Виды подчинительной связи в словосочетании и предложении. Согласование управление примыкание правило примеры Технический паспорт квартиры

Л учшие практики современных организаций свидетельствуют, что реальная цель согласования - повысить качество не столько документов, сколько реальных управленческих процессов и решений, которые стоят за этими документами. Согласование документов становится важнейшей административной процедурой и организационным инструментом, с помощью которого обеспечивается управляемость.

Согласование – не только способ предварительного рассмотрения и оценки проекта документа, суть согласования – совокупность действий, направленных на обеспечение разработки, правильного оформления и исполнения управленческих решений, принимаемых по наиболее важным направлениям деятельности. В процессе согласования необходимо обеспечить комплексный анализ юридических, экономических и финансовых факторов, влияющих на принятие решения, минимизировать возможные риски и обеспечить обязательность исполнения решения.

Обычно считают, что согласование документов – прежде всего часть делопроизводства, а основная характеристика согласования – время и маршрут движения документов, т.е. один из признаков документооборота. При всей справедливости этого принципа попытки ускорить согласование только за счет внедрения систем электронного документооборота, в которых в качестве типовых решений предлагаются настройки маршрутов движения документов, признаны недостаточными. Службам делопроизводства необходимо строить процедуру согласования как систему. Регламентация процессов согласования решений и взаимодействия подразделений, а также наличие специального регламента согласования в международной практике управления оцениваются как элемент и признак качества управления, его полноценности. А это важно для тех организаций, которые желают сертифицироваться по стандартам системы менеджмента качества.

Участвуя в процедуре согласования, сотрудник организации лучше осознает свой личный вклад в достижение общих целей, в выполнение плана мероприятий, разработку нового продукта, подготовку важной сделки и т.п. А подразделениям организации участие в процедуре согласования не позволяет замыкаться исключительно на собственных задачах и планах, принимать локальные решения без учета общей экономической и управленческой ситуации, конфликтовать из-за ресурсов или скрывать информацию от подразделений или организаций-смежников. В процессе согласования проекты решений лучше прорабатываются, а, следовательно, управляемость повышается за счет усиления внутренних связей и формирования интеграционных решений.

Согласование способствует развитию командности, духа сотрудничества и товарищеского взаимодействия, т.к. в регламентированной процедуре на первый план выступают отношения и роли (функции подразделений) в рамках общего трудового процесса, создаются доброжелательная рабочая среда и позитивный стиль общения. Эта процедура помогает также формировать обязательность и уважение интересов друг друга, честность в принятии решений (правило «честной игры»). Отметим еще один важный этический аспект процедуры согласования, отражающий влияние личности первого руководителя на процесс управления. Управленческие решения, оформляемые в документах, которые подписывает руководитель, всегда «работают» на формирование его личного стиля управления, его «образа» как руководителя и лидера, показывают ценность его вклада в достижение стратегических целей организации. Поэтому решения должны быть точны, понятны, исполнимы, а приказы и распоряжения – безупречно изложены и оформлены.

Система согласования документов в значительной степени формирует и исполнительскую дисциплину, т.к. главное в реализации управленческих решений – не контроль исполнения, который представляет собой «последующий» контроль, а планирование исполнения, т.е. всесторонняя подготовка качественного проекта решения, в котором выделяются и распределяются ресурсы, устанавливаются оптимальные сроки и минимизируются риски.

Три «золотых» правила согласования

Обратим внимание на правила организационного поведения, которые составляют основу для разработки процедуры согласования документов и в делопроизводственном (технологическом), и в управленческом аспектах. Изучение лучших практик современных организаций показывает, что именно эти правила можно назвать собственно «правилами согласования».

Правило первое. На согласование должен быть направлен полностью подготовленный и оформленный в соответствии с установленными в организации правилами проект документа. Инициатор проекта документа (подразделение, исполнитель) подготавливает проект в соответствии с требованиями действующей Инструкции по делопроизводству, внутренними стандартами и иными внутренними нормативными документами организации, закрепляющими правила подготовки, составления и оформления конкретных видов документов. В Инструкцию по делопроизводству или специальный регламент согласования документов рекомендуем ввести строгую норму: запрещается использовать процедуру согласования в качестве способа подготовки (разработки) документа .

Второе. За реализацию процесса согласования проекта конкретного вида или разновидности документа (контроль за соблюдением процедуры и общих сроков согласования, учет замечаний согласовывающих подразделений и их отражение в тексте проекта) несет ответственность инициатор документа (подразделение-инициатор, исполнитель), который разработал управленческое решение.

Правило третье. Подразделение, участвующее в процедуре согласования, оценивая проект документа, делает замечания и вносит предложения в рамках своей предметной области и закрепленных зон ответственности, которые установлены в положении о подразделении. Эти замечания и предложения, а значит, и соответствующие экспертные заключения по проекту, являются обязательными.

Пример 1

Свернуть Показать

Получена виза службы делопроизводства: «Согласовано с замечаниями. Необходимо правильно оформить заголовочную и оформляющую части проекта договора, а в преамбуле исправить номер доверенности подписанта». Инициатор согласования проекта договора обязан устранить эти замечания по оформлению.

Но подразделения – участники процедуры согласования рассматривают проект документа в целом и имеют право формулировать замечания и предложения, не относящиеся к их прямой или смежным закрепленным зонам ответственности. Инициатор должен обратить внимание на данные замечания и предложения, поскольку все риски решений, оформленных в проекте документа, ложатся на должностное лицо, подписывающее документ, но в системе согласования эти замечания будут факультативными, дополнительными.

Пример 2

Свернуть Показать

Служба главного бухгалтера не может проставить визу «Не согласовано» из-за выявленных ею грамматических ошибок в тексте, поскольку прямая зона ответственности данной службы – обеспечение правильности бухгалтерского и налогового учета. А в требованиях к оформлению реквизитов документов и грамматической правильности текста служба делопроизводства и служба главного бухгалтера всегда найдут взаимопонимание.

Эти правила согласования должны соблюдаться на всех уровнях управления организацией и в процедурах согласования всех видов проектов решений и видов документов. Должны действовать единые правила и единые сроки согласования в процессе подготовки проектов решений вышестоящих органов управления, в центральном аппарате и в территориальных органах, в рамках подготовки проектов решений коллегиальных органов и издания приказов и распоряжений на основе единоначалия.

Роли подразделений

Любое подразделение организации может разрабатывать проект документа (а значит, и проект управленческого решения) в инициативном порядке или по поручению вышестоящего органа управления. В системе согласования такое подразделение является подразделением-инициатором .

Подразделение организации может и должно участвовать в согласовании проектов решений и документов, если оно выполняет свои задачи и функции в рамках какого-либо общего бизнес-процесса по единой технологии, а общий результат зависит также и от его усилий. Это – подразделение-участник процесса согласования и одновременно контролер рисков по закрепленным за ним функциям .

Подразделение в структуре организации может выполнять специальные контрольные функции в рамках общей системы контроля и ориентироваться на повышение эффективности совершаемых операций и соответствие деятельности требованиям действующего законодательства и иных нормативных правовых актов. Таким подразделением-контролером является, например, служба внутреннего контроля в открытых акционерных обществах.

Есть подразделения, которые на предприятии отвечают за выполнение общих, так называемых «штабных» функций, или централизованно выполняющие функции административной поддержки и материально-технического обеспечения. К их числу обычно относят не дирекцию и аппарат помощников, а службы: делопроизводства, кадровую, юридическую, безопасности, информационно-технологического обеспечения, главного бухгалтера, планово-экономическую и т.п. В системе согласования такие подразделения являются «системообразующими», т.е. подразделениями обязательного согласования , т.к. в зоне их ответственности находятся основные юридические, финансовые, налоговые и операционные риски организации в целом.

Зоны ответственности подразделений

Анализ процедуры согласования показывает, что главное в ней – не организационная и структурная иерархия участвующих подразделений, а их функции и роли в системе управления организацией и в системе принятия решений. В связи с этим такие функциональные подразделения, как финансовая служба, служба главного бухгалтера, юридическая служба, служба делопроизводства, служба информационных технологий, служба безопасности, контрольная служба и т.п., могут и должны рассматриваться в статусе подразделений/инстанций обязательного согласования проектов документов, особенно в процедурах внутреннего согласования . Этот статус означает, что практически каждый проект решения/проект документа в маршруте своего согласования должен пройти анализ в данном функциональном подразделении, и без визы, полученной в инстанции обязательного согласования, никакой проект документа не может быть представлен на подписание или утверждение.

Для разработки процедур и маршрутов согласования очень важно выявить и регламентировать зоны ответственности подразделений. Например:

А иные подразделения , участвующие в процедуре согласования (по специальным видам деятельности организации), а также заместители первого руководителя организации, «курирующие» деятельность этих подразделений по системе делегирования полномочий, отвечают за выявление и оценку рисков по закрепленному за ними виду деятельности, направлению бизнеса и т.п., за контроль соответствия проектов решений требованиям специального (отраслевого) законодательства и контролирующих / регулирующих органов, за соблюдение внутренних нормативных документов организации, регламентирующих соответствующие виды деятельности.

Условия успешной реализации процедуры согласования

В процессе разработки общей процедуры согласования, а также конкретных маршрутов и схем рекомендуем обратить внимание на некоторые особенности и условия, также относящиеся к культуре организационного поведения, которую необходимо формировать в процессе внедрения инструкции по делопроизводству и иных внутренних нормативных документов организации.

Необходимым условием начала процедуры согласования является наличие «выпускающей» визы вышестоящего руководителя подразделения-инициатора (т.е. не только исполнители, но и руководители должны изучить и принять правила согласования документов).

Визу от имени подразделения организации имеет право проставлять его руководитель или должностные лица, уполномоченные им. От согласовывающего подразделения проставляется только одна виза.

Отсутствие визы подразделения, участвующего в процедуре согласования, не позволяет считать документ согласованным «по умолчанию» (даже при нарушении типовых сроков согласования). К сожалению, это условие не всегда соблюдается даже на уровне федеральных органов исполнительной власти, о чем свидетельствуют факты несогласованных действий государственных органов. Надеемся, что минимизировать риски подобной несогласованности поможет система межведомственного электронного документооборота, положение о которой в конце 2009 года утверждено постановлением Правительства РФ.

Еще одним условием является установление перечня подразделений, с которыми согласование проектов документов Корпорации является обязательным, и закрепление их зон ответственности в процедуре согласования (возможный вариант подобного перечня мы привели в Примере 3).

В должностные регламенты и должностные инструкции руководителей структурных подразделений, с которыми производится согласование, необходимо внести уточнения относительно их прав и обязанностей в процедуре согласования документов.

Пример 4

Свернуть Показать

В рамках процедуры согласования могут быть предоставлены следующие права:

  • потребовать от инициатора проекта дополнительно согласовать проект документа с подразделениями, участвующими в разработке управленческого решения, бизнес-схем, выполнении операций или подразделениями, контролирующими их выполнение;
  • не согласовывать (отклонить) проект документа с обоснованием причин (в листе согласования или специальной служебной записке);
  • продлить установленный срок согласования в зависимости от объема и содержания документа, но не более чем на конкретный регламентированный срок, например, пять дней;
  • не принимать на рассмотрение документы, согласование которых в этом подразделении не предусмотрено утвержденной схемой или маршрутом (проект документа в данном случае визируется, но с комментарием, что согласование документа с подразделением не предусмотрено);
  • не принимать от подразделений замечания без обоснования причин, если замечания не относятся к предметной области и зоне ответственности представившего замечания согласовывающего подразделения;
  • направить документ на согласование по процедуре, отличающейся от установленной в организации, если она санкционирована первым руководителем организации или его заместителем и вызвана срочностью и важностью решения вопроса.

Ответственность за содержание и качество оформления подготовленного проекта документа, учет, полноту и своевременность внесения замечаний и предложений подразделений, участвующих в процедуре согласования, возлагается на вышестоящего руководителя подразделения-инициатора, проставившего «выпускающую» визу.

Соблюдение установленной процедуры согласования документов в организации с развитой организационной и корпоративной культурой является одним из показателей оценки деятельности руководства и линейных руководителей подразделений.

Алгоритм и способы согласования

Анализ показывает, что независимо от степени автоматизации документооборота маршрут движения проекта документа в процессе согласования как правило, следующий:

Получение подписи руководителя подразделения-инициатора и согласование с вышестоящим руководителем подразделения-инициатора (получение «выпускающей» визы «курирующего» заместителя первого руководителя).

Согласование с подразделениями, участвующими в выполнении операций, которые затрагиваются проектом разрабатываемого документа, а также с подразделениями обязательного согласования, с подразделениями, контролирующими риски, с подразделениями, обязательность согласования с которыми устанавливается для данного вида документа централизованно в регламенте согласования или самим инициатором. Маршрут проекта документа в процессе согласования определяется видом и содержанием документа. Но даже при утвержденной схеме обязательного согласования проекта документа данного вида / разновидности в зависимости от значимости вопроса и подготовленного проекта управленческого решения выбор маршрута зависит от инициатора процедуры согласования.

Процедура согласования осуществляется одним из способов – параллельным, последовательным или комбинированным. При применении каждого из способов маршруты и сроки согласования должны соблюдаться в обязательном порядке.

При параллельном способе согласования проект документа направляется на рассмотрение одновременно всем подразделениям / должностным лицам, включая вышестоящего руководителя подразделения-инициатора. Этот способ согласования наилучшим образом реализуется в системах электронного документооборота / корпоративных информационных системах, которые имеют соответствующий модуль электронного согласования.

При последовательном способе проект документа направляется для согласования в три-четыре этапа в последовательности, которая установливается регламентом согласования, т.е. рассмотрение документа подразделениями, участвующими в процедуре, реализуется последовательно.

Комбинированный способ согласования (на практике – самый распространенный) предполагает сочетание маршрутов направления проекта документа. Например, в начале процедуры инициатор получает визу подразделения-соисполнителя, а затем – параллельно направляет проект подразделениям-контролерам соответствующих рисков. Этот способ является основным в маршруте, когда условием начала процесса согласования является «выпускающая» виза вышестоящего руководителя подразделения-инициатора. Все знают, что «курирующие» вышестоящие руководители подразделений изучают подготовленные проекты документов и вносят свои изменения в представленные на их рассмотрение первоначальные проекты решений.

Исполнитель или подразделение-инициатор согласования могут выбрать любой из способов согласования проекта документа, но при этом необходимо учесть, что фактической датой начала согласования проекта документа в подразделениях на конкретном этапе последовательного согласования считается фактическая дата завершения согласования проекта документа в подразделениях на предыдущем этапе. Каждое из подразделений, участвующих в согласовании, при последовательном способе согласования вправе не принимать к рассмотрению проект документа до тех пор, пока не завершен предыдущий этап согласования, что существенно удлиняет общий срок согласования документа.

Порядок и процедуры согласования отдельных видов документов могут и должны уточняться и регламентироваться в конкретных инструкциях, правилах и других внутренних нормативных актах предприятия при условии обязательного соблюдения установленных инструкцией по делопроизводству общих правил согласования.

Сроки согласования

Практика показывает, что общий срок согласования одного проекта документа одним подразделением, как правило, составляет 5 дней и исчисляется с даты проставления на листе согласования «выпускающей» визы вышестоящего руководителя подразделения-инициатора .

В конкретных инструкциях по делопроизводству сроки согласования документов рекомендуем уточнять в зависимости от вида / разновидности документа и его содержания, например, «пять рабочих дней», «пять календарных дней, не считая даты получения документа» и т.п. Кроме того, рекомендуем более тщательно разрабатывать и регламентировать сроки при проведении процедуры внешнего согласования, если организация не направляет проекты документов на согласование в сторонние заинтересованные или контролирующие органы, а сама является участником процесса согласования.

Для рассмотрения и согласования проектов документов конкретных видов могут устанавливаться очень оперативные сроки, например: «в течение дня получения», «не позднее следующего дня с даты получения» и т.п.

При установлении конкретных сроков согласования рекомендуем эти сроки соотносить также с утвержденными (типовыми) сроками исполнения конкретных видов и разновидностей документов и поручений в зависимости от содержащихся в них вопросов, т.е. возможно в работу исполнителей с документами внедрять те же контрольные 3, 5, 10 и не более 30 дней. Оптимальным является срок согласования проекта документа от 2-3 и до 5 дней , соблюдение которого обеспечивают параллельный или комбинированный способы согласования, реализованные в системе электронного документооборота.

Схемы и маршруты согласования

Маршруты движения документов в процессе согласования и сроки согласования нуждаются в мониторинге и постоянном внимании со стороны службы делопроизводства. В рамках реального управления документами и документооборотом организации перед этой службой встает задача не только регламентировать процессы согласования проектов документов в тексте Инструкции по делопроизводству, но и разрабатывать и поддерживать в актуальном состоянии перечни подразделений, участвующих в обязательном согласовании, типовые сроки согласования документов, типовые маршруты согласования и т.п. Подобные справочники не только помогут исполнителям качественно выполнить поручение, подготовить проект документа и согласовать его в оптимальные сроки, но в рамках управления всей организацией помогут самой службе делопроизводства представить руководителям схемы, по которым реально осуществляется документированное взаимодействие подразделений. Кроме того, утвержденные примерные или типовые схемы (маршруты) с установленными сроками согласования очень удобно использовать в качестве справочников для настройки модуля электронного согласования документов в системах электронного документооборота.

Пример 5

Свернуть Показать

Схема маршрутов согласования проектов документов может быть оформлена, например, следующим образом (при параллельном способе согласования очередность подразделений и должностных лиц не является принципиальной, только службе делопроизводства можно рекомендовать быть «последней» инстанцией согласования, оценивающей качество составления и оформления подготовленного проекта документа в целом):

В процессе организации процедуры согласования следует помнить также, что к проекту документа, направляемого на согласование, почти всегда требуется прилагать иные документы, являющиеся основаниями для его подготовки / создания, а иногда и документы, на которые делаются ссылки в тексте проекта, т.е. весь комплект необходимых приложений, образцов и т.п. Сопроводительная документация может включать:

  • обоснование необходимости разработки (подписания, утверждения) нового документа, заключения договора или внесения изменений в действующие документы;
  • обоснование финансовых параметров или изменений финансовых условий договоров по сравнению с действующими;
  • договоры и соглашения, являющиеся основными или первичными по отношению к направляемым на согласование документам;
  • пояснения к «схемам» договоров и сделок;
  • материалы проведенных тендеров / конкурсов;
  • выписки из протоколов заседаний коллегиальных органов управления, во исполнение которых был подготовлен проект документа;
  • приложения, на которые даются ссылки в проекте документа.

К проектам договоров, направляемых на согласование, прилагается и обоснование выбора контрагента, копии учредительных документов и доверенностей должностных лиц контрагентов для проверки их полномочий. Поэтому в инструкции по делопроизводству рекомендуем четко устанавливать состав всего комплекта документов, направляемых на согласование, и указывать не только проект основного документа, но и обязательный состав сопроводительных документов к нему.

Оформление результатов согласования

Исполнитель или подразделение-инициатор направляют подготовленный проект документа в подразделения, участвующие в согласовании в соответствии с определенным маршрутом, который удобно фиксировать в листе согласования (образец оформления листа согласования приводим в Примере 5). Направление на согласование осуществляется централизованно через службу делопроизводства (в соответствии с Правилами делопроизводства) или через систему электронного документооборота. Следует отметить, что на этапе подготовки документа, разработки управленческого решения и до направления проекта на процедуру согласования все организационные, технологические, финансовые и другие вопросы уже должны быть спланированы и урегулированы с подразделениями, участвующими в исполнении, осуществляющими управление рисками, контрольные функции, реализацию подготовленных мероприятий и т.п.

Должностные лица подразделений, участвующих в согласовании, или уполномоченные ими сотрудники рассматривают проект документа самостоятельно либо поручают согласование проекта документа конкретным исполнителям. Результаты согласования оформляются визой на проекте документа или визой, проставленной в листе согласования.

При наличии замечаний (дополнений) к проекту должностные лица формулируют свои замечания и представляют их исполнителю. Проект документа в данном случае визируется с оговоркой о наличии замечаний, которые могут быть сделаны в тексте документа (выделены шрифтом, цветом или оформлены в режиме редактирования).

В случае несогласия одного из согласовывающих подразделений может быть проставлена виза «Не согласовано» с обязательным письменным объяснением причин отказа в согласовании. Инициатор согласования в этом случае должен подготовить новую редакцию проекта документа и направить ее на повторное согласование в подразделение, которое проставило визу «Не согласовано», а также в подразделения, чьи интересы были затронуты при внесении изменений в проект документа по результатам согласования.

Все противоречия, возникающие на этапе согласования, должны регулироваться в порядке конструктивного взаимодействия подразделений и сотрудников. В спорных случаях оформляется протокол разногласий , рассмотрение которых осуществляется на уровне «курирующих» вышестоящих руководителей подразделений или коллегиальных органов.

При проведении процедуры внешнего согласования ее результаты оформляются соответствующей перепиской (письмами о согласовании).

После получения виз от всех подразделений, причем даже в процессе внутреннего согласования возможно проставление виз по форме: «СОГЛАСОВАНО» («СОГЛАСОВАНО с замечаниями»), исполнитель:

  • оформляет окончательную редакцию проекта документа, к которой прикладывает экземпляр полностью согласованного проекта с визами и замечаниями («визовой» экземпляр) или лист согласования и
  • проставляет отметку об учете замечаний, которая является документальным подтверждением процедуры доработки проекта документа. Отметка об учете замечаний к окончательной редакции документа, оформленная на «визовом» экземпляре проекта или листе согласования, должна быть датирована и заверена подписью руководителя подразделения-инициатора;
  • после завершения согласования проект документа направляется руководителю или уполномоченному им должностному лицу для утверждения или подписания централизованно через службу делопроизводства. Направление на подписание возможно осуществить в бумажном или электронном виде.

Рекомендуем также обратить внимание, что Методические рекомендации при оформлении виз и грифа согласования как реквизитов документа вводят некоторые новации . Интересно, что «допускается полистное визирование документа и его приложений», что предполагает возможность использования не всех элементов визы как реквизита, состоящего из наименования должности, личной подписи, расшифровки подписи и даты визирования, а только одного его элемента – личной подписи (парафа), который широко применяется в нотариальном делопроизводстве и при оформлении гражданско-правовых документов для обеспечения их целостности. А если согласование проекта документа проводится с использованием листа согласования, то на документе под реквизитом «подпись» ближе к нижнему полю Методические рекомендации допускают вместо грифов согласования (на площади, предусмотренной для них на листе бумаги) оформление специальной отметки «Лист согласования прилагается».

Контроль согласования

Контроль за соблюдением установленной процедуры согласования документов является одной из функций службы делопроизводства. Контроль согласования включает:

  • сопровождение процедуры согласования документов, обеспечение эффективного взаимодействия подразделений, контроль сроков согласования проектов документов в подразделениях (с помощью традиционных журнальных учетных форм или в системе электронного документооборота);
  • информирование подразделений, участвующих в согласовании о приближении или наступлении сроков согласования документов (в системе электронного документооборота – за счет настройки автоматической рассылки уведомлений и предупреждений);
  • анализ хода и результатов согласования документов, информирование руководителей о соблюдении процедур согласования и качестве взаимодействия подразделений (в рамках реализации информационно-аналитической функции службы делопроизводства).

Лучшие практики организаций свидетельствуют, что общий контроль за качеством проектов документов, подготовленных подразделением-инициатором, должен осуществляться вышестоящим руководителем подразделения инициатора, который проставляет «выпускающую» визу. Регламентированная процедура согласования в целом должна утверждаться и вводиться в действие распорядительным документом первого руководителя организации в составе Инструкции по делопроизводству или в статусе самостоятельного нормативного документа.

В заключение приведем пример оформления листа согласования документа. Эта форма удобна и для электронного заполнения, и для применения в бумажном виде.


Способы подчинительной связи следующие: согласование, управление, примыкание

Согласование как способ подчинительной связи

  • Согласование — это вид подчинительной связи, когда зависимое слово принимает грамматические формы главного слова, например: красивая картина.
  • Главным словом при согласовании являются имя существительное, субстантивированное прилагательное или причастие (т.е. перешло в разряд существительных), а также местоимение, существительное, например: приподнятое настроение, студенческая столовая.

    Зависимое слово может быть именем прилагательным, местоимением-прилагательным, порядковым числительным или причастием, т.е. такими разрядами слов, в которых категории рода, числа и падежа не являются самостоятельными, например: верное решение, наша встреча.

    Управление как способ подчинительной связи

  • Управление — вид подчинительной связи, когда зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, требующем главное слово, например: писать книгу, щелкать зубами, советовать другу (кому? дательный.падеж);
  • Главное слово при управлении может выступать в качестве глагола(радоваться встрече), существительного(любовь к людям), прилагательного(достойный сожаления), наречия(недалеко от города), порядковым числительного(первый в классе).

    При управлении зависимым словом всегда выступают имена существительные, местоимения-существительные, субстантивированные прилагательные(покрыть снегом,беседа с рабочими).

    Примыкание как способ подчинительной связи

  • Примыкание — это такой вид синтаксической связи, когда неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному по смыслу. Например: Очень мило (как мило?).
  • Примыкают неизменяемые слова: инфинитив, наречие, форма простой сравнительной степени, деепричастие, некоторые неизменяемые прилагательные(приказ наступать, дверь налево, чуть южнее).

    Инфинитив примыкает к глаголу (стараться ответить,приехал погостить), имени существительному (желание помириться), прилагательному(намерен отдохнуть)

    Формы сравнительной степени примыкают к глаголу(ответить лучше,бежать быстрее), к существительному(новость поинтереснее, напиток покрепче)

    Деепричастия примыкают к глаголу в случаях, когда в них развивается значение наречия(читать лёжа, спать сидя).

    Неизменяемые прилагательные типа беж, мини, макси, хинди, миди, клеш и т.д. примыкают к существительным(язык хинди, часы пик).

    Следует различать примыкание и управление

  • Её обувь – это примыкание (чье?),
  • Увидеть его – управление (кого?).
  • В разрядах местоимений есть два омонимичных разряда. Личное местоимение отвечает на вопросы косвенных падежей, и оно участвует в подчинительной связи – это управление, а притяжательное участвует в примыкании.

  • Бежать в магазин – управление,
  • Пойти сюда – примыкание.
  • Важно различать предложно-падежную форму и наречие, т.к могут быть одинаковые вопросы! Если между главным и зависимым словом стоит предлог, то это управление.

    Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание

    В рус­ском язы­ке сло­ва свя­за­ны в сло­во­со­че­та­ние согла­со­ва­ни­ем , управ­ле­ни­ем и при­мы­ка­ни­ем .

    Между сло­ва­ми, что­бы они ста­ли сло­во­со­че­та­ни­ем, долж­на суще­ство­вать под­чи­ни­тель­ная связь или связь по смыс­лу . В зави­си­мо­сти от это­го в рус­ском син­так­си­се раз­ли­ча­ют три вида сло­во­со­че­та­ний: со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

    Таблица с примерами

    Согласование

    При такой свя­зи оба сло­ва, и глав­ное, и зави­си­мое, пол­но­стью сов­па­да­ют в роде, чис­ле и паде­же. Делаем вывод, что оба сло­ва явля­ют­ся изме­ня­е­мы­ми .

    Обычно согла­су­ют­ся суще­стви­тель­ные с при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми, с местоимениями-прилагательными, место­име­ния с суще­стви­тель­ны­ми.

    жел­тые листья, пожел­тев­шие стра­ни­цы, тре­тий зво­нок, моя сум­ка, чистая сто­ло­вая, пере­до­вой рабо­чий, заго­ре­лый отды­ха­ю­щий, диван-кровать.

    Управление

  • писать (что?) кни­гу;
  • щел­кать (чем?) зуба­ми;
  • три (чего?) гри­ба;
  • улы­бать­ся (чему?) солн­цу.
  • В зави­си­мо­сти от того, каки­ми частя­ми речи выра­же­ны глав­ное и зави­си­мое сло­во, раз­ли­ча­ем виды сло­во­со­че­та­ний со свя­зью управ­ле­ния:

    • гла­гол + суще­стви­тель­ное - зака­зать фото­гра­фу, посмот­реть фильм, встре­тить маму;
    • при­ла­га­тель­ное + место­име­ние - нико­му не нуж­ный;
    • суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное - дирек­тор шко­лы, покрас­ка забо­ра;
    • наре­чие + суще­стви­тель­ное - груст­но до слез;
    • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное - двое ребят, три мед­ве­дя;
    • дее­при­ча­стие + суще­стви­тель­ное, место­име­ние - бла­го­да­ря хозяй­ку, улы­ба­ясь мне.
    • Примыкание

      В каче­стве зави­си­мо­го сло­ва высту­па­ют неиз­ме­ня­е­мые части речи и их фор­мы:

      инфи­ни­тив, наре­чие, дее­при­ча­стие, неиз­ме­ня­е­мые при­ла­га­тель­ные, фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го.

      нау­ка наблю­дать, поз­во­лил выска­зать­ся, наме­рен отдох­нуть, читать быст­ро, пово­рот напра­во, стри­жен­ная по-мальчишески, спар­тан­ски стро­гий, раз­го­ва­ри­вал улы­ба­ясь, летел кувыр­ком, пой­ду бегом, взгляд иско­са, пры­гать выше, чуть север­нее, крас­ка инди­го, цвет хаки, час пик .

      Между сло­ва­ми, свя­зан­ны­ми свя­зью при­мы­ка­ния, невоз­мо­жен падеж­ный вопрос.

      Видеоурок: «Виды подчинительной связи в словосочетании»


      russkiiyazyk.ru

      Русский язык. Литература

    • 10 класс (162)
    • 11 класс (197)
    • 5 класс (448)
      • Литература (190)
      • Русский язык (159)
      • 6 класс (244)
      • 7 класс (229)
      • 8 класс (332)
      • 9 класс (214)
      • ГИА (31)
      • Говорим грамотно (4)
      • ЕГЭ (77)
      • Индивидуальные траектории (1)
      • Концепция сайта (2)
      • Критерии оценок (2)
      • Метод.сундук (8)
      • Москва (5)
      • МХК (226)
      • Олимпиады (12)
      • Проекты. Рефераты. Дипломы (40)
      • Прочее (68)
        • Мы были, видели, чувствовали.. (7)
        • Разговор наедине 🙂 (родителям) (30)
        • РКИ (9)
        • Спецкурс (25)
        • Список для чтения (6)
        • Творческие работы (1)
        • Участники, победители, призёры (1)
        • Учебные программы (1)
        • Цитата дня (13)
          • Слова, которые меняют (2)
        • Читаю.. (35)
      • TOP-5 за сегодня

        • Управление, примыкание,… Тема по предмету РКИ Согласование… (17)
        • Список чтения на лето после 5-го… Примерный список литературы для чтения… (15)
        • Д.з. на 24 марта A1 В каком слове допущена… (5)
        • Животные в каллиграфии Арабская каллиграфия получила особенное развитие… (5)
        • Упражнения к теме «Склонение… Упражнение 1. Определите склонение существительных.… (4)
        • Управление, примыкание,… Тема по предмету РКИ Согласование… (282 206)
        • Форма слова и однокоренные слова Форма слова — это изменение… (101 708)
        • Рассказ о себе Игра здесь Ребята, на уроке… (94 527)
        • Урок 46. Характеристика… Итак, ещё раз о характеристике… (79 258)
        • Корни с чередованием Четыре группы корней с чередованием.… (52 202)
        • Управление, примыкание, согласование

          Тема по предмету РКИ
          Согласование — это вид связи, при котором зависимое слово уподобляется главному по своей форме, то есть ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное слово – существительное или любая часть речи в функции существительного: уважаемые провожающие, добрый человек и т.д.

          Управление — это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (имя существительное или любая часть речи в функции существительного: местоимение, субстантивированное слово, числительное (посмотреть на друга / на него / на сидящих / на обоих ) ставится в той падежной форме (без предлога или с предлогом), которая обусловлена лексико-грамматическим значением главного слова (глагола, существительного, прилагательного, количественного числительного в именительном или винительном падеже, наречия или слова категории состояния).
          Иными словами, главное требует от зависимого определенной падежной формы — в самом термине управление есть намек на то, что господствующее слово управляет подчиненным.

          Примыкание — вид подчинительной связи, при котором зависимость подчиненного слова выражается не грамматически, а лексически (по смыслу), порядком слов и интонацией. Примыкают только неизменяемые знаменательные части речи: наречие, инфинитив, деепричастие, простая сравнительная степень прилагательного (дети постарше) , неизменяемое прилагательное (цвет хаки ), существительное – несогласованное приложение (в газете «Известия» ), притяжательные местоимения его, её, их (его рубашка ) . Запомнив это, вы легко найдете сочетание со связью примыкание. Да и сам термин довольно прозрачен: зависимое примыкает, то есть поясняет главное.

          Подсказка:
          При согласовании три требования главного к зависимому — род, число, падеж.
          При управлении одно требование главного к зависимому — падеж.
          При примыкании никто ничего потребовать не может.

          Определите вид связи слов:
          умный ученик, пойти в лес, поесть плотно, сделать хорошо, идти не торопясь, убежать налево, думать о доме, радоваться солнцу, улыбающийся человек.

          Комментарии

        1. ника написал(а):

        теперь всё ясно

        Поля написал(а):

        Спасибо. Очень-очень помогло.

        Анна написал(а):

        Очень всё понятно изложено. Спасибо.

        rob написал(а):

        теперь всё ясно.Очень всё понятно изложено. Спасибо. Очень-очень помогло.

        аня)) написал(а):

        спасибо))))вы очень помогли))))……….

        Алтын написал(а):

        Патина написал(а):

        Все очень понятно написано! Спасибо!!

        Мила написал(а):

        Спасибо! Все очень доходчиво.

        Лана написал(а):

        ТУТ ВСЁ ТАК ПОНЯТНО НАПИСАНО! СПАСИБКИ ВАМ БОЛЬШОЕ!

        Endo написал(а):

        Благодарю за столь корректно изложенное правило.

        Тигран написал(а):

        Норм сайт.. создателю спасибо. Всё доступно изложено.

        zeke написал(а):

        такое чувство, будто все комментарии тут подставные, однако, спасибо

        ха-ха..А Вы настоящий? Однако, пожалуйста!

        Ольга написал(а):

        Все понятно, кроме «управления»я примеров бы к нему побольше, для наглядности.

        макс написал(а):

        Залина написал(а):

        Спасибо огромное. Очень помогли…надеюсь пошучу 5 завтра(экзамен)

        лязз написал(а):

        Я примыкание не поняла((можете обьяснить?

        Пойти в лес это примыкание или управление?

        Самуил написал(а):

        Дорогая Лязз! «Пойти в лес» - есть управление т.к. «Пойти» требует от «в лес» Дательного падежа, соответственно оно им «управляет».

        Олеся написал(а):

        Но уж извините меня!Однако все комментарии являются слишком фальшивыми, и довольно похвальными!А за вашу работу конечно же спасибо!

        Олеся, так Вас зовут Олеся или Кристина?
        Комментарии, как люди: есть фальшивые, а есть искренние. Ваш комментарий нельзя отнести к искренним, поскольку Вы и Кристина, и Олеся. И обидеть попытались меня, и благодарность выразить одновременно. ? Е.Ю.

        Владимир написал(а):

        Даже несмотря на то, что администрация сайта отвечает на комментарии, всё равно комментарии подставные. Даже мое. Статья очень помогла. Спасибо.

        Елена Юрьевна написал(а):

        Вячеслав написал(а):

        Очень хороший сайт, посоветовал всем друзьям, спасибо.

        Elton написал(а):

        Спасибо очень помогло

        феруза написал(а):

        А где согласование

        Олег написал(а):

        Спасибо большое. Здесь все более понятно и ясно, чем где либо. Самое главное, что я понял, так это то, что зависимое слово примыкания неизменяемо, и это мне очень помогло

        олеся написал(а):

        Помогите решить согласование.управление.примыкание

        Каролина написал(а):

        Спасибо очень помог этот сайт(:

        бакуль написал(а):

        Учить стихи, Сьездить отдохнуть, бегать быстро, это что будет? Спасибо заранее за ответ!

        VITALL написал(а):

        Всёё , разобрался но используя не этот сайт, хотелось бы больше примеров вопросов пояснений)
        1согл
        2упра
        3прим
        4прим
        5примык
        6упр
        7упр
        8управление
        9согласование
        Проверьте плиз

        Юля написал(а):

        Скажите пожалуйста какой вид связи:
        склад для пороха

        Русский язык для нас

        Форум лингвистов и всех интересующихся языком

        10 класс ⇒ Согласование, Управление, Примыкание

        Сообщение ed8009 » 04 сен 2011, 13:42

        Помогите найти Согласование, Управление, Примыкание, мы просто только начали изучать эту тему, я пока не до конца понимаю её(.

        Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются
        только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо
        ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем.
        Солнце — не раскаленное, как во время знойной засухи, не багровое, как перед бурей — мирно
        всплывает над узкой и длинной тучкой.
        Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков,
        золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по
        бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами
        ровной синевы, они почти не трогаются с места.

        Помогите пожалуйста кому не трудно)).

        Я думаю что Примыкание это «Небо ясно», «Установилась надолго». Согласование думаю что это «Утренняя заря», ведь чтобы найти согласование нужно задать вопрос «Какая?/Какой?»

        Сообщение Селена » 05 сен 2011, 17:05

        Вот здесь вроде не слишком заумно всё объяснено:

        Согласование – это подчинительная связь, при которой главное и зависимое слово стоят в одном роде, числе и падеже: весеннее солнце, забавный котенок, на этой остановке или только в числе и падеже: первые уроки, забавных котят , т.е. согласуются. С изменением формы главного слова изменяется и форма зависимого: весеннее солнце , весеннего солнца, о весеннем солнце.

        Управление – это подчинительная связь, при которой главное слово управляет падежной формой зависимого слова: решать (что?) задачу, интересоваться (чем?) искусством. С изменением формы главного слова зависимое сохраняет свою форму: интересуешься искусством , интересующийся искусством , интересуясь искусством .

        Примыкание – вид подчинительной связи, при которой зависимое неизменяемое слово (наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола) связывается с главным только по смыслу, примыкает к нему: читать вслух, яйцо всмятку, говорил улыбаясь, забыл позвонить.

        Не являются словосочетаниями:

        1) сочетание сказуемого и подлежащего: идет дождь, четверть кончается;

        2) однородные члены предложения: газеты и журналы; светит, но не греет;

        3) существительное (или заменяющее его слово) с предлогом: возле дома, в течение года, около него;

        4) сложные формы будущего времени и сравнительной степени: буду учиться, будешь тренироваться, более глубокий, самый хороший;

        5) идиомы: вставлять палки в колеса, гонять лодыря, засучив рукава.

        Словосочетание

        Что такое словосочетание?

        Словосочетание - это единица языка, большая, чем одно слово, но меньшая, чем предложение. Мы общаемся целыми предложениями, которые могут содержать несколько словосочетаний. А вот и формальное определение.

        Словосочетание - это соединение двух и более слов, связанных подчинительной связью по смыслу и грамматически, служащее для обозначения единого понятия (предмета, действия и др.). В словосочетании есть главное и зависимое слово, то есть от одного слова (главного) можно задать вопрос к другому (зависимому).

        пушистый кот - словосочетание, обозначающее предмет (или лицо) и его признак

        гладить кота - словосочетание, обозначающее действие с объектом

        громко мурлыкать - словосочетание, обозначающее действие и образ его совершения

        кот спит - это не словосочетание, а предложение: два слова обозначают два разных понятия - предмет и действие, при этом нельзя сказать, что одно из слов главное, а другое зависимое.

        Не являются словосочетаниями:

      • пары слов, образующие подлежащее и сказуемое
      • группы однородных членов
      • обособленный оборот (причастный, деепричастный, сравнительный) и слово, к которому он относится
      • Отметьте все соединения слов, которые являются словосочетаниями.

        Я не завалю экзамен.

        Подумаешь, какой-то экзамен!

        студенты и экзаменатор

        Типы связи в словосочетании

        Существует три типа подчинительной связи между главным и зависимым словом в словосочетании: согласование, управление и примыкание .

        Согласование - подчинительная связь, при которой зависимое слово согласуется с главным в форме рода, числа и падежа. При изменении главного слова меняется и зависимое.

        Главное слово - имя существительное, а зависимое чаще всего является прилагательным, а также может быть причастием, местоимением или числительным.

        Примеры словосочетаний со связью согласование: черная кошка , вкуснейший пирог, самый вкусный пирог, каждый студент, наш кот, первое сентября .

        Управление - подчинительная связь, при которой главное слово требует постановки зависимого существительного или местоимения в форме косвенного падежа с предлогом или без предлога. При этом при изменении главного слова зависимое не изменяется, но само зависимое слово является изменяемым.

        Примеры словосочетаний со связью управление: кормить кота , дружба с котом , подушка кота, поймать его .

        Примыкание - подчинительная связь, при которой неизменяемое зависимое слово примыкает к главному только по смыслу.

        Зависимым словом могут быть наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие, простая сравнительная степень прилагательного (дети постарше ), неизменяемое прилагательное (цвет электрик ), существительное - несогласованное приложение (в газете «Коммерсантъ» ), притяжательные местоимения 3 лица его , её , их .

        Примеры словосочетаний со связью примыкание: долго спит , её кот , любит поесть .

        чеширский кот .

        Определите вид подчинительной связи в словосочетании кот Шрёдингера .

        Пройти тест на словосочетания можно здесь.

        Порядок согласования и визирование проекта документа.

        Работодатель определяет случаи и порядок согласования документов на локальном уровне. Работа с документами, как правило, регламентируется комплексом документов по делопроизводству, прилагаемых к Инструкции по делопроизводству. Движение потоков документов - от создания или получения до исполнения или отправки - обычно закрепляется в разделе «Организация документооборота» Инструкции. Материалы данного раздела являются основой для разработки Графика документооборота, где отражаются все действия, осуществляемые в процессе работы с документом, в частности согласование.

        Визирование проводится перед подписанием документа теми должностными лицами, в чью компетенцию входит оценка документа в целом или его отдельных положений. Виза - это реквизит, выражающий согласие или несогласие должностного лица с содержанием документа.

        При визировании проекта документа заинтересованными считаются структурные подразделения в следующих случаях:

        • в документах содержатся вопросы по направлению деятельности этих подразделений;
        • в их адрес имеются поручения;
        • из числа должностных лиц этих подразделений создаются комиссии или рабочие группы.

        Должности лиц, визирующих проект документа, всегда ниже должностного ранга руководителя, подписывающего (утверждающего) документ. При визировании проект документа последовательно перемещается с более низкого уровня управления на более высокий.

        Следует обратить внимание, что конкретный круг должностных лиц организации, визирующих проект документа, устанавливается самой организацией. Типовая инструкция по делопроизводству предусматривает, что перечень согласующих инстанций определяет составитель документа, исходя из его содержания. Вместе с тем порядок визирования типовых документов организации (т. е. документов, отражающих однотипные, повторяющиеся управленческие ситуации) можно закрепить в соответствующих организационных документах, например в Инструкции по делопроизводству данной организации, регламенте работы коллегиального органа и др.

        Процедуру визирования целесообразно осуществлять в следующей последовательности:

        • составитель документа;
        • руководитель структурного подразделения, в котором составлен документ;
        • руководители структурных подразделений (руководители среднего звена), к деятельности которых имеет отношение содержание документа;
        • руководитель финансовой или бухгалтерской службы;
        • руководитель юридической службы (юрист организации).

        Типовой инструкцией по делопроизводству предусмотрено, что проекты приказов, распоряжений, решений подлежат согласованию с исполнителями и заинтересованными должностными лицами; приказы (распоряжения, решения), издаваемые в организации, в обязательном порядке согласовываются с юридической службой.

        Обратите внимание!

        В случае когда предусмотрено обязательное согласование документа с заинтересованными должностными лицами, отсутствие виз согласования на документе будет означать нарушение процедуры его подготовки

        При установлении порядка согласования документов на локальном уровне работодатель может предусмотреть, что при подготовке, например, приказа по личному составу проект документа в обязательном порядке должен быть завизирован юридической службой (юрисконсультом) организации, а также руководителем того структурного подразделения, где трудится работник, на которого распространяется действие приказа, начальником (инспектором) отдела кадров, главным бухгалтером. При необходимости проект приказа может визироваться и другими должностными лицами, например начальником отдела труда и заработной платы, начальником планово-экономического отдела.

        При переводе сотрудника из одного структурного подразделения в другое проект приказа целесообразно согласовать с руководителями обоих подразделений. При подготовке распорядительного документа, содержащего поручения структурным подразделениям, его следует согласовать с руководителями этих подразделений.

        «Коробочные» решения набирают все большую популярность среди малых и средних компаний. Такой вариант выгоден как клиенту, так и вендору: оба могут сократить свои расходы на поддержку за счет поставки типовой конфигурации. Однако даже в небольших компаниях, при всей их готовности менять процессы под систему, есть свои особенности. И тут уже возникает вопрос, как наиболее оптимально адаптировать систему под специфику организации? Рассмотрим на примере процесса согласования документов и его реализации в системе DirectumRX.

        Вариантов адаптации немного: заказная разработка или использование возможностей механизма согласования. Их и разберем, но прежде углубимся в сам процесс согласования.

        Вариации согласования

        До 30% всех процессов в организации – это процедуры согласования тех или иных документов. В зависимости от вида документа меняются согласующие, сроки, порядок рассмотрения – все это зафиксировано, как правило, во внутренних регламентах.

        Упростив и обобщив имеющийся опыт, получим примерные вариации процессов согласования:

        Описание

        Обобщенный порядок согласования

        Внутренние документы, требующие утверждения

        Приказы, распоряжения

        1. Согласование
        2. Печать
        3. Утверждение
        4. Регистрация
        5. Исполнение или ознакомление

        Внутренние документы, требующие рассмотрения адресатом

        Служебные записки

        1. Согласование (если требуется)
        2. Рассмотрение адресатом
        3. Исполнение (если требуется)

        Исходящая корреспонденция

        Официальные письма

        1. Согласование
        2. Печать
        3. Подписание
        4. Регистрация и отправка корреспонденту

        Договорные документы

        Договоры, дополнительные соглашения, спецификации

        1. Согласование
        2. Печать
        3. Подписание
        4. Регистрация
        5. Отправка контрагенту
        6. Контроль возврата

        Бухгалтерские документы

        Входящие счета на оплату

        1. Согласование
        2. Утверждение оплаты
        3. Исполнение (оплата)

        Итого, на каждую компанию приходится как минимум 6 разных процессов. Попытаемся справиться с ними с помощью механизма настройки.

        Настраиваем процесс согласования документов

        В контексте систем электронного документооборота настройка процесса сводится к заполнению правил согласования в специальном конструкторе в соответствии с внутренним регламентом. Процесс фиксируется в виде схемы. Схема состоит из этапов согласования, условий и переходов между ними.

        Этапы сгруппированы:

        • Согласование : непосредственное согласование, подписание, рассмотрение.
        • Обработка документа : отправка на исполнение, печать и передача на подпись, регистрация, задание, уведомление.
        • Переписка с контрагентом : отправка контрагенту, контроль возврата от контрагента.

        Для каждого этапа настраиваются параметры:

        • Исполнитель/исполнители . В качестве исполнителей могут быть как конкретные сотрудники, так и предопределенные роли, например, руководитель инициатора.
        • Срок . Может быть задан в днях или часах. Также может быть настроена отсрочка создания задания, например, для контроля возврата от контрагента. В таком случае оно придет исполнителю ближе к сроку и не будет подолгу мешаться в общем списке входящих заданий.
        • Порядок получения заданий : если в этапе есть несколько согласующих, то они могут согласовывать одновременно или по очереди.
        • Порядок доработки : если в этапе есть несколько согласующих, то можно вернуть документ на доработку сразу после первого не согласовавшего или подождать пока все согласующие выполнят задания.
        • Порядок подписания документа : если руководитель не работает в системе, то вместо задания на подписание его секретарь получит задание на внесение результата подписания в систему.

        Разберем настройку согласования договорного документа. Фактически, мы фиксируем в системе ключевые этапы обработки документа и условия их прохождения.

        1. Первым согласовывает непосредственный руководитель инициатора.

        1. Если договор нетиповой – его согласовывает руководитель технического отдела и доп. согласующие.
        1. Если договор нетиповой, и его сумма больше 100 000 руб. – дополнительно согласовывает главный бухгалтер.
        1. Далее юрист печатает два экземпляра договора и передает на подпись.
        1. Директор подписывает договор.
        1. Юрист регистрирует договор и передает для отправки в секретариат.
        1. Секретарь отправляет оба экземпляра договора контрагенту.
        1. Юрист отслеживает возврат подписанного контрагентом экземпляра договора.
        1. По возвращении договор отправляется на исполнение.

        Сочетание наборов блоков и гибкости их параметров позволяет закрыть бизнес-процессы согласования настройкой. При этом в DirectumRX правило согласования настраивается интерактивно и удобно:

        Разрабатываем процессы согласования документов

        В некоторых ситуациях гибкости настройки может быть недостаточно. У крупных компаний или гос. органов встречаются специфичные только для них особенности согласования. Может потребоваться изменение карточек заданий, например, для добавления специфического функционала, такого как действия по интеграции с другими системами или формирования отчетных форм.

        В таком случае можно разработать новый тип задачи или доработать существующий. Тип задачи – это представление бизнес-процесса на уровне разработки. Схема такого процесса состоит из атомарных частей – блоков, таких как задание и уведомление. Разработчик самостоятельно реализует и дополнительные действия для типа задачи:

        • Определение участников и последовательности согласования.
        • Выдача прав на документы.
        • Изменение статусов документов.
        • Обработка «негативных» сценариев: отказ в подписании документа, прекращение задачи.
        • Визуальная логика: результаты выполнения заданий, темы заданий и подсказки, проверка введенных пользователем данных.

        Пример бизнес-процесса для разработки: нужно добавить для бухгалтера возможность принять к оплате входящий счет и сразу провести документ в 1С.

        Для этого в системе потребуется добавить новый тип задания. Также нужно добавить возможность настраивать новый этап обработки счета бухгалтером. Чтобы система могла понять, кто такой «бухгалтер» нужно добавить вычисляемую роль. И еще нужно реализовать защиту от ошибочных ситуаций: чтобы нельзя было добавить этап принятия к оплате для приказов или служебных записок.

        Все это требует знания системы и умения программировать. Также потребуется отдельный стенд для разработки и тестирования, что усложняет инфраструктуру. И, конечно, внесенные изменения нужно будет поддерживать дальше, в том числе и при обновлениях на новую версию системы.

        Настройка vs. Разработка

        Чтобы подвести некий итог, предлагаю взглянуть на сложившуюся картину и сравнить возможности обоих вариантов.

        Критерий сравнения

        Настройка

        Разработка

        Требования к квалификации

        Все настройки производит администратор или бизнес-пользователь, ответственный за процесс

        Требуется обученный разработчик или привлечение сторонних разработчиков (вендора или партнера)

        Трудоемкость реализации

        От 0,5 часа на процесс

        От 8 часов на процесс

        Простота внесения изменений

        Можно быстро добавлять новые бизнес-процессы, состоящие из типовых этапов. В том числе и после внедрения системы без привлечения вендора или разработчика

        Для добавления новых бизнес-процессов требуется разработчик

        Поддержка новых версий продукта

        Добавленные вендором возможности будут доступны автоматически

        Новый функционал типовой версии нужно адаптировать с привлечением разработчика

        Полнота покрытия

        Может не закрыть специфичные процессы

        Полная кастомизация, закрывает 100% кейсов

        Возможность заказной доработки системы для сложных бизнес-процессов всегда остается востребованной. Она актуальна для крупных компаний, готовых к масштабным внедрениям и зачастую предъявляющих специфические требования к системе.

        Но важными факторами выбора системы для среднего бизнеса являются стоимость и простота внедрения и поддержки. Мы уверены, что такой простой и удобный инструмент, который предполагает использование готовых этапов без необходимости программирования будет широко востребован средними организациями.

        Подробнее о том, как это реализовано в DirectumRX можно посмотреть в роликах.

        Утвержденный порядок согласования документов в организации позволяет не только упорядочить документооборот, но и существенно повысить качество принимаемых на предприятии экономических, организационных и управленческих решений.

        Из статьи вы узнаете:

        Согласование документа - это не только подтверждение его юридической значимости

        Согласно требованиям государственных стандартов к оформлению организационно-распорядительной документации, гриф согласования относится к числу реквизитов, являющихся обязательными для некоторых формуляров документов. В том случае, когда такой гриф является обязательным, согласование документа - это подтверждение правильности оформления и, следовательно, юридической силы документа.

        Но современная практика делопроизводства считает такой подход формальным и предлагает рассматривать порядок согласования проектов документов как гарантию качества излагаемых в них технологических, организационных и управленческих решений. Ведь по сути, согласование документа , при неформальном подходе, означает, что все заинтересованные лица, чье экспертное мнение должно быть учтено при его разработке, ознакомились с ним и согласились с его положениями.

        Процедура согласования документа - это подтверждение его необходимости, а также юридической, финансовой, экономической, технологической и методологической актуальности. Согласующие подписи, поставленные ответственными специалистами в своих областях, позволяют свести к минимуму принятие неверных и неграмотных решений, обеспечивают обязательность исполнения положений документа.

        При этом, согласование документа - это часть делопроизводства организации, ее документооборота. Эта процедура предусматривает постоянный контроль времени исполнения и маршрута движения документа. Все это должно быть учтено в локальном регламенте, устанавливающем порядок согласования и утверждения документов в организации. Такой комплексный подход к процедуре позволит не только ускорить процесс согласования, но и обеспечит качество реализуемых решений.

        Наличие локального нормативного акта, регламентирующего порядок согласования документов в организации, позволит на практике реализовать системный подход к процедуре согласования, разграничить зоны ответственности между ведущими специалистами и упростить взаимодействие между структурными подразделениями предприятия.

        Формы согласования документов

        Существует две формы согласования документа - это:

        1. внутреннее согласование - при котором проект разработанного документа анализируется, оценивается и редактируется специалистами - руководителями служб и подразделений. Они проверяют содержание документа на соответствие нормам оформления и закона, корректность используемых формулировок и приведенных расчетов, правильности технологических или управленческих решений;
        2. внешние согласование - при котором согласующие подписи на документе должны поставить должностные лица сторонних организаций, чьи интересы затрагивает документ. Это могут быть как вышестоящие, так и подчиненные организации, контролирующие органы, общественные или научно-исследовательские организации, различные комитеты.

        Мы более подробно остановимся на нутренней форме согласования документов , поскольку в этом случае организации самостоятельно следует разработать и утвердить локальным нормативным актом порядок согласования и утверждения документов.

        Читайте также:

        • Регламентация рабочего согласования проектной документации

        Зоны ответственности подразделений и порядок согласования документов в организации

        Согласованию подлежат разные типы документов, имеющие разное значение - финансовое, технологическое, организационное и т. п. Поэтому важно, чтобы каждый из типов документов проверялся и анализировался теми специалистами - руководителями служб и подразделений, к зоне ответственности которых можно отнести этот документ по его содержанию. Примерная таблица, в соответствии с которой можно определить состав тех отделов и служб, с которыми необходимо будет согласовать тот или иной документ, приведена ниже:

        Наименование подразделения

        Какие вопросы входят в зону ответственности

        Бухгалтерия

        • все операции, отражаемые в бухгалтерском учете;
        • контроль движения средств по счетам и имущества;
        • обеспечение соответствия осуществляемых организаций хозяйственных операций требованиям законодательства;
        • контроль выполнения обязательств.

        Финансовый отдел

        • финансовый контроллинг и казначейское обеспечение;
        • финансирование проектов;
        • планирование и анализ предлагаемых финансовых схем.;
        • нормирование;
        • контроль расходования средств;
        • анализ и обоснование экономической эффективности.

        Юридический отдел

        • контроль соблюдения требований действующего законодательства, иных отраслевых и локальных нормативных актов;
        • оценка возможных правовых рисков;
        • контроль соответствия правоспособности должностных лиц, подписывающих документы.

        Служба делопроизводства

        • контроль соблюдения требований к оформлению и срокам подписания документов;
        • контроль соблюдения сроков действия доверенностей и состава делегированных полномочий;
        • контроль наличия реквизитов, установленных формулярами документов;
        • контроль стилистики и грамматики текстового содержания;
        • проверка соответствия документа действующей системе государственных стандартов.

        Информационная служба

        • методы и сроки реализации предлагаемых решений, предполагающих использование IT-технологий;
        • анализ, оценка, поддержка, внедрение и обновление программного используемого обеспечения;
        • контроль использования информационных систем и ПО;
        • обеспечение информационной безопасности.

        Если документ инициативный, решение о том, какие службы будут его согласовывать, принимает главный исполнитель документа и руководитель того подразделения в котором он работает. Но в любом случае, порядок согласования проектов документов должен быть определен инструкцией по делопроизводству, разработанной и утвержденной на предприятии. Когда документ подготовлен как ответ, согласовывать его нужно с теми службами, которые перечислены в резолюции руководителя. Кроме того, необходимо ориентироваться и на содержание документа, чтобы включить в список согласующих все службы, имеющие отношение к данному проекту.

        Порядком согласования и утверждения документов , принятом на предприятии, может предусматриваться как последовательное проставление согласующих виз на документе, так и одновременная его рассылка для ознакомления и согласования.

        Сроки согласование документа, порядок оформления согласующих подписей

        Сроки согласования документов определяются в рабочих днях. Как правило, в зависимости от объема документа и сложности представленных в нем расчетов, эти сроки могут варьироваться от одного до пяти дней. Иногда, если документ имеет пометку «незамедлительно» или «срочно», его необходимо будет изучить и согласовать в течение одного рабочего дня. В среднем, для согласования одним из исполнителей достаточно двух-трех дней.

        При внутренней форме согласования гриф состоит из указания наименования должности согласующего лица, его собственноручной подписи с расшифровкой и указанием даты согласования документа. Порядок оформления согласующих подписей представлен ниже.

        Если у кого-то из должностных лиц, чья подпись должна быть в грифе согласования, есть замечания и предложения, они оформляются на отдельном листе. При этом подпись согласования будет иметь соответствующую отметку, как показано ниже:


        Порядок согласования проектов документов определяется локальным нормативным актом с учетом их объемов и значимости. Очередность согласования не имеет большого значения, но целесообразно, чтобы именно служба делопроизводства ставила визу согласования последней, перед тем, как документ будет направлен на утверждение. При этом нормоконтроль служба делопроизводства должна осуществлять независимо от того, для внутреннего или внешнего утверждения и согласования подготовлен проект документа.

        Гриф согласования размещается в зависимости от того, останется ли подлинник документа в организации или будет передан в другое учреждение. В том случае, когда он планируется к дальнейшей отправке, согласующие визы проставляются на левом поле последнего листа копии, которая будет храниться в организации. В соответствии с порядком согласования документов в организации, если оригинал документа остается на предприятии, согласующие визы проставляются на обратной стороне последнего листа первого экземпляра оригинала документа.