Федеральный закон о социальном партнерстве. Трудовой кодекс рф о социальном партнерстве

Действующий

Модельный закон о социальном партнерстве

Принят
на двадцать седьмом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 27-14
от 16 ноября 2006 года)


Настоящий Закон определяет организационные, правовые и экономические основы функционирования системы социального партнерства как важнейшего механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

социальное партнерство - взаимодействие органов государственной власти, объединений работодателей и профсоюзов в определении и проведении в жизнь согласованной социально-экономической политики, политики в области трудовых отношений, а также двусторонние отношения между работодателями и профсоюзами, направленные на обеспечение согласования их интересов в порядке, определяемом законодательством;

представители органов государственной власти и органов местного самоуправления - полномочные в соответствии с законами, уставами, положениями либо решениями этих органов лица;

представители работников - профсоюзы, их объединения (ассоциации), иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами профсоюзов, в лице их соответствующих органов или иные представители, уполномоченные работниками на представительство на общем собрании (конференции);

представители работодателей - руководители предприятий, учреждений, организаций (далее - организации) или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, объединения (ассоциации) работодателей в лице их органов, иные уполномоченные работодателями органы; в сферах деятельности, где полномочия по управлению имуществом осуществляют государственные органы исполнительной власти, на государственном (национальном) уровне - правительство и на административно-территориальном уровне - соответствующие органы исполнительной власти;

коллективные переговоры (консультации) - способ формирования согласованных позиций и принятия совместных решений по вопросам, составляющим предмет социального партнерства.

Статья 2. Цели и задачи социального партнерства

Социальное партнерство направлено на решение следующих основных целей и задач:

- выработка и реализация согласованной социально-экономической политики и политики в области трудовых отношений;

- достижение оптимального согласования социально-экономических и социально-трудовых интересов сторон социального партнерства;

- создание эффективного механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;

- совершенствование законодательства, регулирующего социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения;

- содействие в обеспечении социальной стабильности и согласия в обществе;

- предотвращение коллективных трудовых споров и конфликтов в области социально-экономических отношений.

Статья 3. Основные принципы социального партнерства

Социальное партнерство строится на следующих основных принципах:

- равноправие сторон;

- доверие в отношениях сторон;

- признание полномочности представительства сторон социального партнерства;

- уважение и учет интересов сторон;

- свобода выбора обсуждаемых вопросов;

- добросовестность в отношениях сторон социального партнерства, предполагающая искренность и конструктивность, исключение всякого неоправданного промедления в решении назревших вопросов, стремление прийти к согласию;

- добровольность принятия сторонами определенных обязательств;

- компромисс в разрешении возникающих в ходе переговоров разногласий;

- обязательность выполнения достигнутых договоренностей;

- взаимное информирование сторон об изменении ситуации;

- ответственность сторон, их представителей, должностных и иных лиц за невыполнение принятых обязательств и решений;

- полное информирование сторон в целях выполнения задач социального партнерства;

- систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, коллективных договоров и решений;

- главенство коллективных договоров и соглашений над индивидуальными трудовыми договорами при признании более благоприятных условий последних;

- гласность принимаемых сторонами решений.

Статья 4. Основные направления государственной политики в области социального партнерства

Основными направлениями государственной политики в области социального партнерства являются:

- содействие созданию и развитию на добровольной основе свободных, независимых и представительных организаций работодателей и работников;

- признание представителей работодателей и работников в качестве сторон социального партнерства;

- создание механизма взаимодействия сторон социального партнерства;

- выработка и реализация с участием представителей работодателей и работников основных направлений социально-экономической политики государства, политики в области трудовых отношений;

- формирование правовой базы, обеспечивающей создание эффективной системы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, функционирующей при условии активного сотрудничества с представителями работодателей и работников;

- применение при совершенствовании законодательства международных трудовых норм и норм, регулирующих права человека, прежде всего актов Организации Объединенных Наций, конвенций Международной организации труда, Европейской социальной хартии, Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств;

- создание условий для обеспечения социальной стабильности и согласия в обществе.

Статья 5. Законодательство о социальном партнерстве

Регулирование отношений в области социального партнерства осуществляется в соответствии с конституцией и конституционными законами, настоящим Законом, законодательством о труде, иными законодательными и нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права и социального партнерства, законодательством, регулирующим социально-экономические отношения, законодательством о профсоюзах, гражданским законодательством, другими актами законодательства, уставами организаций, соглашениями и коллективными договорами.

Если международным договором, одной из сторон которого является государство, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, применяются правила международного договора.

Статья 6. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на всех работодателей независимо от форм собственности, работников, представителей работодателей, представителей работников, органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Глава 2. Организация социального партнерства

Статья 7. Стороны социального партнерства

Сторонами социального партнерства являются соответствующие органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления, работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Статья 8. Уровни социального партнерства

Взаимодействие сторон социального партнерства включает следующие уровни:

- государственный (национальный) уровень;

- отраслевой (межотраслевой) уровень;

- административно-территориальный уровень;

- уровень финансово-промышленной группы и транснациональной корпорации;

- уровень организации.

Организация социального партнерства на государственном (национальном), отраслевом (межотраслевом), административно-территориальном уровнях, а также на уровне организации осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Социальное партнерство в финансово-промышленных группах и транснациональных корпорациях обеспечивается на основе международных договоров (соглашений) и национального законодательства.

Статья 9. Органы социального партнерства

Для обеспечения регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, ведения коллективных переговоров (консультаций) и подготовки коллективных договоров и соглашений, их заключения, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии (или иные органы), наделенные необходимыми полномочиями.

Комиссии формируются на основе добровольного участия сторон социального партнерства в их деятельности, самостоятельности и независимости при определении персонального состава своих представителей. При наличии у каждой из сторон социального партнерства нескольких представителей в комиссии формируется единый представительный орган соответствующей стороны.

На государственном (национальном) уровне образуются постоянно действующие трехсторонние комиссии по регулированию социально-экономических и социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с национальным законодательством. Членами данных комиссий являются представители правительства, национальных объединений профсоюзов, национальных объединений работодателей.

На административно-территориальном уровне могут создаваться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с национальным законодательством и (или) актами соответствующих административно-территориальных образований.

Отраслевые комиссии по регулированию социально-трудовых отношений могут образовываться на государственном (национальном), межрегиональном, административно-территориальном уровнях. Состав отраслевых комиссий, куда входят представители соответствующих органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления, профсоюзов, работодателей (или профсоюзов и работодателей), формируется сторонами. Деятельность отраслевых комиссий осуществляется в соответствии с национальным законодательством.

На уровне организации образуются двусторонние комиссии по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, разработке и заключению коллективного договора. В состав комиссии входят представители работодателя и работников.

На уровне финансово-промышленной группы и транснациональной корпорации образуются двусторонние (трехсторонние) комиссии (советы) по проведению коллективных переговоров (консультаций), разработке и заключению соглашения в данных хозяйственных объединениях, включая организации, находящиеся за пределами государства. В состав комиссии (совета) входят полномочные представители работодателей и представители работников. В указанные комиссии (советы) могут входить представители органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Стороны по взаимному согласию могут образовывать также комиссии (или иные органы) по другим направлениям социального взаимодействия в области трудовых и социально-экономических отношений.

Права, обязанности и ответственность комиссий (иных органов) регулируются в соответствии с национальным законодательством.

Статья 10. Получение информации

Стороны социального партнерства вправе бесплатно и беспрепятственно получать полную и достоверную информацию для осуществления взаимодействия в рамках социального партнерства.

Указанную информацию стороны обязаны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса.

Представители работников вправе обсуждать полученную информацию с приглашением представителей работодателей, органов управления организацией, органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Стороны социального партнерства, другие лица не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне. Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном национальным законодательством.

Статья 11. Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в форме:

- коллективных переговоров;

- заключения коллективных договоров, соглашений, принятия иных актов;

- взаимных консультаций по вопросам проведения социально-экономической политики, политики в области трудовых отношений;

- участия представителей работников в управлении организацией;

- участия представителей сторон социального партнерства в подготовке и проведении мероприятий по обеспечению охраны труда и осуществлению контроля за соблюдением национального законодательства о труде;

- участия представителей работодателей и работников в управлении государственным социальным страхованием;

- проведения мониторинга по важнейшим направлениям социально-экономической политики;

- участия представителей сторон в правотворчестве;

- участия представителей сторон в досудебном разрешении трудовых споров.

Стороны вправе применять иные формы социального взаимодействия.

Глава 3. Коллективные переговоры (консультации)

Статья 12. Ведение коллективных переговоров (консультаций)

Представители органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления, работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах (консультациях).

Инициатором коллективных переговоров (консультаций) вправе выступать любая из сторон социального партнерства.

Представители сторон, получившие письменное предложение о начале коллективных переговоров (консультаций), обязаны вступить в переговоры не позднее семи календарных дней со дня получения указанного предложения.

Стороны, не вступившие в переговоры в установленные сроки, несут ответственность в соответствии с настоящим Законом, иными нормативно-правовыми актами, а также коллективными договорами и соглашениями.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров (консультаций) определяются сторонами социального партнерства.

Участники коллективных переговоров (консультаций) свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

По результатам коллективных переговоров (консультаций) могут заключаться (изменяться) соглашения, коллективные договоры, приниматься социальные пакты, меморандумы, протоколы и иные акты.

В сферах деятельности, где полномочия по управлению имуществом осуществляют государственные органы исполнительной власти, представителем (представителями) работодателя при ведении коллективных переговоров и подписании отраслевых соглашений на государственном (национальном) уровне выступает правительство, а на административно-территориальном - соответствующий орган исполнительной власти.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне государства, отрасли, административно-территориальном уровне предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов).

При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на участие в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров (консультаций), формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов.

При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров (консультаций) право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза.

Утверждение и замена представителей объединений профсоюзов, объединений работодателей в комиссии производится в соответствии с решениями органов указанных объединений. Утверждение и замена представителей правительства осуществляется в соответствии с постановлением (распоряжением) правительства.

Количество членов комиссии на уровне государства, отрасли, региона и территории от каждой из сторон социального партнерства не может превышать 30 человек.

Спорные вопросы, касающиеся представительства объединений профсоюзов и объединений работодателей в комиссии, разрешаются на совещании представителей указанных объединений или в судебном порядке.

Каждая сторона социального партнерства в комиссии имеет равное число голосов для принятия решений.

Решение каждая сторона принимает самостоятельно большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовала каждая из сторон комиссии. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, вправе требовать занесения их особого мнения в протокол заседания комиссии.

При наличии в организации двух или более профсоюзов ими создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров (консультаций), разработки единого проекта коллективного договора и его заключения. Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации.

Если единый представительный орган не создан в течение пяти календарных дней с момента начала коллективных переговоров, то представительство интересов всех работников организации осуществляет профсоюз, объединяющий более половины работников.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием определяет профсоюз, которому поручается формирование единого представительного органа. При этом за другими организациями сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа до момента подписания коллективного договора.

Не допускается ведение коллективных переговоров (консультаций), заключение коллективных договоров, соглашений, принятие иных актов от имени работников лицами, представляющими работодателя.

Статья 13. Урегулирование разногласий

В случае прерывания коллективных переговоров (консультаций) по не зависящим от сторон причинам составляется протокол, в который вносятся предложения сторон о мерах по устранению этих причин и сроках возобновления переговоров.

Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий достигается посредством примирительных процедур, предусмотренных действующим законодательством.

Статья 14. Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах (консультациях)

Лица, участвующие в коллективных переговорах (консультациях), подготовке проектов соглашения или коллективного договора, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, установленный соглашением сторон, но не более трех месяцев в течение года. Все затраты, связанные с участием в переговорах, компенсируются в порядке, предусмотренном национальным законодательством, иными нормативно-правовыми актами, соглашением, коллективным договором. Оплата услуг экспертов, специалистов производится приглашающей стороной, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Представители работников, участвующие в коллективных переговорах (консультациях), в период их ведения не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, влекущего за собой в соответствии с национальным законодательством увольнение с работы.

Глава 4. Соглашения и коллективные договоры

Статья 15. Коллективный договор

Коллективный договор - правовой (нормативный) акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях независимо от форм собственности.

При заключении коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем.

Все работники, в том числе вновь принятые, должны быть ознакомлены работодателем с действующим в организации коллективным договором.

Статья 16. Содержание коллективного договора

Содержание коллективного договора определяется сторонами. Коллективный договор может содержать положения по следующим вопросам:

- формы, системы и размеры оплаты труда;

- периодичность и сроки выплаты заработной платы;

- ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы;

- механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, тарифов, уровня инфляции;

- соотношение заработной платы руководителя и работников;

- обеспечение занятости, подготовки, повышения, переподготовки, трудоустройства высвобождаемых работников;

- основные критерии массового высвобождения работников;

- рабочее время и время отдыха, включая вопросы продолжительности отпусков;

- создание здоровых и безопасных условий труда;

- условия дополнительного страхования работников;

- экологическая безопасность, охрана здоровья работников на производстве, оздоровление трудящихся и членов их семей;

- соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;

- гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

- тендерное равенство в области социально-трудовых отношений и кадровой политики в организации;

- контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений;

- сроки и сфера действия коллективного договора;

- ответственность сторон за выполнение принятых обязательств;

- обеспечение надлежащих условий деятельности представителей работников;

- дополнительные гарантии работникам при заключении и расторжении трудовых договоров, контрактов;

- строительство и содержание жилья, объектов социально-культурного назначения, построенных за счет средств работодателя;

- другим вопросам, определенным сторонами.

В коллективный договор включаются нормативные положения, если в законах и иных нормативно-правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.

Статья 17. Действие коллективного договора

Коллективный договор заключается на срок, определенный сторонами (как правило, на один год и не более трех лет), и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.

Стороны имеют право продлить действие коллективного договора в порядке, определяемом национальным законодательством.

Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, если в национальном законодательстве или коллективном договоре не предусмотрено иного.

Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения названия организации, расторжения трудового договора с руководителем.

При смене собственника коллективный договор сохраняет свое действие.

При реорганизации или ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие на протяжении всего срока реорганизации, ликвидации.

При реорганизации или смене собственника любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до одного года.

В организациях, где профсоюзами заключены коллективные договоры, соглашения или на которые распространяется действие отраслевых (межотраслевых) соглашений, работодатели по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзов денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, которые установлены коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями. В случае если в организации действует несколько профсоюзов, участвовавших в подписании коллективного договора или отраслевого (межотраслевого) соглашения, денежные средства перечисляются на счета этих профсоюзов пропорционально числу их членов.

Статья 18. Соглашения. Виды соглашений

Соглашение - правовой (нормативный) акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой и связанной с ней экономической сферах и заключаемый социальными партнерами на государственном (генеральное соглашение), отраслевом (межотраслевом), административно-территориальном уровнях, уровне финансово-промышленной группы и транснациональной корпорации.

Генеральное соглашение - правовой (нормативный) акт, устанавливающий основные направления реализации экономической и социальной политики в государстве, общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение - правовой (нормативный) акт, устанавливающий основные направления социально-экономической политики в отрасли, социально-трудовые гарантии и преимущества для работников в зависимости от особенности отрасли (отраслей), обязательства сторон по другим социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам.

Соглашение на административно-территориальном уровне - правовой (нормативный) акт, определяющий условия труда, социально-трудовые гарантии и льготы для работников в зависимости от особенностей региона (территории), меры по развитию социальной инфраструктуры, обязательства сторон по другим социально-трудовым, экономическим вопросам.

Соглашение на уровне финансово-промышленной группы и транснациональной корпорации - правовой (нормативный) акт, устанавливающий социально-экономические условия функционирования данных хозяйственных объединений в целом и входящих в них организаций, общие условия труда, социальных гарантий, льготы для работников финансово-промышленной группы и транснациональной корпорации.

Соглашения по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, могут быть двусторонними или трехсторонними.

Генеральное соглашение, отраслевые соглашения, действие которых распространяется на организации, финансируемые из государственного бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта закона о государственном бюджете на очередной финансовый год в законодательный орган страны.

Соглашения на административно-территориальном уровне должны заключаться по общему правилу до внесения проектов бюджетов в соответствующие органы законодательной и (или) государственной исполнительной власти, органы местного самоуправления.

Статья 19. Содержание соглашений

Содержание соглашений определяется сторонами самостоятельно в пределах их компетенции.

Соглашения могут предусматривать положения:

- по разработке и реализации социально-экономической политики и политики в области трудовых отношений;

- установлению социально-трудовых гарантий и преимуществ в зависимости от особенностей отрасли, региона, территории;

- основным критериям уровня жизни;

- оплате труда;

- развитию рынка труда, обеспечению эффективной занятости населения;

- порядку и срокам финансирования организаций бюджетной сферы;

- разработке и реализации мер в области реформирования здравоохранения и образования;

- вопросам социального обеспечения и социального страхования;

- экологии, охране труда и здоровья граждан, включая вопросы оздоровления трудящихся и членов их семей, летнего отдыха детей;

- изучению наиболее острых социально-экономических проблем;

- развитию социального партнерства.

В соглашениях могут содержаться обязательства сторон по другим социально-трудовым и социально-экономическим вопросам.

Статья 20. Действие соглашения

Срок действия соглашения устанавливается по согласованию сторон (как правило, на два года).

Действие соглашения распространяется на работников, работодателей, органы государственной исполнительной власти, которые уполномочили представителей разработать и заключить соглашение от их имени, а также на субъекты, присоединившиеся к соглашению.

Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения условий соглашения.

Если на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений.

Соглашение вступает в силу со дня его подписания или по условиям, установленным соглашением.

Статья 21. Порядок присоединения к соглашению

Профсоюзы и их объединения, работодатели и их объединения, не участвовавшие в коллективных переговорах по заключению соглашения, могут проявить инициативу и присоединиться к нему, направив каждой из сторон письменное уведомление о своем намерении и принять на себя обязательства соответствующей стороны.

В случае, когда на уровне государства заключено отраслевое (межотраслевое) соглашение, руководитель государственного органа по труду имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Если работодатели в течение 30 календарных дней после официального опубликования указанного предложения или его получения иным способом не заявили о своем несогласии присоединиться к нему, соглашение считается распространенным на данных работодателей.

Порядок присоединения к соглашению, заключенному на административно-территориальном уровне, устанавливается национальным законодательством или законодательством органов местной власти.

Новые работодатели, вступившие в объединение работодателей, присоединяются к соглашениям, ранее заключенным данным объединением работодателей, в порядке, предусмотренном национальным законодательством или в порядке, определенном в соглашении.

Статья 22. Регистрация коллективного договора, соглашения

Подписанные сторонами коллективный договор, соглашение направляются представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в сроки и в порядке, установленные национальным законодательством.

Регистрацию коллективного договора осуществляет соответствующий орган государственной исполнительной власти по месту нахождения (регистрации) работодателя.

Регистрацию генерального, отраслевого (межотраслевого), административно-территориального соглашений осуществляют соответственно уполномоченный государственный орган в сфере труда и местные органы исполнительной власти по месту нахождения одной из сторон соглашения.

Такой порядок действует и в случае внесения изменений, дополнений в коллективный договор, соглашение.

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган государственной исполнительной власти выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, и сообщает об этом представителям сторон, а также в соответствующий орган государственного надзора за исполнением законодательства.

Текст соглашения подлежит опубликованию в официальных изданиях соответствующего уровня и (или) в ином порядке, предусмотренном соглашением.

Статья 23. Изменение и дополнение коллективного договора, соглашения

Изменение и дополнение коллективного договора, соглашения производятся по взаимному согласию сторон в порядке, установленном национальным законодательством для их заключения, или в порядке, определенном в коллективном договоре, соглашении.

Статья 24. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения

Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется представителями сторон социального партнерства, соответствующими органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления.

При проведении указанного контроля стороны предоставляют друг другу необходимую для этого информацию.

Стороны, подписавшие коллективный договор, отчитываются о ходе его выполнения на общем собрании (конференции) трудового коллектива в сроки, предусмотренные коллективным договором, но не реже одного раза в год.

Статья 25. Соотношение коллективных договоров, соглашений и законодательства

Генеральное соглашение является основой для отраслевых (межотраслевых), административно-территориальных соглашений и коллективных договоров. Условия соглашений, заключаемых на более низких уровнях, не должны ухудшать условия соглашений, принятых на более высоком уровне.

Условия соглашений должны учитываться при разработке и принятии законов, иных нормативно-правовых актов, регулирующих социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения, а также при принятии бюджетов соответствующих уровней.

В случае если законами или иными правовыми актами, принятыми в период действия коллективных договоров, соглашений, ухудшаются социальные условия и социально-экономическое положение работников, на этот период действуют условия, предусмотренные коллективными договорами, соглашениями.

Условия соглашения, коллективного договора, ухудшающие положение работников по сравнению с национальным законодательством, являются недействительными.

Глава 5. Участие работников в управлении организацией

Статья 26. Право работников на участие в управлении организацией

Право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется международными договорами (в случае нахождения организации на территории нескольких государств), национальным законодательством, учредительными документами организации, коллективным договором.

Представители работников имеют право вносить в органы управления организацией соответствующие предложения по социально-трудовым и экономическим вопросам и участвовать в заседаниях данных органов при их рассмотрении.

Статья 27. Основные формы участия работников в управлении организацией

Участие представителей работников в управлении организацией может осуществляться в форме:

- проведения представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов в социально-трудовой и социально-экономической сфере;

- подготовки предложений по совершенствованию организации производства, повышению его конкурентоспособности;

- учета мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, коллективным договором;

- участия в разработке и принятии коллективных договоров;

- рассмотрения на общих собраниях (конференциях) социально-трудовых вопросов с участием работодателя или его представителя;

- участия представительного органа работников в распределении прибыли организаций;

- участия представителей работников с правом голоса в работе органов управления организацией (правления, совета директоров и иных органов);

- получения от работодателя информации в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, осуществлением организационных или технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников, и по другим вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

- иных формах, определенных национальным законодательством, учредительными документами организации, коллективным договором, локальным нормативным актом организации.

Глава 6. Участие сторон социального партнерства в правотворчестве

Статья 28. Инициатива в правотворчестве

Профсоюзы и их объединения, организации работодателей и их объединения вправе обращаться в органы законодательной и исполнительной власти с предложениями по разработке проектов нормативно-правовых актов по социально-экономическим и социально-трудовым вопросам.

Органы законодательной и исполнительной власти рассматривают предложения сторон и органов социального партнерства при выработке и реализации социально-экономической политики, политики в области трудовых отношений и по совершенствованию национального законодательства.

Статья 29. Проведение общественной экспертизы проектов законодательных и иных нормативно-правовых актов

Профсоюзы и их объединения, организации работодателей и их объединения вправе осуществлять общественную экспертизу проектов законодательных и иных нормативно-правовых актов в области социально-экономической политики и социально-трудовых отношений.

Органы власти рассматривают в соответствии с регламентом разработанные социальными партнерами предложения по проектам законодательных и иных нормативных правовых актов по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам.

Глава 7. Управление средствами социального страхования

Статья 30. Участие в управлении средствами социального страхования

Социальные партнеры управляют средствами государственного социального страхования, формируемыми за счет страховых взносов, и осуществляют контроль за использованием этих средств в порядке и на условиях, предусмотренных национальным законодательством, коллективным договором и соглашением.

Глава 8. Участие в разработке и реализации политики в области охраны труда

Статья 31. Права сторон социального партнерства в разработке и реализации государственной политики в области охраны труда

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), организации работодателей (их объединения) вправе участвовать в разработке и реализации согласованной государственной политики в области охраны труда.

Статья 32. Комитеты (комиссии) по охране труда

В организациях по инициативе работников и (или) работодателей либо их представительных органов создаются комитеты (комиссии) по осуществлению контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей и профсоюзов. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается соответствующим органом государственной исполнительной власти.

Комитет (комиссия) организует совместные действия по обеспечению выполнения требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах, информирование работников о результатах данных проверок, сбор предложений к соответствующему разделу коллективного договора, соглашения.

Глава 9. Досудебное разрешение коллективных трудовых споров

Статья 33. Примирительные процедуры

Коллективные трудовые споры рассматриваются:

- примирительной комиссией;

- с участием посредника;

- в трудовом арбитраже.

Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах.

Регулирование примирительных процедур осуществляется в соответствии с национальным законодательством.

Глава 10. Заключительные положения

Статья 34. Контроль за соблюдением настоящего Закона

Государственный надзор и контроль за соблюдением настоящего Закона осуществляют уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с национальным законодательством.

Общественный контроль за соблюдением настоящего Закона осуществляют представители работников и работодателей в порядке, установленном национальным законодательством.

Статья 35. Ответственность за уклонение от участия в
коллективных переговорах (консультациях),
непредоставление информации, необходимой для
ведения коллективных переговоров и осуществления
контроля за соблюдением коллективного договора,
соглашения, воспрепятствование в реализации
прав сторон социального партнерства

Представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах (консультациях) по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения, а также должностные лица, препятствующие реализации прав сторон социального партнерства, подвергаются штрафу в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке.

Лица, виновные в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров (консультаций) и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, устанавливаемых национальным законодательством.

Статья 36. Ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения

Лица, представляющие работодателя либо представляющие работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, подвергаются штрафу в размере и порядке, устанавливаемых национальным законодательством.

Статья 37. Ответственность сторон за несоблюдение законодательства о социальном партнерстве

Юридические и физические лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут гражданско-правовую, дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

Статья 38. Вступление Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу с момента его официального опубликования.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Информационный бюллетень,
N 39, 2007 год

  • Общая характеристика трудового права
    • Трудовое право как отрасль российского права
    • Трудовое право и смежные отрасли права
    • Трудовое право как отрасль законодательства
    • Система трудового права
  • Предмет и принципы трудового права
    • Принципы трудового права
    • Предмет трудового права
    • Методы трудового права
  • Источники и система трудового права
    • Понятие и виды источников трудового права
    • Трудовое законодательство
    • Иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права
    • Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
    • Договорное регулирование трудовых отношений
  • Субъекты трудовых отношений
    • Субъекты трудового права и субъекты трудовых отношений
    • Работник как субъект трудовых отношений
    • Категории работников
    • Работодатель как субъект трудовых отношений
    • Категории работодателей
  • Социальное партнерство в сфере труда
    • Понятие и принципы социального партнерства. Участие работников в управлении организацией
    • Уровни и формы социального партнерства
    • Стороны социального партнерства
    • Органы социального партнерства
    • Процедуры в социальном партнерстве
    • Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах
  • Основания возникновения трудовых отношений
    • Особые основания заключения трудового договора
    • Избрание на должность
    • Избрание по конкурсу
    • Назначение на должность или утверждение в должности
    • Другие основания заключения трудового договора
  • Трудовой договор
    • Понятие и значение трудового договора
    • Содержание трудового договора
    • Виды трудовых договоров
    • Ученический договор
    • Стороны трудового договора, их права и обязанности
  • Заключение и изменение трудового договора
    • Порядок заключения трудовых договоров
    • Изменение трудового договора
    • Отстранение от работы
  • Защита персональных данных работника
    • Правовая природа института защиты персональных данных работника
    • Обработка персональных данных работника и гарантии их защиты
    • Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника
  • Прекращение трудового договора
    • Расторжение трудового договора по соглашению сторон
    • Перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность)
    • Истечение срока трудового договора
    • Расторжение трудового договора по собственному желанию
    • Расторжение трудового договора в связи с отказом работника от продолжения работы при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизации
    • Расторжение трудового договора в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора в изменившихся условиях трудового договора
    • Расторжение трудового договора в связи с отказом работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением
    • Расторжение трудового договора в связи с отказом работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем
    • Основания увольнения по основаниям, связанным с виной работника
    • Увольнение по основаниям, не связанным с виной работника
    • Расторжение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон
    • Расторжение трудового договора по другим основаниям
  • Рабочее время
    • Развитие института «рабочее время»
    • Понятие рабочего времени и его продолжительность
    • Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени
    • Режим рабочего времени
  • Время отдыха
    • Понятие и виды времени отдыха
    • Отпуск
    • Порядок предоставления и использования ежегодных оплачиваемых отпусков
  • Оплата труда
    • Социально-экономическое и правовое содержание заработной платы
    • Государственные гарантии по оплате труда
    • Системы оплаты труда. Симулирование достижений высоких результатов труда
    • Оплата труда при отклонении от нормальных условий труда
  • Дисциплина труда. Трудовой распорядок
    • Понятие дисциплины труда и ее обеспечение
    • Правовое регулирование трудового распорядка
    • Меры поощрения и материального стимулирования
  • Охрана труда
    • Понятие охраны труда
    • Основные направления государственной политики в области охраны труда. Государственные нормативные требования охраны труда
    • Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
    • Организация охраны труда
    • Обеспечение прав работников на охрану труда
    • Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • Гарантии и компенсации
    • Понятие гарантий и компенсаций. Гарантии имущественного и неимущественного характера
    • Гарантии при направлении работников в служебные командировки, другие служебные поездки и переезде на работу в другую местность
    • Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей
    • Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением
    • Другие гарантии и компенсации
  • Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
    • Основания выделения отдельных категорий работников при установлении особенностей правового регулирования их труда
    • Категории работников, имеющие отличия в правовом регулировании их труда
  • Особенности труда женщин и лиц с семейными обязанностями
    • Основания выделения женщин и лиц с семенными обязанностями в особую категорию работников
    • Гарантии для женщин при трудоустройстве и прекращении трудового договора
    • Гарантии для женщин и лиц с семейными обязанностями в процессе применения их труда
    • Гарантии для жительниц сельской местности
  • Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет
  • Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
    • Лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, как особая категория работников
    • Заключение и расторжение трудового договора с лицами, работающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Компенсации и гарантии
    • Особенности регулирования оплаты труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
  • Особенности регулирования труда работников отдельных профессиональных групп
  • Трудовые споры
    • Понятие и виды трудовых споров
    • Индивидуальные трудовые споры
    • Альтернативная процедура урегулирования индивидуальных трудовых споров
    • Виды и порядок разрешения коллективных трудовых споров
  • Защита трудовых прав работников
    • Самозащита трудовых прав
    • Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
    • Защита трудовых прав работников профессиональными союзами
  • Правонарушения и ответственность в трудовом праве
    • Трудовое правонарушение
    • Дисциплинарный проступок. Дисциплинарная ответственность
    • Ответственность работодателей за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  • Материальная ответственность сторон трудового договора
    • Понятие и признаки материальной ответственности
    • Материальная ответственность работодателя перед работником
    • Материальная ответственность работника перед работодателем
  • Основы трудового права зарубежных стран
    • Общая характеристика трудового законодательства зарубежных стран
    • Институт социального партнерства в трудовом праве зарубежных стран
    • Трудовая юстиция в зарубежных странах
  • Модельное трудовое законодательство стран СНГ
    • Общая характеристика модельного трудового законодательство стран СНГ
    • Концепция модельного Трудового кодекса
    • Модельный закон об охране труда
    • Модельный закон «О социальном партнерстве»
    • Соглашения и коллективные договоры
    • Участие работников в управлении организацией
    • Рекомендательный законодательный акт «Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ»

Модельный закон «О социальном партнерстве»

Модельный закон «О социальном партнерстве» определяет организационные, правовые и экономические основы функционирования системы социального партнерства как важнейшего механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

Основными принципами социального партнерства являются:

  • равноправие сторон;
  • доверие в отношениях сторон;
  • признание полномочности представительства сторон социального партнерства;
  • уважение и учет интересов сторон;
  • свобода выбора обсуждаемых вопросов;
  • добросовестность в отношениях сторон социального партнерства предполагающая искренность и конструктивность, исключение всякого неоправданного промедления в решении назревших вопросов, стремление прийти к согласию;
  • добровольность принятия сторонами определенных обязательств;
  • компромисс в разрешении возникающих в ходе переговоров разногласий;
  • обязательность выполнения достигнутых договоренностей;
  • взаимное информирование сторон об изменении ситуации;
  • ответственность сторон, их представителей, должностных и иных лиц за невыполнение принятых обязательств и решений;
  • полное информирование сторон в целях выполнения задач социального партнерства;
  • систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, коллективных договоров и решений;
  • главенство коллективных договоров и соглашений над индивидуальными трудовыми договорами при признании более благоприятных условий последних;
  • гласность принимаемых сторонами решений.

Под социальным партнерством с модельном законе понимается взаимодействие органов государственной власти, объединений работодателей и профсоюзов в определении и проведении в жизнь согласованной социально-экономической политики, политики в области трудовых отношений, а также двусторонние отношения между работодателями и профсоюзами, направленные на обеспечение согласования их интересов в порядке, определяемом законодательством.

Представителями работников здесь названы профсоюзы, их объединения (ассоциации), иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами профсоюзов, в лице их соответствующих органов или иные представители, уполномоченные работниками на представительство на общем собрании (конференции); представителями работодателей - руководители предприятий, учреждений, организаций (далее - организации) или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица объединения (ассоциации) работодателей в лице их органов, иные уполномоченные работодателями органы; в сферах деятельности, где полномочия по управлению имуществом осуществляют государственные органы исполнительной власти. на государственном (национальном) уровне - правительство и на административно-территориальном уровне - соответствующие органы исполнительной власти.

Социальное партнерство направлено на решение следующих основных целей и задач:

  • выработка и реализация согласованной социально-экономической политики и политики в области трудовых отношений;
  • достижение оптимального согласования социально-экономических и социально-трудовых интересов сторон социального партнерства
  • создание эффективного механизма регулирования социально- трудовых и связанных с ними экономических отношений;
  • совершенствование законодательства регулирующего социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения;
  • содействие в обеспечении социальной стабильности и согласия в обществе;
  • предотвращение коллективных трудовых споров и конфликтов в области социально-экономических отношений.

Сторонами социального партнерства являются соответствующие органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления, работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Взаимодействие сторон осуществляется на следующих уровнях:

  • государственный (национальный) уровень;
  • отраслевой (межотраслевой) уровень;
  • административно-территориальный уровень;
  • уровень финансово-промышленной группы и транснациональной корпорации;
  • уровень организации.

Организация социального партнерства на государственном (национальном), отраслевом (межотраслевом), административно-территориальном уровнях, а также на уровне организации осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Социальное партнерство в финансово-промышленных группах и транснациональных корпорациях обеспечивается на основе международных договоров (соглашений) и национального законодательства

Для обеспечения регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, ведения коллективных переговоров (консультаций) и подготовки коллективных договоров и соглашений, их заключения, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии (или иные органы), наделенные необходимыми полномочиями. Комиссии формируются на основе добровольного участия сторон социального партнерства в их деятельности, самостоятельности и независимости при определении персонального состава своих представителей. При наличии у каждой из сторон социального партнерства нескольких представителей в комиссии формируется единый представительный орган соответствующей стороны.

На государственном (национальном) уровне образуются постоянно действующие трехсторонние комиссии по регулированию социально- экономических и социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с национальным законодательством. Членами данных комиссий являются представители правительства, национальных объединений профсоюзов, национальных объединений работодателей.

На административно-территориальном уровне могут создаваться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с национальным законодательством и (или) актами соответствующих административно-территориальных образований.

Отраслевые комиссии по регулированию социально-трудовых отношений могут образовываться на государственном (национальном), межрегиональном, административно-территориальном уровнях. Состав отраслевых комиссий, куда входят представители соответствующих органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления, профсоюзов, работодателей (или профсоюзов и работодателей), формируется сторонами. Деятельность отраслевых комиссий осуществляется в соответствии с национальным законодательством.

На уровне организации образуются двусторонние комиссии по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, разработке и заключению коллективного договора. В состав комиссии входят представители работодателя и работников.

На уровне финансово-промышленной группы и транснациональной корпорации образуются двусторонние (трехсторонние) комиссии (советы) по проведению коллективных переговоров (консультаций), разработке и заключению соглашения в данных хозяйственных объединениях, включая организации, находящиеся за пределами государства. В состав комиссии (совета) входят полномочные представители работодателей и представители работников. В указанные комиссии (советы) могут входить представители органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Стороны по взаимному согласию могут образовывать также комиссии (или иные органы) по другим направлениям социального взаимодействия в области трудовых и социально-экономических отношений.

Права, обязанности и ответственность комиссий (иных органов) регулируются в соответствии с национальным законодательством.

Формы социального партнерства предусмотрены ст. 11 модельного закона.

К ним относятся:

  • коллективные переговоры:
  • заключение коллективных договоров, соглашений, принятие иных актов;
  • взаимные консультации по вопросам проведения социально- экономической политики, политики в области трудовых отношений;
  • участие представителей работников в управлении организацией;
  • участие представителей сторон социального партнерства в подготовке и проведении мероприятий по обеспечению охраны труда и осуществлению контроля за соблюдением национального законодательства о труде;
  • участие представителей работодателей и работников в управлении государственным социальным страхованием;
  • проведение мониторинга по важнейшим направлениям социально-экономической политики;
  • участие представителей сторон в правотворчестве.

Профсоюзы и их объединения, организации работодателей и их объединения вправе обращаться в органы законодательной и исполнительной власти с предложениями по разработке проектов нормативных правовых актов по социально-экономическим и социально-трудовым вопросам. Органы законодательной и исполнительной власти рассматривают предложения сторон и органов социального партнерства при выработке и реализации социально-экономической политики, политики в области трудовых отношений и по совершенствованию национального законодательства.

Стороны социального партнерства вправе осуществлять общественную экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области социально-экономической политики и социально-трудовых отношений. Органы власти рассматривают в соответствии с регламентом разработанные социальными партнерами предложения по проектам законодательных и иных нормативных правовых актов по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам.

Ведение коллективных переговоров (консультации) . Представители органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления, работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах (консультациях). Инициатором коллективных переговоров (консультаций) вправе выступать любая из сторон социального партнерства. Представители сторон, получившие письменное предложение о начале коллективных переговоров (консультаций), обязаны вступить в переговоры не позднее семи календарных дней со дня получения указанного предложения.

Стороны, не вступившие в переговоры в установленные сроки, несут ответственность в соответствии с настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами, а также коллективными договорами и соглашениями. Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров (консультаций) определяются сторонами социального партнерства. Участники коллективных переговоров (консультаций) свободны в выборе вопросов регулирования социально- трудовых и связанных с ними экономических отношений.

По результатам коллективных переговоров (консультаций) могут заключаться (изменяться) соглашения, коллективные договоры, приниматься социальные пакты, меморандумы, протоколы и иные акты.

Урегулирование разногласий . В случае прерывания коллективных переговоров (консультаций) по независящим от сторон причинам составляется протокол, в который вносятся предложения сторон о мерах по устранению этих причин и сроках возобновления переговоров. Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий достигается посредством примирительных процедур, предусмотренных действующим законодательством.

Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах (консультациях) . Лица участвующие в коллективных переговорах (консультациях), подготовке проектов соглашения или коллективного договора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, установленный соглашением сторон, но не более трех месяцев в течение года. Все затраты, связанные с участием в переговорах, компенсируются в порядке, предусмотренном национальным законодательством, иными нормативными правовыми актами, соглашением, коллективным договором. Оплата услуг экспертов, специалистов производится приглашающей стороной, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Представители работников, участвующие в коллективных переговорах (консультациях), в период их ведения не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, влекущего за собой в соответствии с национальным законодательством увольнение с работы.

И в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации регулирует отношения в сфере социального партнерства, а также определяет порядок заключения и действия соглашений.

Статья 1. Понятия и термины, используемые в настоящем Законе

Понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, определенных Трудовым кодексом Российской Федераций.

Статья 2. Правовая основа социального партнерства

Правовую основу социального партнерства составляют Конституция Российской Федерации , Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Республики Северная Осетия-Алания, регулирующие отношения в сфере труда, а также настоящий Закон.

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на работников, организации и объединения организаций профсоюзов (иных представителей работников), работодателей (представителей работодателей), осуществляющих деятельность на территории Республики Северная Осетия-Алания, их объединения (ассоциации), органы государственной власти Республики Северная Осетия-Алания и органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Северная Осетия-Алания.

Статья 4. Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в формах:

· режимы труда и отдыха;

· развитие социального партнерства;

· иные вопросы, определенные сторонами.

Статья 9. Действие соглашения

1. Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

2 Соглашение действует в отношении:

· работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, и работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями;

· работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

· органов исполнительной власти Республики Северная Осетия- Алания и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Северная Осетия-Алания в пределах взятых ими на себя обязательств.

В отношении работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных и муниципальных учреждений в Республике Северная Осетия-Алания и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, соглашение действует также в случае, когда оно заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Северная Осетия-Алания.

3. При одновременном действии нескольких соглашений применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

4. По предложению сторон заключенного на республиканском уровне отраслевого (межотраслевого) соглашения руководитель органа исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

5. По предложению сторон заключенного на территориальном уровне территориального или отраслевого (межотраслевого) соглашения лицо, уполномоченное органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Республике Северная Осетия-Алания, вправе после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в его заключении, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

6. Если работодатели, осуществляющее деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили органу, внесшему это предложение, мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

7. В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению, руководитель органа, направившего предложение о присоединении к соглашению, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения и выработки окончательного решения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

Статья 10. Регистрация соглашения

1. Соглашение в течение семи дней со дня подписания направляется работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в орган исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере труда.

2. Такой же порядок уведомительной регистрации распространяется на изменения и дополнения к соглашению.

Статья 11. Правотворческая инициатива сторон социального партнерства

Стороны социального партнерства вправе обращаться в органы законодательной и исполнительной власти, в органы местного самоуправления в Республике Северная Осетия-Алания с предложениями о разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам.

Статья 12. Контроль за выполнением соглашения

Контроль за выполнением соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, иными органами в соответствии с трудовым законодательством

Статья 13. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава

Республики Северная Осетия-Алания

Т. МАМСУРОВ

Владикавказ

N 40-РЗ

Придавая серьезное значение социальному партнерству законодатель посвятил этому Раздел 2 Трудового кодекса (ТК) Российской Федерации. Социальное партнерство как понятие отсутствует в законодательных актах западных стран. Да и МОТ предпочитает использовать в своих документах иной термин, а именно «социальный диалог». Для такого подхода есть основания, ибо термин «партнерство» несколько скрывает внутреннюю противоречивость взаимоотношений работника и работодателя. Однако российские законодатели считают, что главное не термин, а тот смысл, который в него вкладывается.

Статья 23 ТК впервые в законодательной практике дает определение понятия «социальное партнерства» как системы взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленной на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений . При этом подчеркивается, что «органы государственной власти и органы местного самоуправления являются субъектами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей…».

Согласно ст. 25 ТК, сторонами (субъектами) социального партнерства признаются «работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей…».

В соответствии со ст. 27 социальное партнерство осуществляется в формах:

Коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

Взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

Участия работников, их представителей в управлении организацией;

Участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров. Право работников участвовать в управлении организацией признавалось и КЗоТ РФ (ст. 235. 1), однако широкого практического применения данная норма (особенно в последние 10 лет его существования) не имела.

Проблема участия работников в управлении весьма неоднозначна. С одной стороны, предприниматели считают такое участие посягательством на свои права. С другой стороны, существует тенденция к демократизации управления, которая явственно обнаруживает себя в развитых странах. В Германии, Италии, Франции законодательно установлена обязательность участия (хотя и в разных формах) работников в управлении.


Участие в управлении обычно связывают с собственностью, так как управление – функция собственности. Согласно этому, если работник имеет акции, то он соответствующим образом участвует в управлении.

Собственность не единственное основание для участия в управлении. Работник находится в общем трудовом процессе, и ему не безразлично, как осуществляется этот процесс, каковы его результаты. Кроме того, он в известной мере ответственен за эти результаты, о чем ему не забывают напомнить, когда речь идет об оплате труда.

Более того, на данной основе образуется общность интересов работника и предпринимателя. Эта общность заключается в заинтересованности того и другого в росте производства и его эффективности с тем, чтобы полученный дополнительный эффект разделить между собой.

Управление производственной системой эффективно лишь тогда, когда все ее субъекты заинтересованы в успехе дела. Участие работников в принятии решений, непосредственно их затрагивающих, может привести к росту производительности и к уменьшению противостояния между руководством организацией и ее персоналом.

С учетом сказанного, включение в ТК РФ положений об участии работников, их представителей в управленииор ганизацией представляется актуальным и принципиально важным.

В развитие этих положенийТК устанавливает основы правового статуса социальных партнеров – представителей работников и работодателей. В соответствии со ст. 29 представителями работников в социальном партнерстве являются не только профессиональные союзы и их объединения, но и иные представители, избираемые работниками. При этом согласно ст. 31 «наличие иных представительных органов не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий».

Приведенные положения соответствуют нормам Конвенции МОТ № 135 «О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях» (Женева, 2 июня 1971 г.), согласно которой в качестве представителя работников могут выступать : а) представители профессиональных союзов, а именно представители, назначенные или избранные профессиональными союзами или членами таких профсоюзов; б) выборные представители, а именно представители, свободно избранные работниками предприятия в соответствии с положениями национального законодательства или правил, или коллективных договоров, функции которых не включают деятельности, которая признана в качестве исключительной прерогативы профессиональных союзов в соответствующей стране.

Государство принимает соответствующие меры для того, чтобы поощрять сотрудничество по всем соответствующим вопросам между выборными представителями и заинтересованными профсоюзами и их представителями. Статья 32 ТК РФ налагает на работодателей обязанность «создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с настоящим Кодексом, законами, коллективным договором, соглашениями».

Вторым субъектом социального партнерства являются объединения работодателей. Они выполняют важную роль в жизни общества. Объединяя производителей, организаторов производства, подобные союзы помогают работодателям, имеющим свои, вполне определенные интересы в социально‑трудовой сфере, более четко сформулировать задачи, которые должны решаться путем коллективно‑договорного регулирования, определить позицию предпринимателей как социальных партнеров работников и государства при достижении социальной стабильности и социального мира.

Исходя из этого, в ТК РФ закрепляется, что представителем работодателя на уровне организации является ее руководитель, а для участия в различных формах социального партнерства, охватывающих местный, отраслевой, региональный и национальный уровень, создаются объединения работодателей.

Статья 33 Кодекса определяет объединение работодателей как «некоммерческую организацию, объединяющую на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления».

Кодекс предусматривает также (ст. 34), что «представлять работодателей – государственные и муниципальные предприятия, а также организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателем». При этом устанавливается, что при осуществлении социального партнерства они обладают правами, равными с правами объединений работодателей. Подобное дополнение представляется своевременным, поскольку органы, финансирующие государственные и муниципальные предприятия, могут иметь собственные интересы и должны быть полноправными участниками процессов социального партнерства.

Глава б ТК РФ «Коллективные переговоры» создавалась с учетом опыта применения Федерального закона от 11 марта 1992 г. № 2490‑1 «О коллективных договорах и соглашениях», обобщения судебной практики, что позволило устранить многие пробелы, противоречия и неточности действующего законодательства. Так, ст. 37 ТК РФ, определяющая порядок ведения коллективных переговоров, в отличие от ранее действовавшего законодательства, предусматривает, что «при наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций ими создается единый представительный орган для ведения переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и его заключения. Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации». Если такой орган не создан в течение 5 дней с момента начала коллективных переговоров, представительство интересов всех работников организации осуществляет профсоюзная организация, объединяющая более половины работников. В случае если ни одна из профсоюзных организаций не объединяет более половины работников, общее собрание (конференция) тайным голосованием определяет профсоюзную организацию, которой поручается проведение коллективных переговоров для подготовки и заключения коллективного договора.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам, их объединениям. При наличии на этих уровнях нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе органа по ведению переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности между ними о создании единого органа для коллективных переговоров, право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

В организации может быть заключен только один, удовлетворяющий всехработников коллективный договор, а не несколько, что было возможно ранее. Данное положение является крайне важным, так как содействует сплоченности работников, выявлению у них общих интересов, обеспечивает реальное равенство всех работающих в организации. Такое положение важно и для представителей работников – профессиональных союзов, которые также должны теперь находить общие проблемы и избирать общие методы их решения, объединяться в целях представительства и защиты интересов работников, а не конфликтовать, как это нередко имело место ранее.

Наличие единого представительного органа позволяет учесть интересы всех работников, в том числе и не являющихся членами профсоюза, которые не имеют представительного органа или интересы которых представляют непрофсоюзные представители.

В соответствии с Кодексом (ст. 39) лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.

ТК РФ устанавливает, что все затраты, связанные с участием в переговорах, компенсируются в порядке, предусмотренном законодательством, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Ранее законодательство относило затраты на оплату труда приглашенных по договоренности сторон экспертов и посредников на органы исполнительной власти и местного самоуправления, работодателей, их объединения, иные уполномоченные работодателями органы. Теперь в Кодексе избран более правильный подход к данной проблеме, так как каждая сторона, обеспечивая участие в переговорах различного рода экспертов и специалистов, должна нести соответствующие затраты.

Согласно ранее действующему законодательству представители профсоюзов, их объединений, органов общественной самодеятельности, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могли быть без предварительного согласия, уполномочившего их на представительство органа, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемещены или уволены по инициативе администрации. Кодекс вносит в данное положение корректировку и предоставляет работодателю возможность увольнения таких лиц за совершение дисциплинарного проступка.

Также ТК РФ более четко по сравнению с ранее действовавшим законодательством определяет понятие «коллективный договор». Согласно ст. 40 ТК, коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально‑трудовые отношения в организации и заключаемый работодателем и работниками в лице их представителей.

Статья 42 Кодекса устанавливает, что порядок разработки проекта и заключения коллективного договора определяются сторонами. В таком же порядке производятся изменение и дополнение коллективного договора. Включение в Кодекс данной нормы требует от работников и, особенно от их представителей – профессиональных союзов взвешенного и грамотного подхода к решению указанных вопросов, так как отсутствие тех или иных положений в коллективном договоре может быть только на руку работодателю, который, прежде всего, преследует соблюдение собственных интересов. Такой подход позволяет бороться с явлениями так называемого социального иждивенчества работников, корни которого – в некоторой избыточной защищенности трудовых прав работников, сложившейся еще в советское время.

Существенно, по сравнению с ранее действовавшим законодательством, изменилось определение понятия «соглашение». Теперь, в соответствии со ст. 45 Кодекса, соглашение есть правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально‑трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, отраслевом, региональном и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

При сложившейся социально‑экономической ситуации, многообразии организационно‑правовых форм работодателей, неоднородности самих организаций, существующего довольно значительного разрыва уровней жизни в различных регионах, неоднородности занятости населения, темпов социально‑экономического развития достаточно сложно на федеральном, отраслевом, региональном и территориальном уровнях спрогнозировать и заложить в подобные соглашения реально выполнимые регулятивные нормы, равно приемлемые для всех работников (и их представителей), работодателей (и их представителей) и органов государственной власти и местного самоуправления.

Статья 45 Кодекса также предусматривает, что в соглашении, независимо от уровня, могут решаться вопросы оплаты труда, условий и охраны труда, режимов труда и отдыха, развития социального партнерства, другие вопросы, определенные сторонами. В отличие от ранее действовавшего законодательства, сторонам предоставляется право определять содержание и структуру соглашения по договоренности представителей сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.

ТК ограничивает право немногочисленных профессиональных союзов самостоятельно участвовать в переговорах по заключению соглашений. Такой подход представляется вполне оправданным, так как у всех профессиональных союзов, как традиционных, так и радикальных, есть одна, объединяющая их, цель: представительство и защита интересов членов. Именно осуществление представительства и защиты работников должно стимулировать различные профессиональные союзы объединиться для выработки взаимоприемлемого проекта соглашения любого уровня и делегировать своих представителей в единый представительный орган для разработки и заключения соглашения.

Статья 48 Кодекса, регламентирующая действие соглашения, содержит ряд важных положений, не закрепленных ранее действовавшим законодательством. Так, предусматривается, что действие соглашений распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить его от их имени, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.

Предлагаемая норма содержит дополнительные гарантии для работников немногочисленных профсоюзов присоединиться к действию соглашения в том случае, если по каким‑то причинам данный профессиональный союз не смог выделить своего представителя для участия в работе органа по ведению переговоров.

Статья 48 Кодекса устанавливает, что соглашение распространяется на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением.

Работодатель, желающий вступить в объединение работодателей, должен представлять себе, что он не только получает возможность решить свои конкретные задачи через подобное объединение, но и принимает на себя обязанность выполнять нормы, предусмотренные соглашением, заключенным данным объединением работодателей.

Глава 9 Кодекса впервые устанавливает ответственность обеих сторон социального партнерства, т. е. работников (их представителей) и работодателей (их представителей). Ответственность в виде применения штрафных санкций устанавливается за уклонение от участия в коллективных переговорах, за непредставление информации, необходимой для коллективно‑договорного регулирования и за невыполнение обязательства по коллективному договору и соглашению.

Таким образом, социальное партнерство – не только средство политической и экономической стабилизации, но и механизм эволюционных изменений в обществе. Оно цивилизованно решает проблему адаптации системы «организованного плюрализма интересов» к постоянно меняющимся реалиям. В экстремальных ситуациях система партнерских социально‑трудовых отношений успешно работает на основе целостной общественно признанной социально‑экономической политики государства.

Контрольные вопросы

1. Цель социального партнерства.

2. Дайте определение социального партнерства по действующему законодательству.

3. Субъекты социального партнерства.

4. Основные принципы социального партнерства.

5. Классификация типов социального партнерства существующих в мире.

6. Формы социального партнерства.

7. Кто может выступать в качестве представителей работников, согласно Конвенции МОТ?

8. В каких случаях создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров?

9. Если единый представительный орган для ведения коллективных переговоров не создан в установленные законом сроки, то кто представляет интересы работников?

10. Сколько может быть заключено коллективных договоров в организации?

11. На какой срок могут быть освобождены от основной работы с сохранением среднего заработка лица, участвующие в коллективных переговорах?

12. Каково законодательное определение понятия «коллективный договор»?

13. За что предусмотрена ответственность сторон социального партнерства в виде штрафных санкций?

Литература

1. Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490‑1 «О коллективных договорах и соглашениях» (с изм. и доп.) // ВВС РФ. 1992. № 17. Ст. 890.

2. Колесников Н. Е. Социально‑трудовые отношения: современные проблемы теории и практики. СПб., 1993.

3. Комментарий к Трудовому кодексу РФ. М., 2002.

4. Конвенция МОТ № 135 «О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях» (Женева, 2 июня 1971 г.) // Библиотечка РГ. 1999. Выпуск № 22–23.

5. Михеев ВЛ. Политика социального партнерства. М., 1999.

6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197‑ФЗ, СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 3.

7. Холостова Е. И. Социальная политика: Учеб. пособие. М., 2001.