"инфотех" - информационная система контроля технического состояния объектов единой системы газоснабжения оао "газпром". Структура единой газовой системы

Имеют более чем полувековую историю. Началось строительство с освоения нефтяных месторождений Баку и Грозного. Сегодняшняя карта газопроводов России насчитывает почти 50 тыс. км магистральных трубопроводов, по которым прокачивается большая часть российской нефти.

История газопроводов России

Трубопроводный в России начали активно развивать еще в 1950 году, что было связано с разработкой новых месторождений и возведением в Баку. Уже к 2008 году количество транспортируемой нефти и нефтепродуктов достигало 488 млн. тонн. По сравнению с 2000 годом показатели увеличились на 53%.

Ежегодно газопроводы России (схема актуализируется и отражает все магистрали) растет. Если в 2000 году длина трубы газопровода составляла 61 тыс. км, в 2008 уже равнялась 63 тыс. км. К 2012 году значительно расширились магистральные газопроводы России. Карта отображала около 250 тыс. км трубопровода. Из них 175 тыс. км составляла длина газопровода, 55 тыс. км - длина нефтепровода, 20 тыс. км - длина нефтепродуктопровода.

Газопроводный транспорт России

Газопровод - это инженерная конструкция трубопроводного транспорта, которую используют для транспортировки метана и природного газа. Подача газа осуществляется с помощью избыточного давления.

Сегодня трудно поверить в то, что РФ (на сегодня крупнейший экспортер «голубого топлива») изначально зависела от сырья, купленного за границей. В 1835 году в Санкт-Петербурге был открыт первый завод по добыче «голубого топлива» с системой распределения от месторождения до потребителя. На этом заводе добывался газ из заграничного каменного угля. Спустя 30 лет такой же завод построили в Москве.

Из-за дороговизны строительства газовых труб и импортного сырья первые газопроводы России были небольших размеров. Трубопроводы производили больших диаметров (1220 и 1420 мм) и с большой протяжностью. С освоением технологий месторождения природного газа и его добычей размеры «голубых рек» в России стали стремительно увеличиваться.

Крупнейшие газопроводы России

«Газпром» - крупнейший оператор «газовой артерии» в России. Основными видами деятельности корпорации являются:

  • геологические разведки, добыча, перевозка, хранение, переработка;
  • производство и продажа тепла и электроэнергии.

На данный момент существуют такие действующие газопроводы:

  1. «Голубой поток».
  2. «Прогресс».
  3. «Союз».
  4. «Северный поток».
  5. «Ямал-Европа».
  6. «Уренгой-Помары-Ужгород».
  7. «Сахалин-Хабаровск-Владивосток».

Так как в развитии нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей сферы заинтересованы многие инвесторы, инженеры активно разрабатывают и строят все новые крупнейшие газопроводы России.

Нефтепроводы РФ

Нефтепровод - это инженерная конструкция трубопроводного транспорта, которую используют для транспортировки нефти от места добычи к потребителю. Существуют два вида трубопроводов: магистральные и промысловые.

Самые крупные магистрали нефтепровода:

  1. «Дружба» - одна из крупных трасс Российской империи. Сегодняшний объем производства равен 66,5 млн. тонн в год. Магистраль проходит от Самары через Брянск. В городе Мозырь «Дружба» делится на два участка:
  • южная магистраль - проходит через Украину, Хорватию, Венгрию, Словакию, Чехию;
  • северная магистраль - через Германию, Латвию, Польшу, Белоруссию и Литву.
  1. Балтийская трубопроводная система - это система нефтепроводов, которая соединяет место добычи нефти с морским портом. Мощность такой магистрали составляет 74 млн. тонн нефти в год.
  2. Балтийская трубопроводная система-2 - это система, которая связывает нефтепровод «Дружба» с российскими портами на Балтике. Мощность составляет 30 млн. тонн в год.
  3. Восточный нефтепровод соединяет место добычи Восточной и Западной Сибири с рынками США и Азии. Мощность такого нефтепровода достигает 58 млн. тонн в год.
  4. Каспийский трубопроводный консорциум - это важный международный проект с участием крупнейших нефтедобывающих компаний, созданный для строительства и эксплуатации труб длиной 1,5 тыс. км. Рабочая мощность составляет 28,2 млн. тонн в год.

Газопроводы из России в Европу

Россия в Европу может поставлять газ тремя способами: через украинскую газотранспортную систему, а также через газопроводы «Северный поток» и «Ямал-Европа». В том случае, если Украина окончательно прекратит сотрудничество в Российской Федерацией, поставки "голубого топлива" в Европу будут осуществлять исключительно газопроводы России.

Схема подачи метана в Европу предполагает, например, такие варианты:

  1. «Северный поток» - это газопровод, который соединяет Россию и Германию по дну Балтийского моря. Трубопровод обходит транзитные государства: Белоруссию, Польшу и «Северный поток» был введен в эксплуатацию относительно недавно - в 2011 году.
  2. «Ямал-Европа» - длина газопровода составляет более двух тысяч километров, трубы проходят по территории России, Белоруссии, Германии и Польши.
  3. «Голубой поток» - газопровод соединяет Российскую Федерацию и Турцию по дну Черного моря. Длина его равняется 1213 км. Проектная мощность составляет 16 млрд. кубометров в год.
  4. «Южный поток» - трубопровод поделен на морские и сухопутные участки. Морской участок проходит по дну Черного моря и соединяет Российскую Федерацию, Турцию, Болгарию. Длина участка составляет 930 км. Сухопутный участок проходит по территории Сербии, Болгарии, Венгрии, Италии, Словении.

«Газпром» заявил, что в 2017 году будет повышена цена на газ для Европы на 8-14%. Российские аналитики утверждают, что объем поставок в этом году будет больше чем в 2016 году. Доход газовой монополии РФ в 2017 году может вырасти на 34,2 млрд. долларов.

Газопроводы России: схемы импорта

Страны ближнего зарубежья, которым Россия поставляет газ, включают в себя:

  1. Украину (объем продаж составляет14,5 млрд куб. м.).
  2. Беларусь (19,6).
  3. Казахстан (5,1).
  4. Молдову (2,8).
  5. Литву (2,5).
  6. Армению (1,8).
  7. Латвию (1).
  8. Эстонию (0,4).
  9. Грузию (0,3).
  10. Южную Осетию (0,02).

Среди стран дальнего зарубежья российским газом пользуются:

  1. Германия (объем поставок составляет 40,3 млрд куб. м.).
  2. Турция (27,3).
  3. Италия (21,7).
  4. Польша (9,1).
  5. Великобритания (15,5).
  6. Чехия (0,8) и другие.

Поставка газа в Украину

В декабре 2013 года «Газпром» и «Нафтогаз» подписали дополнение к контракту. В документе была указана новая «скидочная» цена, на треть меньше прописанной в контракте. Договор вступил в силу 1 января 2014 года, и должен продлеваться каждые три месяца. Из-за долгов за газ «Газпром» отменил скидку в апреле 2014 года, и уже с 1 апреля цена выросла, составив 500 долларов за тыс. кубометров (стоимость со скидкой составляла 268,5 долларов за тыс. кубов).

Планируемые к возведению газопроводы в России

Карта газопроводов России на стадии разработки включает в себя пять участков. Не реализован проект «Южного потока» между Анапой и Болгарией, строится «Алтай» - это газопровод между Сибирью и Западным Китаем. Прикаспийский газопровод, который будет поставлять природный газ с Каспийского моря, в перспективе должен проходить через территорию РФ, Туркменистан и Казахстан. Для поставок из Якутии в страны Азиатско-Тихоокеанского региона строится еще одна трасса - «Якутия-Хабаровск-Владивосток».

Cтраница 1


Единая система газоснабжения (ЕСГ), как основная часть национальной системы газоснабжения, представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа. Основным собственником данной системы является ОАО Газпром - крупнейшая транснациональная компания РФ, получившая объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации.  

Единая система газоснабжения (ЕСГ) технологически жестко увязывает добычу газа, его магистральный транспорт и распределительные системы до крупных потребителей.  

Единая система газоснабжения (ЕСГ) включает газовые промыслы, систему магистральных газопроводов с подземными хранилищами газа и газораспределительные системы. На газотранспортные системы приходится 70 - 75 % основных фондов и соответствующие доли капитальных вложений и эксплуатационных затрат газовой промышленности.  

Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в РФ, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством РФ.  

Единая система газоснабжения (ЕСГ) России представляет собой уникальный по своим масштабам и сложности объект диспетчерского управления. ЕСГ включает трубопроводные системы общей протяженностью более 140 тыс. км, связывающие газодобывающие и газотранспортные предприятия, газохимические заводы, подземные хранилища газа, газораспределительные станции. Управление ЕСГ на всех уровнях организационной иерархии осуществляется диспетчерскими службами.  

Единая система газоснабжения характеризуется непрерывностью и взаимосвязанностью технологических процессов добычи, переработки, дальней передачи и распределения газа между потребителями, а также комплексностью, когда наряду с добычей газа осуществляется его очистка, осушка и переработка с целью извлечения из газа всех компонентов.  

Единая система газоснабжения представляет собой сложный комплекс месторождений и потребителей, объединенных магистральными газопроводами. Этот комплекс может быть формализован в виде сети, состоящей из множества узлов и множества дуг, соединяющих различные пары узлов. Узлами являются пункты пересечения нескольких газопроводов, центры потребления и добычи. Дугами являются элементы эксплуатируемой газотранспортной сети, проектируемые, а также, строящиеся газопроводы.  

Единая система газоснабжения (ЕСГ) России (рис. 15.1) - это широко разветвленная сеть магистральных газопроводов, обеспечивающих потребителей газом с газовых месторождений Тюменской области, Республики Коми, Оренбургской и Астраханской областей.  

Единая система газоснабжения (ЕСГ) предназначена для добычи, переработки, хранения, транспортировки газа и доставки его потребителям. К поставляемому продукту предъявляются требования по качеству, а к технологич.  

Единая система газоснабжения СССР является частью топливно-энергетического комплекса, который обеспечивает потребности народного хозяйства в энергоресурсах. Система газоснабжения объединяет газовые промыслы и газотранспортные системы, включающие магистральные газопроводы и станции подземного хранения газа, а также распределительные сети.  

Единая система газоснабжения СССР представляет собой систему экономически взаимосвязанных территориально-производственных комплексов, объединяющих предприятия добычи, транспорта, хранения и распределения газа с иерархически организованной системой управления и планирования.  

Газовая отрасль России характеризуется не только наличием у производителей значительных ресурсов газа, но и высокой концентрацией его добычи, магистральных 8 транспортных сетей и централизацией управления в рамках одной компании - ОАО "Газпром". Эти особенности обусловлены тем, что отрасль планировалась, создавалась и функционирует как централизованно управляемая система газоснабжения, охватывающая все звенья технологической цепочки от разведки и добычи газа до его поставки в газораспределительные сети. Такая структура Единой системы газоснабжения, в основном, сохранилась в процессе трансформации отрасли при переходе от централизованного планирования и управления к новым хозяйственным отношениям и доказала за прошедшие 10 лет свою эффективность .

Для обеспечения поставок газа с действующих месторождений, большинство которых расположено в отдаленных районах, создана и эксплуатируется уникальная газотранспортная система. Протяженность магистральных газопроводов и отводов, входящих в газотранспортную систему, составляет 154,8 тыс. км (газопроводы диаметром 1020, 1220 и 1420 мм составляют более 62%). В систему входят газоперекачивающие агрегаты установленной мощностью около 42,6 млн. кВт и 3645 газораспределительных станций (ГРС), обеспечивающих выдачу газа в газораспределительные системы (системы газопроводов низкого и среднего давления, обеспечивающие доставку газа розничным потребителям). До 1992 года газотранспортная система не имела избытков мощности, однако, падение платежеспособного спроса и производства газа привели к образованию некоторого резерва мощности на отдельных ее участках.

Техническое состояние газотранспортной системы требует ее существенной модернизации: износ основных производственных фондов здесь составляет 56%, в том числе оборудования компрессорных станций - более 89%. Технически возможная производительность газотранспортной системы составляет 518,1 млрд. куб. м в год, что ниже ее проектной производительности (577,8 млрд. куб. м в год) на 59,7 млрд. куб. м. .

Состав участников сложившегося рынка газа включает производителей газа, газосбытовые компании, газораспределительные организации, операторов инфраструктуры (газотранспортные организации) и потребителей газа. Рынок газа в определенной степени сегментирован, что обусловлено естественной территориальной изоляцией от Единой системы газоснабжения ряда регионов добычи газа (месторождения Республики Саха-Якутия, Таймырского автономного округа, Камчатки и Сахалина).

Собственником Единой системы газоснабжения является ОАО "Газпром", осуществляющее до 90% всей добычи газа в России, его транспортировку по магистральным газопроводам и реализацию на внутреннем и внешних рынках. На Рисунке 6 представлена схема структуры газовой промышленности России и основные участники газового рынка. Области, контролируемые "Газпромом" и его официально аффилированными структурами, заштрихованы. Ресурсная база ОАО "Газпрома" составляет 65% всех запасов газа в России, включая большинство месторождений, разрабатываемых в настоящее время. ОАО "Газпром" полностью контролирует межрегиональную сеть газопроводов высокого давления, а также многие региональные распределительные сети низкого давления. Транспортировка газа осуществляется по магистральным газопроводам, принадлежащим ОАО "Газпром", и газораспределительным сетям, находящимся в собственности самостоятельных юридических лиц.

Деятельность по транспортировке газа по трубопроводам относится к сфере естественной монополии и подлежит государственному регулированию в соответствии с действующим законодательством. Для осуществления транспортировки газа по магистральным газопроводам ЕСГ в ОАО "Газпром" в настоящее время функционирует 17 газотранспортных организаций в организационно-правовой форме обществ с ограниченной ответственностью со 100% долей ОАО "Газпром" в их уставных капиталах. Все имущество, связанное с эксплуатацией газотранспортной инфраструктуры (магистральные газопроводы, компрессорные станции и иные объекты), передано газотранспортным компаниям в аренду. Эти компании осуществляют свою деятельность по договорам с ОАО "Газпром". Наряду с транспортировкой газа газотранспортные организации осуществляют его хранение в подземных хранилищах. Эксплуатацию распределительных газопроводов осуществляют самостоятельные юридические лица - газораспределительные организации (ГРО), оказывающие на обслуживаемой ими территории услуги по транспортировке газа, а также поставку газа конечным потребителям наряду с другими газосбытовыми организациями. Газораспределительный сектор включает в себя более 300 предприятий, из которых подавляющее большинство являются акционерными обществами, а остальные организации имеют статус государственных унитарных предприятий .

В результате преобразования предприятий по газификации и эксплуатации газового хозяйства в акционерные общества многие из них оказались разобщенными и не в состоянии эффективно работать в сложившихся новых экономических и организационных условиях. ОАО "Газпром", видя угрозу развала региональных рынков поставок газа из-за отсутствия финансирования на реконструкцию и строительство газораспределительных систем, летом 1998 года приняло решение о необходимости радикального изменения взаимоотношений с системой газораспределительных организаций, приобрело контрольные пакеты акций региональных ГРО. Управление последними было поручено специально созданной в апреле 2000 года Управляющей компании - ОАО "Регионгазхолдинг". Она стала связующим звеном между структурами Газпрома и ГРО и осуществляет свою деятельность совместно с руководством ООО "Межрегионгаза" и "Газпрома".

Усиление концентрации контроля над ГРО способствовало стабилизации финансового состояния последних, развитию газификации регионов. В настоящее время более 60% существующих ГРО подконтрольны ОАО "Газпром". Высокая степень концентрации добычи газа у ОАО "Газпром" и заниженная регулируемая цена газа обусловливают доминирующую роль в поставках газа на российский рынок регионгазов - дочерних компаний ООО "Межрегионгаз", являющихся организаторами договорных отношений. Указанное общество было создано в 1997 г., в период массовых неплатежей и преобладания разного рода бартерных расчетов на внутреннем рынке газа. ООО "Межрегионгаз" в течение 1997-2001 гг. нормализовал систему расчетов российских потребителей за газ посредством жесткой централизации сбытовой политики. В течение 2000-2001 гг. создано 58 региональных компаний, которые осуществляют непосредственную работу с потребителями газа .

Основными потребителями природного газа в России являются электроэнергетика, химическая и металлургическая промышленность, агропромышленный комплекс, производство строительных материалов, жилищно-коммунальное хозяйство, население. Система газоснабжения потребителей России сжиженными углеводородными газами (СУГ) представляет собой технологический комплекс, в эксплуатации которого находится: более 7,2 тысяч стальных газопроводов, 179 газонаполнительных станций (ГНС) с резервуарным парком хранения СУГ 61420 т. и годовой производительностью 1,8 млн. т; 226 газонаполнительных пунктов (ГНП) с объемом базы хранения 6380 т. годовой производительностью 480 тыс. т; более 17,5 млн. газовых баллонов (емкостью 27,5 и 50 л); 68 тысяч дворовых емкостей и около 7 тыс. единиц специальной автомобильной техники для перевозки СУГ. В Единой системе газоснабжения сохраняется система диспетчерского управления (ЦПДУ). ЦПДУ является сложным техническим и организационно-правовым звеном управления системой газоснабжения, оно осуществляет все оперативно-технические, плановые, учетные, представительские и другие функции через производственно-10 диспетчерские службы, входящие в общества по добыче газа, его транспортировке и подземному хранению, и диспетчерские центры в Тюмени, Софии, Берлине. Эти диспетчерские подразделения (ОДУ) на местах обеспечивают ЦПДУ информацией, осуществляют обратную связь при выполнении команд ЦПДУ, при этом они юридически и административно подчиняются руководству газодобывающих и газотранспортных обществ, представительству ОАО "Газпром" в г. Тюмени, ООО "Газэкспорт". Более 90% всей диспетчерской информации (в обоих направлениях) передается и принимается по системам коммуникаций, принадлежащим ОАО "Газпром" и неразрывно связанным с Единой ведомственной системой передачи данных, системами телемеханики, автоматики линейной части, компрессорных станций, станций подземного хранения газа, газоперерабатывающих комплексов и т.д. .

В период начальной реорганизации газовой отрасли в начале 1990-х годов большая часть региональных газопроводов низкого давления не входила в состав "Газпрома" и обычно контролировалась региональными (субъектами Федерации) или местными органами власти. Однако позднее "Газпром" сумел распространить свое влияние на многие газопроводы низкого давления, особенно на уровне субъектов Федерации. В то же время большинство мелких газораспределительных городских и районных сетей (Горгаз, Райгаз, Межрайгаз) остается под контролем местных органов власти, администраций регионов или других организаций. "Газпрому" также удалось распространить свое влияние на растущее число таких небольших сетей или явно - приобретая их через посредство своей холдинговой компании "Регионгазхолдинг", или неявно - устанавливая двухсторонние отношения с местными и региональными органами власти. К середине 2000 г. под контролем "Газпрома" находились 52 из 200 существующих крупных локальных газораспределительных сетей .

У "Газпрома" имеются значительные интересы в группе компаний "СИБУР", занятых переработкой газа, что с учетом его собственных аффилированных структур обеспечивает ему практически полную монополию в данной сфере. Другая зависимая компания "Газпрома" - "Газэкспорт" - обладает монопольными правами на экспорт газа в страны Европы (за исключением стран-членов СНГ).

Компания "Итера", зарегистрированная в США, в последние годы превратилась в крупного игрока на российском газовом рынке. Она появилась на нем в 1994 г., проводя ценные бартерные сделки по обмену российского газа на импортные товары из стран - членов СНГ. В 1998 году она приступила к самостоятельной добыче газа: объем ее добычи в 1998 г. составил 2 млрд. куб. м., в 2000 г. - 20 млрд. куб. м., к 2005 г. она планирует в 2 раза превысить этот объем. Кроме того, добычу газа на территории Российской Федерации осуществляют: независимые от ОАО "Газпром" производители газа - газодобывающие компании, а также нефтяные компании; региональные газовые компании (АО "Норильскгазпром", АО "Камчатгазпром", АО "Якутскгазпром", АО "Сахалинморнефтегаз"), обеспечивающие газоснабжение территорий, не связанных с ЕСГ. Реализуемые в настоящее время инвестиционные проекты по добыче нефти и газа на прибрежном шельфе Сахалина также осуществляются без участия ОАО "Газпром" .

В настоящее время в нормативно-правовом смысле в России устоялся термин "независимые" организации, что подразумевает "организации, не входящие в ОАО "Газпром". К ним относятся мелкие и средние газодобывающие и газоперерабатывающие компании, вертикально интегрированные нефтяные компании, газотрейдерские организации. Они могут заниматься бизнесом по всему газовому циклу или по отдельным его направлениям, но с юридической, организационной или управленческой точки зрения не входят в систему "Газпрома". Они вместе с ОАО "Газпром" являются игроками на российском газовом рынке, однако довольно часто меняют свой хозяйственный статус и коммерческие союзы в зависимости от политики "Газпрома" и государства. Среди них особое место занимают вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК). Для них добыча природного газа пока не является основным видом деятельности, но потенциал их огромен, так как суммарные запасы природного сопутствующего газа российских ВИНК составляет около 7 трлн. куб. м.

Правительство РФ остается крупнейшим акционером ОАО "Газпром", однако оно не располагает контрольным пакетом акций компании (38,4%). До недавнего времени государство играло довольно пассивную роль в управлении компанией, передав ее руководству свой пакет акций в доверительное управление. В мае 2001 года Правительство РФ отказалось продлить контракт с высшим руководством компании, что свидетельствует о его намерении активизировать свою роль в управлении "Газпромом". В последние годы среди миноритарных акционеров появилось значительное число иностранных инвесторов.

Согласно российскому законодательству, они могут владеть акциями ОАО "Газпром" только в форме АДР и их суммарный пакет не должен превышать 20% акционерного капитала "Газпрома". Официально иностранцам принадлежит чуть более 10% его акций, из них половина приходится на немецкий газовый концерн "Рургаз". В действительности некоторые иностранные акционеры сумели "обойти" ограничения, связанные с АДР, действуя через российские аффилированные структуры. По оценкам экспертов, фактическая доля иностранных акционеров в капитале "Газпрома" с учетом "серых" схем владения акциями составляет 15-25%. "Газпром" и Правительство РФ рассматривают предложения о снятии так называемой "круговой изгороди" и разрешении непосредственного владения иностранцами обычными (голосующими) акциями компании с тем, чтобы повысить их стоимость и привлечь дополнительные внешние финансовые ресурсы . Вопросы организации хозяйственных отношений на рынке газа между поставщиками и покупателями газа, а также организациями, оказывающими им соответствующие услуги, в том числе газотранспортными организациями, регламентируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации, в соответствии с которыми покупателем или поставщиком газа может быть любое юридическое лицо. Доступ поставщиков газа к магистральным трубопроводам единой системы газоснабжения и газораспределительным сетям регулируется соответствующими положениями, также утвержденными Правительством РФ.

газоснабжение россия экономика

ОАО "Газпром" - крупнейшая газовая компания мира, занимающаяся геологоразведкой и добычей природного газа, газового конденсата, нефти, их транспортировкой, переработкой, и реализацией в России и за ее пределами. Является правопреемником имущественных прав и обязанностей Государственного газового концерна "Газпром", созданного в 1989 году в результате преобразования Министерства газовой промышленности СССР.

"Газпром" располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах - 16,9%, в российских - 60%. "Газпрому" принадлежат магистральные газопроводы, объединенные в Единую систему газоснабжения (ЕСГ) России. Общая численность персонала Группы "Газпром" - около 400 тыс. человек.

ОАО "Газпром" - крупнейшее акционерное общество в России. Общее число акционеров компании - более 500 тыс. Крупнейший акционер - государство. В середине 2005 года в результате приобретения государственной компанией ОАО "Роснефтегаз" 10,74% акций ОАО "Газпром" доля Российской Федерации в акционерном капитале ОАО "Газпром" увеличилась до контрольного пакета (50,002%). Это позволило усилить государственный контроль над компанией, имеющей стратегическое значение для экономики страны. Учредитель ОАО - правительство РФ. Председатель правления компании - . Сменил на этом посту (экс-председатель правительства РФ, сейчас - посол России в Украине).

Акции "Газпрома" остаются одним из наиболее привлекательных инструментов российского рынка ценных бумаг. В течение 2005 года цена акций на внутреннем и внешнем рынках росла, значительно превосходя динамику роста цен акций и АДР (American Depositary Receipt) других российских эмитентов. За год стоимость одной акции выросла с 76,10 руб. в декабре 2004 года до 192 руб. в декабре 2005-го. Рост котировок акций ОАО "Газпром" в 2006 году как на российских, так и на зарубежных биржах продолжался.

Как отмечено на сайте компании, миссия ОАО "Газпром" - эффективное и сбалансированное газоснабжение потребителей РФ и выполнение с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов и межправительственных соглашений по экспорту газа. А стратегическая цель - превращение в глобальную энергетическую компанию мирового уровня. В последнем рейтинге 500 самых крупных компаний планеты, составленном изданием "The Financial Times", "Газпром" занял 6-е место, уступив лишь нескольким мировым монстрам (таким, как, скажем, "Exxon Mobil ", "General Electric" или "Microsoft"). В аналогичном рейтинге 2006 года российский газовый гигант был на 10-й позиции.

Решение стратегических задач "Газпром" осуществляет путем реализации ряда перспективных проектов. Среди них - разработка Штокмановского газоконденсатного месторождения (разведанные запасы ШГКМ - не менее 3,7 трлн.куб.м газа и более 31 млн.т газового конденсата). Еще один амбициозный проект - строительство газопровода "Nord Stream". Это принципиально новый маршрут экспорта российского газа в Европу (потребителям Германии, Великобритании, Нидерландов, Франции, Дании) - в обход стран-транзитеров (в том числе Украины). Первую нитку "Nord Stream" (пропускная способность - 27,5 млрд.куб.м газа в год) запланировано ввести в эксплуатацию в 2010 году. Вторая нитка увеличит пропускную способность газопровода вдвое. Партнерами "Газпрома" в проекте выступают немецкие компании "BASF AG" и "E.ON AG". Для реализации проекта создано СП "Nord Stream AG", в капитале которого "Газпрому" принадлежит 51%, а партнерам - по 24,5%.

Также в числе стратегических проектов "Газпрома" - освоение месторождений российского полуострова Ямал (разведанные запасы газа там составляют 10,4 трлн.куб.м, конденсата - 228,3 млн.т, нефти - 291,8 млн.т); программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом выхода на рынок Китая; разработка Приразломного нефтяного месторождения в Баренцевом море; строительство газопровода "Голубой поток" из России в Турцию; выход на мировые рынки с новым продуктом - сжиженным природным газом и т.д.

"Газпром" владеет рядом непрофильных активов - в банковском секторе, в медиа-сфере и др.

На рынке Украины "Газпром" представлен компанией (РУЭ), которая продает отечественным потребителям газ, добытый в Средней Азии. Российскому газовому монополисту принадлежит 50% "РУЭ". Остальные 50 - украинскому миллиардеру (45%) и его партнеру Ивану Фурсину.

Аннотация:

Основной особенностью единой системой газоснабжения России (ЕСГ) является совокупность рассредоточенных на большом расстоянии, но связанных технологически, объектов добычи газа, его транспортировки, переработки, распределения и резервирования. Это газовые промыслы, магистральные газопроводы, газораспределительные станции, газораспределительные сети, станции подземного хранения и средства управления этими объектами. ЕСГ отличается физическими характеристиками процесса транспорта и распределения газа от других аналогичных систем, прежде всего, это касается возможностей маневрирования потоками газа и отборами его из месторождений для покрытия суммарных суточных и недельных потребностей.

JEL-классификация:

Основной особенностью единой системой газоснабжения России (ЕСГ) является совокупность рассредоточенных на большом расстоянии, но связанных технологически, объектов добычи газа, его транспортировки, переработки, распределения и резервирования. Это газовые промыслы, магистральные газопроводы, газораспределительные станции, газораспределительные сети, станции подземного хранения и средства управления этими объектами. ЕСГ отличается физическими характеристиками процесса транспорта и распределения газа от других аналогичных систем, прежде всего, это касается возможностей маневрирования потоками газа и отборами его из месторождений для покрытия суммарных суточных и недельных потребностей.

Если объединение локальных энергетических сетей в единую систему позволяет успешно решать тактические задачи практически мгновенной переброски потоков энергии из одного района страны в другой (благодаря чему возможен, так называемый, “системный эффект”, определяемый снижением необходимых резервных мощностей в энергосистемах), то в единой системе газоснабжения системный эффект выражается значительно слабее. Это связано со скорость движения газа, которая не превышает 40 км/час. Контроль же за системой газоснабжения по схеме “промысел – газопровод ‑ потребитель” дает возможность решать стратегические задачи планирования только там, где наиболее полно можно задействовать использование мощностей газопроводов при изменении районирования добычи и использования природного газа.

Существует тесная экономическая связь всех элементов ЕСГ, проявляющаяся в процессах планирования, ценообразования и управления. При изменении главных параметров (объемов годового отбора газа из месторождений, мощности межрайонного потока, уровня цен на природный газ для промышленности и населения) или какого-либо другого существенного элемента ЕСГ должны быть изменены и параметры остальных элементов.

Так, увеличение потока газа из месторождений, находящихся в Западной Сибири, в Западную Европу приводит к необходимости уменьшения потока на Урал, что в свою очередь вызывает перераспределение потоков от всех газовых месторождений, питающих европейскую часть России и Урал. Вместе с этим изменяются и суммарные затраты на систему в целом. Таким образом, создается положение при котором, какой-либо начальный импульс (изменение потока или отбора газа по элементу ЕСГ) вызывает цепочку последовательных влияний, охватывающих в итоге всю ЕСГ. Возникновение такой ситуации возможно как при выходе на газовый рынок независимых поставщиков, так и в случае, если не будет устанавливаться оптимальная цена на поставляемый газ между промышленностью и населением.

Технологически ЕСГ делиться на две подсистемы, жестко связанные между собой: межрайонные транспортные подсистемы, по которым газ передается из основных газодобывающих районов к районам потребления, и региональные (локальные) подсистемы (РГС), обеспечивающие поставку газа потребителям. То есть для обеспечения надежного и стабильного снабжения потребителей природным газом требуется жесткий технологический, финансовый и юридический контроль за межрайонными и региональными подсистемами.

В современных условиях к вышеперечисленным задачам добавились новые:

1. Несбалансированность механизма ценообразования на природный газ, который не отвечает интересам “Газпрома” и потребителей газа.

2.Сезонность получения доходов от продажи газа и постоянный рост затрат на обслуживание газотранспортной системы.

Ценообразование при продаже природного газа

В России в настоящее время на природный газ действуют две цены: оптовая для промышленности и другая для населения. Все цены утверждаются Федеральной энергетической комиссией один раз в год. Для потребителя цена за 1000 м З потребленного газа определяется по следующим схемам:

1. Для населения ‑ оптовая цена + проценты надбавки розничной цены (20-30%) для покрытия расходов газораспределительной организации.

Оптовая цена для промышленности на сегодня составляет 500 руб. (16 долларов) за 1000 м З, для населения ‑ 300 руб. (10 долларов) за 1000 м З, средняя цена ‑ 400 руб.

2. Для промышленности ‑ произведение оптовой цены и коэффициента неравномерности (перебор лимитов потребления газа) в зависимости от сезона (зимой ‑ 1,6, летом – 1,1) + произведение надбавки газораспределительной организации (ГРО) и НДС.

Розничная цена природного газа для населения формируется из оптовой цены на газ плюс 20-30% надбавки ГРО. Данный механизм ценообразования практически определяется органами власти субъектов Федерации, исходя не из интересов ЕСГ и общества в целом, а из политических целей региональных властей, которые заявляют: “Население в регионе ‑ малообеспеченное и платить за природный газ на уровне Европы не в состоянии”. Данная политика вводит в заблуждение не только поставщиков газа, но и само население. Это наглядно можно показать на примере газораспределительной организации.

Оплата природного газа для населения определяется как произведение розничной цены газа на норму потребления, которая в свою очередь определяется по типу газовых приборов, установленных в квартирах потребителей, и утверждается региональными властями по представлению ГРО. Практика показывает, что при установке в квартирах приборов учета природного газа доход за получаемый природный газ падает в 2-3 раза. Это наглядно демонстрирует опыт Калининградской области, где розничная цена на газ для квартир, оборудованных приборами учета, установлена в размере 1200 руб. / 1000 м З (при розничной цене для остальных квартир 340руб. / 1000м 3). Отсюда следует однозначный вывод, что в случае поднятия цены на газ, для населения, прежде всего, необходимо установить приборы учета. То есть дать возможность населению реально контролировать потребление газа в зависимости от своих потребностей и платежеспособности.

Алгоритм определения оптовый цены для предприятий ЕСГ и транспортной надбавки газораспределительной организации (ГРО) состоит в следующем: сумма всех затрат по добыче, транспорту, продаже, газораспределению и процент рентабельности делится на объем транспортируемого газа. Таким образом, сам алгоритм определения цены не стимулирует заинтересовать организаций ЕСГ в увеличении объемов добычи и транспорта газа без увеличения своей себестоимости. Учитывая низкие цены на природный газ в России ставиться вопрос о повышении этих цен к 2010 году до 55 долларов, но нигде не обсуждаются следующие вопросы:

1) Будут ли покупать по такой цене природный газ, если основной потребитель природного газа РАО ЕЭС фактически переходит на рыночную модель функционирования, имея при этом техническую возможность быстрого перехода на сжигание мазута?

2) Не измениться ли спрос на природный газ и, соответственно, не уменьшиться ли прибыль “Газпрома” в связи с выходом на рынок газа независимых поставщиков в лице газонефтяных компаний, имеющих возможность поставлять мазут и газ по приемлемым ценам для потребителей?

Проиллюстрируем подобную ситуацию с помощью нижеприведенного примера:

Пример.

Региональная энергетическая компания имеет котлоагрегаты, которые могут работать как на газе, так и на мазуте.

1) Стоимость (С) 1000 м З газа с калорийностью 8500 ккал /кг и удельным весом 0,685 кг/м 3 составляет зимой:

С =400 * 1,6* 1,2+44,6 *1.2 =821,52 руб.

С- 400 * 1,1 * 1.2 + 44,6 * 1,2= 535,2 руб.

где 400 руб. ‑ оптовая цена на газ;

1,6 и 1,1 ‑ коэффициенты за перерасход лимитов газа;

44,6 руб. ‑ надбавка ГРО;

1,2 ‑ налог на добавленную стоимость.

Средневзвешенная цена 1000 м З газа ‑ 678,36 руб.

Стоимость одной гкал энергии из газа = стоимость топлива / калорийность* вес / 1000000.

Или в нашем случае: 678,36 / 685 * 8500 / 1000000 = 116 руб. за гкал энергии.

3) Стоимость мазута 2500 руб./тонну на теплоэлектростанции, калорийность мазута 9800 ккал/кг, удельный вес 1,015 г/м3.

Стоимость одной гкал энергии мазута ‑ 251 руб .

То есть стоимость одной гкал тепловой энергии из газа меньше в 2,16 раза.

Таким образом, рыночная цена за природный газ для данной энергетической компании с учетом всех налогов и акцизов и транспортной надбавки ГРО на газ должна быть не более 1452 руб. / 1000 м З. Данная цена выгодна и “Газпрому”, поскольку спрос на его продукцию не падает.

Исходя из выше изложенного, можно сделать такие выводы :

1. Цена природного газа для населения должна быть выше цены газа для промышленности, при условии оснащения населения приборами учета и отказа от норм потребления. Данное предложение необходимо сделать привлекательным для населения как потребителя для любого поставщика газа. Перераспределение потоков за счет цены на природный газ между населением и промышленностью позволит обеспечить оптимальную загрузку газопроводов и надежность системы в целом, а также не должно привести к увеличению затрат ЕСГ.

2. Необходимо отказаться от алгоритма ценообразования на природный газ как частного от деления затрат ЕСГ на объем транспортируемого газа, поскольку данный метод не отвечает стимулированию снижения издержек на добычу, транспорт и распределение газа. Кроме этого ЕСГ может потерять сектор рынка природного газа в промышленности и энергетике при выходе на этот рынок газонефтяных компаний, что уменьшит доходы акционеров и инвесторов “Газпрома”.

Об экономических проблемах и особенностях промышленного производства и потребления газа читайте в следующем номере журнала.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241