Закон социальной помощи 178 фз. Федеральный закон «О государственной социальной помощи

Не действует Редакция от 17.07.1999

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.07.99 N 178-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ"

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Предметом регулирования настоящего Федерального закона не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров;

социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидия - имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг;

компенсация - возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.

Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

адресного и рационального использования бюджетных средств.

К ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся:

принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи;

разработка и реализация федеральных целевых программ оказания гражданам государственной социальной помощи на территории Российской Федерации;

формирование федерального бюджета в части расходов на оказание государственной социальной помощи;

установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации.

Источниками оказания государственной социальной помощи являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и средства местных бюджетов.

В случае недостаточности средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание государственной социальной помощи такие средства выделяются субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления за счет средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы Российской Федерации или дополнительных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Государственная социальная помощь может оказываться единовременно или на период не менее трех месяцев.

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

В случае, если в субъекте Российской Федерации не установлены величины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством Российской Федерации.

1. Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

2. Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.

Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.

3. Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной зашиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

4. Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом, а до его принятия - Правительством Российской Федерации.

В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.

Отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

1. Заявитель обязан известить орган социальной защиты населения. который назначил государственную социальную помощь, об изменениях являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.

2. В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.

3. Прекращение оказания государственной социальной помощи установления Правительством Российской Федерации величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

На сайте «Zakonbase» представлен ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.07.99 N 178-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.07.99 N 178-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.07.99 N 178-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Принят Государственной Думой 25 июня 1999 г., одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 г. Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.


Статья 1.Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

  • государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;
  • социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • субсидия — имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг;
  • набор социальных услуг — перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • социальный контракт — соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин — реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации;
  • программа социальной адаптации — разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, и включают в себя виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.

Статья 3. Цели оказания государственной социальной помощи

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

  • поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
  • адресного использования бюджетных средств;
  • создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
  • снижения уровня социального неравенства;
  • повышения доходов населения.

Статья 4.1. Полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации

1. К полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:

1) организация размещения заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

2) заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов;

3) организация обеспечения населения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

2. Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. […]

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ, ОКАЗЫВАЕМАЯ В ВИДЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ НАБОРА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Статья 6.1. Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг

В соответствии с настоящей главой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:

8) инвалиды;

9) дети-инвалиды.

Статья 6.2. Набор социальных услуг

1. В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

1.1) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний;

2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

2. Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки в соответствии с пунктом 1.1 части 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

3. Длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортном учреждении составляет 18 дней, для детей-инвалидов — 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга — от 24 до 42 дней.

Статья 6.3. Предоставление социальных услуг

1. Учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.

2. Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.

В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.

В случае, если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 17.07.1999 N 178-ФЗ

"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ"

Материал подготовлен с использованием правовых актов

Е.А. ЧЕРЕШЕВА

Черешева Екатерина Анатольевна - юрисконсульт ЗАО "Современные технологии", начальник отдела автоматизированных информационных систем Министерства здравоохранения и социальной поддержки населения области, стаж работы более 7 лет.

В издании дается комментарий каждого пункта статей Федерального закона "О государственной социальной помощи", в котором освещены вопросы государственного управления социальной помощью, специфика действия финансовых механизмов в данной сфере. Подробно рассмотрен набор социальных услуг, предоставляемых гражданам в виде социальной помощи государством.

Данный Комментарий предназначен для применения в сфере оказания социальных услуг, для работников контролирующих органов.

При подготовке настоящего издания использовались нормативно-правовые акты по состоянию на 1 ноября 2007 года.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

(в ред. Федеральных законов

от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),

от 25.11.2006 N 195-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

Комментарий к преамбуле

Федеральный закон "О государственной социальной помощи" был принят Государственной Думой 25 июня 1999 года, одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года и подписан Президентом Российской Федерации 17 июля 1999 года. Целями принятия этого Закона являются оказание адресной социальной помощи, повышение доходов населения; обеспечение доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижение уровня социального неравенства.

Необходимость принятия комментируемого Закона вытекает из положений, закрепленных в Федеральном законе от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", согласно которому семья (одинокий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.

В преамбуле говорится о том, что комментируемый Закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Практически о любой норме комментируемого Закона можно сказать, что она устанавливает правовые основы оказания социальной помощи. Например, статьи 6.1 и 6.7 перечисляют категории граждан, которым гарантировано предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Что касается организационных основ оказания помощи, то к таким нормам относятся статья 8, в которой определены основы порядка назначения государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам; статья 6.3, регламентирующая предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Вторая часть преамбулы говорит, что комментируемый Закон не регулирует отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации, т.е. Закон не является универсальным. Поэтому при решении вопросов о назначении таких видов социальных выплат, как пособия по безработице, пособия гражданам, имеющим детей, следует руководствоваться соответствующими законодательными актами. Так, предоставление ежемесячного пособия на ребенка регламентируется Федеральным законом N 81-ФЗ от 19 мая 1995 года "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", который "устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства".

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Комментарий к статье 1

1. В комментируемой статье впервые дано правовое определение понятию "государственная социальная помощь". Итак, государственная социальная помощь - это предоставление социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров категориям лиц, определенных в комментируемом Законе. К категориям лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, относятся:

малоимущие одиноко проживающие граждане;

малоимущие семьи.

Основным показателем выделения нуждающихся в государственной социальной помощи является признак малоимущественности. Статья 7 комментируемого Закона определяет, что гражданин или семья будут признаны малоимущими, если по независящим от них причинам их доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в месте их проживания. Величина дохода семьи или одиноко проживающего гражданина может изменяться из месяца в месяц, поэтому для признания семьи или гражданина малоимущими используется среднедушевой доход. Среднедушевой доход является расчетной величиной, характеризующей среднюю величину месячных доходов семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме. Порядок расчета среднедушевого дохода установлен Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи". Прожиточный минимум является денежной величиной, характеризующей размер необходимых доходов для обеспечения жизнедеятельности граждан. Прожиточный минимум включает в себя стоимостную оценку минимального набора продуктов питания, минимального набора непродовольственных товаров, минимальный набор услуг, а также обязательные платежи и сборы. Правовые основы для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при осуществлении мер социальной защиты граждан установлены в Федеральном законе от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Однако величина прожиточного минимума не является одинаковой для всех регионов Российской Федерации. Она зависит от природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Для учета всех различий субъекты Российской Федерации рассчитывают свои величины прожиточного минимума, действующие на их территории.

2. Государственная социальная помощь предоставляется в форме социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджетная система представляет собой совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации, ее субъектов и муниципального образования. Бюджетная система Российской Федерации основана на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации и регулируется нормами права.

Российская Федерация состоит из равноправных субъектов Российской Федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, перечень которых определен в части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации.

Местные бюджеты - это бюджеты муниципальных образований. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет виды муниципальных образований - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городское поселение - город или поселок, где местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которых местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

С правовой точки зрения бюджет - это юридический документ, составляемый, утверждаемый и исполняемый органами власти российской Федерации, ее субъектов и органов власти муниципальных образований соответственно. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации - в форме законов субъектов Федерации, местные бюджеты - в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления.

3. Субсидия - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг. Примером субсидии может служить оплата проезда к месту лечения и обратно для категории граждан, получающих государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг. Отличительным признаком субсидии от социального пособия является ее целевой характер, т.е. ее невозможно использовать на другие нужды. Предоставление субсидий допускается:

из федерального бюджета - в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами;

из бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации;

из местных бюджетов - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.

В случае неиспользования в установленный срок или нецелевого использования субсидии подлежат возврату в соответствующий бюджет.

Социальные услуги - это действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации помощи, предусмотренной действующим законодательством.

Получатели социальных услуг - это граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в связи с ней в получении государственной социальной помощи. Тяжелая жизненная ситуация - это ситуация, которая объективно нарушает жизнедеятельность граждан (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное) и которую они не могут преодолеть самостоятельно. Предоставляют социальные услуги социальные службы (предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица).

4. Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были внесены существенные изменения в комментируемый Закон. В частности, был добавлен новый вид государственной социальной помощи - набор социальных услуг.

Набор социальных услуг - перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с главой 2 комментируемого Федерального закона. Статья 6.2 дает развернутое определение состава набора социальных услуг - это:

дополнительная бесплатная медицинская помощь;

бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Получателями набора социальных услуг являются граждане из категорий, указанных в статьях 6.1 и 6.7 комментируемого Закона.

Статья 2. Законодательство о государственной социальной помощи

Комментарий к статье 2

1. Законодательство о государственной социальной помощи - это совокупность нормативно-правовых актов, содержащих нормы права, регулирующие отношения между государством и физическими лицами, возникающие при оказании государственной социальной помощи. Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В соответствии с Конституцией Российской Федерации регулирование вопросов, связанных с оказанием государственной социальной помощи, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому законодательство о государственной социальной помощи состоит из федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации.

Все законодательство о государственной социальной помощи базируется на положениях, зафиксированных Конституцией Российской Федерации. Статья 7 Конституции устанавливает, что Российская Федерация является социальным государством, задачами которого является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство обязано заботиться о социальной справедливости и благополучии своих граждан путем:

охраны труда и здоровья;

гарантии минимального размера оплаты труда;

государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

развития системы социальных служб;

установления государственных пенсий, пособий.

Государственная социальная помощь - это материальное обеспечение, предоставляемое государством социально слабо защищенным слоям населения, таким, как малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи, инвалиды, участники Великой Отечественной войны и иные категории граждан, указанные в комментируемом Федеральном законе.

Статья 39 Конституции гарантирует социальное обеспечение категориям лиц, которые не могут обеспечить свое существование самостоятельно в виду наступления определенного возраста, инвалидности, болезни, в иных случаях, установленных законодательством. Государство создает систему обеспечения их материальными благами за счет средств государства.

2. Нормативно-правовые акты, предметом регулирования которых является предоставление государственной социальной помощи, подразделяются по юридической силе на законы и подзаконные акты. К законам относятся:

Конституция Российской Федерации, которая обладает высшей юридической силой на территории Российской Федерации, определяет основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство и другие основополагающие принципы. Все принимаемые нормативно-правовые акты не должны противоречить положениям Конституции.

Федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам определенным Конституцией Российской.

Федеральные законы, которые принимаются Федеральным Собранием в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации, которые действуют на соответствующей территории, не должны противоречить федеральному законодательству.

К подзаконным актам относятся:

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, которые действуют на всей территории Российской Федерации. Указ - это правовой акт, относящийся к неопределенному кругу лиц, а распоряжение - это правовой акт индивидуального характера. Акты Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным и федеральным законам.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, которые носят обязательный характер и действуют на всей территории Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным и федеральным законам и указам и распоряжениям Президента. В случае расхождения этих актов с актами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения предпочтение отдается актам Правительства Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства субъектов Российской Федерации, которые принимаются Правительствами субъектов Федерации. Эти акты носят обязательный характер на территории соответствующего субъекта. Они не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным и федеральным законам, нормативным правовым актам Президента и Правительства Российской Федерации и законам, принимаемым соответствующим субъектом.

По времени действия нормативно-правовые акты подразделяются на бессрочные (принятые на неопределенный срок) и временные (дата окончания действия закона указывается в нем явно).

Нормативно-правовые акты по сфере действия подразделяются на акты, действующие на всей территории Российской Федерации, и на акты, действующие на части ее территории.

К актам, действующим на всей территории Российской Федерации, относятся федеральные акты (Конституция, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты министерств и ведомств).

Акты, действующие на части территории Российской Федерации, подразделяются на:

акты субъектов Российской Федерации, действующие только на территории принявшего его субъекта;

акты органов местного самоуправления, действующие на территории соответствующего местного образования;

локальные акты, принимаемые в организациях, на предприятиях и действующие только на них.

Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления принимают нормативно-правовые акты в рамках своей компетенции. Акты, принимаемые субъектами Российской Федерации, не должны противоречить общефедеральным нормативно-правовым актам. Акты, принимаемые органами местного самоуправления, не могут вступать в противоречие с нормативно-правовыми актами, принимаемыми органами власти соответствующего субъекта Российской Федерации и общефедеральному законодательству. Локальные акты принимаются в соответствии с действующим законодательством в месте нахождения предприятия, организации.

Федеральный закон “О государственной социальной помощи” под номером 178 регламентирует правовые и организационные вопросы, связанные с государственной поддержкой нуждающихся лиц. Предписывается при этом, что ФЗ 178 не регулирует вопросы, связанные с предоставлением льгот и иных мер поддержки малоимущего населения. Возникает актуальный вопрос о том, какие аспекты регулируются данным законом.

Федеральный закон 178 “О государственной социальной помощи» был принят 25 июня 1999 года. Текущая редакция документа включает в себя положения, собранные в следующие главы :

  • основные понятия закона, связь с иными законодательными актами, цели принятия ФЗ 178, полномочия государства и отдельных органов;
  • определение государственной помощи, оказываемой отдельным категориям населения;
  • порядок оказания государственной поддержки за счет бюджетов отдельных субъектов Российской Федерации.
  • поддержание уровня жизни малоимущих граждан;
  • адресное использование средств из федерального и региональных бюджетов;
  • усиление направленности оказываемой поддержки в соответствии с законом;
  • создание условий для общего доступа к предоставляемым услугам;
  • снижение показателей в материальном неравенстве граждан;
  • повышение благосостояния граждан.

С момента принятия в документ был внесен ряд поправок, касающихся редакции отдельных формулировок и введения новых положений. Последние изменения в Закон “О государственной социальной помощи” были внесены в июле 2017.

Скачать

Скачать Федеральный закон “О государственной социальной помощи” можно по следующей .

Текст представлен в актуальной редакции текущими изменениями на июль 2017 года. Ряд введенных поправок предполагает определенные изменения, которые вступят в силу с началом 2018 года. Скачать текст статьи с изменениями Федерального закона 178 на 2018 год можно .

Последние изменения Закона «О государственной социальной помощи»

Последние изменения в Федеральный закон “О государственной социальной помощи” были внесены 1 июля 2017 года. Они коснулись статьи 12.1 ФЗ 178 о доплатах гражданам к пенсии и внесли следующие поправки:

  • в части 13 слова “федеральных органов исполнительной власти ” были дополнены “и федеральных государственных органов ”;
  • аналогичные изменения были введены в часть 14 ст 12.1 — слова “федеральных органов исполнительной власти, ” дополнились словами “федеральных государственных органов ”.

Статья 12.1 ФЗ 178 подвергалась изменениям и в 2016 году. Были отредактированы отдельные формулировки, части 8 и 13 изложены в новой редакции.

Изменения в 2018 году

Ряд изменений за 2015 год коснулся поправок, которые вступают в силу с 1 января 2018 года . Первый абзац преамбулы дополняется словами «, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами «. Второй абзац утрачивает силу .

В соответствии с новой редакцией с 2018 года Закон “О государственной социальной помощи” дополняется главой 2.1 . Она регулирует создание единой государственной информационной системы социального обеспечения и помощи . Согласно внесенным поправкам новые статьи регламентируют следующие вопросы:

  • назначение создаваемой системы, условия и общие требования к ней;
  • полномочия оператора организуемой системы и оператора инфраструктуры, которая обеспечивает ее функционирование;
  • регулирование прав и обязанностей участников информационной системы.

Система создается с целью информирования граждан о мерах предпринимаемой помощи, услугах, гарантиях и выплатах, направленных на поддержку малоимущих категорий граждан.

Информационная система призвана решить следующие задачи :

  • классификация мер, направленных на обеспечение помощи гражданам, а также перечня лиц, имеющих право на ее получение;
  • информирование соответствующих категорий граждан о праве на получение помощи от государства и иных услугах, направленных на улучшение благосостояния малоимущих;
  • контроль над соблюдением предписанных норм и предоставлением указанных услуг населению.

Основным аспектом информационной системы становится сбор и анализ данных о гражданах, обладающих правом на социальную помощь. Все данные систематизируются и распределяются в соответствии с предписанными законом приоритетами.

Еще одним важны ФЗ является .

1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

1.1) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

2. Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.

3. Длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортной организации составляет 18 дней, для детей-инвалидов - 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней.


Судебная практика по статье 6.2 ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ

    Решение от 10 декабря 2018 г. по делу № А40-134834/2018

    Арбитражный суд города Москвы (АС города Москвы)

    Общего пользования в пригородном сообщении на территории Республики Крым, осуществляемую Федеральным государственным унитарным предприятием «Крымская железная дорога» на 2017 год от 21.12.2016 №53/2. Во исполнение подпункта 2 пункта 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.199 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» согласно которому в набор социальных...

    Решение от 31 октября 2018 г. по делу № А26-7489/2018

    Арбитражный суд Республики Карелия (АС Республики Карелия) - Административное

    Суть спора: Оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - Административные и иные публичные споры

    Включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, в том числе осуществляет...

    Решение № 2-1599/2018 2-1599/2018~М-1631/2018 М-1631/2018 от 26 октября 2018 г. по делу № 2-1599/2018

    Фрунзенский районный суд г. Саратова (Саратовская область) - Гражданские и административные

    Государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, дети-инвалиды. Статьей 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Закона, набора социальных услуг...

    Решение от 24 октября 2018 г. по делу № А53-21565/2018

    Ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона №0158200001318000543 «Закупка лекарственных препаратов для обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (Ботулинический токсин типа А-гемагглютинин комплекс)». Начальная (максимальная) цена контракта 3 970 320 руб. ...

    Решение № 2-8639/2018 2-8639/2018~М-8999/2018 М-8999/2018 от 23 октября 2018 г. по делу № 2-8639/2018

    Прикубанский районный суд г. Краснодара (Краснодарский край) - Гражданские и административные

    Гуково Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ Ответчику назначили в соответствии с Законом №400-ФЗ в размере 2642,38 руб., в соответствии с ч. 1,2 ст. 16, вышеуказанного закона в размере 4558,93 руб., в соответствии с п. 1 ст. 6.2 Закона №178-ФЗ в размере 1478,09 руб.. ежемесячную выплату...

    Решение от 19 октября 2018 г. по делу № А82-10098/2018

    Арбитражный суд Ярославской области (АС Ярославской области)

    Контракт, предметом которого является поставка лекарственных препаратов (Инсулин-изофан (человеческий генно-инженерный)) (далее – ЛП или товар) для льготного амбулаторного лечения граждан в соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Характеристики и количество товара, поставляемого по контракту в период его действия, цены на товар, ...

    Решение от 19 октября 2018 г. по делу № А53-25359/2018

    Арбитражный суд Ростовской области (АС Ростовской области)

    Обязуется оказать услугу по обеспечению граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области и имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ и в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в...