Политика обработки персональных данных. Образец

Краткое оглавление:

Пора ставить галочки. Чем грозят нарушения закона о "О персональных данных" № 152-ФЗ

После 1 июля 2017 года вопрос обработки и хранения персональных данных стал особенно актуальным. Виной всему - новая таблица штрафов за нарушения в этой области. Получить 75-300 тысяч рублей штрафа теперь стало не просто, а очень просто - достаточно, например, не взять согласие пользователя на обработку его персональных данных при отправке заявки с лендинга. Так еще вчера вы должны были описать на своем сайте политику обработки персональных данных и просить пользователей соглашаться с ней при отправке любой формы с сайта.

Как правильно написать Политику обработки персональных данных

Если подходить к делу основательно, желательно прочитать упомянутый выше закон, ознакомиться с рекомендациями Роскомнадзора (тыц) и составить объемный документ, регламентирующий все нюансы работы с персональными данными пользователей именно на вашем сайте. Некоторые не заморачиваются и берут чужие правила обработки персональных данных, вставляют туда имя своей организации и выкладывают на своем сайте. Это не совсем красиво и к тому же может привести к конфликту с тем, кто эту Политику писал. Как ни крути, но это, интеллектуальная собственность (причем, не ваша). Мы решили подарить вам еще один, самый простой способ - ниже есть образец Политики обработки персональных данных.

Образец Политики обработки персональных данных для сайта

Представленный ниже образец Политики обработки персональных данных для сайта является универсальным и подходит для большинства интернет-ресурсов в рунете. Он составлен юристами, претензий со стороны проверяющих органов к нему быть не должно. Однако, обращаем ваше внимание - не надо выкладывать его не глядя. Хотя бы ради приличия внимательно прочитайте этот образец Политики - мало ли, вдруг он чем-то не подойдет в вашем конкретном случае - будете потом нас винить:)
Желтым цветом для удобства в документе выделены те места, которые вам нужно заменить на свои данные.

Сгенерировать политику обработки персональных данных для сайта

Вы можете с помощью представленного ниже конструктора сгенерировать свою собственную политику обработки персональных данных для вашего сайта. Просто введите нужные данные в форму и нажмите "Сгенерировать". Всё, ваша уникальная Политика готова!

Разработка seo-сайтов с пожизненной гарантией Создаем невероятные SEO-сайты, оптимизированные по 69 параметрам уже на этапе разработки. Прочитайте подробно о наших SEO-сайтах!

Какие персональные данные вы будете собирать?Учтите - закон №152-ФЗ гласит, что нельзя указывать все данные без разбора, "с запасом". Можно указывать только те, которые вы реально собираете и которые вам действительно нужны в работе.




Согласно последним изменениям в федеральном законодательстве – вступлением в силу изменений в Федеральном законе № 152-ФЗ от 27.07.2006 “О персональных данных” от 01 июля 2017 года (начало действия Федерального закона от 07.02.2017 № 13-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”), в целях выявления наличия несоответствий между требуемым уровнем защиты персональных данных и его фактическим состоянием, а также выработки мер по их устранению и недопущению в дальнейшем, в любой компании – организации, учреждении, предприятии, в различных системах социальной сферы и прочих (включая в ДОУ, школах) необходимо срочно принять целых пакет документов относительно политики конфиденциальности персональных данных.

Самый первый основополагающий документ в организации, с которого нужно начать – это Политика оператора в отношении обработки и защиты персональных данных .

Данная статья, является первым продолжением темы политики конфиденциальности, развернутой на главной странице – , где Вы сможете обозреть всю сеть необходимых документов, излагаемых в логической последовательности.

Если Вам нужно сделать документы не для компании, а для Вашего Сайта, переадресовываю к следующей странице: .

Здесь, я привожу пример и образец 2019 года, как делать Политику оператора в отношении обработки и защиты персональных данных в учреждении, на примере организации социального обслуживания населения.

Все отформатированные шаблоны-документы в формате docx в конце каждого пункта Вам будут доступны бесплатно для прямого скачивания по прямой ссылке.

Вам останется только немного их редактировать и применить к своему предприятию, заменив название организации.

Итак, начнем…

В прилагаемом тексте Политики вверху справа обозначаются реквизиты документа (кем утверждена Политика): должность, наименование организации, дата, номер приказа.

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
ГКУ СО «Наименование» ЦСОН»
от 30.06.2019 г. № 37

Политика оператора в отношении обработки и защиты персональных данных ГКУ СО «Наименование ЦСОН»: образец 2019 года

1.Общие положения

1.1. В целях выполнения норм федерального законодательства в области обработки персональных данных субъектов персональных данных ГКУ (ГБУ) СО «Наименование ЦСОН» (вставите свое наименование) (далее – Оператор) считает важнейшими своими задачами соблюдение принципов законности, справедливости и конфиденциальности при обработке персональных данных, а также обеспечение безопасности процессов их обработки.

1.2. Настоящая политика в отношении обработки и защиты персональных данных в ГКУ СО «Наименование ЦСОН» (далее – Политика) характеризуется следующими признаками:

1.2.1. Раскрывает основные категории персональных данных, обрабатываемых Оператором, цели, способы и принципы обработки Оператором персональных данных, права и обязанности Оператора при обработке персональных данных, права субъектов персональных данных, а также включает перечень мер, применяемых Оператором в целях обеспечения безопасности персональных данных при их обработке.

1.2.2. Является общедоступным документом, декларирующим концептуальные основы деятельности Оператора при обработке персональных данных.

2.Информация об Операторе

Наименование:

  • полное официальное наименование: государственное казенное (бюджетное) учреждение социального обслуживания «Наименование центр социального обслуживания населения»;
  • официальное сокращенное наименование: ГКУ СО «Наименование ЦСОН».

ИНН: 0000000000.

Фактический адрес: 000000, Наименование область, Наименование район, станица Наименование, улица Наименование, 37.

Тел., факс: (00000): 0-00-00, 0-00-00.

Реестр операторов персональных данных:

https://rkn.gov.ru/personal-data/register/?id=00-000000.

– Номер в реестре операторов персональных данных: 00-0000000.

– Дата и основание внесения оператора в реестр: 00.00.2010, приказ № 000.

3.Правовые основания обработки персональных данных

3.1. Политика Оператора в области обработки персональных данных определяется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Трудовым кодексом Российской Федерации;
  • Гражданским кодексом Российской Федерации;
  • Федеральным законом от 19.12.2005 № 160-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных»;
  • Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;
  • Федеральным законом от 27.06.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
  • Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
  • Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

3.2. Во исполнение настоящей Политики Оператором утверждены следующие локальные нормативные правовые акты:

3.2.1. Правила обработки персональных данных

3.2.2. Перечень обрабатываемых персональных данных

3.2.3. Перечень информационных систем персональных данных.

3.2.4. Перечень работников, допущенных к работе с персональными данными.

3.2.5. Модели угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.

3.2.6. Акты классификации информационных систем персональных данных.

4.Цели обработки персональных данных

4.1. Оператор обрабатывает персональные данные исключительно в следующих целях:

4.1.1. Обеспечение реализации государственной политики по социальной поддержке и социальному обслуживанию пенсионеров, ветеранов, инвалидов, малоимущих граждан, граждан пожилого возраста, семей с детьми, несовершеннолетних и других категорий населения, нуждающихся в государственной социальной поддержке и помощи, а также государственной семейной и демографической политики на территории Волгоградской области, предоставление социальных услуг.

4.1.2. Заключения и выполнения обязательств по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера и договорам с контрагентами.

4.1.3. Осуществления пропускного режима.

5.Категории обрабатываемых персональных данных, источники их получения, сроки обработки и хранения

5.1. В информационных системах персональных данных Оператора обрабатываются следующие категории персональных данных:

5.1.1. Персональные данные сотрудников. Источники получения: субъекты персональных данных ГКУ СО «Наименование ЦСОН».

5.1.2. Персональные данные получателей социальных услуг, их представителей, члены их семей. Источники получения: граждане, обратившиеся в ГКУ СО «Наименование ЦСОН».

5.2. Сроки обработки и хранения персональных данных определены в Перечне обрабатываемых персональных данных ГКУ СО «Наименование ЦСОН».

6.Основные принципы обработки, передачи и хранения персональных данных

6.1. Оператор в своей деятельности обеспечивает соблюдение принципов обработки персональных данных, указанных в статье 5 Федерального закона 152-ФЗ «О персональных данных».

6.2. Оператор не осуществляет обработку биометрических персональных данных (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

6.3. Оператор не выполняет обработку специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни.

6.4. Оператор не производит трансграничную (на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу) передачу персональных данных.

6.5. Оператор производит передачу персональных данных третьим лицам на основании соответствующего соглашения и только с согласия субъектов персональных данных.

6.6. Оператором созданы общедоступные источники персональных данных (справочники, адресные книги). Персональные данные, сообщаемые субъектом (фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и др.), включаются в такие источники только с письменного согласия субъекта персональных данных.

7.Сведения о третьих лицах, участвующих в обработке персональных данных

7.1. В целях соблюдения законодательства Российской Федерации, для достижения целей обработки, а также в интересах и с согласия субъектов персональных данных Оператор в ходе своей деятельности предоставляет персональные данные следующим организациям:

7.1.1. Федеральной налоговой службе.

7.1.2. Отделению Пенсионного фонда РФ по Наименование области.

7.1.3. Участникам системы межведомственного электронного взаимодействия.

7.1.4. Негосударственным пенсионным фондам.

7.2. Оператор не поручает обработку персональных данных другим лицам на основании договора.

8.Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке

8.1. Оператор при обработке персональных данных принимает все необходимые правовые, организационные и технические меры для их защиты от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении них. Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности, следующими способами:

8.1.1. Назначением ответственных за организацию обработки персональных данных.

8.1.2. Осуществлением внутреннего контроля и/или аудита соответствия обработки персональных данных Федеральному закону от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, локальным актам.

8.1.3. Ознакомлением работников Оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства Российской Федерации о персональных данных, в том числе с требованиями к защите персональных данных, локальными актами в отношении обработки персональных данных, и (или) обучением указанных сотрудников.

8.1.4. Определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.

8.1.5. Применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных.

8.1.6. Оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных.

8.1.7. Учетом машинных носителей персональных данных.

8.1.8. Выявлением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием соответствующих мер.

8.1.9. Восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним.

8.1.10. Установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных.

8.1.11. Контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровнем защищенности информационных систем персональных данных.

8.2. Обязанности должностных лиц, осуществляющих обработку и защиту персональных данных, а также их ответственность, определяются в должностных регламентах вышеуказанных лиц.

9.Права субъектов персональных данных

9.1. Субъект персональных данных имеет право на получение сведений об обработке его персональных данных Оператором.

9.2. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора, который их обрабатывает, уточнения этих персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если они являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не могут быть признаны необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

9.3. Право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным может быть ограничено в соответствии с федеральными законами, в том числе в следующих случаях:

9.3.1. Если обработка персональных данных, включая те, что получены в результате оперативно-розыскной, контрразведывательной и разведывательной деятельности, выполняется в целях укрепления обороны страны, обеспечения безопасности государства и охраны правопорядка.

9.3.2. При условии, что обработка персональных данных производится органами, осуществившими задержание субъекта персональных данных по подозрению в совершении преступления, либо предъявившими субъекту персональных данных обвинение по уголовному делу, либо применившими к субъекту персональных данных меру пресечения до предъявления обвинения, за исключением предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации случаев, когда допускается ознакомление подозреваемого или обвиняемого с такими персональными данными.

9.3.3. Если обработка персональных данных выполняется в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

9.3.4. Когда доступ субъекта персональных данных к его персональным данным нарушает права и законные интересы третьих лиц.

9.3.5. Если обработка персональных данных осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

9.4. Для реализации своих прав и защиты законных интересов субъект персональных данных имеет право обратиться к Оператору. Оператор рассматривает любые обращения и жалобы со стороны субъектов персональных данных, тщательно расследует факты нарушений и принимает все необходимые меры для их немедленного устранения, наказания виновных лиц и урегулирования спорных и конфликтных ситуаций в досудебном порядке.

9.5. Субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора путем обращения в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных.

С июля 2017 года была изменена ответственность за нарушение законодательства о персональных данных. Один из новых составов правонарушений – невыполнение оператором персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки таких данных (далее – Политика). Причем названная обязанность существует еще с 2011 года, но специальная ответственность за ее невыполнение установлена только сейчас. Расскажем, что это за документ, как его составлять, все ли работодатели должны его иметь и где он должен быть опубликован.

Что это за документ?

В соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ) к обязанностям оператора персональных данных относится в том числе издание документа, определяющего политику оператора в отношении обработки персональных данных, что позволяет обеспечить реализацию принципов законности, конфиденциальности и безопасности информации. Оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к указанному документу и к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей сети документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей сети.

Контроль исполнения этой обязанности осуществляют органы Роскомнадзора. И по их требованию оператор обязан представить перечисленные документы и локальные акты и (или) иным образом подтвердить выполнение обязанностей, установленных ст. 18.1 Закона № 152-ФЗ.

Что же это за документ? Не стоит путать его с положением о персональных данных. У оператора персональных данных в силу той же ст. 18.1 помимо Политики должны быть отдельные локальные акты по вопросам обработки таких данных и локальные акты, устанавливающие процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства РФ, устранение последствий нарушений.

К сведению: к обозначенным локальным актам относятся различные положения (об обработке персональных данных, об обеспечении безопасности персональных данных и т. п.), перечни (должностей и лиц, допущенных к обработке персональных данных, применяемых средств защиты и др.), инструкции и регламенты.

Многие организации этот документ так и называют – «Политика в отношении обработки персональных данных». До недавнего времени он составлялся в произвольной форме, но в августе 2017 года Роскомнадзор разработал Рекомендации по составлению документа,определяющего политику оператора в отношении обработки персональных данных, в порядке, установленном Законом № 152-ФЗ (далее – Рекомендации).

О том, какие положения рекомендовано включать в документ, определяющий эту политику, мы расскажем далее. Но прежде следует разобраться, все ли работодатели являются операторами персональных данных и соответственно все ли должны утверждать и опубликовывать его для неограниченного доступа.

Кто является оператором персональных данных?

Согласно ст. 3 Закона № 152-ФЗ оператор персональных данных – это государственный орган, муниципальный орган, юридическое или , самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку таких данных, а также определяющие цели их обработки, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с данными.

Общим признаком оператора персональных данных для всех организаций является обработка персональных данных работников. Организации, оказывающие услуги населению, обрабатывают еще и персональные данные клиентов. То есть, по сути, операторами персональных данных являются все без исключения организации.

Однако не все операторы должны исполнять требования Закона № 152-ФЗ в полном объеме. Так, не все операторы должны исполнять обязанность по уведомлению уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) о своем намерении осуществлять обработку персональных данных согласно ст. 22 Закона № 152-ФЗ. Исключения, в частности, установлены для организаций, осуществляющих обработку персональных данных:

    обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством;

    полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если они не распространяются, не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта данных используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;

    относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими объединением или организацией, при условии, что персональные данные не будут распространяться или раскрываться третьим лицам без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;

    сделанных субъектом персональных данных общедоступными;

    включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;

    необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;

    включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;

    обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных;

    обрабатываемых в случаях, предусмотренных законодательством РФ о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Все остальные операторы такие уведомления направляют, после чего включаются в реестр операторов.

Обратите внимание: сведения об операторе, содержащиеся в реестре, являются общедоступными. Они размещаются для ознакомления на официальном сайте и портале персональных данных Роскомнадзора.

Соответственно, организации, не подающие уведомления, в реестр операторов не включаются.

Что же касается обязанности по составлению Политики и других локальных документов, здесь исключений никаких не установлено. Соответственно документ, определяющий политику в отношении обработки персональных данных, должен быть в каждой организации.

Причем если организация осуществляет сбор персональных данных граждан с использованием Интернета (регистрация на сайте, форма обратной связи, куда необходимо внести персональные данные), этот документ должен быть размещен на сайте организации. К таким организациям, в первую очередь, относятся интернет-магазины, социальные сети и другие сайты, государственные и муниципальные органы, а также медицинские учреждения, образовательные организации, налоговые и другие регистрирующие органы, организации в сфере социальных услуг, банки, турагентства. Это могут быть и просто организации, которые проводят конкурсы на занятие определенных должностей и на своих сайтах выставляют имеющиеся вакансии и предлагают кандидатам заполнить анкету.

Если органы контроля установят, что оператор не опубликовал или не обеспечил иным образом неограниченный доступ к своей Политике или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных, организация будет оштрафована в соответствии с ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ, предусматривающей штраф для должностных лиц от 3 000 до 6 000 руб., а для юридических – от 15 000 до 30 000 руб.

К сведению: в целях ограничения доступа к информации в сети «Интернет», обрабатываемой с нарушением законодательства РФ в области персональных данных, создается автоматизированная информационная система «Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных». Формирует данный реестр Роскомнадзор (ст. 15.5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Итак, поскольку обязанность по созданию Политики существует давно, в большинстве организаций она разработана, правда, не факт, что опубликована. Иногда Политику публикуют так, что ее сложно найти. Поэтому организациям следует рассмотреть этот документ с учетом Рекомендаций и при необходимости внести изменения путем утверждения нового документа, разместив его в соответствии с требованиями законодательства. А работодателям, у которых этого документа нет, следует его срочно составить, руководствуясь Рекомендациями.

1. Общие положения.

Здесь нужно описать назначение Политики, привести основные понятия, используемые в ней (обработка персональных данных, оператор, субъект персональных данных, конфиденциальность персональных данных и т. д.), перечислить основные права и обязанности оператора и субъекта(ов) данных.

2. Цели сбора персональных данных.

Следует помнить, что обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка, несовместимая с целями сбора персональных данных.

Цели обработки персональных данных, перечисляемые в этом разделе, могут происходить в том числе из:

    анализа правовых актов, регламентирующих деятельность оператора;

    целей фактически осуществляемой оператором деятельности;

    деятельности, которая предусмотрена учредительными документами оператора;

    конкретных бизнес-процессов оператора в конкретных информационных системах персональных данных (по структурным подразделениям оператора и их процедурам в отношении определенных категорий субъектов персональных данных).

3. Правовое основание обработки персональных данных.

Таковым является совокупность правовых актов, во исполнение которых и в соответствии с которыми оператор осуществляет обработку персональных данных. В качестве правового основания обработки этих данных могут быть указаны:

    федеральные законы и принятые на их основе нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с деятельностью оператора;

    уставные документы оператора;

    договоры, заключаемые между оператором и субъектом персональных данных;

    согласие на обработку персональных данных (в случаях, прямо не предусмотренных законодательством РФ, но соответствующих полномочиям оператора).

Обратите внимание: Закон № 152-ФЗ не может служить правовым основанием обработки персональных данных оператором, поскольку регулирует отношения, связанные с обработкой этих данных, и закрепляет требования, предъявляемые к операторам при обработке этих данных.

4. Объем и категории обрабатываемых персональных данных, категории субъектов персональных данных.

В рамках каждой из категорий субъектов и применительно к конкретным целям рекомендуется перечислить все обрабатываемые оператором персональные данные, а также, если применимо, отдельно описать все случаи обработки специальных категорий персональных данных и биометрических персональных данных.

5. Порядок и условия обработки персональных данных.

В случае необходимости взаимодействия с третьими лицами в рамках достижения целей обработки персональных данных рекомендуется указывать условия передачи данных в адрес третьих лиц – например, наличие договора поручения на обработку персональных данных, в том числе находящихся за пределами Российской Федерации (трансграничная передача). При этом рекомендуется указать конкретное наименование и местонахождение соответствующих третьих лиц, цели осуществляемой (трансграничной) передачи, объем передаваемых данных, перечень действий по их обработке, способы и иные условия обработки, включая требования к защите обрабатываемых персональных данных.

Кроме того, оператор вправе передавать персональные данные органам дознания и следствия, иным уполномоченным органам по основаниям, предусмотренным действующим законодательством РФ.

Рекомендуется указывать сведения о соблюдении требований конфиденциальности персональных данных, установленных ст. 7 Закона № 152-ФЗ, а также о принятии оператором мер, предусмотренных ч. 2 ст. 18.1, ч. 1 ст. 19 Закона № 152-ФЗ.

Условием прекращения обработки персональных данных может являться достижение целей обработки, истечение срока действия согласия или отзыв согласия субъекта данных на их обработку, выявление неправомерной обработки персональных данных.

Хранение персональных данных рекомендуется осуществлять в форме, позволяющей определить субъекта данных, и не дольше, чем требуют цели обработки персональных данных, кроме случаев, когда срок хранения данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных.

К сведению: при осуществлении хранения персональных данных оператор обязан использовать базы данных, находящиеся на территории РФ, в соответствии с ч. 5 ст. 18 Закона № 152-ФЗ.

6. Актуализация, исправление, удаление и уничтожение персональных данных, ответы на запросы субъектов на доступ к персональным данным.

В случае подтверждения факта неточности данных или неправомерности их обработки персональные данные подлежат их актуализации оператором, а обработка должна быть прекращена (ст. 21 Закона № 152-ФЗ).

При достижении целей обработки персональных данных, а также в случае отзыва субъектом данных согласия на их обработку они подлежат уничтожению, если:

    иное не предусмотрено договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных;

    оператор не вправе осуществлять обработку без согласия субъекта персональных данных на основаниях, предусмотренных Законом № 152-ФЗ или иными федеральными законами;

    иное не предусмотрено другим соглашением между оператором и субъектом персональных данных.

Оператор обязан сообщить субъекту персональных данных или его представителю информацию об осуществляемой им обработке персональных данных такого субъекта по запросу последнего (ст. 20 Закона № 152-ФЗ).

Кроме этих разделов, в Политику рекомендуется включать регламент(ы) реагирования на запросы, обращения субъектов персональных данных и их представителей, уполномоченных органов по поводу неточности персональных данных, неправомерности их обработки, отзыва согласия и доступа субъекта персональных данных к своим данным, а также соответствующие формы запросов, обращений.

Политика утверждается приказом работодателя. Если принимается новая Политика, приказом следует отменить предыдущую и утвердить новую редакцию Политики.

С Политикой необходимо ознакомить всех работников организации под подпись.

В связи с постоянным развитием компьютерных технологий защите персональных данных уделяется все больше внимания. Сейчас практически каждая организация имеет свой сайт и не просто размещает на нем те или иные сведения, но и осуществляет через него обмен информацией, в том числе персональными данными. При этом на сегодняшний момент Политика мало кем из организаций опубликована.

Еще раз обращаем внимание, что Политика – это отдельный документ, который должен быть у каждого оператора персональных данных, не считая других обязательных локальных актов в сфере обработки и защиты персональных данных. Если у вас еще его нет, его следует разработать, а если есть – привести в соответствие с Рекомендациями. И не стоит относиться к этому формально, ограничиваясь общими нормами Закона № 152-ФЗ, поскольку при проверке будет учитываться не только сам факт наличия Политики, но и то, насколько она соответствует реальному положению дел в области обработки персональных данных в конкретной организации.

Государственные органы и работодатели обращают особое внимание на работу с персональными данными граждан и работников. Забота о безопасности информации и обеспечение конфиденциальности личных сведений – важный аспект для функционирования любого предприятия или учреждения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что относится

ФЗ №152 устанавливает понятие персональных данных (ПД). Это любая информация, относящаяся к субъекту, а также позволяющая идентифицировать его личность прямо или косвенно. Законодательство не устанавливает конкретный перечень сведений, которые можно отнести к персональным данным.

В сфере трудовых взаимоотношений к ПД можно отнести:

  • паспортные данные;
  • дату рождения;
  • место проживания и адрес фактической регистрации;
  • номер ИНН или СНИЛС;
  • сведения об образовании;
  • сведения о стаже работы и т.д.

К ПД также можно отнести:

  • условия и нюансы трудового соглашения;
  • данные о воинском учете;
  • данные из медицинской карты;
  • социальные выплаты;
  • информация о наградах или дисциплинарных взысканиях.

Все это должно храниться в личном деле сотрудника и не может быть использовано против него. Информация также не может быть передана третьим лицам без согласия этого работника.

Любой работодатель является оператором по обработке ПД, то есть работодатель отвечает за сбор, хранение и накопление любых данных по отношению к сотруднику.

Обработка данных может проводиться руководителем или сотрудником отдела кадров вручную или с применением автоматизированных технологий. Конфиденциальность должна сохраняться как на время фактической работы физлица на предприятии, так и по завершению трудовой деятельности.

ФЗ №125 обязует предприятия хранить личные дела сотрудников в архиве в течение 75 лет. В течение этого периода никакая информация не может быть передана третьим лицам или использована в корыстных целях. Комплекс соответствующих мер должен быть направлен на конфиденциальность.

Как составить положение

Необходимость создания конфиденциальности и порядок работы с персональными данными должен быть отражен в Политике обработки ПД.

На 2019 год положение о защите ПД имеет следующую структуру:

  1. Общие положения с указанием целей и задач документа, а также с перечнем основных нормативно правовых актов, на основании которых создана политика конфиденциальности.
  2. Основные понятия с расшифровкой терминов и значений, используемых в документе.
  3. Состав ПД, включая перечень личных сведений работников.
  4. Условия обработки ПД внутри конкретного предприятия, на основании законодательства РФ.
  5. Список документов, предъявляемых работником работодателю, в которых содержится личная информация.
  6. Порядок доступа к информации, включая условия как для внутреннего, так и для внешнего обращения к базе данных и личным делам.
  7. Защита ПД, включая поэтапный комплекс мер, направленных на формирование полной конфиденциальности и создания безопасности хранения информации.
  8. Права и обязанности сотрудника в отношении обработки ПД, а также условия для внесения изменений и необходимость уведомления об этих изменениях.
  9. Ответственность за нарушение конфиденциальности, включая разъяснения различных случаев и меры наказания на основании законодательства РФ.

Как ввести в действие

Введение политики обработки ПД в действие проходит в несколько этапов:

  1. Разработка политики и согласование содержания документа с руководителями подразделений и юристами.
  2. Утверждение политики как нормативного акта. Утвердить документ должен глава предприятия путем издания приказа. При внесении в акт изменений также необходим соответствующий приказ.
  3. Ознакомление сотрудников предприятия с приказом и политикой. Также с документами должны быть ознакомлены не только уже работающие сотрудники, но и вновь нанятый персонал.
  4. Подтвердить ознакомление с текстом документа личной подписью сотрудника в специальном журнале. Подтверждение не обязательно и производится на усмотрение работодателя.

На практике руководитель и любой сотрудник предприятия должен иметь возможность обратиться к тексту положения при необходимости. Для удобства использования многие крупные предприятия выкладывают нормативные документы в ресурс общего корпоративного доступа.

В случае, если в данный момент положение о конфиденциальности персональных данных отсутствует, необходимо незамедлительно его разработать и согласовать со всеми инстанциями. Грамотно составленный документ поможет избежать многих проблем и разногласий.

Какие могут быть нарушения

Варианты нарушений и возможные санкции рассмотрены в таблице:

Нарушение

Санкции для физлиц

Санкции для должностных лиц

Санкции для юрлиц

Обработка ПД в «других» целях. Например, передача сторонним предприятиям или рекламным компаниям. Предупреждение или штраф в размере 1-3 тыс. рублей Предупреждение или штраф в размере 5-10 тыс. рублей Предупреждение или штраф в размере 30-50 тыс. рублей
Обработка ПД без согласия. Согласие должно быть предоставлено в письменном виде и заверено личной подписью физлица. Также обязательно присутствие даты заполнения документа и срока действия. Штраф в размере 3-5 тыс. рублей Штраф в размере 10-20 тыс. рублей Штраф в размере 15-75 тыс. рублей
Отсутствие доступа к положению о ПД сотрудникам предприятия в любое время при необходимости. Штраф в размере 700 – 1 500 рублей Штраф в размере 3-6 тыс. рублей Штраф в размере 5-10 тыс. рублей для ИП и 15-30 тыс. рублей для организаций
Сокрытие информации от владельца данных об изменениях в ПД или политике. Штраф в размере 4-6 тыс. рублей Штраф в размере 5-10 тыс. рублей Штраф в размере 20-40 тыс. рублей
Нарушение сохранности ПД, в следствие чего третьи лица могли получить информацию. Штраф в размере 700 – 2 000 рублей Штраф в размере 4-10 тыс. рублей Штраф в размере 10-20 тыс. рублей для ИП и 25-50 тыс. рублей для организаций

Таким образом, передача личной информации работодателю или в другие учреждения должна сопровождаться заполнением согласия на обработку личных данных.

При этом получатель согласия не вправе распространять персональные сведения после оказания услуги или после увольнения в течение нескольких десятков лет. Если же процедура обработки информации или конфиденциальность будет нарушена, потерпевший может обратиться в суд для разъяснения ситуации.

УТВЕРЖДЕНА приказом ЗАО «ПФ «СКБ Контур» от 29.12.2012 № 299

1. Назначение и область действия

1.1. Настоящий документ (далее — Политика) определяет цели и общие принципы обработки персональных данных, а также реализуемые меры защиты персональных данных в ЗАО «ПФ «СКБ Контур» (далее — Оператор). Политика является общедоступным документом Оператора и предусматривает возможность ознакомления с ней любых лиц.

1.2. Политика действует бессрочно после утверждения и до ее замены новой версией.

1.3. В Политике используются термины и определения в соответствии с их значениями, как они определены в ФЗ-152 «О персональных данных».

1.4. Политика распространяется на всех сотрудников Оператора (включая работников по трудовым договорам и сотрудников, работающих по договорам подряда) и все структурные подразделения Общества, включая обособленные подразделения. Требования Политики также учитываются и предъявляются в отношении иных лиц при необходимости их участия в процессе обработки персональных данных Оператором, а также в случаях передачи им в установленном порядке персональных данных на основании соглашений, договоров, поручений на обработку.

2. Сведения об обработке персональных данных

2.1. Обработка персональных данных Оператором ведется смешанным способом: с использованием средств автоматизации и без.

2.2. Действия с персональными данными включают сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

2.3. Обработка персональных данных осуществляется Оператором на законной и справедливой основе, правовыми основания для обработки являются:

  • заключение трудовых отношений с физическими лицами;
  • выполнение договорных обязательств Оператора;
  • выполнение функций удостоверяющего центра;
  • соблюдение действующего трудового, бухгалтерского, пенсионного, иного законодательства Российской Федерации.
  • физические лица, состоящие в трудовых и гражданско-правовых отношениях с Оператором;
  • физические лица, состоящие в трудовых и гражданско-правовых отношениях с контрагентами Оператора;
  • кандидаты на замещение вакантных должностей.

2.6. Для указанных категорий субъектов могут обрабатываться: фамилия, имя, отчество; год, месяц, дата рождения; место рождения, адрес; семейное положение; социальное положение; имущественное положение; образование; профессия; доходы; ИНН, СНИЛС, контактная информация (телефон, адрес электронной почты), иные сведения, предусмотренные типовыми формами и установленным порядком обработки.

2.7. При обработке обеспечиваются точность персональных данных, их достаточность и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. При обнаружении неточных или неполных персональных данных производится их уточнение и актуализация.

2.8. Для персональных данных, не являющихся общедоступными, обеспечивается конфиденциальность.

2.9. Обработка и хранение персональных данных осуществляются не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если отсутствуют законные основания для дальнейшей обработки, например, если федеральным законом или договором с субъектом персональных данных не установлен соответствующий срок хранения. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию при наступлении следующий условий:

  • достижение целей обработки персональных данных или максимальных сроков хранения — в течение 30 дней;
  • утрата необходимости в достижении целей обработки персональных данных — в течение 30 дней;
  • предоставление субъектом персональных данных или его законным представителем подтверждения того, что персональные данные являются незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки — в течение 7 дней;
  • невозможность обеспечения правомерности обработки персональных данных — в течение 10 дней;
  • отзыв субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, если сохранение персональных данных более не требуется для целей обработки персональных данных — в течение 30 дней;
  • отзыв субъектом персональных данных согласия на использование персональных данных для контактов с потенциальными потребителями при продвижении товаров и услуг — в течение 2 дней;
  • истечение сроков исковой давности для правоотношений, в рамках которых осуществляется либо осуществлялась обработка персональных данных;
  • ликвидация (реорганизация) Оператора.

2.10. Обработка персональных данных на основании договоров и иных соглашений Оператора, поручений Оператору и поручений Оператора на обработку персональных данных осуществляется в соответствии с условиями этих договоров, соглашений Оператора, а также соглашений с лицами, которым поручена обработка или которые поручили обработку на законных основаниях. Такие соглашения могут определять, в частности:

  • цели, условия, сроки обработки персональных данных;
  • обязательства сторон, в том числе меры по обеспечению конфиденциальности;
  • права, обязанности и ответственность сторон, касающиеся обработки персональных данных.

2.11. В случаях, не предусмотренных явно действующим законодательством или договором, обработка осуществляется после получения согласия субъекта персональных данных. Согласие может быть выражено в форме совершения действий, принятия условий

договора-оферты, проставления соответствующих отметок, заполнения полей в формах, бланках, или оформлено в письменной форме в соответствии с законодательством. Обязательным случаем получения предварительного согласия является, например, контакт с потенциальным потребителем при продвижении товаров и услуг Оператора на рынке.

2.12. Оператор зарегистрирован в реестре уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных за номером № 09-0066830. В реестре указаны сведения об Операторе, в том числе: полное наименование, контактная информация для обращений, сведения об обработке персональных данных и мерах по обеспечению безопасности.

3. Меры по обеспечению безопасности персональных данных

3.1. Оператор предпринимает необходимые правовые, организационные и технические меры для обеспечения безопасности персональных данных для их защиты от несанкционированного (в том числе, случайного) доступа, уничтожения, изменения, блокирования доступа и других несанкционированных действий. К таким мерам, в частности, относятся:

  • назначение сотрудников, ответственных за организацию обработки и обеспечение безопасности персональных данных;
  • проверка наличия в договорах и включение при необходимости в договоры пунктов об обеспечении конфиденциальности персональных данных;
  • издание локальных актов по вопросам обработки персональных данных, ознакомление с ними работников, обучение пользователей;
  • обеспечение физической безопасности помещений и средств обработки, пропускной режим, охрана, видеонаблюдение;
  • ограничение и разграничение доступа сотрудников и иных лиц к персональным данным и средствам обработки, мониторинг действий с персональными данными;
  • определение угроз безопасности персональных данных при их обработке, формирование на их основе моделей угроз;
  • применение средств обеспечения безопасности (антивирусных средств, межсетевых экранов, средств защиты от несанкционированного доступа, средств криптографической защиты информации), в том числе прошедших процедуру оценки соответствия в установленном порядке;
  • учёт и хранение носителей информации, исключающее их хищение, подмену, несанкционированное копирование и уничтожение;
  • резервное копирование информации для возможности восстановления;
  • осуществление внутреннего контроля за соблюдением установленного порядка, проверка эффективности принятых мер, реагирование на инциденты.

4. Права субъектов персональных данных

4.1. Субъект персональных данных имеет право отозвать согласие на обработку персональных данных, направив соответствующий запрос Оператору по почте или обратившись лично.

4.2. Субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей:

  • подтверждение факта обработки персональных данных Оператором;
  • правовые основания и цели обработки персональных данных;
  • цели и применяемые Оператором способы обработки персональных данных;
  • наименование и место нахождения Оператора, сведения о лицах (за исключением сотрудников/работников Оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с Оператором или на основании федерального закона;
  • обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен федеральным законом;
  • сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;
  • порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных»;
  • информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;
  • наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению Оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;
  • иные сведения, предусмотренные Федеральным законом «О персональных данных» или другими федеральными законами.

4.3. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

4.4. Если субъект персональных данных считает, что Оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований Федерального закона «О персональных данных» или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций — Роскомнадзор) или судебном порядке.

4.5. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.

5. Роли и ответственность

5.1. Права и обязанности Оператора определяются действующим законодательством и соглашениями Оператора.

5.2. Контроль исполнения требований настоящей Политики осуществляется ответственным за организацию обработки персональных данных и Отделом информационной безопасности Оператора в пределах их полномочий.

5.3. Ответственность лиц, участвующих в обработке персональных данных на основании поручений Оператора, за неправомерное использование персональных данных устанавливается в соответствии с условиями заключенного между Оператором и контрагентом гражданско-правового договора или Соглашения о конфиденциальности информации.

5.4. Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, несут материальную, дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в порядке, установленном федеральными законами, локальными актами, соглашениями Оператора.

5.5. Политика разрабатывается ответственным за организацию обработки персональных данных и вводится в действие после утверждения руководителем Оператора. Предложения и замечания для внесения изменений в Политику следует направлять по адресу . Политика пересматривается ежегодно для поддержания в актуальном состоянии и актуализируется по мере необходимости.