Статья 169 ук рф в новой редакции. Ст.169 ук следует отграничивать от ст.285 ук

. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности

Комментарий к статье 169 УК РФ:

1. Диспозиция настоящей статьи носит бланкетный характер, т.е. для правильного понимания ее смысла необходимо обратиться к иным нормативным актам. В частности, понятие законной предпринимательской деятельности дается в ст. 2 ГК РФ : "Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работы или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке".
В статье сказано о воспрепятствовании не только законной предпринимательской деятельности, но и иной деятельности. Как представляется, было бы лучше ограничиться рамками предпринимательской деятельности, а об ином объекте охраны вести речь в других статьях Кодекса. Вместе с тем под иной следует понимать любую законную деятельность, а не только сферу экономической деятельности.

2. Непосредственный объект преступления - законные права и интересы субъектов предпринимательской и иной деятельности.
Такими субъектами признаются индивидуальные предприниматели либо юридические лица.
Индивидуальным предпринимателем в соответствии со ст. 23 ГК следует признать гражданина, который самостоятельно осуществляет предпринимательскую деятельность и зарегистрирован в таком качестве государством.
Юридическим лицом в соответствии с ч. 1 ст. 48 ГК признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Следует признать, что деятельность юридических лиц может быть разной: коммерческой, некоммерческой, политической, благотворительной и т.п.

3. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 данной статьи, характеризуется деянием с формальным составом, т.е. момент окончания связан с выполнением либо невыполнением определенных действий, которые могут быть совершены в одной из следующих семи форм: неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу; уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу; ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица; ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица; иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.
Неправомерный отказ в регистрации охватывает обширный спектр действий. В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данное государственной регистрацией, в том числе для коммерческих организаций, фирменное наименование включается в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Что касается граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, то ст. 23 ГК также обязывает их пройти государственную регистрацию в качестве такового.
Исходя из смысла данного законоположения, под отказом следует понимать действия или бездействие должностного лица соответствующего органа исполнительной власти, которые могут выражаться: в непринятии пакета учредительных документов от указанных субъектов; в отказе внести их в регистрационный реестр; в невыдаче им регистрационного свидетельства; в других действиях, которые нарушают условия и порядок государственной регистрации, предусмотренные Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. от 19 мая 2010 г.) (СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3431).

Должностное лицо соответствующего органа должно довести отказ до индивидуального предпринимателя или представителя регистрируемого юридического лица.
Вместе с тем не всякий отказ следует считать неправомерным. Так, например, отказ должностного лица зарегистрировать юридическое лицо или гражданина в качестве индивидуального предпринимателя по причине нарушения ими установленного действующим на территории Российской Федерации законодательством порядка сдачи учредительных или иных документов должен быть признан правомерным. Но при этом регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Неправомерным отказ должен быть признан только в том случае, если он имел место в нарушение положений ст. ст. 23 и 51 ГК, а также норм Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (ред. от 28.07.2012).
Несколько иначе обстоит дело с регистрацией кредитных коммерческих организаций. Статья 12 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 29.06.2012) устанавливает, что Банк России осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций и ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. Статья 16 данного Закона содержит исчерпывающий перечень оснований для правомерного отказа в государственной регистрации кредитной организации. Соответственно, отказ по любым иным основаниям должен быть признан неправомерным.
Уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица означает более завуалированную форму отказа в государственной регистрации. Оно может находить свое выражение в следующем: должностное лицо может выполнять тот же комплекс действий, что и при отказе в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, но об этом никто из заинтересованных лиц не информируется либо аргументы являются явно надуманными; должностное лицо незаконно и неоднократно продлевает сроки регистрации, умышленно утрачивает представленные документы либо иным образом затягивает процесс.
Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности противоречит положениям ст. 49 ГК , в соответствии с которой установлено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, можно заниматься на основании специального разрешения (лицензии). Основным правовым актом, определяющим перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и порядок лицензирования, является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. от 28.07.2012) (СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3430).

Кроме того, в части, не противоречащей названному Закону, сохраняют свою силу указы Президента и постановления Правительства РФ, регулирующие порядок и устанавливающие органы, осуществляющие лицензирование отдельных видов деятельности. Лицензия представляет собой официальный документ, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления.
Отказ в данном случае может выражаться, например, в следующем: под надуманными предлогами или без объяснения причин не принимаются документы, необходимые для получения специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности; не совершаются необходимые бюрократические действия по внесению в соответствующий реестр записи о выдаче заинтересованным лицам специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности; лицензия не выдается без уважительных причин, без официального уведомления.
Основанием для отказа в выдаче лицензии являются: а) наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации; б) отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности, и условиям безопасности.

Уведомление об отказе в выдаче лицензии представляется заявителю в письменном виде в трехдневный срок после принятия такого решения с указанием причины отказа.
Соответственно, отказ следует также считать неправомерным, если он имел место по любым иным основаниям.
Уклонение от выдачи лицензии может выражаться в следующем поведении должностного лица соответствующего органа: оно может выполнять тот же комплекс действий, что и при отказе в регистрации, никак не аргументируя свое поведение либо вообще не информируя об этом заинтересованных лиц (индивидуального предпринимателя или представителя коммерческой организации); оно может неоднократно требовать представления документов, которые не входят в перечень, определенный законом; оно бездействует под любым иным надуманным основанием либо умышленно утрачивает документы.

Рассмотрение заявления по существу с принятием решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии должно происходить в течение 60 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
Под ограничением прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы следует понимать любые действия должностных лиц, которые также существенно сужают сферу, предоставляемую действующим законодательством для удовлетворения интересов и прав субъектов предпринимательской и иной деятельности.
Это, в том числе, и умышленное создание условий, которые делают невозможным осуществление указанной в законе деятельности. Такие действия могут быть связаны с нарушением или устранением конкуренции, с отказом государственных учреждений от кредитования индивидуальных предпринимателей и т.п. В этом случае требуется дополнительная квалификация по соответствующим статьям Уголовного кодекса РФ.
Незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица предполагают различные действия, которые в той или иной степени лишают перечисленных субъектов возможности действовать в полном объеме своих прав и полномочий, ставят под бюрократический контроль принятие ими важных решений. Например, принуждение к расторжению договоров по надуманным основаниям, навязывание невыгодных условий кредитования, рекомендации по принятию в штат нужных людей и т.д.

4. Субъективная сторона преступления по ч. 1 данной статьи характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает противоправность своих действий и желает совершить их в той или иной форме. Мотивы и цели совершения преступления не являются обязательными признаками, но учитываются при назначении наказания. При наличии в действиях виновного признаков должностного преступления (взяточничество, злоупотребление или превышение должностных полномочий и др.) требуется квалификация по совокупности.

5. Субъект преступления специальный. Это должностное лицо, использующее свое служебное положение. О понятии и признаках должностного лица см. комментарий к ст. 285 УК.

Часть 2 ст. 169 УК предусматривает ответственность за те же деяния, но при наличии одного из следующих квалифицирующих признаков: совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта; причинившие крупный ущерб.
Первый квалифицирующий признак означает, что виновный, несмотря на имеющееся судебное решение, обязывающее его не воспрепятствовать законной деятельности, вновь совершает одно из указанных в ч. 1 настоящей статьи действий или бездействие. Судебное решение должно быть не отмененным, вступившим в законную силу и иметь отношение к предмету обжалования. Истцом выступает индивидуальный предприниматель либо представитель юридического лица. Судебными органами, вынесшими решение, могут быть как суды общей юрисдикции, так и арбитражные суды. В данном случае виновное должностное лицо подлежит ответственности только в том случае, если ему заранее было известно о наличии судебного решения и оно вновь осуществляет воспрепятствование. Деяние виновного в данном случае посягает еще и на отношения правосудия, т.е. в его действиях налицо идеальная совокупность преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 169 и ст. 315 УК. Субъективная сторона характеризуется при этом виной в форме прямого умысла.
Второй квалифицирующий признак характеризует материальный состав преступления. Он означает, что деяние должностного лица находится в причинной связи с причиненным ущербом, размер которого в настоящее время законодательно определен. В примечании к комментируемой статье указывается, что крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере в статьях главы 22 УК, за исключением ст. ст. 174, 174.1, 178, 185, 185.1, 193, 194, 198 - 199.1 УК, признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 1 млн. 500 тыс. рублей, особо крупным - 6 млн. рублей.

Такое решение законодателя следует поддержать, так как ранее было много споров по поводу содержания этого оценочного понятия.
По воле законодателя действия виновного могут быть квалифицированы по двум квалифицирующим признакам сразу. Субъективная сторона в указанном материальном составе характеризуется умышленной формой вины.

1. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

2. Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, —

наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 169 УК РФ

2. Для определения того, что следует считать воспрепятствованием в осуществлении законной предпринимательской деятельности в определенных в комментируемой статье формах, необходимо прежде всего установить, каков порядок регистрации и выдачи специальных разрешений, а также основания и порядок правомерного отказа в регистрации либо выдаче специального разрешения. Положения, в общем и конкретно определяющие процедуру регистрации, выдачи разрешений, включая и отказ в удовлетворении соответствующих просьб, содержатся, в частности, в ГК, Федеральных законах от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 29.12.2012) , от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2011) , от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 29.12.2012) , от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 28.07.2012) , а также в многочисленных актах органов исполнительной власти.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1; N 25. Ст. 2956; 1999. N 22. Ст. 2672; 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3423; 2002. N 12. Ст. 1093; N 45. Ст. 4436; 2003. N 9. Ст. 805; 2004. N 11. Ст. 913; N 15. Ст. 1343; N 49. Ст. 4852; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 18; 2006. N 1. Ст. 5, 19; N 2. Ст. 172; N 31 (ч. 1). Ст. 3437, 3445, 3454; N 52 (ч. 1). Ст. 5497; 2007. N 7. Ст. 834; N 31. Ст. 4016; N 49. Ст. 6079; 2008. N 18. Ст. 1941; N 42. Ст. 4698; N 44. Ст. 4981; 2009. N 1. Ст. 14, 23; N 19. Ст. 2279; N 23. Ст. 2770; N 29. Ст. 3618, 3642; N 52 (ч. 1). Ст. 6428; 2010. N 41 (ч. 2). Ст. 5193; N 45. Ст. 5757; 2011. N 1. Ст. 13, 21; РГ. 2011. N 159; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6728; N 49 (ч. 1). Ст. 7024; N 50. Ст. 7357; 2012. N 25. Ст. 3267; N 31. Ст. 4334.

СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493; 2002. N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3034; 2003. N 50. Ст. 4855; 2005. N 30 (ч. 2). Ст. 3128; 2006. N 23. Ст. 2382; 2007. N 27. Ст. 3213; 2008. N 18. Ст. 1941; РГ. 2011. N 159, 261, 278.

Ведомости РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357; Ведомости РФ. 1992. N 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 1998. N 31. Ст. 3829; 1999. N 28. Ст. 3459, 3469, 3470; 2001. N 26. Ст. 2586; N 33 (ч. 1). Ст. 3424; 2002. N 42. Ст. 1093; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 50. Ст. 4855; N 52 (ч. 1). Ст. 5033, 5037; 2004. N 27. Ст. 2711; N 31. Ст. 3233; N 45. Ст. 4377; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 18, 45; N 30 (ч. 1). Ст. 3117; 2006. N 6. Ст. 636; N 19. Ст. 2061; N 31 (ч. 1). Ст. 3439; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 9; N 22. Ст. 2563; N 31. Ст. 4011; N 41. Ст. 4845; N 45. Ст. 5425; N 50. Ст. 6238; 2008. N 10 (ч. 1). Ст. 895; N 15. Ст. 1447; N 44. Ст. 4981; 2009. N 1. Ст. 23; N 9. Ст. 1043; N 18 (ч. 1). Ст. 2153; N 23. Ст. 2776; N 30. Ст. 3739; N 48. Ст. 5731; N 52 (ч. 1). Ст. 6428; 2010. N 8. Ст. 775; N 27. Ст. 3432; N 30. Ст. 4012; N 31. Ст. 4193; N 47. Ст. 6028; 2011. N 7. Ст. 905; N 27. Ст. 3873, 3880; N 29. Ст. 4291; N 48. Ст. 6730; N 49 (ч. 5). Ст. 7069; N 50. Ст. 7351; 2012. N 27. Ст. 3588; N 31. Ст. 4333; РГ. 2012. N 283.

СЗ РФ. 2011. N 19. Ст. 2716; РГ. 2011. N 160; СЗ РФ. 2011. N 43. Ст. 5971; N 48. Ст. 6728; 2012. N 26. Ст. 3446; N 31. Ст. 4322.

3. Отказ в удовлетворении законных требований о регистрации и т.д. состоит в информировании обратившегося с просьбой лица о состоявшемся официальном решении. С вынесением соответствующего решения и принятием предусмотренных мер по доведению до сведения заявителя о данном решении связан в данном случае момент окончания преступления. Отказ должен быть окончательным. Неправомерным следует считать отказ в нарушение положений вышеупомянутых нормативных актов, касающихся оснований для отказа в регистрации либо выдаче специального разрешения.

4. Уклонение в отличие от отказа может выражаться в любых действиях (не только в бездействии), направленных на несоблюдение требований нормативных актов о выдаче регистрационного свидетельства либо лицензии. Фактически речь, как правило, идет об умышленном затягивании установленных сроков регистрации либо выдачи специального разрешения. Преступление в этом случае является оконченным в момент совершения конкретных действий либо окончания срока, в течение которого действия должны были быть совершены, при том что в последнем случае совершению действий объективно ничего не препятствовало.

5. Ответственность предусмотрена и за иные формы воспрепятствования законной предпринимательской деятельности. Указанная формулировка предусматривает настолько широкий круг возможных правонарушений в самых разнообразных формах, насколько широк перечень прав, предоставленных законодательством лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность. В частности, в последнее время начинает складываться практика осуждения по ч. 1 комментируемой статьи глав муниципальных образований за то, что они под угрозой проведения необоснованных проверок принуждали предпринимателей к непредусмотренному законодательством перечислению средств в специально созданные местные фонды, имущество которых использовалось для проведения различных празднований, встреч комиссий и т.п.

6. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

7. К числу субъектов преступления следует отнести должностных лиц, чьи полномочия связаны с процедурой регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также должностных лиц, определенных подобным образом в примеч. к ст. 285 УК, однако с тем условием, что их служебное положение позволяет им реально вмешиваться в законную предпринимательскую деятельность граждан и организаций.

8. По ч. 2 комментируемой статьи следует квалифицировать действия, заключающиеся в продолжении воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, например, в форме незаконного вмешательства в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица независимо от того, на основании какого материального закона было принято судом решение о незаконности действий должностного лица.

9. К крупному ущербу, причиненному воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности, следует относить не только реальный материальный ущерб, но и упущенную выгоду (), исчисляемую с учетом приводимых потерпевшими расчетов.

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ)

Объект данного преступления – свобода и гарантии осуществления экономической деятельности. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК РФ). Юридическое лицо подлежит государственной регистрации (ст. 49 и 51 ГК РФ).

Отдельными видами деятельности, перечень которых определен законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Оно подлежит государственной регистрации в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований понимается занятие подобной деятельностью лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, выполнение которых лицензиатом является обязательным.

Часть 1 ст. 169 УК РФ определяет признаки преступления, содержащего формальный состав, и признается таковым вне зависимости от наступления последствий.

Объективная сторона деяния может выражаться в следующих формах преступного воспрепятствования со стороны должностных лиц:

  • 1) неправомерном отказе в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;
  • 2) уклонении от их регистрации;
  • 3) неправомерном отказе в выдаче специального разрешения (лицензии) на определенную деятельность;
  • 4) уклонении от его выдачи;
  • 5) ограничении прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица;
  • 6) незаконном ограничении самостоятельности либо ином незаконном вмешательстве в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Неправомерный отказ в государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя – преступное нарушение общего порядка регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-Φ3 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" регламентирует и существенно ограничивает полномочия должностных лиц по осуществлению регулирования предпринимательской деятельности и контроля за ней. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" устанавливает необходимый перечень документов, представляемых при государственной регистрации, и устанавливает срок для регистрации – не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (ст. 9 Закона). Юридическое лицо регистрируется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации, а случаях отсутствия такого органа – но месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. В ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" указаны случаи, когда возможен отказ в государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в законном порядке. Во всех остальных случаях отказ в государственной регистрации является неправомерным. Формы представляемых документов и требования к их содержанию установлены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".

Основаниями отказа в регистрации могут быть непредставление определенных указанным Законом документов, необходимых для государственной регистрации, либо представление их в ненадлежащий регистрирующий орган. Неправомерным может быть отказ в регистрации без объяснения причин, по личным мотивам (личная неприязнь, месть, ненависть и др.), из-за неявки заявителя на регистрацию и т.п.

Уклонение от регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя – это затягивание под любым незаконным предлогом решения этого вопроса, завуалированный отказ в их государственной регистрации: отказ в принятии документов под предлогом загруженности работой, незаконное продление сроков регистрации, умышленная утрата учредительных документов и др.

Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности нарушает положения российского законодательства. Основной нормативный акт, определяющий перечень таких видов деятельности, – Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". Право на осуществление определенной деятельности возникает с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Неправомерный отказ в выдаче лицензии может выразиться в отказе ее выдать без обоснования причин, отказе на основании сфальсифицированного отрицательного заключения экспертов и др.

Уклонение от выдачи лицензии имеет место, когда у заявителя без оснований не принимают документы на лицензирование, требуют представления документов, не предусмотренных законом, и др.

Ограничение прав и законных интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя означает создание препятствий для осуществления отдельных прав одним хозяйствующим субъектам за счет создания преимуществ другим субъектам или незаконное уменьшение правоспособности юридических лиц.

Незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя – это незаконное применение льготного налогообложения, принудительный вывод из числа учредителей неугодных лиц и др.

Воспрепятствование окончено в момент совершения действия или с момента наказуемого бездействия.

Субъект преступления – должностное лицо, использующее служебное положение.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 169 УК РФ, – прямой умысел.

Квалифицирующими признаками деяния согласно ч. 2 ст. 169 УК РФ являются:

  • – совершение преступления в нарушение вступившего в законную силу судебного акта;
  • – причинение крупного ущерба.

В примечании к данной статье определено понятие крупного размера, крупного ущерба, дохода либо задолженности в крупном размере – превышающем 1 млн 500 тыс. руб. и особо крупного – 6 млн руб.

Примечание распространяет свое действие на всю гл. 22 УК РФ, за исключением ст. 174, 174.1, 178, 185–185.8, 193, 194, 195, 199, 199.1 УК РФ.

Состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 169 УК РФ, материальный.

С субъективной стороны отношение к наступившим последствиям может характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Осуществление предпринимательской деятельности - на сегодняшний день одно из самых распространенных занятий граждан. Помимо дозволений со стороны закона, существуют ограничения и, конечно же, защита прав этой сферы. Нормы статьи 169 УК РФ как раз фиксируют в себе положения об уголовной ответственности. Она предусмотрена за воспрепятствование данному виду деятельности и подразумевает применение серьезных санкций.

Общие понятия ст. 169 УК РФ

Закон, имеющий высшую юридическую силу, подразумевает свободу экономической деятельности, соответственно, несоблюдение данного правила - нарушение Конституции РФ. На такие случаи и была принята статья 169 УК РФ как гарантия того, что никакое незаконное ограничение предпринимательской деятельности не допускается. Однако, чтобы точно понять весь смысл данной нормы, необходимо разобраться, что же такое предпринимательская деятельность?

ИП - это аббревиатура, которая встречается довольно часто. Как известно, это физическое лицо, осуществляющее рассматриваемый вид деятельности. Однако она не ограничивается только отдельными гражданами и может быть занятием и юридических лиц, то есть организаций. Итак, предпринимательская деятельность - это действия, направленные на получение прибыли от производства и продажи товаров, а также оказания услуг.

Согласно данному определению, любое осуществление деятельности по увеличению своего дохода разрешено, если соответствует всем требованиям закона. Однако если нарушение идет со стороны предпринимателя как субъекта, то это уже будет совершенно другая статья уголовного кодекса.

Проявление преступления

Как известно, состав преступления - основание единственное и необходимое для привлечения к уголовной ответственности. Существует четыре элемента, образующих совокупность обязательных и факультативных признаков деяния. Первая их группа называется объективной. Изначально при определении состава всегда обращают внимание именно на то, как проявляется деяние во внешней среде, а уже потом отводят время на другие элементы.

Итак, по статье 169 УК РФ заключается в злоупотреблении полномочиями со стороны того или иного должностного лица. Этот факт делает данный состав специфичным, так как простой гражданин никак не может быть привлечен к ответственности согласно данной норме. Злоупотребление - это действия, которые не позволяют лицу осуществлять данный вид деятельности и являются незаконными, вытекающими из особого положения субъекта.

Какое же проявление имеет подобное явление? Это может быть разного рода ограничение законных прав и интересов, лишение предпринимателя должной самостоятельности или вовсе недопущение лица к законной деятельности по получению прибыли. Подобные манипуляции могут осуществляться исключительно специальным субъектом, то есть должностным лицом.

Объект

Отношения в сфере предпринимательской деятельности обращают на себя внимание нескольких отраслей права, например гражданского или административного, даже имеют свою собственную подотрасль. Однако претендует на безопасность и защиту данной деятельности больше всех. Он фиксирует в себе отдельные главы, затрагивающие не просто экономические отношения, а конкретно предпринимательские.

На основании статьи 169 УК РФ можно сделать вывод о том, что будут как раз те связи и взаимодействия, которые образуются в рассматриваемой сфере. В целом закон говорит о том, что объект - это деятельность и общественные отношения по ее поводу. Также в нем может быть предмет или даже потерпевший, в зависимости от того, как, когда и в каком размере был причинен ущерб.

Лицо, совершающее преступление

Статью 169 УК РФ можно смело относить к разряду специфических только из-за субъекта деяния. Как известно, он всегда общий. Вменяемость, возраст - основные требования. Кроме того, важно понимать, что юридическое лицо априори не может быть виновным, разве что его директор или главный бухгалтер. Итак, что касается рассматриваемой нормы, положения о субъекте не слишком далеки от истины.

Лицо, виновное в совершении преступления, в данном случае всегда должностное лицо, которое, конечно, подходит под общие требования закона. То есть можно смело сказать, субъект специальный, что распространяет ст. 169 УК РФ на определенный, исключительный круг лиц. Подобных норм в законе не так много, но они очень эффективны на практике.

Вина и ее формы

Воспрепятствование предпринимательской деятельности, как было замечено выше, зафиксировано в ст. 169 УК РФ. Комментарий к ней уделяет не очень много внимания такому элементу, как субъективная сторона деяния, однако все же поясняет для простоты применения нормы, какова вина в данном преступлении и какие ее формы возможны для привлечения к уголовной ответственности.

Итак, отношение лица, совершающего опасное деяние, проявляется с точки зрения его психического восприятия. В случае с рассматриваемой статьей вина имеет две формы: прямой или косвенный умысел. Хотя второй вариант возможен только в том случае, когда имеют место отягчающие обстоятельства. Но главное - помнить, что данное деяние субъект всегда реализует сознательно и желает наступления негативных последствий.

Статья 169 УК РФ. Квалифицирующие признаки и ответственность

Очень четко отражаются в уголовном законе. Значение этих норм очень велико. Им отводится отдельная статья общей части, и от них зависит в итоге приговор. 169 УК РФ также имеет свои квалифицирующие признаки, которых хоть и немного, но значение их от этого не уменьшается. Итак, первый вариант отягчающего обстоятельства - крупный ущерб, определяющийся суммой в полтора миллиона рублей. Об этом говорит примечание к рассматриваемой статье.

Второе отягчающее обстоятельство связано с нарушением судебного акта. То есть если было принято решение председательствующим, оно вступило в законную силу и требует исполнения, а этого не происходит или его положения нарушаются, то состав преступления уже не будет простым, его можно смело определять как квалифицирующий.

Также статья 169, безусловно, содержит в себе санкции, которые варьируются от штрафов до лишения свободы. На самом деле, самым строгим наказанием является заключение на три года, однако распространенным, пожалуй, принято считать лишение права заниматься определенной деятельностью и денежные взыскания. Так, по крайней мере, утверждает судебная практика, которая и отражает применение данных норм.

1. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, -

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

2. Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, -

наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание.

Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей.

(примечание в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 325-ФЗ)

Комментарии к статье 169 УК РФ

Объект преступления - установленный порядок осуществления предпринимательской или иной деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Такая регистрация предусмотрена для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Индивидуальный предприниматель - это гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ст. 23 ГК РФ).

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

Организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, называются коммерческими. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Иная экономическая деятельность, не включаемая в предпринимательство, представляет собой разумную деятельность человека, прямо не направленную на получение прибыли, но предполагающую использование его способностей и имущества для удовлетворения материальных потребностей и интересов. Например, к такой деятельности могут быть отнесены: благотворительность и меценатство; организация ассоциаций и союзов без целей извлечения прибыли.

Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 1996. С. 146.

Организации, осуществляющие деятельность, прямо не направленную на получение прибыли, и не распределяющие ее между участниками, являются некоммерческими. Согласно Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" они создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Они могут быть созданы в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов и т.д.

Общий порядок и условия государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлены Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" . Государственную регистрацию данный Закон определяет как акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях.

РГ. 2001. 10 авг. Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц. См., например: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // РГ. 2002. 3 дек.; Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // РГ. 1996. 24 янв.; Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" // Ведомости СНД РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение о государственной регистрации или об ее отказе должно быть принято в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства, а юридического лица - по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Действующим законодательством предусмотрены отдельные виды деятельности, которые могут осуществляться только на основании лицензии.

Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения лицензии или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (ч. 3 ст. 49 ГК РФ). Одним из основных нормативных актов, устанавливающих порядок и виды лицензирования, является Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" .

РГ. 2011. 6 мая. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования: использования атомной энергии; производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; деятельности, связанной с защитой государственной тайны; деятельности кредитных организаций; деятельности по проведению организованных торгов; видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; деятельности акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами; деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию; клиринговой деятельности; страховой деятельности. Лицензирование указанных видов деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии. Лицензия действует бессрочно.

В срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в указанных заявлении и документах, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении. Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа.

Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах. Ограничение этих прав возможно лишь в случаях и порядке, которые предусмотрены законом (ч. 2 ст. 49 ГК РФ). Такие ограничения предусматриваются обычно в законах, посвященных конкретным видам предпринимательской и иной деятельности. Как правило, это имеет место при нарушении ими действующих нормативных актов и правил, установленных в их учредительных документах, а также при наступлении каких-либо чрезвычайных обстоятельств.

Объективная сторона преступления выражается в следующих действиях (бездействии):

1) неправомерном отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;

2) уклонении от их регистрации;

3) неправомерном отказе в выдаче лицензии на осуществление определенной деятельности;

4) уклонении от его выдачи;

5) ограничении прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы;

6) незаконном ограничении самостоятельности;

7) ином незаконном вмешательстве в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица является правомерным в случаях, предусмотренных ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей":

а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) предусмотренном п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 настоящего Федерального закона;

г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц;

е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;

ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;

з) наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подп. "ж" п. 1 ст. 14, подп. "г" п. 1 ст. 21, под. "в" п. 1 ст. 22.3 настоящего Федерального закона;

и) получения в соответствии с подп. "в" ст. 21.2 настоящего Федерального закона от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе.

Наличие судебного спора о размере доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо о принадлежности доли или части доли конкретному лицу, а также иных споров, связанных с содержанием сведений об обществе с ограниченной ответственностью, подлежащих внесению в Единый государственный реестр юридических лиц, не является основанием для отказа в государственной регистрации.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на указанные выше нарушения и должно быть принято не позднее срока, установленного для государственной регистрации.

Основаниями для правомерного отказа в предоставлении лицензии в соответствии с ч. 7 ст. 14 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" являются:

1) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

2) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;

3) представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на указанный в п. 38 ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона вид деятельности и прилагаемых к этому заявлению документов, если в отношении соискателя лицензии имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.

Отказ в государственной регистрации или в выдаче лицензии в случаях, не указанных действующим законодательством, является неправомерным. Например, отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности или отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции, планируемой для производства соискателем лицензии.

Уклонение от регистрации или от выдачи лицензии - это бездействие должностных лиц, затягивающих и (или) не выполняющих без оснований в установленный срок соответствующие действия - осуществление государственной регистрации юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо предоставление им специального разрешения. Например, требование представления документов, не предусмотренных законом, или незаконное продление сроков регистрации.

Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица - это незаконное уменьшение правоспособности этих лиц по причинам их организационно-правовой формы. Например, отказ в предоставлении государственных льготных кредитов предпринимателям, поскольку они не зарегистрированы в качестве юридического лица, или приостановление лицензии всем формам предпринимательской деятельности, кроме открытых акционерных обществ.

Незаконное ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или организации может выражаться в разнообразных действиях, препятствующих самостоятельному осуществлению предпринимательской и иной деятельности. Например, установление необходимости согласования принимаемых ими управленческих (финансовых, хозяйственных и т.п.) решений или навязывание им таких решений, запрещение эксплуатации помещений и земельных участков.

Иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть связано с любым неправомерным воздействием на них. Например, незаконное проведение проверок или изъятие документов.

Не будет являться незаконным воспрепятствованием вмешательство органов государства и местного самоуправления в предпринимательскую и иную деятельность в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Например, при контроле выполнения индивидуальными предпринимателями и организациями экологических, пожарных, санитарно-эпидемиологических требований.

Деяние является оконченным в момент совершения любого действия (бездействия), указанного в диспозиции статьи. Состав преступления формальный.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Должностное лицо осознает, что, используя свое служебное положение, совершает одно или несколько из указанных действий (бездействие), и желает этого.

Мотив и цель не являются обязательными признаками преступления. Вместе с тем они могут быть следующими: месть, личная неприязнь, ложное понимание интересов службы, устранение конкурента муниципальной хозяйствующей организации, пополнение местного бюджета и т.п.

Субъект преступления специальный - должностное лицо, использующее свое служебное положение (см. примечание к ст. 285 УК и комментарий к нему), достигшее возраста 16 лет. Это могут быть работники налоговых, лицензионных, правоохранительных и иных контролирующих органов, другие государственные или муниципальные чиновники.

Квалифицирующие признаки - совершение преступления в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а также причинение крупного ущерба.

Вступившим в законную силу судебным актом является решение суда о признании незаконных действий (бездействия) должностного лица, нарушающих или ограничивающих права и законные интересы индивидуального предпринимателя или юридического лица. Этот судебный акт может быть вынесен арбитражным судом или судом общей юрисдикции.

В соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ под крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере в гл. 22 УК РФ (за исключением ст. ст. 174, 174.1, 178, 185, 185.1, 193, 194, 198, 199 и 199.1) признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей, особо крупным - шесть миллионов рублей.

С качественной стороны крупный ущерб образуют как реальные имущественные потери, так и упущенная выгода, т.е. доходы, которые индивидуальный предприниматель или юридическое лицо получили бы, если бы не были нарушены их права (ч. 2 ст. 15 ГК РФ).

Лицо, совершившее данное деяние при наличии признаков взяточничества, подлежит привлечению к уголовной ответственности и по ст. 290 УК РФ.

Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности в нарушение вступившего в законную силу судебного акта (ч. 2 ст. 169 УК РФ) является специальной нормой и по отношению к неисполнению приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК РФ).

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности в форме недопущения, ограничения или устранения конкуренции, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения и причинившее крупный ущерб, необходимо квалифицировать по ч. 2 ст. 178 УК РФ.