Как направить исполнительный лист на бюджетное учреждение. Порядок взыскания с бюджетного учреждения по исполнительному листу

Такие правила могут позволять должникам банально не исполнять решение суда длительное время со ссылкой: «нет денег», что противоречит принципу общеобязательности требований судебного акта и того факта, что казна не может быть пуста по определению.

  1. Присуждение компенсации за длительное неисполнение судебного акта

В случае, если с должника-бюджетополучателя длительное время не взыскивается сумма долга, то суд может присудить взыскателю компенсацию за неисполнение судебного акта. Верховный Суд РФ, в своем постановлении дал ряд важных разъяснений по поводу применении судами упомянутого закона.

Исполнение решений судов о взыскании с казны

Важно

Шарон 2015 год Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 апреля 2008 г. N А05-2385/2007. Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».


Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 30, Пленума ВАС РФ N 64 от 23.12.2010 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» Статья: О взыскании компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (Шпачева Т.В., Шибаев Д.В.)//(«Арбитражные споры», 2014, N 4) Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2011 N 57-В10-5 дело N 2-3385/2011 решение Центрального районного суда г.

Как взыскать с бюджетной организации

В частности, если у должника-бюджетополучателя отсутствуют соответствующие лимиты бюджетных обязательств и средства, полученные от предпринимательской деятельности, а для получения дополнительных лимитов, бюджетных обязательств были предприняты все необходимые действия (главному распорядителю средств соответствующего бюджета направлен запрос-требование), то основания для приостановления расходных операций отсутствуют, так как должник в этом случае не является нарушителем бюджетного законодательства по смыслу статьи 283 Бюджетного Кодекса РФ. Получается, что органы казначейства вправе применять данную меру, только если должник имеет соответствующие лимиты, либо средства от предпринимательской деятельности, но уклоняется от представления в казначейство платежного поручения на перечисление средств.

Как взыскать долг с бюджетного учреждения?

ФЗ) 10. В случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств федерального бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, направляется в орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета лицевого счета как получателю средств федерального бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Особенности взыскания с должников – получателей средств бюджета

Инфо

Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 11. Орган Федерального казначейства при полном исполнении исполнительного документа направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ. 12. Орган Федерального казначейства ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, в порядке, установленном Федеральным казначейством.


13. В случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. (в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ) (см.

Особенности взыскания с должников - получателей средств бюджета

В настоящее время не такая редкость, что вашим должником стала бюджетная организация. Государственный заказчик не оплатил выполненные работы, отказывается выполнять другие условия договора – есть множество причин, почему организация-бюджетополучатель становится должником. На первый взгляд, такие должники исправные - деньги в казне всегда есть, и ничто не мешает быстро получить с него должное. Так ли это? Давайте разбираться вместе.

  1. Механизмы исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов

Всего существует два механизма (глава 24.1 Бюджетного Кодекса РФ): 1) в счет возмещения вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц; 2) взыскание задолженности, возникшей вследствие неисполнения обязательства бюджетным учреждением. Основной разницей между порядками это то, какие органы будут исполнять судебные акты.

Взыскание с бюджетной организации

Рычаги воздействия на бюджетное учреждение Как еще вы можете повлиять на ситуацию? Для начала, следить за действиями должника и казначейства: направлять запросы, писать письма. Если должник игнорирует сроки и, даже при наличии денег, отказывается вернуть долг, казначейство может приостановить все операции по счетам должника до тех пор, пока он не прекратит нарушать закон. Ваша задача – следить за сроками и вовремя потребовать у казначейства приостановления работы счетов должника.

Внимание

Если казначейство этого не сделает, вы вправе обжаловать его неправомерные действия в суд. Этот механизм стоит использовать в любой ситуации, когда вы чувствуете, что должник или казначейство бездействуют. Аналогичные жалобы можно подавать и в прокуратуру. Будет не лишним узнать, кто конкретно отвечает за работу с вашей задолженностью, и обжаловать действия именно этого сотрудника начальству.

В первом случае это будет Министерство Финансов РФ или соответствующие финансовые органы субъекта Федерации (муниципального образования). Во втором случае это будут органы казначейства. Служба судебных приставов не исполняет подобного рода исполнительные документы в силу действия принципа иммунитета бюджета от взысканий (статья 239 Бюджетного Кодекса РФ).

  1. Куда предъявлять исполнительный документ?

В обязательном порядке надо получить в суде вместе с исполнительным листом копию судебного акта. Исполнительный лист вместе с заявлением и заверенным судебным актом необходимо направить в орган, который исполняет такие категории исполнительных документов (однако, это общее правило не распространяется на бюджетные учреждения.

Если бюджетное учреждение Высший арбитражный суд РФ периодически выпускает разъяснения по самым разным вопросам применения судами действующего законодательства. На этот раз Пленум ВАС РФ в постановлении от 17 мая 2007 г. № 31 ответил на вопрос, можно ли с учреждения во внесудебном порядке взыскивать суммы обязательных платежей и санкций. Случается, что и бюджетное учреждение не уплачивает вовремя налоги или взносы в Пенсионный фонд РФ. Задолжало учреждение - заплатит бюджет В Высшем Арбитражном Суде РФ подготовлен проект постановления Пленума, которое может изменить сложившийся порядок взыскания с бюджетных учреждений неустойки и пеней за просрочку платежей по хозяйственным договорам. Новое постановление затрагивает интересы тех организаций и предпринимателей, которым задолжало государственное или муниципальное учреждение (школа, больница и т.

  • Вопрос: №3411 от: 2018-03-30.

Предъявление исполнительного листа должнику - государственному бюджетному учреждению здравоохранения отличается от общего порядка.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

Судебные приставы не имеют полномочий по взысканию средств бюджетов системы Российской Федерации, за исключением установленных БК РФ случаев (так называемый, иммунитет бюджетов).

Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета Российской Федерации, либо субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам учреждения подается в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета такого учреждения субъекта Российской Федерации. Таковым является Министерство финансов РФ или субъекта РФ.

В Министерство финансов подается следующий пакет документов:

1. Заявление с банковскими реквизитами для перевода денежных средств взыскателю;

2. Исполнительный лист (оригинал);

3. Копия судебного акта, заверенная надлежащим образом, на основании которого выдан исполнительный лист;

4. Доверенность на представителя (оригинал или нотариальная копия, если заявление подписывается и подается представителем взыскателя).

Перечисление денежных средств осуществляется в течение 3-х месяцев со дня предъявления исполнительного листа.

Установлены четыре основания для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение (ч. 3 ст. 242.1 БК РФ):

Непредставление какого-либо из вышеуказанных документов;

Несоответствие вышеуказанных документов требованиям ГПК РФ, КАС РФ, АПК РФ и ФЗ «Об исполнительном производстве»;

Нарушение установленного законодательством срока предъявления исполнительного документа к исполнению;

Представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.

В случае возврата пакета документов взыскателю, последний вправе предъявить исполнительный лист к исполнению в пределах трехгодичного срока с даты вступления в силу судебного акта.

Исходя из вышесказанного, по которому должником является государственное бюджетное учреждение здравоохранения, необходимо в Министерство финансов РФ или субъекта РФ, которое осуществляет открытие и ведение лицевого счета учреждения.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

В настоящее время не такая редкость, что вашим должником стала бюджетная организация. Государственный заказчик не оплатил выполненные работы, отказывается выполнять другие условия договора – есть множество причин, почему организация-бюджетополучатель становится должником.

На первый взгляд, такие должники исправные — деньги в казне всегда есть, и ничто не мешает быстро получить с него должное.

Так ли это? Давайте разбираться вместе.

  1. Механизмы исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов

Всего существует два механизма (глава 24.1 Бюджетного Кодекса РФ):

1) в счет возмещения вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц;

2) взыскание задолженности, возникшей вследствие неисполнения обязательства бюджетным учреждением.

Основной разницей между порядками это то, какие органы будут исполнять судебные акты.

В первом случае это будет Министерство Финансов РФ или соответствующие финансовые органы субъекта Федерации (муниципального образования).

Во втором случае это будут органы казначейства.

Служба судебных приставов не исполняет подобного рода исполнительные документы в силу действия принципа иммунитета бюджета от взысканий (статья 239 Бюджетного Кодекса РФ).

  1. Куда предъявлять исполнительный документ?

В обязательном порядке надо получить в суде вместе с исполнительным листом копию судебного акта.

Исполнительный лист вместе с заявлением и заверенным судебным актом необходимо направить в орган, который исполняет такие категории исполнительных документов (однако, это общее правило не распространяется на бюджетные учреждения. Специальный порядок обращения взыскания на средства бюджетных учреждений регулируется Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Согласно п.п. 2 п. 20 ст. 30 указанного Федерального закона, к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), должно быть приложено заявление взыскателя. Т.е. обязанность прикладывать копию судебного акта в данном случае отсутствует.
На сайте УФК по Московской области в разделе «Информация для взыскателя» есть, в том числе, разъяснения о порядке обращения взыскания на средства бюджетных организаций (согласно 83-ФЗ от 08.05.2010): http://mo.roskazna.ru/page/15640 )

Как определить в какой?

Как уже говорилось выше, бюджетным законодательством установлено два порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов.

Первый распространяется на исполнение судебных актов по искам к РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных (муниципальных) органов или их должностных лиц.

Исключение составляет исполнение судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета.

Согласно статье 242.2 Бюджетного Кодекса РФ подобные акты исполняются Министерством финансов РФ, финансовыми органами субъекта Федерации или муниципального образования.

Исполнение осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете.

При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

Установлен более продолжительный по сравнению с общим двухмесячным сроком срок исполнения, равный трем месяцам со дня поступления исполнительных документов на исполнение, что объясняется спецификой бюджетного процесса.

Исполнительный документ необходимо направлять в тот орган, где у должника-бюджетополучателя находятся его лицевые счета.

На практике, такую задачу можно решить с помощью сайта госзакупок (http://zakupki.gov.ru/).

Достаточно найти любую закупку вашего должника, и в ней будет точно указан финансовый орган, в котором находятся лицевые счета должника -бюджетополучателя.

Срок исполнения исполнительных документов в финансовом органе – три месяца (пункт 6 статьи 242.2 Бюджетного Кодекса РФ).

Нельзя не обратить внимание на тот факт, что государство для исполнения решения суда всем остальным участникам оборота дает 5 дней (пункт 12 статьи 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»), а себе три месяца.

Весьма спорным моментом является возможность получения компенсации потерь кредитора в упомянутый трехмесячный срок на основании статьи 395 Гражданского Кодекса РФ – процентов за пользование чужими денежными средствами.

Но о возможных компенсациях поговорим ниже.

Если у должника — бюджетополучателя отсутствуют достаточные для исполнения денежные средства, он направляет главному распорядителю средств соответствующего бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов, бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа.

Согласно бюджетному законодательству, главный распорядитель средств соответствующего бюджета обеспечивает в течение трех месяцев выделение лимитов бюджетных обязательств.

Следует, однако, обратить внимание, что платежный документ может быть представлен в казначейство лишь по инициативе самого должника.

В случае же неисполнения последним своей обязанности органы казначейства приостанавливают до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе казначейства .

Таким образом, если в течении трех месяцев платежного документа от должника не поступит в финансовой орган, то его деятельность блокируется – он не сможет выдавать зарплаты своим сотрудникам, оплачивать другие счета и. т. д.

Исключение составляют лишь операции по исполнению исполнительных документов.

Данная мера была бы мощным стимулом к скорейшему исполнению решения суда, если бы не сложившаяся практика.

Суды оценивают факт приостановления расходных операций по лицевому счету должника наряду с иными положениями Бюджетного Кодекса РФ.

Само по себе неисполнение судебного акта не влечет автоматическое приостановление операций по счету должника.

В частности, если у должника-бюджетополучателя отсутствуют соответствующие лимиты бюджетных обязательств и средства, полученные от предпринимательской деятельности, а для получения дополнительных лимитов, бюджетных обязательств были предприняты все необходимые действия (главному распорядителю средств соответствующего бюджета направлен запрос-требование), то основания для приостановления расходных операций отсутствуют, так как должник в этом случае не является нарушителем бюджетного законодательства по смыслу статьи 283 Бюджетного Кодекса РФ .

Получается, что органы казначейства вправе применять данную меру, только если должник имеет соответствующие лимиты, либо средства от предпринимательской деятельности, но уклоняется от представления в казначейство платежного поручения на перечисление средств.

Такие правила могут позволять должникам банально не исполнять решение суда длительное время со ссылкой: «нет денег», что противоречит принципу общеобязательности требований судебного акта и того факта, что казна не может быть пуста по определению.

  1. Присуждение компенсации за длительное неисполнение судебного акта

В случае, если с должника-бюджетополучателя длительное время не взыскивается сумма долга, то суд может присудить взыскателю компенсацию за неисполнение судебного акта .

Верховный Суд РФ, в своем постановлении дал ряд важных разъяснений по поводу применении судами упомянутого закона.

Так, судам необходимо учитывать то, что отсутствие права на присуждение компенсации на основании Закона о компенсации, не лишает заинтересованное лицо права обратиться в суд с иском о возмещении вреда в соответствии со статьями 1069,1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также с иском о компенсации морального вреда на основании статьи 151 ГК РФ (пункт 2).

Что касается подведомственности рассмотрения подобной категории дел, то в судах общей юрисдикции рассматриваются вопросы присуждения компенсаций по длительному неисполнению судебных актов, выданных судами общей юрисдикции, в арбитражных судах – неисполнение судебных актов, выданных арбитражными судами.

Важно обратить внимание на срок подачи заявление о присуждении компенсации за нарушение права за длительное неисполнение судебного акта.

Такое заявление может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта (пункт 11 Постановления).

Иными словами, у должника-бюджетополучателя имеется три месяца на исполнение судебного акта. Лишь только по истечению плюс еще 6 месяцев (то есть через 9 месяцев с даты поступления судебного акта на исполнение), у заявителя появляется право обратиться в суд за компенсацией за длительное неисполнение судебного акта.

Таким образом, фактически, у должников-бюджетников есть всегда девятимесячная отсрочка исполнения судебного акта…

Размер компенсации определяется судом с учетом принципов разумности и справедливости.

Анализ, к примеру, судебных актов Арбитражного суда Северо-Западного округа, показал, что суды взыскивают от 2000 до 200 000 руб. в зависимости от конкретных обстоятельств дела .

  1. Индексация взысканных сумм

Денежные средства подвержены инфляции (потеря покупательской способности).

Гражданское процессуальное законодательство имеет действующий механизм компенсации потерь кредитора вследствие инфляционных процессов – статья 208 Гражданского Процессуального Кодекса РФ

Индексация производится судом по индексам потребительских цен на день исполнения судебного решения.

По результатам рассмотрения дела взыскатель также получает исполнительный лист на взыскание с должника проиндексированных сумм.

В арбитражном процессуальном кодексе есть аналогичная норма для индексации – статья 183 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ, но действие ее фактически заблокировано отсутствием специального федерального закона, определяющего размер индексации, на который имеется ссылка в упомянутой статье.

Возникает вопрос. Возможно ли начисление индексации на период трех месяцев, которые имеет должник-бюджетополучатель для исполнения решения суда?

Судебная практика дает на это положительный ответ.

Верховный Суд РФ в своем определении подчеркнул, что: «…Поскольку целью индексации присужденных денежных сумм является поддержание их покупательной способности в условиях инфляции, индексация взысканных по решению суда денежных сумм должна производиться с момента вступления решения суда в законную силу …»

Верховный Суд определил правовую природу трехмесячного срока для исполнения решений суда как организационную, дисциплинирующую должника к скорейшему исполнению требований исполнительного документа.

Данный срок установлен в интересах взыскателя, с той целью, чтобы решение суда не исполнялось должником сколь угодно долго, и не представляет собой автоматическую отсрочку исполнения решения суда для должников-бюджетополучателей на три месяца.

Однако в другом деле, нижестоящие суды, учли специальные правила исполнения судебных актов по взысканию с должников-бюджетополучателей, и рассчитали индексацию с даты предъявления исполнительного документа в казначейство до даты исполнения судебного решения казначейством

Здесь интересным для исследования является вопрос, а может ли сам должник, добровольно исполнить решение суда?

Взыскатель, предъявляя лист в финансовый орган инициирует процедуру принудительного исполнения судебного акта.

Но законом не запрещено должнику исполнить решение суда добровольно.

Исходя из практики ЕСПЧ (Европейский Суд по Правам Человека) взыскатель не обязан инициировать процедуру принудительного исполнения судебного акта .

Аналогичная позиция у суда в другом деле — от лица, получившего исполнимое решение против государства в результате успешного судебного процесса, нельзя требовать обращения к исполнительному производству для его исполнения. Это означает, что если решение вынесено против государства, то именно государство, а не взыскатель обязано проявить инициативу для исполнения этого решения .

Следует отметить позицию Конституционного Суда Российской Федерации в определении от 20 марта 2008 г. N 153-О-О, согласно которой индексация не носит характер гражданско-правовой ответственности и не может быть поставлена в зависимость от вины должника в длительном неисполнении судебного решения.

Индексация является механизмом, позволяющим полностью возместить потери взыскателя при длительном неисполнении судебного решения в условиях инфляционных процессов в государстве.

  1. Компенсация потерь кредитора по основаниям статьи 395 Гражданского Кодекса РФ

Проценты, взыскиваемые с должника по статье 395 Гражданского Кодекса РФ, по своей правовой природе являются мерой гражданско-правовой ответственности .

До недавнего времени, у судов не было сомнений в возможности взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами с должника-бюджетополучателя, в том числе и в течении трехмесячного срока исполнения требований исполнительного документа .

В частности, суд в своем решении констатирует: «…по смыслу статьи Гражданского кодекса Российской Федерации уплата процентов за пользование чужими средствами является мерой гражданско-правовой ответственности за ненадлежащее исполнение договорных обязательств. При этом правовой статус учреждения не освобождает последнее от предусмотренной действующим законодательством санкции за нарушение исполнения денежного обязательства. То обстоятельство, что в рассматриваемом случае ответчик является государственным учреждением, финансируемым из бюджета, не меняет сущности гражданско-правовых отношений между сторонами…».

Однако, такая практика, возможно, скоро будет изменена. На 26.07.2015 года назначено судебное заседание в Верховном Суде РФ по делу № А49-1777/2014 , в котором, будет решен вопрос возможности взыскания процентов по статье 395 ГК РФ в период трехмесячного срока для исполнения требований исполнительного документа.

В своем определении о передаче дела в коллегию по экономическим спорам ВС РФ на рассмотрение Верховный суд РФ рассуждает от том, что вынесения судами решений, взыскивающих проценты за неисполнение судебного решения на день его исполнения по статье 395 Гражданского Кодекса РФ, противоречит специальному порядку исполнения судебных актов с должников-бюджетополучателей и самой правовой природе процентов по статье 395 ГК РФ.

Кроме того, в определении указано: «…Что касается пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, то, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, применение положений данной статьи в конкретных спорах зависит от того, являются ли спорные имущественные правоотношения гражданско-правовыми, а нарушенное обязательство — денежным, а если не являются, то имеется ли указание законодателя о возможности их применения к этим правоотношениям (определения от 19.04.2001 N 99-О, от 25.11.2010 N 1535-О-О, от 11.05.2012 N 804-О )…».

По мнению автора, проценты за пользование чужими денежными средствами по статье 395 ГК РФ должны начисляться с даты вступления решения суда в законную силу, так как ничто не препятствует должнику самостоятельно, без инициирования взыскателем процедуры принудительного исполнения, исполнить решение суда (тем более что решение суда вступает в силу течение одного месяца).

Выводы: В настоящее время процедура исполнения судебных актов с должников-бюджетополучателей имеет устоявшуюся правовую регламентацию. Существующие проблемы – длительные сроки исполнения судебных актов, невозможность индексации присужденных сумм по решениям арбитражных судов, невысокий размер компенсации за длительное неисполнение судебного акта, проблема взыскания процентов по статье 395 ГК РФ за период нахождения исполнительного документа на исполнения в финансовом органе.

(с) А.А. Шарон 2015 год

Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».

Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 30, Пленума ВАС РФ N 64 от 23.12.2010

«О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»

Статья: О взыскании компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (Шпачева Т.В., Шибаев Д.В.)//(«Арбитражные споры», 2014, N 4)

Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2011 N 57-В10-5

Дело N 2-3385/2011 решение Центрального районного суда г. Омска

Постановление ЕСПЧ от 27.05.2004 по делу «Метаксас против Греции» (Metaxas v. Greece), жалоба N 8415/02

Постановление ЕСПЧ от 26.06.2008 по делу «Красев против Российской Федерации» (Krasev v. Russia), жалоба N 731/04

Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 8 октября 1998 г. N 13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами»

Согласно Постановлению №143, вам необходимо, кроме исполнительного документа, оформить заверенную в установленном порядке копию решения суда, на основании которого и был выдан данный исполнительный лист. Здесь имеется некоторая трудность, поскольку в ст. 9 закона говорится, что для проведения исполнительных действий достаточно одного документа – исполнительного листа. Чтобы выйти из этой ситуации, на копии решения суда попросите судью сделать не только надпись «Копия верна», но и «Решение вступило в законную силу». 3 Подайте документы в исполнительный орган, через который осуществляется финансирование вашего должника. Согласно Постановлению, органом, в котором открыты лицевые счета бюджетной организации, является Федеральное казначейство. Направьте в территориальный орган по месту регистрации заверенную копию судебного решения и сопроводительное письмо.

Исполнение решений судов о взыскании с казны

Согласно статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) за счет средств бюджета должно быть произведено Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом) в течение трех месяцев со дня поступления в соответствующий орган исполнительного листа на исполнение, в случае не исполнение решения суда в течение трех месяцев, исполнительный документ может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю. В данном случае судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Как взыскать с бюджетной организации

Внимание

КонсультантПлюс: примечание. О порядке обращения взыскания на средства бюджетных учреждений см. Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 1. Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения — должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (далее в настоящей статье — лицевые счета должника).


(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2.

Как взыскать долг с бюджетного учреждения?

Альтернативным способом ускорить возврат долга может стать обращение в суд за денежной компенсацией: компенсацией за длительное неисполнение решения суда, иск об индексации присужденных сумм долга, требование о взыскании процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами, о взыскании компенсации за каждый день неисполнения судебного акта. Если разобраться, процедура взыскания денег с бюджетных учреждений далеко не так сложна, как кажется. Главное – не пускать ситуацию на самотек и методично добиваться своего.
Как можно воздействовать на непорядочного неплательщика? Как управлять долгом и не расходовать свои силы на неэффективные действия? Узнайте в книге Ивана Рыкова «Кредиторы vs дебиторы. Антикризисное управление долгами».

Взыскание с бюджетного учреждения по исполнительному листу

Если казначейство этого не сделает, вы вправе обжаловать его неправомерные действия в суд.Этот механизм стоит использовать в любой ситуации, когда вы чувствуете, что должник или казначейство бездействуют. Важно Аналогичные жалобы можно подавать и в прокуратуру. Будет не лишним узнать, кто конкретно отвечает за работу с вашей задолженностью, и обжаловать действия именно этого сотрудника начальству.


Исполнение решений судов о взыскании с казны Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 11. Орган Федерального казначейства при полном исполнении исполнительного документа направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ. 12.

Порядок взыскания задолженности с бюджетного учреждения по решению суда

Орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя. При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган Федерального казначейства возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата. (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 3.

Исполнение судебных актов в отношении учреждений

В случае, если должник по своей организационно-правовой форме является автономным учреждением, судебный пристав-исполнитель в целях установления имущества обращается с запросом в территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления. Дальнейшие исполнительные действия в отношении установленного имущества автономного учреждения, в том числе его арест, оценка и реализация, осуществляются в соответствии с порядком обращения взыскания на имущество должника, установленным Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган Федерального казначейства документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ. (в ред. Федерального закона от 02.11.2007 N 247-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган Федерального казначейства указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя. 9.

Порядок взыскания с бюджетного учреждения по исполнительному листу

  • федеральные казенные учреждения, по обязательствам которых обращено взыскание на средства федерального бюджета;
  • казенные учреждения субъекта РФ, по обязательствам которых обращено взыскание на средства бюджета субъекта РФ;
  • муниципальные казенные учреждения, по обязательствам которых обращено взыскание на средства местного бюджета.

Какие решения не исполняет Федеральное казначейство?

  • те, которые исполняются через Минфин РФ, финансовые органы субъекта РФ или муниципального образования;
  • об обязании должника-бюджетополучателя совершить определенные действия (с такими исполнительными листами надо идти к судебным приставам);
  • в которых сумма долга выражена в иностранной валюте - Бюджетный кодекс предусматривает, что сумма долга в исполнительном листе должна быть выражена в рублях.

Все дела: гражданские и уголовные.

Инфо

Сегодня я проведу краткий ликбез на тему взыскания долгов с бюджетного учреждения и расскажу, как вернуть свои деньги быстро и без лишней бюрократии. Чем отличается взыскание долга с бюджета? В работе с бюджетными учреждениями, безусловно, есть своя специфика. Взысканием долга занимаются другие госорганы – так, служба судебных приставов не имеет права взыскивать деньги с бюджетных учреждений, этим занимаются органы казначейства.


Процедура взыскания долга строго регламентирована, установлены жесткие сроки, что выгодно отличает этот процесс от работы обычных приставов. Правда, воздействовать на должника непросто – здесь «не работает» арест имущества, собственников бюджетных учреждений не привлекают к субсидиарной ответственности.

Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 02.11.2007 N 247-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 5. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу государственной власти (государственному органу), осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган Федерального казначейства. (в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ) (см.

В нем укажите реквизиты своего предприятия для перечисления взыскиваемых денежных средств. 4 В том случае, если ваш исполнительный документ оформлен в соответствии с теми требованиями, которые прописаны в законе, требуемая сумма будет взыскана с бюджетной организации сразу или частями по мере поступления финансирования из бюджета. 5 Федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней обязано уведомить должника о том, что исполнительный документ поступил такого-то числа и принят к исполнению. Бюджетная организация в течение 10 дней после получения уведомления должна сообщить в Федеральное казначейство, по какому коду бюджетной классификации проходит данная задолженность, и приложить к письму платежное поручение на перечисление суммы по исполнительному листу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Бюджетным кодексом Российской Федерации на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте РоссийскойФедерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Комплект документов, содержащий исполнительный лист об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, выданный в отношении должника, лицевые счета которого обслуживаются в УФК по г. Москве, направляется в УФК по г. Москве почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу: 115191, г. Москва, ул. 3-я Рощинская, д. 3, стр. 1 (м. Тульская).

Также возможна доставка комплекта документов нарочным по указанному выше адресу. В таком случае, документы следует сдать в экспедицию (ком.144).

Часы работы экспедиции УФК по г. Москве:

Порядок обжалования действий (бездействия) УФК по г. Москве

1. Действия (бездействие) УФК по г. Москве, а также решения, принятые в ходе организации исполнения судебных актов, могут быть обжалованы заявителем в досудебном и судебном порядке.

2. При подаче жалобы в письменной форме срок ее рассмотрения не превышает 30 календарных дней со дня регистрации в УФК по г. Москве.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса о предоставлении документов и материалов, необходимых для рассмотрения обращения, руководитель УФК по г. Москве вправе продлить срок его рассмотрения, но не более чем на 30 дней, с одновременным уведомлением заявителя о продлении срока рассмотрения его обращения.

3. Заявитель в жалобе в обязательном порядке указывает:

  • наименование органа, в который направляет жалобу, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
  • свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), полное наименование для юридического лица;
  • почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации жалобы;
  • суть жалобы;
  • ставит личную подпись и дату.

Дополнительно, в целях сокращения срока рассмотрения жалобы Федеральным казначейством или органом Федерального казначейства, заявителем могут быть указаны:

  • должность, фамилия, имя и отчество сотрудника органа Федерального казначейства, решение, действие (бездействие) которого обжалуется;
  • суть обжалуемого действия (бездействия);
  • обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность;
  • иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к жалобе документы и материалы либо их копии.

4. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении требований заявителя либо об отказе.

5. Жалоба не рассматривается УФК по г. Москве по существу и ответ на нее не дается в случае, если:

  • в жалобе не указаны фамилия заявителя и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, либо реквизиты заявителя не поддаются прочтению;
  • жалоба не поддается прочтению;
  • жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, при этом УФК по г. Москве вправе сообщить заявителю о недопустимости злоупотребления;
  • по существу жалобы имеется вступивший в законную силу судебный акт, при этом орган Федерального казначейства разъясняет порядок обжалования данного судебного акта;
  • имеется документ, подтверждающий принятие жалобы на рассмотрение Федеральным казначейством;
  • ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, при этом УФК по г. Москве сообщит заявителю жалобы о невозможности дать ответ по существу в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Если в жалобе заявителя содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель УФК по г. Москве вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу.

Если причины, по которым жалоба не могла быть рассмотрена по существу, в последующем были устранены, заявитель вправе вновь направить жалобу.

6. Заявители вправе обжаловать решения, действия (бездействие) должностных лиц органов Федерального казначейства, принятые в ходе организации исполнения судебных актов, в судебном порядке, а именно:

  1. В Симоновский районный суд города Москвы, по адресу: ул. Восточная дом 2, стр. 6, г. Москва, 115280;
  2. В Арбитражный суд города Москвы, по адресу: ул. Большая Тульская д. 17, г. Москва, 115191.