Предмет метод теории государства. Информационные учебно-познавательные материалы
Наука — это теоретическое отражение действительности, система обобщённых знаний.
ТГП - это система обобщённых знаний о государстве и праве. ТГП - юридическая наука ТГП — изучает ГП в целом , в их наиболее общем виде; исследует общие специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем;
ТГП — учебная дисциплина ТГП — содержит сведения о науке.
Объект ТГП — ГП, государственно-правовые явления.
Государство и право изучаются наукой ТГП в единстве и взаимодействии , поскольку как законодательство, так и нормы права не могут существовать вне государства, так и государство не может существовать без права.
Предмет ТГП находится в постоянном развитии, с течением времени он изменяется, что обусловлено развитием самого общества, его культуры, идеологии, уровня общественного сознания и так далее. Характерные черты предмета ТГП:
- общие специфические закономерности (ТГП изучает ГП в целом (в наиболее общем виде));
- основные коренные вопросы (сущность, тип, формы, функции, структура, механизм действия ГП, правовая система);
- общая теория (разрабатывает и формулирует основные теоретические понятия и категории юриспруденции);
- единство науки (ТГП — единая наука, предмет которой ГП, государственные и правовые явления в их взаимосвязи, взаимопроникновении и взаимодействии).
Предмет ТГП:
- закономерности возникновения, функционирования и развития ГП;
- сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия ГП, правовая система;
- основные государственно-правовые понятия, общие для юридической науки.
Каждая наука имеет свою методологию, направленную на изучение предмета данной науки.
Методология — это совокупность методов, принципов, способов познания, направленных на получение истинных (объективно отражающих действительность) знаний.
Метод ТГП — совокупность приёмов и способов, с помощью которых изучается право и государство.
Методы разделяются на:
1. общефилософские (мировоззренческие) методы — охватывают всю область научного познания и используются всеми науками без исключения (тесно связаны с другими науками, определяют подход к изучению ГП в целом):
- метафизический — исходит из неизменности начал всего существующего в мире;
- диалектический материализм — противоположен метафизике — все государственно-правовые явления рассматриваются во взаимной связи между собой и общественной жизнью; изучаются не в статике (метафизика), а в динамике (диалектика);
- агностицизм — отвергает саму возможность познания всего сущего;
- идеализм — связывает существование ГП либо с объективным разумом (объективные идеалисты), либо с сознанием человека, его переживаниями, субъективными и осознанными усилиями (субъективные идеалисты). Не внешние факторы определяют развитие ГП, а внутреннее духовное начало. В итоге мир непознаваем. Подвиды идеализма (ХХ век):
- Прагматизм — понятие научной истины неуловимо, истина всё то, что приносит успех.
- Интуитивизм — исследователь может действовать лишь под влиянием внутреннего вдохновенья.
2. общенаучные (общие) методы — распространяются на множество наук и все разделы и стороны данной науки:
- Исторический метод — требует, чтобы государственно-правовые явления изучались не просто в развитии, а с учетом специфических условий существования отдельных народов, стран, регионов, с учетом исторических традиций, особенностей культуры, обычаев;
- Логический метод — позволяет выявить в историческом процессе наиболее существенное, закономерное и выразить в научных категориях; материал излагается абстрактно-теоретическими формами;
- Анализ — мысленное или фактическое разложение целого на части, например, норма права состоит из гипотезы, диспозиции (в ней изложено содержание правила поведения, права и обязанности сторон регулируемого данной нормой общественного отношения) и санкции;
- Синтез — предполагает процесс мысленного или фактического воссоединения из частей (элементов) целого. Например, из формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима создается характеристика формы государства.
- Системный метод — рассматривает государственно-правовые явления, как системы, то есть целостные явления, состоящие из множества других явлений;
- Функциональный метод — выявляет в государственно-правовых явлениях механизм и функционирования, рассматривает их в динамике, в реальном действии (рассмотрение функций государства, права, правосознания и так далее).
3. частнонаучные (частные, специальные) методы — используются для изучения отдельных наук или некоторые разделы и стороны данной науки:
- Статистический метод — использование количественных показателей юридически значимых явлений (для характеристики массовых явлений, например, динамики преступности, правонарушений);
- Метод моделирования — изучение государственно-правовых явлений, процессов и институтов на их моделях, то есть путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов на основе общих признаков;
- Метод конкретно-социологических исследований — анализ, переработка и отбор необходимой информации о важнейших сторонах юридической практики (письменные опросы, изучение общественного мнения, анализ юридических документов и т.д.);
- Метод социально-правового эксперимента — способ проверки научных гипотез или проекта какого-либо решения или законопроекта;
- Сравнительный метод — сопоставление различных государственных и правовых систем и отдельных институтов и категорий в целях выявления черт сходства и различия между ними.
4 . специальные юридические методы:
- формально-логический (догматический) метод — изучение, систематизация и толкование норм действующего права;
- сравнительный — сопоставление сходных объектов познания;
- исторический — закономерности становления и развития ГП.
Предметом теории права и государства выступают право и государство как явления общественной жизни, закономерности их возникновения, функционирования, их классово-политическая и общечеловеческая сущность, содержание и формы, юридические отношения и связи, особенности правового сознания и правовой культуры. Сопоставление предмета теории права и государства с предметами других общественных и юридических наук позволяет не только дать содержательную характеристику данной науки, но и показать ее динамику. Изменение и преобразование предмета свидетельствует о ее непрекращающемся поиске. Здесь возникает проблема своеобразного противоречия между стабильностью и «чистотой» той науки, основы которой устоялись, составили арсенал проверенных принципов и понятий, вошедших в ее содержание. С другой стороны, сама жизнь выдвигает новые объекты познания и «убирает» привычное, но отжившее. Традиционная проблематика данной науки восполняется новыми направлениями исследования, уводящими подчас в сферу иных отраслей научного знания. Практика показывает, что интеграция, слияние, объединение различных наук в комплексном исследовании соответствующих объектов означает прогресс науки. Разумное расширение предмета теории права и государства отнюдь не «размывает» его, а значительно обогащает и укрепляет.
Подобный подход формирует научное мировоззрение юристов, коренным образом отличающееся от юридического мировоззрения. Последнее как раз и отличается тем, что игнорирует различие подходов в изучении права, рассматривает действительность через призму правовых понятий и норм и не учитывает, что сами эти нормы и критерии предопределены условиями общественной жизни. Ясно, что создание норм права - типичная проблема теории права и государства - немыслимо без детального знакомства с особенностями той или иной области социального регулирования, идет ли речь о покорении космоса, вопросах гражданства или режима водопользования. Характер нормотворчества определяется в значительной мере специфическими свойствами и признаками той предметной области, к которой оно применимо. Сама же предметная область выходит за пределы собственно права в сферу общественного бытия.
Предмет теории государства и права составляют: 1) закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; 2) сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система; 3) основные государственно-правовые понятия, общие для всей юридической науки.
Понятие предмета отвечает на вопрос – что изучает данная наука, понятие метода – как она это делает. Метод теории государства и права включает способы, приемы, средства изучения. Метод есть теория, обращенная к практике исследования.
Методы подразделяются на общие, распространяемые на множество наук и все разделы и стороны данной науки, и частные, используемые для изучения отдельных наук или некоторых разделов и сторон интересующей нас науки.
Ведущее место в ряду общих методов изучения теории государства и права, как и других гуманитарных наук, принадлежит историческому материализму, представляющему собой распространение диалектического материализма на исследование явлений общественной жизни. Согласно требованиям метода материалистической диалектики, все государственно-правовые явления рассматриваются во взаимной связи между собой и общественной жизнью, в их обусловленности. Они изучаются не в статике, а в динамике, развитии на основе действия законов перехода от постепенных количественных изменений к коренным качественным преобразованиям, борьбы противоречий между старым и новым, между отживающим и нарождающимся, отрицания отрицания в общественной жизни, с которыми связаны возникновение, развитие и функционирование государства и права.
Чтобы избежать элементов механического подхода к рассматриваемому вопросу, более глубоко и конкретно разобраться в нем, следует выделить отправные, ключевые моменты, в которых проявляется специфика применения основных черт исторического материализма к изучению теории государства и права, хотя бы кратко остановиться на каждом из них.
Соотношение общества, государства и права. Общество есть совокупность всех форм совместной деятельности людей, всех разновидностей общественных отношений, складывающихся на основе определенного типа производства. Оно включает в себя и производительные силы, и производственные отношения, совокупность которых образует базис, и все надстроечные явления.
При этом важно иметь в виду, что общество «вообще», как и государство, и право «вообще», может существовать лишь в сознании людей в качестве научной абстракции, сложной социальной категории. В реальной жизни бывает только конкретное общество со своеобразным отличительным характером.
Каково общество на данном этапе его исторического развития, таково и государство, и право. Из вышеназванного положения необходимо исходить при изучении любого государственно-правового явления.
Государство и право как важнейшие части надстройки над экономическим базисом. Надстройка представляет собой политические, правовые, философские, нравственные, эстетические, религиозные и другие взгляды общества и соответствующие политические, правовые и иные учреждения и отношения. Последние в отличие от материальных отношений, образующих базис и носящих объективный характер, прежде чем сложиться, проходят через сознание и волю людей.
Надстройка, будучи порождена базисом, оказывает активное обратное воздействие на него. Государство и право – важнейшие составные части надстройки, изучение которых в этом качестве позволяет раскрыть их возникновение, историческое движение и функционирование, определить типовую принадлежность, выяснить структуру, социальное назначение.
Общечеловеческое и классовое в государстве и праве. При познании государства и права, различных государственно-правовых явлений необходимо учитывать органическое сочетание в них общечеловеческих и классовых начал. В советской юридической литературе на протяжении ряда десятилетий государство и право трактовались исключительно с классовых позиций. Такой подход был односторонним, обедняющим действительное представление о государстве и праве, упрощающим понимание их сущности и социального назначения, сориентированным на приоритет принудительной, насильственной стороны этих явлений. Между тем К. Маркс охарактеризовал государство как организацию, деятельность которой охватывает два момента: выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические классовые функции.
Всякое государство, наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет и общечеловеческую миссию, без чего не может существовать ни одно общество. Это, например, организация здравоохранения, образования, социального обеспечения, средств транспорта и связи, строительство ирригационных сооружений и дорог, борьба с эпидемиями, с преступностью и т.п. Общечеловеческая миссия государства проявляется также и в том, что оно выступает инструментом социального компромисса, смягчения противоречий в обществе, достижения общего блага. Сказанное в полной мере относится и к праву.
Только учитывая взаимосвязь общечеловеческого и классового в государстве и праве, можно достичь научной объективности в их изучении, т.е. рассматривать их такими, какие они есть в действительности.
Среди общих методов изучения теории государства и права существенное место занимают взятые в единстве исторический и логический методы. До последнего времени эти методы необоснованно рассматривались не иначе как в качестве составных частей исторического материализма. Однако исторический и логический методы имеют и самостоятельное значение. Они нередко применялись представителями и других философских направлений, в частности Гегелем, который зачастую принимал историю как она есть.
Совпадая по конечной цели исследования, исторический и логический методы различаются между собой исходными материалами, а также непосредственными задачами исследования. Первый метод характеризуется конкретно-историческими, историко-эмпирическими формами изложения материала, второй – абстрактно-теоретическими формами.
Обобщенным отражением исторического аспекта в рассмотрении вопросов государства и права является логическое. Это тот же исторический способ, только освобожденный от его формы и случайностей, который позволяет выявить в историческом процессе наиболее существенное, закономерное и выразить в научных категориях. «С чего начинается история, – писал Энгельс, – с того же должен начинаться и ход мыслей, и его дальнейшее движение будет представлять собой не что иное, как отражение исторического процесса в абстрактной и теоретически последовательной форме; отражение, исправленное, но исправленное соответственно законам, которые дает сам действительный исторический процесс...»*.
В качестве общих методов изучения теории государства и права используются также анализ и синтез, представляющие собой процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединение целого из частей.
Условие всестороннего познания государства и права, различных государственно-правовых явлений – многогранность их анализа. Расчленение целого на составные части позволяет выявить строение, структуру изучаемого объекта, например, структуру механизма государства, системы права и т.д. Одна из форм анализа – классификация предметов и явлений (классификация государственных органов, функций государства, норм права, субъектов правоотношений, юридических фактов и т.п.).
Синтез есть процесс объединения в единое целое частей, свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа. Например, на основе объединения и обобщения основных признаков, характеризующих государство, государственный орган, право, правоотношение, правонарушение, юридическую ответственность, формулируются их общие понятия. Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве.
Наряду с общими теория государства и права пользуется также и частнонаучными методами современного познания, а именно, методами системно-структурного анализа, функциональным, статистическим, моделирования, конкретных социологических исследований, сравнительным и др.
Системный, метод в теории государства и права – это совокупность методологических подходов, приемов и принципов изучения и конструирования государства и права, многих государственно-правовых явлений как систем. Данный метод исходит из того, что: 1) система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов; 2) она образует единство со средой; 3) как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; 4) элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка.
Аналогичную картину строения взаимных отношений и разносторонних связей составных частей (элементов) любого государственно-правового явления как целостной системы дает структура, например, государственного аппарата, правовой системы, нормы права, правоотношения; юридический состав правонарушения.
С системно-структурным подходом тесно связан функциональный метод, который используется для выделения в государственно-правовых системах составляющих структурных частей с точки зрения их социального назначения, роли, функций, связи между ними. Данный способ применяется в теории государства и права при изучении функций государства, государственных органов, права, правосознания, юридической ответственности и других государственно-правовых явлений.
Одним из эффективных инструментов изучения государства и права служит статистический метод, основывающийся на количественных способах получения данных, объективно отражающих состоя
ние, динамику и тенденции развития государственно-правовых явлений. Статистические исследования, оперирующие цифрами, которые нередко оказываются доказательнее любых слов, включают в себя несколько стадий: статистическое наблюдение, сводную обработку статистических данных и их анализ.
Статистический подход особенно распространен при изучении государственно-правовых явлений, отличающихся массовостью и повторяемостью, в частности, таких, как формы представительной и непосредственной демократии, правотворческий и правоприменительный процессы, борьба с преступностью и иными правонарушениями.
Среди частионаучных способов познания государства и права вы-деляется метод моделирования. Это – изучение государственно-правовых явлений, процессов и институтов на их моделях, т.е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов. Метод моделирования имеет самостоятельное значение и вместе с тем используется как один из приемов более широкого метода конкретных социологических государственно-правовых исследований.
Метод моделирования как способ изучения государственно-правовой действительности, поиска ее оптимальных моделей направлен на воспроизведение структур механизма функционального действия государства и права, процессов демократии и правового регулирования. Следует также иметь в виду и значение метода моделирования при определении научных понятий и категорий, которыми оперируют теория государства и права и другие отрасли юридической науки.
Особое место в ряду частнонаучных методов изучения проблем государства и права занимает метод конкретно-социологических исследований, осуществляемый на основе единства системно-структурного, функционального, статистического методов и метода моделирования.
Суть метода конкретно-социологических исследований заключается в анализе, переработке и отборе необходимой достоверной информации о важнейших сторонах юридической практики, развития и функционирования государственных и правовых институтов в целях проведения определенных теоретических обобщений и принятия соответствующих практических решений.
Для успешного проведения конкретно-социологических исследований в области государства и права используются разнообразные част-нонаучные приемы, в том числе анализ статистических и архивных данных, официальных сообщений и документов, материалов судебно-прокурорской и арбитражной практики; наблюдение; обследование;
устные и письменные опросы (интервьюирование, собеседование, анкетирование), анализ общественного мнения; методы математической и компьютерной обработки.
Особенно интересен эксперимент, представляющий практическую проверку целесообразности и эффективности проектируемого или уже действующего государственного или правового института, например, органа государства, нормы права, закона или другого нормативно-правового акта и т.п.
Юридической наукой, в том числе теорией государства и права, используется также сравнительный метод, при котором происходит сопоставление различных государственных и правовых систем и отдельных институтов и категорий в целях выявления черт сходства или различия между ними. Еще мыслители Древнего мира утверждали, что истина познается в сравнении.
Сравнительный метод применяется при изучении типологии государства и права; сопоставлении элементов, относящихся к одной государственной или правовой системе, например России, или их сравнении с элементами других систем стран ближнего и дальнего зарубежья; соотнесении этих систем между собой, сопоставлении основных правовых семей народов мира.
Разновидностью сравнительного метода является историко-сравнительный, который предполагает сравнение государственных и правовых институтов, форм правления и национально-государственного устройства, политических режимов, важнейших законодательных актов и отраслей права в различные периоды исторического развития.
Широкое использование сравнительного метода в изучении государственно-правовых явлений легло в основу создания сравнительного правоведения как особого направления юридических исследований, имеющего серьезное научное и прикладное значение.
Рассмотренные общие и частноиаучные методы изучения теории государства и права применяются комплексно, в тесной связи между собой.
Метод теории государства и права – система принципов, способов, приемов научной деятельности, посредством которых осуществляется процесс получения объективных знаний о сущности и значении государственных и правовых явлений.
Виды методов теории государства и права:
1) всеобщие методы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления (диалектика, метафизика);
2) общенаучные методы, используемые в различных областях научного познания и независящие от отраслевой специфики науки:
а) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);
б) исторический – метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культутой, общественным развитием;
в) функциональный – метод выяснения развития государственно-правовых явлений, их взаимодействия, функций;
г) логический – метод, основанный на использовании:
– анализа – разделения объекта на части;
– синтеза – соединения в единое целое ранее разделенных частей;
– индукции – получения знаний по принципу «от частного к общему»;
– дедукции – получения знаний по принципу «от общего к частному»;
– системности – исследования государственно-правовых явлений как систем;
3) частнонаучные (специальные) методы,
направленные на изучение особенностей предмета познания:
а) формально-юридический. Позволяет познать структуру государства и права, их развитие и функционирование на основании политических и правовых понятий;
б) конкретно-социологический. Оценивает государственное управление и правовое регулирование посредством анализа информации, полученной при анкетировании, опросе, обобщении юридической практики, исследовании документов и т. п.;
в) сравнительный. Способствует выявлению особенностей государственно-правовых явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями, но только в других отраслях, регионах или странах;
г) социально-правовой эксперимент. Позволяет экспериментально проверить использование на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы:
– статистический. Основан на количественных способах изучения и получения данных, которые объективно отражают состояние, динамику и тенденции развития государственно-правовых явлений;
– моделирования. Государственно-правовые явления изучаются на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов;
– синергетики. Является необходимым для установления закономерностей самоорганизации и саморегулирования социальных систем и т. д.
4 Теории происхождения права
В разных частях света, в группах государств или в отдельно взятой стране исторически складывалась своя система права, отличающаяся друг от друга. Обстоятельства места, времени и условий развития тех или других народов объективно формировали свои источники права. Вместе с тем на каждом отдельном отрезке времени и при каждой специфической ситуации в действие вступало конвенционное начало, которое в числе других субъективных моментов способствовало единообразию в представлениях о праве. Существующие в мире правовые системы и правовые семьи наглядно иллюстрируют сказанное.
Теория естественного права
Фундаментальную разработку эта теория получила в трудах Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев.
Суть теории естественного права состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т. п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепятственно осуществляться, источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой природе человека.
Основными положениями теории естественного права являются:
» право и закон - не одно и то же;
» законы (писаное, "позитивное" право) созданы законодателями (людьми) и приняты государственными органами;
» право существует само по себе, имеет естественный (производный от природы) характер;
» право - совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство, справедливость);
» фактически право и мораль едины, основу права составляют нравственные ценности;
» не всегда законы соответствуют естественному праву;
» права человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя.
Достоинствами теории естественного права являются:
~ прогрессивность;
~ признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод;
~ допущение, что официальные законы не всегда соответствуют естественному праву (то есть, нормам справедливости).
~ обосновывает необходимость приведения законов в соответствие с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода и др.
К основным недостаткам теории естественного праваотносятся:
Прямое отождествление права и морали;
Противопоставление писаного (позитивного) и неписаного (естественного) права, то есть конкретных формально-определенных юридических норм и абстрактных идей;
Преувеличение роли неписаного права;
Различное понимание людьми идей справедливости.
Отрицание роли государства в правотворческом процессе.
Историческая школа права
Основоположниками данной теории, сложившейся в конце XVIII - начале XIX в., считаются Г. Гуго, Г. Ф. Пухта, Ф. К. Савиньи - австрийские и немецкие юристы.
Суть теории права, выдвинутой представителями школы, в том, что:
» право возникает само по себе и формируется постепенно (подобно языку и нравам);
» основу права составляют сложившиеся и устоявшиеся правовые обычаи;
» официальные законы являются юридическим оформлением (оболочкой) уже сложившихся обычаев.
К достоинствам теории праваможно отнести те факты, что:
~ обычай действительно предшествовал появлению права;
~ принимая законы, законодатель должен учитывать сложившиеся общественные отношения, культурно-исторические и национальные особенности;
~ теория обращает внимание на исторические условия формирования права, особенности страны и эпохи, на естественность развития права.
Главным недостатком теорииявляется ее обращенность в прошлое, непризнание естественной природы прав человека. Эта школа чрезмерно преувеличивает роль обычая в системе нормативного регулирования, который ставится над законом.
Теория нормативистского права
Нормативный подход к праву как средству поддержания законности и стабильности. Нормативистская концепция праваполучила распространение в первой трети XX в. Ее авторами считаются X. Кельзен - австрийский политик и правовед; Штаммер - немецкий юрист и социолог; Новгородцев – русский ученый правовед.
Суть нормативистской теории
» право является пирамидой норм;
» во главе данной пирамиды стоит "суверенная норма", определяющая смысл остальных норм (конституция);
» каждая норма в данной иерархии черпает юридическую силу от вышестоящей и, в конечном итоге, от суверенной нормы;
» сила права зависит от разумности построения всей иерархической правовой системы;
» право "живет" только в кодифицированных юридических нормах, то есть не может быть права вне норм (например естественного);
» право необходимо изучать и воспринимать вне всякой связи с религией, философией, моралью, то есть "в чистом виде".
К достоинствам теорииможно отнести следующие:
~ признание необходимости структурирования правовой системы, то есть построения ее в виде иерархии - от индивидуальных актов до суверенной нормы высшей юридической силы;
~ идея о суверенной норме - фактически об основном законе высшей юридической силы, который венчает всю правовую систему;
~ признание в качестве права только кодифицированных (писаных) юридических норм, отделение права от философии, морали и т. д., следовательно, ликвидация дуализма между "естественным" и "позитивным" правом.
~ такой подход позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства, обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и др.
Недостатки теории:
Главный - повышенное внимание к формальной стороне права.
Игнорирование содержательной стороны права (субъективных прав личности, -соответствия потребностям экономического развития и т.п.),
Игнорирование естественных и нравственных начал в праве, абсолютизации -государственного влияния на правовую систему, угроза праву со стороны государства.
Нормативное понимание права хорошо служит в условиях стабильного общества. В настоящее время широкое признание получило требование соответствия позитивных законов государства правам человека. Утверждается приоритет прав и свобод личности.
Социологическая теория права
Социологический подход к праву как средство обеспечения динамизма общественной жизни.
Социологический подход сформировался во второй половине XIX в., в рамках школы «свободного права». Авторами социологической теории права считаются Э. Эрлих, Г. Канторович, Муромцев, Г.Ф.Шешеневич и др.
Эта школа имеет широкое распространение в Англии.
Суть социологической теориисоставляют следующие положения:
» право и закон нетождественны между собой;
» закон - писаное право;
» право - реализация закона (то есть правопорядок, юридическая практика, правоприменение).
Теория прогрессивнас точки зрения либерализма и широкого понимания правопорядка.
Недостаток теориисостоит:
В фактическом отождествлении права и правопорядка.
Скорее дестабилизирует правовой порядок, нежели укрепляет его.
Вносит неопределенность и сумятицу в отношения субъектов правового общения.
Разновидностью социологического направления выступает теория солидаризма (Леон Дюги). Он выдвинул идею права, основанного на норме социальной солидарности, как внешнего выражения общественной жизни. Такая концепция ведет к отрицанию индивидуальных свобод и прав человека, к корпоративному государству.
Заслуживает также внимания очень популярная на Западе примирительная теория происхождения права. Смысл этой теории состоит в том, что право зародилось не внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Время от времени между отдельными родовыми группами случались конфликты. Они влекли за собой кровную месть сородичей убитых, которая могла продолжаться до тех пор, пока не будут уничтожены последние члены конфликтующих групп. Чтобы избежать невыгодных потерь людей в результате внутренних конфликтов, между родами при посредничестве совета старейшин подписывались договоры о примирении, из которых, как полагают приверженцы данной теории, впоследствии возникло так называемое примирительное право. Сначала нормы этого права передавались из поколения в поколение изустно, а затем были оформлены государством в форме законов, предусматривающих санкции за их нарушение.
Реалистическая школа
Одним из социологического направления является реалистическая теория права (Рудольф Иеринг).
Эта школа в определенной мере примыкает к нормативистскому направлению. Она определяет право как защищенный государством интерес личности. Государство выступает необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества и без государственной власти право есть пустой звук. Существует только позитивное право и содержание его составляет только защищенный интерес личности (Е.Трубецкой).
Отрицательные стороны правового реализма:
Отсутствие прочной юридической основы предпринимаемых действий и уверенности в конечных их результатах;
Решение юридических дел в пользу экономически и политически сильного, в ущерб слабым, малообеспеченным, не стоящим у кормила политической власти;
Опасность некомпетентного решения и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.
Психологическая теория права
Логически завершенную форму получила в XX веке в трудах Л. И. Петражицкого, Г. Тарда, Рейснера, Росса и др.
По данной концепции психика человека - это фактор, который определяет развитие общества. Понятие и сущность права определяются не через деятельность законодателя, а через правовые эмоции, переживания людей.
Эта теория подразделяет право на позитивное и интуитивное . Позитивное - право установленное государством, совокупность норм права. Интуитивное или неофициальное право - результат внутреннего, интуитивного самоопределения индивида, это чисто психологическое явление, особое состояние души человека, вырабатываемое путем взаимного психического общения людей.
Интуитивные переживания (интуитивное право) выступает регулятором поведения человека и потому рассматривается как реальное, действительное право. Оно выступает критерием оценки позитивного права.
В разладе между позитивным и интуитивным правом заключается главная причина социальных потрясений. Право здесь выступает как одно из явлений психической жизни общества и представляет собой императивно-атрибутивное (обязательно-притязательное) переживание людей. Оно включает в себя правовое сознание.
Суть данной теорииможно отнести следующие:
» причины появления права коренятся в психике людей;
» субъективные права возникли из чувства правомочия на что-либо;
» юридические обязанности произошли от психологического чувства обязанности сделать что-либо;
» право делится на интуитивное (исходящее из личных переживаний) и позитивное (установленное государством);
Достоинствами данной теорииявляются следующие:
~ признание психологического элемента в возникновении и функционировании права;
~ учитывает психологические особенности людей, роль правосознания в правовом регулировании общественных отношений.
~ интуитивное право имеет много общего с правосознанием.
Основные недостатки теории:
односторонний характер, отрыв от объективной реальности, недостаточный учет других факторов (кроме психологических);
объявление интуитивного права (фактически правосознания) действительным правом, придается значение только интуитивному праву, как регулятору поведения человека.
Марксистская теория права
Эта теория зародилась во второй половине XIX - начале XX в. и являлась господствующей в СССР и ряде социалистических стран вплоть до конца 80-х гг. XX в.
Основоположники данной теории - К. Маркс (1818 - 1883); Ф. Энгельс (1820 - 1895); В. И. Ленин (1870 - 1924).
В соответствии с этой теорией право есть выражение и закрепление воли экономически и политически господствующего класса. Право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - явление производное от государства, в полной мере определяется его волей.
Подчеркивается экономическая обусловленность права, оно всегда выражало требования экономических отношений. Оно не могло быть выше, чем экономический и культурный строй, породивший его.
Одна из идей сторонников этого направления состоит в том, что всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не равны друг другу. Равное право, следовательно, оборачивается фактическим неравенством.
Суть марксистской теории правасоставляют следующие положения:
» в основе теории лежит классовый подход;
» право - возведенная в закон воля правящего класса;
» право отражает существующие производственные отношения, где основная масса средств производства сосредоточена в руках небольшой группы собственников;
» право устанавливается и охраняется государством.
Положительные стороны теории:
~ подведение экономического базиса под вопрос изучения права;
~ трезвая оценка роли государства и государственной элиты в создании права;
~ показывает зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;
~ обращает внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.
Основные недостатки теории:
преувеличение роли классовых антагонизмов,
недооценка интегрирующей функции права (или средства решения противоречий в обществе);
отсутствие общечеловеческих критериев;
игнорирование культурных факторов,
ограничение существовавшего права историческими рамками классового общества.
Интегральный (интегративный) подход к пониманию права.
Мы рассмотрели различные теории права. Каждая из них односторонне, несовершенно раскрывает сущность права. Но вообще вряд ли мыслимо вполне совершенное право. В действительности оно всегда в чем-то неудовлетворительное, несовершенное, требующее разных измерений и неодинаковой трансформации в зависимости от условий, места и времени. Поэтому следует приветствовать различные подходы к пониманию права, ибо на этом пути решаются многие практические вопросы: основания права, источников права, пределов правового воздействия, эффективности права, разрешения противоречий права и др. Об этом - в следующих темах лекций.
Каждая концепция имеет свои достоинства и недостатки. Различные подходы к правопониманию, разные определения права и стремление к их синтезу в рамках единого понятия имеют определенную ценность в научных целях.
Нельзя считать тот или иной признак неприемлемым или наоборот существенным. Мера свободы и справедливости будет характеризовать содержание, а формальным свойством будет общеобязательность, основывающаяся на принуждении со стороны государства.
Право утратило бы свою ценность, перестало бы выполнять свою роль по стабилизации и упорядочению общественных связей, если бы понималось всеми по-разному. Определенность в понимании права - исходное начало определенности и порядка в общественных отношениях.
Право - это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.
С учетом положений различных теорий можно определить существенные черты права:
1. Право есть система нормативного регулирования, основанная на учете интересов различных слоев общества, их согласии и компромиссах.
2. Право есть мера, масштаб свободы и поведения человека:
~ мера полноты (объема), доступности, реальности прав, свобод личности, возможностей для ее инициативного поведения;
~ мера допустимых ограничений свобод человека: «Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому…» (ст.4 Декларации прав человека и гражданина 1789 г.).
3. Право обеспечивается государственной властью, которая участвует в правообразовании, в охране права.
4. Нормативность есть исходное и основополагающее свойство права, придающее ему качество специфического регулятора, координатора деятельности людей и выражающееся через систему регулятивных средств различного уровня.
5. Право есть реально действующая система нормативной регуляции. Право существует, напоминает о себе постольку, поскольку оно действует, т.е. отображается в сознании, психике людей, осуществляется в их практических действиях.
6. Право не тождественно закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права. Закон (иной нормативный акт государства), не отвечающий идеям права и приоритетам личности, правом не является.
Предмет - те явления и процессы реального мира, кот. исследуются только одной наукой, на что направлено научное познание.
Предметом ТГП явл. наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития гос-ва и права.
Закономерности возникновения гос-ва и права раскрывают почему и на какой стадии развития человеческого общества появляются государство и право.
Закономерности функционирования - показывают, как и каким образом действуют составные элементы государственно-правового механизма, как они воздействуют на иные социальные явления.
Закономерности развития гос-ва и права должны выявить, почему и в каком направлении изменяются эти явления.
Закономерности - это реальные устойчивые связи, кот. выражают сущность данных явлений. Они раскрывают самое главное в явлениях, их глубины и тайны. Установив такие закономерности, люди затем строят в соответствии с ними свои отношения.
Наиболее общие - те, которые характерны для каких-то относительно государственно-правовых систем.
Особенности предмета ТГП:
1) ТГП изучает государственную и правовую надстройку в целом. Она обобщает опыт государственного и правового строительства в обществе на всех этапах его развития;
3) Государство и право взаимообусловлены и взаимосвязаны между собой, существовать изолировано они не могут. С одной стороны - государство издаёт и охраняет нормы права, без его правотворческой и властной деятельности они не могут приобрести официальную форму регулятора общ.отношений. С другой - в нормах права гос-во получает своё юридическое оформление, его деятельность осуществляется только на основе правовых норм, законов, которые определяют форму гос.правления, структуру гос-ва, систему его органов, их задачи, компетенцию, формы и методы гос.деятельности.
Исходя из особенностей предмета данной науки можно сделать след.выводы, что ТГП явл.:
- общественной наукой , т.к. изучает такие общественные явления, как гос-во и право;
- юридической наукой , изучающей только государственную и правовую стороны общественной жизни;
- общетеоретической наукой - поскольку выявляет и объясняет общие закономерности развития гос-ва и права.
Метод отвечает на вопрос: «Как наука изучает свой предмет?»
Методология - совокупность методов научного познания.
Под методом науки понимается совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых обучающийся постигает предмет, получает новые знания. Метод - это подход к изучаемым явлениям, предметам и процессам, планомерный путь научного познания и установления истины.
Метод ТГП - совокупность приёмов и способов, с помощью которых изучается государство и право.
Все методы ТГП делятся на 4 группы:
1) Всеобщие методы - разрабатываются философией и используются на всем протяжении процесса познаний. Среди всеобщих методов выделяют метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, которые существовали, существуют и будут существовать независимо от воли человека) и диалектику (рассматривающую гос-во и право в их развитии).
Диалектика , как метод познания основывается на 2-ух принципах:
- пр-п развития - предполагает рассм. того, как явления изменяются в процессе развития под действием производящих их причин; изменения происходят закономерно;
- пр-п всеобщей взаимосвязи - требует, чтобы явление опознавалось в развитии и взаимосвязи с др.явлениями и процессами; всё связано со всем.
Разновидностями диалектики являются:
ИДЕАЛИЗМ (объективный и субъективный);
Материалистическая диалектика.
Так, при объективном идеализме (Г.Гегель, И.Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг) - гос-во и право воспринимаются как продукт воли Божественных сил, мирового разума. Причинами возникновения и как сам факт существования гос-ва и права субъективный идеализм связывает с сознанием человека, с согласованием воли людей (договором).
С т.зр. материалистической диалектики (Маркс, Энгельс, Ленин) - гос-во и право возникли в результате социально-экономических изменений в обществе (разделения труда, появлением частной собственности и разделением общества на классы). С позиций материалистической диалектики всякое явление (в том числе государство и право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями.
Метафизика - требует, чтобы явления и процессы познавались в статике (теория равновесия любых тел - твердых, жидких, газообр.) и изолировано от др.процессов.
2) Общенаучные методы - (разрабатываются на отдельных этапах научного познания; метод формальной логики) - это приемы, которые не охватывают все научное познание, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят: анализ, синтез, системный и функциональный подходы, метод социального эксперимента.
Анализ означает разделение сложного теоретического материала о гос-ве и праве на части и исследование его по частям.
Синтез , напротив, предполагает изучение государственно-правовых вопросов путем их объединения и рассмотрения как одного целого. Анализ и синтез, как правило, применяются в единстве.
Системный подход ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление и изучение всевозможных связей в нем. Этот метод дает возможность рассматривать в качестве системных образований государственный аппарат, политическую и правовую систему, нормы права, правовые отношения, правонарушения, правопорядок и т.п.
Функциональный подход ориентирует на выяснение форм воздействия одних социальных явлений на другие. Этот метод дает возможность познать функции государства и отдельных его органов, функции права и его специфических норм, функции правосознания, юридической ответственности, правовых льгот и поощрений, правовых привилегий и иммунитетов, правовых стимулов и ограничений и т.д.
Метод социального эксперимента связан с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования. Т.е. создание в экспериментальном порядке государственно-правовых явлений и проверка их действий в конкретных условиях. В качестве примеров можно назвать эксперименты по введению в девяти регионах Российской Федерации судов присяжных, по организации в ряде муниципальных образований охраны общественного порядка органами местного самоуправления и т.д.
3. Частнонаучные методы - разрабатываются в рамках определённой науки (методы психологии, статистики, социологии ит.д). К ним относят конкретно-социологический, статистический, кибернетический, математический и т.д.
Конкретно-социологический метод - позволяет с помощью опроса, наблюдения, анкетирования, интервьюирования и др.приемов выработать обоснованные рекомендации по совершенствованию законодательства, улучшению правоприменительной практики и др.
Статистический метод позволяет получить количественные показатели и объективные характеристики тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких, как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т.д. Статистические исследования складываются из трех стадий: сбор статистического материала, сведение его к единому критерию и обработка. Первая стадия исследования сводится к регистрации единичных явлений, имеющих государственно-правовую значимость. На второй стадии эти явления классифицируются по определенным признакам, в заключение делаются оценочные выводы относительно рубрицированных явлений.
Например, осуществляется количественный учет совершенных за определенный период времени правонарушений. Затем они классифицируются по своему содержанию. И наконец, делается вывод о том, какие из них имеют тенденцию к росту, а какие - к сокращению. На основе полученной статистической информации проводится научный поиск причин, порождающих указанные тенденции.
Кибернетический метод - это прием, позволяющий изучить гос-во и право с помощью современных технических достижений: математические модели, алгоритмы, компьютерные программы и т.д.
Математический метод - это совокупность приемов оперирования с количественными характеристиками. Еще И. Кант заметил, что в "каждом знании столько истины, сколько математики". В настоящее время математические методы применяются не только в криминалистике или судебной экспертизе, но и при квалификации преступлений, и в правотворчестве, и в других сферах правовой действительности и т.п.
4. Частноправовые методы - разрабатываются в рамках юридических наук и используются только юридическими науками.
Формально-юридический метод позволяет определять юридические понятия, категории, (например, такие специальные юридические термины, как существенный вред, юридическое лицо, тяжкие телесные повреждения, смягчающие вину обстоятельства и т.д.), выявить их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п. Его специфической чертой является отвлечение от сущностных сторон права. Задача, которая при этом заключается в уяснении и объяснении действующего законодательства, в его систематическом изложении и истолковании для целей правотворческой и правоприменительной практики.
Сравнительно-правовой метод - сопоставление законов, иных НПА правовых систем в целом, определение общих закономерностей и особенностей. Сравнивая, например, правовые системы Германии и России, мы узнаем, что между ними есть немало тождественного, но есть и определенные различия, присущие им исторически.
Каждая наука выступает как система знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется свойственными ей объектами и предметами. Разнообразие наук приводит к многообразию предметов человеческого познания.
Науки отличаются друг от друга особенностью предмета и методами их изучения.
Основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико-правовых доктрин:
- в формулировании понятий (отражающих систему признаков, позволяющих отграничить явление от других родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий) использует познания закономерностей развития, функционирования государства и права, государственно-правовых явлений;
- исследование государственных и правовых явлений в их взаимосвязи и влиянии на другие процессы и явления;
- отражение в предмете состояния и структуры государства и права.
Таким образом, предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления, касающиеся:
- возникновения, функционирования, развития государства и права;
- развития правовой культуры и правосознания ;
- применения, соблюдения и исполнения норм права .
Методом теории государства и права называют систему принципов, приемов и способов научной деятельности, через которые осуществляется процесс получения объективных знаний о значении и сущности правовых и государственных явлений.
Виды методов теории государства и права:
- всеобщие методы, которые формулируют универсальные принципы мышления;
- общенаучные методы, которые используют в различных областях научного познания, независимо от отраслевой специфики науки.
К общенаучным методам относят:
- общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);
- исторический – метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием;
- функциональный – метод выяснения развития государственно-правовых явлений, их взаимодействия, функций;
- логический.
Последний метод, в свою очередь, основан:
- на анализе – разделении данного объекта на части;
- синтезе – соединении в одно целое раньше поделенных частей;
- индукции, когда происходит получение знаний по принципу «от частного к общему»;
- дедукции, при которой, наоборот, знания получают по принципу «от общего к частному»;
- характеристике систем, основных проблем, которые относятся к современному пониманию государства и права, общей характеристике политико-правовых доктрин и др.