Рабочие и календарные дни по 44 фз. Как избежать путаницы в сроках проведения госзакупок? Что считать выходным днем

Часто возникающим вопросом у поставщиков, работающих по 44-ФЗ, является споры о сроках проведения госзакупок. Участники закупки путаются, какие дни следует учитывать, рабочие или календарные, при учете сроков подачи документации и времени проведения непосредственно самого тендера. Как быть, если обнаружена разница в сроках, указанных в документации тендера и на электронной торговой площадке. Что делать, если последний день подписания контракта попадает на выходной или праздничный день? Давайте вместе разбираться по порядку.

Сроки, которые можно встретить при участии в госзакупках

Вариантов не так много. Их три:

    Фиксированная календарная дата.

    Период времени. Это может быть час или день, может быть месяц или год.

    События высокого процента вероятности, например начало морозов, отопительного сезона, сбора урожая винограда (в сельскохозяйственном секторе) и т.п.

Важно! Если в документации тендера заказчик не сделал акцент на том, какие дни он имеет в виду при указании дат, то по умолчанию эти дни принято считать календарными.

Например, протокол проведения торгов опубликован в пятницу 28.07.2017. Первым днем отсчета принято считать день, следующий за датой публикации. Согласно 44-ФЗ статье 70 п.2 - пять дней отведено на публикацию заказчиком проекта контракта с ценой, определенной в результате проведения торгов, и реквизитами победителя. Следовательно, последний день опубликования проекта договора в ЕИС будет среда 02 августа 2017г. (5 календарных, но только 3 рабочих дня). Если бы в законе было бы уточнение (рабочие дни), то в расчет шли бы только рабочие дни, и последним днем публикации была бы пятница 04 августа 2017г.

Расчет временного промежутка

Каждый этап госзакупки имеет своей начальный и конечный период. Дата публикации лота, дата проведения торгов, дата публикации в ЕИС протокола прошедших торгов. Каждый этап идет неразрывно друг за другом, и как не запутаться, какой день считается первым для отсчета времени, а какой последним, порой бывает не очевидно. Начало отсчета времени начинается со следующего дня, идущего за датой публикации. Причем при расчете временного интервала между последовательными этапами тендера нельзя включать последний день подачи заявок и дату вскрытия конвертов .

Пройдемся по этапам на примерах:

    Дата опубликования заказчиком в ЕИС извещения о предстоящей закупке, после которой возможен прием заявок от участников закупки. Сроки приема заявок на участие в тендере зависят от НМЦК (до 3 млн руб. - 7 дней, свыше 3-х - 15 дней). В данной ситуации речь идет о календарных днях. Так, если программа мониторинга тендеров нашла новый тендер с датой публикации 01.08.2017 и НМЦК указана 2,4 млн рублей, следовательно, последний день подачи заявок будет 07.08.2017г.

    Дата размещения протокола проведения торгов. Следующий календарный день является началом изучения заказчиком второй части заявок и публикации проекта контракта согласно результату проведенных торгов в ЕИС (пример см. выше).

    Дата публикации проекта контракта заказчиком. Например, проект контракта с данными о победителе тендера в ЕИС опубликован заказчиком во вторник 15.08.2017, на изучение и подписание проекта у победителя 5 календарных дней (ст.70, пункт 3 Федерального закона 44-ФЗ). Последний день подписания контракта выигравшим тендер поставщиком выпадает на воскресенье 20.08.2017.

Важно! Если последний день подписания проекта контракта выпадает на субботу или воскресенье, то время подписания документа не сдвигаются на понедельник. Поставить усиленную ЭЦП нужно в выходной день, иначе это будет считаться нарушением. Заказчик может принять решение о признание Вас лицом, уклонившимся от обязательств, и как результат - Вы в РНП (в реестре недобросовестных поставщиков).

Пример расчета периода времени подачи документации тендера после выявления победителя

Аукцион состоялся 20.07.2017 (четверг), выявлены лидеры среди поставщиков, один из которых, предложил минимальную цену за лот. В понедельник 24.07.2017 в ЕИС названо имя победителя тендера. У заказчика по закону 5 дней (календарных!) для опубликования проекта контракта, начиная с 25-го июля (вторник) по 29 июля (суббота) включительно. Он тянул до последнего и выложил информацию в ЕИС на пятый день, 29.07 в субботу. Отсчет времени победителя тендера начинается с воскресенья 30-го числа. У него в запасе 5 календарных дней, но 4 рабочих. Последний день подписания контракта - четверг 03 августа 2017г.

Как поступить, если разнятся даты между заявленной в документации заказчика и данными с ЕИС? Мы рекомендуем ориентироваться на минимальный срок, а так же связаться с заказчиком, сделать запрос разъяснений.

Практика ФАС показывает, заказчик может ошибиться, неправильно рассчитать срок окончания подачи заявок. Вместо 7 дней для контрактов до трех миллионов 15 дней (для контрактов свыше трех миллионов), поставить 6 и 14 дней соответственно. Например, заказчик размещает извещение об будущем аукционе в ЕИС (сумма менее 3 000 000 рублей) в среду 02.08.2017 в 8:30 и обозначает срок окончания приема заявки - 09.08.2017 в 9:00. Фактически указано 6 календарных дней, а не 7. Это нарушение. В данной ситуации прием заявок должен осуществляться до 24:00 - 09.08.2017 (Федеральный закон № 107 “Об исчислении времени”, пункты 3 и 7 статьи 2).

Как быть с рабочими и нерабочими днями?

Если последний день публикации выпадает на выходной:

Документ

Перенос на ближайший рабочий день

Размещение заявки на участие в тендере

да

Запрос на разъяснений

да

Протокол разногласий

да

Подписание проекта контракта

нет

Срок оплаты по контракту

согласно условиям контракта и ГК РФ

Заказчик может разместить извещение на проведение тендера в любой день, не посмотрев на

рабочий или выходной день выпадает последний день подачи заявок на участие. В обязанности операторов ЭТП входит отслеживание подобных случаев и продление срока на ближайший рабочий день. Если у Вас не приняли заявку в понедельник, т.к. последний день подачи выпал на воскресенье, можно смело подавать жалобу в ФАС , т.к. это является нарушением ГК РФ.

Рекомендация .Так как в Ваших интересах успеть подать документы на участие, отслеживать появление новых тендеров нужно своевременно, не дожидаться последнего дня подачи документации тендера и сделать это в последние 2 рабочих дня. Плюс в том, что в эти два дня заказчик не имеет права вносить какие-либо изменения и отменять закупку.


Законодательство о закупках изобилует регламентированными сроками. Определенные сроки устанавливаются и в процессе проведения того или иного вида закупки, и при заключении контракта. За нарушение некоторых сроков предусмотрена административная ответственность должностных лиц и соответствующие штрафные санкции.

Ситуации, когда законодатель прямо прописывает, что срок исчисляется в рабочих или календарных днях, при этом дни выпадают на трудовую неделю не вызывают затруднений. Во всех остальных случаях возможны недоразумения и нарушения, которые влекут негативные последствия для всех участников процедуры закупки.

Сроки в соответствии с Гражданским кодексом

Прежде всего, не стоит забывать про общее правило о том, что если законодатель прямо не указывает на то, что исчисление срока осуществляется в рабочих днях, то он имеет в виду календарные дни.

Таким образом, к примеру, разъяснения аукционной документации должны быть опубликованы в течение двух календарных дней с момента поступления запроса.

Однако, в статье 2 44-ФЗ прямо прописано, что положения Гражданского кодекса являются основанием для действия норм Закона о контрактной системе. А вот уже применяя статью 193 Гражданского кодекса следует, что если окончание срока попадает на нерабочий день в организации, то он переносится на первый ее рабочий день. Таким образом, если запрос поступил в адрес Заказчика в пятницу, то ответив на него в понедельник, должностное лицо действует правомерно.

Как обыватели мы вполне привыкли, что выходные дни в организации – стандартные суббота и воскресенье.

Вместе с тем, такой вывод не вполне корректен в юридическом плане. Нормы организации труда и отдыха установлены в Трудовом кодексе РФ.

Именно в нем и прописано, что общим и единственно обязательным и официальным выходным днем считается только воскресенье (ст.111). Второй выходной день устанавливается непосредственно внутри организации.

Более того, такой день может отсутствовать в принципе. Данное правило следует помнить прежде всего участникам закупок при направлении каких-либо документов в регламентированный срок. Кроме того, Заказчик в определенных случаях также может действовать исходя из общих требований законодательства, с учетом собственных внутренних приказов и штатного расписания, если они оформлены надлежащим образом.

2. Об увеличение количества поставляемого товара в соответствии с ч. 18 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

Как работает пункт 18. ст34 44-ФЗ? Например, цена 1 000 000. Аукцион упал на 20%, выиграли по 800 000. Хотим применить пункт 18, увеличить на 20 % объем. По какой цене заключаем? 8000000+20% к объему или 10000000 +20% в объеме?

В соответствии с ч. 18 ст. 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что при заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с Законом № 44-ФЗ заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении конкурса или аукциона.

В указанной норме предусмотрено право заказчика (если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе), по итогам осуществленной закупки путем проведения АУКЦИОНА или КОНКУРСА, при ЗАКЛЮЧЕНИИ КОНТРАКТА на поставку ТОВАРА увеличить количество поставляемого такого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота) (т.е. в случае, указанном в Вашем вопросе, заказчик вправе увеличить количество ТОВАРА на сумму, не превышающую 200000 руб. (1000000 – 800000 = 200000)). При этом цена единицы товара должна быть определена, как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении конкурса или аукциона.

Так, например, если предположить, что количество товара – 1000 шт. То, цена единицы товара будет равна – 800000 / 1000 = 800 руб. за 1 единицу товара.

В свою очередь, так как в рассматриваемом случае, заказчик вправе увеличить количество товара на сумму, не превышающую 200000 руб., то максимальное количество товара, на которое заказчик вправе увеличить, будет равняться 200000 / 800 = 250 шт..

Следовательно, при заключении контракта, в рассматриваемом случае, заказчику необходимо указать в проекте контракта в информациях о количестве товара - 1250 шт. (1000 + 250 = 1250), в свою очередь цена контракта – 1000000 руб.

Обращаем внимание, что, в рассматриваемом случае, заказчик вправе увеличить количество товара и на меньшее значение, т.е., к примеру, на 100 шт. или на 1 шт., или на другое значение, но не может увеличить, к примеру, - на 251 шт. Соответственно, при указании цены контракта в проекте контракта, цена контракта должна быть сформирована исходя из количества товара, которое увеличивается заказчиком. Так, если заказчик по соглашению с поставщиком принял решение увеличить количество товара на 100 шт., то, в рассматриваем случае, цена контракта будет равна 880000 рублей (80000 руб. + 800000 рублей = 880000 рублей, где 80000 руб. – это цена объема товара, на которое увеличивается контракт на основании ч. 18 ст. 34 Закона № 44-ФЗ (800 руб. цена за 1 ед. товара * 100 шт. = 80000 руб.), а 800000 руб. – это цена, предложенная участником аукциона или конкурса).

При этом, следует отметить, что заказчик не вправе увеличить цену контракта в соответствии с частью 18 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, если в соответствии условиями осуществления закупки (одним лотом) предусмотрена закупка разноименных товаров, работ, услуг (т.е. содержится несколько позиций товара).

Порядок определения цены единицы товара при увеличении количества поставляемого товара не предусматривает увеличение количества товара по отдельным (нескольким) позициям (товаров с разными наименованиями). Увеличивать количество (и, соответственно, цену) товара можно только при целевой закупке конкретного товара.

Т.е. если поделить цену контракта на количество товара по всем позициям (разноименного товара), то получится, что у всех позиций товара одна цена. В то время как на самом деле у одного товара цена может быть выше, а у другого ниже, полученной при таком делении.

Поэтому, полагаем, что порядок определения цены единицы товара при увеличении количества поставляемого товара не предусматривает увеличение количества товара по отдельным позициям (разноименного товара, т. е. товаров с разными наименованиями) в случае закупки товара с разными ценами и разного количества по перечням и, соответственно, законодатель предоставил право увеличивать количество товара только при целевой закупке конкретного товара.

Также, следует отметить, что аналогичная позиция отражена в ПИСЬМЕ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ от 03.02.2015 № Д28и-246.

«… Согласно части 18 статьи 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта заказчик, по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с Законом № 44-ФЗ заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе.

При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении конкурса или аукциона.

Таким образом, заказчик не вправе увеличить цену контракта в соответствии с частью 18 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, если контрактом предусмотрена закупка разноименных товаров, работ, услуг….»


  1. Об обосновании цены контракта при закупке до 100 и 500 тыс. рублей.
При формировании плана-графика, НМЦК (по пунктам 4 и 5 статьи 93) нет - т.к. контракты не отображаются в планах-графиках отдельно. Если закупка по чеку (в устной форме), и из документов у нас есть чек и коммерческих предложений самого контракта в бумажном варианте нет, а расчет этой цены есть - как технически оформить план-график?

В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п.п. 4 или 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ расчет и обоснование НМЦК, произведенные заказчиком в соответствии со статьей 22 Закона № 44-ФЗ, в контракте не отражаются, в свою очередь заказчику необходимо обосновать цену контракта на основании положений ст. 22 Закона № 44-ФЗ. Следует отметить, что положения ст. 22 Закона № 44-ФЗ не предусматривает оснований для не применения положений данной статьи в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п.п. 4 или 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Согласно ч. 3 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Положения настоящей части не распространяются на случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 - 21, 24 - 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44 и 45 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Также в соответствии с ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта, за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного ч. 3 настоящей статьи, не требуется.

Таким образом, в ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ речь идет о нераспространении на закупки, осуществленные, в том числе на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, положений об обязанности заказчика в документальном оформлении отчета о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ – об отсутствии у заказчика обязанности включать в контракт расчет и обоснование цены контракта по закупкам у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета согласно ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не требуется.

Вместе с тем, напоминаем, что в соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом № 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения одного или нескольких методов, предусмотренных данной нормой Закона № 44-ФЗ.

В виду того, что ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ не содержит исключений для каких-либо способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), то обязанность обоснования цены контракта одним или несколькими методами, предусмотренными ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, в том числе в случаях заключения контракта на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, у заказчика остается.

Поэтому, документ об обосновании цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), советуем хранить вместе с контрактом.
Нужно ли вносить изменения в итоговые строки по п.4 и п.5 плана-графика в конце года, если не вся запланированная сумма потрачена?

Согласно пп. 4, пп. 5 п. 5 Приложения к Приказу № 182/7н в плане-графике указывается информация только о планируемых закупках у единственного поставщика на основании п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

В том случае, если в ходе осуществления таких закупок образовалась экономия (контракты были расторгнуты или исполнены не в полном объеме), то сведения о такой экономии в плане-графике не указываются (не вычитаются из сумм, приходящихся на закупки по п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Если же заказчик вовсе не заключал контракты на какую-то сумму из вышеуказанных позиций плана-графика, т.е. вовсе не использовал часть средств, то полагаем, что в конце года заказчику следует привести план-график в соответствие с фактической деятельностью заказчика: вычесть из позиций плана-графика, содержащей сведения о закупках по п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, сумму незадействованных в закупках средств.

Выполнить данные действия заказчику следует в рамках соблюдения принципа открытости, полноты и достоверности информации, размещаемой в ЕИС (ст. 7 Закона № 44-ФЗ).
В ноябре 2016 года планируется заключение контракта на куплю-продажу электроэнергии со сроком исполнения с 01.01.2017 по 31.12.2017 года. Срок действия контракта - по 31 января 2018 года. Количество КВт - 411,5 тыс. КВт НМЦК - 2465,2 тыс. руб. Оплата за декабрь 2017 года будет производится в январе 2018 года. Как правильно отразить в плане-графике:

1. в графе 8 «кол-во» - 411,5 КВтв

2. в графе 9 « НМЦК» - 2259,8 / 205,4 или полной суммой - 2465,2

В соответствии с приказом № 182 от 31.03.2015 через «/» отражается сумма в случае если период осуществления закупки превышает срок, на который утверждается план-график. В нашем случае период осуществления закупки с 01.01.2017-31.12.2017, а оплата переходящая.

Если извещение об осуществлении закупки размещено в 2016 году или контракт с единственным поставщиком (когда извещение согласно ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не требуется) будет заключен в 2016 году, то сведения о такой закупке необходимо включить в план-график размещения заказов на 2017 год.

В том случае, если указанная в обращении закупка будет включена в план-график размещения заказов на 2016 год, то сведения о ней в плане закупок, плане-графике закупок на 2017 год не отражаются (письмо Минэкономразвития России от 13.07.2016 № Д28и-1891).

Однако объем финансового обеспечения, приходящийся на оплату контракта в 2017 году будет входить в совокупный годовой объем закупок на 2017 год, который в плане-графике закупок на 2017 год отражается справочно (пп. «е» п. 1 Требований к форме плана-графика, утвержденной Постановлением № 553.

Если контракт предусматривает оплату в январе 2018 года, то сумма оплаты за январь 2018 года будет входить в совокупный годовой объем закупок на 2018 год.

В плане-графике размещения заказов на 2016 год такая закупка будет отражаться следующим образом:

1.в столбце 8 формы плана-графика необходимо указать «411,5/0» (пп. «з» пп. 2 п. 5 Приложения к Приказу № 182/7н);

2.в столбце 9 формы плана-графика необходимо указать «2465,2/0» (пп. «и» пп. 2 п. 5 Приложения к Приказу № 182/7н);

3.в столбце 11 формы плана-графика необходимо указать «декабрь 2016» (пп. «л» пп. 2 п. 5 Приложения к Приказу № 182/7н);

4.в столбце 12 формы плана-графика необходимо указать «январь 2017-январь 2018, ежемесячно» (пп. «м» пп. 2 п. 5 Приложения к Приказу № 182/7н).

Вместе с тем, обращаем внимание, что заключение контракта в 2016 году за счет средств 2017 года возможно только после доведения до заказчика лимитов бюджетных обязательств на 2017 год (п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ).

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о датах и сроках по 44-ФЗ, которые должны знать Заказчики, поставщики (участники закупок), контрольные органы и прочие лица, так или иначе имеющие отношение к данной сфере. Сам Федеральный закон № 44-ФЗ, а также связанные с ним нормативно правовые акты, устанавливают регламентированные даты и сроки к различным процедурам и этапам их проведения. Этих дат и сроков достаточно много, поэтому многим участникам закупочного процесса бывает очень сложно в них разобраться, а тем более запомнить. Поэтому в этой статье я расскажу о том, как не запутаться во всех этих сроках и держать все под контролем.

1. Ключевые сроки по 44-ФЗ, о которых нужно знать Заказчику

К Заказчикам в рамках 44-ФЗ предъявляются более серьезные требования нежели к участникам закупок, плюс предусмотрены административные штрафы за нарушения законодательства о размещении заказов. Поэтому Заказчики, как никто другой, должны хорошо знать, а также соблюдать даты и сроки, установленные в 44-ФЗ.

К ним относятся сроки:

  • формирования, утверждения и размещения планов закупок и планов-графиков в ЕИС;
  • внесения изменений в планы-графики закупок;
  • размещения извещений о проводимых закупках;
  • отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • внесения изменений в извещения и документацию;
  • размещения в ЕИС и на площадке документов и информации;
  • направления информации участникам закупки, оператору электронной площадки, контрольному органу;
  • рассмотрения и оценки заявок участников;
  • подписания контракта по итогам проведенной закупки;
  • оплаты по контракту;
  • возврата обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта;
  • и т.д.

2. Ключевые сроки по 44-ФЗ, о которых нужно знать участнику закупки

Для того, чтобы эффективно принимать участие в госзакупках, а также уметь отстаивать свои законные права и интересы, участники закупок должны знать регламентированные даты и сроки, установленные в 44-ФЗ и сопутствующих НПА.

Во-первых , это необходимо для того, чтобы иметь возможность проконтролировать действия Заказчика, Специализированной организации или Уполномоченного органа и, в случае необходимости, подать жалобу в ФАС.

Во-вторых , чтобы вовремя подавать свои заявки, запросы на разъяснение положений документации или результатов проведенной закупки, размещать протоколы разногласий по контракту, а также подписывать контракт с Заказчиком.

В-третьих , чтобы вовремя получать возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, а также оплату по контракту.

Помимо тех сроков, что были указаны в первом разделе статьи, участнику нужно знать:

  • сроки подготовки, подачи и рассмотрения жалобы по 44-ФЗ в ФАС;
  • сроки действия банковских гарантий, предоставляемых участниками в качестве обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта;
  • сроки подачи заявок;
  • сроки подачи запросов на разъяснение положений документации или результатов проведенной закупки;
  • сроки предоставления разъяснений по 44-ФЗ со стороны Заказчика (оператора электронной площадки);
  • сроки рассмотрения протокола разногласий по 44-ФЗ;
  • сроки продления подачи заявок, в случае внесения изменений в извещение (документацию).

3. Калькуляторы сроков по 44-ФЗ

Многие Заказчики и поставщики периодически пытаются прибегнуть к помощи различных калькуляторов сроков проведения закупочных процедур, калькуляторов расчета НМЦК, размера обеспечения заявок и обеспечения исполнения контракта. До недавнего времени в открытом доступе такие калькуляторы можно было найти на сайте НАИЗ. Но законодательство не стоит на месте и они потеряли свою актуальность.

Недавний мониторинг интернет пространства показал, что в открытом доступе адекватных калькуляторов по определению сроков нет. По крайней мере, мне их найти не удалось. Обычные таблицы сроков по 44-ФЗ я в расчет не беру, они периодически встречаются на разных ресурсах. Но хочу вас предостеречь. Большинство таких таблиц не содержит полной информации по срокам или информация в них уже устарела. Поэтому будьте осторожны!

И здесь возникает вопрос. Где найти актуальные таблицы сроков по 44-ФЗ с последними изменениями в законодательстве?

Если вы работаете со стороны Заказчика и вам необходим автоматизированный сервис по расчету сроков, то отличным решением будет предложение от компании Персис. Это программа “Эконом-Эксперт”, которая в значительной мере облегчает жизнь Заказчику. В ней можно не только рассчитывать сроки, но и формировать отчеты, проводить учет и контроль проводимых закупок, выгружать информацию в ЕИС и выполнять множество других задач. Подробнее узнать о данной программе, а также получить тестовый доступ к ней можно .

Другим вариантом является самостоятельная подготовка таких таблиц со сроками для личного пользования. Вы просто скачиваете актуальную версию 44-ФЗ с сайта “Консультант Плюс” и формируете для себя таблицу со сроками. Этот вариант потребует от вас определенного времени, но это абсолютно бесплатно и доступно каждому.

И наконец, есть третий вариант — это воспользоваться готовым решением. Специально для моих клиентов и посетителей сайта я подготовил электронный сборник “Успевай в срок! Даты и сроки по 44-ФЗ, которые нужно знать!”. Настоящий сборник состоит из 21 таблицы в формате excel. На сегодняшний день это самая полная и актуальная информация со сроками по 44-ФЗ. Сборник будет одинаково полезен, как Заказчикам, так и участникам закупок. Приобрести его можно . Стоимость этого сборника чисто символическая, а вот экономия времени и польза просто колоссальная. Эти таблицы можно распечатать на листах формата А4 и использовать как настольную шпаргалку в вашей повседневной работе.

В завершении своей статьи хочу сказать о том, что знание и соблюдение установленных в Федеральном законе № 44-ФЗ сроков убережет вас от массы лишних проблем, штрафов и финансовых потерь.

Если статья была для вас полезной, ставьте лайки и делитесь информацией с друзьями и коллегами в социальных сетях. До встречи в новых статьях.


Е.В. Баланцев,
юрисконсульт ФГОУ ДПО Государственная академия
промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова, г. Ярославль

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе (далее - Закон № 44-ФЗ) устанавливает для заказчиков, комиссий по осуществлению закупок и других участников контрактной системы различные права и обязанности, которые должны быть реализованы в установленные данным законом сроки. Нарушение заказчиком или членами комиссии по осуществлению закупок данных сроков во многих случаях является основанием для привлечения соответствующих работников заказчика или членов комиссии к административной ответственности.

Ответственность

В частности, согласно ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ нарушение сроков подписания контракта (подписание контракта ранее минимального или позднее максимального срока) влечет за собой наложение на должностное лицо заказчика штрафа в размере 50 000 рублей. Сумма штрафа - ощутимая, следовательно, его наложение может стать весьма болезненным для руководителя учреждения или членов комиссии. Поэтому вопрос о правовом регулировании порядка исчисления сроков в соответствии с законодательством о контрактной системе является очень актуальным.
Рассмотрим далее ключевые аспекты исчисления сроков и типичные нарушения заказчиками и иными лицами действующих норм.

Исчисление сроков

Закон № 44-ФЗ не регулирует порядок исчисления сроков, значит по данному вопросу необходимо руководствоваться статьями - Гражданского кодекса РФ.
В соответствии со статьей 190 ГК РФ сроки могут определяться календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами, а также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Большинство сроков, установленных Законом № 44-ФЗ , исчисляются в днях (календарных днях), а также в рабочих днях (например, в рабочих днях исчисляются срок размещения извещения о проведении запроса котировок в единой информационной системе, срок направления информации в Федеральное казначейство для включения в реестр контрактов и т. д.). Отличие сроков, исчисляемых в днях, от сроков, исчисляемых в рабочих днях, заключается в том, что в сроки, исчисляемые в днях, включаются все дни недели - рабочие, выходные (суббота, воскресенье), нерабочие праздничные дни.

Их три вида:

  • Конкретная дата в календаре;
  • Временной отрезок. Например, год, день, час;
  • Событие с высокой долей вероятности: начало отопительного сезона, снегопадов, паводков.

По умолчанию дни — календарные. Если заказчик имеет ввиду рабочие дни, он прописывает это в закупке отдельно. Продолжительность такого срока длиннее, чем при использовании календарных дней.

Срок «пять дней», который начался 26 февраля 2016 года, в календарных днях завершится 2 марта 2016. Если рассчитать его в рабочих днях, он завершится только 4 марта 2016.

Как правильно рассчитать временной промежуток?

У всех этапов закупки есть начало и конец. Отсчет временного промежутка начинается со дня, следующего ЗА событием, с которого начинается этап закупки:

  • День загрузки извещения в ЕИС, после которого начинается прием заявок;
  • День публикации протокола проведения электронного аукциона, после которого начинается рассмотрение вторых частей;
  • День публикации протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, после которого начинается процедура подписания контракта.

В промежуток нельзя включать:

  • День завершения приема заявок;
  • День вскрытия конвертов.
В понедельник 11 апреля 2016 года вас признали победителем электронного аукциона. У заказчика есть 5 дней на подготовку контракта, и отсчет начинается не с 11, а с 12 апреля, то есть до 16 апреля включительно. Если заказчик дотянет до последнего, то ваше время на подписание начинается 17 апреля — это воскресенье. Тогда у вас будет 4 рабочих дня, чтобы подписать контракт — до 21 апреля включительно.

У разных процедур свои сроки публикации извещений. Например, при проведении аукционов они зависят от начальной цены контракта (НМЦ):

  • если НМЦ меньше 3 000 000 рублей, заказчик может опубликовать закупку в предельный срок — 7 дней.
  • если больше 3 000 000, публиковать закупку заказчик должен не меньше, чем за 15 дней до окончания подачи заявок.

Самая распространенная ошибка заказчика при объявлении электронного аукциона — установить срок окончания подачи на 15-ый или 7-ой день со дня размещения извещения в ЕИС. То есть сократить срок приема заявок до 14 или 6 дней соответственно. Если ФАС по жалобе поставщика или при внеплановой проверке обнаружит нарушение, заказчика привлекут к административной ответственности за нарушение сроков размещения в ЕИС.

Можно ли прислать заявку в 23.59 последнего дня?

Правило «полуночи» прижилось при сдаче налоговых отчетов, но госзаказчики могут установить более ранние сроки, например, в 18:00 последнего дня. Время прописано в документах, за этим надо следить. Правда, в разных источниках могут быть расхождения в датах. Например, в извещении и документации, или в ЕИС и на площадке, на которой будет проводится аукцион.

В одной закупке на zakupki.gov.ru подача заявок была обозначена до 14.00, а на ЭТП до 13.00. Это может быть нарушением площадки или заказчика. Именно из-за этой разницы поставщик не успел подать заявку. В этом случае сперва подайте запрос, чтобы заказчик внес изменения. Если не вносит, то — жалобу в ФАС. Заказчику надо будет исправлять срок в извещении в ЕИС или на ЭТП.

Совет. Если дата или время подачи заявки в документации заказчика отличается от даты или времени, указанных в ЕИС или на электронной торговой площадке, ориентируйтесь на минимальные сроки или решайте вопрос через запрос на разъяснения.

Имеет ли значение, рабочий или не рабочий день?

Если последний день временного промежутка приходится на нерабочий день, то он переносится на следующий за ним рабочий день.

В пятницу 5 марта 2016 года вы подали запрос на разъяснение положений документации о закупке. Срок ответа заказчика — два дня. Но второй день приходится на воскресенье, а понедельник и вторник — тоже нерабочие праздничные дни. Соответственно, ответ вы получите фактически на шестой день, и это не будет нарушением со стороны заказчика.

Заказчики не всегда проверяют календарь, устанавливая сроки для поставщиков. Часто днем окончания подачи заявок они объявляют выходной, когда поставщик в некоторых ситуациях не сможет подать заявку. Например, выяснится, что нет денег на его лицевом счете на ЭТП, а банковский перевод в выходной сделать нельзя.

Контролирующие органы считают, что оператор ЭТП, обнаружив окончание срока подачи заявок в нерабочий день, обязан перенести его на ближайший рабочий день. Если что-то помешало вам подать заявку в выходной, можно будет пожаловаться в ФАС на ЭТП. Но проще следить за сроками и подавать заявку в последние два рабочих дня, когда отменить закупку или изменить что-то в документации заказчик уже не может.

Когда подписывать контракт?

Подпись на госконтракте должна быть поставлена не раньше минимальной и не позже максимальной даты. За это нарушение руководитель получит штраф в 50 000 рублей. Пауза между объявлением победителя и заключением контракта нужна, например, чтобы другие участники могли подать жалобу в ФАС на результаты закупки.

Что делать, если минимальная или максимальная дата подписания выпала на праздничный день? Гражданский кодекс РФ устанавливает, что окончание срока подписания должно выпадать на рабочий день, но не запрещает совершать юридически значимые действия в нерабочий. Госзаказчики же считают, что запрета на подписание контракта в нерабочий день нет.

Предположим, заказчик разместил протокол рассмотрения и оценки заявок запроса котировок 12 апреля 2016 года (вторник). По 44-ФЗ максимальный срок подписания контракта истекает 3 мая (вторник, выходной день). Заказчик подписал контракт в среду, 4 мая. По 44-ФЗ, заказчик нарушил порядок подписания контракта, потому что должен был подписать его не позже вторника, 3 мая. Но в соответствии с ГК нарушения нет: в этой ситуации последний день переносится на ближайший рабочий день.

Заключение контракта с победителем конкурса и запроса котировок происходит на бумаге. Поэтому заказчик может поторопиться и подписать контракт раньше положенного срока. В этом случае ущемляются права участников, которые могут обжаловать результаты закупки в ФАС только до подписания контракта.

Сроки оплаты

Заказчики могут самостоятельно устанавливать сроки оплаты, но часто допускают нарушения. Самая распространенная ошибка — привязать оплату к событию, наступление которого не связано с объективными причинами.

  • Например, написать в контракте, что «оплата будет произведена в течение 10 дней со дня получения заказчиком проектной документации с положительным заключением госэкспертизы». При этом только от заказчика зависит, когда он отдаст проект на экспертизу.
  • Еще один пример неправильной привязки к событию — описание длительности оплаты. Многие заказчики пишут в тексте контракта, что оплата производится по мере поступления денег из соответствующих источников финансирования.

Но контролирующие органы и ФАС считают, что заказчик не вправе привязывать оплату контракта к действию третьих лиц. Так что условие договора о зависимости платежей от бюджетного финансирования нельзя считать событием, которое неизбежно наступит под влиянием объективных факторов.