Когда банк сообщит о вас в Росфинмониторинг: под подозрением даже вклады ИП. V

Как коммерческие банки следят за деятельностью своих клиентов с целью обнаружения подозрительных операций и предотвращения деятельности обнальных контор.

Начнем с Федерального закона от 28.06.2013 №134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», которым в том числе были внесены изменения в закон № 115-ФЗ и по этому закону организовать слежку поручено не только коммерческим банкам. Теперь за отмыванием денежных средств, полученных преступным путем, должны следить и организации, поименованные в ст. 5 Закона №115-ФЗ.

Давайте посмотрим, кто входит в этот список.

Ст. 5 Закона №115-ФЗ (в частности):

  • кредитные организации;
  • страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций);
  • лизинговые компании;
  • организации федеральной почтовой связи;
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • операторы по приему платежей;
  • микрофинансовые организации и т.д.
Эти компании обязаны предоставлять информацию в Росфинмониторинг по сотням критериев. Мы посмотрим только коммерческие банки.

Какую информацию передают банки

Кроме письма ЦБ РФ №236-Т есть еще один очень интересный документ - положение Банка России от 29.08.2008 № 321-П (приложение 8).

В приложении №8 представлено 28 критериев, по которым банкиры должны передавать информацию в Росфинмониторинг. Но это еще ничего. Я хочу обратить ваше внимание на главный документ: положение Банка России от 02.03.2012 № 375-П (вступило в действие с 16.06.2013 г.).

Тот документ, который я сейчас вам покажу, в течение 2012-2013 года обкатывался в системе коммерческих банков для внутренних целей, и начиная с середины 2013 года, его запустили для внешнего применения. Коммерческие банки по всем этим критериям начали передавать информацию в Росфинмониторинг.

Какую же информацию банки обязаны передавать в Росфинмониторинг?

Здесь вещи настолько важные, что лучше их увидеть, дабы понимать, что это не выдумки, а нормативные акты, которые стали особенно актуальными в 2016-2017 годах и дальше. Итак, давайте посмотрим документ.

В табличках ниже извлечения из приложения к этому документу. Признаков 121! Только в этом документе. А еще есть большое количество других признаков.

Конечно, в рамках нашего сегодняшнего материала мы посмотрим только некоторые из признаков.

Признаки, указывающие на необычный характер сделки

Признаки 1101 и 1102: интересно, кто в коммерческом банке уполномочен это оценивать и по каким критериям?

Или признак 1106.

Я хочу его прокомментировать. В настоящее время коммерческий банк имеет право потребовать от налогоплательщика абсолютно любую информацию, любые документы в любое время. Больше не существует никаких ограничений для коммерческих банков.

Банк может запросить: все договора, любую отчетность, аналитические справки, стратегические планы и вообще все, что угодно. Если налогоплательщик не предоставит запрошенную информацию, банк имеет право заблокировать расчетные счета и расторгнуть договор банковского обслуживания. Это относится как к юридическим, так и к физическим лицам.

Или, давайте посмотрим признак 1107, мне он очень "нравится".

То есть получается, клиент должен сказать банкирам примерно следующее: «Господа, мы совершенно не озабочены вопросами конфиденциальности! Вы имейте ввиду, что всю информацию по сделке вы можете раскрывать любому интересующемуся лицу!»

Или признак 1109.

А кто это решает, что инструкции сложные?

Или вот этот признак удивительный - 1110.

То есть, мы, приходя в банк, должны говорить примерно так: «Господа банкиры! Да не торопитесь. Ну, сделаете Вы платеж завтра-послезавтра, хорошо! Нет, ну и не надо. Мы особенно не торопимся. Сделаете через месяц или год»

Вы знаете, я, когда это читала, то у меня было ощущение, что я попала в какое-то зазеркалье. Этим документом можно «восхищаться» до бесконечности, посмотрите его на досуге.

Вот посмотрите - пункт 1402. Что не пункт, то «шедевр». Или пункт 1407. Я понимаю, что опасно снимать деньги. Но тут речь идет о том, что опасно теперь и вносить деньги на счет. Или пункт 1410.

14 Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, при проведении операций с денежными средствами в наличной форме и переводов денежных средств
1402 Зачисление в течение небольшого периода крупных сумм денежных средств на счет клиента - юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, операции по которому не производились в течение более трех последних месяцев или были незначительными в этот период по сравнению с обычной деятельностью такого клиента, с последующим снятием клиентом денежных средств в наличной форме либо их переводом на счет в другую кредитную организацию в течение одного или нескольких дней
1407 Существенное увеличение доли наличных денежных средств, вносимых на счет клиентом - юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица, по сравнению с обычной практикой использования им своего счета
1410 Существенное увеличение доли наличных денежных средств, снимаемых клиентом - юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица со своего счета, по сравнению с обычной практикой использования им своего счета.

Под подозрением даже вклады

А теперь, внимание! Летом 2016 года ЦБ РФ вносит поправки в данное положение - Указание ЦБ РФ от 28.07.2016 № 4087-У.

Для начала некоторые цитаты из этого замечательного документа, направленного на борьбу с обналом. В этом указании речь идет не только про борьбу с обналичкой. Затягивается удавка на шее и обычных бизнесменов.

Речь идет о том, что Центробанк дал указания каждому коммерческому банку более внимательно смотреть операции, которые теперь дополнительно будут считаться подозрительными. Что же у нас теперь будет считаться «дополнительно подозрительным»?

Признак 1419.

1419 Зачисление денежных средств на банковский счет клиента, осуществляющего розничную торговлю товарами, в том числе посредством организации торговой сети, за наличный расчет (в частности, продовольственными товарами, строительными материалами, автомобилями, легкими автотранспортными средствами), по основаниям, не предполагающим уплату налога на добавленную стоимость (в частности, агентские договоры, договоры об оказании услуг, договоры займа, уступки прав требования), при условии, что наличные деньги от торговой деятельности на банковский счет такого клиента не вносятся либо вносятся в незначительном объеме

То есть если вы продаете автомобили, стройматериалы или что-то другое из этого списка по агентским схемам, и при этом агентами являются, например, компании на спецрежимах или ИП, которым Центробанком официально разрешено не инкассировать выручку в банк, если оборот до 800 млн. рублей в год, то теперь эти операции будут считаться подозрительными.

И коммерческий банк, увидев подобные операции, имеет право без объяснения причин расторгнуть договор банковского обслуживания, блокировать расчетные счета. Или, если у ИП есть банковская карта, то заблокировать и ее.

Но это еще не все. Признак 1420. Также теперь к подозрительным операциям относятся…

1420 Снятие клиентом - юридическим лицом (его обособленным подразделением), не являющимся кредитной организацией, и клиентом - индивидуальным предпринимателем денежных средств в наличной форме с банковского счета (банковского вклада!!!) (за исключением снятия денежных средств в наличной форме на оплату труда и компенсаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, на выплату пенсий, стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также на оплату канцелярских и других хозяйственных расходов, кроме приобретения горюче-смазочных материалов и сельскохозяйственных продуктов)
(введено Указанием Банка России от 28.07.2016 N 4087-У)

Или БАНКОВСКОГО ВКЛАДА! То есть получается, что, если ИП открывает банковский вклад, потом снимает деньги и говорит: «Я хочу потратить его на отпуск», то банкиры могут сказать: «Нет, ты не можешь его потратить так! Потому что ты имеешь право снимать деньги только на оплату труда или компенсаций, а также стипендий и пособий для других обязательных социальных выплат, предусмотренных законодательством или на оплату канцелярских или других хозяйственных расходов. Так написано в документе!».

А вот ГСМ, как упоминается здесь, уже нельзя покупать за наличные. Точнее, можно снимать наличные, только это теперь относится к разряду «подозрительных банковских операций». И коммерческий банк имеет право без объяснения причин, заблокировать всю деятельность этого бедолаги-ИП или юридического лица.

И это не все… Из этого документа я вам прочитала только две цитаты, а там сотни операций являются «подозрительными», вся страна под подозрением. Каждый вздох и шаг под подозрением…

Банк «Орион»в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, выявил беспроцентный заем между директором ПАО «Спектр» и обществом на сумму 500 тыс. рублей. Банк не сообщил об этом договоре в Росфинмониторинг, посчитав, что...

16 Октября 2018, 20:54, вопрос №2136557 Иван, г. Санкт-Петербург

Регистрация в Росфинмониторинге

Агентство недвижимости, использующее упрощенную систему налогообложения, обязательно должно быть зарегистрировано в Росфинмониторинге? Какая отчетность в этом случае должна представляться и в какие сроки?

26 Сентября 2018, 17:08, вопрос №2116966 Владимир, г. Санкт-Петербург

400 стоимость
вопроса

вопрос решен

Должны ли аентства недвижимости отчитываться в росфинмониторинг по договору поиска покупателя

Добрый день! Подскажите пожалуйста, должно ли отчитываться агентство по продаже недвижимости в росфинмониторинг, если заключается договор по поиску покупателя. Далее уже покупатель заключает договор с собственником самостоятельно. Спасибо.

389 стоимость
вопроса

вопрос решен

Как подать административный иск на федеральную службу по финансовому мониторингу?

Росфинмониторинг должен исключить меня из списка российских экстремистов,всвязи с досрочным погашением судимости по ст. 282 ч 1. Копию постановления вместе с заявлением подала лично,в росфинмониторинг,сказали в течении 10 дней ждать ответа,указала...

Должна ли становиться на учет в Росфинмониторинге организация, занимающаяся производством и продажей ювелирных изделий?

Добрый день. Должна ли становиться на учет в Росфинмониторинге организация, занимающаяся производством и продажей ювелирных изделий? На сайте мониторинга указан следующий список: лизинговые компании операторы по приему платежей...

400 стоимость
вопроса

вопрос решен

Каков порядок предоставления отчетности МФО в Росфинмониторинг?

Мы открыли МФО ровно год назад, но еще не предоставили ни одной отчетности в росфинмониторинг! Как быть? с чего начать?

Не встали на учет в Росфинмониторинг

Добрый день, меня зовут Константин. В июне 2016 года я открыл ИП (агентство недвижимости). По незнанию на учет в Росфинмониторинг я не стал. В данный момент мной проведено несколько сделок, свыше 3000000 о которых я естественно не отчитывался....

20 Ноября 2016, 15:02, вопрос №1447133 Константин, г. Калининград

400 стоимость
вопроса

вопрос решен

Как выйти из списка экстремистов Росфинмониторинга после погашения судимости?

Здравствуйте! Мой сын был осужден год назад по 282 статье за репост в контакте и приговорен к штрафу 100000р. Штраф оплатили вовремя. Судимость по сроку должна быть погашена. Что именно нужно сделать ему для того, чтобы быть исключенным из списка...

Допустимо ли применение УСН по выбранным ОКВЭДам?

Добрый вечер. Подскажите, пожалуйста, можно ли УСН применять по ОКВЭДам 67.13.1 и 67.20? Нужно ли при данных ОКВЭДах вставать на учет в Росфинмониторинге? Спасибо за быстрый ответ.

29 Октября 2015, 17:35, вопрос №1023648 Анастасия, г. Новороссийск

Росфинмониторинг учет

Можно ли у вас заказать услугу по постановке на учет в росфинмониторинге, т. Е. Подготовка документов. Заявление.карту. разработка правила внутреннено контроля..в общем все доки чтоб встать на учет. Деятельность-ломбардная! И сколько будет стоить...

06 Марта 2015, 01:04, вопрос №752541 мадина, г. Нижний Новгород

Росфинмониторинг где найти информацию для работы

Сертификат получила. Дальнейшие шаги по финмониторингу. какая документация или лучше на каком сайте могу узнать подробности о финмониторинге.Спасибо

80. Заявитель вправе обжаловать решения, принятые в ходе предоставления государственной услуги (на любом этапе), действия (бездействие) должностных лиц Росфинмониторинга в досудебном и судебном порядке. Жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке направляется на имя директора Росфинмониторинга.

Рассмотрение жалоб в Росфинмониторинге осуществляется в соответствии с Правилами подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. N 840 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 35, ст. 4829).

81. Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

Нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;

Нарушение срока предоставления государственной услуги;

Требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;

Отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления услуги, у заявителя;

Отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и настоящим Регламентом;

Затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Отказ Росфинмониторинга, должностного лица Росфинмониторинга в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

82. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования действий (бездействий) должностных лиц Росфинмониторинга, ответственных за предоставление государственной услуги, является подача заявителем жалобы.

83. Жалоба должна содержать:

Наименование органа, предоставляющего государственную услугу (Росфинмониторинг), должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу (Росфинмониторинга), либо государственного служащего, решение и действия (бездействие) которых обжалуются;

Фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

Сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Росфинмониторинга, должностного лица Росфинмониторинга;

Доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Росфинмониторинга, должностного лица Росфинмониторинга.

84. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

85. В досудебном порядке заявитель имеет право обратиться с жалобой в письменной форме по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", официального сайта Росфинмониторинга, единого портала государственных и муниципальных услуг, а также жалоба может быть принята при личном приеме заявителя.

86. При обращении заявителя с жалобой в письменной форме или в форме электронного документа срок ее рассмотрения не должен превышать пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа Росфинмониторинга, должностного лица Росфинмониторинга в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи, при которых срок рассмотрения жалобы может быть сокращен.

87. По результатам рассмотрения жалобы Росфинмониторинг принимает одно из следующих решений:

Удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Росфинмониторингом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в иных формах;

Отказывает в удовлетворении жалобы.

88. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 86 Регламента, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

89. В случае установления в ходе или по результатам жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

90. Порядок подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и его должностных лиц устанавливается Правительством Российской Федерации.

91. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

92. Ответ на жалобу не дается в следующих случаях:

В письменной жалобе не указаны: фамилия гражданина, направившего обращение, его почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;

В жалобе содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем. Жалоба подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией (в том числе, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ);

Текст письменной жалобы не поддается прочтению, оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщается гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;

Ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Гражданину, направившему жалобу, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений;

Жалоба, в которой обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему жалобу, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения;

При получении письменной жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи. Жалоба может быть оставлена без ответа по существу поставленных в нем вопросов с одновременным уведомлением гражданина, направившего жалобу, о недопустимости злоупотребления правом;

В письменной жалобе гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства. Может быть принято решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и более ранние жалобы направлялись в Росфинмониторинг или одному и тому же должностному лицу, с уведомлением о данном решении гражданина, направившего жалобу.