Классификация по степени обязательности назначения судебных экспертиз. Общая гипотеза отличается тем, что она

Классификация норм права проводится по различным основа­ниям:

1. По предмету правового регулирования, т.е. по виду тех общественных отношений, которые регулируются нормой, разли­чаются государственно-правовые (конституционные), администра­тивные, гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые, уго­ловно-правовые нормы и нормы других отраслей права.

2. По специфике правового регулирования от­раслевые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные нормы права закрепляют права и обязанности участников правоотношений, указывают, «что делать».

Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации прав и обязанностей, процедуру оформления и защиты прав, установленных материально-правовыми нормами, порядок и последовательность действий государственных органов и должностных лиц, применяющих правовые нормы, указывают, «как делать».

3. По целевому содержанию предмета регулирования правовые нормы делятся на нормы частного и нормы публичного права. К частному праву относятся нормы гражданского, семейного, трудового и других отраслей права, связанных с развитием гражданского общества. Публичное право включает государственное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и другие отрасли права, регулирующие деятельность государственных органов и должностных лиц. К публичному праву относится также большинство норм уголовного права.

4. По характеру содержания выделяют нормы-декла­рации, нормы-дефиниции, нормы-правила.

Нормы-декларации закрепляют правовые принципы, цели и за­дачи. В Уголовном кодексе РФ декларативными являются нормы, закрепляющие задачи уголовного законодательства, принципы уго­ловного права и цели наказания.

Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных (легальных) определений правовых понятий. В Уголовном кодек­се РФ дефинитивными являются нормы, определяющие понятия преступления, покушения на преступление, соучастия в преступ­лении, невменяемости и другие уголовно-правовые понятия.

Нормы-правила содержат правовые предписания в форме прав и обязанностей либо в форме правовых запретов.

5. По способу воздействия на субъектов права нормы-
правила делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы возлагают на субъектов обязанности. Основная цель обязывающих норм - определение требуемого (должного, обязательного) поведения. Таковы нормы, определяющие гражданские, трудовые, семейные, административные, процессуальные и другие обязанности.

Запрещающие нормы налагают запрет на совершение определен­ных действий. В нормах уголовного и административного права, которые указывают наказуемые действия, запрет на совершение та­ких действий подразумевается. С помощью запретительных норм осуществляется охрана правопорядка, предупреждение и пресечение деяний, вредных или опасных для общества.


Управомочивающие нормы предоставляют субъектам опреде­ленные правомочия. Социальный смысл управомочивающих норм - предоставление гражданам и другим субъектам права определенной возможности поведения, гарантированной соответствующими обязанностями других лиц. К ним относятся, например, нормы о праве на трудовую деятельность, на вознаграждение, на отдых, на образование, на материальное обеспечение, нормы о правах автора, об имущественных правах и др.

6. По степени обязательности выделяют императивные и диспозитивные нормы.

Диспозитивные нормы предписывают определенный вариант по­ведения, но при этом предоставляют субъектам возможность дого­вориться о правах и обязанностях. В тех случаях, когда субъекты не в состоянии достигнуть соглашения, они должны осуществить свои права и обязанности в соответствии с предписанным вариантом поведения. Диспозитивные нормы характерны для гра­жданского права, которое предусматривает равноправие субъек­тов, их автономность и возможность соглашения сторон.

7. По сфере действия юридические нормы разграничиваются на нормы общего действия (значения), ограниченного действия, локальные.

Нормы общего действия не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их действия. Таковыми являются федеральные правовые нормы, выраженные в нормативных актах федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

Нормы ограниченного действия – это общие предписания, пределы реализации которых связываются с определенными пространственными, субъектными, временными и ситуационными факторами. К данному виду правовых норм относятся: все региональные нормы; нормы, адресованные специальным субъектам (например, работникам определенных министерств и других федеральных ведомств, военнослужащим).

Локальные нормы выражают характер, цели и специфику деятельности конкретного трудового коллектива, определенного общественного объединения.

8.По функциональному назначению нормы права делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы определяют модель поведения субъектов, охранительные нормы определяют средства защиты прав и закон­ных интересов от нарушений.

9. По кругу субъектов различаются общие и специальные нормы. Общие нормы распространяются на всех граждан, независимо от профессиональной деятельности и условий, в которых они на­ходятся. Специальные нормы распространяются только на определенные категории лиц (пенсионеры, студенты, военнослужащие и так далее).

10. По юридической силе (зависимости от субъекта правотворчества) нормы подразделяются на федеральные и региональные законодательные нормы, обладающие в пределах своей компетенции высшей юридической силой, и федеральные и региональные подзаконные нормы, выраженные в подзаконных нормативных актах, издаваемых на основе и во исполнение закона.

Федеральные законодательные нормы подразделяются на нормы, содержащиеся: в Конституции РФ; федеральных конституционных законах; федеральных законах.

Региональные законодательные нормы делятся на нормы, содержащиеся: в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) и законах указанных субъектов в составе РФ.

Федеральные подзаконные нормы подразделяются на нормы, выраженные: в нормативных указах Президента РФ; постановлениях Правительства РФ; приказах и инструкциях федеральных министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти Российской Федерации. Соответственно разграничиваются и региональные подзаконные нормы, издаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ.

а) конституционные;

б) гражданские;

в) уголовные;

г) и других отраслей права.

По роли норм в регулировании общественных отношений:

1. Типичные - содержат правило поведения (деятельности)

а) регулятивные - рассчитаны на правомерное поведение;

б) правоохранительные - рассчитаны на неправомерное поведение (деятельность);

2. Нетипичные - не содержат правила поведения, а обеспечивают действие типичных норм:

а) общезакрепительные - закрепляют определенное состояние общественных отношений;

б) нормы-принципы - закрепляют принципы поведения (деятельности);

в) нормы-определения - определяют политико-правовые понятия и обязывают применять их в юридической практике только в установленном значении;

г) коллизионные - определяют порядок выбора между нормами, противоречащими друг другу.

По возможности выбора участниками правоотношения (по степени обязательности):

1) императивные - не позволяют выбирать. Жестко предписывают определенный вариант поведения;

2) диспозитивные - позволяют выбирать участникам правоотношений применение тех или иных норм;

3) поощрительные - санкция этих норм содержит не меры наказания, а меры поощрения за общественно-полезную деятельность;

По способу воздействия на поведение (деятельность) участников общественных отношений

1) управомочивающие - описывают права одной из сторон правоотношения;

2) обязывающие - описывают обязанности одной из сторон правоотношения;

3) запрещающие - описывают обязанность обязанной стороны правоотношения в форме запрета на совершение определенных действий.

17. Теория государства и права в системе юридических наук и ее соотношение с другими гуманитарными науками

Теория государства и права теснейшим образом взаимосвязана с другими юридическими науками. Сообразно своему предмету она, с одной стороны, общая, исходная теоретическая основа для их существования и развития, выполняет по отношению к ним определенную методологическую роль, т.е. занимает, как отмечалось, ведущее место в системе юридических наук. В этом смысле теория государства и права

11аи6олсе выпукло такой взгляд выражен в предисловии к книге: Общая теория права- Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 4–5. См. также: Общая теория права: Учебник для юридических вузов/ Под общей ред. А.С. Пиголкина. М., 1995. С. 4-5.

представляет собой фундаментальную отрасль правоведения, выполняя в его системе примерно ту же роль, что в области различных групп естественных наук выполняют математика, биология, теоретическая физика.

С другой стороны, теория государства и права способна успешно развиваться, лишь опираясь на конкретный материал историко-право-вых, специально-отраслевых и других частных или структурных юридических наук, используя и обобщая их данные и выводы по общезначимым для юриспруденции вопросам.

Так, изучение историей государства и права государственных институтов и законодательства в отдельных странах или регионах в различные хронологические периоды опирается на понимание разрабатываемых теорией государства и права общих представлений о закономерностях возникновения и развития государства и права, о понятиях государства, права, их сущности, формы государственного правления, государственного механизма (аппарата) и его структуры, источника права, закона, отрасли права и т.д. В свою очередь, теория государства и права строит выводы и заключения на основе анализа и обобщения многочисленных конкретных фактов, событий, правовых памятников, процессов, отражающих государственно-правовое развитие различных стран и народов с глубокой древности до новейшего времени и составляющих предмет истории государства и права.

Все отраслевые юридические науки – государственное (конституционное) право, административное, трудовое, гражданское, гражданский процесс и др. – руководствуются разработанными теорией государства и права положениями о сущности, типе, формах и функциях государства и права, общими понятиями государства, органа государства, государственного механизма (аппарата), права, нормы права, нормативного акта, отрасли права, правового института, акта применения права, правоотношения, субъективного права и юридической обязанности и т.д.

В то же время все эти положения опираются на анализ и синтез соответствующих разносторонних данных специальных отраслевых наук о государстве и праве. Их фактический материал и теоретические обобщения – один из важнейшихисточников существования и развития теории государства и права.

Тесно соотносится теория государства и права с международным правом и другими науками о государстве и праве.

Теория государства и права органически взаимосвязана не только со всеми отраслями правоведения, но и со многими гуманитарными науками. Прежде всего она связана с историей, изучающей прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Так, выясняя

причины происхождения государства и права и исследуя их поступательное развитие, теория государства и права опирается на конкретные данные исторической науки. Это – сведения о первобытном обществе, просуществовавшем на Земле более миллиона лет, о социально-экономических условиях возникновения государства в различных странах и регионах мира примерно шесть тысяч лет назад.

Богатейший материал для теории государства и права содержат такие исторические события, как восстание рабов под руководством Спартака в Древнем Риме, крестьянские восстания в России под предводительством Степана Разина и Емельяна Пугачева, буржуазная революция в Англии в XVII в., борьба за независимость и образование США, реформаторская деятельность Петра I и Александра II в России, Парижская Коммуна во Франции 1871 г., Великая французская революция 1789 г. и многие другие. В то же время историческая наука, обращаясь к вопросам государства и права, пользуется соответствующими положениями и понятиями, вырабатываемыми теорией государства и права.

Тесно соотносится теория государства и права и с диалектико-ма-териалистической философией – наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, особенно историческим материализмом, представляющим собой распространение законов и приемов материалистической диалектики на познание общества.

Руководствуясь отправными положениями исторического материализма, открытыми им законами общественного развития, теория государства и права сосредоточивается на специальном изучении государства и права, специфических закономерностях, многообразных сторонах и тонкостях их возникновения, развития и функционирования. Исторический материализм, в свою очередь, при рассмотрении государственно-правовых явлений жизни общества пользуется данными теории государства и права.

Неразрывная связь существует также между теорией государства и права и экономической наукой. Опираясь на положения и выводы экономической мысли, которая изучает производственные отношения и экономические законы, регулирующие развитие исторически сменяющих друг друга социально-экономических формаций, теория государства и права исходит из предпосылки, что государство и право – важные неотъемлемые части надстройки над экономическим базисом общества, рассматривает все государственно-правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику.

Особенно тесно соприкасается теория государства и права с поли-тологией, изучающей политику и политические системы современного

мира. Основываясь на политологических данных о политической системе общества, теория государства и права рассматривает ее с точки зрения места и роли в ней государства, характерных черт и особенностей, отличающих его от партий, общественных организаций и других звеньев политической системы, правовых форм возникновения и деятельности государства.

В свою очередь, политология использует положения и выводы теории государства и права по вопросам понимания политической власти и государства, функций и механизма государства, форм государственного правления и национально-государственного устройства, политического режима, законности и правопорядка и т.д.

Учитывая значимость и место, которое занимают проблемы государства -- главного структурного звена политики – в теории государства и права, следует признать обоснованной высказанную в специальной литературе мысль, согласно которой данную область юриспруденции можно рассматривать как политико-юридическую науку.

Методологически объединяя и обобщая данные всех отраслей правоведения, теория государства и права играет ведущую роль в общетеоретической подготовке студентов, вооружает их правильным научным подходом к отдельным частным вопросам своей специальности, предохраняет от опасности стать «узкими специалистами», активно способствует формированию высокообразованных и профессионально подготовленных юридических кадров.

Существенно заметить также, что углубление обратной связи между теорией государства и права с частными или структурными юридическими науками ведет к возрастанию роли последних не только в специально-профессиональной, но и в общетеоретической подготовке студентов-юристов.

Тесное соотношение теории государства и права с другими гуманитарными науками обогащает ее содержание, поднимает ее социальную ценность, позволяет ей эффективно воздействовать на расширение кругозора и развитие интеллектуального потенциала студентов-юристов, привитие им одновременно с правовой и общечеловеческой культуры.

19. юридические документы.

Документ - это материальный носитель информации. Документы могут быть текстовыми, графическими, фотографическими изобразительными, звуковыми. Юридические документы - это, как правило, документы текстовые, на бумажном носителе. Но с развитием систем электронной информации появляются и документы на машинных носителях (диски, дискеты, ленты, пластиковые магнитные карты и т. п.). Главное в том, что юридический документ - это документ, содержащий правовую информацию.

С помощью юридических документов средства правового регулирования (нормы, индивидуальные решения, соглашения и т. д.) становятся объективированными, доступными для других субъектов, им придается определенная официальность. С их помощью достигается определенность правового регулирования, независимость от произвола отдельных лиц и, в конечном счете, устойчивость общественных отношений, стабильность, прочность правового, а следовательно, и социального положения человека.

Юридические документы сопутствуют всем стадиям правового регулирования. Более четкому пониманию сути юридических документов будет способствовать их классификация. В зависимости от характера правовой информации все юридические (правовые) документы можно подразделить на пять основных групп:

а) Нормативные документы. К ним относятся все нормативные правовые акты, как источники, формы права. Это акты, которые содержат такие идеальные объекты как нормы права. К числу этих документов следует отнести и интерпретационные акты общего характера, содержащие интерпретационные нормы.

б) Документы, содержащие решения индивидуального характера, имеющие властно-обязательный характер, влекущие правовые последствия, т. е. устанавливающие, изменяющие и прекращающие субъективные права и юридические обязанности. Сюда относятся индивидуальные решения как государственных органов (решения высших органов государственной власти и управления; решения, приговоры, постановления судов, решения арбитражных органов, приказы министров, руководителей предприятий и учреждений, решения государственных инспекций, акты следствия и дознания и т. д.), так и органов общественных организаций и отдельных лиц, когда их решениям в общем или индивидуальном плане придается юридически обязательное значение (решения комиссий по трудовым спорам профсоюзных комитетов, третейского судьи и т. д.).

в) Документы, фиксирующие юридические факты. Это наиболее многочисленная группа юридических документов. Если всего нормативных документов в стране около 30-40 тысяч, то очевидно, что количество документов второй группы должно измеряться миллионами, а третьей - миллиардами.

Многочисленность и разнообразие последних требуют различных классификаций и прежде всего по характеру этих фактов:

 документы, фиксирующие факты, определяющие правовой статус субъектов (паспорт, военный билет, документы об образовании, различные удостоверения - участника войны, пенсионера, инвалида, документы, удостоверяющие служебное положение, свидетельства о рождении, о браке, об усыновлении и т. д.);

 документы, фиксирующие факты, от которых зависит правовой режим объектов права (документ об отводе земельного участка под строительство, сельскохозяйственное и иное использование, документ об отводе лесосеки, технический паспорт автомашины, счета в сберкассе и сберегательные книжки и т. д.);

 документы, фиксирующие факты - волеизъявления субъектов права (сделки, договоры, доверенности, жалобы, заявления и т. д.);

 документы, фиксирующие факты-события (акты о порче или уничтожении посевов, скота, строений, средств транспорта и иного имущества в результате стихийных бедствий и т. п.);

документы, фиксирующие факты движения товарно-материальных и иных ценностей (приходно-расходные финансовые документы госбанков, сберкасс, денежных касс предприятий и учреждений, приходно-расходные документы на прием-передачу товарно-материальных ценностей от одной организации другой, от одного материально-ответственного лица другому и т. д.) .

г) Деньги и ценные бумаги. Ценные бумаги - это документы, фиксирующие имущественные права их обладателей. И коль скоро в них фиксируются юридические права, это не просто документы, а юридические документы. К ним относятся облигации, банковские сертификаты, чеки, акции, векселя и др.

Своеобразными документами являются бумажные деньги в виде банковских билетов. Как юридический документ денежный билет удостоверяет имущественное право лица, собственника билета, право использовать этот документ в гражданском обороте как средство платежа за различного рода услуги и материальные ценности.

д) Документы, фиксирующие факты-доказательства, используемые для обоснования (доказывания) фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов).

Необходимо отметить, что все документы, перечисленные в п. «В», служат для того, чтобы быть доказательствами юридических фактов, которые они фиксируют. Однако в данном случае речь идет о фиксировании таких фактов, которые сами по себе не являются юридическими, но служат для доказательства таковых.

К ним относятся различного рода процессуальные документы, как источники доказательств: протоколы, составляемые в процессе следствия и дознания (осмотра места происшествия, допроса очной ставки, обыска, выемки документов, заключения экспертизы), судебных процессах (протоколы судебных заседаний).

Юридические документы как носители информации, имеющей юридическое значение, носят, как правило, официальный характер, за некоторыми исключениями (например, простой договор, нотариально не удостоверенный), ибо исходят от официальных органов, уполномоченных на их принятие или выдачу.

Юридическая сущность документов состоит не только в характере информации, в них содержащейся, но в их особом внешнем оформлении, которое достигается путем "привязок" документа к субъектам, от которых они исходят. Это делается или в заголовке документа, отражающем его название (например, указ Президента РФ), или в самом тексте (например, в паспорте указывается орган, его выдавший, и подпись должностного лица). Каждый документ, исходящий от официального органа, должен иметь подписи соответствующих должностных лиц, а в необходимых случаях, когда, в частности, документ выходит за пределы органа, и печать.

Юридический документ должен иметь, как минимум, две "привязки" к субъектам: к субъекту - автору документа и к субъектам - адресатам. Очевидно, нормативные документы "привязываются" к целой группе (виду) адресатов (ко всем гражданам государства, ко всем военнослужащим, работникам МВД и т. д.), все прочие документы - к адресатам, конкретно названным. В документах, фиксирующих правовой режим объектов собственности, наблюдается тройная "привязка". Третья привязка - это "привязка" документа к объекту собственности. Например, на первой странице технического паспорта автомобиля указываются признаки, индивидуализирующие автомобиль (марка, модель, год выпуска, номер двигателя, кузова, государственный номер, юридические основания права собственности), на второй - данные, индивидуализирующие его собственника, и в конце страницы - указание на орган, выдавший документ, дата выдачи, подпись должностного лица и печать. Таким образом, документ "привязан" к двум субъектам и объекту. Основное его назначение - официально зафиксировать связь объекта права собственности с его субъектом, а также служить средством государственного контроля за использованием автотранспорта и дорожным движением .

Тройная "привязка" может быть осуществлена и к трем разным субъектам, например, при нотариальном удостоверении доверенности (доверитель, доверенный и нотариус). Итак, каждый юридический документ "привязывается" к субъектам, объектам, юридическим фактам (например, при выдаче справки), а также к месту и времени выдачи (составления) документа. Некоторые из этих привязок (название документа, органа, выдавшего документ, дата, место выдачи, подпись должностного лица, печать) называются реквизитами документа. Иначе можно сказать, что именно с помощью реквизитов осуществляют "привязки" юридических документов. Эти реквизиты придают документу юридическую силу, легитимируют документ. Исследование, проверка любого документа обычно начинается с проверки его реквизитов, их соответствия друг другу, затем переходят к проверке компетенции органа, выдавшего документ (имел ли он право на выдачу или составление такого документа) и, наконец, исследуют содержание документа, соответствие его действительности и т. д.

Заметим, что реквизиты обязательны и для документов на машинных носителях. Придание юридической силы документам на машинном носителе регламентировано таким документом как ГОСТ 6.10.4-2003, который предусматривает и некоторые дополнительные реквизиты, например, код лица, отвечающего за правильность документа, электронная подпись и т. п.

Надлежащее оформление, хранение, обоснованная, законная выдача, подлинность юридических документов есть непременное условие законности и правопорядка в обществе, стабильности и защиты общественных интересов, прав граждан, нормальной деятельности государства. Поэтому государство небезразлично относится к нарушениям в сфере документооборота. В Уголовном кодексе РФ мы видим немало статей, устанавливающих ответственность за преступления, связанные с указанными нарушениями. Например, предусмотрена ответственность за подделку удостоверений и иных официальных документов, предоставляющих права (ст. 327), за подделку и сбыт денег и ценных бумаг, кредитных карт (ст. 186, 187), служебный подлог (ст. 292), злоупотребления нотариуса (ст. 202), фальсификацию доказательств (ст. 303), приобретение или сбыт официальных документов (ст. 324) и целый ряд других преступлений, совершение которых связано с подделкой, фальсификацией, представлением документов в официальные органы

Норма права — это установленное или санкционированное государством, обеспеченное государственной защитой, общеобязательное, формально-определенное правило общего характера, выступающее всеобщим регулятором социальных взаимодей-ствий.

Признаки правовых норм :

1) Общеобязательный характер. Правовые нормы распространяются не на поименно перечисленных лиц, а на однородные категории участников общественных отношений. Они всегда носят не персонифицированный, а всеобщий характер.

Причем правовые нормы регулируют социальные взаимодействия независимо от воли и согласия участвующих в них лиц. Таким образом, устанавливается единый правопорядок, единые «правила игры» для всех членов общества.

2) Формальный характер. Нормы права документально фиксируются в определенных юридических документах (законах, указах, постановлениях, судебных решениях и др.). Последние издаются с соблюдением особых правотворческих процедур, содержат необходимые реквизиты, обнародуются, то есть доводятся до всеобщего сведения.

3) Определенный характер. Нормы права излагаются сжатым, четким, недвусмысленным юридическим языком. Точность, определенность содержания обеспечивает единообразие толкования и реализации правовых норм.

4) Общий характер. Нормы представляют собой абстрактные модели правомерного поведения. Они регулируют не отдельные, уникальные, случайные ситуации, но стандартные, массовые, типичные социальные взаимодействия.

5) Государственно-волевой характер. Нормы права формулируются, санкционируются, устанавливаются уполномоченными органами государственной власти. Существует государственная монополия на правотворчество. Таким образом, в правовой норме официально выражается государственная воля. При этом нормы права должны быть актуальными, отражать объективные закономерности, насущные потребности общества. Издание правовых норм должно быть обосновано, экономически оправдано, иначе они просто не будут работать, как, например, Указ Президента РФ Б.Н. Ельцина о переводе к 2007 г. российской армии полностью на контрактную основу, который был издан из популистских соображений во время предвыборной кампании 1996 г.

6) Государственно-обеспеченный характер. Нормы права обеспечены государственной защитой. Это отличает их от иных социальных норм. В случае нарушения правовых норм государство вправе прибегать к различным мерам принуждения, вплоть до смертной казни.

Структура нормы права — это ее внутреннее строение. Полная структура нормы права носит трехзвенный характер: «Если … — то … — иначе … » и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза — перечень обстоятельств, при возникновении которых в реальной жизни норма начинает действовать. Гипотеза устанавливает условия действия нормы. Юридические запреты, дозволения и обязанности на практике реализуются не произвольно, а лишь в связи с наступлением тех или иных жизненных обстоятельств, обусловливающих начало действия нормы права. Гипотеза закрепляет юридические факты (действия, события, состояния), при наличии которых на практике приводится в действие и реализуется диспозиция нормы.

В зависимости от структуры гипотезы бывают:

· ·простыми, т.е. в которых содержится только одно условие;

· ·сложными, т.е. в которых содержится два и более условий, при которых будет реализовываться данная норма права;

· ·альтернативными, т.е. гипотеза, имеющая в наличии два и более условий, каждое из которых будет действовать при определенных обстоятельствах.

В зависимости от формы изложения гипотезы бывают:

· ·абстрактными — гипотеза указывает на общие родовые признаки условий;

· ·казуистическими — гипотеза указывает на частные условия.

Диспозиция — это часть нормы права, предписывающая вариант поведения при условиях, определенных в гипотезе. Диспозиция — это юридическая обязанность, дозволение или запрет, составляющие непосредственное содержание нормы. Диспозиция обязывающих норм императивно требует от субъектов совершения определенных ак

тивных действий, запрещающих — отказа от их совершения, а диспозиция дозволяющих норм дозволяет лицу совершить те или иные действия.

Диспозиции бывают:

· простыми — диспозиция, описывающая вариант поведения и не раскрывающая его (ст. 53 ГК РФ);

· описательными — в диспозиции называется и описывается вариант поведения (ст. 68 ГК РФ);

· ссылочными — диспозиция, при которой для ознакомления с вариантом поведения данная норма права отсылает к другой норме права (ст. 133 ГК РФ);

· бланкетными — диспозиция отсылает для уяснения варианта поведения к различным инструкциям и правилам (ст. 264 УК РФ).

Санкция — это часть нормы права, определяющая негативные последствия, наступающие для нарушителя диспозиции нормы. Такое нарушение может выразиться в неисполнении юридической обязанности или несоблюдении запрета. Таким образом, санкция предусматривает правовые меры воздействия, применяемые государством в случае нарушения кем-либо из участников правоотношений диспозиции нормы. Дозволяющие правовые нормы каких-либо санкций не содержат, поскольку их реализация зависит от свободного усмотрения самого лица. Какая-либо угроза государственного принуждения здесь не предусматривается.

Различают абсолютно определенные и относительно определенные санкции. Абсолютно определенные санкции точно, однозначно, безальтернативно устанавливают те пли иные структурные элементы нормы. Такая определенность носит императивный характер и не может изменяться по усмотрению участников правоотношений. Относительно определенные санкции закрепляют альтернативность тех или неблагоприятных последствий

Полные и логические нормы права

Полная норма права – это норма, содержащая все три структурных элемента, а именно гипотезу, диспозицию и санкцию. Например, норма об уклонении от постановки на учет в налоговом органе (статья 117 Налогового кодекса РФ) может быть представлена следующим образом:

· если организация или индивидуальный предприниматель собираются осуществлять какую-либо деятельность (гипотеза);

· то они обязаны встать на учет в налоговом органе (диспозиция);

· иначе с правонарушителя взыскивается штраф в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей (санкция).

Полные нормы встречаются сравнительно редко. Обычно в одной статье или даже в одном нормативном акте не содержатся одновременно и гипотеза, и диспозиция, и санкция нормы.

Логическая норма права – это норма, отдельные структурные элементы которой «разбросаны» по одному или нескольким источникам права.


Чтобы сформулировать целостную конструкцию логической нормы, необходим логико-лингвистический поиск и толкование законодательства с использованием знаний основных правил юридической техники.

По месту в механизме правового регулирования нормы права делятся на регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы устанавливают правовой статус субъектов, условия возникновения и действия субъективных прав и обязанностей, связаны с правомерным поведением субъектов.

Охранительные нормы закрепляют условия применения к субъекту мер государственного принуждения, характер и содержание этих мер. Они являются основой для возникновения правоотношения.

Регулятивные нормы права делятся на управомочивающие, обязывающие, запрещающие.

Управомочивающие (дозволяющие ) нормы права содержат дозволение, то есть предоставляют лицу правомочие использовать, реализовывать некоторые предусмотренные правом возможности. Дозволяющие нормы дают право самому адресату определить — реализовать или нет предоставленные правомочия в конкретной ситуации. Субъективное право, в отличие от обязанностей и запретов, — это то, от чего субъект может отказаться без угрозы каких-либо санкций со стороны государства. Принуждение к использованию субъективных прав недопустимо, в противном случае право немедленно превращается в обязанность, то есть в свою противоположность.

Обязывающие нормы права возлагают на субъект обязанность совершить активные действия независимо от его воли и желания, не предоставляя ему свободы выбора. В случае неисполнения обязанности в добровольном порядке к лицу применяются различные меры государственного принуждения.

Запрещающие нормы права устанавливают обязанность субъекта воздержаться от действий определенного рода под угрозой применения санкций негативного характера. Они в категорической форме предусматривают модели поведения, запрещенного государством. От участника правоотношения здесь требуется пассивное поведение, то есть отказ от активных действий.

Помимо трех вышеуказанных типов, существуют нормы специального действия , которые не являются самостоятельными и направлены на обслуживание регулятивных и охранительных норм.

К ним относятся:

· нормы-дефиниции — содержат определение какой-либо юридической категории;

· оперативные нормы — определяют вступление в силу, пролонгацию, отмену, действие в пространстве и по кругу лиц правовых норм (нормы о нормах);

· нормы-принципы , устанавливающие правовые основы тех или иных отраслей, институтов, права в целом;

· нормы-рекомендации — не обеспечены санкциями и являются своеобразными предложениями к субъектам права действовать наиболее целесообразным, с точки зрения государства, образом. Несмотря на официально ненормативный характер таких норм, повсеместное, массовое, регулярное использование рекомендательных норм придает им фактически нормативный характер;

· декларативные нормы - нормы-принципы, нормы, формулирующие задачу;

· коллизионные нормы - нормы, действующие в спорных случаях.

По степени обязательности нормы права делятся на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы выражаются в категорических предписаниях, действующих независимо от воли, желания, усмотрения субъектов права. Они четко, однозначно определяют их поведение, не позволяя участникам правоотношений самостоятельно, по своему усмотрению изменить или отступить от предписанного правила.

Диспозитивные но рмы действуют постольку, поскольку субъекты самостоятельно не установили иные условия своих взаимоотношений. Они предоставляют субъекту свободу по своему усмотрению выбрать или установить любой вариант своего поведения, иногда с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. Таким образом, отличие диспозитивной нормы от императивной не в восполнении пробелов волеизъявлением сторон, а в разрешении сторонам отступать в своих договорах от этой нормы.

По характеру регулирования нормы права делятся на нормы материального и процессуального права.

Нормы материального права регулируют содержание правовых отношений — юридические факты, правовой статус субъектов, их права и обязанности, принципы, структуру правовых отраслей и институтов.

Нормы процессуального права устанавливают правовые формы различных видов деятельности — процедуры, порядок применения и действия норм, сроки, юрисдикцию, применение правовых санкций.

По кругу действия нормы права делятся на общие, конкретные и специальные. Общие нормы устанавливают исходные начала, принципы, основные категории для целой группы общественных отношений, конкретные нормы детализируют общие нормы для непосредственного применения, специальные нормы предусматривают исключения из общего правила для особых случаев.

По предмету правового регулирования выделяют нормы международного, конституционного, административного, уголовного, гражданского и других отраслей права.

По степени определенности нормы права делятся на абсолютно-определенные и относительно-определенные.

Абсолютно-определенные нормы точно и исчерпывающе определяют права и обязанности сторон.

Относительно-определенные нормы дают возможность действовать в пределах нормы.

По объему нормы права делятся на простые, сложные, отсылочные и бланкетные.

Простые нормы права — указывается правило поведения без расшифровки его признаков.

Сложные нормы права — дается правило поведения и его признаки.

Отсылочные нормы права - указывается правило поведения и дается отсылка к другой статье данного НПА.

Бланкетные нормы права - указывается, какие правила необходимо исполнять, дается отсылка к специальному нормативному акту (правила техники безопасности, стандарты и т. п.).

В зависимости от органа, издавшего норму, выделяют федеральные нормы, нормы субъектов федерации, нормы органов местного самоуправления, локальные акты.

По времени действия выделяют временные и постоянные нормы права.

Временные нормы права действуют в пределах определенного времени.

Постоянные нормы права действуют до их официальной отмены.

По кругу лиц нормы права делятся на общие и специальные.

Общие нормы права распространяются на всех граждан или юридических лиц.

Специальные нормы права распространяются на определенную категорию

Тема №11 Теория принятия управленческих решений

Классификация управленческих решений

Управленческое решение – выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.

Цель управленческого решения - обеспечение достижения целей организации.

Эффективное управленческое решение – выбор, обеспечивающий наиболее экономичный способ достижения поставленных целей.

Требования к процедуре принятия решений:

Своевременность

Обоснованность

Директивность и адресность

Непротиворечивость

Правомочность

На эффективность решения оказывают влияние следующие факторы:

понятность проблемы и причинно-следственных связей между ней и ситуацией, в которой принимается решение;

характер взаимоотношений внутри организации;

личностные моменты;

наличие времени;

степень риска;

основополагающие принципы;

четкое распределение подготовительной работы и возложение персональной ответственности на конкретных лиц;

наличие четких правил, определяющих порядок разработки, обсуждения, утверждения, сроки реализации или отмены решения; нормативов, инструкций и проч.;

учет требуемых для реализации решения ресурсов, степени влияния решения на другие функции и сферы деятельности организации, ее партнеров.

По степени уникальности (по Г.Саймону)

Запрограммированные (рутинные, нетворческие) решения есть результат заранее определенной последовательности шагов или действий.

Незапрограммированные (уникальные, творческие) решения, возникающие в ситуациях, которые в определенной степени новы, неструктурированы и сопряжены с неизвестными факторами.

По степени воздействия на будущее

Оперативные – решения по обеспечению максимизации прибыльности от текущих производственно-хозяйственных операций. Основная сфера решений – распределение имеющихся ресурсов предприятия между функциональными подразделениями, оперативное планирование, регулирование и контроль производственно-хозяйственных процессов на предприятии

Тактические (административные) – решения о структуризации ресурсов предприятия, обеспечивающие максимальную результативность. Принятие решений в области структуры организации (структурное построение организации и делегирование полномочий), организация производственных и информационных потоков, каналы товародвижения и т.п.

Стратегические – решения о целях и задачах предприятия, сферах деятельности, целевых рынках, обеспечивающих стабильный рост и потенциальную результативность предприятия.

По виду

Индивидуальные , принимаемые единолично


Коллективные , принимаемые на основе заранее оговоренных условий (простое большинство, квалифицированное большинство, консенсус и т.п.)

По степени определенности ситуации

Решения, принимаемые в условиях определенности (детерминистские решения). Руководитель в точности знает последствия развития ситуации по каждой из возможных альтернатив.

Решения, принимаемые в условиях риска (вероятностные решения) . Последствия развития ситуации в точности не известны, но известными являются вероятностные характеристики возможных в будущем событий.

Решения, принимаемые в условиях неопределенности , т.е. в условиях, когда отсутствуют вероятностные оценки потенциальных результатов (исходов событий).

По способам

Интуитивные решения . Выбор основан на ощущении, что выбор правилен (озарение или шестое чувство). Интуитивные решения могут приниматься с учетом знаний и накопленного опыта.

Рациональные решения . Выбор основан на результатах аналитического процесса, имеющего определенную последовательность взаимосвязанных шагов.

По степени обязательности исполнения

Директивные решения обычно разрабатываются высшими инстанциями в стабильных условиях по поводу наиболее важных проблем организации и требуют обязательного исполнения.

Ориентирующие решения предназначены для независимых субъектов..


В Уголовном кодек­се РФ дефинитивными являются нормы, определяющие понятия преступления, покушения на преступление, соучастия в преступ­лении, невменяемости и другие уголовно-правовые понятия.

Нормы-правила содержат правовые предписания в форме прав и обязанностей либо в форме правовых запретов.

5. По способу воздействия на субъектов права нормы- правила делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы возлагают на субъектов обязанности. Основная цель обязывающих норм — определение требуемого (должного, обязательного) поведения. Таковы нормы, определяющие гражданские, трудовые, семейные, административные, процессуальные и другие обязанности.

Запрещающие нормы налагают запрет на совершение определен­ных действий. В нормах уголовного и административного права, которые указывают наказуемые действия, запрет на совершение та­ких действий подразумевается. С помощью запретительных норм осуществляется охрана правопорядка, предупреждение и пресечение деяний, вредных или опасных для общества.

Управомочивающие нормы предоставляют субъектам опреде­ленные правомочия. Социальный смысл управомочивающих норм — предоставление гражданам и другим субъектам права определенной возможности поведения, гарантированной соответствующими обязанностями других лиц. К ним относятся, например, нормы о праве на трудовую деятельность, на вознаграждение, на отдых, на образование, на материальное обеспечение, нормы о правах автора, об имущественных правах и др.

6. По степени обязательности выделяют императивные и диспозитивные нормы.

Диспозитивные нормы предписывают определенный вариант по­ведения, но при этом предоставляют субъектам возможность дого­вориться о правах и обязанностях.

Классификация правовых норм по степени обязательности

Важно

Так, согласно ГК РК не допускается принудительное изъятие имущества у собственника.

Управомочивающие нормы предоставляют субъектам возможность совершать определенные действия, влекущие юридические последствия.

По степени обязательности нормы права разделяются на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не могут быть изменены по усмотрению субъектов права. Таковы нормы уголовного и административного права.

Диспозитивные нормы предоставляют субъектам возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей.


Внимание


Например, в соответствии с ГК РК наниматель обязан поддерживать нанятое имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт, если иное не установлено договором. Это означает, что хотя по общему правилу обязанность текущего ремонта нанятого имущества лежит на нанимателе, стороны при заключении договора могут договориться об иных правилах.

* По сфере действия правовые нормы делятся на общие, специальные и исключительные.

Общие нормы применяются ко всем отношениям данного рода.
Как правило, они присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все ее институты. Например, определение преступления применимо ко всем уголовно-правовым отношениям.

Специальные нормы регулируют не все, а только определенные отношения данного рода, относятся к отдельным институтам отрасли права.
Например, нормы гражданского права, регулирующие отношения собственности, применимы только к ним и не действуют при арендных отношениях.

Исключительные нормы устанавливают изъятия из содержащихся в общих и специальных нормах правил.

Классификация правовых норм по степени обязательности:

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ

Виды юридических норм исключительно разнообразны, в основе их классификации лежит множество критериев.

* По характеру содержания выделяют нормы-декларации, нормы-дефиниции, нормы-предписания.

Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных определений, правовых понятий.

Хотя нормы-декларации и нормы-дефиниции прямо правил поведения не устанавливают, они являются полноценными правовыми нормами. Соблюдение этих правил обеспечивается целым комплексом мер государственного принуждения, зафиксированных в международном, уголовном и других отраслях права.

* По целевому назначению нормы права распадаются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы непосредственно устанавливают права и обязанности участников правоотношений.


Примером регулятивных норм может служить раздел Конституции, закрепляющий права и обязанности граждан.

Охранительные нормы регулируют отношения, связанные с юридической ответственностью, возникающей вследствие нарушения регулятивных норм.

* По способу воздействия на субъектов права нормы делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы возлагают на субъекта обязанность совершать определенные действия. Примером может служить статья ГК РК, на основании которой лица, незаконно получившие информацию, составляющую коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки.

Запрещающие нормы указывают на недопустимость совершения каких-либо действий.

Альтернативные нормы закрепляют несколько вариантов условий их действия, а также поведения участников правоотношения или ответственности за их нарушение.

В зависимости от сферы действия выделяют: 1) региональные, действующие на территории субъектов РФ; 2) общефедеральные нормы, действующие на территории всей страны; 3) локальные, действующие на территории конкретного учреждения, организации, предприятия.

По времени действия существуют постоянные нормы, содержащиеся в законах, и временные, действующие определенный срок в конкретном регионе.

В зависимости от юридической силы выделяют правовые нормы законов и подзаконных актов.

40. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм | Шпаргалка по теории государства и права | 42.
Понятие и виды форм права.
Классификация правовых норм

В силу различных оснований выделяют следующие основные виды правовых норм.

1. По характеру содержания выделяют нормы-декларации, нормы-дефиниции, нормы-предписания.

Нормы-декларации закрепляют правовые принципы, цели, задачи.

Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных определений, правовых понятий. Соблюдение этих норм в полной мере обеспечивается целым комплексом мер государственного принуждения, зафиксированных в различных отраслях права. Если определение зафиксировано в тексте правовой нормы, оно называется легальной дефиницией.

Нормы-предписания устанавливают строго определенные варианты поведения, например, для должностных лиц государственных органов, работников различных организаций, различные служебные инструкции, регламентные нормы.

Они есть по сути нормы-обязывания. Обязательность требования и запрет его неисполнения, изложенные в норме, создают норму-предписание.

2. По целевому назначению нормы права подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения.

Инфо

Они непосредственно регулируют (нормируют) свободу распоряжения субъективными правами и обязанностями. Это нормы общедозволительного характера.

Охранительные нормы определяют условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер.


Эти нормы возникают вследствие нарушения норм регулятивных. Охранительные нормы регулируют отношения, связанные с юридической ответственностью.

3. По способу воздействия на субъектов права (по характеру или составу предписываемых правил поведения) нормы делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы возлагают на субъекта обязанность совершения определенных действий, т.е. предписывают содержание этих действий.

К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса».

7. По целевой направленности нормы права выделяют коллизионные, внутриорганизационные, восстановительные, компенсационные, компетенционные нормы.Коллизионные нормы – это разновидность специализированных норм права, издаваемых с целью устранения коллизий, возникающих между нормами права. Внутриорганизационные нормы – это нормы, целью которых является обеспечение единства и целостности системы права и направлены на повышение организованности и эффективности ее функционирования.

Компенсационные нормы – это нормы права, имеющие общеобязательный характер предписания, регламентирующие восстановление нарушенного права, правового положения личности.

По степени общности содержания и по функциональной роли нормы права делятся на нормы-принципы, общие нормы и специальные нормы.

13. По техническим приемам установления правил поведения нормы права делятся на определенные, отсылочные и бланкетные.

Приведенный перечень классификации правовых норм в некоторых аспектах является условным и не исчерпывает всех существующих в науке теории права способов классификации правовых норм.

Например, нормы права можно классифицировать и по таким основаниям, как по степени активизации социально полезной деятельности, по непосредственному предмету воздействия или по признакам, свойственным элементам правовой нормы.

Условность любого основания классификации правовых норм выражается в том, что ни одно из них не является однозначным. Например, не существует правовых норм, которые были бы только обязывающими, или только запрещающими, или только управомочивающими.

Обязывая к совершению какого-либо действия, норма права запрещает воздержание от его совершения и наоборот. В то же время всякая норма, обязывающая к совершению какого-либо действия и запрещающая его, управомочивает кого-либо требовать совершения или несовершения этого действия. Условность классификаций правовых норм не означает их отрицания вообще.

Тем самым данные нормы занимают особое, ведущее место в государственно-правовом механизме регулирования общественных отношений и, соответственно, имеют высшую юридическую силу по сравнению с другими видами норм права. В свою очередь учредительные нормы принято разделять на нормы-начала, нормы-принципы, целеустановочные нормы, дефинитивные нормы.

Нормы-начала, в содержании которых закрепляются основы (начала) конституционного (государственно-правового) строя, политические, экономические, культурные и социальные основы государства и общества, взаимоотношения личности, общества государства.
Данные нормы содержаться в Конституции РФ, прежде всего в гл. 1 «Основы конституционного строя». Так, например, в ст. 2 Конституции РФ провозглашается, что человек, его права и обязанности являются высшей ценностью, это ориентирует формирование и развитие государственно-правового устройства общества исходя из приоритета индивидуальных прав, свобод и обязанностей. Причем осуществление которых, т.е. этих прав и свобод, не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ), что в свою очередь, ориентирует на создание политико-правовых механизмов по защите, согласованию этих прав и свобод, минимизации конфликтов между ними. Другой пример, Основной Закон ст. 7 п. 1. ориентирует формирование правового, экономического и политического пространства исходя из того, что Российская Федерация является социальным государством, что подразумевает создание политико-правовых и социально-экономических гарантий для достойной жизни и развития как отдельного человека и гражданина, так и всего общества в целом, согласования общественных и индивидуальных интересов и потребностей.Нормы-принципы – это нормы общего характера, выражающие и закрепляющие принципы права и правового регулирования отдельных видов общественных отношений.Диспозитивные нормы , напротив, предписывая субъектам вариант поведения, в то же время предоставляют этим субъектам возможность в пределах закона урегулировать отношения по своему выбору (усмотрению), самим определить конкретное содержание прав и обязанностей. Например, Гражданский кодекс РФ предусматривает «свободу договора», означающую возможность свободно избирать своего партнера и определять правовые условия заключаемого договора.

В свою очередь содержание в диспозитивной норме определенного правила поведения необходимо на тот случай если субъекты правовых отношений не установили своим соглашением (усмотрением) иных условий своего взаимоотношения, тогда им предписывается определенный в норме обязательный вариант поведения. Вообще принцип диспозитивности в праве означает наличие у субъектов правовых отношений известной степени свободы волеизъявления относительно своих прав и обязанностей в пределах, предусмотренных соответствующими нормами права 485.

Стимулирующие нормы или традиционно их еще называют как поощрительные.

Однако более верно, с нашей точки зрения, их называть стимулирующими, поскольку данные нормы не предписывают гражданам и организациям определенного положительного поведения, а устанавливают правовые стимулы для такого поведения. В этом плане происходит не подчинение правовому предписанию, а, напротив, создается правовое побуждение к законопослушному (одобряемому обществом и (или) государством) поведению 486.

В свою очередь, под воздействием этих стимулов субъект настраивается на общественно одобряемое положительное поведение, рассчитывая на получения каких-либо поощрений (премий, льгот и т.п.)487. Например, Трудовой Кодекс РФ предусматривает целую систему стимулирующих средств (а, точнее «стимулирующих выплат» ст. 144 ТК РФ): премии, доплаты, надбавки. Ст.

Классификация норм права

По назначению и роли в правовом регулировании нормы права подразделяются на:

Регулятивные — нормы, связанные с правомерным поведением. Регулятивные нормы подразделяют на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

· Управомочивающие нормы предоставляют право на какие-либо положительные действия (договор купли-продажи), в том числе и обращения за защитой субъективного права (например, право обращения в суд с иском).

· Обязывающие нормы налагают на субъектов права реализацию соответствующих действий (уплата штрафа, возвращение долга, вещи).

· Запрещающие нормы предполагают пассивное выполнение обязанности, т.е.

по своему характеру это также обязывающая норма, но содержание обязанности не предполагает специальных (активных) действий (например, выполнение уголовно-правовых запретов);

Охранительные — правила, связанные с государственным принуждением и рассчитанные на неправомерное поведение — нормы уголовного, административного и других отраслей права.

Специализированные — нормы специального действия, направленные на нормальное функционирование регулятивных и охранительных норм. Специализированные нормы подразделяются на дефинитивные, коллизионные, оперативные и др.

· Дефинитивные — содержат определения терминов, использующихся в других нормах. Например, ст. 8 НК РФ («Понятие налога и сбора») дает понятие налога как обязательного индивидуального безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц, в форме отчуждения принадлежащих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств (п. 1).

· Коллизионные — применяются в случае коллизий — противоречий между нормами права, регулирующих одно и то же фактическое отношение. Коллизионные нормы подразделяются на темпоральные, пространственные, иерархические и содержательные.