Административно-правовой режим, устанавливаемый на территории проведения контртеррористической операции. Режим КТО

В соответствии с Федеральным законом РФ «О противодействии терроризму», при возникновении на определенной территории вводится режим КТО (режим контртеррористической операции).

В ходе выполнения предусмотренных действий на означенной местности допускается применение ряда ограничительных мер.

Режим КТО представляет собой специальный который устанавливается с целью пресечения , минимизации его последствий и обеспечения защиты людей на определенной заданной территории.

Об определении КТО в разных странах

Федеральный закон РФ трактует КТО, как комплекс специальных, войсковых, оперативно-боевых и прочих действий, предполагающих использование оружия, боевой техники и спецсредств, проводимый для предотвращения террористических актов, обезврежения террористов и защиты населения.

В законах разных стран:

  • Белоруссии, Украины - «О борьбе с терроризмом»;
  • Казахстана, Таджикистана - «О противодействии терроризму»,-
  • ПМР (Приднестровье), ДНР (Донецкая Народная Республика) - «О противодействии терроризму», - определение КТО несколько различается в формулировках, будучи идентичным по сути.

О вооруженных столкновениях, называемых: КТО

Современная история упоминает о сравнительно недавних вооруженных столкновениях. На территориях, где они произошли, в разное время был введен режим КТО:

  • 1999 - 2009 г. г. - ;
  • 2001 - 2014 г. г. - война в Афганистане;
  • 2008 г. - операция «Гартал» в Азербайджане.

Режим КТО сегодня

Сегодня существует несколько так называемых «горячих точек», в которых применяется режим КТО:

  • 2009 г. - вооруженное столкновение на Северном Кавказе;
  • 2011 г. - конфликт в Темирском районе;
  • начиная с 2014 года - вооруженный конфликт в Украине (на восточных территориях);
  • начиная с 2015 года - операция российских военных в Сирии.

Что предусмотрено введением режима КТО?

В РФ закон предусматривает при введении особого правового режима использование специальных мер:

  • проверку документов у находящихся на означенной территории лиц;
  • ограничение пребывания физических лиц на определенных объектах или территории;
  • принудительную эвакуацию с означенных участков средств транспорта;
  • усиление охраны общественного порядка и особо важных объектов;
  • контроль телефонных разговоров, телекоммуникационной связи;
  • поиск необходимой информации на каналах электронной и почтовой связи;
  • изъятие транспорта, принадлежащего организациям (в срочных случаях - и физическим лицам) для предоставления медицинской помощи, преследования подозреваемых в теракте, если промедление чревато возникновением реальной опасности для чьей-либо жизни или здоровья (данный пункт не касается транспортных средств, которые принадлежат зарубежным и международным организациям, консульствам, дипломатическим представительствам, возмещение связанных в этим расходов устанавливается правительством РФ);
  • временное прекращение производства химических, биологических опасных взрывчатых, радиоактивных веществ;
  • временное прекращение (ограничение) доступа к сетям и средствам связи;
  • временное отселение проживающих на опасной территории лиц, с предоставлением им жилья;
  • необходимые карантинные (санитарные, противоэпидемические, ветеринарные) мероприятия;
  • минимизацию транспортного и пешеходного движения;
  • обеспечение беспрепятственного проникновения компетентных лиц на территории, принадлежащие физическим лицам или организациям;
  • досмотр физических лиц, а также принадлежащих им вещей, на входе (въезде) на территорию КТО, в том числе с использованием необходимых технических средств;
  • введение запрета (ограничения) на торговлю оружием, взрывчатыми и ядовитыми веществами, особого режима продажи лекарств, а также алкогольной продукции.

После прекращения действия режима ограничительные мероприятия отменяются.

Кем вводится режим КТО?

Федеральным законом РФ определено, что режим КТО может быть объявлен на любой территории, без ограничения ее протяженности.

Введение особого правового режима, согласно Закону, принимается решением директора ФСБ или руководителями территориальных органов службы.

Об инциденте на юге Дагестана

По сообщениям РИА "Новости", режим КТО в Дагестане от начала года в марте вводится в третий раз.

На фоне обострившегося вооруженного конфликта, мероприятиями КТО охвачен сейчас весь Дербентский район (юг республики). По сообщениям из оперативного штаба, силовики производят поиск боевиков и их пособников.

В начале года режим КТО действовал в трех районах: Сулейман-Стальском, Хивском, Табасаранском.

Причиной послужили произошедшие вооруженные инциденты: в январе неподалеку от крепости Нарын-Кала на жителей было совершено вооруженное нападение, через некоторое время боевиками был обстрелян наряд полиции, причем нападавшие скрылись, ранив одного полицейского. В начале февраля в Табасаранском районе был похищен сельский учитель. Во время поисковых работ полицейские вступили с похитителями в перестрелку, последним удалось скрыться. Учителя нашли живым, ему было нанесено

На мосту неподалеку от села Джемикент подорвал себя смертник, погибли двое силовиков, ранены около 20 человек.

В перестрелке около деревни Нетюг силовиками были убиты двое боевиков.

Во время действия КТО полицейскими были проведены паспортные проверки, кроме того, силовики обстреляли находящееся за деревней ущелье.

Активизацию конфликта в Южном Дагестане связывают с усилением подавления деятельности общины салафитов (представителей радикального течения в исламе). На юге республики сегодня отмечается большая концентрация салафитов, приехавших из других районов.

Военные столкновения в южных частях республики связывают и с деятельностью ИГ, которая в РФ запрещена судом как

О вооруженных столкновениях в Кабардино-Балкарии

По данным РИА "Новости", в Кабардино-Балкарии время от времени вспыхивают вооруженные столкновения с боевиками, сотрудничающими с ИГ.

С ноября прошлого года неоднократно вводился режим КТО в Нальчике - столице республики. Особый правовой режим действовал на территории, ограниченной несколькими улицами: усиленно охранялся общественный порядок, проводилась проверка документов.

В ходе проведения КТО силовикам удалось ликвидировать присягнувшего ИГ главаря бандформирования и двоих его пособников.

Боевики были заблокированы внутри частного дома. В качестве заложницы с ними находилась мать одного из террористов. Полицией были эвакуированы жители, и перекрыто все движение. На предложение сдаться преступники затеяли стрельбу. В конце концов ведущим переговоры удалось освободить заложницу. После завязавшейся пальбы спецназ подорвал здание, преступники погибли во время взрыва.

В ходе операции был тяжело ранен боец спецназа, которого срочно прооперировали в местном госпитале.

Ограничения, введенные на время действия конрттеррористической операции, были сняты в связи с ликвидацией опасности для жизни, здоровья, имущества и других охраняемых законом интересов людей.

  • 2.1. История терроризма и борьбы с ним в России
  • 2.2. Терроризм в современной России
  • 2.3. Противодействие терроризму в Чеченской Республике
  • 2.4. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 3. Международное сообщество в борьбе с терроризмом
  • 3.1. Международный терроризм
  • 3.2. Терроризм как форма проявления сепаратизма
  • 3.3. Терроризм как форма проявления агрессии
  • 3.4. Международные механизмы борьбы с терроризмом
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 4. Правовое регулирование борьбы с терроризмом в рф
  • 4.1. Законодательство о борьбе с терроризмом
  • Борьба с терроризмом должна строиться на следующих принципах
  • 4.2. Уголовно-правовая ответственность за террористическую деятельность
  • 4.3. Административно-правовая ответственность за нарушение норм о противодействии терроризму
  • 4.4. Борьба с финансированием терроризма
  • 4.5. Правовой режим контртеррористической операции
  • 4.6. Пути совершенствования правового регулирования борьбы с терроризмом
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 5. Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом
  • 5.1. Система государственных органов, обеспечивающих борьбу с терроризмом
  • 5.2. Система органов государственной власти, обеспечивающих борьбу с терроризмом на территории Омской области, и порядок их взаимодействия
  • 5.3. Особенности угрозы совершения террористических актов на территории Омской области
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 6. Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников
  • 6.1. Взрывоопасные предметы
  • 6.2. Взрывчатые вещества
  • 6.3. Демаскирующие признаки взрывных устройств и предметов
  • 6.4. Профилактический осмотр территорий и помещений
  • 6.5. Действия при обнаружении взрывоопасных устройств и предметов
  • 6.6. Меры личной безопасности
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 7. Противодействие похищениям людей
  • 7.1. Как вести себя при похищении и в качестве заложника
  • 7.2. Меры защиты
  • 7.3. Освобождение
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 8. Действия руководителей организация, предприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников
  • 8.1. Обнаружение предмета, похожего на взрывное устройство
  • 8.2. Действия при поступлении угрозы по телефону
  • 8.3. Поступление угрозы в письменной форме
  • 8.4. Захват заложников
  • 8.5. Меры защиты при проведении террористических актов
  • 8.6. Порядок действий при угрозе или факте биологического терроризма или диверсии
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 9. Охрана и защита территорий, зданий и помещений
  • 9.1. Организация охраны объекта
  • 9.2. Инженерная и техническая защита территорий, зданий и помещений объектов
  • 9.3. Инженерная защита внешних ограждающих конструкций
  • 9.4. Инженерная защита конструктивных элементов зданий и помещений
  • 9.5. Оснащение объектов средствами технической защиты
  • 9.6. Защита малых объектов
  • 9.7. Порядок разработки проекта защиты объекта
  • Вопросы для самопроверки
  • Заключение
  • Литература
  • I. Нормативно-правовые акты
  • 1.1. Федеральные законы Российской Федерации*
  • II. Литература
  • Тематика семинарских занятий «Терроризм и антитеррористическая деятельность»
  • Сущность и типология терроризма (2 часа)
  • Терроризм в России (2 часа)
  • Международное сообщество в борьбе с терроризмом (2 часа)
  • Законодательное регулирование в рф борьбы с терроризмом (2 часа)
  • Государственные органы рф, обеспечивающие борьбу с терроризмом (2 часа)
  • Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников (2 часа)
  • Противодействие похищениям людей (2 часа).
  • Действия руководителей организаций при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников (2 часа).
  • Охрана и защита территорий, зданий и помещений
  • 4.5. Правовой режим контртеррористической операции

    Под контртеррористической операцией понимают специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции. Зона проведения контртеррористической операции составляет - отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция.

    Закон «О борьбе с терроризмом» определяет правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции.

    Для непосредственного управления контртеррористической операцией в соответствии с решением Правительства РФ создается оперативный штаб, возглавляемый представителем ФСБ РФ или МВД РФ в зависимости от того, компетенция какого федерального органа исполнительной власти будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции.

    В субъектах РФ и регионах РФ могут создаваться оперативные штабы, количество и состав которых зависят от специфики местных условий и характера возможных террористических акций на территориях субъектов (регионов) РФ.

    Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые к проведению контртеррористической операции, с момента начала указанной операции подчиняются руководителю оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

    В зависимости от масштаба и степени общественной опасности, от ожидаемых негативных последствий террористической акции руководителем контртеррористической операции может быть назначен представитель федеральной антитеррористической комиссии. В соответствии с решением Президента РФ руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией может быть назначен руководитель федерального органа исполнительной власти.

    Руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств. Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности в оперативное руководство контртеррористической операцией не допускается.

    В зоне проведения контртеррористической операции лица, проводящие указанную операцию, имеют право:

    1) принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств, в том числе, транспортных средств дипломатических представительств и консульских учреждений, и граждан на отдельные участки местности и объекты либо по удалению граждан с отдельных участков местности и объектов, а также по отбуксировке транспортных средств;

    2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, а в случае отсутствия таких документов задерживать указанных лиц для установления личности;

    3) задерживать и доставлять в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, совершивших или совершающих правонарушения либо иные действия, направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, проводящих контртеррористическую операцию, а также действия, связанные с несанкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону проведения контртеррористической операции;

    4) беспрепятственно входить (проникать) в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности, в транспортные средства при пресечении террористической акции, при преследовании лиц, подозреваемых в совершении террористической акции, если промедление может создать реальную угрозу жизни и здоровью людей;

    5) производить при проходе (проезде) в зону проведения контртеррористической операции и при выходе (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

    6) использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, принадлежащие гражданам и организациям независимо от форм собственности;

    7) использовать в служебных целях транспортные средства, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций, а в неотложных случаях и гражданам, для предотвращения террористической акции, для преследования и задержания лиц, совершивших террористическую акцию, или для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебное учреждение, а также для проезда к месту происшествия.

    В зоне проведения контртеррористической операции деятельность работников средств массовой информации регулируется руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

    При проведении контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изучения возможности пресечения террористической акции без применения силы допускается ведение переговоров с террористами.

    К ведению переговоров с террористами допускаются только лица, специально уполномоченные на то руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

    При ведении переговоров с террористами в качестве условия прекращения ими террористической акции не должны рассматриваться вопросы о выдаче террористам каких бы то ни было лиц, передаче им оружия и иных средств и предметов, применение которых может создать угрозу жизни и здоровью людей, а также вопрос о выполнении политических требований террористов.

    Ведение переговоров с террористами не может служить основанием или условием их освобождения от ответственности за совершенные деяния.

    При проведении контртеррористической операции информирование общественности о террористической акции осуществляется в формах и объеме, определяемых руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией или представителем указанного штаба, ответственным за поддержание связи с общественностью.

    Не допускается распространение информации:

    1) раскрывающей специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции;

    2) способной затруднить проведение контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за пределами указанной зоны;

    3) служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма;

    4) о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции.

    Контртеррористическая операция считается оконченной, когда террористическая акция пресечена (прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей, находящихся в зоне проведения контртеррористической операции.

    Решение об объявлении контртеррористической операции оконченной принимает руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

    Погребение террористов, умерших в результате пресечения террористической акции, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. При этом их тела для захоронения не выдаются и о месте их захоронения не сообщается.

    "

    В Российской Федерации формируется законодательная база, предназначенная регламентировать порядок федерального вмешательства в рамках борьбы с терроризмом. Террористические преступления являются резонансными и в соответствии с законодательством РФ являются одним из оснований введения в действие Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении». Наряду с Конституцией РФ и Уголовным кодексом РФ Федеральный закон «О противодействии терроризму» определяет правовые и организационные основы этой борьбы в Российской Федерации.

    Противодействие терроризму подразумевает деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по следующим взаимосвязанным направлениям: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

    Следует отметить разницу между двумя понятиями - антитеррори- стическая и контртеррористическая борьба. Понятие «антитерроризм» предполагает реакцию на уже свершившиеся теракты. Понятие «контртерроризм» предполагает активную наступательную деятельность по их предотвращению или решение проблемы до ее возникновения.

    Вначале на законодательном уровне" контртеррористическая операция понималась как «специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции».

    Принятый позже федеральный закон понятие контртеррористической операции сформулировал следующим образом: «комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта».

    Зона проведения контртеррористической операции включает в себя «отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция».

    В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего в рамках имеющихся полномочий решение о проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения.

    Решение о введении правового режима контртеррористической операции (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене правового режима контртеррористической операции подлежат незамедлительному обнародованию.

    На территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством РФ, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих административно-предупредительных и административно-пресекательных мер, носящих временный характер (ст. 11):

    • 1) проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;
    • 2) удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;
    • 3) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;
    • 4) ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;
    • 5) использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством РФ;
    • 6) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
    • 7) приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;
    • 8) временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;
    • 9) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;
    • 10) ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;
    • 11) беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;
    • 12) проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
    • 13) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

    На отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, может устанавливаться (вводиться) как весь комплекс мер и временных ограничений.

    Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта, если его пресечение иными силами или способами невозможно.

    С учетом накопленного опыта законодатель посчитал необходимым отметить, что решения о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение.

    Впервые на законодательном уровне определено, что в борьбе с терроризмом могут применяться Вооруженные Силы РФ. Они применяются для (ст. 6):

    • ? пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами;
    • ? пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства;
    • ? участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;
    • ? пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

    Федеральным законом предусмотрено (ст. 7), что Вооруженные Силы РФ применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или в целях пресечения такого террористического акта.

    Если воздушное судно не реагирует на радиокоманды наземных пунктов управления прекратить нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации и (или) на радиокоманды и визуальные сигналы поднятых на его перехват летательных аппаратов Вооруженных Сил РФ либо отказывается подчиниться радиокомандам и визуальным сигналам без объяснения причин, Вооруженные Силы РФ применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем принуждения его к посадке. Если воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие и боевая техника применяются для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.

    При наличии достоверной информации о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, Вооруженные Силы РФ применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.

    Понятие «воздушный терроризм» включает в себя захват воздушных судов и их угон; захват заложников, находящихся на борту самолетов, воздушных судов для удержания и транспортировки заложников, захваченных в других местах. Актами воздушного терроризма считается вывод из строя аэронавигационного оборудования и средств обеспечения воздушных сообщений.

    Вооруженные Силы РФ по решению Президента РФ и в рамках международных обязательств осуществляют пресечение международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации (ст. 10):

    • ? посредством применения вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз;
    • ? использования формирований Вооруженных Сил РФ для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.
    • См.: ст. 3 Федерального закона от 25.07.1998 № 130-ФЗ (ред. от 06.03.2006)«О борьбе с терроризмом» Документ утратил силу с 1 января 2007 г. в связи с принятиемФедерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 08.11.2011) «О противодействиитерроризму».
    • См.: подп. 5 п. 5 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (ред. от02.11.2013) «О противодействии терроризму».

    За весь период существования Российской Империи террор в жизни общества занимал различное место. Сначала он был красным и белым революционного характера. Вскоре на смену пришли сталинские репрессии, достигшие своего апогея в 1938 году. Сегодня, как утверждают эксперты, террор в Российской Федерации за последние два десятилетия приобрел четко выраженный исламистский характер. Проявляется он в различных террористических актах, осуществляемых националистами. С целью противостоять противоправным действиям исламистов на территории России в феврале 2006 года Госдумой был принят федеральный закон «О противодействии терроризму». Согласно постановлению, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, на конкретной местности вступает в силу правовой режим контртеррористической операции.

    С целью пресечь террористический акт, минимизировать его последствия, а также обеспечить людям защиту предусмотрены специальные ограничительные меры. Таким образом, на заданной территории начинает действовать режим контртеррористической операции (КТО). Информация об особенностях проведения данного мероприятия содержится в статье.

    Как все начиналось?

    Многих интересует, что означает режим КТО? Откуда появилась эта аббревиатура? Понятие «теракт» в уголовный кодекс России было введено в 1996 году. С этого времени терактом называется любое действие, грозящее опасностью для жизни и здоровья людей, выполняемое экстремистами для устрашения с целью оказать влияние на власть. До 1996-го данный термин применялся исключительно в тех случаях, когда дело касалось только различных политиков и государственных чиновников. В 1998 году депутаты Госдумы приняли закон «О борьбе с терроризмом», после чего было утверждено понятие режима КТО. Спустя восемь лет на законодательном уровне слово «борьба» заменятся «противодействием».

    Что такое режим КТО?

    В разных странах имеется своя формулировка этого понятия. Согласно российскому законодательству, режим КТО - это проводимые в комплексе специальные войсковые, оперативно-боевые и прочие действия с целью предотвратить террористический акт, обезвредить преступников и защитить население. Для выполнения поставленной задачи силовики имеют право применять оружие, боевую технику и различные спецсредства. В Белоруссии и Украине режим КТО определен как закон «О борьбе с терроризмом». В Казахстане и Таджикистане - «О противодействии терроризму». Такое же определение действует в Приднестровье и Донецкой Народной Республике.

    Однако для спецмероприятий, проводимых на Украине, используется аббревиатура АТО, что расшифровывается как антитеррористическая операция. Несмотря на различные формулировки, суть режима КТО во многих государствах идентична.

    О расшифровке

    Аббревиатура КТО расшифровывается как контртеррористическая операция. В переводе с латинского «operatio» значит работать, а «contr» - противодействие. Таким образом само понятие контртеррористическая операция указывает на действие, призванное пресечь угрозу, исходящую от радикально настроенных элементов.

    События 1999 года

    В сентябре Борисом Ельциным был впервые введен правовой режим контртеррористической операции. Поводом для этого послужило вторжение чеченских боевиков на территорию Дагестана. Данный режим был отменен лишь спустя 10 лет. Однако местом для боевых столкновений, терактов и полицейских операций стали не только Чечня, но и Дагестан, Ингушетия и Кабардино-Балкария.

    Об особом режиме в Дагестане

    Как сообщалось РИА «Новости», особый режим на юге Дагестана вводился трижды. Основанием для этого послужило несколько вооруженных инцидентов. Сначала с применением огнестрельного оружия было совершено нападение на местных жителей возле крепости Нарын-Кала. Спустя некоторое время, боевики обстреляли полицейский наряд. Один сотрудник был ранен. Правонарушители тогда скрылись. Следующей «горячей точкой» стал Табасаранский район. Тогда в феврале злоумышленники похитили сельского учителя. Проведя поисковые работы, правоохранители вышли на похитителей. Затем между полицией и преступниками завязалась перестрелка. Учитель остался жив, но с огнестрельным ранением. Местом очередного инцидента стал поселок Джемикент. Там подорвался смертник. В результате теракта двое правоохранителей погибло, а 20 гражданских получили ранения.

    В ходе КТО правоохранителями были ликвидированы два боевика. Режим сопровождался паспортными проверками местных и обстрелом находящегося за поселком ущелья, в котором, по имеющейся у силовиков информации, могли находится преступники. Как утверждают эксперты, причиной вооруженного противостояния стало подавление полицией салафитов - одного из исламистских радикальных течений. На юге республики также развернуло свою деятельность ИГ. Данная организация, в соответствии с российским законодательством, считается террористической.

    О конфликтах в Кабардино-Балкарии

    Как сообщают РИА «Новости», местные радикально настроенные боевики тесно сотрудничают с ИГ. Вследствие нескольких вооруженных столкновений с правоохранителями в Нальчике местные власти несколько раз вводили режим КТО.

    В столице республики силовики усиленно охраняли общественный порядок, проверяли документы. В ходе контртеррористической операции был ликвидирован, присягнувший ИГ, главарь бандитского формирования и два его пособника. Остальных боевиков удалось заблокировать в частном доме. Заложницей преступников стала мать одного из них. Силовики эвакуировали жителей района и перекрыли дорогу. Затем сотрудники полиции предложили террористам сдаться. В ответ те открыли огонь. Тем не менее, в ходе переговоров заложницу удалось освободить. С целью ликвидировать бандитов сотрудники полиции были вынуждены подорвать здание. Один боец спецназа получил ранение и был доставлен в местный госпиталь. Ликвидировав угрозу для здоровья и жизни других людей, правоохранителями особый режим был снят.

    Несколько примеров спецопераций

    В современной истории отмечено несколько случаев, когда на определенных территориях был введен режим контртеррористической операции КТО:

    • Чеченская кампания. Вооруженное противостояние с незначительными перерывами длилось с 1999 по 2009 гг. В этот временной отрезок на территории Чечни действовал правовой режим КТО.
    • Афганистан. Вооруженный конфликт длился с 2001 по 2014 гг.
    • Азербайджан. В 2008 году в рамках спецоперации «Гартал» на территории республики также был введен режим КТО.

    Наши дни

    В 2009 году «горячей точкой», где был введен режим КТО, стал Северный Кавказ. В 2011 - Темирский район. С 2015 года российскими военными проводится спецоперация в Сирии. Бурные события на Украине во время, так называемого Евромайдана, закончились государственным переворотом и образованием новой «горячей точки» на востоке страны. Поскольку мятежниками с использованием оружия и различных спецсредств захватывались государственные учреждения, украинскими силовиками в рамках закона «О борьбе с терроризмом» планировалась зачистка. Но позже антитеррористическая операция, так и не начавшись в Киеве против проевропейски настроенных бунтарей, была перенесена на Донбасс. Основанием для этого стали несколько антиправительственных митингов и сепаратистских лозунгов местных жителей на востоке Украины. Однако по причине того, что в данной ситуации не ясно, кто же является террористом, решение новых украинских властей до сих пор подвергается критике многих экспертов.

    Кем вводится?

    В соответствии с законодательством Российской Федерации местом для введения особого режима может стать любая территория. Не каждый знает, что за режим КТО отвечает директор ФСБ. Также ответственность возлагается на руководителя территориального силового органа.

    В каких случаях проводят спецоперации?

    Данный режим возможен в том случае, если совершен террористический акт. Также КТО может быть введен, когда у силовиков имеются достоверные данные о готовящемся теракте. Если местом проведения стала обширная территория и запланированы масштабные контртеррористические мероприятия, то руководитель регионального органа исполнительной власти должен известить свое руководство и согласовать с ним работу сотрудников специальных силовых подразделений. После того как режим будет введен, он должен быть обнародован. Затем обозначаются территории и объекты, которых коснутся ограничения. После назначения руководителя КТО и формирования штаба, определяются, какие будут задействованы силовые подразделения, техника и спецсредства.

    О методах

    В ходе проведения КТО силовики проводят задержания или физическое устранение преступников. Кроме того, сотрудники спецподразделений обезвреживают потенциально опасные предметы.

    Поскольку каждый человек независимо от своей воли может оказаться в эпицентре событий, то уберечь себя ему будет легче, если знать обо всех ограничениях и выполнять требования полиции. Как утверждают специалисты, во время КТО понятие человеческой жизни становится условным. Это следует помнить гражданским и соблюдать правила комендантского режима, четко следовать инструкциям силовиков в момент эвакуации или временного отселения в более безопасные районы. Игнорирование инструкций может привести к беде: силовики с целью предотвратить экологическую катастрофу или массовую гибель людей имеют право стрелять на поражение.

    Согласно федеральному закону, сотрудники силовых ведомств на местности, где проводится контртеррористическая операция, имеют право выполнять следующие действия:

    • Проверять документы. Если они у гражданина отсутствуют, то правоохранители вправе установить его личность в органах внутренних дел. Проверке подлежит каждый, кто вызвал подозрение.
    • В принудительном порядке ограничить или эвакуировать граждан с мест, на которых разворачивается вооруженное противостояние. Временно отселять в более безопасные районы.
    • Выполнять отбуксировку транспортных средств, мешающих сотрудникам силовых структур.
    • Усилить охрану общественного порядка, введя комендантский режим.
    • Контролировать путем прослушивания телефонные переговоры. Проверке подлежат электронная связь и почта. Задача правоохранителей в данном случае - собрать необходимую информацию, касающуюся возможного или уже совершенного теракта.
    • Использовать транспортные средства граждан. Силовики с целью доставить пострадавшего в лечебное учреждение могут на время конфисковать личный автомобиль. Также к этому прибегают в тех ситуациях, когда нужно преследовать подозреваемого. В рамках режима КТО граждане должны предоставлять свои транспортные средства по требованию сотрудника полиции.
    • Беспрепятственно проникать в жилища граждан. Это касается также и их земельных участков.
    • Производить досмотр личных вещей и транспортного средства.

    Об ограничениях

    На период КТО приостанавливают свою деятельность опасные производства. Это касается тех предприятий, сотрудники которых работают с взрывчатыми, радиоактивными, химически и биологически опасными веществами. Кроме того, ведутся карантинные и санитарно-противоэпидемические мероприятия. На время КТО запрещена продажа наркотических, психотропных или сильнодействующих лекарственных препаратов. К данной категории также относятся: этиловый спирт, алкогольная и другая спиртосодержащая продукция.

    Об административной ответственности гражданских

    Во время проведения контртеррористических мер нередки случаи нарушений правил КТО среди местного населения. Гражданское лицо может быть оштрафовано на 500 рублей. Должностное лицо отделается штрафом до 3 тыс. руб., юридическое - 10 тыс. В случае несанкционированного проникновения на территорию проведения КТО гражданин будет вынужден заплатить 1 тыс. рублей. Также предусмотрены наказания за препятствия работе сотрудников полиции. Размер штрафов варьируется в пределах от 2 до 30 тыс. рублей. Нарушители могут отделаться и административным арестом на 30 суток.

    Тема 25 Режим контртеррористической операции

    Вопрос 1. Понятие и правовая основа режима контртеррористической операции

    Статья 11 указанного Закона устанавливает, что в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего решение о проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения. Решение о введении правового режима контртеррористической операции (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене правового режима контртеррористической операции подлежат незамедлительному обнародованию.

    Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта, если его пресечение иными силами или способами невозможно (ст. 12 Закона о противодействии терроризму).

    Решение о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение.

    В случае если для проведения контртеррористической операции требуются значительные силы и средства и она охватывает территорию, на которой проживает значительное число людей, руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности уведомляет о введении правового режима контртеррористической операции и о территории, в пределах которой она проводится, Президента РФ, председателя Правительства РФ, председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ, генерального прокурора РФ и при необходимости иных должностных лиц.

    Пресечение террористического акта осуществляется силами и средствами органов федеральной службы безопасности, а также создаваемой группировки сил и средств.

    Для проведения контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции создается группировка сил и средств. В ее состав могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и других федеральных органов исполнительной власти, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов РФ.

    Статья 16 Закона о противодействии терроризму вводит особые требования для руководителей контртеррористической операции: при ведении переговоров с террористами не должны рассматриваться выдвигаемые ими политические требования.

    В период режима контртеррористической операции к гражданам могут применяться следующие меры административного принуждения :

    1) проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов – доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;

    2) удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;

    3) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;

    4) ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;

    5) использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях – и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей;

    6) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;

    7) приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;

    8) временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;

    9) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемичес-ких, ветеринарных и других карантинных мероприятий;

    10) ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;

    11) беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом.

    Важно заметить, что в отличие от военного и чрезвычайного положения режим контртеррористической операции прямо не упоминается в Конституции РФ, поэтому достаточно актуален вопрос соответствия данного режима положениям Конституции РФ (в первую очередь – ст. 55) и международным стандартам в области ограничения прав граждан.

    Контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечен (прекращен) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция. Лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции, по предложению руководителя контртеррористической операции объявляет контртеррористическую операцию оконченной.

    Вопрос 2. Ответственность организаций за причастность к терроризму

    В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных ст. 205, 206, 208, 211, 277–280, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса РФ.

    Организация признается террористической и подлежит ликвидации (ее деятельность – запрещению) по решению суда на основании заявления генерального прокурора РФ или подчиненного ему прокурора в случае, если от имени или в интересах организации осуществляются организация, подготовка и совершение преступлений, предусмотренных ст. 205, 206,208,211,277–280,282.1,282.2 и 360 Уголовного кодекса РФ, а также в случае, если указанные действия осуществляет лицо, которое контролирует реализацию организацией ее прав и обязанностей.

    Решение суда о ликвидации организации (запрете ее деятельности) распространяется на региональные и другие структурные подразделения организации.

    Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

    Статья 20. 27. Невыполнение в зоне проведения контртеррористической операции законного распоряжения лица, проводящего указанную операцию Невыполнение в зоне проведения контртеррористической операции законного распоряжения или требования лица, проводящего указанную

    Из книги Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте автора Асосков Антон Владимирович

    ГЛАВА 2. Правовые режимы деятельности иностранных юридических лиц: режим недискриминации, национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и преференциальный режим 1. Понятие правового режима деятельности иностранного юридического лица Признание

    Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

    Статья 20.27. Невыполнение в зоне проведения контртеррористической операции законного распоряжения лица, проводящего указанную операцию Невыполнение в зоне проведения контртеррористической операции законного распоряжения или требования лица, проводящего указанную

    Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

    Статья 20.27. Нарушение правового режима контртеррористической операции 1. Неповиновение законному требованию должностного лица органа федеральной службы безопасности о соблюдении мер и временных ограничений, установленных на территории (объекте), в пределах которой (на

    Из книги Административное право [Конспект лекций. 5-е издание] автора Макарейко Николай Владимирович

    Тема 13. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ 13.1. Понятие и признаки административно– правового режимаПравовой режим – особый порядок правового регулирования, выражающийся в сочетании юридических средств и направленный на создание необходимых условий для удовлетворения

    Из книги Федеральный закон «О борьбе с терроризмом». Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» автора Автор неизвестен

    Статья 10. Управление контртеррористической операцией 1. Для непосредственного управления контртеррористической операцией в соответствии с решением Правительства Российской Федерации создается оперативный штаб, возглавляемый представителем Федеральной службы

    Из книги Административное право автора Автор неизвестен

    Статья 11. Силы и средства для проведения контртеррористической операции Для проведения контртеррористической операции оперативный штаб по управлению контртеррористической операцией имеет право привлекать необходимые силы и средства тех федеральных органов

    Из книги Кодекс о Правонарушениях Республики Молдова в силе с 31.05.2009 автора Автор неизвестен

    Статья 12. Руководство контртеррористической операцией 1. Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые к проведению контртеррористической операции, с момента начала указанной операции подчиняются руководителю оперативного штаба по управлению

    Из книги Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

    Статья 13. Правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции 1. В зоне проведения контртеррористической операции лица, проводящие указанную операцию, имеют право:1) принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения

    Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

    Статья 16. Окончание контртеррористической операции 1. Контртеррористическая операция считается оконченной, когда террористическая акция пресечена (прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей, находящихся в зоне проведения контртеррористической

    Из книги автора

    Тема 22 Административно-правовой режим выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию Вопрос 1. Понятие, особенности и назначение административно-правового режима выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую ФедерациюАдминистративно-правовой

    Из книги автора

    Тема 23 Административно-правовой режим чрезвычайного положения Вопрос 1. Сущность чрезвычайного положения и обстоятельства его введенияЧрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г.

    Из книги автора

    Тема 24 Режим военного положения Вопрос 1. Понятие и правовые основы режима военного положенияВ соответствии со ст. 19 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» военное положение вводится на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях с

    Из книги автора

    Глава XVII ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ И РЕЖИМ ПРЕБЫВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА Статья 331. Умышленное повреждение, уничтожение, перемещение знаков государственной границы, установление поддельных знаков государственной

    Из книги автора

    Тема 10. Режим отбывания наказаний в исправительных учреждениях различных