Классные чины ведущей группы должностей. Классные чины на муниципальной службе: присвоение и сохранение

Саратовский Государственный Университет им. Н.Г. Чернышевского

Реферат

по теме: «Классные чины государственной гражданской службы»

Выполнила: студентка 5 курса

531 группы

Завадская Т.С.

Введение………………………………………………………………………….3

Должности гражданской службы………………………………………………4

Классные чины гражданской службы………………………………………….6

Заключение………………………………………………………………………10

Список литературы…………………………………………………………….11

Введение.

Государственная гражданская служба - по законодательству Российской Федерации, «вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи)». Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации. Законами, устанавливающими основы государственной гражданской службы Российской Федерации, являются Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Первый из них устанавливает разделение государственной службы Российской Федерации на три вида (государственная гражданская служба, правоохранительная служба, военная служба), а второй принят в его исполнение и регулирует отношения, связанные непосредственно с государственной гражданской службой. До принятия Федерального закона № 79-ФЗ данную сферу регулировал Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации".

Должности гражданской службы.

Как явствует из определения государственной гражданской службы Российской Федерации, для того, чтобы считаться государственным гражданским служащим, гражданин Российской Федерации должен занимать должность государственной гражданской службы Российской Федерации. Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы устанавливаются указом Президента, а государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Должности государственной гражданской службы подразделяются на категории и группы. Категория должности связана со спецификой служебных обязанностей государственного гражданского служащего. Всего существует 4 категории должностей государственной гражданской службы: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты. Существует 5 групп должностей государственной гражданской службы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности. Соотношение групп и должностей можно представить в следующем виде:

· руководители: высшая группа, главная группа, ведущая группа;

· помощники (советники): высшая группа, главная группа, ведущая группа;

· специалисты: высшая группа, главная группа, ведущая группа, старшая группа;

· обеспечивающие специалисты: главная группа, ведущая группа, старшая группа, младшая группа.

Существуют определенные квалификационные требования к должностям гражданской службы, определенные Федеральным законом от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

1. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

2. Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

3. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования.

4. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

5. Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации, для гражданских служащих субъекта Российской Федерации - законом субъекта Российской Федерации.

6. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего (далее - должностной регламент)

Классные чины гражданской службы.

В соответствии с должностью государственной гражданской службы государственным гражданским служащим присваивается классный чин. Классный чин (в отличие от категории или группы должностей) характеризует самого служащего, а не должность, которую тот занимает.

Классный чин гражданского служащего - это персонально присваиваемый по результатам государственного квалификационного экзамена чин (служебный разряд), соответствующий служебному положению (замещаемой должности), уровню профессиональной и дополнительной специальной подготовки, выслуге лет, принадлежности к определенному ведомству и заслугам.

Для отдельных видов гражданской службы предусмотрены другие специальные звания, например для дипломатической службы предусмотрены дипломатические ранги. Что касается присвоения квалификационного разряда, то если в ранее действовавшем законодательстве о государственной службе разряд мог быть присвоен по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации, то в соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона от 27.07.04 № 79-ФЗ классный чин присваивается только по результатам квалификационного экзамена. Присваиваемый на основе квалификационного экзамена классный чин выполняет функцию морального и материального стимула, повышения авторитета государственного гражданского служащего и престижа государственной гражданской службы как вида деятельности.

Старшинство классных чинов определяется последовательностью их перечисления в группах. Всего Законом от 27.07.04 № 79-ФЗ установлено пять групп классных чинов:

Секретарь - младшая группа;

Референт - старшая группа;

Советник - ведущая группа;

Государственный советник - главная группа;

Действительный государственный советник - высшая группа.

Классный чин может быть первым или очередным. Первый классный чин гражданской службы присваивается федеральному гражданскому служащему, не имеющему классного чина гражданской службы.

Часть 2 статьи 13 Федерального закона от 27.05.03 № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Закон от 27.05.03 № 58-ФЗ) устанавливает общие условия присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий. К ним относятся:

Последовательное присвоение классного чина гражданской службы по прошествии установленного времени пребывания в определенном классном чине после его присвоения впервые;

Присвоение классного чина государственной гражданской службы государственному гражданскому служащему в соответствии с замещаемой должностью федеральной государственной гражданской службы (государственной гражданской службы субъекта РФ);

Досрочное присвоение в качестве меры поощрения классного чина государственной гражданской службы либо присвоение классного чина на одну ступень выше классного чина, предусмотренных для замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы в соответствии с Федеральным законом от 27.07.04 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон от 27.07.04 № 79-ФЗ);

Сохранение присвоенного классного чина государственной гражданской службы при освобождении от замещаемой должности государственной гражданской службы или увольнении с государственной гражданской службы.

Лишение присвоенного классного чина государственной гражданской службы возможно по решению суда.

Статьей 11 Закона от 27.07.04 № 79-ФЗ устанавливается исчерпывающий перечень оснований для присвоения классного чина. Такими основаниями являются результаты квалификационного экзамена и присвоение классного чина в порядке поощрения.

В числе условий присвоения очередного классного чина устанавливается принцип последовательности присвоения чинов и определенного срока пребывания в классном чине. С выполнением этих требований закладывается механизм реализации важнейшего принципа прохождения гражданской службы - "чин в чин". Реализация принципа последовательности присвоения классных чинов служит условием участия в конкурсе на должности вышестоящей группы только при наличии 1-го класса классного чина предшествующей группы должностей. Этот принцип также обеспечивает формирование внутренних механизмов стимулирования повышения профессионализма государственных гражданских служащих, их саморазвития и самообразования.

Порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, а также соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы определяются Положением о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим (далее - Положение), утв. Указом Президента РФ от 01.02.05 № 113 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим" (далее - Указ от 01.02.05 № 113).

В соответствии с п. 7 указанного Положения первый классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения федерального гражданского служащего на должность гражданской службы. Очередной классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем тот, который присваивается федеральному гражданскому служащему.

Положением установлены сроки для прохождения гражданской службы (не менее года, не менее двух лет) и присвоения очередного классногочина, а также случаи, когда сроки не устанавливаются. Также определен порядок присвоения (в случае успешного завершения испытания, после сдачи квалификационного экзамена) классного чина.

Решения о присвоении классных чинов принимаются Президентом РФ, Правительством РФ, руководителями федеральных государственных органов, представителем нанимателя в лице руководителя федерального государственного органа либо представителя этого руководителя.

Высший классный чин гражданской службы "Действительный государственный советник Российской Федерации" присваивается Президентом РФ. В соответствии с п. "б" ст. 89 Конституции РФ в правомочия Президента РФ включено присвоение высших воинских званий (маршал, генерал армии) и высших специальных званий (генерал-полковник внутренней службы, милиции, юстиции). Между тем о высших классных чинах гражданских служащих (действительный государственный советник) в Конституции РФ упоминаний нет, и в этой части, очевидно, необходимо внесение поправки в ст. 89 в порядке, предусмотренном ст. 136 Конституции РФ.

В Положении приводятся случаи, когда классный чин федеральному гражданскому служащему может быть присвоен до истечения установленного срока и по истечении установленного срока - в качестве меры поощрения за особые отличия в гражданской службе.

Очередной классный чин не присваивается федеральным гражданским служащим, имеющим дисциплинарные взыскания, а также федеральным гражданским служащим, в отношении которых проводится служебная проверка или возбуждено уголовное дело.

Присвоенный классный чин сохраняется за федеральным гражданским служащим при освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы (в т. ч. в связи с выходом на пенсию), а также при поступлении на гражданскую службу вновь.

Ранее присвоенные федеральным государственным служащим квалификационные разряды по соответствующим классам считаются классными чинами гражданской службы по классам, предусмотренным Законом от 27.07.04 № 79-ФЗ.

Гражданин РФ может быть лишен классного чина судом при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Порядок присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы гражданским служащим субъекта РФ, а также соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и классных чинов гражданской службы субъектов РФ Указом от 01.02.05 № 113 не регулируется. На основании ч. 11 ст. 11 комментируемого Закона от 27.07.04 № 79-ФЗ гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта РФ высшей и главной групп, классные чины гражданской службы субъекта РФ присваиваются в соответствии с законом субъекта РФ.

Заключение.

В русском государстве в XVI - XVII веках существовала практика ведения "чинов" - разрядных книг, в которые ежегодно заносились записи о состоявшихся назначениях служилых людей на высшие военные и государственные должности и о царских поручениях отдельным должностным лицам.

Первая разрядная книга была составлена в 1556 г. при Иване Грозном и охватывала все назначения за 80 лет с 1475 г. (начиная с княжения Ивана III). Книга велась в Разрядном приказе. В приказе Большого дворца параллельно велась книга "дворцовых разрядов", в которую заносились "повседневные записи" о назначениях и поручениях в придворных службах служилых людей.

Разрядные книги были отменены при Петре I, который ввел единую систему чинов, закрепленную Табелью о рангах 1722 г. В Табели о рангах устанавливались чины 14 классов, каждому из которых соответствовала определенная должность на военной, морской, гражданской или придворной службе.

В русском языке термин "чин" означает степень отличия, ранг, звание, разряд, категорию, класс.

Декретом советской власти от 16 декабря 1917 г. все ранги, классные чины и звания были упразднены. В наши дни термин "ранг" сохранился в Военно-морском флоте России (капитан 1-го, 2-го, 3-го ранга), в иерархии дипломатов и служащих ряда других ведомств.

Таким образом, введение классных чинов является своеобразным возвратом к российским традициям.

Список литературы.

1. Журнал «Справочник кадровика» № 3-2007.

2. Табель о рангах РФ.

3. Указ Президента РФ «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим» № 113 от 01.02.2005.

2. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы на определенный срок полномочий, за исключением гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы, а также гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "помощники (советники)", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, и гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, относящиеся к главной группе должностей гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.


2.15. По окончании установленного срока испытания при отсутствии у гражданского служащего соответствующего замещаемой должности гражданской службы классного чина проводится квалификационный экзамен, по результатам которого гражданскому служащему присваивается классный чин в соответствии со статьей 11 Федерального закона.


Понятие уходит корнями в далекое прошлое. Еще в царские времена при Иване Грозном впервые появилась «разрядная книга», куда вносились записи о назначениях должностных лиц на высшие должности. Затем Петр I отменил разряды и ввел Табель о рангах, в которой закреплялись чины 14 классов. С тех пор это слово в русском языке обозначает категорию, степень отличия должностного лица. Советская власть упразднила классные чины, однако в 2004 году они были вновь введены .

Сегодня в нашей стране так называется установленная на основании федерального закона степень пригодности должностного лица для выполнения той или иной деятельности. Для определения пригодности проверяются необходимые навыки, знания и умения служащих.

Госслужба делится на:

  • гражданскую;
  • военную;
  • службу иных видов (ранее третий вид службы был четко определен — правоохранительная, однако в 2015 г. законодатель расширил список).

Остановимся подробнее на гражданской службе.

Согласно , существуют 5 групп должностей (в порядке возрастания):

  • секретарь (младшая группа);
  • референт (старшая группа);
  • советник (ведущая группа);
  • государственный советник (главная группа);
  • действительный государственный советник (высшая группа).

Чиновникам, занимающим относящуюся к одной из этих групп должность, присваиваются также классы: 1-й, 2-й или 3-й. Третий является самым низшим, соответственно, самым почетным считается 1-й класс.

Порядок присвоения

Рассмотрим, каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины. Общие положения и условия их присвоения, а также присвоения дипломатических рангов и званий перечислены в статье 13 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации».

Такими условиями являются:

  • последовательность (вышестоящий статус присваивается по прошествии установленного времени пребывания в нижестоящем после его присвоения впервые);
  • соответствие должности, которую замещает государственный гражданский служащий;
  • возможность досрочного присвоения или присвоение звания на ступень выше положенного в качестве поощрения;
  • сохранение присвоенного звания при освобождении от должности или увольнении со службы.

Классный чин гражданский служащий получает персонально после сдачи обязательного квалификационного экзамена, на котором проверяется его уровень подготовки и соответствия занимаемой должности (ч. 2 ст. 11 ). Он присваивается либо в первый, либо в очередной раз.

То, каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины впервые и в последующем, подробно изложено в Положении о порядке присвоения и сохранения классных чинов, утвержденном Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 113 (ред. от 30.09.2013).

Важно помнить, что обозначенный в этом указе порядок распространяется только на гражданских служащих федерального уровня. На уровне субъектов Федерации может быть установлен собственный порядок присвоения отличительных званий служащим.

Впервые

В первый раз классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему, занимающему соответствующую должность, после проведения испытания. Условие об испытании не является обязательным, и если испытание не было установлено, то впервые он может быть присвоен не раньше, чем через 3 месяца с момента назначения на должность.

Для каждой из 5 групп должностей (от младшей до высшей) первым присвоенным классом будет 3-й. Например, чиновник младшей группы, впервые удостоенный отличия, будет секретарем государственной гражданской службы РФ 3-го класса.

В последующем

Впоследствии статус присваивается по прошествии определенного срока, который служащий должен отработать в нижестоящем статусе. При этом чиновник должен занимать должность, для которой предусмотрено повышение.

Приведем обязательные для последующего повышения сроки прохождения гражданской службы в соответствующих чинах в виде таблицы.

Исчисление срока службы начинается со дня присвоения статуса. Так, секретарь 3 кл. сможет стать секретарем 2 кл. не раньше, чем через год со дня присвоения ему секретаря 3 кл.

Служащий может быть в качестве повышения назначен на должность, относящуюся к более высокой группе. Например, должность чиновника ранее относилась к младшей группе, а после повышения попадает в старшую (бывший секретарь 2 кл. сразу становится референтом, не проходя стадию секретарь 1 кл.). В этом случае он получает чин без соблюдения последовательности и без учета срока службы в предыдущем статусе. Но присвоение происходит как впервые: только после успешного испытания или не ранее, чем через три месяца после назначения.

В порядке очереди даже при соблюдении срока новый статус не будет присвоен служащим, в отношении которых ведется служебная проверка, заведено уголовное дело, а также если к ним применено дисциплинарное взыскание.

Оклад за классный чин

Зарплата чиновника федерального уровня, помимо должностного оклада и различных поощрений, включает оклад за классный чин. Размер оклада за классный чин государственного гражданского служащего на федеральном уровне установлен Указом Президента РФ от 25.07.2006 № 763 о денежном содержании федеральных гражданских госслужащих.

Приведем размеры окладов за классный чин федеральных служащих в виде таблицы.

Наименование Размер оклада (рублей в месяц) с 01.01.2018 (в связи с Указом Президента РФ от 12.12.2017 N 594)
Секретарь 3 кл. 468
Секретарь 2 кл. 572
Секретарь 1 кл. 624
Референт 3 кл. 728
Референт 2 кл. 780
Референт 1 кл. 936
Советник 3 кл. 988
Советник 2 кл. 1092
Советник 1 кл. 1196
Государственный советник 3 кл. 1820
Государственный советник 2 кл. 1456
Государственный советник 1 кл. 1560
Действительный государственный советник 3 кл. 1716
Действительный государственный советник 2 кл. 1820
Действительный государственный советник 1 кл. 1924

Что происходит с классным чином после увольнения

После увольнения или при освобождении от занимаемой должности (при выходе на пенсию в том числе) он сохраняется. Если уволившийся чиновник вновь поступит на гражданскую службу, его статус будет таким же, как и перед увольнением.

Лишить чиновника его статуса может только суд при осуждении за тяжкое или особо тяжкое преступление.

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ

1. Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.

2. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы на определенный срок полномочий, за исключением гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы, а также гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "помощники (советники)", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, и гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, относящиеся к главной группе должностей гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - действительный государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

4. Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы, присваивается классный чин гражданской службы - государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации главной группы, присваивается классный чин гражданской службы - государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

5. Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы - советник государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

6. Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - референт государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

7. Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы младшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации младшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - секретарь государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

8. Классный чин гражданской службы - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Президентом Российской Федерации.

9. В федеральных органах исполнительной власти классный чин федеральной гражданской службы - государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Правительством Российской Федерации.

Класс, квалификация, степень пригодности лица для осуществления той или иной деятельности в госоргане в соответствии с имеющимися у него навыками, умениями, знаниями. Он устанавливается федеральным законодательным либо другим нормативным актом. Рассмотрим далее, какие существуют классные чины государственной Таблица соответствия основных классов также будет представлена в статье.

Общие сведения

Впервые были систематизированы Петром 1 в Табели о рангах. После революции 1917 г. они были упразднены. В 1943 г. чины снова были введены, но только для сотрудников прокуратуры и следственных органов. В действующей сегодня таблице классных чинов государственной гражданской службы каждый класс соответствует определенному воинскому (специальному) званию. Она утверждена Указом Главы государства в 2005 г.

Категории сотрудников

В соответствии с ФЗ № 58 и № 25,получают должностные лица федеральной, региональной и муниципальной гражданской госслужбы. Чины присваиваются также служащим правоохранительных структур.

Стоит сказать, что классификация госслужащих в РФ считается одной из самых сложных в административной теории и практике. Дело в том, что разделение служащих может осуществляться по самым разным критериям. Например, в зависимости от уровня госвласти работники могут быть федеральными или региональными госслужащими.

По ветвям власти классифицируют должностных лиц законодательных, исполнительных, судебных органов, прокуратуры и прочих высших госорганов. Однако наиболее значимой считается классификация служащих по чинам, специальным и воинским званиям. В настоящее время именно она наиболее полно регулируется нормативными актами.

Законодательная база

В 1995 г. были установлены квалификационные разряды. Однако в 2004 г. был утвержден 79-ФЗ . Он регламентирует отношения, возникающие при поступлении на госслужбу, ее прохождении. В 79-ФЗ регулируются взаимодействия госструктуры и лица, прекращающего профессиональную деятельность в ее штате. Стоит сказать, что наряду с этим нормативным актом, положения, регулирующие рассматриваемую сферу, присутствуют и в ФЗ № 58. В Законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации " определен статус (правовое положение) федеральных госслужащих и должностных лиц госорганов субъектов РФ.

Классификация

В соответствии с действующим законодательством, лицам, проходящим федеральную госслужбу, присваиваются:

  • дипломатические ранги;
  • специальные/воинские звания;
  • классные чины.

Что касается служащих региональных госструктур, то на них распространяет действие ФЗ № 58. В нормативном акте установлено, что этим лицам присваивают только классные чины. Соответствующее положение закреплено в ст. 13 (ч. 1 п. 2).

Как присваивается классный чин государственной гражданской службы?

В законодательстве закреплены следующие правила:

  1. Присвоение чинов государственной гражданской службы осуществляется исключительно в соответствии с замещаемым постом.
  2. Работники, сроки полномочий которых не ограничены, получают чин после прохождения квалификационного экзамена.
  3. Чины присваиваются персонально. При этом должна соблюдаться последовательность, учитываться профессиональный уровень и продолжительность госслужбы в предыдущем чине и замещаемом посту.

Классный чин государственной гражданской службы может быть очередным либо первым. Последний присваивают федеральному госслужащему после успешного прохождения испытания. Если оно не было предусмотрено в контракте, то получить чин лицо может только спустя 3 мес. после назначения на пост. Очередную степень гражданин получает по истечении периода, определенного для прохождения службы в прежнем чине. При этом лицо должно замещать должность, для которой предусмотрен чин, равный либо выше того, который ему присваивается.

Общие принципы

Российской Федерации получают очередной чин последовательно по завершении установленного периода пребывания на предыдущей ступени. В качестве поощрительной меры допускается досрочное присвоение следующего класса.

При переводе либо поступлении гражданина с госслужбы одного типа на другой классный чин должен учитываться.

В случае увольнения или освобождения от должности полученный класс сохраняется. Основанием для лишения классного чина является только судебное решение.

Нюансы

При переводе лица с госслужбы одного вида на службу другого типа присвоенный ранее чин учитывается при получении класса по новому месту работы. Следует заметить, что он не переносится автоматически. В Указе Президента № 113 от 2005 г. определено следующее. При поступлении на госслужбу лица, имеющего класс другого вида службы, он получает согласно замещаемой должности. Если он оказывается ниже, чем имеющийся, то служащий может получить чин на ступень выше, но в рамках группы, к которой относится пост, который он будет замещать.

Наименования чинов

В включено 5 наименований:

  1. Секретарь.
  2. Референт.
  3. Советник.
  4. Госсоветник.
  5. Действительный госсоветник.

В каждой группе предусмотрено три класса. Высшим считается 1 класс. Всего получается 15 чинов. Ступени четко разделены по группам должностей:

  1. Секретарь 1-3 кл. соответствует младшей группе.
  2. Референт 1-3 кл. - старшей.
  3. Советник 1-3 кл. - ведущей.
  4. Госсоветник 1-3 кл. - главной.
  5. Действительный госсоветник 1-3 кл. - высшей.

Особенности присвоения

Высшие чины - действительный госсоветник 1-3 кл. - присваиваются Президентом федеральным госслужащим. При этом:

  1. В исполнительных структурах, деятельностью которых руководит Глава государства, присвоение осуществляется по представлению их руководства, а в прочих исполнительных органах - по представлению Правительства.
  2. В прочих госорганах федерального уровня (судебных, законодательных) либо в их аппаратах получение следующего класса осуществляется по представлению их руководства.

Чины госсоветника 1-3 кл. присваиваются федеральным госслужащим:

  1. Исполнительных структур - Правительством.
  2. Других госорганов - их руководителями.

Чины советника, референта, секретаря 1-3 кл. присваиваются руководителем соответствующего госоргана или его представителем. В субъектах РФ получение классов осуществляется в соответствии с положениями ФЗ № 79. Обычно чины главных и высших должностных групп присваивают губернаторы, прочие - руководители администраций МО и их подразделений.

Сроки прохождения госслужбы

Нормативными актами установлены следующие периоды для:

  1. Секретаря, референта 3 и 2 кл. - не меньше года.
  2. Советника и госсоветника 3 и 2 кл. - не менее двух лет.
  3. Действительного госсоветника 3 и 2 кл. - обычно не меньше года.

Сроки прохождения службы для секретаря, референта, советника и госсоветника 1 кл. не установлены. При назначении госслужащего на более высокий пост он может получить очередной чин, если период пребывания на предыдущей ступени истек.

Дополнительно

Федеральным служащим, которые являются специалистами и обеспечивающими специалистами и не имеют ограничений по срокам полномочий, а также руководителям, включенным в ведущую и главную группы, чины присваивают после сдачи экзамена. Лица, находящиеся на постах категории "руководители", относящихся к группе высших должностей, переходят на следующую ступень также после экзамена. При этом решение о его сдаче должно быть принято представителем работодателя в лице начальника федерального госоргана.

Меры поощрения

За особые заслуги в службе чин может присваиваться:

  1. До окончания срока прохождения службы, но не раньше чем через полгода пребывания на занимаемом посту и не выше класса, соответствующего этой должности.
  2. По истечении периода - на ступень выше, но в рамках должностной группы, к которой относится занимаемый пост.

Особенности оплаты труда

Нормативными актами за особые условия службы предусмотрена надбавка. За классный чин государственной гражданской службы она устанавливается в процентах к окладу для каждой группы должностей:

  1. Высшая - 150-200 %.
  2. Главная - 120-150 %.
  3. Ведущая - 90-120 %.
  4. Старшая - 60-90 %.
  5. Младшая - до 60 %.

Соотношение классных чинов государственной гражданской службы и воинских званий

Оно установлено по Указам президента № 113 (от 01.02.2005) и № 38 (от 14.01.2011).

Воинское звание

Действительный госсоветник 1 кл.

  • адмирал флота, генерал армии;
  • адмирал, генерал-полковник.

Действительный госсоветник 2 кл.

вице-адмирал, генерал-лейтенант.

Действительный госсоветник 3 кл.

контр-адмирал, генерал-майор.

Госсоветник 1 кл.

капитан 1 ранга, полковник.

Госсоветник 2 кл.

капитан 2 ранга, подполковник.

Госсоветник 3 кл.

капитан 3 ранга, майор.

Советник 1 кл.

капитан, капитан-лейтенант.

Советник 2 кл.

старший лейтенант.

Советник 3 кл.

лейтенант.

Референт 1 кл.

младший лейтенант.

Референт 2 кл.

старший мичман/прапорщик.

Референт 3 кл.

мичман, прапорщик.

Секретарь 1 кл.

  • гл. корабельный ;
  • гл. старшина, ст. сержант.

Секретарь 2 кл.

  • старшина 1 ст., сержант;
  • старшина 2 ст., мл. сержант.

Секретарь 3 кл.

  • старший матрос, ефрейтор;
  • матрос, рядовой.

Прокурорские работники

По № 1563 от 21.11.2012 для этих сотрудников также установлены классные чины государственной гражданской служащих к повседневной форме одежды можно увидеть ниже. Разделение чинов работников прокуратуры на группы не предусмотрено.

Аттестация

Проверка проводится для установления соответствия госслужащего должности, которую он замещает. Аттестация назначается раз в 3 года. По специальному решению может проводиться внеочередная проверка. Для проведения аттестации формируется комиссия.

На заседании рассматриваются документы, заслушивается сообщение госслужащего. При необходимости приглашается руководитель аттестуемого. Он дает оценку профессиональной деятельности подчиненного. Во время аттестации комиссия определяет соответствие деятельности госслужащего квалификационным требованиям, оценивается его участие в решении задач, поставленных перед подразделением, сложность работы и ее эффективность. Кроме того, во внимание принимаются результаты исполнения регламента, опыт, соблюдение ограничений, профессиональные знания. Немаловажное значение имеет отсутствие нарушений, выполнение требований, обязанностей.

Результаты проверки

По итогам аттестации комиссия принимает решение. Комиссия может установить, что госслужащий:

  1. Соответствует должности.
  2. Соответствует замещаемому посту и рекомендован к включению в резерв для назначения на вакантную должность в рамках должностного роста.
  3. Соответствует должности при условии повышения квалификации или успешной переподготовки.
  4. Не соответствует замещаемому посту.

Квалификационный экзамен

Он проводится для решения вопроса о получении госслужащим классного чина. Как правило, экзамен назначается не чаще раза в год и не реже 1 раза в 3 г. В рамках мероприятия комиссией оцениваются знания, умения, навыки госслужащих в соответствии с положениями регламентов, ответственностью, сложностью профессиональной деятельности. Нормативными актами предусмотрены методы оценки. В их число входят индивидуальное собеседование, тестирование.

Контракт

Он заключается при поступлении гражданина на госслужбу. Служебным контрактом называют соглашение представителя работодателя и кандидата на должность. Этим документом устанавливаются обязанности и права сторон. В контракте могут быть предусмотрены и дополнительные условия. В их числе:

  1. Испытание при поступлении на госслужбу.
  2. Сохранение конфиденциальности сведений, относящихся к гостайне (или иной тайне, охраняемой законодательством), служебной информации, если в должностном регламенте предусматривается использование этих сведений.
  3. Показатели результативности деятельности и условия оплаты труда, связанные с ними.

Дополнительные условия не должны ухудшать положение госслужащего в сравнении с положением, установленным ФЗ № 79.

Должностной регламент

Он выступает как неотъемлемый элемент административного регламента госоргана. В него включаются:

  1. Должностные права госслужащего.
  2. Квалификационные требования к характеру, уровню навыков и знаний, предъявляемые к лицу, замещающему соответствующую должность. В регламенте также могут предусматриваться требования к стажу службы или опыту работы по направлению подготовки (специальности), образованию.
  3. Перечень вопросов, в обсуждении которых госслужащий обязан или вправе участвовать при подготовке проектов нормативно-правовых актов или управленческих (либо других) решений.
  4. Процедуры, сроки подготовки и рассмотрения проектов, указанных выше, порядок их согласования и принятия.
  5. Правила служебного взаимодействия госслужащего с сотрудниками того же госоргана, других госструктур, другими организациями и физлицами.
  6. Перечень услуг, оказываемых юрлицам и гражданам на основании административного регламента.
  7. Показатели результативности и эффективности профессиональной деятельности госслужащего.

Ответственность

Вне зависимости от чина в случае нарушения регламента, условий контракта, норм законодательства к госслужащему могут быть применены дисциплинарные взыскания.

Самым мягким считается замечание. Самое строгое взыскание - увольнение. Оно предусмотрено за:

  1. Неоднократное неисполнение должностных обязанностей без уважительных причин, если госслужащий имеет другое дисциплинарное взыскание.
  2. Прогул.
  3. Появление на работе в состоянии опьянения (токсического, наркотического, алкогольного).
  4. Разглашение информации, составляющей гостайну или иную тайну, охраняемую законом, а также служебных сведений, которые ему стали известны в связи с исполнением обязанностей.
  5. Принятие госслужащим, замещающим руководящий пост, необоснованного решения, если оно повлекло нарушение целостности имущества, неправомерное использование материальных ценностей или другой ущерб имуществу госоргана.

В нормативных актах предусмотрены и другие нарушения, за которые госслужащий может быть уволен.