Имущество находящееся в казне муниципального образования. Право оперативного управления

Учет имущества казны муниципального образования

В последнее время достаточно много вопросов возникает с постановкой на бухгалтерский учет имущества Казны, связанных с противоречиями в законодательстве.

К сожалению, практически ни один из нормативных документов, включая и Бюджетный кодекс РФ, не раскрывает понятие “Казна“, ее функции, состав, порядок учета и прочее. Единственным нормативным документом, раскрывающим правовой аспект имущества Казны, является Гражданский кодекс РФ, согласно которому данное имущество принадлежит на праве собственности государству, субъекту, муниципальному образованию.

В Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н обозначена обязанность государства, субъекта РФ, муниципальных образований ведения бухгалтерского учета Казны: “Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований“, т.е. баланс муниципального образования должен отражать достоверную, полную информацию о наличии имущества, находящегося в его собственности. Следовательно, имущество Казны должно быть отражено в составе актива баланса государства, субъекта РФ, муниципального образования. При этом в п. 10 указанной Инструкции обозначено в составе объектов, учитываемых на счете 101, имущество Казны РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. В приказе Минфина России от 24.02.2005 N 26н также обращено внимание на обязательность ведения учета имущества Казны: “Вновь вводимые объекты бюджетного учета (имущество государственной и муниципальной казны, финансовые вложения и др.) принимаются к бюджетному учету...“.

Таким образом, не возникает сомнений о необходимости учета имущества Казны. Однако при выяснении вопроса - кто должен осуществлять учет и на балансе какого учреждения - и возникают проблемы, связанные с реализацией положений отдельных нормативных актов.

В ряде писем Минфина России (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16.11.2004 N 03-06-01-04/117, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 22.02.2006 N 03-06-01-04/39, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 03.03.2006 N 03-06-01-04/56, письмо Минфина России от 22.09.2006 N 02-14-10а/2566 и др.) указывается, что бухгалтерский учет имущества Казны должен осуществлять орган государственной власти, в чьем ведении находится управление имуществом (департамент, комитет по управлению имуществом и другие структурные подразделения администрации). Данное имущество должно быть отражено на балансе этих учреждений. В связи с этим сразу возникают вопросы налогообложения операций, связанных с этим имуществом (налог на имущество, налог на прибыль и др.).

Однако в ст. 215 Гражданского кодекса РФ определено, что: “Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования“. В связи с этим сложились два мнения. Одни твердо стоят на позициях, что бухгалтерский учет вести не следует, так как Гражданский кодекс РФ имеет юридический статус выше чем приказы, инструкции и письма. Другие советуют прислушаться к мнению представителей Минфина России и поставить Казну на учет “комитетами по управлению имуществом“.

Бюджетное учреждение наделяется имуществом на основе права оперативного управления, которое подразумевает его использование в качестве средства выполнения своих функций. Так, например, образовательное учреждение использует выделенные ему компьютеры в учебном процессе. То есть учащиеся - это предмет деятельности, образовательный процесс - функция учреждения, компьютеры - средство выполнения функции. У органов управления имущества такая же цепочка в отношении имущества Казны выглядит следующим образом: имущество Казны - это предмет деятельности, управление имуществом - функция учреждения, имущество, которым оно наделено для выполнения своей функции (помещение, в котором располагается орган управления, техника, используемая им в процессе своей деятельности и т.д.) - средство ее выполнения. При этом имущество Казны не может быть использовано для выполнения своих функций комитетами по имуществу. Таким образом, не определен вид права, на основании которого имущество Казны может отражаться на балансе органов управления.

Для устранения противоречия положений Гражданского кодекса РФ и нормативных документов по бюджетному учету организация учета имущества Казны до внесения изменений в указанные нормативные акты может быть осуществлена в следующем порядке:

орган управления муниципальным имуществом формирует отдельную от своего (как юридического лица) бюджетного учета базу по бюджетному учету имущества Казны; отражает операции по его наличию и движению в отдельной от учреждения электронной базе по бюджетному учету, на основании которой формируется баланс Казны и прочие формы отчетности;

баланс Казны и прочие формы, в которых происходят изменения по причине наличия операций с имуществом Казны, передаются для включения их в итоговые, консолидированные формы отчетности по муниципальному образованию.

Таким образом, имущество Казны не будет закреплено за органом управления как бюджетным учреждением на праве оперативного управления. В то же время его наличие найдет отражение в формах отчетности муниципального образования.

Как показывает практика, органы управления как муниципалитетов, так и субъектов противятся постановке на учет имущества Казны, так как это требует больших финансовых расходов. Однако сделать это необходимо. В конечном итоге им придется это сделать. И чем дольше происходит процесс игнорирования учета имущества Казны, тем сложнее придется в дальнейшем. Поэтому было бы целесообразно незамедлительно начать подготовку к этому процессу, так как он является не только дорогим, но так же трудоемким и длительным.

Для того чтобы организовать процесс постановки на учет имущества Казны следует провести внутренний аудит, который включает:

проведение инвентаризации имущества муниципального образования; с этой целью формируется компетентная комиссия, результатом деятельности которой является формирование исчерпывающего перечня имущества Казны с описанием состояния его объектов и возможного срока дальнейшей эксплуатации;

оценка имущества Казны с целью определения его рыночной стоимости и срока возможного использования. В статье 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“ в перечне случаев, при которых оценка объектов независимыми экспертами является обязательным, не указывается необходимость таковой в процессе восстановления учета. Данная оценка является обязательной только в процессе совершения сделок, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ при приватизации муниципального имущества. Привлекать в этом процессе оценочные фирмы на платных условиях нецелесообразно, так как по постановлению Правительства РФ от 06.07.2001 N 519 итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев. Поэтому по истечении этого времени при приватизации муниципального имущества придется делать повторную оценку и повторно оплачивать услуги оценщика.

В процессе учета имущества Казны следует отразить бухгалтерские записи как на стоимость объектов, так и на величину амортизации. Проблема заключается в том, что многие муниципалитеты (субъекты) не вели учет, а следовательно, и не начисляли амортизацию. Поэтому определение величины амортизации, которую следует отразить на учете, основывается на заключениях компетентной комиссии, проводившей инвентаризацию.

Вопрос о постановке на учет имущества Казны особенно актуализируется с 1 января 2008 г. В соответствии со ст. 43 Бюджетного кодекса РФ средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме. Данная статья являлась основанием для отсутствия возникновения налоговых обязательств по налогу на прибыль при реализации муниципального имущества. Однако Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ ст. 43 признана утратившей силу с 1 января 2008 г. Поэтому:

если имущество Казны будет учитываться на балансе органов управления как бюджетных учреждений, то помимо налога на имущество возникнет обязательство по уплате налога на прибыль с реализованного муниципального имущества. А так как в бюджетах муниципальных образований такие платежи скорее всего не предусмотрены, то возникнут и прочие проблемы, связанные с вопросами налогообложения;

если имущество Казны не будет отражено в бюджетном учете, то, вероятно, налоговые органы будут так же расценивать реализацию, как реализацию в учреждении. Так, в своих письмах Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, комментируя вопросы налогообложения по налогу на имущество, ссылается на Инструкцию по бюджетному учету об отражении имущества Казны на счете 101 и делает вывод о необходимости постановки его на баланс органов власти как бюджетных учреждений;

если имущество Казны отразить в указанном выше порядке (только на балансе муниципального образования), то соблюдается требование Инструкции по бюджетному учету (учет на счете 101), и вместе с тем муниципальное образование не является налогоплательщиком, а следовательно, и обязательства по налогу на имущество и налогу на прибыль не возникают.

Л.П. Курочкина,

кандидат экономических наук, доцент кафедры
бухгалтерского учета и аудита Костромского
государственного технологического университета


К вопросу учета имущества казны в программе «Бухгалтерия государственного предприятия 8.2»

Использованы материалы: статья «Распространенные заблуждения при учете имущества казны, автор Дмитрий Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета группы компаний "Бизнес ИТ", г. Ставрополь; статья «Учет нефинансовых активов имущества казны» автор Т.П.Грезина, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и финансового контроля Калужский филиал Государственного университета Минфина России.

Немного теории...

Итак, имущесто казна есть движимое и недвижимое имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 Гражданского кодекса РФ).

Государственную казну РФ, казну субъектов РФ, казну муниципальных образований составляет в соответствии со статьями 214 и 215 Гражданского кодекса РФ государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, имущество (движимое или недвижимое), являясь государственной (муниципальной) собственностью, может закрепляться за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а также входить в состав имущества казны.

Порядок отражения имущества казны в бюджетном учете в нормативных документах представлен не четко. Самые общие принципы учета имущества казны содержатся в Инструкции № 157н. Если сравнивать ее нормы с теми, что ранее содержала Инструкция № 148н, то в новых правилах учета усилен акцент на необходимость самостоятельно регламентировать порядок учета имущества казны на уровне публично-правовых образований .

Таким образом, органами государственной власти, уполномоченными и определяющими порядок, способы и цели использования государственного (муниципального) имущества являются:

Федеральный орган власти - Росимущество;

Региональный орган власти;

Муниципальный орган власти.

В пункте 94 Инструкции № 157н не раз упоминается термин «правовой акт по бюджетному учету казны», под которым следует понимать нормативный правовой акт финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее казну. Следовательно, такой правовой акт должен быть принят каждым публично-правовым образованием. (Например, на уровне муниципального образования должен существовать документ с названием «Порядок организации бюджетного учета имущества казны муниципального образования «город Энск»).

Имущество казны подлежит бюджетному учету в органах, на которые возложены функции управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом (например, Комитет по управлению имуществом города).

С 01.01.2009 в соответствии с Инструкцией № 148н для имущества казны отводится отдельная группа счетов - 108 00 000, а именно: "Нефинансовые активы имущества казны"

На имущество казны (материальные и нематериальные основные фонды) амортизация не начисляется.

Для отражения суммы амортизации объектов имущества казны (начисленной до его включения в казну) используются новые счета:

104 51 Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны,

104 58 Амортизация движимого оимущества в составе имущества казны;

104 59Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны.

В соответствии с п. 5 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ №447, учет федерального имущества казны сопровождается присвоением ему реестрового номера. Порядок ведения реестра определен Приказом Минэкономразвития РФ от 11 сентября 2007 года №307 «Об утверждении правил ведения реестра федерального имущества».

Согласно Инструкции по бюджетному учету объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества.

Финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации имеет право установить порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования, а также порядок начисления амортизации на амортизируемые объекты в составе имущества казны соответствующего публично-правового образования в соответствии с порядком бюджетного учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленным инструкцией по бюджетному учету.

Имущество казны может учитываться только в балансовом учете органов и лиц (органов государственной власти, органов местного самоуправления), на которые возложены функции по управлению и распоряжению таким имуществом, ведению его учета;

Для имущества казны разрешено ведение общесуммового учета без аналитики по объектам (п. 143 Инструкции № 157н). При этом любое публично-правовое образование вправе своим законодательным актом определить инвентарный или аналитический учет имущества казны (п. 145 Инструкции № 157н);

Такое положение обоснованно, поскольку все имущество казны в любом случае должно быть учтено пообъектно в реестре имущества публично-правового образования. По аналогичным соображениям в учете, как правило, не отражается пообъектно-библиотечный фонд (учет ведется в самой библиотеке);

На объекты имущества казны в общем случае амортизация не начисляется. Амортизацию за весь период нахождения имущества в казне единовременно начисляет учреждение, получившее имущество в оперативное управление из казны (п. 94 Инструкции № 157н). При этом любое публично-правовое образование имеет право своим законодательным актом определить необходимость начисления амортизации имущества казны либо по всему имуществу, либо по группам, либо по единичным объектам.

Это положение логически вытекает из предыдущего. Поскольку в бюджетном учете может не быть данных по отдельным объектам имущества казны, не будет и данных для начисления амортизации.

Для формирования полного номера счета бюджетного учета со счетами имущества казны 1 10800 000 предусмотрено использование кода типа г КБК, т. е. - код главы по БК, в 4-17 разрядах номера счета указываются нули (Приложение 2 к Инструкции № 162н).

Учет имущества казны, находящегося в оперативном управлении:

Учет имущества казны на счете 010800000 “Нефинансовые активы имущества казны” осуществляет орган местного самоуправления, выступающий от имени собственника имущества.

Муниципальное учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, осуществляет его учет на счете 010100000 “Основные средства” в общеустановленном порядке.

Согласно п. 11 Инструкции № 148н объекты нефинансовых активов принимаются к бюджетному учету по их первоначальной стоимости. При этом в соответствии с п. 13 Инструкции № 148н безвозмездная передача объектов нефинансовых активов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям бюджетных средств одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется по балансовой стоимости объекта с одновременной передачей суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

Существуют исключения из данного правила - на забалансовых счетах учитываются, например, принадлежащие учреждению на праве оперативного управления основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно, периодические издания (приобретаемые для комплектации библиотечного фонда) и т.д. (п.п. 373, 377 Инструкции N 157н, п. 263 Инструкции N 148н).

В то же время все без исключения недвижимое имущество бюджетного учреждения учитывается на балансовых счетах (п.п. 50, 373 Инструкции N 157н, п.п. 21, 263 Инструкции N 148н). При этом единственным основанием для отражения недвижимого имущества в бюджетном учете является наличие документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях (п. 49 Инструкции N 157н, п. 6 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н; п. 21 Инструкции N 148н).

Таким образом, если в настоящее время в распоряжении Вашего бюджетного учреждения нет документов, подтверждающих регистрацию его права оперативного управления на определенное недвижимое имущество, числящееся в балансовом учете, необходимо обратиться в уполномоченные органы (к главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; в орган, осуществляющий полномочия собственника государственного имущества; в территориальный орган Росреестра) для определения статуса данных активов.

Если выяснится, что недвижимое имущество передано учреждению, например, в безвозмездное пользование, то в регистры бухгалтерского учета должны быть внесены соответствующие исправления, а учет недвижимости должен быть организован на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование". (Разъяснения можно найти в Письме Минфина от 30.03.2012 РФ №02-06-07/1061).

В статье «Комментарий к Письму Минфина России от 30.03.2012 №02-06-07/1061 «О порядке отражения в бюджетном учете операций по закреплению недвижимого имущества, составляющего имущество казны РФ на праве оперативного управления» А. Гусев К.п.н., редактор журнала «Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера», опубликованной в №5 за 2012 год, пишет:

«В соответствии с Письмом Минфина РФ №02-06-07/1061 бюджетное учреждение, в отношении которого принято решение о закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления, в течении времени оформления его государственной регистрации осуществляет учет объектов недвижимого имущества на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

На этом счете учитываются объекты движимого и недвижимого имущества, полученного учреждением в безвозмездное пользование без закрепления права оперативного управления, а также в возмездное пользование. В соответствии с п. 32 Инструкции № 157н указанное имущество должно учитываться на забалансовом счете по стоимости, указанной собственником (балансодержателем) имущества, а в случае неуказания собственником (балансодержателем) стоимости — в условной оценке «один объект — 1 руб.». Поступление объекта имущества от балансодержателя (собственника) имущества на забалансовый счет 01 «Имущество, полученное в пользование»должно осуществляться на основании акта приема — передачи) иного документа, подтверждающего получение имущества и права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником). Внутреннее перемещение материальных ценностей в учреждении отражается по забалансовому счету на основании оправдательных первичных документов путем изменения материально ответственного лица и (или) места хранения.»

Расходы по содержанию указанного объекта, понесенные в соответствии с законодательством РФ до получения государственной регистрации (до момента принятия к учету основного средства), следует отражать на соответствующих счетах балансового счета 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года.»

Таким образом, поступление объекта недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации, можно отразить следующим образом.

Дебет

Кредит

До государственной регистрации объекта недвижимости

Подписание акта приема — передачи на основании распорядительного акта органа, осуществляющего полномочия собственника

Отражение дополнительных расходов

После государственной регистрации объекта недвижимости

Списание объекта недвижимости с забалансового учета по факту государственной регистрации прав на недвижимое имущество

На сумму балансовой стоимости

0 210 06 660
0 401 10 180

На сумму начисленной амортизации

0 210 06 560
0 401 10 180

Начисление амортизации с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету

0 109 х0 271
0 401 20 271

Учреждение, получившее имущество казны в оперативное управление должно сформировать операции по доначислению амортизации на объекты, за время находжения имущества в казне.

Как доначислить амортизацию на имущество, полученное из казны. (Использованы материал сайта its .1 c . ru )

Имущество - нежилое помещение в жилом доме получено безвозмездно 25.07.2011 по КОСГУ 180. Дата ввода в эксплуатацию 01.01.1975. Сумма приобретения 303606,66. Сумма начисленной амортизации 103226,27. Остаточная стоимость 200380,39. Время нахождения в казне 26 месяцев. Как правильно доначислить амортизацию за время нахождения имущества в казне?

Согласно пункту 94 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н) расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества государственной (муниципальной) казны осуществляется учреждением (правообладателем) при принятии к учету объекта по основанию закрепления за ним права оперативного управления, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны.

При этом указанный расчет и единовременное начисление суммы амортизации осуществляется на основании данных о его первоначальной (балансовой, остаточной) стоимости, иной стоимости объекта, указанной в реестре государственной (муниципальной) казны и срока нахождения в составе имущества казны, в порядке, установленном пунктами 84 - 93 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета.

Согласно пункту 85 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета расчет годовой суммы амортизации производится учреждением, осуществляющим учет используемого объекта основных средств, нематериальных активов линейным способом, исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования.

При принятии к учету объекта основного средства, нематериального актива по балансовой стоимости с ранее начисленной суммой амортизации, расчет учреждением годовой суммы амортизации производится линейным способом, исходя из остаточной стоимости амортизируемого объекта на дату его принятия к учету, и нормой амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования на дату его принятия к учету.

Под остаточной стоимостью амортизируемого объекта на соответствующую дату понимается балансовая стоимость объекта, уменьшенная на сумму начисленной на соответствующую дату амортизации.

Под оставшимся сроком полезного использования на соответствующую дату понимается срок полезного использования амортизируемого объекта, уменьшенный на срок его фактического использования на соответствующую дату.

Остаточную стоимость и оставшийся срок полезного использования объекта на дату поступления в казну, чтобы рассчитать норму амортизации;

Срок нахождения объекта в казне, чтобы рассчитать сумму амортизации объекта за период его нахождения в казне, включая месяц поступления в учреждение.

В программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" указанные операции оформляются в следующем порядке (после получения документов, подтверждающих государственную регистрацию объекта недвижимости).

1. Ввести документ "Безвозмездное поступление ОС и НМА ".

В нем надо указать данные согласно передаточным документам.

При внесении информации об объекте основных средств в справочник «Основные средства, НМА, НПА» на закладке «основные сведения» в реквизите «Источник поступления» указать: Передано в оперативное управление, поставить флаг: Включено в реестр федерального (регионального) имущества и внести данные о государственной регистрации объекта.

2. В документе "Операция (бухгалтерская)" ввести проводку на сумму амортизации объекта, рассчитанную за период его нахождения в казне, включая месяц поступления в учреждение (Д-т 040120271, К-т 010400410).

3. Ввести документ "Корректировка амортизации" датой поступления объекта ОС.

В спецификацию документа следует ввести новую строку, в которой указать поступившее из казны имущество, остальные реквизиты строки спецификации будут заполнены автоматически.

Не следует применять для заполнения спецификации кнопку "Заполнить".

Документ следует провести (кнопка "ОК " или "Провести ").

Внимание!

Время проведения документа "Корректировка амортизации" (реквизит "от" документа) должно быть больше, чем время документа "Операция (бухгалтерская)".

Начисление амортизации на этот объект ОС начнет производиться, начиная с месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету, исходя из остаточной стоимости (с учетом доначисленной амортизации) и оставшегося срока полезного использования на дату документа "Корректировка амортизации".

Порядок принятия бесхозяйного имущества в муниципальную собственность

Сегодня каждый муниципалитет является полноправным участником практически всех гражданско-правовых отношений. Эти отношения проявляются в первую очередь при формировании муниципальной собственности. Один из способов такого формирования - приобретение права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество.

Муниципальная собственность составляет экономическую основу муниципального образованна и включает имущество городских и сельских поселений , а также финансы, которые выделены в отдельную составляющую и представляют собой совокупность денежных средств , формируемых и используемых для решения вопросов местного значения.

Статья 50 Федерального закона от 03 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) содержит весьма обширный перечень имущества, который может находиться в собственности муниципального образования и использоваться для решения вопросов местного значения. С принятием Федерального закона 3 пополнение муниципальной казны происходит в основном за счет перераспределения федерального, регионального и муниципального имущества. Хотя муниципалитет вправе приобретать имущество и другими способами. Одним из таких спосо6ов является приобретение права собственности на бесхозяйное имущество.

Каждое муниципальное образование имеет на своей территории брошеные и бесхозяйные объекты недвижимости , и это не только здания и сооружения, но и объекты социальной инфраструктуры (теплосети, электросети и т. п.). Первоочередная задача для муниципалитетов в сфере управления имуществом - выявление таких объектов с последующим их оформлением в муниципальную собственность. А если говорить об объектах инфраструктуры, то это еще и необходимость, так как отсутствие собственника и хозяина у таких объектов создает угрозу безопасности.

Пример

На основании обращения предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности или отдельного гражданина по поводу обнаруженных объектов недвижимого имущества. В этом случае обращение оформляется в виде заявления на имя главы муниципального образования;

В ходе проверки использования объектов на территории муниципального образования.

Выявленные бесхозяйные объекты недвижимости подлежат государственному учету. Такое условие закрепляется на законодательном уровне. Поэтому в соответствии с п.3 ст.225 ГК РФ и по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находятся такие объекты, они должны быть приняты на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, выданные:

Органами учета государственного и муниципального имущества о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества;

Соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от 01.01.2001 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Федеральный закон 3) и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется также с приложением плана объекта недвижимого имущества, удостоверенного соответствующей организацией или органом по учету объектов недвижимого имущества

Заявления о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество рассматриваются преимущественно судами общей юрисдикции в порядке, установленном гл. 33 ГПК РФ. Хотя немало случаев, когда такого рода дела прим имеются к рассмотрению и арбитражными судами .

Рассмотрение дел о признании муниципальной собственности на бесхозяйное имущество имеет свои особенности. Так, рассмотрение данных дел возможно только при соблюдении следующих условий:

Заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество должно быть подано в суд по месту его нахождения;

Должен быть соблюден досудебный порядок, который заключается в осуществлении определенных действий со стороны муниципалитета, а именно бесхозяйное недвижимое имущество должно быть постановлено на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, и находиться на этом учете год. В противном случае в принятии искового заявления будет отказана.

Заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно содержать точное указание на то, какая именно недвижимость подлежит признанию бесхозяйной, кем и каким образом она выявлена, когда поставлена на учет в качестве бесхозяйной и что у данной недвижимой вещи на собственника либо он неизвестен.

Обращаясь в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь, комитет (орган) по управлению муниципальным имущества должен привести доказательства, которые подтверждали бы невозможность установлению собственника имущества либо свидетельствовали бы об оставлении этой вещи собственником без намерения сохранить на нее право собственности.

Предметом доказывания при рассмотрении дел данной категории является факт:

Отсутствия собственника имущества и невозможности его установления;

- постановки бесхозяйной недвижимой веши на учет по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

Совершения действий, указывающих на отказ собственника от права на данную вещь. Такими доказательствами могут быть акты описи бесхозяйной вещи, составленные при ее выявлении, выписки из реестра органа государственной регистрации, иные письменные и другие доказательства. Так, в большинстве муниципальных образований применяется практика розыска собственника посредством публикации о розыске в местной газете. Данный факт играет не последнюю рель в процессе доказывания.

В резолютивной части решения о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь суд указывает ее наименование, место нахождения, отличительные признаки, параметры и др., специально оговаривая, кому передается соответствующая вещь в собственность.

Регистрируется право муниципальной собственности на основании решения суда, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в соответствии с Федеральным законом.

Приводим Примерное положение об учете и приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное но территории муниципального образования.

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

об учете и приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории муниципального образования

РЕШЕНИЕ

______________ _______________________ №_______________

(дата) (место принятия)

Об утверждении Положения об учете и приобретении права муниципальной собственности ________________________________________________________

(наименование муниципального образования)

__________________________________________________________________

(полное наименование представительного органа муниципального образования в соответствии с Уставом)

1. Утвердить Положение об учете и приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории______________________________________(приложение).

(наименование муниципального образования)

2.Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования в средствах массовой информации .

Глава городского поселения

УТВЕРЖДЕНО
решением___________________________________ _________ наименование представительного органа

от____________ _20 г. №_______

Положение об учете и приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории

______________________________________________________________

(наименование муниципального образования)

1 . Общие положения

1.1. Настоящее положение определяет последовательность выявления бесхозяйного недвижимого имущества (долей в праве собственности на имущество), принятия этого имущества на учет отделом по управлению муниципальным имуществом администрации _________________________________ и органом по государственной

(наименование муниципального образования)

регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также признания права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество на территории.

наименование муниципального образования)

Под бесхозяйным имуществом понимаются вещи, определенные нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.

1.2. Отдел по управлению муниципальным имуществом (далее - ОУМИ) администрации_____________________________________________________________________

Осуществляет учет бесхозяйного

(наименование муниципального образования)

недвижимого имущества, оформление имущества в муниципальную собственность.

1.3. Приобретателем недвижимого имущества (долей в праве собственности на имущество) является муниципальное образование ____________________________________________________________________________________________________________.

(наименование муниципального образования)

2. Выявление бесхозяйного недвижимого имущества

2.1. Выявление на территории __________________________________

(наименование муниципального образования)

недвижимого имущества, не имеющего собственника или собственник которого неизвестен, осуществляют отделы администрации и муниципальные унитарные предприятия , организации и учреждения.

2.2. При обнаружении бесхозяйных инженерных коммуникаций, зданий, сооружений и помещений (далее объекты недвижимого имущества) составляется акт, в котором указываются основные характеристики и техническое состояние объектов, период времени, в течение которого объектом недвижимого имущества никто не
пользовался.

Оформленные акты передают в ОУМИ.

2.3.На основании акта ОУМИ публикует в местных средствах массовой информации сведения о выявленных бесхозяйных объектах недвижимого имущества и розыске собственника.

2.4.Отделы администрации и муниципальные унитарные предприятия, организации и учреждения при выявлении объектов недвижимого имущества, не используемых собственниками, направляют собственникам уведомление о необходимости использования объекта недвижимого имущества по назначению.

В случае если собственник намерен отказаться от принадлежащего ему имущества, то он предоставляет в ОУМИ заявление об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества с приложением документов (свидетельство о праве собственности, технический паспорт, кадастровый план земельного участка).

3. Регистрация и приобретение бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность

3.1. После получения документов ОУМИ на основании материалов и сведений, представленных отделами администрации и муниципальными унитарными предприятиями, организациями и учреждениями, проводит работу по уточнению и дополнению информации о бесхозяйных объектах недвижимого имущества.

В ходе этой работы ОУМИ запрашивает по каждому объекту недвижимого имущества:

Справку из органа, осуществлявшего государственную регистрацию недвижимого имущества до 1999 г;

Справку и; органа, осуществляющего государственную регистрацию недвижимого имущества после 1999 г.:

Управление Роснедвижимости о правах землепользования на земельные участки, занимаемые недвижимым имуществом;

Документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

3.2. В случае отказа собственника от права собственности на объект недвижимого имущества ОУМИ истребует у собственника заявление об отказе от права собственности. К заявлению прилагаются копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица, отказавшегося от права собственности.

3.3. По установленным бесхозяйным объектам недвижимого имущества ОУМИ по согласованию с отделами администрации в течение 10 дней готовит заключение о целесообразности приобретения данных объектов в муниципальную собственность. Заключение представляется главе _______________________________

(наименование муниципального образования)

для принятия решения о приобретении в муниципальную собственность объекта недвижимого имущества.

3.4. По истечении срока, указанного в информационном сообщении о выявленных бесхозяйных объектах недвижимого имущества, ОУМИ. действуя от имени муниципального образования, в соответствии с действующим законодательством ставит на учет бесхозяйные объекты недвижимого имущества в органе по государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним.

3.5. По истечении года со дня постановки на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества_________________________________

Обращается в суд с заявлением

(наименование муниципального образования)

о признании права муниципальной собственности на этот объект недвижимого имущества.

3.6. На основании вступившего в законную сипу решения суда о признании права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества муниципальное образование подает заявление на государственную регистрацию права муниципальной собственности в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

3.7. В течение трех дней с момента получения документов о признании права собственности на объект недвижимости ОУМИ вносит соответствующие изменения в реестр муниципальной собственности муниципального образования.

4. Заключительные положения

ОУМИ готовит проект распоряжения главы муниципального образования о включении приобретенных объектов недвижимого имущества в состав муниципальной собственности, ведет их учет в реестре муниципальной собственности. В последующем данное имущество закрепляется за муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями е соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации на праве оперативного управления , хозяйственного ведения, по договору безвозмездного пользования или аренды. передается в муниципальную казну либо принимается решение о приватизации указанного имущества

Глава муниципального образования

Юрист, специалист 1-й категории (Хабаровский край)

№Практика муниципального управления

МУПу-банкроту на праве хоз. ведения фактически принадлежит ж/д тупик, находящийся в собственности Администрации (право надлежащим образом зарегистрировано). ПХВ в свою очередь зарегистрировано не было, но имущество включено в конкурсную массу и подлежит реализации на основании Закона о банкротстве.
Проблема - отсутствует какая-либо документация от Администрации (собственника объекта) о передаче его в ПХВ должнику (руководителем должника не передана, в архиве должника соответствующей документации нет).
Конкурсным управляющим был направлен запрос в Администрацию о предоставлении акта о передаче имущества на ПХВ МУП-у, в ответ Администрация отказала в направлении акта о передаче имущества на ПХВ, при этом указала, что "железнодорожный тупик учитывается на балансе МУПа с момента ввода его в эксплуатацию – 1976 год. МУП не был вновь создан, а преобразовано из другой организации. Основные средства (в т.ч. железнодорожный тупик) у ранее существовавшей организации Администрацией не изымались и вновь за МУП-ом не закреплялись. Предприятие с просьбой закрепить ж/д тупик на ПХВ в Администрацию не обращалось."
То есть фактически Администрация признает то, что тупик использовался МУП-ом, она никаких притязаний не него не имеет, пользоваться им не мешает, но запрашиваемое Постановление/акт о передаче оформлять не будет, т.к. в архиве у себя они его не нашли, восстановить (оформить задним числом не могут), оформить текущим числом также не могут, т.к. получится, что имущество передается МУП-у банкроту.
Таким образом, тупик всегда учитывался на балансе МУПа; использовался МУПом в соответствии с уставной деятельностью; с Администрацией заключен договор аренды земельного участка, в котором отражено, что ЗУ передается в аренду с целью эксплуатации и обслуживания ж/д путей.
Прошу форумчан поделится советом по возможному решению проблемы.
Сейчас оформляю иск о признании ПХВ на объект за истцом, но есть сомнения, что суд откажет в связи с тем, что у истца не возникло вещное право в отношении имущества (ПХВ не зарегистрировано) и истец не может требовать его подтверждения в судебном порядке.
Обращаться в Росреестр без акта от Администрации - тоже безрезультатно, только лишь для возможного обжалования отказа Росреестр в суде. Но опять же не ясно на основании чего, ведь Росреестр очевидно откажет на основании того, что отсутствует обязательная для регистрации права документация.
Кто сталкивался с такой проблемой? Посоветуйте пути ее решения.
Спасибо.

Ох уж эти муниципалы, как впрочем и федералы, до сих пор со своим имуществом разобраться не могут. Вам придется штудировать законодательство и архив, да и практику по признанию права в похожих с Вашим случаем думаю найдете.
Из какой организации МУП преобразован, уж наверняка из государственной -1976 год? Или промежуточные варианты были? Строил объект предшественник МУПа? Техническая документация на объект есть?
Вот так признавали право хоз.ведения (фед. имущество):
«…Предприятие…….. основано в 19… году, в 1960 году преобразовано в …., в 1981 году создано…., в 2001году реорганизовано в….. , …..(учредитель) закрепил за предприятием на праве хозяйственного ведения движимое и движимое имущество, отраженное в балансе предприятия. Как следует из материалов дела, спорный объект в упомянутом выше приложении не значится. Спорный объект в числе прочих оприходован на баланс предприятия как объект, имеющийся в наличии, но не поставленный на баланс. Объект построен в 1972 году предприятием хозспособом (акт ввода в эксплуатацию, технический паспорт БТИ).
С учетом того, что истец заявил о возникновении имущественного права в отношении спорного имущества до принятия Гражданского кодекса Российской Федерации, следует руководствоваться пунктом 6 статьи 6 Федерального закона от 30.11.1994 № 52 ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и разъяснениями, содержащимися в пункте 8 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 No 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", о том, что начиная с 08.12.1994 созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
Таким образом, организация созданная до 08.12.1994 –даты введения в действие главы 4 "Юридические лица" части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу закона является обладателем права хозяйственного ведения имуществом, которое она использовала в своей хозяйственной деятельности до 01.01.1995 –даты введения в действие главы 19 "Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления" части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, и продолжает использовать в момент рассмотрения настоящего спора.
Факт пользования и владения истцом спорным объектом с момента его создания до настоящего времени, а также факт осуществления истцом своей уставной деятельности подтверждается пояснениями истца и не оспаривается ответчиками.
Поскольку право предприятия возникло до введения в действие федерального закона от 21.07.1997 № 122 -ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласно пункту 1 статьи 6 названного закона оно считается действительным независимо от его государственной регистрации.
Материалами дела подтверждается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах на спорный объект недвижимого имущества (уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по …. области).
Согласно письму Департамента имущественных и земельных отношений администрации …. области …., письму администрации муниципального образования ….. , спорный объект не значится в реестрах государственной собственности ….. области, муниципальной собственности муниципального образования ….., реестре муниципального имущества муниципального образования……
При этом в силу пункта 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие сведений о спорном объекте недвижимого имущества в реестре федерального имущества не препятствует признанию права хозяйственного ведения.
…С учетом изложенных обстоятельств суд удовлетворяет заявленные требования».
Но у Вас ещё проще - право муниципальной собственности зарегистрировано.

Объект незавершенного строительства закреплен за администрацией муниципального образования на праве оперативного управления и учитывается на счете 110611000 "Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения".
Как в бюджетном учете отразить передачу объекта незавершенного строительства в состав имущества казны?

В соответствии с п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. На основании ст. 125 и ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника могут осуществлять органы местного самоуправления в рамках их компетенции, которая установлена актами, определяющими статус этих органов.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294, ст. 296 ГК РФ (п. 3 ст. 215 ГК РФ). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).
В соответствии с п. 7 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) местная администрация обладает правами юридического лица, а в соответствии с п. 2 ст. 41 данного Закона она является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица.
Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Таким образом, администрация муниципального образования одновременно наделена полномочиями органа, осуществляющего от имени муниципального образования права собственника имущества, финансового органа, а также муниципального казенного учреждения.
Следовательно, Администрация муниципального образования может выделить две категории имущества, которое по объективным причинам не может быть закреплено за каким-либо муниципальным учреждением на праве оперативного управления:
1. Имущество, которое непосредственно будет использоваться Администрацией для осуществления управленческих функций.
2. Имущество, которое будет использоваться публично-правовым образованием для решения вопросов местного значения в соответствии с положениями Закона N 131-ФЗ.
Первая категория имущества может быть закреплена за самой Администрацией на праве оперативного управления и отражена в бюджетном учете в качестве соответствующих объектов нефинансовых активов. А вот вторая категория имущества, как правило, относится к имуществу казны соответствующего публично-правового образования.
Таким образом, в качестве собственника муниципальное образование принимает решение о наиболее эффективном способе использования своего имущества (закреплении его за конкретной организацией на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или учете в составе имущества казны). В основе решения по каждому объекту должно лежать социальное и экономическое обоснование.
В настоящее время органы местного самоуправления, казенные учреждения ведут бюджетный учет в порядке, предусмотренном "Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), и Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н).
В рассматриваемой ситуации объект незавершенного строительства закреплен за Администрацией муниципального образования (учреждением) на праве оперативного управления и учитывается на счете 110611000 "Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения". Однако для реализации муниципальных задач и функций в соответствии с нормативно-правовыми актами муниципального образования признано целесообразным и эффективным передать данный объект в состав имущества казны.
Таким образом, по сути, осуществляется передача учреждением муниципального имущества с прекращением права оперативного управления органу, осуществляющему от имени муниципального образования права собственника имущества. Следовательно, для отражения передачи в соответствии с п. 34 Инструкции N 162н желательно использовать счет 140120241 "Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям".
Согласно требованиям Инструкции N 157н учет объектов имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну, осуществляется на балансовом счете 10800 "Нефинансовые активы имущества казны". А из содержания п.п. 141-146 Инструкции N 157н следует, что для принятия объекта к учету в составе имущества казны, например, на счете 010851000 "Недвижимое имущество, составляющее казну" достаточно, чтобы он мог быть отнесен к недвижимому имуществу. Напомним, что согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся, в частности, объекты незавершенного строительства*(1).
Таким образом, при переводе объекта незавершенного строительства в состав имущества казны в соответствии с п.п. 34, 38 Инструкции N 162н в учете должны быть оформлены следующие бухгалтерские записи:
Дебет КРБ 140120241 Кредит КРБ 110611410
- передан администрацией (муниципальным казенным учреждением) с прекращением права оперативного управления объект незавершенного строительства;
Дебет гКБК 110851310 Кредит КДБ 140110180
- принят администрацией (органом, осуществляющим от имени муниципального образования права собственника имущества) в состав имущества казны объект незавершенного строительства.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

──────────────────────────────────────────────────
*(1) Обратите внимание, что положения п. 92 действовавшей до 1 января 2011 года Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н, прямо предусматривали учет в составе имущества казны на счете 010801000 "Недвижимое имущество в составе имущества казны" соответствующих капитальных вложений (объектов незавершенных строительством) (смотрите также статью "Изменения в учете нефинансовых активов бюджетного учреждения" (Л.П. Курочкина, "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 7, апрель 2009 г.)).