Юридические лица: государственная регистрация при создании. Государственная регистрация юридического лица Порядок государственной регистрации юридического лица кратко

Государственная регистрация заключительный этап создания коммерческой организации. Она считается созданной и приобретает статус юридического лица со дня ее государственной регистрации (п.2 ст.51 ГК). Регистрация имеет значение как юридический факт, на основании и с момента совершения которого, возникает юридическое лицо.

Цели регистрации:

осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности;

проведение налогообложения;

получение государственных сведений статистического учета для регулирования экономики;

предоставление всем участникам хозяйственного оборота и государственным органам информации о субъектах предпринимательской деятельности;

Принципы регистрации:

публичность - реестр доступен каждому, желающему ознакомится с ним. Сведения содержащиеся в государственном реестре общедоступны, кроме паспортных данных и ИНН учредителей;

общеизвестности - на основании публикации данных реестра каждое лицо считается осведомленным, что лишает возможности ссылаться на незнание сведений реестра;

достоверности - принцип правильности реестра, опровержение его данных возможно лишь в судебном порядке.

Все сведения о зарегистрированных юридических лицах заносятся в государственный реестр. Главным принципом ведения государственного реестра который указан в законе является единство и сопоставимость указанных в нем сведений. Государственный реестр является федеральным информационным ресурсом и ведется на бумажных и электронных носителях. В случае изменения содержащихся в государственном реестре сведений ранее внесенные сведения сохраняются. Записи в государственном реестре делаются на основании документов, представленных заявителями при государственной регистрации юридических лиц и внесении изменений в государственный реестр. Сведения из государственного реестра предоставляются либо в виде выписки из него либо в виде копии документа, содержащегося в нем.

Процедура регистрации регулируется: ГК РФ и Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.01. №129-ФЗ (далее, Закон о регистрации).

В современных условиях законодательно закреплен единый порядок регистрации юридических лиц, хотя закон допускает возможность установления особого порядка регистрации для некоторых организаций. В связи с этим представляется возможным рассмотреть способы создания юридических лиц, которые выделяются в научной литературе. Анализ практики создания юридических лиц позволяет выделить три таких способа: распорядительный, когда организация создается по распоряжению уполномоченного государственного органа, разрешительный, когда для создания юридического лица необходимо получить разрешение государственного органа и явочно-нормативный, когда юридическое лицо создается по воле его учредителей, но должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке. В своем первоначальном виде первые два способа не применяются, так как в законе закреплен явочно-нормативный способ создания юридического лица, однако их элементы применяются при создании некоторых видов юридических лиц (например, распорядительного, при создании унитарных, разрешительного, при создании политических и общественных организаций).

В соответствии с ГК РФ регистрация должна проводиться органами юстиции и оно осуществляет регистрацию некоммерческих организаций. Ст.2 Закона о регистрации, просто указывает на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный КРФ и ФКЗ «О правительстве Российской Федерации» проводить государственную регистрацию юридических лиц. Сейчас, органом, осуществляющим регистрацию коммерческих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является налоговый орган.

Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения указанному в учредительных документах в течение пяти дней. Процесс государственной регистрации и последующей легитимации состоит из следующих стадий:

Сдача документов на регистрацию при создании или реорганизации юридического лица, в состав которых входят:

заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной

Правительством РФ;

решение о создании юридического лица, в виде протокола первого собрания учредителей, договора или иного документа в соответствии с законодательством;

учредительные документы (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

документы, подтверждающие уплату госпошлины;

документы легитимации иностранных юридических лиц учредителей;

иные, в зависимости от вида юридического лица (банки, страховые компании, биржи, политические организации).

Несколько иной перечень документов закон устанавливает для регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации:

заявление о государственной регистрации всех создающихся юридических лиц, с указанием о том, что все кредиторы уведомлены, а разделительный баланс и передаточный акт содержат сведения об универсальном правопреемстве;

учредительные документы вновь создаваемых юридических лиц;

решение о реорганизации юридического лица;

договор о слиянии или присоединении, в предусмотренных законом случаях;

передаточный акт или разделительный баланс;

документ об уплате государственной пошлины.

Ранее предусматривалось проведение правовой экспертизы учредительных документов всех регистрируемых юридических лиц. Сейчас Закон о регистрации возложил ответственность за соответствие их требованиям закона на учредителей юридического лица. Экспертиза учредительных документов проводится Минюстом РФ лишь при регистрации некоторых некоммерческих организаций (политических партий, движений) и по итогам экспертизы дается заключение на предмет их соответствия КРФ и другим федеральным законам.

Регистрация в регистрирующем органе осуществляется путем присвоения организации очередного номера в журнале регистрации поступающих документов, проставления специального штампа с наименованием регистрирующего органа и выдачи регистрационного свидетельства.

Регистрация в органах статистики с присвоением кодов классификаторов и включением коммерческой организации в единый государственный регистр предприятий и организаций.

Открытие расчетного счета в банке (с внесением на него не менее 50% уставного капитала для некоторых коммерческих организаций). Счет открывается по представлению заявления, копии свидетельства о регистрации и учредительных документов, образцов подписей руководителя и главного бухгалтера.

Изготовление печати. Эскиз печати и штампа должен согласовываться с регистрирующим органом исполнительным органом юридического лица на специальном бланке. Бланк представляется в регистрирующий орган и для изготовления печати выдается декларация.

Постановка на учет в налоговом органе осуществляется по месту нахождения организации с присвоением ИНН (идентификационный номер налогоплательщика). Порядок постановки на учет в налоговых органах определяется в ст.84 Налогового кодекса. В настоящее время это делается одновременно с регистрацией юридического лица.

Постановка на учет в государственных внебюджетных социальных фондах: пенсионном, государственного социального страхования, обязательного медицинского страхования.

В субъектах РФ порядок этапов прохождения легитимации может отличаться, но все ее этапы должны быть пройдены.

Отказ в регистрации возможен только в том случае, если нарушен порядок образования юридического лица (не представлены необходимые для регистрации документы) или представление документов для регистрации в ненадлежащий орган. Для юридических лиц к которым применяется особый порядок государственной регистрации могут устанавливаться и иные основания для отказа в государственной регистрации. Недопустим отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности. Отказ в регистрации может быть обжалован в арбитражный суд. Решение суда не является актом регистрации, но это основание для внесения записи в государственный реестр. За отказ в регистрации с использованием служебного положения или в нарушение судебного акта и может последовать наказание по ст.169 УК РФ.

Осуществление предпринимательской деятельности юридическим лицом без государственной регистрации - правонарушение. Доход от незаконной предпринимательской деятельности подлежит взысканию в соответствующий бюджет. Кроме того, может наступить ответственность по ст. ст.171 и172 УК РФ.

Не всегда факт регистрации дает право немедленно заниматься определенными видами предпринимательской деятельности. В ряде случаев необходимо произвести еще ряд действий - получить лицензию, зарегистрировать контрольно-кассовые машины, зарегистрировать права на имущество и т.д.

Государственной регистрации подлежат и все изменения, вносимые в учредительные документы в процессе деятельности юридического лица. В этом случае помимо заявления и документа об уплате государственной пошлины, в регистрирующий орган представляется решение о внесении изменений и текст самих изменений.

Порядок государственной регистрации юридического лица (Зобова Е.П.)

Дата размещения статьи: 24.03.2016

В последние годы произошли существенные изменения, касающиеся процедуры регистрации юридических лиц, по некоторым вопросам изменилась позиция правоприменительных органов. При этом в хозяйственной деятельности периодически возникает необходимость зарегистрировать новое юридическое лицо. В связи с этим предлагаем рассмотреть порядок государственной регистрации юридических лиц на основании действующего законодательства.
Где и в какие сроки осуществляется регистрация юридических лиц? Какие документы требуются для государственной регистрации юридического лица? Какие требования предъявляются к адресу юридического лица? В каком порядке представляются документы для государственной регистрации юридического лица? В каких случаях и в каком порядке осуществляется проверка документов регистрирующим органом?

Место и сроки государственной регистрации

Государственная регистрация производится уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее - регистрирующий орган).
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Государственная регистрация юридических лиц при их создании производится регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в срок, составляющий не более трех рабочих дней со дня представления необходимых документов в регистрирующий орган.

Перечень документов, представляемых для государственной регистрации

В силу ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме Р11001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы (если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
- решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;
- учредительные документы юридического лица (за исключением случая, когда юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного пп. "е" п. 1 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ) в двух экземплярах (при непосредственном представлении документов или представлении путем почтового отправления), один из которых с отметкой регистрирующего органа одновременно с документом, подтверждающим факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте;
- выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
- документ об уплате государственной пошлины.
Регистрирующий орган не вправе требовать представление дополнительных документов.

К сведению. Согласно ст. 333.33 НК РФ размер государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц составляет 4000 руб.

Адрес юридического лица

При регистрации юридических лиц очень часто возникают вопросы, касающиеся адреса юридического лица.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). В Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) должен быть отражен адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
На практике часто возникает вопрос: можно ли зарегистрировать юридическое лицо по месту жительства лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности, то есть по месту жительства учредителя?
В п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" устанавливается следующее: учитывая, что адрес юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего и исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, и может отличаться от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.), регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для целей осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности юридического лица в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации.
В то же время судьи отметили, что регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие. Согласие предполагается, если названный адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Причем собственник или иной законный владелец объекта недвижимости вправе обратиться в арбитражный суд с исковым требованием к юридическому лицу о прекращении использования соответствующего объекта недвижимости для целей осуществления связи с этим юридическим лицом. Указанное требование направлено на устранение нарушения прав собственника (иного законного владельца), не связанного с лишением владения, и подлежит рассмотрению в соответствии со ст. 304 ГК РФ. В случае удовлетворения данного требования в резолютивной части решения суда также указывается на обязанность юридического лица принять необходимые меры к внесению изменений в ЕГРЮЛ в части своего адреса. Непринятие соответствующих мер влечет наступление последствий, связанных с неисполнением судебного решения, например наложение судебного штрафа (ст. 332 АПК РФ), однако не может служить основанием для самостоятельного обращения собственника (иного законного владельца) с требованием к регистрирующему органу о внесении изменений в ЕГРЮЛ.
Вместе с тем регистрирующий орган обязан на основании представленного ему вступившего в законную силу решения суда об удовлетворении иска внести в ЕГРЮЛ запись о том, что сведения об адресе юридического лица являются недостоверными, с указанием реквизитов данного судебного решения. Поданное по изложенным мотивам собственником или иным законным владельцем объекта недвижимости заявление о признании недействительными государственной регистрации юридического лица либо акта о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ об адресе юридического лица не подлежит удовлетворению, за исключением случаев, когда регистрирующий орган располагал заявлением собственника или иного законного владельца недвижимости о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу соответствующего объекта недвижимости.

Порядок представления документов при государственной регистрации

Порядок представления документов установлен ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ. Сегодня подать документы на регистрацию юридического лица можно разными способами.
В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном ФНС.
Заметим, что непосредственное представление документов в регистрирующий орган или представление через МФЦ может быть осуществлено заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам.
Кроме этого, представление документов в регистрирующий орган может быть осуществлено по просьбе заявителя нотариусом в порядке, установленном законодательством РФ о государственной регистрации. Указанные документы направляются в регистрирующий орган нотариусом в форме электронных документов, подписанных электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном ФНС.
При представлении нотариусом в регистрирующий орган после 1 января 2016 г. по просьбе заявителя документов в электронной форме, подписанных электронной подписью нотариуса, документы, подтверждающие факт внесения записи в ЕГРЮЛ, или решение об отказе в государственной регистрации направляются регистрирующим органом нотариусу в форме электронных документов. При этом экземпляр таких документов на бумажном носителе регистрирующий орган заявителю или его представителю не выдает (не направляет). Данные документы на бумажном носителе выдает заявителю или его представителю нотариус (Письмо ФНС России от 11.01.2016 N ГД-4-14/52).
Заявление о государственной регистрации представляется в регистрирующий орган и удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если не установлено иное. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемом при государственной регистрации заявлении не требуется в случае представления заявления непосредственно в регистрирующий орган лично заявителем с одновременным представлением документа, удостоверяющего его личность.
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:
- руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
- учредитель или учредители юридического лица при его создании;
- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
- конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
- иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

Обратите внимание! Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

В день получения документов, представленных непосредственно в регистрирующий орган, такой орган выдает расписку в получении документов с указанием их перечня и даты их получения заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности. В случае представления документов в регистрирующий орган через МФЦ данная расписка выдается многофункциональным центром заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности.
Если документы отправляются по почте, то при их получении регистрирующим органом расписка в получении документов при наличии соответствующего указания заявителя направляется регистрирующим органом по указанному заявителем почтовому адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов.
Если документы подаются в электронном виде, в том числе с помощью сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, то расписка в получении документов в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.
При этом информация о факте представления документов в регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения регистрирующим органом, размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет.

Проверка документов регистрирующим органом

Согласно общему правилу регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ, посредством:
- изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
- получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
- получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
- проведения осмотра объектов недвижимости;
- привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Основания, условия и способы проведения указанных мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. До настоящего времени такой порядок не утвержден.
Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
Заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. До настоящего времени такая форма не утверждена.
Письменное возражение может быть направлено в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет. При направлении возражения по почте подлинность подписи заинтересованного физического лица или уполномоченного представителя заинтересованного юридического лица должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При непосредственном представлении заинтересованным физическим лицом письменного возражения в регистрирующий орган им одновременно должен быть предъявлен документ, удостоверяющий его личность. При непосредственном представлении уполномоченным представителем заинтересованного юридического лица, не являющимся руководителем его постоянно действующего исполнительного органа или иным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, письменного возражения в регистрирующий орган к письменному возражению должна быть приложена нотариально удостоверенная доверенность или ее копия, верность которой засвидетельствована в нотариальном порядке. Установление данного порядка не лишает заинтересованных лиц возможности обратиться в органы ФНС в общем порядке, установленном для обращения граждан и юридических лиц в органы государственной власти и местного самоуправления.
Свои права по проверке достоверности представленных сведений налоговые органы трактуют следующим образом.
В случае если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вправе в установленном п. 4.4 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ порядке принять решение о приостановлении государственной регистрации. Указанное решение не может быть принято при государственной регистрации юридического лица при создании (кроме государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации) (Письмо ФНС России от 11.01.2016 N ГД-4-14/52).
В случае если в результате проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений, регистрирующий орган с учетом требований положений п. 6 ст. 11 Федерального закона N 129-ФЗ вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

Таким образом, государственная регистрация юридических лиц осуществляется территориальным подразделением ФНС по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа в срок не более трех рабочих дней со дня представления документов.
Сложившаяся в последние годы судебная практика допускает регистрацию юридического лица по месту жительства руководителя. В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно общему правилу регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ форму представленных документов и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев возникновения обоснованных сомнений в их достоверности. При установлении недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, государственная регистрация не производится.
В целом сегодня зарегистрировать новое юридическое лицо намного проще, чем даже несколько лет назад.

Государственная регистрация - это заключительный этап создания юридического лица. Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в учредительные документы и ведении Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц...". Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается. Отказ в государственной регистрации, уклонение от ее проведения могут быть обжалованы в суд.

Нормы, предусматривающие государственную регистрацию, содержатся также в федеральных законах, регулирующих деятельность различных организационно-правовых форм юридических лиц: Федеральные законы от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (ред. от 29.12.2004), от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (ред. от 29.12.2004), от 08.05.1996 N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" (в ред. от 21.03.2002), от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья", от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 23.12.2003).

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в отсутствие такового - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Исходя из п. 2 ст. 54 ГК РФ юрисдикция регистрирующих органов определяется по территориальному принципу. Юридическое лицо приобретает правоспособность только после государственной регистрации. Соответственно, учредительные документы создаваемого юридического лица для третьих лиц имеют значение только после государственной регистрации юридического лица. В то же время действие учредительных документов для учредителей начинается с момента их утверждения или заключения (например, формирование уставного капитала хозяйственного общества начинается с момента принятия решения о создании юридического лица и заключения учредительного договора, но до государственной регистрации, формирование органов управления происходит перед государственной регистрацией в соответствии с утвержденным учредителями уставом). Поэтому обязывать заявителей представлять в регистрирующий орган только подлинник учредительных документов, что зачастую происходит на практике, неправомерно.


ГК РФ предусматривает возможность представления вместо подлинников учредительных документов их нотариально удостоверенных копий (ст. 54).

Что касается иностранных юридических лиц, при регистрации они обязаны доказать, что существуют как таковые в стране своего учреждения, и представить в связи с этим выписку из соответствующего реестра своего государства. С выпиской из такого реестра возникают определенные сложности, так как законодательства целого ряда стран разрешают существование компаний "де-факто", которые подлежат определенному учету или регистрации лишь в случае возникновения такой необходимости.

На основании ст. 54 ГК РФ за совершение действий по государственной регистрации взимается государственная пошлина. Согласно Закону о государственной пошлине (в ред. от 21.03.2002 N 31-ФЗ):

регистрация юридических лиц, в том числе регистрация изменений, вносимых в учредительные документы, отнесена к объектам взимания государственной пошлины (ст. 3);

установлена единая ставка государственной пошлины за регистрацию юридических лиц и регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, в размере 2000 руб.;

п. 7 ст. 5 Закона определен исчерпывающий перечень субъектов, освобожденных от уплаты пошлины за регистрацию юридических лиц, в который входят:

органы государственной власти,

органы местного самоуправления,

профессиональные союзы, объединения (ассоциации) профессиональных союзов, первичные профсоюзные организации при их государственной регистрации в качестве юридических лиц, в том числе при государственной регистрации изменений, вносимых в их учредительные документы;

установлено, что пошлина за регистрацию юридических лиц уплачивается до подачи соответствующего заявления (пп. 10 п. 2 ст. 6) и подлежит зачислению в федеральный бюджет (п. 3 ст. 6).

Для отдельных юридических лиц установлен специальный порядок государственной регистрации. Например, торгово-промышленные палаты должны представить (Закон Российской Федерации от 07.07.1993 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (в ред. от 08.12.2003)):

заявление учредителей торгово-промышленной палаты, в котором также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа торгово-промышленной палаты;

устав торгово-промышленной палаты в трех экземплярах;

протокол учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей, принявших устав торгово-промышленной палаты;

решение Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о согласии на создание данной торгово-промышленной палаты;

документ об уплате государственной пошлины.

При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы; сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны; передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов; все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

в) решение о реорганизации юридического лица;

г) договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмотренных федеральными законами;

д) передаточный акт или разделительный баланс;

е) документ об уплате государственной пошлины.

В момент представления документов для государственной регистрации непосредственно в регистрирующий орган последним выдается заявителю расписка в получении документов. Расписка содержит перечень и наименование документов, представленных заявителем для государственной регистрации юридического лица, дату получения документов, фамилию, инициалы и должность работника регистрирующего органа, его подпись. Традиционно подобные документы заполняются в двух экземплярах, один из которых остается в регистрационном деле юридического лица, второй выдается (направляется по почте) заявителю. Указанная расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом и носит доказательственное значение.

С указанной в расписке даты начинается проведение регистрационных действий. Кроме того, с указанной даты начинается исчисление установленного в ст. 8 Закона N 129-ФЗ 5-дневного срока, в течение которого должна быть произведена государственная регистрация.

При получении документов для регистрации работник регистрирующего органа вносит в журнал (книгу) учета документов, представленных для регистрации, запись о получении документов с указанием наименования создаваемого юридического лица, лица, представившего документы, и сведений об оплате государственной пошлины.

Государственная регистрация вновь создаваемых юридических лиц (п. 3 ст. 13 Закона N 129-ФЗ), а также юридических лиц, образованных в результате реорганизации, осуществляется в 5-дневный срок (п. 4 ст. 15 Закона N 129-ФЗ).

Особо следует отметить, что рассматриваемый срок исчисляется не календарными, а рабочими днями, т.е. течение срока приостанавливается на выходные и праздничные дни. Срок для проведения государственной регистрации исчисляется с момента представления документов в регистрирующий орган. При этом первым днем срока считается день, следующий за днем представления документов в регистрирующий орган.

Решение о государственной регистрации является основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр, который ведется на бумажных и электронных носителях.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Именно с моментом государственной регистрации законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение правосубъектности юридического лица. Таким образом, государственная регистрация имеет не техническое, а юридическое значение. Права участвовать в управлении делами общества, получать информацию о его деятельности, принимать участие в распределении прибыли возникают на основании юридического состава, включающего два юридических факта: соглашение и акт регистрации. Значение момента государственной регистрации в том, что только с этого момента изменения, внесенные в учредительные документы хозяйственного общества, приобретают силу для третьих лиц. С моментом государственной регистрации связано не только возникновение прав, но и возникновение обязанностей. Например, согласно п. 1 ст. 16 Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" каждый учредитель общества должен полностью внести свой вклад в уставный капитал общества в течение срока, который определен учредительным договором и который не может превышать один год с момента государственной регистрации общества. С моментом государственной регистрации законодательство связывает и прекращение прав и обязанностей юридического лица. Например, юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Не позднее одного рабочего дня с момента внесения в установленном порядке в государственный реестр соответствующих записей о государственной регистрации юридического лица, внесении изменений в учредительные документы либо о реорганизации регистрирующим органом выдается либо направляется по почте заявителю документ, подтверждающий государственную регистрацию. Таким документом является соответствующее свидетельство, форма которого и требования к содержанию установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439. В свидетельстве указаны: наименование регистрирующего органа, выдавшего документ, наименование юридического лица, дата выдачи. Обязательными реквизитами являются дата и государственный регистрационный номер, а также указание на должностное лицо, его подпись и печать регистрирующего органа.

На практике проведение государственной регистрации удостоверяется специальной регистрационной надписью и штампом установленной формы, проставляемыми на оригиналах учредительных документов. При подписании сторонами нескольких экземпляров, например, учредительного договора (договора о создании) штамп о регистрации должен ставиться на всех этих экземплярах.

Регистрирующий орган обязан в срок не более пяти рабочих дней с момента государственной регистрации направить сведения о регистрации в государственные органы, определяемые Правительством Российской Федерации. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки представления соответствующему юридическому лицу сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Вновь создаваемые компании самостоятельно определяют сферу своей деятельности, указав соответствующий код в документах, подаваемых в регистрирующий орган. Кроме того, юридические лица обязаны обратиться в органы статистики для присвоения кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

Большинство предпринимателей в про­цессе предпринимательской деятельности заключают гражданско-правовые договоры с физическими или юридическими лицами с целью выполнения тех или иных обусловленных договором работ, услуг и других действий. Юридически пра­вильное, грамотное составление договора во многом предоп­ределяет качественное, своевременное его выполнение.

Основные правила составления договора изложены в Письме Комитета Российской Федерации по торговле от 9 ноября 1995 г. № 1-1492/32-21.

1.При намерении заключить контракт следует четко знать, какие цели необходимо достичь при его реализации, и уточ­нить наиболее важные моменты, связанные с его оформлением, подписанием и исполнением. Необходимо предусмотреть главные вопросы предстоящей работы, а затем, переходя от общего к частному, составить примерную поэтапную схему работы и продумать, что и как должно быть сделано на каждом этапе, какие для этого потре­буются конкретные действия, прикинуть возможность риска.

2. Проект предстоящего договора желательно разработать самой заинтересованной стороной, а не получать проект от контрагента. При составлении формулировок условий договора лучше всего привлечь специалистов соответствующего профиля. Если же составляется договор партнером, не исключено, что в нем должным образом не будут учтены все ваши интересы и придется подгонять их под «чужой» договор и, таким образом, ваша инициатива может быть упущена. Кроме того, при этом можно избежать всяких неожидан­ностей, которые могут исходить от вашего контрагента и по его замечаниям можно проследить, в чем именно состоят его интересы, и предотвратить включение в договор нежелатель­ных условий.

3. Если предложение о заключении договора поступает от неизвестного партнера, необходимо как можно больше по­лучить о нем информации. За рубежом предприниматели крайне настороженно отно­сятся к предложениям новых партнеров. И это несмотря на то, что там существуют открытые торговые реестры и даже есть фирмы, которые специализируются на сборе и обработке све­дений о компаниях и отдельных коммерсантах и по запросу могут дать подробности о фирме как таковой (уставный фонд, специализация, годовой оборот, квалификация персонала, об­служивающий банк и т. д.) и даже о биографиях совладельцев предприятия и его руководителей, оценку их деловой репута­ции. дать сведения о судебных процессах и конфликтах, в которых они участвовали, сообщить подробности о поставщи­ках. покупателях, клиентах и др. Необходимо убедиться, что организация, с которой вы собираетесь работать, действительно существует. Для этого следует ознакомиться с ее учредительными документами (ус­тавом. учредительным договором) и свидетельством о регист­рации. Рекомендуется обратить внимание на то, кто является ее учредителями, каков размер ее уставного фонда и сформи­рован ли он, где располагается офис (а не просто так называемый юридический адрес», в каком банке организация обслуживает­ся. ее финансовое положение и коммерческая репутация. Через партнеров, контрагентов, банкиров следует собрать о ней и ее руководителях как можно больше информации.

4. При подписании договора необходимо убедиться, что представитель контрагента имеет юридическое право и пол­номочия на подписание документа. Поэтому, вступая в пе­реговоры с представителями коммерческой организации о заключении договора, необходимо проверить полномочия представителя. Отсутствие соответствующих полномочий и подписание договора таким представителем может повлечь впоследствии невозможность получить оплату за поставленные товары или добиться возврата выплаченных сумм за товары, либо товары будут поставлены не в полном объеме или с существенными недостатками. Как показывает практика, нередко недобросовестные контрагенты, не желая исполнять свои обязательства по дого­вору и нести ответственность, объявляют о том, что лицо, подписавшее договор, соответствующих полномочий не имело (это один из самых распространенных способов мошенничест­ва). Для того чтобы такого не случилось, необходимо удосто­вериться в личности представителя, для чего корректно попро­сить его представить соответствующие документы. Если представителем контрагента выступает директор пред­приятия, который действует без доверенности, необходимо ознакомиться с приказом о его назначении либо (это в основ­ном касается государственных предприятий) ознакомиться с протоколом собрания учредителей предприятия (для коммер­ческих организаций). В отношении последних следует обра­тить внимание на следующее. В последнее время зачастую на некоторых предприятиях, особенно там, где директор работает по найму, учредители в той или иной степени ограничивают его полномочия и предоставляют ему их только с согласия правления, Совета директоров, собрания учредителей и т. д. Например, в уставе организации, в разделе «Компетенция ди­ректора» может быть указано, что директор вправе совершать сделки на сумму свыше 10 тыс. руб. только с согласия Совета директоров предприятия. Поэтому следует ознакомиться с со­ответствующим разделом устава организации-контрагента и убедиться, что полномочия директора не ограничены. В том случае, если представитель действует по довереннос­ти, следует проверить, есть ли на доверенности подпись руко­водителя организации и ее печать, какого числа она выдана (если дата не указана, то доверенность вообще недействитель­на). срок ее действия, объем полномочий по доверенности.

5. Приступая к работе по формулированию условий дого­вора. нельзя допускать двусмысленности, нечеткости фраз. В договоре имеет значение каждое слово. Если непонятно, что означает тот или иной термин, какой смысл несет то или иное словосочетание, фраза и т. д., надо выяснить это с привлече­нием специалистов. Следует иметь в виду. что впоследствии в случае спора по условиям исполнения договора контрагент будет пытаться любую неточную формулировку в договоре интерпретировать в свою пользу. Более того, партнер может специально включить в договор неясные (но хорошо понятные ему самому) формулировки и положения, в которых ваши интересы могут быть ущемлены. Весьма часто допускаются неточности при применении в договорах юридических торговых международных терминов, в частности, определяющих базисные условия поставки. При отсутствии в договоре положений, разъясняющих, что стороны имели в виду, могут возникнуть трудности при разре­шении споров, в частности, по вопросу о моменте, в который товар считается поставленным, и о моменте перехода риска с продавца на покупателя.

6. При формулировании условий об обстоятельствах, осво­бождающих от ответственности (так называемых «форс-мажорных оговорок»), следует учитывать последствия той или иной формулировки, что может привести к снижению или повышению имущественной ответственности стороны договора. При включении в договор оговорки, предусматривающей конкретный перечень обстоятельств, наступление которых освобождает от ответственности при нарушении обязатель­ства, арбитражные суды, как правило, принимают решения о взыскании со стороны убытков, явившихся следствием обстоя­тельств, находившихся вне контроля, если они не предусмот­рены перечнем, содержавшимся в договоре.

7. Когда проект договора будет готов, его необходимо еще раз просмотреть для того, чтобы уловить двойной смысл какой-либо фразы или увидеть какое-нибудь упущение и т. д. Любой договор - правовой документ, и нельзя составлять его без участия компетентных специалистов. А юрист должен разъяснить правовые последствия тех или иных его условий, предложить новые варианты какого-либо пункта и т. д. Поэтому до подписания договора необходимо, чтобы его просмотрел и завизировал юрист.

8. Многие предпринимательские структуры широко ис­пользуют различные формы договоров, образцы которых предлагаются в настоящее время в различных сомнительных сборниках и рекомендациях. Наряду с очень краткими договорами, содержащими мини­мум условий (предмет договора, включающий наименование и количество товара, цена с указанием базиса поставки, требо­вания к качеству, срок поставки, условия платежа), нередко заключаются многостраничные очень подробные договоры, предусматривающие значительное число дополнительных ус­ловий. Заключение кратких договоров требует от организации четкого представления о том, чем будут восполняться пробелы договора.

Арбитражная практика показывает, что об этом, к сожалению, часто забывают и это приводит к нанесению ущерба. В то же время анализ многостраничных подробных договоров не всегда приводит к положительным результатам. Во-первых, нередко такие договоры составляются по тра­фарету, недостаточно учитывающему вид товара, являющегося Предметом купли-продажи или другого вида сделки. Практи­чески одинаковые условия предусматриваются как в отноше­нии всех видов массы продовольственных и промышленных товаров, так и в отношении машин и оборудования. Во-вторых, договоры примерно одинакового содержания составляются независимо от того, с каким партнером они заключаются. В-третьих, стремление предусмотреть в договоре условия на все случаи, которые могут возникнуть при его исполнении, осложняет, с одной стороны, переговоры при заключении до­говора, а с другой - приводит к отягощению договора боль­шим числом общих и порой не лучших положений. К тому же, как показывает практика, все предусмотреть в контракте не­возможно. Надо учитывать, что универсальной формы, спо­собной надежно обезопасить вас и ваш бизнес, не существует. Договор - акт строго индивидуальный, и составлять его над­лежит для каждого случая отдельно.

СТРУКТУРА ДОГОВОРА

Любой договор условно можно разделить на четыре части: I. Преамбулу (или вводную часть). 2. Предмет договора. 3. Дополнительные условия договора. 4. Прочие условия договора.

1.Преамбула (или вводная часть)

1. Наименование договора (договор купли-продажи, поставки, комиссии, транспортных услуг, аренды, совместной деятельности и пр.). Точное название договора дает понять, какие он определя­ет правоотношения. Однако необходимо помнить, что сущ­ность договора вытекает не из названия, а из его содержания. Но, если название отсутствует, договор сначала следует прочи­тать, чтобы понять, о чем он, а уж затем разбираться с ним по существу. 2. Дата подписания договора. Она включает число, месяц и год подписания. Со всеми этими реквизитами связано пра­вильное установление момента заключения договора и окон­чания срока его действия, а значит, и определенные юридичес­кие последствия. 3. Место подписания договора (город или населенный пункт). Указание на место совершения сделки - не простая фор­мальность, оно имеет иногда большое юридическое значение. По законодательству того места, где совершается сделка, опре­деляются: а) правоспособность и дееспособность лиц, заклю­чивших сделку, б) форма сделки, в) обязательства, возникшие из сделки. 4. Полное фирменное наименование контрагента, под ко­торым последний зарегистрирован в реестре государственной регистрации, а также сокращенное название сторон по догово­ру («Заказчик», «Покупатель», «Арендатор» и пр.). 5. Должности, фамилии, имена и отчества лиц, подписы­вающих договор, указания на их полномочия на подписание договора.

2. Предмет договора

Данная часть договора содержит его существенные условия: 1. Предмет договора, т. е. о чем конкретно договариваются стороны. 2. Обязанности и права стороны по договору. 3. Обязанности и права второй стороны по договору. 4. Цена договора и порядок расчетов и др. 5 Срок выполнения сторонами своих обязательств. Конкретное содержание этих условий зависит от вида дого­вора и от конкретной ситуации его заключения

3.Дополнительные условия договора

Настоящий раздел включает в себя условия, которые не обязательно предусматривать в каждом договоре, но которые тем не менее существенно влияют на реализацию прав и обя­занностей сторон. 1 Срок действия договора. Его необходимо указать, даже если названы сроки выпол­нения сторонами обязательств. Это обусловлено тем, что надлежит знать. когда договор прекращает свое действие и когда можно будет предъявить соответствующие требования к конт­рагенту. 2. Ответственность сторон. Она обеспечивает исполнение обязанностей сторонами в случае нарушения условий договора одной из них. Обычно здесь определены различного рода санкции в виде пени, не­устойки штрафа, уплачиваемых контрагентом, не выполнив­шим своих обязательств в отношении одного из согласован­ных условий. При составлении договора можно предложить следующую методику определения ответственности: против каждой обя­занности стороны должна быть предусмотрена соответствующая ответственность, в основном в виде штрафной неустойки. Это означает, что убытки при ненадлежащем исполнении обя­зательств контрагента могут быть взысканы с него сверх не­устойки. Помните, что если такой вид ответственности отсут­ствует, неустойка является зачетной и убытки с контрагента можно будет взыскать в части, не покрытой неустойкой. 3 Способы обеспечения обязательств. Российское гражданское законодательство предусматрива­ет следующие основные способы обеспечения обязательств: неустойка, залог, удержание имущества должника, поручи­тельство, банковская гарантия, задаток. Кроме этого, могут быть предусмотрены и другие способы, предусмотренные за­коном или договором. 4. Основания изменения или расторжения договора в од­ностороннем порядке. 5. Условия о конфиденциальности информации по дого­вору. 6. Порядок разрешения споров между сторонами по дого­вору. Все споры между сторонами разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в арбитражном суде. Однако стороны могут установить и иное положение, в частности, предусмотреть разбирательство споров не в арбит­ражном, а в третейском суде, создаваемом либо самими сторо­нами, либо в соответствии с регламентом какого-либо посто­янно действующего третейского суда. 7. Особенности перемены лиц по договору. В этом пункте можно предусмотреть, что уступка права требования по договору может быть осуществлена только с согласия должника.

4. Прочие условия договора

Эти условия могут включать следующие вопросы: 1. Законодательство, регулирующее отношения сторон (особенно это важно для внешнеторговых контрактов). 2. Особенности согласовании связи между сторонами. Здесь для каждой стороны указываются: а) лица, полномочные давать информацию и решать воп­росы, относящиеся к исполнению договора. 3. Судьба преддоговорной работы и ее результатов после подписания договора. Данный пункт содержит положение, в соответствии с кото­рым стороны устанавливают, что после подписания настоящего договора все предварительные переговоры по нему, перепис­ка, предварительные соглашения и протоколы о намерениях теряют силу. 4. Реквизиты сторон: а) почтовые реквизиты; б) местонахождение (адрес) предприятия; в) банковские реквизиты сторон (номер расчетного счета, учреждение банка, код банка, МФО или данные РКЦ); г) отгрузочные реквизиты (для железнодорожных отпра­вок, для контейнеров, для мелких отправок). Особое внимание уделите наличию и правильности сведе­ний, касающихся банковских реквизитов вашего контрагента, так как без них вам очень трудно будет взыскать убытки. 5 Количество экземпляров договора.

6. Подписи сторон с приложением каждой организации (предприятия).

Другое немаловажное обстоятельство в том, что сумма воз­награждений, выплаченных другой стороне по гражданско-правовым договорам, включается в состав затрат по производству и реализации продукции, что в свою очередь связано с размером налогооблагаемого дохода и размером налога и иных обязательных платежей.

Так как в состав затрат входит сумма вознаграждения, вы­плачиваемая заказчиком исполнителю работ по договору под­ряда - есть необходимость подробно остановиться на характеристике данного договора.

ДОГОВОР ПОДРЯДА

Понятие договора подряда. По договору подряда одна сторона-подрядчик обязуется за свой риск выполнить о оделенную работу по заданию заказчика из его или своих сериалов, а другая сторона - заказчик обязуется принять работу и оплатить eе.

Элементы договора подряда . Сторонами договора подряда выступают подрядчик (исполняющий работу) и заказчик (которому передается готовый результат).

В соответствии с действующим гражданским законодатель­ством сторонами могут быть как граждане, так и предприятия (организации, учреждения), т. е. юридические лица.

Предмет договора подряда. Предмет составляет материальный (овеществленный) и индивидуально-определенный результат работы подрядчика.

Цена договора . Цена определяется стоимостью выполненных подрядчи­ком работ. Обычно она выражается в денежной сумме, хотя закон не запрещает производить оплату в натуре, например, в сельскохозяйственном производстве. При выполнении сложных, длительных по срокам испол­нения, дорогостоящих работ может составляться их смета, т. е. разбивка всех отдельных этапов или видов работ, материалов и других затрат с их общей (окончательной) оценкой.

Срок договора . Устанавливается соглашением сторон и может предусмат­ривать также срок начала работы и промежуточные сроки ее исполнения, позволяющих заказчику контролировать ход ра­боты. При несвоевременности начала работы либо медленном ее исполнении, делающим заведомо невозможным окончание ее к установленному сроку, заказчик получает право на одно­сторонний отказ от договора и возмещение причиненных ему убытков.

Исполнение договора подряда . Важную особенность подрядных обязательств составляет обязанность подрядчика выполнить для заказчика работу за свой риск. Риск подрядчика заключается, во-первых, в том, что при случайной гибели предмета подряда до сдачи его заказчику либо при случайно наступившей невозможности окончания работы подрядчик не может требовать оплаты. Во-вторых. подрядчик несет риск случайной задержки или случайного ухудшения выполнения работ, поскольку заказчик вправе отказаться от договора при невозможности окончания работ к установленному сроку либо при неустранении подряд­чиком допущенных им в работе недостатков в назначенный заказчиком соразмерный срок. При этом не имеет значения. возникла ли такая ситуация при отсутствии вины подрядчика или по его вине. Поэтому и при невиновной задержке испол­нения или ухудшения качества работы подрядчик рискует не получить компенсацию своих затрат.

Подрядчик самостоятельно организует работу по выполне­нию заказа (работ). Заказчик не вправе вмешиваться в деятель­ность подрядчика. Однако он может во всякое время прове­рять ход и качество выполняемых работ, а также давать подрядчику указания относительно того, каким должен быть результат работы.

Создание юридического лица или подразделения Семенихин Виталий Викторович

Создание юридического лица, порядок регистрации

Передача функций государственной регистрации налоговым органам, прежде всего, была направлена на упрощение процедуры регистрации юридических лиц, а именно: в данном случае процедура носит заявительный характер. Подробная законодательная регламентация порядка регистрации юридических лиц при их создании также привносит упорядоченность в действия учредителей организации. Данная статья призвана растолковать положения действующего законодательства в части регламентации порядка государственной регистрации юридических лиц при их создании.

Создание нового юридического лица процесс трудоемкий и длительный. Государственная регистрация – это определенный, ответственный и волнующий процесс и этап образования нового субъекта предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности.

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Закон № 129-ФЗ предусматривает единый порядок регистрации юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и сферы деятельности. Он регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также отношения, возникающие в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц.

Глава 4 Закона № 129-ФЗ носит название «Государственная регистрация юридических лиц при их создании». Эта глава дополняет общие положения закона в части непосредственно порядка регистрации, а также в части регламентации документов, которые предоставляются в регистрирующий орган при создании нового юридического лица.

Статьей 13 главы 4 Закона № 129-ФЗ устанавливается порядок государственной регистрации юридического лица при его создании. Эта статья носит отсылочный характер, так как во 2 и 3 ее пунктах содержится отсылка к статьям 9 и 8 Закона № 129-ФЗ соответственно. Вообще отмечаем, что нормы отсылочного и бланкетного характера, как правило, создают путаницу, неразберихи и коллизии при их чрезмерном распространении в текстах законов. Так и в данном случае, правоприменителя может запутать такое содержание специальной 13 статьи этого закона, ведь по сути дела она, находясь в его тексте, не привносит ничего нового в процесс регулирования порядка регистрации создаваемого юридического лица.

Согласно пункту 1 статьи 13 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Отмечаем, что точно такое же положение содержится и в пункте 2 статьи 8 этого же закона. Как представляется, такая перенасыщенность данного федерального закона абсолютно идентичными нормами является излишней и не только не конкретизирует, а, напротив, усложняет его.

Представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона № 129-ФЗ.

В статье 9 Закона № 129-ФЗ заложены основы порядка предоставления документов при государственной регистрации, которые, как мы выяснили, распространяются в полном объеме своем на процесс государственной регистрации юридического лица при его создании.

В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, представлены непосредственно или направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, также устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Таким образом, заявитель подтверждает, что все данные, содержащиеся в заявлении, достоверны. Это важно в первую очередь для налоговых органов. Закон, исключив контроль над достоверностью поданной информации на предварительной стадии, оставил такую возможность впоследствии. В случае обнаружения недостоверной информации налоговый орган может лишить уже созданную организацию регистрации (в судебном порядке естественно).

Расписка (приложение к заявлению), в которой содержится наименование документов, представленных заявителем для государственной регистрации юридического лица, заполняется регистрирующим органом в 2 экземплярах. При этом один экземпляр остается в регистрационном деле юридического лица, а второй экземпляр, заверенный подписью должностного лица регистрирующего органа, выдается (направляется) заявителю с указанием даты получения документов регистрирующим органом (подробнее об этом смотрите Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»).

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. В случае если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем, расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

При этом при поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, расписка в получении документов в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.

При государственной регистрации создания юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

– руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

– учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

– руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

– иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных документов в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме установленных законом. Это правило не только упрощает процедуру регистрации, но и лишает регистрирующие органы на местах возможности необоснованных требований о представлении дополнительных документов (смотрите, например, Постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2008 года №КГ-А40/8255-08 по делу №А40-58752/07-21-408).

Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статьей 10 Закона № 129-ФЗ установлено, что федеральными законами может быть предусмотрен специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц при их создании (так, например, смотрите статью 21 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» или статью 12 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности»).

В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 этого закона, которая гласит, что государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. По истечении этого срока заявитель предоставляет в регистрирующий орган выданную ему расписку и получает либо свидетельство о государственной регистрации, либо решение об отказе в государственной регистрации.

Из книги Банковский аудит автора Шевчук Денис Александрович

АНКЕТА КЛИЕНТА – ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА Полное и (если имеется) сокращенное наименование, в том числе, наименование на иностранном языке Обязуюсь сообщать обо всех изменениях указанных сведений. Обязуюсь представлять в Банк сведения обо всех

Из книги Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации автора Мандражицкая Марина Владимировна

<...> Статья 53. Органы юридического лица 1. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.Порядок назначения или

Из книги Организация бизнеса с нуля. С чего начать и как преуспеть автора

ШАГ 1. ВЫБИРАЕМ ВИД И ФОРМУ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Характеризуя особенности правового положения отдельных видов юридических лиц, российское гражданское законодательство использует следующие понятия:– вид юридического лица;– форма создания

Из книги Создание юридического лица или подразделения автора Семенихин Виталий Викторович

ПЕЧАТЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА Необходимость наличия печати у организации закреплена в федеральном законодательстве. Так, например, в п. 7 ст. 2 Закона № 208-ФЗ установлено, что акционерное общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на

Из книги Турфирма: с чего начать, как преуспеть автора Мохов Георгий Автондилович

Приложение 4 ЗАЯВЛЕНИЕ о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического

Из книги Бизнес-планирование инвестиционных проектов автора Лумпов Алексей Андреевич

Приложение 12 ЗАЯВЛЕНИЕ о государственной регистрации юридического лицапри

Из книги автора

Приложение 13 СВИДЕТЕЛЬСТВО о государственной регистрации юридического

Из книги автора

Приложение 15 РЕШЕНИЕ об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации

Из книги автора

Приложение 16 РЕШЕНИЕ об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае представления документов в ненадлежащий регистрирующий

Из книги автора

Приложение 21 УВЕДОМЛЕНИЕ о регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения на территории Российской

Из книги автора

Создание коммерческого юридического лица

Из книги автора

Понятие и правоспособность и ответственность юридического лица Жизнь современного российского общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, иными словами, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения каких – либо целей. Основной

Из книги автора

Создание юридического лица, документы, предоставляемые при регистрации Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, а созданным оно считается с момента государственной регистрации. Регистрация юридического лица – это важнейший этап развития

Из книги автора

Печать юридического лица Печать юридического лица – это устройство, на котором четкими буквами выгравировано название организации, ее организационно-правовая форма, орган, зарегистрировавший организацию, место регистрации. При этом по желанию организации на печати

Из книги автора

Регистрация предприятия – юридического лица Порядок регистрации регламентирован Федеральным законом «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Установленный порядок имеет заявительный характер, иными словами, возлагает всю юридическую

Из книги автора

4. Тайна юридического лица Мы определились с организационно-правовой формой и системой налогообложения. Но для того, чтобы успешно реализовывать проект, нужно понимать и интересы других юридических лиц – например, партнёров. Это важно, в том числе, и для обеспечения

В соответствии со ст. 50.1 ГК РФ юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица. В случае учреждения юридического лица одним лицом решение о его учреждении принимается учредителем единолично. В случае учреждения юридического лица двумя и более учредителями указанное решение принимается всеми учредителями единогласно. В решении об учреждении юридического лица указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица. В решении об учреждении корпоративного юридического лица "(статья 65.1)" указываются также сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица. В решении об учреждении юридического лица указываются также иные сведения, предусмотренные законом.

Способы создания юридических лиц:

1) распорядительный – решение об образовании организации исходит извне, от компетентных органов, как правило, от собственников имущества, закрепляемого за юридическим лицом, или уполномоченного им органа;

2) добровольный – инициатива образования юридического лица принадлежит членам будущей организации.

Добровольный способ делится на:

1) разрешительный – сначала члены юридического лица принимают решение о его образовании, а затем обращаются к компетентной организации за разрешением на такое образование;

2) нормативно-явочный – инициатива образования организации исходит от будущих ее членов, однако в отличие от разрешительного способа общее разрешение на образование юридического лица дается до момента проявления такой инициативы. Юридическое лицо действует на основании устава и (или) учредительного договора и подлежит обязательной государственной регистрации в налоговых органах. Виды прекращения юридического лица: реорганизация и ликвидация.

В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрацииюридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Государственная регистрация юридических лиц.



Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.