Государственный контракт оказание услуг по проведению экспертизы. О проведении заказчиком экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, своими силами

По результатам отгрузки товара, окончания оказания услуг либо выполнении работ в рамках государственного контракта начинается процесс приемки работ. Только по итогам подписания двустороннего акта, подтверждающего полное исполнение поставщиком всех обязательств по договору, возможно рассчитывать на получение всей оплаты.

Кроме того, по итогам проверки работ возможно возникновение необходимости совершения дополнительных работ в рамках исправления объекта за счет подрядчика, проблемные ситуации и подозрения на (подробнее по ссылке). Все это оттягивает процесс получения прибыли.

В этой связи, предприниматель заинтересован, чтобы работы были приняты в максимально короткий срок и без дополнительных затрат. Именно для решения перечисленных спорных вопросов о качестве товара / работ / услуг, возникающих между сторонами государственного контракта, проводится экспертиза. А наш адвокат по тендерам, закупкам, в сфере действия Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” от 05.04.2013 N 44-ФЗ станет Вашим помощником в данной процедуре. Сотрудничество с нами идет на основе: профессионального подхода, на выгодных вам условиях и в срок.

ПОЛЕЗНО : смотрите ВИДЕО по теме участия нашего адвоката в антимонопольном споре и подпишитесь на канал YouTube, чтобы иметь возможность получать совет адвоката через комментарии к ролику.

Что является целью проведения экспертизы по контракту?

По итогам проведения исследования экспертиза отвечает на основной вопрос – соответствует ли проверяемый объект (работа, услуга, товар) условиям и требованиям заключенного государственного контракта. Например, если по договору обязанность построить жилой многоквартирный дом – эксперт должен проверить имеющуюся постройку с приложениями к договору в части этажности, материалов, из которых построен дом и так далее.

Однако, приведенный пункт не является единственным вопросом. В ходе экспертизы также проверяется соответствует ли оказанная услуга установленным СНИПам, ГОСТам и иным правилам их оказания, а также обычно предъявляемым требованиям к услугам подобного рода на рынке.

Срок проведения экспертизы по 44-ФЗ

Первоначально стоит отметить, что сам Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” от 05.04.2013 N 44-ФЗ никаких сроков для экспертизы не определяет. Иные нормативные акты также не содержат обязательных требований к срокам исследования товаров. Однако, поскольку экспертиза направлена на проверку уже готового товара, то есть проводится на стадии приемки объектов, можно прийти к выводу, что сроки ее проведения не могут превышать регламентированного заключенным контрактом времени на приемку и проверку качества товара заказчиком.

Если же такой срок не указан в договоре, сроки проведения экспертизы будут устанавливаться привлеченным для исследования специалистом самостоятельно. В таком случае можно говорить, что это и есть разумные сроки на приемку и проверку качества товара.

Внутренняя экспертиза контракта

Проведение внутренней экспертизы контракта заключается в привлечении заказчиком для оценки товаров собственных штатных экспертов. Однако, в таком случае очевидным является сомнительная объективность результата такой экспертизы ввиду нахождения специалистов в прямой зависимости от заказчика. Крайне вероятно, что в итоге будут установлены неточности и несоответствия принимаемых работ условиям контракта, что позволит заказчику не производить полную оплату товара до устранения всех замечаний. Поэтому для поставщика более выгодным является проведение отдельной, самостоятельной и независимой экспертизы

Правовая экспертиза контракта по 44-ФЗ

Помимо проверки вопроса исполнения контракта стороны вправе еще на стадии его заключения проверить сам договор на наличие скрытых рисков, возможных негативных последствий для сторон и так далее. Предварительная правовая экспертиза государственного контракта позволит предпринимателю однозначно предвидеть всевозможные потенциальные спорные ситуации. Это обеспечит возможность заблаговременно подготовиться ко всем рискам по контракту, а также заранее правильно начать исполнение договора и оформление данного процесса.

Учитывая многомиллионные суммы по государственным контрактам, установленные неустойки за нарушение условий такого договора, прогнозирование дальнейшего развития событий очевидно играет не маловажную роль в работе предприятия.

ПОЛЕЗНО : смотрите видео и узнаете как участвовать в тендерах правильно, задайте свой вопрос в комментариях ролика и получите бесплатный совет адвоката по госзакупкам уже сегодня

Внешняя экспертиза по закону 44-ФЗ

Проведение внешней экспертизы полностью построено на привлечении сторонних, независимых специалистов для оценки качества оказанных услуг.

Избрание именно внешней экспертизы обуславливается следующим:

  1. Отсутствие собственных штатных квалифицированных экспертов
  2. Отсутствие технической возможности проведения исследования товаров
  3. Возникновение спорной ситуации при приемке товаров

Приказ о создании экспертной комиссии по 44 ФЗ

Данный документ издается руководителем заказчика при принятии решения о проведении внешней экспертизы. По сути это первоначальный этап оформления рассматриваемого вида экспертизы. В части заказчика – государственного или муниципального органа последующим шагом является заключение соответствующего договора на экспертизу, который также оформляется только по итогам аналогичного тендера.

Итоговым документом по результатам проведенных исследований является экспертное заключение по 44-ФЗ, которое обязательно должно быть подписано всеми специалистами.

В данном заключении указывается время, место проведения исследований, а также перечень присутствующих при этом лиц. Вне зависимости от инициатора внешней экспертизы (заказчик или исполнитель) необходимо предоставить возможность присутствия обоим сторонам как на осмотре товара, так и на итоговом производстве экспертизы.

Исследовательская часть заключения максимально подробно должна содержать мотивы, по которым эксперт пришел к конкретным выводам со ссылками на нормативные акты. К заключению эксперта должны быть приложены документы, подтверждающие надлежащую квалификацию самого специалиста.

Результаты экспертизы являются основанием для принятия товара либо обоснованного отказа от подписания приемного акта (подробнее по вопросу по ссылке в блоге).

Пишите свой вопрос в комментарии или задавайте его при встрече, на которой мы проведем подробную консультацию по вашей проблеме, поможем в ее решении: профессионально, выгодно и в срок.

Государственные квалификационные аттестаты на оценку всех видов имущества и бизнеса!

Агентство "ЭКСПЕРТ"-
в реестре экспертов
Арбитражного суда
Ростовской области (№34)

Честная оценка!
Добротная экспертиза!
Невысокая стоимость!
15 лет в экспертной
деятельности!

Оперативная подготовка рецензий и
отзывов на судебные экспертизы

В случае необходимости- защита своих судебных экспертиз в суде

Подготовка экспресс-экспертиз для консультаций заказчика

Общие положения по экспертизе исполнения контракта

В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" № 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу (ст.94.3 44- ФЗ).

Экспертиза исполнения контракта может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Экспертиза исполнения контракта по закону № 44-ФЗ включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Таким образом, при осуществлении приемки необходимо экспертно оценить представленные исполнителем результаты исполнения контракта на предмет соответствия его условиям заключенного контракта.

Решение о привлечении к приемке эксперта (экспертной организации) заказчик принимает по своему усмотрению с учетом наличия в штате соответствующих специалистов, однако в ряде случаев участие независимых экспертов в приемке является обязательным.

К таким случаям обязательного привлечения экспертов (экспертных организаций) для проведения экспертизы исполнения контракта относятся закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Особености проведения экспертизы

Экспертиза исполнения контракта по закону № 44-фз может осуществляться заказчиком своими силами (путем создания экспертной комиссии) или путем привлечения экспертов (экспертных организаций).

Эксперт (экспертная организация) - обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ. К проведению экспертизы не могут быть допущены эксперты (экспертные организации) :

1) физические лица:

а) являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);

б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;

в) являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;

2) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;

3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.

Порядок привлечения экспертов, экспертных организаций

Привлечение экспертной комиссии или экспертов (экспертных организаций) осуществляется по решению заказчика на стадии приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по контракту, заключенному в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Законом № 44-ФЗ предусмотрено, что эксперты, экспертные организации для проведения экспертизы исполнения контракта привлекаются на основании контрактов, заключенных в соответствии с нормами Закона № 44-ФЗ. Оплата услуг экспертов по проведению экспертизы исполнения контракта должна осуществляться в рамках заключенных контрактов.

Результатом работы экспертной комиссии, эксперта, экспертной организации является письменное экспертное заключение, которое подписывается всеми членами экспертной комиссии, экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.

Экспертное заключение должно содержать информацию о соответствии/не соответствии поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг требованиям, объему и качеству, установленным контрактом.

Данное заключение хранится у заказчика в течение 3-х лет с момента приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

В случае, если по результатам экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключение могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.

Агентство ЭКСПЕРТ выполняет экспертизы исполнения контракта по 44-ФЗ по заказам администрации Ростова-на-Дону и администраций районов области.Стоимость проведения указанных экспертиз определяется объемом и свойствами предмета поставки.

Так,стоимость проведения экспертизы исполнения контракта по ФЗ 44 для договора поставки помещений дошкольных образовательных организаций (ДОО) составляет 15 тыс.руб., для специализированного оборудования по заказам МЧС,Минобороны, других ведомств- 10 тыс.руб., для серийно выпускаемого оборудования,мебели и т.д.- 7 тыс.руб.

«О ПОРЯДКЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ НА ВСЕХ ЭТАПАХ ЗАКУПОЧНОГО ЦИКЛА»

I. Общие положения по привлечению экспертов, экспертных организаций

1. Настоящие Методические рекомендации (далее - Рекомендации) разработаны в целях оказания помощи заказчикам, уполномоченному органу, уполномоченному учреждению в определении порядка проведения экспертизы, случаев привлечения к осуществлению закупки для нужд Нижегородской области эксперта и/или экспертной организации в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон № 44-ФЗ).

2. Рекомендации предназначены для приме­нения заказчиками, уполномоченным органом, уполномоченным учреждением при привлечении к осуществлению закупки эксперта и/или экспертной организации, а также при планировании и обосновании бюджетных затрат на привлечение эксперта и/или экспертной организации и составлении проекта контракта (договора) на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).

3. Финансирование экспертных услуг заказчиком осуществляется путем включения затрат по этим услугам в смету бюд­жетных расходов.

5. Задачей экспертизы в рамках настоящих Рекоменда­ций является оказание содействия заказчикам, уполномоченному органу, уполномоченному учреждению в разрешении вопросов и/или подготовке предложений, требующих специальных познаний.

6. При оказании услуг эксперты и экспертные организации руководствуют­ся следующими принципами:

Полноты, всесторонности, компетентности, достоверности, обоснованности и законности экспертизы и ее результатов;

Объективности и беспристрастности;

Ответственности сторон;

Разумности сроков проведения экспертиз;

Независимости от кого-либо, заинтересованного в результатах экспертизы;

Ответственности за организацию, проведение и качество экспертизы;

Обязательности выполнения требований, установленных контрактом
и предусмотренной им нормативной и технической документации;

Соблюдения государственной и коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при проведении экспертизы.

II. Основания и случая привлечение к осуществлению закупки эксперта, экспертной организации

1. В соответствии с ч. 3 и 4 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики обязаны проводить экспертизу результатов, полученных по контрактам.

Цель такой экспертизы - проверка соответствия условиям контракта предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом.

2. Экспертиза проводится как по итогам исполнения всего контракта, так и по каждому этапу контракта в отдельности. Иными словами, количество заключений по результатам экспертизы должно совпадать с количеством подписанных приемочных документов.

3. Следует обратить внимание, что заказчикам необходимо проводить экспертизу результатов, полученных по всем без исключения контрактам, в том числе по закупкам на сумму до 100 тыс. руб. Каких-либо исключений не предусмотрено.

4. Экспертиза может быть проведена любыми работниками заказчика, в должностных обязанностях которых будет закреплено проведение экспертизы результатов, полученных по контрактам.

5. В отдельных случаях, указанных в ч. 4 Федерального закона № 44-ФЗ, заказчик не может провести экспертизу своими силами, а обязан привлечь экспертов, экспертные организации. Помимо этого Правительство РФ вправе определить иные случаи обязательного привлечения экспертов, экспертных организаций для экспертизы поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. В остальных случаях заказчик вправе вместо экспертизы, проводимой своими силами, или в дополнение к ней привлечь таких экспертов, экспертные организации.

6. Эксперт, экспертная организация - обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией лицо, которое осуществляет деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным вопросам (п. 15 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ).

7. Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы товара, работы, услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 2, 3, 7, 9 - 14, 16, 19 - 21, 24, 25, 27 -34 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ . Правительство РФ может определить иные случаи обязательного проведения экспертизы (ч. 4 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ ).

8. Дополнительно, заказчик привлекает экспертов, экспертные организации при осуществлении закупки в случаях, которые предусмотрены Федеральным законом № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ ). К ним относятся (ст. 58 Федерального закона № 44-ФЗ ):

1) оценка конкурсной документации в рамках предквалификационного отбора участников конкурса;

2) оценка заявок на участие в конкурсах в рамках предквалификационного отбора;

3) оценка соответствия участников конкурса дополнительным требованиям заказчика при проведении предквалификационного отбора.

Экспертиза в перечисленных случаях может проводиться по усмотрению заказчика. Необходимость ее проведения обусловлена установлением при проведении конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса дополнительных квалификационных требований к участникам закупки. К таким требованиям относятся условия о наличии у них финансовых, материальных, кадровых ресурсов и опыта работы, связанного с предметом контракта, а также требования к деловой репутации. Установление указанных требований обусловлено технической и (или) технологической сложностью, инновационным, высокотехнологичным или специализированным характером объекта закупки (ч. 2 ст. 56 Федерального закона № 44-ФЗ ). Таким образом, у заказчика может возникнуть необходимость экспертно оценить требования, которые должны быть предъявлены к участникам закупки, а также соответствие участников этим требованиям;

9. Решение о привлечении к приемке эксперта, экспертной организации заказчик принимает по своему усмотрению, однако в ряде случаев их участие в приемке является обязательным.

Для привлечения к осуществлению закупки эксперта, экспертной организации заказчику необходимо их выбрать и заключить с ними контракт.

З аключить контракт с экспертом, экспертной организацией целесообразно заранее, с учетом времени, необходимого для выбора эксперта, экспертной организации и заключения контракта.

III. Требования к экспертам, экспертным организациям

1. Эксперт, экспертная организация должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в отношении предмета экспертизы (п. 15 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ ). Однако не каждое лицо, обладающее такими познаниями, опытом, квалификацией, может быть привлечено заказчиком в качестве эксперта, экспертной организации.

2. Таким образом, согласно положениям Федерального закона № 44-ФЗ для проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик вправе:

Привлечь физическое лицо, обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла и не являющегося либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшегося должностным лицом или работником заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);

Привлечь индивидуального предпринимателя, обладающего специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла и не являющегося либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшегося должностным лицом или работником заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);

Привлечь юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла);

Провести экспертизу своими силами, то есть силами своего структурного подразделения.

3. Часть 2 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ определяет перечень лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы. К ним относятся лица, с помощью которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно могут оказывать влияние на результат проводимой экспертизы, в частности:

1) лица, являющиеся либо являвшиеся в течение двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, должностными лицами или работниками заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) лица, имеющие имущественные интересы в заключение контракта, в отношении которого проводится экспертиза;

3) близкие родственники, усыновители или усыновленные руководителя заказчика, членов комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы, контрактного управляющего, должностных лиц или работников поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;

4) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов либо более чем 20% вкладов, долей.

Эксперт, экспертная организация обязаны письменно уведомить заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы и отсутствии оснований для недопуска к ее проведению (ч. 3 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ ). В случае выявления в составе экспертов, экспертных организаций лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы, заказчик должен незамедлительно принять меры, направленные на привлечение иного эксперта, иной экспертной организации (ч. 4 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ ).

Требования к независимости экспертов сформулированы в ч. 2-4 Федерального закона № 44-ФЗ . Эксперты, экспертные организации должны быть независимыми как от заказчика, так и от поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого проводится проверка.

За предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за не выполнение экспертом и/или экспертной организацией требования части 3 статьи 41 эксперт и/или экспертная организация, должностные лица экспертной организации несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

IV. Отбор эксперта, экспертной организации

Привлечение эксперта, экспертной организации осуществляется на основании договора (п. 15 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ ). Федеральный закон № 44-ФЗ не определяет особенностей порядка выбора заказчиком экспертов, экспертных организаций для заключения такого договора. Следовательно, при выборе он должен руководствоваться общим порядком, установленным Федеральным законом № 44-ФЗ .

Таким образом, для осуществления закупки услуг экспертов, экспертных организаций заказчику необходимо:

1) определить предмет экспертизы;

2) выбрать способ определения исполнителя - эксперта, экспертной организации.

При выборе способа определения заказчик должен учитывать ограничения, предусмотренные Федеральным законом № 44-ФЗ для каждого из способов закупки (открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и т.д.);

3) провести процедуру определения исполнителя - эксперта, экспертной организации.

Если для проведения экспертизы необходимы осуществление исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, законодательством установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций осуществляется из числа лиц, соответствующих указанным требованиям (ч. 8 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ );

4) заключить контракт с экспертом, экспертной организацией.

V. Контракт с экспертом, экспертной организацией

Заказчик привлекает эксперта, экспертную организацию на основании договора (п. 15 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ ). Ввиду отсутствия в Федерального закона № 44-ФЗ указания на особенности порядка заключения контракта с экспертом, экспертной организацией такой контракт должен заключаться по результатам определения исполнителя в общем порядке, предусмотренном Федеральным законом № 44-ФЗ .

Если закупка услуг эксперта, экспертной организации осуществляется путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, форма контракта должна соответствовать проекту контракта, утвержденному в составе документации о закупке.

1) условия, которые являются обязательными для включения в контракт в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ ;

2) предмет экспертизы, функции и полномочия эксперта, экспертной организации;

3) условие о праве эксперта, экспертной организации запрашивать у заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы (ч. 6 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ );

4) вид и размер ответственности эксперта, экспертной организации, в том числе за предоставление недостоверных результатов экспертизы, недостоверного или заведомо ложного экспертного заключения, невыполнение экспертом требования об уведомлении заказчика о наличии оснований для отстранения от проведения экспертизы (ч. 7 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ ).

VI. Порядок проведения экспертизы

1. Перед началом проведения экспертизы эксперту, экспертной организации следует убедиться в создании необходи­мых условий для выполнения экспертных услуг и получить все необходимые и достоверные сведения, а заказчику экс­пертных услуг следует обеспечить создание указанных усло­вий и предоставление всех сведений.

При проведении экспертных услуг эксперту, экспертной организации следует:

Соблюдать установленные контрактом (договором) порядок и сроки проведения экспертных услуг;

Проводить анализ полученных в результате оказываемых услуг данных и готовить обоснованные, объективные выводы и (или) предложения по по­ставленным вопросам;

Приостанавливать оказание экспертных услуг, если предъявленные для экспертизы документы недостаточны, не­пригодны, а также, если не созданы необходимые условия для проведения экспертизы;

Сохранять объекты, переданные для проведения экспертизы, в усло­виях, исключающих их хищение, утрату, порчу или видоизменение.

2. В зависимости от вида экспертных услуг в контракт реко­мендуется помимо перечисленных в пункте 1 раздела VI настоящих Методических ре­комендаций полномочий включать, в частности, следующие положения о функциях эксперта, экспертной организации:

а) при разработке технических, технологических и качественных характеристик товаров (работ, услуг), подлежащих включению в документации (извещение) по закупке:

Формулирование технических требований к товарам (работам, услу­гам) исходя из установленного заказчиком функционального назначения то­варов (работ, услуг);

Определение конкретных параметров характеристик товаров (работ, услуг), требований к результатам работ, вытекающих из нормативной и технической документации;

Определение характеристик товаров (работ, услуг), исключающих возможность недобросовестной конкуренции участников закупки;

Определение требований безопасности товаров (работ, услуг);

Определение нормативной и технической документации (ТР, ГОСТ Р, ГОСТ, СТО, ТУ и др.), положениям которой должны соответствовать ха­рактеристики товаров (работ, услуг);

Формулирование технических требований проекта контракта;

б) при экспертизе технического задания входящего в проект документации (извещении) о закупке:

Товаров (работ, услуг), вытекающих из нормативной и технической доку­ментации;

Анализ характеристик товаров (работ, услуг) на предмет предотвра­щения недобросовестной конкуренции участников закупки;

Предложения по техническим требованиям проекта конкурсной до­кументации, документации об аукционе, запроса котировок;

в) при экспертизе заявок участников закупки:

Определение соответствия указанных в заявках характеристик (коли­чества, ассортимента, комплектности, объема, качества) товаров (работ, ус­луг) и результатов работы требованиям документации (извещении) о закупке;

Определение соответствия указанных в заявках характеристик товаров (работ, услуг) и результатов работы определенному заказчиком функцио­нальному назначению товаров (работ, услуг);

Установление соответствия указанных в заявках качественных ха­рактеристик товаров (работ, услуг) требованиям системы(ам) добровольной сертификации;

Установление соответствия указанных в заявках систем менеджмента участников закупки требованиям российских и международных стандартов в сфере менеджмента (ИСО и другие);

Анализ предложений участников закупки и информации об участниках закупки на предмет недопустимости заключения мнимого или притворного контракта и ограничения добросовестной откры­той конкуренции участников закупки;

Проверку соответствия указанных в заявках критериев безопасности товаров (работ, услуг) установленным законодательством требованиям безопасности товаров (работ, услуг);

г) при приемке товаров (работ, услуг):

Соблюдение установленных контрактом и (или) предусмотренной им нормативной и технической документацией правил, порядка, сроков и мето­дов проведения приемки товаров (работ, услуг), отбора образцов (проб) това­ров;

Определение конкретных характеристик (количества, ассортимента, комплектности, объема, качества) товаров (работ, услуг);

Определение показателей (физико-механических, физико-химических, микробиологических и др.) товаров, материалов, оборудования;

Проведение полного исследования конкретных характеристик (коли­чества, ассортимента, комплектности, объема, качества) товаров (работ, ус­луг) на соответствие их требованиям контракта и положениям предусмот­ренной им нормативной и технической документации, образцу - эталону то­варов;

Маркировку объекта экспертизы путем нанесения оттиска личного штампа эксперта или иным способом, подтверждающим проведение исследования с объектом экспертизы, за исключением случаев, если это невоз­можно осуществить на определенных видах товаров, результатов работ (ус­луг), или это может привести к потере товарного вида продукции, либо огра­ничить в последующем использование объектов экспертизы;

Соблюдение правил по охране труда и противопожарной безопасности при проведении экспертизы;

Право собирать или запрет на сбор самостоятельно сведений, связан­ных с приемкой товаров (работ, услуг), отбором образцов (проб) товаров;

д) при инспектировании производства товаров, выполнения работ и оказания услуг (контроль качества сырья, соблюдения технологий производ­ства) в процессе исполнения контракта:

Определение методов и программы инспектирования производства то­варов, выполнения работ и оказания услуг, обеспечивающей соответствие их характеристик качества и безопасности требованиям нормативных правовых

Актов, договора (контракта), положениям нормативной и технической доку­ментации;

Проверку наличия и достаточности технологического оборудования для обеспечения обязательных требований к безопасности продукции;

Проверку соответствия инфраструктуры, производственной среды и технологического режима производства, включая критерии безопасности и качества, заявленным характеристикам и технологическому описанию соот­ветствующего производства и требованиям нормативной и технической до­кументации;

Оценку соответствия производства отраслевым документам, регла­ментирующим качество продукции;

Оценку стабильности качества продукции и основных технологиче­ских процессов;

Проверку соответствия критериев безопасности производства сырья и материалов требованиям, установленным договором (контрактом), норма­тивной и технической документацией для безопасности товаров (работ, ус­луг);

Осуществление контроля качества изготовления продукции, включая осуществление контроля за технологией изготовления продукции и проведе­ние всех видов испытаний в соответствии с требованиями договора (контрак­та) и технологической документации;

Проверку системы или отдельных ее элементов менеджмента качества производителя продукции.

3. Для обеспечения проведения точного, полного и обоснованного экспертного исследования заказчику экспертных услуг следует проинформи­ровать эксперта, экспертную организацию о функциональном назначении подлежащих поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

Помимо этого в зависимости от вида оказания экспертных услуг в кон­тракт рекомендуется включение, в частности, следующих полномочий заказчика:

а) при экспертизе технического задания включенного в документации (извещение) по закупке:

Предоставление проекта технического задания;

Предоставление различных справочных и информационных материа­лов, необходимых для проведения экспертизы;

б) при экспертизе заявок участников закупки:

Предоставление проекта конкурсной документации, включая проект контракта;

Предоставление, при необходимости, нормативной и технической до­кументации, предусмотренной контрактом;

Предоставление имеющейся у заказчика экспертных исследований информации об участниках закупки, обеспечение содействия в получении необходимой дополнительной указанной информации;

в) при приемке товаров (работ, услуг):

Присутствие либо отсутствие при проведении экспертизы представи­телей заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) или изготовителя, если это вытекает из условий контракта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

Присутствие представителей таможенных органов, карантинной службы, органов государственного контроля (надзора) или других органов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации товары подлежат досмотру этими службами, органами;

Предъявление необходимой для проведения экспертизы коммерче­ской, товаросопроводительной, нормативной, технической и иной докумен­тации;

Предоставление, при необходимости, поверенных органами государ­ственной метрологической службы или другими уполномоченными органами средств измерений (в том числе переносные средства измерений - щупы, из­мерительные линейки, рулетки и другие средства), подлежащих государст­венному метрологическому контролю, а также калиброванных любой метро­логической службой или уполномоченным физическим лицом средств изме­рений, не подлежащих государственному метрологическому контролю;

Обеспечение свободного доступа экспертов к товарам, результатам работ (услуг), подлежащим экспертизе;

Предоставление отдельного помещения для обеспечения сохранности товаров, результатов работ (услуг), подлежащих экспертизе, за исключением случаев проведения лабораторных исследований в аккредитованных испыта­тельных лабораториях независимой экспертной организации;

Соблюдение правил по охране труда и технике противопожарной безопасности при проведении экспертизы.

3. По окончании экспертных исследований эксперт, экспертная организация передает приемочной комиссии заказчи­ка экспертных услуг акт экспертизы.

VII. Акт экспертизы

1. По результатам произведенного экспертом, экспертной организацией исследования составляется акт экспертизы, в котором содержится описание только тех фактов, которые были установле­ны в ходе проведения экспертизы. В акте экспертизы не допускаются подчи­стки, помарки и незаверенные печатью эксперта, экспертной организации исправления.

Акт экспертизы прилагается к протоколу приемочной комиссии по проведению приемки товаров (работ, услуг).

Акт экспертизы включает вводную часть, исследовательскую часть и выводы.

2. В водной части акта экспертизы следует, в частности, отражать:

Сведения о эксперте, экспертной организа­ции, о заказчике экспертизы и его представителях;

Дату и место проведения экспертизы, дату и номер контракта (догово­ра) и уведомления - заявки;

Фамилию, инициалы, должность эксперта, проводившего экспертные исследования, а также номер и срок действия аттестата эксперта (в случае наличия аттестата);

Наименование и функциональное назначение объекта экспертизы;

Задачу экспертизы;

Сведения о предъявленной документации, поставщике (подрядчике, исполнителе), грузоотправи­теле, изготовителе объекта экспертизы;

Условия хранения объекта экспертизы, состояние упаковки, маркиро­вочные данные.

3. В исследовательской части акта экспертизы следует, в частности, отражать:

Описание объекта экспертизы;

Ход изучения предъявленных заказчиком экспертизы документов, имеющих значение для формирования выводов;

Этапы проведения экспертизы с указанием методов исследования;

Сведения об использованных технических средствах измерений (пове­ренных, калиброванных), условиях их применения;

Краткую характеристику использованных устройств, материалов, ре­жимов съемки и печати;

Сведения о нормативной и технической документации, протоколах испытаний и других документах, которыми руководствовался эксперт при разрешении закупки;

Фактически установленные результаты проведения экспертизы в со­ответствии с поставленной задачей;

Оценку отдельных этапов экспертизы, анализ полученных результатов в целом;

Даты начала и окончания экспертизы,

Причины невозможности решения отдельных вопросов в полном объ­еме, требуемом задачей экспертизы.

4. В выводах акта экспертизы следует, в частности, отражать:

Однозначные исключающие возможность двоякого толкования ответы на поставленные вопросы, корреспондирующиеся с задачей экспертизы и ис­следовательской частью акта экспертизы без потребности в дополнительных объяснениях эксперта;

Причины, по которым не возможно было решить поставленный во­прос и дать на него ответ;

Установленные в процессе исследования выводы по не поставленным заказчиком экспертизы вопросам.

Акт экспертизы подписывается экспертами, проводившими экспер­тизу. При проведении экспертизы экспертной организацией акт экспертизы регистрируется в этой организации, удостоверяется подписью её руководителя и скрепляется печатью экспертной организации.

VIII. Стоимость экспертных услуг

1. Стоимость услуг экспертов, экспертных организаций определяется в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ) и сообщает.

В соответствии с частью 3 статьи 94 Закона N 44-ФЗ для проверки представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

При этом необходимо отметить, что согласно части 4 статьи 94 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в случае если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 — 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

Таким образом, заказчик обязан проводить экспертизу поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги своими силами (силами своих сотрудников) или с привлечением экспертов, экспертных организаций.

Согласно части 6 статьи 94 Закона N 44-ФЗ по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.

Таким образом, при проведении экспертизы своими силами заказчик вправе возлагать проведение такой экспертизы на приемочную комиссию или создать отдельную комиссию по проведению экспертиз результатов, предусмотренных контрактом.

При этом частью 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ установлено, что приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.

В случае если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки товаров, работ, услуг, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги.

Требования к экспертам, экспертным организациям установлены положениями статьи 41 Закона N 44-ФЗ.

Таким образом, требования статьи 41 Закона N 44-ФЗ не распространяются на случаи проведения экспертизы заказчиком своими силами.

Учитывая изложенное, экспертом при проведении экспертизы силами заказчика может быть любое должностное лицо заказчика.

Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

О проведении заказчиком экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, своими силами

С принятием федерального закона 44 ФЗ у заказчиков по государственным и муниципальным контрактам появилась новая обязанность: проводить экспертизу результатов исполнения каждой сделки. Законодательное нововведение породило большое количество вопросов, связанных с основаниями и порядком проведения экспертного исследования.

Получить подробные разъяснения на эту тему можно у специалистов бюро «Евроэкспертиза». Их квалификации и опыта работы в сфере государственного заказа достаточно для дачи детальных консультаций. Кроме того, эксперты компании проводятся экспертные исследования с гарантией достоверности результатов.

Рассмотрим несколько вопросов, наиболее часто возникающих у заказчиков по поводу экспертизы результата по 44-ФЗ .

С помощью электронного аукциона проводится закупка товаров для государственных нужд. Требуется ли в этой ситуации проведение экспертизы при приемке поставки?

Согласно положениям ч.3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ для проверки соответствия поставленных товаров либо других результатов, предусмотренных контрактом заказчик должен провести экспертизу.

При этом нормативный акт определяет случаи, когда исследование может быть проведено собственными силами заказчика, а когда для этого необходимо привлекать специалистов на основании контрактов, которые заключаются в соответствии с ФЗ 44 о контрактной системе .Обстоятельства, при которых возникает обязанность привлекать сторонние организации, такие, как бюро «Евроэкспертиза», приведены в ч.4 ст.94 Закона о закупках:

· При осуществлении закупок у единственного контрагента, кроме случаев, перечисленных в п.п. 1, 4,5,6,8, 15, 17, 18, 22, 23, 26 ч.1 ст. 93 указанного выше законодательного акта.

· В других ситуациях, которые определяются постановлением Правительства РФ. На данный момент перечень подобных случаев не утвержден.

При всех прочих обстоятельствах, включая случаи закупки товаров по итогам электронного аукциона, экспертное исследование результатов исполнения госконтракта может быть проведено штатными сотрудниками заказчика. Таким образом, в рассматриваемом случае заказчик обязан организовать экспертизу поставленных товаров. Сделать это можно собственными силами, без обращения к услугам сторонних фирм.

Каким образом нужно проводить и оформлять экспертизу в рамках ФЗ 44 ?

Ответ зависит от того, кто именно выполняет экспертное исследование. Если эта задача поручается экспертной организации, то порядок проведения и документального оформления определяет исполнитель экспертиза, с учетом действующего законодательства. Специалисты вправе запрашивать все необходимые материалы и сведения для изучения. По итогам исследования составляется мотивированное экспертное заключение.

Что касается случаев, когда экспертиза проводится заказчиком самостоятельно, то закон конкретных требований для данной процедуры не устанавливает. Если исходить из смысла п.1 ч.1, ч.7 ст. 94 нового 44 ФЗ , такое исследование, по сути, равнозначно обычной проверке товаров или результатов работ, которая выполняется в ходе их приемки. Данная процедура давно предусмотрена российским законодательством (ст. 474, ст. 513, ст. 720 ГК РФ, ч.12 ст.9 Закона 94 ФЗ) и может быть по желанию заказчика выполнена специально организованной комиссией.

На практике по итогам приемки, как правило, составляется двусторонний акт, в котором перечисляются выполненные работы или поставленные товары, а также претензии сторон при наличии таковых. Однако теперь одного акта о приемке недостаточно. Как следует из содержания ч.9 ст. 94 Закона 44-ФЗ , на заказчика возлагается обязанность регулярно формировать отчеты с информацией о поставленных товарах, выполненных работах и услугах по каждому контракту. Эти отчеты необходимо размещать в единой информационной системе, в обязательном порядке прикладывая к ним заключение, составленное по итогам экспертизы. Из этого следует, что экспертное заключение должно быть составлено в любом случае, осуществляется исследование независимым экспертом или собственными силами заказчика.

Подробнее узнать о содержании и правилах оформления экспертного заключения можно в бюро «Евроэкспертиза». Специалисты компании владеют всей актуальной информацией по вопросам экспертиза товаров по 44 ФЗ .

За чей счет проводится экспертиза? Можно ли включить ее стоимость в сумму контракта?

В соответствии с нормой ч. 3 ст.94 Закона ФЗ 44 о контрактной системе , экспертное исследование осуществляется за счет средств заказчика, поскольку именно на него возложена данная обязанность. Указанный нормативный акт не содержит каких-либо специальных условий касаемо порядка заключения контракта со сторонним экспертом. Поэтому такой договор заключается на общих основаниях путем проведения отдельной закупки по стандартным правилам Федерального закона 44 ФЗ . Таким образом, включить расходы на выполнение исследования в основной контракт не удастся.

Требуется ли проведение экспертизы результатов по контрактам, которые были заключены в 2013 году, но исполняются полностью или отдельными этапами в 2014-м?

Контракты, заключенные в 2013 году, регламентируются положениями Федерального закона 94-ФЗ. В этом нормативном акте требования о проведении экспертизы исполнения сделки не содержатся, а значит, выполнять исследование не нужно, даже если фактическое исполнения договора приходится на 2014 год.