Освобождение от служебных обязанностей при ситуационном неврозе. О.А

Белогорский гарнизонный военный суд (Амурская область) - Гражданское

Суть спора: Жалобы на неправ. дейст. (безд.) - должностных лиц, государственных и муниципальных служащих


РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации

Город Белогорск

Белогорский гарнизонный военный суд в составе:

Председательствующего – Жидкова Т.Г.,

При секретаре судебного заседания – Кабатовой С.О.,

С участием заявителя Попова Н.Н. и представителя командира войсковой части № Тлюняева М.М., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части № Попова об оспаривании действий командира войсковой части №, связанных с изданием приказа о предоставлении освобождения от исполнения обязанностей военной службы,

УСТАНОВИЛ:

Попов обратился в суд с заявлением, в котором указал, что проходил лечение в филиале № ГВКГ им. Бурденко Н.Н.. Военно-врачебной комиссией (Далее – ВВК) данного лечебного учреждения ему была определена категория годности к военной службе - «» и указано на необходимость предоставления 15 суток освобождения от исполнения обязанностей военной службы. По прибытию к месту службы в, он по прошествии выходных обратился к командиру войсковой части № с просьбой предоставить освобождение от исполнения обязанностей военной службы с приложением документов. Из разговора с начальником строевой части ему стало известно, что освобождение ему предоставлено, но с. Считая, что указанными действиями нарушаются его права, Попов просит признать незаконным приказ командира войсковой части № о предоставлении ему освобождения от исполнения обязанностей военной службы на 15 суток с, обязать указанное должностное лицо его отменить и предоставить ему освобождение от исполнения обязанностей военной службы на 15 суток в соответствии с его рапортом от, а также возместить судебные расходы, связанные с обращением в суд.

В обоснование заявления Попов указал, что в соответствии с Положением «О порядке прохождения военной службы», если у военнослужащего день выхода на службу выпадает на выходной, он обязан прибыть в воинскую часть в первый рабочий день после выходного, что он и сделал по прибытии из госпиталя. ВВК проводилась ему, и он, с учетом отдаленности места нахождения лечебного учреждения, прибыл в только вечером. К исполнению обязанностей он до настоящего времени не приступал, в том числе по причине обращения в госпиталь для продления освобождения и того, что должностное лицо проводящее построение военнослужащих, находящихся в распоряжении, отсутствовало. Кроме того, заявитель дополнительно указал, что в справке ВВК не указан срок с какого времени ему необходимо предоставить освобождение.

Представитель командира войсковой части № Тлюняев, не признавая требования заявителя, дал объяснения, что освобождение предоставляется для реабилитации после нахождения на стационарном лечении. Позднее обращение не является основанием для предоставления ему освобождения со дня его обращения к командиру части. Кроме того, Попов, как и все военнослужащие, находящиеся в распоряжении, обязаны только присутствовать на построениях каждый понедельник.

Заслушав объяснения заявителя и представителя командира войсковой части № Тлюняева, исследовав материалы дела, военный суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям.

Как следует из исследованных материалов дела, в том числе приказа командира войсковой части № от №, командировочного удостоверения №, а также справки ВВК от №, Попов был направлен на стационарное лечение в ГВКГ им. Бурденко Н.Н. с, где находился по. По окончании лечения заявитель был освидетельствован ВВК, которая пришла к выводу, что он – «» - временно не годен к военной службе и ему необходимо предоставить полное освобождение от исполнения обязанностей военной службы сроком на 15 суток.

Согласно рапорту заявителя от, он обратился к командиру войсковой части № с просьбой предоставить ему полное освобождение от исполнения обязанностей военной службы сроком на 15 суток с.

Из выписки из приказа командира войсковой части № от № следует, что Попову предоставлено полное освобождение от исполнения служебных обязанностей на основании вышеуказанного заключения ВВК сроком на 15 суток с.

Согласно п. 4 ст. 25 Федерального закона РФ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от N 323-ФЗ, порядок организации медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам устанавливается Правительством Российской Федерации, особенности организации оказания медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам, в том числе порядок их освобождения от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с заболеванием и иными причинами, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.

В соответствии с п.п. 60, 62 и 64 Положения «О военно-врачебной экспертизе», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. N 565 заключение о необходимости предоставления военнослужащему отпуска по болезни или освобождения от исполнения обязанностей военной службы выносится в случаях, когда расписанием болезней предусматривается временная негодность к военной службе. В мирное время ВВК выносит заключение о необходимости предоставления военнослужащему освобождения от исполнения обязанностей военной службы, если срок, по истечении которого военнослужащий может приступить к исполнению обязанностей военной службы, составляет менее 30 суток. ВВК выносит заключение о необходимости предоставления освобождения военнослужащему на срок до 15 суток и может повторно вынести такое заключение, но в общей сложности срок освобождения не должен превышать 30 суток.

Согласно п.п. 131 и 144 Инструкции «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в ВС РФ», утвержденной приказом Министра обороны РФ от 20 августа 2003 г. N 200, освидетельствование военнослужащих для решения вопроса о необходимости предоставления отпуска по болезни или освобождения от исполнения обязанностей военной службы проводится по решению начальника военно-медицинского учреждения, в котором они находятся на стационарном или амбулаторном лечении. Заключение о необходимости предоставления отпуска по болезни или освобождения от исполнения обязанностей военной службы выносится в случаях, когда расписанием болезней предусматривается временная негодность к военной службе.

Анализируя вышеизложенные положения нормативно правовых актов, суд приходит к выводу о том, что отпуска по болезни и освобождения от исполнения обязанностей военной службы являются этапами восстановительного лечения и предоставляются непосредственно с момента выписки военнослужащего из лечебного учреждения. Данный вывод суда подтверждается ответом начальника филиала № ФГКУ «301 военный клинический госпиталь» МО РФ на запрос суда, из которого следует, что освобождение от исполнения обязанностей военной службы является восстановительным этапом лечения, разрыв процесса лечения не допустим, а освобождение предоставляется с момента выписки из лечебного учреждения и распространяется на срок, указанный в справке ВВК.

Доводы Попова о том, что срок, затраченный им на дорогу, а также выходные, не должны учитываться при предоставлении ему освобождения в соответствии с Положением о порядке прохождения и являются необоснованными, поскольку вопросы и порядок предоставления освобождения данным нормативно правовым актом не регулируются. Более того, как пояснил сам Попов, он до настоящего времени к исполнению каких-либо служебных обязанностей не приступал.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что командир войсковой части № каких-либо прав заявителя не нарушал и в удовлетворении заявления необходимо отказать, а иные доводы Попова об обратном не основаны на нормах действующего законодательства.

Руководствуясь ст. – и 258 ГПК РФ, военный суд

В удовлетворении заявления Попова – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Белогорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения 21 июня 2014 года.

Председательствующий по делу Т.Г. Жидков

Тут как-то много получилось, возможно хватит с 357 по

348. Основными лечебно-профилактическими мероприятиями являются диспансеризация, амбулаторное, стационарное и санаторно-курортное лечение военнослужащих.

В целях предупреждения распространения инфекционных заболеваний лечебно-профилактические мероприятия, проводимые медицинской службой, обязательны для всех военнослужащих.

349. Диспансеризация включает медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава, активное раннее выявление заболеваний, изучение условий военной службы и быта военнослужащих, выявление факторов, отрицательно влияющих на их здоровье, проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий.

350. Медицинский контроль за состоянием здоровья военнослужащих осуществляется путем проведения:

ежедневного медицинского наблюдения за личным составом в ходе боевой подготовки, несения службы в суточном наряде и в быту;

медицинских осмотров военнослужащих;

углубленных и контрольных медицинских обследований военнослужащих.

351. Медицинским осмотрам подвергаются:

весь личный состав полка - перед проведением профилактических прививок;

все солдаты и сержанты - в бане перед помывкой;

личный состав дежурных сил (смен) - перед заступлением на боевое дежурство (боевую службу);

военнослужащие, служебная деятельность которых связана с возможным воздействием неблагоприятных факторов, а также лица, находящиеся под диспансерным динамическим наблюдением, - в установленные для них сроки;

лица, постоянно работающие в столовых, на продовольственных складах, объектах водоснабжения, в пекарнях, банях, прачечных, и санитары - один раз в неделю;

личный состав, назначаемый в наряд по столовой, - до развода суточного наряда;

все солдаты и сержанты, вновь прибывшие в полк, а также возвратившиеся из отпусков, командировок и лечебных учреждений по выздоровлении, - в день прибытия в полк, но до направления их в подразделения;

водители - перед выездом в рейс;

участники спортивных состязаний - перед соревнованием;

военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному аресту, - перед направлением на гауптвахту, в последующем - в дни помывки в бане.

Углубленное медицинское обследование солдат и сержантов проводится два раза в год перед началом зимнего и летнего периодов обучения, офицеров и прапорщиков - ежегодно (в четвертом квартале; во втором квартале проводится контрольное медицинское обследование).

К углубленному медицинскому обследованию офицеров и прапорщиков привлекаются врачи-специалисты из военно-медицинских учреждений.

352. Время, место и порядок проведения медицинского обследования и осмотра личного состава подразделений полка объявляются приказом командира полка. Запрещается назначать медицинские обследования и осмотры подразделений в дни отдыха.

353. Роту на медицинское обследование представляет командир роты, на медицинский осмотр - старшина роты.

На медицинских обследованиях личного состава роты обязаны присутствовать все офицеры и прапорщики роты. Они должны сообщать врачу о своих наблюдениях за состоянием здоровья подчиненных.

Результаты медицинских обследований и осмотров личного состава роты врач заносит в медицинские книжки. Военнослужащие, нуждающиеся по состоянию здоровья в диспансерном динамическом наблюдении, берутся на учет и периодически подвергаются контрольным медицинским обследованиям. Командир роты отвечает за полный охват личного состава медицинским обследованием.

354. Военнослужащие, отсутствующие по каким-либо причинам на медицинском обследовании, при первой возможности направляются командиром роты для этого в медицинский пункт полка.

355. Результаты медицинского обследования личного состава полка, а также предложения по проведению необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий начальник медицинской службы полка докладывает командиру полка.

356. Военнослужащий не должен скрывать своего заболевания. При заболевании он обязан немедленно доложить об этом непосредственному начальнику и с его разрешения обратиться за медицинской помощью в медицинский пункт полка.

357. Амбулаторный прием проводится в медицинском пункте полка в часы, установленные распорядком дня полка.

Военнослужащие, внезапно заболевшие или получившие травму, направляются немедленно, в любое время суток, в медицинский пункт полка (госпиталь), а при необходимости в другие учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения.

358. Солдаты и сержанты направляются в медицинский пункт полка дежурным по роте под командой санитарного инструктора роты или старшего, назначенного из числа больных. Книга записи больных (приложение N 10) за подписью старшины роты представляется дежурному фельдшеру (санитарному инструктору) по медицинскому пункту полка не позже чем за два часа до начала амбулаторного приема.

Врач (фельдшер) контролирует прибытие в медицинский пункт всех военнослужащих, внесенных в книгу записи больных роты.

После осмотра врачом (фельдшером) заболевшие в зависимости от характера заболевания направляются для лечения в лазарет медицинского пункта полка или госпиталь, а при необходимости в другие учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения либо им назначается амбулаторное лечение. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, по заключению врача могут оставаться для лечения на квартирах (на дому).

После получения медицинской помощи солдаты и сержанты возвращаются в роту под командой санитарного инструктора или старшего команды. Санитарный инструктор или старший команды передает книгу записи больных дежурному по роте, который представляет ее командиру роты. Старшина роты по заключению врача, имеющемуся в книге записи больных, и соответствующему решению командира роты отдает необходимые указания.

359. Заключение о частичном или полном освобождении военнослужащего от исполнения должностных и специальных обязанностей, занятий и работ дается врачом на срок до шести суток, а в воинских частях, где должность врача штатом не предусмотрена, - фельдшером на срок до трех суток. В случае необходимости освобождение может быть продлено. Рекомендации врача (фельдшера) о частичном или полном освобождении военнослужащего от исполнения обязанностей подлежат обязательному выполнению должностными лицами.

По истечении предоставленного срока освобождения солдаты и сержанты должны быть направлены, если они в этом нуждаются, на повторный медицинский осмотр.

Об освобождении от исполнения обязанностей военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и о выходе их на службу после болезни объявляется в приказе командира полка.

Больные, которым назначено амбулаторное лечение, для приема лекарств и проведения других лечебных процедур, а также нуждающиеся в консультации медицинских специалистов, направляются в медицинский пункт полка в дни и часы, указанные врачом (фельдшером) в книге записи больных.

360. Зачисление солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву, на диетическое и дополнительное питание осуществляется приказом командира полка на срок до трех месяцев на основании решения военно-врачебной комиссии.

361. В лазарете медицинского пункта полка проводится стационарное лечение больных со сроками лечения до 14 дней. При поступлении в лазарет больные проходят санитарную обработку.

362. На стационарное лечение вне расположения полка военнослужащие направляются по заключению врача командиром полка, а для оказания неотложной помощи в отсутствие врача - дежурным фельдшером (санитарным инструктором) по медицинскому пункту с одновременным докладом начальнику медицинской службы полка и дежурному по полку.

Доставка больных в лечебное учреждение осуществляется санитарным транспортом полка в сопровождении фельдшера (санитарного инструктора).

При направлении на лечение вне расположения полка военнослужащие должны быть обмундированы в соответствии со временем года и иметь при себе направление, подписанное командиром полка, медицинскую книжку, документ, удостоверяющий личность, личные вещи и аттестат на продовольствие, в случае необходимости - справку о травме и медицинскую характеристику, а при убытии на лечение за пределы гарнизона - кроме того, аттестаты на вещевое и денежное довольствие, проездные документы до места расположения лечебного учреждения и обратно.

363. Обо всех военнослужащих, поступивших на стационарное лечение вне расположения полка, а также о выписке их по выздоровлении начальник (командир) военно-медицинского учреждения (медицинской части) обязан в тот же день сообщить командиру полка, из которого эти военнослужащие прибыли.

Об обнаружении у поступившего больного инфекционного заболевания и о поступлении больных с отравлениями, травмами начальник (командир) военно-медицинского учреждения (медицинской части) обязан немедленно известить командира того полка, из которого прибыл больной (больные), а об обнаружении у больного травмы с трудопотерями сообщить в органы военной прокуратуры. Об инфекционном заболевании следует оповестить, кроме того, ближайшее санитарно-эпидемиологическое учреждение.

Военнослужащие, заболевшие в период отпуска или командировки, направляются на стационарное лечение военными комендантами или военными комиссарами.

Выздоровевшие военнослужащие направляются из военного госпиталя или другого учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения в полк с соответствующими документами, которые сдаются по прибытии старшине роты.

Вопрос 11. Обязанности командиров (начальников) по сохранению здоровья военнослужащих. (Вышневый)

Самое важное – статья 320.

335. Охрана здоровья и физическое развитие военнослужащих - неотъемлемая часть их подготовки к выполнению своего воинского долга. Охрана здоровья обеспечивается созданием командирами (начальниками) во взаимодействии с органами государственной власти безопасных условий военной службы. Забота о сохранении и укреплении здоровья военнослужащих - обязанность командиров (начальников).

336. Охрана здоровья военнослужащих достигается:

проведением командирами (начальниками) мероприятий по оздоровлению условий службы и быта;

систематическим их закаливанием, регулярными занятиями физической подготовкой и спортом;

осуществлением санитарно-противоэпидемических (профилактических) и лечебно-профилактических мероприятий.

338. Основными направлениями деятельности командиров (начальников) по оздоровлению условий службы и быта военнослужащих являются:

проведение мероприятий по предупреждению гибели, увечий (ранений, травм, контузий) и снижению заболеваемости военнослужащих, определенных статьями 320-322 настоящего Устава;

320. Заместители командира полка, начальники родов войск и служб, командиры подразделений и их заместители, другие должностные лица полка (подразделения) отвечают за безопасность военной службы в подчиненных подразделениях (службах) в соответствии с должностными, специальными обязанностями и настоящей главой.

Указанные должностные лица, организующие мероприятия повседневной деятельности или руководящие их проведением (начальники команд, старшие или руководители на местах исполнения должностных и специальных обязанностей либо на рабочих местах), непосредственно при организации и проведении каждого мероприятия повседневной деятельности обязаны:

уточнять опасные факторы военной службы, которые могут возникнуть при выполнении мероприятия, и определять меры по их ограничению (нейтрализации);

определять порядок организации и выполнения мероприятий повседневной деятельности, назначать руководителей на местах исполнения должностных и специальных обязанностей (на рабочих местах), исполнителей и лиц, которым поручается контроль за их выполнением;

обеспечивать создание безопасных условий военной службы на каждом месте исполнения должностных, специальных обязанностей (на рабочем месте) и снабжение военнослужащих положенными средствами индивидуальной и коллективной защиты, лечебно-профилактическими средствами;

проводить лично (организовывать) занятия по изучению требований безопасности, в том числе по овладению личным составом безопасными приемами и способами исполнения своих должностных и специальных обязанностей, а также инструктажи;

лично убедиться перед проведением мероприятия повседневной деятельности, что для этого созданы безопасные условия, подчиненные усвоили доведенные до них требования безопасности военной службы и обладают достаточными практическими навыками в их выполнении, знают порядок действий в аварийных ситуациях и умеют оказывать помощь пострадавшим;

добиваться выполнения требований безопасности военной службы, принимать в ходе контроля за их выполнением меры по предупреждению гибели, увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний военнослужащих и гражданских лиц, причинения вреда окружающей среде; в случае выявления нарушений требований безопасности или в аварийных ситуациях приостанавливать проведение мероприятия повседневной деятельности, а лиц, допустивших нарушения, привлекать в установленном порядке к ответственности;

обеспечивать по окончании мероприятия повседневной деятельности приведение места его выполнения (рабочего места) в порядок, определенный соответствующими руководствами и инструкциями.

Вопрос 12. Что в себя включает подготовка суточного наряда. Развод суточного наряда. (Вышневый)

Подготовка суточного наряда

273. Штаб воинской части за пять-шесть суток до начала нового месяца на основании ведомости суточного наряда доводит до командиров подразделений сведения о днях заступления в суточный наряд и его состав.

274. Командиры подразделений, от которых назначается суточный наряд, отвечают за подбор личного состава и подготовку его к несению службы, за своевременное прибытие суточного наряда на занятие (инструктаж) к соответствующим должностным лицам полка и на развод.

275. В ночь, предшествующую наряду, лица, назначенные в суточный наряд, должны быть освобождены от всех занятий и работ. Пожарный наряд, назначенный от нештатной пожарной команды, от занятий и работ, проводимых в расположении полка, не освобождается.

276. Личному составу, заступающему в суточный наряд, в день заступления, в часы, указанные в распорядке дня (регламенте служебного времени), должно быть предоставлено не менее трех часов, а при заступлении в караул через сутки - не менее четырех часов для подготовки к несению службы, в том числе не менее одного часа для отдыха (сна).

277. Подготовка личного состава, заступающего в суточный наряд, кроме караула, назначенного от роты (батареи), проводится старшиной или другим должностным лицом подразделения. Подготовка суточного наряда, назначенного от батальона (дивизиона) или от воинской части, организуется соответствующими командирами и проводится их заместителями.

Подготовка караула осуществляется в соответствии с Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации.

278. Личный состав, назначенный в суточный наряд приказом командира полка, в установленное время в соответствии с предназначением по службе прибывает на занятие (инструктаж) к заместителям командира полка или назначенным для этого командиром полка другим должностным лицам.

На занятии (инструктаже) изучаются положения общевоинских уставов, инструкций и требования безопасности военной службы, а также проверяется знание личным составом, заступающим в наряд, специальных обязанностей.

Практические занятия проводятся в день заступления военнослужащих в наряд в часы, указанные в распорядке дня (регламенте служебного времени), в оборудованных помещениях (местах) для несения службы суточным нарядом, в расположении подразделения или на месте несения службы; основное внимание уделяется практическим действиям суточного наряда в различных условиях обстановки.

С личным составом, заступающим в суточный наряд, вооруженным автоматами (карабинами), проводятся занятия по действиям с применением оружия.

279. За пятнадцать минут до выхода на развод суточный наряд должен быть готов к несению службы и принят своими дежурными и начальником караула полка в подчинение.

Развод суточного наряда

280. Развод суточного наряда производится в порядке, установленном Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. Развод производит заступающий дежурный по полку во время, установленное командиром полка.

281. За десять минут до развода заступающий помощник дежурного по полку из числа офицеров выстраивает личный состав, заступающий в суточный наряд, в установленном для развода месте, проверяет его наличие и по прибытии заступающего дежурного по полку докладывает ему.

Если помощник дежурного по полку прапорщик, то построение суточного наряда и доклад дежурному по полку производит офицер из числа лиц суточного наряда.

282. Для развода суточный наряд строится: на правом фланге - караулы, а затем справа налево - дежурный по парку, дежурный фельдшер (санитарный инструктор), дежурный по контрольно-пропускному пункту, дежурный по штабу полка, дежурный по общежитию военнослужащих женского пола, все дежурные по ротам в порядке подразделений, посыльные, дежурный по столовой, пожарный наряд, дежурное подразделение и дежурный сигналист-барабанщик; помощники дежурного по контрольно-пропускному пункту, дневальные и механики-водители (водители) дежурных тягачей выстраиваются в затылок своим дежурным, а рабочие в столовую - левее дежурного по столовой; помощник дежурного по полку становится на правом фланге караулов. Дежурное подразделение строится в соответствии со Строевым уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Получение помощи в медицинских учреждениях МО РФ регламентировано уставом внутренней службы, ФЗ «О статусе военнослужащих», приказом МО РФ №20 от 2006 года, а так же Постановлением правительства №911 от 2004 года.

Структура медицинских учреждений МО РФ

Для понимания как получить медицинскую помощь, необходимо знать, как устроена медицинская служба ведомства. Если рассматривать систему медицинской помощи в ВС РФ снизу, то получится следующее:

  1. Фельдшер батальона
  2. Медицинский пункт полка
  3. Медицинская рота бригады (дивизии)
  4. Отдельный медицинский отряд (ОмедО) или отдельный медицинский батальон (ОмедБ)

Первый специалист с медицинским образованием это фельдшер батальона. Обычно фельдшер батальона занимается исключительно военнослужащими срочной службы. В медицинском пункте полка появляется врач и стационар до 20 коек. Если полк входит в бригаду или дивизию, то существует уровень медицинской роты и начмеда бригады. В медицинской роте появляются специализированные отделения хирургическое и терапевтическое, количество штатных коек растет до 45. В частях ВДВ, а так же других специальных войсках встречаются отдельные медицинские подразделения – ОмедО и ОмедБ. Они похожи по своей структуре на госпитали, но являются более мобильными и более приспособлены для действий в полевых условиях. На уровне ОМедБ появляются отделения специализированной медицинской помощи: отделение ЛОР, офтальмология и другие. На этом уровне заканчивается войсковая медицинская служба.

Следующий уровень – это военные лечебные учреждения или госпиталя.

  1. Гарнизонные военные госпитали (ГВГ)
  2. Базовые военные госпитали
  3. Окружные военные госпитали
  4. Центральные военные госпитали

Самые маленькие из них называются гарнизонными и располагаются обычно в отдаленных гарнизонах и не превышают 150 лечебных коек. Базовые госпиталя покрупнее, обычно находятся в крупных городах или областных центрах. Окружных военных госпиталей всего четыре в стране, как и военных округов. И наконец, центральные военные госпиталя, такие как госпиталь им. Н.Н. Бурдеко и госпиталь им. А.А. Вишневского в Москве.

Порядок оказания медицинской помощи военнослужащим

Получение медицинской помощи для солдат срочной службы сводится к обращению к санитарному инструктору или фельдшеру батальона, либо к командиру подразделения во время ежедневной термометрии. Далее движение по медицинским подразделениям или организациям не представляет сложности для солдата и организуется медицинской службой части. Вся медицинская помощь для солдата бесплатна на время службы по призыву.

Военнослужащий по контракту для получения медицинской помощи, обращается к врачу медицинского пункта полка или медицинской роты. Уже на этом этапе возможно назначение простейших анализов и лечения наиболее распространенных заболеваний. Лечение у врача медицинского пункта может быть стационарное или амбулаторное с освобождением от служебных обязанностей сроком не более 6 суток или без него. Для получения «больничного» после записи в медицинской книжке и получения справки об освобождении от службы, необходимо написать рапорт командиру, для того, чтобы Вас включили в суточный приказ и освободили от служебных обязанностей. К рапорту прикладываете справку от врача. На справку ставится печать врача и иногда печать «для справок» военного госпиталя.

Медицинская служба воинской части обычно не занимается лечением пенсионеров МО РФ, членов семей военнослужащих, их детей при наличии в гарнизоне военного госпиталя или гражданской медицинской организации (поликлиники или фельдшерско-акушерского пункта).

В военный госпиталь гарнизона военнослужащий по контракту может обратиться по направлению медицинской службы части либо самостоятельно в часы амбулаторно-поликлинического приема специалистов. На руках необходимо иметь медицинскую книжку и удостоверение личности военнослужащего (военный билет). Лечение в госпиталях крупнее возможно по направлению специалистов гарнизонного военного госпиталя.

Кто имеет право на лечение в военных госпиталях?

Действующие военнослужащие имеют право на полный объем медицинской помощи в первоочередном порядке в военных лечебных учреждениях. Кроме них в военных лечебных учреждения имеют право на медицинскую помощь:

  1. Офицеры, уволенные с военной службы по достижению предельного возраста в/сл, организационно-штатным причинам (ОШМ), состоянию здоровья (льготные статьи) при общей продолжительности службы в льготном исчислении более 20 лет, либо при продолжительности службы более 25 лет независимо от основания увольнения.
  2. Члены семей указанной выше группы (супруга, несовершеннолетние дети, лица, состоящие на иждивении)
  3. Прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, ОШМ, по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы более 20 лет.
  4. Члены семей офицеров и лица находящиеся на иждивении.
  5. Члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Родителям пенсионерам или родителям инвалидам старших и высших офицеров, погибших при исполнении обязанностей в/сл, либо погибших после окончания военной службы уволенных по льготным статьям с выслугой более 20 лет. Вдовы и вдовцы указанных погибших, до повторного вступления в брак.
  6. Гражданский персонал МО РФ
  7. Члены семей иных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в ВС РФ.
  8. Граждан, уволенных с военной службы вследствие ранения, травмы, контузии или заболевания (пр: Лучевая болезнь), полученных при исполнении обязанностей военной службы.
  9. Граждан уволенных с военной службы, в связи с отдельными заболеваниями, полученными в период военной службы в ВС РФ.

Лица, перечисленные в п.7-9 могут приниматься на лечение в ВЛУ, без ущерба для граждан, перечисленных в остальных пунктах. Т.е. согласно закону, этим категориям может быть отказано в лечении.

Перечисленные категории лечатся в военных лечебных учреждениях (ВЛУ) за счет целевых средств федерального бюджета переданных МО РФ. Если ВЛУ работает с системой ОМС, то лечение могут проходить и другие категории граждан. Так же работа по ОМС позволяет военному госпиталю работать на коммерческой договорной основе. Понять работает ли госпиталь по системе ОМС можно по типу финансирования учреждения. Федеральные государственные казенные учреждения (ФГКУ) не работают с ОМС. Такой тип финансирования у большинства ВЛУ. Лишь центральные госпитали являются федеральными государственными бюджетными учреждениями (ФГБУ) и принимают пациентов по системе ОМС и на договорной основе.

Освобождение от служебных обязанностей и отпуск по болезни

Выдачей справок обычно занимается медицинская служба полка: врачи медпункта или начальник медицинской службы. С решением врача медицинского пункта о вашем амбулаторном лечении и освобождении от служебных обязанностей (справкой), командир не вправе отказывать Вам, лечиться дома. В случае обращения за медицинской помощью в военный госпиталь, врач напишет вам рекомендации в медицинской книжке и рекомендацию по освобождению от служебных обязанностей в том числе. Справку выдаст врач военного госпиталя, либо вы получите её у медицинской службы полка, на основании записи специалиста госпиталя. Максимальный срок освобождения от служебных обязанностей 6 дней с возможностью однократного продления по необходимости.

Более длительные освобождения от служебных обязанностей реализуются через решения военно-врачебной комиссии (ВВК). Обычно ВВК дает освобождения от служебных обязанностей после стационарного лечения в военном госпитале. Срок освобождения определяет ВВК. К примеру, после перенесенной внебольничной пневмонии, вы получите освобождение от служебных обязанностей на 15 суток. При освобождении более 30 суток предоставляется отпуск по болезни. Освобождение от обязанностей военной службы не предполагает выезд за пределы места службы, отпуск же позволяет это делать. Для военнослужащих по контракту максимальная длинна отпуска по болезни составляет 60 дней, и может быть продлена на 30 дней в случае необходимости. Максимальный срок нахождения военнослужащего на больничном (время лечения в стационаре и время отпуска по болезни) не должно превышать четырех месяцев. В случае превышение обязательное проведение ВВК на предмет годности к дальнейшему прохождению военной службы.

Получение медицинской помощи в ВЛУ для льготного контингента, обычно гораздо проще, чем в системе гражданского здравоохранения. Военные лечебные учреждения в целом лучше оснащены, хорошо снабжаются медикаментами. Износ медицинского имущества, помещений, мебели не столь велик, как в средней городской или районной больнице. Из-за ограниченности контингента персонал в ВЛУ более доброжелателен, количество персонала на 100 пациентов значительно больше. Получение справок об освобождении (аналог больничных листов), значительно проще, чем для гражданского населения.


Об отпуске по болезни и освобождении от исполнения обязанностей военной службы на определенный срок и их правовых последствиях
О.А. Ищенко, помощник командира войсковой части 57328 по правовой работе, старший лейтенант юстиции

Законодательным актом, специально посвященным правовому регулированию общих вопросов охраны права на здоровье граждан, в том числе военнослужащих, является Конституция Российской Федерации (ст. 41). Данная статья императивно определяет право каждого гражданина на здоровье в качестве субъективного неотъемлемого права, обеспечиваемого предоставлением медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, разработкой и реализацией федеральных программ по охране и укреплению здоровья населения, принятием мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрением деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию, созданием безопасных условий труда. Вопросы охраны и сохранения здоровья военнослужащих также регламентированы в Федеральном законе «О статусе военнослужащих», в Положении о военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г.
· 123), в Руководстве по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Основными мероприятиями в Вооруженных Силах Российской Федерации, направленными на сохранение здоровья военнослужащих, являются диспансеризация, амбулаторное, стационарное и санаторно-курортное лечение, предоставление основного отпуска, предоставление отпуска по болезни, предоставление в случае нетяжелого заболевания освобождения от исполнения служебных обязанностей на определенный срок (далее
· освобождение).
В правоприменительной практике нередко возникают вопросы по поводу того, в чем заключаются различия между отпуском по болезни и освобождением и каков объем прав, обязанностей и ответственности военнослужащих в каждом из этих случаев.
В соответствии с п. 31 Положения о военно-врачебной экспертизе заключение о необходимости предоставления военнослужащему отпуска по болезни и освобождения выносится военно-врачебной комиссией (далее
· ВВК) в случаях, когда расписанием болезней предусматривается временная негодность к военной службе, причем ВВК определяет и их продолжительность. Необходимо отметить тот факт, что рекомендации ВВК и врача (фельдшера) медучреждения воинской части об освобождении от исполнения обязанностей, а также рекомендации ВВК о необходимости предоставления отпуска по болезни подлежат обязательному выполнению должностными лицами.
Рассмотрим характерные отличия отпуска по болезни и освобождения.
Отпуск по болезни в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» относится к дополнительным отпускам военнослужащих и предоставляется на основании заключения ВВК, а период освобождения от исполнения обязанностей военной службы в соответствии со ст. 350 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее
· УВС ВС РФ) и ст.ст. 399 и 621 Руководства по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время является продолжением лечения, которое для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, может проходить на дому.

Об отпуске по болезни и освобождении от исполнения обязанностей военной службы на определенный срок и их правовых последствиях

О.А. Ищенко, помощник командира войсковой части 57328 по правовой работе, старший лейтенант юстиции
Законодательным актом, специально посвященным правовому регулированию общих вопросов охраны права на здоровье граждан, в том числе военнослужащих, является Конституция Российской Федерации (ст. 41). Данная статья императивно определяет право каждого гражданина на здоровье в качестве субъективного неотъемлемого права, обеспечиваемого предоставлением медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, разработкой и реализацией федеральных программ по охране и укреплению здоровья населения, принятием мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрением деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию, созданием безопасных условий труда. Вопросы охраны и сохранения здоровья военнослужащих также регламентированы в Федеральном законе «О статусе военнослужащих», в Положении о военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123), в Руководстве по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время 1 , в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Основными мероприятиями в Вооруженных Силах Российской Федерации, направленными на сохранение здоровья военнослужащих, являются диспансеризация, амбулаторное, стационарное и санаторно-курортное лечение, предоставление основного отпуска, предоставление отпуска по болезни, предоставление в случае нетяжелого заболевания освобождения от исполнения служебных обязанностей на определенный срок (далее – освобождение).

В правоприменительной практике нередко возникают вопросы по поводу того, в чем заключаются различия между отпуском по болезни и освобождением и каков объем прав, обязанностей и ответственности военнослужащих в каждом из этих случаев.

В соответствии с п. 31 Положения о военно-врачебной экспертизе заключение о необходимости предоставления военнослужащему отпуска по болезни и освобождения выносится военно-врачебной комиссией (далее – ВВК) в случаях, когда расписанием болезней предусматривается временная негодность к военной службе, причем ВВК определяет и их продолжительность. Необходимо отметить тот факт, что рекомендации ВВК и врача (фельдшера) медучреждения воинской части об освобождении от исполнения обязанностей, а также рекомендации ВВК о необходимости предоставления отпуска по болезни подлежат обязательному выполнению должностными лицами.

Рассмотрим характерные отличия отпуска по болезни и освобождения.

Отпуск по болезни в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» относится к дополнительным отпускам военнослужащих и предоставляется на основании заключения ВВК, а период освобождения от исполнения обязанностей военной службы в соответствии со ст. 350 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – УВС ВС РФ) и ст.ст. 399 и 621 Руководства по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время является продолжением лечения, которое для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, может проходить на дому 2 .

В мирное время военно-врачебная комиссия выносит заключение о необходимости предоставления военнослужащему отпуска по болезни на срок от 30 до 60 суток в зависимости от характера, тяжести увечья, заболевания, а заключение о необходимости предоставления военнослужащему освобождения дается сроком до 15 суток 3 .

Отпуск по болезни может быть продлен:

– военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, не более чем на 60 суток;

– военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, не более чем на 30 суток.

В общей сложности срок непрерывного нахождения военнослужащего на лечении в лечебных учреждениях и в отпуске по болезни не должен превышать четырех месяцев, кроме случаев, когда законодательством Российской Федерации предусмотрены более длительные сроки нахождения на лечении. Например, при заболевании туберкулезом время нахождения военнослужащего на излечении и в отпуске по болезни в мирное время не может превышать 12 месяцев 4 . Освобождение может быть продлено до 15 суток, но в общей сложности срок освобождения не должен превышать 30 суток.

По истечении установленного срока непрерывного нахождения на лечении и в отпуске по болезни военнослужащий подлежит освидетельствованию ВВК для решения вопроса о годности его к военной службе.

В документальном оформлении отпуска по болезни и освобождения также есть особенности.

Так, после получения заключения ВВК военнослужащий по прибытии в часть подает рапорт по команде о предоставлении отпуска по болезни и прилагает к нему заключение ВВК о необходимости предоставления отпуска, при этом в рапорте указывается место проведения отпуска (это необходимо для оформления воинских перевозочных документов в силу того, что п. 1 ст. 21 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривает проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к местам использования дополнительных отпусков). Далее в воинской части издается приказ об убытии данного военнослужащего в отпуск по болезни и ему выдаются отпускной билет и воинские перевозочные документы. Отпускной билет и перевозочные документы по окончании отпуска сдаются в строевой отдел воинской части.

При вынесении ВВК (а также врачом или фельдшером медицинского учреждения воинской части) решения об освобождении военнослужащему выдается справка по форме № 25, утвержденной п. 16 Правил оформления и выдачи удостоверений, справок и других служебных документов военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил и членам их семей 5 , которую он прилагает к рапорту по команде. После чего в воинской части издается приказ об освобождении военнослужащего от исполнения служебных обязанностей на определенный срок. Естественно, при освобождении военнослужащий не имеет права выезжать за пределы гарнизона, так как у него нет на это разрешительных документов, таких как отпускной билет, командировочное удостоверение, предписание и др.

Принципиальным отличием отпуска по болезни от освобождения является то, что в первом случае военнослужащий не считается исполняющим обязанности военной службы, а во втором, напротив, считается исполняющим обязанности военной службы, так как в п. 1 ст. 37 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” сказано, что военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы при нахождении на лечении, следовании к месту лечения и обратно.

Практическое значение отнесения определенных периодов военной службы к периоду исполнения обязанностей военной службы состоит в выяснении того, какие права имеет и какие обязанности несет военнослужащий в данный период и на что может рассчитывать семья военнослужащего в случае его смерти 6 .

Виды компенсаций и их размеры напрямую зависят от точного определения: является ли время нахождения в отпуске по болезни или период освобождения периодом исполнения обязанностей военной службы, так как в случае смерти военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы члены его семьи, помимо пенсии по случаю потери кормильца (п. 1 ст. 24 Федерального закона “О статусе военнослужащих”); права на получение жилого помещения при продолжительности военной службы военнослужащего 20 лет и более (п. 4 ст. 24 Федерального закона от “О статусе военнослужащих”); страховых выплат (ст. 5 Федерального закона “Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции”, приказ Министра обороны Российской Федерации “Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы” от 10 октября 1998 г. № 455), будут иметь право на следующие гарантии со стороны государства:

а) в соответствии с п. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях члены семьи военнослужащих, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

б) в соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона “О статусе военнослужащих” родителям, супругам и несовершеннолетним детям военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, предоставляется преимущественное право на социальное и медицинское обслуживание;

в) в соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и п. 5 Инструкции о порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, введенной в действие приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. № 55, в случае гибели (смерти) военнослужащих, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере:

– членам семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, граждан, призванных на военные сборы в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов, – 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия;

– членам семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, граждан, призванных на военные сборы в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, – 120 минимальных месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия;

г) другие гарантии и компенсации.

В заключение хотелось бы отметить тот факт, что до сих пор в ст. 33 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237) не определено, из какого отпуска может быть отозван военнослужащий. Если буквально понимать эту норму, то представляется возможным отозвать военнослужащего и из отпуска по болезни. В этом случае вполне естественно, что он будет не в состоянии исполнять возложенные на него служебные обязанности, а если и будет их исполнять, то это может повредить его здоровью. Представляется, что в данном случае должностным лицам, обладающим правом на отзыв военнослужащих из отпуска, необходимо не только руководствоваться крайней служебной необходимостью присутствия военнослужащего на службе, но и учитывать реальную возможность конкретного военнослужащего исполнять свои служебные обязанности.

1 Данное Руководство введено в действие приказом начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации – заместителя Министра обороны Российской Федерации от 15 января 2001 г. № 1.

2 Статья 349 УВС ВС РФ.

3Также в соответствии со ст.350 УВС РФ заключение об освобождении дается врачом, а в воинских частях, где врач штатом не предусмотрен, – фельдшером не более чем на трое суток. В случае необходимости освобождение может быть продлено.

4 Постановление Совета Министров СССР «О мероприятиях по дальнейшему снижению заболеваемости туберкулезом» от 1 сентября 1960 г. № 972.

5 Приложение № 37 к Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 мая 1999 г. № 170.

6 Членами семьи считаются: супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с военнослужащим; родители военнослужащего; дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, – до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, лица, находящиеся на иждивении военнослужащего