Процесс принятия законов в рф схема. Законодательный процесс в рф

Населению Пензенской области при наличии не менее 5 тысяч подписей избирателей;

Председателю и депутатам Законодательного Собрания;

Губернатору Пензенской области;

Правительству Пензенской области;

Членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от Законодательного Собрания Пензенской области и Правительства Пензенской области;

Пензенскому областному суду;

Арбитражному суду Пензенской области;

Прокуратуре Пензенской области;

Приволжской транспортной прокуратуре;

Главному федеральному инспектору по Пензенской области;

Представительным органам муниципальных образований.

Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Пензенской области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Пензенской области, рассматриваются Законодательным Собранием Пензенской области по представлению Губернатора Пензенской области либо при наличии его заключения. Данное заключение представляется в Законодательное Собрание в течение двадцати календарных дней со дня поступления соответствующего законопроекта на рассмотрение Губернатора Пензенской области.

До принятия законопроекта в первом чтении субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект, имеет право отозвать внесенный им законопроект.

Рассмотрение законопроектов в первом чтении
()

1. Рассмотрение Законодательным Собранием законопроекта в первом чтении начинается с доклада инициатора законопроекта либо его полномочного представителя и содоклада председателя (представителя) соответствующего комитета Законодательного Собрания.

2. По результатам рассмотрения законопроекта в первом чтении Законодательное Собрание принимает одно из следующих решений:

принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний;

отклонить законопроект;

с учетом важности рассматриваемого вопроса Законодательное Собрание вправе принять решение об опубликовании законопроекта в средствах массовой информации для изучения общественного мнения по данному законопроекту с последующим его рассмотрением с учетом поступивших замечаний и предложений граждан либо о вынесении на референдум Пензенской области.

3. Решения, указанные в части 2 настоящего раздела, оформляются соответствующим постановлением Законодательного Собрания.

4. Если по итогам голосования предложение о принятии законопроекта в первом чтении не наберет необходимого количества голосов, то он считается отклоненным без дополнительного голосования. Это решение оформляется соответствующим постановлением Законодательного Собрания. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению Законодательным Собранием не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы. Он может быть доработан субъектом права законодательной инициативы и внесен в Законодательное Собрание вновь в установленном порядке.

5. В случае принятия законопроекта в первом чтении Законодательное Собрание устанавливает срок внесения поправок к законопроекту и ответственных за его подготовку ко второму чтению.

Рассмотрение законопроектов во втором чтении
()

1. Во втором чтении законопроект рассматривается Законодательным Собранием по представлению соответствующего комитета Законодательного Собрания.

Поправки к законопроекту без их предварительного обсуждения в соответствующем комитете Законодательного Собрания не рассматриваются.

Соответствующий комитет может внести на рассмотрение Законодательного Собрания редакцию законопроекта, подготовленную с учетом поступивших поправок.

2. После обсуждения с учетом поступивших поправок закон Пензенской области принимается Законодательным Собранием в целом. Решение о принятии закона Пензенской области оформляется постановлением Законодательного Собрания.

3. Законопроект, не принятый Законодательным Собранием во втором чтении, направляется на доработку для подготовки к рассмотрению в третьем и последующих чтениях в установленном порядке либо может быть отклонен.

Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению Законодательным Собранием не подлежит. Он может быть доработан субъектом права законодательной инициативы и внесен в Законодательное Собрание вновь в установленном порядке.

Рассмотрение законопроектов в первом и во втором чтении
()

Всесторонне проработанный законопроект, не вызывающий у депутатов сомнений и разногласий, может быть принят Законодательным Собранием в окончательной редакции в первом и во втором чтении одновременно.

Обнародование законов Пензенской области
()

В соответствии с и Законом Пензенской области «О порядке подготовки, принятия и вступления в силу законов Пензенской области и постановлений Законодательного Собрания Пензенской области» принятый Законодательным Собранием закон Пензенской области в течение пяти рабочих дней направляется Губернатору Пензенской области для обнародования.

В случае отклонения Губернатором закона Пензенской области отклоненный закон до истечения десятидневного срока с момента поступления возвращается в Законодательное Собрание с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений.

Направление постановлений Законодательного Собрания в прокуратуру Пензенской области
( )

Принятые на сессии постановления Законодательного Собрания в течение пяти рабочих дней после дня принятия направляются в прокуратуру Пензенской области.

Повторное рассмотрение законов Пензенской области
()

1. Закон Пензенской области, отклоненный Губернатором, направляется Председателем Законодательного Собрания в соответствующий комитет для дополнительной проработки с участием заинтересованных сторон и подготовки к повторному рассмотрению.

1) одобрить закон Пензенской области в редакции, предложенной Губернатором Пензенской области, или с учетом его замечаний;

2) одобрить закон Пензенской области в ранее принятой редакции.

3. Председатель Законодательного Собрания по получении решения комитета вносит вопрос о повторном рассмотрении возвращенного закона Пензенской области в первоочередном порядке на очередную сессию Законодательного Собрания. Данный вопрос включается в повестку дня сессии без обсуждения.

4. Повторное рассмотрение закона Пензенской области начинается с выступления Губернатора Пензенской области либо его полномочного представителя, затем слово предоставляется председателю (представителю) соответствующего комитета Законодательного Собрания.

5. Если Законодательное Собрание принимает решение о проведении обсуждения, в нем участвуют только депутаты Законодательного Собрания. Губернатор Пензенской области либо его полномочный представитель по итогам состоявшегося обсуждения вправе выступить с заключительным словом.

6. По окончании обсуждения первым ставится на голосование предложение одобрить закон Пензенской области в редакции, предложенной Губернатором Пензенской области. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов Законодательного Собрания.

7. Если первое предложение не принято, на голосование ставится вопрос об одобрении закона Пензенской области в ранее принятой Законодательным Собранием редакции. Решение в этом случае принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания. В случае принятия данного решения закон в тот же день направляется Губернатору Пензенской области, который в течение трех дней обязан обнародовать его.

8. В случае если решения, предусмотренные частями 6 и 7 настоящего раздела, не приняты, соответствующий закон Пензенской области считается отклоненным.

Законодательный процесс - регламентированный Конституцией РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами процесс внесения на рассмотрение законодательного органа, принятия, опубликования и вступления в действие законов.

Законодательный процесс выступает составной частью правотворческого процесса и включает в себя четыре основные стадии:

1) законодательную инициативу; 2) обсуждение законопроекта; 3) принятие закона; 4) обнародование закона. Все эти процедурные моменты нашли свое отражение в новой российской Конституции и в регламентах палат Федерального Собрания РФ.

1. Внесение законопроекта - законодательная инициатива.
Законодательная инициатива - это конституционная возможность вносить в Государственную Думу проекты федеральных законов, конституционных и просто законов, а также проекты законов о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, а равно о признании определенных законов недействующими, утратившими силу. Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Перечисленные государственные органы, должностные лица, члены представительных органов именуются субъектами права законодательной инициативы. Опреде­ленные виды законопроектов, касающиеся финансов государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ; это - законопроекты о введении или отмене налогов, освобож­дении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об измене­нии финансовых обязательств государства и иные законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу Федерально­го Собрания РФ.

Подготовленный к внесению в палату законопроект направля­ется субъектом права законодательной инициативы Председателю Государственной Думы. Регламент палаты предусматривает обяза­тельную регистрацию законопроекта подразделениями ее аппарата. Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в Управлении документационного обеспечения ап­парата палаты, где заводится электронная регистрационная карта, в ней фиксируются сведения о законопроекте и сроках его поступле­ния в палату, об этапах его прохождения в палате и т. д. Поступив­ший законопроект Председатель Государственной Думы направля­ет в соответствующий комитет по предметам его ведения для опре­деления его соответствия требованиям ст. 104 Конституции РФ. В течение 14дней комитет обязан рассмотреть законопроект и напра­вить его в Совет Государственной Думы. Совет палаты назначает соответствующий комитет ответственным по законопроекту, а так­же принимает решение о включении этого законопроекта в пример­ную программу законопроектных работ палаты на очередную сес­сию или в календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц.

2. Обсуждение законопроекта в Государственной Думе. Оно про­ходит в трех чтениях.

Первое чтение законопроекта представляет собой первоначаль­ное рассмотрение законопроекта на планерном заседании нижней палаты (обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости принятия, концепция законопроекта, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ). В период между первым и вторым чтениями в установленный срок (он не может быть менее 15 дней, а для законопроекта по пред­метам совместного ведения - не менее 30 дней) субъекты права законодательной инициативы могут направлять в Государственную Думу, ответственному за обсуждаемый законопроект комитету по­правки, т. е. предложения об изменении, дополнении или исключении той или иной статьи, ее части, формулировки, раздела законо­проекта, рассмотренного в первом чтении. Поправки обобщаются ответственным комитетом Государственной Думы в виде таблицы поправок и выносятся затем для обсуждения их палатой во время второго чтения.

Второе чтение законопроекта предполагает обсуждение на планерном заседании палаты поправок, поступивших от субъектов права законодательной инициативы на законопроект, и голосование о принятии его за основу и в целом. Законопроект, принятый во втором чтении, направляется в ответственный комитет для устране­ния с участием правового управления внутренних противоречий, становления правильной взаимосвязи статей и редакционной правки. По окончании такой работы ответственный комитет направляет законопроект в совет палаты для включения в проект по­рядка работы палаты.

Третье чтение законопроекта- это заключительное обсуждение в Государственной Думе законопроекта без права внесения в него поправок и рассмотрения в целом. В случае если законопроект принят в третьем чтении, то дальнейшему рассмотрению он не подлежит.

3. Принятие закона. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов; при голосовании по проектам федеральных конституционных законов требуется не менее двух третей голосов от общего числа Депутатов Государственной Думы.

4. Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Госу­дарственной Думой федерального закона. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации, который рассматривает и ставит на голосование поступившие из Государственной Думы законы. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и зашиты государствен­ной границы РФ, войны и мира. Однако если в течение 14 дней федеральный закон, принятый Государст­венной Думой, не был рассмотрен Советом Федерации, то он также считается одобренным этой палатой. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. Закон может быть и отклонен.

5. В этом случае может возникнуть дополнительный этап - пре­одоление разногласий между Советом Федерации РФ и Государствен­ной Думой в связи с отклонением принятого Государственной Думой закона.

6. Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ.Это заключительная стадия законодательного процесса. Участие главы государства неотъемлемая составная часть законода­тельного процесса. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется ему для подписания и обнародования. И в тече­ние 14 дней с момента поступления федерального закона Президент РФ должен принять решение и выбрать один из двух возможных ва­риантов своих действий в его отношении. Во-первых, в течение это­го срока глава государства может подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу. Во-вторых, Президент РФ в этот же срок может применить свое конституционное право вето и отклонить федеральный закон, не подписав его.

Процедура прохождения федеральных конституционных зако­нов имеет особенности, в частности требуется квалифицированное большинство, причем разное в каждой из палат. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен боль­шинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким путем феде­ральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию главой государства и обнародованию.

Принятие федеральных законов в России осуществляется по определенным правилам. Нормативными актами предусматривается несколько стадий, которые должен пройти документ перед его утверждением. Рассмотрим далее.

Общие сведения

Принятие законов в России осуществляется Госдумой. После утверждения они направляются в СФ для одобрения. В случае отсутствия нареканий со стороны Совета Федерации, закон передается на подпись президенту. После этого нормативный акт официально обнародуется. Таким образом, достаточно сложный. Это обусловлено необходимостью исключить создание непродуманных, скороспелых, а в ряде случаев и ошибочных нормативных актов. Кроме этого, процедура рассмотрения и принятия федерального закона Госдумой позволяет решить вопрос, касающийся финансирования его исполнения. Установленные правила направлены на недопущение противоречий в существующей правовой системе.

Законодательный процесс в РФ

Он предполагает совершение определенных действий уполномоченными госорганами. Процедура принятия закона проходит четыре этапа . На первом реализуется правотворческая инициатива. На следующем этапе происходит чтение законов в Госдуме . Как правило, оно осуществляется трижды. После внесения всех поправок и утверждения депутатами, акт направляется в СФ. Далее, как выше было сказано, акт подписывается президентом.

Инициатива

Ею обладает президент, СФ и его члены, депутаты Госдумы, правительство РФ. Кроме этого, правотворческой инициативой наделены представительные органы регионов, КС, ВС, ВАС. При этом суды могут предлагать правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. По своей сути, инициатива представляет собой право ряда органов и их служащих вносить законопроекты на обсуждение. Это действие порождает обязанность Высшей представительной структуры страны изучить их. Круг субъектов, обладающих инициативой, достаточно узкий. Обуславливается это рядом важных обстоятельств. В первую очередь, расширение перечня субъектов приведет к тому, что Высший представительный орган будет тратить большое количество времени на решение вопросов об отклонении или принятии предложений. Кроме этого, указанные выше структуры и должностные лица располагают необходимым объемом сведений о социальной жизни в государстве, чего нельзя сказать о многих других госструктурах и гражданах.

Подготовка

Любой новый закон должен соответствовать действительности, отражать решения, адекватные существующим условиям. Соответственно, подготовка нормативного акта начинается с выявления наиболее актуальных социальных потребностей. При этом осуществляется всестороннее изучение практики, предложений госструктур, научных данных, мнений политических объединений, прочих общественных организаций, а также граждан. Новый закон могут подготавливать разные органы. Как правило, применяется отраслевой принцип. Он предполагает, что подготовку конкретного предложения осуществляет структура, занятая в соответствующей области. Между тем, специалисты считают такой подход не всегда безупречным. В некоторых случаях формируется специальная комиссия.

Процедура принятия и изменения закона

Подготовленный акт направляется в высший представительный орган. Здесь происходит . Как выше было сказано, рассмотрение акта осуществляется трижды. Первое чтение предполагает анализ общих положений, второе - тщательное изучение деталей, внесение поправок, третье - одобрение или неодобрение. Утверждение осуществляется большинством депутатов. Процедура принятия конституционного закона требует одобрения 2/3 голосов. Рассмотрение предложения начинается с доклада представителя региона, из которого оно поступило. После этого заключение дает профильный комитет. Заслушав его, депутаты переходят к оценке и анализу нормативного акта, вносят поправки. Аналогичным образом утверждаются изменения в уже действующих законах. Одобрение нормативного акта осуществляется открытым голосованием. При этом оно может осуществляться как в отношении всего документа в целом, так и отдельных его статей. В пятидневный срок акт направляется в Совет Федерации. СФ обязан изучить его в течение 14 дней. Если акт не был рассмотрен за этот срок, то он считается автоматически утвержденным. После этого - также в 14-дневный период - документ предается президенту.

Одобрение в СФ

Законодательный процесс в РФ включает в себя стадию рассмотрения акта в Совете Федераций. СФ может одобрить или отклонить документ. Для утверждения акта необходимо больше 50% голосов от общего числа членов. Одобрение конституционных законов осуществляется 3/4 голосов.

Подписание президентом

Процедура принятия закона не будет считаться соблюденной, если акт не был рассмотрен главой страны. Даже если документ был одобрен СФ, при отсутствии подписи первого лица государства он не имеет юридической силы. При этом президент имеет право наложить вето. Если акт отклонен главой государства, он возвращается в Госдуму для доработки. Однако вето может быть снято, если в ранее утвержденной редакции за документ проголосует больше 2/3 депутатов ГД и членов СФ. В такой ситуации Президент обязан подписать нормативны акт в недельный срок.

Опубликование

Принятие законов в РФ завершается обнародованием. Акт, подписанный Главой страны, публикуется в официальных источниках в недельный срок. Если в документе не закреплены другие условия вступления в действие, то документ обретает юридическую силу через 10 дней после обнародования. Утвержденные и подписанные нормативные акты размещаются в общедоступном печатном издании официального характера. Ими являются, в частности, "Российская газета", "Собрание законодательства РФ". Опубликование необходимо для ознакомления общества с утвержденным актом. В противном случае нельзя применять санкции за нарушение норм, о которых субъекты не знают, и вообще, требовать выполнения установленных предписаний.

Специфика правил

Рассмотрим некоторые особенности принятия законов . Ключевые положения, касающиеся рассмотрения актов, закреплены в Регламенте ГД. В этом документе установлено, что изучение закона осуществляется в трех чтениях. В ходе первого исследуются только принципиально важные, ключевые положения документа. Если разногласий по ним у депутатов нет, акт передается со всеми первоначальными поправками в профильный комитет парламента. Этот орган ответственен за подготовку и прохождение закона на обсуждение. На комитет возлагается также обязанность доработать акт с учетом замечаний и предложений. После завершения работы, документ передается в ГД на второе чтение. Как выше было уже сказано, на этой стадии происходит детальное изучение норм с внесенными поправками. При отсутствии разногласий проект снова отправляется в тот же профильный комитет. На последней стадии рассмотрения не допускается внесение поправок и предложений, затрагивающих содержание документа. В третьем чтении могут вноситься корректировки редакционного характера. На завершающей стадии рассмотрения депутаты принимают решение об окончательном одобрении или не одобрении акта.

Действия СФ

Законодательство и регламент работы СФ предписывают рассматривать акты в течение двух недель. Между тем некоторые документы могут и не изучаться СФ. В этом случае они автоматически считаются одобренными и направляются далее президенту. При этом установлен перечень актов, рассмотрение которых обязательно для СФ. К ним относят, в первую очередь, конституционные законы. Эти акты должны быть детально изучены в СФ. Кроме этого, обязательному рассмотрению подлежат документы, касающиеся:

  1. Федерального бюджета, налогов и сборов.
  2. Вопросов таможенного, эмиссионного, кредитного, валютного, финансового регулирования.
  3. Статуса и защиты госграницы страны.
  4. Мира и войны.
  5. Денонсации и ратификации международных соглашений с участием России.

Урегулирование разногласий

Принятие федеральных законов далеко не всегда происходит с первого раза. В ряде случаев между СФ и ГД возникают разногласия. Точнее, Госдума не всегда согласна с причинами отклонения СФзакона. В такой ситуации формируется согласительная комиссия. После преодоления разногласий законопроект направляется на повторное рассмотрение. При этом, если при следующем голосовании за документ выступило не меньше 2/3 депутатов от общего их числа, он будет считаться утвержденным.

Вето президента

После одобрения закона обеими палатами он поступает на подпись к главе государства. В 14-дневный срок президент его или подписывает, или отклоняет. Вето выступает в качестве одного из инструментов сохранения баланса власти. Оно направлено на сдерживание законодательной ветви. Суть вето состоит в отказе президента ставить свою подпись в документе. Соответственно, он не получит юридической силы, даже если будет обнародован.

Виды отказа

Вето может быть относительным или абсолютным. В последнем случае парламент не имеет возможности его преодолеть. Соответственно, закон больше не поступает на рассмотрение. Абсолютным вето обладал император России. Относительный отказ может преодолеваться парламентом. Процедура принятия закона предусматривает определенные правила для снятия вето. Если в 14-дневный срок президент отклонил документ, то ГД и СФ вновь рассматривают его. В случае если при повторном обсуждении закон получит одобрение не менее чем 2/3 от общего состава парламента, Глава страны обязан его подписать. При этом утвержден должен быть акт в первоначальной (отклоненной президентом) редакции. То есть существенно сокращается, поскольку поправки в него не вносятся. На подписание после повторного утверждения акта парламентом президенту отводится неделя.

Нюансы обнародования

Назначение этой стадии заключается в доведении положений утвержденного нормативного акта до сведения населения. Обнародование может быть неофициальным и официальным. Последнее осуществляется в рамках 15 статьи Конституции. В ней сказано, что нормативно-правовые акты, утвержденные по установленным правилам, должны быть официально опубликованы. Неразмещенные в соответствующих изданиях документы не подлежат применению. Любые нормативно-правовые акты, касающиеся прав, обязанностей, свобод человека и гражданина, не могут реализовываться, если они официально не опубликованы и не доведены до всеобщего сведения. Неофициальное обнародование производится в виде изложения их содержания или сообщения об их издании в радио-, телепередачах, СМИ и пр. Ссылаться на такие акты при оформлении официальных документов, принятии решений, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, не допускается. Обнародование осуществляют от имени того органа, который издал закон или подписал его.

Срок

Для обнародования устанавливается определенный период. Его продолжительность зависит от типа закона, который был принят. Основные сроки закреплены ФЗ № 5 от 1994 г. В нем сказано, что ФКЗ, федеральные законы должны быть опубликованы в семидневный срок с даты их подписания президентом. Размещение в соответствующих изданиях актов палат ФС осуществляется не позднее 10-ти дн. с момента их утверждения. Официальным опубликованием указанных выше документов будет считаться первое изложение полного его текста в "Российской газете", "Собрании законодательства РФ" либо "Парламентской газете". ФЗ и ФКЗ направляются для издания президентом. Акты палат ФС передаются председателем СФ или ГД либо его заместителем. Любой из указанных документов вступает в силу одновременно по всей территории страны через 10 дн. после опубликования.

Другие нормативные акты

Кроме законов, в РФ принимаются и подзаконные акты. Эти документы утверждаются разными госорганами и направлены на конкретизацию положений ФЗ и ФКЗ. Подзаконные акты считаются вторичным звеном нормативной системы. Оно дополняет первичные положения, более конкретно регламентирует разнообразные группы отношений в обществе. Вместе с этим, такие акты выступают как нормативные. Они представляют собой официальные документы, включающие в себя общеобязательные правила. Принятие подзаконных актов производится преимущественно исполнительными структурами. Такие документы обычно имеют специфические наименования. К примеру, Указы резидента, Постановления правительства, Приказы министерств относятся к подзаконным актам. На региональном уровне также действуют исполнительные органы. Они имеют право принимать подзаконные акты. К таким органам относят администрации, правительства, управления, департаменты и пр. Порядок утверждения подзаконных актов устанавливается положениями о соответствующих уполномоченных структурах. Основное требование, которое предъявляется к этим документам, заключается в обязательном соответствии ФЗ и ФКЗ. Если выявляются противоречия в положениях, то применению подлежат законы, принятые на федеральном уровне.

Специфика действия правовых актов во времени

После того как завершена, он начинает применяться по всей стране. Время действия акта отсчитывается с даты вступления его в силу, а заканчивается - с момента ее утраты. Последнее может обуславливаться разными причинами. Одной из наиболее распространенных считается истечение срока действия, установленного в законе. К примеру, вводилось чрезвычайное положение на один месяц. Также окончание действия может быть связано с отменой закона другим документом, заменой действующей редакции на новую и пр. Как правило, нормативно-правовые акты обратной силы не имеют. Это означает, что если субъект совершил какое-либо нарушение, к нему будут применяться положения, имевшие силу во время этого события. Исключение составляют случаи, когда вновь утвержденный акт устраняет или смягчает ответственность за противоправное поведение, и прочие особо оговариваемые ситуации.

Действие в пространстве

Законы, принятые в установленном порядке, распространяются на определенные территории. К примеру, ФКЗ действуют в пределах всей страны. Федеральный закон, регламентирующий предоставление дальневосточного гектара, в настоящее время распространяется только на территорию ДВ. Некоторые нормативно-правовые акты могут действовать и за пределами государства. Однако для этого необходимо включение специальных оговорок в международные соглашения, заключенные РФ с другими странами. Как правило, законы распространяются на абсолютно всех лица, находящихся в пределах государства. К ним относят не только непосредственных граждан страны, но и лиц, не имеющих гражданства, а также иностранцев. Если необходимо распространить действие закона на конкретных субъектов, их круг определяется непосредственно в тексте документа.

Заключение

Как видно, процедура утверждения законов достаточно сложна в России. Между тем, по мнению экспертов, наличие нескольких стадий вполне себя оправдывает. Аргументируют свою позицию авторы, в первую очередь, масштабами самой страны. Выработать закон, максимально удовлетворяющий потребности всего населения, достаточно проблематично. Необходимо учитывать разные факторы, доминирующие в том или ином регионе. Только после тщательного изучения ситуации, прогнозирования последствий можно выносить тот или иной закон на обсуждение. Именно поэтому в качестве обязательной стадии предусмотрено одобрение нормативного акта Советом Федерации. В этом органе присутствуют представители от каждого региона. Зная ситуацию в своем субъекте, они могут предположить, какие последствия возникнут при введении того или иного закона в действие. Немаловажное значение имеет своевременное подписание и обнародование нормативного акта. Одобрение закона Президентом направлено на предотвращение злоупотребления властью представительными органами. Право вето позволяет сохранять баланс сил и интересов. В рамках правоприменения особое значение имеет своевременное доведение содержания закона до сведения общественности. Если граждане не будут знать сути положений, то они, разумеется, не смогут их соблюдать. Аналогичная ситуация и с уполномоченными органами, обязанными осуществлять контроль исполнения законов. Если содержание нормативных актов не будет доведено до их сведения, структуры не смогут применять меры ответственности к нарушителям.

Законодательный процесс – регламентированный Конституцией РФ, законами и иными НПА процесс внесения на рассмотрения законодательного органа проекта закона, принятие, опубликование и вступление в действие законов.

Стадии законодательного процесса:

1) законодательная инициатива (внесение законопроекта) – конституционная возможность вносить в Государственную Думу РФ проекты ФКЗ и ФЗ, законопроекты о внесении изменении в действующие законы, поправки к законопроектам.

Субъекты законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ):

а) Президент РФ

б) Совет Федерации (как палата)

в) члены Совета Федерации

г) депутаты Государственной Думы РФ

д) Правительство РФ

е) законодательные и представительные органы субъектов РФ

ж) Конституционный суд РФ, Верховный Арбитражный суд РФ по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу РФ. Совет палаты назначает соответствующий комитет ответственным по законопроекту, а также принимает решения о включении этого законопроекта в примерную программу законопроектной работы палаты на очередную сессию или в календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц.

2) обсуждение законопроекта в Государственной Думе РФ – оно проходит, как правило, в трех чтениях, которые составляют организационно-правовую форму обсуждения законопроекта в Государственной Думе РФ, исключение составляет законопроект о федеральном бюджете – он проходит в четырех чтениях.

а) первое чтение законопроекта – первоначальное рассмотрение законопроекта на пленарном заседании Государственной Думы РФ, где обсуждаются его основные положения, вопросы о необходимости принятия, концепция законопроекта.

В период между первым и вторым чтениями в установленный срок, субъекты права законодательной инициативы могут направлять ответственному комитету поправки, т.е. предложения об изменении, дополнении или исключении той или иной статьи, формулировки, раздела законопроекта, рассмотренного в первом чтении, поправки обобщаются ответственным комитетом в виде таблицы поправок и выносятся на обсуждение во время второго чтения. Интервал между первым и вторым чтениями составляет не менее 15 дней по вопросам исключительного ведения РФ и не менее 30 дней – по предметам совместного ведения РФ.

б) второе чтение законопроекта – обсуждение на пленарном заседании палаты поправок, поступивших от субъектов законодательной инициативы и голосование о принятии его за основу и в целом.

в) третье чтение законопроекта – заключительное обсуждение в Государственной Думе РФ законопроекта без права внесения в него поправок и рассмотрения в целом.

3) принятие закона – решение о принятии ФЗ принимается большинством голосов от общего числа депутатов, а ФКЗ – не менее 2/3 от общего числа депутатов. Указанные решения принимаются соответствующими Постановлениями Государственной Думы РФ.


4) рассмотрение и одобрение Советом Федерации РФ принятого в Государственной Думе РФ ФЗ – в течение 5 дней после принятия Государственной Думой вносится на рассмотрение в Совет Федерации, который должен рассмотреть и одобрить его в течение 14 дней. Обязательному рассмотрению на заседании в Совете Федерации подлежат ФЗ по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров, статусы и защиты государственной границы, войны и мира (ст. 106 Конституции РФ). Если в течение 14 дней ФЗ не был рассмотрен Советом Федерации, он считается одобренным, ФЗ также считается одобренным, если за него проголосовало более 50 % общего числа членов Совета Федерации, для ФКЗ – 3/4 от общего числа членов Совета Федерации.

Но, закон может быть, и отклонен, и в этом случае наступает дополнительная стадия – преодоление разногласии между Советом Федерации и Государственной Думой РФ в связи с отклонением, принятого Государственной Думой РФ закона. В этом случае в обеих палатах создается согласительная комиссия, после чего закон подлежит повторному рассмотрению в Государственной Думе РФ.

5) подписание и обнародование закона Президентом РФ (промульгация) – заключительная стадия законодательного процесса. Одобренный ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования и в течение 14 дней с момента должен принять решение и выбрать один из двух возможных вариантов действии в отношении данного закона:

а) подписать и обнародовать ФЗ (после чего он вступает в силу)

б) применить конституционное право вето, и отклонить ФЗ, не подписав его.

Вето Президента РФ - относительное, и может быть преодолено палатами Федерального Собрания РФ квалифицированным большинством.

В соответствии с ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат Федерального Собрания" от 14.06.1994 г. № 5-ФЗ датой принятия ФЗ считается день принятия его Государственной Думой РФ в окончательной редакции, а датой принятия ФКЗ считается день когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Официальный источник первого опубликования ФЗ - "Российская газета", "Парламентская газета", "Собрание законодательства", первое размещение (опубликование) на "официальном правовом портале правовой информации: www.pravo.gov.ru.

Как принимаются федеральные конституционные законы

Вопрос о том, как принимаются законы в РФ, урегулирован Конституцией РФ, которая выделяет 2 вида законов:

  • федеральные конституционные законы (ФКЗ);
  • федеральные законы (ФЗ).

Согласно ст. 108 Конституции РФ ФКЗ принимаются в случаях, когда это прямо указано в основном законе. В соответствии с ч. 3 ст. 76 Конституции РФ ФЗ не могут противоречить ФКЗ.

Порядок принятия ФКЗ следующий:

  1. Законодательная инициатива. Согласно чч. 1 и 2 ст. 104 Конституции РФ проект вносится в Госдуму определенными субъектами (Президентом РФ, палатами парламента, их членами и депутатами, региональными законодательными органами и высшими судебными органами РФ по вопросам их ведения).
  2. Рассмотрение Госдумой. Согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ для принятия ФКЗ необходимо набрать 2/3 голосов в Госдуме.
  3. Рассмотрение Советом Федерации. Согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ для принятия ФКЗ необходимо набрать ¾ голосов в верхней палате парламента.
  4. Подписание и обнародование Президентом. Глава страны не может не подписать ФКЗ, принятый парламентом. Ему дается 14 дней на подписание и официальное опубликование данного правового акта (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ).

Общая схема принятия федеральных законов

Процедура принятия закона (ФЗ) является следующей:

  1. Законодательная инициатива. Правила для ФЗ абсолютно аналогичны правилам для ФКЗ.
  2. Рассмотрение Госдумой. По общему правилу для принятия ФЗ требуется ½ голосов в Госдуме (ч. 2 ст. 105 Конституции РФ).
  3. Рассмотрение Советом Федерации. ФЗ считается принятым, если в течение двух недель не рассмотрен в верхней палате или она одобрила его ½ голосов (ч. 4 ст. 105 Конституции РФ).
  4. Подписание и обнародование Президентом. В течение 14 дней после поступления ФЗ главе государства он подписывает его и публикует (ч. 2 ст. 107 Конституции РФ).

Вместе с тем при принятии ФЗ имеются следующие нюансы:

  • При неодобрении ФЗ в верхней палате создается согласительная комиссия, после чего доработанный ФЗ снова рассматривается в нижней палате (ч. 4 ст. 105 Конституции РФ).
  • Госдума может настоять на принятии ФЗ в изначальной редакции без изменений, для этого необходимо одобрить закон 2/3 голосов (ч. 5 ст. 105 Конституции РФ).
  • Существуют законы, для принятия которых недостаточно их нерассмотрения в верхней палате в течение двух недель. Верхняя палата обязана их рассмотреть. Такие ФЗ перечислены в ст. 106 Конституции РФ, и к ним относятся, например, ФЗ, связанные с бюджетом, международными договорами, вопросами границы, войны и мира.
  • Глава государства может не подписать ФЗ. Для преодоления такого права вето требуется повторное одобрение ФЗ 2/3 голосов в обеих палатах парламента (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ).

Итак, порядок принятия законов зависит от того, какой вид закона, ФЗ или ФКЗ, подлежит принятию. В общем виде процесс движения законопроекта проходит следующие этапы: инициирование законодательной работы, рассмотрение закона в Госдуме, рассмотрение вопроса в верхней палате, подписание и опубликование нормативного акта Президентом.