Из чего состоит оклад денежного содержания госслужащего. Из чего состоит и как формируется

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 10

Гражданский служащий - это гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Он осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ (ст. 13 Федерального закона N 79-ФЗ <1>). Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ (далее - гражданская служба). В данной статье мы ответим на вопросы читателей, связанные с денежным содержанием гражданского служащего.

<1> Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе".

Прежде всего рассмотрим основные положения Федерального закона N 79-ФЗ в отношении оплаты труда гражданского служащего и предоставления отпуска.

Оплата труда гражданского служащего

Основные положения по оплате труда гражданского служащего содержит ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ. В соответствии с ней денежное содержание гражданского служащего состоит из:

В свою очередь, оклад денежного содержания включает в себя месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин).

К дополнительным выплатам относятся:

  1. ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе (от одного года до пяти лет - 10%, от пяти до десяти лет - 15%, от десяти до 15 лет - 20%, свыше 15 лет - 30%);
  2. ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200% этого оклада (порядок выплаты определяется представителем нанимателя). Для федеральных гражданских служащих Указом Президента РФ N 763 <2> ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы установлена в следующих размерах:

а) по высшей группе должностей гражданской службы - от 150 до 200% должностного оклада;

б) по главной группе должностей гражданской службы - от 120 до 150% должностного оклада;

в) по ведущей группе должностей гражданской службы - от 90 до 120% должностного оклада;

г) по старшей группе должностей гражданской службы - от 60 до 90% должностного оклада;

д) по младшей группе должностей гражданской службы - до 60% должностного оклада;

  1. ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством РФ. Размер указанной ежемесячной надбавки составляет в процентах к должностному окладу за работу со сведениями:
  • имеющими степень секретности "особой важности", - 50 - 70%;
  • имеющими степень секретности "совершенно секретно", - 30 - 50%;
  • имеющими степень секретности "секретно" при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий, - 10 - 15%;
  • то же без проведения проверочных мероприятий - 5 - 10%.

При определении размера ежемесячной процентной надбавки учитывается объем сведений, к которым указанные граждане имеют доступ, а также продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений (п. 1 Постановления Правительства РФ N 573 <3>);

  1. ежемесячное денежное поощрение (для федеральных гражданских служащих его размер устанавливается по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента РФ);
  2. премии за выполнение особо важных и сложных заданий (максимальный размер не ограничивается);
  3. единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя;
  4. материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
<2> Указ Президента РФ от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих".
<3> Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны".

В случаях, установленных законодательством РФ, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных гражданских служащих установлены Указом Президента РФ N 763. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин гражданских служащих субъекта РФ устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ.

По отдельным должностям гражданской службы указом Президента РФ может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения , в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, особые условия гражданской службы, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.

В случаях, установленных законодательством РФ, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент.

Обратите внимание! Для всех составляющих денежного содержания гражданского служащего, указанных выше (оклад денежного содержания, дополнительные выплаты, единое денежное вознаграждение), применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами РФ (Постановление Правительства РФ N 562 <4>).

<4> Постановление Правительства РФ от 06.09.2007 N 562 "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих".

Гражданским служащим производятся и другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно закону субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на соответствующий год размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта РФ ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен). При этом увеличение (индексация) производится в соответствии с законодательством субъекта РФ.

По отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда , при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в особом порядке, не применяются условия оплаты труда, указанные выше. Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения этих решений, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются соответственно Президентом РФ и Правительством РФ (п. 14 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ).

Отпуска гражданского служащего

Гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из двух частей (ст. 46 Федерального закона N 79-ФЗ):

  1. основного оплачиваемого отпуска для гражданских служащих, замещающих:
  1. ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, исчисляемого из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы.

При этом продолжительность основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет не может превышать:

  • для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданских служащих, - 45 календарных дней;
  • для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, - 40 календарных дней.

Обратите внимание! Дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день, а также в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы предоставляются сверх ежегодного оплачиваемого отпуска (п. 6 ст. 46 Федерального закона N 79-ФЗ).

Ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, Федеральным законом N 79-ФЗ, для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, - в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и не может быть менее трех календарных дней. При установлении длительности дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день учитываются объем выполняемой работы, степень напряженности труда, возможность работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и иные условия. В случае если такой отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа.

Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством РФ, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, - органами власти субъекта РФ, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления (ст. 45 Федерального закона N 79-ФЗ, ст. 119 ТК РФ). В настоящее время на федеральном уровне действуют Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.12.2002 N 884.

Обратите внимание! При предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере:

  • двух месячных окладов денежного содержания федеральному гражданскому служащему;
  • в соответствии с законодательством субъекта РФ - гражданскому служащему субъекта РФ (п. п. 11, 12 ст. 46 Федерального закона N 79-ФЗ).

Общие положения порядка исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих

Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих утверждены Постановлением Правительства РФ N 562. Они определяют порядок исчисления денежного содержания федерального гражданского служащего в следующих случаях:

а) на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске;

б) на период временной нетрудоспособности, а также на период прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения;

в) на период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации или стажировки;

г) на период нахождения в служебной командировке;

д) при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы;

е) на период урегулирования конфликта интересов при недопущении к исполнению должностных обязанностей;

ж) на период проведения служебной проверки;

з) в случае прекращения служебного контракта в результате нарушения установленных Федеральным законом N 79-ФЗ обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы и допущено не по его вине;

и) на период безвестного отсутствия до признания его безвестно отсутствующим или объявления его умершим решением суда, вступившим в законную силу.

На период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации или стажировки гражданского служащего, нахождения его в командировке, на период урегулирования конфликта интересов при отстранении от занимаемой должности и на период проведения служебной проверки гражданскому служащему сохраняется денежное содержание за весь соответствующий период как за фактически отработанное время. Денежное содержание при этом состоит из единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных п. п. 1 - 4 перечня, указанного выше.

На период безвестного отсутствия гражданского служащего до признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим за ним сохраняется денежное содержание, установленное ему на день начала указанного периода, которое не начисляется и не выплачивается.

При увольнении гражданского служащего в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы и в случае прекращения служебного контракта в результате нарушения установленных Федеральным законом N 79-ФЗ обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы и допущено не по его вине, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за четыре месяца и месячного денежного содержания за один месяц. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных на дату расторжения служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных п. п. 1 - 4 перечня дополнительных выплат, указанных выше, а также 1/12 размера предусмотренных п. п. 5 - 7 этих выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта. В случае если гражданский служащий замещал должность менее 12 месяцев, применяется то же правило.

На период временной нетрудоспособности, а также на период прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения гражданскому служащему выплачивается пособие в порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Обратите внимание! В случае если в период сохранения денежного содержания произошло увеличение (индексация) единого денежного вознаграждения, оклада денежного содержания и (или) дополнительных выплат, исчисленное денежное содержание индексируется со дня вступления в силу решения об увеличении (индексации) и до окончания указанного периода (п. 11 Постановления Правительства РФ N 562).

Отметим, что Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 562, не распространяются на гражданских служащих, для которых определен особый порядок оплаты труда.

Денежное содержание на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске

Как указывалось выше, гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением денежного содержания на весь период отпуска. Напомним, денежное содержание состоит из оклада денежного содержания (должностной оклад плюс оклад за классный чин) и дополнительных выплат. При расчете отпускных гражданского служащего не учитывается единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, то есть она является элементом дополнительных выплат, которая не берется в расчет при исчислении денежного содержания гражданского служащего, причитающегося ему в месяце ухода в отпуск.

В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ N 562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь учитываются в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,4 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.

Пример 1 . Гражданский служащий уходит в отпуск 17 октября 2011 г. Его ежегодный оплачиваемый отпуск с учетом ежегодного оплачиваемого отпуска за выслугу лет составляет 40 календарных дней.

Ежемесячное денежное содержание гражданского служащего состоит из:

  • должностного оклада - 6400 руб.;
  • оклада за классный чин - 1560 руб.;
  • надбавки за выслугу лет - 10%, или 640 руб.;
  • надбавки за особые условия гражданской службы - 150%, или 9200 руб.;
  • ежемесячного денежного поощрения - 5000 руб.

Кроме того, гражданскому служащему выплачены:

  • в апреле 2011 г. - материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания - 7960 руб. (6400 + 1560);
  • квартальные премии за выполнение особо важных и сложных заданий (в октябре 2010 г. за III квартал 2010 г. - 4050 руб., в январе 2011 г. за IV квартал 2010 г. - 4800 руб., в апреле 2011 г. за I квартал 2011 г. - 4500 руб., в июле 2011 г. за II квартал 2011 г. - 3800 руб.).

В соответствии с законодательством субъекта РФ, где служит гражданский служащий, при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год ему производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания, то есть 15 920 руб. (7960 x 2).

Рассчитаем сумму материальной помощи, которую необходимо учесть при расчете ежемесячного денежного содержания. Она равна 655 руб. (7960 / 12).

Теперь вычислим сумму квартальных премий, которую необходимо учесть при расчете денежного содержания за отпуск. Она составит 1429,16 руб. ((4050 + 4800 + 4500 + 3800) / 12).

Таким образом, денежное содержание гражданского служащего в месяце ухода его в отпуск составит 24 884,16 руб. (6400 + 1560 + 640 + 9200 + 5000 + 655 + 1429,16). Денежное содержание гражданского служащего за 40 дней - период нахождения его в отпуске - составит 33 856 руб. (24 884,16 / 29,4 x 40).

Всего гражданский служащий с учетом единовременной выплаты к отпуску в размере двух месячных окладов получит 49 776 руб. (33 856 + 15 920).

Денежное содержание гражданского служащего в период нахождения в командировке

Порядок и условия командирования федеральных гражданских служащих установлены Указом Президента РФ N 813 <5>.

<5> Указ Президента РФ от 18.07.2005 N 813 "О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих".

В случае нахождения гражданского служащего в командировке за ним сохраняется денежное содержание за весь соответствующий период как за фактически отработанное время. Сохраняемое денежное содержание при этом состоит из единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных п. п. 1 - 4 указанного выше перечня (п. 5 Постановления Правительства РФ N 562). То есть денежное содержание гражданского служащего, находящегося в командировке, состоит из оклада денежного содержания или единого денежного вознаграждения и таких дополнительных выплат, как:

  • ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
  • ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
  • ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • ежемесячное денежное поощрение.

Пример 2 . Гражданский служащий Самойлов А.В. находился в командировке с 15 по 23 сентября 2011 г. Показатели его денежного содержания следующие:

  • должностной оклад - 5400 руб.;
  • оклад за классный чин - 1500 руб.;
  • надбавка за выслугу лет - 20% должностного оклада, или 1080 руб.;
  • надбавка за особые условия гражданской службы - 110%, или 5940 руб.;
  • надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - 10%, или 540 руб.;
  • ежемесячное денежное поощрение - 3900 руб.;
  • районный коэффициент - 1,25.

Денежная компенсация при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа

В соответствии с п. 9 ст. 31 Федерального закона N 79-ФЗ и п. 8 Постановления Правительства РФ N 562 при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Расчет четырехмесячного денежного содержания гражданского служащего при его увольнении в результате реорганизации государственного органа аналогичен расчету денежного содержания гражданского служащего при уходе его в отпуск.

Дополнительная компенсация гражданскому служащему при увольнении в связи с сокращением замещаемой им должности до истечения двухмесячного срока

Представитель нанимателя за два месяца до сокращения должностей гражданской службы обязан сообщить об этом в письменной форме гражданским служащим (п. 5 ст. 31 Федерального закона N 79-ФЗ). Федеральным законом N 79-ФЗ не предусмотрена выплата дополнительной компенсации гражданскому служащему в случае, если он подлежит увольнению с гражданской службы в связи с сокращением замещаемой им должности до истечения двухмесячного срока. Однако согласно ст. 73 Федерального закона N 79-ФЗ федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 180 ТК РФ в случае увольнения работника в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации до истечения двухмесячного периода без предупреждения ему выплачивается дополнительная компенсация в размере среднего заработка пропорционально времени, оставшемуся до истечения двухмесячного срока. Отсюда следует, что гарантия, установленная ст. 180 ТК РФ в части выплаты дополнительной денежной компенсации, распространяется на гражданского служащего, если по инициативе представителя нанимателя и с письменного согласия гражданского служащего он увольняется до истечения двухмесячного срока в связи с сокращением замещаемой им должности гражданской службы согласно пп. 6 п. 1 ст. 33 Федерального закона N 79-ФЗ.

Поскольку Федеральный закон N 79-ФЗ не содержит понятия "средний заработок" для гражданских служащих, размер дополнительной компенсации рассчитывается аналогично порядку расчета основной компенсации (п. 8 Постановления Правительства РФ N 562).

Пример 3 . Воспользуемся условиями примера 1, но предположим, что денежное содержание рассчитывалось в целях определения компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы. И добавим условие, что гражданский служащий увольняется за 15 календарных дней до окончания двухмесячного срока.

В этом случае ему, помимо четырехмесячного денежного содержания 99 536,64 руб. (24 884,16 x 4), положена компенсация в размере 12 696 руб. (24 884,16 / 29,4 x 15) <6>.

<6> Пример приведен в соответствии с рекомендациями Письма ФТС России от 29.03.2011 N 01-11/13779.

Эксперт журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"

ВЫПЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ГРАЖДАНСКИМ СЛУЖАЩИМ

(по состоянию на 31.12.2019)

1. Оклады за классный чин федеральных государственных гражданских служащих:

Наименование классного чина

Оклад за классный чин
(руб. в мес.)


Федерации 1 класса

Действительный государственный советник Российской
Федерации 2 класса

Действительный государственный советник Российской
Федерации 3 класса

Государственный советник

Государственный советник

Государственный советник


Российской Федерации 1 класса

Советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса

Советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса


Российской Федерации 1 класса

Референт государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса

Референт государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса


Российской Федерации 1 класса

Секретарь государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса

Секретарь государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса

2. Месячные должностные оклады, ежемесячные надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячные денежные поощрения федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы

№ п/п

Наименование должности

Должностной оклад
(рублей в месяц)

Ежемесячное
денежное поощрение
(должностных окладов)

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы
(в процентах к должностному окладу)

Высшая группа должностей

Заместитель федерального министра

Директор департамента

Заместитель директора департамента

Высшая группа должностей

Помощник федерального министра

Советник федерального министра

Главная группа должностей

Начальник отдела в департаменте

Референт

Ведущая группа должностей

Заместитель начальника отдела в департаменте

Ведущий советник

Советник

Ведущий консультант

Консультант

Старшая группа должностей

Главный специалист-эксперт

Ведущий специалист-эксперт

Специалист-эксперт

Ведущая группа должностей

Ведущий специалист 2 разряда

Старшая группа должностей

Старший специалист 1 разряда

Старший специалист 2 разряда

Старший специалист 3 разряда

Младшая группа должностей

Специалист 1 разряда

Государственный сектор России – это обширная сфера, в которой трудоустроено огромное количество людей. Согласно статистической информации от начала 2017 года, на должностях непосредственно госслужащих и в качестве сотрудников госучреждений работает около 5,4 миллионов россиян, которые получаю оклады из . Напомним, что на протяжении последних нескольких лет (а именно – с 2014 года) заработная плата госслужащих и муниципальных работников была подвергнута мораторию на повышение.

Тем не менее, исходя из майских указов Владимира Путина, в 2018 году им должны с лихвой окупить период ожидания, проиндексировав оклады сразу в полтора раза. Естественно, что момент повышения зарплат вызывает интерес как у самих представителей госсектора, так и у простых россиян, ведь, как показывает российская практика, их реальные доходы часто являются тайной.

Однако не так давно бывший глава Министерства финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что консолидированный бюджет страны на сегодняшний день не располагает достаточными средствами для того, чтобы произвести такое значительное повышение зарплат. Впрочем, это заявление не вызывает удивления – кризисные явления в экономике, нестабильность , необходимость погашать внешние долги и неустойчивые котировок на рынке черного золота не дают соответствующей возможности.

Похоже, кризис в стране мешает повышению зарплат госслужащих

Конечно, можно использовать для повышения окладов средства региональных бюджетов, однако их наполняемость тоже оставляет желать лучшего. Кроме того, эти средства нужны для ремонта школ, детсадов и медицинских учреждений. В итоге было сказано, что указы президента выполняться будут, но, скорее всего, не в полном объеме и в отношении лишь некоторых категорий чиновников. Повышение будет происходить не одномоментно, а постепенно. Давайте разберемся, на какие оклады могут рассчитывать госслужащие в 2018 году.

Кто относится к категории госслужащих?

Прежде чем перейти к обсуждению возможного повышения окладов представителям государственных служб, давайте разберемся, какие категории граждан имеют отношение к этому сектору. Согласно нормативной трактовке, к числу госслужащих относятся специалисты, исполняющие обязанности в рамках службы в организациях и учреждениях государственного сектора. Данная категория в Российской Федерации представлена работниками, трудящимися на благо законодательной, исполнительной и судебной власти.

По сути, это работники президентского аппарата и налоговой инспекции, специалисты, занятые в миграционной службе, лица, работающие в таможенных органах, специалисты из Роспотребнадзора и Росреестра, сотрудники пограничной службы, сенаторы, представители министерств, прокуроры, сотрудники мэрий, депутаты и так далее.

Нынешние зарплаты госслужащих

Как уже было сказано, несколько последних лет в России действует мораторий на повышение заработной платы государственным служащим. Указ, закрепляющий данную норму, был издан и вступил в силу с 1 января 2016 года, а затем был пролонгирован и на 2017 год. Причинами такого шага стали негативные как на внутреннем, так и на мировом рынке, а также инфляционный рост и увеличение безработицы. Напомним, что данный указ лишь продлил действие ранее введенного запрета.


Правительство РФ предлагает повысить зарплаты чиновников на 38%

Запрет отменил индексации зарплат государственных служащих еще в 2014 году. Тем не менее, в 2018-2019 годах оклады тех, кто служит в госсекторе, могут резко взлететь вверх – в рамках компенсации ущерба за годы моратория предложено повышение в размере 38% текущего уровня оплаты труда. Средняя сумма заработной платы чиновников сегодня измеряется цифрой 99,9 тысяч рублей. При этом, согласно информации из источников Росстата, текущие зарплаты государственных служащих характеризуются следующими цифрами:

  • самые высокие оклады имеют те, кто занят в президентской администрации – им положено около 216000 рублей ежемесячно, причем данная категория чиновников включает более 1700 человек;
  • в органах, представляющих исполнительную власть, лидируют служащие Спецстроя, оклад которых измеряется суммой в 122000. В данном органе трудится более 150 человек;
  • высокое место по окладам занимают высшие чины МЧС, получающие до 114000 ежемесячно. Штат данного ведомства измеряется 428 сотрудниками;
  • 410 человек, которые трудятся в Федеральной службе экологического, технического и атомного надзора, получают до 112000 рублей ежемесячно;
  • служащие федеральных судов и прокурорские работники также не обижены зарплатой. Так, средний оклад в Конституционном суде, состоящем из 251 человека, равен 135000 рублям, в Верховном суде в среднем по 119000 рублей получает 862 человека, в Судебном департаменте при Верховном суде РФ 436 человек получают по 75000 рублей, в Генпрокуратуре 451 сотрудник получает по 84000 рублей, а 16000 человек, занятых в Следственном комитете, имеют средний оклад в 66000 рублей;
  • в Центризбиркоме служат 275 человек, которым начисляется по 89000 рублей;
  • Счетная палата представлена более чем тысячей человек, получающих по 122000 рублей ежемесячно;
  • В Аппарате уполномоченного по правам человека занято 180 человек, получающих по 64000 рублей каждый месяц;
  • «аутсайдерами» по уровню оплаты труда являются сотрудники Федерального архива с окладами в 53000 рублей, а также представители Министерства по вопросам Северокавказского региона с окладом 38000 рублей в месяц.

Однако вопрос с региональными решениями на 2017 год требует отдельного обсуждения. Конечно, большая часть чиновников на местах не решилась нарушить президентский указ о продлении моратория – Омская, Тюменская, Ростовская области, Ставропольский и Приморский края подтвердили, что в местных бюджетах не предусмотрено средств на индексацию окладов. Однако в президентском указе есть небольшая лазейка, которой чиновники не преминули воспользоваться.

В документе сказано, что заработную плату запрещено подвергать индексации, то есть – увеличивать её всем категориям на один и тот же коэффициент. Но вот про отдельно взятое увеличение оплаты труда там не сказано ни слова. Так что, если опираться на данные, представленные Роскомстатом, коэффициент среднемесячного уровня оплаты работы тех, кто занят в представительствах министерского сектора и центральных ведомствах, еще в 2016 году ознаменовался ростом в 103,5%, а у работников региональных ведомств – в 107,7%.


Несмотря на мораторий, зарплата госслужащих все равно продолжает расти!

Если же говорить о ситуации на местах, которая наблюдалась в регионах в 2017 году, то можно привести следующие данные:

  • в Омской области увеличение заработных плат госслужащих собираются провести в рамках отраслевого плана. Власти данного региона не будут повышать оклады чиновников, оставив средний размер оплаты труда на уровне 39727 рублей. Вполне возможно, небольшое повышение получат врачи и учителя, чьи оклады на сегодняшний день измеряются 37944 рублями и 25774 рублями соответственно;
  • не запланировано индексировать оклады представителей органов местного самоуправления в Тюменской области. Отмечается только рост оплаты труда некоторых категорий бюджетников – например, заработная плата педагогов из Тюменского госуниверситета выросла на 8,8%. Данный регион, в принципе, можно назвать одним из лидеров по уровню зарплат. Нефтегазовая сфера способствует высоким окладам, так что средний уровень зарплат на предприятиях характеризуется цифрой в 45800 рублей, а к концу 2018 года обещано увеличить ее до 51400 рублей;
  • администрация Ростовской области также заявила, что чиновники не увидят повышенных окладов в 2017 и даже в 2018 году. Предусмотрен только рост окладов некоторых категорий бюджетников, в число которых попадут соцработники, медработники, сотрудники дошкольных учреждений и представители культмассового сектора. Тем не менее, несмотря на средний оклад в размере 25720 рублей, их реальный доход стал меньше на 3% из-за инфляционных проявлений;
  • власти Ставропольского края сообщили о необходимости поднять уровень оплаты труда чиновников. Сумму повышения краевой Минфин не озвучил, утверждая, что все зависит от состояния местного бюджета. Одновременно с этим стало известно, что в регионе отменили индексацию выплат социального характера, чтобы сэкономить в бюджете 320 миллионов рублей;
  • Приморский край также не проводил индексацию, однако с начала 2017 года тут были на 4,3% повышены оклады муниципальных работников казенных учреждений, а в конце года запланировано такое же повышение оплаты труда для тех, кто занят в бюджетных и автономных организациях. То есть рост заработной платы наблюдается у работников мэрии, дирекции по вопросам строительства и сотрудников, представляющих агентство по продаже муниципальной земли. Если говорить о «простых» бюджетниках, то обещают увеличение окладов сотрудников музыкальных и художественных школ;
  • не обидели себя чиновники Свердловской области, запланировав повышение окладов на 4% в 2017 году. Одновременно с этим в регионе наблюдается 2% уменьшение индексации социальных выплат;
  • в Пермском крае также решили, что оклады государственных служащих должны быть повышены в 2017 году на 5,3%, на что из местного бюджета будет выделено 64 миллиона рублей. А в 2018-2019 годах на данную цель собираются направить еще по 130 миллионов рублей. Кстати, в ответ на вопрос, не стоит ли направлять эти федеральные транши на развитие социальных программ, было сказано, что зарплата чиновников и так была слишком сильно подвержена инфляционному влиянию, так что средства будут выделены на «выполнение обязательств по государственным полномочиям», под которыми и подразумевается оплата чиновничьего труда.

Как показывают последние новости, вполне возможно, что в 2017 году некоторые категории чиновников все-таки получат повышение окладов и на общефедеральном уровне. В их число могут войти судебные и министерские работники, сенаторы, депутаты и представители генпрокуратуры РФ. Предполагается, что для реализации данной цели будет выделено 47,5 миллиардов рублей.

Повысят ли зарплаты госслужащим?

В 2018 году чиновникам нужно приготовиться к тому, что система оплаты их труда будет подвергнута некоторым изменениям. Кроме факта повышения гарантированной части окладов, правительство сообщило, что данную сферу ждут инновации. Они направлены на выявление зависимости заработной платы от того, насколько эффективно работает отдельно взятый представитель госсектора. В законопроекте про бюджетную политику на 2018 год сказано, что категории государственных служащих в два раза следует повысить оклады.

Это выразится в сумме 450 млрд рублей. При этом около 380 млрд предусмотрено в рамках дополнительного стимулирования госслужащих, из которых 193 млрд будет освоено уже в 2017 году. Если текущий средний оклад в виде 99900 р. будет повышен на 38%, ежемесячный оклад составит примерно 140000 р. По словам Олега Митволя, ранее занимавшего должность замруководителя Росприроднадзора, в среде чиновников наблюдается довольно резкая дифференциация доходов, так что нельзя повышать оклады в одинаковых пропорциях.

Например, средний оклад в президентской администрации равен 208000 рублей, зарплата чиновников высшего ранга доходит до 750000, а специалист 1-й категории в столичных службах получает 26000 рублей в месяц, что приводит к желанию молодого специалиста получить неправомерный доход. Именно этой категории специалистов нужно повышать оплату труда, чтобы стимулировать молодежь идти в госслужбы и работать там честно и эффективно.

Согласно новым законодательным нормам, получение максимального оклада и дополнительных выплат в 2018 году потребует от должностного лица выполнить целый ряд требований. Каждый чиновник будет подписывать трудовой договор с четко прописанными нормативами и показателями, которые следует выполнить, а также критериями оценки эффективности его труда. Тот, кто не сумеет «доказать» свою полезность на рабочем месте, получит урезанную зарплату и лишится дополнительных стимулирующих надбавок.

Напомним, что сейчас заработная плата госслужащих комбинируется из таких элементов:

  • оклада, положенного по должности;
  • оклада согласно имеющемуся классному чину;
  • надбавки за выслугу лет, которая составляет 10% за стаж от года до 5 лет, 15% – за 5-10 лет, 20% – за 10-20 лет, 30% за выслугу, превышающую 30 лет работы;
  • дополнительных выплат за особые условия, секретность и сложные виды работ, которые могут составить до 60% от суммы оклада для тех, кто занят на младших должностях, 60-120% оклада – для представителей старшей группы должностей, 150-200% оклада – для тех, кто относится к высшей должностной группе.

Сегодня два первых элемента – это основная часть финансирования труда чиновников, которая часто составляет лишь около 1/8 всей зарплаты. С 2018 года именно ее планируют повысить, сократив динамичную часть в виде надбавок и бонусов.

К слову, вопрос оценки качества работы чиновников остается сложным и открытым. В правительстве говорят, что для каждого ведомства будет разработан отдельный список показателей эффективности. Что касается нынешней ситуации, то ни в одном из министерств не смогли четко ответить на вопрос, как сейчас определяется качество работы людей, занятых в данных ведомствах.

Представители Минкомсвязи, Минфина, Минобрнауки и Минэкономразвития довольно туманно говорят о каких-то плановых показателях работы вышеперечисленных учреждений, по которым они дают ежегодный отчет. Сотрудники министерств выполняют свои функции согласно регламентам, в которых определены образовательные критерии, необходимые навыки, компетенция и стаж. Если ознакомиться с указанными регламентами, можно заметить, что там нет ни единого слова о привязке уровня оплаты труда к каким-то конкретным показателям.


Исследования показали, что на сегодняшний день уровень оплаты чиновничьего труда никак не привязан к качеству и количеству выполняемой работы

По словам президента Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергея Филатова, система оценки работы чиновников является для России актуальной и необходимой. Он сообщил, что шаг в виде сокращения надбавок и увеличения окладов весьма разумен, однако не стоит увлекаться введением множества коэффициентов и критериев – это только усложнит и запутает систему оценки. Кроме того, не всегда показатели деятельности чиновника могут быть оценены количественно, а качественный признак не всегда понятен.

По мнению Дмитрия Абзалова, президента Центра стратегических коммуникаций, идею можно назвать верной, но он не видит возможности реализовать её по отношению к госструктурам. Например, если для служащих экономического сектора можно предложить показатель в виде привлечение капитала или создания новых мощностей на производствах, для представителей Минтруда – сокращение числа безработных или количество новых рабочих мест, то в политическом блоке измерять эффективность попросту нечем.

Отдельно упомянем, что в новом календарном периоде госслужащих ожидает сокращение. После внедрения контрактной системы правительство предполагает заняться пересмотром полномочий госорганов так, чтобы исключить их дублирование в разных учреждениях и ведомствах. Так что не исключено, что именно таким образом в бюджете и появятся средства на увеличение окладов.

В мае 2017 года также было заявлено, что в бюджете вполне могут найтись средства и на индексацию окладов госслужащих – в привязке с зафиксированным уровнем инфляции она может составить около 4-5%.

Размер заработных плат у российских чиновников заслуживает отдельного внимания. По сводным данным, предоставленным Росстатом в 2019 году, усредненная заработная плата государственного служащего была равна 126 000 рублей. Ее размер стал больше на 4,9% по сравнению с предыдущим годом. Прожиточный минимум, установленный официально на данный момент, составлял 12 130 рублей.

В число людей, работающих в федеральных службах, входят следующие категории:

У определённой категории служащих данных ведомств доход в этот период был несколько поменьше, чем у всех остальных чиновников. Средний размер их зарплаты равен 90 000 рублей. Эта цифра не достигает установленного минимума. Работники части федеральных организаций имеют еще меньше. К примеру, в агентстве по техническому регулированию и в органах следственного комитета России усредненный оклад составлял около 50 000 рублей. Самые низкие зарплаты у служащих в агентствах по делам стран СНГ.

Чиновники, стоящие у исполнительной власти, зарабатывают несколько больше: в 2019 году их зарплата была равна 95 000 рублей. По сравнению с предыдущим годом оплата их труда увеличилась примерно на 1 % за месяц.

Работники судебных органов, в том числе генпрокуроры, сотрудники прокуратур располагали месячной зарплатой в размере 106 200 рублей.

Госдума имеет в своем составе депутатов нижней палаты в количестве 450 человек, каждый из которых получал до 800 000 рублей ежемесячно. В сравнении с предыдущим годом их оплата стала больше на 26,5%.

В составе Совета Федерации в верхней палате трудятся чиновники в количестве 170 человек, которые в 2015 году имели ежемесячно по 139 000 рублей каждый.

Cущественно возросли зарплаты у служащих Министерства иностранных дел. Процент увеличения составил 84,5%. Месячный доход каждого сотрудника равнялся 139 000 рублей.

Работники Конституционного суда, которые занимаются проверкой законов и договоров, актов и прочих документов на предмет соответствия, получали заработную плату в размере 153 000 рублей.

Работники счетной палаты имеют зарплаты довольно высокие. В их компетенции: контроль фондов, расходной и доходной частью бюджета страны, а также банковскими учреждениями. Они следят за целевой направленностью кредитов, а также состоянием внешнего долга страны в целом. Сотрудники счетной палаты получали 180 000 рублей в месяц. Это на 69,3% больше по сравнению с предыдущим годом.

Правительственному аппарату зарплату снизили на 7,8%. Работники данного ведомства контролируют исполнение правительственных решений. Их заработная плата составляла 194 800 рублей в месяц.

Администрации президента зарплату также снизили на 2,1%. На момент 2019 года она составляла 226 200 рублей в месяц.

Размеры заработных плат в зависимости от ведомств

Само собой разумеется, что по сравнению с другими зарплаты работников федеральных государственных органов несколько больше средних зарплат по России.

В федеральных органах России трудятся чиновники высшего ранга, которые получают довольно внушительные зарплаты. Это ведомства МИД, Министерство обороны, Министерство экономики развития, Следственный комитет, Спецстрой, Верховный суд, Конституционный суд, гидромет, ЦИК.

В регионах чиновников трудится в несколько раз больше. Количество сотрудников, занимающих должности в государственных органах составляет примерно 682 000 человек, в муниципальной службе занято 307 000 сотрудников.

Их доходы существенно ниже, по сравнению с работниками, занятыми в федеральной службе, а заработок варьируется в пределах от 42 000 до 36 900 рублей. Однако стоит заметить, что работа у них довольно ответственная и обязанностей у каждого немало. Что касается вопроса повышения заработных плат, то такая тенденция наблюдается ежегодно.

По определению специалистов российского центра уровня жизни, труд работников управленческой сферы считается одним из самых сложных. Соответственно и заработная плата у них должна быть немаленькая. Разговоры о том, что ее размер в некоторой степени превышает среднюю оплату труда в целом по стране, вполне обоснованы. Но проблема не в том, что чиновничий аппарат зарабатывает много, а в том, что все остальные – мало.

По предварительным подсчетам средний заработок госслужащих доходит до положенного минимума. Их доход в среднем должен составлять примерно 9 прожиточных минимумов, что в переводе на рубли равняется 80 000 рублей в месяц.

На каждого трудящегося в России должно выдаваться 55 000 рублей, что равно 5 прожиточным минимумам. Однако государственный бюджет этих денег не выделяет: среднемесячный доход для обычных работников значительно меньше и равен примерно 50 000 рублей в месяц, то есть 3,3 прожиточного минимума.

Целью государства на данный момент является доведение зарплаты российских граждан до этой планки. Таким образом, вопросов у населения страны по поводу больших зарплат чиновников не будет возникать.

Стоит заметить, что информация по доходу чиновников не должна считаться тайной. В любой стране обычные граждане всегда находятся в курсе того, как отрабатывается жалование государственными служащими и на какие цели тратятся налоговые отчисления. В развитых странах прозрачность данной информации является нормой. Россия в этом плане не исключение.

О повышении заработной платы чиновникам

То, что часть чиновников России лидеры по доходам известно достаточно давно. Решение серьезных вопросов и увеличение их обязанностей в связи с возникновением сложностей и напряженной ситуации в стране вполне оправдывает данное положение вещей. Государственные служащие не обижены оплатой своего труда. Кроме того, каждый год их заработная плата повышается при учете инфляции и иных экономических показателей.

Размеры описанных зарплат были приведены с учетом премиальных выплат и разного рода вознаграждений. Тенденцию роста зарплат чиновников предоставляется отследить, опираясь на статистические данные Федерального казначейства:

Доходы подсчитывались при учете двух усредненных показателей:

    • общей численности госслужащих занятых во всех управленческих сферах;
    • двенадцать месячных окладов по всем категориям, включая премии и поощрения.

В ближайшем будущем также ожидается повышение оплаты труда госслужащим. По предварительным данным, на эти цели планируется выделить 462 млрд. рублей. До 2020 года средняя заработная плата чиновников будет удвоена. Помимо этого, предусматривается выплата квартальных премий и разного рода доплат. Часть средств будет выплачена за счет индексаций, которые были заморожены, начиная с 2015 года.

Понятие уходит корнями в далекое прошлое. Еще в царские времена при Иване Грозном впервые появилась «разрядная книга», куда вносились записи о назначениях должностных лиц на высшие должности. Затем Петр I отменил разряды и ввел Табель о рангах, в которой закреплялись чины 14 классов. С тех пор это слово в русском языке обозначает категорию, степень отличия должностного лица. Советская власть упразднила классные чины, однако в 2004 году они были вновь введены .

Сегодня в нашей стране так называется установленная на основании федерального закона степень пригодности должностного лица для выполнения той или иной деятельности. Для определения пригодности проверяются необходимые навыки, знания и умения служащих.

Госслужба делится на:

  • гражданскую;
  • военную;
  • службу иных видов (ранее третий вид службы был четко определен — правоохранительная, однако в 2015 г. законодатель расширил список).

Остановимся подробнее на гражданской службе.

Согласно , существуют 5 групп должностей (в порядке возрастания):

  • секретарь (младшая группа);
  • референт (старшая группа);
  • советник (ведущая группа);
  • государственный советник (главная группа);
  • действительный государственный советник (высшая группа).

Чиновникам, занимающим относящуюся к одной из этих групп должность, присваиваются также классы: 1-й, 2-й или 3-й. Третий является самым низшим, соответственно, самым почетным считается 1-й класс.

Порядок присвоения

Рассмотрим, каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины. Общие положения и условия их присвоения, а также присвоения дипломатических рангов и званий перечислены в статье 13 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации».

Такими условиями являются:

  • последовательность (вышестоящий статус присваивается по прошествии установленного времени пребывания в нижестоящем после его присвоения впервые);
  • соответствие должности, которую замещает государственный гражданский служащий;
  • возможность досрочного присвоения или присвоение звания на ступень выше положенного в качестве поощрения;
  • сохранение присвоенного звания при освобождении от должности или увольнении со службы.

Классный чин гражданский служащий получает персонально после сдачи обязательного квалификационного экзамена, на котором проверяется его уровень подготовки и соответствия занимаемой должности (ч. 2 ст. 11 ). Он присваивается либо в первый, либо в очередной раз.

То, каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины впервые и в последующем, подробно изложено в Положении о порядке присвоения и сохранения классных чинов, утвержденном Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 113 (ред. от 30.09.2013).

Важно помнить, что обозначенный в этом указе порядок распространяется только на гражданских служащих федерального уровня. На уровне субъектов Федерации может быть установлен собственный порядок присвоения отличительных званий служащим.

Впервые

В первый раз классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему, занимающему соответствующую должность, после проведения испытания. Условие об испытании не является обязательным, и если испытание не было установлено, то впервые он может быть присвоен не раньше, чем через 3 месяца с момента назначения на должность.

Для каждой из 5 групп должностей (от младшей до высшей) первым присвоенным классом будет 3-й. Например, чиновник младшей группы, впервые удостоенный отличия, будет секретарем государственной гражданской службы РФ 3-го класса.

В последующем

Впоследствии статус присваивается по прошествии определенного срока, который служащий должен отработать в нижестоящем статусе. При этом чиновник должен занимать должность, для которой предусмотрено повышение.

Приведем обязательные для последующего повышения сроки прохождения гражданской службы в соответствующих чинах в виде таблицы.

Исчисление срока службы начинается со дня присвоения статуса. Так, секретарь 3 кл. сможет стать секретарем 2 кл. не раньше, чем через год со дня присвоения ему секретаря 3 кл.

Служащий может быть в качестве повышения назначен на должность, относящуюся к более высокой группе. Например, должность чиновника ранее относилась к младшей группе, а после повышения попадает в старшую (бывший секретарь 2 кл. сразу становится референтом, не проходя стадию секретарь 1 кл.). В этом случае он получает чин без соблюдения последовательности и без учета срока службы в предыдущем статусе. Но присвоение происходит как впервые: только после успешного испытания или не ранее, чем через три месяца после назначения.

В порядке очереди даже при соблюдении срока новый статус не будет присвоен служащим, в отношении которых ведется служебная проверка, заведено уголовное дело, а также если к ним применено дисциплинарное взыскание.

Оклад за классный чин

Зарплата чиновника федерального уровня, помимо должностного оклада и различных поощрений, включает оклад за классный чин. Размер оклада за классный чин государственного гражданского служащего на федеральном уровне установлен Указом Президента РФ от 25.07.2006 № 763 о денежном содержании федеральных гражданских госслужащих.

Приведем размеры окладов за классный чин федеральных служащих в виде таблицы.

Наименование Размер оклада (рублей в месяц) с 01.01.2018 (в связи с Указом Президента РФ от 12.12.2017 N 594)
Секретарь 3 кл. 468
Секретарь 2 кл. 572
Секретарь 1 кл. 624
Референт 3 кл. 728
Референт 2 кл. 780
Референт 1 кл. 936
Советник 3 кл. 988
Советник 2 кл. 1092
Советник 1 кл. 1196
Государственный советник 3 кл. 1820
Государственный советник 2 кл. 1456
Государственный советник 1 кл. 1560
Действительный государственный советник 3 кл. 1716
Действительный государственный советник 2 кл. 1820
Действительный государственный советник 1 кл. 1924

Что происходит с классным чином после увольнения

После увольнения или при освобождении от занимаемой должности (при выходе на пенсию в том числе) он сохраняется. Если уволившийся чиновник вновь поступит на гражданскую службу, его статус будет таким же, как и перед увольнением.

Лишить чиновника его статуса может только суд при осуждении за тяжкое или особо тяжкое преступление.