Служба медицины катастроф министерства здравоохранения россии. Служба медицины катастроф Министерства здравоохранения РФ

Медицина катастроф — область медицины, задачей которой является организация оказания медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. В подобных условиях зачастую складывается ситуация «один врач — множество больных», в отличие от остальной медицины, где обычной является практика «один врач — один больной».

Служба медицины катастроф России находится в подчинении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В процессе деятельности обычно работает в тесном взаимодействии с аварийно-спасательными формированиями МЧС.

Структура Службы Медицины Катастроф (СМК ) в России

1. Центральный аэромобильный спасательный отряд «Центроспас» МЧС РФ — единственное формирование МЧС, в состав которого официально входят врачи, оснащённое современным медицинским оборудованием и медикаментами. Данному формированию придан аэромобильный госпиталь.

Аэромобильный госпиталь работает в составе отряда с 1996 года. С того времени качество оказываемой медицинской помощи с первой доврачебной перешло на уровень квалифицированной медицинской помощи - к пострадавшим стали выезжать травматологи, хирурги, реаниматологи, терапевты, педиатры.

Аэромобильный госпиталь может быть доставлен в зону ЧС любым доступным транспортом, в том числе и десантированием на многокупольных парашютных системах. Уже через сорок минут после прибытия на место развертывания медицинский персонал может принимать первых пациентов для оказания квалифицированной медицинской помощи. Полностью семь отделений госпиталя (приемно-сортировочное, операционное, реанимационное, госпитальное, диагностическое, амбулаторное и перевязочное) готовы к работе через 1,5-2 часа.

В автономном режиме госпиталь может работать до 14 суток. Такая технология применяется только в отряде Центроспас и не имеет аналогов в мире. Аэромобильный госпиталь рассчитан на 50 пострадавших и способен оказать помощь от 300 до 500 пациентам в сутки.

Состав службы 75 человек: 22 врача, 19 медицинских сестер, психолог, провизор, 32 инженерно-технических сотрудника. Cреди врачей: докторов наук - 2, кандидатов наук - 1.

В составе других подразделений МЧС медиков нет. На должность спасателя охотно принимаются люди с медицинским образованием, но они не экипируются медицинским оборудованием, медикаментами и не имеют лицензии на оказание медицинской помощи. «Центроспас» не относится непосредственно к Службе Медицины Катастроф, но принимает активное участие в оказании медицинской помощи пострадавшим при ЧС. Также существуют реанимационно-противошоковые группы (РПГ) в составе военизированных горноспасательных частей (ВГСЧ). В состав РПГ входит два врача-реаниматолога, с необходимым оборудованием, которые спускаются в шахту вместе с отделением горноспасателей для оказания помощи пострадавшим шахтерам. До 2011 года самостоятельные управления ВГСЧ были в ведении Минпромторга, Ростехнадзора и Минэнерго. В 2011 году все ВГСЧ переданы в подчинение МЧС. Это еще одно исключение из общего правила.

2. Головное учреждение СМК — Всероссийский Центр Медицины Катастроф (ВЦМК) «Защита» МЗСР РФ .
Основан в 1993 году. Занимается научной, учебной и организационной работой в области Медицины Катастроф, участвует и руководит при оказании помощи пострадавшим в ЧС федерального и международного уровня.
В составе полевой многопрофильный госпиталь и отдел авиамедицинской эвакуации (санитарная авиация) — решает задачи, связанные с оказанием помощи и транспортировкой больных и пострадавших по воздуху на территории РФ и за рубежом. Участвует в различных гуманитарных операциях совместно с Пограничной службой ФСБ России и МЧС России.

Часто медики полевого многопрофильного госпиталя работают на базе аэромобильного госпиталя отряда «Центроспас» МЧС России или же развёртывается совместный (сводный) госпиталь в районе ЧС. Возможно развертывание собственного госпиталя ВЦМК "Защита". Также авиамедицинская эвакуация пострадавших осуществляется авиатранспортом МЧС с использованием специальных авиаэвакомодулей, совместно разработанных специалистами МЧС и ВЦМК «Защита».

Стоит отметить, что полевой многопрофильный госпиталь ВЦМК "Защита" был образован раньше госпиталя МЧС. Однако работа всегда велась совместно с подразделениями МЧС, госпиталь прикомандировывался к опергруппе МЧС, оставаясь в ведомственной принадлежности Минздрава РФ. В ВЦМК "Защита" был создан Штаб ВСМК (Всероссийской службы медицины катастроф), который по сути дела (да и официально) являлся штабом данного направления Минздрава РФ. Однако при возникновении Минздравсоцразвития, в структуре которого был зачем-то создан свой штаб, реальной власти данное подраздение ВСМК не имеет.

3. Территориальный центр медицины катастроф (ТЦМК) — учреждение областного подчинения. Занимается ликвидацией медицинских последствий ЧС локального, территориального и регионального уровня на территории соответствующей области. Региональный Центр Медицины Катастроф (РЦМК) — учреждение, аналогичное ТЦМК, в субъектах Российской Федерации, где нет деления на области (республика, автономный край и т. п.). В Москве — свой отдельный центр Медицины Катастроф — Научно-практический Центр Экстренной Медицинской Помощи (ЦЭМП).

Служба медицины катастроф не имеет собственной выделенной цветографической схемы окраски транспортных средств. Санитарная авиация использует цветографическую схему авиации МЧС (эта техника действительно принадлежит МЧС России). Поэтому лётно-технический персонал — сотрудники МЧС, медицинский персонал — сотрудники аэромобильного госпиталя "Центроспас" МЧС, того или иного Центра Медицины Катастроф и (или) подразделения ФМБА.

Санитарные автомобили используют цветографическую схему, установленную ГОСТом для автомобилей скорой помощи: белый или желтый цвет кузова, красная полоса с красным крестом по борту, надписи «03» спереди и сзади автомобиля (в 2010 году ГОСТ изменен — надпись «Скорая Медицинская Помощь» на красной полосе по борту, красный крест спереди и сзади. На машинах, полученных до 2010 года, может сохраняться устаревшая окраска).

Без выполнения этих условий автомобиль не может пройти техосмотр, получить разрешение на установку спецсигналов и средств оперативной радиосвязи. Дополнительно могут наноситься надписи «Медицина Катастроф», «ЦЭМП», эмблема СМК — золотой колокол на фоне красного креста и флага Российской Федерации, эмблемы «Звезда жизни» («Star of Life») — синяя шестилучевая «снежинка» на белом фоне, эмблемы ФМБА (ФМБА также не имеет выделенной цветографической схемы окраски транспортных средств) и другие опознавательные знаки. Реанимационно-противошоковые группы военизированных горноспасательных частей, для передвижения на поверхности и транспортировки извлеченных из шахты пострадавших, имеют санитарный автомобиль с цветографической схемой скорой помощи по ГОСТу, с дополнительно нанесенной символикой ВГСЧ.

Медицина катастроф является разделом медицины и представляет собой систему научных знаний и сферу практической деятельности, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья, предупреждение и лечение поражений (заболеваний) населения, сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации ЧС.

ВСМК - функциональная подсистема РСЧС объединяющая службы медицины катастроф Минздравсоцразвития РФ, Минобороны РФ, а также силы и средства МПС, МВД РФ и других федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Основой ВСМК является служба медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Служба медицины катастроф МЗСР РФ - организационно-функциональная отрасль системы здравоохранения РФ, предназначенная для ликвидации медико-санитарных последствийЧС.

Она выполняет свои задачи при непосредственном взаимодействии с другими отраслями этой системы - лечебно-профилактическими, санитарно-гигиеническими, противоэпидемическими, охраны материнства и детства, подготовки кадров и др.

ВСМК включает в себя органы управления, формирования и учреждения предназначенные для оказания всех видов медицинской помощи пораженным (больным) в ЧС.

Формирования ВСМК подвижные медицинские организации, выполняющие задачи в зонах (очагах) ЧС.

Учреждения ВСМК - медицинские организации, выполняющие задачив местах постоянной дислокации.

Основные задачи ВСМК:

· организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС;

· создание, подготовка, обеспечение готовности и совершенствование органов управления, формирований и учреждений службы к действиям в ЧС;

· создание и рациональное использование резервов медицинского имущества, финансовых и материально-технических ресурсов, обеспечение экстренных поставок лекарственных средств при ликвидации последствий ЧС;

· подготовка и повышение квалификации специалистов ВСМК, их аттестация;

· разработка методических основ обучения, подготовка населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи в ЧС;

· научно-исследовательская работа и международное сотрудничество в области медицины катастроф.

Кроме того, ВСМК принимает участие:

· в выявлении источников ЧС, которые могут быть причинами неблагоприятных медико-санитарных последствий, в организации постоянного медико-санитарного контроля за ними;

· в проведении комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению тяжести возможных ЧС;

· в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

· в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения;

· в проведении гуманитарных акций;

· в обеспечении условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от ЧС.

Основные принципы построения ВСМК.

Государственный и приоритетный характер. Защита населения и медико-санитарноеобеспечение его в ЧС является важной государственной задачей.

Территориально-производственный принцип . ВСМК организуется по территориально-производственному принципу с учетом экономических, медико-географических и других особенностей региона или административной территории. Ее формирования, учреждения и органы управления создаются на базе существующих и вновь организуемых лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений территориального и ведомственного здравоохранения.

Централизация и децентрализация управления . Централизация управления обеспечивается созданием системы управления службой способной обеспечивать информацией все уровни и подсистемы, принимающие участие в ликвидации последствий ЧС.

Централизация управления в период ликвидации медико-санитарных последствий ЧС предполагает единое управление всеми силами и средствами ВСМК независимо от их ведомственной принадлежности на любом уровне ее функционирования.

Децентрализация управления предусматривает ведущую роль того уровня управления в подготовке и осуществлении медико-санитарного обеспечения в ЧС, на территории которого возникла данная ЧС.

Плановый характер предусматривает заблаговременную подготовку сил и средств ВСМК.

Принцип универсализма предполагает создание формирований и учреждений, готовых к работе в любых ЧС без существенной их реорганизации.

Принцип основного функционального предназначения означает, что силы, и средства ВСМК могут быть использованы для решения соответствующих задач и имеют определенное функциональное предназначение:

· для оказания доврачебной, первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи;

· выполнения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий;

· снабжения медицинским имуществом.

Принцип материальной заинтересованности и ответственности личного состава формирований и учреждений службы, задействованных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Принцип мобильности, оперативности и постоянной готовности к работе в ЧС достигаются:

· наличием подвижных медицинских формирований, находящихся в постоянной готовности и способных работать автономно;

· регулярными тренировками их личного состава и его высоким профессионализмом;

· использованием для доставки сил и средств службы в районы ЧС и эвакуации пораженных современных скоростных транспортных средств;

· созданием запасов медицинского имущества;

· совершенствованием системы связи и оповещения, обеспечивающей своевременность получения информации о возникновении ЧС, сложившейся обстановке и оперативность использования сил и средств СМК.

Принцип юридической и социальной защищенности . Этот принцип реализуется в соответствии с Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», принятым Государственной Думой РФ 14.07.95 . Личный состав СМК участвует в ликвидации медико-санитарных последствий межнациональных конфликтов только на добровольных началах (по контракту) и находится под защитой Законов РФ.

Принцип всеобщей подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи пораженным и правилам адекватного поведения в различных ЧС. Этот принцип реализуется созданием и четкой реализацией стройной системы подготовки населения, а также созданием учебно-методической базы.

3. Организация Всероссийской службы медицины катастроф .

ВСМК создана с учетом возлагаемых на нее задач, структуры РСЧС и требований «Положения о Всероссийской службе медицины катастроф».

ВСМКобъединяет :

· СМК Минздравсоцразвития РФ.

Начальником СМК МЗСР РФ является Министр здравоохранения и социального развития РФ. Непосредственное руководство службой осуществляет первый заместитель Министра .

Начальником СМК на региональном уровне является представитель Министра в федеральном округе.

Начальниками СМК на территориальном и местном уровнях являются руководители органов управления здравоохранением соответствующих органов исполнительной власти, а на объектовом - руководители объектовых учреждений здравоохранения.

· СМК Миноброны РФ . Руководит и организует работу Главное военно-медицинское управление. В состав СМК входят: органы управления, формирования и учреждения.

· СМК МВД и МПС РФ . Состав: органы управления, формирования и учреждения.

· СМК других федеральных органов исполнительной власти.

Служба организована на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях. На каждом уровне служба имеет органы управления, формирования и учреждения .

В соответствии с частью 5 статьи 41 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет :

1. Утвердить прилагаемое Положение о Всероссийской службе медицины катастроф.

2. Признать утратившими силу:

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 195 "Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 10, ст. 946);

Пункт 7 изменений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. N 374 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам, касающимся Министерства здравоохранения Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 15, ст. 1824);

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2011 г. N 660 "О внесении изменений в Положение о Всероссийской службе медицины катастроф" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 34, ст. 4969);

Пункт 7 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 г. N 882 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 37, ст. 5002).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев


Прим. ред.: текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации", 02.09.2013, N 35, ст. 4520.

Положение о Всероссийской службе медицины катастроф

1. Всероссийская служба медицины катастроф (далее - Служба) является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, настоящим Положением, а также иными нормативными правовыми актами.

3. Служба осуществляет решение следующих задач:

А) быстрое реагирование, мобилизация материально-технических средств и личного состава при чрезвычайных ситуациях в целях спасения жизни и сохранения здоровья наибольшего числа людей путем оказания им всех видов медицинской помощи своевременно и в полном объеме;

Б) ликвидация эпидемических очагов;

В) создание резерва материальных запасов;

Г) обучение оказанию медицинской помощи гражданам, в том числе медицинской эвакуации, при чрезвычайных ситуациях.

4. Служба наделена следующими полномочиями:

А) организация ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе организация и оказание медицинской помощи, включая медицинскую эвакуацию;

Б) сбор, обработка и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

В) прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

Г) информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;

Д) обеспечение реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, при чрезвычайных ситуациях;

Е) организация системы дистанционных консилиумов врачей с использованием телемедицинских технологий, в том числе для оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;

Ж) организация взаимодействия с экстренными оперативными службами по привлечению сил и средств Службы для оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;

З) организация обеспечения связи и информационного взаимодействия органов управления и сил Службы в повседневной деятельности и при чрезвычайных ситуациях.

5. Служба функционально объединяет:

А) службу медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации;

Б) службу медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации;

В) силы и средства Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Российской академии медицинских наук и других организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф.

6. Задачи, порядок деятельности, структура, состав сил и средств службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации, службы медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации, а также состав сил и средств иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, рганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

7. Руководство Службой осуществляет Министр здравоохранения Российской Федерации.

Организационно-методическое руководство деятельностью Службы осуществляет Министерство здравоохранения Российской Федерации.

8. Служба в целях выполнения возложенных на нее задач представлена:

А) на федеральном уровне:

Координационным органом - комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства здравоохранения Российской Федерации;

Постоянно действующим органом управления - соответствующим подразделением Министерства здравоохранения Российской Федерации;

Органом повседневного управления - федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Всероссийский центр медицины катастроф "Защита");

Силами и средствами Министерства здравоохранения Российской Федерации (в том числе Федерального медико-биологического агентства), Министерства обороны Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иных федеральных органов исполнительной власти, Российской академии медицинских наук и других организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф;

Б) на межрегиональном уровне (в пределах территории федерального округа):

Органами повседневного управления - межрегиональными центрами медицины катастроф, функции которых осуществляют территориальные центры медицины катастроф в гг. Екатеринбурге, Нальчике, Нижний Новгород, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и Хабаровске, а также в Москве - Всероссийским центром медицины катастроф "Защита";

Силами и средствами федеральных органов исполнительной власти и организаций, указанных в абзаце пятом подпункта "а" настоящего пункта, расположенными на территориях соответствующих федеральных округов;

В) на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации):

Координационными органами - комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Постоянно действующими органами управления - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан;

Органами повседневного управления - территориальными центрами медицины катастроф;

Силами и средствами органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, а также расположенными на их территориях силами и средствами федеральных органов исполнительной власти и организаций, указанных в абзаце пятом подпункта "а" настоящего пункта;

Г) на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования):

Координационными органами - комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления;

Постоянно действующими органами управления - органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере охраны здоровья граждан;

Органами повседневного управления - дежурно-диспетчерскими службами органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере охраны здоровья граждан;

Силами и средствами соответствующих органов местного самоуправления, а также расположенными на территориях соответствующих муниципальных образований силами и средствами федеральных органов исполнительной власти и организаций, указанных в абзаце пятом подпункта "а" настоящего пункта, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Д) на объектовом уровне:

Координационным органом - комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации;

Постоянно действующим органом управления - структурным подразделением организации, в том числе должностными лицами организации, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф;

Органом повседневного управления - дежурно-диспетчерской службой организации;

Силами и средствами организации, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

9. На федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях на базе медицинских, судебно-экспертных, образовательных и научных организаций, а также организаций здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека из числа работников этих организаций создаются нештатные формирования (госпитали, отряды, бригады, группы), которые при возникновении чрезвычайных ситуаций поступают в оперативное подчинение органов управления Службы соответствующего уровня. Обеспечение готовности этих формирований к действиям в чрезвычайных ситуациях возлагается на руководителей соответствующих организаций.

10. При недостаточности сил и средств на муниципальном и (или) региональном уровнях для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации на соответствующей территории могут быть привлечены силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций, функционально объединенных в Службу, по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти и организациями.

11. По решению руководителя Службы для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации с учетом ее масштаба, степени потенциальной опасности, медико-санитарных последствий могут привлекаться все находящиеся в зоне чрезвычайной ситуации силы и средства Службы независимо от их уровня.

Руководитель Службы вправе принимать решение о медицинской эвакуации при чрезвычайных ситуациях.

Организация и оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинская эвакуация, осуществляются Службой в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.

12. Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" обеспечивает:

А) координацию взаимодействия органов управления, а также использования сил и средств Службы;
б) разработку научно-методических принципов деятельности Службы;
в) подготовку, повышение квалификации и аттестацию специалистов Службы;
г) разработку предложений по подготовке населения к оказанию первой помощи при чрезвычайных ситуациях.

13. Проведение мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе разрабатываемых в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, межрегиональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

14. Для соответствующих органов управления, сил и средств Службы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

А) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации.

15. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы Службы функционируют в режиме повседневной деятельности.

16. Финансовое обеспечение мероприятий, реализуемых Службой, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке на обеспечение выполнения функций получателя бюджетных средств, на предоставление бюджетным и автономным учреждениям субсидий в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также в пределах средств иных указанных в подпункте "в" пункта 5 настоящего Положения организаций.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Самарский Государственный Медицинский Университет»

Министерства Здравоохранения РФ

Кафедра медицины катастроф и безопасности жизнедеятельности

Реферат на тему:

«Служба медицины катастроф Министерства Здравоохранения России»

Выполнил студен 3 курса

Медико-профилактического ф-та 332 гр.

Демин Д.С.

Преподаватель: к.м.н Мезин А.А.

Самара 2015

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

Служба медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее именуется - Служба) входит во Всероссийскую службу медицины катастроф (ВСМК) и выполняет свои задачи при непосредственном взаимодействии с Департаментом по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору Минздрава России, Федеральным управлением «Медбиоэкстрем», органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и учреждениями здравоохранения.

Служба предназначена для проведения комплекса мероприятий по предупреждению медико-санитарных последствий и медико-санитарного обеспечения населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, эпидемиях, локальных вооруженных конфликтах, террористических актах и других чрезвычайных ситуациях, а также для организации и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.

Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, формированиями и учреждениями министерств и ведомств, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Министерства здравоохранения Российской Федерации, решениями федеральной межведомственной координационной комиссии ВСМК, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

1. Основные задачи ВСМК Минздрава РФ

санитарный эпидемия медицинский стихийный

Для оказания экстренной медицинской помощи в первые минуты, часы при катастрофах с массовыми поражениями населения Постановлением Правительства РФ № 195 от 28 февраля 1996 года создана служба медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития.

Организуют медицинское обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях федеральные, региональные и территориальные межведомственные координационные комиссии, руководители (директора) региональных и территориальных центров медицины катастроф. Комиссии возглавляют руководители здравоохранения соответствующего уровня. В составе комиссий начальники медицинских служб и руководители государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Для оказания неотложной медицинской помощи пораженным ядерным, химическим и бактериологическим оружием, проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинских мероприятий по защите от оружия массового поражения в военное время предназначена медицинская служба гражданской обороны - специальная организация здравоохранения, являющаяся одной из структур Гражданской обороны (ГО) Российской Федерации. Формирования и учреждения ГО участвуют в ликвидации последствий крупных стихийных бедствий и катастроф в мирное время.

Основными задачами Всероссийской службы медицины катастроф являются:

Организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Создание, подготовка и обеспечение готовности органов управления формирований и учреждений Службы к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

Обеспечение постоянной готовности и эффективной работы подразделений экстренной и планово-консультативной помощи населению (санитарной авиации);

Участие в подготовке и обеспечении готовности органов управления, санитарно-профилактических и других учреждений Министерства здравоохранения и социального развития к работе в чрезвычайных ситуациях;

Выявление источников чрезвычайных ситуаций, которые могут сопровождаться неблагоприятными медико-санитарными последствиями, проведение комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению таких последствий;

Прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

Создание и организация работы межведомственных координационных комиссий медицины катастроф;

Сбор и обработка информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий о медико-санитарных последствиях чрезвычайных ситуаций и их ликвидации, обмен и представление такой информации заинтересованным организациям (инстанциям);

Организация мероприятий по поддержанию санитарно-эпидемиологического благополучия населения в зоне чрезвычайных ситуаций;

Организация взаимодействия органов управления, формирований и учреждений, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, независимо от их принадлежности, координация их деятельности;

Разработка основ подготовки Службы, принципов и организации работы при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

Разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению;

Разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания медицинской помощи и лечения пострадавшего населения с учетом характера чрезвычайных ситуаций;

Постоянное совершенствование организационной структуры Службы и системы медико-санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций, системы экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению;

Поддержание в постоянной готовности и совершенствование системы управления Службы;

Разработка научно-практических основ подготовки и повышения квалификации специалистов Службы и организация их аттестации;

Подготовка и повышение квалификации специалистов Службы;

Разработка методических основ и участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;

Участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;

Участие (в сфере ответственности органов здравоохранения) в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных акций, обеспечении условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

Создание и рациональное использование резервов финансовых и материально-технических ресурсов для обеспечения деятельности Службы;

Международное сотрудничество в области медицины катастроф.

2. Организационная структура ВСМК Минздрава РФ

В соответствии со структурой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и возложенными задачами Служба создается на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях.

На Федеральном уровне Служба представлена:

Всероссийским центром медицины катастроф «Защита» Минздрава России (ВЦМК «Защита»).

ВЦМК «Защита» - государственное многопрофильное головное учреждение службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации особого типа, выполняющее функции органа управления ВСМК и службы медицины катастроф Минздрава России федерального и регионального уровней, образовательного, научно-исследовательского и лечебно-профилактического учреждения.

ВЦМК «Защита» имеет статус Сотрудничающего центра ВОЗ и выполняет функции Евроазиатского регионального центра по проблемам медицины катастроф СНГ.

Организационная структура ВЦМК «Защита» и его филиалов утверждается Минздравом России, а штатное расписание - директором ВЦМК «Защита» по согласованию с Минздравом России.

ВЦМК «Защита» состоит из управления, основных подразделений и подразделений обеспечения. Управление включает: руководство, канцелярию, отделы - финансово-экономический, бухгалтерского учета и отчетности, кадров, режима, международных связей и организационно-плановый, а также группу советников и консультантов. Руководство состоит из директора ВЦМК «Защита», первого заместителя директора, заместителей директора по научной, лечебной работе и другим направлениям деятельности Центра.

Основными подразделениями ВЦМК «Защита» являются: штаб ВСМК, филиалы ВЦМК «Защита» (в семи федеральных округах и в особых случаях по решению Министерства здравоохранения Российской Федерации временно могут создаваться в отдельных субъектах Российской Федерации), клиника медицины катастроф с полевым многопрофильным госпиталем (ПМГ), институт проблем медицины катастроф и дополнительного профессионального образования специалистов службы медицины катастроф, центр медицинской экспертизы и реабилитации, научно-исследовательский отдел медико-технических проблем экстремальной медицины; отдел организации медицинской помощи при радиационных авариях, отдел медицинского снабжения (склад резерва Минздрава России для ЧС).

Штаб Всероссийской службы медицины катастроф (далее Штаб) действует в составе ВЦМК «Защита» Минздрава России, является рабочим органом управления федеральной межведомственной координационной комиссии ВСМК. Он выполняет функции оперативного руководства деятельностью службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, а также предназначенных для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций сил и средств МВД, МПС Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти. Свою работу Штаб осуществляет на основе решений федеральной межведомственной координационной комиссии ВСМК, приказов и указаний Минздрава России и МЧС России, а также решений начальника Штаба, принятых в пределах его компетенции.

Штаб осуществляет координацию подготовки и взаимодействия органов управления, а также использования формирований и учреждений, входящих в состав Всероссийской службы медицины катастроф на федеральном, региональном и территориальном уровнях.

Перевод Штаба из режима повседневной деятельности в режимы повышенной готовности и чрезвычайной ситуации производится по решению Минздрава России, МЧС России, а также начальника штаба ВСМК.

Организационная структура и штатная численность Штаба определяется начальником штаба и утверждается Министром здравоохранения Российской Федерации.

Основными подразделениями штаба являются: управления - оперативное, организации медицинского обеспечения в ЧС, по работе с регионами, а также отделы - общий, организации взаимодействия, информационного и материально-технического обеспечения.

Филиалы ВЦМК «Защита» обеспечивают выполнение задач ВЦМК «Защита» на региональном и территориальном уровнях, мероприятий в области защиты жизни и здоровья населения, его медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В пределах возлагаемых задач филиалы ВЦМК «Защита» руководствуются документами представителя Министра здравоохранения Российской Федерации в федеральных округах, региональных центров МЧС России и региональной межведомственной координационной комиссии Всероссийской службы медицины катастроф и иными нормативными правовыми актами, а также Положениями о филиалах ВЦМК «Защита».

Статусом юридического лица филиалы ВЦМК «Защита» не обладают.

Клиника медицины катастроф включает полевой многопрофильный госпиталь, профилированные (специализированные) клинические отделения, диспетчерские подразделения и подразделения обеспечения.

Клиника предназначена для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи и лечения больных и раненых с патологией, характерной для условий ЧС (возможными травмами, ожогами, заболеваниями, химическими и радиационными поражениями и др.); практической подготовки специалистов, предназначенных для работы в ПМГ; обеспечения постоянной готовности к работе при ЧС полевого многопрофильного госпиталя. Клиника медицины катастроф работает в системе обязательного медицинского страхования.

Институт проблем медицины катастроф и дополнительного профессионального образования имеет в своем составе кафедры медицины катастроф, неотложных состояний и экспертной медицинской помощи, санитарно-противоэпидемического обеспечения в ЧС, восстановительной медицины с соответствующими профильными научными лабораториями; отдел научно-технической информации с библиотекой.

Институт проблем медицины катастроф и дополнительного профессионального образования специалистов службы медицины катастроф предназначен в основном для усовершенствования руководящего состава Службы, разработки (совместно с другими подразделениями ВЦМК «Защита», а также учреждениями различных ведомств, входящих в ВСМК) предложений по государственной политике в области медицины катастроф, по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, разработку федеральных целевых и научно-исследовательских программ по совершенствованию и повышению готовности ВСМК.

Центр медицинской экспертизы и реабилитации предназначен для разработки и внедрения организационной и функциональной системы медицинской экспертизы и реабилитации участников ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию системы на федеральном, региональном и территориальном уровнях. Кроме того, на базе центра проводится медицинская реабилитация профессиональных контингентов, участвующих в ликвидации последствий ЧС, осуществляется разработка, апробация и внедрение перспективных средств и методов медицинской экспертизы и реабилитации.

В составе центра медицинской экспертизы и реабилитации имеются реабилитационный практический комплекс и три научных лаборатории - перспективных средств и методов донозологической диагностики и скрининга здоровья, клинической апробации современных реабилитационных технологий, фармакологических проблем реабилитации.

Научно-исследовательский отдел медико-технических проблем экстремальной медицины предназначен для изучения эффектов воздействия на человека неблагоприятных факторов различной природы; определения функциональных резервов, предельных возможностей организма, работоспособности и надежности деятельности человека в экстремальных условиях; разработки режимов труда и отдыха спецконтингентов в неблагоприятных и экстремальных условиях, а также для создания и совершенствования изделий медицинского назначения, средств спасения и индивидуальной защиты человека.

Специализированными формированиями и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, подчиненными непосредственно Минздраву России. Организационно-методическую функцию организации санитарно-противоэпидемического обеспечения выполняет Департамент по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору Минздрава России.

На региональном уровне Служба представлена:

Филиалами ВЦМК «Защита» в федеральных округах:

Основными подразделениями региональных филиалов ВЦМК «Защита» являются: штаб, подвижный медицинский отряд с бригадами специализированной медицинской помощи, отдел медицинского снабжения, отдел материально-технического и транспортного обеспечения.

Центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора регионального уровня с входящими в них формированиями.

Клиническими базами, предназначенными в соответствии с возложенными на них обязанностями для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

На территориальном уровне Служба представлена:

Территориальными центрами медицины катастроф субъектов Российской Федерации - учреждениями здравоохранения Российской Федерации особого типа и филиалами ВЦМК «Защита» (Чеченская Республика, Ингушская Республика, Республика Дагестан), выполняющими функции органа управления службы медицины катастроф территориального уровня. Территориальный центр медицины катастроф имеет статус юридического лица, основными его подразделениями являются: администрация, оперативно-диспетчерский отдел, организационно-методический отдел, бригады специализированной медицинской помощи, отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению (санавиация), отдел медицинского снабжения, отдел материально-технического обеспечения.

Центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации и городах федерального значения, которые создают силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а их координацию деятельности осуществляют органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации (санитарно-противоэпидемические комиссии).

Клиническими базами, предназначенными, в соответствии с возложенными на них обязанностями для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и оказания экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению.

На местном уровне Служба представлена:

Центрами медицины катастроф местного уровня (где они создаются) или станциями (подстанциями) скорой медицинской помощи, выполняющими функции органа управления службы медицины катастроф с входящими в них формированиями.

Центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городах и районах, формирующих санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки.

Лечебно-профилактическими учреждениями, предназначенными в соответствии с возложенными на них обязанностями для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

На объектовом уровне Служба представлена:

Должностными лицами по медико-санитарному обеспечению объекта в чрезвычайных ситуациях.

Медицинскими нештатными формированиями.

Лечебно-профилактическими учреждениями (медико-санитарные части, поликлиники и др.), предназначенными в соответствии с возложенными на них обязанностями для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

Структурными подразделениями санитарно-эпидемиологического надзора объекта.

Для участия в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях за счет имеющихся лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений Минздрава России создаются (привлекаются) нештатные формирования Службы. Основными из них являются:

На федеральном и региональном уровнях:

·бригады специализированной медицинской помощи (хирургические, травматологические, нейрохирургические, ожоговые, акушерско-гинекологические, трансфузиологические, токсикологические, психотерапевтические, инфекционные, детские хирургические, радиологические и др.);

·санитарно-эпидемиологические бригады (эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические) бригады);

·специализированные противоэпидемические бригады.

На территориальном, местном и объектовом уровнях:

·бригады скорой медицинской помощи (врачебные, фельдшерские);

·специализированные бригады скорой медицинской помощи (интенсивной терапии, токсикологические, радиологические, психиатрические, педиатрические и др.);

·бригады специализированной медицинской помощи;

·бригады первой врачебной помощи (врачебно-сестринские бригады);

·бригады доврачебной помощи;

·санитарные посты;

·санитарно-эпидемиологические отряды;

·санитарно-эпидемиологические бригады;

·группы эпидемиологической разведки.

Профиль, количество, сроки готовности нештатных формирований Службы, а также лечебно-профилактические и санитарно-эпидемиологические учреждения, на базе которых они создаются, определяются начальниками Службы, исходя из медико-санитарной обстановки при возможных чрезвычайных ситуациях.

3. Организация деятельности ВСМК Минздрава РФ

В зависимости от обстановки деятельность Службы осуществляется в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.

Решение о введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, руководители объектов.

В зависимости от режима деятельности Служба выполняет следующие основные мероприятия.

В режиме повседневной деятельности:

текущее планирование и организация работы в повседневной деятельности;

участие в организации и осуществлении наблюдения за средой обитания населения и обстановкой на потенциально опасных объектах, в зонах (районах) возможных ЧС в плане предупреждения или уменьшения их медико-санитарных последствий;

создание формирований Службы, обеспечение их постоянной готовности к работе в ЧС;

планирование мероприятий по снижению медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, участие в повышении уровня защиты населения и в его обучении правилам оказания первой медицинской помощи;

планирование медико-санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;

организация и обеспечение постоянного эффективного функционирования дежурно-диспетчерской службы;

организация и обеспечение экстренной и консультативной медицинской помощи населению;

организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий с целью поддержания санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

поддержание готовности органов управления, формирований и учреждений Службы, совершенствование подготовки ее личного состава;

проверка готовности службы медицины катастроф нижестоящих уровней;

поддержание взаимодействия между входящими в службу медицины катастроф данного уровня органами управления, формированиями и учреждениями;

создание, накопление, освежение, контроль за хранением и правильным использованием резервов медицинского имущества;

разработка и реализация комплекса мероприятий по своевременному материально-техническому обеспечению Службы;

создание, поддержание, контроль за использованием финансовых и материально-технических ресурсов, предназначенных для обеспечения работы Службы;

участие в медицинской подготовке личного состава аварийно-спасательных формирований РСЧС;

обобщение опыта работы Службы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

В режиме повышенной готовности:

оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений Службы о введении режима повышенной готовности;

усиление дежурно-диспетчерской службы, перевод при необходимости на круглосуточную работу (частично или полностью) персонала центров медицины катастроф, создание оперативных групп, их обеспечение транспортными средствами и связью;

анализ причин, обусловивших введение режима повышенной готовности, прогнозирование возможного развития обстановки и разработка предложений по организации работы Службы;

уточнение плана медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайной ситуации;

организация выполнения органами управления, формированиями и учреждениями Службы соответствующих мероприятий режима повышенной готовности, плана медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, проверка их выполнения и оказание помощи;

создание и направление при необходимости оперативных групп центра медицины катастрофы (органа управления здравоохранением) в органы управления РСЧС и на место возможной чрезвычайной ситуации;

участие в проведении мероприятий по защите населения и его подготовке к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;

проверка готовности к использованию финансовых, материально-технических ресурсов и резервов медицинского имущества и их пополнение;

организация внеочередного заседания межведомственной координационной комиссии службы медицины катастроф;

уточнение планов взаимодействия с органами управления, учреждениями и организациями других министерств и ведомств, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации;

усиление наблюдения за санитарно-эпидемиологической обстановкой, прогнозирование возможности возникновения эпидемий.

В режиме чрезвычайной ситуации:

оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений Службы о введении режима чрезвычайной ситуации;

активный сбор информации об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, ее оценка и разработка предложений по организации медико-санитарного обеспечения при ликвидации чрезвычайной ситуации;

введение в действие по указанию председателя межведомственной координационной комиссии медицины катастроф плана медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях;

выдвижение в зону чрезвычайной ситуации оперативных групп центра медицины катастроф (органов управления здравоохранением), формирований и учреждений Службы;

создание системы связи Службы, ее координация с системой связи РСЧС;

участие (совместно с аварийно-спасательными и другими формированиями РСЧС) в оказании пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации из зоны (очага) чрезвычайной ситуации;

организация и осуществление лечебно-эвакуационного обеспечения населения, пострадавшего при чрезвычайной ситуации;

организация медико-санитарного обеспечения личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации чрезвычайной ситуации;

организация медико-санитарного обеспечения населения, эвакуируемого из зоны (района) чрезвычайной ситуации;

организация и проведение судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинского освидетельствования пораженных (в том числе во взаимодействии с органами МВД России);

организация и осуществление санитарно-эпидемиологического обеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации;

организация санитарно-гигиенических мероприятий по защите населения, персонала аварийных объектов и участников ликвидации чрезвычайных ситуаций;

медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечением его специальной одеждой, средствами защиты и правильным их использованием;

обеспечение непрерывного и оперативного управления формированиями и учреждениями Службы, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации, их финансового, материально-технического обеспечения и снабжения медицинским имуществом;

ведение и своевременное представление учетных и отчетных документов.

Мероприятия режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации организуются и проводятся с учетом места, масштабов, характера возможной или возникшей чрезвычайной ситуации и могут относиться ко всей Службе данного уровня или к ее части (на территориальном уровне - к определенному городу, району; на местном уровне - к району города, объекту экономики).

Заключение

Ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций является приоритетной задачей Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для решения этой задачи в интересах Службы в планах ее взаимодействия с органами управления, частями, подразделениями и формированиями РСЧС на всех уровнях необходимо предусмотреть:

постоянную помощь Службе в повышении ее готовности к работе при возникновении чрезвычайных ситуаций;

немедленное информирование органов управления Службы о введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, результатах разведки и принятых решениях по ее ликвидации;

обеспечение первоочередного выдвижения сил и средств Службы в зону чрезвычайной ситуации;

создание благоприятных условий для работы сил и средств Службы в зоне чрезвычайной ситуации; при этом основное внимание должно быть обращено: на организацию быстрого розыска пораженных, извлечение их из-под завалов, удаление из очагов пожаров, с местности, зараженной радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами; оказание на месте поражения первой медицинской помощи; вынос (вывоз) до пункта сбора пораженных или мест оказания им доврачебной (первой врачебной) помощи; выделение помещений для развертывания медицинских формирований и расширения коечной сети лечебно-профилактических учреждений; оказание помощи медицинским формированиям и учреждениям, участвующим в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, в обеспечении их транспортом, продовольствием, водой, электроэнергией, топливом.

Список литературы

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. № 195 «Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф».

2. Гончаров М.В. Медицина катастроф. Курс лекций: [учебное пособие для мед.вузов] - М.,: ГЭОТАР - Медиа, 2012. - С.345

3. Левчук И.П., Третьяков Н.В. Медицина катастроф. Курс лекций: [учебное пособие для мед.вузов] - М.,: ГЭОТАР - Медиа, 2011. - С. 224-238

4. Мастрюков Б.С. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков. - М.: Академия, 2009. - 320 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Функции и задачи Службы медицины катастроф Министерства здравоохранения России. Оказание неотложной медицинской помощи пораженным ядерным, химическим и бактериологическим оружием. Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

    реферат , добавлен 16.08.2014

    Рассмотрение задач, сил и средств по оснащению медицинским имуществом формирований службы медицины катастроф. Ознакомление с обязанностями должностных лиц по обеспечению лекарственными средствами подразделений госпиталя в режиме чрезвычайной ситуации.

    контрольная работа , добавлен 14.03.2012

    Роль в развитии гигиенических знаний врачей античной Греции. Основоположники гигиенической науки в Западной Европе. Значение земской медицины в России для развития санитарного дела. Советская система медико-санитарного обслуживания сельского населения.

    реферат , добавлен 22.06.2015

    Проблемы обеспечения безопасности человека в чрезвычайных ситуациях, медицинских мероприятий по защите населения. Всероссийская служба медицины катастроф. Медицинская и эвакотранспортная сортировка пораженных. Особенности организации медицинской помощи.

    реферат , добавлен 25.09.2014

    Показания для направления семьи в медико-генетическую консультацию. Дородовая диагностика наследственных заболеваний. Изучение этапов составления медико-генетического прогноза. Оценка тяжести медицинских и социальных последствий предполагаемой аномалии.

    презентация , добавлен 03.03.2014

    Цель и объекты медико-социальной работы. Особенности ее проведения в центрах профилактики СПИДа, онкологии, кардиологии, наркологии, психиатрии, фтизиатрии. Амбулаторно-поликлиническая помощь населению. Функции, выполняемые социальными работниками.

    реферат , добавлен 09.10.2014

    Задачи медико-генетического консультирования. Составление генетического прогноза. Расчеты генетического риска. Оценка тяжести медицинских и социальных последствий предполагаемой аномалии. Показания для направления семьи в медико-генетическую консультацию.

    презентация , добавлен 13.11.2014

    Натуралистические медико-биологические теории народонаселения и здравоохранения. Формирование здорового образа жизни и охрана здоровья здоровых людей. Теория болезней цивилизации и социальной дезадаптации. Общие механизмы нервно-психических заболеваний.

    презентация , добавлен 01.03.2016

    Принципы организации анестезиологической и реаниматологической помощи в локальных вооруженных конфликтах и войнах, а также при катастрофах. Статистика частоты применения анестезии в Афганистане и Чечне. Особенности эвакуации тяжелораненых и пострадавших.

    реферат , добавлен 30.11.2009

    Организационная структура Медико–санитарной части № 118 Федерального медико-биологического агентства. Основные виды деятельности учреждения. Проведение целевых медицинских осмотров. Внедрение в практику работы новых методов диагностики и лечения.