Состав и структура счетной палаты рф. Порядок формирования и состав Счётной палаты Что входит в счетную палату

Счетная палата Российской Федерации — постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному собранию, осуществляющий свою деятельность для усиления контроля со стороны Федерального собрания РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению.

Основным нормативным документом является федеральный закон «О Счетной палате РФ» № 4-ФЗ от 11 января 1995 г. В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим федеральным законом, другими законами Российской Федерации. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью .

Счетная палата является , имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Местонахождение Счетной палаты — г. Москва.

Задачами Счетной палаты являются:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
  • контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
  • регулярное представление Совету Федерации и Государственной думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты, заместителя председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

Структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты утверждает Коллегия Счетной палаты по представлению Председателя Счетной палаты в пределах средств на содержание Счетной палаты.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной думой сроком на шесть лет. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимается Государственной думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы.

Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов.

Председатель Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации и Председателем Государственной думы, Председателем Правительства Российской Федерации, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Конституционного суда Российской Федерации, Председателем Верховного суда Российской Федерации и Председателем Высшего арбитражного суда Российской Федерации.

Председатель Счетной палаты:

  • осуществляет руководство деятельностью Счетной палаты и организует ее работу в соответствии с регламентом Счетной палаты;
  • представляет Совету Федерации и Государственной думе совместно с заместителем Председателя Счетной палаты отчеты о ее работе;
  • представляет Счетную палату в органах государственной власти Российской Федерации и за рубежом.

Во исполнение возложенных на него полномочий Председатель Счетной палаты издает приказы и распоряжения, осуществляет прием и увольнение сотрудников аппарата Счетной палаты, заключает хозяйственные и иные договоры.

Председатель Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации.

Председатель Счетной палаты не может быть депутатом Государственной думы, членом Правительства Российской Федерации, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет. Постановление о назначении заместителя Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации.

Заместителем Председателя Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов.

Заместитель Председателя Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации и Председателем Государственной думы, Председателем Правительства Российской Федерации, Руководителем администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Конституционного суда Российской Федерации, Председателем Верховного суда Российской Федерации и Председателем Высшего арбитражного суда Российской Федерации.

Заместитель Председателя Счетной палаты выполняет должностные обязанности в соответствии с Регламентом Счетной палаты, исполняет в отсутствие Председателя Счетной палаты его функции, по поручению Председателя Счетной палаты представляет Счетную палату в органах государственной власти Российской Федерации и за рубежом.

Заместитель Председателя Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации.

Заместитель Председателя Счетной палаты не может быть депутатом Государственной думы, членом Правительства Российской Федерации, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Аудиторы счетной палаты

Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения. Конкретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого одним из аудиторов Счетной палаты, устанавливается Коллегией Счетной палаты.

Аудиторами Счетной палаты могут быть назначены граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики, финансов .

В пределах одной четверти от общего числа аудиторов Счетной палаты допускается назначение на должности аудиторов лиц, имеющих высшее образование и опыт профессиональной деятельности иного профиля.

При формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет. Постановление Государственной думы о назначении аудитора Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы. Постановление Совета Федерации о назначении аудитора Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации.

Полный состав аудиторов Счетной палаты должен быть сформирован не позднее чем через три месяца после вступления в силу настоящего федерального закона.

При появлении вакантной должности аудитора Счетной палаты она должна быть замещена в течение двух месяцев.

Аудиторы Счетной палаты в пределах своей компетенции, устанавливаемой регламентом Счетной палаты, самостоятельно решают все вопросы организации деятельности возглавляемых ими направлений и несут ответственность за ее результаты.

Аудиторы Счетной палаты имеют право присутствовать на заседаниях Совета Федерации и Государственной думы , их комитетов и комиссий, коллегий федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов.

Аудиторы Счетной палаты не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной думе, образуется Коллегия Счетной палаты. В состав Коллегии Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты.

По совместному предложению Председателя Счетной палаты и заместителя Председателя Счетной палаты Коллегия принимает Регламент Счетной палаты, утверждает содержание направлений деятельности, возглавляемых аудиторами Счетной палаты.

Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов Счетной палаты и иных штатных сотрудников.

В служебные обязанности инспекторов Счетной палаты входят непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.

Права, обязанности и ответственность сотрудников аппарата Счетной палаты, а также условия прохождения ими службы определяются настоящим федеральным законом, законом о федеральной государственной службе, законодательством Российской Федерации о труде и иными нормативными правовыми актами.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии, тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизии и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную думу. В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящей государству ущерб и требующей пресечения, Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. В случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной думой принять решения о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций. Счетная палата должна регулярно предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.

Счётная палата — парламентский орган финансового контроля в Российской Федерации

Счётная палата: официальный сайт, председатель, аудиторы, отчет, контроль, заключение, деятельность, полномочия

Развернуть содержание

Свернуть содержание

Счётная палата (Accounts Chamber) - это, определение

Счётная палата Российской Федерации - это парламентский орган финансового контроля в Российской Федерации. Счётная Палата Российской Федерации создана на основании Конституции Российской Федерации 1993 года.

Счетная палата РФ - это орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетный ему. Счетная палата РФ является юридическим лицом.

Счётная палата - это постоянно действующий орган финансового контроля, обладает статусом юридического лица и входит в структуру органов местного самоуправления муниципального образования.

Счетная палата Российской Федерации как постоянно действующий независимый орган государственного финансового контроля осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статьи 101-103), Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" , другими нормативными актами Российской Федерации, и Регламентом Счетной палаты Российской Федерации.

Задачи Счётной палаты РФ

Задачами Счетной палаты РФ являются:

Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

Определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных кредитных организациях;

Регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.


Контрольные полномочия Счетной палаты РФ

Контрольные полномочия Счетной палаты РФ распространяются:

На государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды;

На органы местного самоуправления, предприятия, организации, финансово-кредитные организации, их объединении, если они получают, перечисляют, используют средства из феде рального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и другие льготы и преимущества.

Счетная палата осуществляет контроль за:

Управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

Законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и международных финансовых организаций;

Эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;

Предоставлением государственных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.


Контрольно-ревизионная и экспертно-аналитическая деятельность Счётной палаты РФ

Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты Российской Федерации реализуется в следующих сферах контроля:

Контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов федерального бюджета;

Контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Определение эффективности и целесообразности использования государственной собственности, контроль за поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью;

Контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов;

Контроль за банковской системой в части обслуживания федерального бюджета и государственного долга Российской Федерации.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения - вне зависимости от видов и форм собственности, если они:

Получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета;

Используют федеральную собственность либо управляют ею;

Имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Кроме того, контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций (в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ).

Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

При проведении ревизий и проверок Счетная палата вправе получать от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию. Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной, либо ложной информации Счетной палате влечет за собой уголовную ответственность, предусмотренную ст. 287 УК РФ.

Контрольные органы Президента и Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств, иные государственные контрольные органы обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты, предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок. К участию в своих контрольно-ревизионных мероприятиях Счетная палата в пределах своей компетенции вправе привлекать государственные контрольные органы и их представителей, а также на договорной основе - негосударственные аудиторские службы, отдельных специалистов.

Организация контрольно-ревизионной деятельности Счетной палаты строится на основе принципа коллегиальности, который предполагает принятие решений о проведении контрольных мероприятий и утверждение результатов этих мероприятий Коллегией Счетной палаты.

Важнейшей составной частью экспертно-аналитической деятельности является экспертиза проектов законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федеральной собственности и финансов Российской Федерации, а также подготовка аналитических материалов по вопросам государственного финансового контроля.

Международная деятельность Счётной палаты РФ

В соответствии со статьей 32 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации", принятого Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации в 1995 году, «Счетная палата поддерживает связи со счетными и контрольными палатами и органами парламентского контроля иностранных государств и их международными объединениями, заключает с ними соглашения о сотрудничестве».

Со дня создания Счетная палата Российской Федерации взяла курс на активное разновекторное развитие своего участия как в деятельности международных организаций высших органов финансового контроля (ВОФК), так и в рамках двусторонних международных связей с зарубежными ВОФК, исходя при этом из понимания того, что сотрудничество с международным аудиторским сообществом открывает доступ к передовому опыту аудиторской работы, позволяет знакомиться с международными стандартами финансового контроля и использовать их в своей работе с учетом национальной специфики.

В 1995 году Счетная палата вошла в состав Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) и Европейской организации высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ) а в 1996 году стала членом Азиатской организации высших органов финансового контроля (АЗОСАИ).

В своей деятельности Счетная палата руководствуется основными положениями и принципами функционирования высших органов государственного финансового контроля, изложенными в Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ), и Мексиканской декларации независимости, принятой XIX Конгрессом ИНТОСАИ.

Активно включившись в работу этих организаций, Счетная палата быстро завоевывала в них высокий авторитет, который является одной из составляющих международного престижа нашей страны в целом.

Важным этапом становления Счетной палаты в международном аудиторском сообществе явился V конгресс ЕВРОСАИ, состоявшийся в 2002 году в Москве. Все участники Конгресса признали высокий организационный и содержательный уровень этого мероприятия, в котором приняли участие свыше 50 зарубежных национальных делегаций и делегаций международных организаций.

В соответствии с Уставом ЕВРОСАИ Председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин в течение трех последующих лет после проведения этого Конгресса был Президентом этой организации, с 2000 по 2008 год - членом Управляющего совета ЕВРОСАИ, что явилось уникальным для нас опытом в сфере наработки основ международной практической деятельности.

С 2007 года Председатель Счетной палаты Российской Федерации является членом Управляющего совета ИНТОСАИ, а с марта 2012 года – и членом Управляющего совета АЗОСАИ.

Значительную роль Счетная палата сыграла в успешном продвижении Резолюции 66-й Генеральной Ассамблеи ООН «Содействие повышению эффективности, подотчетности, результативности и прозрачности государственного управления путем укрепления ревизионных учреждений», принятой в декабре 2011 года. Эта Резолюция придает Лимской и Мексиканской декларациям статус документов ООН, что является важной вехой в признании со стороны мирового сообщества особой роли института высшего государственного финансового контроля в обеспечении надлежащего функционирования национальных экономик и управления государственными ресурсами.

Счетная палата является активным участником конференций по наиболее значимым проблемам государственного аудита, проводимых на регулярной основе в рамках двустороннего взаимодействия ЕВРОСАИ с другими региональными организациями ИНТОСАИ, такими как АЗОСАИ, АРАБОСАИ и ОЛАСЕФС.

В этой связи нельзя не отметить состоявшуюся в 2011 году в Стамбуле конференцию ЕВРОСАИ-АЗОСАИ, на которой обсуждалась важная для всех ее участников тема обеспечения прозрачности и подотчетности в сфере управления государственными финансами. Следующая конференция ЕВРОСАИ-АЗОСАИ, по инициативе СП РФ, состоится в 2014 году в Москве. Ожидается, что в ней примут участие более 200 представителей и руководителей ВОФК из 80 стран мира. Это будет знаковым событием как для мирового аудиторского сообщества, так и для Счетной палаты России на пути дальнейшего укрепления ее международного авторитета и позиций в международных организациях.

Большое значение Счетная палата придает многостороннему сотрудничеству на постсоветском пространстве.

В первую очередь это сотрудничество по линии Совета руководителей высших органов финансового контроля государств – участников Содружества Независимых Государств, созданного в ноябре 2000 года по инициативе российской стороны. На базе Счетной палаты функционирует постоянно действующий Секретариат Совета, созданный в соответствии с решением VIII сессии этой организации, который обеспечивает всю текущую деятельность Совета как неформального форума единомышленников.

Растущее значение приобретает для нас взаимодействие ВОФК государств – участников Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Совместно с ВОФК Казахстана и Китая Счетная палата Российской Федерации выступила инициатором этого нового направления взаимодействия высших органов финансового контроля. На первой встрече руководителей ВОФК государств – участников ШОС, которая состоялась в Москве в 2010 году, были определены основные принципы, направления и задачи этого взаимодействия. По согласованию сторон функции координатора этого сотрудничества возложены на Счетную палату Российской Федерации.

Важное место в международной деятельности Счетной палатой занимает взаимодействие с ВОФК зарубежных стран на двусторонней основе, в рамках которого реализуются конкретные направления сотрудничества, имеющие целью взаимное обогащение опытом контрольной работы, проводятся конференции, тематические семинары, организуются взаимные стажировки.

Особое значение имеют двусторонние совместные и параллельные контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, поскольку они часто касаются наиболее актуальных и проблемных аспектов международного торгово-экономического сотрудничества и затрагивают зоны общих интересов либо спорные вопросы межгосударственных отношений. Совместные выводы и предложения по результатам таких мероприятий помогают «расшивать» узкие места, сблизить позиции сотрудничающих стран, выходить на взаимовыгодные политические решения.

Всего в настоящее время Счетной палатой заключены с зарубежными ВОФК и выполняются 63 соглашения о двустороннем сотрудничестве.

В целом только в 2011 году Счетная палата Российской Федерации приняла участие в более чем 80 международных мероприятиях как в рамках многостороннего, так и двустороннего международного сотрудничества.

Необходимо также отметить, что значительное внимание при ознакомлении с зарубежным опытом уделяется вопросам участия высших органов финансового контроля в борьбе с коррупцией, аудита использования государственных средств, стратегического и проектного аудитов, в том числе аудита средств, выделяемых на финансирование крупномасштабных мероприятий, в частности, зимних Олимпийских игр Сочи – 2014.

Существенным доказательством высокого международного авторитета Счетной палаты Российской Федерации является и тот факт, что ее представители входят в состав Независимого аудиторского консультативного комитета ООН и Независимого аудиторского комитета Совета Европы.

Нельзя не отметить и общественную составляющую международной деятельности Счетной палаты Российской Федерации, которая оказывает постоянною активную поддержку Императорскому православному палестинскому обществу (ИППО) как старейшей в России научной и благотворительной неправительственной международной общественной организации, уникальной по своему значению в истории национальной культуры, русского востоковедения и российско-ближневосточных отношений, основными целями которой является научное палестиноведение, гуманитарно-просветительское сотрудничество с народами стран библейского региона, а также содействие Русской православной церкви в ее духовном и миротворческом служении на Ближнем Востоке и в Средиземноморье.

Экспертиза Счетной палаты РФ

Счетная палата РФ проводит экспертизу и дает заключения по:

проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам государственного внутреннего и внешнего долга и дефицита; вопросам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в РФ; проектам законодательных и других нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной Думы; проектам международных договоров РФ, влекущих правовые последствия для федерального бюджета; проектам программ, на финансирование которых используются средства федерального бюджета.

По другим вопросам, входящим в компетенцию Счетной палаты РФ, она осуществляет подготовку и представление заключений или письменных ответов на основании:

запросов Президента РФ; поручений Совета Федерации или Государственной Думы, оформленных соответствующими постановлениями; запросов комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Думы; запросов депутатов и членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы; запросов Правительства РФ; запросов органов государственной власти субъектов РФ.

Счетная палата РФ анализирует итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств федерального бюджета. На основе полученных данных она разрабатывает предложения по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию бюджетно-финансовой системы РФ и представляет их на рассмотрение Государственной Думы.

По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата РФ направляет органам государственной власти, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства.

При выявлении на проверяемых объектах нарушений в предпринимательской деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб, в случаях несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты РФ, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий она дает администрации проверяемых предприятий обязательные для исполнения предписания. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты РФ Коллегия палаты вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий.


Статус Счётной палаты РФ

Статус Счётной палаты Российской Федерации определяется Конституцией РФ и Федеральным законом «О Счётной палате Российской Федерации», согласно которому Счётная палата Российской Федерации - это постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. В своей деятельности Счётная палата руководствуется федеральным законодательством, выполняет поручения Совета Федерации и Государственной думы. В рамках своих задач Счётная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Она является контрольным органом Федерального Собрания, но не является его структурным подразделением и формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти.


Структура и порядок формирования Счётной палаты РФ

Председатель и половина состава (шесть аудиторов) Счётной палаты назначаются Государственной Думой, Заместитель председателя и другая половина состава (шесть аудиторов) - Советом Федерации. Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие - его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.

Внутренние вопросы деятельности Счётной палаты, распределение обязанностей между аудиторами Счётной палаты, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счётной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются Регламентом Счётной палаты, утверждаемым ее Коллегией.


Аппарат Счётной палаты РФ

Аппарат Счётной палаты Российской Федерации - орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, паспортно-визовое,финансовое, транспортное, материально-техническое, хозяйственное, жилищное, социально-бытовое, медицинское, санаторно-курортное, протокольное, культурное обеспечение деятельности Председателя Счётной палаты, заместителея Председателя Счётной палаты, аудиторов Счётной палаты, руководителя Аппарата Счётной палаты и работников Аппарата Счётной палаты. Действует на постоянной основе. Штатная численность гражданских служащих аппарата составил 1069.

Секретариат Председателя Счётной палаты Российской Федерации

Секретариат заместителя Председателя Счётной палаты Российской Федерации

Секретариаты аудиторов Счётной палаты Российской Федерации

Административный департамент

Отдел по защите государственной тайны

Отдел режима и специальных работ

Отдел по взаимодействию с органами государственной власти Российской Федерации

Департамент внешних связей

Отдел сотрудничества с зарубежными высшими органами государственного финансового контроля

Отдел сотрудничества с международными организациями высших органов государственного финансового контроля и ООН

Отдел по взаимодействию с контрольно-счётными органами

Департамент документационного обеспечения, планирования и контроля Счётной палаты

Отдел обеспечения работы Коллегии Отдел делопроизводства и Центрального архива Счётной палаты

Счетная палата РФ - это орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетный ему. Счетная палата РФ является юридическим лицом. Председатель и половина состава (шесть аудиторов) Счётной палаты назначаются Государственной Думой, Заместитель председателя и другая половина состава (шесть аудиторов) - Советом Федерации. Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие - его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников. Внутренние вопросы деятельности Счётной палаты, распределение обязанностей между аудиторами Счётной палаты, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счётной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются Регламентом Счётной палаты, утверждаемым ее Коллегией. Счетная палата осуществляет следующие функции: осуществление внешнего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений; экспертиза проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период; экспертиза проектов федеральных законов о внесении изменений в федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета; проведение проверки бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджет.

78.Понятие и принципы местного самоуправления в России. Местное самоуправление – это один из видов управления определенными общественными делами локального сообщества людей. Принципы местного самоуправления:1) местное самоуправление признается и гарантируется Конституцией РФ. Истоки этого принципа коренятся в весьма распространенной в теории конституционного и муниципального права точке зрения, согласно которой государство не учреждает местное самоуправление, а лишь признает его существование2) принцип самостоятельности местного самоуправления реализуется посредством широкого набора специальных юридических средств, в совокупности дающих представление об этом качестве муниципальной власти.3) принцип независимости органов местного самоуправления – самый спорный из всех. 4) ответственность местного самоуправления как принцип его деятельности реализуется в различных предусмотренных законодательством формах: перед населением конкретного муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами. 5) недопустимость образования органов местного самоуправления и назначения должностных лиц местного самоуправления органами и должностными лицами государственной власти – принцип, отражающий сущность местного самоуправления.6) принцип судебной защиты местного самоуправления служит одновременно гарантией от необоснованного воздействия государственной власти.

79. Формы осуществления местного самоуправления в России. Местное самоуправление в России - деятельность местных сообществ , осуществляемая непосредственно или через местные представительные органы, по вопросам местного значения. Гарантируется главой 8 Конституции России Характеризуется наличием определённой территории, закреплённой за муниципальным образованием, выборных органов и форм непосредственного участия граждан в местном самоуправлении, муниципальной собственности и бюджета, муниципальных нормативных актов.Формы осуществления- В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума , выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:местный референдум ,муниципальные выборы ,голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления,голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования,сход граждан ,другие формыФормы участия населения в осуществлении местного самоуправления: правотворческая инициатива граждан ,территориальное общественное самоуправление ,публичные слушания ,собрание граждан ,конференция граждан (собрание делегатов),опрос граждан ,обращения граждан в органы местного самоуправления,наказы избирателей,другие формы.

  • Контроль за расходованием средств на различные направления государственной деятельности.
  • Оценка результативности и целесообразности программ, финансируемых из государственной казны.
  • Надзор за движением денежных средств внебюджетных фондов, состоянием внешнего и внутреннего долга.
  • Правовая экспертиза законодательных и нормативных актов и их проектов на предмет соответствия действующему законодательству, оценка достоверности основных документов, регулирующих движение федеральных средств.
  • Оценка эффективности проектов, полностью или частично финансируемых за счет бюджетных средств.
  • Подготовка годового отчета по результатам исполнения бюджета.
  • Осуществление тематических и внеплановых проверок по факту выявленных отклонений в показателях бюджетной эффективности. Разработка мероприятий и предложений для устранения возникших диспропорций.
  • Анализ эффективности предоставления заемных средств, гарантий и льгот по налогам за счет бюджетных средств.
  • Подготовка и предоставление заключений по вопросам, входящих в компетенцию Счетной палаты.

Надзорные функции Счетной палаты распространяются на все органы государственного аппарата, включая внебюджетные фонды, а также коммерческие и некоммерческие организации, использующие бюджетные средства и государственную собственность в своей деятельности.

Все участники бюджетных правоотношений должны оперативно предоставлять в контролирующий орган сведения, необходимые для оценки его деятельности. При неисполнении этого требования Счетная палата может применить санкции, включая блокировку расчетных счетов организации до предоставления пояснений и запрашиваемой информации.

Состав счетной палаты

Счетная палата действует на постоянной основе. Основной состав органа государственного аудита включает 14 человек, назначаемых сроком на 6 лет. Возглавляет его председатель, частично административные функции выполняет его заместитель. Определенными направлениями деятельности Счетной палаты руководят независимые аудиторы (12 человек). 6 аудиторов и председатель назначаются верхней палатой Парламента РФ, другая часть аудиторов и заместитель председателя — нижней палатой. В компетенцию аудиторов входит проведение ревизий по статьям бюджета и внебюджетных фондов.

Все члены Счетной палаты наделены личной неприкосновенностью и гарантиями профессиональной независимости. Освобождение от должности возможно в 4-х основных случаях:

  • по личному заявлению сотрудника;
  • при нарушении законодательства или злоупотреблении полномочиями (решение принимается большинством голосов);
  • при признании недееспособным;
  • при достижении 65 лет.

Организацией и планированием деятельности контролирующего органа занимается Коллегия. Она разрабатывает регламент, которого должны придерживаться все члены Счетной палаты.

Счетная палата РФ

Счетная палата РФ — постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита (контроля), подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Порядок назначения основных должностных лиц следующий.

Председатель Счетной палаты РФ назначается на должность Государственной Думой ФС РФ большинством голосов от числа депутатов на 6 лет по представлению Президента РФ. Этому предшествует процедура отбора главой государства из не менее 3-х кандидатур, представленных нижней палатой парламента. Претенденты вносятся Советом Государственной Думы ФС РФ на основании предложений фракций. Если никто из кандидатов не устроит главу государства, то он вправе выдвинуть иную кандидатуру и представить ее в Государственную Думы ФС РФ. При этом существует ограничение — одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Счетной палаты РФ более 2-х сроков подряд .

Процедура назначения заместителя Председателя Счетной палаты РФ схожа, но роль фракций выполняют комитеты, а Государственной Думы ФС РФ Совет Федерации ФС РФ. Запрет на 3-й срок подряд также имеет место быть.
Кроме руководства счетного органа палаты парламента большинством голосов от своего числа назначают по 6 аудиторов . Претендентов также отбирает и вносит Президент России.

В настоящее время в состав органа входят 14 лиц, замещающих государственные должности РФ:

Все они вместе с сотрудниками аппарата выполняют довольно большой объем работы, обусловленный следующими задачами Счетной палаты РФ :

  • организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития России;
  • определение эффективности и соответствия российским нормативным правовым актам порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты РФ, в т.ч. для целей стратегического планирования в Российской Федерации;
  • анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты РФ, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом в пределах компетенции;
  • оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов, в пределах компетенции Счетной палаты РФ;
  • определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов российских государственных внебюджетных фондов и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
  • контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных российских кредитных организациях;
  • обеспечение в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции .

В своей деятельности палата активно взаимодействует с другими органами государственного и муниципального управления. В частности, с правоохранительными структурами совместная работа осуществляется в следующих формах:

  • обмен представляющей взаимный интерес информацией о событиях и фактах, связанных с незаконным использованием средств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, федеральной собственности;
  • обмен опытом работы по предупреждению, пресечению и выявлению правонарушений в указанной сфере, в т.ч. путем проведения совещаний, конференций, семинаров;
  • совместная экспертиза проектов нормативных правовых актов, входящих в компетенцию Счетной палаты РФ и правоохранительных органов;
  • планирование и осуществление контрольных мероприятий, представляющих взаимный интерес, по предупреждению, пресечению и выявлению правонарушений при проведении контрольных мероприятий с участием правоохранительных и иных государственных органов РФ;
  • обмен правовыми актами, методическими документами и материалами, литературой по вопросам предупреждения, пресечения и выявления правонарушений в указанной сфере;
  • сотрудничество в области повышения квалификации кадров, в том числе путем организации совместного обучения сотрудников, стажировок;
  • проведение совместных исследований проблем предупреждения, выявления и пресечения правонарушений .

Во всех указанных видах деятельности задействуются различные подразделения палаты.

Структура Счетной палаты РФ в общих чертах выглядит так:

Как видно из рисунка в подчинении Председателя Счетной палаты РФ находятся заместитель, аудиторы и руководитель аппарата органа. Все они входят в Коллегию Счетной палаты РФ , на которой рассматриваются вопросы планирования и организации работы Счетной палаты РФ, методологического и методического обеспечения деятельности, утверждения стандартов работы, общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля), отчетов, иных документов по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также информационных сообщений, направляемых Советом Федерации ФС РФ и Государственной Думой ФС РФ.

Основными структурными подразделениями Счетной палаты РФ являются департаменты. Они бывают 2-х типов — обеспечивающие (управления делами, финансовый, пресс-службы и информации, юридического обеспечения и др.) и функциональные (экспертно-аналитической и контрольной деятельности за расходами федерального бюджета в различных сферах, формированием доходов, оборота федерального имущества, средств резервных фондом и т.д.). Последние подчинятся аудиторам и состоят из инспекций, непосредственно проводящих проверки. Каждой аудитор осуществляет руководство департаментом. Заместителю Председателя Счетной палаты РФ подчинено 2 департамента. Обеспечивающие департаменты находятся в подчинении руководителя аппарата палаты.

Сотрудники Счетной палаты РФ являются федеральными государственными гражданскими служащими. Их требования, связанные с исполнением служебных обязанностей при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, обязательны для государственных органов и организаций независимо от подчиненности и форм собственности .

Особым статусом обладают инспектора (старшие инспектора, ведущие инспектора, главные инспектора, заместители начальников инспекций, начальники инспекций, директора департаментов, имеющие в своей структуре инспекции). Они при проведении контрольных мероприятий имеют право:

  • беспрепятственно посещать территории и помещения объектов аудита (контроля), иметь доступ к их документам и материалам, осматривать любые производственные, складские, торговые и другие помещения;
  • в случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий изымать необходимые документы и материалы, оставляя акт изъятия и копии или опись изъятых документов в соответствующих делах, а в случае обнаружения данных, указывающих на признаки составов преступлений, опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы;
  • направлять запросы должностным лицам федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, органов государственной власти и государственных органов субъектов федерации, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, организаций;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц объектов аудита (контроля) представления письменных объяснений по фактам нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий, а также необходимых копий документов, заверенных в установленном порядке;
  • составлять акты по фактам непредоставления или несвоевременного предоставления должностными лицами объектов аудита (контроля) документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных мероприятий;
  • знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита (контроля), в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
  • знакомиться с информацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита (контроля) и хранящейся в электронной форме в базах данных объектов аудита (контроля), в том числе в установленном порядке с информацией, содержащей государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
  • знакомиться с технической документацией к электронным базам данных
  • составлять протоколы об административных правонарушениях .

В своей деятельности Счетная палата РФ использует методы:

  • проверка — документальное исследование отдельных действий (операций) или определенного направления финансовой деятельности объекта аудита (контроля) за определенный период, указанных в решении о проведении проверки;
  • ревизия — комплексная проверка деятельности объекта аудита (контроля), выражающиеся в документальной и фактической проверке законности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской (финансовой) и бюджетной отчетности;
  • анализ — исследование отдельных сторон, свойств, составных частей предмета и деятельности объекта аудита (контроля) и систематизации результатов;
  • обследование — анализ и оценка состояния определенной сферы предмета и деятельности объекта аудита (контроля);
  • мониторинг — сбор и анализ на системной и регулярной основе информации о предмете и деятельности объекта аудита (контроля) .

Счетная палата РФ имеет 2 подведомственные организации . Для научного обеспечения деятельности палаты — ФКУ «Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации» и эксплуатации информационных систем, внедрения и развития применения информационных технологий — ФКУ «Федеральный центр информатизации Счетной палаты Российской Федерации» .

П. 1-3 ст. 7 Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Ст. 5 Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

П. 4 ст. 46 Регламента Счетной палаты РФ (утвержден постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 07.06.2013 № 3ПК).

Ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

П. 1 ст. 36 Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

П. 1-8 ст. 16 Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Приказ Председателя Счетной палаты РФ от 17.10.2002 № 31.

Приказ Председателя Счетной палаты РФ от 25.07.2014 № 100.

О Счетной палате Российской Федерации

(В редакции Федеральных законов Росссийской Федерации от 30.12.2001 г. N194-ФЗ, 10.07.2002 г. N86-ФЗ, 24.12.2002 г. N176-ФЗ, 30.06.2003 г. N86-ФЗ, 23.12.2003 г. N186-ФЗ, 29.06.2004 г. N58-ФЗ, 14.08.2004 г. N101-ФЗ, 01.12.2004 г. N145-ФЗ, 25.07.2006 г. N128-ФЗ, 02.03.2007 г. N24-ФЗ,
12.04.2007 г. N49-ФЗ, 21.07.2007 г. N190-ФЗ, 24.07.2007 г. N214-ФЗ 29.03.2008 г. N29-ФЗ, 25.12.2008 г. N274-ФЗ, 09.02.2009 г. N4-ФЗ, 05.04.2010 г. N43-ФЗ, 28.12.2010 г. №404-ФЗ, 29.12.2010 г. №437-ФЗ, 03.12.2012 г. №231-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Статус Счетной палаты Российской Федерации

В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими законами Российской Федерации. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.

Местонахождение Счетной палаты — город Москва.

Статья 2.

Счетная палата РФ. Досье

Задачи Счетной палаты

Задачами Счетной палаты являются:

организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральный собственности;

оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Статья 3. Принципы осуществления контроля

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

Глава 2. Состав и структура Счетной палаты

Статья 4. Состав Счетной палаты

бесплатный документ

ВходРегистрация

Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологического и методического обеспечения деятельности Счетной палаты, утверждения стандартов Счетной палаты, общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля), отчетов, иных документов по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе, образуется Коллегия Счетной палаты .

В состав Коллегии Счетной палаты входят:

  • Председатель Счетной палаты,
  • заместитель Председателя Счетной палаты,
  • аудиторы Счетной палаты,
  • руководитель аппарата Счетной палаты с правом совещательного голоса.

В заседаниях Коллегии Счетной палаты могут принимать участие председатели комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Думы, члены Правительства Российской Федерации, а также иные лица по решению Председателя Счетной палаты.

Состав Коллегии Счетной палаты

Счетная палата РФ

В соответствии с ч. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Согласно Федеральному закону от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Соответственно, она не относится ни к одной ветви власти. Одни считают это основным недостатком в правовом регулировании данного органа 1 См.: Погосян Н.Д. Счетная палата Российской Федерации. М., 1998. С. 297., другие, напротив, видят преимущества - организационно-функциональная самостоятельность Счетной палаты и ее равноудаленность от соответствующих ветвей государственной власти может стать одним из наиболее важных условий для оперативного и результативного устранения выявляемых нарушений бюджетного законодательства 2 См.: Степашин С. В. Конституционный аудит. М., 2006. С. 176..

Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества

Закон прямо не распространяет на физических лиц право Счетной палаты РФ на проведение контрольных мероприятий, однако в Таможенном и Налоговом кодексах РФ предусмотрено предоставление таможенных и налоговых льгот физическим и юридическим лицам. В связи с этим в литературе ставится вопрос, может ли Счетная палата РФ осуществить проверку физического лица или индивидуального предпринимателя в случае предоставления им налоговых и таможенных льгот. И дается утвердительный ответ, но только в части использования и управления федеральной собственностью, использования средств федерального бюджета либо налоговых (таможенных) льгот 3 См.: Косолапов С.В. Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты РФ // Финансовое право.

Счётная палата Российской Федерации

Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Предложения о кандидатах на должность Председателя Счетной палаты могут вноситься Президенту Российской Федерации депутатскими объединениями в Государственной Думе и комитетами Государственной Думы, а также не менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы.

Кандидатуру для назначения на должность Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Счетной палаты. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения предложенной на должность Председателя Счетной палаты кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент Российской Федерации вправе вновь представить на рассмотрение Государственной Думы ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру.

Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет. Постановление о назначении заместителя Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации. Предложения о кандидатах на должность заместителя Председателя Счетной палаты могут вноситься Президенту Российской Федерации комитетами и комиссиями Совета Федерации, а также не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации. Кандидатуру для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего заместителя Председателя Счетной палаты.

В случае досрочного освобождения от должности заместителя Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения предложенной на должность заместителя Председателя Счетной палаты кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент Российской Федерации вправе вновь представить на рассмотрение Совета Федерации ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру.

Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения. Конкретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого одним из аудиторов Счетной палаты, устанавливается Коллегией Счетной палаты.

Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе, образуется Коллегия Счетной палаты . В состав Коллегии Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты.

Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов Счетной палаты и иных штатных сотрудников.

В служебные обязанности инспекторов Счетной палаты входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.

Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает:

  • организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;
  • проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации;
  • анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;
  • подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году;
  • подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти Российской Федерации.

Известно, что нормативного определения ревизии нигде не приводится. Существуют лишь отдельные попытки закрепить на уровне инструкций определение, порядок, цель и задачи ревизии и проверки.

В литературе ставится и вопрос о подконтрольности самой Счетной палаты и поиске действенной процедуры проверки, не противоречащей конституционному принципу разделения властей. Один из вариантов - назначение аудитора для проверки финансовой деятельности Счетной палаты на конкурсной основе. Другой интересный опыт - проверка контрольно-счетных органов аналогичными органами иностранных государств (например, устоявшейся практикой стала проверка финансовой деятельности Счетной палаты США аналогичным органом Канады, Счетный суд Франции проверяет Генеральная счетная палата Нидерландов) 4 См.: Окулич И.П., Усатов Д.Н. Проблемы контроля за деятельностью Счетной палаты Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 2..

Ст. 13 ФЗ О Счетной палате ФЗ 41 от 05.04.2013

ФЗ О Счетной палате
Статья 13. Функции Счетной палаты

1. В рамках выполнения своих задач Счетная палата осуществляет следующие функции:

1) осуществление внешнего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений;

2) экспертиза проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, проверка и анализ обоснованности их показателей, подготовка и представление палатам Федерального Собрания заключений на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

3) экспертиза проектов федеральных законов о внесении изменений в федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, подготовка и представление палатам Федерального Собрания заключений на проекты федеральных законов о внесении изменений в федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

4) внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета, годовых отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

5) проведение проверки бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов — получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

6) проведение оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году;

7) подготовка предложений по формированию системы ключевых национальных показателей (индикаторов), определяющих уровень и качество социально-экономического развития Российской Федерации, а также выбор критериев и методов их оценки;

8) оценка влияния внутренних и внешних условий на фактический уровень достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации;

9) оценка эффективности формирования, управления и распоряжения федеральными ресурсами в целях обеспечения безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации;

10) проведение по месту расположения объектов аудита (контроля) ревизий и тематических проверок по отдельным разделам (подразделам), целевым статьям и видам расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

11) экспертиза проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств Российской Федерации, а также государственных программ Российской Федерации;

12) проведение аудита систем финансовых расчетов в целях содействия формированию эффективной национальной платежной системы;

13) проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля);

14) подготовка ежеквартальных оперативных докладов о ходе исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году, их представление палатам Федерального Собрания и направление Председателю Правительства Российской Федерации аналитической записки о ходе исполнения федерального бюджета за отчетный период;

15) аудит (контроль) состояния государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета;

16) экспертиза международных договоров Российской Федерации, документов стратегического планирования Российской Федерации, в том числе государственных программ Российской Федерации, межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, и иных документов, затрагивающих вопросы формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами, а также проблемы бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации в пределах компетенции Счетной палаты;

17) по обращению федерального государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом оказание содействия в организации системы внутреннего аудита, методологической и методической помощи при разработке стандартов внутреннего аудита;

18) проверка и анализ эффективности внутреннего аудита, осуществляемого в объектах внешнего государственного аудита (контроля);

19) систематический анализ итогов проводимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

20) взаимодействие с высшими органами государственного аудита (контроля) иностранных государств и их международными объединениями на двусторонней и многосторонней основе;

21) взаимодействие с государственными контрольными, правоохранительными и иными органами, заключение с ними соглашений о сотрудничестве;

22) взаимодействие с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе по вопросам внешнего государственного аудита (контроля), заключение с ними соглашений о сотрудничестве;

23) внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений о совершенствовании законодательства по вопросам, относящимся к компетенции Счетной палаты;

24) регулярное представление палатам Федерального Собрания информации о результатах проводимых контрольных и экспертно- аналитических мероприятий;

25) обеспечение развития и функционирования информационной системы в целях обмена информацией с другими контрольными и надзорными органами, иными государственными органами, объектами аудита (контроля);

26) иные функции в соответствии с федеральными законами.

Счетная палата РФ

2. На Счетную палату не может быть возложено осуществление функций, не предусмотренных федеральными законами.

Статья 1…111213 1415…43

Скачать бесплатно Федеральный Закон О Счетной палате ФЗ 41 от 05.04.2013

Добавить комментарий к ст.13 ФЗ О Счетной палате ФЗ 41 от 05.04.2013

Счетная палата Федерального Собрания Российской Федерации. Закон о Счетной палате Российской Федерации

Счетная палата Российской Федерации - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному собранию, осуществляющий свою деятельность для усиления контроля со стороны Федерального собрания РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению.

Основным нормативным документом является федеральный закон «О Счетной палате РФ» № 4-ФЗ от 11 января 1995 г. В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим федеральным законом, другими законами Российской Федерации. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью .

Задачами Счетной палаты являются:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
  • контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
  • регулярное представление Совету Федерации и Государственной думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты, заместителя председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

Структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты утверждает Коллегия Счетной палаты по представлению Председателя Счетной палаты в пределах средств на содержание Счетной палаты.

ВОПРОС №43

Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации: министерства, федеральная служба и агентства.

Исполнительная власть осуществляет государственное управление . Органы исполнительной власти обладают значительной юридической самостоятельностью по отношению к законодательной и судебной ветвям государственной власти.

Счетная палата - все новости 

Они не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти. Органы исполнительной власти, в частности, правительство РФ, наделены правом законодательной инициативы, а также государственно-властными полномочиями по изданию правовых актов и контролю за их исполнением.

федеральные министерства выполняют функции по разработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию деятельности в конкретной сфере жизнедеятельности общества.

федеральные агентства осуществляют в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции.

федеральная служба осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

ВОПРОС №44

Правительство РФ: порядок формирования, состав, срок полномочий.

Правительство РФ — высший исполнительный орган государственной власти РФ. Правительство осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти (государственных комитетов, федеральных служб, федеральных агентств и других федеральных ведомств), организует исполнение на территории РФ Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением. Правительство РФ — орган общей компетенции, его компетенция охватывает практически все сферы жизни общества.