют документы, которые свидетельствуют о нарушении прав работника, их нужно приложить к жалобе.

Подать жалобу в территориальный орган Роструда лично или по почте посредством заказного письма. Один экземпляр остается у инспектора, а на втором проставляется отметка о принятии жалобы к рассмотрению, число и подпись.

После получения заявления ГТИ в течение 30 дней должна ее рассмотреть и направить инспектора для проведения проверки предприятия.

Что может проверять Трудовая инспекция

При проведении проверок Государственная трудовая инспекция в первую очередь проверяет документацию предприятия: уставную, организационную и трудовую.

К трудовым документам относятся те, которые касаются всех сотрудников предприятия:

  • договора – трудовые и коллективные;
  • штатные расписания и табели учета рабочего времени;
  • внутренние правила предприятия, связанные с организацией рабочего времени и перерывов;
  • графики предоставления отпусков и зарплатные ведомости;
  • всевозможные журналы и книги учета.

Основные ошибки встречаются при оформлении трудового договора.

Согласно статье 57 ТК Российской Федерации , трудовой договор должен состоять из трех частей:

  • сведения о работнике и работодателе;
  • обязательные условия договора;
  • дополнительные условия.

Который проводит , в первую очередь следит, чтобы в тексте были указаны все условия, обязательные для включения. Эти условия закреплены в статье 57 ТК РФ и представляют собой следующие требования:

Если при подписании в договоре отсутствуют какие-либо из обязательных условий, они должны быть зафиксированы в виде дополнительного соглашения, составляющего неотъемлемую часть трудового договора.

Помимо проверки документации инспектор может проверить служебные помещения, помещения для принятия пищи и отдыха сотрудников, а также рабочие места на предмет соответствия с правилами охраны труда.

По ходу проверки ГТИ может опрашивать персонал, запрашивать любую информацию, необходимую для проверки.

При выявлении нарушений Роструд имеет право приостанавливать работу предприятия в целом или отдельных его подразделений, может отстранить от работы сотрудников, не прошедших курс инструктажа по технике безопасности на рабочем месте.

Инспектор имеет право привлекать к ответственности (административной) тех лиц, которые виновны в нарушении норм трудового законодательства.

Направлять в органы судебной власти требование о прекращении деятельности предприятия, если заключением трудовой экспертизы установлено, что условия труда не удовлетворяют требованиям ТК РФ.

Как составить заявление и обратиться в трудовую инспекцию онлайн? Что проверяет инспекция по трудовым спорам? Как проходит проверка работодателя инспекцией по труду?

Случаи нарушения трудовых прав работников распространены повсеместно. Большинство людей воспринимают несправедливость от начальства как неизбежную неприятность и ничего не предпринимают, опасаясь возмездия в виде санкций или увольнения.

Между тем Российское законодательство обладает полным арсеналом нормативных документов и административных рычагов, чтобы защитить права простого работника, а любого самодура-начальника поставить на место.

Вас приветствует Валерий Чемакин - консультант по правовым вопросам, и в этой статье пойдет речь о такой полезной службе, как трудовая инспекция. Вы узнаете, насколько эффективна ее защита.

В конце статьи вы найдете обзор нескольких юридических компаний, сотрудники которых помогут решить ваши разногласия с начальством.

1. Что такое трудовая инспекция и что она проверяет?

Трудовое законодательство включает в себя множество норм и правил, которые регулируют взаимоотношения между работниками и работодателями.

Со стороны последних довольно часто проявляется игнорирование трудового права, что способствует возникновению . О сути этого понятия читайте в нашей специальной статье.

Для их разрешения в России создана трудовая инспекция, обращение в которую дает возможность работникам отстоять свои права во внесудебном порядке. Все работодатели обязаны подчиняться решению этого органа или обжаловать его в суд. Подчиняется инспекция министерству труда и социальной защиты населения.

Контроль и надзор в сфере трудовых отношений, проведение проверок по охране труда, рассмотрение жалоб - это далеко не всё, чем занимается Государственная трудовая инспекция.

Виды деятельности трудовой инспекции:

  • проводит проверки работодателей (плановые и внеплановые) на предмет выявления и пресечения фактов нарушения трудового законодательства;
  • контролирует ход проверок по несчастным случаям на производстве;
  • проверяет законность при выплатах социальных пособий;
  • контролирует деятельность органов опеки в части работы с недееспособными гражданами;
  • разрешает в государственных учреждениях;
  • проводит информационно-просветительскую работу;
  • проводит экспертизу вредных условий производства;
  • оценивает положение дел с охраной труда на предприятиях.

Еще одно название этой представленной во всех регионах службы - Роструд.

2. Когда следует обращаться в инспекцию по труду - обзор основных ситуаций

Полномочия трудовой инспекции таковы, что инспектор вправе прийти с проверкой не только по ранее согласованному плану, но и внепланово. Это возможно, когда поступают жалобы на работодателя от сотрудников, а (о ее функциях читайте отдельную статью) не в состоянии разрешить конфликт.

Так как трудовая инспекция - это государственный контролирующий орган, то внеплановая проверка назначается и для контроля исполнения предписания по истечении срока устранения нарушений. Каковы же основания для проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией?

Ситуация 1. Задержка или невыплата заработной платы

Законом установлено, что работник должен два раза в месяц получать зарплату. В трудовом договоре дни выплаты четко отражены. Если работодатель систематически задерживает зарплату или выплачивает ее не полностью, работник имеет право обратиться в инспекцию с жалобой. Кстати, на работу можно не ходить, пока долг не будет погашен. Вам еще и вынужденный простой потом оплатят.

Ситуация 2. Неправильный расчет компенсаций при увольнении

В день увольнения работник имеет право получить полный расчет с учетом всех положенных компенсаций. Если работодатель этого не сделал или обманул увольняющегося сотрудника, то трудовая инспекция наложит на него штраф, даже если он ИП. Кроме того, обяжет выплатить все до копейки.

Ситуация 3. Невыплата пособий

Россия - социальное государство, поэтому большое количество граждан относится к льготной категории. Им положены пособия, выплата которых зависит от множества факторов. Органы, администрирующие эти выплаты, иногда допускают нарушения и отказывают гражданам в их законном праве. В этом случае тоже нужно обращаться в инспекцию.

Пример

Николай Павлович жил в удаленной деревне и пока позволяло здоровье, разводил пчел. Несколько лет назад он купил несовершеннолетнему сыну квартиру в городе с прицелом на то, что тот поступит в вуз и ему понадобится собственное жильё. Потом Николай Павлович занемог и пасеку пришлось продать, но пенсия у него была северная.

Сын поступил учиться и обратился за социальной стипендией, но ему отказали, мотивируя тем, что у них с отцом достаточный доход, а еще и квартира собственная есть.

Парень обратился ко мне за консультацией, я посоветовал обратиться в трудовою инспекцию. Ведь он проживал в квартире один, был совершеннолетний на момент подачи заявления на стипендию, а значит, отец не должен учитываться как член семьи при расчете.

Это помогло. Буквально через несколько дней ему выдали справку, по которой стали выплачивать стипендию. Самое интересное - инспектору достаточно было только позвонить в соцзащиту и предупредить, что они допустили нарушение.

Ситуация 4. Отказ в реализации права на отпуск

Согласно трудовому кодексу и Конституции, все работники имеют право на отдых. Работник вправе воспользоваться им уже через 6 месяцев после трудоустройства. Некоторые работодатели, прикрываясь служебной необходимостью, не отпускают своих сотрудников на отдых.

В результате проходит год, полтора, а иногда и даже два. Такого быть не должно - обязательно обращайтесь в трудовую инспекцию. А как это сделать, читайте в следующем разделе.

3. Какими способами можно подать жалобу в трудовую инспекцию - 3 проверенных способа

Вы не знаете, как написать на работодателя в трудовую инспекцию, а очень хочется? Тогда вы должны усвоить некоторые правила.

Правила составления жалобы в трудовую инспекцию:

  • не лейте воду, описывайте только факты и подкрепляйте их доказательствами;
  • меньше эмоций - они не несут смысловой нагрузки;
  • не употребляйте ненормативную лексику;
  • представляйтесь и указывайте свои контакты.

Если кто-то задается вопросом, можно ли анонимно обратиться в трудовую инспекцию, знайте, что такая кляуза рассмотрена не будет. Ниже я предлагаю рассмотреть 3 способа обращения.

Способ 1. Лично обратиться в трудовую инспекцию

Если в вашем городе или поселке есть действующее представительство трудовой инспекции, придите туда лично и изложите свою проблему непосредственно инспектору. Возможно, он решит вашу проблему без всякого заявления или объяснит, что вы заблуждаетесь, а работодатель прав.

Если же правда на вашей стороне, то нужно написать обращение по предложенному инспектором образцу. В нем изложите факты, которые вы несколько раз перепроверили. Пишите без эмоций, лаконично со ссылками на прилагаемые документы.

Какие документы нужны для обращения в трудовую инспекцию:

  • паспорт;
  • трудовой договор;
  • приказы или распоряжения руководителя, относящиеся к делу;
  • другие документы, подтверждающие неправомерность действий администрации.

О приеме документов на рассмотрение будет сделана отметка, а вам выдадут расписку.

Способ 2. Отправить заявление по почте

Как написать письмо в трудовую инспекцию, чтобы оно действительно дошло до адресата и было рассмотрено? Нет ничего проще. Представьтесь. Укажите наименование и реквизиты организации, к которой у вас появились претензии. Лаконично и аргументированно изложите их суть. Приобщите к письму копии подтверждающих ваши слова документов по описи.

После этого отправьте заказное письмо с уведомлением. Вам придет отрывной талончик, подтверждающий, что ваше обращение поступило по адресу. Не забудьте указать обратный адрес, телефон и электронную почту. Это поможет оперативнее решить вашу проблему.

Способ 3. Через Интернет

Самый удобный способ - это подача обращения в трудовую инспекцию онлайн. На сайте Роструда есть специальная форма для этого. Она очень удобная и не требует особых познаний. О том, как воспользоваться этим способом, читайте в следующем разделе.

4. Как подать заявление в трудовую инспекцию онлайн - пошаговая инструкция для новичков

Современные технологии позволяют решать с помощью интернета самые серьёзные и насущные задачи. В частности сегодня можно получить большое количество услуг путем подачи заявок через порталы соответствующих органов или непосредственно через сайт Госуслуги.

2) Lexlife

Эта компания специализируется на разрешении всех видов споров в судебном и внесудебном порядке,в том числе урегулированием трудовых споров. Главное, не пропустите установленный законом срок обращения в трудовую инспекцию, особенно после увольнения. Для этого нужно сразу же воспользоваться услугами компании Lexlife.

Услуги компании:

Наименование услуги Суть услуги
1 Консультирование Оказание консультационных услуг в устной и письменной форме по трудовому законодательству
2 Досудебное урегулирование спора с работодателем Путем обращения в трудовую инспекцию и переговоров с администрацией фирмы
3 Составление претензии, искового заявления Грамотное оформление этих документов со ссылками на законодательство
4 Защита интересов работника в судебных инстанциях Полное сопровождение в судах

3) Юскон

Основное направление деятельности компании - бухгалтерское сопровождение. Однако решение кадровых вопросов предприятия тоже входит в сферу интересов фирмы. Если вы работник, то специалисты проконсультируют и защитят ваши права, как в трудовой инспекции, так и в суде. Если вы работодатель, то, заключив с ними договор, вы оградите себя от ненужных исков, связанных с нарушением трудового законодательства.

Теперь предлагаю посмотреть тематический видеоролик.

7. Как обжаловать решение трудовой инспекции - порядок действий

К сожалению, решение трудовой инспекции не всегда полностью удовлетворяет пострадавшего. Но каждый имеет право его обжаловать вначале у руководителя этой службы, а потом и в суде.

Как это сделать - читайте ниже.