Закрытие аптеки что делать с лицензией. Ликвидация подразделения аптечной организации

"Фармацевтические ведомости", 2007, N 7/8

Как известно, многие аптечные учреждения продают лекарственные средства через аптечные киоски и аптечные пункты. Зачастую такие пункты и киоски располагаются в районах (муниципальных образованиях), обслуживаемых разными налоговыми инспекциями. Нужно ли вставать на налоговый учет по местонахождению каждого аптечного пункта (киоска)? Что будет, если этого не сделать? Давайте разберемся.

Статья 11 Налогового кодекса РФ определяет, что под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

А согласно трудовому законодательству рабочее место - место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Из всего этого следует, что стационарные аптечные пункты и киоски, функционирующие более 30 дней, подпадают под определение обособленного подразделения, данное Налоговым кодексом РФ, и в этом случае организация обязана встать на учет в налоговой инспекции по их местонахождению.

Однако многих руководителей и собственников аптечных учреждений регистрация обособленного подразделения пугает: они опасаются, что на бухгалтерскую службу ляжет дополнительная нагрузка по расчету налогов и контролю за работой обособленного подразделения. Но давайте разберемся, так ли уж это страшно на самом деле.

Что такое обособленное подразделение

Рассмотрим этот вопрос более подробно - как с точки зрения гражданского, так и с точки зрения налогового законодательства.

В гражданском законодательстве обособленными подразделениями организации признаются филиалы и представительства. Факт их создания организация должна зафиксировать в своих учредительных документах и внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ. Как правило, решение о внесении изменений в учредительные документы принимают собственники организации (акционеры, участники). Кроме того, собственникам организации необходимо утвердить положение о филиале или представительстве. Также необходимо определить, будет ли такое обособленное подразделение выделено на отдельный баланс или нет, будет ли у него свой расчетный счет. То есть без участия учредителей в данной ситуации не обойтись.

Однако в налоговом законодательстве это понятие шире. Как уже было отмечено выше, обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ). Важно отметить, что обособленное подразделение организации признается таковым независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Следовательно, чтобы зарегистрировать обособленное подразделение (например, аптечный пункт или стационарный аптечный киоск), вносить изменения в учредительные документы не потребуется.

Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Таким образом, если организация создает хотя бы одно стационарное рабочее место вне ее местонахождения более чем на один месяц, у нее возникает обязанность встать на налоговый учет по местонахождению обособленного подразделения. Эта обязанность закреплена в статье 23 Налогового кодекса РФ. Встать на налоговый учет необходимо в течение одного месяца после создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 Налогового кодекса РФ).

Правда, из любого правила есть исключения. Если аптека осуществляет предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный доход, а ранее не состояла на налоговом учете в регионе, где действует этот специальный налоговый режим, встать на учет ей придется в пятидневный срок (п. 2 ст. 346.28. Налогового кодекса РФ).

Обратите внимание: организации, находящиеся на "упрощенке", при регистрации филиалов или представительств утрачивают право на применение этого специального налогового режима. Если вы не хотите, чтобы ваша аптека потеряла право на применение упрощенной системы налогообложения, не указывайте факт создания обособленных подразделений в уставе. Просто встаньте на налоговый учет по местонахождению аптечного пункта или киоска.

Отметим также, что если у аптеки уже имеются зарегистрированные обособленные подразделения по местонахождению рабочих мест, это не может служить основанием для отказа при переходе с традиционной системы налогообложения на упрощенную.

Какая ответственность предусмотрена, если аптека не встанет на налоговый учет по местонахождению обособленного подразделения

Налоговый кодекс в этом случае предусматривает достаточно серьезные санкции.

Так, пункт 1 статьи 117 Налогового кодекса РФ определяет, что "ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб.".

А в соответствии с пунктом 2 статьи 117 Налогового кодекса РФ "ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней".

Аптека "Ваше здоровье" в период с 31 января 2006 года по 1 апреля 2007 года продавала лекарственные средства через обособленное подразделение (стационарный аптечный киоск, открытый в другом муниципальном образовании). По месту осуществления деятельности через обособленное подразделение аптека не встала на учет в налоговой инспекции. Данный факт был установлен в ходе выездной налоговой проверки на основании договора аренды помещения и других документов. Доход аптечного киоска за данный период составил 400 тыс. руб. Штраф должен быть исчислен по пункту 2 статьи 117 Налогового кодекса РФ и составит 80 тыс. руб. (400 тыс. руб. x 20%).

Кроме того, за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе аптека в соответствии со статьей 116 Налогового кодекса РФ может быть оштрафована на 5000 руб. (а если просрочка составит более 90 дней - на 10000 руб.). А руководитель аптеки может быть привлечен к административной ответственности.

Необходимо помнить и о том, что при наличии обособленного подразделения некоторые налоги аптека должна уплачивать в особом порядке (подробно об этом мы рассказали ниже). Если же это не учитывать, у аптеки может возникнуть недоимка по уплате налогов и, как следствие, будут начислены штрафы и пени.

Как зарегистрировать обособленное подразделение

Чтобы создать обособленное подразделение по местонахождению стационарных рабочих мест, достаточно издать приказ по организации.

В налоговую инспекцию по местонахождению обособленного подразделения необходимо представить заявление по форме N 1-2-Учет "Заявление о постановке на учет российской организации в налоговом органе по местонахождению ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации". Бланк такого заявления утвержден приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-09/826@.

Кроме того, потребуются документы, подтверждающие создание обособленного подразделения (приказ или положение, учредительные документы юридического лица, документы, подтверждающие постановку на налоговый учет по местонахождению организации и государственную регистрацию). Иногда вместе с вышеперечисленными документами налоговики требуют договор аренды по указанному адресу или свидетельство о праве собственности.

В течение пяти дней с момента подачи заявления налоговый орган по местонахождению обособленного подразделения должен выдать Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по местонахождению на территории Российской Федерации, где будет указан код причины постановки (КПП), соответствующий правовому статусу обособленного подразделения. Отметим сразу, что пятая и шестая цифры КПП обособленного подразделения без внесения записи в ЕГРЮЛ будет 31 или 32.

Получив свидетельство, аптека обязана уведомить налоговую инспекцию по своему местонахождению о создании обособленного подразделения.

Регистрация во внебюджетных фондах

Вставать на учет в филиале Фонда социального страхования, отделениях Пенсионного фонда и Фонда обязательного медицинского страхования по местонахождению обособленного подразделения или нет, зависит от тех полномочий, которыми это обособленное подразделение наделено.

Так, в пункте 2 постановления Правления ПРФ от 19 марта 2003 г. N 33п записано: "...организации, в состав которых входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет, начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, регистрируются в качестве страхователей по местонахождению каждого из обособленных подразделений, через которые эти организации выплачивают вознаграждения физическим лицам". Таким образом, если обособленное подразделение не отвечает хотя бы одному приведенному критерию, регистрироваться в ПФР не нужно.

Зарегистрироваться в ФОМС нужно тем обособленным подразделениям, которые имеют отдельный (самостоятельный) баланс и счета в банках или иных кредитных учреждениях (п. 4 постановления Правительства РФ от 11 октября 1993 г. N 1018).

Таким образом, если обособленное подразделение зарегистрировано по местонахождению рабочих мест (по местонахождению аптечного пункта или аптечного киоска), вставать на учет в фондах по местонахождению этого подразделения необходимости нет.

Уплата налогов аптекой, имеющей обособленные подразделения

Еще одна проблема, которую придется решать, как и куда платить налоги и куда представлять налоговую отчетность. Сразу скажем: если обособленное подразделение зарегистрировано по местонахождению рабочих мест, то уплачивать через налоговую инспекцию по местонахождению этого подразделения придется следующие налоги:

  • налог на прибыль;
  • налог на имущество (если в обособленном подразделении есть недвижимое имущество);
  • налог на доходы физических лиц;
  • единый налог на вмененный доход (если организация осуществляет деятельность, облагаемую этим налогом).

Налог на прибыль

Если в организации создано хотя бы одно обособленное подразделение, она должна исчислять и уплачивать налог на прибыль в соответствии со статьей 288 Налогового кодекса РФ. Принцип, заложенный в статье 288 Налогового кодекса РФ, предельно прост: суммы налога и авансовых платежей уплачиваются в федеральный бюджет по местонахождению организации без распределения этих сумм по обособленным подразделениям, а распределению подлежат только суммы налога (авансовых платежей), зачисляемые в бюджет субъектов РФ.

При этом организациям, имеющим несколько обособленных подразделений на территорию одного субъекта РФ, предоставлено право уплачивать налог (авансовые платежи) по местонахождению одного из них. Кстати, эта обязанность может быть возложена и на головное подразделение организации, если оно расположено в том же регионе, что и ее обособленные подразделения. В этом случае необходимо уведомить ИФНС по местонахождению каждого обособленного подразделения о том, что налог будет уплачивать головное отделение. При этом рекомендуется использовать форму, приведенную в письме ФНС России от 31 октября 2005 г. N ММ-6-02/916@.

Налог на имущество организаций

База по налогу на имущество определяется отдельно по следующим видам имущества (ст. 376 Налогового кодекса РФ):

  • имущество, подлежащее налогообложению по местонахождению головного отделения организации;
  • имущество каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
  • каждый объект недвижимого имущества, находящийся вне местонахождения головного отделения организации;
  • имущество, облагаемое по разным налоговым ставкам.

Таким образом, по местонахождению обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса, в налоговую базу включается только стоимость основных средств, относящихся к недвижимости. При этом в налоговую инспекцию по местонахождению недвижимого имущества необходимо представить декларацию по форме N 1152001 (приложение N 1 к приказу МНС России от 23 марта 2004 г. N САЭ-3-21/224), содержащую титульный лист, разделы 1, 2 (4, 5), или по форме, утвержденной в субъекте РФ, в котором находится недвижимое имущество. Движимое имущество обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса, включается в налоговую базу по местонахождению головного отделения организации.

Иными словами, если аптечный пункт или киоск оборудованы в арендованном помещении, уплачивать налог на имущество аптека должна в общем порядке (то есть без распределения налога между имуществом головного отделения организации и ее обособленных подразделений). Разумеется, если аптека уплачивает ЕНВД, то речь о налоге на имущество организаций вообще не идет.

Налог на доходы физических лиц

Российская организация, имеющая обособленные подразделения, обязана перечислять исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц как по своему местонахождению, так и по местонахождению каждого обособленного подразделения. Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по местонахождению обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого подразделения (п. 7 ст. 226 Налогового кодекса РФ).

Не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в налоговую инспекцию по местонахождению головного отделения организации нужно подать сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ:

  • по всем работникам головного отделения;
  • по тем физическим лицам, которым обособленным подразделением были выплачены доходы, облагаемые НДФЛ.

Единый социальный налог

Организации, в составе которых есть обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты в пользу физических лиц, уплачивают ЕСН и представляют налоговую отчетность по своему местонахождению, а также по местонахождению каждого из обособленных подразделений. При этом сумма ЕСН, подлежащая уплате по местонахождению обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому подразделению. Сумма налога, подлежащая уплате по местонахождению головного отделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по местонахождению обособленных подразделений (п. 8 ст. 243 Налогового кодекса РФ).

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса, расчетного счета и не начисляющие выплаты в пользу работников и физических лиц, производят уплату ЕСН централизованно и представляют налоговую отчетность по местонахождению головного отделения.

Разумеется, если аптека уплачивает ЕНВД, то речь о ЕСН вообще не идет.

Взносы на обязательное пенсионное страхование

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по своему местонахождению, а также по местонахождению каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам (п. 8 ст. 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ").

Следовательно, организация, в состав которой входят обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса, расчетного счета и не выплачивающие вознаграждения в пользу физических лиц, производит уплату страховых взносов централизованно по местонахождению головного отделения. Такая организация представляет декларации и расчеты по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование также по местонахождению головного отделения.

Единый налог на вмененный доход

Уплата ЕНВД для определенных видов деятельности регламентируется главой 26.3. Налогового кодекса РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Плательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта РФ, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую этим налогом (п. 1 ст. 346.28. НК РФ).

Следовательно, если обособленное подразделение аптеки (аптечный киоск или аптечный пункт) расположено и осуществляет свою деятельность на территории субъекта РФ, где введен ЕНВД, то организация обязана уплачивать ЕНВД и представлять налоговую отчетность в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами этого субъекта РФ.

Директор аудиторской фирмы

"Академия аудита"

Крупнейшая российская аптечная сеть «Ригла», у которой 1,86 тыс. точек, может закрыть почти половину своих объектов. Такая же участь грозит «Неофарму», развивающему, в частности, сеть «Столички». А небольшие региональные фармацевтические ритейлеры могут совсем уйти с рынка. Это произойдет при принятии закона, разрешающего продовольственным магазинам продажу безрецептурных лекарств.


«Ригла» (входит в ГК «Протек») может закрыть почти половину своих аптек, заявил гендиректор сети Александр Филиппов на недавнем заседании «Деловой России», на котором обсуждался законопроект Минпромторга о продаже безрецептурных лекарств в магазинах. «Сегодня 743 объекта находятся в непосредственной близости от продуктового ритейла… Если законопроект будет утвержден, скорее всего, эти аптеки будут подлежать закрытию»,- приводятся слова топ-менеджера в протоколе заседания (копия есть у “Ъ”). Он пояснил “Ъ”, что судьба этих 743 точек будет зависеть от того, какую долю в продажах они потеряют при принятии законопроекта. В первую очередь, по его словам, пострадают 250 объектов в малых городах.

Сейчас у «Риглы», по собственным данным, почти 1,86 тыс. точек в 47 регионах России под брендами «Ригла», «Будь здоров!» и «Живика». По данным отраслевого издания Vademecum, «Ригла» - крупнейшая аптечная сеть с оборотом 26,5 млрд руб. в 2016 году.

Более половины объектов «Неофарма» (462 аптеки «Неофарм» и «Столички») тоже располагаются в непосредственной близости от продуктовых магазинов и, соответственно, могут оказаться под угрозой закрытия, сообщил “Ъ” гендиректор сети Евгений Нифантьев.

«В небольших городах у нас 143 аптеки, которые точно закроются, если закон будет принят»,- уверен он. По его словам, выручка таких аптек и так невысока, потому любое ее снижение окажется критичным. Риск закрытия аптек действительно существует, особенно в экономически депрессивных городах с небольшим количеством населения, подтверждает директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. По его прогнозам, большинство небольших региональных сетей однозначно закроются.

Идея продажи безрецептурных лекарств в магазинах обсуждается в правительстве с 2014 года: инициатором выступил вице-премьер Игорь Шувалов. Соответствующий законопроект в конце 2017 года разработал Минпромторг. В пояснительной записке к документу указано, что реализация в магазинах лекарств, отпускаемых без рецепта, простимулирует развитие конкуренции и приведет к снижению цен на отдельные категории лекарств. Публичное обсуждение законопроекта завершилось 17 января, против него проголосовало 99,55% экспертов, следует из протокола заседания в «Деловой России».

Участников аптечного рынка возмущает, что по законопроекту продуктовые магазины смогут оформлять лицензию на фармацевтическую деятельность на юридическое лицо, тогда как аптечные сети обязаны получить ее для каждой точки, жалуется господин Нифантьев. При этом, добавляет он, аптеки не просят смягчить для них лицензионные требования, так как это может отразиться на эффективности и безопасности лекарств.

Против принятия законопроекта также выступает Минздрав. Там поясняют, что проблемы доступности лекарств населению сейчас нет, а способность магазинов обеспечить надлежащие условия хранения и отпуска лекарств вызывает сомнение. В Минпромторге придерживается противоположного мнения.

В Федеральной антимонопольной службе также убеждены, что продажа лекарств в магазинах будет способствовать снижению цен на отдельные препараты. Участники совещания в «Деловой России» с этим не согласны: по их данным, сейчас соотношение рецептурных и безрецептурных препаратов в аптеках составляет 51% к 49%. Если же безрецептурные лекарства станут доступны в продуктовых магазинах, то аптекам, чтобы компенсировать снижение продаж, придется поднять цены на рецептурные. По оценке участников рынка, рост их стоимости может составить 11–16%. В этом случае покупатели будут вынуждены переплатить в год от 51,5 млрд до 74,9 млрд руб.

Вопрос: Предприятие закрыло одно из подразделений (аптечный пункт) и сообщило Налоговой инспекции как плательщик ЕНВД. Каким еще службам и согласно каким нормативным актам следует об этом сообщить?

Ответ: При ликвидации обособленного подразделения (в данном случае - аптечного пункта) организация подлежит снятию с учета в налоговой инспекции по месту его нахождения (пункт 5 статьи 84 НК РФ).

О ликвидации обособленного подразделения вы обязаны сообщить в свою налоговую инспекцию. После вступления в силу Федерального закона РФ от 27.07.2010 N 229-ФЗ (со 02.09.2010) делать это необходимо в течение трех рабочих дней со дня ликвидации подразделения (пункт 6 статьи 6.1, пункт 2 статьи 23 НК РФ, подпункт "б" пункта 4 статьи 1, часть 1 статьи 10 Закона N 229-ФЗ). На основании этого сообщения в течение десяти рабочих дней со дня его получения налоговый орган снимает организацию с учета (пункт 6 статьи 6.1, абзац 3 пункта 5 статьи 84 НК РФ).

Сообщение налогоплательщик вправе представить как лично, так и через представителя. Также его можно отправить заказным письмом или по телекоммуникационным каналам связи. В последнем случае сообщение необходимо заверить ЭЦП руководителя организации или иного уполномоченного доверенностью лица.

За несвоевременное сообщение о ликвидации обособленного подразделения предусмотрен штраф в размере 200 руб. за каждое сообщение (пункт 1 статьи 126 НК РФ, подпункт "а" пункта 48 статьи 1, часть 1 статьи 10 Закона N 229-ФЗ). Кроме того, должностное лицо вашей организации, ответственное за представление сообщения о ликвидации обособленного подразделения, может быть привлечено к административному штрафу в размере от 300 руб. до 500 руб. (часть 1 статьи 15.6 КоАП РФ).

Отметим, что в настоящее время форма сообщения о ликвидации обособленного подразделения (N С-09-3) утверждена Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@. Однако сейчас налоговое ведомство работает над ее изменением. До утверждения новой формы ФНС России рекомендует использовать форму N С-09-3-2, которая приложена к Информационному сообщению ФНС России "О внесении существенных изменений в статьи 23, 83-85 НК РФ в части учета организаций".

Также с 1 января 2010 года организация обязана в течение одного месяца с момента прекращения деятельности через обособленное подразделение сообщить об этом в органы ПФР и ФСС РФ (пункт 3 статьи 28 Федерального закона РФ от 24.07.2009 N 212-ФЗ), даже если это подразделение не выделено на отдельный баланс.

Форма такого сообщения в настоящее время не утверждена, поэтому его можно составить произвольно.

За непредставление указанного сообщения в соответствии со статьей 48 Закона N 212-ФЗ взимается штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Так как фармацевтическая деятельность лицензируется (Федеральный закон РФ от 08.08.2001 N 128-ФЗ), то организация должна соблюдать лицензионные требования, установленные Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 N 416 "Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности" (подпункт "г" пункта 4). В частности, соблюдать правила продажи лекарственных средств, предусмотренные Отраслевым стандартом "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения. ОСТ 91500.05.0007-2003", утвержденным Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80.

В соответствии с пунктом 3.4 Правил при закрытии аптечной организации в связи с ее ликвидацией население извещается об этом объявлением, размещенным на входной двери, за 5 дней до закрытия аптечной организации. В объявлении указывается адрес ближайших аптечных организаций, также руководитель аптечной организации уведомляет об этом лицензирующий орган, выдавший лицензию.

Несоблюдение данного требования, будет квалифицироваться как ведение фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований, что влечет за собой ответственность, установленную частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ - наложение административного штрафа:

На должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;

На юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Заметим, что в пункте 3.4 Правил речь идет о закрытии аптечной организации, а не ее обособленного подразделения. Тем не менее, по нашему мнению, с учетом менталитета российских чиновников, с их стороны возможны претензии по нарушению требований пункта 3.4 Правил и в случае закрытия аптечного пункта.

Таким образом, во избежание возможных негативных последствий рекомендуем при закрытии аптечного пункта повесить соответствующее объявление за 5 дней до его закрытия и уведомить о закрытии аптечного пункта лицензирующий орган.

Аудитор юридической

компании "Юнико-94"

И.Л.ТИТОВА

09.11.2010

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 12
АПТЕКА В ФОРМЕ ООО: ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ
Иногда в связи с невысокой прибыльностью аптечного предприятия либо по причине отсутствия желания у участников общества с ограниченной ответственностью заниматься предпринимательской деятельностью, а также по иным обстоятельствам может возникать потребность в ликвидации общества. Порядок ликвидации обладает своими особенностями и требует детального изучения.
Общие положения
Основная масса правовых норм, регулирующих порядок ликвидации ООО, содержится в ст. ст. 61 - 64 ГК РФ, также необходимо учитывать положения специального Закона - Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон N 14-ФЗ) - ст. ст. 57, 58.
Ликвидация юридического лица влечет прекращение его существования без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. То есть в отличие от индивидуального предпринимателя, который в случае прекращения предпринимательской деятельности продолжает существовать как физическое лицо и к которому могут быть предъявлены требования в судебном порядке, юридическое лицо прекращает существовать в принципе и после ликвидации предъявление каких-либо требований к нему невозможно. Вероятно, именно в связи с этим порядок ликвидации юридического лица достаточно сложен и сопровождается различными проверками.
Основаниями для ликвидации ООО могут быть:
- решение его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано. Согласно ст. 33 Федерального закона N 14-ФЗ решение о ликвидации ООО относится к компетенции общего собрания участников общества. Такое решение принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества. Одновременно общее собрание принимает решение о назначении ликвидационной комиссии.
В случае если участником ликвидируемого общества является РФ, субъект РФ или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель федерального органа по управлению государственным имуществом, специализированного учреждения, осуществляющего продажу федерального имущества, органа по управлению государственным имуществом субъекта РФ, продавца государственного имущества субъекта РФ или органа местного самоуправления;
- решение суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или других правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 05.12.1997 N 23 требование о ликвидации юридического лица по указанным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому предоставлено законом право на предъявление такого требования. В частности, в соответствующих случаях иски о принудительной ликвидации юридических лиц могут заявляться налоговыми органами, Центральным банком РФ, прокурором. Так, например, в соответствии с Федеральным законом N 14-ФЗ такое заявление может быть подано в случае, если число участников ООО превысит 50 человек и в течение года оно не будет преобразовано в ОАО или производственный кооператив либо число участников не будет уменьшено.
При этом в случае вынесения судом решения о ликвидации таким решением суда на учредителей (участников) ООО могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации.
Кроме того, ООО может быть ликвидировано в соответствии со ст. 65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации
юридического лица
Решение о ликвидации принимается общим собранием участников общества либо единственным участником. К их обязанностям в этом случае относятся:
- обязанность незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) учредители (участники) юридического лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Органом, который должен быть уведомлен, является инспекция Федеральной налоговой службы по месту регистрации ООО. Уведомление подается по форме Р15001 "Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439.
Налоговый орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации;
- обязанность назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. О формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса учредители (участники) юридического лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют налоговые органы путем подачи соответствующих уведомлений.
Порядок ликвидации юридического лица
Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Печатным изданием, в котором размещается публикация, является "Вестник государственной регистрации".
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами (еще раз подчеркиваем, что такой срок не может быть менее двух месяцев с даты публикации сообщения о ликвидации) ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) ООО. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Далее следует удовлетворение требований кредиторов. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, которая будет рассмотрена нами далее, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, другими правовыми актами или учредительными документами юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. После прохождения всей процедуры ликвидации, рассмотренной выше, для внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ и получения об этом свидетельства в налоговый орган необходимо представить следующие документы:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации юридического лица по установленной форме. В заявлении подтверждается, что соблюден предусмотренный законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины;
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда предусмотренных законом сведений.
При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в налоговый орган представляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Удовлетворение требований кредиторов
В соответствии с ГК РФ при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;
- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
- в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
- в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица. Требования кредиторов по таким обязательствам удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога. Требования, не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.
При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Распределение имущества ликвидируемого общества
между его участниками
Согласно Федеральному закону N 14-ФЗ оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества в следующей очередности:
- в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но не выплаченной части прибыли;
- во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества.
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.
Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты распределенной, но не выплаченной части прибыли, имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества.
Исключение из ЕГРЮЛ прекратившего свою деятельность ООО
В соответствии со ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренным Федеральным законом N 129-ФЗ.
При наличии одновременно всех указанных выше признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из государственного реестра. Такое решение должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия этого решения. Одновременно должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из государственного реестра, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Данные заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Если заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Споры, возникающие в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, рассматриваются арбитражными судами в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом.
Несостоятельность (банкротство) ООО
Общество с ограниченной ответственностью по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Признание юридического лица банкротом влечет его ликвидацию.
Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливаются Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
А.В.Сохан
Эксперт журнала
"Аптека: бухгалтерский учет
и налогообложение"
Подписано в печать
03.12.2009

Вопрос:
Являюсь ИП. Субарендую помещение в торговом центре с 2006г под аптеку. Договор субаренды краткосрочный –т.е. менее года, согласован с собственником. Ежегодно после окончания срока субаренды договор составлялся новый. Сейчас за месяц до окончания очередного договора меня уведомили об освобождении помещения в связи с прекращением договора субаренды (других причин нет). Какие действия мне как добросовестному субарендатору необходимо предпринять, чтобы отстоять свое преимущественное право на это помещение? Могу ли я продолжать свою деятельность в данном помещении? Как обжаловать данное решение субарендодателя? Имеет ли право субарендодатель в случае добросовестного исполнения мною обязательств по договору субаренды выгнать меня из помещения? Если все-таки субарендодатель прав: куда и в какие сроки я должна сообщить о закрытии аптеки и как правильно уволить сотрудников?

Ответ:

Внимание, вы пользуетесь открытым доступом к устаревшим консультациям. Актуальные консультации за последние 5 лет доступны только зарегистрированным клиентам оплатившим доступ к сайту.

В соответствии с частью 2 статьи 615 Гражданского кодекса РФ к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 621 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. При этом арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
Если арендодатель отказал арендатору в заключении договора на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил договор аренды с другим лицом, арендатор вправе по своему выбору потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, либо только возмещения таких убытков.
Таким образом, для продолжения работы аптеки в помещении торгового центра индивидуальный предприниматель должен сообщить арендодателю о своем намерении заключить договор субаренды на новый срок. Если в установленный договором или в разумный срок предприниматель не уведомил арендодателя о таком намерении, последний вправе прекратить договор субаренды в связи с окончанием срока субаренды.
Понятие разумного срока уведомления арендодателя действующим законодательством не определено и является оценочным. В случае возникновения судебного спора по этому вопросу с арендодателем размер разумного срока будет определяться судом.
В случае прекращения договора субаренды и закрытия аптеки в связи с этим обстоятельством индивидуальный предприниматель в соответствии с нормами Федерального закона РФ от 4.05.2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 21.11.2011) обязан представить в лицензирующий орган заявление либо о переоформлении лицензии в связи с прекращением деятельности по одному из адресов мест ее осуществления, указанному в лицензии (ч. 8 ст. 18 Закона – в случае, если ИП осуществляет фармацевтическую деятельность по нескольким адресам) либо о прекращении лицензируемого вида деятельности (п. 1 ч. 13 ст. 20 Закона – в случае, если место осуществления деятельности единственное).
В соответствии с частью 14 статьи 20 Закона № 99-ФЗ заявление о прекращении деятельности подается не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида. Срок для подачи заявления о переоформлении лицензии в случае прекращения деятельности по одному из адресов Законом не установлен. По-видимому, он должен быть таким же, как и в случае полного прекращения лицензируемой деятельности.
Увольнение сотрудников в связи с прекращением договора субаренды и закрытием аптеки в описанном в тексте вопроса случае производится по основанию, предусмотренному частью 2 статьи 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением численности или штата работников индивидуального предпринимателя. Такое увольнение допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.
Расторжение трудовых договоров с работниками следует осуществлять с учетом требований, установленных Главой 27 ТК РФ «Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора».

28.03.12