Из истории аукционов. Сравнительная характеристика публичного конкурса и публичных торгов Установление начальной продажной цены предмета залогового имущества

ЮРИДИЧЕСКИЙ АРХИВ

М. РЕЗНИЧЕНКО,

аспирант кафедры административного, финансового

В 1830 году приняты «Положения об обязательствах, заключаемых казною и частными людьми по подрядам и поставкам», составленные лично Николаем I. Документ представлял собой единое и подробное руководство для государственного чиновника в области проведения государственных закупок, что послужило основной конструкцией для многочисленных правил торгов в различных областях императорского хозяйства.

С некоторыми изменениями «Положения об обязательствах, заключаемых казною и частными людьми по подрядам и поставкам» действовали вплоть до 1914 года.

Война годов показала недостатки, существующие в организации государственных закупок на тот период времени.

Одной из причин низкого качества работ признавалось распределение заказов на изустных торгах (аналог современного аукциона) и смешанных конкурсов. Не имея достаточного времени на обдумывание, участники выкрикивали нереальные цены. Получив заказ, они были вынуждены выполнять его с отступлениями от требований. Торги по запечатанным объявлениям приводили к более успешным результатам.

Английская система государственных закупок была введена в России для совершенствования процесса конкурсного отбора. С этой целью каждое ведомство вело списки предприятий, признанных подходящими казне контрагентами по своей надежности и солидности.

Анализ объявлений начала двадцатого века о проведении торгов на поставку товаров и выполнение работ показывает, что в них присутствуют практически все положения торгов, используемые и сегодня.

Сложность решения многих вопросов заключалась в том, что эта тема не раскрывалась. О торгах не говорилось ни в Основах гражданского законодательства Союза ССР, ни в республиканских гражданских кодексах .

В 1999 году принимается Федеральный закон «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». Закон регулировал отношения, возникающие между организатором и участником конкурса в процессе проведения конкурса на размещение заказов для государственных нужд.

В Письме Федеральной налоговой службы отмечено, что Закон «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» при подготовке и проведении конкурсов представлял заказчику широкие возможности для установления условий (критериев) при выборе участника – победителя, предложившего лучшие условия поставки продукции .

21 июля 2005 года подписан Федеральный закон № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который действует до сих пор. Сегодня законодательство в области размещения государственных заказов совершенствуется и меняется значительными темпами, поскольку развитие мировых информационных технологий позволило государственным заказчикам и участникам размещения заказов выйти на новый уровень проведения торгов в электронной форме, что неизбежно приводит и к изменениям в действующем законодательстве и к необходимости принятия новых нормативных актов , регулирующих данную область отношений.

Однако многие, как чиновники федерального уровня, так и их коллеги из органов местного самоуправления , критикуют действующий Закон о размещении заказов за его несовершенство и как следствие - за низкую эффективность государственных закупок. Нет реальной экономии, конечный результат закупки не всегда соответствует реальной потребности заказчика, не проработаны вопросы закупки инновационной продукции и научных исследований, высокий уровень коррупции в сфере государственного заказа, отсутствие плановой и прогнозной составляющей и т. д.
В начале 2011 года президент Дмитрий Медведев поручил разработать новые положения Закона о размещении заказов с учетом требования инновационного развития. Результатом работы двух независимых рабочих групп - Минэкономразвития России и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) - стали две альтернативные концепции будущего государственного заказа в России. Так, Министерство экономического развития Российской Федерации вышло с проектом закона о федеральной контрактной системе, который предусматривает фактическую отмену ныне существующего закона о размещении заказов. ФАС в свою очередь предлагает внести необходимые изменения и дополнения в действующий закон о размещении заказов, рассматривая его как неотъемлемую часть планируемой федеральной контрактной системы.

Отмечу, что Россия обладает богатейшим опытом в области управления правоотношениями, связанными с государственными закупками. Весь этот ценный опыт должен быть рационально использован на благо современного общества в Российской Федерации.

«Историко-правовые аспекты развития института торгов в России» журнал «Юриспруденция» № 1, 2003г.

Е. Гончаров, журнал «Конкурсные торги» 1998г № 8.

«История возникновения и развития государственного заказа в России» журнал «История государства и права», № 20.2010г.

Г. Веденеев, Г. Кобзев, Е. Гончаров «Откуда есть пошли торги». Журнал «Московские торги» №1 2001 г.

Е. Гончаров, журнал «Конкурсные торги» 1998г № 8.

  • Я купил недвижимость за 1 рубль, а потом проснулся…
  • Как определяется победитель торгов на третьем этапе аукционов по банкротству
  • 8 шагов для победы в электронных торгах по банкротству
  • Где искать информацию о предстоящих торгах и аукционах по банкротству
  • Сервисы поиска лотов аукционов по банкротству
  • Примеры покупки и перепродажи имущества банкротов - жилая недвижимость
  • Как выгодно продать нежилое помещение в маленьком городе
  • 2 стратегии инвестирования в имущество банкротов
  • С чего начать обучение торгам по банкротству
  • Пассивная стратегия инвестирования в имущество банкротов
  • Схема работы с посредниками на аукционах по банкротству
  • У торгов по банкротству есть подводные камни и опасность нарваться на мошенников
  • Законы о несостоятельности и банкротстве
  • Новый закон о банкротстве на территории республики Крым и Севастополя

Торги и аукционы по банкротству – сегодня одна из самых популярных тем, связанных с вложением денег. И она интересует всех. Плюс ко всему закон о банкротстве физических лиц с 1 октября 2015 года вступил в силу, и теперь не только имущество организаций, но и обычных людей, которые не могут платить по своим долгам, будет продаваться по этой схеме.

В этом разделе разберем, насколько реальны рекламные обещания курсов о том, что после обучения вы сможете скупать имущество банкротов на аукционах за копейки .

Я купил недвижимость за 1 рубль, а потом проснулся…

Для начала сразу хочу сказать, что приобрести, например, двушку в Москве за 100 000 рублей или внедорожник Land Cruiser за 3000 рублей вряд ли получится. Нужно быть реалистами и понимать, что помимо вас, на торгах еще есть другие люди со своими интересами: арбитражные управляющие, а также профессиональные компании, для которых получение самых выгодных лотов – ежедневная работа.

Кроме того, ликвидные объекты чаще всего уходят с торгов еще до публичного предложения (см. ниже). Но давайте все же разберемся в том, как покупать имущество с торгов по банкротству по шагам.

Торги на аукционах по банкротству проводятся в 3 этапа:

  1. Первый этап –торги на повышение. Имущество банкрота выставляется по рыночной цене. Дальше идут торги на повышение цены .
  2. Второй этап – цена снижается на 10-30%, и организуется второй раунд торгов на повышение. Если победитель не был определен, далее идет публичное предложение.
  3. Публичное предложение – наиболее интересный этап торгов для инвестора. Если в течение первых двух этапов покупатель так и не был найден, имущество выставляется на торги с шагом на понижение стоимости. Порядок снижения цены определяется арбитражным управляющим для каждого аукциона и указан в описании публичного предложения.

Как определяется победитель торгов на третьем этапе аукционов по банкротству

Ранее на этом этапе решала не цена (она была фиксирована), а именно скорость подачи заявки. Поэтому использовались автоматические системы, которые выполняли необходимые действия за участника сразу же, как только открывался очередной этап снижения стоимости на публичном предложении. Участнику необходимо было только решить, какая цена его устроит, и настроить робота на работу.

В качестве примера систем, которые использовались для подачи заявки на участие в торгах по банкротству, можно привести Аукционного робота для ЭТП - AuSe. Но мы ее не тестировали, ниже опишем методику, которую использовали.

Однако с 22 июня 2015 года были внесены поправки в федеральный закон от N 127-ФЗ (ред. от 29.12.2014 N432 п. 4 ст. 139 Закона о банкротстве) в части критериев определения победителя торгов посредством публичного предложения . И в итоге сообщение такого плана можно было встретить площадках аукционов по банкротству:

Как видите, теперь организаторы могут выбирать самостоятельно критерии определения победителя торгов (по старому – кто первый подал заявку или по новому методу – кто больше предложил цену ). Поэтому настоятельно рекомендую сначала уточнять, каким образом будет выбран победитель торгов , чтобы потом не было неприятных сюрпризов. А также внимательнее ознакомьтесь с данными изменениями, чтобы знать все тонкости.

8 шагов для победы в электронных торгах по банкротству

Но что же все-таки нужно сделать? Все расписано по этапам:

  1. Оформить электронную подпись для участия в торгах – около 5000-6000 рублей в зависимости от количества площадок и фирмы-изготовителя.
  2. Найти объект недвижимости или другое имущество, которое хотите приобрести.
  3. Пройти аккредитацию на электронной площадке, на которой выставлена на торги эта собственность. Процедура достаточно проста – вы заполняете заявление, передаете копии своих документов и подписываете их электронной подписью, полученной на первом шаге.
  4. После аккредитации необходимо детально изучить документы на объект, которые прикреплены к лоту.
  5. Дальше нужно связаться с арбитражным управляющим и выехать на просмотр объекта (крайне желательно, если стоимость имущества большая).
  6. Потом надо перечислить на счет организатора торгов задаток (10-20% от стоимости имущества).
  7. При открытии очередного этапа торгов подать заявку, если выигрываете – перевести оставшуюся стоимость покупки.
  8. На финальной стадии оформить документы купли-продажи.

Где искать информацию о предстоящих торгах и аукционах по банкротству

Найти интересующую информацию легче, чем может показаться. Итак, условно поиск объектов (лотов) можно разбить на три группы:

  1. Официальные источники, в которых публикуется информация обо всех торгах.
  2. Конкретные площадки, на которых организуются торги по банкротству (см. ниже).
  3. Сервисы-агрегаторы, которые собирают информацию из первых двух и выдают ее в более удобном и систематизированном виде.

Давайте разберемся подробнее с каждым из этих пунктов. На самом деле тут все довольно просто.

Официальные источники информации о торгах по банкротству:

  • «КоммерсантЪ» (очень неудобный поиск). Есть все данные о банкротстве, по закону именно там обязаны публиковать;
  • Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (Федресурс).

Если вы боитесь что-то пропустить, можно проверять данные и там, и там. Но вообще смысла в этом нет.

TOP-10 самых крупных площадок, на которых проходят торги с аукционов по банкротству:

  • Российский аукционный дом (lot-online);
  • Центр реализации;
  • Сбербанк АСТ ;
  • Межрегиональная электронная торговая система;
  • «Фабрикант»;
  • utender.ru;
  • B2B-центр;
  • электронная площадка «Аукционы Сибири»;
  • Аукционный тендерный центр;
  • RUSSIA Online.

Вы сами видите, как распределяется поток имущества. Исходя из этого, можете выбирать, каким площадкам больше всего уделять внимания.

Сервисы поиска лотов аукционов по банкротству

Список сервисов-агрегаторов для подбора лотов:

  • bankrot-pro.com;
  • bankrot.pro.

Реальный случай из моей практики : интересная квартира в Подмосковье, квартиры в этом же доме стоят 5 000 000 рублей, а на публичных торгах выставлена квартира за 1 000 000. Глаза загорелись, и я начал звонить.

В условиях было прописано, просмотр объекта и документов(!) осуществляется в среду с 10:00 до 11:00. На запросы по электронной почте приходили готовые отписки, что, мол, приезжайте и смотрите, порядок ознакомления описан в публичном предложении.

Когда я дозвонился до управляющего, мне сказали примерно так: вы знаете, до вас уже 40 человек подали заявку, можете не тратить свое время.

Далее я поискал в истории торгов в «Коммерсанте» по номеру объекта информацию о том, как проходили торги ранее. Оказалось, что это уже не первое публичное предложение по данному объекту, и за последний год минимум 3 победителя торгов отказались от его приобретения. Стало очевидно, что там есть подводные камни.

Примеры покупки и перепродажи имущества банкротов - жилая недвижимость

Олег Селифанов опытный инвестор, который занимается поиском, покупкой и перепродажей имущества банкротов.

Как выгодно продать нежилое помещение в маленьком городе

Фрагмент видео со всероссийской конференции инвесторов «Инвестирование в недвижимость - 2016»

2 стратегии инвестирования в имущество банкротов

Самое главное: вы должны понимать, что если будете всем заниматься лично, то это больше работа, чем инвестирование в недвижимость . То есть сам по себе процесс мало похож на получение пассивного дохода.

Для того, чтобы иметь возможность рассчитывать на неплохую прибыль, конечно, стоит пройти курс по работе с аукционами и на практике провести несколько сделок. Сейчас рынок имущества банкротов растет, но вместе с ним увеличивается и количество его участников.

С чего начать обучение торгам по банкротству

Мы регулярно организуем онлайн-семинары с различными проверенными специалистами по обучению торгам. Прежде всего изучите этот бесплатный курс от нашего эксперта . В отличие от многих тренеров-теоретиков он сам постоянно выигрывает очень интересные лоты за счет своей авторской методики поиска недооцененных активов в недвижимости.

Пассивная стратегия инвестирования в имущество банкротов

Возможно, для вас более интересной будет именно пассивная стратегия инвестирования в аукционы по банкротству. Если у вас, также как и у меня, от чтения юридической макулатуры слипаются глаза и тянет в сон, рекомендую рассмотреть работу через посредников. Они берут комиссию за то, что участвуют в торгах по банкротству за других.

Да, вы получаете меньше. Но зато экономите кучу времени и можете сосредоточится на том, чтобы привлечь дополнительные инвестиции для приобретения имущества банкротов .

Схема работы с посредниками на аукционах по банкротству

Существует много профессиональных (и не очень профессиональных) команд , которые не только обучают, как купить недвижимость на аукционе по банкротству, но и могут приобрести объект за вас. В этом случае вы выплачиваете комиссию около 20%.

Мы бы рекомендовали продумать схему работы, в которой посреднику будет выгодно выкупить объект дешевле. К примеру, платить фикс плюс % от разницы в оптимальной цене лота и достигнутой. Правда, тут стоит помнить, что в торгах на понижение цены не всегда будет выигрывать тот, кто первым сделал ставку на очередном этапе.

Информация обновлена!

Поскольку мы практически ежедневно получаем просьбы кого-то порекомендовать, мы договорились с компанией, которая давно на рынке аукционов. Она не только обучает, но еще и активно участвует в торгах с профессиональной командой юристов и других специалистов, знает все уловки и хитрости арбитражных управляющих.

Если Вы рассматриваете инвестиции в аукционы по банкротству под ключ и готовы инвестировать от 1 млн. рублей, напишите нам на vip@сайт по пунктам:

  1. Что бы вы хотели купить (коммерческую недвижимость, жилую или другие активы).
  2. Регион(ы), в которых рассматриваете покупку. Можно несколько.
  3. Сумму, которой располагаете для инвестирования в аукционы по банкротству на данный момент.
  4. Свои контактные данные, куда вам позвонить. Другие способы связи тоже пригодятся.
  5. Если есть понимание, какая доходность от сделки для вас является минимальной, тоже укажите (срок сделки от 2-3 месяцев и больше в зависимости от вида имущества).

Если вы не хотите переписываться, а желаете поговорить с живым человеком, звоните в офис . Вашу информацию запишут и вместе с пожеланиями передадут тому, кто работает по этому направлению.

У торгов по банкротству есть подводные камни и опасность нарваться на мошенников

Леонид Васильев занимается составлением базы ликвидных объектов с аукционов по банкротству и знает, какие могут скрываться подводные камни при поиске недвижимости. Он также умеет определять мошеннические схемы и бороться с ними. Узнать больше об опыте этого специалиста вы можете в рамках нашего курса.

Законы о несостоятельности и банкротстве

Напоследок рекомендуем изучить законодательство, которое регламентирует аукционы по банкротству. Напомним, что с 1 октября 2015 года .А для юридических лиц процедура продажи имущества с аукционов по банкротству регламентируется законом «О несостоятельности (банкротстве)» в РФ N 127-ФЗ от 26.10.2002 . Его стоит изучить в первую очередь.

В случае банкротства юридического лица по решению суда его имущество (недвижимость, спец.техника, материалы и оборудование, а также дебиторская задолженность) передается арбитражному управляющему. И тот организует торги по банкротству.

Новый закон о банкротстве на территории республики Крым и Севастополя

Есть также отдельный федеральный закон от 29.06.2015 N 154-ФЗ «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Cевастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Текст закона можно почитать тут . . Следите также за всеми поправками, это очень важно.

  • Какое имущество можно покупать с торгов на публичном предложении
  • Порядок проведения публичного предложения
  • Как находить и покупать золотые объекты по методу Шерлока Холмса
  • Где можно приобрести лоты с публички

Итак, давайте разберемся, как покупать имущество с торгов на публичке шаг за шагом..

Конечно, для людей, имеющих экономическое или юридическое образование данный вопрос будет не особенно интересен. Но вот для тех, кто только начинает осваивать тонкости заработка на подобных аукционах материал несомненно пригодится.

Какое имущество можно покупать с торгов на публичном предложении

С помощью публичного предложения обычно продается:

  • имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, выставленное на продажу на классический аукцион, но торги по которому прошли неудачно;
  • конфискованные имущественные ценности лица, задолжавшего деньги кредитной организации, либо компании официально признанной банкротом.

Отметим, что реализация второго варианта может быть осуществлена только при условии, что первые и вторые торги на стандартном аукционе оказались неудачными или были признаны несостоявшимися. Это требование регламентируется в законодательстве РФ.

С точки зрения покупки вещей на таких аукционах, то они очень выгодны , ведь цена здесь движется в обратном направлении. А купить, к примеру хорошую квартиру по расценкам, которые намного ниже рыночных можно запросто.

Для того, чтобы правильно вести дела на таких мероприятиях важно знать порядок их проведения. Структуру необходимо понимать, прежде всего, для того, чтобы не допустить ошибок при ведении торгов.

Порядок проведения публичного предложения

  1. Современные аукционы с публичным предложением проводят через интернет. Это удобно и позволяет сэкономить много времени.
  2. Агентство, занимающееся торгами, в обязательном порядке сообщает о проведении аукциона через СМИ. Публикация выполняется в форме извещения, где указывается наиболее важная информация о предстоящих торгах: форма проведения, описание собственности подлежащей продажи, информацию об лице-организаторе, банкроте, конкурсном управляющем, стартовая цена, сумма задатка, основные этапы аукциона, период проведения торгов.
  3. Наибольшая (стартовая) цена на лот должна быть ниже, чем на предшествующих торгах. Снижение устанавливается в пределе 10-20%.
  4. Задаток переводится организатору аукциона в предварительно установленный срок. На величину задатка может повлиять стартовая цена, а также ценность товара.
  5. Прием заявок на участие в торгах принимаются в определенный период. Обычно он длится до двух недель.
  6. Решается вопрос о количестве этапов и их временном интервале. Например, три периода по четыре дня.
  7. Важнейшим установочным параметром является так называемый шаг понижения цены. На пример по истечению каждого последующего периода цена снижается на 10%.
  8. Каждый период может использоваться участником торгов единожды для установки своей цены.
  9. Победитель аукциона определяется следующим образом. В рамках конкретного этапа побеждает, тот, кто предложит наивысшую цену (согласна последним поправкам в законодательстве).
  10. На усмотрение организаторов, торги могут закончиться еще на первом этапе при условии наличия хотя бы одной заявки. Иногда торги проводятся в полном объеме и победителя называют уже в конце.

Как находить и покупать золотые объекты по методу Шерлока Холмса

Более подробный обзор метода читайте в этой статье: Торги по банкротству по методу Шерлока Холмса - Развод или рабочая модель аукционов?

Где можно приобрести лоты с публички

Если такие аукционы постоянно организуются, то где можно посмотреть лоты и сформировать заявки? Все достаточно просто. Выше уже упоминалось, что торги на публичном предложении проводятся в электронном формате.

Существуют специальные ресурсы, на которых собираются объявления о таких аукционах со всей страны. Называются такие площадки агрегаторами . На них пользователь без труда, используя удобную систему фильтрации найдет лот, который ему понравится.

Кроме этого вы всегда можете найти предложения на сайтах торговых площадок, на которых организуется процедура банкротства. К примеру Сбербанк-АСТ, Фабрикант, Лот-Онлайн.

Кроме того, по закону вся информаци о торгах публикуется на Федресурсе и в субботнем выпуске газеты Коммерсант.

Это основная базовая информация о том, что такое публичное предложение. Что касается тонкостей торговли, то их необходимо изучать на практике. Нужно понимать, что опыт приходит вместе с количеством сделок, поэтому если есть желание найти хорошее предложение и купить недвижимость по выгодной цене, то начните с выбора агрегатора и анализа рынка.

Вряд ли большим преувеличением будет отнесение торгов к наиболее сложным гражданско-правовым институтам. Лаконичность их законодательного регулирования явилась обманчивой простотой - применение на практике этой конструкции неизменно вызывает затруднения даже у самых искушенных правоприменителей. Если же учесть нормы специальных законов, регулирующих отдельные виды торгов, число возникающих вопросов неумолимо возрастает.

Публичные торги (англ. sale by public cant) - продажа имущества посредством вызова желающих принять участие в торгах.

Публичные торги представляют собой один из способов заключения договоров, который тесно связан с основными законами свободного рынка, выражая их наиболее последовательно. Суть публичных торгов состоит в том, чтобы обеспечить по возможности больший набор отозвавшихся на извещение и выбрать среди сделанных предложений лучшее.

Публичные торги были известны еще в Древнем Риме. Ими охватывался уже тогда весьма широкий круг отношений, притом иногда с элементами публичного характера: примером могли служить торги по сдаче в аренду городских земель. Для успешного достижения своей цели торги должны были непременно обладать двумя признаками: публичностью (обращение к публике) и состязательностью, которая и давала возможность объявить победителяСм.: Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный) /под ред. А.П. Сергеева. - М.: Проспект, - 2005 г. - 463 с..

Появившийся значительно позже конкурс родился из обстоятельств, совсем не связанных с торгами. То были обязательства в сфере бытовых отношений: нашедшему чужую вещь и возвратившему ее собственнику должно было быть выплачено обещанное вознаграждение. Много лет спустя конкурс вместе с аукционом были признаны двумя формами торгов, что означало, что родовые признаки торгов - публичность и состязательность - должны были быть присущими в равной мере и конкурсу, и аукциону.

Отсутствие в послевоенный период, свободы рынка существенно ограничивало проведение обеих форм торгов. Сфера применения конкурса оказалась узкой, специфичной. Как правило, речь в подобных случаях шла о конкурсах в сфере науки, литературы, искусства. Все сводилось к тому, что путем конкурса определялись лучшие писатели, поэты, художники, акты. Отражая это, впервые появившиеся в Гражданском кодексе РСФСР 1964 года нормы, выделенные в особую главу "Конкурс", ограничивались указанием на то, что "публичное обещание государственной, кооперативной или общественной организацией специального вознаграждения (премии) за лучшее выполнение определенной работы (объявление конкурса) обязывает эту организацию уплатить обещанное вознаграждение лицу, работа которого признана достойной вознаграждения в соответствии с условиями конкурса" (ст.439 ГК 1964 г).

Действующий ГК РФ в своей второй части содержит главу 57 ("Публичный конкурс"), которая представляет собой третий, не охваченный понятием "торги" вид конкурсов. Публичный конкурс весьма близок к тому, который был предусмотрен главой 28 ГК 1964 года ("Конкурс").

Необходимо отметить несовпадение норм о содержании условий объявления о публичном конкурсе (п.4 ст.1057 ГК РФ) и сведений извещения о торгах в форме конкурса (п.2 ст.448 ГК РФ).

Одни сведения, подлежащие указанию в объявлении о публичном конкурсе и в извещении о торгах в форме конкурса, являются идентичными понятиями, однако выражены терминологически по-разному: "существо задания" - "предмет торгов", "порядок представления работ" - "оформление участия в торгах", "критерии и порядок оценки" - "определение лица, выигравшего торги". Между ними коллизии не возникает.

Другие сведения - о времени и месте конкурса - предусмотрены для извещения о торгах в форме конкурса, но не предусмотрены для объявления о публичном конкурсе. При публичном конкурсе эти сведения могут не указываться, поскольку в этом нет той необходимости, какая имеется при проведении торгов. В торгах включение названных сведений обусловлено заключением в день проведения торгов соответствующего договора (протокола о результатах торгов) (ч.1 п.5 ст.448 ГК РФ) См.: Новоселова Л.А. Заключение договора на торгах. Проблемы юридической квалификации. // Арбитражная практика. - 2005 г. - №6 - с.14.. Сведения о времени и месте торгов информируют участников торгов о том, где и когда будет заключен соответствующий договор (в этом заключается их значимость и необходимость). В публичном конкурсе, содержащем обязательство заключить договор с победителем конкурса, договор может быть заключен не только в день проведения конкурса, но и в более поздний срок (п.5 ст.1057, ч.2 п.5 ст.448 ГК РФ). В таком случае указание в объявлении о публичном конкурсе сведений о времени и месте конкурса лишено того смысла, который оно имеет в торгах.

Существенные различия между нормами о торгах в форме конкурса и о публичном конкурсе имеются в вопросе условий и правовых последствий отмены конкурса. В торгах возможен только отказ от конкурса, который должен быть сделан не позднее чем за 30 дней до его проведения (ч.1 п.3 ст.448 ГК РФ). При закрытом конкурсе в любом случае, а при открытом конкурсе в случае нарушения установленного для отказа от конкурса срока организатор конкурса обязан возместить участникам реальный ущерб (ч.2, 3 п.3 ст.448 ГК РФ).

Между тем в публичном конкурсе допускается как изменение, так и отказ от конкурса, которые должны быть сделаны в течение первой половины установленного для представления работ срока (п.1 ст.1058 ГК РФ). Изменение или отмена публичного конкурса совершается тем же способом, каким он был объявлен (п.2 ст.1058 ГК РФ). При изменении или отмене публичного конкурса лицо, объявившее публичный конкурс - организатор конкурса, обязано возместить расходы, понесенные любым лицом, которое выполнило предусмотренную в объявлении работу, а в случае нарушения способа или срока изменения или отмены - выплатить награду лицам, выполнившим работу (ч.1 п.3, п.4 ст.1058 ГК РФ).

Данная коллизия разрешается исходя из установленного Гражданским кодексом приоритета норм о торгах в форме конкурса над нормами о публичном конкурсе. Это проявляется в том, что публичный конкурс, содержащий обязательство заключить договор, может быть изменен или отменен не позднее чем за 30 дней до его проведения; изменение условий или отмена конкурса могут быть произведены любым способом; единственным последствием изменения или отмены открытого конкурса с нарушением установленного срока (при закрытом конкурсе независимо от нарушения срока) для организатора конкурса является только возмещение реального ущерба участникам конкурса.

В юридической практике бытует мнение о том, что внесение задатка в торгах обеспечивает только интересы организатора конкурса и никак не влияет на правовые последствия проведения конкурса. Задаток обеспечивает исполнение обязательства подписать протокол о результатах торгов (ч.1 п.5 ст.448 ГК РФ) как участниками, так и организатором конкурса См.: Новоселова Л.А. Публичные торги и исполнительное производство. // Закон. - 2005 г. - №1 - с. 95..

Иногда в нормативных актах, регулирующих проведение какого-либо конкурса, задаток заменяется другим способом обеспечения обязательства, например, неустойкой, которую должен уплатить победитель конкурса в случае отказа от подписания протокола о результатах торгов.

Если объявление публичного конкурса содержало обязательство заключить с победителем конкурса договор, то последний подлежит обязательному заключению сторонами. В случае же уклонения одной из них от заключения договора в соответствии с приоритетом норм торгов в форме конкурса над нормами публичного конкурса другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Закрытое акционерное общество "Монаб" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к правительству Москвы, Комитету города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов и обществу с ограниченной ответственностью "СТ Девелопмент" о признании недействительными решения конкурсной комиссии по выбору девелопера-инвестора по реализации инвестиционного проекта строительства нового многофункционального комплекса зданий на месте зданий гостиницы "Россия", оформленного протоколом заседаний от 19.11.2004 и от 29.11.2004, а также распоряжения правительства Москвы от 08.12.2004 N 2453-РП "Об итогах конкурса по выбору девелопера-инвестора по реализации инвестиционного проекта строительства нового многофункционального комплекса зданий на месте зданий гостиницы "Россия".

Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.04.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 17.10.2005 оставил решение и постановление без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов закрытое акционерное общество "Монаб" просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, и принять, не передавая дела на новое рассмотрение, новый судебный акт о признании недействительными решения конкурсной комиссии, оформленного протоколом заседаний от 19.11.2004 и от 29.11.2004, и распоряжения правительства Москвы от 08.12.2004 N 2453-РП.

В отзывах на заявление правительство Москвы и Комитет города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей сторон, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Иск заявлен о признании недействительными решения конкурсной комиссии и распоряжения правительства Москвы, поскольку они не соответствуют условиям конкурсной документации.

Суд отказал в иске, ошибочно полагая, что проведение конкурса и определение победителя соответствуют законодательству Российской Федерации.

Между тем в соответствии со статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации организатором торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Специализированная организация действует на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права и выступает от их имени или от своего имени.

Как установлено судами, конкурс проводился в отношении объекта, имеющего нескольких собственников. Без согласия всех собственников такого объекта проведение торгов, затрагивающих их имущественные интересы, незаконно.

Условиями конкурса необоснованно возложена обязанность урегулирования имущественных отношений со всеми заинтересованными лицами на победителя конкурса, тогда как последний в каких-либо правоотношениях с этими лицами не состоит.

Условиями инвестиционного проекта и документами конкурса предусматривается возникновение права собственности на вновь созданный объект у города Москвы и инвестора в пропорции 49: 51. При этом не учитываются права других собственников и титульных владельцев реконструируемого объекта, что на этапе реализации инвестиционного проекта может повлечь нарушение их прав и законных интересов.

Кроме того, на момент проведения торгов не были урегулированы в установленном законом порядке вопросы предоставления земельного участка для строительства нового многофункционального комплекса зданий.

На основании проведенного конкурса здание гостиницы "Россия" подлежит сносу. Следовательно, земельный участок, на котором была расположена гостиница, переходит в категорию незастроенных участков.

Условия передачи незастроенных (свободных) земельных участков для строительства регламентируются статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно этой статье участки предоставляются в собственность (пункт 2) или в аренду (подпункт 3 пункта 4) на основании результатов торгов (конкурсов, аукционов). Причем, по общему правилу, проводятся торги по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

В нарушение данных норм земельного законодательства торги по продаже земельного участка под строительство нового многофункционального комплекса зданий в собственность или по продаже права на заключение договора аренды земельного участка конкурсной документацией не предусмотрены.

Допущенные нарушения закона создают условия для приобретения девелопером-инвестором застроенного на условиях конкурса земельного участка в собственность или в аренду по правилам пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в обход установленного законом порядка предоставления земельных участков для строительства.

Поскольку нарушение императивных норм законодательства является самостоятельным основанием для признания конкурса недействительным, суды должны были учесть факт нарушения этих норм независимо от того, заявлял об этом истец или нет.

Кроме того, условия конкурса не содержат определенных критериев, на основании которых был бы возможен выбор лучших предложений его участников.

При таких обстоятельствах не исключен произвольный выбор победителя конкурса, в связи с чем позиция судов трех инстанций, согласно которой арбитражный суд не может рассматривать вопрос о том, правильно ли определен победитель конкурса, не соответствует закону и нарушает единообразие судебной практики.

Таким образом, оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 29.04.2005 по делу N А40-8725/05-79-70, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2005 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17.10.2005 по тому же делу отменить.

Решение конкурсной комиссии по выбору девелопера-инвестора по реализации инвестиционного проекта строительства нового многофункционального комплекса зданий на месте зданий гостиницы "Россия", оформленное протоколом заседаний от 19.11.2004 и от 29.11.2004, а также распоряжение правительства Москвы от 08.12.2004 N 2453-РП "Об итогах конкурса по выбору девелопера-инвестора по реализации инвестиционного проекта строительства нового многофункционального комплекса зданий на месте зданий гостиницы "Россия" признать недействительными См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 16916/05..

1. Публичные торги по продаже заложенного имущества организуются и проводятся

органами, на которые, в соответствии с процессуальным законодательством Российской

Федерации, возлагается исполнение судебных решений, если иное не установлено

федеральным законом.

Публичные торги по продаже заложенного имущества проводятся по месту

нахождения этого имущества.

3. Организатор публичных торгов извещает о предстоящих публичных торгах

не позднее чем за месяц до их проведения в периодическом издании, являющемся

официальным информационным органом органа исполнительной власти соответствующего

субъекта Российской Федерации, с указанием даты, времени и места проведения

публичных торгов, характера продаваемого имущества и его начальной продажной

4. Лица, желающие принять участие в публичных торгах, вносят задаток

в размере, сроки и порядке, которые должны быть указаны в извещении о публичных

торгах. Размер задатка не может превышать 5 процентов начальной продажной

цены заложенного имущества.

Лицам, которые участвовали в публичных торгах, но не выиграли их, задаток

возвращается немедленно по окончании публичных торгов. Задаток также подлежит

возврату, если публичные торги не состоялись.

5. Присутствие на публичных торгах по продаже заложенного имущества не

участвующих в них лиц может быть ограничено только органами местного самоуправления

в интересах поддержания общественного порядка. На публичных торгах во всяком

случае имеют право присутствовать лица, имеющие права пользования продаваемым

имуществом или вещные права на это имущество.

6. Выигравшим публичные торги признается лицо, предложившее на публичных

торгах наиболее высокую цену за продаваемое имущество. Это лицо и организатор

публичных торгов подписывают в день их проведения протокол о результатах публичных

торгов. Уклонение кого-либо из них от подписания протокола влечет последствия,

предусмотренные пунктом 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.

7. Лицо, выигравшее публичные торги, должно в течение пяти дней после

их окончания внести сумму, за которую им куплено заложенное имущество (покупную

цену), за вычетом ранее внесенного задатка на счет, указанный организатором

публичных торгов. При невнесении этой суммы задаток не возвращается.

8. В течение пяти дней с момента внесения покупной цены лицом, выигравшим

публичные торги, организатор публичных торгов заключает с ним договор купли-продажи.

Этот договор и протокол о результатах публичных торгов являются основанием

для внесения необходимых записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое

имущество.

Комментарий к статье 57

1. В п.1 комментируемой статьи содержится указание на органы, которые,

занимаясь исполнением судебных решений, организуют и проводят торги по продаже

заложенного имущества. В соответствии с п.4 ст.3 Закона об исполнительном

производстве непосредственное осуществление функций по исполнению судебных

актов и актов других органов возлагается на судебных приставов-исполнителей,

объединенных в районные, межрайонные или соответствующие им, согласно административно-территориальному

делению субъектов Российской Федерации, подразделения судебных приставов,

возглавляемые старшими судебными приставами.

Обязанности и права судебных приставов - исполнителей изложены в ст.12

Закона о судебных приставах.

Процедура подготовки торгов, сроки и порядок

их проведения под руководством судебного пристава - исполнителя приведены

в ст.62 и 63 Закона об исполнительном производстве.

2. В п.2 содержится предписание о проведении публичных торгов по месту

нахождения заложенного имущества. При определении места совершения исполнительных

действий руководствуются требованиями ст.11 Закона об исполнительном производстве.

Если должником является физическое лицо, то исполнительные действия совершаются

судебным приставом - исполнителем по месту его жительства, месту его работы

или месту нахождения его имущества. Если должником является юридическое лицо,

то исполнительные действия совершаются по месту его нахождения или месту нахождения

его имущества.

3. Процедура проведения публичных торгов предусматривает несколько этапов.

Первый - оповещение о проведении торгов, поскольку гласность имеет существенное

значение при организации и проведении этой процедуры. Извещение о предстоящих

публичных торгах является обязательным условием, оно должно быть помещено

в официальном печатном органе с указанием в нем сведений, предусмотренных

п.3 ст.57 Закона. Данная норма корреспондирует с положениями п.2 ст.448 ГК

4. В комментируемой статье (п.4) установлен порядок внесения задатка,

который вытекает из содержания нормы п.4 ст.448 ГК РФ. В Кодексе также содержится

предписание о том, что участники торгов вносят задаток в размере, сроки и

порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов.

5. Введение ограничений на присутствие на публичных торгах по продаже

заложенного имущества соответствующих лиц (п.5 ст.57 Закона) преследует цель

обеспечения порядка во время их проведения. В соответствии со ст.401 ГПК РСФСР

в торгах не имеют права участвовать государственные предприятия, учреждения,

организации, кооперативные организации (кроме колхозов), их объединения, другие

общественные организации, а также должностные лица местных органов государственной

власти и управления, суда, прокуратуры, органов внутренних дел и члены их

6. С точки зрения материального права очень важно, чтобы по результатам

проведения торгов была выручена максимальная сумма за заложенное имущество.

Это условие поставлено Законом (п.6 ст.57) и ч.2 п.3 ст.350 ГК РФ в качестве

главного условия при определении лица, которое считается выигравшим публичные

торги. Часть 2 п.6 данной статьи частично воспроизводит п.5 ст.448 ГК РФ,

поскольку имеется прямое указание на его нормы. Следует обратить внимание,

что в ст.402 ГПК РСФСР содержатся несколько иные правила построения взаимоотношений

с покупателем строения.

7. В п.7 настоящей статьи включена норма, повторяющая положения ч.3 ст.402

ГПК РСФСР.

8. По смыслу п.8 комментируемой статьи следует, что организатор торгов

выступает от своего имени при заключении с лицом, выигравшим публичные торги,

договора купли-продажи заложенного имущества. Это право организатор торгов

получает от "собственника вещи или имущественного права", т.е. залогодателя,

в соответствии с общим правилом п.2 ст.447 ГК РФ.