Сроки военной службы по контракту. Срочный трудовой договор Служба по контракту со средним образованием колледж, техникум

1. Первый контракт заключают ранее не проходившие военную службу по контракту:

а) граждане в возрасте от 18 до 40 лет:

  • пребывающие в запасе;
  • мужского пола, не пребывающие в запасе, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим укрупненным группам специальностей и направлений подготовки частные образовательные организации высшего образования по образовательным программам высшего образования;
  • женского пола, не пребывающие в запасе;
  • другие граждане в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;

б) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и получившие до призыва на военную службу высшее образование, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее трех месяцев;

в) граждане, не состоящие на военной службе (прошедшие военную службу по призыву), а также проходящие военную службу по призыву, при зачислении в военно-учебные заведения;

г) граждане, обучающиеся в военно-учебных заведениях, имеющие статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;

д) граждане, окончившие федеральные государственные образовательные организации высшего образования и прошедшие обучение по программам военной подготовки в учебных военных центрах при этих образовательных организациях.

е) иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет.

2. Военнослужащие, обучающиеся в военно-учебных заведениях, имеющие статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, заключают первый контракт по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения и до окончания второго курса обучения .

Указанные военнослужащие, отказавшиеся заключить контракт в порядке, установленном Федеральным законом и настоящим Положением, подлежат отчислению из военно-учебных заведений.

3. Граждане, проходящие или прошедшие военную службу по призыву, при зачислении в военно-учебное заведение заключают контракт одновременно с зачислением в указанное учебное заведение.

Граждане, отказавшиеся от заключения контракта, не зачисляются в указанные учебные заведения.

3.1. Граждане, заключившие с Министерством обороны Российской Федерации договоры об обучении по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования и о дальнейшем прохождении военной службы после окончания этой образовательной организации, заключают контракт в день, следующий за днем издания приказа об окончании указанной образовательной организации.

4. Граждане женского пола могут быть приняты на военную службу по контракту при наличии вакантных воинских должностей, подлежащих замещению военнослужащими женского пола.

Воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола (за исключением воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами), определяются руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

5. Первый контракт о прохождении военной службы заключается на следующие сроки:

а) с военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или иным гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, — на два либо на три года по выбору гражданина;

б) с иностранным гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, — на пять лет;

в) с военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или иным гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, за исключением граждан, указанных в подпункте «д» настоящего пункта, — на пять лет;

г) с военнослужащим, обучающимся:

  • в военно-учебном заведении по образовательной программе высшего образования, — на период освоения указанной образовательной программы и после получения высшего образования — на пять лет военной службы на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера;
  • в военно-учебном заведении по программе подготовки специалиста среднего звена, — на период освоения указанной образовательной программы и после получения среднего профессионального образования:
  • на пять лет военной службы на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана;
  • на три года военной службы на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание сержанта или старшины;

д) с гражданином, прошедшим обучение по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования и поступающим непосредственно после окончания указанной образовательной организации на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, — на три года или пять лет.

6. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, может заключить первый контракт на меньший срок при условии, что общая продолжительность его военной службы по призыву и по первому контракту составит два года, три года или пять лет в соответствии с подпунктами «а» и «в» пункта 5 настоящей статьи.

7. С гражданином, пребывающим в запасе и изъявившим желание поступить на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств для выполнения обязанностей в условиях ликвидации последствий стихийных бедствий, выполнения мероприятий чрезвычайного положения, восстановления конституционного порядка и в иных чрезвычайных ситуациях, контракт может быть заключен на срок от шести месяцев до одного года.

8. Первый контракт подписывают следующие должностные лица Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба):

а) при заключении контракта с назначаемым на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание высшего офицера, — руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, на основании решения Президента Российской Федерации;

б) при заключении контракта с назначаемым на воинскую должность, назначение на которую производится руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, — соответствующее должностное лицо от командира воинской части и выше на основании решения руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти;

в) при заключении контракта с назначаемым на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание от прапорщика (мичмана) до полковника, капитана 1 ранга включительно, за исключением лиц, указанных в подпункте «б» настоящего пункта, — соответствующее должностное лицо от командира воинской части и выше на основании решения должностного лица, которое вправе осуществлять назначение на указанные воинские должности;

г) при заключении контракта с назначаемым на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта или старшины, — командир воинской части;

д) при заключении контракта с поступающим в военно-учебное заведение или обучающимся в нем — начальник военно-учебного заведения;

е) при заключении контракта с гражданином, окончившим федеральную государственную образовательную организацию высшего образования и прошедшим обучение по программе военной подготовки в учебном военном центре при этой образовательной организации, — должностное лицо, определенное руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера, обучающийся в военно-учебном заведении Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) и предназначенный после его окончания для прохождения военной службы в ином федеральном органе исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, заключает контракт по месту обучения. При этом в контракте указывается обязанность военнослужащего после окончания военно-учебного заведения проходить военную службу в федеральном органе исполнительной власти, в который он предназначен;

9. Первый контракт подписывается должностными лицами, указанными в пункте 8:

а) с гражданином (иностранным гражданином), поступающим на военную службу по контракту, — в день зачисления на военную службу;

б) с военнослужащим, обучающимся в военно-учебном заведении, — по достижении им возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения и до окончания второго курса обучения;

в) с гражданином, не состоящим на военной службе (прошедшим военную службу по призыву), а также с военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, поступающими в военно-учебное заведение, — в день зачисления в указанное учебное заведение;

д) с гражданином, прошедшим обучение по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования, — в день, следующий за днем издания приказа об окончании указанной образовательной организации.

Согласно ФЗ О воинской обязанности и военной службе
Статья 32. Контракт о прохождении военной службы

КонсультантПлюс: примечание.
Федеральным законом от 04.06.2014 N 145-ФЗ с 1 января 2017 года в пункте 1 статьи 32 слова "или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором" будут заменены словами ", иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых".
1. Контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.
(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 06.07.2006 N 103-ФЗ)


2. В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

В соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы:
Статья 9. Порядок заключения нового контракта

1. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и желающий продолжить ее прохождение, заключает новый контракт в следующих случаях:
а) при окончании срока предыдущего контракта;
б) при зачислении в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру;
в) при отчислении из военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры;
г) при переводе из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой.
2. Новый контракт заключает желающий продолжить прохождение военной службы военнослужащий:
а) освобожденный от должности руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;
б) ранее проходивший военную службу по контракту при прекращении оснований для приостановления военной службы.
3. С военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе и изъявившим желание продолжить военную службу, новый контракт может быть заключен по решению соответствующего должностного лица в порядке, определенном Федеральным законом и настоящим Положением.
4. Новый контракт может быть заключен с гражданином, пребывающим в запасе, ранее проходившим военную службу по контракту, не достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, при условии его соответствия требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, и при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 10 статьи 8 настоящего Положения, либо при зачислении в военно-учебное заведение.
5. Новый контракт заключается:
а) с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (с гражданином, проходившим военную службу по контракту), - на один год, три года, пять лет, десять лет либо на меньший срок до наступления предельного возраста пребывания на военной службе, а также на неопределенный срок (до наступления предельного возраста пребывания на военной службе);
(в ред. Указов Президента РФ от 11.09.2007 N 1172, от 02.01.2015 N 3)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) с военнослужащим, являющимся гражданином и поступившим:
в военную образовательную организацию высшего образования для обучения по образовательной программе высшего образования или для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук либо доктора наук, - на период освоения указанной образовательной программы или на время подготовки и защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук либо доктора наук и на пять лет военной службы после получения высшего образования или защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук либо доктора наук;
в военно-учебное заведение по программе подготовки специалиста среднего звена, - на период освоения указанной образовательной программы и после получения среднего профессионального образования:
на пять лет военной службы на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана;
на три года военной службы на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание сержанта, старшины;
(пп. "б" в ред. Указа Президента РФ от 02.01.2015 N 3)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) с гражданином, проходившим военную службу по контракту, пребывающим в запасе и изъявившим желание поступить на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств для выполнения обязанностей в условиях ликвидации последствий стихийных бедствий, выполнения мероприятий чрезвычайного положения, восстановления конституционного порядка и в иных чрезвычайных ситуациях, - на срок от шести месяцев до одного года.
6. Новый контракт подписывают следующие должностные лица Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба):
(в ред. Указа Президента РФ от 11.09.2007 N 1172)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) при заключении нового контракта с военнослужащим, которого назначать на воинскую должность не требуется:
с военнослужащим, который непосредственно подчинен руководителю федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, - руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;
с военнослужащим, проходящим военную службу на иной воинской должности, - соответствующее должностное лицо от командира воинской части и выше, которое является для военнослужащего ближайшим прямым начальником;
б) при заключении нового контракта с военнослужащим (гражданином), которого требуется назначить на воинскую должность:
с назначаемым на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание высшего офицера, - руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, на основании решения Президента Российской Федерации;
с назначаемым на воинскую должность, назначение на которую производится руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, - соответствующее должностное лицо от командира воинской части и выше на основании решения руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти;
с назначаемым на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание от прапорщика (мичмана) до полковника, капитана 1 ранга включительно, за исключением лиц, указанных в абзаце третьем настоящего подпункта, - соответствующее должностное лицо от командира воинской части и выше на основании решения должностного лица, которое вправе осуществлять назначение на указанные воинские должности;
с назначаемым на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта или старшины, - командир воинской части;
в) при заключении контракта с военнослужащим, поступающим в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру (с гражданином, поступающим в военно-учебное заведение), - начальник военно-учебного заведения.
7. Должностными лицами, указанными в пункте 6 настоящей статьи, новый контракт подписывается:
а) с военнослужащим, у которого заканчивается срок предыдущего контракта, - в день, следующий за днем окончания срока предыдущего контракта;
б) с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, поступившим в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру (с гражданином, поступающим в военно-учебное заведение), - в день зачисления в указанное учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру;
в) с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, отчисленным из военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры, - в день, следующий за днем зачисления в списки личного состава по новому месту военной службы;
г) с военнослужащим при переводе из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой - в день зачисления в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (в Вооруженные Силы Российской Федерации);
д) с военнослужащим, желающим продолжить военную службу, при прекращении оснований для приостановления военной службы - в день прекращения оснований для приостановления военной службы.
8. Командир (начальник), который вправе заключать контракт с военнослужащим, желающим заключить новый контракт, принимает решение о заключении с военнослужащим нового контракта или об отказе в его заключении не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта.
9. Для заключения нового контракта военнослужащий, у которого заканчивается срок действующего контракта, подает по команде рапорт должностному лицу, которое вправе заключать с ним новый контракт, до окончания срока предыдущего контракта.
Рапорт военнослужащего регистрируется в установленном порядке. Контроль за своевременной подачей рапортов осуществляет соответствующий кадровый орган или орган комплектования воинской части.
10. Военнослужащему, не достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта, за исключением случаев, когда он подлежит досрочному увольнению с военной службы по основаниям, установленным Федеральным законом, а также при наличии оснований, указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Положения.
11. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, не изъявивший желания заключить новый контракт до истечения срока действующего контракта, представляется к увольнению с военной службы.
12. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту в условиях, объективно исключающих возможность заключения нового контракта (участие в походах кораблей; нахождение в отпуске по беременности, родам и уходу за ребенком; нахождение в плену, в положении заложника или интернированного и при других обстоятельствах), и желающий продолжить военную службу по истечении срока действующего контракта, продолжает прохождение военной службы по контракту.
При прекращении указанных обстоятельств он заключает новый контракт в течение одного месяца после прибытия в воинскую часть или увольняется с военной службы.
13. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, поступающий в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру, заключает новый контракт при зачислении в указанное учебное заведение, адъюнктуру или военную докторантуру.
Военнослужащий, входящий в постоянный состав подразделения (факультета, кафедры и других подразделений), подчиненного одному федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, но состоящего при учебном заведении иного федерального органа исполнительной власти или входящего в него, заключает контракт с федеральным органом исполнительной власти, которому указанное подразделение подчинено.
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту в одном федеральном органе исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и обучающийся в военно-учебном заведении другого федерального органа исполнительной власти, из списков личного состава федерального органа исполнительной власти не исключается и нового контракта не заключает.
14. Военнослужащий мужского пола, проходящий военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, направленных для прохождения военной службы по призыву), а также военнослужащий женского пола, имеющий воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, отчисленные из военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры и желающие проходить военную службу, подают рапорт о заключении нового контракта в день прибытия к новому месту военной службы.
15. Военнослужащий, освобожденный от должности руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и желающий проходить военную службу, заключает новый контракт в месячный срок со дня освобождения от этой должности.
16. Военнослужащий, основания для приостановления военной службы которого прекратились, желающий проходить военную службу, заключает новый контракт со дня прекращения оснований для приостановления военной службы.

У граждан, подлежащих призыву на военную службу, теперь есть право выбора: служить два года по контракту или один – по призыву. Соответствующие поправки в п. 3 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ " " (далее – Закон № 53) вступили в силу с 24 июня 2014 года и распространились на весенний призыв. Разберемся, у кого есть такое право выбора.

Ранее действовал порядок, предусматривающий заключение контракта с военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, на три года. Но, как показал опыт, далеко не многие шли на этот ответственный шаг. Поэтому с целью повышения престижа военной службы и были внесены поправки в .

Напомню, среди тех, кто может заключить свой первый контракт военнослужащие:

  • проходящие военную службу по призыву и получившие до него высшее образование ;
  • проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее трех месяцев.

Как и предусматривалось ранее действующей редакцией .

В первом случае гражданин вправе либо подать заявление в отдел военного комиссариата, где он состоит на воинском учете, либо направить рапорт о заключении первого контракта непосредственно после призыва. Тем же, кто не имеет высшего образования, после трехмесячного срока службы следует подать рапорт по команде ( ; далее – Положение).

После этого будет решаться вопрос о соответствии или несоответствии гражданина требованиям, предъявляемым к военнослужащим по контракту, которые установлены и . Это подведомственно комиссии военного комиссариата по отбору граждан (не призванных на службу) или же аттестационной комиссии воинской части (если гражданин уже проходит службу). По результатам отбора принимается решение о соответствии или о несоответствии гражданина требованиям, предъявляемым к контрактникам.

В связи с тем, что изменилась только продолжительность срока службы по контракту, а сама процедура его подписания осталась прежней, то призывники весенней призывной кампании 2014 года [она закончилась 15 июля – Ред. ] могли уже воспользоваться предоставленным правом выбора. Число желающих воспользоваться им можно будет оценить только по результатам осеннего призыва.

Тем не менее, возросло количество вопросов, связанных с заключением контракта. Многие из них – от молодых людей, проживающих в Республике Крым: как написать рапорт о заключении контракта, какие процедуры для его заключения необходимо пройти и т. д. Этим гражданам так же необходимо обратиться в военкомат по месту жительства с соответствующим заявлением, которое потом будет рассмотрено комиссией военного комиссариата.

Появились жалобы выпускников вузов по программам бакалавриата, которым сотрудники военкоматов всячески препятствуют заключить первый контракт, заявляя, что возможности служить по контракту у таких ребят нет. Однако отказ может быть только мотивированным – по причинам, указанным выше.

Копия решения комиссии военного комиссариата по отбору граждан должна быть выдана гражданину в течение трех дней и может быть обжалована в суде.

В целом, нововведения далеко не являются безусловными: для принятия решения о заключении контракта нужно быть по-настоящему готовым к прохождению военной службы. По-другому, наверное, и не может быть, так как военнослужащий по контракту должен являться профессиональным военным. Учитывая, что контракт не может быть прекращен просто по желанию гражданина (как, например, трудовой договор), снижение минимального срока службы обязательно увеличит число желающих. А это является существенным шагом в повышении престижа военной службы.

Контрактная служба набирает популярность среди населения Российской Федерации. Первое время Министерство обороны проводило активные действия по популяризации своей деятельность, но уже в 2016 году российская армия выполнила нормативы по набору специалистов контрактников, что позволяет не увеличивать срок срочной службы для призывников с 1 года до 1,5 лет.

Контрактная служба: начало

Многих беспокоит вопрос, как именно заключается контракт? Кто является ответственными сторонами этой договоренности? С одной стороны обязательства на себя возлагает гражданин страны, а с другой Министерство обороны. Все нюансы оформления этой договоренности регламентируются законодательной базой документа «О воинской обязанности и военной службе».

В начале 1998 года президент РФ подписал указ в рамках проведения армейской реформы, сутью которого стало формирование высокопрофессиональной армии. В долгосрочной перспективе было полное замещение солдат-срочников на сержантских вакансиях. Эти действия были направлены на укрепление престижа армии и ее модернизации.

К настоящему моменту порядок отбора кандидатов и их поступления на контрактную службу полностью отработан.

Как поступить на службу в вооруженные силы по контракту

Стать контрактником имеет право любой гражданин РФ или иностранный гражданин без судимости, благополучно отслуживший срочную службу и удовлетворяющий всем параметрам, согласно закону. Кандидаты проходят тестирование по нескольким параметрам:

  • возраст;
  • образование;
  • крепкое здоровье;
  • хорошая физическая подготовка;
  • психическое и моральное состояние.

Те молодые люди, которые удовлетворительно сдадут тестирования, могут рассчитывать на оформления контракта с Министерством обороны.

Определением годности будущего контрактника занимается группа лиц в пункте отбора города. Заявление о желании служить в контрактных войсках можно подать в военном комиссариате либо в организованных городских пунктах по отбору кандидатов.

Для формирования личного дела следует собрать пакет документов:

  • заявление;
  • автобиография;
  • заверенная трудовая книжка;
  • документы о семейном положении;
  • фотография установленного формата (на обороте заверяется комиссаром);
  • свидетельство о рождении;
  • справки с места работы либо учебы;
  • справка о прописке.

Сбор всех бумаг не означает одобрение кандидата. Военный комиссариат имеет право рассматривать документы в течение тридцати дней и только потом выдать направление на комиссию. По ее итогу определяется возможность оформления контракта.

Виды контрактов на службу в вооруженных силах Российской Федерации

Кандидат, прошедший все комиссии удовлетворительно, может заключить любой из трех возможных контрактов:

  • общий контракт на службу без указания места назначения и рода войск;
  • по договоренности с указанием места направления на службу;
  • по договоренности с указанием профессии и места назначения.

Вид контракта выбирается кандидатом либо зависит от наличия свободных вакансий.

Сроки службы по контракту в армии РФ в 2017-2018 годах, установленные Министерством обороны

Первоначально срок службы по контракту при первичном оформлении не мог быть менее трех лет. В настоящий момент, согласно подписанному указу президента РФ В.В. Путина, кандидат, впервые заключающий контракт, может выбрать период службы самостоятельно. Контракт оформляется на 2 или 3 года. Эта мера значительно увеличила популярность службы по контракту.

Повторный контракт может быть заключен на один, три года либо пять, десять лет. Еще один из вариантов предусматривает возможность заключения бессрочного контракта, регламентирующегося предельно возможным возрастом пребывания в рядах армии Российской Федерации.

Еще одно важное изменение коснулось граждан, которые уже достигли предельного возраста, но все равно желают продлить контракт. Им предоставляется такая возможность на один год, три, пять и десять лет. Так же они могут выбрать любой меньший срок и заключить контракт на прохождение военной службы.

Для иностранных граждан действуют иные правила поступления на контрактную службу. Иностранный гражданин может быть принят только на офицерскую должность и срок службы не менее пяти лет.

Офицеры запаса тоже могут заключить контракт с Министерством обороны. В этом случае он будет краткосрочным: от шести месяцев до двенадцати.

В последние годы участилась подача заявлений о службе по контракту от учащихся высших и средне-специальных учебных заведений. Министерство обороны предусмотрело особую форму заключения контракта для этой категории. Лица, не окончившие обучение на первом курсе, могут заключить договор сроком на пять лет. Учащиеся второго и последующих курсов должны закончить обучение прежде, чем изъявлять желание о службе по контракту в армии Российской Федерации.

Видео: Сроки военной службы по контракту

Сразу стоит сказать, что, конечно, в заключении срочного трудового договора наиболее заинтересован работодатель. И в первую очередь это связано с тем, что у него появляется еще одна законная причина для того, чтобы расстаться с сотрудником, который по тем или иным причинам не подошел под требования компании. Поэтому на практике не редки случаи, когда изначально лицу, поступающему на работу, буквально навязывается срочный договор. С другой стороны, а так ли уж не прав работодатель, заключая такой договор с сезонным работником или работником, направляемым на работу за границу? Поэтому в настоящей статье мы и поговорим о положениях действующего трудового законодательства, которые следует учитывать работодателю и будущему сотруднику в случае заключения срочного трудового договора.



Исключение из правила


По общему правилу, установленному Трудовым кодексом, с лицами, поступающими на работу, должны заключаться трудовые договоры на неопределенный срок. Но, как известно, из любого правила есть исключения, вот таким исключением и является заключение с претендентом срочного трудового договора.


Заметим, что срочный трудовой договор заключается на срок не более пяти лет (если иной срок не установлен ТК РФ и иными федеральными законами). Причем если в трудовом договоре с работником по каким-то причинам забыли указать срок его действия или указали срок, превышающий максимум, установленный законодателем, то в таком случае данный договор автоматически признается бессрочным.


Трансформация срочного договора в бессрочный возможна и в иных случаях, например, если он был заключен без учета ограничений, установленных законодателем в ст. 59 ТК РФ, или в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок.


Как следует из ст. 59 ТК РФ, возможность заключить срочный трудовой договор с работником не является безграничной. Причем все возможные случаи законодатель подразделил на две группы:


Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения (ч. 1 ст. 59 ТК РФ);


Срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения при наличии оснований, предусмотренных законодателем (ч. 2 ст. 59 ТК РФ).


При заключении срочного договора работодателю не следует забывать, что в любом случае в нем должны быть указаны сведения и закреплены обязательные условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ. При этом напомним, что в обязательном порядке должен быть указан срок договора и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом.



Не право, а обязанность или не обязанность, а право


Как мы уже сказали, в настоящий момент времени законодатель установил перечни как обязательных, так и факультативных оснований заключения срочного трудового договора, о которых мы ниже и поговорим.


В частности, в обязательном порядке срочный трудовой договор заключается, если работник принимается на работу: на время исполнения обязанностей отсутствующего работника; на время выполнения временных (до двух месяцев) или сезонных работ; для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой и с профессиональным обучением работника и др.


Мы не видим особого смысла приводить все обстоятельства, поименованные в ч. 1 ст. 59 ТК РФ, с учетом того, что их достаточно много, а также учитывая, что их перечень не является закрытым, так как обязанность заключить срочный трудовой договор с работником может быть установлена и иными федеральными законами.


В качестве примера можно привести пп. 3 п. 4 ст. 25 Федерального закона от 27.07.04 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии с которым срочный служебный контракт заключается в случае замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы.


Что касается факультативных оснований, наличие которых позволяет заключить срочный трудовой договор с работником, то подчеркнем, что в данном случае это является правом работодателя, а не его обязанностью, поэтому ничто не мешает принять сотрудника на работу, заключив с ним бессрочный трудовой договор.


При этом особое внимание надо обратить на следующее: для того чтобы срочный договор был признан правомерным, он должен быть заключен на основе добровольного согласия работника и работодателя. Так как впоследствии при разрешении конфликтной ситуации судом будет установлено, что он заключен работником вынужденно, то суд применит правила договора, заключенного на неопределенный срок (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.04 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).


Надо сказать, что в судебной практике дела о признании срочных трудовых договоров о признании их заключенными на неопределенный срок не являются редкостью (так, в качестве примера можно привести Определение Верховного Суда РФ № 35-Г04-5 от 13.04.04).


Возвращаясь к основаниям, по которым работодатель по соглашению с работником может заключить срочный трудовой договор, обратим внимание на следующее.


Такая возможность предоставлена законодателем работодателям субъектов малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), однако численность работников которых не может превышать 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания - 20 человек), и это несмотря на то, что, согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к субъектам малого предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты, средняя численность работников которых не должна превышать 100 человек.


Интерес также представляет тот факт, что законодатель позаботился и о том, чтобы искоренить практику, когда работодатели со своими работниками, достигшими пенсионного возраста, заключали срочные договоры. Теперь это возможно только с вновь принимаемыми сотрудниками, причем заметим, что это могут быть только пенсионеры по возрасту. Таким образом, пенсионеру по выслуге лет срочный трудовой договор по данному основанию не грозит.


Срочный договор также возможно заключить с лицами, обучающимися по очной форме обучения, с совместителями, с руководителями (заместителями руководителей) и главными бухгалтерами организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Заметим, что перечень факультативных случаев, как и обязательных, является открытым, а в качестве примера приведем положения ст. 304 ТК РФ, в соответствии с которой по соглашению сторон трудовой договор между работником и работодателем-физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, может заключаться как на неопределенный, так и на определенный срок. Срочные трудовые договоры также возможно заключить как со спортсменами, так и с тренерами (ст. 348.2 ТК РФ).


Расчетный период у «вечного» срочника


Как показывает практика, нередко у компаний, практикующих заключение со своими работниками ежегодных срочных договоров, возникает вполне закономерный вопрос о расчете средней заработной платы для выплат сотруднику отпускных, командировочных и т.д.


Действительно, какой период времени брать в расчет для выплаты работнику, например, отпускных, если работник трудится на благо компании уже не один год, но при этом с 1 января вступает в силу новый трудовой договор?


Напомним, что, согласно ст. 114 ТК РФ, работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.


Средняя заработная плата работника исчисляется в соответствии со ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.07 № 922.


Как следует из указанных нормативных документов, при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).


Таким образом, если ежегодно с каждым сотрудником заключается новый трудовой договор, в расчете средней заработной платы для оплаты отпускных (больничного) будет выпадать тот или иной период времени.


Например, работник уходит в отпуск с 5 марта 2008 года, в нормальной ситуации (если договор заключен на неопределенный срок) расчетным периодом будет отрезок с 01.03.07 по 28.02.08. Если же с работником 01.01.08 заключен новый трудовой договор, то расчетным периодом соответственно будет отрезок с 01.01.08 по 28.02.08.


Данный вывод можно подтвердить тем, что в момент прекращения действия трудового договора все правоотношения сторон также прекращаются. Так, на основании ст. 84.1 ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со ст. 140 ТК РФ.


При этом, в соответствии со ст. 140 ТК РФ, при прекращении трудового договора работодатель обязан выплатить работнику в день увольнения все суммы, причитающиеся работнику, в том числе и компенсацию за неиспользованный отпуск (ст. 127 ТК РФ).


Увольняем срочника


Заметим, что для срочников Трудовым кодексом предусмотрено фактически свое основание для увольнения, а именно: п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, т.е. истечение срока трудового договора.


При этом, как было указано Пленумом ВС РФ работник, с которым заключен срочный трудовой договор ни в коей мере не ограничен в своем праве расторгнуть договор по своей инициативе (п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ) или при достижении договоренности с работодателем прекратить его по соглашению сторон (п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).


Вместе с тем следует учитывать, что для того, чтобы трудовой договор прекратил свое действие по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, работодателю требуется совершить определенные действия, так как в противном случае, если трудовые отношения продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения, трудовой договор продолжает свое действие. При этом условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок (ст. 58 ТК РФ).


Причем, как было отмечено в Письме Роструда от 20.11.06 № 1904-6-1, если срочный договор стал бессрочным, следует внести изменения в трудовой договор, заключив дополнительное соглашение. При этом, естественно, внесение какой-либо записи в трудовую книжку не требуется.


Поэтому, если компания не планирует продолжать трудовые отношения со своим работником, последний должен быть предупрежден в письменной форме о прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия не менее чем за три календарных дня до увольнения (ст. 79 ТК РФ).


Единственным исключением из обязанности предупредить об истечении срока трудового договора является случай, если срочный трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника. Да это и логично, так как, действительно, в большинстве случаев нельзя знать заранее, когда отсутствующий работник появится на своем рабочем месте.


В связи с тем, что в некоторых случаях при заключении срочного договора невозможно указать точную дату его прекращения, законодатель в ст. 79 ТК РФ пояснил, что:


Трудовой договор, заключенный на время выполнения определенной работы, прекращается по завершении этой работы;


Трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, прекращается с выходом этого работника на работу;


Трудовой договор, заключенный для выполнения сезонных работ в течение определенного периода (сезона), прекращается по окончании этого периода (сезона).


Что касается записи в трудовой книжке, то она будет иметь следующий вид: «Уволен в связи с истечением срока трудового договора, п. 2 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации».


Надо сказать, что если судом будет установлено, что работник, с которым заключен срочный трудовой договор, был незаконно уволен с работы до истечения срока договора, суд восстановит работника на прежней работе, а если на время рассмотрения спора судом срок трудового договора уже истечет, то признает увольнение незаконным, изменит дату увольнения и формулировку основания увольнения на увольнение по истечении срока трудового договора.


При этом по заявлению работника, увольнение которого признано незаконным, суд может ограничиться вынесением решения о взыскании в его пользу среднего заработка за время вынужденного прогула и об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию (п. 60 Постановления № 2).


Срочный сотрудник в интересном положении


Все прекрасно знают, что по общему правилу, установленному законодателем в ст. 261 ТК РФ, расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами не допускается, за исключением случаев ликвидации организации (либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем).


Причем жизненные реалии таковы, что на практике были случаи, когда действительно приходилось ликвидировать компанию, чтобы уволить на законных основаниях неугодную будущую маму.


Но хуже всего приходилось, когда с женщиной заключался срочный трудовой договор на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, во время действия которого женщина оказывалась в интересном положении. Работодатель фактически оказывался в патовой ситуации: отсутствующий сотрудник наконец появлялся на работе, а замещавшую его работницу уволить уже было невозможно.


С учетом этого законодателем в октябре 2006 года в ст. 261 ТК РФ были внесены соответствующие изменения.


Так, теперь допускается увольнение работницы, принятой по срочному трудовому договору, в период ее беременности, если невозможно с ее письменного согласия перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу. На что и было обращено внимание Рострудом в Письме от 28.12.06 № 2264-6-1.


При этом заметим, что работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.


Что касается ситуации, когда срок трудового договора истекает в период беременности, то при предоставлении беременной работницей медицинской справки, подтверждающей ее состояние, работодатель обязан по ее письменному заявлению продлить срок действия трудового договора до окончания беременности.


Причем в случае продления действия трудового договора, беременная сотрудница должна по запросу работодателя (но не чаще чем один раз в три месяца) предоставлять медицинскую справку, подтверждающую ее состояние. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.


«Вне игры» через два месяца


Выше мы уже сказали о том, что срочный трудовой договор может заключаться с претендентом, поступающим на работу сроком до 5 лет. При этом законодатель не установил нижней планки, т.е. нет никаких указаний относительно минимального срока трудового договора.


Вместе с тем заметим, что такой срок может быть и менее двух месяцев. Учитывая краткость срока трудовой деятельности такого сотрудника, законодатель посвятил таким работникам гл. 45 ТК РФ, в которой закрепил особенности регулирования их труда.


На что в данном случае следует обратить внимание.


Во-первых, при приеме на работу на срок до двух месяцев испытание работникам не устанавливается (ст. 289 ТК РФ). С учетом общего срока договора установление испытательного периода было бы просто смешным.


Во-вторых, при привлечении таких работников с их письменного согласия к работе в выходные и нерабочие праздничные дни работа в такие дни компенсируется им в денежной форме не менее чем в двойном размере (ст. 290 ТК РФ).


Напомним, что для всех остальных действует несколько иное правило, установленное ст. 153 ТК РФ: вместо оплаты в повышенном размере работнику может быть предоставлен другой день отдыха.


В-третьих, оплачиваемый отпуск или выплата компенсации при увольнении производится из расчета два рабочих дня за месяц работы (ст. 291 ТК РФ).


В-четвертых, установлены особые правила и при расторжении трудового договора с таким работником. Так, при досрочном расторжении договора работник обязан предупредить об этом работодателя за 3 календарных дня. В тот же срок, т.е. не менее чем за 3 календарных дня, работодатель должен оповестить работника о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников (в письменной форме под роспись). Причем, к сожалению, при увольнении работника по вышеуказанным основаниям он не вправе рассчитывать на выходное пособие (если иное не будет установлено федеральными законами, коллективным договором или трудовым договором) (ст. 292 ТК РФ).


В заключение нашего разговора о срочных трудовых договорах отметим, что, к сожалению, в рамках настоящей статьи невозможно рассказать обо всех нюансах, которые следует учитывать сторонам срочного трудового договора. Однако хотелось бы предостеречь те компании, которые злоупотребляют своим правом и заключают с сотрудниками ежегодно новые договоры. Как, в частности, было указано Высшей судебной инстанцией, при установлении в ходе судебного разбирательства факта многократности заключения срочных трудовых договоров на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции суд вправе с учетом обстоятельств каждого дела признать трудовой договор заключенным на неопределенный срок (п. 14 Постановления № 2). При этом напомним, что, помимо признания трудового договора бессрочным, работодатель может быть привлечен и к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.