Расторжение по соглашению сторон фз 223. Односторонний отказ от исполнения контракта

Большое спасибо, Михаил, все сделали оперативно а главное понятно для меня... Так как мы с вами нашли общий язык. хотелось бы в дальнейшем так же продолжить связь именно с вами. Надеюсь на плодотворное сотрудничество.

Олеся Михайловна - генеральный директор ООО "ВКС"

От имени предприятия ГУП "Севастопольское авиационное предприятие" выражаем благодарность за профессионализм и оперативность вашей компании! Желаем вашей компании дальнейшего процветания!

Гуськова Лилия Ивановна - менеджер. ГУП "САП"

Спасибо вам, Михаил, большое за помощь в оформлении. Очень квалифицированный сотрудник +5!

Надия Шамильевна - предприниматель ИП Аношкина

От лица компании "АКБ-Авто" и от себя лично выражаю Вам и всем сотрудникам вашей компании благодарность за продуктивную и качественную работу, чуткое отношение к требованиям клиента и оперативность в исполнении заказываемых работ.

Насибуллина Альфира - Старший менеджер "АКБ-Авто"

Хочу поблагодарить консультанта Михаила за отличную работу, своевременные и полные консультации. Очень внимателен к проблемам клиента и вопросам, оперативное решение самых казалось бы для меня сложных ситуаций. Очень приятно работать с Михаилом!!! Теперь своим клиентам и знакомым буду рекомендовать Вашу компанию. Да и консультанты в тех.поддержке тоже очень вежливы, внимательны, помогли справится со сложной установкой ключа. Спасибо!!!

Ольга Севостьянова.

Приобретение ключа оказалось очень лёгким и, даже, приятным. Огромная благодарность за содействие менеджеру Михаилу. Объясняет сложные и массивные для понимания вещи ёмко, но очень понятно. К тому же я позвонил на горячую бесплатную линию и в режиме он-лайн, вместе с Михаилом оставил заявку. Мне изготовили ключ через 2 рабочих дня. В общем, рекомендую если экономите своё время, но в тоже время хотите иметь понимание - что покупаете и за что платите. Спасибо.

Левицкий Александр Константинович г. Самара

Личная благодарность консультанту Михаилу Владимировичу за оперативную консультацию и работу по ускоренному получению сертификата ЭП. В ходе предварительной консультации подбирается оптимальный набор индивидуальных услуг. Конечный результат получен незамедлительно.

Стоянова Н.Л. - главный бухгалтер ООО "СИТЕКРИМ"

Спасибо за оперативную работу и компетентную помощь! Консультацией остался очень доволен!

Дмитрий Фомин

ООО "Эксперт Система" благодарит за оперативную работу консультанта Михаила! Желаем Вашей компании роста и процветания!

Суханова М.С. - Оценщик ООО "Эксперт Система", г. Волгоград

Спасибо консультанту, представившемуся Михаилом, за оперативность в работе с клиентами.

Пономарев Степан Геннадьевич

Большое спасибо консультанту Михаилу, за оказанную помощь в получении ЭЦП. За оперативную работу и консультирование по вопросам возникающим в процессе оформления.

Леонид Некрасов

Компания в лице консультанта Михаила делает невозможное! Ускорение аккредитации менее чем за 1 час! Оплата по факту оказания услуги. Думал, такого не бывает. С полной ответственностью могу советовать связываться с Центром выдачи электронных подписей.


31.03.2016


Сегодня будут рассмотрены нюансы последних изменений законодательства и изменений в порядке работы ЕИС в 1 квартале 2016 года. То есть речь пойдет обо всех поправках без исключения.

Ввод в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок и официального сайта единой информационной системы в сфере закупок. Правовые последствия ввода в эксплуатацию ЕИС

С 1 января 2016 введена в эксплуатацию Единая информационная система закупок, так называемая ЕИС. Здесь важно влияние 223-ФЗ. Какое это имеет значение? На что она похожа?

Большинство специалистов по 44-ФЗ и 223-ФЗ ошибочно думают, что ЕИС похожа на старый сайт госзакупок и для них ничего не изменилось. Действительно, интерфейс похож на старый сайт госзакупок, добавилось лишь несколько новых кнопок. Но важно то, что с технической точки зрения, действительно, все осталось как прежде, но наступили не очень хорошие юридические последствия для специалистов в сфере госзакупок.

Главное последствие: Становится возможным применение составов Кодекса РФ об административных правонарушениях и наложение штрафов на специалистов в сфере закупок за неразмещение (нарушение сроков размещения) информации о закупке в рамках Закона № 223-ФЗ о закупках.

С 01 января 2016 года возможно наложение штрафов по ч. 4-6 статьи 7.32.3 КоАП РФ .

Введены в действие 14 составов административных правонарушений в рамках 223-ФЗ. Соответственно, неразмещение информации, особенно если нарушены сроки договора, то есть угроза привлечения к административной ответственности. Министерство экономического развития Российской федерации и Центральный аппарат Федеральной антимонопольной службы создали определенные проблемы. Они забыли написать в статье 7.32.3 КоАП РФ примечание, которое имеется в рамках 44-ФЗ: “До ввода в эксплуатацию Единой информационной системы закупок заказчики несут административную ответственность за неразмещение информации о закупках на неофициальном сайте”. Такая поправка есть в статье 7.30 КоАП РФ 44-ФЗ. В 223-ФЗ этого примечания нет. Соответственно, в конце 2015 года было несколько судебных дел, где заказчика наказывали за неразмещение информации о договорах, ежемесячной отчетности. Заказчики ссылались на это обстоятельство, успешно отстаивали свою позицию, поскольку ответственность наступает за неразмещение информации в Единой информационной системе. Здесь наказания не было, так как отсутствовал состав. А с 1 января 2016 года все основания для административной ответственности появились, так как ЕИС введена в эксплуатацию.

Ситуация была в Республике Карелия, была опубликована статья, которую прочитал Центральный аппарат Федеральной антимонопольной службы и Минэкономразвития РФ. Суд пересмотрел дело и признал ошибочным решение Арбитражного суда Республики Карелия. Заказчика освободили от административной ответственности несмотря на малую значимость.

ДЕЛО № А41-86743/2015: решение арбитражного суда Московской области от 25.12.2015 г.

Вместе с тем, частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ , по которой общество привлечено к административной ответственности, конкретизировано, что административная ответственность по ней наступает не просто за нарушение сроков размещения информации о закупке товаров, работ, услуг в сети Интернет, а именно в единой информационной системе в сфере закупок .

В данном случае также состав административного правонарушения имел бы место быть только после введения в эксплуатацию ЕИС. Необходимо запомнить это дело, если заказчиков будут привлекать к ответственности за неразмещение информации о договорах за 2015 год. Можно использовать данную правовую позицию для защиты своих интересов. Нет примечания к статье 7.32.3 КоАП РФ, а также если компания будет привлекаться к административной ответственности за 2015 год по решению антимонопольного органа, необходимо ссылаться на Постановление Правительства РФ №26 от 23 января 2015 года. Оно устанавливает сроки ввода в эксплуатацию ЕИС. Также нужно ссылаться на Приказ Федерального казначейства №354 от 22 декабря 2015 года, который также освещает дату ввода в эксплуатацию ЕИС.

Таким образом, состава правонарушения по этим документам нет. Для заказчиков по 44-ФЗ такой оговорки нет. Безусловно, если информация не будет размещена после 1 января 2016 года, то административной ответственности избежать не удастся.

Изменения в порядке заключения договоров и планирования закупок товаров, работ, услуг, касающиеся заказчиков в рамках Закона № 223-ФЗ о закупках

Что это означает?

Договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг заключаются заказчиком в соответствии с планом закупки, размещенным в единой информационной системе (если информация о таких закупках подлежит размещению в единой информационной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом) - см. ч. 5.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ о закупках.

ВНИМАНИЕ!

ЕИС не даст зарегистрировать договор, подлежащий обязательному размещению в ЕИС, если он не включён в структурированный план закупки. Другими словами, с начала января действует 5.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. Любой договор свыше 100 000 рублей или 500 000 рублей (для разных типов заказчиков), который подлежит размещению в ЕИС, содержащие государственную тайну или в отношении которых принято решение Правительством РФ об ограничении размещения информации в ЕИС, — эти закупки не могу размещаться с 1 января 2016 без дополнительного включения в годовой план закупки. В этой части закона есть только несколько исключений, и все они относятся к случаям возникновения потребности в закупке вследствие:

Если говорить проще, то если имеется договор свыше 100 000 рублей, то для его подписания необходимо включение в структурированный план закупки в ЕИС. Таких договоров, как правило, множество. Каждый специалист по закупкам знает о том, что делать в ситуации, когда был заключен договор, к примеру, на поставку. В 223-ФЗ есть так называемая “машина времени”, ведь по 44-ФЗ информация вносится не сразу, а в течение 10 календарных дней. А если такой договор был принесен сегодня? Что мешает поставить дату этого договора в течение 10 дней, ведь вы приняли решение о внесения изменений в план закупки? В этом случае работать по 223-ФЗ легче, ведь там нет этого 10-дневного срока, как в законе 44-ФЗ. Изменения по закону вносятся в течение 10 календарных дней со дня принятия решения об изменениях заказчиком.

К примеру, договор получен 31 марта. Сегодня можно внести изменения в план? Без проблем. Какой еще можно поставить число на договоре? Максимальная дата — 21 марта. Это значит, что если сегодня вносятся изменения в план закупки, то договор может быть по меньшей мере от 21 марта. А договоры свыше 100 000 рублей не могут быть зарегистрированы без принятия такого решения и изменения в плане закупки. Это ограничение закона можно обойти таким нехитрым способом. Такая “машина времени” действует только в течение 10 календарных дней. Сроки размещения о закупке у единственного поставщика можно не прописывать в Положении о закупках.

Изменения в порядке работы с Реестром договоров по 223-ФЗ

О чем идет речь?

С 01.01.2016 г. вступили в силу подпункты "ж", "з", "л" и "м" пункта 2 Правил , утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2014 г. N 1132

Эти изменения уже реализованы в функционале офсайта ЕИС.

Со 02.01.2016 г. вступил в силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27.11.2015 N 183н «О внесении изменений в Порядок формирования информации и документов, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 173н»

Со 02.04.2016 г. вступит в силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2015 N 226н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 173н" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.03.2016 N 41454)

Суть изменений состоит в работе с Реестром договоров: с начала 2016 года есть обязанность вывешивать сканы договоров, сканы изменений договоров, а также сканы документов об исполнении договоров и сканы соглашений о расторжении договоров по 223-ФЗ. До 1 января 2016 года заказчик имел право не публиковать эти документы на официальном сайте Единой информационной системы. Это не означает, что такая обязанность была раньше установлена законом.

Следующее изменение: порядок предоставления изменений в Реестр договоров. С 1 янвря 2016 при формировании о сроке (периоде) исполнения договора можно указывать сведения о:

  • дате начала исполнения договора в виде условия
    Что обычно пишется при регистрации договора? Дата его начала и окончания его действия.
  • Теперь можно указывать условие окончания исполнения договора
  • Указывается не конкретная дата, а пишется текст: “договор вступает в силу в течение трех дней с даты его подписания” или “действует 30 календарных дней с даты его подписания”. Данная поправка направлена на усовершенствование работы с заказчиками по 223-ФЗ.

    Следующее изменение, которое было внесено в Приказ Министерства финансов РФ:

  1. реквизиты документа(ов) о приемке товаров, работ, услуг, предусмотренных договором (при наличии) , а также определяющего(их) ненадлежащее исполнение договора или неисполнение договора (при наличии)
  2. Теперь не обязательно при предоставлении информации о договоре указывать реквизиты договора о приемке. Они указываются только при наличии таких реквизитов.

    При формировании информации, касающейся результатов исполнения договора, в том числе оплаты договора, теперь заказчиком указываются:

  3. Количество поставленного товара, объем выполненной работы или оказанной услуги, предусмотренные договором, в соответствии с документом(ами) о приемке товаров, работ, услуг, предусмотренных договором (при наличии) , а также определяющим(ими) ненадлежащее исполнение договора или неисполнение договора (при наличии) .
  4. Дата документа, являющегося основанием и результатом приемки товаров, работ, услуг, предусмотренных договором (при наличии).
  5. Как обычно прописывается срок исполнения обязательств по договору? “Договор действует до полного исполнения обязательств сторонами”. Чтобы облегчить процесс внесения информации в реестр, многие заказчики пишут так: “Договор действует до 31 января 2017 года, по наступлении этой даты все обязательства по этому договору прекращаются”. Можно писать и так. Сейчас учитывается эта практика различных госкомпаний.

  6. Легализована возможность пролонгации (продления срока действия) договоров в реестре договоров без заполнения новых первичных сведений о договоре.
  7. Это самое важное изменение, на которое следует обратить внимание. К примеру, договор был заключен на год. В договоре есть условие пролонгации. Предоставлена информация, договор зарегистрирован, предоставлен скан этого договора.

    При пролонгации договора нужно предоставлять новый договор? С точки зрения тех правил, которые были раньше, нужно было сканировать тот же самый договор, создавать карточку договора и так далее. Сейчас можно продлить любой договор, в котором предусмотрено условие о его пролонгации, и не предоставлять сканы первичных документов, которые требуются при регистрации. Технически эта возможность не реализована в Единой информационной системе.

  8. Скорректирован порядок указания информации о месте нахождения (месте жительства) поставщика (подрядчика, исполнителя) по договору, а также легализовано использование классификаторов ОКПД2, ОКВЭД2, ОКМТО при ведении реестра договоров.

Изменения при подготовке проектов договоров, заключаемых автономными учреждениями в рамках 223-ФЗ

С 15 февраля 2016 года в рамках Закона № 223-ФЗ о закупках (для заказчиков) автономные учреждения обязаны включать в проекты заключаемых договоров условие о возможности изменения по соглашению сторон размера и (или) сроков оплаты и (или) объема товаров, работ, услуг в случае уменьшения получателю бюджетных средств, предоставляющему субсидии, ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии.

Эта императивная норма закона, которая касается только автономных учреждений в рамках 223-ФЗ. Для экономии средств учреждения необходимо в свой проект договора переписать из статьи 78.1 пункта 5 Бюджетного кодекса Российской федерации.

Бюджетных учреждений эта поправка касаться не может, так как бюджетный учреждения, которые работают в рамках 223-ФЗ, расходуют средства не по субсидии, а из внебюджета.

Изменения в порядок урегулирования и разрешения споров при заключении, изменении и расторжении договоров

С 1 июня 2016 года вводится обязательный досудебный порядок урегулирования любых споров по договорам — обратиться в арбитражный суд можно будет только по истечении 30 календарных дней со дня направления претензии другой стороне спора, если иной срок не установлен договором .

Претензия поставщику направляется только в том случае, если это предусмотрено договором. Претензионный порядок по умолчанию является добровольным (факультативным). Если это не предусмотрено законом или договором, не нужно направлять претензию другой стороне. Это касается только споров о расторжении и изменении договора. Обязательно соблюдение претензионного порядка, если это прописано в договоре.

Важно то, что если в проекте договора после 1 июня 2016 года не написан срок рассмотрения претензии, то другая сторона должна будет дать на претензию ответ в течение 30 календарных дней. Если юристом по умолчанию не указан срок рассмотрения претензии меньше 30 календарных дней, то в суд можно обратиться только через 30 календарных дней.

Важная информация

Пример: поставщик в Калининграде заключает договор с заказчиком с Сахалина. Договор на поставку лекарств. Этот товар не поставлен, заказчик хочет взыскать неустойку. Чтобы подать иск в суд, необходимо доказать и приложить к исковому заявлению копию уведомления о получении претензии. Не все организации находятся по так называемому “юридическому адресу”. Почтовое уведомление может и не дойти. Суд такое исковое заявление не может принять. Необходимо устанавливать более короткие сроки на рассмотрение претензии, а также записывать в проекте договоров после 1 июня 2016 года условие: претензия считается полученной другой стороной в том случае, если после ее отправки заказным письмом с уведомлением прошло, к примеру, 10 календарных дней. Тогда и можно начинать исчислять срок рассмотрения претензии контрагентом.

С 1 сентября 2016 года устраняется проблема с передачей споров, вытекающих из договоров, заключённых в рамках Закона № 223-ФЗ о закупках, на рассмотрение третейскому суду. - см. Федеральный закон от 29.12.2015 N 409-ФЗ

Некоторые арбитражные суды и ФАС считают, что споры по договорам из 223-ФЗ не могут передаваться третейским судам, а эти споры подлежат рассмотрению только в государственных и арбитражных судах. Нужно понимать, что 409-ФЗ меняет правила передачи споров третейским судам.

Письмо ФАС России от 28 декабря 2015 № АЦ/75923/15 «О применении Федерального закона от 18 июля 2011 No 223-ФЗ и статьи 7.32.3 КоАП РФ»

ФАС России сообщает об особенностях применения законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц при осуществлении контроля в данной сфере.

По мнению ФАС России, соглашения о передаче в третейские суды споров, возникающих из договоров, заключенных в результате проведения закупочной процедуры в соответствии с Законом о закупках, являются недействительными.

Такая арбитражная оговорка, прилагаемая к договору, по мнению ФАС, является ничтожной. С 1 сентября 2016 года это письмо недействительно.

Причиной является новая редакция текста Процессуального кодекса Российской федерации, статья 33. В этой статье указаны все споры, которые нельзя передавать на рассмотрение третейским судам. Споров по 223-ФЗ там нет .

С 1 сентября 2016 года крупный госкомпании и госкорпорации могут использовать свое командные третейские суды в рамках 223-ФЗ.

Помимо споров будет временно запрещено передавать споры по государственным и муниципальным контрактам в рамках 44-ФЗ на рассмотрение третейских судов. Но этот запрет будет действовать временно. Даже по 44-ФЗ будет действовать возможность передачи СПО на рассмотрение третейского суда. Их будут рассматривать специальные арбитражные учреждения, которые утверждены Правительством РФ в особом порядке.

Важно понимать, что по 223-ФЗ никаких ограничений на передачу споров с 1 сентября 2016 года нет.

Необходимость учёта правовой позиции Верховного Суда РФ по вопросам срока на заключение договора с победителем процедуры закупки в положении о закупке

Что необходимо сделать при подаче жалобы, если антимонопольный орган вы вынес решение об аннулировании закупки? Заключить договор до момента направления компании уведомления о приеме жалоб. Например, уведомление поступило сегодня, а договор заключили вчера. С точки зрения закона, ФАС вынести претензию и вмешаться в деятельность не может.

16 марта 2016 года Президиум Верховного Суда РФ утвердил Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере.

Исходя из принципа обеспечения равных прав участников закупок, в том числе по 223-ФЗ, Верховный суд решил, что арбитражные суды и Верховных суд будут руководствоваться позицией, что договор нельзя подписать ранним сроком на обжалование действий или бездействия заказчика по 223-ФЗ.

Если есть такая позиция, то выдается предписание об изменении Положения о закупке. Такая правовая позиция противоречит действующему законодательству.

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О защите конкуренции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016)

Статья 18.1:

4. Обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

5. В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.

То есть если процедура закупки не состоялась, необходимо ждать 3 месяца, пока любой потенциальный участник закупки подаст жалобу. А что делать с финансово-хозяйственной деятельностью или коммерческой деятельностью? Теперь нужно учитывать это в практике, это неизбежно. На любое решение ФАС можно ответить нормами действующего законодательства:

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Статья 4. Информационное обеспечение закупки

10. В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

Некоторые заказчики прописывают этот срок. Например, что договор заключается в течение 30 календарных дней с момента подписания итогового договора. Это чревато предписанием от ФАС.

ВНИМАНИЕ!

Сведений о сроке заключения договора в числе обязательных сведений документации о закупке нет

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016)

Статья 448. Организация и порядок проведения торгов (в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

Здесь тоже нет максимального и минимального срока. В законе “О защите конкуренции” срок установлен только на торги, проводимые в рамках антимонопольного законодательства. Для 223-ФЗ срока тоже нет.

Если в законе не указаны сроки на заключение договора, а они в нём не указаны → пишем в положении о закупке: «договор заключается заказчиком в сроки, установленные действующим законодательством РФ» . Продолжаем заключать договоры до даты направления ФАС уведомления о поступлении жалобы на действия заказчика.

Вопросы участников

Если компания не подпадает под Постановление Правительства №1352, а закупка у субъектов малого и среднего предпринимательства, нужно ли размещать отчет?

Ответ: Ежемесячный отчет о закупках у СМП размещается всеми заказчиками, нет никаких исключений. Нужно размещать даже нулевую отчетность.

Нужно ли вносить дополнительное соглашение до вступление в действие 223-ФЗ?

Ответ: Если только происходит пролонгация этих договоров, то такие договоры нужно вносить в Реестр.

Каким документов нужно считать исполнение договора? Как правило, платежное поручение бывает позже акта.

Ответ: Момент исполнения договора в законе не прописан. Исходя из логики Министерства экономического развития РФ и ФАС, договор считается исполненным с момента подписания документа о приемке и оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Товарная накладная + платежка. Но по факту законом не определено, что именно является моментом исполнения договора. Например, может быть дополнительный документ “Об исполнении обязательств по контракту”. Так как клиенты часто несвоевременно предоставляют документы о закрытии договора, во избежание штрафов, считается подписание специального документа о приемке товара. На таком документе не стоит дата. Можно также в Положении о закупке это прописать.

До 1 апреля автономные учреждения должны сообщать об объеме выручки?

Ответ: Какое отношение к автономным учреждениям имеет объем выручки?

Доп. соглашение о пролонгации договора, заключенного до вступлении в силу 223-ФЗ размещать не надо? И сам договор не размещен и его нет в Реестре договоров.

Ответ: При пролонгации договора считается, что договор заключен на тех же условиях, необходимо вносить изменения в реестр договоров.

Нужно ли писать ссылку на закон?

Ответ: С точки зрения договорной практики, не нужно.

Переходящий договор. Закупка проведена в конце 2015 года, поставка в течение 2016 года. Надо ли размещать данные по исполнению договора?

Ответ: Если договор зарегистрирован в Реестре договоров, то безусловно, при его закрытии нужно предоставлять сведения в соответствии с требованиями 223-ФЗ.

Если договор на электроэнергию на 1 300 000 рублей, а по факту по счетчику — 1 250 000 рублей. Нужно ли соглашение об изменении суммы или достаточно разместить данные об исполнении?

Ответ: Зависит от того, какая формулировка используется в договоре. Если в проекте договора, к примеру, прописана сумма договора 1000 рублей, но оплата происходит по факту, компания не обязана выполнять полную стоимость и полный объем по договору и по истечению определенного срока обязательства по договору прекращаются, то делать соглашение об изменении не требуется. Очень мало юристов такие условия прописывают очень редко.

При размещении договора в Реестре договоров выдается, что такого поставщика нет. Через сайт налоговой все в порядке. Что не так?

Ответ: Не так все с ЕИС и ее разработчиками. Судя по всему, проблема с интеграцией данных ФНС в ЕИС не устранена.

Если договор поставки продуктов питания выдан не на всю сумму, то заключается допсоглашение или расторжение договора?

Ответ: В зависимости от того, какая формулировка используется в договоре.

Распространяется ли Постановление Правительства №1457 от 29 декабря 2015 года на 223-ФЗ? И чем это подтверждается?

Ответ: Да, в рамках 223-ФЗ это возможно.

Нужно ли предусмотреть в проекте договора случай поставки, нарушения сроков поставки, удержания пеней и штрафов сразу при оплате товара, то есть несудебный порядок удержания неустойки?

Ответ: Постановление распространяется на все закупки любых товаров, работ и услуг заказчиком по 44-ФЗ, а по 223-ФЗ это Постановление распространяется не на все закупки, а только на строительные работы, закупки услуг по проектированию, гостиничные услуги, услуги по обработке древесины.

Можно ли вести учет поставки электроэнергии как одной услуги, а не кВт?

Ответ: Это не регламентируется. Если необходимо, это можно сделать.

В какой срок от наступления события можно опубликовать исполнение договора? Если подрядчик работает по предоплате, можно ли отчитаться об исполнении договора по платежному поручению?

Ответ: Момент исполнения договора в законе не определен. Это может быть платежка или специальные факторы в Положении о закупке.

По 223-ФЗ есть срок внесения изменений в План закупок?

Ответ: Срока внесения изменений нет, но есть срок на размещение информации. Также о договорах свыше 100 000 рублей, который не могут заключаться, если они не внесены в План закупки.

Размещение исполнения нужно ли размещение платежек или только документов о приемке, когда об оплате есть только информация?

Ответ: Как написано в Положении о закупке.

Работаем только по 223-ФЗ, занимаюсь закупками в должности бухгалтера, как перевестись на должность специалиста по закупкам? Есть ли такая специальность и можно ли в такой должности проводить закупки?

Ответ: Такой специальности нет. С 1 июля 2016 года вступит в силу профессиональный стандарт в сфере закупок и такая должность может появиться в штатном расписании некоторых компаний. Но решение должно быть принято Правительством РФ. Сейчас можно оставаться в должности бухгалтера и проводить закупки.

Пролонгация: размещение закупок, соответствие объемов исполненного периода вносить в План закупки?

Ответ: Изменение объемов — да. Если объемы не меняются, то можно просто пролонгировать договор.

В Реестре договоров за 2015 год разместилось соглашение о расторжении договоров….

Ответ: Лучше разместить информацию о соглашении о расторжении договора. Несвоевременное размещение чревато штрафом. Если штраф будет наложен на физическое лицо, то судиться придется в суде общей юрисдикции. Возможность отстоять свою правоту там сложно.

Какую фразу можно добавить в договор об автономном учреждении по поводу субсидии государственного задания?

Ответ: Эта фраза содержится в пункте 5 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ.

Можно ли заключить договор поставки мяса для гостиниц до 100 000 рублей, если этот договор будет дополнительным как договор поставщика, одного из победителей в конкурсе? Закупка продукции осуществляется в своем городе.

Ответ: Если имеется ввиду единственный поставщик, то почему нет.

Срок заключения договора 10 дней, а в закупке тоже могут натянуть ФАС? Можно обжаловать этот период?

Ответ: Это хороший вопрос об обжаловании 10-дневного срока по закупкам у ИП. Не состоявшаяся процедура закупки обжалуется в течение 3 месяцев. Но здесь ситуация тоже абсурдная.

Как закрыть договор, если он на питание и молоко? Можно не сканировать все накладные, а разместить скан приемки-сдачи товара и акт сверки, где указаны все номера накладных?

Ответ: Можно.

Договор до 100 000 рублей нужно ли включать в план закупки?

Ответ: Можно включать, а можно и не включать. Нужно ли отправлять претензию? до 1 июня 2016 года претензия отправляется только по спорам о расторжении договора, об изменении договора или в тех случаях, когда досудебный порядок обязателен по проекту договора.

Если закупка осуществляется по праву закупок, но ссылки на него нет, — это нарушение?

Ответ: Формально нет. Но как осуществить закупку без включения ее в структурированный план? Сайт не даст этого сделать.

Необходимо ли крепить платежное поручение, акт, товарные накладные при расторжении договора по обоюдному согласию сторон на официальном сайте ЕИС?

Ответ: Нужен только скан о соглашении о расторжении договора.

Особенности размещения информации о закупке в ЕИС в рамках Закона № 223-ФЗ в 2016 году

Спикер: Чижова Елена

С 1 января 2016 введена в эксплуатацию Единая информационная система закупок. В открытой и закрытой частях изменилось название.

Особенности размещения
Плана закупки товаров, работ, услуг

  1. В первой вкладке появилась функция «Закупки осуществляются на сумму, не превышающую размер, установленный в ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ» (до 100/500 тысяч рублей). При формировании плана закупки если устанавливается эта галочка, то можно проходить дальше, не заполняя позиции плана закупки. Это относится и к инновационной продукции.
  2. Появился выбор «Планируемая или фактически размещенная закупка». Сейчас невозможно заключить договор, если он не включен в структурированный план закупки. Чаще всего можно пользоваться галочкой “планируемая закупка”, а также “планируемая закупке” вместе с лотом.
  3. Применяются коды ОКПД2 и ОКВЭД2. Обязательность применения утверждена Правительством. Классификаторы и ключи есть на сайте Минэкономразвития РФ. Коды должны быть по Постановлению №932.
  4. Появились галочки «участниками закупки могут быть только субъекты МСП» и «закупка не учитывается при расчете совокупного годового стоимостного объема договоров». Это касается заказчиков, которые применяют Постановление №1352. А также чей объем выручки за 2015 год - более 2 млрд. рублей. Нужно планировать совокупный планируемый объем закупок. Если Постановление не применяется, нужно просто рассчитать.
  5. Появился Раздел МСП. Если Постановление №1352 не применяется, этот раздел не заполняется вовсе.

Особенности размещения информации в Реестре закупок

  1. Появилась функция выбора позиции плана закупки. Нужно с помощью кнопки “плюс” выбрать позицию Плана закупки. Появляется окно, где нужно выполнить поиск по Плану закупки. Нужно выбрать правильную позицию и необходимая информация подгружается.
  2. Также можно изменять сведения позиции плана.
  3. «Закупка не включена в план закупки в соответствии с ч.15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ». «Закупка осуществляется для заказчика не попадающего под действие Закона № 223-ФЗ». Это касается не только заказчиков по 223-ФЗ, но и организаций, которым поручена организация. Речь идет о стоимости инвестиционных проектов не менее 10 млрд. рублей. При размещении извещения нужно установить вторую галочку “не для заказчика”.
  4. Участие МСП. Есть определенные пункты, которые необходимо отметить в соответсвии с ситуацией.
  5. Применяются коды ОКПД2 и ОКВЭД2.

Особенности размещения информации в Реестре договоров

  1. Участие МСП. Здесь также при необходимости устанавливаются галочки. Учитывается порог объема выручки заказчика 2 млрд. рублей.
  2. Применяются ОКПД2 и ОКВЭД2.
  3. Обязательно прикреплять документы в информации о заключении договора! С 1 января 2016 года вступили изменения в законодательстве. Поэтому вся информация должна прикрепляться обязательно.
  4. Появилась возможность размещения договоров с «пролонгацией». Здесь действует Приказ Минфина России от 29.12.2014 N 173н. В случае если договором предусмотрено условие о его продлении после окончания срока действия договора при формировании информации об изменении условий договора в связи с его продлением указывается "пролонгация" без заполнения сведений о наименовании документа, являющегося основанием изменения условий договора, а также без приложения электронной копии документа-основания, подписанного электронной подписью.
    Как это происходит на практике? Есть выбор: “изменение договора” или “исправление сведений”. Нужно указать “пролонгация” во втором варианте. Дату заключения и информацию о поставщике не меняем. Меняем только последнюю дату и цену договора. Здесь уже двойная сумма за предыдущий и следующий год. Цена также суммируется. Сроки также продлеваются. Также нужно установить актуальность.
  5. Обязательно прикреплять документы об изменении, расторжении, исполнении договора!

Дата: 17.10.2018

В отличие от федерального законодательства о контрактной системе (44-ФЗ), федеральное законодательство о корпоративных закупках (223-ФЗ) никак не регулирует вопросы, связанные с изменением и расторжением заключенных договоров. В 223-ФЗ речь идет о том, что заключенные договоры могут изменяться или расторгаться. Например, установлено, что если в договор были внесены изменения, то заказчики должны внести в реестр договоров соответствующую информацию и документы 1 , а в реестр недобросовестных поставщиков должны включаются сведения о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров 2 .

Вместе с тем, в 223-ФЗ указывается, что заказчики в своей закупочной деятельности должны в числе прочего руководствоваться нормами гражданского законодательства, а порядок исполнения договоров должен устанавливаться заказчиками в своих положениях о закупке 3 .

Нормы гражданского законодательства

Гражданский кодекс РФ содержит подраздел 2 «Общие положения о договоре», в котором приводятся многочисленные нормы общего характера, в том числе касающиеся изменения и расторжения договора. Кратко их рассмотрим.

1) Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке 4 . Иными словами, в договоре можно предусмотреть изменение цены в ходе исполнения договора. Что касается изменения цены договора на условиях, предусмотренных законом, то здесь, в частности, идет речь о договоре аренды, где изменение размера арендной платы возможно не чаще, чем один раз в год 5 , или о договоре финансовой аренды (лизинга), где размер лизингового платежа может изменяться не чаще, чем раз в 3 месяца 6 .

2) Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено договором 7 . Если по какой-то причине одна из сторон договора пожелает изменить его или расторгнуть, а другая сторона будет с этим согласна, то в отличие от договоров, заключаемых по 44-ФЗ, сделать это будет очень просто - сторонам достаточно заключить соответствующее соглашение 8 . А с другой стороны, если в этом есть какая-то необходимость, заказчик может внести в договор условие о невозможности его изменения или расторжения по соглашению сторон.

3) Если на изменении или расторжении договора настаивает только одна из сторон по договору, а другая с этим не согласна, то в этом случае договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных законами или сами договором; при этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора 9 . Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в 30-дневный срок 10 . На практике степень значительности ущерба определяется судами в каждом конкретном случае. Отметим, что на основании приведенной нормы заказчик может определить в договоре какие-то отдельные случаи, когда такое изменение или расторжение договора может произойти по решению суда. Кроме того, расторжение договора возможно судом (или по соглашению сторон) в случае так называемого существенного изменения обстоятельств - настолько существенного, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, то договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях 11 .

4) Односторонний отказ от исполнения заключенного договора возможен, но только в установленных законами случаях 12 . Наиболее актуальными могут быть случаи одностороннего отказа от исполнения договора поставки 13 и договора возмездного оказания услуг 14 . Например, заказчик может отказаться от исполнения договора поставки, если поставщик поставил товар ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для заказчика срок; а также если поставщик неоднократно (то есть более 1 раза) нарушил сроки поставки товаров. А поставщик в свою очередь имеет такое же право, если заказчик неоднократно нарушило срок оплаты товаров или допустило неоднократную невыборку товаров. Что касается договора возмездного оказания услуг, то здесь заказчик вправе отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, а исполнитель - лишь при условии полного возмещения учреждению убытков. Также такие случаи установлены рядом отраслевых федеральных законов - например, если заказчик нарушил сроки оплаты услуг связи и не устранил это нарушение в течение 6 месяцев после получения от оператора связи уведомления о намерении приостановить оказание услуг, оператор имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор о предоставлении услуг связи 15 . Кроме того, отметим, что основанием для одностороннего расторжения договора и требования о возмещении убытков со стороны заказчика может быть и отсутствие у исполнителя договора лицензии на осуществление соответствующей деятельности или членства в саморегулируемой организации, необходимых для исполнения обязательства по договору 16 .

5) Если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора 17 .

6) По соглашению сторон обязанность возместить убытки или уплатить неустойку в случае нарушения договора может быть обеспечена внесением одной из сторон в пользу другой стороны определенной денежной суммы (обеспечительный платеж), при этом обеспечительным платежом может быть обеспечено обязательство, которое возникнет в будущем 18 . Применительно к договорам по 223-ФЗ здесь речь идет об обеспечении исполнения договора, которое заказчик вправе требовать от поставщика (подрядчика, исполнителя) перед заключением договора.

Нормы положений о закупке

В положениях о закупке, которые размещены заказчиками в ЕИС, можно встретить отдельные разделы, посвященные теме изменения и расторжения договоров - например, может присутствовать раздел «Изменение и расторжение договора». Но таких отдельных разделов может и не быть - правила исполнения договоров приводятся разрознено в отдельных разделах о применении тех или иных способов закупки. А бывает и так, что соответствующая информация содержится, так сказать, общим списком в одном разделе положения о закупке, который называется, например, «Заключение, исполнение, изменение и расторжение договора».

Представляется, что более логичной является конструкция, когда правила заключения договора приводятся в положении о закупке в разрезе применения тех или иных способов закупки, а вот правила исполнения и расторжения договора обозначены в положении о закупке в одном отдельном разделе.

Информация об изменении и расторжении договоров в положениях о закупке различных заказчиков может очень сильно отличаться друг от друга как по содержанию, так и по объему. Вообще отметим, что разнообразие здесь чрезвычайно большое. Ниже рассмотрим те нормы, которые могут встречаться на практике.

Изменение договора

Первое, на что необходимо обратить внимание - это то, что допускается изменять в уже заключенном договоре на этапе его исполнения. Напомним для сравнения, что федеральное законодательство о контрактной системе в этом отношении весьма строгое - оно устанавливает закрытый перечень случаев, когда изменение существенных условий контракта возможно по соглашению сторон 20 . Что касается правил изменения договоров, устанавливаемых в положениях о закупке конкретных заказчиков, то эти правила могут быть разные.

Например, в положении одного заказчика мы видим, что, хотя здесь содержится норма о том, что в ходе исполнения договора не допускается изменение его существенных условий по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам проведения закупки, но номенклатура исключений из этого правила настолько широка, что фактически изменять можно очень много условий. Так, в частности, допускается изменять объем продукции, срок исполнения обязательств, цену договора. При изменении объема продукции заказчик по согласованию с исполнителем договора вправе изменить объем закупаемой продукции без изменения цены за единицу продукции - при увеличении/уменьшении объема закупаемой продукции цена договора изменяется соответственно изменяемому объему продукции. При изменении срока исполнения обязательств заказчик по согласованию с исполнителем договора вправе изменить сроки исполнения обязательств по договору, в случае если необходимость изменения сроков вызвана обстоятельствами непреодолимой силы или просрочкой выполнения заказчиком своих обязательств по договору - обратим внимание, что здесь заказчик предусмотрел возможность изменения сроков только в случае своего нарушения срока выполнения обязательств. При изменении цены договора (за исключением случая изменения объема продукции - см. выше) заказчик по согласованию с исполнителем договора вправе уменьшить цену без изменения иных условий договора (обратим внимание, что только уменьшить, а не увеличить), а также изменить цену договора в любую сторону в случае изменения в соответствии с законодательством РФ регулируемых государством или муниципалитетами цен (тарифов). Также в положении о закупке данного заказчика говорится, что по согласованию заказчика с исполнителем договора допускается поставка (использование) товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с таким качеством и такими характеристиками товара, указанными в договоре. Это, конечно, несколько «скользкий» момент, ведь может быть сложно оценить, в какой степени характеристики нового товара действительно являются улучшенными или «под этим соусом» будет «подсовываться» просто более дешевый товар худшего качества - каких-либо процедурных уточнений о принятии такого решения в положении о закупке нет. Наконец, при исполнении договора допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае если новый поставщик (исполнитель, подрядчик) является правопреемником поставщика (исполнителя, подрядчика) по такому договору вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

В положениях о закупке можно встретить и другие основания для изменения договора в ходе его исполнения. Например, в качестве такого основания для изменения цены договора может быть указан случай инфляционного роста цен в соответствии с показателями прогнозного индекса дефлятора, публикуемого Министерством экономического развития РФ.

Иногда в отношении случая увеличения объема закупаемых товаров, работ услуг заказчики устанавливают в своих положениях о закупке определенные ограничения. Например, один заказчик установил правило, согласно которому он может увеличить данный объем, но не более, чем на 30 % от объема заключенного договора.

Также укажем, что в положениях о закупке, как это ни странно, может вообще не содержаться никаких правил внесения изменений в заключенный договор и его расторжения.

Расторжение договора

В положениях о закупке могут быть достаточно подробно прописаны условия расторжения договора.

Например, в положении о закупке одного заказчика говорится о том, что договор может быть расторгнут как по соглашению сторон, так и заказчиком в одностороннем порядке. Условием первого случая является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора - фактически это означает, что, если обе стороны готовы расторгнуть договор, сделать это им очень просто. Условие второго случая заключается в возникновении обстоятельств, предусмотренных гражданским законодательством - например, если по договору поставки поставщик поставил товар ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для учреждения срок; а также если поставщик неоднократно (то есть более 1 раза) нарушил сроки поставки товаров (см. выше). Но также для этого возможность одностороннего расторжения договора заказчиком должна быть установлена и в самом договоре. Обратим внимание, что данная норма об одностороннем расторжении договора у этого заказчика полностью соответствует соответствующей норме федерального законодательства о контрактной системе 21 . В случае расторжения договора в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств по такому договору заказчик вправе заключить договор с участником закупки, с которым договор мог бы быть заключен при уклонении победителя от заключения договора, с согласия такого участника закупки. Договор заключается с данным участником закупки на условиях, указанных в поданной таким участником заявке на участие в закупке и в закупочной документации, с учетом особенностей, предусмотренных положением о закупке. Если до расторжения договора поставщиком (исполнителем, подрядчиком) частично исполнены обязательства по такому договору, при заключении нового договора количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по договору, ранее заключенному с победителем процедуры закупки. При этом цена договора должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненных работ, оказанных услуг.

Правила расторжения договора могут быть установлены в положении о закупке и еще более детально. Например, в положении о закупке одного заказчика существует отдельный раздел «Расторжение договора», где указывается следующее.

Договор, может быть расторгнут заказчиком в одностороннем внесудебном порядке, если это было предусмотрено документацией об осуществлении закупок и договором, в том числе в следующих случаях:

  1. по договору поставки товаров:
    • поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в установленный заказчиком разумный срок или невыполнения обязательства по замене товара в установленный срок;
    • поставки некомплектных товаров в случае, если поставщик, получивший уведомление заказчика, в установленный заказчиком разумный срок не выполнил требования заказчика о доукомплектовании товаров или не заменил их комплектными товарами;
    • поставки товара, не заявленного заказчиком или не содержащегося в перечне договорных товаров;
    • неоднократного (2 и более) или существенного (более 30 дней) нарушения сроков поставки товаров, указанных в договоре;
  2. по договору на выполнение работ (оказание услуг):
    • если подрядчик не приступает в установленный договором срок к исполнению договора или выполняет работу таким образом, что окончание ее к сроку, предусмотренному договором, становится явно невозможным;
    • если во время выполнения работы нарушены условия исполнения договора, и в назначенный заказчиком для устранения нарушений разумный срок подрядчиком такие нарушения не устранены либо являются существенными и неустранимыми;
    • неоднократного (2 и более) или существенного нарушения сроков выполнения работ, указанных в договоре;
    • претензии к качеству работ;
    • превышение суммы договора;
    • если исполнитель не приступает в установленный договором срок к исполнению договора или оказывает услугу таким образом, что окончание ее к сроку, предусмотренному договором, становится явно невозможным, либо в ходе оказания услуги стало очевидно, что она не будет оказана надлежащим образом в срок, установленный договором;
    • если во время оказания услуги нарушены условия исполнения договора, и в назначенный заказчиком для устранения нарушений разумный срок исполнителем такие нарушения не устранены либо являются существенными и неустранимыми;
    • неоднократного (два и более) или существенного (более 30 дней) нарушения сроков оказания услуг, указанных в договоре.

Кроме того, данный заказчик в своем положении о закупке установил, что он вправе расторгнуть договор в одностороннем внесудебном порядке в случае, если в ходе исполнения договора установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным в документации об осуществлении закупок требованиям к участникам процедур закупок либо представил недостоверные сведения о требованиях к участникам процедур закупок, которые позволили ему стать победителем соответствующей процедуры закупки. Для сравнения отметим, что в аналогичном случае в федеральном законодательстве о контрактной системе такое действие заказчика является не его правом, а его обязанностью 22 .

Таким образом, заказчики по 223-ФЗ, устанавливая «правила игры» в отношении изменения и расторжения договора в своих положениях о закупке, имеют достаточно большое «поле для маневра». Фактически они должны лишь следовать небольшому числу императивных норм, содержащихся в гражданском законодательстве (см. выше), а в остальном могут устанавливать эти правила в зависимости от собственного удобства и интересов. При этом заказчикам все-таки рекомендуется прописывать эти правила как можно более подробнее - ведь, осуществляя закупки по 223-ФЗ, заказчики в числе прочего должны руководствоваться положениями о закупке 23 .

1 Ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

2 Ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

3 Ч. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

4 Ч. 2 ст. 424 ГК РФ

5 Ч. 3 ст. 614 ГК РФ

6 Ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»

7 Ч. 1 ст. 450 ГК РФ

8 Ч. 1 ст. 452 ГК РФ

9 Ч. 2 ст. 450 ГК РФ

10 Ч. 2 ст. 452 ГК РФ

11 Ст. 451 ГК РФ

12 Ч. 1 ст. 310 ГК РФ

13 Ст. 523 ГК РФ

14 Ст. 782 ГК РФ

15 Ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»

16 Ч. 3 ст. 450.1 ГК РФ

17 Ч. 5 ст. 453 ГК РФ

18 Ст. 381.1 ГК РФ

19 спользуются сведения из положений о закупке различных заказчиков, размещенные в ЕИС (www.zakupki.gov.ru)

20 См. ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

21 Ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

22 Ч. 15 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Этого Закона, показывает, что изменение и расторжение договора возможно в следующих случаях:

1) по соглашению сторон;

2) ввиду одностороннего внесудебного отказа одной из сторон от исполнения договора полностью или частично;

3) по решению суда по требованию одной из сторон.


По соглашению сторон изменение и расторжение договора согласно п. 1 ст. 450 ГК РФ возможны, если иное не предусмотрено самим Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором.

Закон N 223-ФЗ не содержит норм, прямо исключающих или ограничивающих возможность изменения условий заключаемых в ходе закупки договоров, равно как и расторжения договора. Более того, ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ предусматривает, что информация об изменении объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора, по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, подлежит размещению в единой информационной системе (далее - ЕИС). Кроме того, ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ предусматривает, что сведения об изменении и расторжении договора должны быть внесены в реестр договоров, заключенных заказчиками, а ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ указывает, что сведения о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров включаются в реестр недобросовестных поставщиков.

Следует также учитывать, что согласно п. 5 ст. 78.1 БК РФ в договоры автономных учреждений, подлежащие оплате за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, включается - по смыслу данной нормы - обязательно - условие о возможности изменения по соглашению сторон размера и (или) сроков оплаты и (или) объема товаров, работ, услуг в случае уменьшения получателю бюджетных средств, предоставляющему субсидии, ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии. А второй абзац п. 5 ст. 78.1 БК РФ указывает на возможность расторжения указанных договоров в случае признания утратившими силу положений закона (решения) о бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

Как видим, закон прямо предусматривает возможность как изменения, так и расторжения договора, требуя от заказчика только размещения информации об изменении договора в ЕИС и в реестре договоров, заключенных заказчиками, а о расторжении договора - в реестре договоров, заключенных заказчиками, и в реестре недобросовестных поставщиков.


Вместе с тем, следует учитывать, что возможны различные варианты трактовки ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ. Так, в письме Минэкономразвития России от 14.08.2015 N Д28и-2349 высказано мнение, что изменены могут быть только условия, упомянутые в этой норме: условия об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг и сроках исполнения договора. Однако, на наш взгляд, это слишком расширительное толкование приведенной нормы. Во-первых, сама она не содержит никаких запретов на изменение условий договора, а только устанавливает обязанность сообщать об этих изменениях. Во-вторых, следует заметить, что она говорит об изменении конкретных условий - части тех условий, которые обязательно должны включаться и в извещение о закупке, и в документацию о закупке (п.п. 3 - 5 ч. 9 , п.п. 3 - 5 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ), а также вносятся в реестр договоров, заключенных заказчиками, отдельной строкой (пп. "д" п. 2 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденных на основании ч. 1 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 N 1132). Соответственно, можно сделать вывод, что такие условия договора предполагаются наиболее значимыми, по причине чего об изменении некоторых из них необходимо уведомлять публично. Видимо, именно на таком подходе основаны разъяснения, данные в другом письме Минэкономразвития России - письме от 04.08.2015 N Д28и-2250, в котором со ссылкой на ту же норму говорится о невозможности изменения конкретно предмета договора, как раз относящегося к указанной выше категории условий.


Кроме того, по нашему мнению, в отдельных случаях изменение договора в виде увеличения количества товаров, объема работ или услуг по соглашению сторон по сути также может расцениваться как заключение нового договора и, следовательно, как новая закупка, которая должна осуществляться в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.


Кроме того, в соответствии со ст. 451 ГК РФ возможно расторжение договора в судебном порядке в связи с существенным изменением обстоятельств . Такое расторжение допускается при одновременном наличии условий, перечисленных в п. 2 ст. 451 ГК РФ.


Односторонний отказ от договора (исполнения договора) полностью или частично , как следует из п. 1 ст. 450.1 ГК РФ, допускается в случаях, установленных самим Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором. Право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора).