Покупка и продажа ос, бывших в употреблении. Может ли учреждение продать данные материальные производственные запасы без разрешения учредителя, и если да, то как данная операция должна отражаться в бухгалтерском и налоговом учете учреждения? Как транспорт

Порядок действий при продаже автомобиля, особо ценное имущество. Разрешение собственника на продажу получено. Непонятен порядок действий: когда списывать, когда снимать с учета, когда продавать?

Ответ

Реализация автобуса оформляется договором купли-продажи. Перед тем, как подписать договор- купли-продажи нужно снять автомобиль с регистрационного учета в порядке, установленном Административным регламентом исполнения государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденный приказом МВД России от 7 августа 2013 г. № 605.

Порядок оформления договора купли-продажи регулируется положениями главы 30 Гражданского кодекса РФ. Заключению договора купли-продажи транспортного средства в этих случаях должно предшествовать проведение независимой оценки. Также при реализации автомобиля нужно выставить счет-фактуру, которая регистрируется продавцом в книге продаж.

Бюджетные и автономные учреждения средства, полученные от реализации государственного (муниципального) имущества, должны включить в состав доходов при расчете налога на прибыль. В случае продажи амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить свои доходы на его остаточную стоимость. Но это касается тех случаев, когда основное средство было приобретено за счет внебюджетных источников.

Письменной форме. Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами (п. 1 ст. 160 ГК РФ).

В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 7 "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157), предусмотрено, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству Российской Федерации правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти .

При этом документы , формы которых не унифицированы, должны содержать обязательные реквизиты , перечисленные в п. 7 Инструкции N 157.

Согласно п. 12 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее - Инструкция N 174н, продажа объектов основных средств в случае и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, отражается на основании первичного учетного документа - Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306001).

Реализация имущества, имущественных прав согласно действующему налоговому законодательству является объектом обложения налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль организаций. При этом под имуществом в данном случае понимаются объекты, учитываемые согласно п. 22 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, в составе нефинансовых активов, в том числе и в составе основных средства.

Бюджетные учреждения, как российские организации , являются плательщиками НДС и налога на прибыль (п. 1 ст. 48 , ст. 120 ГК РФ, ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", п. 2 ст. 11 , п. 1 ст. 143 , п. 1 ст. 246 НК РФ). Поэтому при реализации имущества эти организации госсектора исчисляют и уплачивают налоги в общеустановленном порядке с учетом отдельных особенностей, которые обусловлены спецификой их правового положения.

В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров, передаче имущественных прав организация должна выставить покупателю соответствующий счет-фактуру не позднее пяти календарных дней, считая день отгрузки товара или передачи имущественных прав.

В учете реализация транспортного средства может быть отражена следующими корреспонденциями:

Дебет 0 104 25 410 Кредит 0 101 25 410

Списана начисленная амортизация по реализуемому транспортному средству;

Дебет 0 401 10 172 Кредит 0 101 25 410

Списана остаточная стоимость реализуемого транспортного средства;

На балансе учреждений спорта нередко числится имущество, потребность в использовании которого у учреждения отсутствует. Причин данному факту может быть множество: приобретение более нового имущества, характеристики которого превышают характеристики имеющегося, или прекращение осуществления видов деятельности, для которых это имущество необходимо, и т.д. Однако просто хранить указанное имущество не только не выгодно с экономической точки зрения, но и может быть признано проверяющими неэффективным использованием имущества. В статье мы поговорим о реализации такого имущества и отражении данной операции в бухгалтерском учете.

Наличие правовых оснований для распоряжения имуществом

В соответствии с п. 3 ст. 213 ГК РФ коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий и государственных (муниципальных) учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям. Все имущество государственных (муниципальных) учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления согласно требованиям ГК РФ. Собственник имущества учреждения – соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование. То есть все имущество государственных (муниципальных) учреждений – государственная или муниципальная собственность.

Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность). Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, – муниципальная собственность (ст. 215 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 298 ГК РФ автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником на его приобретение. Остальным имуществом, находящимся у АУ на праве оперативного управления, это учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Бюджетное учреждение без согласия собственника не может распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником на его приобретение, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у БУ на праве оперативного управления, это учреждение может распоряжаться самостоятельно (п. 3 ст. 298 ГК РФ).

Согласно п. 4 ст. 298 ГК РФ казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться любым имуществом без согласия собственника имущества.

Исходя из вышеизложенного без согласования с учредителем:

– автономное учреждение может самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств, а также иным движимым имуществом вне зависимости от источника его приобретения;

– бюджетное учреждение может самостоятельно распоряжаться особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств, и иным движимым имуществом вне зависимости от источника его приобретения.

У казенного учреждения аналогичное право отсутствует.

Согласовываем реализацию

Порядок согласования распоряжения имуществом устанавливается его собственником. Так, порядок согласования распоряжения федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за федеральным бюджетным учреждением, определен Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 537 (далее – Положение N 537). В силу п. 3 указанного Положения согласование распоряжения особо ценным движимым и недвижимым имуществом отнесено к компетенции учредителя бюджетного учреждения. Вместе с тем следует учитывать, что распоряжение недвижимым имуществом должно приниматься учредителем учреждения по согласованию с Росимуществом путем направления последнему проекта решения (п. 4 Положения N 537). Указанное правило не применяется при принятии решений в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минобороны, Управления делами Президента РФ и Росморречфлота (в отношении подведомственных им федеральных бюджетных учреждений, за которыми на оперативном управлении закреплено имущество, расположенное в границах морских портов).

При этом следует учитывать, что перед направлением учредителю документов о реализации имеющегося имущества на согласование учреждению необходимо осуществить оценку данного имущества. Напомним, что в силу ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” проведение оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в том числе при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям.

Таким образом, проводить оценку имущества, подлежащего реализации, необходимо вне зависимости от того, нужно ли получать согласие учредителя на его реализацию или нет.

О доходах от реализации

В силу ст. 298 ГК РФ бюджетные и автономные учреждения вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует данным целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах. Доходы, полученные от названной деятельности, и приобретенное за счет них имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетных и автономных учреждений.

Что же касается казенных учреждений, они тоже могут осуществлять приносящую доходы деятельность на основании своих учредительных документов. Однако доходы, полученные от указанной деятельности, должны поступать в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Напомним, что ст. ст. 41, 51, 57 и 62 БК РФ устанавливают норму о формировании неналоговых доходов бюджета, в том числе от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности РФ (субъекта или муниципального образования), и при этом предусматривают исключение в отношении имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений.

На основании вышеизложенного доходы от реализации имущества, закрепленного за автономным или бюджетным учреждением, являются доходами данных учреждений и поступают в самостоятельное их распоряжение вне зависимости от источника приобретения реализованного имущества.

Вместе с тем, как мы уже отмечали выше, государственное (муниципальное) учреждение может осуществлять только те виды деятельности, которые закреплены в его учредительных документах. Учредительными документами является устав либо в случаях, установленных законом, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, положение, утвержденное соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, для казенного учреждения.

Налогообложение

Базой по налогу на прибыль организаций признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 НК РФ, подлежащей обложению налогом (п. 1 ст. 274 НК РФ). Доходами от приносящей доход деятельности согласно гл. 25 НК РФ считаются доходы государственных (муниципальных) учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных и имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах (ст. 249 НК РФ). Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном ст. 250 НК РФ.

При этом необходимо отметить, что к операциям по реализации казенными учреждениями какого-либо имущества нельзя применять положения пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ в связи с тем, что указанные операции не являются государственной (муниципальной) услугой.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ сумма реализации имущества тоже подлежит обложению НДС.

Бухгалтерский учет

В силу п. 51 Инструкции N 157н <1> выбытие инвентарных объектов основных средств, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 3000 руб. включительно, учитываемых на забалансовом учете, отражается на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного в установленном порядке соответствующим первичным учетным документом (актом).

——————————–

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

К отражению в бухгалтерском учете принимаются акты при наличии согласования решения о списании объекта основного средства в случаях, предусмотренных законодательством РФ, с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на акте.

Отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта основного средства и реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускаются.

Учет операций по выбытию и перемещению объектов основных средств ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Пример 1. Бюджетным учреждением принято решение о продаже пяти объектов материальных запасов (велосипедов, предназначенных для выдачи напрокат), ранее использовавшихся для оказания муниципальных услуг. Велосипеды приобретались за счет субсидии на оказание муниципальных услуг и относились к особо ценному движимому имуществу. Учетной политикой бюджетного учреждения предусмотрено списание материальных запасов по средней фактической стоимости.

После получения разрешения от учредителя на реализацию указанного имущества в бухгалтерском учете учреждения были отражены следующие операции:

Содержание операции Дебет Кредит Документ-основание
Списаны пять велосипедов по средней фактической стоимости 4 401 10 172 4 105 26 440 Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов, накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону
Отражены расходы на оценку стоимости велосипедов 4 401 20 226 4 302 26 730
Оплачены услуги оценщика 4 302 26 830 4 201 11 610, Выписка из лицевого счета
Начислен доход от реализации 2 209 83 560 <*> 2 401 10 172
2 401 10 172 2 303 04 730 Счет-фактура
2 201 11 510, 2 209 83 660 <*> Выписка из лицевого счета

——————————–

<*> До вступления в силу Приказа Минфина России от 31.12.2015 N 227н “О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н “Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению” применялся счет 2 205 74 560 “Расчеты по доходам от операций с активами”.

Пример 2. В связи с ликвидацией тира автономным учреждением принято решение о продаже нескольких единиц спортивного оружия, использовавшегося для осуществления приносящей доход деятельности.

Содержание операции Дебет Кредит Документ-основание
Списаны объекты основных средств 2 401 10 172 2 101 34 000
Отражены расходы на оценку стоимости спортивного оружия 2 401 20 226 2 302 26 000 Договор, акт об оказании услуг
Оплачены услуги оценщика 2 302 26 000 2 201 11 000, Выписка из лицевого счета
Начислен доход от реализации 2 209 83 000 <*> 2 401 10 172 Договор, счет-фактура, накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону
Начислен НДС по доходам от реализации 2 401 10 172 2 303 04 000 Счет-фактура
Отражено поступление выручки от реализации 2 201 11 000, 2 209 83 000 <*> Выписка из лицевого счета

——————————–

<*> До вступления в силу Приказа Минфина России от 31.12.2015 N 228н “О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 183н “Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению” применялся счет 2 205 74 000 “Расчеты по доходам от операций с активами”.

Пример 3. Казенным учреждением с разрешения собственника реализуется основное средство (автомобиль). Этот автомобиль был приобретен за счет бюджетных средств. Казенное учреждение наделено полномочиями администратора доходов бюджета только по начислению и учету платежей в бюджет.

В бухгалтерском учете указанные операции будут отражаться следующим образом.

Содержание операции Дебет Кредит Документ-основание
Списано основное средство с бухгалтерского учета: Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов
на сумму начисленной амортизации 1 104 35 410 1 101 35 410
на сумму остаточной стоимости 1 401 10 172 1 101 35 410
Отражены расходы на оценку стоимости автомобиля 1 401 20 226 1 302 26 730 Договор, акт приема-передачи услуг
Оплачены услуги оценщика 1 302 26 830 1 304 05 226 Выписка из лицевого счета
Начислен доход от реализации автомобиля 1 205 71 560 1 401 10 172 Договор, счет-фактура, накладная на отпуск материалов на сторону (ф. 0315007)
Начислен НДС по доходам от реализации 1 401 20 290 1 303 04 730 Счет-фактура
Начислен налог на прибыль 1 401 20 290 1 303 03 730 Бухгалтерская справка
Отражена задолженность перед бюджетом в сумме выручки от реализации автомобиля 1 304 04 410 1 303 05 730 Извещение
Отражено исполнение обязательства по перечислению в доход бюджета суммы дохода от реализации автомобиля 1 303 05 830 1 205 71 660 Извещение

В заключение еще раз отметим, что принять самостоятельное решение о реализации имущества может исключительно:

– автономное учреждение – в отношении недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, приобретенного за счет собственных средств, а также иного движимого имущества вне зависимости от источника его приобретения;

– бюджетное учреждение – в отношении особо ценного движимого имущества, приобретенного за счет собственных средств, а также иного движимого имущества вне зависимости от источника его приобретения.

У казенного учреждения право самостоятельного распоряжения имуществом отсутствует.

Доходы от реализации имущества поступают в самостоятельное распоряжение бюджетных и автономных учреждений, а в случае реализации имущества казенным учреждением – в доход соответствующего бюджета.

“Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение”, 2016, N 4

Может ли учреждение продать данные материальные производственные запасы без разрешения учредителя, и если да, то как данная операция должна отражаться в бухгалтерском и налоговом учете учреждения?

У бюджетного учреждения - получателя субсидии на выполнение государственного задания на складе числятся запасные части для автотранспорта, учтенные по виду обеспечения 4 - субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания. Данные запасные части учреждение не планирует использовать в своей деятельности.

Имущество бюджетного учреждения, принадлежащее ему на праве оперативного управления, находится в собственности соответствующего публично-правового образования (ст.ст. 120, 214, 215, 296 ГК РФ).

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетного учреждения, а также имущество, приобретенное таким учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление учреждения в порядке, действующим законодательством для приобретения (п. 2 ст. 299 ГК РФ).

Действующее законодательство существенно ограничивает права собственника в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетных учреждений (ст. 298 ГК РФ; п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ). Так, например, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться только:

Особо ценным закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества;

Недвижимым имуществом.

Остальным же имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. При этом в соответствии с действующим законодательством, к особо ценному движимому имуществу отнесены быть не могут (п. 11 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества").

Таким образом, если иное прямо не установлено действующими нормативными правовыми актами, бюджетное учреждение вправе самостоятельно принять решение о наиболее эффективном способе использования запасных частей. В частности, должностными лицами учреждения может быть принято обоснованное решение об их реализации.

Операции по реализации имущества относятся к приносящей доход деятельности бюджетного (автономного) учреждения (п. 4 ст. 9.2, п. 1 ст. 24 Закона N 7-ФЗ, ст. 4 Закона N 174-ФЗ). В свою очередь, доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного (автономного) учреждения (п.п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ).

Данное правило распространяется на доходы, поступающие учреждениям при реализации практически любого имущества, в том числе особо ценного движимого имущества, а также имущества, принятого учреждениями к балансовому учету в период их деятельности в статусе получателей бюджетных средств (смотрите, например, письмо от 24.04.2012 N 02-04-10/1464). Исключение составляют только доходы от реализации недвижимого имущества - согласно требованиям ст. 41 БК РФ средства от продажи недвижимого имущества бюджетных и автономных учреждений подлежат перечислению в доход бюджета.

Начисление доходов отражается бюджетными учреждениями по дебету счета 0 205 00 000 "Расчеты по доходам" в общеустановленном порядке - методом начисления (п.п. 3, 197, 295 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н). В рамках приносящей доход деятельности (с кодом "2") такими учреждениями отражаются, в частности, доходы от реализации любого имущества учреждения, в том числе и учтенного по виду финансового обеспечения 4 - субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания.

При этом списание реализованного имущества отражается в учете по подстатье 172 "Доходы от реализации активов" КОСГУ, что прямо предусмотрено положениями п. 37 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

Учитывая изложенное, операции по реализации запасных частей, учтенных по виду финансового обеспечения 4 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, могут быть отражены в учете с применением следующих корреспонденций:

Дебет 4 401 10 172 Кредит 4 105 36 440

Списана с баланса стоимость запасных частей;

Дебет 2 205 71 560 Кредит 2 401 10 172

Отражена выручка от реализации запасных частей;

Дебет 2 401 10 172 Кредит 2 303 04 730

Отражен НДС по реализованным запасным частям (по стоимости реализации).

Налог на прибыль и НДС

На основании пп. 1 п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249 НК РФ выручка от реализации имущества (без учета НДС) признается доходом от реализации (письма Минфина России от 01.03.2012 N 03-03-10/18, от 10.11.2011 N 03-03-05/105).

Операции по реализации нефинансовых активов, товаров, а также имущественных прав, осуществляемые госучреждениями, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке ((письма Минфина России от 01.11.2012 N 03-07-11/474, от 06.06.2012 N 03-03-05/48, от 05.04.2012 N 03-07-11/100). Освобождение от уплаты НДС на основании пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ предусмотрено только при реализации товаров отечественного и зарубежного производства по перечням, утверждаемым Правительством РФ.

Налоговая база по НДС и порядок ее определения при реализации имущества установлены статьями 153 и 154 НК РФ. Налоговые ставки и порядок налога определены в статьях 164 и 166 НК РФ соответственно.

Эксперт службы Правового консалтинга Миллиард Мария

Порядок получения согласия на реализацию имущества определяется собственником (учредителем) (подп. «л» п. 3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 537).

Собственник (учредитель) определяет перечень документов, необходимых для согласования реализации, порядок их представления и рассмотрения. Данный перечень включает:

  • сопроводительное письмо с пояснительной запиской о необходимости реализации и причинах нецелесообразности дальнейшего использования;
  • отчет об оценке рыночной стоимости имущества;
  • копию лицензии оценщика;
  • копию технического паспорта;
  • справку о балансовой стоимости объекта;
  • копию свидетельства о регистрации транспортного средства;
  • сведения о прохождении последнего техосмотра.

Также при реализации актива выставляются счета-фактуры, которые регистрируются продавцом в книге продаж. Формы и правила их заполнения определены постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 .

Реализация автомобиля оформляется договором купли-продажи. Порядок его оформления регулируется положениями главы 30 Гражданского кодекса РФ. При этом казенное учреждение выступает непосредственно в роли продавца. В преамбуле договора купли-продажи целесообразно указать реквизиты документа, дающего разрешение на реализацию. Также необходимо предусмотреть обязательное проведение оценки независимыми оценщиками (ст. 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ).

Учреждение вправе заключить с контрагентом договор купли-продажи напрямую, то есть без проведения торгов, если иное не предусмотрено внутренними актами собственника имущества или самого учреждения.

При реализации амортизируемого имущества расходами, уменьшающими налогооблагаемую базу, являются остаточная стоимость реализуемого имущества и расходы по продаже.

Если же реализуемое имущество приобретается за счет целевого финансирования либо получено от учредителя, то стоимость имущества не облагается налогом на прибыль. То же самое касается и расходов, связанных с реализацией.

Расчет НДС

Операции казенных учреждений по реализации подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке (письма Минфина России от 1 ноября 2012 г. № 03-07-11/474 , от 6 июня 2012 г. № 03-03-05/48 , от 5 апреля 2012 г. № 03-07-11/100).

Порядок определения налогооблагаемой базы по НДС при реализации имущества установлен Налогового кодекса РФ, налоговые ставки и порядок исчисления налога определены в статьях и Налогового кодекса РФ соответственно.

Как правило, казенные учреждения реализуют имущество, в первоначальную стоимость которого уже включен «входной» НДС, то есть налог еще не возмещался. В этом случае налоговая база определяется как разница между ценой реализации, исчисленной исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Налогового кодекса РФ, с учетом НДС, и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок) (п. 3 ст. 154 Налогового кодекса РФ). При этом остаточная стоимость определяется по данным бухгалтерского учета (письма Минфина России от 26 марта 2007 г. № 03-07-05/16 , от 9 октября 2006 г. № 03-04-11/120). Сумма НДС в этом случае определяется по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ).

Если же разница между ценой реализуемого имущества и его остаточной стоимостью равна нулю либо получен убыток, налог не исчисляется (письмо Минфина России от 3 июля 2012 г. № 03-07-05/18).

В тех случаях, когда актив, подлежащий реализации, числится на балансе без учета НДС (налог был предъявлен к вычету), сумма НДС начисляется с цены реализации этого актива по ставке 18 процентов (п. 1 ст. 154 Налогового кодекса РФ).

Согласно пункту 3 статьи 168 Налогового кодекса РФ, при реализации товаров должны быть выставлены соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней со дня отгрузки (передачи имущественных прав).

Бухгалтерский учет

Согласно пункту 9 Инструкции № 162н, списание (выбытие) основных средств вследствие реализации отражается на основании первичного учетного документа - Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001).

Для уплаты налогов на прибыль и НДС казенному учреждению доводятся лимиты по бюджетным обязательствам по виду расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов и иных платежей» и подстатье 290 «Прочие расходы» Классификации операций сектора государственного управления (письмо Минфина России от 1 августа 2012 г. № 02-03-09/3040).

Порядок отражения в учете операций, связанных с продажей автомобиля, рассмотрим на примере.

Пример

На балансе казенного учреждения числится автомобиль первоначальной стоимостью 3 000 000 руб. Сумма начисленной амортизации составляет 2 000 000 руб. Учредитель дал согласие на реализацию автомобиля. В результате независимой оценки рыночная стоимость автомобиля - 2 118 000 руб. Стоимость услуг оценщика равна 3000 руб. По этой цене заключен договор купли-продажи. В соответствии с Инструкцией № 162н продажа транспортного средства отражается следующими бухгалтерскими записями:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списан автомобиль с баланса учреждения

Списана сумма начисленной амортизации

1 104 35 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости транспортных средств - иного движимого имущества учреждения»

1 101 35 410

Списана остаточная стоимость автомобиля

1 401 10 172

1 101 35 410
«Уменьшение стоимости транспортных средств - иного движимого имущества учреждения»

1 000 000 (3 000 000 - 2 000 000)

Начислены расходы на независимую оценку

1 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»

1 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

Начислен доход от реализации с учетом НДС

1 205 71 560

1 401 10 172
«Доходы от операций с активами»

Начислен НДС с выручки

1 401 20 290
«Прочие расходы»

1 303 04 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»

170 542,37 (2 118 000 - (3 000 000 - 2 000 000) x 18/118)

Начислен налог на прибыль с выручки

1 401 20 290
«Прочие расходы»

1 303 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»

38 9491,53 (2 118 000 - 170542,37) x 20%

Отражено поступление в доход бюджета средств от продажи

Если учреждение является администратором доходов бюджета

1 210 02 410
«Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет от выбытия основных средств»

1 205 71 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с основными средствами»

Если учреждение не является администратором доходов бюджета по кассовым поступлениям

1 304 04 410
«Внутриведомственные расчеты по доходам от выбытия основных средств»

1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»