Повторное собрание кредиторов. Первое собрание (повторное) кредиторов Проведение собрания кредиторов конкурсным кредитором

Банкротство любого должника, представленного частным лицом или компанией, непременно сопровождается необходимостью оповещения о данном процессе кредиторов. Для этого размещается информация в открытых источниках, а также направляются прямые уведомления. Кредиторы имеют право отдельно выдвигать разные требования по имеющимся обязательствам должнику. Чтобы процедура не была затянута, формируется особая коллегиальная структура, называемая собранием кредиторов. Она наделяется специальными полномочиями, позволяющими защищать интересы как кредиторов, так и должников. Именно на собрании принимаются наиболее значимые и важные решения.

Полномочия и состав структуры

В собрании могут принимать участие все кредиторы. При этом все участники делятся на две группы:

  • лица, обладающие правом голоса, поэтому они голосуют за принятие того или иного решения;
  • кредиторы, не имеющие полномочия для проведения голосования.

В первую группу входят конкурсные кредиторы и разные государственные органы. Их требования обязательно вносятся в реестр требований.

Не принимают участие в голосовании сотрудники закрываемой компании, контрольно-надзорные государственные органы и СРО, из которой выбирается арбитражный управляющий. Данные лица могут участвовать в обсуждениях, но не голосуют за те или иные решения.

Какие действия выполняются?

На собрании кредиторов принимается большое количество различных решений. Они позволяют восстановить платежеспособность должника или осуществить конкурсное производство. Каждое решение должно быть направлено на возвращение средств кредиторам. Во время проведения первого собрания кредиторов или последующих собраний могут приниматься разные решения:

  • введение процесса финансового оздоровления или внешнего управления, позволяющего улучшить финансовое положение должника, что нередко приводит к тому, что он самостоятельно справляется с долгами, поэтому не требуется проводить конкурсное производство;
  • утверждение проекта санации и графика, на основании которого будут погашаться задолженности должником;
  • принятие плана внешнего управление;
  • если имеются признаки того, что должник действительно без продажи имущества сможет справиться с долгами, то составляется мировое соглашение;
  • направление ходатайств в суд о том, чтобы признать должника банкротом и начать конкурсное производство;
  • составление дополнительного списка требований, предъявляемых к управляющим;
  • выбор СРО и арбитражного управляющего;
  • контроль над деятельностью управляющего;
  • назначение реестродержателя из списка СРО;
  • организация комитета кредиторов;
  • расширение полномочий данного собрания;
  • назначение представителя.

Если собрание кредиторов считает, что назначенный ранее управляющий не справляется со своими обязанностями, то имеется возможность сместить его с должности, после чего назначается новый специалист.

Как созывается?

Именно назначенный арбитражный управляющий занимается подготовкой и проведением собраний. Дополнительно требование о проведении может выдвигаться комитетом кредиторов, голосующими участниками или остальными кредиторами, если их количество превышает треть от всех членов собрания.

При составлении требования обязательно указываются вопросы, которые будут обсуждаться. Если инициатором выступает комитет или сами участники, то арбитражный управляющий не обладает правом изменять вопросы. После получения уведомления от кредиторов, управляющий должен в течение трех недель подготовиться к собранию кредиторов. Сроки могут увеличиваться при наличии веских оснований.

Как уведомляются?

Общее собрание кредиторов требует наличия как можно большего количества участников, включенных в реестр. Поэтому все эти лица получают специальные уведомления. Они отсылаются по почте за две недели до непосредственного заседания. Допускается пользоваться для оповещения другими способами, но информация должна быть получена адресатом за пять рабочих дней до назначенного события.

Если отсутствует возможность уведомить каждого кредитора или число участников превышает 500 человек, то информация о мероприятии публикуется в открытых источниках.

Уведомление обязательно содержит следующую информацию:

  • наименование и адрес должника;
  • дата и место проведения собрания, причем не должно создаваться никаких препятствий для его посещения;
  • повестка дня;
  • порядок регистрации каждого участника;
  • правила, на основании которых будут знакомиться участники с подготовленными материалами.

Информация о событии вносится в реестр сведений о банкротстве за 2 недели до назначенной даты.

Подведение итогов

Собрание кредиторов должника считается правомочным исключительно при условии, что на нем присутствует не меньше половины всех кредиторов, находящихся в реестре. Число голосов зависит от количества финансовых претензий. Сюда входят не только непосредственные долги, но и разные неустойки, проценты за просрочку и иные санкции, которые подлежат возмещению наряду с обычной задолженностью.

Нередко в деле о банкротстве должника имеется только один кредитор. Он единолично принимает все решения по этому делу. Принятые решения могут отменяться судом, если они нарушают права других участников или неправильно оформляются итоги мероприятия.

Нюансы ведения протокола

Проведение собрания кредиторов предполагает ведение протокола собрания. К правилам его формирования относится:

  • делается в двух экземплярах;
  • к нему формируется множество приложений, к которым относятся бюллетени для голосования, документы о наличии полномочий у участников и другие материалы;
  • один экземпляра подает в суд в течение 5 дней после окончания мероприятия;
  • информация о документе вносится в реестр о банкротстве в течение 5 дней.

Именно арбитражный управляющий заботится о подготовке и проведении собрания.

Специфика первого заседания

Первое собрание кредиторов считается наиболее важным во всей процедуре банкротства какого-либо должника. К его особенностям относится:

  • созывом и проведением занимается только временно назначенный управляющий, поэтому процесс выполняется в процессе наблюдения;
  • имеются определенные временные рамки для такого события, поэтому оно должно проводиться за 10 дней до завершения процедуры наблюдения;
  • протокол собрания с отчетом управляющего направляется в суд в течение 5 дней после события.

Не созывается первое собрание кредиторов, если в реестр включаются исключительно требования от сотрудников компании по зарплате или выходным пособиям. При таких условиях только суд решает, будет ли использоваться собрание или нет.

Какие рассматриваются вопросы на первом заседании?

Первое собрание кредиторов считается наиболее важным событием во всей процедуре банкротства. Это обусловлено тем, что на нем решаются многочисленные существенные вопросы. К ним относится:

  • составление ходатайства в суд об использовании какого-либо этапа банкротства;
  • формирование комитета кредиторов;
  • составление графика санации и сокращения долга;
  • выявление основных требований, предъявляемых к управляющему;
  • выбор кандидатуры и СРО;
  • определение реестродержателя;
  • формирование мирового соглашение;
  • принятия решения о реструктуризации долга.

Многие кредиторы уверены, что на первом собрании дополнительно устанавливается очередность, на основании которой погашаются долги. Но на самом деле данная процедура выполняется по требованиям законодательства, а не по желанию кредиторов.

Нюансы повторных собраний

Необходимость в их проведении возникает, если отсутствуют на первом собрании кредиторы в нужном количестве или же признаются принятые решения неправомочными по разным основаниям. На событии должно присутствовать не меньше 30% кредиторов, требования которых содержатся в реестре.

Все участники должны информироваться должным образом о назначенном собрании. Решения на повторном событии принимаются на основании голосования, для чего заполняются всеми присутствующими ранее полученные бюллетени.

Сроки, в течение которых проводятся дальнейшие встречи, не определяются на законодательном уровне, поэтому могут проводиться собрания при возникновении разных проблем или для решения тех или иных задач.

Кто может участвовать?

Участие в собрании кредиторов допускается только для ограниченного количества лиц, определенных законодательством. К ним относятся конкурсные кредиторы, организации, обладающие правом голоса, а также государственные органы и частные лица, которые не могут голосовать, но могут требовать определенные денежные средства у должника.

Присутствие должника не является обязательными. Правомочность собрания зависит от количества участников, наделенных правом голоса.

Какими правами наделяются участники?

Права собрания кредиторов являются многочисленными. Но к наиболее важным возможностям относится:

  • принимаются важные решения относительно финансового оздоровления, конкурсного производства или же составления мирового соглашения;
  • выбирается или заменяется арбитражный управляющий;
  • контролируется работа специалиста;
  • направляются разные ходатайства в суд;
  • оцениваются результаты принятых решений.

За счет участия кредиторов в процессе банкротства должника удается действительно удовлетворить требования всех заинтересованных лиц.

Можно ли проводить заочно?

Допускается по закону проводить собрания заочно, поэтому не требуется личное присутствие кредиторов. Для этого выполняется электронное голосование через особые каналы связи. Операторы гарантируют, что голосование будет конфиденциальным.

Протокол собрания подписывается управляющим или организатором. При составлении уведомлений включается ссылка на сайт, где имеются данные о планируемом событии. Уведомления направляются кредиторам за 30 дней до установленной даты.

Сроки проведения

Первое собрание проводится за 10 дней до окончания периода наблюдения.

В будущем такие предприятия проводятся обычно раз в три месяца, но при возникновении срочных вопросов разрешается выполнять процесс намного чаще. Если требуется внеочередное собрание, то требование составляется кредиторами, после чего реагирует на него управляющий в течение трех недель.

Причины для отложения

Собрание допускается откладывать, если принимается соответствующее решение арбитражного суда. Обычно причиной такого решения выступает то, что имеются еще требования, не рассмотренные в суде.

Допускается даже провести собрание при наличии отказа суда, но на это должны иметься веские основания, влияющие на процедуру банкротства должника.

Когда признается собрание недействительным?

За правильностью и правомерностью банкротства должны следить арбитражные управляющие. Собрание кредиторов может признаваться недействительным в ситуациях:

  • ущемляются права участников мероприятия или третьих лиц;
  • участников меньше половины;
  • кредитор, имеющий 10 % требований, не получил уведомление о проведении мероприятия, причем у него имеются доказательства данного факта.

Обжаловать решения, принятые на собрании, могут не только сами кредиторы, но и должник или его представители. Любое решение может пересматриваться судом, а особенно это касается процедуры конкурсного производства или внешнего управления. При таких условиях обычно экстренно собирается новое собрание, где оцениваются все изменения, внесенные судом или управляющим.

Заключение

Банкротство любого должника, представленного компанией или частным лицом, считается сложным процессом. За ним следят все кредиторы, желающие получить свои средства. Поэтому ими проводятся специальные собрания, на которых принимаются важные решения относительно признания должника несостоятельным.

Самым важным считается первое собрание, причем именно кредиторы могут определять требования, предъявляемые к арбитражному управляющему. Они могут изменять его решения или влиять на должника. Не всегда решения, принятые кредиторами, удовлетворяются судом. Сроки проведения мероприятия зависят от обстоятельств конкретного дела о банкротстве.

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Ершовой С.Д.,

Судей Матвеевой С.В., Хоронеко М.Н.,

При ведении протокола секретарем судебного заседания Седухиной И.Л.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Расцвет Ильича» Власенко Олега Александровича на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.11.2015 по делу № А07- 18156/2014 (судья Боженов С.А.).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.11.2014 общество с ограниченной ответственностью «Расцвет Ильича» (ИНН 0227006656, ОГРН 1100264000462, далее – общество «Расцвет Ильича», должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре ликвидируемого должника; конкурсным управляющим утвержден Власенко Олег Александрович, член некоммерческого партнерства «Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Содействие».

06.07.2015 Федеральная налоговая служба (далее – ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с жалобой на действия (бездействие) конкурсного управляющего Власенко О.А. в порядке, предусмотренном статьей 60 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) (с учетом уточнения, л.д. 2-5, 26-28).

Определением арбитражного суда от 10.11.2015 жалоба ФНС России удовлетворена частично, суд признал незаконными действия (бездействие) конкурсного управляющего общества «Расцвет Ильича» Власенко О.А. в части нарушения срока назначения собрания кредиторов с повесткой дня об утверждении Положения о порядке, сроках и условиях реализации имущества должника (далее - Положение о продаже имущества должника), а также по обращению в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об утверждении Положения о продаже имущества должника; в удовлетворении в остальной части жалобы отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, конкурсный управляющий Власенко О.А. обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить определение арбитражного суда от 10.11.2015 в части удовлетворения жалобы уполномоченного органа.

Конкурсный управляющий полагает не объективным вывод суда первой инстанции о непринятии им мер к проведению собрания кредиторов должника с вопросом об утверждении Положения о продаже имущества должника в срок до 10.03.2015, поскольку формирование реестра требований кредиторов закончилось только 20.03.2015; право требования о проведении оценки у ФНС России и основного конкурсного кредитора открытого акционерного общества «Росагролизинг» (94% голосов) истекло 05.03.2015. Учитывая предусмотренные законом сроки для обжалования судебных актов о включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов должника, конкурсный управляющий 08.04.2015 направил в адрес кредиторов уведомление о проведении собрания кредиторов 24.04.2015, в повестку дня которого в том числе был включен вопрос об утверждении Положения о порядке, сроках и условиях реализации имущества должника. В связи с тем, что 24.04.2015 собрание кредиторов должника не состоялось в связи с отсутствием кворума, конкурсным управляющим было назначено повторное собрание кредиторов на 17.07.2015 с теми же вопросами повестки дня. При этом, в Положение о продаже имущества должника по требованию уполномоченного органа конкурсным управляющим были внесены изменения. Таким образом, Власенко О.А. полагает, что мог обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении Положения о продаже имущества должника только после собрания кредиторов, назначенного на 17.07.2015, что и было им сделано 06.08.2015, по истечении предусмотренного Законом о банкротстве срока на обжалование решений собраний кредиторов.

ФНС России, конкурсный управляющий Власенко О.А., иные лица, участвующие в деле о банкротстве общества «Расцвет Ильича», надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание не явились.

В соответствии со статьями , Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие указанных лиц.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ФНС России, заявляя о ненадлежащем исполнении Власенко О.А. обязанностей конкурсного управляющего должника, указала на следующие нарушения арбитражным управляющим требований законодательства, допущенные, по мнению уполномоченного органа, при проведении процедуры конкурсного производства:

1) нарушение сроков проведения инвентаризации имущества должника (пункт 4 статьи , пункт 2 статьи Закона о банкротстве);

2) нарушение сроков представления собранию кредиторов для утверждения Положения о продаже имущества должника (пункт 1.1 статьи Закона о банкротстве);

3) несвоевременное обращение в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об утверждении Положения о продаже имущества должника (абзац 2 пункта 1.1 статьи Закона о банкротстве);

4) назначение собрания кредиторов на нерабочий праздничный день 17.07.2015 (Ураза-Байрам), что препятствовало принятию участия в собрании кредиторов представителю уполномоченного органа (пункт 4 статьи Закона о банкротстве).

Указанные обстоятельства, по мнению уполномоченного органа, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении Власенко О.А. возложенных на него обязанностей и наличии оснований для удовлетворения жалобы.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан в отзыве указало на обоснованность заявленной уполномоченным органом жалобы, поддерживая его позицию (л.д. 79-82).

Конкурсный управляющий в отзыве возражал против удовлетворения жалобы, ссылаясь на необоснованность ее доводов (л.д. 42-44).

Удовлетворяя заявление уполномоченного органа в части признания незаконным действий (бездействия) Власенко О.А., выразившихся в нарушении сроков представления собранию кредиторов для утверждения Положения о продаже имущества должника, несвоевременном обращении в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об его утверждении, суд первой инстанции исходил из того, что собрание кредиторов по вопросу утверждения Положения было назначено только на 24.04.2015, то есть по истечении двух месяцев с даты проведения инвентаризации (07.02.2015), повторное собрание – на 17.07.2015, которые не состоялись в связи с отсутствием кворума; с ходатайством об утверждении Положения о продаже имущества должника конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд лишь 06.08.2015, что свидетельствует о нарушении пункта 1.1 статьи Закона о банкротстве.

Отказывая в удовлетворении остальной части жалобы, суд первой инстанции не усмотрел нарушений конкурсным управляющим Власенко О.А. положений законодательства о банкротстве и прав уполномоченного органа.

Выводы суда в части отказа в удовлетворении жалобы конкурсным управляющим не оспариваются; лица, участвующие в деле, возражений в отношении пересмотра судебного акта в обжалуемой части не заявили, в связи с чем оснований для их переоценки суд апелляционной инстанции с учетом требований части 5 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не усматривает.

Исследовав и оценив представленные доказательства, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части.

В соответствии с пунктом 4 статьи Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

В силу пункта 1 статьи Закона о банкротстве лицам, участвующим в деле о банкротстве, в целях защиты нарушенных прав и законных интересов предоставлено право на подачу жалобы в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей.

По смыслу данной нормы права основанием удовлетворения жалобы на действия (бездействие) арбитражного управляющего является установление арбитражным судом фактов несоответствия этих действий (бездействия) законодательству о банкротстве и нарушения такими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя жалобы.

Основной круг обязанностей (полномочий) конкурсного управляющего определен в статьях , Закона о банкротстве, невыполнение которых является основанием для признания действий конкурсного управляющего незаконными и отстранения от исполнения возложенных на него обязанностей.

В соответствии с пунктом 2 статьи Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества; включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания; привлечь оценщика для оценки имущества должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; исполнять иные установленные настоящим Федеральным законом обязанности.

Согласно пункту 1.1 статьи Закона о банкротстве в течение одного месяца с даты окончания инвентаризации предприятия должника или оценки имущества должника в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом, конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения предложение о продаже имущества должника, включающее в себя сведения о составе этого имущества, о сроках его продажи, о форме торгов (аукцион или конкурс), об условиях конкурса (в случае, если продажа этого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене этого имущества, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети «Интернет», где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже этого имущества, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения.

В случае, если в течение двух месяцев с даты представления конкурсным управляющим собранию кредиторов или в комитет кредиторов предложения о продаже имущества должника собранием кредиторов или комитетом кредиторов не утверждено такое предложение, включающее в себя сведения о составе этого имущества, о сроках его продажи, о форме торгов, об условиях конкурса (в случае, если продажа этого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене этого имущества, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети «Интернет», где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже этого имущества, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения, конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении порядка, сроков и условий продажи этого имущества.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инвентаризация имущества общества «Расцвет Ильича» проведена конкурсным управляющим Власенко О.А. в период с 12.01.2015 по 07.02.2015, по результатам которой выявлен крупно-рогатый скот в количестве 42 голов, балансовой стоимостью 3 641 400 руб.

Сведения об инвентаризации имущества должника опубликованы в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве 10.02.2015 (л.д. 15).

Таким образом, с учетом положений пункта 1.1 статьи Закона о банкротстве конкурсный управляющий Власенко О.А. обязан был представить собранию кредиторов для утверждения Положение о продаже имущества должника в срок до 10.03.2015.

Между тем, как правильно обращено внимание судом первой инстанции, конкурсным управляющим собрание кредиторов по вопросу утверждения Положения о продаже имущества должника назначено только на 24.04.2015, то есть по истечении двух месяцев с даты проведения инвентаризации (л.д. 14), что свидетельствует о нарушении Власенко О.А. вышеуказанной нормы Закона о банкротстве.

Доводы конкурсного управляющего о том, что формирование реестра требований кредиторов закончилось только 20.03.2015, после включения в него последнего кредитора – ГУСП «МТС «Центральная», предъявившего требование в установленный законом срок, поэтому без сформированного по закону реестра требований кредиторов невозможно было провести собрание кредиторов, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку сумма требования указанного кредитора составляет 36 044 руб. 80 коп. (менее 1 % голосов) (л.д.48, 59), в связи с чем право требования проведения оценки имущества должника в соответствии со статьей Закона о банкротстве у указанного кредитора отсутствует.

Учитывая, что требования остальных кредиторов (ГУП «Башагропродукт», ОАО «Росагролизинг», ФНС России) включены в реестр требований кредиторов должника определениями арбитражного суда от 03.02.2015 и от 19.02.2015, у конкурсного управляющего имелась возможность представить собранию кредиторов для утверждения Положение о продаже имущества должника в срок до 10.03.2015. В случае поступления от кредиторов требования о привлечении оценщика для проведения оценки имущества, решение по вопросу об утверждении Положения о продаже имущества должника могло быть отложено (не принято) до проведения оценки имущества.

Кроме того, из материалов дела усматривается, что собрание кредиторов по вопросу об утверждении Положения о продаже имущества должника, назначенное на 24.04.2015, не состоялось в связи с отсутствием кворума (л.д. 46-47). Повторное собрание кредиторов, назначенное на 17.07.2015 (праздничный день Ураза-Байрам), также не состоялось по указанной причине (л.д. 57-58).

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что конкурсный управляющий обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с ходатайством об утверждении Положения о продаже имущества должника с нарушением требований абзаца второго пункта 1.1 статьи Закона о банкротстве, а именно 06.08.2015 (по истечении более трех месяцев после собрания кредиторов, назначенного на 24.04.2015).

Из содержания данной правовой нормы следует, что механизм обращения конкурсного управляющего в суд за утверждением Положения о продажи имущества должника обеспечивает гарантии движения дела о банкротстве в случае, если собрание кредиторов по тем или иным причинам не рассмотрело предложения управляющего или отказалось их утвердить. При этом двухмесячный срок предусмотрен законодателем в целях обеспечить возможность созыва повторных собраний кредиторов (комитета кредиторов) в случае отсутствия кворума или срыва собрания (комитета) кредиторов.

В связи с этим представляется излишним выдерживание конкурсным управляющим трехмесячного срока для проведения повторного собрания кредиторов, а в последующем двух месячного срока для обращения в суд по вопросу утверждения Положения о продажи имущества должника.

Поскольку пунктом 2 статьи Закона о банкротстве установлен шестимесячный срок процедуры конкурсного производства, следует исходить из того, что в указанный срок должны быть завершены все мероприятия конкурсного производства, включая реализацию имущества должника и расчеты с кредиторами.

Учитывая изложенное, исходя из обстоятельств, входящих в предмет доказывания по настоящему делу, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности согласно требованиям статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеприведенными нормами Закона о банкротстве, суд апелляционной инстанции полагает, что ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей привело к затягиванию процедуры банкротства, и, как следствие, к увеличению расходов на проведение конкурсного производства, что не согласуется с обязанностью арбитражного управляющего действовать разумно и добросовестно в интересах должника, кредиторов и общества (пункт 4 статьи Закона о банкротстве), а также к нарушению прав и законных интересов должника, кредиторов и уполномоченного органа.

Ссылка конкурсного управляющего на то, что Законом о банкротстве предусмотрено право, а не обязанность конкурсного управляющего обратиться в суд с ходатайством об утверждении порядка продажи имущества должника, судом первой инстанции обоснованно отклонена, поскольку установление указанного права делегирует конкурсному управляющему полномочия, в случае наличия разногласий с кредиторами, в целях не затягивания процедуры банкротства и соблюдения прав и законных интересов должника, кредиторов, утвердить с помощью арбитражного суда Положение в разумные сроки.

Иных обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части, заявитель апелляционной жалобы не указал.

Арбитражным судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены оспариваемого определения арбитражного суда от 10.11.2015, апелляционной инстанцией не установлено.

С учетом вышеизложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи Налогового кодекса Российской Федерации по настоящей апелляционной жалобе уплата государственной пошлины не предусмотрена.

Руководствуясь статьями , Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.11.2015 по делу № А07-18156/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Расцвет Ильича» Власенко Олега Александровича – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья С.Д. Ершова

Судьи: С.В. Матвеева

Собрание кредиторов при банкротстве юрлица представляет собой объединение конкурсных кредиторов, уполномоченных лиц, созданное для защиты интересов данных лиц при производстве дела о несостоятельности юрлица. О составе данного собрания, его компетенции, а также порядке созыва читайте в нашей статье.

Состав собрания кредиторов

П. 1 ст. 12 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее — закон о несостоятельности) подразделяет участников собрания кредиторов при банкротстве юрлица на следующие категории:

  1. Голосующие участники, к которым относятся лица, чьи требования включены в реестр, а именно:
  1. Неголосующие участники, а именно уполномоченные лица:
  • от сотрудников юрлица;
  • участников юрлица;
  • собственника имущества юрлица, созданного в форме унитарного предприятия;
  • саморегулируемой организации, в которой состоит арбитражный (конкурсный) управляющий (далее — конкурсный управляющий, т. к. данный вид управляющих встречается наиболее часто);
  • контрольного органа.

Особняком стоят конкурсные кредиторы, чьи требования обеспечены залогом имущества юрлица-банкрота. Они могут участвовать в голосовании только:

  • в ходе наблюдения;
  • в ходе финоздоровления либо внешнего управления в том случае, если в продаже объекта залога было отказано судом либо сам залогодержатель отказался от продажи;
  • по вопросам избрания либо снятия управляющего;
  • по вопросу о подаче в суд заявления о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

Полномочия собрания кредиторов и кворум для его проведения

П. 2 ст. 12 закона о несостоятельности в качестве вопросов, решение по которым правомочно принимать только собрание кредиторов при банкротстве юридического лица, называет:

  • введение либо изменение периодов проведения процедур финоздоровления или внешнего управления;
  • утверждение плановых документов финоздоровления или внешнего управления;
  • выбор конкурсного управляющего или организации, из членов которой он будет выбран;
  • назначение конкурсному управляющему дополнительных выплат;
  • назначение реестродержателя;
  • заключение мирового соглашения;
  • обращение в суд с заявлением о признании юрлица несостоятельным и открытии конкурсного производства;
  • образование комитета кредиторов (далее — КК), определение его компетенции и выбор членов.

Все вышеуказанные вопросы не могут быть переданы для разрешения каким-либо другим организациям или лицам.

В соответствии с п. 4 ст. 12 закона о несостоятельности кворум для того, чтобы на заседании можно было принимать решения по указанным выше вопросам, составляет более 50% голосов от общего числа голосующих участников. Кворум для повторного заседания составляет 30% при условии, что все участники собрания были извещены надлежащим образом.

Правила созыва собрания кредиторов

В соответствии с п. 1 ст. 14 закона о несостоятельности заседание собрания кредиторов может состояться по инициативе:

  • конкурсного управляющего (о его полномочиях и статусе можно прочитать в статье «Арбитражный управляющий в деле о банкротстве»);
  • голосующих участников, чьи права требования составляют 10% и более от общего размера задолженности юрлица;
  • 1/3 голосующих участников.

В документе с инициативой о проведении заседания должны содержаться темы и вопросы, требующие обсуждения и разрешения. После получения требования у конкурсного управляющего есть 3 недели, чтобы провести мероприятие. В противном случае такое заседание имеют право организовать своими силами лица, которые требовали его проведения (п. 5 ст. 12 закона о несостоятельности).

Уведомление о дате и месте заседания должно быть направлено заинтересованным лицам:

  • почтой не позднее чем за 2 недели до его проведения;
  • курьером или другим способом, обеспечивающим получение уведомления не позднее чем за 5 рабочих дней до момента его проведения.

Кроме того, уведомление должно быть размещено в Едином реестре сведений о банкротстве не позднее чем за 2 недели до момента проведения заседания.

В том случае, если количество участников собрания превышает 500, а также при невозможности личного уведомления участника, например при отсутствии возможности выяснить его контактные данные, размещение объявления в Едином реестре считается надлежащим уведомлением (п. 2 ст. 13 закона о несостоятельности).

Правила проведения собрания кредиторов

Заседание собрания кредиторов проводится, как правило, по местонахождению несостоятельного юрлица либо его руководства. По общему правилу для принятия решения достаточно простого большинства голосующих, присутствующих на заседании. Однако в п. 2 ст. 15 закона о несостоятельности содержится перечень вопросов, по которым для принятия решения потребуется большинство голосов от общего числа голосующих участников.

К таким вопросам относятся:

  • формирование либо роспуск КК;
  • выбор конкурсного управляющего или организации, из которой он будет утвержден;
  • оформление мирового соглашения и т. д.

Решения, принятые собранием, фиксируются в протоколе, один экземпляр которого в течение 5 дней направляется в арбитражный суд. К протоколу прикладываются копии следующих документов (п. 7 ст. 12 закона о несостоятельности):

  • реестра требований, актуальных на момент проведения заседания;
  • бюллетеней, с помощью которых проводилось голосование;
  • документов, подтверждающих полномочия лиц, принимавших участие в заседании;
  • материалов, которые были представлены участникам для утверждения либо ознакомления;
  • материалов, доказывающих своевременное уведомление участников собрания о времени и месте его проведения.

Оригиналы протоколов и приложений к ним должны храниться у конкурсного управляющего до завершения производства по делу о несостоятельности юрлица.

Общие правила проведения собрания утверждены постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 № 56.

Формирование комитета кредиторов

Комитет кредиторов при банкротстве юрлица осуществляет полномочия, предоставленные ему собранием кредиторов, в целях защиты прав кредиторов и контроля за деятельностью конкурсного управляющего (п. 1 ст. 17 закона о несостоятельности). Данный орган может не образовываться, если количество голосующих участников составляет менее 50.

КК создается в количестве 3-11 человек. Точный состав определяется на заседании собрания кредиторов. Кандидаты в члены КК предлагаются голосующими участниками, при этом госслужащие могут быть избраны только по предложению уполномоченного органа.

Выборы членов КК производятся кумулятивным голосованием участников собрания кредиторов, имеющих право голоса. При этом размер голосов каждого определяется как произведение размера требования кредитора в рублях на количество членов формируемого КК (п. 2 ст. 18 закона о несостоятельности). Свои голоса голосующий участник может отдать за одного претендента или распределить их между несколькими.

Избранными считаются претенденты, которые набрали большее число голосов.

Права КК

Права КК закреплены в п. 3 ст. 17 закона о несостоятельности. Итак, КК может:

  • затребовать от конкурсного управляющего либо директора юрлица-банкрота сведения о финансовом состоянии юрлица в ходе применяемых процедур в деле о несостоятельности;
  • обжаловать действия конкурсного управляющего в судебном порядке;
  • принять решение о созыве собрания кредиторов;
  • принять решение об обращении к собранию кредиторов с предложением об отстранении конкурсного управляющего;
  • осуществлять другие полномочия, переданные ему собранием кредиторов.

Для осуществления своих полномочий КК может выбрать своего представителя, закрепив такое решение в протоколе заседания. О правилах ведения протокола читайте в следующем разделе статьи.

Правила работы КК

После образования КК его участники выбирают из своего состава председателя (п. 3 ст. 18 закона о несостоятельности), а также определяют регламент работы. Примером может служить типовой регламент работы комитета ликвидируемого банка (приложение 1 к Порядку организации и проведения заседаний комитетов кредиторов ликвидируемых финансовых организаций, утв. решением правления ГК «Агентство по страхованию вкладов» от 21.12.2015, протокол № 192).

При принятии решений каждый член КК имеет 1 голос, который он не может передать кому-либо другому (п. 5 ст. 17 закона о несостоятельности). Решения по вопросам, включенным в повестку заседания, принимаются большинством голосов. В ходе заседания ведется протокол, который, если в регламенте работы не указано другое правило, подписывается председателем КК. Документ составляется в 2 экземплярах, один из которых в течение 5 дней с момента проведения заседания передается в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о несостоятельности.

К протоколу в обязательном порядке прикладываются документы (копии), идентичные тем, что прикладываются к протоколу собрания кредиторов:

Информация о решениях, принятых на заседаниях комитета, в течение 3 рабочих дней с момента получения протокола должна быть размещена конкурсным управляющим в Едином реестре.

Таким образом, собрание и КК являются органами, защищающими права и законные интересы кредиторов юрлица-банкрота. Общее собрание формирует КК, выбирает арбитражного управляющего, устанавливает для него дополнительные выплаты. КК осуществляет контроль за деятельностью управляющего. Данный орган может не формироваться, если число кредиторов менее 50.

Статья 12. Собрание кредиторов

1. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

В случаях, если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.

Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.

Конкурсные кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника, имеют право голоса на собраниях кредиторов:

в ходе наблюдения;

в ходе финансового оздоровления и внешнего управления в случае отказа от реализации предмета залога или вынесения арбитражным судом определения об отказе в удовлетворении ходатайства о реализации предмета залога в ходе соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве.

по вопросу о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;

по вопросу об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего;

по вопросу об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

Конкурсные кредиторы в части требований, которые обеспечены залогом имущества должника и по которым они не имеют права голоса на собраниях кредиторов, вправе участвовать в собрании кредиторов без права голоса, в том числе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

2. К исключительной компетенции собрания кредиторов относится принятие решений:

о введении финансового оздоровления, внешнего управления и об изменении срока их проведения, об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

об утверждении и изменении плана внешнего управления;

об утверждении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

об утверждении дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;

о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;

об установлении размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему;

об увеличении размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего;

о выборе реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих реестродержателей;

о заключении мирового соглашения;

об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

об образовании комитета кредиторов, об определении его количественного состава, об избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;

об отнесении к компетенции комитета кредиторов вопросов, решения по которым в соответствии с настоящим Федеральным законом принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов, за исключением вопросов, которые в соответствии с настоящей статьей отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов;

об избрании представителя собрания кредиторов.

Вопросы, относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам.

3. Конкурсный кредитор, уполномоченный орган обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, для целей определения числа голосов на собрании кредиторов не учитываются.

4. Собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем тридцатью процентами голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. В случае, если собрание кредиторов не проведено арбитражным управляющим в сроки, установленные пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, собрание кредиторов может быть проведено лицом или лицами, требующими его созыва.

6. По решению собрания кредиторов или временного управляющего реестродержатель, ведущий реестр требований кредиторов, при проведении собрания кредиторов может осуществлять следующие функции:

проверять полномочия и регистрировать лиц, участвующих в собрании кредиторов;

7. Протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

В случае проведения собрания кредиторов в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, протокол собрания кредиторов составляется в трех экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй - арбитражному управляющему не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов. Третий экземпляр протокола собрания кредиторов хранится у лица, проводившего собрание.

К протоколу собрания кредиторов должны быть приложены копии:

реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов;

документов, подтверждающих полномочия участников собрания;

материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения;

документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов;

иных документов по усмотрению арбитражного управляющего или на основании решения собрания кредиторов.

Оригиналы указанных документов подлежат хранению арбитражным управляющим или реестродержателем до завершения производства по делу о банкротстве, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом, и представляются по требованию арбитражного суда или в иных предусмотренных федеральным законом случаях. Сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимся, подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с даты его проведения, а в случае проведения собрания кредиторов иными лицами - в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания кредиторов.

Арбитражный управляющий обязан обеспечить доступ к копиям указанных документов лицам, участвующим в деле о банкротстве, а также представителю работников должника, представителю учредителей (участников) должника, представителю собственника имущества должника - унитарного предприятия.

Собрание кредиторов при банкротстве юридического лица является важным мероприятием, в компетенцию участников которого входит принятие стратегических решений, направленных на реализацию процедуры банкротства и сопутствующее ему осуществление расчетов с лицами, перед которыми должник имеет материальные обязательства. В этой статье читатель найдет информацию о том, кто может быть участником собрания кредиторов, в каком порядке оно проводится, каковы различия между конкурсными и иными кредиторами должника.

Участники собрания кредиторов

Собрание кредиторов при банкротстве представляет собой встречу лиц, в отношении которых у должника имеются долговые обязательства. Каждый кредитор, присутствующий на мероприятии, защищает на нем свои имущественные интересы, стремясь добиться погашения имеющегося долга из средств, полученных от продажи имущества субъекта, признаваемого банкротом. Организация такого собрания и реализация контроля за его исполнением выполняется арбитражным управляющим.

Согласно п. 1 ст. 12 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127, участниками собрания с правом голоса могут быть:

  1. Конкурсные кредиторы.
  2. Уполномоченные организации, требования которых входят в созданный реестр требований.

Также в мероприятии могут участвовать следующие субъекты (при этом право голоса им не предоставляется):

  • представители лиц, работодателем которых являлся должник;
  • представители основателей компании-должника или владельца ее имущества (если должник имеет статус унитарного предприятия);
  • представитель саморегулируемой организации, в состав которой входит арбитражный управляющий, ведущий дело о банкротстве;
  • представители контролирующих органов.

Все эти лица могут не только присутствовать на собрании, но и участвовать в ходе обсуждения вопросов, представленных на повестке дня, высказывая свое мнение.

Конкурсный кредитор в деле о банкротстве

Согласно ст. 2 ФЗ № 127, конкурсный кредитор — это лицо, обладающее документальными доказательствами факта наличия перед ним задолженности у лица, приобретающего статус банкрота, и своевременно подавшее управляющему арбитражным процессом заявление о включении его в реестр кредиторов. Предъявить требования к должнику, в соответствии с п. 1 ст. 71 ФЗ № 127, необходимо в течение 30 дней с момента публикации сообщения о том, что в его отношении была начата процедура наблюдения.

Не знаете свои права?

Не могут являться конкурсными кредиторами:

  1. Уполномоченные предприятия.
  2. Граждане, в отношении которых у должника имеются обязательства по возмещению ущерба, нанесенного здоровью/жизни, или выплате вознаграждения за использование результатов интеллектуальной деятельности.
  3. Основатели предприятия-должника.

Основным различием между конкурсным и обычным кредитором является то, что последний не может влиять на ход арбитражного процесса, т. к. имеет право лишь участвовать в нем. Конкурсный же кредитор имеет право голоса, которым он может воспользоваться при коллективном решении поставленных перед собранием вопросов. Объем голосов, предоставляемый тому или иному участнику собрания, согласно п. 3 ст. 12 ФЗ № 127, напрямую зависит от размера имеющихся у него финансовых претензий: чем больший долг сформировался у должника перед определенным членом собрания, тем больший вес приобретет его мнение в ходе голосования. Законодатель особо отмечает, что при расчете суммы задолженности, используемой для исчисления количества голосов, оценивается лишь размер основного долга, штрафы, пени и неустойки, начисляемые за несвоевременное исполнение должником своих обязательств, не учитываются.

Права кредиторов в деле о банкротстве

Права кредиторов при банкротствеопределены положениями ФЗ № 127, который указанным лицам дает правомочия:

  • на формирование заявления о признании должника банкротом и подачу его в уполномоченные органы (п. 1 ст. 7);
  • участие в собрании кредиторов предприятия (п. 1 ст. 12);
  • обжалование действий управляющего в ходе арбитражного процесса (п. 1 ст. 20.4);
  • создание ходатайств о проведении экспертизы о наличии обстоятельств, характерных для преднамеренного или фиктивного банкротства (п. 2 ст. 34);
  • возражение против требований, заявленных другими кредиторами (п. 2 ст. 71).

Стоит отметить, что вышеперечисленными правами обладают только кредиторы, которые имеют статус конкурсных.

Порядок уведомления участников собрания кредиторов

Положения п. 1 ст. 13 ФЗ № 127 устанавливают обязанность арбитражного управляющего по рассылке официальных уведомлений всем лицам, которые по законодательству могут участвовать в общих собраниях. Уведомить участников можно одним из следующих способов:

  1. Посредством почтового отправления, направленного в адрес участника не позднее чем за 2 недели до дня проведения собрания.
  2. Лично сообщив участнику информацию о предстоящем собрании не позднее чем за 5 дней до дня его проведения.
  3. Если управляющий арбитражным процессом не располагает информацией о местонахождении лица, который может участвовать в собрании, или число потенциальных участников превышает 500, вместо персональной рассылки уведомлений он обязан разместить сообщение о предстоящем мероприятии в открытом источнике, указав в нем информацию о дате и месте его проведения.

Отсутствие уведомления хотя бы одного участника собрания (вне зависимости от количества имеющихся у него голосов), в соответствии с п. 4 ст. 15 ФЗ № 127, может стать основанием для признания всех решений, принятых в ходе рассмотрения входящих в повестку дня вопросов, недействительными.

Порядок проведения собрания кредиторов

Порядок проведения собрания кредиторов при банкротстве регламентирован положениями постановления Правительства РФ «Об общих правилах…» от 06.02.2004 № 56, которые предусматривают следующие этапы:

  1. Подготовка к проведению собрания. Сюда входит сбор материалов, подлежащих рассмотрению его участниками, составление списка участников, формирование повестки дня. На повестку дня при этом, как правило, выносятся следующие вопросы:
    • составление общего плана действий, направленных на реализацию процедуры банкротства;
    • способы осуществления финансового оздоровления должника;
    • возможность реструктуризации имеющейся задолженности;
    • размер вознаграждения, выплачиваемого арбитражному управляющему;
    • возможность и условия заключения мирового соглашения;
    • необходимость реализации процедуры конкурсного производства и пр.
  2. Организация проведения:
    • рассылка уведомлений потенциальным участникам,
    • предоставление им собранных материалов.
  3. Выполнение регистрации участников.
  4. Непосредственно проведение собрания:
    • доведение до сведения участников информации о количестве зарегистрированных лиц;
    • обсуждение повестки дня;
    • проведение голосования;
    • закрытие собрания.
  5. Составление протокола собрания.

Сроки проведения собрания кредиторов

Участники собрания обладают правом на обращение к управляющему с требованием о проведении внеочередного собрания, которое он должен организовать в течение 3 недель с момента его получения. В том случае, если управляющий, несмотря на наличие такого обращения, не провел собрания, участники могут собраться самостоятельно и провести мероприятие без его участия.

Обязательным условием для проведения такого собрания, в соответствии с положениями ст. 14 ФЗ № 127, является выступление с соответствующей инициативой:

  • кредиторов или уполномоченных организаций, число которых составляет не менее трети от общего числа участников;
  • потенциальных участников, право требования которых составляет не менее 10% от общего объема заявленных к должнику требований.

Таким образом, собрание кредиторов проводится с целью решения вопросов, которые могут оказаться существенными в ходе реализации процедуры банкротства (выбор арбитражного управляющего, утверждение плана осуществления дальнейшей деятельности предприятия, определение размера вознаграждения, выплачиваемого арбитражному управляющему и пр.). Участниками собрания, обладающими правом голоса, могут стать только конкурсные кредиторы или уполномоченные организации, если их требования были включены в составленный в ходе арбитражного процесса реестр.