Правовое регулирование предпринимательской деятельности: особенности и структура. Публично-правовое регулирование предпринимательской деятельности

Задачу публичного права составляет предупреждение возможных вредных последствий, которые могут иметь место в условиях абсолютной экономической свободы: злоупотребления на товарном рынке, в сфере предоставления работ и услуг, ограничение свободы конкуренции, периодические экономические кризисы и т.д.

Основными направлениями публично-правового регулирования в сфере предпринимательства являются:

Установление порядка государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности

Регулирование отношений, связанных с лицензированием отдельных видов деятельности

Антимонопольное регулирование

Регулирование отношений по стандартизации, обеспечению единства измерений и сертификации

Установление санкций за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности.

а) Лицензирование

Некоторыми видами деятельности, перечень которых определяется законом, субъекты предпринимательства могут заниматься только на основании лицензии. Лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выдаваемое специально уполномоченным органом государственного управления (лицензирующим органом) юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензирование представляет собой управленческую деятельность, а потому регулируется нормами административного права.

Основным нормативным актом в сфере лицензирования является ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001г.

Смысл лицензии заключается в том, что лицензирующие органы получаю возможность контролировать соблюдение лицензиатами установленных законом требований и условий осуществления лицензируемых видов деятельности. В случае выявления нарушений лицензионных требований и условий лицензионный орган вправе приостановить действие лицензии. При этом устанавливается срок до шести месяцев для устранения лицензиатом допущенных нарушений. Если в данный срок нарушения не будут устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

б) Антимонопольное регулирование

Существует мнение, что рыночная экономика в правовой регламентации вообще не нуждается - ведь одним из краеугольных камней этой экономической системы является именно свобода экономической деятельности. Однако думать так было бы большой ошибкой. Сама жизнь показала несостоятельность такого взгляда на рыночную экономику.

Опыт практически всех стран с рыночной экономикой свидетельствует, что «абсолютная экономическая свобода» всегда связана со злоупотреблениями - появлением на рынке некачественных товаров, работ и услуг, иногда представляющих опасность для жизни и здоровья потребителей, возникновением мошеннических предпринимательских структур, привлекающих сбережения граждан и т.д.

Одним из самых опасных последствий такой «свободы» является исчезновение свободной конкуренции и господство монополий. Конкуренция - один из важнейших механизмов, обеспечивающих эффективность рыночной экономики. Противоположность конкуренции – монополия (от греч. продаю один), т.е. господство одного или нескольких совместно действующих субъектов на рынке определенного вида товаров, работ или услуг. Доминирующее положение позволяет отдельным производителям получать сверхприбыли, не заботясь об эффективности производства, качестве продукции и т. д. Для монополистов такое положение дел выгодно. Для потребителей, для общества в целом, для государства - представляет опасность, которую трудно переоценить. Чтобы этого не происходило, государство разрабатывает комплекс мер, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, а также обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Данные меры составляют государственную антимонопольную политику и устанавливаются антимонопольным законодательством, относящимся к сфере административного права.

Целью антимонопольного регулирования является также предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции (распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить вред другому предпринимателю, либо нанести ущерб его деловой репутации, введение потребителей в заблуждение относительно свойств и качества товара.)

К основным нормативно-правовым актам в сфере антимонопольного регулирования относятся: Конституция РФ, ГК РФ, ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г., ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» от 28.12.2009г.

в) Стандартизация и сертификация

Целями публично-правового регулирования являются также обеспечение безопасности производимой продукции, работ и услуг для жизни и здоровья граждан, обеспечение их качества, взаимозаменяемости. Эти цели достигаются путем стандартизации и сертификации.

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия) и обязательной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

Реализация на территории РФ продукции (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, возможна только при наличии специального документа – сертификата соответствия.

Государственные органы, осуществляющие государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, при выявлении нарушений вправе принимать меры административного воздействия на нарушителя, включая наложение штрафов и запрещение реализации продукции.

Основным нормативным актом в данной сфере правового регулирования является ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002г.

г) Иные направления публично-правового регулирования

Административное право выполняет также охранительную функцию, устанавливая санкции за правонарушения в сфере предпринимательства. КоАП РФ предусматривает административную ответственность как за правонарушения в области предпринимательской деятельности в целом, так и за правонарушения в отдельных отраслях экономики.

Наиболее опасные правонарушения в области предпринимательства попадают в сферу действия уголовного права и влекут применение мер уголовной ответственности.

Косвенно регулирует предпринимательскую деятельность налоговое законодательство. Оно хоть и не определяет прав и обязанностей в сфере предпринимательских отношений, но может воздействовать на них опосредованно – путем установления различных режимов налогообложения, налоговых ставок, льгот и т.д.

Таким образом, в механизме правового регулирования общественных отношений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, частное и публичное право взаимодействуют друг с другом и, выполняя свои собственные задачи, преследуют общую цель – создать условия для нормального функционирования рыночного механизма.

Понятие, сущность и основные направления

Экономическая деятельность регулируется нормами, как частных, так и публичных отраслей права. Частноправовое и публично-правовое регулирование имеют разные цели, направленность и методы. Однако любая правовая регламентация общественных отношений подчиняется основополагающим принципам верховенства права, законности, уважения прав человека, равенства всех перед законом, справедливости, взаимной ответственности государства и личности.

Гражданско-правовое регулирование хозяйственной деятельности направлено на упорядочение отношений по управлению организациями (корпоративные отношения), заключению и исполнению договоров (обязательственные отношения), использованию результатов интеллектуальной деятельности (например, фирменных наименований, товарных знаков, коммерческих обозначений). При этом субъектам хозяйственной деятельности закон предоставляет значительные возможности для самостоятельного урегулирования отношений между собой посредством заключения договоров. Кроме того, гражданское законодательство допускает заключение договоров, прямо не предусмотренных Гражданским кодексом РФ, но не противоречащих ему и принципам добросовестности, разумности и справедливости. Таким образом, хозяйствующие субъекты могут применять наиболее удобный способ оформления отношений между собой. Гражданское законодательство лишь устанавливает обязательные для всех границы, пределы возможной деятельности. Свобода договора, неприкосновенность собственности, запрет вмешательства кого-либо в частные дела, свободное перемещение товаров и финансовых средств являются неотъемлемыми признаками рыночной экономики. Конституция РФ в ч. 1 ст. 34 устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Однако деятельность хозяйствующих субъектов связана как с частноправовыми, так и с публично-правовыми аспектами. Для континентальной (романо-германской) правовой системы, основы которой были сформированы римским правом, остается традиционным деление права на частное и публичное. Это предопределяет структуру отношений, субъектами которых являются организации и индивидуальные предприниматели. Осуществление хозяйственной деятельности связано со вступлением в публично-правовые отношения . Поэтому требуется их публично-правовое регулирование. Прежде всего, публично-правовой аспект хозяйственной деятельности составляют отношения по уплате налогов и сборов, таможенных платежей, иных обязательных платежей в бюджет; отношения, связанные с осуществлением государственного контроля различных видов (финансового, миграционного, трудового, экологического, технического и иных); отношения, связанные с перемещением товаров, вещей через таможенную границу и применением соответствующих таможенных процедур; отношения по лицензированию отдельных видов деятельности, а также иные отношения, регламентируемые публично-правовыми отраслями права – административным правом, финансовым правом, таможенным правом и иными.



Публично-правовое регулирование преследует цель обеспечения интересов всего общества. Публичные интересы имеют разную направленность и обусловлены коллективными потребностями в безопасности, стабильности финансовой системы, социальном обеспечении, эффективности образовательной деятельности, надлежащем качестве реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг и в других общественных благах материального и нематериального характера. В связи с этим, отдельные аспекты экономической деятельности подлежат строгой правовой регламентации. В отличие от гражданско-правового регулирования, публично-правовая регламентация детально определяет действия субъектов в определенной сфере, то есть, как правило, не допускается усмотрение сторон. Публично-правовое регулирование ограничивает определенные гражданские права и свободы. Однако такое ограничение возможно только на основании федерального закона. В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Например, обязанность по уплате налогов, установленная Налоговым кодексом РФ, является законным ограничением конституционного права частной собственности. Важно, что для государств с экономикой рыночного типа характерно строго ограниченное вмешательство государства в деятельность хозяйствующих субъектов. В связи с этим, публично-правовому регулированию хозяйственной деятельности присуще стремление к детальному определению надлежащих (необходимых) действий как организаций и индивидуальных предпринимателей, так и государственных и муниципальных органов.

Сущность публично-правового регулирования хозяйственной деятельности проявляется в его основных признаках.

Законодательная регламентация. Публично-правовое регулирование экономической деятельности представляет собой ограничение определенных прав и свобод хозяйствующих субъектов – права собственности, свободу экономической деятельности, права на свободное владение, пользование и распоряжение имуществом. При этом важно, что такие публично-правовые ограничения могут устанавливаться только федеральным законом – актом, принятым высшим законодательным и представительным органом Российской Федерации – Федеральным Собранием. Иные нормативные правовые акты публично-правового характера, посвященные регламентированию экономической деятельности, могут приниматься на основании и в исполнение соответствующих федеральных законов. Это означает, что указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в сфере регулирования экономической деятельности могут приниматься в случаях, прямо указанных в федеральных законах. Федеральный закон как акт высшего законодательного и представительного органа Российской Федерации принимается посредством особой процедуры – законодательного процесса, в ходе которой законопроект многократно обсуждается и корректируется не только на заседаниях палат Федерального Собрания, но и предварительно – в профильных комитетах Государственной Думы. На законопроект поступают заключения Правительства РФ, профильных министерств, федеральных служб и федеральных агентств; применяются процедуры согласования законопроекта с государственными органами и общественными объединениями, организациями, ассоциациями и союзами юридических лиц; текст законопроекта проходит юридическую экспертизу.

Законодательный процесс направлен на обеспечение соблюдения Конституции РФ, баланса частных и публичных интересов, принципов верховенства права, справедливости, разумности и других основополагающих правовых начал частного и публичного характера.

Обусловленность публичными интересами. Публично-правовая регламентация экономических отношений осуществляется, прежде всего, с целью обеспечения интересов всего общества. Это предполагает посредством правового регулирования обеспечение роста макроэкономических показателей, стабильности бюджетной системы, эффективности социальной защиты, качества товаров, реализуемых потребителям и достижение других общественно-значимых материальных и нематериальных благ.

В условиях рыночной экономики и конкуренции каждый хозяйствующий субъект в первую очередь заинтересован в увеличении прибыли вследствие повышения эффективности своей деятельности, в том числе вследствие обеспечения постоянного роста производительности труда. Это область частных интересов хозяйствующих субъектов, основанная на их праве на свободу экономической деятельности. Однако не стоит резко противопоставлять частные и публичные интересы, говоря о правовом регулировании. Например, каждый хозяйствующий субъект, одновременно с увеличением прибыли, заинтересован в стабильности банковской деятельности (постоянстве процентных ставок по вкладам и кредитам, надлежащем исполнении банками обязательств по перечислению денежных средств с одного счета на другой), что также является сферой преимущественно частноправового регулирования. Однако для сохранения данного положения необходима стабильность всей банковской системы, в основе которой – надлежащее осуществление Центральным Банком РФ (Банком России) регулятивной функции. Установление правового статуса Банка России, а также его функций и полномочий по управлению банковской системой является сферой публично-правового регулирования. В связи с этим, законодательная регламентация деятельности Банка России по регулированию банковской системы, преследуя, прежде всего, публичные интересы, имеет косвенное значение и для хозяйствующих субъектов.

Таким образом, публично-правовое регулирование экономической деятельности обусловлено общественными коллективными интересами, но при этом учитывает частные интересы хозяйствующих субъектов.

Императивность. Правовое регулирование осуществляется посредством двух основных методов – императивного и диспозитивного. Диспозитивный метод характерен для гражданского права и всех иных отраслей частного права и может быть охарактеризован формулой «разрешено все, что прямо не запрещено законом». Однако в публично-правовом регулировании преобладает императивность.

Императивность (от лат. imperativus – повелительный, не допускающий выбора; требующий безусловного подчинения, исполнения) является противоположностью диспозитивности. В праве императивный метод заключается в детальном определении прав и обязанностей субъектов, как правило, не предусматривающем свободу волеизъявления. Императивный метод правового регулирования преобладает в административном праве. Для императивного метода регулирования экономических отношений характерно присутствие уполномоченного государственного (муниципального) органа с одной стороны и хозяйствующего субъекта – с другой. Такие отношения в юридической науке именуются властеотношениями , поскольку их участником является властный орган, реализующий регулятивные, а также контрольные или надзорные функции по отношению к обязанным субъектам. Соответственно, основой этого метода являются императивные правовые нормы – строго определенные правила поведения. Они предусматривают запреты (например, запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке) и обзывания (например, обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы).

Императивность публично-правового регулирования экономической деятельности направлена на обеспечение соблюдения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов. Императивность позволяет установить четкие процедуры взаимоотношений государства (муниципального образования) и хозяйствующего субъекта. Кроме того, это необходимо для осуществления контроля деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе основания и порядок обжалования действий (бездействия) государственных (муниципальных) органов.

Основные направления публично-правового регулирования хозяйственной деятельности обусловлены важностью ее определенных сфер для обеспечения общественных интересов. Анализ законодательства позволяет выделить следующие направления публично-правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в Российской Федерации:

лицензирование отдельных видов экономической деятельности (установление лицензируемых видов деятельности, лицензионных требований, порядка выдачи и переоформления лицензии, оснований приостановления и прекращения действия лицензии);

антимонопольное правовое регулирование (установление правовых признаков недобросовестной конкуренции, порядка выявления и пресечения недобросовестной конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на товарных рынках; правовых мер по недопущению нарушений антимонопольного законодательства);

правовая регламентация обеспечения надлежащего качества товаров, работ, услуг (установление обязательных процедур технической регламентации, сертификации и стандартизации; административное регламентирование предоставления государственных (муниципальных) услуг);

валютно-правовое регулирование (установление валютно-правового режима: порядка осуществления операций с российской и иностранной валютой);

таможенно-правовое регулирование (установление правил перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза ЕврАзЭС);

правовая регламентация налогообложения хозяйствующих субъектов (установлениеи введение налогов и сборов, уплачиваемых субъектами хозяйственной деятельности, а также правового режима их взимания);

правовое регулирование банковской системы (установление норм и требований к деятельности коммерческих банков, правового статуса Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) и правил осуществления им регулирующей функции);

публично-правовое регулирование страховой деятельности и обязательного страхования (установление обязательных требований, предъявляемых к деятельности страховых организаций, норм об организации и функционировании систем обязательного страхования).

Важно знать, что само по себе отнесение закона к отрасли публичного или частного права не свидетельствует о том, что все его нормы (правила) являются только частными или только публичными. Например, Гражданский кодекс РФ – основополагающий акт гражданского законодательства, но содержит и публично-правовые нормы (например, о сроках исковой давности, о надлежащем качестве товаров). Другой противоположный пример – Налоговый кодекс РФ – основополагающий акт публичного налогового законодательства, но содержит и частноправовые нормы (например, об инвестиционном налоговом кредите, о способах обеспечения исполнения налоговой обязанности). Таким образом, для определения публично-правовой природы нормы важно не ее место нахождения (в нормативном правовом акте частного или публичного права), а ее содержание (конструкция). Публично-правовые нормы всегда обязывают и (или) запрещают совершать действия либо воздержаться от этого с целью обеспечения общественного (публичного) интереса и, как правило, не предоставляют субъектам возможности действовать по своему усмотрению.

Публично-правовое регулирование хозяйственной деятельности это обусловленная публичными интересами законодательная регламентация деятельности хозяйствующих субъектов по установлению обязательных требований, направленных на обеспечение безопасности и охрану иных общественно-значимых отношений.

9. Под источником права понимается:

А) внешнее выражение правовых норм, государственной воли; Б) воля народа, выраженная в государственном акте; В) акт исполнительной власти РФ; Г) акт законодательной власти; Д) Конституция РФ.

10. Главным источником хозяйственного права РФ является: А) Конституция РФ; Б) Гражданский кодекс РФ;

В) Федеральные законы; Г) Международный договор;

Д) Все перечисленные источники.

Тема 2. Публично-правовое регулирование хозяйственной деятельности

1. Понятие, сущность и основные направления публично-правового регулирования хозяйственной деятельности.

2. Лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности.

3. Антимонопольное правовое регулирование.

4. Публично-правовые основы обеспечения надлежащего качества товаров, работ, услуг.

5. Правовые основы таможенного и валютного регулирования хозяйственной деятельности.

6. Правовые основы налогообложения хозяйствующих субъектов.

1. Понятие, сущность и основные направления публично-правового регулирования хозяйственной деятельности

Экономическая деятельность регулируется нормами, как частных, так и публичных отраслей права25 . Частноправовое и публично-правовое регулирование имеют разные цели, направленность и методы. Однако любая правовая регламентация общественных отношений подчиняется основополагающим принципам верховенства права, законности, уважения прав человека, равенства всех перед законом, справедливости, взаимной ответственности государства и личности.

Гражданско-правовое регулирование хозяйственной деятельности направлено на упорядочение отношений по управлению организациями (корпоративные отношения), заключению и исполнению договоров (обязательственные отношения), использованию результатов интеллектуальной деятельности (например, фирменных наименований, товарных знаков, коммерческих обозначений). При этом субъектам хозяйственной деятельности закон предоставляет значительные возможности для самостоятельного урегулирования отношений между собой посредством заключения договоров. Кроме того, гражданское законодательство допускает заключение договоров, прямо не предусмотренных Гражданским кодексом РФ, но не противоречащих ему и принципам добросовестности, разумности и справедливости. Таким образом, хозяйствующие субъекты могут применять наиболее удобный способ оформления отношений между собой26 . Гражданское законодательство лишь устанавливает обязательные для всех границы, пределы возможной деятельности. Свобода договора, неприкос-

25 Традиционно основной частной отраслью права является гражданское право (в том числе семейное право, наследственное право, право интеллектуальной собственности). Классическойпубличной отраслью является административное право.

26 Например, стороны могут заключить договор поставки с элементами обязательства перевозки, договор перевозки с элементами обязательства хранения и другие смешанные договоры.

новенность собственности, запрет вмешательства кого-либо в частные дела, свободное перемещение товаров и финансовых средств являются неотъемлемыми признаками рыночной экономики. Конституция РФ в ч. 1 ст. 34 устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Однако деятельность хозяйствующих субъектов связана как с частноправовыми, так и с публично-правовыми аспектами. Для континентальной (романо-германской) правовой системы, основы которой были сформированы римским правом, остается традиционным деление права на частное и публичное. Это предопределяет структуру отношений, субъектами которых являются организации и индивидуальные предприниматели. Осуществление хозяйственной деятельности связано со вступлением в публично-правовые отношения . Поэтому требуется их публично-правовое регулирование. Прежде всего, публично-правовой аспект хозяйственной деятельности составляют отношения по уплате налогов и сборов, таможенных платежей, иных обязательных платежей в бюджет; отношения, связанные с осуществлением государственного контроля различных видов (финансового, миграционного, трудового, экологического, технического и иных); отношения, связанные с перемещением товаров, вещей через таможенную границу и применением соответствующих таможенных процедур; отношения по лицензированию отдельных видов деятельности, а также иные отношения, регламентируемые публично-правовыми отраслями права – административным правом, финансовым правом, таможенным правом и иными.

Публично-правовое регулирование преследует цель обеспечения интересов всего общества.Публичные интересы имеют разную направленность и обусловлены коллективными потребностями в безопасности, стабильности финансовой системы, социальном обеспечении, эффективности образовательной деятельности, надлежащем качестве реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг и в других общественных благах материального и нематериального характера. В связи с этим, отдельные аспекты экономической деятельности подлежат строгой правовой регламентации. В отличие от гражданско-правового регулирования, пуб- лично-правовая регламентация детально определяет действия субъектов в определенной сфере, то есть, как правило, не допускается усмотрение сторон. Публично-правовое регулирование ограничивает определенные гражданские права и свободы. Однако такое ограничение возможно только на основании федерального закона. В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государст-

ва. Например, обязанность по уплате налогов, установленная Налоговым кодексом РФ, является законным ограничением конституционного права частной собственности. Важно, что для государств с экономикой рыночного типа характерно строго ограниченное вмешательство государства в деятельность хозяйствующих субъектов. В связи с этим, публично-правовому регулированию хозяйственной деятельности присуще стремление к детальному определению надлежащих (необходимых) действий как организаций и индивидуальных предпринимателей, так и государственных и муниципальных органов.

Сущность публично-правового регулирования хозяйственной деятельности проявляется в его основных признаках.

Законодательная регламентация. Публично-правовое регулирова-

ние экономической деятельности представляет собой ограничение определенных прав и свобод хозяйствующих субъектов – права собственности, свободу экономической деятельности, права на свободное владение, пользование и распоряжение имуществом27 . При этом важно, что такиепублич-

но-правовые ограничения могут устанавливаться только федеральным законом– актом, принятым высшим законодательным и представительным органом Российской Федерации – Федеральным Собранием 28 . Иные нормативные правовые акты публично-правового характера, посвященные регламентированию экономической деятельности, могут приниматься на основании и в исполнение соответствующих федеральных законов. Это означает, что указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти 29 в сфере регулирования экономической деятельности могут приниматься в случаях, прямо указанных в федеральных законах. Федеральный закон как акт высшего законодательного и представительного органа Российской Федерации принимается посредством особой процедуры – законодательного процесса, в ходе которой законопроект многократно обсуж-

27 Например, согласно ст. 3 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, а не на праве собственности.

28 Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Основы правового статуса Федерального Собрания устанавливаются главой 5 Конституции РФ.

29 Виды и наименования этих органов установлены Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти». К федеральным органам исполнительной власти отнесены министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Например, Министерство внутренних дел РФ, Министерство иностранных дел РФ, Министерство обороны РФ, Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство образования и науки РФ, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство регионального развития РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство энергетики РФ и другие министерства; Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство (федеральная служба), Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и другие федеральные службы; Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство связи и другие федеральные агентства.

дается и корректируется не только на заседаниях палат Федерального Собрания, но и предварительно – в профильных комитетах Государственной Думы. На законопроект поступают заключения Правительства РФ30 , профильных министерств, федеральных служб и федеральных агентств; применяются процедуры согласования законопроекта с государственными органами и общественными объединениями, организациями, ассоциациями и союзами юридических лиц31 ; текст законопроекта проходит юридическую экспертизу.

Законодательный процесс направлен на обеспечение соблюдения Конституции РФ, баланса частных и публичных интересов, принципов верховенства права, справедливости, разумности и других основополагающих правовых начал частного и публичного характера.

Обусловленность публичными интересами. Публично-правовая регламентация экономических отношений осуществляется, прежде всего, с целью обеспечения интересов всего общества. Это предполагает посредством правового регулирования обеспечение роста макроэкономических показателей, стабильности бюджетной системы, эффективности социальной защиты, качества товаров, реализуемых потребителям и достижение других общественно-значимых материальных и нематериальных благ.

В условиях рыночной экономики и конкуренции каждый хозяйствующий субъект в первую очередь заинтересован в увеличении прибыли вследствие повышения эффективности своей деятельности, в том числе вследствие обеспечения постоянного роста производительности труда. Это область частных интересов хозяйствующих субъектов, основанная на их праве на свободу экономической деятельности. Однако не стоит резко противопоставлять частные и публичные интересы, говоря о правовом регулировании. Например, каждый хозяйствующий субъект, одновременно с увеличением прибыли, заинтересован в стабильности банковской деятельности (постоянстве процентных ставок по вкладам и кредитам, надлежащем исполнении банками обязательств по перечислению денежных средств с одного счета на другой), что также является сферой преимущественно частноправового регулирования. Однако для сохранения данного положения необходима стабильность всей банковской системы, в основе которой – надлежащее осуществление Центральным Банком РФ (Банком

30 В частности, законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства РФ (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ).

31 Например, активное участие в подготовке и экспертизе законопроектов экономической направленности принимает Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) – общероссийская организация, представляющая интересы хозяйствующих субъектов, как в России, так и на международном уровне. Российский союз промышленников и предпринимателей действует в форме двух юридических лиц – общероссийского объединения работодателей (ООР «РСПП») и общероссийской обществен-

ной организации (ООО РСПП) // http://www.rspp.ru/about.

России) регулятивной функции32 . Установление правового статуса Банка России, а также его функций и полномочий по управлению банковской системой является сферой публично-правового регулирования. В связи с этим, законодательная регламентация деятельности Банка России по регулированию банковской системы, преследуя, прежде всего, публичные интересы, имеет косвенное значение и для хозяйствующих субъектов.

Таким образом, публично-правовое регулирование экономической деятельности обусловлено общественными коллективными интересами, но при этом учитывает частные интересы хозяйствующих субъектов.

Императивность. Правовое регулирование осуществляется посредством двух основных методов – императивного и диспозитивного. Диспозитивный метод характерен для гражданского права и всех иных отраслей частного права и может быть охарактеризован формулой «разрешено все, что прямо не запрещено законом». Однако в публично-правовом регулировании преобладает императивность.

Императивность (от лат. imperativus – повелительный, не допускающий выбора; требующий безусловного подчинения, исполнения) является противоположностью диспозитивности. В праве императивный метод заключается в детальном определении прав и обязанностей субъектов, как правило, не предусматривающем свободу волеизъявления. Императивный метод правового регулирования преобладает в административном праве. Для императивного метода регулирования экономических отношений характерно присутствие уполномоченного государственного (муниципального) органа с одной стороны и хозяйствующего субъекта – с другой. Такие отношения в юридической науке именуются властеотношениями , поскольку их участником является властный орган, реализующий регулятивные, а также контрольные или надзорные функции по отношению к обязанным субъектам. Соответственно, основой этого метода являются императивные правовые нормы – строго определенные правила поведения. Они предусматриваютзапреты (например, запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке33 ) иобзывания (например, обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы34 ).

Императивность публично-правового регулирования экономической деятельности направлена на обеспечение соблюдения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов. Императивность позволяет установить

32 Целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы (ст. 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

33 На основании ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, результатом которых является устранение конкуренции.

34 Статья 57 Конституции РФ; Налоговый кодекс РФ и другие нормативные правовые акты.

четкие процедуры взаимоотношений государства (муниципального образования) и хозяйствующего субъекта. Кроме того, это необходимо для осуществления контроля деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе основания и порядок обжалования действий (бездействия) государственных (муниципальных) органов.

Основные направления публично-правового регулирования хо-

зяйственной деятельности обусловлены важностью ее определенных сфер для обеспечения общественных интересов. Анализ законодательства позволяет выделить следующие направления публично-правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в Российской Федерации:

лицензирование отдельных видов экономической деятельности

(установление лицензируемых видов деятельности, лицензионных требо-

ваний, порядка выдачи и переоформления лицензии, оснований приостановления и прекращения действия лицензии)35 ;

антимонопольное правовое регулирование (установление пра-

вовых признаков недобросовестной конкуренции, порядка выявления и пресечения недобросовестной конкуренции и злоупотребления домини-

рующим положением на товарных рынках; правовых мер по недопущению нарушений антимонопольного законодательства)36 ;

правовая регламентация обеспечения надлежащего качества товаров, работ, услуг (установление обязательных процедур технической

регламентации, сертификации и стандартизации; административное регламентирование предоставления государственных (муниципальных) услуг)37 ;

валютно-правовое регулирование(установление валютно-

правового режима: порядка осуществления операций с российской и иностранной валютой)38 ;

таможенно-правовое регулирование(установление правил пере-

мещения товаров через таможенную границу Таможенного союза ЕврАзЭС)39 ;

– правовая регламентация налогообложения хозяйствующих субъектов(установление и введение налогов и сборов, уплачиваемых

35 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и другие нормативные правовые акты.

36 ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О естественных монополиях» и другие нормативные правовые

37 Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О техническом регулировании», ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию» и другие нормативные правовые акты.

38 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и другие нормативные правовые акты.

39 Таможенный кодекс Таможенного союза ЕврАзЭС, Решение Комиссии Таможенного союза «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и другие нормативные правовые акты.

субъектами хозяйственной деятельности, а также правового режима их взимания)40 ;

правовое регулирование банковской системы (установление норм и требований к деятельности коммерческих банков, правового стату-

са Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) и правил осуществления им регулирующей функции)41 ;

публично-правовое регулирование страховой деятельности и обязательного страхования(установление обязательных требований,

предъявляемых к деятельности страховых организаций, норм об организации и функционировании систем обязательного страхования)42 .

Важно знать, что само по себе отнесение закона к отрасли публичного или частного права не свидетельствует о том, что все его нормы (правила) являются только частными или только публичными. Например, Гражданский кодекс РФ – основополагающий акт гражданского законодательства, но содержит и публично-правовые нормы (например, о сроках исковой давности, о надлежащем качестве товаров). Другой противоположный пример – Налоговый кодекс РФ – основополагающий акт публичного налогового законодательства, но содержит и частноправовые нормы (например, об инвестиционном налоговом кредите, о способах обеспечения исполнения налоговой обязанности). Таким образом, для определения пуб- лично-правовой природы нормы важно не ее место нахождения (в нормативном правовом акте частного или публичного права), а ее содержание (конструкция). Публично-правовые нормы всегда обязывают и (или) запрещают совершать действия либо воздержаться от этого с целью обеспечения общественного (публичного) интереса и, как правило, не предоставляют субъектам возможности действовать по своему усмотрению.

Публично-правовое регулирование хозяйственной деятельности

это обусловленная публичными интересами законодательная регламентация деятельности хозяйствующих субъектов по установлению обязательных требований, направленных на обеспечение безопасности и охрану иных общественно-значимых отношений.

2. Лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности

40 Налоговый кодекс РФ, ФЗ «О бухгалтерском учете» и другие нормативные правовые акты.

41 ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другие нормативные правовые акты.

42 Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты.

Одним из направлений публично-правового регулирования хозяйственной деятельности является лицензирование ее отдельных видов.Лицен-

зированию подлежит не любая экономическая или хозяйственная деятельность, а только отдельные ее виды. Это обусловлено повышенной общественной значимостью соответствующих видов деятельности, а также технологической сложностью некоторых из них. В связи с этим, хозяйствующий субъект должен подтвердить соответствие своей организационной структуры, кадрового состава, технической и иной материальной оснащенности требованиям законодательства, установленным в качестве условий осуществления определенной деятельности. Лицензия– (от лат. liсentia

право, разрешение) представляет собой документ, выданный уполномоченным государственным органом, подтверждающий полное соответствие хозяйствующего субъекта требованиям законодательства для осуществления определенных видов деятельности и содержащий разрешение на их осуществление. Таким образом, государство в строго определенных законом случаях выдает хозяйствующему субъекту лицензию на право осуществления определенной деятельности. Если в федеральном законе какаялибо деятельность не указана в качестве лицензируемой, это означает, что эта деятельность может осуществляться без получения лицензии. В этом случае хозяйствующий субъект должен обладать лишь правоспособностью

то есть быть зарегистрирован в форме, установленной гражданским законодательством (в качестве юридического лица (организации) либо в качестве индивидуального предпринимателя).

Лицензирование, являясь публично-правовым вмешательством в экономический оборот, детально регламентируется законодательством, поскольку представляет собой изъятие из общегражданского режима свободы хозяйственной деятельности. Виды экономической деятельности, осуществляемые в Российской Федерации, устанавливаются вОбщероссий-

ском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД), Госу-

дарственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии. ОКВЭД входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.

Лицензирование является исключением из общего правила о свободе хозяйствующих субъектов осуществлять те виды экономической деятельности, которые представляются им наиболее целесообразными и приносящими прибыль. Конституция РФ в ч. 1 ст. 34 устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Государство, устанавливая подробные требования к лицензируемой деятельности и ее субъектам, а также отказывая определенным из них в выдаче лицензии, ограничивает доступ к этим видам деятельности. В связи

с этим, для обеспечения прав и свобод хозяйствующих субъектов требуется детальное правовое регулирование условий и порядка выдачи лицензий, оснований отказа в выдаче лицензий, а также установление четких и однозначных требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам, претендующим на получение лицензии на право осуществления соответствующей деятельности.

Основные положения о лицензировании установлены федеральным законом. Прежде всего, следует руководствоваться Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». В самом названии данного федерального закона указано, что лицензированию подлежат лишь отдельные виды деятельности . В ст. 3 названного закона установле-

ны основные понятия, необходимые для осуществления лицензирования. В

частности, лицензированием признается деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий.Как видно из определения,

лицензирование – это деятельность уполномоченных государственных органов. Она состоит в применении административных процедур. Во избежание необоснованного нарушения сроков выдачи лицензий и подобных злоупотреблений отношения между хозяйствующим субъектом, заинтересованным в получении лицензии, и уполномоченным государственным органом детально регламентируются административным регламентом.

В ст. 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержится официальное определение термина «лицензия»

– это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицен-

зирующим органом. Лицензирующие органы – это уполномоченные фе-

деральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы либо органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности утверждается Правительством РФ. В отдельных случаях, прямо предусмотренных федеральным законом, полномочия по лицензированию могут передаваться органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Соискатель лицензии – это юридическое лицо (организация) или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии.Лицензиат – это юридическое лицо (организация) или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию. Лицензия на право осуществления определенной деятельности подтверждает соответствие хозяйствующего субъекта лицензионным требованиям. В ст.

Понятие, сущность и основные направления

Экономическая деятельность регулируется нормами, как частных, так и публичных отраслей права. Частноправовое и публично-правовое регулирование имеют разные цели, направленность и методы. При этом любая правовая регламентация общественных отношений подчиняется основополагающим принципам верховенства права, законности, уважения прав человека, равенства всœех перед законом, справедливости, взаимной ответственности государства и личности.

Гражданско-правовое регулирование хозяйственной деятельности направлено на упорядочение отношений по управлению организациями (корпоративные отношения), заключению и исполнению договоров (обязательственные отношения), использованию результатов интеллектуальной деятельности (к примеру, фирменных наименований, товарных знаков, коммерческих обозначений). При этом субъектам хозяйственной деятельности закон предоставляет значительные возможности для самостоятельного урегулирования отношений между собой посредством заключения договоров. Вместе с тем, гражданское законодательство допускает заключение договоров, прямо не предусмотренных Гражданским кодексом РФ, но не противоречащих ему и принципам добросовестности, разумности и справедливости. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, хозяйствующие субъекты могут применять наиболее удобный способ оформления отношений между собой. Гражданское законодательство лишь устанавливает обязательные для всœех границы, пределы возможной деятельности. Свобода договора, неприкосновенность собственности, запрет вмешательства кого-либо в частные дела, свободное перемещение товаров и финансовых средств являются неотъемлемыми признаками рыночной экономики. Конституция РФ в ч. 1 ст. 34 устанавливает, что каждый вправе на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

При этом деятельность хозяйствующих субъектов связана как с частноправовыми, так и с публично-правовыми аспектами. Для континœентальной (романо-германской) правовой системы, основы которой были сформированы римским правом, остается традиционным делœение права на частное и публичное. Это предопределяет структуру отношений, субъектами которых являются организации и индивидуальные предприниматели. Осуществление хозяйственной деятельности связано со вступлением в публично-правовые отношения . По этой причине требуется их публично-правовое регулирование. Прежде всœего, публично-правовой аспект хозяйственной деятельности составляют отношения по уплате налогов и сборов, таможенных платежей, иных обязательных платежей в бюджет; отношения, связанные с осуществлением государственного контроля различных видов (финансового, миграционного, трудового, экологического, технического и иных); отношения, связанные с перемещением товаров, вещей через таможенную границу и применением соответствующих таможенных процедур; отношения по лицензированию отдельных видов деятельности, а также иные отношения, регламентируемые публично-правовыми отраслями права – административным правом, финансовым правом, таможенным правом и иными.

Публично-правовое регулирование преследует цель обеспечения интересов всœего общества. Публичные интересы имеют разную направленность и обусловлены коллективными потребностями в безопасности, стабильности финансовой системы, социальном обеспечении, эффективности образовательной деятельности, надлежащем качестве реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг и в других общественных благах материального и нематериального характера. В связи с этим, отдельные аспекты экономической деятельности подлежат строгой правовой регламентации. В отличие от гражданско-правового регулирования, публично-правовая регламентация детально определяет действия субъектов в определœенной сфере, то есть, как правило, не допускается усмотрение сторон. Публично-правовое регулирование ограничивает определœенные гражданские права и свободы. При этом такое ограничение возможно только на основании федерального закона. В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина бывают ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это крайне важно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. К примеру, обязанность по уплате налогов, установленная Налоговым кодексом РФ, является законным ограничением конституционного права частной собственности. Важно, что для государств с экономикой рыночного типа характерно строго ограниченное вмешательство государства в деятельность хозяйствующих субъектов. В связи с этим, публично-правовому регулированию хозяйственной деятельности присуще стремление к детальному определœению надлежащих (необходимых) действий как организаций и индивидуальных предпринимателœей, так и государственных и муниципальных органов.

Сущность публично-правового регулирования хозяйственной деятельности проявляется в его базовых признаках.

Законодательная регламентация. Публично-правовое регулирование экономической деятельности представляет собой ограничение определœенных прав и свобод хозяйствующих субъектов – права собственности, свободу экономической деятельности, права на свободное владение, пользование и распоряжение имуществом. При этом важно, что такие публично-правовые ограничения могут устанавливаться только федеральным законом – актом, принятым высшим законодательным и представительным органом Российской Федерации – Федеральным Собранием. Иные нормативные правовые акты публично-правового характера, посвященные регламентированию экономической деятельности, могут приниматься на основании и в исполнение соответствующих федеральных законов. Это означает, что указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в сфере регулирования экономической деятельности могут приниматься в случаях, прямо указанных в федеральных законах. Федеральный закон как акт высшего законодательного и представительного органа Российской Федерации принимается посредством особой процедуры – законодательного процесса, в ходе которой законопроект многократно обсуждается и корректируется не только на заседаниях палат Федерального Собрания, но и предварительно – в профильных комитетах Государственной Думы. На законопроект поступают заключения Правительства РФ, профильных министерств, федеральных служб и федеральных агентств; применяются процедуры согласования законопроекта с государственными органами и общественными объединœениями, организациями, ассоциациями и союзами юридических лиц; текст законопроекта проходит юридическую экспертизу.

Законодательный процесс направлен на обеспечение соблюдения Конституции РФ, баланса частных и публичных интересов, принципов верховенства права, справедливости, разумности и других основополагающих правовых начал частного и публичного характера.

Обусловленность публичными интересами. Публично-правовая регламентация экономических отношений осуществляется, прежде всœего, с целью обеспечения интересов всœего общества. Это предполагает посредством правового регулирования обеспечение роста макроэкономических показателœей, стабильности бюджетной системы, эффективности социальной защиты, качества товаров, реализуемых потребителям и достижение других общественно-значимых материальных и нематериальных блаᴦ.

В условиях рыночной экономики и конкуренции каждый хозяйствующий субъект в первую очередь заинтересован в увеличении прибыли вследствие повышения эффективности своей деятельности, в том числе вследствие обеспечения постоянного роста производительности труда. Это область частных интересов хозяйствующих субъектов, основанная на их праве на свободу экономической деятельности. При этом не стоит резко противопоставлять частные и публичные интересы, говоря о правовом регулировании. К примеру, каждый хозяйствующий субъект, одновременно с увеличением прибыли, заинтересован в стабильности банковской деятельности (постоянстве процентных ставок по вкладам и кредитам, надлежащем исполнении банками обязательств по перечислению денежных средств с одного счета на другой), что также является сферой преимущественно частноправового регулирования. При этом для сохранения данного положения необходима стабильность всœей банковской системы, в основе которой – надлежащее осуществление Центральным Банком РФ (Банком России) регулятивной функции. Установление правового статуса Банка России, а также его функций и полномочий по управлению банковской системой является сферой публично-правового регулирования. В связи с этим, законодательная регламентация деятельности Банка России по регулированию банковской системы, преследуя, прежде всœего, публичные интересы, имеет косвенное значение и для хозяйствующих субъектов.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, публично-правовое регулирование экономической деятельности обусловлено общественными коллективными интересами, но при этом учитывает частные интересы хозяйствующих субъектов.

Императивность. Правовое регулирование осуществляется посредством двух базовых методов – императивного и диспозитивного. Диспозитивный метод характерен для гражданского права и всœех иных отраслей частного права и может быть охарактеризован формулой «разрешено всœе, что прямо не запрещено законом». При этом в публично-правовом регулировании преобладает императивность.

Императивность (от лат. imperativus – повелительный, не допускающий выбора; требующий безусловного подчинœения, исполнения) является противоположностью диспозитивности. В праве императивный метод заключается в детальном определœении прав и обязанностей субъектов, как правило, не предусматривающем свободу волеизъявления. Императивный метод правового регулирования преобладает в административном праве. Для императивного метода регулирования экономических отношений характерно присутствие уполномоченного государственного (муниципального) органа с одной стороны и хозяйствующего субъекта – с другой. Такие отношения в юридической науке именуются властеотношениями , поскольку их участником является властный орган, реализующий регулятивные, а также контрольные или надзорные функции по отношению к обязанным субъектам. Соответственно, основой этого метода являются императивные правовые нормы – строго определœенные правила поведения. Οʜᴎ предусматривают запреты (к примеру, запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке) и обзывания (к примеру, обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы).

Императивность публично-правового регулирования экономической деятельности направлена на обеспечение соблюдения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов. Императивность позволяет установить четкие процедуры взаимоотношений государства (муниципального образования) и хозяйствующего субъекта. Вместе с тем, это крайне важно для осуществления контроля деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе основания и порядок обжалования действий (бездействия) государственных (муниципальных) органов.

Основные направления публично-правового регулирования хозяйственной деятельности обусловлены важностью ее определœенных сфер для обеспечения общественных интересов. Анализ законодательства позволяет выделить следующие направления публично-правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в Российской Федерации:

лицензирование отдельных видов экономической деятельности (установление лицензируемых видов деятельности, лицензионных требований, порядка выдачи и переоформления лицензии, оснований приостановления и прекращения действия лицензии);

антимонопольное правовое регулирование (установление правовых признаков недобросовестной конкуренции, порядка выявления и пресечения недобросовестной конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на товарных рынках; правовых мер по недопущению нарушений антимонопольного законодательства);

правовая регламентация обеспечения надлежащего качества товаров, работ, услуг (установление обязательных процедур технической регламентации, сертификации и стандартизации; административное регламентирование предоставления государственных (муниципальных) услуг);

валютно-правовое регулирование (установление валютно-правового режима: порядка осуществления операций с российской и иностранной валютой);

таможенно-правовое регулирование (установление правил перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза ЕврАзЭС);

правовая регламентация налогообложения хозяйствующих субъектов (установлениеи введение налогов и сборов, уплачиваемых субъектами хозяйственной деятельности, а также правового режима их взимания);

правовое регулирование банковской системы (установление норм и требований к деятельности коммерческих банков, правового статуса Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) и правил осуществления им регулирующей функции);

публично-правовое регулирование страховой деятельности и обязательного страхования (установление обязательных требований, предъявляемых к деятельности страховых организаций, норм об организации и функционировании систем обязательного страхования).

Важно знать, что само по себе отнесение закона к отрасли публичного или частного права не свидетельствует о том, что всœе его нормы (правила) являются только частными или только публичными. К примеру, Гражданский кодекс РФ – основополагающий акт гражданского законодательства, но содержит и публично-правовые нормы (к примеру, о сроках исковой давности, о надлежащем качестве товаров). Другой противоположный пример – Налоговый кодекс РФ – основополагающий акт публичного налогового законодательства, но содержит и частноправовые нормы (к примеру, об инвестиционном налоговом кредите, о способах обеспечения исполнения налоговой обязанности). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, для определœения публично-правовой природы нормы важно не ее место нахождения (в нормативном правовом акте частного или публичного права), а ее содержание (конструкция). Публично-правовые нормы всœегда обязывают и (или) запрещают совершать действия либо воздержаться от этого с целью обеспечения общественного (публичного) интереса и, как правило, не предоставляют субъектам возможности действовать по своему усмотрению.

Публично-правовое регулирование хозяйственной деятельности это обусловленная публичными интересами законодательная регламентация деятельности хозяйствующих субъектов по установлению обязательных требований, направленных на обеспечение безопасности и охрану иных общественно-значимых отношений.

В системе российского права отсутствует отрасль, специально рассчитанная на регулирование предпринимательской деятельности и складывающихся в связи с ее осуществлением общественных отношений. Функцию такого регулирования выполняют нормы самых различных от­раслей права: конституционного, международного, гражданско­го, административного, трудового, финансового, экологическо­го, земельного и др. Совокупность таких норм, имеющих отноше­ние к регулированию предпринимательства, часто объединяют под общим названием «предпринимательское право ». Это не озна­чает, разумеется, что перед нами самостоятельная правовая от­расль, существующая наряду с правом гражданским, админист­ративным и т.п. Данная совокупность состоит из неоднородных норм, относящихся к разным отраслям права, причем как частно­го, так и публичного. Но поскольку эти нормы регулируют отно­сительно обособленную группу общественных отношений - отно­шений в сфере предпринимательской деятельности, их иногда целесообразно рассматривать в едином комплексе, который и носит название предпринимательского права.

Таким образом, предпринимательское право - это совокупность норм различных отраслей российского права, регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности.

Особо важное значение в таком регулировании имеют конституционные гарантии предпринимательства . Согласно Конституции РФ (ст. 34) каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Тем самым на конституционном уровне установлена необходимая предпосылка свободного предпринимательства - всеобщая предпринимательская правоспособность граждан . Кроме того, признавая право частной собственности, в том числе на землю и другие природные ресурсы, средства труда Конституция РФ закрепляет важнейшую экономическую гарантию предпринимательской деятельности (ст. 35, 36).



И все же основная роль в регулировании предпринимательства принадлежит нормам гражданского и административного права. Гражданским правом определяется правовое положение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в имущественном обороте, регулируются отношения собственности и договорные отношения. Нормы административного права устанавливают порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства, порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности и т. д. При этом гражданское право является основой частноправового регулирования предпринимательской деятельности, а административное - публично-правового.

Частно-правовое регулирование предпринимательской деятельности

Ведущая роль в механизме правового регулирования предпринимательства принадлежит нормам частного права, и в первую очередь гражданского. Это и не удивительно, ·если вспомнить характеризующие предпринимательскую деятельность признаки - организационную и экономическую независимость, инициативность, осуществление на свой риск, направленность на получение прибыли. Совершенно очевидно, что эта деятельность по самой своей природе не терпит императивных, административно - командных методов воздействия: они абсолютно несовместимы с ее самостоятельностью, другими внутренне присущими ей качествами. Управляемая подобными методами, производственная деятельность перестает быть свободной, инициативной, а экономика, утрачивая механизм саморегуляции, превращается в плановую. Практика такого подхода к регулированию производственных отношений, когда государство предписывало предприятиям, что им нужно производить, кому и по каким ценам продавать, уже была известна нашей экономике и ничего хорошего не принесла. Напротив, диспозитивный метод, используемый гражданским правом, как нельзя более соответствует самому характеру предпринимательской деятельности.

Основными направлениями гражданско-правового регулирования в данной сфере являются:

Определение организационно-правовых форм предпринимательской деятельности. Существуют две такие формы:

а) предпринимательство без образования юридического лица (индивидуальное предпринимательство) и

б) предпринимательство с образованием юридического лица;

Регулирование порядка создания и прекращения юридических лиц, установление процедуры банкротства предпринимателей;

Регулирование «внутренних» отношений в коммерческих организациях, т. е. отношений между участниками организации, а также между участниками и самой организацией (корпоративное право);

Охрана средств, индивидуализирующих участников предпринимательской деятельности, их товаров, работ и услуг, фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания и др.;

Регулирование и охрана отношений собственности и производных от них отношений (вещное право);

Регулирование и охрана договорных отношений, в которые вступают предприниматели при осуществлении предпринимательской деятельности (договорное право);

Установление оснований, форм и размера имущественной ответственности предпринимателей за гражданские правонарушения, совершенные ими в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Большинство перечисленных направлений гражданско-правового регулирования будет рассмотрено в последующих главах учебника.

Наиболее важные гражданско-правовые нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, сосредоточены в Гражданском кодексе РФ - основном гражданском законе, имеющем приоритет перед всеми другими нормативными актами, содержащими нормы гражданского права. К таким актам относятся: федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативно-правовые акты органов исполнительной власти федерального уровня (министерств и ведомств). Согласно принципу верховенства Гражданского кодекса , закрепленному в ст. 3 ГК РФ, нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Кодексу. В случае же противоречия применяться должен ГК РФ, а не противоречащий ему закон. Такое же правило действует и в отношении иных нормативных актов: никакой акт не может противоречить акту, имеющему большую юридическую силу, в противном случае применяться будет последний (принцип иерархии ).

В соответствии с Конституцией РФ гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Это означает, что субъекты РФ и муниципальные образования не могут принимать акты, содержащие нормы гражданского права.

Наряду с нормативными правовыми актами источниками гражданского права являются обычаи делового оборота , т.е. сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ), в основном обычаи делового оборота применяются в таких сферах предпринимательства, как банковское и страховое дело, а также морские перевозки.

Публично - правовое регулирование предпринимательской деятельности

Правовое регулирование предпринимательской деятельности не может ограничиваться только диспозитивным методом, присущим гражданскому праву. С одной стороны, как показал опыт многих экономически развитых стран, свобода рынка предполагает периодические кризисы (падение производства, расстройство финансовой системы, рост безработицы), которые при отсутствии механизмов государственного контроля и защиты способны приводить к тяжелым социальным последствиям. С другой стороны, абсолютная экономическая свобода всегда связана со злоупотреблениями - появлением на рынке некачественных товаров, работ и услуг, иногда представляющих опасность для жизни и здоровья потребителей,) возникновением мошеннических предпринимательских структур, «безвозвратно» привлекающих сбережения граждан, заключением договоров на невыгодных, кабальных для экономически слабой стороны условиях, намеренным ограничением и устранением свободной конкуренции - необходимой предпосылки нормального функционирования рынка и многими другими. Предупреждение этих вредных явлений и устранение их негативных последствий составляет задачу публичного права , прежде всего, административного .

Основными направлениями публично-правового регулирования в сфере предпринимательства являются:

Установление порядка государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, т.е. процедуры приобретения ими статуса предпринимателя;

Регулирование отношений, связанных с лицензированием отдельных видов деятельности;

Антимонопольное регулирование;

Регулирование отношений по стандартизации, обеспечению единства измерений и сертификации;

Охрана предпринимательства путем установления публично-правовых санкций за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности.

О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательства речь пойдет в следующей главе. Здесь же необходимо дать общую характеристику других направлений публично-правового регулирования.

Лицензирование.

Некоторыми видами деятельности, перечень которых определяется законом, субъекты предпринимательства могут заниматься только на основании лицензии. Лицензия - это разрешение на осуществление некоторых видов деятельности, в том числе предпринимательской, выдаваемое специально уполномоченным органом государственного управления (лицензирующим органом). Лицензирование представляет собой управленческую деятельность, а потому регулируется нормами административного права. Лицензирующими органами являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Основным нормативным актом в сфере лицензирования является Федеральный закон от 18 августа 2001г. "О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно ст. 4 этого закона к лицензируемой относится деятельность, осуществление которой может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которой не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Статья 17 данного закона содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Вместе с тем лицензирование некоторых видов деятельности, например банковской и страховой, осуществляется в соответствии со специальным законодательством.

Смысл лицензирования заключается в том, что лицензирующие органы получают возможность контролировать соблюдение лицензиатами (лицами, получившими лицензии) установленных законом требований и условий осуществления лицензируемых видов деятельности (так называемых лицензионных требований и условий). В случае выявления неоднократных нарушений или одного грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии. При этом он устанавливает срок до шести месяцев для устранения лицензиатом допущенных нарушений. Если в этот срок нарушения не будут устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

 Антимонопольное регулирование

Основным условием нормального развития рыночных отношений является здоровая конкуренция между их участниками. Цель предпринимательской деятельности - прибыль, но, чтобы ее получать в условиях конкурентной борьбы, предприниматели должны производить лучше, а продавать дешевле, чем их конкуренты. Противоположность конкуренции - монополия (от греч. продаю один), т. е. господство одного или нескольких совместно действующих субъектов на рынке определенного вида товаров, работ или услуг. Доминирующее положение позволяет монополисту по своему усмотрению, не опасаясь невыгодных для него экономических последствий, которые неминуемо наступили бы в условиях конкуренции, односторонне воздействовать на общие условия оборота соответствующих товаров (работ, услуг). Чтобы этого не происходило, государство разрабатывает комплекс мер, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, а также обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Данные меры составляют государственную антимонопольную политику и устанавливаются антимонопольным законодательством , относящимся к сфере административного права.

Целью антимонопольного регулирования является также предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции , под которой, в частности, понимается распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому предпринимателю либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара; некорректное сравнение производимых или реализуемых товаров с товарами других предпринимателей и другие подобные действия.

Основой антимонопольного законодательства является норма п. 2 СТ. 34 Конституции РФ, прямо запрещающая деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Главным нормативным актом в системе антимонопольного законодательства является Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Стандартизация, обеспечение единства измерений, сертификация

Целями публично-правового регулирования являются также обеспечение безопасности производимой продукции, работ и услуг для жизни, здоровья и имущества граждан, окружающей среды, обеспечение их качества, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости. Эти цели достигаются путем стандартизации, обеспечения единства измерений и сертификации. Государственное управление в области стандартизации, обеспечения единства измерений и сертификации на федеральном уровне осуществляет Госстандарт России (Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации).

Под стандартизацией понимается установление требований к товарам (работам, услугам) в целях обеспечения их безопасности, качества, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости. Обязательные требования к товарам (работам, услугам) устанавливаются государственными органами в государственных и отраслевых стандартах. Госстандарт России в лице его специально уполномоченных должностных лиц - государственных инспекторов и иные уполномоченные государственные органы осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов. Для выполнения этой функции им предоставлены властные полномочия, в том числе право налагать штрафы и запрещать реализацию продукции в случае ее несоответствия стандартам.

Единство измерений - это состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью. Деятельность государства, направленная на обеспечение единства измерений (государственный метрологический контроль и надзор), включает утверждение типа средств измерений, поверку средств измерений, в том числе эталонов, лицензирование деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату этих средств, надзор за их выпуском, состоянием и применением, методиками выполнения измерений, соблюдением метрологических правил и норм и др.

Сертификация представляет собой процедуру подтверждения компетентным органом (организацией) соответствия продукции (услуги) установленным требованиям. В случаях, предусмотренных законодательством, сертификация обязательна. Это относится, например, к пищевым продуктам, посуде, лекарственным средствам и многим другим товарам и услугам. Реализация последних на территории Российской Федерации возможна только при наличии специального документа - сертификата соответствия. Изготовители (продавцы) товаров и исполнители услуг, подлежащих обязательной сертификации, обязаны обеспечивать их соответствие установленным требованиям и маркирование знаком соответствия. Основными нормативными актами в данной сфере правового регулирования являются: законы РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации», от 27 апреля 1993 г. «Об обеспечении единства измерений» и от 10 июня 1993 г. «О сертификации продукции и услуг».

Иные направления публично-правового регулирования

Помимо регулирования отношений, нормально складывающихся и развивающихся в процессе осуществления предпринимательской деятельности, административное право выполняет также охранительную функцию, устанавливая санкции за правонарушения в сфере предпринимательства. Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность как за правонарушения в области предпринимательской деятельности в целом (этому виду правонарушений посвящена специальная глава КоАП РФ), так и за правонарушения в отдельных отраслях экономики. В числе других им предусмотрены такие составы, как осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без лицензии; незаконная продажа товаров или иных вещей, свободная реализация которых запрещена или ограничена; нарушение законодательства о рекламе; продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг не надлежащего качества или с нарушением санитарных правил; обман потребителей; нарушение иных прав потребителей; незаконное ограничение должностными лицами государственных (муниципальных) органов свободы торговли; нарушение правил продажи отдельных видов товаров и др.

Наиболее опасные правонарушения в области предпринимательства попадают в сферу действия уголовного права и влекут применение мер уголовной ответственности. Уголовный кодекс РФ предусматривает такие составы преступлений, как воспрепятствование законной предпринимательской деятельности; незаконное предпринимательство (т. е. предпринимательская деятельность без регистрации либо без лицензии или с нарушением условий лицензирования в случае причинения этим крупного ущерба или извлечения дохода в крупном размере); производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции; незаконная банковская деятельность; лжепредпринимательство (т.е. создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность с целью получения кредитов, освобождения от налогов, извлечения иной имущественной выгоды или прикрытия запрещенной деятельности); легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем; монополистические действия и ограничение конкуренции; принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения; контрабанда; обман потребителей в значительном размере и др.

Косвенно регулирует предпринимательскую деятельность финансовое право, в частности, налоговое, основным источником которого является Налоговый кодекс РФ. Оно не определяет прав и обязанностей в сфере собственно предпринимательских отношений и может воздействовать на них лишь опосредованно - путем установления различных режимов налогообложения, налоговых ставок, льгот и т.д. Но сами отношения по налогообложению, регулируемые финансовым правом, не являются производственными, а, следовательно, и предпринимательскими.

Таким образом, в механизме правового регулирования общественных отношений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, частное и публичное право взаимодействуют друг с другом и, выполняя каждое свои собственные задачи, преследуют единую общую цель - создать необходимые предпринимательство (т.е. предпринимательская деятельность без регистрации либо без лицензии или с нарушением условий лицензирования в случае причинения этим крупного ущерба или извлечения дохода в крупном размере); производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции; незаконная банковская деятельность; лжепредпринимательство (т.е. создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность с целью получения кредитов, освобождения от налогов, извлечения иной имущественной выгоды или прикрытия запрещенной деятельности); легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем; монополистические действия и ограничение конкуренции; принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения; контрабанда; обман потребителей в значительном размере и др.

Косвенно регулирует предпринимательскую деятельность финансовое право, в частности, налоговое, основным источником которого является Налоговый кодекс РФ. Оно не определяет прав и обязанностей в сфере собственно предпринимательских отношений и может воздействовать на них лишь опосредованно - путем установления различных режимов налогообложения, налоговых ставок, льгот и т. Д. Но сами отношения по налогообложению, регулируемые финансовым правом, не являются производственными, а, следовательно, и предпринимательскими.

Таковы основные направления публично-правового воздействия на общественные отношения в сфере предпринимательства. Следует помнить, что публичное право должно лишь защищать нормально развивающиеся экономические отношения, создавать и поддерживать необходимые для такого развития условия, а также принимать меры, гарантирующие безопасность реализуемых на рынке товаров, работ и услуг. Прямое воздействие государства на производственные отношения, их жесткая правовая регламентация совершенно недопустимы. Регулирование самого процесса предпринимательской деятельности возможно только при помощи диспозитивного метода, присущего частному (гражданскому) праву.

Таким образом, в механизме правового регулирования общественных отношений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, частное и публичное право взаимодействуют друг с другом и, выполняя каждое свои собственные задачи, преследуют единую общую цель - создать необходимые условия для нормального функционирования рыночного механизма и тем самым содействовать прогрессу экономического развития страны.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 1. Что такое экономические (производственные) отношения, и каковы их виды? Дайте определение предпринимательской деятельности и наемного труда.

2. Перечислите признаки предпринимательской деятельности, покажите связь между нею и наемным трудом.

З. Охарактеризуйте самостоятельность как важнейший признак предпринимательской деятельности. Сопоставьте по данному признаку предпринимательскую деятельность и наемный труд.

4. Какова цель предпринимательской деятельности? Что такое прибыль? Чем доход предпринимателя отличается от дохода наемного работника? Что означает систематичность получения прибыли?

5. Расскажите о рисковом характере предпринимательской деятельности. Сравните по этому признаку деятельность предпринимателя и труд наемного работника.

6. Дайте общую характеристику правового регулирования экономических отношений и предпринимательской деятельности. Каково социально-экономическое значение предпринимательства? Почему государство его стимулирует? Что понимается под предпринимательским правом? Какие гарантии предпринимательской деятельности устанавливает Конституция РФ?

7. Назовите направления гражданско-правового регулирования отношений в сфере предпринимательства. В каких организационно-правовых формах может осуществляться предпринимательская деятельность? Охарактеризуйте источники гражданского права. В чем состоит принцип верховенства Гражданского кодекса РФ?

 8. Какова роль публичного права в регулировании предпринимательской деятельности? Укажите основные направления и правовые источники регулирования.

9. Что такое лицензирование? Как государство контролирует осуществление лицензируемых видов деятельности? Дайте общую характеристику антимонопольного регулирования.

10. Расскажите о стандартизации, обеспечении единства измерений, сертификации и иных направлениях публично-правового регулирования предпринимательской деятельности.