Какие предметы являются гуманитарными. Что такое гуманитарная наука

Чтобы понять, что такое естественная наука, нужно разобраться с тем, какой смысл вкладывают обществоведы в понятие познание, что вообще означает это определение. И почему гуманитарный блок выделен.

Итак, научное познание и его особенности непосредственно связаны с изучением явлений, составляющих действительность. Говоря о познании, отметим, что оно ориентировано на получение истинных знаний, подтверждаемых фактами и проверяемых разными способами. Чем отличается от искусства, где определённые искажения, преуменьшения и преувеличения вполне допустимы как способ донесения мысли. Само познание обществознание считает основой науки. Однако, разумеется, далеко не все его формы. При этом естественные науки, а также вообще всё, что позволяет выявить закономерности, значимо ещё и социально, поскольку помогает развиваться обществу.

Особенности научного познания связаны с направленностью на достижение объективной истины. Здесь есть своя специфика. Так, выявляются наиболее существенные свойства предмета, типичные для определённой разновидности явлений материального мира. Если есть примеры, которые не укладываются в общую картину, то они будут учитываться только в том случае, если отрицают закономерность. В противном случае такие явления могут быть признаны исключениями.

Какие именно существуют уровни научного познания? Всего их 2 – эмпирический и теоретический. Причём естественные и социально гуманитарные науки, как правило, движутся от первого ко второму. То есть сначала люди наблюдают и исследуют какое-то явление, изучают его, а потом постигают суть происходящего, приходят к обобщённым выводам. Но при этом нужно иметь в виду, что уровни научного познания могут разбиваться в свою очередь на части. К примеру, теоретический предполагает первоначальное выдвижение гипотезы.

Учтите, что уровни познания могут подразумевать под собой больше элементов, чем было перечислено выше, поскольку речь идёт не только о научном познании. К примеру, сегодня рассматривают социальное познание и его особенности. Гуманитарный блок наук тоже изучает окружающую действительность. И у него есть свой метод познания. А характеристика последнего явно будет отличаться.

Виды познания

Необходимо отметить, что существуют разные виды познания. И они все отличаются, у них есть свои особенности. Так, есть не только виды научного познания непосредственно, философия рассматривает ещё и бытовое, философское, художественное, мифологическое. Фактически, это основные формы познания, и этот список красноречиво показывает, насколько по-разному можно подходить к изучению окружающей действительности. К примеру, при изучении окружающего мира признаётся только научный метод.

В то же время особенности социального познания показывают, что ограничиваться исключительно ими нельзя. Методы научного познания мира не совсем подходят для изучения общества. Это становится заметно, когда речь заходит о противоречивых моментах, каждое из которых не отрицает другое. Естественные науки точны и конкретны. В социуме же есть место и идеальному, духовному, а единых критериев для его изучения нет. И даже краткие обзоры существующей проблемы изучения социума дают понять, что здесь масса неоднозначного. Во многом по этой причине историей гораздо легче манипулировать. Универсальные методы научного познания такое исключают, иначе речь уже будет идти не об изучении.

Таким образом, чтобы полноценно показать действительность, нужны все типы познания. Разными видами можно лучше исследовать тенденции социума. При этом стоит отметить, что накопление обществоведческого материала продолжается и сейчас. А это значит, что уследить за общественными связями в будущем станет ещё сложнее. С другой стороны, методы научного анализа, к примеру, как и методы познания в целом постоянно развиваются. Форма может остаться прежней (например, социальный эксперимент), но увеличиваются масштабы. Что помогает лучше проследить естественные процессы внутри социума. И, опять же, выявить закономерности, сделать выводы. Возможно, составить прогнозы.

Естественные науки отличаются тем, что здесь многое с накоплением багажа знаний упрощается. В этой отрасли тоже развиваются методы, в познании виды новых исследований появляются. Но не усложняется объект, в отличие от социума. Да и часто его форма не претерпевает никаких изменений. Земля, природа, звёзды меняются гораздо медленнее, чем социум.

И ещё один момент: естественную науку легче изучать усилиями учёных из разных стран. Определение планеты, к примеру, будет одинаковым везде. В то же время с изучением социума или же с подходом, который применяется в гуманитарных науках, всё по-другому. Здесь различается не только форма, но и сам взгляд на вещи. К тому же часто возникает необходимость корректировать далеко не одно определение, а весь словарный запас, которым специалисты описывают проблему или закономерность.

Наука и общество

Когда человечество вооружилось методами научного познания, оно пришло к научно-техническому прогрессу. Это привело к уменьшению младенческой смертности, увеличению средней продолжительности жизни, огромному росту населения, которое по своему количеству стало бить рекорды. Многим жителям цивилизованных стран понятие эпидемий, голода или же других подобных бедствий знакомы скорее как определение из учебников. Общество многим обязано науке.

Однако в то же время развитие последней постоянно опережает человеческую мысль и даже готовность социума к новым открытиям. В современном мире вполне осуществимо использовать эмбрионов для лечения разных заболеваний, но люди не знают, как к этому относиться. Более того, наука значительно опережает даже техническое развитие. Открытия, сделанные сейчас, будут воплощены в жизнь в лучшем случае через десятилетия. Разумеется, есть счастливые исключения, но они не являются решающими.

Нужно отметить, что многие научные определения не успевают укорениться в повседневной жизни. Учёные и остальные люди в буквальном смысле слова говорят на разных языках. С одной стороны это понятно, поскольку профессиональная лексика всегда существовала. И логично, что овладеть ею могут только специалисты.

Но исследователи обращают внимание на увеличивающийся интеллектуальный разрыв, который наблюдается сегодня у человечества. По мере того, как одни специалисты придумывают очень сложную технику, которая заметно облегчает всем жизнь, другие люди перестают понимать, как выйти из нетрудных ситуаций. Они привыкают быть потребителями, и вне рамок того, за что им платят деньги, часто умеют просто нажимать на кнопочки.

Соответственно, наука, обеспечивая человечество всё большим комфортом в некотором смысле, провоцирует часть населения всё меньше думать над тем, что происходит и зачем. Нередко поднимается вопрос о функциональной безграмотности, то есть о явлении, когда человек просто не в состоянии осознать смысл довольно простых инструкций.

Резкий рывок, которые за два последних столетия совершила наука, обнаружил заметное отставание в других сферах, особенно в духовных. Многие страны также констатировали у себя кризис образования, потому что существовавшие системы обучения оказались неспособными дать необходимый минимум знаний по всем наукам с учётом их прогресса. В итоге часть людей стала беспокоиться по поводу того, насколько наука повлияла на жизнь. Что привело даже к появлению такого течения как антисциентизм как крайней реакции на достижения и открытия. Таким образом, можно сказать, что даже научный прогресс не оценивается однозначно.

Семинар № 1

Тема: Гуманитарные науки: особенности, развитие и значение гуманитарного знания.

Вопрос № 1. Содержание и развитие гуманитарных знаний. Процесс и причины расширения гуманитарных знаний.

Гуманитарные знания – это мир непосредственной человеческой жизни, как прошлой, так и настоящей, а в некоторых отношениях и будущей. Гуманитарные знания - это возможность ориентироваться в мире, в смысле происходящего, это возможность понимать, что с нами происходит и для чего нам нужны те или иные реформы, для чего нам нужны те или иные новации .

Гуманитарное знание изменяет сознание человека, так как формирует его отношение к миру, позволяет по-новому взглянуть на него. Проблема самоопределения - важнейшая гуманитарная проблема для человека , потому что способ самоопределения организовывает всю жизнь, и самоопределение - условие для того, чтобы человек состоялся.

Особенностью гуманитарного знания является то, что оно не существует независимо от человека, так как человек сам вырабатывает его, переосмысляя то, что существует во внешнем мире, в культуре (т.е. во всем человеческом опыте). Например, идеи или культурные ценности он пропускает через свое "я" - свое индивидуальное, и затем они становятся уже его собственными, его индивидуальными понятиями. Индивидуальность здесь служит как бы критерием. Гуманитарное знание говорит о том, что создано человеком на протяжении его истории, а не о том, что возникло естественным образом.

Объектом гуманитарных наук является индивид , точнее, его духовный, внутренний мир и связанные с ним мир человеческих взаимоотношений и мир духовной культуры общества.

К гуманитарным наукам относятся психология (психология личности, психология эмоций, социальная психология), гражданская история (здесь гуманитарное знание сочетается с обществоведческим), социология, литературоведение, лингвистика и др. Они изучают духовный мир человека через текст. Человек всегда выражает себя (говорит), то есть создает текст (хотя бы и потенциальный). Там, где человек изучается вне текста и независимо от него, это уже не гуманитарные науки (анатомия и физиология человека и др.

Гуманитарное знание так же, как и естественно-научное знание, стремится к достижению истины, то есть к тому, чтобы не просто накапливались сведения об общественных явлениях, не просто суммировались различные идеи и взгляды на природу человека и общества, чтобы эти идеи не были ошибочными, не были заблуждениями. Для человечества всегда важно было понять самого себя, понять человека, его поступки и мысли, характер его жизни и тех изменений, которые в ней происходят. Поэтому, проблема истины в гуманитарном знании имеет принципиальное значение. Достижение истины в гуманитарных науках осуществляется во многом специфическими, сложными путями. Соотношение истины и заблуждений происходит в непростых для человека условиях выбора его жизненной позиции. Но поиски истины сосредоточены прежде всего в гуманитарном знании. И потому на формирование мировоззрения огромное влияние оказывает уровень гуманитарной образованности человека.Все гуманитарные знания пронизаны мировоззренческими идеями. Знание об обществе – история, правоведение, социальная психология, социология и т.д. – представляет собой не просто совокупность добытых сведений о развитии общества, народов, а одновременно их осмысление с тех или иных позиций. То же самое полностью относится к наукам о человеке, например, психологии, педагогике.В обществе перед человеком всегда существует проблема выбора, и тогда гуманитарная образованность, уровень этой образованности создают предпосылки для того, чтобы этот выбор был сделан в наиболее цивилизованной форме, поскольку гуманитарная образованность позволяет человеку не начинать с чистого листа, а использовать осознанный общечеловеческий опыт.

Вопрос № 2. Наука как форма познания, её особенности и значение.

Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

Классификации наук:

по предмету и методу познания : естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические;

по удаленности от практики : фундаментальные и прикладные.

Функции науки:

    культурно-мировоззренческая,

    познавательно-объяснительная,

    прогностическая,

    социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).

Научное познание особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Основными особенностями научного познания являются следующие:

1. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных, законов самого познания и др.

2. Наука осуществляет изучение не только объектовиспользуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем. Наука занимается, помимо прочего предвидением будущего;

3. Науке свойственна объективность, так как главная цель научного познания – объективная истина.

4. Существенным признаком познания является его системность. Знания преобразуются в научные, когда описание и обобщение фактов доводится до их включения в теорию;

5. Научному познанию присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов;

6. Проверяемость знания посредством опыта,практики.

7. Использование научного оборудования.

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический .

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих объектов. На этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми природными или социальными объектами,осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах путем проведения наблюдений, измерений, экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций». Здесь отсутствует практическое взаимодействия с объектами.Теоретический уровень - более высокая ступень в научном познании. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.

Вопрос № 3. Гуманитарные науки: понятие, виды, специфика, значение.

Гуманита́рные нау́ки - дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.

До настоящего времени не решена проблема классификации социально-гуманитарных наук. Одни авторы не производят разделения наук на социальные и гуманитарные, другие – производят. Различие состоит в предмете изучения. Для социальных наук – это общество в целом или его сферы (политическая, юридическая, экономическая и др.). Для гуманитарных наук предмет изучения – человек и духовные продукты его деятельности. В связи с этим к социальным наукам можно отнести социальную философию, историю, социологию, экономику, юриспруденцию, политологию. В состав гуманитарных наук можно включить культурологию, религиоведение, искусствоведение, психологию, лингвистику, педагогику, философскую антропологию . Сходство между социальными и гуманитарными науками очень большое,поэтому можно вести речь о социально-гуманитарных науках како единой науке.

Социально-гуманитарные науки имеют свою специфику.

1)необходимость учета в них феномена свободы . Науки о природе изучают естественные процессы. Эти процессы просто происходят. Социально-гуманитарные науки изучают человеческую деятельность в экономической, юридической, политической, художественной сферах. Человеческая деятельность не происходит, а совершается. Процессы природы не обладают свободой. Человеческая же деятельность свободна (не абсолютно, конечно, а относительно). Поэтому она менее предсказуема, чем природные процессы. В связи с этим в социально-гуманитарных науках меньше определенности и больше непредсказуемояти.

2)высокая степень уникальности изучаемых объектов . Уникальность – это неповторимая совокупность свойств, присущих данному объекту. Уникальным является каждый объект.3) ограниченность применения эксперимента . Во многих случаях эксперимент просто невозможно провести, например в изучении истории страны, где события уже совершились. Нельзя провести эксперименты в социологии при изучении межнациональных отношений, в демографии при изучении, скажем, миграции населения. Мы не можем с экспериментальной целью переселять народы и другие социальные группы, изменять им зарплату, жилищные условия, состав семьи и т. п.

Значение гуманитарных наук очень велико. Они не только расширяют кругозор, но и накапливает опытом навыками, умениями. Изучая соц. –гуман. науки человек приобщается к обществу, узнаёт его, формирует своё отношение к окружающим. Углубляясь в изучение хотя бы одной из гуманитарных наук, человек раскрывает себя, свой потенциал. Гуманитарное образование помогает человеку найти самого себя, отстоять свое право на самореализацию, самоопределение, создает его культурное поле, то есть берет на себя груз проблем мировоззренческого, общекультурного, духовного и интеллектуального развития личности.

Вопрос № 4. Общая характеристика социального мировоззрения. Роль научного изучения общества, его функционирования и развития.

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.

Мировоззрение это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

В классификации мировоззрений рассматриваются три основных типа мировоззрения с точки зрения его социально-исторических особенностей:

Мифологический тип мировоззрения сформировался во времена первобытных людей. Тогда люди не осознавали себя как личности, не выделяли из окружающего мира и во всем видели волю богов. Язычество – главный элемент мифологического типа мировоззрения.

Религиозный тип мировоззрения так же, как и мифологический, основан на вере в сверхъестественные силы. Огромное количество моральных норм (заповедей) и примеров правильного поведения держит общество в определённых рамках и объединяет людей одной веры. Минусы: непонимание людей другой веры, отсюда – разделение по религиозному принципу, религиозные конфликты и войны.

Философский тип мировоззрения имеет социальный и интеллектуальный характер. Здесь важен разум (интеллект, мудрость) и общество (социум). Основной элемент – стремление к познанию.

Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: дает человеку ориентиры и цели для его деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

В наши дни общество в его прошлом и настоящем изучает целый комплекс общественных наук: история, социология, философия,антропология, политология, экономика, культурология и др. Каждая из этих наук рассматривает определенные стороны общественной жизни. Социальная философия и социология стремятся охватить общество в целом,поэтому именно им отводится наиболее важная роль в изучении общества.Социология – это обобщающая наука по отношению к другим наукам, изучающим общество и человека. С другой стороны, социология зависит от открытий в других науках, таких, например, как история, экономика, политология. Все общественные науки взаимосвязаны и составляют одну совокупную науку об обществе, они дополняют друг друга, хотя и выделяют различные аспекты исследования.

Под наукой принято понимать систематически организованные знания, основанные на фактах, добытых с помощью эмпирических методов исследования, основанных на измерении реальных явлений. В вопросе о том, какие дисциплины относятся к социальным наукам, единого мнения не существует. Существуют различные классификации этих социальных наук.

В зависимости от связи с практикой науки делятся:

1) на фундаментальные (выясняют объективные законы окружающего мира);

2) прикладные (решают проблемы применения этих законов для решения практических задач в производственной и социальных областях).

Если придерживаться этой классификации, границы этих групп наук условны и подвижны.

В основе общепринятой классификации лежит предмет исследования (те связи и зависимости, которые непосредственно изучает каждая наука). В соответствии с этим выделяют следующие группы социальных наук.

Классификация социально-гуманитарных наук Группа социальных наук Социальные науки Предмет изучения
Исторические науки Отечественная история, всеобщая история, археология, этнография, историография и др. История - это наука о прошлом человечества, способ его систематизации и классификации. Она является базисом гуманитарного образования, его первоосновой. Но, как замечал А. Герцен, «последний день истории - это современность». Только на основе прошлого опыта человек может познать современное общество и даже предсказать его перспективу. В этом смысле можно говорить о прогностической функции истории в обществознании. Этнография - наука о происхождении, составе, расселении, этнических и национальных отношениях народов
Экономические науки Экономическая теория, экономика и управление народным хозяйством, бухгалтерский учет, статистика и т. д. Экономика устанавливает характер закономерностей, действующих в сфере производства и рынка, регулирующих меру и формы распределения труда и его результатов. По утверждению В. Белинского, она поставлена в положение конечной науки, выявляющей эффект познания и преобразования общества, экономика и право и др.
Философские науки История философии, логика, этика, эстетика и др. Философия является самой древней и фундаментальной наукой, устанавливающей наиболее общие закономерности развития природы и общества. Философия выполняет познавательную функцию в общество - знании. Этика - теория морали, ее сущности и воздействия на развитие общества и жизнь людей. Мораль и нравственность играют большую роль в мотивации поведения человека, его представлениях о благородстве, честности, смелости. Эстетика - учение о развитии искусства и художественного творчества, способе воплощения идеалов человечества в живописи, музыке, архитектуре и других областях культуры
Филологические науки Литературоведение, языкознание, журналистика и др. Данные науки изучают язык. Язык - совокупность знаков, используемых членами общества для коммуникации, а также в рамках вторичных моделирующих систем (художественной литературе, поэзии, текстах и т. д.)
Юридические науки Теория и история государства и права, история правовых учений, конституционное право и т. д. Правоведение фиксирует и разъясняет государственные нормы, права и обязанности граждан, вытекающие из основного закона страны - Конституции, и вырабатывает на этой основе законодательную базу общества
Педагогические науки Общая педагогика, история педагогики и образования, теория и методика обучения и воспитания и т. д. Анализируют индивидуально-личностные процессы, соотношение физиологических, психических и социально-психологических особенностей, свойственных человеку определенного возраста
Психологические науки Общая психология, психология личности, социальная и политическая психология и др. Социальная психология - пограничная дисциплина. Она сформировалась на стыке социологии и психологии. Она исследует поведение человека, его чувства и мотивацию в групповой ситуации. Она изучает социальную базу формирования личности. Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных ориентации и установок
Социологические науки Теория, методология и история социологии, экономическая социология и демография и т. д. Социология исследует отношения между основными социальными группами современного общества, мотивы и закономерности поведения людей
Политические науки Теория политики, история и методология политической науки, политическая конфликтология, политические технологии и пр. Политология изучает политическую систему общества, выявляет связи партий и общественных организаций с государственными институтами управления. Развитие политологии характеризует степень зрелости гражданского общества
Культурология Теория и история культуры, музыковедение и др. Культурология - одна из молодых научных дисциплин, формирующихся на стыке многих наук. Она синтезирует знания о культуре, накопленные человечеством, в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике развития культуры как таковой

Итак, мы выяснили, что в вопросе о том, какие дисциплины относятся к социальным наукам, единого мнения не существует. Тем не менее, к социальным наукам принято относить социологию, психологию, социальную психологию, экономику, политологию и антропологию. У этих наук много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз.

К ним примыкает группа родственных наук, которые относят к гуманитарным. Это философия, язык, искусствознание, литературоведение.

Социальные науки оперируют количественными (математико-статистическими) методами, а гуманитарные - качественными (описательно-оценочными).

Из истории формирования социально-гуманитарных наук

Раньше предметные области, которые известны как политическая наука, право, этика, психология и экономика, попадали в сферу компетенции философии. Классики античной философии Платон, Сократ и Аристотель были уверены в том, что все многообразие окружающего человека и ощущаемого им мира можно подвергнуть научному исследованию.

Аристотель (384-322 до н. э.) провозгласил, что все люди по своей природе склонны к познанию. Среди того, о чем люди стремятся узнать в первую очередь, находятся вопросы типа: почему ЛЮДИ ведут себя именно таким образом, откуда произошли социальные институты и как они функционируют. Нынешние социальные науки появились только благодаря завидному упорству древних греков в стремлении все анализировать и рационально мыслить. Поскольку античные мыслители являлись философами, то результат их размышлений считался частью философии, а не социальных наук.

Если античная мысль была по своему характеру философской, то средневековая - теологической. В то время как естественные науки освободились от опеки философии и получили собственное название в конце Средних веков , социальные долго еще оставались в сфере влияния философии и теологии. Основная причина заключалась, видимо, в том, что предмет социальных наук - поведение людей - был тесно связан с божественным Промыслом и потому находился в юрисдикции церкви.

Ренессанс , возродивший интерес к познанию и обучению, так и не стал началом самостоятельного развития социальных наук. Ученые эпохи Возрождения больше изучали греческие и латинские тексты, особенно работы Платона и Аристотеля. Их собственные сочинения зачастую сводились к добросовестным комментариям к античной классике.

Поворот произошел только в XVII-XVIII столетиях, когда в Европе появилась плеяда выдающихся философов: француз Рене Декарт (1596-1650), англичане Френсис Бэкон (1561-1626), Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704), немец Иммануил Кант (1724-1804). Они, а также французские просветители Шарль Луи Монтескье (1689-1755) и Жан Жак Руссо (1712-1778) изучали функции правительства (политическая наука), природу общества (социология). Английские философы Дэвид Юм (1711-1776) и Джорж Беркли (1685-1753), а также Кант и Локк пытались выяснить законы действия разума (психология), а Адам Смит создал первый великий трактат по экономике «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776).

Эпоху, в которую они трудились, называют Просвещением . Оно иначе взглянуло на человека и человеческое общество, освободив наши представления от религиозных пут. Просвещение поставило традиционный вопрос иначе: не как Бог создал человека, а как люди создают богов, общество, институты. Над этими вопросами философы продолжали думать вплоть до XIX в.

На возникновение социальных наук большое влияние оказали кардинальные изменения в обществе, которые произошли в XVIII столетии.

Динамизм социальной жизни благоприятствовал освобождению социальных наук из пут философии. Другим условием освобождения социального знания явилось развитие естественных наук, в первую очередь физики, изменивших образ мышления людей. Если материальный мир может быть предметом точного измерения и анализа, то почему таковым не может стать социальный мир? На этот вопрос первым попытался ответить французский философ Огюст Конт (1798-1857). В своем «Курсе позитивной философии» (1830-1842) он провозгласил появление «науки о человеке», назвав ее социологией.

По мысли Конта, наука об обществе должна встать в один ряд с науками о природе. Его взгляды в то время разделяли английский философ, социолог и юрист Иеремия Бентам (1748-1832), увидевший в морали и законодательстве искусство руководить поступками людей, английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903), развивший механистическое учение о всеобщей эволюции, немецкий философ и экономист Карл Маркс (1818-1883), основоположник теории классов и социального конфликта, и английский философ и экономист Джон Стюарт Милль (1806-1873), написавший фундаментальные труды по индуктивной логике и политэкономии. Они считали, что единое общество должна изучать единая наука. Между тем в конце XIX в. исследование общества расщепилось на множество дисциплин и специальностей. Подобное несколько раньше произошло в физике.

Специализация знаний - неизбежный и объективный процесс.

Первой среди социальных наук выделилась экономика. Хотя термин «экономика» употреблялся еще в 1790 г., предмет этой науки именовался политической экономией до конца XIX в. Основателем классической экономики стал шотландский экономист и философ Адам Смит (1723-1790). В своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776) он рассмотрел теорию стоимости и распределения доходов, капитал и его накопление, экономическую историю Западной Европы, взгляды на экономическую политику, финансы государства. А. Смит подходил к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию. К классикам экономической мысли причисляют также Давида Рикардо («Принципы политической экономии и налогообложения», 1817), Джона Стюарта Милля («Принципы политической экономии», 1848), Альфреда Маршалла («Принципы экономики», 1890), Карла Маркса («Капитал», 1867).

Экономика изучает поведение больших масс людей в рыночной ситуации. В малом и большом - в общественной и частной жизни - люди и шага ступить не могут, не затрагивая экономических отношений. Договариваясь о работе, покупая товары на рынке, считая свои доходы и затраты, требуя выплаты зарплаты и даже собираясь в гости, мы - прямо или косвенно - учитываем принципы экономии.

Как и социология, экономика имеет дело с большими массами. Мировой рынок охватывает 5 млрд людей. Кризис в России или Индонезии тут же отражается на биржах Японии, Америки и Европы. Когда производители готовят к продаже очередную партию новой продукции, их интересует мнение не отдельного Петрова или Васечкина, даже не малой группы, а больших масс людей. Это и понятно, ведь закон прибыли требует производить больше и по меньшей цене, получая максимальную выручку с оборота, а не с одной штуки.

Без исследования поведения людей в рыночной ситуации экономика рискует остаться просто техникой счета - прибыли, капитала, процентов, связанных между собой абстрактными построениями теории.

Под политической наукой подразумевается академическая дисциплина, изучающая формы правления и политическую жизнь общества. Основы политической науки заложены идеями Платона («Республика») и Аристотеля («Политика»), живших в IV в. до н. э. Политические явления анализировал также римский сенатор Цицерон . В эпоху Ренессанса самым известным мыслителем был Никколо Макиавелли («Государь», 1513). Гуго Гроци опубликовал «О законах войны и мира» в 1625 г. В эпоху Просвещения к вопросам о сущности государства и функционирования правительства обращались к мыслителям. Среди них были Бэкон, Гоббс, Локк, Монтескье и Руссо. В самостоятельную дисциплину политология оформилась благодаря работам французских философов Конта и Клода Анри де Сен-Симона (1760-1825).

Термин «политическая наука» применяется в западных странах для того, чтобы отличить научные теории, точные методы и статистический анализ, которые применяют к изучению деятельности государства и политических партий и которые отражаются термином политическая философия. К примеру, Аристотель, хотя и считается отцом политической науки, на самом деле был политическим философом. Если политическая наука отвечает на вопрос о том, как действительно устроена политическая жизнь общества, то политическая философия отвечает на вопрос о том, как должна быть устроена эта жизнь, что надо делать с государством, какие политические режимы являются правильными, а какие - неправильными.

В нашей стране не проводится различия между политической наукой и политической философией. Вместо двух терминов используется один - политология. Политология, в отличие от социологии, касающейся 95% населения, затрагивает только вершину айсберга - тех, кто реально обладает властью, участвует в борьбе за нее, манипулирует общественным мнением, участвует в переделе общественной собственности, лоббирует в парламенте принятие выгодных решений, организует политические партии и т. п. В основном политологи строят умозрительные концепции, хотя во второй половине 1990-х гг. наметился определенный прогресс и в этой области. В самостоятельное направление выделились некоторые прикладные области политологии, в частности технология проведения политических выборов.

Культурная антропология явилась следствием открытия европейцами Нового Света. Незнакомые племена американских индейцев поражали воображение своими обычаями и образом жизни. После этого внимание ученых привлекли дикие племена Африки, Океании и Азии. Антропологию, которая дословно означает «наука о человеке», интересовали в первую очередь примитивные, или дописьменные, общества. Культурная антропология занимается сравнительным изучением человеческих обществ, В Европе ее еще называют этнографией и этнологией.

Среди выдающихся этнологов XIX в., т. е. ученых, занимавшихся сравнительными исследованиями культуры, числятся английский этнограф, исследователь первобытной культуры Эдуард Бернетт Тайлор (1832-1917), разработавший анимистическую теорию происхождения религии, американский историк и этнограф Льюис Генри Морган (1818-1881), в книге «Древнее общество» (1877) первым показавший значение рода как основной ячейки первобытного общества, немецкий этнограф Адольф Бастиан (1826-1905), основавший Берлинский музей народоведения (1868) и написавший книгу «Люди Восточной Азии» (1866-1871). Английский историк религии Джеймс Джордж Фрезер (1854-1941), написавший всемирно известную книгу «Золотая ветвь» (1907-1915), хотя творил уже в XX в., также относится к числу пионеров культурной антропологии.

Особое место среди социальных наук занимает социология, которая в переводе (лат. socium - общество, греч. logos - знание, учение, наука) означает буквально знание об обществе. Социология - наука о жизни людей, опирающаяся на строгие и проверенные факты, статистику и математический анализ, а факты часто берутся опять же из самой жизни - из массовых опросов мнения простых людей. Социология для Конта, придумавшего ее название, означала систематическое исследование людей. В начале XIX в. О. Конт построил пирамиду научного знания. Все известные тогда фундаментальные области знания - математику, астрономию, физику, химию и биологию - он расположил в иерархическом порядке так, что внизу оказались самые простые и наиболее абстрактные науки. Над ними размещались более конкретные и более сложные. Самой сложной наукой оказалась социология - наука об обществе. О. Конт мыслил социологию как всеохватывающую сферу знания, изучающую историю, политику, экономику, культуру и развитие общества.

Однако европейская наука вопреки ожиданиям Конта пошла не по пути синтеза, а наоборот, по пути дифференциации и расщепления знания. Экономическую сферу общества стала изучать самостоятельная наука экономика, политическую - политология, душевный мир человека - психология, традиции и обычаи народов - этнография и культурная антропология, а динамику народонаселения - демография. И социология выделилась в узкую дисциплину, которая уже не охватывала все общество, а детальнейшим образом изучала только одну, социальную сферу.

На становление предмета социологии большое влияние оказал француз Эмиль Дюркгейм («Правила социологического метода», 1395), немцы Фердинанд Теннис («Община и общество», 1887), Георг Зиммель («Социология», 1908), Макс Вебер («Протестантская этика и дух капитализма», 1904-1905), итальянец Вильфредо Парето («Разум и общество», 1916), англичанин Герберт Спенсер («Принципы социологии», 1876-1896), американцы Лестер Ф. Уорд («Прикладная социология», 1906) и Уильям Грэм Самнер («Наука об обществе», 1927-1928).

Социология возникла как ответ на потребности формирующегося гражданского общества. Сегодня социология подразделяется на множество отраслей, включая криминологию и демографию. Она стала, наукой, помогающей обществу глубже и конкретнее познать себя. Широко применяя эмпирические методы - анкетный опрос и наблюдение, анализ документов и методы наблюдения, эксперимент и обобщение статистики, - социология смогла преодолеть ограниченность социальной философии, которая оперирует чрезмерно обобщенными моделями.

Опросы общественного мнения накануне выборов, анализ распределения политических сил в стране, ценностных ориентации избирателей или участников забастовочного движения, изучение уровня социальной напряженности в том или ином регионе - вот далеко не полный список вопросов, которые все чаще решаются средствами социологии.

Социальная психология - это пограничная дисциплина. Она сформировалась на стыке социологии и психологии, взяв на себя те задачи, которые не в силах были решить ее родители. Оказалось, что большое общество не прямо воздействует на индивида, а через посредника - малые группы. Этот ближайший к человеку мир друзей, знакомых и родных играет исключительную роль в нашей жизни. Мы вообще живем в малых, а не в больших мирах - в конкретном доме, в конкретной семье, в конкретной фирме и т. п. Малый мир влияет на нас порой даже сильнее, чем большой. Вот почему появилась наука, которая вплотную и очень серьезно им занялась.

Социальная психология представляет собой область исследования поведения человека, его чувств и мотивации, в групповой ситуации. Она изучает социальную базу формирования личности. Как самостоятельная наука социальная психология возникла в начале XX в. В 1908 г. американский психолог Уильям Макдоугал опубликовал книгу «Введение в социальную психологию», которая благодаря своему названию дала имя новой дисциплине.

Для человека гуманитарного склада характерно владение языком слов и букв, наличие хороших лингвистических способностей, философского взгляда на вещи, общительный и открытый характер, приятная и дружественная натура.

Именно такие люди наиболее хорошо себя чувствуют в социальной среде, и гуманитарные профессии подойдут им больше всего. В настоящее время почти половина всех выпускников школ, связывают свою дальнейшую учебу с гуманитарными вузами.

Гуманитарные науки, в отличие от технических и естественных, относятся к общественным наукам.

К ним в первую очередь относятся психология, история, филология, политология, юриспруденция, журналистика, лингвистика и другие.

На протяжении долгого времени предметом исследования многих ученых был социум и люди в нем. Мы узнаем собственные историю, биологическую природу, происхождение, языки и обычаи. При этом особое место отводится психологии.

В современном мире без понимания психологических закономерностей нельзя заниматься многими видами деятельности в сфере науки, производства, медицины, торговли, искусства, преподавания. Психологическое образование сегодня пользуются огромным спросом (См. Минусы профессии психолога). Это одна из ведущих гуманитарных дисциплин.

К другой гуманитарной науке относится философия. Специалисты этой сферы деятельности имеют дело с идеями, но не с конкретными образами и эмоциями.

Они связывают свою деятельность с различными областями философского, культурологического политологического и религиоведческого знаний. Некоторые, предпочитающие глубже понять человеческую натуру, осваивают технику психологического анализа.

Список гуманитарных профессий можно продолжить дальше. К ним относится профессии историка.

Историки копаются в прошлом для того, чтобы мы могли полнее и красочнее представить себе события прошлого. Общая тенденция свидетельствует о возросшей популярности на эту специальность. Они обладают качественными знаниями отечественной истории, иностранных языков, основами международных отношений, политологией, документоведением, архивным делом, исторической информатикой, международными отношениями, юриспруденцией.

Выпускники исторических вузов становятся учеными и преподавателями в высших школах, работают в государственных структурах, бизнес-сфере, СМИ, PR-службе (См. Профессии, связанные с историей).

К числу престижных гуманитарных профессий относится . Данная профессия сулит деньги и власть, привлекая все большее количество молодежи. Реальная политическая деятельность включает разнообразный комплекс действий, организацию партий, участие в избирательных кампаниях и выступление в парламенте, принятие правительственных решений, митинги и дипломатические переговоры и др.

У наиболее творческих людей популярностью пользуется профессия журналиста . Данная профессия и связанный с ней труд сегодня чрезвычайно востребован. Многочисленные информационные агентства, редакции журналов и газет, радио и телевидение, издательства, интернет-издания остро нуждаются в квалифицированных кадрах.