Архивное дело на современном этапе. Организация архивного дела в современной россии Архивное дело проблемы и перспективы

Современная система архивов России представлена четырьмя типами: государственные архивы, ведомственные архивы, негосударственные архивы, муниципальные архивы Вовкотруб О.В., Фионова Л.Р. . Архивоведение. Пенза, 2005. С. 35.. Каждый из этих типов архивов в свою очередь представлен неким множеством, составляющие которого формально и неформально имеют не только общие черты, но и существенные различия.

Государственные архивы представлены двумя видами: архивы федерального уровня и архивы субъектов Российской Федерации. Федеральные государственные архивы включают исторические, т.е. некомплектующиеся архивы и комплектующиеся специализированные архивы. Государственные архивы субъектов Федерации в целом также представлены аналогичными подвидами архивов.

Ведомственные архивы оформились в три вида: текущие архивы собственно ведомств, текущие архивы учреждений, организаций, предприятий, входящих в состав ведомственных систем, и специализированные отраслевые ведомственные фонды с централизованной организацией хранения исторических и оперативных документальных комплексов Там же. .

Государственные архивы - это специализированные государственные учреждения, основное звено системы учреждений архивной службы России. В целях постоянного (вечного) хранения вверенной им государственной части Архивного фонда Российской Федерации они осуществляют учет архивных документов, обеспечивают их сохранность, комплектуются документами государственных организаций и передаваемыми им документами негосударственных организаций и физических лиц; создают и совершенствуют научно-справочный аппарат к архивным документам и информационные технологии; обеспечивают условия для использования архивных документов юридическими и физическими лицами, осуществляют информационное обслуживание органов государственной власти и самостоятельное использование архивных документов в интересах укрепления российской государственности, обеспечения общественных потребностей в ретроспективной документной информации. Формируя, храня и организуя использование архивных документов, государственные архивы тем самым участвуют в сборе, обработке, накоплении, хранении, поиске и распространении архивной информации. Они представляют собой особую информационную систему, выступают в качестве субъектов информационных процессов. При этом архивные документы и информационные технологии государственных архивов являются объектом отношений физических и юридических лиц, государства, объектом права собственности, авторского и других прав, и защищаются законом.

Негосударственные архивы включают не менее шести видов: архивы приватизированных предприятий, архивы банков и других коммерческих структур, архивы партий, профсоюзов и общественных движений, архивы официально зарегистрированных частных фондов, архивы творческих объединений, архивы религиозных конфессий.

Муниципальные (районные и городские) архивы представлены архивами органов местного самоуправления и кооперированными архивами, в основном концентрирующими документы местных учреждений, организаций, предприятий по личному составу.

Все четыре названных типа архивов в той или иной степени в настоящее время испытывают воздействие нескольких факторов. Первый фактор - это законодательное регулирование их деятельности. В наибольшей мере он коснулся государственных и ведомственных архивов. Применительно к решению задач управления, главными последствиями воздействия этого фактора стали федерализация системы государственных архивов и обособление архивных служб отдельных государственных структур (Президента Российской Федерации, "силовых ведомств", МИД, Госфильмофонда и др.) в системе организации ведомственных архивов. Второй фактор - это организационная перестройка экономической, политической, социальной и интеллектуальной сфер жизнедеятельности российского общества. Он способствовал бурному росту различных видов негосударственных архивов, ограничению полномочий государственной и ведомственных архивных служб в отношении контроля за негосударственными архивами, породил известные трудности в решении вопросов, связанных с судьбами архивных документов негосударственного происхождения. Третий фактор - изменение ценностных ориентиров жизнедеятельности общества, подчас противоречивое, что особенно характерно для переходных периодов, - привел к снижению общественного статуса государственных, местных и отчасти ведомственных архивов и одновременно способствовал повышению престижа отдельных подвидов негосударственных архивов. Четвертый фактор - финансовый - болезненно отразился на управлении прежде всего государственных архивов. Пятый фактор - концептуальная неготовность архивистов к пересмотру сложившихся, имевших давние традиции профессиональных представлений в новых политических и социально-экономических условиях.

Говоря об органах управления архивным делом субъектах РФ, следует обратить внимание на то, что они не имеют сейчас характерного для советского периода единообразия статуса и наименований - есть архивные отделы, есть управления, есть комитеты. Объясняется это тем, что в соответствии с действующим законодательством субъекты федерации самостоятельно решают вопросы архивного дела, кроме тех, которые отнесены к исключительному ведению РФ или совместному.

Несмотря на различие статуса архивных органов субъектов РФ их задачи и функции в основном одинаковые, абсолютное большинство из них входит в утвержденные региональным законодательством структуры органов исполнительной власти. По мере унификации этих структур уточняются и приводятся в соответствие с масштабом деятельности статус архивных органов, а так же их наименования.

Органы государственного управления архивным делом субъектов Федерации полномочны определять и решать самостоятельно широкий круг проблем. В их компетенцию полностью входит решение кадрового, финансового, материального обеспечения деятельности подведомственных архивов, изменение (с соблюдением соответствующих процедур) системы архивов субъектов Федерации, их профилей, текущих задач комплектования, обеспечения сохранности, использования архивных документов.

Остановимся далее более подробно на характеристике отдельных государственных архивов федерального уровня, так как именно они дают ясное представление о положении архивного дела в стране в целом и о существующих в нем достижениях и проблемах.

Основным фактором, определяющим проблемы архивов, стала административная реформа. Для архивного дела федерального уровня ее важнейшими последствиями стали:

  • 1) необходимость срочной обработки архивов упраздненных без правопреемства федеральных органов исполнительной власти и определение их дальнейшей судьбы в условиях острейшего дефицита площадей во всех комплектующихся федеральных архивах;
  • 2) уточнение системы архивных учреждений федерального уровня;
  • 3) поиск путей разрешения проблемы, связанной с комплектованием документов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и других организаций федеральной собственности, находящихся в субъектах Федерации;
  • 4) обеспечение нормативного закрепления ответственности вновь образованных федеральных органов исполнительной власти за качественную постановку в них делопроизводственных и архивных служб в типовых положениях о них и в регламентах их работы;
  • 5) постепенный, в рамках эксперимента, перевод архивных учреждений на новые принципы бюджетирования, ориентированные на результат.

Сразу отмечу, что эти пять задач, поставленные административной реформой перед Росархивом, в своей подавляющей части решены. Проблемными остаются вопросы, связанные с комплектованием документов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и других организаций федеральной собственности, находящихся в субъектах Федерации, и отчасти - уточнение системы федеральных архивных учреждений.

Второй фактор, определявший состояние архивного дела, и не только на федеральном уровне, - это (используя старое понятие, "внедрение" норм закона РФ "Об архивном деле в Российской Федерации и архивах") прежде всего разработка предусмотренных в нем подзаконных актов. Всего в 2005-2008 гг. Росархив должен подготовить 13 таких подзаконных актов. Пять из них, в том числе проект постановления Правительства "Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти и организаций, осуществляющих депозитарное хранение документов Архивного фонда РФ", проект "Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в государственных, муниципальных архивах, музеях, библиотеках, организациях РАН" представлены в Министерство культуры и массовых коммуникаций.

Третий фактор, оказывающий в истекшем году очень серьезное воздействие на состояние архивного дела на федеральном уровне, - это трудно, противоречиво, но все же складывающаяся система наших взаимоотношений с Министерством культуры и массовых коммуникаций, с входящими в его ведение службой и агентствами, прежде всего с Агентством по культуре и кинематографии.

Если говорить о связке Росархив-министерство, или министерство-Росархив, то ее можно охарактеризовать следующим образом. В 2005 г. я не знаю ни одного случая, чтобы министерство проигнорировало постановку того или иного вопроса со стороны Росархива. На коллегии министерства пять раз Росархив выступал с докладами по актуальным проблемам современного архивного строительства в нашей стране, причем все наши предложения по его совершенствованию были приняты. Понятно и вполне приемлемо стремление министерства привлекать к выработке той или иной позиции, тех или иных решений специалистов Росархива и других агентств, например в форме специальных комиссий или совещаний. Однако вызывает досаду замедленный, а подчас и безрезультативный процесс реализации таких решений, находящихся в пределах полномочий исключительно министерства и Правительства РФ.

Достаточно сказать, что представленный Росархивом в министерство в декабре 2004 г. проект Указа Президента РФ, содержащий чисто техническую норму отмены Указа Президента об утверждении "Положения об Архивном фонде РФ", не подписан до сих пор. С другой стороны, Росархив в 2005 г. оказался отстраненным от профессионального вмешательства в решение ряда вопросов, целиком затрагивающих его компетенцию. Нам удалось буквально случайно вмешаться между первым и вторым чтениями в Госдуме в разработку Закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации", на который министерство дало положительное заключение, но который содержал ряд норм, неприемлемых для архивного дела.

В другом случае мы оказались перед фактом принятия Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество", возложившего на государственные архивы абсолютно невыполнимые требования хранения сотен миллионов дел, возникающих при ведении Единого государственного реестра прав на недвижимость.

Хорошее взаимопонимание, взаимодействие с высокой степенью эффективности сложилось у нас с Росохранкультурой. Оно в 2005 г. велось по четырем направлениям: проверка условий хранения документов в ведомствах и организациях, осуществляющих депозитарное хранение документов АФ РФ; рассмотрение вопросов, связанных с перемещенными на территорию РФ после Великой Отечественной войны архивными фондами иностранного происхождения; возвращение зарубежной архивной "Россики"; координация действий по расследованию последствий обнаруженных фактов краж архивных документов.

Иначе как противоречивыми не могу назвать наши взаимоотношения с Агентством по культуре и кинематографии. С одной стороны, подведомственные обоим агентствам организации - музеи, архивы и библиотеки - уже давно и тесно сотрудничают, например, в рамках выставочных проектов. С самим Агентством мы нашли быстрый и заинтересованный контакт при доработке и согласовании проекта Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда, распространив их на библиотеки и музеи. Меня до глубины души взволновала немедленная позитивная реакция главы Агентства М.Е. Швыдкого на просьбу помочь музейными и библиотечными работниками в беспрецедентной в истории архивного дела работе по перемещению фондов РГИА. С другой стороны, трудно объяснить ничем не оправданное более чем годичное торможение достигнутых договоренностей о комплектовании РГАКФД документальными фильмами современного производства.

Четвертый фактор воздействия на состояние архивного дела в 2005 г. был связан с разработкой ФЦП "Культура России" на 2006-2010 гг. Мы с тревогой наблюдали за затянувшимся согласованием ее концепции, а затем и наполнением ее реальными мероприятиями и показателями их финансирования. Разработка программы в части, касающейся архивов, заставила нас в очередной раз задуматься над приоритетами развития архивного дела в современных условиях и выработать совершенно новые показатели оценки эффективности реализации этих приоритетов. Жаль только, что новые установленные правила достижения программных показателей не дают нам той всегда возникающей необходимости маневра, которая существовала при реализации предшествующей ФЦП.

Пятый фактор относится к социальной ситуации в федеральных архивах. Несмотря на инициативы Росархива, Министерства культуры и массовых коммуникаций, письма в Правительство РФ трудовых коллективов, нам не удалось кардинально изменить уровень социальной защищенности архивных работников и снизить социальную напряженность. Прямым следствием этого стали усиление текучести кадров, ослабление отдельных направлений работы, снижение исполнительской дисциплины. Здесь важно подчеркнуть, что подобного рода явления особо проявились в сфере оказания государственных услуг, связанных, прежде всего с исполнением социально-правовых запросов граждан.

Практически во всех федеральных архивах проводилась модернизация систем жизнеобеспечения, осуществлялись работы по технической укрепленности архивохранилищ, решались вопросы технического переоснащения лабораторий. Однако доля документов федеральных архивов, находящихся в нормативных условиях хранения, продолжает оставаться недопустимо низкой - всего 17%.

Тем не менее, в 2005 г. нам удалось принять в федеральные архивы более 210 тыс. единиц хранения за счет изощренных комбинаций с переоборудованием офисных помещений, подвалов. Благодаря этому в Россию возвращен комплекс документов эмигрантского общества "Родина", часть архива Высоцкого, запущен механизм передачи фондов Музея русской культуры в г. Сан-Франциско. Однако отчетный год останется последним по такому объему приема документов в федеральные архивы. "Проблема ноль", т.е. отсутствие свободных площадей архивохранилищ для приема документов вечного хранения, стала для нас второй, зловещей по своей реальности проблемой текущего момента.

Третьей по своей значимости остающейся нерешенной проблемой, если продолжать тему комплектования, остается судьба документов территориальных органов федеральных органов государственной власти и других организаций федерального подчинения. Наши предложения, представленные в Министерство культуры и массовых коммуникаций по ее разрешению через поправки в Закон "Об архивном деле в Российской Федерации и архивах", пока не получили дальнейшего движения.

Традиционно интенсивной и результативной оставалась в 2005 г. наша работа по оказанию государственных услуг и организации использования документов Архивного фонда РФ. Федеральные архивы исполнили ряд очень важных в политическом и экономическом отношениях запросов федеральных органов исполнительной власти, связанных с имущественными правами, и прежде всего за рубежом. Три архива - ГА РФ, РГИА и РГАКФД - провели огромную и на сегодняшний день фактически безвозмездную внеплановую работу в рамках престижнейшего проекта - электронного издания энциклопедии, посвященного 100-летию Государственной Думы. Если все сложится благополучно, это будет первая в России столь масштабная документальная публикация в электронном формате.

Органы управления архивами и их функции. Современный состав Архивного Фонда и его классификация. Федеральная архивная служба Российской Федерации. Федеральные государственные архивы. Органы управления архивным делом субъектов Российской Федерации. Современная нормативно-правовая база работы архивов.

ЛИТЕРАТУРА

Автократов В.Н. Из истории централизации архивного дела в России (1917 – 1918 гг.).//Отечественные архивы, 1993, №3,4.

Артизов А.Н. Архивное законодательство России: система, проблемы и перспективы: К постановке вопроса.//Отечественные архивы, 1996, №6.

Гримстед П.К. Российские архивы в переходный период.//Новая и новейшая история, 1994, №1.

Козлов В.П. Российское архивное дело: Архивно-источниковедческие исследования. М., 1999.

Объединенные ведомственные архивы СССР: 1919 – 1980 гг. М., 1984.

Пшеничный А.П. Из истории управления архивным делом в СССР: 1918 – 1941 гг.//Советские архивы, 1988, №3.

Пшеничный А.П. Организация ведомственного хранения документов в 1918 – 1938 гг.//Советские архивы 1983, №6.

Савин В.А. Формирование государственного архивного фонда СССР в 1920-1959-х гг.//Советские архивы, 1991, №1.

Самошенко В.Н. История архивного дела в дореволюционной России. М., 1989.

Сорокин В.В. Архивы учреждений СССР: 1917 – 1937 гг. М., 1982.

Сорокин В.В. Ведомственные архивы СССР: 1938 – 1958 гг. М., 1983.

Сорокин В.В. Ведомственные архивы СССР: 1959 – 1980 гг. М., 1985.

Хорхордина Т.И. История Отечества и архивы: 1917 – 1980 гг. М., 1994.

Цаплин В.В. Послевоенные руководители советского архивного дела: Их влияние на его развитие: Впечатление архивиста.//Отечественные архивы, 1995, №5.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что вы знаете о первых архивах в Древнерусском государстве?

2. Как повлияло формирование приказного делопроизводства на развитие архивного дела в Московском царстве?

3. Перечислите основные моменты деятельности Петра I в области организации архивного дела в России.

4. Охарактеризуйте архивную деятельность в годы царствования Екатерины II.

5. Каковы были основные направления развития и организационные формы архивного дела в Российской империи XIX – начала XX вв.?

6. Какие изменения произошли в структуре архивных органов и организации их деятельности в первые годы советской власти.

7. Перечислите положительные и отрицательные моменты передачи архивного ведомства в систему НКВД.

8. Назовите центральные государственные архивы СССР

9. Каковы компетенция и полномочия Федеральной архивной службы Российской Федерации?

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. К какому времени относиться первая опись, дошедшая до нас?
1) 1288 г.; 3) 1497г.;
2) 1325 г.; 4) 1526г.;
2. Где хранились документы Московского княжества и присоединённых к нему земель?
1) на казённом дворе; 3) в монастыре;
2) в церкви; 4) у частных лиц.
3. Каким документом предусматривалась обязательная передача документов из канцелярий в архивы?
1) Судебником Ивана IV; 3) Соборным уложением Алексея Михайловича.
2) Генеральным регламентом 1720 г.;
4. Когда возник в России первый исторический архив?
1) 1689 г.; 3) 1797 г.;
2) 1724 г.; 4) 1856 г.
5. Какой архив занимает ведущее место среди других архивных учреждений во второй половине XIX века?
1) Московский дворцовый архив. 3) Государственный архив МИД;
2) Московский архив министерства юстиций; 4) Межевой архив;
6. Первый историк отечественного архивного дела
1) Г.Ф. Миллер; 3) Н.В. Калачёв;
2) Н.М. Карамзин; 4) Д.Я. Самоквасов.
7. Центральный архив РСФСР (Центрархив), созданный в 1922 г., находился в ведении
1) ВЦИК Всероссийского съезда Советов; 3) Народного Комиссариата Внутренних Дел;
2) Совета Народных Комиссаров; 4) Политбюро ЦК ВКП (б).
8. В 1966 г. при Главархиве СССР для проведения исследований в области архивоведения и документоведения был создан
1) Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД); 3) Московский государственный историко-архивный институт (МГИАИ);
2) Институт архивоведения; 4) Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)

Модуль III . «Организация документов и дел Архивного Фонда Российской Федерации».

Комплексная цель: знать общие черты и различия между государственными и ведомственными архивами, иметь представление об уровнях организации архивных документов.

Организационная структура государственных архивов и их функции

Сеть государственных архивов. Государственные архивы с постоянным составом документов: федеральные государственные архивы (РГА), ЦГА республик, входящих в РФ и их филиала, ГА краев и областей и их филиалы. Государственные архивы с переменным составом документов. Комплекс работ по организации приема документов и обеспечению их сохранности. Работы по обеспечению использования документов архива.

Ведомственные архивы и их функциональные особенности

Определение понятия «ведомственный архив». Разновидности ведомственных архивов. Центральные отраслевые архивы. Центральные архивы министерств. Объединенный ведомственный архив. Объединенный межведоственный архив. Типовое положение о ведомственных архивах. Состав документов, хранящихся в ведомственных архивах. Основные правила работы ведомственных архивов. Единая государственная система делопроизводства. Функция комплектования архива. Функция подготовки документов к передаче на государственное хранение. Функция использования документов. Функция контроля и оказания помощи делопроизводственным службам организации документов в делопроизводстве. Функция контроля и методической помощи архивам подведомственных организаций.

Организация документов внутри архивных учреждений

Архивный фонд Российской Федерации. Организация документов и дел в пределах Архивного фонда Российской Федерации (первый уровень организации документов). Классификация архивных документов и дел а Государственном архивном фонде СССР. Классификация архивных документов и дел в Архивном фонде Российской Федерации. Государственная часть Архивного фонда Российской Федерации. Негосударственная часть Архивного фонда Российской Федерации.

Организация документов и дел в пределах архивов (второй уровень организации документов). Организация документов и дел в пределах архивного фонда (третий уровень организации документов). Предварительные этапы работы по фондированию. Определение границ архивного фонда. Определение фондовой принадлежности документов.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеева Е.В., Афанасьева Л.П., Бурова Е.М., Осичкина Г.А. Архивоведческие аспекты в делопроизводстве: организация документов и дел Архивного фонда Российской Федерации.// Секретарское дело, 2000, №3.

Артизов А.Н. и другие. Основы законодательства Российской Федерации об Архивном Фонде РФ и архивах: идеи, принципы, реализация.//Отечественные архивы, 1993, №6.

Архив фирмы (негосударственной организации). М., 1998.

Банасюкевич В.Д. Формирование Архивного Фонда Российской Федерации. Современный этап.//Отечественные архивы, 1998, №3.

Еремченко В.А. Ведомственное хранение документов в современных условиях.//Отечественные архивы, 1992, №5.

Еремченко В.А. Делопроизводство и ведомственное хранение документов в условиях административной реформы: основные проблемы.//Отечественные архивы, 1999, №1.

Еремченко В.А. Основные проблемы формирования Архивного Фонда Российской Федерации в современных условиях.//Отечественные архивы, 1996, №6.

Основные правила работы ведомственных архивов. М., 1986.

Основные правила работы государственных архивов СССР. М., 1984.

Положение об «Архивном Фонде Российской Федерации»//Отечественные архивы, 1994, №3.

Савин В.А. Государственный архивный фонд России: генезис понятия.//Отечественные архивы, 1999, №1.

Шабанова Т.Е. О некоторых проблемах фондирования документов Архивного фонда.//Отечественные архивы, 1994, №2.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Перечислите комплекс работ государственных архивов по организации приема документов и обеспечению их сохранности.

2. Назовите работы, которые проводят государственные архивы по обеспечению использования документов.

3. Что такое «ведомственный архив»?

4. Какие бывают разновидности ведомственных архивов?

5. По каким уровням осуществляется организация документов и дел архивного Фонда страны?

6. Что собой представляет негосударственная часть Архивного фонда Российской Федерации?

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

7. В основе современной организации документов и дел лежит деление АФ РФ на
1) государственную и негосударственную части; 3) документы, находящиеся на постоянном хранении и документы, находящиеся на временном хранении.
2) архивные документы на бумажных носителях и кинофотофонодокументы, видеофонограммы, машинописные (электронные) документы;
8. Совокупность отдельных документов, образовавшихся в процессе деятельности различных фондообразователей и объединенных по одному или нескольким признакам, называется
1) архивный фонд; 3) единица хранения;
2) архивная коллекция; 4) архивное дело.
9. Классификация документов в пределах архива предполагает их организацию по
1) фондам и коллекциям; 3) архивным фондам и архивным делам;
2) фондам и единицам хранения; архивным делам и коллекциям.
10. Совокупность документов, образующихся в процессе деятельности какого-либо фондообразователя, называется
1) архивный фонд; 3) архивный фонд личного происхождения;
2) объединенный архивный фонд; 4) архивная коллекция.
11. Временное хранение документов – это
1) хранение документов архивного фонда до их передачи на постоянное хранение в учреждения Федеральной архивной службы РФ; 3) хранение документов в госархиве до поступления а АФ РФ.
2) сохранение документов архивного фонда до их уничтожения;
12. Фондообразователем называется
1) учреждение или лицо, в деятельности которого отложился архивный фонд; 3) учреждение, берущее на хранение документы фонда;
2) архивное учреждение, формирующее документы в архивный фонд; 4) вообще любое учреждение или лицо;

Модуль IV . «Комплектование и экспертиза ценности документов».

Комплексная цель: ознакомить с задачами экспертизы ценности документов, системой экспертных органов, нормативно-методическими пособиями по экспертизе ценности документов, методикой отбора.

Белуха С.А.

Государственная бюджетная организация среднего профессионального образования

Колледж сферы № 3, г. Москва

olga 1-92@ mail . ru

Архивное строительство в России имеет длительную историю. Архивное дело представляет собой отрасль деятельности человеческого общества, охватывающую все теоретические, правовые и практические аспекты, являющихся частью исторической памяти о прошлом. Значительный вклад в изучение истории архивного дела и создание концепции отечественного архивоведения внесли отечественные ученые: Н.В. Калачов, Д.Я. Самоквасов, А.С. Лаппо-Данилевский, С.Н. Валк, В.В. Максаков, И.Л. Маяковский, М.Н. Покровский, А.В.Чернов, В.Н. Автократов, В.Н. Старостин, Е.В. Старостин, В.П. Козлов и др.

На сегодняшний день создана и правовая основа государственного учета. В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» документы Архивного фонда Российской Федерации независимо от места их хранения подлежат государственному учету.

Архивные документы являются важнейшим источником достоверной информации практически обо всех возможных аспектах развития общества. К архивным источникам постоянно обращаются как отечественные, так и зарубежные исследователи. Вопросами комплектования архивов, а также хранения и использования архивных документов занимается наука архивоведение. Основное отличие архивоведения от документоведения состоит в том, что архивоведение занимается информацией, не актуальной в настоящий момент времени. Весь комплекс архивных документов именуется архивным фондом. Архивный фонд Российской Федерации представляет собой совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь ее народов, имеющих историческое, социальное, экономическое, политическое или культурное значение и являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации.

Современными признаками организации документов Архивного фонда Российской Федерации являются: организация архивных фондов и архивных документов по формам собственности; организация архивных фондов и архивных документов по видам носителей, способам и технике закрепления информации; организация архивных фондов и архивных документов по срокам хранения.

Архивный фонд Российской Федерации делится на две большие части - государственную и негосударственную. Хранение государственной части архивного фонда РФ осуществляется государственными и ведомственными архивами. Негосударственную часть Архивного фонда РФ составляют архивные фонды и архивные документы, находящиеся в собственности негосударственных объединений и физических лиц.

В 2004 году был принят Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации». В законе детально проработаны вопросы организации архивной работы по всем направлениям. О хранении, комплектовании, учете и использовании архивных документов в Закон входят три самостоятельных раздела: «Хранение и учет архивных документов», «Комплектование архивов архивными документами», «Доступ к архивным документам и их использование». Новый закон более чем в два раза расширяет содержание, определения, термины и характеристики различных вопросов работы с архивными документами по сравнению с Основами законодательства. Одним из факторов, определяющих способность архивов полно и точно удовлетворять все возрастающую потребность в ретроспективной информации, является степень автоматизации архивных технологий, охватывающих процессы комплектования архивных фондов, учета и обеспечения их сохранности, работы с научно-справочным аппаратом, выполнения информационных запросов и учета использования фондов.

Разработкой и внедрением автоматизированных архивных технологий и информационно-поисковых систем занимаются специалисты отдела автоматизированных архивных технологий и информационно-поисковых систем, которой входит в структуру Росархива.

В практику работы архивных учреждений внедрены программные комплексы – «Архивный фонд» и «Фондовый каталог», в основе которых - обеспечение преемственности с традиционными формами и методами учета, базирующееся на единстве учетных показателей в электронном и традиционном форматах; возможность тиражирования программного обеспечения для организации его использования не только на объектах архивной отрасли, но и в хранилищах Архивного фонда Российской Федерации любой ведомственной принадлежности.

Список использованных источников:

1.Алексеева, Е.В. Архивы и право: современное состояние и перспективы развития/ Е.В. Алексеева // Делопроизводство. - 2013. -№2. - С. 77-84.

2. Алексеева, Е.В. Архивный фонд Российской Федерации: организация документов по архивам /Е.В. Алексеева // Делопроизводство. - 2012. - №2. - С. 66-74.

Архивное строительство в России имеет длительную историю. Архивное дело представляет собой отрасль деятельности человеческого общества, охватывающую все теоретические, правовые и практические аспекты, являющихся частью исторической памяти о прошлом. Значительный вклад в изучение истории архивного дела и создание концепции отечественного архивоведения внесли отечественные ученые: Н.В. Калачов, Д.Я. Самоквасов, А.С. Лаппо-Данилевский, С.Н. Валк, В.В. Максаков, И.Л. Маяковский, М.Н. Покровский, А.В.Чернов, В.Н. Автократов, В.Н. Старостин, Е.В. Старостин, В.П. Козлов и др.

Одной из актуальных проблем отечественного архивоведения является разработка вопросов архивного законодательства. Архивное дело, как и любая другая сфера жизни общества, имеет свою правовую форму - общественные отношения, которые регулируются архивным законодательством.

Главной задачей архивного законодательства является создание законодательной базы, которая позволила бы, решая проблему правового регулирования отношений граждан, общества и государства в сфере архивного дела, обеспечить сохранение, качественное пополнение, государственный учет и всестороннее использование Архивного фонда Российской Федерации, как важнейшей части ее национального и культурного достояния.

В 2004 г. в России была проведена масштабная административная реформа, в результате которой федеральные органы исполнительной власти в зависимости от выполняемых ими функций были разделены на министерства (с правоустанавливающими функциями), службы (с контрольно-надзорными функциями) и агентства (с правоприменительными функциями по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом). Согласно этим изменениям Федеральная архивная служба России была преобразована в Федеральное архивное агентство, подведомственное Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.

В 2004 г. был принят Федеральный Закон «Об архивном деле в Российской Федерации» (2), который сегодня регулирует отношения в сфере организации, хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других документов независимо от их форм собственности. Закон регулирует и отношения управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.

Принципиально важными положениями Закона, отличающими его от других законодательных актов, в архивной сфере являются: его более широкая сфера применения; отсутствие деления на государственную и негосударственную часть Архивного фонда Российской Федерации; внимание к муниципальному архивному звену; разработка понятийного аппарата современной архивной сферы; четкое разграничение полномочий Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в области архивного дела; четкое определение состава Архивного Фонда Российской Федерации; обозначение особенности правового положения архивных документов, находящихся в собственности Российской Федерации; указание особенности гражданского оборота документов Архивного Фонда Российской Федерации, находящихся в частной собственности; провозглашение принципов, связанных с комплектованием, хранением, учетом и организацией использования документов Архивного Фонда Российской Федерации; полная регламентация всего управления архивным делом.

С принятием нового закона единый Архивный фонд Российской Федерации был разделен на три части: федеральные архивные документы, региональные архивные документы и муниципальные архивные документы.

На сегодняшний день создана правовая основа государственного учета. В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» документы Архивного фонда Российской Федерации независимо от места их хранения подлежат государственному учету.

Организована разработка и внедрение в практику работы архивных учреждений страны программных комплексов - «Архивный фонд» и «Фондовый каталог», в основе которых - обеспечение преемственности с традиционными формами и методами учета, базирующееся на единстве учетных показателей в электронном и традиционном форматах; возможность тиражирования программного обеспечения для организации его использования не только на объектах архивной отрасли, но и в хранилищах Архивного фонда Российской Федерации любой ведомственной принадлежности.