Режим чрезвычайной ситуации. Реагирование на чрезвычайные ситуации на территориальном уровне Кем вводится федеральный уровень реагирования на чс

Режим чрезвычайной ситуации (ЧС)

"Кавказский узел" подготовил справку о режиме ЧС - порядке реагирования всех уровней власти, организаций при возникновении чрезвычайных ситуаций. Кризисы и чрезвычайные ситуации периодически остаются одними из важнейших вызовов стабильному экономическому росту государства. Размер материального ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ежегодно превышает сотни миллионов рублей.

Только в сентябре 2014 года зафиксировано несколько происшествий, которые привели региональные управления МЧС в состояние боевой готовности. В частности, произошел прорыв магистрального водопровода в Краснодарском крае , в результате которого жители 14 населенных пунктов Темрюкского района остались без водоснабжения, в Ростовской области разгул стихии оставил без электричества 22 дома в Таганроге, в которых проживают 623 человека, был объявлен режим ЧС в двух городах и трех районах региона, 24-25 сентября на территории Чечни объявлялось штормовое предупреждение в связи с ожидавшимися ливнями, градом и ураганным ветром. В Западной Грузии в результате резкого ухудшения погоды и сильного шторма произошло наводнение . В зоне разгула стихии были подтоплены дома, из региона Гурия началась эвакуация жителей.

Чрезвычайная ситуация (ЧС), так, как она определена в законе , - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Для защиты населения и территорий от ЧС природного, техногенного и иного характера действует Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях - РСЧС). Она объединяет органы управления, силы и средства федеральных региональных и муниципальных органов исполнительной власти, а также органы управления организаций (в том числе частных), в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.

Отношения, возникающие в процессе деятельности всех органов власти и организаций при режиме ЧС, регулируются федеральным законом N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Режимы функционирования РСЧС

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или руководителей организаций устанавливается один из трёх режимов функционирования системы РСЧС:

  1. Режим повседневной деятельности (при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях (при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке).
  2. Режим повышенной готовности (при ухудшении обстановки и получении прогноза о возможности возникновения ЧС, угрозе войны. Вводится решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть ЧС, либо ответственными лицами, к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС.
  3. Режим ЧС. Действует при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае войны. Вводится решениями руководителей федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Режим ЧС может быть объявлен руководством организаций, на территории которых возникла ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС.

Уровни реагирования на ЧС

При введении режима повышенной готовности или ЧС устанавливается один из следующих уровней реагирования:

1. объектовый уровень реагирования:

  • решением руководителя организации при ликвидации ЧС силами и средствами организации, оказавшейся в зоне ЧС, если зона ЧС находится в пределах территории данной организации;

2. местный уровень реагирования:

  • решением главы поселения при ликвидации ЧС силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне ЧС, которая затрагивает территорию одного поселения;
  • решением главы муниципального района при ликвидации ЧС силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне ЧС, которая затрагивает межселенную территорию, либо территории двух и более поселений, либо территории поселений и межселенную территорию, если зона ЧС находится в пределах территории одного муниципального района;
  • решением главы городского округа при ликвидации ЧС силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне ЧС, если зона ЧС находится в пределах территории городского округа;
  • решением должностных лиц, определяемых законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, при ликвидации ЧС на внутригородских территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

3. региональный (межмуниципальный) уровень реагирования

  • решением главы правительства Российской Федерации: при ликвидации ЧС силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне ЧС, которая затрагивает территории двух и более муниципальных районов либо территории муниципального района и городского округа, если зона ЧС находится в пределах территории одного субъекта Российской Федерации;

4. федеральный уровень реагирования при ЧС или при введении режима повышенной готовности к ЧС.

  • решением правительства Российской Федерации при ликвидации ЧС силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне ЧС, которая затрагивает территории двух и более субъектов Российской Федерации.

Действие органов управления при режиме ЧС

Правительство Российской Федерации

при угрозе ЧС:

  • устанавливает классификацию ЧС и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации;
  • определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета при возникновении ЧС регионального характера;
  • определяет порядок привлечения спасательных воинских формирований уполномоченных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
  • определяет порядок установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
  • принимает решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи;
  • определяет порядок введения ЧС в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях такой чрезвычайной ситуации;
  • устанавливает федеральный уровень реагирования при ЧС или при введении режима повышенной готовности к ЧС .

В рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС создаются функциональные подсистемы в составе МЧС, МВД, Минобороны, Минздравсоцразвития, Минстроя и др. Например, функциональная подсистема в МВД призвана обеспечить общественный порядок в условиях ЧС; в Минздравсоцразвития созданы следующие подсистемы: службы медицины катастроф, резервов медицинских ресурсов, надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой и т. д.

Классификация ЧС по масштабу и возможным последствиям.

Название ситуации

Зона распространения поражающих факторов ЧС

Силы и средства, привлекаемые для ликвидации ЧС и ее последствий

Локальная

Территория объекта

Силы и средства объекта

Местная

Населенный пункт

Силы и средства органов местного самоуправления

Территориальная

Субъект РФ

Силы и средства органов исполнительной власти субъекта РФ

Региональная

2 субъекта РФ

Федеральная

Более 2 субъектов РФ

Силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС

Историческая справка: Система гражданской обороны и борьбы с чрезвычайными ситуациями ведет отсчет от 4 октября 1932 года, когда была образована Местная противовоздушная оборона (МПВО), которая просуществовала с 1932 по 1961 гг. С 1961 по 1992 гг. - Гражданская оборона (ГО) СССР. С 1992 по 1994 - Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС), с 1994 по н.в. - министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).

Объявление ЧС в регионах ЮФО и СКФО.

3 июня 2008 г. – Режим чрезвычайной ситуации в связи с нашествием саранчи объявлен в семи районах Волгоградской области. В районах с режимом ЧС началось проведение защитных мероприятий.

19 июня 2009 г. – В Чечне объявлен режим чрезвычайной ситуации в связи с обрушившимися на республику ливневыми дождями , повлекшими за собой оползни и подтопления домов, а также разрушения мостов, повреждения линий электропередач и газопровода. Перебои с подачей электроэнергии были отмечены в Грозном.

Гласность и информация в области защиты населения и территорий от ЧС

Сведения о прогнозируемых и возникших ЧС, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях являются гласными и открытыми, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Примечания:

  1. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" // КонсультантПлюс
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры

Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и WhatsApp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложениях WhatsApp и Telegram.

Организация реагирования на чрезвычайные ситуации на территориальном и федеральном уровнях

Чрезвычайные ситуации в стране за последние годы характеризуются своей непредсказуемостью, унося жизни людей и оставляя после себя многочисленные разрушения и бедствия. Это обязывает органы управления РСЧС принимать меры по наращиванию возможностей сил и средств, осуществлять необходимые организационные и другие мероприятия по совершенствованию реагирования на чрезвычайные ситуации, стремясь ликвидировать их в возможно короткие сроки. Опыт ликвидации чрезвычайных ситуаций показывает, что аварийно-спасательные работы наиболее эффективны в первые трое суток.

Актуальными проблемами реагирования на чрезвычайные ситуации на всех уровнях являются: совершенствование их прогнозирования, создание необходимых группировок сил РСЧС, повышение уровня их технической оснащенности, расширение зон ответственности и предназначения, что дает возможность прикрыть все регионы и потенциально опасные объекты на территориях регионов.

Системы реагирования на чрезвычайные ситуации, их уровни и состав

В последние годы в РСЧС сложилась двухуровневая система реагирования на чрезвычайные ситуации: на территориальном и федеральном уровнях.

Система реагирования на чрезвычайные ситуации - это совокупность подготовленных органов управления, сил, материальных, финансовых и информационных ресурсов, взаимодействие которых регулируется специальным нормативным правовым полем, определяющим порядок противодействия авариям, катастрофам, стихийным бедствиям и их последствиям.

Территориальный уровень системы реагирования можно рассматривать как совокупность органов управления, сил, материальных, финансовых средств, информационных ресурсов, размещенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, т.е. объединяющий в своем составе, в том числе системы реагирования на чрезвычайные ситуации городов, районов и объектов и предназначенный для решения задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектовом, местном и в целом на территориальном уровнях.

Все перечисленные системы реагирования на чрезвычайные ситуации имеют аналогичные структуры, которые включают:
- органы управления, подготовленные к принятию решений и их реализации по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- силы ликвидации чрезвычайных ситуаций (спасательные силы общего назначения, аварийно-спасательные подразделения, нештатные спасательные подразделения и т.п.);
- материально-технические средства (техника, специальное оборудование, одежда, энергетические установки, продовольствие и т.д.), поступающие в распоряжение органов управления для обеспечения действий сил ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- финансовые резервы, предназначенные для восстановления затраченных материальных ресурсов и оплаты стоимости работ, выполняемых привлекаемыми со стороны силами и средствами;
- информационные ресурсы объекта в части решения задач по ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций (план действий по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, планы городов, населенных пунктов и объектов, планы коммуникаций, систем пожаротушения, систем связи и оповещения и др.).

Примерные структуры систем реагирования на чрезвычайные ситуации местного и территориального уровней представлены на рис.6.6.1.

Следует отметить, что органами управления систем реагирования на чрезвычайные ситуации на всех уровнях являются, как отмечалось выше, комиссии по чрезвычайным ситуациям, возглавляемые губернаторами, главами органов местного самоуправления, руководителями предприятий и организаций, либо лицами ими уполномоченными.

На эти органы управления в части реагирования на чрезвычайные ситуации возлагается:

Рис. 6.6.1. Система реагирования на чрезвычайные ситуации на территории местного самоуправления

Рис. 6.6.2. Система реагирования на чрезвычайные ситуации на территории субъекта Российской Федерации

методическое руководство деятельностью по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
координация деятельности всех служб и спасательных формирований в интересах защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций;
планирование подготовки и руководство ликвидацией возникающих чрезвычайных ситуаций;
подготовка руководящего состава и населения к защите от катастроф.

Под руководством КЧС работают постоянно действующие органы управления ГОЧС и органы повседневного управления - дежурно-диспетчерские службы.

В состав сил реагирования на чрезвычайные ситуации входят службы и специальные формирования общего назначения, подчиненные органам управления субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и администрации предприятий и организаций, а также спасательные формирования (поисково-спасательные службы), подчиненные соответствующим органам управления ГОЧС.

По опыту ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при формировании спасательных сил, содержащихся за их средства, целесообразно:
предусмотреть возможность использования ведомственных спасательных формирований договорным возложением на них дополнительных функций, обеспечив их дооснащение спасательным оборудованием;
при формировании новых подразделений возложить на них функции по оказанию дополнительных, в том числе платных услуг, близких к основному роду их деятельности, что позволяет снизить затраты на содержание.

Необходимо подчеркнуть, что на территориальном уровне в полном объеме должна функционировать система мониторинга и прогнозирования, формироваться информационные ресурсы за весь субъект, создаваться органы управления, группировки сил и средств, резерв материально-технических средств оптимальной номенклатуры, рационально размещенных и максимально приближенных к местам возможных крупномасштабных чрезвычайных ситуаций. На этом уровне формируется основная законодательная и нормативная правовая база по реализации мероприятий по защите населения и территорий с учетом территориальных, национальных, экономических и прочих особенностей.
Создание системы реагирования на чрезвычайные ситуации, осуществляемое в рамках РСЧС, определение потребности в силах и средствах, состава органов управления является обязанностью соответствующего руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местного самоуправления, предприятия и организации, отвечающих за обеспечение безопасности населения и персонала, работающего на потенциально опасных предприятиях и в организациях.

В систему реагирования на чрезвычайные ситуации на федеральном уровне входят (рис.6.9):
Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти.

Рабочими органами этих комиссий, как указывалось выше, являются:
МЧС России - федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, который имеет свои силы, являющиеся федеральными силами спасения. В состав этих сил входят соединения и воинские части войск гражданской обороны, поисково-спасательная служба МЧС России, Государственная противопожарная служба, силы реагирования на морских акваториях, учреждения и организации МЧС России, обеспечивающие деятельность сил. Кроме того, МЧС России имеет материальные и финансовые ресурсы, выделяемые Правительством Российской Федерации на предупреждение и ликвидацию возникающих чрезвычайных ситуаций.
В целях совершенствования реагирования на морях и внутренних водных бассейнах создаются силы реагирования, специализированные на проведение глубоководных и других работ, организации очистки территорий от нефтепродуктов;
органы управления ГОЧС федеральных органов исполнительной власти, их аварийно-спасательные формирования, материально-технические, финансовые и материальные чрезвычайные резервы и ресурсы.

Организация оперативного управления и реагирования в кризисных ситуациях

Организация оперативного управления в кризисных ситуациях является приоритетным направлением деятельности органов управления РСЧС всех уровней.

Решение на ликвидацию возникших чрезвычайных ситуаций на всех уровнях принимают комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Непосредственное реагирование на чрезвычайные ситуации организуют соответствующие органы управления ГОЧС.

Непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, силами и средствами, привлекаемыми к работам, осуществляют руководители ликвидации чрезвычайной ситуации, назначаемые в зависимости от масштаба аварии органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, руководителями предприятий и организаций или соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям.

В отдельных случаях для руководства ликвидацией чрезвычайной ситуации назначается Правительственная комиссия, председатель которой принимает на себя руководство силами и средствами, занятыми в ликвидации чрезвычайной ситуации.

На базе органов управления ГОЧС на время угрозы возникновения или ликвидации чрезвычайной ситуации при КЧС или руководителе ликвидации чрезвычайной ситуации могут создаваться оперативные рабочие органы (оперативные штабы), а для действий в зонах чрезвычайных ситуаций организовываться оперативные группы органов управления РСЧС различных уровней.

Современная автоматизированная информационно-управляющая система РСЧС обеспечивает информационную поддержку управленческой деятельности должностных лиц, а также устойчивое, непрерывное и оперативное управление органами управления, силами и средствами РСЧС.

На федеральном уровне РСЧС сбор, обобщение и анализ информации о чрезвычайных ситуациях осуществляется Центром управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России. Главным содержанием деятельности Центра является поддержание постоянной готовности его подразделений и дежурных служб к приему информации о возникших чрезвычайных ситуациях, всесторонней оценке их последствий, организованному и своевременному проведению комплекса мероприятий по адекватному реагированию на эти ситуации.

Рис. 6.6.3. Федеральный уровень системы реагирования на чрезвычайные ситуации

По вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ЦУКС осуществляет согласованную деятельность со структурными подразделениями центрального аппарата Министерства и с региональными центрами ГОЧС, органами управления ГОЧС федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, органами управления систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, аварийно-спасательными формированиями федеральных органов исполнительной власти и, в установленном порядке, с соответствующими органами управления зарубежных стран.

Старший оперативный дежурный Центра управления в кризисных ситуациях через дежурную смену осуществляет руководство силами, находящимися в постоянной готовности, организует немедленное реагирование на возникшие чрезвычайные ситуации до развертывания оперативного штаба МЧС России по их ликвидации.

Оперативная дежурная смена получает, анализирует и обрабатывает информацию, обеспечивает развертывание оперативного штаба и организует его информационную поддержку. В Центр поступает информация из региональных центров ГОЧС, от дежурных служб федеральных министерств и ведомств. Центр располагает базой данных, где хранится оперативная и справочная информация по чрезвычайным ситуациям, необходимая для принятия решений руководством МЧС России.

Деятельность оперативной дежурной смены обеспечивается средствами автоматизации, объединенными в единую информационную сеть. Этот комплекс позволяет доставлять на автоматизированные рабочие места и документировать поступающую информацию, обеспечивать подготовку необходимых документов, прогнозировать развитие чрезвычайных ситуаций с помощью предметно ориентированных программ.
Единое информационное пространство ЦУКСа позволяет взаимодействовать с правительственными органами, обмениваться информацией с органами управления и силами РСЧС, а также взаимодействующими министерствами, ведомствами и организациями. Кроме того, ЦУКС является основным рабочим местом Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с приказом МЧС России от 9 ноября 1999 г. Центр управления в кризисных ситуациях осуществляет функции головного органа повседневного управления РСЧС.

Информационное обеспечение реагирования на чрезвычайные ситуации на региональном, территориальном и местном уровнях РСЧС обеспечивают информационные центры по чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, информационные пункты районных и городских комиссий по чрезвычайным ситуациям, пункты управления соединений и воинских частей гражданской обороны, военизированных и невоенизированных аварийно-спасательных формирований через средства связи и передачи данных.

Принципиальная схема реагирования на чрезвычайные ситуации состоит в следующем. Сигнал о бедствии поступает в местный орган исполнительной власти. По его указанию соответствующий орган управления ГОЧС задействует местные силы и средства, организует аварийно-спасательные работы. При необходимости информируется региональный центр ГОЧС, который направляет для ликвидации последствий произошедшего бедствия дополнительные воинские формирования, поисково-спасательные отряды, медицинский персонал, специальную технику, средства связи.

Локальные и местные чрезвычайные ситуации ликвидируются территориальными органами власти, имеющимися в их распоряжении силами и средствами.

В случае крупномасштабной или уникальной по своим характеристикам катастрофы информация о бедствии поступает в МЧС России, анализируется Центром управления в кризисных ситуациях и в соответствии с выбранным алгоритмом реагирования задействуются силы и средства центрального подчинения (в том числе других ведомств), привлекаются государственные финансовые и материальные ресурсы.
В соответствии с российским законодательством МЧС России при реагировании на чрезвычайные ситуации предоставлено право привлекать силы и средства других ведомств - милицию, медицинские силы, подразделения газо- и горноспасателей, воинские части, строительные и транспортные организации и другие.

Для экстренного принятия мер в крупномасштабных чрезвычайных ситуациях МЧС России имеет собственные силы быстрого реагирования, основу которых составляют Центральный аэромобильный спасательный отряд, Центр спасательных операций особого риска "Лидер", а также спасательные центры, являющиеся новой войсковой структурой войск гражданской обороны.

Войска гражданской обороны в мирное время осуществляют свою деятельность в новой организационно-штатной структуре, отвечающей принципу прикрытия территорий (определенных зон). Они являются важнейшей составляющей сил МЧС России в борьбе с авариями, катастрофами, стихийными бедствиями.

Основными задачами войск гражданской обороны в мирное время являются:
* участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
* проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;
* эвакуация населения, материальных и культурных ценностей из опасных зон в безопасные районы;
* доставка и обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зоны чрезвычайных ситуаций в качестве гуманитарной помощи, в том числе в зарубежные страны;
* участие в оказании медицинской помощи пострадавшему населению и первоочередном его жизнеобеспечении (обеспечение продуктами питания, водой и предметами первой необходимости).

Реагирование на чрезвычайные ситуации на территориальном уровне

Реагирование на чрезвычайные ситуации на территориальном уровне осуществляется, как указывалось выше, в соответствии с решениями комиссий по чрезвычайным ситуациям.

Комиссия по чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации решает вопросы, связанные с обеспечением спасательных работ, доставкой продовольствия, спасателей, грузов гуманитарной помощи, эвакуацией населения, организацией компенсационных выплат, выполнением ритуальных услуг, предоставлением жилья пострадавшим и другие.

Группировка сил при реагировании и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территориальном уровне создается по следующими принципам.

В начальный период для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ привлекаются силы, находящиеся в постоянной готовности: дежурные подразделения местных поисково-спасательных формирований, караулы противопожарной службы, оперативные подразделения МВД России, бригады скорой медицинской помощи, формирования постоянной готовности федеральных органов исполнительной власти, дислоцирующиеся на данной территории, мобильные отряды частей гражданской обороны и спасательных центров (по указанию региональных центров ГОЧС), дежурные подразделения воинских частей по плану взаимодействия и население.

Этими силами осуществляется первичная оценка масштабов чрезвычайной ситуации, состояние маршрутов и подъездных путей, организуется поиск и оказание помощи пострадавшим в очагах поражения, локализация пожаров, а в случае необходимости оповещение об опасности населения близлежащих районов.
При необходимости для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ по решению МЧС России используются части и подразделения войск гражданской обороны, авиация, спасательные центры, подразделения Государственной противопожарной службы, поисково-спасательной службы МЧС России центрального подчинения, а также силы Всероссийской службы медицины катастроф.

При возникновении крупномасштабных чрезвычайных ситуаций привлекаются также силы и средства из других регионов, в состав которых включаются формирования, части и подразделения с более длительными сроками приведения в готовность. При этом состав, техническое оснащение и оперативное построение группировки сил должно соответствовать перечню и объемам возможных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Оперативное построение группировки сил РСЧС должно позволять ликвидировать чрезвычайные ситуации в возможно короткие сроки (1-3 суток), а их эшелонирование обеспечивать своевременное выполнение всего перечня работ.

В первом эшелоне сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, как правило, принимают участие:
дежурные подразделения поисково-спасательных служб (отрядов);
ведомственные подразделения газо- и горноспасателей;
дежурные караулы противопожарных подразделений;
подразделения медицинской скорой помощи.
Срок их прибытия в район бедствия не более 30 мин.
Основные задачи первого эшелона: локализация чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи.

Если первый эшелон не сумел решить задачу по ликвидации чрезвычайной ситуации, во втором эшелоне принимают участие:
аварийно-спасательные подразделения поисково-спасательной службы и войск гражданской обороны;
подразделения Государственной противопожарной службы;
специализированные подразделения экстренной медицинской помощи (противоожеговые и др.);
ведомственные подразделения спасателей.

Срок их прибытия в район бедствия не более 3 час.

Основные задачи второго эшелона: проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, радиационной и химической разведки, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.

Если второй эшелон не сумел решить задачу в полном объеме, то в третьем эшелоне принимают участие:
войска гражданской обороны с тяжелой техникой;
соединения и воинские части Вооруженных Сил;
специализированные части строительно-монтажных организаций и др.

Срок их прибытия от 3 час. до нескольких суток.

Основные задачи третьего эшелона: радиационный и химический контроль, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия (подача электроэнергии, тепла, восстановление транспортных магистралей, обеспечение пострадавших питанием, водой и т.п.).

Для решения внезапно возникающих задач и наращивания усилий на основных направлениях ликвидации чрезвычайных ситуаций в группировке сил предусматривается резерв сил и средств.

Реагирование на чрезвычайные ситуации и их ликвидация осуществляется силами и средствами того звена РСЧС, той территориальной подсистемы РСЧС, на территории или объектах которой они возникли. Если масштабы бедствия таковы, что самостоятельно имеющимися силами справиться с ликвидацией его последствий невозможно, к аварийно-спасательным работам привлекаются силы и средства МЧС России центрального подчинения, федеральных органов исполнительной власти.

При этом, как правило, ликвидация локальных и местных чрезвычайных ситуаций достигается силами постоянной готовности объектового и местного уровня РСЧС. Однако в условиях разрушения зданий, завалов на маршрутах, сложной пожарной обстановки, сложных метеоусловиях и плохой видимости требуется их усиление инженерной техникой, средствами пожаротушения, освещения участков работ в ночное время и др.

Реагирование на чрезвычайные ситуации на федеральном уровне

Реагирование на крупномасштабную чрезвычайную ситуацию на федеральном уровне начинается, как правило, с введения чрезвычайного режима функционирования в МЧС России и функциональных подсистемах РСЧС, имеющих отношение к данной ситуации.

Основное содержание начального этапа реагирования состоит в оповещении, сборе руководящего состава, подготовке к работе оперативных групп и вылет их в район бедствия, приведении в готовность необходимых сил и средств.

При этом оперативная служба МЧС России осуществляет непрерывный сбор информации о чрезвычайной ситуации.

В случаях аварий, катастроф и стихийных бедствий с тяжелыми последствиями, требующими принятия решительных мер, может быть принято решение о создании и вылете в район бедствия Правительственной комиссии и (или) оперативных групп Межведомственной комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций МЧС России или (и) регионального центра ГОЧС, на территории которого возникла чрезвычайная ситуация.

В этом случае Правительственная комиссия или указанные оперативные группы берут на себя руководство ликвидацией возникшей чрезвычайной ситуации.

Им в помощь для решения неотложных мер по ликвидации чрезвычайной ситуации выработки предложений по организации помощи населению, пострадавшему в чрезвычайной ситуации, как правило, создается оперативный штаб в МЧС России.

Оперативный штаб готовит организационные документы, проекты указов Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы и указания МЧС России и т. п., производит необходимые расчеты и обоснования, доводит до исполнителей приказы и указания, контролирует их исполнение.

В состав штаба входят ответственные сотрудники МЧС России.

Оперативный штаб постоянно поддерживает связь с районом бедствия, обобщая и анализируя поступающую информацию, готовит доклады руководству страны.

Оперативные группы МЧС России с включением в их состав специалистов от заинтересованных министерств, ведомств и организаций Российской Федерации создаются в целях организации централизованного руководства и координации деятельности сил и средств различных министерств, ведомств и организаций Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в районе крупномасштабной чрезвычайной ситуации.

Задачами этих оперативных групп являются:
* координация действий органов управления и сил территориальных подсистем РСЧС, непосредственное руководство проведением работ;
* разработка распорядительных документов, проектов постановлений Правительства Российской Федерации, различных докладов и справок;
* организация связи из района чрезвычайной ситуации;
* организация взаимодействия с местными органами исполнительной власти, военным командованием, силами и средствами, привлекаемыми для аварийно-спасательных работ;
* непосредственное планирование работ, контроль, корректировка плана ведения аварийно-спасательных работ;
Структурно оперативные группы, как правило, включают следующие элементы: руководство группой, штаб оперативной группы, группу обеспечения, узел связи. В свою очередь штаб оперативных групп состоит из управления, группы планирования, группы направлений.

Группа направлений состоит из подгрупп: аварийно-спасательных работ, автомобильного транспорта, тыла, энергетики, авиации, взаимодействия с местными органами власти, охраны и режима, ремонта и эксплуатации, работы с трупами, санитарно-эпидемической.

Названия подгрупп определяются начальником штаба оперативной группы по конкретным направлениям основных работ по ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации.

Задачами оперативных групп региональных центров ГОЧС на начальном этапе чрезвычайной ситуации могут быть:
* изучение обстановки, ее первичный анализ, подготовка предложений по проведению первоочередных аварийно-спасательных работ;
* координация действий сил и средств территориальных подсистем РСЧС, непосредственное руководство проведением работ;
* организация связи регионального центра ГОЧС с районом бедствия;
* подготовка и отправка донесений в МЧС России согласно табелю срочных донесений;
* организация взаимодействия с местными органами исполнительной власти и военного командования, всеми силами и средствами, привлекаемыми для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
* участие в подготовке обоснований необходимости оказания гуманитарной помощи пострадавшему населению, ее объемов и номенклатуры;
* контроль за продвижением грузов гуманитарной помощи в пункт назначения, их передачи и распределения среди пострадавшего населения.

В очаге поражения может быть развернут госпиталь Центра медицины катастроф "Защита".
Обеспечение правопорядка, предотвращение мародерства и хищений в районе чрезвычайной ситуации организуется путем изоляции района бедствия силами личного состава ОМОН пострадавшей территории, Центра специального назначения МЧС России и милиции.

Управление и связь с места проведения аварийно-спасательных работ с центром (Правительством Российской Федерации, МЧС России и другими министерствами, ведомствами и организациями Российской Федерации) организуется с использованием средств связи ФАПСИ, МЧС России, Минсвязи России и Минобороны России, в том числе путем организации постоянно действующего телемоста МЧС России с районом бедствия.

По опыту ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в составе оперативных групп необходимы радиосредства спутниковой связи на автотранспорте, работающие в системе "Горизонт", а также базовая станция для сети радиоподвижной связи. Кроме того, необходим перевозимый комплект оборудования для развертывания сети персонального радиовызова (пейджинга).

Для работы оперативных групп в районе чрезвычайной ситуации необходимо развертывание подвижного пункта управления с минимальным количеством рабочих мест (3-5), с последующим их увеличением.
Принимая во внимание, что формы и методы защиты населения в мирное и военное время в значительной степени схожи, можно прийти к выводу, что создание двухуровневой системы реагирования в будущем позволит иметь при необходимости готовую апробированную в деле систему реагирования и управления в чрезвычайных ситуациях в военное время.

Вопросы и ответы

к зачетному занятию со слушателями Учебно-методического центра,

прошедшими обучение по программе «Руководитель ЕДДС,

руководители, оперативные дежурные ДДС».

Вопрос 1 - Перечислите сигналы гражданской обороны .

Ответ: «Внимание всем!», «Воздушная тревога!», «Отбой воздушной тревоги», «Радиационная опасность!», «Химическая тревога!»

Вопрос 2 – Назовите степени готовности ГО и время, отводимое на выполнение мероприятий.

Ответ:

Повседневная готовность.

Мероприятия ГО 1 очереди, в результате которых повышается готовность системы ГО к выполнению задач мирного и военного времени – 24 часа.

Мероприятия ГО 2 очереди, повышающие защиту населения и обеспечивающие выполнение задач ГО в военное время – 24 часа.

Мероприятия ГО 3 очереди, вводящие в действие план ГО на военное время в полном объёме; организуют и проводят предусмотренные планами мероприятия (кроме эвакуационных), обеспечивающие выполнение всех задач, возложенных на ГО в военное время - 24 часа.

Вопрос 3 – Доложите основные способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при ЧС природного и техногенного характера.

Ответ:

1. Организационная защита.

2. Инженерная защита (укрытие в защитных сооружениях).

3. Радиационная, химическая, медико-биологическая защита (РХБЗ).

4. Использование СИЗ.

5. Эвакуация/рассредоточение.

Вопрос 4 - Как подаётся сигнал «Внимание всем!» и Ваши действия по этому сигналу?

Ответ:

Сигнал «Внимание всем!»

В настоящее время длинный звук сирены или прерывистые гудки предприятий означают сигнал «Внимание всем!»

Услышав звук сирен, надо немедленно включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать сообщение местных органов власти или органа управления по делам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

На весь период ликвидации последствий стихийных бедствий или аварий все эти средства необходимо держать постоянно включенными. Местные радиотрансляционные узлы населенных пунктов и объектов экономики переводятся на круглосуточный режим работы.

Вопрос 5 - Назовите виды технических средств информирования и оповещения населения.

Ответ:

1. Стационарная телефонная, подвижная радиотелефонная (сотовая) связь;

2. Электросирены, уличные звуковые оповещатели;

3. СМИ (радио, телевидение, Интернет и пр.);

5. Иные технические средства (ПУОНы, ПИОНы, МКИОНы и пр.)

Вопрос 6 - Что такое гражданская оборона?

Ответ:

Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Вопрос 7 Что такое РСЧС? Назовите структурные элементы районного (городского) звена ТП РСЧС Чувашской Республики.

Ответ:

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

К структурным элементам районного (городского) звена ТП РСЧС Чувашской Республики относятся:

1) Органы управления (координационные – КЧС и ОПБ; постоянно действующие –структурное подразделение (должностное лицо), уполномоченное на решение задач в области ГОЧС; органы повседневного управления – ЕДДС, ДДС;

2) силы и средства (АСС/АСФ/НАСФ);

3) резервы финансовых и материальных ресурсов;

Вопрос 8 – Назовите режимы функционирования органов управления и сил РСЧС.

Ответ:

Режимы функционирования органов управления и сил РСЧС:

1. Режим повседневной деятельности – при отсутствии угрозы возникновения ЧС.

2. Режим повышенной готовности – при угрозе возникновения ЧС.

3. Режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации ЧС.

Вопрос 9 - Назовите уровни реагирования на ЧС и кем они устанавливаются.

Ответ:

Уровни реагирования на ЧС:

1. Объектовый уровень реагирования устанавливается решением руководителя организации;

2. Местный – решением главы поселения, муниципального района или городского округа , должностного лица городов Москвы и Санкт-Петербурга;

3. Региональный (межмуниципальный) – решением высшего должностного лица субъекта РФ (н-ер, Главы Чувашской Республики);

4. Федеральный – решением Правительства РФ;

5. Особый – решением Президента РФ.

Вопрос 10 - Назовите вертикаль органов повседневного управления.

Ответ:

ЦУКС региональных центров МЧС РФ

ЦУКС ГУ МЧС РФ по субъекту; ДДС территориальных ОУ

ДДС объектов экономики

Вопрос 11 - Назовите орган повседневного управления районного (городского) звена ТП РСЧС Чувашской Республики на местном уровне реагирования и состав ЕДДС.

Ответ:

Органами повседневного управления районного (городского) звена ТП РСЧС Чувашской Республики на местном уровне реагирования являются ЕДДС, ДДС района (города).

ЕДДС района (города) включает:

1) дежурно-диспетчерский персонал;

2) пункт управления со средствами связи оповещения и автоматизации управления (в крупных городах – узел связи, центр оповещения и комплекс средств автоматизации).

В составе дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС предусматриваются оперативные дежурные смены (далее – ОДС) пункта управления ЕДДС из расчета несения круглосуточного дежурства.

В каждую ОДС включаются:

1) старший оперативный дежурный,

2) его помощник;

в крупных городах (добавочно):

1) специалисты-аналитики по направлениям для анализа и обобщения поступающей из различных источников информации;

2) операторы-диспетчеры (для приема и распространения сообщений от населения и организаций);

3) специалисты узла связи.

Вопрос 12 - Назовите основные задачи ЕДДС

Ответ:

1) прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС;

2) анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;

3) сбор от ДДС, организаций СНЛК (сети наблюдения и лабораторного контроля) и распространение между ДДС города полученной информации об угрозе или факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС;

4) обработка и анализ ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования ОСОДУ;

5) обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мерах по ликвидации ЧС, подготовка вариантов решений по ликвидации ЧС, принятие необходимых решений в пределах возложенных полномочий;

6) информирование ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС, подчиненных сил постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;

7) представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС вышестоящим органам управления по подчиненности;

8) доведение задач, поставленных органами управления ТП РСЧС Чувашской Республики, до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;

9) обобщение информации за сутки дежурства о произошедших ЧС, ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности.

Вопрос 13 - Продолжите фразу: Введение ГО на территории страны или в отдельных ее местностях начинается…

Ответ:

Введение ГО на территории страны или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории страны или в отдельных ее местностях;

Вопрос 14 - Назовите органы управления гражданской обороны.

Ответ:

К органам управления гражданской обороны относятся:

1) структурное подразделение (должностное лицо), уполномоченное на решение задач в области ГОЧС;

2) комиссия по ПУФ;

3) эвакокомиссия.

Вопрос 15 - С какой целью создается ТП РСЧС Чувашской Республики?

Ответ:

ТП РСЧС Чувашской Республики создана с целью объединения органов управления, сил и средств органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления и организаций в Чувашской Республике, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Вопрос 16 - На каких административных уровнях РСЧС действуют НЦУКС, ЦУКС?

Ответ:

НЦУКС действует на федеральном уровне, ЦУКС – на региональном (межмуниципальном).

Вопрос 17 - Какие экстренные службы входят в Систему-112?

Ответ:

В систему-112 входят службы 01, 02, 03, 04, антитеррор, ЖКХ

Вопрос 18 - Какой способ управления реализован в Системе-112?

Ответ:

В системе-112 реализован автоматизированный способ управления.

Вопрос 19 - Какие виды оружия относятся к оружию массового поражения?

Ответ:

К видам оружия массового поражения относятся:

1) Ядерное оружие,

2) Химическое оружие,

3) Биологическое (бактериологическое) оружие.

Вопрос 20 - Назовите поражающие факторы ядерного взрыва.

Ответ:

Поражающими факторами ядерного взрыва являются:

1) воздушная ударная волна,

2) световое излучение,

3) электромагнитный импульс,

4) проникающая радиация,

5) радиоактивное загрязнение местности;

Вопрос 21 - Что относится к коллективным средствам защиты?

Ответ:

К коллективным средствам защиты относятся: убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия.

Вопрос 22 - Как выходить из зоны химического заражения или радиоактивного загрязнения местности, используя метеоусловия (в частности направление ветра)?

Ответ:

Используя направление ветра, выходить из зоны химического заражения или радиоактивного загрязнения местности следует перпендикулярно направлению ветра.

Вопрос 23 - Как надо двигаться по зараженной радиоактивными веществами местности?

Ответ:

При движении по зараженной радиоактивными веществами местности необходимо: находиться в СИЗ, избегать движения по высокой траве и кустарнику, без надобности не садиться и не прикасаться к местным предметам, не принимать пищи, не пить, не курить, не поднимать пыли и не ставить вещей на землю.

функционирования
Занятие № 2:
Система управления РСЧС и ГО,
режимы функционирования и уровни
реагирования на ЧС
1

1. Изучить состав, структуру и назначение основных элементов системы управления РСЧС. 2. Формировать системные знания о режимах

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
1. Изучить состав, структуру и назначение основных
элементов системы управления РСЧС.
2. Формировать системные знания о режимах
функционирования РСЧС и мероприятиях
проводимых по ним.

ЛИТЕРАТУРА:
Организация и ведение гражданской обороны и
защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера:
Учебное пособие / Под общ.ред. Г.Н. Кириллова. –
7-е изд., пересм. – М.: Институт риска и
безопасности, 2011. – 536 с.
Постановление
Правительства Российской
Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой
государственной системе предупреждения и
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций».

Основы работы по организации управления РСЧС

Правовой основой функционирования РСЧС
является
Федеральный
закон
№ 68 от 21 декабря 1994 г. «О защите
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций
природного
и
техногенного
характера».
На основании Федерального закона
№ 68 30 декабря 2003 г. постановлением
Правительства РФ № 794 утверждено
«Положение о единой Государственной
системе предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций»

ЕДИНАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СИСТЕМА
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
И
ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС) – это
объединение органов управления, сил и средств
федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов РФ,
органов
местного
самоуправления
и
организаций, в полномочия которых входит
решение вопросов по защите населения и
территорий (акваторий) от чрезвычайных
ситуаций.

Управление – это целенаправленное, часто –
систематическое, воздействие на коллективы
людей и отдельного человека в процессе их
совместной деятельности.
Управление силами РСЧС заключается в
целенаправленной
деятельности
всех
органов управления по подготовке сил РСЧС к
действиям и руководству ими при угрозе и
возникновении ЧС.

Вышестоящие (старшие) органы управления обязаны:
постоянно руководить подчиненными органами управления,
своевременно ставить им задачи, разрабатывать и доводить до
них приказы, распоряжения и другие необходимые документы;
информировать их об обстановке, положении и действиях
соседей, а при необходимости ориентировать в части их
касающейся о намеченных мероприятиях и решениях; своими
средствами организовывать и поддерживать с подчиненными
органами управления устойчивую связь; определять порядок
представления донесений, сводок и других документов;
указывать места ПУ подчиненных органов управления и
порядок их перемещения; оказывать помощь подчиненным
органам управления в работе и контролировать их
деятельность;
обеспечивать
их
топографическими,
специальными картами и другими материалами.

Подчиненные органы управления должны:
строго выполнять все указания вышестоящего (старшего)
органа управления;
в установленные сроки и по мере необходимости
докладывать ему данные обстановки, о принятых решениях
и отданных распоряжениях;
своевременно представлять донесения и сводки, копии
разработанных приказов, планов и других документов.

Управление силами РСЧС включает:
определение задач и порядка работы органов управления
РСЧС, функциональных подсистем РСЧС и других органов в
различных режимах функционирования;
организацию и осуществление мероприятий по поддержанию
и приведению в готовность органов управления РСЧС, их ОГ,
воинских частей и подразделений обеспечения;
указание мест, порядка развертывания и работы ПУ, систем
связи, оповещения и автоматизированных комплексов
управления;
непрерывный сбор, анализ, отображение данных обстановки;
принятие решений;
постановку задач подчиненным;
планирование действий;
организацию и поддержание взаимодействия, управления и
мероприятий обеспечения;
практическую работу в подчиненных органах управления и
силах РСЧС по оказанию им помощи и контролю за
выполнением поставленных задач.

Система управления РСЧС – состав, структура и назначение основных элементов

Организационно-техническую основу управления РСЧС (ГО)
составляет система управления, предназначенная для
руководства организационной структурой, координации и
контроля мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Единая система, состоящая из функциональных и
территориальных подсистем, действует на федеральном,
межрегиональном,
региональном,
муниципальном
и
объектовом уровнях.

Функциональная подсистема РСЧС - подсистема
РСЧС,
создаваемая
федеральным
органом
исполнительной власти или уполномоченной
организацией для организации работы в области
защиты населения (персонала) и территорий
(объектов) от ЧС в сфере деятельности этого органа
(организации).
Территориальные подсистемы единой системы
создаются в субъектах Российской Федерации для

ситуаций в пределах их территорий и состоят из
звеньев,
соответствующих
административнотерриториальному делению этих территорий.

Система управления организационно включает:

Органы
Пункты
управления
управления
Системы связи,
оповещения,
комплексы средств
автоматизации и АСУ

Органы
управления
единой
государственной
системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это органы,
создаваемые для координации деятельности федеральных органов

Российской
Федерации,
органов
местного
самоуправления,
организаций в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций и сил, привлекаемых для предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Органы управления единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
создаются на каждом уровне функционирования включают в
себя:
координационные органы единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций
постоянно действующие органы управления единой

чрезвычайных ситуаций
органы
повседневного
управления
единой
ликвидации
чрезвычайных ситуаций

Координационными
органами
единой
государственной системы предупреждения и
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций
являются комиссии, образованные для
обеспечения
согласованности
действий
федеральных
органов
исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления и организаций в

чрезвычайных ситуаций и обеспечения
пожарной безопасности.

Координационными органами РСЧС являются

Уровни управления
Координационные органы
Федеральный
Правительственная комиссия по
предупреждению и ликвидации
чрезвычайных
ситуаций
и
обеспечению
пожарной
безопасности (КЧС и ОПБ), КЧС и ОПБ
федеральных
органов
исполнительной
власти
и
уполномоченных
организаций,
имеющих
функциональные
подсистемы РСЧС.
Региональный (в пределах
территории субъекта РФ)
КЧС и ОПБ органа исполнительной
власти субъекта РФ
Муниципальный (в пределах
территории муниципального
образования)
КЧС и ОПБ органа местного
самоуправления
Объектовый
КЧС и ОПБ организации

Основными задачами комиссий являются:
а) разработка предложений по реализации государственной
политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
б) координация деятельности органов управления и сил единой
системы;
в) обеспечение согласованности действий федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления и
организаций при решении задач в области предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной
безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов,
объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы,
производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и
разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;
г) рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской
обороны к организации и проведению мероприятий по
предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке,
установленном федеральным законом;
д) рассмотрение вопросов об организации оповещения и
информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

Постоянно
действующими
органами
управления единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций являются органы, специально
уполномоченные на решение задач в области
защиты
населения
и
территорий
от
чрезвычайных ситуаций на соответствующем
уровне единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций.

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются

Уровни управления
Органы управления
Федеральный
МЧС России, подразделения федеральных
органов
исполнительной
власти
и
уполномоченных организаций, имеющих
функциональные подсистемы единой
системы, для решения задач в области
защиты населения и территорий от
чрезвычайных
ситуаций
и
(или)
гражданской обороны.
Межрегиональный

РЦ МЧС России
Региональный
территориальные органы МЧС России –
ГУ МЧС России по субъектам РФ
Муниципальный
органы, специально уполномоченные на
решение задач в области защиты
населения и территорий от ЧС и (или) ГО
при органах местного самоуправления
Объектовый
структурные подразделения организаций,
уполномоченных на решение задач в
области защиты населения и территорий от
ЧС и (или) ГО.

Постоянно действующие органы управления РСЧС
создаются и осуществляют свою деятельность в порядке,
установленном
законодательством
РФ
и
иными
нормативными правовыми актами.
Компетенция и полномочия постоянно действующих
органов управления РСЧС определяются соответствующими
положениями о них или уставами указанных органов
управления.
Для осуществления экспертной поддержки в области
защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения
пожарной безопасности, безопасности людей на водных
объектах при постоянно действующих органах управления
РСЧС могут создаваться экспертные советы.

Органами
повседневного
управления
единой
государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных
ситуаций
являются
организации
(подразделения), создаваемые федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления и организациями для обеспечения их
деятельности в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами,
предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
осуществления обмена информацией и оповещения
населения о чрезвычайных ситуациях.

Органами повседневного управления РСЧС являются

Уровни управления
Органы управления
Федеральный
НЦУКС,
центры
управления
в
кризисных ситуациях (далее – ЦУКС)
(ситуационно-кризисные
центры),
информационные
центры,
ДДС
федеральных органов исполнительной
власти
и
уполномоченных
организаций,
имеющих
функциональные подсистемы РСЧС
Межрегиональный
ЦУКС РЦ МЧС России
Региональный
ЦУКС МЧС России по субъектам РФ,
информационные центры, ДДС
органов исполнительной власти
субъектов РФ и территориальных
органов федеральных органов
исполнительной власти
Муниципальный
ЕДДС муниципальных образований
Объектовый
ДДС организаций (объектов).

Пункты управления (ПУ)
РСЧС и гражданской
обороны - это специально
оборудованные сооружения
(помещения) или
транспортные средства,
оснащенные необходимыми
техническими средствами
связи и жизнеобеспечения и
предназначенные для
размещения и обеспечения
эффективной работы
органов управления как в
мирное время, так и в
особый период.
Все ПУ можно подразделить
на стационарные и
подвижные.

Классификация ПУ
Пункты управления
Запасные
Повседневные
Стационарные
Подвижные
Повседневные
ПУ,
предназначенные
для
обеспечения
функционирования
органов
управления в местах их постоянной дислокации в
мирное время;
Запасные ПУ, предназначенные для обеспечения
устойчивого управления в особый период и в
мирное
время
в
случае
невозможности
использования повседневных ПУ. По месту своего
размещения они могут быть городскими и
загородными.

Подвижные пункты управления могут оборудоваться также на
средствах воздушного, морского, речного и железнодорожного
транспорта.
Подвижные ПУ должны обеспечивать непосредственное
управление подчиненными органами и силами при ликвидации
чрезвычайной ситуации в любом районе данного субъекта
Российской Федерации (муниципального образования), на
наиболее ответственных направлениях в военное время, а также
выполнять функции дублеров стационарных запасных пунктов
управления.

К особой группе мобильных ПУ следует отнести ПУ на базе
кузовов-контейнеров, перевозимых всеми видами транспорта.

Управление единой системой осуществляется с использованием
систем связи и оповещения, представляющих собой
организационно-техническое объединение сил, средств связи и
оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего
пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих
доведение информации и сигналов оповещения до органов
управления и сил единой системы.
Связь является основным средством, обеспечивающим
непрерывность управления органами и силами гражданской
обороны, как в мирное, так и в военное время на всех уровнях
управления. На каждом уровне управления заблаговременно
создаются системы связи, которые развертываются по полной
схеме при переводе гражданской обороны с мирного на
военное положение.

Основными задачами системы связи ГО и РСЧС являются:
обеспечение устойчивого управления подчиненными
органами управления и силами;
обеспечение передачи сигналов и информации
оповещения органам управления ГО и РСЧС, силам в
установленные сроки;
обеспечение различными видами связи оперативных
групп (ОГ) всех уровней в районах ЧС и очагах поражения с
целью организации взаимодействия и управления
спасательными и аварийно-восстановительными
работами;
обеспечение обмена данными между стационарными,
мобильными и подвижными ПУ, органами военного
командования.

Система связи включает в себя: узлы связи стационарных,
мобильных и подвижных пунктов управления; линии привязки к
узлам связи общего пользования; линии и каналы связи
(цифровые потоки), выделяемые из государственной сети; силы
и средства связи частей ГО и РСЧС, формирований ГО и РСЧС,
аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных
формирований, а также частей, выделяемых по плану
взаимодействия с Вооруженными Силами Российской
Федерации, другими войсками и воинскими формированиями,
привлекаемыми для решения задач ГО и РСЧС; резерв сил и
средств связи.

Система связи ГО и РСЧС сопрягается с ведомственными
(корпоративными) системами связи, системами связи
военных округов (флотов) и гарнизонов.
Система связи ГО и РСЧС включает в себя стационарную и
мобильную компоненты.
Стационарные компоненты систем связи ГО и РСЧС
базируются в основном на использовании сети связи общего
пользования, которая является составной частью единой сети
связи Российской Федерации и предназначена для
предоставления услуг связи всем физическим и юридическим
лицам на территории Российской Федерации.
Мобильная компонента состоит из узлов связи подвижных
пунктов и мобильных пунктов управления различных уровней
управления

Требования к системам связи:
высокая готовность и мобильность;
большая пропускная способность;
способность обеспечивать устойчивое управление в
любых условиях обстановки;
развертывание мобильными силами и средствами в
короткие сроки различных сетей связи в районах
чрезвычайных ситуаций в требуемых объемах;
возможность организационно-технического сопряжения с
общегосударственной и ведомственными
(корпоративными) системами связи и выхода на узлы
связи органов, осуществляющих управление гражданской
обороной, и их пункты управления;
обеспечение возможности скрытого управления;
обеспечение работы АИУС ГО и РСЧС.

Оповещение органов
управления, должностных лиц
и сил ГО и РСЧС включает в
себя доведение до них
распоряжений на проведение
комплекса мероприятий по
ликвидации ЧС и перевода на
военное время.
Оповещение населения
включает в себя доведение до
него заранее установленного
условного сигнала тревоги
(«Внимание всем!») и
поясняющей речевой
информации о характере
возникшей угрозы и порядке
поведения в создавшихся
условиях.

К техническим средствам оповещения, используемым в
СЦО, относятся:
устройства, обеспечивающие передачу условных сигналов
или речевых сообщений населению (электрические
сирены, радио- и телеприемники, радиотрансляционные
точки, уличные громкоговорители);
устройства, через которые доводится информация
(условные сигналы) до должностных лиц ГО и РСЧС
(служебные и квартирные телефоны, пейджеры, сотовые
телефоны);
комплекс аппаратуры управления, обеспечивающей
автоматизированную передачу органам управления и
силам ГО и РСЧС условных сигналов и речевых сообщений,
а также централизованное дистанционное включение
технических средств оповещения.

Режимы функционирования РСЧС и уровни реагирования на чрезвычайную ситуацию

Режим функционирования органов управления и сил

ликвидации
чрезвычайных
ситуаций
это
определяемые в зависимости от обстановки,
прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и
возникновения чрезвычайной ситуации порядок
организации деятельности органов управления и сил
единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные
мероприятия, проводимые указанными органами и
силами в режиме повседневной деятельности, при
введении режима повышенной готовности или
чрезвычайной ситуации.

При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных
ситуаций на объектах, территориях или акваториях
органы управления и силы РСЧС функционируют в
режиме повседневной деятельности.

Решениями руководителей федеральных
органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации,
органов
местного
самоуправления
и
организаций
для
соответствующих органов управления и сил
единой системы может устанавливаться один
из следующих режимов функционирования:
режим повышенной готовности - при угрозе
возникновения чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной ситуации - при
возникновении и ликвидации чрезвычайных
ситуаций.

Основными мероприятиями, проводимыми
органами управления и силами в режиме
повышенной готовности единой системы,
являются:
усиление контроля за состоянием
окружающей среды, прогнозирование
возникновения чрезвычайных ситуаций и их
последствий;
введение при необходимости круглосуточного
дежурства руководителей и должностных лиц
органов управления и сил единой системы на
стационарных пунктах управления;

непрерывный сбор, обработка и передача
органам управления и силам единой системы
данных о прогнозируемых чрезвычайных
ситуациях, информирование населения о
приемах и способах защиты от них;
принятие оперативных мер по
предупреждению возникновения и развития
чрезвычайных ситуаций, снижению размеров
ущерба и потерь в случае их возникновения, а
также повышению устойчивости и
безопасности функционирования
организаций в чрезвычайных ситуациях;

уточнение планов действий
(взаимодействия) по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и
иных документов;
приведение при необходимости сил и
средств единой системы в готовность к
реагированию на чрезвычайные
ситуации, формирование оперативных
групп и организация выдвижения их в
предполагаемые районы действий;

восполнение при необходимости
резервов материальных
ресурсов, созданных для
ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
проведение при необходимости
эвакуационных мероприятий.

В режиме чрезвычайной
ситуации:
непрерывный контроль
за состоянием
окружающей среды,
прогнозирование
развития возникших
чрезвычайных
ситуаций и их
последствий;

оповещение руководителей органов
исполнительной власти, органов местного
самоуправления и организаций, а также
населения о возникших чрезвычайных
ситуациях;

проведение мероприятий по защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций;

организация работ по ликвидации чрезвычайных
ситуаций, поддержанию общественного порядка в
ходе их проведения, а также привлечению при
необходимости в установленном порядке
общественных организаций и населения к
ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;

непрерывный сбор, анализ и обмен
информацией об обстановке в зоне
чрезвычайной ситуации и в ходе проведения
работ по ее ликвидации;

организация и поддержание непрерывного
взаимодействия органов власти по вопросам
ликвидации чрезвычайных ситуаций и их
последствий;

проведение мероприятий по
жизнеобеспечению населения в чрезвычайных
ситуациях.

В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 4.1 Федерального
закона «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера» устанавливается один из следующих уровней
реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее - уровень
реагирования):
объектовый уровень реагирования;
местный уровень реагирования;
региональный (межмуниципальный) уровень
реагирования;
федеральный уровень реагирования;
особый уровень реагирования.

Уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию
(далее - уровень реагирования) - это состояние
готовности органов управления и сил единой
государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации
чрезвычайной ситуации, требующее от органов
государственной власти Российской Федерации,
органов
государственной
власти
субъектов
Российской
Федерации,
органов
местного
самоуправления
и
организаций
принятия
дополнительных мер по защите населения и
территорий
от
чрезвычайной
ситуации
в
зависимости от классификации чрезвычайных
ситуаций и характера развития чрезвычайной
ситуации.

Объектовый уровень реагирования - решением
руководителя
организации
при
ликвидации

организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной
ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится
в пределах территории данной организации.

Местный уровень реагирования:
-решением главы поселения при ликвидации
чрезвычайной
ситуации
силами
и
средствами


затрагивает территорию одного поселения;
-решением главы муниципального района при
ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами
организаций и органов местного самоуправления,
оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая
затрагивает межселенную территорию, либо территории
двух и более поселений, либо территории поселений и
межселенную территорию, если зона чрезвычайной
ситуации находится в пределах территории одного
муниципального района;

-решением главы городского округа при ликвидации
чрезвычайной ситуации силами и средствами
организаций и органов местного самоуправления,
оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона

территории городского округа;
-решением должностного лица, определяемого
законом субъекта Российской Федерации - города
федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или
Севастополя, при ликвидации чрезвычайной ситуации
на внутригородской территории города федерального
значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.

Региональный
(межмуниципальный)
уровень
реагирования - решением высшего должностного лица
субъекта Российской Федерации (руководителя высшего
исполнительного органа государственной власти
субъекта Российской Федерации) при ликвидации
чрезвычайной ситуации силами и средствами
организаций, органов местного самоуправления и
органов исполнительной власти субъекта Российской


муниципальных
районов
либо
территории
муниципального района и городского округа, если зона
чрезвычайной ситуации находится в пределах
территории одного субъекта Российской Федерации.

Федеральный уровень реагирования - решением
Правительства Российской Федерации при ликвидации
чрезвычайной ситуации силами и средствами органов
исполнительной
власти
субъектов
Российской
Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной
ситуации, которая затрагивает территории двух и более
субъектов Российской Федерации.
Решением Президента Российской Федерации при
ликвидации чрезвычайной ситуации с привлечением в
соответствии
с
законодательством
Российской
Федерации сил и средств федеральных органов
исполнительной власти, в том числе специально
подготовленных сил и средств Вооруженных Сил
Российской Федерации, других войск и воинских
формирований, устанавливается особый уровень
реагирования.

ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ:

Изучить материалы занятия.
Используя конспект подготовиться к
устному опросу по материалам занятия.