Правоотношения субъектов хозяйственной деятельности в строительстве. III

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Казанский институт (филиал)

Российского государственного торгово-экономического университета

На тему: "Хозяйственные правоотношения"

По дисциплине: Хозяйственное право

Выполнила: студентка 4 курса

Факультета менеджмент

организации, 41 группы

Хуснутдинова Г.Р.

Преподаватель: Закиров Р.Ю.

Казань – 2009



1. Понятие,
признаки и содержание хозяйственных правоотношений

2. Виды

3. Основания
предпринимательских правоотношений

Заключение

Список
использованной литературы



Введение

Переход к рынку оказался для России тяжким испытанием,
поскольку она устремилась в новую цивилизацию, имея за плечами слишком долгий
опыт командно-административных методов руководства экономикой. Страну
захлестывала рыночная стихия, несущая людям моральные и материальные потери. В
этих условиях основными действующими лицами в экономике страны становятся
предприниматели.

Для того чтобы сдерживать эту стихию, необходимы новые формы
и методы государственного регулирования рынка, имущественных отношений
предпринимателей.

За годы реформ юридическое понимание предпринимательства
претерпело существенные изменения.

Согласно п.1 ст.2 ныне действующего Гражданского кодекса
Российской Федерации предпринимательская деятельность – это самостоятельная,
осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое
получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ
или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном
законом порядке.

Предпринимательские правоотношения представляют собой форму
существования предпринимательского права.

Правоотношения каждой отрасли права имеют свои субъекты,
специфические объекты, а также выделяющиеся по своему содержанию и конструкции
субъективные права и юридические обязанности.



1. Понятие, признаки и содержание хозяйственных
правоотношений

Под предпринимательскими правоотношениями понимаются
урегулированные нормами предпринимательского права общественные отношения,
возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с
ней связанной деятельности организационно-имущественного характера, а также
отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности.

Эти отношения подразделяются на две группы:

1) собственно предпринимательские отношения (горизонтальные
отношения, т.е. отношения предприниматель – предприниматель);

2) некоммерческие отношения (вертикальные отношения, т.е. отношения
предприниматель – орган управления).

Вместе эти группы образуют хозяйственно-правовые отношения,
единый хозяйственно-правовой оборот.

В основе горизонтальных (имущественных) отношений
предпринимателей лежит юридическое равенство сторон. Права и обязанности
сторон, как правило, возникают из договора.

Во вторую группу входят отношения некоммерческого характера,
но тесно связанные с предпринимательскими, например, отношения, связанные с
образованием предприятия (предпринимателя), лицензированием и т.д.

В эту группу отношений включены отношения по
государственному регулированию рыночной экономики. Это отношения по поддержке
конкуренции и ограничению монополистической деятельности, правового
регулирования ценообразования и т.д. Для них характерна обязательность
адресованных предпринимателям управленческих актов, принятых в пределах
компетенции органа управления.

В сфере экономики эти две группы отношений тесно
взаимодействуют, что обусловливает взаимосвязь и взаимозависимость нормативных
актов и нормативных предписаний, регулирующих отношения хозяйствования и
управления ими.

Особенности хозяйственных правоотношений:

Хозяйственные правоотношения – это один из видов
общественных отношений;

хозяйственные правоотношения всегда носят правовой характер,
так как возникают на основе норм права;

эти правоотношения всегда складываются по поводу и в связи с
осуществлением предпринимательской деятельности;

эти правоотношения возникают между субъектами
предпринимательской деятельностью и распространяются на лиц, которые
осуществляют эту деятельность без регистрации;

предпринимательские правоотношения носят комплексный
межотраслевой характер, т.к сочетают в себе частно-правовые и публично-правовые
средства;

хозяйственные правоотношения одновременно выступают и в
качестве отрасли права и в качестве нормы основных отраслей права;

эти правоотношения тесно взаимосвязаны с другими
правоотношениями.

Как любые другие общественные отношения урегулированные
нормами права, предпринимательские отношения имеют определенную структуру и
включают в себя объект правоотношения, субъекты правоотношения и содержание
правоотношения.

Объект правоотношения – это то, по поводу чего
возникает правоотношение. К объектам предпринимательских прав относятся:

1) вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество;

2) действия обязанных субъектов;

3) собственная деятельность субъекта предпринимательского
права;

4) нематериальные блага, используемые при ведении
предпринимательской деятельности (фирменное наименование, товарный знак,
коммерческая тайна и др.).

Субъекты правоотношения – это конкретные его
участники, наделенные взаимными правами и обязанностями.

Особенность предпринимательских отношений по сравнению с
гражданскими отношениями – их субъектный состав. По субъектному составу
отношения, регулируемые ГК РФ, включают граждан, юридических лиц, Российскую
Федерацию, субъекты РФ и муниципальные образования

Граждане без образования юридического лица (ст.23 ГК РФ), а
также юридические лица могут заниматься предпринимательской деятельностью.

В предпринимательских отношениях за основу берется понятие
"хозяйствующий субъект".

Хозяйствующий субъект – это лицо, осуществляющее
предпринимательскую деятельность. Вместе с тем понятие "хозяйствующий
субъект" шире понятия "предприниматель", так как некоммерческая
организация – учебное заведение, – не будучи предпринимателем, может участвовать
в хозяйственном обороте.

Необходимо различать понятие "субъект
предпринимательского права" и "субъект предпринимательского
правоотношения". Субъекты предпринимательского права определяются в нормах
права общим "родовым" образом, как вообще граждане – предприниматели,
коммерческие и некоммерческие юридические лица, государство, Российская
Федерация, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления,
учреждения и организации и т.д. Они могут в течение длительного времени не
вступать ни с кем в предпринимательские "хозяйственные правоотношения.

Субъект же правоотношения всегда конкретен. Субъекты
предпринимательских правоотношений – наделенные обязанностями и правами в сфере
хозяйствования. Субъекты предпринимательского права могут быть субъектами
предпринимательских (хозяйственных) правоотношений, если имеются три условия:

а) предпринимательско-правовая норма, предусматривающая
права или/ и обязанности субъекта;

б) предпринимательская правоспособность и дееспособность
субъекта;

в) основание возникновения, изменения прекращения
правоотношения (юридический факт).

Права всегда субъективны, т.к. носят диспозитивный характер,
и их использование зависит от воли субъекта. Обязанности, как правило,
закреплены либо в нормативном правовом акте либо в договоре.

Для уяснения конструкции правоотношения в теории права
обычно прибегают к делению прав на абсолютные и относительные.

В абсолютном правоотношении субъекту права противостоит
неопределенное количество обязанных лиц с пассивной обязанностью не
препятствовать управомоченному лицу в осуществлении права. Таково право
организации на принадлежащее ей имущество, ведение бухгалтерского учета,
формирование себестоимости продукции и др.

Относительными являются права с корреспондирующей им
обязанностью у других субъектов. Такие правоотношения возникают, например, в
силу заключенных предпринимательских договоров.

Права и обязанности в конкретном правоотношении всегда взаимосвязаны.
Если у одного субъекта возникает какое-либо право, то у его контрагента
появляется соответствующая обязанность.



2. Виды предпринимательских правоотношений


объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

абсолютные вещные правоотношения;

абсолютно-относительные вещные правоотношения;

абсолютные правоотношения по ведению собственной
хозяйственной деятельности;

неимущественные предпринимательские правоотношения;

1. К абсолютным вещным правоотношениям относится право
собственности, которое дает его субъекту возможность владения, пользования и
распоряжения имуществом по своему усмотрению в соответствии с законом. Оно
используется для осуществления хозяйственной деятельности на базе собственного
имущества государством, муниципальными образованиями, субъектами частной
собственности.

2. К абсолютно-относительным вещным правоотношениям
относятся право хозяйственного ведения, право оперативного управления. Они
являются абсолютно-относительными, потому что субъект такого права владеет,
пользуется и распоряжается имуществом "абсолютно", не сообразуя своих
возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном
правоотношении. Правоотношения такого рода складываются при предоставлении
государственного и муниципального имущества унитарным предприятиям.

3. Абсолютные правоотношения по ведению собственной
хозяйственной деятельности складываются по поводу ведения собственной
деятельности, которая и выступает как объект правоотношения. У субъекта,
ведущего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных
обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью ведения им
предпринимательской деятельности и не препятствовать ее реализации. Если
нормальное течение предпринимательства прерывается под влиянием третьих лиц или
в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим
субъектом права, абсолютное правоотношение превращается в относительное. Например,
если организация осуществляет свою деятельность с соблюдением норм по ведению
бухгалтерского учета, представлению бухгалтерской и статистической отчетности,
формированию себестоимости выпускаемой продукции по установленным правилам,
складывающееся при этом правоотношение имеет конструкцию абсолютного. Если
субъект нарушает установленные нормы, компетентные государственные органы могут
потребовать пресечения допущенных нарушений и возмещения убытков, наступивших
для государства. Правоотношение при этом трансформируется в относительное.

4. Неимущественные предпринимательские правоотношения
складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами
хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный
знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая
тайна и др. В ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающееся
правоотношение является абсолютным. При нарушении таких прав возникает
конкретное обязательство по их защите от нарушения и из неимущественного
правоотношения трансформируется в имущественное. Потерпевший, защищая свои
неимущественные права, может требовать от нарушителя возмещения убытков.

5. Хозяйственные обязательства заключаются в том, что
участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий. Обязанный
субъект обязан их исполнить, т.е. передать имущество, выполнить работы, оказать
услуги. Хозяйственные обязательства, в зависимости от того, какую сферу
взаимодействия субъектов предпринимательского права они обслуживают,
подразделяются на четыре основных вида1:

1) хозяйственно-управленческие;

2) внутрихозяйственные;

3) территориально-хозяйственные;

4) оперативно-хозяйственные.

При рассмотрении четырех основных видов хозяйственных
обязательств необходимо обратить внимание:

на основания возникновения;

на участников хозяйственных правоотношений;

на источники правового регулирования.

Хозяйственно-управленческие обязательства порождаются актами
государственных органов. Например, такие обязательства могут возникать в
результате издания антимонопольным органом актов о разделении (выделении) хозяйствующего
субъекта, издания акта налоговым органом и т.д.

Источниками правового регулирования отношений указанного
характера является весь массив нормативных актов, устанавливающих меры
государственного руководства и контроля за деятельностью хозяйствующих
субъектов и возможность применения мер для обеспечения публичного интереса. Среди
таких актов можно назвать Закон о конкуренции, Закон о техническом
регулировании и др.

Хозяйственно-управленческие обязательства возникают в соответствии
с законодательством о местном самоуправлении, и в первую очередь в соответствии
с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации".

Внутрихозяйственные обязательства возникают по горизонтали
между подразделениями хозяйствующих субъектов, а также по вертикали между ними
и самой организацией. Обязательства могут устанавливаться в силу актов хозяйственного
руководства, издаваемых организацией в адрес своих подразделений, и на основе
внутрихозяйственных договоров между цехами, участками, бригадами, звеньями. Эти
обязательства, как правило, не имеют товарно-денежной формы, но при
взаимодействии обособленных подразделений организаций, получивших право
открытия расчетных и текущих счетов, обязательства могут реализовываться и
непосредственно в товарно-денежной форме. Во внутрихозяйственных обязательствах
для одной стороны характерна обязанность выполнения работ, оказания услуг, а
для другой – обеспечение условий их выполнения. Взаимодействие может быть и
взаимным. Например, один цех предприятия взамен на получение услуги по ремонту
оборудования обязуется оказать другому цеху иные услуги.

Источниками правового регулирования обязательственного
внутрихозяйственного взаимодействия являются локальные нормативные акты.

Территориально-хозяйственные обязательства представляют
собой отношения территориальных субъектов (субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований) между собой и с организациями. Это обязательственные
отношения горизонтального характера на макроуровне.

Территориально-хозяйственные обязательства в подавляющем
большинстве случаев имеют основанием возникновения договор, и только в случаях,
прямо предусмотренных законом, – акт органа власти или местного самоуправления.
Согласно заданию или договору, хозяйствующий субъект обязуется произвести для
данного публичного образования конкретное количество продукции или товаров,
оказать определенный объем услуг, а соответствующее территориальное образование
имеет право требовать выполнения обязательств и, в свою очередь, обязуется
финансировать их выполнение.

Эти обязательства не всегда имеют товарно-денежную форму, но
носят стоимостной характер, поскольку все намечаемое в ней имеет количественное
и стоимостное выражение.

Оперативно-хозяйственные обязательства возникают между
несоподчиненными субъектами хозяйствования в силу хозяйственных договоров, ибо
основным средством сотрудничества в рыночных условиях стал договор. Плановые
увязки встречаются в особых случаях, прямо указанных в нормативных актах. Например,
директивное планирование применяется в отношении казенных предприятий.

3. Основания предпринимательских правоотношений


Юридический факт – это такие жизненные
обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или
прекращение правоотношений.

По волевому признаку юридические факты подразделяются на
действия и события. Поскольку нормами предпринимательского права регулируется
прежде всего деятельность, постольку правопорождающими фактами здесь предстают
преимущественно действия участников хозяйственных правоотношений. События
выступают чаще всего в роли правоизменяющих и правопрекращающих обстоятельств. Правопорождающими
события могут быть в отношениях страхования имущества и предпринимательских
рисков.

Действия – факты, зависящие от воли и сознания людей.
В свою очередь они делятся на:

правомерные, т.е. соответствующие требованиям
правовой нормы (например, заключение договора);

неправомерные, нарушающие предписания норм права (совершение
правонарушения). Например, указания органа государства, данные с превышением
компетенции, должны быть отнесены к числу неправомерных действий.

Правомерные действия в свою очередь подразделяются на юридические
акты
и юридические поступки .

Юридические акты это такие правомерные
действия, которые субъект совершает с целью достичь определённой цели:

Акты-предписания, акты-соглашения (договоры);

акты-разрешения;

акты одностороннего характера.

К числу первых относятся, например, предписания
антимонопольного органа. К актам-соглашениям следует отнести предпринимательские
договоры организаций. В результате одностороннего акта-заявления арбитражным
судом применяется исковая давность.

Юридические поступки – это такие правомерные
действия, которые совершаются без определённой цели, либо имеют определённую
цель, но в результате возникают непредусмотренные правоотношения.



Заключение

И так, хозяйственные правоотношения это урегулированные
нормами предпринимательского права общественные отношения, возникающие в
процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с ней связанной
деятельности организационно-имущественного характера, а также отношения по
государственному регулированию предпринимательской деятельности. Предпринимательские
отношения имеют определенную структуру и включают в себя объект
правоотношения, субъекты правоотношения и содержание правоотношения.

Предпринимательские правоотношения по их конструкции,
объектам и содержанию бывают: абсолютные вещные, абсолютно-относительные вещные,
абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности,
неимущественные предпринимательские правоотношения, хозяйственные обязательства.

Основанием возникновения, изменения или прекращения
предпринимательских правоотношений является юридический факт.



Список использованной литературы

1.
Ершова, И.В. Предпринимательское право. Учебник, М.: ИД "Юриспруденция",
2006.

2.
Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. Учебное пособие, – М.: Издательство
РДЛ, 2001. – 912 с.

3.
Беляева О.А. Предпринимательское право России. Курс лекций, М.: "Экзамен",
2006

4.
Гражданский кодекс РФ

Хозяйственные правоотношения

Понятие хозяйственных правоотношений. Субъекты хозяйственного права.

Возникновение гражданских прав и обязанностей субъектов хозяйственных отношений. Защита гражданских прав субъектов хозяйственных отношений.

Юридические лица как субъекты хозяйственных отношений. Понятия и виды юридического лица. Учредительные документы. Госрегистрация. Ответственность. Реорганизация. Ликвидация.

Хозяйственные товарищества и общества. Характеристика и организационно-правовые формы. Участники хозяйственных товариществ и обществ. Права и обязанности хозяйственных товариществ и обществ.

Организационно-правовые формы хозяйственных товариществ и обществ. Полное товарищество. Товарищество на вере. Общество с ограниченной ответственностью. Общество с дополнительной ответственностью. Акционерное общество.

Производственные кооперативы. Унитарные предприятия.

При раскрытии этой темы необходимо уяснить, что относится к хозяйственным правоотношениям и дать следующее определение: хозяйственные правоотношения - это урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, которые связаны взаимными правами и обязанностями. Они представляют собой правовую связь между субъектами, содержание которой составляют субъективные права и обязанности.

Субъектами (участниками) хозяйственных отношений могут быть:
- граждане и юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность;
- Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.
Права и обязанности субъектов в хозяйственных отношениях в соответствии со ст. 8 ГК РФ возникают:
- из договоров и иных сделок, предусмотренных законом или не противоречащих ему;
- из актов госорганов власти и органов местного самоуправления;
- из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
- в результате приобретения имущества на законных основаниях;
- в результате создания научной и (или) научно-технической продукции;
- вследствие причинения вреда другому лицу;
- вследствие неосновательного обогащения.

Защита гражданских прав субъектов хозяйственных отношений осуществляется в соответствии со ст. 12 ГК РФ путем:
- признания права;
- восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
- признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
- признания недействительным акта госоргана или акта органа местного самоуправления;
- самозащиты прав;
- присуждения к исполнению обязанности в натуре;
- возмещения убытков;
- взыскания неустойки;
- компенсации морального вреда;
- прекращения или изменения правоотношений;
- неприменения судом акта госоргана или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
- иными способами, предусмотренным законом.

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел в суде арбитражный суд или третейский суд, а в некоторых случаях, предусмотренных законом, - орган исполнительной власти и управления в административном порядке.

Студенту важно запомнить и дать признаки юридического лица - участника хозяйственных отношений. В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица разделяются на коммерческие и некоммерческие организации.
Учредительные документы юридического лица:
- устав (для акционерных обществ, унитарных предприятий);
- учредительный договор (для полных товариществ и товариществ на вере);
- устав и учредительный договор (для обществ с ограниченной ответственностью и дополнительной ответственностью).

Учредительный договор заключается, а устав утверждается его учредителями.
В соответствии со ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе, определяемом законом о госрегистрации юридических лиц. Данные госрегистрации включаются в Единый госреестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.
Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами в соответствии со ст. 57 ГК РФ.

Ликвидация юридического лица влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемника к другим лицам. Ликвидация предусмотрена в рамках ст. 61 ГК РФ. Ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый госреестр юридических лиц.

Необходимо помнить, что юридические лица в предпринимательстве выступают как хозяйственные товарищества и общества - это коммерческие организации с разделением на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Подробное понятие дается в ст. 66 ГК РФ.
Формы хозяйственных товариществ:
- полное товарищество;
- товарищество на вере (коммандитное товарищество).
Формы хозяйственных обществ:
- акционерное общество;
- общество с ограниченной ответственностью;
- общество с дополнительной ответственностью.
Участниками полных товариществ и полными товарищами на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица. Госорганы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.

Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Участники хозяйственного товарищества или общества вправе:
- участвовать в управлении делами товарищества или общества, за исключением предусмотренных законом случаев;
- получать информацию о деятельности товарищества или общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном учредительными документами порядке;
- принимать участие в распределении прибыли;
- получать в случае ликвидации товарищества или общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.
Участники хозяйственного товарищества или общества обязаны:
- вносить вклады в порядке, размерах, способами и в сроки, которые предусмотрены учредительными документами;
- не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности товарищества и общества.

Материалы для проведения практических (семинарских) занятий

2.1. Вопросы для обсуждения:
1. Субъекты (участники) хозяйственного права и возникновение гражданских прав и обязанностей субъектов хозяйственных отношений.
2. Пути защиты гражданских прав субъектов хозяйственных отношений.
3. Юридические лица как субъекты хозяйственных отношений.
4. Хозяйственные товарищества и хозяйственные общества.
5. Организационно-правовые формы хозяйственных товариществ и обществ.

2.2. Контрольные вопросы:
1. Признаки юридического лица.
2. Виды юридических лиц.
3. Учредительные документы юридического лица.
4. Формы хозяйственных товариществ.
5. Формы хозяйственных обществ.
6. Что может быть вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества?
7. Какие формы хозяйственных товариществ и обществ вы знаете?

2.3. Решение мини тестов по пройденной теме:
1. Подлежит ли юридическое лицо государственной регистрации?:
1.1. Нет, не подлежит;
1.2. Да, подлежит;
1.3. Такое требование не предусмотрено в законе.
2. Юридическое лицо отвечает по своим обязательствам:
2.1. Имуществом его учредителей;
2.2. Имуществом работающих в нем сотрудников;
2.3. Всем принадлежащим ему имуществом.
3. В каком нормативно-правовом акте предусмотрены вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица?
3.1. В Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации;
3.2. В Уголовном кодексе Российской Федерации;
3.3. В Гражданском кодексе Российской Федерации;
3.4. В Налоговом кодексе Российской Федерации.
4. Формы хозяйственных товариществ:
4.1. Смешанное товарищество;
4.2. Полное товарищество;
4.3. Вкладчики товарищества.
5. Формы хозяйственных обществ:
5.1. Коммерческое предприятие;
5.2. Производственное предприятие;
5.3. Акционерное общество.

Задача
Группа граждан-предпринимателей решила создать общество с ограниченной ответственностью и на общем собрании заключила учредительный договор. После внесения определенных вкладов денежных средств, Савельев, избранный руководителем общества, в соответствии со ст. 51 ГК РФ прибыл в налоговый орган для государственной регистрации общества, как юридическое лицо. Однако ему в госрегистрации было отказано.
Объясните в чем причина отказа и аргументируйте свой ответ в соответствии с гражданским законодательством.

2.4. Список рекомендуемой литературы для самостоятельного изучения темы и подготовки к семинару
Основная литература:
1. Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Издательский Дом "Инфра-М", 2001.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: "Приор-издат", 2005.

2. Учебная литература:
1. Дойников И.В. Хозяйственное (предпринимательское) право: новый курс. Учебник - М.: Изд-во "Приор", 2001.
2. Круглова Т.В. Хозяйственное право: Учебное пособие, 3-е издание перераб. и доп. - М.: Русская Деловая Литература, 2004.
3. Кашанина Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа "Инфра-М-Кодекс", 1995.
4. Попандопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право. Учебник. - М.: Юристъ, 2004.

Дополнительная литература:

1. Гражданское и предпринимательское право. Общая часть. Сборник документов. / Составитель Т.В. Богачева. - М.: Манускрипт, 1996.

2. Комментарии части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. /Редакторы В. Кузнецов, Т. Брагинская. - М.: Фонд "Правовая культура", 1995.

3. Мартемъянов В.С. Хозяйственное право. Т. 1. Общие положения. Курс лекций. - М.: БЕК, 1994.

4. Лаптев В.В. Проблемы предпринимательской (хозяйственной) правосубъектности // Государство и право, 1999, N11, с. 13 - 21.

5. Беляева О.А. Коммерческое право России: Курс лекций - М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.

6. Козлова Н.В. Организационные формы предпринимательства: достоинства и недостатки // Законодательство. - 1997. - N 2.

7. Бузанов В.Ю. Правовой режим коммерческих обозначений // Законодательство. - 2002. - N 1.

Под хозяйственными правоотношениями понимаются урегулированные нормами хозяйственного права общественные отношения, возникающие при осуществлении коммерческими и некоммерческими организациями, индивидуальными предпринима-телями предпринимательской деятельности, деятельности организационно-имущественного характера, создающей основу для будущей предпринимательской деятельности, а также при государ-ственном регулировании предпринимательской деятельности.

Основанием возникновения, изменения и прекращения хозяйственных правоотношений являются юридические факты. Юридические факты подразделяются на действия и события.

Действия зависят от воли субъекта хозяйствования и бывают правомерные (например, заключение договора) и неправомерные (например, указания государственного органа с превышением компетенции). В связи с тем что нормами хозяйственного права регулируется прежде всего деятельность субъектов хозяйствования, юридическими фактами чаще всего выступают действия участников хозяйственного оборота.

Можно выделить следующие виды правомерных действий:

- акты-предписания (акты антимонопольных органов, запреты, предписания о прекращении нарушения);

- акты-разрешения (свидетельство о государственной регистрации юридического лица, лицензии);

- акты-соглашения (договоры);

- акты одностороннего характера (перевод на предоплату, аккреди-тивную форму расчетов, действия, связанные с исполнением обязательств).

События как юридические факты не зависят от воли сторон и обычно являются правоизменяющими или правопрекращающими обстоятельства-ми (например, форс-мажорные обстоятельства вызывают невозможность исполнения договора, что влечет его прекращение или изменение).

Юридические факты приобретают правовое значение только при наличии соответствующего нормативного правового акта.

Юридический состав представляет собой совокупность юридических фактов, необходимых для возникновения, изменения или прекращения прав и обязанностей сторон. Например, для возникновения отношений по строительству объекта необходимо наличие отведенного земельного участка, проектно-сметной документации, разрешений соответствующих государственных органов, лицензии на осуществление деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений у подрядчика, договора строительного подряда.

Обязательными элементами правоотношения, в том числе и хозяйственного, являются субъекты, объекты и содержание (права и обязанности сторон).

В хозяйственном правоотношении в качестве субъектов участвуют коммерческие организации, некоммерческие организации, ведущие предпринимательскую деятельность, индивидуальные предприниматели, государство и его административно-территориальные единицы в лице соответствующих государственных органов, обладающих определенной компетенцией.

Объектами хозяйственных правоотношений могут быть:

Вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права;

Работы и услуги;

Охраняемая информация;

Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность);

Нематериальные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (например, право на товарный знак (знак обслуживания).

В юридической литературе хозяйственные правоотношения классифицируются по различным основаниям.

По конструкции, объектам и содержанию хозяйственные правоотношения можно классифицировать на:

- абсолютные вещные правоотношения (отношения собственности). Здесь субъект, реализуя свое право, не корреспондирует ни с одним конкретным лицом;

- абсолютно-относительные вещные правоотношения (отношения хозяйственного ведения, оперативного управления). Здесь субъект хозяйствования имеет абсолютные права на имущество, соотнося свои возможности только с собственником имущества, с которым он состоит в относительных правоотношениях. Объем прав субъекта хозяйствования на имущество в данном случае определяется собственником;

- абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности . Для этих отношений характерно то, что они складываются по поводу ведения субъектом хозяйствования собственной хозяйственной деятельности. У данного субъекта отсутствуют конкретные обязанные лица, однако все другие субъекты хозяйствования должны считаться с правом ведения хозяйственной деятельности и не препятствовать ей. Данные отношения становятся относительными при возникновении препятствий к осуществлению хозяйственной деятельности. В частности, если субъект хозяйствования нарушает установленные правовые нормы, компетентные государственные органы могут потребовать прекращения неправомерных действий, применить определенные санкции и т.п.;

- неимущественные абсолютные хозяйственные правоотношения . Складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности (товарный знак, знак обслуживания, информация, составляющая коммерческую тайну, и т.п.). Данные отношения являются абсолютными, поскольку никто, кроме субъекта, обладающим правом на неимущественное благо, не может без законных оснований пользоваться этим благом. При нарушении данных прав у потерпевшего субъекта хозяйствования возникает право на защиту своих интересов, возмещение убытков и отношение трансформируется из неимущественного абсолютного в имущественное относительное;

- относительные обязательственные хозяйственные правоотношения . В данном случае один из участников правоотношения вправе требовать от другого участника совершения соответствующих действий. Обязанное лицо должно их исполнить: передать имущество, выполнить работы, оказать услуги.

Последнюю группу хозяйственных правоотношений называют «хозяйственные обязательства» . Они подразделяются на четыре вида:

Хозяйственно-управленческие;

Оперативно-хозяйственные;

Территориально-хозяйственные;

Внутрихозяйственные.

Хозяйственно-управленческие обязательства представляют собой отношения по вертикали и возникают между органом, обладающим властными полномочиями, и подчиненным субъектом хозяйствования. Данные отношения порождаются актами государственных органов (например, решение антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) субъекта хозяйствования).

Оперативно-хозяйственные обязательства являются отношениями по горизонтали и возникают между равноправными субъектами хозяйствования в силу договоров. Подобные отношения имеют товарно-денежный характер.

Территориально-хозяйственные обязательства представляют собой отношения по горизонтали на макроуровне, поскольку возникают между:

Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами;

Административно-территориальными единицами;

Республикой Беларусь (административно-территориальными единицами) и субъектами хозяйствования.

Целью исполнения данных обязательств является прежде всего комплексное и эффективное развитие хозяйства и социально-культурной сферы. Основанием возникновения этих обязательств служит договор, а в случаях, прямо предусмотренных законом, - акт органа власти (управления). Территориально-хозяйственные обязательства не всегда имеют товарно-денежную форму, но всегда носят стоимостной характер. В качестве примера можно привести отношения по реализации программ поддержки предпринимательства, поставке товаров для государственных нужд, инвестиционные проекты и т.п.

Внутрихозяйственные обязательства возникают между подразделениями субъектов хозяйствования (по горизонтали), а также между подразделениями и самим субъектом хозяйствования (по вертикали) в силу локальных нормативных правовых актов (например, отношения между филиалами (представительствами) и головным субъектом хозяйствования).

Эти обязательства, как правило, не имеют товарно-денежной формы (не используются расчеты и банковские счета), реализуются с помощью средств бухгалтерского учета, охватывающих перемещение ценностей, выполнение работ, оказание услуг внутри организации.

Субъектами (участниками) регулируемых нормами права хозяйственных отношений являются граждане и юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Эти отношения регулируются преимущественно гражданским, административным и финансовым законодательством.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Оно определяет правовое положение участников гражданского (хозяйственного) оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на интеллектуальную собственность, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве.

Гражданское право использует помимо законодательных актов обычаи делового оборота, аналогии законов и аналогии права, что расширяет возможности формирования альтернативных правоотношений. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством. В случаях, когда отношения не могут быть урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применяемый к ним обычай делового оборота, используется закон, регулирующий сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

Права и обязанности сторон в хозяйственных отношениях, регулируемых гражданским правом (гражданские права и обязанности), возникают:

  • из договоров и иных сделок, предусмотренных законом или не противоречащих ему;
  • из актов государственных органов власти и органов местного самоуправления, предусмотренных законом в качестве основания для возникновения таких прав;
  • из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
  • в результате приобретения имущества на законных основаниях;
  • в результате создания научной и (или) научно-технической продукции;
  • вследствие причинения вреда другому лицу;
  • вследствие неосновательного обогащения.

Защита гражданских прав (прав участников хозяйственных отношений) осуществляется путем:

  • признания права;
  • восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
  • признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  • самозащиты прав;
  • присуждения к исполнению обязанности в натуре;
  • возмещения убытков;
  • взыскания неустойки;
  • компенсации морального вреда;
  • прекращения или изменения правоотношений;
  • неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
  • иными способами, предусмотренными законом.

Защиту нарушенных ил и оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел суд, арбитражный суд или третейский, а в некоторых случаях, предусмотренных законом, - орган исполнительной власти и управления в административном порядке.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Дайте понятие механизма управления.
  • 2. Назовите основное условие эффективности механизма управления.
  • 3. Какие механизмы входят в состав комплексного механизма управления? По какому принципу формируются эти механизмы?
  • 4. Охарактеризуйте правовой механизм управления.
  • 5. Каким образом и почему правовые нормы влияют на изменение мотивов деятельности работников организации? Покажите это на примере.
  • 6. Что понимается под «плотностью мотивации»?
  • 7. Какое требование к правовой норме является обязательным при выборе правовых норм для формирования правоотношений?
  • 8. Почему отрасль хозяйственного права имеет комплексный характер? Из норм каких отраслей права формируется хозяйственное право?
  • 9. Кто относится к субъектам (участникам) хозяйственных отношений?
  • 10. В каких случаях возникают права и обязанности участников хозяйственных отношений?
  • 11. Перечислите варианты возможной защиты гражданских прав.

Субъекты хозяйственной деятельности - это носители хозяйственных прав и обязанностей, наделенные компетенцией, обладающие обособленным имуществом, зарегистрированные в уставном порядке или легитимированные иным образом, осуществляющие хозяйственную деятельность, приобретающие права и обязанности от своего имени и несущие самостоятельную имущественную ответственность. Для того чтобы субъект хозяйственной деятельности являлся субъектом хозяйственных правоотношений необходимо: Наличие правовой нормы, предусматривающей возникновение прав и (или) обязанностей Наличие у субъекта хозяйственной правоспособности и хозяйственной дееспособности Наличие юридического факта - событие или действие, влекущее за собой образование прав. Существует несколько признаков, по которым классифицируются субъекты хозяйственной деятельности. Они могут быть: по форме собственности - государственные, муниципальные, частные; по происхождению капитала - национальные, иностранные, совместные; по размеру капитала - крупные, средние, малые; по образованию юридического лица - индивидуальные предприниматели, фермерские хозяйства, юридические лица. Субъект хозяйственной деятельности может быть создан путем учреждения нового или реорганизации существующего юридического лица (путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования). Далее в контрольной работе мной будут подробно рассмотрены виды субъектов хозяйственной деятельности, выделяемые по признаку «образование юридического лица». Субъекты хозяйственной деятельности без образования юридического лица Предпринимательской (хозяйственной) признается самостоятельная производственная деятельность, осуществляемая на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли (ст. 2 Гражданского Кодекса). Следовательно, гражданин (физическое лицо), работающий по трудовому договору, не является предпринимателем, т.к. он действует не на свой риск, а выполняет поручения работодателя. Необходимым условием для занятия гражданином предпринимательской (хозяйственной) деятельностью является его дееспособность и государственная регистрация в качестве предпринимателя. Государственная регистрация предпринимателя производится на основании его заявления, которое может быть послано и по почте. В заявлении указываются виды деятельности, которыми гражданин намерен заниматься. Регистрация производится в день поступления документов. Основанием отказа может быть недееспособность предпринимателя, намерение заняться запрещенной законом деятельностью или отсутствие лицензии, если она нужна. Отказ или уклонение от регистрации могут быть обжалованы заявителем в судебном порядке. После уплаты регистрационного сбора заявителю выдается свидетельство, которое является основным документом, удостоверяющим его право на предпринимательскую деятельность. Свидетельство выдается на определенный срок. В нем указываются виды деятельности, которыми вправе заниматься предприниматель. Для занятия предпринимательской деятельностью необходима полная дееспособность. Следовательно, самостоятельно заниматься этим граждане могут по достижении 18 лет, если они не ограничены в дееспособности по состоянию здоровья вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами. Последние могут заниматься предпринимательской деятельностью с согласия попечителя. Лицо, вступившее в брак до достижения 18 лет, признается полностью дееспособным и поэтому вправе самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью. То же относится к эмансипированным которые занимаются предпринимательской деятельностью, за исключением той, для которой федеральным законом установлен возрастной ценз. Правоспособность индивидуального предпринимателя практически приравнена к правоспособности юридических лиц - коммерческих организаций. Он может иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом Деятельность предпринимателя может основываться на наемном труде, что вытекает из Гражданского Кодекса. Однако он не вправе создавать предприятия, оставаясь собственником переданного им имущества, так как после введения в действие Гражданского Кодекса коммерческие организации могут создаваться исключительно в тех организационно - правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 Гражданского Кодекса. Индивидуальные предприниматели могут вести производственную деятельность коллективно на основании договора простого товарищества, в силу которого двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели. В соответствии со ст.2 ХК Украины участниками правоотношений в сфере хозяйствования являются субъекты хозяйствования, потребители, органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией, а также граждане, общественные и другие организации, которые выступают учредителями субъектов хозяйствования либо осуществляют относительно их организационно-хозяйственные полномочия на основе отношений собственности. В ч.2 ст.55 ХК Украины субъектами хозяйствования признаются:

  • 1) хозяйственные организации - юридические лица, созданные в соответствии с ГК Украины
  • 2) граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в соответствии с законом в качестве предпринимателей;
  • 3) филиалы, представительства, другие обособленные подразделения хозяйственных организаций,

Понятие субъекта хозяйственного права обосновано теорией хозяйственного права, которая исходит из того, что субъектами хозяйственного права есть участники хозяйственных отношений, т.е. организации и их структурные подразделы. Отдельные граждане, если они осуществляют предпринимательство без создания предприятия, также должны признаваться субъектами хозяйственного права, а не субъектами гражданского права, как считалось раньше, хотя их правовой статус нуждается в детальном исследовании.

Среди организаций - субъектов хозяйственного права можно выделить: а) организации, которые в виде профессионального промысла вырабатывают и реализуют для общественных (не собственных) потребностей продукцию, выполняют работы, предоставляют услуги; б) организации - потребители результатов хозяйственной деятельности; в) организации, которые осуществляют профессиональную управленческую деятельность в экономике.

Субъекты хозяйственного права действуют или как владельцы основных средств производства (например, кооперативы, хозяйственные общества), или как хозяйствующие субъекты, основанные собственниками (например, государственное предприятие, частное предприятие, предприятие, основанное кооперативом). Управленческие организации - министерства, ведомства - определенные законом как уполномоченные владельцем (владельцами) органы (ст. 33 Закона Украины "О собственности", ст. 5 Закона Украины "О предприятиях в Украине"). Субъекты хозяйственного права имеют ряд признаков правосубъектности, закрепленных хозяйственным законодательством.

Во-первых, эти субъекты имеют определенную организационно-правовую форму, в которой осуществляется хозяйственная или управленческая деятельность.

Организационно-правовую форму можно определить как предусмотренную или санкционированную правом организационную структуру, в которой действует субъект хозяйственного права. Это или одна из форм предприятия, или учреждение (например, министерство), или организация (например, объединение граждан, которое является участником хозяйственных отношений).

По общему правилу, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации отдельных организационных форм субъектов хозяйственного права определяется законодательством Украины (предприятия, объединение предприятий, министерства и т.п.). Кроме того, предприниматель имеет право выбора организационно-правовой формы своего предприятия. Это может быть одна из предусмотренных законом форм или даже и не предусмотренная (например, заимствованная из-за границы). В этом случае предприниматель руководствуется Законом Украины "О предпринимательстве" и своим уставом.

Вторым признаком субъекта хозяйственного права есть то, что он имеет юридически отделенное и закрепленное за ним имущество в форме основных фондов, оборотных средств, других ценностей. Т.е. в имущественном отношении субъект хозяйственного права есть самостоятельным и не зависит в своих решениях от основателей и участников. Имущество субъекта хозяйственного права отделяется и закрепляется за ним в правовой форме, элементами которой хозяйственное право определило учредительные документы (учредительный договор, устав, акт о создании, положении) субъекта, самостоятельный или сведенный (для хозяйственных объединений) баланс, который отображает стоимость имущества субъекта в целом, текущий и другие счета в банках.

Правом собственности и хозяйственным законодательством относительно управления имуществом определяется правовой титул, за которым имущество принадлежит субъекту. Это может быть право собственности, право полного хозяйственного ведения (в частности, относительно государственных предприятий), право оперативного управления (относительно министерств, других государственных учреждений и организаций, которые находятся на государственном бюджете, относительно казенных предприятий), право аренды (арендные и другие предприятия, образованные на базе арендованного имущества).

Третьим, сугубо юридическим признаком субъекта хозяйственного права есть его хозяйственная правосубъектность. Субъект хозяйственного права имеет основанную на законе возможность приобретать от своего имени имущественные и личные неимущественные права, вступать у обязательство, выступать в судебных органах. Правосубъектность субъекта хозяйственного права доктринально определяется как хозяйственная компетенция, т.е. совокупность установленных законодательством и приобретенных в хозяйственном правоотношении прав и обязанностей. Субъекты хозяйственного права (кроме подразделов организаций и граждан-предпринимателей) являются юридическими лицами.

Итак, субъекты хозяйственного права - это организации, которые на основе юридическое отделенного имущества в пределах своей хозяйственной компетенции непосредственно осуществляют хозяйственную деятельность и использование ее результатов или управленческую деятельность в экономике.

Хозяйственное законодательство и право регулирует условия создания и деятельности разных видов субъектов. Каждый вид имеет законодательно определенные название и правовое положение. Субъектов хозяйственного права классифицируют на виды согласно объективному материальному критерию. Таким критерием законодатель считает содержание деятельности или функции субъекта, которые он выполняет в экономической системе Украины.

Учитывая особенности функций, хозяйственное законодательство определяет правовое положение таких субъектов хозяйственного права, как: 1) предприятия и их структурные подразделы; 2) объединение предприятий; 3) финансовые и посреднические институты; 4) граждане-предприниматели; 5) органы государственной исполнительной власти в экономике. Кроме того, в каждой из этих групп учитываются особенности правового положения отдельных видов субъектов хозяйственного права.

Предприятия согласно их функциям занимают главное место в экономике. С учетом социально-экономической роли предприятий законодатель квалифицирует их как основное организационное звено народного хозяйства Украины. Такая квалификация обусловлена тем, что предприятие является хозяйственной организацией, хозяйствующим субъектом. Коротко предприятие определяется как хозяйствующий субъект, который создается для осуществления хозяйственной деятельности с целью получения прибыли, которая имеет необходимые для этого полномочия и регистрируется в определенном законом порядке как коммерческое юридическое лицо. Термина "предприятие" в зарубежном коммерческом праве отвечают понятие "компания" или "корпорация".

Субъектами хозяйственной деятельности есть также подразделы предприятий (ст. 7 Закона Украины "О предприятиях в Украине") и других хозяйственных организаций. Они создаются самыми организациями для определенной хозяйственной деятельности. Функции и компетенцию таких субъектов определяют предприятия в положениях о них. Положения утверждают органы управления организаций. Эти субъекты не регистрируются как юридические лица.

Вторым видом субъектов хозяйственного права есть объединения предприятий, которые определяется как хозяйственная организация, создаваемая на добровольных началах двумя и больше предприятиями для общего выполнения делегированных участниками производственных, коммерческих, научных и других определенных уставом (договором) функций и зарегистрированная как юридическое лицо. Объединениями согласно законодательству являются ассоциации, корпорации, концерны, консорциумы и другие производственно-хозяйственные комплексы. Специфическим видом хозяйственного объединения есть промышленно-финансовая группа. Объединение предприятий создается лишь в том случае, если это не противоречит антимонопольному законодательству Украины.

Третьим видом субъектов хозяйственного права есть так называемые финансовые и посреднические институты, которые принадлежат к инфраструктуре рынка. Общая черта, которая их объединяет, - обслуживание рынка. Финансовый институт можно определить как организацию, которая основывается в форме акционерного или другого общества и регистрируется как юридическое лицо, которое обеспечивает функционирование рынков товаров и капиталов. Такие акционерные и другие хозяйственные общества осуществляют кредитование хозяйствующих субъектов, инвестирование объектов предпринимательства и другой деятельности, предоставляют страху, коммерческие и посреднические услуги. Названия этих субъектов определяются в зависимости от вида деятельности: банки, инвестиционные фонды, инвестиционные компании, страховые компании, товарные и фондовые биржи, доверительные общества и т.п..

Четвертым видом субъектов хозяйственного права есть граждане-предприниматели (граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства). Эти лица имеют право осуществлять предпринимательскую хозяйственную деятельность в любых организационных формах по их выбору (ст. 6 Закона Украины "О предпринимательстве"). В частности, если деятельность физический лиц осуществляется с привлечением нанимаемой работы, она регистрируется как частное предприятие.

Пятым видом субъектов хозяйственного права есть органы власти и органы административно-хозяйственного управления и контроля. Согласно Закону Украины "О защите экономической конкуренции" от 11 января 2001 г. органы власти - это министерства и другие центральные органы исполнительной власти, Верховная Рада Автономной Республики Крым и органы исполнительной власти Автономной Республики Крым, государственные органы, которые осуществляют регулирование деятельности субъектов естественных монополий, рынка ценных бумаг, государственные органы приватизации, Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания, местные органы исполнительной власти; органы административно-хозяйственного управления и контроля - это субъекты хозяйствования, объединение, другие лица в части выполнения ими функций управления или контроля в пределах делегированных им полномочий органов власти или органов местного самоуправления; Вышестоящим органом в системе органов исполнительной власти есть Кабинет Министров Украины, который направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти. Кабинет Министров может образовывать правительственные органы государственного управления (департаменты, службы, инспекции), которые действуют в составе соответствующего центрального органа исполнительной власти. Правительственные органы государственного управления осуществляют: управление отдельными подотраслями или сферами деятельности; контрольно-надзорные функции; регулятивные и разрешительно-регистрационные функции относительно физических и юридических лиц.

К системе центральных органов исполнительной власти входят министерства, государственные комитеты (государственные службы) и центральные органы исполнительной власти со специальным статусом (Антимонопольный комитет Украины, Государственная налоговая администрация Украины, Государственная таможенная служба Украины и др.). Центральные органы исполнительной власти могут иметь свои территориальные органы, которые образовываются, реорганизовываются и ликвидируются в порядке, установленном законодательством.