Уведомление о намерении подать на банкротство. Публикация о намерении подать заявление о банкротстве

Процедура банкротства состоит из нескольких этапов, одним из которых является уведомление кредитора, работников или уполномоченный орган при добровольном признании несостоятельности. Разберемся, как и когда составляется уведомление о начале процедуры банкротства.

Понятие

Под банкротством понимают признанную арбитражными судами неспособность должников в полной мере удовлетворять требования кредитора по денежному обязательству, или не может производить обязательные платежи по причине отсутствия денег.

Законодательство

Регулирует все вопросы о несостоятельности:

  • Закон, который утвержден .
  • АПК России от 14.06.2002.

Видео: личный опыт

Признаки

Перечислим основные признаки банкротства.

  1. Есть денежное обязательство должников перед кредитором.
  2. Лицо не имеет возможности удовлетворять предъявляемые требования по денежному обязательству на протяжении 3 месяцев .
  3. Гражданин имеет задолженность в размере 10 000 , юридическое лицо – 100 000 рублей .
  4. Несостоятельность определена судьей.

Банкротство физлиц характеризуется наличием и такого признака – сумма обязательства превысила стоимость имущественных объектов.

Порядок проведения процедуры

Все дела о несостоятельности будут рассматриваться в арбитражном суде по месту проживания/регистрации должника.

Если осуществляется процедура признания банкротом компании, будут такие этапы:

  • наблюдение;
  • оздоровление в финансовом плане;
  • внешний вид управления;
  • конкурсное производство;
  • соглашение мирового характера.

Задача такого процесса:

  • выплатить задолженность кредитору, банку;
  • восстановить условия, что нужны для ведения деятельности.

Процедура осуществляется такими управляющими:

  • временным;
  • административным;
  • конкурсным.

Наблюдение – подготовительный обязательный этап, который нужен для сохранения имущественных объектов должников.

В это время:

  • проводится анализ финансового положения;
  • составляются реестры требований кредиторов;
  • проводится соответствующее собрание.

Необходимо наблюдение для того, чтобы лицо:

  • смогло собрать документы;
  • оповестить всех участников процесса;
  • подготовить решение на базе финансового вида оздоровления.

Начинается признание банкротом со вспомогательной процедуры наблюдения.

Дело о несостоятельности не должно длиться дольше 7 месяцев .

Начинается проведение процедуры после того, как заявление подаст:

  • конкурсный кредитор;
  • уполномоченные структуры после рассмотрения дела судами;
  • должник;
  • руководитель компании.

Окончанием процедуры будет момент:

  • когда должник признается несостоятельным и открывается конкурсное производство;
  • когда введено финансовое оздоровление;
  • когда введено внешнее управление;
  • когда утверждено мировое соглашение.

Отличия для различных субъектов: физ лицо, ИП или юр лицо

Отличие банкротства индивидуального предпринимателя от такой же процедуры, что применяется в отношении фирм со статусом юрлиц – к первому применимы правила, что касаются и граждан, и юридических лиц.

Несостоятельность ИП характеризуется:

  • наличием 2 процессов – достижением мировых соглашений или исполнение конкурсного производства. Внешнее управление и оздоровление по финансовой части не применяются.
  • ИП должен ответить по своим задолженностям имущественными объектами (в том числе личными), чего не может сделать компания. Поэтому есть вероятность наложения ареста на имущество должников.
  • Предприниматель может на протяжении 2 месяцев рассчитываться по долговым обязательствам или заключать мировые соглашения с кредитором, при этом дело не будет доведено до конкурсного производства и продажи объектов.
  • ИП, в отличие от юрлиц, должен сначала погасить задолженность, что связана с вредом жизни и по алиментному обязательству, а затем по оплате труда и иным платежам сотрудникам. Только после этого погашаются другие долги. Те требования кредиторов, что не удовлетворены, будут взысканы через суд.

Для проведения процедуры банкротства у физлица должно быть не менее 500 тыс. долга, и выплата не производилась на протяжении 3 месяцев. Для компании этот лимит установлен в размере 300 тыс.

Для физлиц установлено разные механизмы взимания средств, к которым стоит отнести и оспаривание сделок, что совершались за последние три года с момента проведения банкротства.

Оспаривать могут:

  • финансовые управляющие;
  • конкурсные кредиторы;
  • или уполномоченные органы.

При признании несостоятельности юрлица права на оспаривание имеет конкурсный управляющий, но на первом этапе прохождения процедуры это невозможно.

Уведомление

Рассмотрим, кого и как стоит уведомлять о банкротстве.

Кредиторов

В говорится о необходимости уведомления кредиторов о собрании.

Уведомление – сообщение о проведении собрания, которое направлено конкурсным кредиторам, уполномоченным структурам или другим лицам, которые могут участвовать.

Направляется через почтовое отделение за 2 недели до собрания. Если передача сообщения осуществляется другими способами, допустима его передача не позже чем за 5 дней до собрания.

При наличии многих кредиторов (больше 500 ), допускается уведомление в виде опубликованных сообщений о собрании в соответствии с правилами рассматриваемого закона.

При невозможности выявления сведений, что нужны для личных уведомлений конкурсных кредиторов по месту их жительства на постоянной или временной основе, или по месту пребывания, также допускается публикация сообщения.

Уведомление должно отражать такую информацию:

  • название фирмы, что является должником, ее месторасположение;
  • где и когда состоится собрание кредиторов;
  • повестку собрания кредиторов;
  • правила рассмотрения материалов, что подлежат рассмотрению на собрании;
  • правила регистрации всех участников.

Такого рода сообщения должны включаться арбитражными управляющими в Единый реестр федерального уровня. Отражаются данные о несостоятельности за 2 недели до собрания.

Должника

Кроме досудебных санаций внесудебными процедурами считают объявление должников о своей несостоятельности в добровольном порядке.

Согласно юрлица, что являются коммерческими организациями, и лица, что действуют в форме потребительских кооперативов, благотворительных фондов, могут с кредиторами принимать решение об объявлении о своей несостоятельности. А значит, любой субъект конкурсного права может быть добровольным банкротом.

Но это касается не всех субъектов гражданского права. Под добровольным банкротством понимают ликвидацию, что осуществляется должниками, у которых нет возможности в полной мере удовлетворять кредиторские требования.

Согласно должники могут подавать заявление в том случае, если будет предвидено несостоятельность в погашении задолженностей перед кредиторами и по обязательным платежам.

Этапы проведения процедуры признания банкротства:

  1. Принимается решение о закрытии.
  2. Уведомляются кредиторы о том, что будет проведено процедуру на добровольных началах.

    Если этого не сделать, должностное лицо может понести ответственность. Рассматривается, почему добровольное банкротство является целесообразным. Сроки для уведомления не установлены. Если ответ не поступает, это не должно считаться согласием на ликвидацию.

  3. Далее стоит получить согласие кредитора.
  4. Руководством делается объявление о проведении добровольного банкротства, если есть соответствующие признаки, предусмотренные положениями законодательства. Опубликовать сообщение стоит за свой счет в «Вестнике ВАС РФ» и в «Вестнике ФСФО РФ». Кредиторам, обычно, дается 2 месяца для того, чтобы заявить свои требования.
  5. Ликвидация.
  6. Окончание процедуры.

Образец уведомления работников об увольнении при несостоятельности

При банкротстве компании должны соблюдаться трудовые права сотрудников.

Но есть ситуации, когда лицо может увольняться без его согласия, например, при несостоятельности коммерческого предприятия, и соответственно, при невозможности исполнить свои обязательства по долговым требованиям.

При ликвидации компании в связи с банкротством, работодатели должны соблюдать юридическую процедуру по увольнению своего персонала.

Для этого стоит каждого работника в течение месяца после введения конкурсного производства уведомить о расторжении трудовых договоров (). Все дела на предприятии будут вестись конкурсным специалистом, в обязательства которого войдет и решение вопроса об увольнении сотрудников.

Если какой-то момент процесса будет упущен или не исполняется надлежащим образом, работники могут подавать в суд иск с вопросом об оспаривании своего увольнения.

Период, на протяжении которого за работником должно сохраняться рабочее место, указан в В таком документе говорится, что обанкротившееся предприятие, которое ликвидируется, должно уведомить персонал об увольнении за 2 месяца до реализации такого решения.

Распоряжение должно быть письменным, и с ним должен ознакомиться каждый работник компании и поставить свою подпись.
Приведем пример такого уведомления.

Судебная практика

В законодательстве нет установленных требований к уведомлению о том, что фирма признается банкротом.

Но выбирая метод оповещения, остановите выбор на отправке заказным письмом, где будет опись всех вложенных документов.

В говорится, что внешние управляющие на протяжении 3 месяцев могут отказываться от исполнения договора и иной сделки. Но это касается только сделок, что не исполнены должником в полной или частичной мере, если они не позволяют восстанавливаться платежеспособности должников.

В судебной практике нет однозначных ответов, какую сделку стоит считать не исполненной частично – ту, что не исполняется обеими сторонами или одной.

Чаще придерживаются первого варианта. А значит, суд запретит управляющему отказываться от исполнения договоров.

Если сделку исполнено частично, управляющим дается отказ от исполнения тех обязательств, что еще не были исполнены.

Все прописанные в законодательстве сведения должны отражаться в уведомлениях. Если каких-то данных не будет, это будет считаться нарушением подготовки сообщения, например, о проведении кредиторских собраний.

Уведомление о намерении обратиться в арбитражный суд

    Публикация уведомления о намерении обратиться в Арбитражный суд с заявлением о банкротстве в Едином федеральном реестре сведений

Сведения о намерении должника обратиться в суд с заявлением о банкротстве для публикации в Едином федеральном реестре

Регулируется п.2.1. ст.7 ФЗ-127 «О несостоятельности (банкротстве)»

Кто вносит?

Сроки внесения

Не менее чем за 15 календарных дней до дня обращения в арбитражный суд

Состав данных

  • сведения о кредиторах (наименование, ИНН, ОГРН, СНИЛС – для физических лиц)

Собственники компании могут быть привлечены к субсидиарной ответственности в случае отсутствия сведений о банкротстве в Едином федеральном реестре о фактах деятельности юридических лиц (пп. 5. п. 2 ст. 61.11 ФЗ № 127 "О несостоятельности (банкротстве)"

Избежать отказа арбитражного суда в принятии заявления о признании должника банкротом

Избежать руководителем должника субсидиарной ответственности

Избежать административной ответственности

Что должник обязан публиковать в ЕФРСФДЮЛ (Федресурсе) при банкротстве или появлении признаков банкротства?

  1. В соответствии с пп. «л.1» п.7 ст.7.1 Федерального закона №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», обязательному внесению в Реестр подлежат: «Сведения о возникновении признаков недостаточности имущества в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве)». Сведение вносится в Реестр в течение 3-х рабочих дней с момента наступления соответствующего факта.
  2. В соответствии с п.1 ст.30 Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»: «В случае возникновения признаков банкротства , установленных пунктом 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, или обстоятельств, предусмотренных статьей 8 или 9 настоящего Федерального закона, руководитель должника обязан включить сведения о наличии таких обстоятельств в в течение десяти рабочих дней с даты, когда руководителю стало или должно было стать известно об их возникновении, а также в разумный срок предпринять все зависящие от него разумные необходимые меры, направленные на предупреждение банкротства должника».
  3. В соответствии с абз.2 п.4 ст.37 Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»: «Должник не менее чем за пятнадцать календарных дней до даты подачи заявления должника обязан опубликовать уведомление об обращении в арбитражный суд с заявлением должника путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц ».
  4. В соответствии с пп. «н» п.7 ст.7.1 Федерального закона №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г., обязательному внесению в Реестр подлежат: «Сведения о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения ». Сведение вносится в Реестр в течении 3-х рабочих дней с даты вынесения определения арбитражным судом.
  5. В соответствии со ст. 8.1 Федерального закона №135 «Об оценочной деятельности в РФ»: «Заказчик обязан включать информацию об отчете об оценке объекта оценки в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в порядке в течение десяти рабочих дней с даты принятия отчета об оценке объекта оценки», (обязанность актуальна в случае если банкрот отвечает по обязательствам своим имуществом).
  6. В соответствии с п.2.1 ст.213.4 Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»: «Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, банкротом возникает у такого гражданина при условии предварительного (не менее чем за пятнадцать календарных дней до дня обращения в арбитражный суд) опубликования им уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании его банкротом путем включения этого уведомления в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц .

Субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица

Согласно п.2 ст.61.11 Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002г. , пока не доказано иное, предполагается, что полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица при наличии некоторых обстоятельств, одним из которых является обстоятельство, предусмотренное пп.5 п.2 ст.61.11 , а именно: «На дату возбуждения дела о банкротстве не внесены подлежащие обязательному внесению в соответствии федеральным законом сведения либо внесены недостоверные сведения о юридическом лице:

В Единый государственный реестр юридических лиц на основании представленных таким юридическим лицом документов;

В Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в части сведений, обязанность по внесению которых возложена на юридическое лицо».

Раскрытие информации в форме публикации должником сообщения о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве

Основным законом, регулирующим процедуру банкротства должника, является Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 23.04.2018 "О несостоятельности (банкротстве)", (далее ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

Должник вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом в случае предвидения банкротства (ст. 8 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). Однако по мимо права у должника имеется и обязанность по подаче заявления в арбитражный суд в случае наличия обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 9 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

К таким обстоятельствам законодатель относит:

  • удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
  • органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
  • органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
  • обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;
  • должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества;
  • имеется не погашенная в течение более чем трех месяцев по причине недостаточности денежных средств задолженность по выплате выходных пособий, оплате труда и другим причитающимся работнику, бывшему работнику выплатам в размере и в порядке, которые устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством.

Следует отметить, что обязанность по подаче соответствующего заявления возложена на руководителя должника.

Само же право на обращение должника в арбитражный суд возникает у должника при исполнении обязанности, установленной в п. 2.1 ст. 7 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", не менее чем за 15 календарных дней до обращения в арбитражный суд, опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Требование о публикации в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц продублировано в п. 4 ст. 37 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Уведомление должника о намерении обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом является не единственной публикацией, так п. 1 ст. 30 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", обязывает руководителя должника опубликовать сведения о возникновении признаков банкротства, признаков недостаточности имущества (пп."л1" п.7 ст.7.1 ФЗ №129 "О государственной регистрации юридических лиц" от 08.08.2001г.), а также иных обстоятельств, предусмотренных статьей 8 и 9 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Срок для исполнения данной обязанности установлен в размере 10 рабочих дней с даты, когда руководителю стало или должно было стать известно о возникновении соответствующих признаков.

В случаи введения процедуры наблюдения в отношении должника, данный факт также подлежит публикации в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. Однако срок для данной публикации установлен в размере 3 рабочих дней и регулируется данная обязанность пп."н" п.7 ст.7.1 ФЗ №129 "О государственной регистрации юридических лиц" от 08.08.2001г.

П.п. 5 п. 2 ст. 61.11. устанавливает субсидиарную ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов, в случае если на дату возбуждения дела о банкротстве не внесены подлежащие обязательному внесению в соответствии с федеральным законом сведения либо внесены недостоверные сведения о юридическом лице в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в части сведений, обязанность по внесению которых возложена на юридическое лицо.

В первом чтении рассмотрен Законопроект № 239932-7 о внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц, согласно которого, предлагают пункты 1 и 2.1 статьи 7 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" слов "заявлением о признании должника банкротом" дополнить словами, "заявлением о введении процедуры реструктуризации долгов".

Принятие данного законопроекта добавит для должника ещё одно обязательное сведение для включения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц

Ответы по публикации на Федресурсе сообщений должника о банкротстве или появлении признаков банкротства

Понятие и признаки недостаточности имущества. Какие показатели сравниваются?

Статья 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О несостоятельности (банкротстве)» (далее ФЗ о банкротстве) определяет недостаточность имущества как превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника.

Денежное обязательство - обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию;

Обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы;

Кто контролирует обязанность должника по внесению сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц?

Пункт 1 статьи 9 ФЗ о банкротстве, обязывает руководителя должника подать заявления должника в арбитражный суд о признании его банкротом при наличии у него признаком недостаточности имущества.

Пп. 5 п. 2 ст. 61.11. предусматривает субсидиарную ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов, в случае если на дату возбуждения дела о банкротстве не внесены подлежащие обязательному внесению в соответствии с федеральным законом сведения либо внесены недостоверные сведения о юридическом лице в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в части сведений, обязанность по внесению которых возложена на юридическое лицо.

Предусмотрена административная ответственность п. 6-8 ст. 14.25. КоАП РФ за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При каких условиях и в какие сроки должник публикует сведения в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц?

Сведения о возникновении признаков недостаточности имущества в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) подлежат обязательной публикации в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (пп. «л1» п.7 ст.7.1 ФЗ 129 от 08.08.2001 г.).

Согласно п. 1 ст. 30 ФЗ о банкротстве, руководитель должника обязан включить сведения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в течение десяти рабочих дней с даты, когда руководителю стало или должно было стать известно об их возникновении.

Исходя из того, что у должника возникает обязанность обратиться в арбитражный суд с заявление должника (п. 2,3 ст. 9 ФЗ о банкротстве), также возникает обязанность должника не менее чем за пятнадцать календарных дней до даты подачи заявления должника обязан опубликовать уведомление об обращении в арбитражный суд с заявлением должника путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (п. 4 ст. 37 ФЗ о банкротстве).

Начало оформления финансовой несостоятельности юридического лица или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность (физическое лицо зарегистрированное как ИП), совпадает не с датой принятия судом соответствующего заявления. Фактически, это момент, когда уведомление о намерении обратиться с заявлением о банкротстве будет размещено в свободном доступе в спец.реестре. Эта процедура введена с 01.07.2012, также регламентирована законодательно и является обязательной.

Сущность документа

Уведомление о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве – начальный этап, введенный в действие изменениями в закон с 01.07.2015,запуска процедуры признания несостоятельности при наличии к ней установленных нормами условий, в ходе которого сведения о последующем направлении иска в суд размещаются в ряде общедоступных источников, среди которых Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности ЮЛ и прочие.

Каковы функции документа

Введение обязательства уведомлять о намерении инициировать процесс признания разорившимся призвано свести к минимуму злоупотребления, в первую очередь, со стороны разорившегося субъекта. Ведь раньше должником могли быть перехвачены «бразды правления» в процессе перед кредиторами. Он, до нововведений, был вправе на период наблюдения самостоятельно назначить подконтрольного управляющего, который:

  • Не оказывал влияния на дальнейшую деятельность банкрота.
  • Анализировал фин.состояние в выгодном для разорившегося лица свете и с оптимистичными выводами.
  • Препятствовал возможными способами включению в реестр кредиторов, которые нежелательны для должника.
  • Помогал делать невидимыми или придавать законный внешний облик сделкам, совершаемым с целью вывода имущества, которое подлежало бы включению в конкурсную массу.
  • Непосредственно или опосредованно (наблюдал, но не участвовал) в сокрытии документов и информации, необходимых для процесса.

Заявить о банкротстве может не только должник, но и кредиторы

В общем, у заемщика был карт-бланш перед займодавцами, дающий ему возможность незаконно сохранить имущество и свести к минимуму объемы возвратов по долгам.

Публикация уведомления кредиторов о банкротстве должника в общедоступных ресурсах призвана обеспечить оповещение их всех, чтобы те заявили свои требования в процессе.

Случаи, требующие обязательного уведомления

Законом «О несостоятельности» определен круг лиц, которые наделены правомочием обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. К числу таковых относятся:

  • сам должник;
  • кредиторы конкурсные;
  • отдельные гос.органы (налоговая и органы местного управления и самоуправления).

Этим же законом в 37 статье закреплена обязанность по публичному уведомлению о своем намерении. Происходит это посредством размещения соответствующего сообщения о намерении подать заявление о банкротстве в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности ЮЛ, а также публикуется в печатном издании «Коммерсантъ». Сама обязанность возложена лишь на должника или конкурсных кредиторов. После того как выполнено условие по публичному уведомлению и выдержан хотя бы минимально установленный срок, который равняется 15 календарным дням, обращение в суд с иском будет правомочным.

Уведомление должно быть подтверждено электронной цифровой подписью

Уведомление готовится в электронной форме, образец которой содержит ряд обязательных сведений:

  • Информация о заявителе (название и прочие данные должника или конкурсного кредитора, в зависимости от того, кто намерен обратиться в суд, и размещает само извещение).
  • Название документа, а также его реквизиты, посредством которых удостоверяется правовой статус заявителя.
  • Нормативно-правовое обоснование размещения уведомления (ссылки на статьи законов и прочих актов РФ, которыми возложена соответствующая обязанность).
  • Ходатайство (прошение) включить уведомление в ЕФРС.
  • Прочая информация.

Правила составления документа

Уведомление не подается пустым, т.е. только заполненным. Извещение подкрепляется бумажными доказательствами наличия минимально требуемого для запуска процедуры размера задолженной суммы и прочую документацию.

В 2015 году Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту – закон) претерпел существенные изменения, что значительно повлияло на практику ведения дел о несостоятельности.

Одними из значительных изменений, стали:

  1. Новые правила обращения с заявлением о банкротстве
  • увеличение порога инициирования банкротства;
  • дополнение круга лиц, имеющих право подавать заявление на банкротство;
  • предоставление привилегий на подачу заявлений о признании должника банкротом Банкам и Федеральной налоговой службе;
  • новые правила оставления заявления о признании должника банкротом без рассмотрения.
  1. Утрата должником права самостоятельно выбирать арбитражного управляющего и саморегулируемой организации арбитражных управляющих, как способ исключения контролирования ситуации.

Рассмотрим подробнее каждый пункт.

До вступления в законную силу 29 января 2015 г. изменений в закон, внесенных ФЗ № 482 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 29 декабря 2014 г. (далее – ФЗ №432), для инициирования банкротства юридического лица требовалось подтвердить задолженность должника в размере ста тысяч рублей. В соответствии с новыми нормами закона, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику – юридическому лицу в совокупности, составляют не менее чем триста тысяч рублей (ст. 6, ст. 33 Закона).

Изменения коснулись и категорий лиц, имеющих право подавать заявление о банкротстве (ст. 7 п.1 Закона). С вступлением 29 июня 2015 ода в силу Закона N-186, правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом стало возможным для: должника, конкурсного кредитора, работника, бывшего работника должника, уполномоченного органа по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника денежных средств.

Эффективным инструментом для дальнейшего контролирования процедуры банкротства должника, стало представление привилегий крупнейшим кредиторам – Федеральной налоговой службе и Банкам. Теперь для подачи заявления о признании должника банкротом им не придется доказывать задолженность в судебном порядке. В то время как другие конкурсные кредиторы, обязаны получить решение суда о взыскании суммы долга, для получения права на обращение в суд с заявлением о банкротстве должника.

Банки получили право на обращение в суд с даты возникновения признаков банкротства, а Федеральная налоговая служба – через месяц после принятия решения о взыскании задолженности налоговым или таможенным органом. (ст. 7 Закона). Главным условием для Банков, является, предварительное, не менее чем за пятнадцать календарных дней до обращения в арбитражный суд, опубликование уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. (ст. 7 п. 2.1 Закона).

Вышеперечисленные нововведения предоставляют банкам временное преимущество по сравнению с другими кредиторами и возможность назначать арбитражного управляющего, по своему усмотрению.

ФЗ №-482 от 29.12.2014г., были внесены новые основания для отказа во введении наблюдения и оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения:

  • если имеется иное заявление о признании должника банкротом;
  • в заседании арбитражного суда требование лица, обратившегося с заявлением о признании должника банкротом, признано необоснованным;
  • требование заявителя удовлетворено должником;
  • требования не подтверждены вступившими в законную силу судебными актами.

Конкуренция заявлений по датам их подачи не изменилась.

Помимо невозможности выбора арбитражного управляющего и саморегулируемой организации, теперь должники не менее чем за пятнадцать календарных дней до даты подачи заявления должника обязан опубликовать уведомление об обращении в арбитражный суд с заявлением должника путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (ст. 37. П 4 Закона). Согласно проведенному нами анализу сведений из Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц, должники соблюдают данную обязанность. Также, учитывая порядок публикаций указанных сообщений – только при наличии специальной электронной цифровой подписи, для должников была введена возможность опубликовывать уведомления об обращении в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом через нотариусов.

30 сентября 2015 года должник обратился в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом)(номер дела № А24-3697/2015).

Суд не принял во внимание, что указано в заявлении должника по представлению кандидатуры арбитражного управляющего, сразу ссылаясь на законодательство о выборе саморегулируемой организации.

В своем определении Арбитражный суд указал, что исходя из положений пункта 6 статьи 4 Закона № 482-ФЗ от 29.12.2014, внесшего изменения, в статью 37 Закона о банкротстве, в соответствии с новой нормой должник утратил право самостоятельно выбирать кандидатуру арбитражного управляющего или саморегулируемую организацию, из числа членов которой он должен быть утвержден. Арбитражный управляющий утверждается из числа членов саморегулируемой организации, определенной путем случайного выбора. Порядок определения саморегулируемой организации (путем случайного выбора) должен быть установлен уполномоченным государственным органом. До этого саморегулирующая организация будет определяться судом при подаче заявления должника.

Пунктом 7 статьи 4 названного выше Федерального закона предусмотрено, что к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются положения Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
Учитывая, что производство по делу о банкротстве должника возбуждено в период действия новой редакции Закона о банкротстве (23.07.2015), вопрос о кандидатуре арбитражного управляющего рассматривается судом с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29.12.2014 № 482-ФЗ в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Посредством случайного выбора, в качестве саморегулируемой организации, из числа членов которой будет представлена кандидатура конкурсного управляющего, суд определил – Некоммерческое партнёрство Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «СГАУ».

Из определения, мы видим, что суд, основываясь на изменениях в законодательстве, посредством случайного выбора, определил саморегулирующую организацию, из числа членов которой будет представлена кандидатура арбитражного управляющего.

На наш взгляд есть спорный вопрос: положения статьи 4, ФЗ N 482 не обязывают суд, в производстве которого находится дело о банкротстве должника, определять саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, из числа членов которой должен быть утвержден конкурсный управляющий, путем случайной выборки. Кроме того, в данных нормах отсутствует запрет на выбор судом в качестве саморегулируемой организацию арбитражных управляющих, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, той саморегулируемой организации, которая указана в заявлении должника.

Таким образом, приходим к выводу: должник имеет право представить суду саморегулируемую организацию на свое усмотрение. Единой практики на сегодняшний день не выработалось, так как нормы закона судьи трактуют по-разному.

Примером, указанным ниже, суд утвердил арбитражного управляющего, указанного в заявлении должника. Также в ходе процедуры банкротства суд оставил без удовлетворения требования кредитора об отстранении арбитражного управляющего в соответствии со ст. 37 Закона.

Определением Арбитражного суда Московского округа от 06.03.2015 г. к производству суда было принято заявление должника о признании его банкротом (дело №А40-11622). В настоящем судебном заседании подлежала проверке обоснованность заявления. Временным управляющим должника в порядке, установленном ст. ст. 45 и 65 Закона подлежит утверждению Н, чья кандидатура предложена заявителем.

Данное определение было обжаловано конкурсным кредитором согласно пункту 5 статьи 37 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» должник утратил право самостоятельно выбирать кандидатуру арбитражного управляющего или саморегулируемую организацию, из числа членов которой он должен быть утвержден, с просьбой отменить определение Арбитражного суда Московского округа от 13.07.2015 г., в части утверждения кандидатуры временного управляющего Н; утвердить в качестве временного управляющего Ю.

При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 4 ФЗ №482 “О внесении изменений в ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” до утверждения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, порядка определения саморегулируемой организации арбитражных управляющих, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, при подаче заявления должника определение саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, осуществляется судом при подаче заявления должника.

В соответствии с новой нормой вышеназванного Закона должник утратил право самостоятельно выбирать кандидатуру арбитражного управляющего или саморегулируемую организацию, из числа членов которой он должен быть утвержден.

Суд постановил:

Арбитражный управляющий утверждается из числа членов саморегулируемой организации, определенной путем случайного выбора. Порядок определения саморегулируемой организации (путем случайного выбора) должен быть установлен уполномоченным государственным органом. До этого саморегулирующая организация определяется судом при подаче заявления должника.

Учитывая, что производство по делу о банкротстве должника возбуждено в период действия новой редакции Закона о банкротстве, вопрос о кандидатуре арбитражного управляющего правомерно рассмотрен судом с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29.12.2014 № 482-ФЗ в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.

Между тем, положения статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 482-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” не обязывают суд, в производстве которого находится дело о банкротстве должника, определять саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, из числа членов которой должен быть утвержден конкурсный управляющий, путем случайной выборки. Кроме того, в данных нормах отсутствует запрет на выбор судом в качестве саморегулируемой организацию арбитражных управляющих, из числа членов которой должен быть утвержден конкурсный управляющий, той саморегулируемой организации, которая указана в заявлении должника .

Кассационную жалобу конкурсного кредитора суд оставил без удовлетворения (дело№ А40-11622/2015).

Подобным нововведением ФЗ №482, законодатели попытались исключить контроль должником процедуры банкротства, лишая возможности выбора арбитражного управляющего при банкротстве по собственной инициативе. Но учитывая противоречивые толкования закона и складывающуюся судебную практику, сохраняется неопределенность в порядке утверждения арбитражного управляющего при подаче заявления должником и указания в нем саморегулируемой организации и кандидатуру Арбитражного управляющего.

Банкротить стало проще (Потребич А.)

Дата размещения статьи: 26.02.2016

В 2015 году вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2014 N 482-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Одним из самых значительных изменений, внесенных этим Законом, по-нашему мнению, является предоставление кредитным организациям права в упрощенном порядке обращаться в суд с заявлением о признании должника банкротом. Реализация такого права порождает различные подходы в судебной практике к разрешению споров, связанных с применением Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Причины правового плюрализма. Суть предоставленных привилегий заключается в том, что у конкурсного кредитора - кредитной организации право на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом появляется с даты возникновения у должника признаков банкротства, установленных ст. 3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), но не с момента вступления в законную силу решения суда или судебного акта о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда о взыскании с должника денежных средств, как это было в ранее действовавшей редакции Закона о банкротстве.

Использование кредитной организацией упрощенного порядка обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом обусловлено выполнением таким кредитором ряда предварительных действий, предвещающих подачу заявления. В частности, кредитор обязан известить самого должника и всех известных ему иных кредиторов должника о намерении обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом (п. 2.1 ст. 7 Закона о банкротстве).

Необходимо отметить, что новые нормы вызвали неоднозначное понимание у правоприменителей, что выразилось в многочисленных и во многих случаях абсолютно противоположных правовых позициях судов по отдельным вопросам правоприменения п. 2 и п. 2.1 ст. 7 Закона о банкротстве. Остановимся подробнее на некоторых частных случаях применения судами вышеназванных норм.

Одной из причин правового плюрализма в применении судами норм Закона о банкротстве, регулирующих упрощенный порядок подачи кредитными организациями заявлений о признании должника банкротом, является в том числе наличие переходных положений о вступлении в законную силу данных норм.

Так, Законом о банкротстве предусмотрена обязанность публикации конкурсным кредитором - кредитной организацией сообщения о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве должника. Такое сообщение должно быть опубликовано кредитором на портале Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц (www.fedresurs.ru) (далее - портал) за 15 дней до предполагаемой даты подачи заявления в суд.

При этом в ст. 5 Федерального закона от 29.12.2014 N 482-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что до 01.07.2015 обязанность по уведомлению кредиторов и самого должника считается исполненной при направлении кредитной организацией данным лицам письменных уведомлений о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве за 30 дней до даты обращения в суд. Наличие такого переходного положения было обусловлено отсутствием на тот момент технической возможности публикации соответствующих уведомлений на портале.

В то же время в переходных положениях предусмотрено, что до 01.07.2015 обязанность кредитной организации по письменному уведомлению считается исполненной при условии, что таким кредитором сделана публикация сообщения о намерении обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом на портале (п. 4. ст. 4 Закона N 482-ФЗ).

Понимание порядка уведомления всех заинтересованных лиц о намерении кредитора обратиться в суд с заявлением о банкротстве очень важно, поскольку от этого напрямую зависит возникновение права кредитора на использование упрощенного порядка обращения в суд с заявлением о банкротстве должника.

Проанализируем различные позиции судов по вопросам, связанным с применением норм об упрощенном порядке подачи кредитной организацией заявления о банкротстве должника.

Позиция N 1: до 01.07.2015 уведомление кредитора о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве должно быть сделано в письменном виде, а не опубликовано на сайте портала.

В судебной практике есть мнение о том, что законодатель однозначно указал в п. 3 ст. 4 Закона N 482-ФЗ, каким образом применяется п. 2.1 ст. 7 Закона о банкротстве, не давая права выбора кредитору способа осуществления публикации уведомления о намерении обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве (через портал или направить в письменном виде). По мнению судов, законодатель четко определил, что до 01.07.2015 уведомления кредитной организации о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве должника должны быть сделаны в письменном виде путем рассылки всем лицам, указанным в Законе (а не путем опубликования на сайте портала). После 01.07.2015 такие уведомления в обязательном порядке публикуются на сайте портала (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2015 N 09АП-43018/2015 по делу N А40-61336/15).

По нашему мнению, в переходных положениях, в ст. 4 Закона N 482-ФЗ предусмотрено, что до 01.07.2015 кредитор исполняет обязанность по уведомлению путем направления письменного сообщения лицам, указанным в Законе о банкротстве (п. 3 ст. 4 Закона N 482-ФЗ). Однако при наличии технической возможности кредитор вправе осуществить публикацию уведомления на сайте портала (п. 4 ст. 4 Закона N 482-ФЗ), что также признается исполнением обязанности, предусмотренной законом.

Кроме того, если до 01.07.2015 публикация о намерении была сделана кредитором на сайте портала, то кредитор вправе обратиться в суд по истечении 15 дней с даты публикации сообщения. 30-дневный срок необходимо соблюдать только в случае направления уведомления в письменном виде. Такой позиции придерживается и Арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 16.11.2015 N Ф05-16219/2015 по делу N А40-61333/15.

Позиция N 2: в случае если суд на стадии принятия заявления к производству установит, что кредитором к заявлению не приложены доказательства уведомления о намерении обратиться с заявлением о банкротстве должника, суд оставляет заявление кредитора без движения.

Судебная практика исходит из того, что в случае, если суд на стадии принятия заявления кредитора к производству установит, что к заявлению не приложены доказательства уведомления должника и всех его кредиторов о намерении обратиться с заявлением о банкротстве, суд оставляет такое заявление без движения применительно к ст. 44 Закона о банкротстве и ст. 128 АПК РФ (Постановления Арбитражного суда ЗСО от 25.08.2015 N Ф04-23507/2015 по делу N А27-7690/2015, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 N 07АП-5710/2015, 07АП-5710/2015(1) по делу N А27-7116/2015).

Полагаем, что в данном случае суды применяют ст. 44 Закона о банкротстве по аналогии, поскольку прямо из данной нормы не следует, что суд вправе оставить заявление кредитора без движения при несоблюдении им требований п. 2.1 ст. 7 Закона о банкротстве. Однако ст. 44 Закона о банкротстве в совокупности с абз. 8 п. 2 ст. 39 этого же Закона наделяет суд правом оставить заявление кредитора без движения в случае, если к нему не будет приложено решение с отметкой о вступлении в законную силу, подтверждающее взыскание долга с должника. С учетом особого порядка подачи кредитной организацией заявления о признании должника банкротом вместо решения суда такому кредитору необходимо прикладывать уведомление о намерении обратиться в суд. В связи с отсутствием уведомления о намерении по аналогии с отсутствием решения суды оставляют заявление кредитора без движения.

Что касается применения ст. 128 АПК РФ, то в случае нарушения заявителем п. 7 ч. 1 ст. 126 АПК РФ (отсутствие документов, подтверждающих соблюдение претензионного порядка) суд оставляет его заявление без движения, предлагая устранить имеющиеся нарушения. В нашем случае отсутствие доказательств исполнения кредитором обязанности досудебного урегулирования спора с должником, установленной законом, а именно п. 2.1 ст. 7 Закона о банкротстве, является нарушением требований закона о досудебном урегулировании спора, в связи с чем суды оставляют без движения заявления кредиторов, к которым не приложены доказательства уведомления всех заинтересованных лиц о намерении кредитора обратиться с заявлением о банкротстве.

Однако в судебной практике (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2015 N 09АП-31080/2015 по делу N А40-63381/15) встречается позиция, согласно которой обязанность кредитора, предусмотренная п. 2.1 ст. 7 Закона о банкротстве, не относится к досудебному порядку урегулирования спора, в связи с чем заявление кредитора не может быть оставлено без движения, поскольку для этого отсутствуют законные основания.

Позиция N 3: суд не может оставить без движения заявление кредитора при несоблюдении им требований п. 2.1 ст. 7 Закона о банкротстве, поскольку такие нарушения не носят характер устранимых.

Такой позиции придерживаются арбитражные суды Московского округа (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2015 N 09АП-46851/2015 по делу N А40-145293/1). Суды полагают, что основанием для оставления заявления без движения является установление судом обстоятельств, которые впоследствии могут быть устранены. В то же время несоблюдение кредитором требований Закона о банкротстве, касающихся обязательного предварительного опубликования уведомления о намерении обратиться в суд, устранимым не является, поскольку данный Закон предусматривает обязанность кредитора произвести уведомление еще до подачи заявления, но никак не после. Следовательно, заявление кредитора по этому основанию оставить без движения нельзя.

Позиция N 4: суд не обязан оценивать соблюдение кредитором требований Закона о банкротстве об обязательном уведомлении о намерении обратиться с заявлением о банкротстве на стадии принятия заявления кредитора к производству. Суд обязан это сделать на стадии рассмотрения обоснованности заявления кредитора.

К такому выводу пришел Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении N 09АП-46851/2015. Суд указал, что норма п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ предусматривает оставление заявления без рассмотрения, если после принятия заявления к производству суд установит несоблюдение заявителем требований о претензионном или ином досудебном порядке урегулирования спора. Судом отмечено, что "на стадии решения вопроса о принятии заявления о признании должника банкротом к производству суд не вправе исследовать и давать оценку приложенным к такому заявлению документам на предмет того, отвечают ли заявленные требования признакам, указанным в п. 2 ст. 4 Закона о банкротстве, а также соблюден ли кредитором порядок, предусмотренный пунктом 2.1 статьи 7 Закона о банкротстве. Исследование и оценка по существу представленных доказательств должна производиться в судебном заседании по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом".

По нашему мнению, суд вправе проверять соблюдение заявителем (истцом) требований Закона о досудебном порядке урегулирования спора уже на стадии принятия заявление к производству, поскольку ст. 128 АПК РФ предусматривает право суда оставить заявление без движения в случае непредставления заявителем доказательств, подтверждающих соблюдение обязательного досудебного порядка. Таким образом, суд уже на стадии принятия заявления к производству проверяет соблюдение заявителем требований о досудебном урегулировании спора. В случае если по каким-либо причинам обстоятельства несоблюдения заявителем требований о досудебном порядке урегулирования спора выявятся уже после возбуждения производства по делу, суд оставляет такое заявление без рассмотрения в соответствии со ст. 148 АПК РФ.

Позиция N 5: нарушение требований п. 2.1 ст. 7 Закона о банкротстве не имеют правового значения при рассмотрении обоснованности заявления кредитора. Соблюдение кредитором требований данной нормы должны оцениваться судом на стадии принятия заявления к производству.

К такому выводу пришел Арбитражный суд Поволжского округа в Постановлении от 06.10.2015 N Ф06-410/2015 по делу N А55-4832/2015. Суд обращает внимание на то, что "статья 48 Закона о банкротстве, регулирующая порядок и условия рассмотрения заявления о признании должника банкротом, не содержит положений, позволяющих отказать во введении наблюдения, оставить такое заявление без рассмотрения или прекратить производство по делу в связи с несоблюдением требований пункта 2.1 статьи 7 Закона о банкротстве".

Таким образом, суд не вправе принимать во внимание обстоятельства нарушения кредитором требований Закона об обязательном уведомлении на стадии рассмотрения судом обоснованности требований кредитора. Вопрос о нарушении кредитором нормы п. 2.1 ст. 7 Закона о банкротстве может быть решен только лишь на стадии принятия заявления к производству. Если должник или иное заинтересованное лицо не обжалуют определение суда о принятии заявления кредитора к производству, они тем самым соглашаются с правомерностью возбуждения дела о банкротстве и впоследствии не вправе выдвигать соответствующие возражения.

Позиция N 6: при несоблюдении кредитором требований по предварительному уведомлению о намерении обратиться с заявлением о банкротстве суд оставляет требование кредитора без рассмотрения.

В судебной практике (Постановление Арбитражного суда МО от 29.09.2015 N Ф05-12348/2015 по делу N А40-40291/2015) сформировалась позиция, согласно которой суд оставляет заявление кредитора - кредитной организации без рассмотрения применительно к п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ, если установит, что заявителем не соблюдены требования по предварительному уведомлению всех заинтересованных лиц о намерении обратиться с заявлением о банкротстве должника.

Таким образом, суды отождествляют предварительное уведомление кредитором всех заинтересованных лиц о намерении обратиться с заявлением о банкротстве должника с обязательным досудебным порядком урегулирования споров, предусмотренным законом, а именно п. 2.1 ст. 7 Закона о банкротстве.

В то же время судебная практика исходит из того, что при выявлении нарушений п. 2.1 ст. 7 Закона о банкротстве суд не вправе прекращать производство по делу, поскольку это лишает кредитора прав на повторное обращение в суд с тем предметом и по тому же основанию.

Позиция N 7: если кредитор обратился в суд до истечения 30 календарных дней после направления письменного уведомления всем заинтересованным лицам, заявление о признании банкротом не подлежит удовлетворению.

Если суд при рассмотрении обоснованности требований кредитора установит, что кредитор обратился в суд с заявлением о банкротстве должника преждевременно, то есть до истечения срока, установленного п. 2.1 ст. 7 Закона о банкротстве, то такое заявление не подлежит удовлетворению и во введении наблюдения должно быть отказано (Постановление Арбитражного суда МО N Ф05-12348/2015).

Позиция N 8: Кредиторы должника могут быть уведомлены и после принятия судом к производству заявления о признании должника банкротом при условии, что у заявителя ранее отсутствовали сведения о кредиторах должника.

В случае если при рассмотрении дела суд установит, что отдельные кредиторы должника не были уведомлены заявителем (кредитной организацией) о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве должника, суд вправе предоставить заявителю время для уведомления таких кредиторов. При условии что до обращения в суд конкурсный кредитор - кредитная организация не располагала сведениями о кредиторах должника и не могла получить такие сведения. Рассмотрение дела судом возможно только после надлежащего уведомления всех кредиторов должника о намерении кредитной организации обратиться в суд с заявлением о банкротстве (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-410/2015).

Позиция N 9: информация о кредиторах должника может быть взята кредитной организацией из картотеки арбитражных дел. Неуведомление хотя бы одного из кредиторов является основанием для оставления судом заявления кредитора без рассмотрения.

Первоисточником информации о кредиторах должника является картотека арбитражных дел. Поэтому кредитная организация должна уведомить всех кредиторов, информация о которых имеется в картотеке арбитражных дел. В случае неуведомления хотя бы одного из кредиторов должника суд оставит заявление кредитной организации без рассмотрения (Постановление Арбитражного суда СЗО от 10.11.2015 по делу N А56-23109/2015).

Позиция N 10: при несоблюдении требований п. 2.1 ст. 7 Закона о банкротстве суд возвращает заявление кредитору, поскольку у последнего не возникло право на обращение в суд. Суд не может оставить заявление кредитора без движения.

Особое внимание вызывает позиция Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, указанная в Постановлении от 21.09.2015 N 15АП-8478/2015 по делу N А32-7775/2015. Суд справедливо приходит к выводу о том, что при нарушении кредитором требований Закона о банкротстве об уведомлении всех заинтересованных лиц о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве должника, заявление подлежит возвращению кредитору.

Суд исходил из того, что в данном случае у кредитора не возникло право на обращение в суд (поскольку не уведомлены все заинтересованные лица). Так как право на общение в суд у кредитора не возникло, его заявление не может быть принято судом и подлежит возвращению.

Суд отметил, что оставление без движения заявления кредитора, нарушившего Закон, поставит его в неравное, преимущественное положение по сравнению с иными кредиторами должника, надлежащим образом исполнившими свою обязанность, предусмотренную п. 2.1 Закона о банкротстве. В том числе будет нарушена и очередность рассмотрения требований кредиторов.

Позиция N 11: п. 2 и п. 2.1 ст. 7 Закона о банкротстве не применяются при обращении кредитора - кредитной организации в суд с заявлением о включении требований в реестр требований кредиторов должника.

Суд указал, что положения п. 2 и п. 2.1 ст. 7 Закона о банкротстве не применяются при установлении требований кредитной организации в реестр требований кредиторов должника. Упрощенный порядок подачи кредитной организацией заявления в суд применяется исключительно к заявлениям о признании должника банкротом (Постановление Арбитражного суда МО от 12.08.2015 N Ф05-11491/2015 по делу N А41-4353/15).

Позиция N 12: под конкурсным кредитором - кредитной организацией для цели Закона о банкротстве понимается в том числе кредитная организация, у которой отозвана лицензия.

Несмотря на то что Закон о банкротстве не содержит такого понятия, как "кредитная организация", Закон прямо называет в качестве таковой в том числе и кредитную организацию, у которой отозвана лицензия. Таким образом, кредитные организации, у которых отозваны лицензии, вправе использовать особый порядок обращения в суд с заявлениями о признании должников банкротами (Постановление Арбитражного суда МО от 16.10.2015 N Ф05-14113/2015 по делу N А40-61203/2015).

Позиция N 13: п. 2 и п. 2.1 ст. 7 Закона о банкротстве применяются также и к иностранным кредитным организациям.

В данном случае суд исходил из того, что в Законе о банкротстве не содержится прямого указания на то, что ст. 7 данного Закона распространяется только на российские кредитные организации. В связи с этим особым порядком обращения в суд с заявлением о банкротстве должника обладают и иностранные кредитные организации, правоспособность которых подтверждается соответствующими документами (Постановление Арбитражного суда МО от 13.10.2015 N Ф05-14082/2015 по делу N А41-15150/2015).

Позиция N 14: упрощенный порядок подачи заявления распространяется не только на требования, вытекающие из кредитных правоотношений, но и на любые иные обязательства должников перед кредитными организациями.

Суд признал необоснованной позицию должника о том, что упрощенный порядок предъявления требований кредитной организацией к должнику не распространяется на некредитные правоотношения, например на требования к поручителю основного заемщика по кредитному договору (Постановления Арбитражного суда МО N Ф05-14082/2015, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 N 08АП-8741/2015 по делу N А46-3107/2015).

Таким образом, резюмируя все вышеизложенное, необходимо отметить, что в судебной практике до сих пор не сложилось единого понимания правовой природы института предварительного уведомления о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве должника, предусмотренного п. 2.1 ст. 7 Закона о банкротстве. Также у судов не выработан единый подход к процессуальным последствиям нарушения кредитором требований п. 2.1 ст. 7 Закона о банкротстве. Полагаем, что единообразный подход в практике применения данных пунктов Закона о банкротстве в самое ближайшее время должен обозначить ВС РФ, поскольку для этого на сегодняшний день имеются все необходимые основания.