Арбитражный управляющий - это кто такой? Саморегулируемая организация арбитражных управляющих. Что нужно знать об арбитражных управляющих в процедуре банкротства физ

Арбитражный управляющий — это ключевая фигура при банкротстве предприятия.

К моменту написания этой статьи Федеральному закону от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в дальнейшем «закон о банкротстве») уже 13 лет.
За это время он претерпел 68 редакций с учётом 3-х последних, которые ещё не вступили в силу.

Но для многих людей арбитражный управляющий остаётся загадочной, непонятной фигурой, чуть ли не кем-то, кто пытается «наловить рыбу в мутной воде».

В этой статье кратко даны ответы на вопросы:

  • каковы функции арбитражного управляющего?
  • Каковы «разновидности» этих участников банкротства предприятия?
  • Каковы требования к арбитражным управляющим в России?
  • Каков порядок их назначения?
  • Что такое саморегулируемая организация арбитражных управляющих ?

Функции арбитражного управляющего во время процедур, применяемых при банкротстве

Самой общей, основной задачей арбитражного управляющего является цивилизованное решение проблемы, вызванной несостоятельностью должника.

Во время проведения процедур, применяемых при банкротстве (часть 1 статьи 27 закона «О банкротстве»), арбитражные управляющие осуществляют различные функции. Эти функции зависят от конкретной процедуры.

Наблюдение

На стадии наблюдения арбитражный управляющий имеет статус временного управляющего (статья 2 закона «О банкротстве»). Его обязанности прописаны в части 1 статьи 67 закона «О банкротстве». Если обобщить, то временный управляющий обязан выяснить, есть ли возможность поправить финансовые дела должника, восстановить его платежеспособность.

На стадии финансового оздоровления арбитражный управляющий именуется административным управляющим (статья 2 закона «О банкротстве»). Основная функция арбитражного управляющего на этой стадии — контролирующая. Он:

  • ведёт реестр требований кредиторов,
  • контролирует выполнение плана финансового оздоровления, графика погашения долга, перечисления средств кредиторам и другое (часть 3 статьи 83 закона «О банкротстве»).

Внешнее управление

Внешний управляющий — арбитражный управляющий, который фактически руководит должником после введения внешнего управления (часть 1 статьи 94 закона «О банкротстве»). Особенность этой процедуры в том, что прежнее руководство должника отстраняется от работы (часть 1 статьи 94 закона «О банкротстве»). Внешний управляющий:

  • ведёт бухгалтерский, финансовый, статистический отчёт,
  • разрабатывает план внешнего управления,
  • ведёт реестр требований кредиторов (часть 2 статьи 99) и другое.

Основная цель этой стадии — восстановить платежеспособность должника.

Если кредиторы принимают решение обратиться в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом (часть 3 статьи 118 закона «О банкротстве») и суд удовлетворяет это ходатайство, то открывается конкурсное производство (часть 1 статьи 124 закона «О банкротстве»). Арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего (часть 1 статьи 127 закона «О банкротстве»).

Конкурсный управляющий руководит должником (часть 1 статьи 129 закона «О банкротстве»). В статусе конкурсного управляющего арбитражный управляющий наделён очень широкими полномочиями:

  • распоряжаться имуществом должника;
  • увольнять работников;
  • искать, выявлять и возвращать имущество должника, которое находится у третьих лиц;
  • требовать возврата задолженности перед должником и другое (часть 2 статьи 129) и т.д.

Интересно: в статье 2 закона «О банкротстве» прописан также финансовый управляющий, но он участвует в деле о банкротстве физического лица, гражданина. Поэтому финансовый управляющий в этой статье не рассматривается.

Как стать административным управляющим в России

Эти требования установлены статьёй 20 закона «О банкротстве». Требования к арбитражному управляющему следующие:

  • он должен быть гражданином Российской Федерации;
  • должен быть членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (часть 1 статьи 20 закона «О банкротстве»).

На этом требования к арбитражному управляющему заканчиваются. А вот для того, чтобы стать членом СРО арбитражных управляющих , придётся выполнить ещё несколько условий, а именно:

  • иметь высшее образование;
  • иметь стаж работы руководителем не менее 1 года;
  • стажироваться в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее 2-х лет;
  • сдать теоретический экзамен по специальной программе;
  • не иметь дисквалифицирующего наказания за совершение административного правонарушения;
  • не иметь судимости за умышленное преступление;
  • не быть исключённым из СРО арбитражных управляющих в течение 3-х лет до момента подачи заявления на членство (часть 2 статьи 20);
  • заключить договор обязательного страхования ответственности;
  • уплачивать установленные СРО взносы, в том числе взносы в компенсационный фонд (часть 3 статьи 20).

Порядок назначения арбитражных управляющих

Этот порядок установлен статьёй 45 закона «О банкротстве».

В Арбитражный суд подаётся заявление о признании должника банкротом. В этом заявлении указывается наименование и адрес СРО, из числа членов которой нужно определить временного управляющего (часть 2 статьи 37 закона «О банкротстве»).

Указанная СРО получает определение арбитражного суда о принятии заявления и представляет суду информацию: соответствует кандидатура арбитражного управляющего требованиям или нет. СРО обязана сделать это в течение 9-ти дней (часть 4 статьи 45 закона «О банкротстве»).

Если кандидатура управляющего удовлетворяет установленным требованиям, арбитражный суд утверждает этого кандидата (часть 5 статьи 45 закона «О банкротстве»).

Если в течение 14-ти суток с момента получения определения арбитражного суда СРО не подаст в суд информацию о кандидатуре, суд откладывает рассмотрение вопроса на 30 дней. Заявитель имеет право в течение этого времени обратиться в другую СРО (часть 7 статьи 45 закона «О банкротстве»).

Если же кандидатура управляющего не представлена в течение 3-х месяцев, то арбитражный суд прекращает производство (часть 9 статьи 45 закона «О банкротстве»).

Обратите внимание: порядок назначения арбитражного управляющего описан в общих чертах. Ситуация осложняется, если, например, арбитражному управляющему требуется допуск к государственной тайне.

Требования к СРО арбитражных управляющих

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих — это некоммерческая организация (часть 1 статьи 21 закона «О банкротстве»). СРО включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. При этом СРО должна выполнить несколько требований:

  • у неё должно быть не менее 100 членов;
  • её участники должны в сумме провести не менее, чем 100 процедур банкротств;
  • она должна иметь компенсационный фонд;
  • должны быть разработаны стандарты и правила профессиональной деятельности арбитражных управляющих;
  • она должна иметь органы управления и специализированные органы (часть 2 статьи 21).

Что ещё нужно знать об арбитражном управляющем

В редакции закона «О банкротстве» от 03 декабря 2008 года было требование о том, что арбитражный управляющий обязан иметь регистрацию индивидуального предпринимателя. Однако в редакции закона от 1 января 2014 года этого требования уже не имелось. В настоящее время арбитражный управляющий может не быть индивидуальным предпринимателем.

Законодательство России о банкротстве развивается. К ключевой фигуре этого процесса — арбитражному управляющему — предъявляются всё более серьёзные требования.

Это позитивные изменения, поскольку они отсекают от рынка неквалифицированных лиц. Благодаря строгим требованиям закона «О банкротстве» на рынке услуг арбитражных управляющий остаются честные и достойные профессионалы.

Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом. Арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации.

2. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих устанавливает следующие обязательные условия членства в этой организации:

наличие высшего образования;

(см. текст в предыдущей редакции)

Наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией (далее - стандарты и правила профессиональной деятельности);

(см. текст в предыдущей редакции)

сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;

отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;

отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;

отсутствие в течение трех лет до дня представления в саморегулируемую организацию заявления о вступлении в члены этой саморегулируемой организации факта исключения из числа членов этой или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих в связи с нарушением настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, не устраненным в установленный саморегулируемой организацией срок или носящим неустранимый характер.

3. Условиями членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих являются также наличие у члена саморегулируемой организации договора обязательного страхования ответственности, отвечающего установленным статьей 24.1 настоящего Федерального закона требованиям, внесение членом саморегулируемой организации установленных ею взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

4. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих в качестве условий членства в ней наряду с требованиями, предусмотренными пунктами 2 и настоящей статьи, вправе устанавливать иные требования к компетентности, добросовестности и независимости арбитражного управляющего.

5. В период членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих арбитражный управляющий обязан соответствовать установленным саморегулируемой организацией в соответствии с пунктами 2 - настоящей статьи условиям членства в ней. Порядок подтверждения соответствия арбитражного управляющего условиям членства в саморегулируемой организации устанавливается саморегулируемой организацией.

Член саморегулируемой организации, не соответствующий условиям членства в саморегулируемой организации, исключается из ее членов в течение одного месяца с даты выявления такого несоответствия.

С даты выявления несоответствия арбитражного управляющего требованиям, установленным пунктами 2 - настоящей статьи, арбитражный управляющий не может быть представлен саморегулируемой организацией в арбитражный суд для утверждения в деле о банкротстве.

6. В целях настоящего Федерального закона работой на руководящих должностях признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, замещение высших и главных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, работа в качестве руководителя органа местного самоуправления или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением случаев участия в процедурах, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику.

7. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих на основании установленных условий членства в ней определяет перечень документов, которые должны представляться лицами при приеме в члены саморегулируемой организации, а также требования к оформлению этих документов. В течение тридцати дней с даты представления лицом заявления о приеме в члены саморегулируемой организации с приложением всех документов, предусмотренных указанным перечнем, постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации рассматривает представленные таким лицом документы и в случае соответствия такого лица требованиям, установленным условиями членства в саморегулируемой организации, принимает решение о приеме такого лица в ее члены.

8. Решение о приеме лица в члены саморегулируемой организации арбитражных управляющих вступает в силу с даты представления таким лицом в саморегулируемую организацию документов, подтверждающих исполнение всех условий членства в этой организации, установленных в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

В случае неисполнения лицом, в отношении которого принято решение о приеме в члены саморегулируемой организации, указанных условий членства в саморегулируемой организации в течение двух месяцев с даты принятия такого решения оно признается аннулированным.

9. Сведения о лице, принятом в члены саморегулируемой организации арбитражных управляющих, включаются в реестр членов саморегулируемой организации в течение трех рабочих дней с даты вступления в силу решения о приеме такого лица в члены саморегулируемой организации. Лицо, в отношении которого вступило в силу решение о приеме в члены саморегулируемой организации, может быть утверждено арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего для проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, с даты включения сведений о таком лице в реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих. В течение десяти рабочих дней с даты включения сведений о таком лице в реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих ему выдается документ о членстве в саморегулируемой организации.

10. В случае несоответствия лица требованиям, установленным условиями членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации принимает решение об отказе в приеме такого лица в члены саморегулируемой организации с указанием причин отказа.

Решение об отказе в приеме лица в члены саморегулируемой организации направляется такому лицу в течение десяти рабочих дней с даты принятия этого решения.

Решение об отказе в приеме лица в члены саморегулируемой организации или уклонение саморегулируемой организации от принятия решения о приеме или об отказе в приеме в члены данной организации может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев с даты принятия этого решения или даты, когда это решение должно было быть принято.

За всю историю своего существования на планете люди поняли, что любые вопросы лучше всего решать коллективно. Этот принцип со временем трансформировался в пословицу: «Одна голова хорошо, а две - лучше». На сегодняшний день данное правило применяется во многих сферах человеческой жизнедеятельности. Но наиболее часто его можно встретить в тех отраслях, где решаются правовые вопросы. В данном случае мы говорим о судебной деятельности как о своеобразном гаранте реализации прав и свобод юридических и Стоит отметить, что суды в Российской Федерации выстроены в единую, функциональную и крайне эффективную систему. Все органы данной системы производят свою деятельность лишь на основе конкретных юридических фактов. Таким образом, суды - это специальные органы, чья деятельность направлена на защиту прав и свобод, а в некоторых случаях и решение споров.

Однако достаточно часто возникает спорный вопрос по поводу арбитражных судов. Эти инстанции имеют не только специфическую юрисдикцию, но еще и характерный только для них стиль решения споров. Во время осуществления процессов данные суды очень часто используют арбитражных управляющих. Далее в статье автор попытается рассмотреть основные функции данного института, а также разобрать суть его деятельности.

Что такое арбитраж?

Деятельность арбитражного управляющего напрямую связана с арбитражными судами. Поэтому просто необходимо рассмотреть их функциональную суть. Вообще термин «арбитраж» используется не только в России, но и в других странах. Более того, арбитражные суды также встречаются не только в РФ. Практически во всех державах задачи данных органов схожи, если не брать во внимание некоторые различия в самом процессе деятельности. Таким образом, арбитражный суд - это специальный орган государственной власти, действующий на постоянной основе, целью которого является осуществление правосудия в сфере предпринимательской и другой экономической деятельности. Проще говоря, это место оспаривания споров, напрямую связанных с осуществлением деятельности именно экономического или финансового характера. Наглядное проявление финансово-экономической направленности можно проследить в некоторых субъектах процесса. Например, в России, как и за рубежом, в определенных случаях привлекается финансовый арбитражный управляющий, суть работы которого будет представлена далее в статье.

Особенности данного института в России

Невзирая на существование общепринятого понятия, в Российской Федерации деятельность арбитражных судов имеет специфический вид. В классической теории арбитражная судебная инстанция - это орган судебной ветви власти, занимающийся поиском правосудия прежде всего в сфере предпринимательства, а также иных отраслях экономической деятельности. Наиболее ярким примером деятельности данных инстанций является процесс по признанию несостоятельности физического или же юридического лица.

Подведомственность

Учитывая специфику арбитражных судов, можно говорить об особенной подведомственности. Исходя из определения термина, арбитражам в РФ подведомственны дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Если более детализировать данный вопрос, то в сфере рассмотрения таких судов можно выделить следующие типы дел:

  • Возникающие из некоторых гражданско-правовых отношений.
  • Возникающие из публичных общественно-правовых отношений.
  • Дела об оспаривании выданных в установленном законом порядке нормативных актов, которые тем или иным образом затрагивают интересы, права лиц, осуществляющих предпринимательскую, иную экономическую деятельность.

  • Дела, предметом которых является оспаривание деятельности конкретных должностных лиц, решений и ненормативных органов и т. п.
  • Дела о привлечении отдельных предпринимателей к юридической ответственности.
  • Дела, целью которых является приведение решений иностранных судов в действие.
  • Дела специальной подведомственности, а именно: по о банкротстве, по спорам о деятельности депозитариев, по спорам о деятельности государственных корпораций, по спорам о защите прав интеллектуального характера, по спорам о защите деловой репутации.

Представленный перечень является исчерпывающим и может быть дополнен исключительно актами органов государственной власти. Помимо подведомственности существует такое понятие, как подсудность дел арбитражным судам. При помощи этой категории решается, каким конкретно арбитражным судом будет рассматриваться дело. Можно выделить следующие виды подсудности: родовая и территориальная.

Функции арбитражных инстанций

Учитывая специфику рассматриваемых дел, можно говорить о наличии специальных функций рассматриваемых судов, которых нет в судебных инстанциях иных отраслей. Таким образом, арбитражные суды имеют следующие функции:

  1. Разрешение предпринимательских и других экономических споров.
  2. Ведение учета и разработка статистических данных о предмете своей деятельности.
  3. Предупреждение и прекращение любого рода нарушений в сфере экономической жизнедеятельности общества.
  4. Разработка и установка международных связей.

Конечно, можно выделить ряд других функций. Но что касается представленных, то они являются основными как в теории, так и на практике.

Понятие арбитражного управляющего

Ранее в статье уже было указано, что арбитражным судам подсудны дела, имеющие гриф специальной подведомственности. Одним из таких дел является признание банкротства. В процессе реализации дела подобной специфики возникает потребность в такой персоне, как арбитражный управляющий. Это специальный участник процесса, основная роль которого заключается в осуществлении постоянного надзора за деятельностью лица. Однако возможности этого участника куда шире, чем многие знают. Таким образом, арбитражный управляющий - это профессиональный участник деятельности управленческого характера, в число функций которого входят антикризисное управление тем или иным предприятием, находящимся под контролем арбитражного суда. В некоторых случаях происходит путаница терминов. Например, многие не знают, что управляющий арбитражного суда, - это то же процессуальное лицо с правильным, законодательным названием. Иными словами, это человек, который осуществляет управление от имени конкретного арбитража.

Суть статуса «арбитражный управляющий»

Представленный в статье институт реализуется непосредственно гражданами Российской Федерации. Следует отметить, что арбитражный управляющий - это частное лицо, выполняющее публично-правовые функции. Конечно, любые решения данной особы являются обязательными для исполнения. Все без исключения управляющие являются членами арбитражных управляющих). Подобные структуры имеют массу характерных особенностей, о чем будет рассказано далее в статье.

СРО арбитражных управляющих

Саморегулируемая организация - это компании некоммерческого типа, в которых объединены занимающиеся разработкой отдельной производственной отрасли. В некоторых случаях саморегулируемая организация арбитражных управляющих объединяет работников отдельной профессиональной линии по примеру профсоюзов. Данный орган призван контролировать субъектов предпринимательской деятельности. Однако надзор осуществляется далеко не во всех экономических сферах, а только в тех, в которых присутствует государственный интерес. Таким образом, саморегулируемая организация арбитражных управляющих позволяет не только объединить представителей подобного института, но и организовать контроль их деятельности.

Ранее уже было отмечено, что арбитражный управляющий - это один из субъектов процесса признания несостоятельности должника. От его деятельности зависит судьба дебитора. Поэтому деятельность данного института необходимо рассматривать через призму понятия "банкротство". Арбитражный управляющий при этом выступает ключевой фигурой всего процесса, потому что в его руках право "потопить" или же спасти компанию, организацию от ликвидации.

Классификация

В зависимости от конкретной стадии признания физического, юридического лица банкротом, существует несколько видов «должностей», если можно так сказать, на которые арбитражных управляющих назначают. Отсюда можно выделить разные виды проявления представленного в статье института, а именно:

  • временный управляющий «используется» во время процедуры наблюдения;
  • финансовое оздоровление организации производится под контролем административного управляющего;
  • внешний управляющий осуществляет одноименную структуру;
  • процедура конкурсного управления производится под контролем конкурсного управляющего.

Утверждение арбитражного управляющего

Арбитражный финансовый управляющий, а точнее вопрос об его участии в конкретном процессе банкротства, утверждается в судебном акте. В данном нормативном документе указываются необходимые данные для идентификации, а именно: имя, отчество, номер налогоплательщика, регистрационный номер и т. п. Последний элемент ведомостей можно найти, если использовать реестр арбитражных управляющих.Подобная база данных хранит в себе ведомости о профессиональной деятельности управляющего. При помощи его регистрационного номера можно увидеть список производств о несостоятельности, в которых он участвует. Таким образом, реестр арбитражных управляющих является достаточно полезным способом получить ведомости о лице, которое будет производить предпринимательский надзор, еще до непосредственного контакта с ним. Также необходимо указывать в судебном акте почтовый адрес данного специалиста, чтобы в будущем осуществлять связь и информировать его обо всех изменениях в деле о банкротстве.

Следует помнить, что вознаграждение арбитражного управляющего производится на основе достигнутых целей и выполненных задач, с целью осуществления которых он непосредственно нанимается.

Специфика правового статуса

Следует отметить, что арбитражных управляющих позволяет законодателю предъявлять к ним специальные требования. Потому что посредством данного института осуществляется финансовая реструктуризация, а в некоторых случаях полная ликвидация юридических и физических лиц вследствие банкротства. Таким образом, арбитражный управляющий должен выполнять свои функции надлежащим образом, иначе может последовать применение негативных юридических санкций, невзирая на то что данные субъекты - это лица саморегулируемые. Арбитражных управляющих правовой статус существенно дополнен рядом требований, которые выдвигаются к людям, желающим стать такими специалистами. Отсюда следует, что к ним предъявляются следующие требования:

  • гражданство Российской Федерации;
  • арбитражных управляющих;
  • высшее образование;
  • стаж работы, а также стажировка на должности под названием "помощник арбитражного управляющего";
  • сдача экзамена;
  • отсутствие дисциплинарных взысканий и фактов административных правонарушений;
  • отсутствие судимостей;
  • наличие договора обязательного страхования.

Существующие требования позволяют контролировать деятельность арбитражных управляющих, тем самым исключая произвол данной деятельности. Следует также отметить, что во время осуществления своей работы данные лица пользуются правами и обязанностями, которые даются юридическим статусом. Нарушение представленного правового режима может вызвать ответственность арбитражного управляющего.

В судебных актах арбитражный управляющий обязан указывать помимо базовых данных (фамилия, имя, отчество) также специальные (почтовый индекс, регистрационный номер, контактные данные). Эта особенность исходит из того, что он является прежде всего участником арбитражного судебного процесса, а уже потом специалистом. Таким образом, иные субъекты процесса должны иметь возможность связи с ним для решения вопросов, возникших из предмета рассматриваемого дела.

Большое значение имеет пункт, где упомянут помощник арбитражного управляющего. Факт стажировки является обязательным, так как именно на ней человек учится всем тонкостям представленного в статье ремесла. Главная особенность в том, что помощник арбитражного управляющего воспринимает будущую работу непосредственно, путем личных проб и ошибок. Данный способ является действительно эффективным, потому что многие моменты непонятны начинающим работникам, так как в учебниках они или не описаны, или не упомянуты вовсе.

Особенности привлечения управляющих в процессе конкурсного производства

Нужно отметить, что на стадии конкурсного производства также привлекается арбитражный управляющий, о чем уже было указанно ранее в статье. Согласно законодательству, конкурсный кредитор является заявителем в деле о несостоятельности. Поэтому он имеет право выдвигать дополнительные требования к арбитражным управляющим, например:

  • наличие не просто высшего юридического или же экономического образования, а навыков работы в определенной специальной сфере;
  • наличие стажа работы на должностях руководящего состава;
  • наличие опыта проведения процедур в делах о банкротстве в роли арбитражного управляющего.

Все представленные требования обусловлены рисками и сложностью процесса признания несостоятельности должника. Ведь в большей части случаев на управляющего распространяются полномочия руководителя особы должника.

Итак, в статье мы рассмотрели особенности арбитражного процесса и его специфического субъекта - арбитражного управляющего. Данный институт все еще нуждается в доработке, потому что в странах Запада он не просто действует, но и достигает поставленных целей в большей части случаев. Поэтому необходимо постоянно анализировать законодательство в данной сфере, а также разрабатывать научные теории и концепции.

Арбитражный управляющий – относительно новая профессия. Возникла она в рамках института банкротства. АУ является ключевой фигурой при признании несостоятельности. Как стать арбитражным управляющим? Профессия довольно престижна, а потому этот вопрос волнует всё больше молодых людей. Для проведения работы такого рода требуется получить соответствующее образование и вступить в СРО.

Единая программа подготовки

Подготовка к такой деятельности очень важна, ведь от уровня специализации менеджера во многом зависит исход дела. Специалист принимает участие во всех этапах . Виды управляющих также определяются в зависимости от этапа:

  • Административный управляющий
  • Конкурсный.

А также финансовый управляющий при банкротстве физического лица.

К АУ предъявляется ряд условий для осуществления деятельности.

С 2011 года управляющие могут не оформлять ИП, так как их работа больше не считается частной практикой.

Требования к будущим арбитражным управляющим

АУ может стать только лицо, соответствующее ряду условий:

  • Гражданство РФ;
  • Высшее образование;
  • Наличие стажа на руководящем посту протяжённостью не менее 12 месяцев;
  • Наличие стажировки в качестве арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем двух лет;
  • Отсутствие судимости за умышленное преступление;
  • Отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения;
  • Отсутствие лишения права на занятие соответствующей деятельностью за совершение преступления.

Чтобы стать арбитражным управляющим, требуется прохождение следующих ступеней:

  • Проверка на отсутствие факторов, которые ограничивают получение профессии (отсутствие гражданства и прочее);
  • Окончание курсов соответствующего профиля;
  • Сдача экзамена;
  • Обращение в саморегулируемую организацию для прохождения стажировки и, соответственно, ее прохождение;
  • Вступление в СРО;
  • Прохождение процедуры страхования ответственности.

После всех этих процедур лицо может вести деятельность арбитражного менеджера.

Работа управляющего контролируется арбитражным судебным органом.

Подготовка

Для получения профессии существует единая программа подготовки арбитражных управляющих. Её целями является:

  • обеспечение подготовки лиц к сдаче теоретического экзамена,
  • предоставление возможности стажировки с саморегулируемой организации.

Обычно прохождение курсов занимает 2-3 месяца. Оно платное. Стоимость обучения зависит от учреждения, в котором проходит обучение. Для того чтобы начать прохождение программы, требуется подготовить паспорт, фотографию 3 на 4, диплом об образовании.

Программа включает в себя пять частей:

  1. Правовая часть обучения состоит из 87 вопросов.
  2. Законодательная часть состоит из 80 вопросов.
  3. Экономическая часть включает 50 вопросов.
  4. Сфера оценочной деятельности включает 32 вопроса.
  5. Практика деятельности состоит из 38 вопросов.

После окончания курсов лицами сдаются экзамены. Принимает их комиссия, в которую входит три преподавателя и три служащих Росреестра. После сдачи выдаётся справка. Если экзамен не удалось сдать, можно пройти повторный экзамен. Проходить курсы во второй раз не требуется.

Через месяц после прохождения курсов можно получить Свидетельство о сдаче теоретического экзамена по официальной программе.

Перед процедурой стажировки необходимо получить справки в Налоговой инспекции об отсутствии включения лица в реестр дисквалифицированных специалистов, справку о неимении судимости. За последней справкой можно обратиться в Многофункциональный центр, Информационный центр ГУ МВД, Отделение полиции. Если документ требуется получить быстро, предпочтительно обратиться в Информационный центр ГУ МВД.

Стажировка

Проходить стажировку имеет право только лицо, успешно сдавшее теоретический экзамен и получившее соответствующую справку.

Период стажировки – 2 года.

У лица должен быть опыт руководящей должности, составляющий не менее года. Под руководящей должностью понимается:

  • Работа руководителем или заместителем руководителя ЮЛ.
  • Государственная гражданская служба РФ.
  • Деятельность в качестве руководителя или его заместителя органа местного управления.
  • Высшие или главные должности.

Для прохождения стажировки необходимо предоставить в СРО соответствующее заявление. Рассматривается оно в течение 2 недель. При прохождении стажировки человек выполняет работу помощника арбитражного управляющего. Сам управляющий привлекается в качестве руководителя стажировки.

В течение недели с одобрения заявления разрабатывается и утверждается план стажировки. Назначается её руководитель. В числе руководящих лиц может быть несколько людей. Человек может прекратить стажировку в любое время. Однако для этого требуется уведомить СРО о своём решении не менее чем за 7 дней. При этом составляется промежуточный отчёт о прохождении работы такого рода.

В случае если план выполнен полностью, стажёром выполняется отчёт о прохождении стажировки. Его потребуется предоставить в СРО.

После рассмотрения отчёта, анализа результатов деятельности лица руководителем стажировки оформляется заключение, включающее в себя оценку результатов работы, а также отчёт о выполнении поставленного плана. Отчёт стажёра рассматривается в течение 2 недель со времени его предоставления. После принимается решение об утверждении документа или отказа от этой процедуры.

В том случае, если между руководителем и стажёром возникли разногласия, разбираются они саморегулируемой организацией.

После утверждения отчёта выдаётся свидетельство о прохождении стажировки. Подготавливается оно в течение недели со времени утверждения.

После получения свидетельства необходимо получить страховку об ответственности арбитражного управляющего. Предоставляется она в страховой организации. Дополнительно требуется заплатить взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

Вступление в СРО

Саморегулируемая организация вправе не принять нового члена общества в том случае, если он не соответствует заявленным требованиям. На данное решение даётся 30 дней. СРО могут устанавливаться свои положения по поводу условий вступления.

От лиц, вступивших в организацию, требуется выплачивать членские взносы в установленном размере. Если это правило будет игнорироваться, СРО имеет право исключить лицо. Тем самым, оно не будет иметь прав на совершение деятельности арбитражного управляющего.

Новому члену следует учитывать, что каждая саморегулируемая компания имеет право на установку своего перечня необходимых для вступления бумаг. Ей же задаются правила их оформления.

В некоторых случаях к новому специалисту предъявляются дополнительные требования. К примеру, они актуальны в том случае, если предполагается управленческая работа в рамках дел о несостоятельности кредитных компаний и предприятий стратегического значения. Приём или отказ в нём можно ожидать в течение месяца со времени подачи заявления и соответствующих документов.

Решение о вступлении начинает иметь юридическую силу только тогда, когда претендент предоставил все документы, подтверждающие его соответствие требованиям. После этого, в течение трёх дней, новый служащий регистрируется в государственном реестре арбитражных управляющих. Включение может происходить и в реестр членов СРО.

После включения в реестр предоставляется бумага о включении в СРО. Оформляется она в период десять дней. Ещё до получения бумаги лицо имеет право на работу, если его кандидатура утверждена. Его работа контролируется арбитражным судебным органом.

Особенности страхования ответственности

Арбитражный управляющий обязан застраховать свою профессиональную ответственность на предмет причинения убытков вследствие некачественного выполнения своих обязанностей или вовсе их неисполнения. Оплата поступает и организациям, на которых заведено дело о несостоятельности, и третьим лицам, участвующим в деле.

Договор страхования оформляется между арбитражным управляющим и страховой компанией, имеющей аккредитацию. Наименьшей суммой по документу является 10 миллионов рублей в год.

Документ оформляется на предмет собственности АУ. Необходимо это для того, чтобы специалист смог полностью возместить причинённые убытки. Соответствия требованиям актуальны в течение всего времени, пока лицо состоит в СРО. Если он перестанет соответствовать заявленным требованиям, его имеют право исключить.

Ознакомьтесь с отрывками программы обучения арбитражных управляющих на видео:

Профессия арбитражного менеджера требует прохождения обучения. Несмотря на то, что длительность их минимальна, от претендента потребуется длительное прохождение стажировки. Лицу также необходимо собрать и предоставить пакет документов на предмет соответствия требованиям, а также застраховать ответственность.