Кто такие депутаты и их обязанности. Льготы депутатам местного самоуправления

Глава 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕПУТАТА ДУМЫ

Статья 6. Формы деятельности депутата

Формами деятельности депутата являются:

участие в заседаниях Думы;

участие в формировании и работе комиссий Думы;

выполнение поручений Думы

внесение в Думу в порядке нормотворческой инициативы проектов нормативных правовых актов, а также поправок к ним, участие в разработке нормативных правовых актов;

участие в депутатских слушаниях;

обращение с депутатским запросом;

участие в осуществлении контроля за соблюдением Устава, нормативных правовых актов Думы;

участие в расследованиях, проводимых Думой;

и) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан, иных лиц;

участие в работе депутатских объединений; фракций;

работа с избирателями.

Деятельность может осуществляться и в иных формах, предусмотренных законами, а также Уставом, нормативными правовыми актами Думы.

Статья 7. Участие депутата в заседаниях Думы

Депутат Думы принимает личное участие в заседании Думы и пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Думой поселения, а также комиссией Думы, членом которой он является.

Депутат имеет право:

избирать и быть избранным в комиссии и на соответствующие должности в Думе;

высказывать мнение по персональному составу создаваемых Думой органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Думой;

предлагать вопросы для рассмотрения Думой;

вносить проекты правовых актов, а также поправок к ним для рассмотрения на заседании Думы;

вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов на заседании Думы;

вносить предложения о заслушивании на заседании Думы внеочередного отчета или информации органа или должностного лица местного самоуправления, подотчетного или подконтрольного Думе в соответствии с Уставом;

ставить вопрос о недоверии составу образованных или избранных Думой органов или избранным, назначенным или утвержденным ей должностным лицам в случаях, установленных Уставом;

вносить в Думу предложения о необходимости проведения проверки исполнения Устава и нормативных правовых актов Думы органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм, расположенных на территории муниципального образования;

участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам и председательствующему на заседаниях Думы, требовать ответа, выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;

оглашать на заседаниях Думы обращения граждан, имеющие, по его мнению, общественное значение;

обращаться с депутатским запросом;

передавать председательствующему текст выступления, не оглашенного в связи с прекращением прений, для включения в протокол заседания Думы;

осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, Уставом, нормативными правовыми актами Думы.

При невозможности присутствовать на заседании Думы, на заседании её комиссии депутат заблаговременно информирует об этом соответственно председателя Думы, председателя комиссии.

Отсутствие депутата на заседании Думы без уважительной причины не допускается. Депутат может ознакомиться с материалами очередной Думы и дать письменное мнение по всем вопросам повестки заседания.

По решению Думы фамилии депутатов, отсутствующих на заседании, с указанием причин отсутствия могут доводиться до избирателей через средства массовой информации

Статья 8. Участие депутатов в заседаниях комиссий Думы

Депутат принимает участие в работе комиссий, членом которых он является, вносит предложения, участвует в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений. Депутат может принимать участие в работе комиссий Думы, членом которых он не является, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса.

В случае несогласия с решением комиссии по проекту нормативного правового акта, принимаемого Думой, депутат имеет право внести свое предложение в письменной форме в качестве самостоятельной поправки к проекту соответствующего нормативного правового акта. Внесенные им поправки подлежат обязательному рассмотрению Думой, и по ним проводится голосование.

Депутат по решению Думы может быть выведен из состава комиссии за систематическое неучастие в ее работе в порядке, установленном Регламентом Думы, иными нормативными правовыми актами Думы.

Депутат своевременно информируется о времени созыва, месте проведения заседания Думы, заседаний ее комиссий, вопросах, выносимых на их рассмотрение, а также получает все необходимые материалы по данным вопросам.

Статья 9. Выполнение депутатом поручений

Депутат выполняет поручения Думы. Решения о даче депутату поручения принимаются на заседаниях Думы или соответствующих комиссий и отражаются в протоколах.

Статья 10. Обращение депутата с нормотворческой инициативой

Депутат Думы имеет право нормотворческой инициативы, осуществляемой в форме внесения в представительный орган:

проектов нормативных правовых актов;

проектов актов о внесении изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты Думы;

поправок к проектам нормативных правовых актов Думы по вопросам, отнесенным к компетенции Думы.

Предложения депутата, внесенные в порядке нормотворческой инициативы, подлежат обязательному рассмотрению Думой. Порядок осуществления депутатом нормотворческой инициативы определяется Регламентом Думы.

Статья 11. Участие депутата в депутатских слушаниях

Депутат участвует в депутатских слушаниях, проводимых по решениям Думы, в том числе выступает на этих слушаниях в ходе обсуждения проектов нормативно-правовых актов поселения и (или) вопросов, имеющих важное общественное значение.

Статья 12. Депутатское обращение и депутатский запрос

Депутат или группа депутатов имеют право на обращение непосредственно к органам местного самоуправления, главе местного самоуправления, а также к руководителям расположенных на территории поселения государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, по вопросам, входящим в компетенцию Думы.

Депутатский запрос вносится на заседании Думы в письменной форме, оглашается, и по нему принимается соответствующее решение. Лицу, к которому обращен депутатский запрос, направляются заверенная копия решения о признании обращения депутата депутатским запросом и подлинник обращения депутата признанного депутатским запросом.

Если указанное обращение касается фактов нарушения государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами актов органов местного самоуправления, то Дума может признать его депутатским запросом и включить в повестку дня своего заседания.

Должностное лицо, к которому обращен депутатский запрос, должно дать ответ на него в устной форме на заседании или в письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной установленный Думой срок. Депутатский запрос и письменный ответ на него оглашаются председательствующим или должностным лицом, к которому обращен запрос, на заседании Думы или доводятся до сведения депутатов иным путем в порядке, установленном Регламентом Думы. Депутат вправе дать оценку ответа на запрос. По результатам рассмотрения запросов Думой поселения может быть принято решение. Запрос, ответ на него и решение Думы, затрагивающие права, свободы и интересы граждан, подлежат обязательному обнародованию в средствах массовой информации.

Статья 13. Осуществление депутатом контроля за соблюдением нормативно-правовых актов местного самоуправления

Депутат участвует в осуществлении контроля за соблюдением Устава, нормативных правовых актов Думы путем участия в проверках, подготовки предложений по результатам проверок.

Депутат вправе потребовать незамедлительного устранения нарушения закона, прав, свобод, законных интересов граждан, а в необходимых случаях обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с требованием о пресечении нарушения. Факт нарушения может фиксироваться в протоколе, составленном по требованию депутата представителем соответствующего правоохранительного или контрольного органа.

Статья 14 .Обязанности должностных лиц по рассмотрению обращений депутата

По вопросам, связанным с депутатской деятельностью, на территории поселения депутат пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений. При обращении депутата в органы местного самоуправления, муниципальные предприятия и учреждения, находящиеся на территории муниципального образования, их должностные лица обеспечивают депутата по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, консультациями специалистов, безотлагательно предоставляют ему необходимую информацию и документы с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и коммерческой тайне. В случае необходимости проведения в связи с обращением депутата дополнительной проверки или дополнительного изучения каких-либо вопросов вышеуказанные руководители органов и должностные лица обязаны сообщить об этом депутату в трехдневный срок со дня получения обращения депутата. Окончательный ответ представляется депутату не позднее 15 дней со дня получения письменного обращения депутата.

Органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм, находящиеся на территории муниципального образования, общественные объединения обязаны оказывать депутату содействие в осуществлении его полномочий. Вмешательство депутата в хозяйственную деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм, деятельность органов дознания, органов прокуратуры, следователей и судов не допускается.

Статья 15. Обращение депутата в средства массовой информации

Депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в средствах массовой информации.

Депутат несет ответственность за достоверность материалов, представляемых им к публикации.

Статья 16. Работа с избирателями

Депутаты отчитываются перед избирателями во время встреч с ними, а также информируют их о своей деятельности через средства массовой информации не реже одного раза в год. По требованию избирателей может быть проведен внеочередной отчет депутата. Под требованием о проведении отчета необходимо собрать не менее 1% подписей от числа избирателей данного избирательного округа.

Депутат в пределах предоставленных ему полномочий:

принимает меры по обеспечению и защите прав, свобод и законных интересов своих избирателей;

рассматривает поступившие от избирателей предложения, заявления и жалобы, при необходимости направляет их в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляет контроль за их своевременным рассмотрением;

участвует в рассмотрении в органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях независимо от организационно-правовых форм вопросов, затрагивающих интересы избирателей;

изучает общественное мнение, при необходимости вносит предложения в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления, учитывает их при разработке нормативных правовых актов Думы;

участвует в работе органов территориального общественного самоуправления, в собраниях избирателей, в том числе по месту их жительства, работы, службы, учебы; использует иные формы работы с избирателями и населением.

Избиратели могут давать наказы депутату. Порядок организации работы с наказами избирателей определяется Думой.

Статья 17. Обязанности депутата

Депутат обязан:

соблюдать правила депутатской этики, установленные Думой. Ответственность за нарушение правил депутатской этики устанавливается Регламентом Думы;

отчитываться перед избирателями. Для обеспечения отчетов, встреч с избирателями, по просьбе депутата, администрация поселения, муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения безвозмездно выделяют помещения, извещают граждан о времени и месте проведения отчетов, встреч, направляют для участия в них своих представителей, а также представляют необходимые справочные и информационные материалы, оказывают другую помощь;

Выполнять поручения Думы, поручения комиссии, членом которых он является.

Права и обязанности депутата

В муниципальном праве принято выделять среди органов местного самоуправления органы общей компетенции, наделенные полномочиями осуществлять множество функций и решать различные вопросы местного значения, и органы специальной компетенции, создаваемые для выполнения какой-либо одной или большего числа функций управления. К муниципальным органам общей компетенции относятся представительные и исполнительные органы власти местного самоуправления.

Перестройка государственной власти в постсоветский период не могла не затронуть и местные органы управления.

С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года, определившей роль местного самоуправления в системе управления делами государства, как способа и формы народовластия на муниципальном уровне, утвердились современные конституционные основы местного самоуправления.

31 октября 2003 года Государственная Дума приняла Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором закреплено требование обязательного создания представительных органов местного самоуправления.

Депутаты муниципальных представительных органов, получая на выборах «представительский мандат» , должны выражать волю избирателей, публично-правовые интересы местного сообщества, на удовлетворение которых направлено выполнение главной функции местных легислатур (от лат. legislator - предлагающий законопроект) , а именно — правотворческой.

Права и обязанности депутатаСобрания депутатов определяются федеральными законами, законами Челябинской области, Уставом Уйского муниципального района, нормативными правовыми актами Собрания депутатов.

Депутат имеет право :

1) избирать и быть избранным в комиссии и на соответствующие должности в Собрании депутатов;

2) высказывать мнение по персональному составу создаваемых Собранием депутатов органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Собранием депутатов;

3) предлагать вопросы для рассмотрения Собранием депутатов;

4) вносить проекты нормативно-правовых актов, а также поправок к ним для рассмотрения на заседаниях Собрания депутатов;

5) вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов на заседании Собрания депутатов;

6) вносить предложения о заслушивании на заседании Собрания депутатов внеочередного отчета или информации органа или должностного лица местного самоуправления, подотчетного или подконтрольного в соответствии с Уставом.

7) вносить в Собрание депутатов предложения о необходимости проведения проверки соблюдения органами местного самоуправления, организациями, не зависимо от организационно-правовых форм, расположенных на территории муниципального района, Устава и нормативных правовых актов Собрания депутатов;

8) участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам и председательствующим на заседании Собрания депутатов, требовать ответа, выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;

9) оглашать на заседаниях Собрания депутатов обращения граждан, имеющие, по мнению депутата, общественное значение;

10) обращаться с депутатским запросом;

11) на включение в протокол заседания Собрания депутатов переданного председательствующему текста выступления не оглашенного в связи с прекращением прений;

12) осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами Челябинской области, Уставом, нормативными правовыми актами Собрания депутатов.

Основными формами депутатской деятельности являются :

1) работа с избирателями;

2) участие в заседаниях Собрания депутатов;

3) участие в работе соответствующих комиссий и рабочих групп Собрания депутатов;

4) выполнение поручений Собрания депутатов;

5) участие в депутатских слушаниях;

6) обращение с депутатскими запросами;

7) обращение с вопросами к должностным лицам местного самоуправления.

Депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Челябинской области, Уставом и регламентом Собрания депутатов.

Каждый депутат обязан участвовать в заседаниях Собрания депутатов и в работе его комиссий, вести прием избирателей и лично отвечать за вверенный участок работы перед избирателями и Собранием депутатов. Депутат отсчитывается о своей деятельности перед избирателями не реже одного раза в полугодие. Форма и порядок отчетов перед избирателями устанавливаются депутатом самостоятельно.

В практике Собрания депутатов имеются не решенные вопросы. Процесс формирования практики, отнюдь не закончен. Конституция, федеральное законы, устанавливающие правовые основы деятельности народных избранников, обязательные требования к этой деятельности, в то же время открывают новые широкие возможности для улучшения всей организационно-массовой работы. Процесс совершенствования этой деятельности развивается вместе с общественно-политической практикой населения и его представителей в органах власти.

Проблема демократизации нашего общества состоит из многих факторов, но одним из самых важных является эффективное взаимодействие депутата и населения, ведь именно от этого зависит успешное решение многих вопросов и проблем.

Т. Старкова,

ведущий специалист Собрания.

16:20 «Референдум по Конституции в день рождения Ленина – чистое совпадение»

Медиахолдинг «Гранада Пресс» пригласил в свой проект «Большая редакция» депутата Государственной Думы РФ от Челябинской области Валерия Гартунга. Он рассказал, почему необходимо "поправить" Основной закон и как это будет происходить.

федеральный закон "О статусе депутата Совета Фе­дерации и статусе депутата Государственной Думы Фе­дерального Собрания Российской Федерации" определя­ет основные формы депутатской деятельности:

а) участие в заседаниях соответственно Совета Фе­дерации и ГосДумы, в совместных заседа­ниях палат Федерального Собрания;

б) участие, в работе соответствующих комитетов и комиссий палат Федерального Собрания; согласитель­ных комиссий, создаваемых Советом Федерации и ГосДумой;

в) участие в выполнении поручений соответствую­щей палаты Федерального Собрания и ее органов;

г) участие в парламентских слушаниях;

д) работа с избирателями.

Кроме того, формами депутатской деятельности де­путата ГосДумы являются:

а) участие в работе депутатских объединений -фракций и депутатских групп в Государственной Думе. Такие фракции или группы образуются из числа депу­татов - представителей политических партий и избира­тельных объединений;

б) обращение с вопросом к членам Правительства Российской Федерации на заседании ГосДумы.

К числу основных прав депутата Совета Федерации и депутата Государ­ственной Думы относятся:

а) право избирательной инициативы.

в) право на участие в работе комитетов и комис­сий соответствующей палаты Федерального Собрания, членами которых они являются.

г) право на получение и распространение инфор­мации.

Депутаты обязаны соблюдать правила депутатской этики, утверждаемые соответствующим представитель­ным органом государственной власти. Формы ответ­ственности депутатов за нарушение правил устанавли­ваются регламентами этих органов.

Обязанностью депутата является представление в установленном порядке в налоговые органы деклара­ции о доходах и сведений об изменении своего имуще­ственного положения.

34.Гарантии депутатской деятельности в Российской Федерации. Ответственность депутатов .

Устанавливаемые законом условия и предпосылки выполнения депутатами своих задач и функций, осуществления депутатских полномочий. Организационные гарантии состоят в том, что государство и его органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации обязаны создавать все условия для успешного выполнения депутатами своих задач и полномочий. При поездках, связанных с осуществлением депутатской деятельности, депутату возмещаются все гостиничные расходы и выплачиваются суточные. Всеми видами транспортных средств, кроме такси, депутат ГД пользуется бесплатно, причем независимо от исполнения (неисполнения) при этом депутатских обязанностей. Депутат имеет право на внеочередное поселение в гостиницах. Ежегодный оплачиваемый отпуск депутата ГД имеет продолжительность 48 рабочих дней, при этом депутату выплачивается пособие на лечение в размере его двойного ежемесячного денежного вознаграждения. Медицинское и бытовое обеспечение депутата ГД предоставляется на условиях, установленных для федерального министра. Для депутатов ГД предусмотрено обязательное государственное страхование жизни и здоровья за счет федерального бюджета на сумму годового денежного вознаграждения соответствующего депутата. Аналогичные правила сейчас устанавливают для своих депутатов субъекты РФ. Гарантии трудовых прав для депутата, выполняющего свои обязанности на освобожденной основе, заключаются в том, что по окончании срока полномочий или по окончании их осуществления на постоянной основе депутату предоставляется его прежняя работа. Гарантии личной неприкосновенности заключаются в том, что депутаты не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, подвергнуты обыску или допросу без согласия представительного органа, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Зачастую неприкосновенность депутатов распространяется также на их жилые и служебные помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые средства связи, а также принадлежащие им документы. Для лишения вопроса о депутатской неприкосновенности соответствующий прокурор должен обратиться с представлением к представительному органу.

Ответственность в конституционном праве устанавливается совокупностью правовых принципов и норм, предусматривающих воздействие на органы государственной власти и должностных лиц в случае нарушения конституции и других норм конституционного права. Основы ответственности за нарушение конституции, обеспечения прямого действия конституции, законов, устранения несоответствия одних актов другим обычно устанавливаются самой конституцией. Этому служит принцип верховенства конституции, исключающий легитимность любых правовых актов, противоречащих конституции.

Конституционно-правовая ответственность иногда представляет собой реализацию санкции, указанной в конституционно-правовой норме

Депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску без согласия Государственной Думы.

Неприкосновенность парламентария не означает его освобождения от ответственности за совершенное правонарушение, в том числе уголовное или административное, если такое правонарушение совершено не в связи с осуществлением собственно депутатской деятельности.

На заседаниях представительного органа муниципального образования депутат наделен определенным кругом прав и обязанностей, которые целесообразно закрепить в регламенте представительного органа муниципального образования. Среди возможных прав и обязанностей депутата на заседаниях представительного органа муниципального образования можно назвать следующие:

Избирать и быть избранным в комиссии, созданные при представительном органе муниципального образования;

Предлагать вопросы для рассмотрения на заседании представительного органа муниципального образования;

Вносить предложения по повестке дня заседания представительного органа муниципального образования;

Вносить для рассмотрения проекты нормативных правовых актов;

Оглашать тексты обращений, заявлений, депутатских запросов;

Получать информацию о ходе выполнения решений;

Объединяться в депутатские группы, объединения и др.

Обязанности:

Присутствовать на заседаниях представительного органа муниципального образования;

Соблюдать регламент представительного органа муниципального образования и другие нормативные акты, определяющие порядок его деятельности;

Соблюдать дисциплину на заседаниях представительного органа муниципального образования.

Эффективное выполнение депутатами своих депутатских обязанностей имеет существенные положительные стороны, как для граждан, так и для самого народного избранника.

Во-первых, сотрудничая со своими избирателями, депутаты представительного органа лучше понимают потребности граждан, что дает возможность защищать перспективные направления деятельности муниципального образования.

Во-вторых, депутат представительного органа, который сотрудничает со своими избирателями, может таким способом обеспечить поддержку своей политики в рамках своего избирательного округа.

В-третьих, для обеспечения эффективной деятельности депутату, как представителю представительного органа муниципального образования, необходимо выработать соответствующую стратегию представительства своих избирателей.

Депутат имеет право законодательной инициативы, осуществляемой в форме внесения в городскую Думу:

а) законопроектов и поправок к ним;

б) законодательных предложений о разработке и принятии новых областных законов;

в) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие областные законы либо о признании этих законов утратившими силу;

г) подготовка, внесение на рассмотрение городской Думы проектов постановлений Думы. Закон Тюменской области от 27 июня 1994 г. N 1 "О статусе депутата Тюменской областной Думы" (с изменениями от 26 октября 1994 г., 25 июля, 3 ноября 1997 г., 27 февраля, 1 июля 1998 г., 6 октября 2000 г., 16 марта, 22 июня 2001 г., 23 января, 1 апреля, 8 июля, 7 октября 2002 г., 4 февраля, 8 декабря 2003 г., 16 марта 2004 г., 28 марта, 28 июня, 6 октября, 6 декабря 2005 г., 26 сентября 2006 г.) // Справочная правовая система «Гарант»

Законодательная инициатива подлежит обязательному рассмотрению в городской Думе, установленном регламентом Думы.

Депутат также имеет право законодательной инициативы в форме внесения в окружные Думы (Ханты-Мансийской и Ямало-Ненецкой) законопроектов и поправок к ним, законодательных предложений о разработке и принятии новых окружных законов, законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие окружные законы.

Порядок осуществления законодательной инициативы в этих случаях определяется регламентом соответствующей окружной Думы.

Обнаружив нарушение Закона, депутат вправе потребовать прекращения нарушения, в необходимых случаях обратиться с требованием к соответствующим органам и должностным лицам пресечь нарушение Закона. Факт нарушения может фиксироваться в документе, составленном председателем соответствующего правоохранительного или контрольного органа по требованию депутата.

Должностные лица, работники правоохранительных и контрольных органов, к которым обращено требование депутата, обязаны незамедлительно принять меры для устранения нарушения Закона и при необходимости - для привлечения виновных в нарушении Закона к ответственности.

По вопросам своей депутатской деятельности депутат пользуется правом беспрепятственного посещения на территории области предприятий и организаций независимо от их правовых форм, областных, окружных учреждений и органов местного самоуправления, а также правом безотлагательного приема их руководителями, а при отсутствии - другими должностными лицами. Порядок посещения воинских формирований, федеральных органов государственной власти, расположенных на территории области, регулируется федеральным законодательством.

Депутат вправе обращаться в органы государственной власти Тюменской области, органы местного самоуправления, к должностным лицам по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, и принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных вопросов либо привлекать своих помощников и специалистов-экспертов.

Органы государственной власти Тюменской области и должностные лица обязаны дать ответ депутату на его обращение безотлагательно, а при необходимости в дополнительном изучении - не позднее чем в месячный срок.

Федеральные органы государственной власти, расположенные на территории области, обязаны дать ответ в срок, предусмотренный федеральным законом.

Ответ на обращение депутата дается в письменной форме непосредственно тем должностным лицом, которому оно адресовано.

Депутат в установленном Регламентом Думы порядке обеспечивается документами, принимаемыми федеральными органами РФ, областной Думой, главой администрации области, а также информационными и справочными материалами, официально распространяемыми областными органами власти.

При обращении депутата в органы государственной власти, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения и организации по вопросам компетенции городской Думы должностные лица безотлагательно представляют ему необходимую информацию и документацию. Закон Тюменской области от 27 июня 1994 г. N 1 "О статусе депутата Тюменской областной Думы" (с изменениями от 26 октября 1994 г., 25 июля, 3 ноября 1997 г., 27 февраля, 1 июля 1998 г., 6 октября 2000 г., 16 марта, 22 июня 2001 г., 23 января, 1 апреля, 8 июля, 7 октября 2002 г., 4 февраля, 8 декабря 2003 г., 16 марта 2004 г., 28 марта, 28 июня, 6 октября, 6 декабря 2005 г., 26 сентября 2006 г.) // Справочная правовая система «Гарант»

Предоставление информации и документации, составляющими государственную тайну, регулируется федеральным законодательством.

Депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в государственных средствах массовой информации. При этом материалы, предоставляемые депутатом, подлежат обязательному опубликованию или распространению через государственные средства массовой информации в срок, согласованный с депутатом, но не позднее семи дней после обращения.

В уставе муниципального образования в соответствии с законами, определяющими статус депутата представительного органа местного самоуправления, предусматриваются такие гарантии депутатской деятельности, как: право запрашивать и получать от учреждений, предприятий и организаций, расположенных на территории муниципального образования, их должностных лиц информацию и документы, необходимые для деятельности депутата; право обращаться с депутатскими запросами к органам, предприятиям, организациям и учреждениям, должностным лицам, подконтрольным представительному органу местного самоуправления; право иметь помощников на общественных началах и др.

Депутат городской Думы в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 1 (часть I). Ст. 21. обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий.

Контрольная деятельность Думы - это система обеспечения контрольных полномочий выборного представительного органа местного самоуправления за соблюдением и исполнением Устава города, решений Думы, ее постоянных комиссий, протокольных решений Думы, за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления города, муниципальных предприятий и учреждений.

Контрольная деятельность Думы складывается из контрольной деятельности самой Думы, ее постоянных, временных комиссий и рабочих групп.

Контрольная деятельность Думы строится на следующих основных принципах: законности; инициативы депутатов городской Думы; коллективного, свободного и делового обсуждения и решения вопросов, отнесенных к ее компетенции; гласности; конструктивного сотрудничества с государственными органами и органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и политическими партиями. Решение Тюменской городской Думы от 30 мая 1996 г. № 21 «Об утверждении Положения о контрольной деятельности Тюменской городской Думы» // Справочная правовая система «Гарант»

Городская Дума, постоянные и временные комиссии в пределах своих полномочий контролируют: деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления города, муниципальных предприятий и учреждений, в том числе соблюдение и исполнение ими Устава города, действующих правовых актов Российской Федерации, Тюменской области, правовых актов органов местного самоуправления города; исполнение городского бюджета; соблюдение законности и повышение эффективности расходования финансовых средств бюджетополучателями; законность принимаемых (издаваемых) органами и должностными лицами местного самоуправления города правовых актов; исполнение органами и должностными лицами местного самоуправления города правовых актов городской Думы, решений постоянных комиссий, а также протокольных решений Думы.

Городская Дума реализует иные контрольные функции, предусмотренные действующим законодательством, Уставом города, правовыми актами городской Думы.

Контрольные полномочия Думы осуществляются в форме рассмотрения контрольных вопросов на заседаниях Думы, комиссий в форме проверок, истребования соответствующих документов, публичных слушаний. Решение Тюменской городской Думы от 30 мая 1996 г. № 21 «Об утверждении Положения о контрольной деятельности Тюменской городской Думы» // Справочная правовая система «Гарант»

При осуществлении контрольных полномочий городская Дума, постоянные и временные комиссии имеют право: требовать от должностных лиц местного самоуправления города, руководителей муниципальных предприятий и учреждений необходимые документы, справочные материалы; привлекать в установленном порядке к проверке представителей правоохранительных органов, органов контроля, экспертов; информировать Главу города о выявленных нарушениях, неисполнении или ненадлежащем исполнении должностными лицами администрации города, руководителями муниципальных предприятий и учреждений правовых актов Думы; вносить Главе города рекомендации по совершенствованию работы администрации города; требовать у должностных лиц администрации города, руководителей муниципальных предприятий и учреждений устранения выявленных нарушений.

По инициативе постоянных, временных комиссий их предложения по результатам осуществления контрольных полномочий могут быть рассмотрены городской Думой, постоянными комиссиями.

Депутат представительного органа местного самоуправления несёт ответственность за систематическое неучастие в его работе.

Систематическим неучастием в работе представительного органа местного самоуправления признаётся регулярное (более чем в половине заседаний в течение полугода) неучастие в заседаниях как представительного органа местного самоуправления, так и его рабочих органов, членом которых является депутат, регулярное и без уважительных причин неисполнение поручений представительного органа местного самоуправления и его рабочих органов, членом которых является депутат.

В случае недобросовестного отношения депутата к исполнению своих обязанностей или злоупотребления ими сведения об этом доводятся до избирателей, его избравшим. Закон Тюменской области от 3 июня 2003 г. N 139 "Избирательный кодекс (Закон) Тюменской области" (с изменениями от 29 декабря 2003 г., 11 марта, 5 ноября 2004 г., 6 декабря 2005 г., 3 июля 2006 г.) // Справочная правовая система «Гарант»

В настоящее время возникает необходимость уделять больше внимания гарантиям депутатской деятельности. В юридической литературе нет единства взглядов как по вопросу понятия гарантий депутатской деятельности, так и по вопросу их классификации, имеются разночтения при определении объекта депутатских гарантий.

Институт гарантий вводится не только и даже не столько ради обеспечения прав и обязанностей депутатов, сколько ради того, чтобы депутатская деятельность в целом осуществлялась действительно эффективно и беспрепятственно, приносила оптимальные результаты.

Глава 2. Основы статуса депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления

Статья 5. Срок полномочий депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления

1. Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления составляет четыре года. Установленный срок не может быть изменен в течение текущего срока полномочий, за исключением случаев, предусмотренных статьей 21 настоящего Закона.

2. Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы представительного органа местного самоуправления нового созыва.

3. Полномочия главы муниципального образования, его заместителя начинаются со дня их избрания на указанную должность депутатами представительного органа местного самоуправления и прекращаются с момента избрания в установленном законодательством Республики Адыгея порядке нового главы муниципального образования, его заместителя, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, указанных в статье 21 настоящего Закона.

Статья 6. Удостоверение и нагрудный знак депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления

1. Депутат представительного органа местного самоуправления имеет удостоверение, подтверждающее его депутатские полномочия, и нагрудный знак.

2. Депутату представительного органа местного самоуправления в результате избрания выборным должностным лицом местного самоуправления выдается удостоверение, подтверждающее его полномочия как главы муниципального образования либо его заместителя.

3. Удостоверение является документом, дающим право депутату представительного органа и выборному должностному лицу местного самоуправления при осуществлении ими своих полномочий посещать органы государственной власти Республики Адыгея и территориальные отделения федеральных органов государственной власти, местные органы государственной власти и органы местного самоуправления Республики Адыгея, в разрешительном порядке присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, посещать организации, независимо от их организационно - правовых форм, общественные объединения, осуществляющие деятельность на территории Республики Адыгея, а также в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посещать воинские части, расположенные на территории муниципального образования.

4. Положение об удостоверении и нагрудном знаке депутата представительного органа и удостоверении выборного должностного лица местного самоуправления, их образцы и описание утверждаются Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея.

Статья 7. Права депутата представительного органа местного самоуправления

1. Депутат представительного органа местного самоуправления пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым представительным органом местного самоуправления, а также комиссией, членом которой он является.

2. Депутат представительного органа местного самоуправления имеет право:

1) избирать и быть избранным выборным должностным лицом местного самоуправления;
2) участвовать в обсуждении кандидатур выборных должностных лиц, членов избирательных комиссий, назначаемых или предлагаемых к назначению представительным органом местного самоуправления, а также персонального состава структурных подразделений органов местного самоуправления;
3) вносить любые вопросы в пределах своей компетенции на рассмотрение представительного органа местного самоуправления;
4) вносить проекты правовых актов для рассмотрения на заседаниях представительного органа местного самоуправления;
5) вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов, поправки к проектам решений, другим актам представительного органа местного самоуправления;
6) участвовать в рассмотрении в органах местного самоуправления любых вопросов, затрагивающих интересы населения муниципального образования;
7) вносить предложения о заслушивании внеочередного отчета выборного должностного лица местного самоуправления на заседании представительного органа местного самоуправления либо информации иных должностных лиц органов местного самоуправления;
8) участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам и председательствующему на заседании, требовать на них ответа и давать им оценку, выступать с обоснованием своих предложений, а также по мотивам голосования, давать справки;
9) вносить на рассмотрение представительного органа местного самоуправления обращения граждан, имеющих, по мнению депутата представительного органа местного самоуправления, общественное значение;
10) проводить собрания избирателей округа, встречи с трудовыми коллективами организаций и членами общественных объединений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования;
11) обращаться с депутатским запросом, депутатским обращением по вопросам своей деятельности, а также по заявлениям и жалобам граждан к должностным лицам органов государственной власти Республики Адыгея, территориальных отделений федеральных органов государственной власти, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Адыгея, руководителям общественных объединений, действующих на территории Республики Адыгея, организаций, независимо от их организационно - правовых форм, а также к лицам командного состава воинских частей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования;
12) требовать включения в протокол заседания представительного органа местного самоуправления текста своего выступления, не оглашенного в связи с прекращением прений;
13) осуществлять иные полномочия, установленные настоящим Законом и уставом муниципального образования.

3. Порядок реализации депутатом представительного органа местного самоуправления прав, указанных в настоящей статье, устанавливается регламентом представительного органа местного самоуправления и уставом муниципального образования.

Статья 8. Право депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления на правотворческую инициативу

1. Депутат представительного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления имеют право на правотворческую инициативу, которая осуществляется в форме внесения в представительный орган местного самоуправления:

1) проектов правовых актов и поправок к ним;
2) предложений о разработке и принятии правовых актов органов местного самоуправления.

2. Порядок осуществления правотворческой инициативы определяется уставом муниципального образования.

Статья 9. Право депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления на первоочередной прием должностными лицами

По вопросам осуществления своих полномочий депутат представительного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления пользуются правом первоочередного приема должностными лицами органов государственной власти Республики Адыгея, территориальных отделений федеральных органов государственной власти, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Адыгея, руководителями организаций, независимо от их организационно - правовых форм, общественных объединений, осуществляющих деятельность на территории Республики Адыгея, а также лицами командного состава воинских частей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования.

Статья 10. Право депутата представительного органа местного самоуправления требовать устранения нарушения закона и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан

1. При нарушении должностными лицами органов государственной власти Республики Адыгея территориальных отделений федеральных органов государственной власти, местных органов государственности власти и органов местного самоуправления Республики Адыгея, руководителями организаций, независимо от их организационно -правовых форм, общественных объединений, осуществляющих деятельность на территории Республики Адыгея, а также лицами командного состава воинских частей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, законодательства Российской Федерации и Республики Адыгея депутат представительного органа местного самоуправления вправе потребовать от них устранения нарушений закона, соблюдения прав и законных интересов граждан.

2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, к которым обращено требование депутата представительного органа местного самоуправления, обязаны принять меры по устранению нарушения закона, соблюдению прав и законных интересов граждан с последующим информированием об этом депутата представительного органа местного самоуправления.

Статья 11. Право депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления на получение и распространение информации

1. Депутат представительного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления имеют право на обеспечение в установленном порядке документами, принятыми органами местного самоуправления, а также документами, информационными и справочными материалами, официально распространяемыми органами государственной власти Республики Адыгея, территориальными отделениями федеральных органов государственной власти, местными органами государственной власти Республики Адыгея, общественными объединениями и организациями.

2. При обращении депутата представительного органа или выборного должностного лица местного самоуправления к должностным лицам органов государственной власти Республики Адыгея, территориальных отделений федеральных органов государственной власти, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Адыгея руководителям общественных объединений, организаций по вопросам, связанным с осуществлением депутатской деятельности, соответствующие должностные лица обеспечивают депутата представительного органа или выборное должностное лицо местного самоуправления консультациями специалистов, представляют им необходимую информацию и документацию, не являющуюся государственной или коммерческой тайной.

3. Депутат представительного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления имеет преимущественное право выступать по вопросам своей депутатской деятельности или деятельности, связанной с исполнением полномочий выборного должностного лица, в средствах массовой информации, финансируемых из бюджета муниципального образования. Редакции средств массовой информации, учрежденных органом местного самоуправления, а также иных средств массовой информации, действующих на территории муниципального образования и финансируемых из бюджета муниципального образования, обязаны по письменному обращению депутата представительного органа или выборного должностного лица местного самоуправления предоставить им возможность выступления по вопросам своей деятельности бесплатно.

4. Материалы, представленные депутатом представительного органа местного самоуправления, в том числе по поручению представительного органа местного самоуправления либо его комиссией, выборным должностным лицом местного самоуправления, подлежат опубликованию в средствах массовой информации, финансируемых из бюджета муниципального образования, не позднее десяти дней после обращения к ним либо в иной срок, согласованный с депутатом представительного органа или выборным должностным лицом местного самоуправления.

5. Редактирование материалов без согласия депутата представительного органа либо выборного должностного лица местного самоуправления недопустимо. Редакции средств массовой информации несут ответственность, установленную законодательством, за искажение содержания публикации.

6. Информация, на распространение которой законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея установлены ограничения, предоставляется депутату представительного органа и выборному должностному лицу местного самоуправления по его письменному запросу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея. Лицо, предоставляющее указанную информацию, обязано довести до сведения депутата представительного органа либо выборного должностного лица местного самоуправления порядок использования соответствующей информации.

Статья 12. Ограничения деятельности депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления при осуществлении своих полномочий

1. Депутат представительного органа либо выборное должностное лицо местного самоуправления не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Российской Федерации, Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, городского, районного Собрания представителей или иного представительного органа местного самоуправления Республики Адыгея, занимать государственные должности, государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы в органах представительной, исполнительной и судебной власти.

2. Депутат представительного органа местного самоуправления независимо от порядка осуществления полномочий не вправе:

1) получать от организаций, независимо от их организационно -правовых форм, и физических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением ими своих полномочий, кроме как в порядке, установленном законодательством о труде;
2) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности представительного органа местного самоуправления, депутатом которого он является, с представительными органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти Республики Адыгея, местными органами государственной власти Республики Адыгея, международными и иностранными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея, а также международными договорами;
3) получать гонорары за выступления и публикацию материалов, подготовка которых входит в обязанности депутата представительного органа или выборного должностного лица местного самоуправления;
4) использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий депутата представительного органа либо выборного должностного лица местного самоуправления, средства материально -технического, финансового и информационного обеспечения их деятельности, а также другое имущество муниципального образования и служебную информацию.

3. Выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе:

1) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
2) заниматься другой оплачиваемой или дающей доход деятельностью, кроме научной, преподавательской и творческой деятельности;
3) участвовать в коммерческой рекламе товаров и услуг, распространяемой через средства массовой информации либо в иной публичной форме;
4) участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно - правовой формы, в том числе входить в состав органов управления коммерческими организациями, использующими средства бюджета муниципального образования, если в порядке, установленном федеральными законами, законами Республики Адыгея, правовыми актами органов местного самоуправления, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.

4. Гражданин, являющийся выборным должностным лицом органа местного самоуправления, обязан передать в доверительное управление на время нахождения на выборной муниципальной должности находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Республики Адыгея.

5. Выборное должностное лицо местного самоуправления обязано ежегодно в установленном порядке представлять сведения о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем ему на праве собственности.

Статья 13. Формы депутатской деятельности

1. Основными формами деятельности депутата представительного органа местного самоуправления являются:

1) участие в работе соответствующего представительного органа местного самоуправления;
2) участие в работе постоянных комиссий, временных, согласительных комиссий, депутатских групп, создаваемых в соответствии с регламентом представительного органа местного самоуправления и уставом муниципального образования;
3) направление обращений и запросов к должностным лицам органов государственной власти Республики Адыгея, территориальных отделений федеральных органов государственной власти, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Адыгея, руководителям организаций, общественных объединений, а также к лицам командного состава воинских частей;
4) внесение предложений о направлении запросов Совета депутатов лицам, указанным в пункте 3 части 1 настоящей статьи;
5) участие в разработке проектов и принятии правовых актов, издаваемых представительным органом местного самоуправления в соответствии с его компетенцией, а также содействие населению в реализации права на правотворческую инициативу по вопросам местного значения;
6) непосредственное обращение с избирателями, работа с их обращениями и наказами, информирование избирателей о своей деятельности и деятельности органов местного самоуправления на собраниях избирателей, сходах граждан, а также через средства массовой информации;
7) осуществление контроля за выполнением нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления;
8) участие в осуществлении представительских и иных функций от имени избирателей, населения муниципального образования и представительного органа местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

2. Деятельность депутата представительного органа местного самоуправления может осуществляться и в иных формах, предусмотренных уставом муниципального образования.

Статья 14. Депутатский запрос

1. Депутат либо группа депутатов представительного органа местного самоуправления по заявлением или жалобам граждан, связанным с нарушением их прав и законных интересов, вправе в пределах своей компетенции направить в письменной форме запрос к должностным лицам органов государственной власти Республики Адыгея, территориальных отделений федеральных органов государственной власти, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Адыгея, руководителям общественных объединений, осуществляющих деятельность на территории Республики Адыгея, организаций, независимо от их организационно - правовых форм, а также к лицам командного состава воинских частей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, по вопросам, входящим в компетенцию соответствующих органов, организаций, объединений и их должностных лиц.

2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, к которым направлен депутатский запрос, обязаны дать на него ответ в письменной форме непосредственно инициатору (инициаторам) запроса в срок не более пятнадцати дней со дня его получения. При этом ответ должен быть подписан лицом, к которому направлен депутатский запрос.

3. В случае необходимости проведения дополнительной проверки или дополнительного изучения каких-либо вопросов, связанных с запросом депутата (группы депутатов) представительного органа местного самоуправления, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны проинформировать об этом депутата (депутатов) в трехдневный срок со дня получения депутатского запроса и согласовать с ним (ними) иной срок представления ответа.

Статья 15. Депутатское обращение

1. Депутат либо группа депутатов представительного органа местного самоуправления вправе в пределах своей компетенции обращаться в письменной форме по вопросам депутатской деятельности к лицам, указанным в части 1 статьи 14 настоящего Закона, с просьбой оказать содействие, принять меры по вопросу, указанному в обращении, либо предоставить информацию, разъяснения, консультации по вопросам, изложенным в депутатском обращении.

2. Депутатское обращение должно быть рассмотрено лицами, к которым направлено депутатское обращение. Указанные лица обязаны дать на него ответ в письменной форме непосредственно инициатору (инициаторам) обращения в срок не более тридцати дней со дня его получения. При этом ответ должен быть подписан лицом, к которому направлено депутатское обращение.

1. Представительный орган местного самоуправления вправе по вопросам в пределах своей компетенции направить в письменной форме запрос к должностным лицам органов государственной власти Республики Адыгея, территориальных отделений федеральных органов государственной власти, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Адыгея, руководителям общественных объединений, осуществляющих деятельность на территории Республики Адыгея, организаций, независимо от их организационно - правовых форм, а также к лицам командного состава воинских частей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, по вопросам, входящим в компетенцию соответствующих органов, организаций, объединений и их должностных лиц.

2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, к которым направлен запрос Совета депутатов, обязаны дать на него ответ в письменной форме в срок не более пятнадцати дней со дня его получения. При этом ответ должен быть подписан лицом, к которому направлен запрос Совета депутатов.

Статья 17. Депутатская этика

Правила депутатской этики и ответственность за их несоблюдение устанавливаются представительным органом местного самоуправления.

Статья 18. Обязанности депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления

1. Депутат представительного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления обязаны:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, Конституцию Республики Адыгея, законодательство Российской Федерации и Республики Адыгея, регламент представительного органа местного самоуправления и устав муниципального образования;
2) информировать своих избирателей и население муниципального образования о своей деятельности и отчитываться перед ними в соответствии с уставом муниципального образования и настоящим Законом;
3) принимать меры по обеспечению прав, свобод, законных интересов своих избирателей и населения муниципального образования, рассматривать поступившие от них предложения, заявления, жалобы, способствовать в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов и информировать о принятых мерах;
4) участвовать в работе представительного органа местного самоуправления и комиссий, членом которых он является;
депутат представительного органа местного самоуправления должен быть своевременно проинформирован о времени созыва, месте проведения заседания представительного органа местного самоуправления;
5) соблюдать иные положения, установленные уставом муниципального образования и настоящим Законом.

2. Депутат представительного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления обязаны соблюдать установленные в представительном органе местного самоуправления правила внутреннего распорядка, порядок работы со служебной информацией и документами.

Статья 19. Отчет депутата представительного органа местного самоуправления перед избирателями

1. Депутат представительного органа местного самоуправления обязан отчитываться перед избирателями округа о своей работе, о ходе выполнения предвыборной программы и наказов избирателей.

2. Периодичность отчета депутата представительного органа местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования, но не реже одного раза в два года.

3. Органы местного самоуправления обеспечивают опубликование отчетов депутатов представительного органа местного самоуправления.

Статья 20. Отчет главы муниципального образования и его заместителя

1. Глава муниципального образования и его заместитель обязаны отчитываться перед представительным органом местного самоуправления и населением муниципального образования о своей работе в порядке, установленном уставом муниципального образования.

2. Периодичность отчета главы муниципального образования и его заместителя устанавливается уставом муниципального образования, но не реже одного раза в два года.

3. Органы местного самоуправления обеспечивают опубликование отчетов главы муниципального образования и его заместителя.

Статья 21. Основания досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления

1. Прекращение полномочий депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления осуществляется в связи с истечением срока полномочий, указанного в статье 5 настоящего Закона, а также может осуществляться досрочно.

2. Полномочия депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях:

1) представления письменного заявления о добровольном сложении своих полномочий;
2) утраты гражданства Российской Федерации и Республики Адыгея;
3) выезда на постоянное место жительства за пределы границ соответствующего муниципального образования, а в городах республиканского значения - за пределы города;
4) отзыва депутата представительного органа местного самоуправления;
5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом представительного органа либо выборным должностным лицом местного самоуправления;
6) признания гражданина, являющегося депутатом представительного органа или выборным должностным лицом местного самоуправления, решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, умершим, безвестно отсутствующим;
7) смерти депутата представительного органа или выборного должностного лица местного самоуправления;
8) избрания или назначения на должность, занятие которой в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея несовместимо со статусом депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления;
9) неисполнения депутатом представительного органа и выборным должностным лицом местного самоуправления положений статьи 12 настоящего Закона;
10) самороспуска представительного органа местного самоуправления по решению этого органа (длительное бездействие, невозможность проведения кворумных заседаний и т. п.) или упразднения муниципального образования.

3. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно также в случае его переизбрания представительным органом местного самоуправления.

4. Порядок и процедура досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами Республики Адыгея.

5. Досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления оформляется решением соответствующего представительного органа местного самоуправления, принятым в соответствии с настоящим Законом и уставом муниципального образования.

6. Гражданин, чьи полномочия как депутата представительного органа или выборного должностного лица местного самоуправления прекращены досрочно, не может быть ограничен в пассивном избирательном праве, за исключением случаев прекращения полномочий в соответствии с пунктами 2, 5, 6 и 7 части 2 настоящей статьи.

7. Досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления с нарушением порядка и процедуры досрочного прекращения их полномочий, установленных уставом муниципального образования и законами Республики Адыгея, а также по основаниям, не предусмотренным настоящим Законом, не допускается.

Статья 22. Отзыв депутата представительного органа местного самоуправления

Порядок отзыва депутата представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законом Республики Адыгея об отзыве депутата представительного органа местного самоуправления.

Статья 23. Гарантии прав депутата представительного органа местного самоуправления при осуществлении своих полномочий

1. Депутату представительного органа местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий, защита его прав, чести и достоинства.

2. Органы местного самоуправления обеспечивают депутату представительного органа местного самоуправления необходимые условия для проведения в избирательном округе личных приемов и встреч с избирателями округа. По просьбе депутата представительного органа местного самоуправления органы местного самоуправления выделяют помещение, оборудованное мебелью и, по возможности, средствами связи, извещают граждан о времени и месте проведения встреч, направляют по приглашению депутата для участия во встречах своих представителей, оказывают другую помощь.

3. Встречи с работниками организаций и их структурных подразделений, расположенных на территории соответствующего избирательного округа, депутат представительного органа местного самоуправления проводит по согласованию с руководителями этих организаций.

4. Для работы в комиссиях и участия в заседаниях представительного органа местного самоуправления администрация организации освобождает депутата представительного органа местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия без отрыва от основной деятельности, от выполнения производственных или служебных обязанностей на основании официального уведомления о вызове его на заседание представительного органа местного самоуправления, а для работы в избирательном округе - на основании письменного уведомления депутата представительного органа местного самоуправления. При этом требование каких-либо других документов не допускается.

5. Депутат представительного органа местного самоуправления в период осуществления своих полномочий, а также в течение года после их окончания не может быть уволен с работы по инициативе администрации организации, независимо от ее организационно -правовой формы (за исключением случаев ликвидации организации), переведен в порядке дисциплинарного взыскания на другую работу, исключен из учебного заведения в период осуществления своих полномочий без согласия соответствующего представительного органа местного самоуправления.

6. Депутат представительного органа местного самоуправления в связи с осуществлением своих полномочий имеет право по предъявлению удостоверения пользоваться средствами связи, находящимися в пользовании соответствующих органов местного самоуправления. Оплата услуг связи, предоставляемых депутату представительного органа местного самоуправления, производится из бюджета муниципального образования. Порядок оплаты услуг связи устанавливается правовыми актами органа местного самоуправления.

7. Депутат представительного органа местного самоуправления для поездок при осуществлении депутатской деятельности на территории муниципального образования может использовать служебный автотранспорт. Порядок предоставления служебного автотранспорта определяется представительным органом местного самоуправления и устанавливается уставом муниципального образования.

8. Депутат представительного органа местного самоуправления на территории соответствующего города, района пользуется правом бесплатного проезда на всех видах пассажирского транспорта городского и внутрирайонного сообщения (за исключением такси). Проезд депутата на указанных видах транспорта осуществляется по удостоверению депутата представительного органа местного самоуправления установленного образца.

Статья 24. Неприкосновенность депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления

1. Депутат представительного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны, за исключением случаев задержания на месте преступления, подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия Прокурора Республики Адыгея.

2. Депутат представительного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть привлечены к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, без согласия представительного органа местного самоуправления.

3. Депутат представительного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления также не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанные мнения, позицию, выраженную при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата представительного органа, выборного должностного лица местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея.

Статья 25. Социальные гарантии деятельности депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления

1. Депутатам представительного органа и выборным должностным лицам местного самоуправления гарантируются обязательное страхование на случай смерти, причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением ими своих полномочий, при этом размер страховой суммы устанавливается представительным органом местного самоуправления и выплачивается из средств бюджета муниципального образования.

2. Депутатам представительного органа местного самоуправления гарантируется обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период замещения ими должности выборного должностного лица местного самоуправления.

3. Выборное должностное лицо местного самоуправления имеет право на получение пенсии по возрасту или за выслугу лет, назначенной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея. В случае смерти, связанной с исполнением выборным должностным лицом должностных обязанностей, в том числе наступившей после окончания срока его полномочий, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца, условия, порядок назначения и выплаты которой определяются законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея.

4. Выборное должностное лицо местного самоуправления в связи с выходом на пенсию имеет право на ежемесячную доплату к государственной пенсии. Ежемесячная доплата к государственной пенсии устанавливается за счет средств бюджета муниципального образования в соответствии с Законом Республики Адыгея.

5. Период осуществления полномочий депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления приравнивается к стажу муниципальной службы и засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея о муниципальной службе.

6. Период осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу в течение трех месяцев после прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления.

7. Выборному должностному лицу местного самоуправления после окончания срока его полномочий, досрочного прекращения полномочий в соответствии с пунктами 1, 3, 10, 11 части 2 статьи 21 настоящего Закона предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) по прежнему месту работы или, с его согласия, в другой организации. В случае непредоставления работы выборному должностному лицу местного самоуправления выплачивается денежное содержание по ранее занимаемой должности на период его трудоустройства, но не более шести месяцев, за счет средств бюджета муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования.

8. Уставом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея могут устанавливаться дополнительные социальные гарантии депутатам представительного органа и выборным должностным лицам местного самоуправления.

Статья 26. Отпуск выборного должностного лица местного самоуправления

1. Выборному должностному лицу местного самоуправления устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее тридцати календарных дней.

2. Выборному должностному лицу местного самоуправления сверх ежегодного оплачиваемого отпуска по решению представительного органа местного самоуправления может предоставляться дополнительный оплачиваемый отпуск за счет средств бюджета муниципального образования, но не более пятнадцати календарных дней.

3. Порядок предоставления выборному должностному лицу местного самоуправления дополнительного оплачиваемого отпуска устанавливается уставом муниципального образования.

Статья 27. Материально - финансовое обеспечение деятельности депутатов представительного органа и выборных должностных лиц местного самоуправления при осуществлении ими своих полномочий

1. Депутату представительного органа местного самоуправления ежемесячно возмещаются за счет средств бюджета муниципального образования расходы, связанные с его деятельностью, в порядке и размерах, установленных представительным органом местного самоуправления, но не менее одного минимального размера оплаты труда.

2. Депутату представительного органа местного самоуправления, освобожденному по месту основной работы от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности в представительном органе местного самоуправления, а также на время его работы с избирателями в избирательном округе, сохраняется средний заработок по основному месту работы.

3. Выборному должностному лицу местного самоуправления устанавливается денежное вознаграждение, размер и порядок выплаты которого определяется представительным органом местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Адыгея за счет средств бюджета муниципального образования.

4. Дополнительное материально - финансовое обеспечение деятельности депутатов представительного органа и выборных должностных лиц местного самоуправления при осуществлении ими своих полномочий устанавливается представительным органом местного самоуправления за счет средств бюджета муниципального образования.

Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства о статусе депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления

1. Неуважение к депутату представительного органа или выборному должностному лицу местного самоуправления, выразившееся в совершении кем бы то ни было действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к представительному органу местного самоуправления, влечет за собой ответственность, предусмотренную административным законодательством.

2. Неисполнение лицами, указанными в пункте 11 статьи 7 настоящего Закона, положений настоящего Закона либо создание депутату представительного органа или выборному должностному лицу местного самоуправления препятствий в осуществлении ими своих полномочий (в том числе предоставление им заведомо ложной информации или несоблюдение установленных сроков и порядка предоставления информации), а также иные нарушения настоящего Закона влекут за собой уголовную, административную или иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея.

3. Неправомерное воздействие на депутата представительного органа или выборное должностное лицо местного самоуправления, членов их семей, выраженное в виде насилия или угрозы применения насилия, оказанное в целях прекращения их деятельности в качестве депутата представительного органа или выборного должностного лица местного самоуправления, а также в целях изменения характера деятельности, влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.