Международные правовые нормы в сфере защиты персональных данных. Право на информацию и международные акты, в которых оно регламентируется 4 информационно правовые нормы международно правовых актов

Введение

1.

2. Международные акты и международный обмен информацией

3.

Заключение

Введение

Ст. 1 Конституции РФ провозглашает нашу страну правовым государством, т.е. государством, в котором правовыми средствами обеспечивается осуществление, защита и восстановление прав и свобод человека и гражданина. К подобным правовым средствам целесообразно отнести и принципы государства, с помощью которых реализуется демократический и правовой режим, включающие свободу слова.

На сегодняшний день актуальной является изучение проблемы регулирования права на информацию, которую мы получаем в самых разных формах: через СМИ, в том числе через прессу и устные каналы коммуникации. А значит, соблюдение процедуры использования информации является неотъемлемым элементом правового государства, поскольку одним из принципов, являющихся общеобязательным и закреплённым в нормативно-правовых актах, выступает законность. Но довольно редко мы задаём себе вопрос, насколько та или иная информация достоверна, и каким путем она получена, обнародована?

Следовательно, право на информацию и особенности его законной регламентации, прежде всего, касаются поля деятельности СМИ, а также государственных органов, распространяющих общественно важную публичную информацию. Информация для конкретного лица - это всегда безграничный океан знаний, благодаря которым оно развивается и совершенствуется. Информация является главным фактором социализации людей, выступает связующим звеном между индивидом и обществом. Достоверное и своевременное информирование граждан со стороны государства, СМИ, пр. субъектов, и предоставление необходимой для функционирования государства информации со стороны граждан является залогом формирования действительно правового государства и гражданского общества. Поэтому в нашей работе мы рассмотрим отечественные и международные правовые акты, касающиеся права на информацию.

1. Право на информацию в законодательстве и юридической литературе

Для начала, нам необходимо выяснить, что же подразумевает российский законодатель под понятием «информация». Например, помимо Конституции РФ, Закон РФ «Об информации» определяет информацию как общую категорию «сведений», «данных», под доступом к информации понимается возможность получать ее, а также использовать. При этом в Законе говориться о том, что распространять и получать информацию могут свободно все граждане РФ, за исключением случаев, когда эта информация закрыта от доступа государственными органами, т.е. составляет государственную или иную тайну. Также ограниченной для доступа является информация о частной жизни людей, конфиденциальная информация организаций, коммерческая тайна. В других актах, а именно в Законе «О персональных данных» вводиться также понятие персональных данных - «любой информации, относящейся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)». В Законе РФ «О СМИ» мы можем найти определение массовой информации - сведений для неограниченного круга лиц, а также материалов, их содержащих.

Среди прочих нормативно-правовых актов, регламентирующих право на информацию в РФ можно отметить Гражданский Кодекс РФ, (1т. 17, 1045, 1300), Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 17), Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и др.

Рассмотрев несколько нормативно-правовых определений данного понятия, можно сделать вывод, что информация - это сведения, которые объективно имели место в обществе. Но довольно часто тяжело или даже невозможно установить объективность того или иного явления, классифицировать порождённую ими информацию, разграничить публичные и персональные данные.

В юридической литературе, среди учёных - юристов, существуют различные мнения относительно гражданско-правового определения информации. Одни, полагают, что информация - это процесс фиксации данных о предметах и явлениях, с последующей их передачей различными способами, другие, что это - процесс отражения явлений и предметов в сознании отдельных индивидов и общества, удовлетворяющий определённые социальные потребности. Так или иначе, все они сходятся во мнении, что информация - это синтетическая категория, находящаяся на границе точных и гуманитарных наук, и являющаяся результатам интеллектуальной деятельности. При этом открытая общественно важная, или т.н. публичная информация, право на которую и регламентируется законами, имеет ряд характерных признаков: самостоятельность, нематериальный и субъективный характер, многоразовое использование, не истощаемость при использовании, системность, возможность количественной оценки, сохраняемость, интегрирование и т.д. Таким образом, можно сказать, что информация - это общественный ресурс.

Ст. 3 Закона «Об информации» определяет ряд принципов, присущих информационным отношениям, среди которых мы видим такие как достоверность и полнота информации, правомерность получения, использования, распространения, хранение и защиты информации, защищенность лица от вмешательства в личную и семейную жизни. Из этого можно сделать вывод, что вся информация должна быть получена законным путем, без нарушения прав и свобод людей, которых такая информация прямо или опосредованно касается. То есть можно говорить также о личной, персональной информации, хотя и весьма размыто.

Вопросам права на информацию, на ее получение, распространение, защиту и реализацию посвящено множество нормативно-правовых актов, статей, публикаций. Эта проблема на сегодняшний день является довольно актуальной, поскольку при осуществлении информационной деятельности, легко нарушить правовые предписания. Особенно это касается роботы СМИ и журналистов.

В современных условиях бывает очень сложно разграничить публичную информацию и данные о личной жизни. Нередко журналисты пишут то, что хочет читать аудитория, придерживаясь принципа «антиреклама - также реклама». Игнорируют они не только правила распространения, но и получения информация, вмешиваясь в работу государственных органов. Также наблюдается и обратный процесс чрезмерной информационной закрытости многих учреждений.

Следует отметить, что при наличии факта публикации недостоверной информации или иного нарушения права на информацию для журналиста наступают негативные последствия в форме определённого вида ответственности. На практике журналисты в России редко несут ответственность, еще реже несут ответственность государственные органы, нарушающие право граждан на информацию.

Среди главных международных актов, регламентирующих право на информацию следует отметить Конвенцию о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений, Декларацию о свободе выражения взглядов и информации, ряд резолюций и рекомендаций ООН, например, 1636 «Показатели демократии в медиа», 1003 «Об этических принципах журналистики», 1142 «О парламентах и СМИ» и пр.

Так, ст. 19 Международного пакта об общественных и политических правах гласит, что каждый человек может свободно в пределах своей родины и за ее границами использовать любую информацию, как способ выражения своих взглядов. Европейская конвенция о защите прав человека и основополагающих свобод в ст. 10 дополняет это положение необходимостью санкционирования пользования информацией с целью обеспечения международной безопасности.

При этом большинство этих нормативно-правовых актов также не дают чёткого определения информации, но направленны на характеристику международного обмена информацией и наиболее актуальных его аспектов: соотношения национального суверенитета и международного сотрудничества при использовании информации, поддержания справедливости и демократии в мире, в т.ч. свободы слова, охраны интеллектуальной собственности, шифрования информации, электронной торговли и трансграничного обмена данными, защиты трудовых прав в сети Интернет, гарантий безопасности и пр.

В международных правовых документах указана такая особенность информации как принадлежность ее к специфическому рынку товаров. Международные отношения в сфере информации подпадают под регулятивные действия общеопределённых принципов международного права, конкретизированных в международных актах разной юридической силы.

Ниже приведен список международных правовых актов, которые регулируют информационные отношения, в частности документы, рассматривающие общие принципы и нормы права на информацию, ратифицированы и Россией;

акты, гарантирующие свободу слова, плюрализм и т.п.;

акты, которые рассматривают информацию как продукт;

акты, запрещающие распространение информации;

пакет документов «международные договора об информационной собственности».

Документы, которые являются главными в международных отношениях относительно информации, это:

Международная конвенция об использовании радиовещания в интересах мира (1932 p.);

Конвенция о предотвращении обращения порнографических изданий и торговли ими (1923 г.) - старейшая международная конвенция в области информации. Она призывает государства к уничтожению и предотвращению обращения порнографических изданий. Эта норма созвучна новому закону РФ о защите детей от вредной информации;

Соглашение о международном обмене визуальными и звуковыми материалами образовательного и научного характера (1948 p.);

Конвенция о международном обмене изданиями (1958 p.);

Конвенция об обмене правительственными документами и официальными изданиями между государствами (1958 p.);

Регламент международного союза электронной связи (1972 р);

Международная конвенция электронной связи (1982 p.);

Проблемы использования и передачи информации регламентированы также в международных документах, имеющие рекомендательную силу:

Декларация ЮНЕСКО о принципах спутниковой связи (1972 p.);

Второй раздел заключительного акта ОБСЕ (1975 p.);

Резолюция ООН об информации на службе человечества (1996 p.);

Также о праве людей на информация более подробно идет речь в:

Общей декларация прав человека (ст. 19);

Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 20);

Американской конвенции о правах человека и др.

Среди нормативных документов, по которым осуществляются международные информационные отношения, прежде следует выделить те, которые запрещают распространение информации (они являются обязательными к выполнению всеми странами - членами ООН и входят в национальное законодательство каждого государства).

К таким документам относятся:

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 110 часть 2 от 3.11.1947 - осуждение пропаганды агрессивных войн;

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст.20 - запрет законом пропаганды агрессии и насилия);

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1972 г.;

Общая декларация прав человека (1948 p.);

Если государством нарушается обязывающий документ, то на государство налагаются штрафные санкции, в основном политические и экономические. В случае нарушения рекомендательного документа, государство может подпасть моральному осуждению мирового сообщества. В то же время Концепция внешней политики РФ гласит, что РФ обязана следить за отражением внешних информационных угроз ее суверенитету.

3. Проблемы доступа к информации в РФ

информация публичный доступ обмен

На сегодня наблюдается много трудностей в сфере доступа граждан РФ к публичной информации (которой обладают органы государственной власти и органы местного самоуправления). Органы государственной власти и муниципальные образования фактически безосновательно отвечают отказом в предоставлении информации СМИ и отдельным гражданам, относя ее к информации с ограниченным доступом; неправомерно применяются грифы ограничения доступа к информации «опубликованию не подлежит», «не для печати», «для служебного пользования»; существует большая трудность в получении гражданами локальных нормативно-правовых актов местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, не говоря уже о проектах таких актов.

Российские органы государственной власти и органы местного самоуправления не полностью выполняют требование делать достоянием гласности информацию о своей деятельности (в том числе через сеть Интернет). Не все внутриведомственные акты публикуются в официальных изданиях и, таким образом, государственные органы становятся подобными владельцам информации, которые по собственному усмотрению принимают решение о предоставлении или отказе в предоставлении информации. Особенно это касается работы судебных органов.

Одной из причин существования такой ситуации является несовершенство законодательства РФ об информации, которое не отвечает современному уровню развития информационных отношений и не способно адекватно решать возникшие проблемы. Как мы убедились в первой главе, в отечественных нормативно-правовых актах нет чёткого определения категорий «информация», «право на информацию». Отсутствует в них и классификация типов информации и режимов ее использования. Очень размытой представляется трактовка персональных данных, на практике практически невозможно определить, где заканчиваются идентификационные данные о человеке, и начинается информация о его личной жизни. Большей частью рассмотренные законодательные акты или приводят очень размытые определения, или декларируют определённые положения без указаний на пути их реализации, или имеют место «ссылки на ссылку», или ссылка на такие нормы отдельных законов, которые к сфере информационных отношений невозможно применить без учёта специфики объекта. Это касается и однократности использования информации, составляющей тайну и отсутствия чёткого разграничения понятий информации и носителя информации и мн. др. Все эти проблемы должны быть в кратчайшие сроки урегулированы на законодательном уровне, как того требует Конституция РФ, поскольку пробелы информационного права могут привести к неконтролируемым ограничениям прав граждан и к возникновению угроз информационной безопасности.

Итак, к основным проблемам, которые связаны с доступом граждан к информации, и соответственно мешают обеспечению прозрачности деятельности публичной администрации в РФ, относятся:

наличие и широкое неправомерное применение грифов ограничения доступа к информации;

неустроенность терминологии информационного законодательства, нередко приводящая к разному применению правовых норм на практике;

ненадлежащее выполнение требования органами власти делать достоянием гласности информацию о своей деятельности;

отсутствие реальных механизмов обеспечения ответственности за нарушение информационного законодательства.

Для преодоления всех этих негативных явления реализации права на информацию в РФ необходимо:

принятие базового закона «Об информации» в новой редакции с уточнением терминологии данной категории и специальных законов в области информационного права, в частности требований к СМИ, построенных на основе международных нормативно-правовых актов и тенденций международного обмена информацией;

систематизация информационного законодательства путем кодификации, т.е. принятие Информационного кодекса, который объединил бы отдельные правовые институты отрасли;

введение классификации информации по типам с соответствующим сужением класса конфиденциальной информации, в частности о личных данных и выведение ее из сферы государственного регулирования (т е. чёткое размежевание сведений о личной жизни не подлежащих разглашения и персональных данных, которые могут быть известны всем);

контроль за соблюдением ответственности за нарушение использования информации всеми субъектами общественных отношений, ужесточение наказаний представителей государственных органов, лишающих граждан права на доступ к информации;

снятие монополии государства на владение персональными данными, в т.ч. разрешение на обмен информацией с финансовыми учреждениями, страховыми и аналитическими организациями с соответствующим усилением системы безопасности реестров персональных данных и законодательными изменениями.

Все эти и мн. др. изменения требуют не только юридической проработки, но и философского осмысления, а также наличия достаточной финансово-экономической базы.

Заключение

После написания данной реферативной работы, мы убедились в том, что право на доступ к информации является конституционным правом человека, предусмотренным и гарантированным ст. 29 и 42 Конституцией РФ, которая, в свою очередь, основывается на положениях Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека (статья 10), Международном пакте о гражданских и политических правах (статьи 18, 19) и т.п. При этом под информацией понимаются любые сведения, полученные законным путем с учетом принципов пользования информации.

Основная суть права на доступ к информации заключается в возможности человека свободно искать, накапливать, использовать и передавать устную, письменную или комбинированную информацию. В отдельных случаях эти права могут быть сужены и санкционированы для обеспечения безопасности государства, защиты его суверенитета и охраны порядка, а также для профилактики преступлений, защиты личной информации граждан и организаций с целью охраны их законных интересов, для укрепления авторитета государственной власти. При этом речь идет о тайне, или о конфиденциальности. Запрещено отвечать отказом в запросе на информацию лишь потому, что запрашиваемая информация, не касается личных интересов вопрошающей стороны.

Данное право должно гарантироваться государством, что включает в себя в частности определение на законодательном уровне информации, доступ к которой ограничивается, и цель ограничения.

В РФ наблюдаются некоторые негативные тенденции использования информации, в частности нарушения государственными органами прав граждан на свободный доступ к информации, нарушения правовых и моральных норм со стороны СМИ. Все это требует корректировки отечественного информационного законодательства и совершенствования практики пользования публичной информацией и персональными данными.

Список использованной литературы

1.Конституция РФ от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). - М.: АСТ, 2013. - 64 с.

.Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 05.04.2013) «О средствах массовой информации». - М.: Омега-Л, 2013. -40 с.

.Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». - М.: Омега-Л, 2013. - 24 с.

.Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О персональных данных». - М.: Рид Групп, 2011. - 48 с.

.Асланов Р.М.О. Международное правовое регулирование в сфере обеспечения информационной безопасности // Закон и право. 2012. № 3. С.104.

.Бачило И.Л. Информационное право. - М.: Юрайт, 2012. - 576 с.

.Боков Д.Ю. Социально-правовые основы информационного общества. - М.: Де-По, 2011. - 188 с.

.Братановский С.Н., Лапин С.Ю. Право на доступ к информации как элемент конституционного права на информацию // Гражданин и право. 2012. № 8. С. 20-35.

.Городов О.А. Информационное право. - М.: Проспект, 2013. - 242 с.

.Куняев Н.Н. Правовое обеспечение национальных интересов РФ в информационной сфере. - М.: Логос, 2010. - 348 с.

.Основы журналистской деятельности. - М.: Юрайт, 2013. - 332 с.

1. Особенность информационно-правовых норм состоит в том, что они регулируют обособленные группы общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы.

Информационно-правовым нормам присущи все основные, характерные черты норм, составляющих правовую систему. Как и нормы других отраслей права, они содержат описания правил поведения (или алгоритмов поведения), которые устанавливаются государством в определенном порядке, форме и вводятся в действие в установленный законодателем срок. Информационно-правовые нормы задают содержание прав и обязанностей субъектов - участников правоотношений, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Отличие информационно-правовых норм от норм других отраслей права в том, что они регулируют отношения, возникающие в информационной сфере в связи с реализацией информационных прав и свобод и осуществлением информационных процессов при обращении информации. В зависимости от вида и формы представления информации, субъектов, действующих в информационной сфере, особенностей их поведения, информационно-правовые нормы могут разделяться на императивные и диспозитивные.

Совокупность норм информационного права формируется на основе конституционных информационно-правовых норм, которые регулируют отношения, связанные с реализацией информационных прав и свобод. Это, в первую очередь, право каждого на производство, передачу, распространение, получение, поиск и потребление информации законным способом, право на свободное творчество, преподавание, другую интеллектуальную защищаемую законом деятельность.

2. В зависимости от их содержания информационно-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными .

Материальные информационно-правовые нормы устанавливают структуру элементов и частей информационной сферы. Они определяют содержание государственной политики в информационной сфере, закрепляют комплекс обязанностей, прав, а также ответственность участников информационных процессов, в том числе материальное содержание юридических прав и обязанностей участников информационных правоотношений. Эти нормы устанавливают правовой статус субъектов в информационной сфере в части их обязанностей и ответственности за организацию и обеспечение процессов обращения информации, в том числе формирование информационных ресурсов и предоставление пользования ими в соответствии с действующим законодательством.

Процессуальные информационно-правовые нормы по своему назначению регламентируют процедуру (порядок, правила) реализации 1язанностей и прав, установленных материальными информационными нормами в рамках регулируемых информационных отношений, так, этими нормами устанавливается порядок лицензирования и сертификации в информационной сфере, формирования информационных ресурсов, поиска и получения информации из этих ресурсов, другие процедуры правового регулирования общественных отношений в информационной сфере.

3. Как и нормы других отраслей права, информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции .

Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникать информационные правоотношения, и указывает на круг субъектов - участников этих правоотношений. Например, при установлении порядка получения информации от государственных структур определяются условия обращения потребителя к этому органу и выдачи информации этим органом.

Основу информационно-правовой нормы составляет диспозиция , которая содержит предписание о том, как должны поступать субъекты правоотношений, устанавливаются их права и обязанности. Так, в соответствии с Федеральным законом «О библиотечном деле» устанавливаются права и обязанности читателя и библиотекаря по предоставлению информационных услуг, по пользованию такими услугами.

Защита прав и обеспечение исполнения установленных правил производятся с помощью санкций. Санкции информационно-правовых норм весьма разнообразны. В зависимости от вида информации, характера нанесенного ущерба, условий возникновения правонарушения это могут быть гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность.

В конкретной статье нормативного правового акта могут не присутствовать все три составляющих информационно-правовой нормы. Однако они могут содержаться либо в других статьях данного акта, либо в других актах.

4. Информационно-правовые нормы могут классифицироваться в зависимости от способов их воздействия на субъектов правоотношений . Здесь действуют две группы норм - диспозитивные и императивные.

Диспозитивные информационно-правовые нормы применяются при регулировании отношений в области защиты нематериальных благ, имущественных прав, личных неимущественных прав в информационной сфере. Это - достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, связанные с производством, преобразованием и потреблением информации. Диспозитивные информационно-правовые нормы имеют свою специфику, определяемую особенностями и юридическими свойствами информации и информационных объектов, что отличает их от других норм диспозитивного характера.

Примеры диспозитивных норм.

Гражданский кодекс РФ. «Статья 128. Виды объектов гражданских прав

К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага».

«Статья 6. Информационные ресурсы как элемент состава имущества и объект права собственности 1. Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством Российской Федерации. 3. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации являются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем иных установленных Законом способов.

Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне.

Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти».

«Статья 6. Право собственности на информационные продукты и средства международного информационного обмена 1. Документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, средства международного информационного обмена относятся к объектам имущественных прав собственников и включаются в состав их имущества.

Отношения, связанные с правом собственности на российские информационные продукты и средства международного информационного обмена, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

2. Отношения, связанные с правом собственности, возникающие в результате оказания или получения информационной услуги, определяются договором между собственником или владельцем информационных продуктов и пользователем. Оказание информационной услуги не создает для пользователя право авторства на полученную документированную информацию. 3. Информационные продукты являются товаром, если это не противоречит международным договорам Российской Федерации и законодательству Российской Федерации».

Императивные информационно-правовые нормы устанавливают, в первую очередь, обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по производству и распространению информации, создаваемой этими структурами в порядке обеспечения конституционных гарантий информационных прав граждан на информацию и исполнения этими органами своей компетенции в этой части. Устанавливают функции и компетенцию органов государственной власти в области информационной безопасности, по формированию государственных (муниципальных) информационных ресурсов, по созданию государственных информационно-телекоммуникационных систем и других подобных информационных систем органов местного самоуправления. Обеспечивают регулирование отношений по поводу ответственности за правонарушения в информационной сфере. В эту группу входят также нормы, обеспечивающие защиту прав субъектов персональных данных, установление государственной политики в информационной сфере, защиту прав потребителей информации в информационной сфере и другие аналогичные нормы.

Приведем примеры императивных информационно-правовых норм.

Нормы-определения (дефиниции), даваемые как в пределах тематических статей, так и путем нормативного закрепления понятий.

«Статья 2. Термины, используемые в настоящем Федеральном законе, их определения информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов...».

Нормы-принципы, которые закрепляют нормативно-ориентирующее значение основных начал организации и деятельности субъектов права (законность, независимость, коллегиальность, гласность и т.п.).

Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» «Статья 5. Принципы осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра Деятельность по ведению государственного земельного кадастра осуществляется в соответствии со следующими принципами:

единство системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации;

непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков;

открытость сведений государственного земельного кадастра;

сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах».

Нормы-цели, закрепляющие цели и задачи в качестве обязательной нормативной ориентации видов деятельности .

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» «Стать я 20. Цели защиты

Целями защиты являются: предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации; предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства; ...».

Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» «Статья I. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Цели настоящего Федерального закона - создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене и рамках единого мирового информационного пространства, защита интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при международном информационном обмене, защита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене». Нормы-запреты, признающие общественно вредными и недопустимыми с правовой точки зрения определенных действий.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» «Статья 10. Информационные ресурсы по категориям доступа

законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок.их реализации; документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан».

Компетенционные нормы, очерчивающие легальные пределы деятельности субъектов права .

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» «Статья 13. Гарантии предоставления информации

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес». Нормы-санкции, являющиеся либо частью состава правонарушений, либо самостоятельной нормой.

Уголовный кодекс РФ «Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации 1. Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет...».

Императивные нормы, содержащие однозначные предписания и закрепляющие обязанности государственных органов, учреждений, предприятий и граждан .

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»

«Статья 7. Государственные информационные ресурсы 2. Формирование государственных информационных ресурсов... осуществляется гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют государственные информационные ресурсы, находящиеся в их ведении, и обеспечивают их использование в соответствии с установленной компетенцией».

Примером одновременного применения методов императивного и диспозитивного регулирования может служить следующая норма.

Закон РФ «О государственной тайне» «Статья 10. Ограничение прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием. Должностные лица, наделенные в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона, полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан (далее - собственник информации), если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Засекречивание указанной информации осуществляется по представлению собственников информации или соответствующих органов государственной власти. Материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником. В договоре также предусматриваются обязательства собственника информации по ее нераспространению. При отказе собственника информации от подписанного договора он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством.

Собственник информации вправе обжаловать в суд действия должностных лиц, ущемляющие, по мнению собственника информации, его права. В случае признания судом действий должностных лиц незаконными порядок возмещения ущерба, нанесенного собственнику информации, определяется решением суда в соответствии с действующим законодательством».

5. Информационно-правовые нормы можно классифицировать по сфере их применения (по масштабу действия):

· нормы федерального уровня и действия;

· нормы субъектов Российской Федерации;

· нормы органов местного самоуправления.

6. По объему регулирования информационно-правовые нормы подразделяются на нормы:

· общего действия, распространяющие действие на все сферы и отрасли правового регулирования, регламентирующие важнейшие стороны информационной деятельности. Это, в первую очередь, статутные нормы, устанавливающие обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по исполнению ими конституционных обязанностей по пред оставлению информации потребителям;

· межотраслевые, регулирующие информационные отношения, возникающие между группами государственных органов, по обеспечению информационных процессов;

· отраслевые, действующие в пределах сферы ведения конкретного органа государственной власти;

· на уровне органа местного самоуправления, действующие в пределах территорий.

Понятие, содержание, структура информационного правоотношения

Информационные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере и регулируются информационно-правовыми нормами. Являясь разновидностью правовых отношений, они выражают все основные признаки правового отношения. Для них характерна первичность информационно-правовых норм, поскольку информационное правоотношение - результат регулирующего воздействия соответствующей информационно-правовой нормы изданное общественное отношение. Именно поэтому такое общественное отношение приобретает юридическую форму, т.е. становится правовым. При этом информационно-правовая норма регламентирует поведение сторон общественного отношения. Она же обеспечивает корреспонденцию взаимных обязанностей и прав субъектов - участников данного отношения, а также их юридическую ответственность за поведение, не соответствующее установлениям правовой нормы.

Другими словами, правоотношение является средством перевода общих установлений правовых норм (объективного права) в конкретные (субъективные) права и обязанности участников общественных отношений. Право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей персонально неопределенного крута объектов. В них содержатся предписания, относящиеся ко множеству лиц, находящихся в сфере действия правовой нормы. Право в субъективном смысле - индивидуализированное право. В нем общие юридические права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц и таким образом переводят его в плоскость правоотношений.

В дальнейшем под информационным правоотношением будем понимать урегулированное информационно-правовой нормой информационное общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных информационно-правовой нормой.

К основным элементам информационного правоотношения относятся:

а) субъекты, вступающие в правоотношения при осуществлении информационных процессов;

б) поведение (действия, бездействие) субъектов при осуществлении ими информационных правоотношений (например, приобретение исключительных прав, передача имущественных прав, купля-продажа информационных объектов, тиражирование и распространение информационных объектов и другие аналогичные действия);

в) объекты, в связи с которыми субъекты вступают в информационные правоотношения (далее - объекты правоотношений). Примеры объектов информационных правоотношений (информационных объектов) - документированная информация, информационные продукты и услуги; исключительные права; элементы информационной безопасности (информационные права и свободы личности, состояние защищенности личности, защищенность информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и т.п.); информационные технологии и средства их обеспечения (в том числе программы для ЭВМ), другие объекты в информационной сфере;

г) право, обязанность и ответственность субъектов правоотношений при осуществлении информационных процессов.

Исследование содержания информационного правоотношения удобно проводить на модели информационной сферы.

Основываясь на модели информационной сферы, можно выделить основные группы субъектов информационных правоотношений :

· производители, или создатели, информации, в том числе авторы,

· обладатели информации (информационных объектов),

· потребители информации.

С помощью этой модели легко исследовать поведение субъектов правоотношений в зависимости от видов и способов производства и преобразования и организации информации и информационных объектов и провести классификацию информационных правоотношений.


Похожая информация.


Структура информационного законодательства может быть представлена следующей совокупностью информационных правовых норм и актов информационного законодательства:

Информационно-правовые нормы международных актов;

Информационно-правовые нормы Конституции РФ;

Нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства;

Информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства.

Полнота правового регулирования информационных отношений в информационной сфере может быть достигнута только в том случае, если совокупность информационно-правовых норм актов информационного законодательства «перекроет» все множество отношений матрицы информационных правоотношений применительно ко всем возможным объектам информационных правоотношений и субъектам, действующим в информационной сфере. А поскольку информация проникает во все области и направления деятельности гражданина, специалиста, руководителя, юридических лиц, государства, то и информационно-правовые нормы, составляющие информационное законодательство, как бы пронизывают все законодательство РФ как по вертикали (по видам нормативных правовых актов и по уровню их принятия), так и по горизонтали (по отраслям российского законодательства).

"Вертикальная" структура информационного законодательства, как и всего законодательства РФ, строится исходя из принципа верховенства закона: нормы вышестоящего по иерархии акта обладают более высокой юридической силой и, как правило, являются определяющими для соответствующих норм всех нижестоящих актов.

Наличие иерархии актов обусловлено тем, что на практике реализация правовых норм федерального закона нередко требует принятия правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, актов субъектов РФ, иных нижестоящих по иерархии актов. Система актов дополняется актами органов местного самоуправления, как бы исполняющих предписания норм вышестоящих актов в конкретных условиях.

Такая иерархия актов выстраивается с учетом распределения предметов ведения в информационной сфере РФ и субъектов РФ (предметы ведения РФ, предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ, предметы ведения субъектов РФ) в соответствии со ст. ст. 71, 72 и 76 Конституции РФ.

"Горизонталь" структуры информационного законодательства выстраивается исходя из того, что оно включает в свой состав не только нормы, входящие в блок специальных нормативных актов по институтам информационного права, но и нормы других отраслей законодательства РФ. Анализ зарубежного опыта и проведенные в России исследования в этом направления лишний раз подтверждают, что информационное законодательство - комплексная отрасль, включающая как некоторые отрасли законодательства целиком и специальные нормативные акты, полностью посвященные проблемам информации, так и отдельные информационно-правовые нормы в актах других отраслей законодательства.

В целях унификации банков данных правовой информации, а также обеспечения автоматизированного обмена правовой информацией между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами прокуратуры РФ и органами местного самоуправления Указом Президента РФ от 15.03.2000 N 511 «О Классификаторе правовых актов» утвержден «Классификатор правовых актов». Приводим разделы этого Классификатора по вопросам информационного законодательства.

Расширенную структуру информационного законодательства можно представить следующим образом:

1. Информационно-правовые нормы международных актов.

2. Конституция РФ (конституционные информационно-правовые нормы).

3. Акты отрасли информационного законодательства:

Общая часть:

Законодательство о реализации права на поиск, получение, передачу и использование информации;

Законодательство о гражданском обороте информации (в стадии формирования);

Законодательство о документированной информации (об информационных ресурсах, информационных продуктах, информационных услугах);

Законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения;

Законодательство об информационной безопасности;

Особенная часть:

Законодательство об интеллектуальной собственности;

Законодательство о средствах массовой информации;

Законодательство о библиотечном деле;

Законодательство об архивном фонде и архивах;

Законодательство о государственной тайне;

Законодательство о коммерческой тайне;

Законодательство о персональных данных.

4. Отрасли законодательства РФ, акты которых включают (или должны включать) отдельные информационно-правовые нормы:

Конституционное и административное законодательство (в части закрепления информационных прав и свобод и установления компетенции государственных структур по формированию информационных ресурсов и предоставлению информации из них потребителям информации);

Гражданское законодательство (в части учета особенностей информации как объекта информационного правоотношения);

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности и о добросовестной конкуренции (в связи с появлением новых возможностей осуществления предпринимательства в сетях);

Законодательство о труде (в части новых форм и видов трудовой деятельности в информационных сетях);

Законодательство об ответственности за правонарушения в информационной сфере (уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность).

Системщик Ш. использовал при создании информационно-поисковой системы «Контроль» часть программы своего коллеги М., уехавшего полгода назад в США. При этом Ш., являясь соавтором программы, зарегистрировал ее в установленном законом порядке, но договор с М., определяющий дальнейшее использование программного продукта, заключать не захотел.

После отъезда М. системщик Ш. объявил себя единственным правообладателем программы и стал выгодно продавать ее на рынке информационных услуг. Это стало известно М., который обратился в суд с иском к своему коллеге и потребовал взыскать с него половину средств, полученных от продажи программного продукта. Квалифицируйте действия Ш. и М.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» авторское право на произведение, созданное совместным трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей.

Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними.

Таким образом, действия Ш. не правомерны, М. имеет право в судебном порядке возместить причиненные ему убытки.

Конституция Российской Федерации (конституционные информационно-правовые нормы).

Информационно-правовые нормы международных актов.

3. Акты отрасли информационного законодательства:

Общая часть

· законодательство о реализации права на поиск, получение, передачу и использование информации;

· законодательство о гражданском обороте информации (в стадии формирования);

· законодательство о документированной информации (об информационных ресурсах, информационных продуктах, информационных услугах);

· законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения;

· законодательство об информационной безопасности;

Особенная часть

· законодательство об интеллектуальной собственности (информационные аспекты);

· законодательство о средствах массовой информации (Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»);

· законодательство о библиотечном деле (представлено Основами законодательства РФ о культуре, Федеральным законом «О библиотечном деле»);

· законодательство об архивном фонде и архивах;

· законодательство о государственной тайне (Законом РФ «О государственной тайне»,);

· законодательство о коммерческой тайне (подготовлен проект федерального закона «О коммерческой тайне»);

· законодательство о персональных данных(ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»)

4. Отрасли законодательства РФ, акты которых включают (или должны включать) отдельные информационно-правовые нормы:

· конституционное и административное законодательство (в части закрепления информационных прав и свобод и установления компетенции государственных структур по формированию информационных ресурсов и предоставлению информации из них потребителям информации); гражданское законодательство (в части учета особенностей информации как объекта информационного правоотношения) (в стадии формирования);

· законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности и о добросовестной конкуренции (в связи с появлением новых возможностей осуществления предпринимательства в сетях) (в стадии формирования);

· законодательство о труде (в части новых форм и видов трудовой деятельности в информационных сетях) (в стадии формирования);

· законодательство об ответственности за правонарушения в информационной сфере (уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность).

Конституция Российской Федерации подняла уровень пра­вового регулирования информационных отношений. В ней впер­вые применены термин "информация" и производные от него понятия (право на информацию, тайна информации, распрос­транение информации и др.). Нормы о праве на информацию приведены в соответствии с принципами и нормами междуна­родного права. Впервые в Конституцию РФ включено положе­ние, объявляющее принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Подчеркивая фундаментальный характер права на инфор­мацию, Конституция РФ включила его в число основных прав и свобод человека и гражданина. В соответствии со ст. 2 право на информацию входит в категорию "высшие ценности", ибо его режим подчиняется всему конституционному механизму, установленному в гл. 1, 2 Конституции РФ". Право на информацию относится к категории личных, т. е. таких прав и свобод, которые обеспечивают автономию лично­сти, приоритет индивидуальных, внутренних ориентиров ее развития, принципы самоопределения 2 . Это право является естественным и прирожденным. Анализ конституционных норм позволяет говорить о глав­ном принципе информационных отношений - свободе инфор­мации. Принцип свободы в более широком контексте является центральным принципом всего конституционного регулирова­ния. Из принципа свободы информации непосредственно выте­кают два следствия: 1) открытость и доступность основной "(ассы информации; 2) презумпция доступности информации, в соответствии с которой доказывание ее особого режима (закрытости, кон­фиденциальности) лежит на владельце ("держателе") инфор­мации. Доля информационных норм в общем массиве междуна­родно-правовых норм постоянно возрастает. Только за после­дние три года было заключено 18 международных договоров, затрагивающих проблему обмена информационными ресурса­ми. Специалисты в области международного информационного обмена и коммуникаций выдвигают идею международного ин­формационного права. Отношение к данной концепции долж­но быть положительным. Однако в настоящее время говорить о международном информационном праве как сложившейся отрасли преждевременно. Информационное право должно рас­сматриваться как подотрасль такой отрасли международного права, как "права человека". Международное информационное право имеет свой объект регулирования. Это международные информационные отно­шения. Они возникают в ходе: трансграничной деятельности СМИ различных государств; реализации права государств и народов на информацию; международного обмена научной, на­учно-технической, экономической и иными видами специали­зированной информации; определения правового статуса меж­дународных баз и банков данных, компьютерных систем воен­ного и космического характера; международно-правового ре­гулирования статуса журналистов; определения правового ста­туса информации как международного ресурса и общего дос­тояния человечества. Перед международным информационным правом стоят такие задачи, как определение понятия международной ин­формации, ее классификация. Виды международно-правовой информации должны быть классифицированы по отраслям международного права. Так, есть основания говорить об ин­формации в сфере права окружающей среды, космического, воздушного, морского, экономического, уголовного права и др. Необходима выработка документа, охватывающего все основ­ные проблемы международного информационного права. Федеральное информационное право - это совокупность норм и институтов, регулирующих информационные отноше­ния, т. е. общественные отношения, возникающие в процессе производства и потребления информации. Эти нормы должны соответствовать основным принципам законодательства в сфере информации и информатизации, всем его требованиям. В состав информационного права входят следующие воп­росы (объект регулирования): права граждан и других субъектов права на информацию; правовой режим информации и информационных ресурсов; государственная политика и управление в сфере инфор­мации и информатизации; правовое положение информационных центров и автома­тизированных систем; вопросы собственности, владения и распоряжения; правовые вопросы, возникающие при оказания информа­ционных услуг; информация в условиях рынка и развития предпринима­тельства; индустрия информатизации, информационные ресурсы; международно-правовое сотрудничество в сфере инфор­мации и информатизации. Особенная часть данного законодательства регулирует ин­формационные отношения, которые складываются в различ­ных сферах и направлениях общественного развития. Каждое направление представлено одним или несколькими законами и другими нормативными правовыми актами (например, зако­нодательство о средствах массовой информации). Основной целью развития законодательства России об ин­формации и информатизации является: создание полной системы нормативных правовых актов; повышение эффективности действующих информацион­ных норм; создание новых направлений правового регулирования (информатизация политической сферы).



Вопрос № 21 «Правовая информатизация. Основные направления правовой информатизации.»

Концепция правовой информатизации разработана по инициативе Государственно-правового управления Президента РФ, осуществлявшего в соответствии с Указом Президента РФ от 4 апреля 1992 г. N 363 функции генерального заказчика систем правовой информации, в целях активизации процесса создания государственных правовых информационных систем и утверждена Указом Президента РФ от 28 июня 1993 г. N 966.

Информатизация – это системный, междисциплинарный процесс внедрения достижений методов информатики и новых информационных технологий в общественную жизнь, в научно-технические, социально–экономические, правовые и другие институты государства с целью повышения их эффективности, всестороннего развития личности.

Основываясь положениях Концепции правовую информатизацию России можно трактовать как процесс создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий.

Правовые основы информатизации – правовые нормы и законы, регулирующие актуализацию информации и информационных систем, технологий.

В рамках программы правовой информатизации России решается двуединая задача: информатизация правовой сферы, с одной стороны, и правовое обеспечение информационных процессов и информатизации, с другой. Для решения этих задач намечены следующие основные направления информатизации правовой сферы и законодательного регулирования процессов информатизации:

Информатизация правотворчества;

Информатизация правоприменительной деятельности;

Информатизация правоохранительной деятельности;

Информатизация правового образования и воспитания;

Правовое обеспечение процессов информатизации.

Информатизация правотворчества предусматривает оперативное и качественное обеспечение законодателей и специалистов, действующих в области правотворчества, информацией о нормативных правовых актах, о зарубежном законодательстве, а также экономической, социальной, политической и любой другой информацией, необходимой для правотворчества; выявление связей создаваемых норм права с действующим законодательством, приведение его с соответствие с вновь принятыми нормативными актами, своевременную отмену и изменение устаревших правовых норм.

Информатизация правоприменительной деятельности направлена на обеспечение правовой информацией или информационно-правовыми ресурсами всех участников правовых отношений, исполняющих законы или иные нормы права.

Информатизация правоохранительной деятельности имеет целью автоматизацию информационных процессов в правоохранительных органах - прокуратуре, органах внутренних дел, юстиции, судебных органах, арбитраже и др.

Информатизация правового образования и воспитания направлена на создание локальных сетей, включающих автоматизированные рабочие места школьника, студента, слушателя института повышения квалификации.

Правовое обеспечение процессов информатизации представляет совокупность нормативных актов, принимаемых на различных уровнях власти и управления, регулирующих комплекс общественных отношений, связанных с созданием и использованием информации и перспективных информационных технологий

Указом для реализации этой концепции была утверждена Президентская программа "Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации" (Указ Президента РФ от 4 августа 1995 г. N 808). Основным направлением этой работы было определено создание и развитие в три этапа к 2000 г. общегосударственной правовой системы, охватывающей все республики, края, области России, создание региональных абонентских сетей, предоставляющих информационно-правовые услуги гражданам и организациям, и сохранение единого информационно-правового пространства органов государственной власти Российской Федерации и создание предпосылок для формирования единого общегосударственного информационно-правового пространства.

Информационно-правовые нормы Конституции Российской Федерации

Основной состав информационно-правовых норм Конституции РФ, закрепляющих основные информационные права и свободы, приведен в гл. 3, параграфе 3.2, настоящего учебника (это ч. 3 ст. 15, ст. 23, 24, 29, 33, ч. 3 ст. 41, 42, 43, 44, ст. 45, ст. 55, ч. 3 ст. 56).

Кроме того, Конституция РФ устанавливает порядок подготовки и принятия федеральных и федеральных конституционных законов, условия их применения и действия, по существу устанавливает регламент «производства и распространения таких актов (ч. 3 ст. 90, ст. 102, 103, 104, 105, 106, ч. 2 ст. 108, ст. 114, 115).

Акты и нормы отрасли информационного законодательства

Акты отрасли информационного законодательства условно подразделяются на две группы: акты, «образующие» систему информационного законодательства как единый, цельный механизм правового регулирования отношений в информационной сфере (Общая часть), и акты, регулирующие отдельные направления в соответствии с установленными в общей части принципами, нормами и правилами (Особенная часть).

Развернутый перечень наименований актов и отдельных информационных правовых норм приведен в приложении № 3.

Законодательство об осуществлении права на поиск, получение и потребление информации (о праве на доступ к информации или право знать) только лишь формируется и, к сожалению, специальных федеральных законов в области реализации права на информацию пока нет. В первом чтении в Государственной Думе принят проект федерального закона «О праве на доступ к информации». Тем не менее основу этого законодательства составляют нормы Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации». Кроме того, правила поиска и получения информации регламентируются отдельными нормами «тематических» федеральных актов в области библиотечного дела, архивного дела и в других областях информационной деятельности.

Законодательство о гражданском обороте информации призвано урегулировать отношения, возникающие при обращении информации в качестве товара. Такого законодательства пока не существует. Есть только теоретические проработки (см. гл. 7), в которых вырабатываются требования к такому законодательству. Хотелось бы надеяться, что в четвертой части ГК РФ такие нормы найдут отражение.

Законодательство о формировании информационных ресурсов, подготовке информационных продуктов, предоставлении информационных услуг (о документированной информации) представлено блоком нормативных правовых актов (см. приложение № 3).

Основополагающим, базовым актом этого законодательства является Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». В блок входят также Основы законодательства РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «О культуре», Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов», Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене», а также отдельные нормы других федеральных законов.

Законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения представлено блоком федеральных законов информационного законодательства и отдельных норм других актов (см. приложение № 3). Сюда входят нормы Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», нормы из Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ «О связи», Закон РФ от 10 июня 1993 г. № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг», отдельные нормы других актов.

Законодательство об информационной безопасности включает в свой состав Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности», нормы Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4524-1 «О федеральных органах правительственной связи и информации», отдельные нормы других актов (см. приложение № 3).

Законодательство об интеллектуальной собственности образуют акты трех институтов - об авторском праве и смежных правах, патентного и о ноу-хау (см. приложение № 3).

Законодательство об авторском праве и смежных правах представлено Законом РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах», законами РФ от 23 сентября 1992 г. №3526-1 «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных», «О правовой охране топологий интегральных микросхем» и отдельными нормами других актов. Основные нормы патентного законодательства представлены Патентным законом Российской Федерации. Законодательство о ноу-хау только лишь формируется. В настоящее время разработан проект федерального закона «О коммерческой тайне», обсуждаются вопросы создания проекта федерального закона «О служебной тайне».

Законодательство о средствах массовой информации (см. приложение № 3) включает в свой состав Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», федеральные законы «О рекламе», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации». Сюда же относятся проекты федеральных законов «О телевидении и радиовещании», «О кабельном телевидении», «Об общественно-правовом вещании», «О спутниковом вещании» и др.

Законодательство о библиотечном деле представлено Основами законодательства РФ о культуре, Федеральным законом «О библиотечном деле»; законодательство об архивном фонде и архивах - Основами законодательства РФ «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах», законодательство о государственной тайне - Законом РФ «О государственной тайне», законодательство о коммерческой тайне только формируется (подготовлен проект федерального закона «О коммерческой тайне»). Законодательство о персональных данных формируется и пока представлено набором норм действующих федеральных законов, прежде всего Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации». Активно готовится проект федерального закона «Об информации персонального характера».

Кроме того, эти отрасли дополняются нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, а также отдельными нормами актов других отраслей законодательства.

Отдельные нормы в составе нормативных правовых актов других отраслей

В приложении № 3 приведены перечни отдельных норм права в актах других отраслей законодательства, в первую очередь в составе Гражданского кодекса РФ, а также нормы об ответственности за правонарушения в информационной сфере.

В последние годы субъекты Российской Федерации принимают свои законы в области информационного законодательства, многие из которых недостаточно согласованы между собой и с федеральным законодательством в этой сфере. Для того чтобы привести акты информационного законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральным и зарубежным законодательством, ликвидировать пробелы и сократить суммарные трудозатраты на подготовку проектов нормативных проектов на эту тему и повысить их качество, необходимо координировать эту работу.