Общественный порядок: понятие. Охрана общественного порядка

Термин «общественный порядок» употребляется в литературе и действующем законодательстве не менее часто, чем правовой. Общественный порядок понимается в широком и узком смысле этого слова. В широком смысле слова общественный порядок - это совокупность всех социальных связей и отношений, складывающихся под воздействием всего круга социальных норм, в отличие от правопорядка, включающего лишь отношения, регулируемые нормами права. Соответственно общественный порядок, как более широкая категория, включает в себя и правопорядок.

По мнению И.Н. Даньшина, общественный порядок - «это порядок волевых общественных отношений, складывающихся в процессе сознательного и добровольного соблюдения гражданами установленных в нормах права и иных нормах неюридического характера правил поведения в области общения и тем самым обеспечивающих слаженную и устойчивую совместную жизнь людей в условиях развитого общества».

В узком смысле слова общественный порядок понимается как обусловленная интересами всего народа, регулируемая нормами права, морали, правилами общежития и обычаями система волевых общественных отношений, складывающихся главным образом в общественных местах, а также общественных отношений, возникающих и развивающихся вне общественных мест, но по своему характеру обеспечивающих охрану жизни, здоровья, чести граждан, укрепление народного достояния, общественное спокойствие, создание нормальных условий для деятельности предприятий, учреждений и организаций. Серегин А.В. характеризовал общественный порядок как «урегулированную нормами права и иными социальными нормами систему общественных отношений, установление, развитие и охрана которых обеспечивают поддержание состояния общественного и личного спокойствия граждан, уважение их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности».

Веремеенко И.И. считает, что общественный порядок как определенная правовая категория представляет собой обусловленную потребностями развития общества «систему общественных отношений, возникающих и развивающихся в общественных местах в процессе общения людей, правовое и иное социальное регулирование которых обеспечивает личную и общественную безопасность граждан и тем самым обстановку спокойствия, согласованности и ритмичности общественной жизни».

Сущность управления в сфере общественного порядка сводится к организации деятельности административных служб (аппаратов), в процессе которой достигаются цели, решаются задачи, выполняются функции органов внутренних дел, их служб и подразделений. В результате развития служб, совершенствования их структуры и управленческой деятельности, внедрения передового опыта, а также достижений науки и техники укрепляется взаимосвязь между организацией и тактикой деятельности административных служб и подразделений, приобретающая при этом все более многогранный и динамичный характер взаимозависимости.

В законодательстве понятие «общественное место» не формулируется. Однако в нем содержится примерный перечень общественных мест: улицы, площади, парки, транспортные магистрали, вокзалы, пристани, аэропорты и другие общественные места. То есть это места общения людей в целях удовлетворения различных жизненных потребностей. Общественное место связывается с пребыванием в нем людей, ибо нарушение правил поведения в местах общения людей одной личностью затрагивает интересы другой личности, группы людей, общества. Этим, в частности, объясняется тот факт, что одно и то же деяние, совершенное в общественном месте, рассматривается как правонарушение и влечет юридическую ответственность (скажем, распитие спиртных напитков на улице, в парке и т.п.), совершенное вне общественного места, к числу правонарушений не относится. «Следовательно, отмечает И.И. Веремеенко, специфика нарушений общественных отношений, возникающих и развивающихся в общественных местах, видимо, и является для законодателя тем первым признаком, ориентируясь на который, он выделяет эти отношения в относительно обособленную группу, именуемую в праве общественным порядком» .

Общественные отношения, складывающиеся в общественных местах, в сфере общественного порядка, регулируются нормами права и иными социальными нормами. Ведущее место в правовом регулировании отношений в сфере общественного порядка принадлежит конституционным нормам, которые возлагают на органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения обязанность соблюдать Конституцию РФ. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ).

Важная роль в регулировании отношений в сфере общественного порядка принадлежит нормам законов и иных актов органов государственной власти, направленных на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности (см., например, гл. 20 («Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность») Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)).

Нормы, регулирующие отношения в сфере общественного порядка, содержатся также в уголовном и ином законодательстве. Они содержатся в нормативных указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах МВД РФ, законах и других актах органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ, нормативных правовых актах органов местного самоуправления. Отношения в рассматриваемой сфере регулируются общепринятыми в обществе правилами общежития, нормами морали, обычаями и др. Они возлагают на граждан выполнение нравственных обязанностей в сфере общественного порядка, являются важными средствами предупреждения антиобщественного поведения. Нормы морали устанавливают меры общественного воздействия в отношении нарушителей общественного порядка.

Сущность общественного порядка составляют необходимые, относительно устойчивые, закономерные внутренние связи, присущие общественному порядку, объединяющие воедино его элементы. Сущность общественного порядка является действительным его содержанием, под которым понимается система элементов, свойств общественного порядка и его функций. Общественный порядок характеризуется материальным, волевым и правовым содержанием (элементами).

Материальное содержание. Под этим видом содержания общественного порядка понимаются реально существующие общественные отношения. Материальной основой общественного порядка являются: экономический строй общества; политический строй государственной власти; вид демократии; система общественных отношений и потребность в их упорядочении; реальные потребности и интересы членов общества.

Волевое содержание. Общественный порядок имеет волевое содержание. Поведение участников общественных отношений волевое. При этом воля выступает в виде психической реакции человека (воля индивидуума) и общественной воли (воли социальных групп, классов, государства). Волевые действия и поступки участников общественного порядка, в конечном счете детерминированы материальным содержанием общественного порядка, реальной действительностью, закономерностями общественного развития. Воля индивидуума проявляется в его сознательных действиях по достижению определенных целей. Волю «можно определить как психическое регулирование поведения, заключающегося в детерминированном и мотивированном желании достижения поставленной цели, в выборе решения, разработке путей, средств и применения усилий для их осуществления».

В этой связи важное значение имеет воспитание у индивида уважительного отношения к социальным нормам, регулирующим общественный порядок, формирование привычки соблюдать действующие правила.

Носителями общественной воли являются классы, нации, народности, общественные объединения и социальные группы, разного рода неформальные образования. Разновидностью общественной воли является воля государственная. Содержание этой воли определяется экономикой, политическими интересами и целями народа, который обладает государственной властью. Государственная воля, выраженная в законе (праве), является общеобязательной. Предписания и правила правовых норм определяют поведение людей в сфере общественного порядка. Государственная воля, выраженная в праве, регулирует отношения, особенности и другие важные стороны общественного порядка. Она воздействует на поведение, действия, т.е. волю участников общественного порядка. Воля последнего должна соответствовать государственной воле, выраженной в нормах права.

Правовые нормы, действующие в сфере общественного порядка, регулируют поведение людей путем: установления правил, предписывающих должное или возможное поведение; введения запретов совершения вредных для общества действий; установления ответственности за нарушение запретов; посредством установления компетенции и регулирования деятельности субъектов охраны общественного порядка. Следовательно, правовое регулирование охватывает весьма широкий круг общественных отношений, складывающихся в сфере общественного порядка.

С учетом целей правового регулирования отношений в сфере общественного порядка правовые нормы могут быть сведены в следующие группы:

1) Нормы, определяющие правовой статус граждан в сфере общественного порядка. Они наиболее многочисленны. Эти нормы устанавливают права, обязанности и ответственность граждан в данной сфере.

Граждане имеют право на спокойствие и благоприятные условия для труда и отдыха. Общественный порядок дает возможность людям спокойно проводить свой досуг, создает нормальные условия для трудовой деятельности и т.д. Они вправе обращаться в компетентные органы за защитой от посягательств на их личность.

Граждане имеют право на участие в охране общественного порядка, а также на самооборону. Не подлежит юридической ответственности лицо, хотя и совершившее правонарушение, но действовавшее в состоянии крайней необходимости, если при этом не было допущено превышения ее пределов (ст. 2.7 КоАП РФ). Граждане могут также обращаться в соответствующие органы с критикой. Граждане имеют право участвовать в охране общественного порядка в качестве членов добровольных народных дружин по охране общественного порядка и других общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка. «Охраняя общественный порядок, дружинники следят за тем, чтобы все граждане соблюдали правила поведения в общественных местах. Эти правила устанавливаются законами, постановлениями правительства, нормативными актами других компетентных государственных органов».

Права граждан в сфере общественного порядка не могут рассматриваться вне их связи с обязанностями в данной сфере. Единство прав и обязанностей в цивилизованном обществе основывается на сочетании интересов общества и личности. Граждане обязаны соблюдать установленный нормами права и иными социальными нормами общественный порядок, правила поведения в общественных местах, специальные запреты, установленные в сфере общественного порядка и общественной безопасности (см. гл. 20 КоАП РФ).

Правовые запреты и предписания направляют поведение субъектов отношений в сфере общественного порядка и общественной безопасности. Запреты и предписания реализуются путем их соблюдения, воздержания от совершения действий, запрещенных нормами права, т.е. вне правовых отношений. Реализация запретительных норм через правоотношения осуществляется в тех случаях, когда предписание запретительной нормы нарушено. За нарушение запретов, совершение правонарушения в сфере общественного прядка и общественной безопасности устанавливается юридическая ответственность. Эта ответственность устанавливается законодательством об административных правонарушениях и уголовным законодательством.

Важную регулирующую функцию выполняют нормы права, устанавливающие гарантии прав граждан в сфере общественного порядка и общественной безопасности (нормы, закрепляющие принцип законности в деятельности органов и должностных лиц вообще и в применении мер воздействия за нарушение общественного порядка и общественной безопасности в частности; нормы, предоставляющие право на обжалование действий органов и должностных лиц; нормы, устанавливающие ответственность органов и должностных лиц за незаконные действия, и др.)

2) Нормы, определяющие компетенцию государственных органов и их должностных лиц в сфере общественного порядка и общественной безопасности. Эту группу составляют нормы, которые устанавливают задачи, функции, обязанности, права и ответственность органов и должностных лиц по охране общественного порядка и общественной безопасности, определяют формы и методы их деятельности. В состав данной группы входят нормы, устанавливающие нормотворческую компетенцию государственных органов в сфере общественного порядка и общественной безопасности, обязанности и права органов внутренних дел, полиции (ранее - милиции) и других правоохранительных органов по охране общественного порядка и общественной безопасности и борьбе с преступностью, полномочия работников полиции и других должностных лиц в сфере общественного порядка и общественной безопасности и др. Объем полномочий того или иного звена в системе государственных органов в сфере общественного порядка и общественной безопасности зависит от назначения и места, которое занимает оно в этой системе: чем выше звено системы, тем более широкой компетенцией оно обладает.

3) Нормы, регулирующие деятельность общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка. Нормы, входящие в данную группу, содержатся в законодательных и иных актах, устанавливающих основные обязанности и права общественных формирований. Задачи и функции, порядок образования и организации работы, обязанности и права, формы и методы работы, организация взаимодействия общественных формирований с государственными органами определяются положениями о соответствующих общественных формированиях.

общественный порядок безопасность государство

Каждый человек осознанно либо бессознательно в своей деятельности руководствуется теми или иными правилами. Они выступают в качестве образцов, моделей поведения. Все эти правила различны и по своему содержанию, и по способам возникновения. Однако объединяет их одна цель. Эти модели позволяют предупредить действия, разрушающие правопорядок и общественный порядок.

Классификация норм

По своему предмету регулирования правила можно разделить на две больших категории. К первой относят социальные нормы. За счет них формируется правопорядок и общественный порядок. Они координируют отношения между людьми и их группами. Во вторую категорию входят нормы технического характера. Они регулируют взаимодействие между человеком и окружающим его миром – техникой и природой.

Социальные нормы

Они выступают в качестве правил поведения, при соблюдении которых формируется общественный порядок. Существующие модели поведения иллюстрируют, как нужно поступать в тех или иных случаях. Социальные нормы регулируют отношения в обществе, выступая в качестве средства управления, необходимого условия для развития и жизни человечества. Таким образом, обеспечение общественного порядка зависит от непосредственного их действия.

Технические нормы

Эти модели указывают на то, как нужно вести себя в отношении разнообразных природных объектов, сложных и простых приспособлений, как формировать материальные ценности. В соответствии с тенденциями развития современного мира, в особенности в течение последних двух столетий, отмечается обострение экологической, сырьевой, ядерной, энергетической и ряда других глобальных проблем. В этой связи все больше технических норм переходят в разряд социальных, образуя качественно новый пласт. Эти новые модели позволяют регулировать взаимодействия между людьми в процессе исполнения ими технических инструкций и правил. Таким образом, они также косвенно регулируют общественный порядок. К таким нормам, например, относят предписания, действующие в сфере материального права, ПДД, стандарты по эксплуатации разного оборудования, ПТБ при хранении, транспортировке и использовании взрывчатых, отравляющих и прочих токсических соединений и так далее.

Общественный порядок: понятие

Необходимость установления надлежащих условий жизнедеятельности обусловливается самой природой социума. Он нуждается в стабильной, устойчивой системе отношений, дисциплине, правилах, предотвращающих такие правонарушения. Общественного порядка не существует в мире, где царит распущенность, безнаказанность, безнравственность. В теории государства и права установлено, что для любого способа производства материальных благ требуется упрочение социальных взаимодействий и связей. Без этого немыслима целеустремленная и совместная деятельность человечества. Что же представляет собой общественный порядок? Понятие в доклассовом обществе предполагало наличие у людей определенных традиций и обычаев. На основании их население вступало во взаимоотношения, выполняло ту или иную деятельность. После появления частной собственности, разделения труда, образования классов обеспечение охраны общественного порядка осуществляется посредством моральных и юридических норм, установленных государством.

Суть явления

Общественный порядок формируется из волевых взаимоотношений между людьми, проявляющихся в их поведении и действиях. Они выступают в качестве результата их сознательной деятельности. Государство и политическая система оказывают активное воздействие на отношения между людьми. Организация общественного порядка выступает в качестве одной из основных функций власти. Реализация этой задачи осуществляется посредством принятия определенных законов, контроля над их соблюдением и исполнением. Таким образом, общественный порядок в рамках государства представляет собой социально-юридическую категорию, основанную на отношениях между людьми при следовании ими установленным нравственным, моральным и прочим нормам. Неприкосновенность этой системы гарантируется властью. Суть явления формируют относительно устойчивые, закономерные, необходимые внутренние связи, которые присущи порядку и объединяют все его элементы в один комплекс.

Взгляд на проблему

Общественный порядок как систему социальных отношений и связей в литературе и законодательстве рассматривают в широком и узком смысле. В последнем случае речь идет о том, что установленные правила распространяются не на все существующие взаимодействия, а только на их определенную часть. Необходимость такого разделения обусловливается многообразием и разносторонностью отношений между людьми в каждой конкретной области, наличием особых юридических норм, направленных на регулирование этих связей.

Кроме этого, следует учесть и установленные в законодательстве виды ответственности за подобные преступления. Общественного порядка не будет, если государство не предусмотрит определенные инструменты регулирования. Использовать их уполномочены далеко не все институты власти. Для их применения формируются соответствующие органы общественного порядка. Их компетенция, обязанности и возможности строго регламентированы законом. Вместе с этим в системе отводится особое место и для граждан. В охране общественного порядка в той или иной степени могут участвовать все люди, проживающие на территории страны. Однако население не обладает такими полномочиями, какими наделены разные инстанции. В этой связи безопасность и охрана общественного порядка людьми реализуются путем соблюдения установленных в законах предписаний и норм.

Основные цели

Рассматривая общественный порядок как социально-юридическую категорию, следует отметить обусловленность системы потребностями населения, удовлетворение которых происходит в процессе взаимодействия между разными людьми. Отношения складываются в соответствующих местах в ходе общения. Цель всей этой системы состоит в обеспечении спокойной для жизни человека обстановки, нормальных условий для отдыха и труда, деятельности организаций, учреждений, служб, инстанций, институтов власти.

Общественные места

В законодательстве нет четкого определения данного термина. Тем не менее в нормах предусматривается примерный перечень мест, относящихся к категории общественных. В него, в частности, входят:

  • Транспортные магистрали.
  • Парки.
  • Аэропорты.
  • Вокзалы.
  • Пристани.
  • Улицы.
  • Площади и так далее.

В литературе общественное место определяется как территория, на которой происходит общение между людьми для удовлетворения разных жизненных нужд. Итак, данный термин связан с пребыванием на одной местности группы лиц. Нарушение общественного порядка, таким образом, будет затрагивать интересы других людей, находящихся с виновным лицом на одной территории. Это обстоятельство объясняет установление наказания за одно и то же деяние, совершенное в местах скопления людей и вне их. В первом случае оно будет рассматриваться как нарушение общественного порядка и повлечет за собой ответственность. Например, закон предусматривает наказание за распитие алкоголя в парке, на улице и т. д.

Материальное содержание

Этот элемент общественного порядка включает в себя реально существующие социальные отношения. В качестве материальной основы выступают:

  1. Экономический режим в стране.
  2. Политическое устройство государственного аппарата.
  3. Вид демократии.
  4. Действительные нужды и интересы населения (членов общества).
  5. Система взаимоотношений между людьми и необходимость в их регулировании.

Волевой элемент

Он проявляется в поведении лиц, которые принимают участие в охране общественного порядка, его формировании, поддержании. Волевые акты человека, выступая в качестве функции его психики, имеют тесную связь с реальностью и зависят от действительности. Те или иные действия, которые совершает индивид в области общественного порядка, могут соответствовать предъявляемым законом требованиям. За счет этого происходит упрочение социального положения в стране. Поведение человека может и противоречить установленным нормам. В этом случае его действия при определенных обстоятельствах расцениваются как преступления против общественного порядка.

Субъективная воля проявляется в сознательном производстве поведенческих актов, необходимых человеку для достижения каких-либо целей. В данном случае особое значение имеет воспитание у личности уважительного отношения к установленным социальным нормам, посредством которых осуществляется поддержание и охрана общественного порядка. Государственная воля выражается в законодательных актах. Она является обязательной для всех. Правила и предписания устанавливают модели поведения людей, регулируют отношения между ними и прочие важные аспекты социальной жизни. За счет такого нормативного влияния на действия, поведение, то есть волю, участников взаимодействий осуществляется государственная охрана общественного порядка.

Юридический аспект

Нормы, которые действуют в сфере общественных отношений, координируют поведение граждан посредством:

  • Введения запретов на совершение действий, вызывающих негативные последствия для социума.
  • Установления правил, которые предписывают возможное или должное поведение людей.
  • Определения компетенции и регулирования деятельности уполномоченных на охрану порядка субъектов.
  • Установления ответственности за несоблюдение предписаний и запретов.

Таким образом, нормативное регулирование охватывает достаточно широкий круг отношений, которые складываются между людьми в рамках общественного порядка.

Конституционные предписания

Нормы основного закона занимают ведущее место в сфере юридического регулирования отношений в рамках общественного порядка. Конституционные предписания не только выражают основные принципы государственного устройства и взаимодействия между субъектами. Они возлагают обязанность на граждан и объединения, должностных лиц, государственные и территориальные органы соблюдать установленные правила. В частности, на территории РФ запрещается формирование и функционирование организаций, цели и деятельность которых направлены на насильственное изменение и разрушение целостности строя страны, разжигание религиозной, национальной, расовой, социальной розни.

Законодательные и подзаконные акты

Они также играют немаловажную роль в обеспечении общественного порядка. Нормы, направленные на формирование нормальных и спокойных условий для жизнедеятельности населения и организаций, предусматриваются в Уголовном, Административном и других кодексах. Они также присутствуют в правительственных постановлениях и президентских указах, актах, принятых иными органами исполнительной и представительной власти субъектов и муниципальных образований.

Мораль, обычаи и традиции

Эти элементы существуют в обществе с давних времен. Они накладывают на людей определенные обязательства, выступают в качестве средств предупреждения любого преступления против общественного порядка. Мораль воспитывает человека в духе неуклонного и точного соблюдения закона, уважения достоинства и чести других людей. Она способствует развитию непримиримости к антиобщественным проявлениям, формированию добросовестного исполнения тех или иных обязанностей, ответственности и прочего. Вместе с этим моральные нормы являются основой для мер воздействия на тех, кто не соблюдает законодательство. Антисоциальные действия могут стать предметом обсуждения на собраниях товарищеского суда, трудового коллектива и так далее. От соблюдения моральных устоев и правил общежития во многом зависит состояние порядка в обществе, его прочность в рамках государства.

Антисоциальные проявления: потенциальная угроза

Чем более развитым и цивилизованным становится общество, тем сильнее в нем проявляется нетерпимость к разным разлагающим его действиям. В этом смысле все большее значение с течением времени приобретает соблюдение всеми людьми установленных норм поведения. Необходимость укрепления и поддержания общественного порядка обусловливается интересами государства, всего населения и каждого человека в отдельности. Установленные нормы отражают волю большей части людей, проживающих в стране, способствуют развитию и совершенствованию отношений между субъектами. Предписания охраняют законные интересы, свободы и права людей, организаций, предприятий, учреждений.

Участие государства

Вопросы, касающиеся укрепления и поддержания порядка в обществе, являются предметом заботы власти. Государство, особенно в современных условиях, уделяет внимание в первую очередь воспитанию у населения уважения к законам, правильного отношения к принимаемым нормам и действующим правилам. Первостепенное значение в деятельности власти уделяется искоренению нарушений в сфере трудовой дисциплины, предотвращению взяточничества и хищений, хулиганства, пьянства и прочих антисоциальных проявлений. Пристальное внимание направлено на защиту личности, стабилизацию ее положения в государстве, сохранность и обеспечение реализации экономических, политических и прочих прав и свобод. Вместе с этим усиливается и ответственность людей за свое поведение перед коллективом, властью, другими индивидами. Достижение поставленных целей осуществляется государством посредством последовательного внедрения мер воспитательного, организационного и законодательного характера. Они направлены на усиление прочности юридической основы жизни, дисциплины, борьбы с антисоциальными проявлениями.

Инструменты воздействия

Меры по укреплению порядка в обществе предусматриваются в отечественном законодательстве. В последние годы оно претерпело ряд существенных изменений. В частности, в 1991-м и в последующие за ним годы были приняты законодательные акты, которые непосредственно ориентированы на обеспечение порядка в стране и обществе, сохранение безопасности в государстве. К ним, в частности, относят ФЗ о:

  • о полиции;
  • чрезвычайных положениях;
  • оперативно-разыскной деятельности;
  • безопасности;
  • внутренних войсках МВД РФ и многие другие.

Установление и поддержание социальной стабильности

Охрана общественного порядка – это осуществление государственными институтами совместно с социальными объединениями разных мер, направленных на защиту жизни и здоровья, достоинства и чести, свобод, интересов людей, организаций, учреждений, должностных лиц, предприятий. Целью их применения выступает создание спокойной обстановки в населенных пунктах, благоприятствующей отдыху и труду, стабильной работе социальных объединений, государственных институтов, коллективов предприятий. Система мер включает в себя правовое регулирование – принятие уполномоченными инстанциями соответствующих актов, координирующих поведение населения, а также реализацию всеми субъектами этих предписаний.

Практическое использование мер

Оно выражается в деятельности уполномоченных органов по пресечению и предупреждению антисоциальных действий, привлечению виновных лиц к ответственности. Меры реализуются также посредством содействия компетентным объединениям и инстанциям в создании и поддержании нормальных условий для общения и взаимоотношений людей в ходе трудовой, производственной и иной разрешенной законом деятельности, а также при удовлетворении ими своих духовных и материальных нужд. Немаловажное значение в использовании инструментов воздействия имеет и обеспечении гарантий для исполнения обязанностей и осуществления прав всеми субъектами.

Способы поддержания стабильности

Комплексный и достаточно сложный характер сферы регулирования общественного порядка требует формирования разных методов его охраны. С учетом специфики нормативного регулирования и характера используемых мер различают несколько способов поддержания стабильности в государстве. К ним относят:

  1. Оперативно-разыскной метод. Этот способ предусматривает использование мер, направленных на раскрытие и предотвращение преступлений в рассматриваемой области. Такая деятельность также ориентирована на розыск и задержание лиц, которые скрываются от ответственности, следствия и суда.
  2. Административно-правовой способ охраны. Он предполагает применение мер организационного и нормотворческого характера. Инструменты административного воздействия позволяют пресекать и предупреждать правонарушения. Ответственность в этом случае проявляется в форме применения соответствующих взысканий к виновным.
  3. Уголовно-правовое регулирование. Этот способ реализуется посредством привлечения к ответственности и применения наказаний к виновным лицам в порядке, установленном в УК и УПК РФ.
  4. Гражданско-правовой метод обеспечения общественного порядка предусматривает использование средств для защиты интересов людей, организаций, предприятий от посягательств, связанных с причинением материального или морального вреда.

Взаимодействие с другими сферами жизнедеятельности

Общественный порядок имеет тесную связь с социальной безопасностью. Она, как это указано в юридических изданиях, состоит из отношений, которые касаются локализации (предотвращения) негативных для здоровья и жизни людей и их имущества действий и явлений, которые, в свою очередь, выступают в качестве последствий поведения отдельных лиц или действия природных сил. Отношения в сфере безопасности имеют свою специфику. Однако она не создает препятствий для соблюдения норм и правил поведения в социуме.

Более того, укрепление общественного порядка способствует усилению безопасности отдельного человека и всего населения в целом. Для уяснения сущности указанных явлений особое значение имеет вопрос о соотношении их с еще одной сферой жизнедеятельности. Речь, в частности, идет о правопорядке. Его рассматривают как правильное, налаженное устройство и состояние чего-либо. Правопорядок и общественный порядок – две взаимосвязанных категории. Первая используется для характеристики состояния отношений в социуме, которое формируется при регламентации взаимодействий юридическими нормами и их реализации. Правопорядок и общественный порядок выполняют общие функции – устанавливают стабильность в социальной сфере.

Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм обычаев, традиций и ритуалов.

В общей теории права общественный порядок рассматривается как социальная категория, охватывающая систему (состояние) волевых, идеологических общественных отношений, предопределяемых экономическим базисом и характеризующихся соответствием поведения их участников господствующим в обществе социальным нормам (правовым и не правовым). Сюда входят только социально значимые общественные отношения.

В науке административного права принято различать понятие общественного порядка в широком и в узком смысле. При этом под общественным порядком в широком смысле принято понимать совокупность всех социальных связей и отношений, складывающихся под воздействием всех социальных норм, в отличие от правопорядка, включающего лишь отношения, регулируемые нормами права. Из этого следует, что общественный порядок, как более широкая категория, включает в себя и правопорядок.

Общественный порядок в узком смысле слова следует рассматривать как систему общественных отношений, функционирование которой обеспечивает личную и общественную безопасность, поддержание ритмичности наиболее значимых социальных процессов в рамках правового государства, создание обстановки общественного спокойствия, благоприятных условий для производителей и потребителей социальных благ, уважение интересов гражданского общества, чести, национального равноправия и достоинства личности в соответствии с международными стандартами прав и свобод человека и гражданина.

Такие виды общественных отношений возникают в связи с пребыванием людей в общественных местах, пользованием транспортом, необходимостью статистического учета населения и передвижения граждан по стране, приобретением, пользованием, хранением оружия, взрывчатых и ядовитых веществ, функционированием некоторых предприятий, выездом за границу и въездом в Россию.

В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют между собой и находятся под его защитой. Однако только правопорядок охраняется специальными государственно-правовыми мерами. Другие элементы общественного порядка обеспечиваются своими средствами воздействия: моральными, собственно общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции.

Определение понятия общественного порядка в узком смысле имеет практическое значение в работе органов полиции, прокуратуры, судов, а также общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка, акцентирует их внимание на предупреждении и пресечении конкретных преступлений и административных правонарушений, которые посягают на общественные отношения, складывающиеся в этой сфере.


Под общественным порядком в отечественной юридической литературе понимается определенное качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных отношений, которое ведет к согласованности и ритмичности общественной жизни, беспрепятственному осуществлению участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенности их интересов, общественному и личному спокойствию.

А.П. Коренев интерпретирует общественный порядок как систему общественных отношений, закрепленную нормами права, морали и правилами общежития, определяющую права и обязанности участников этих отношений, призванную обеспечить жизнь, неприкосновенность, честь, достоинство и иные права граждан, охрану государственного и общественного имущества, спокойствие в общественных местах, поддержание необходимых условий для нормального функционирования предприятий, организаций и должностных лиц.

Из сказанного выше следует, что содержанием общественного порядка является система общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения и исполнения норм права, морали и иных социальных норм. Реальный общественный порядок составляют не сами установления социальных норм, а фактически складывающиеся на их основе общественные отношения.

Основу общественного порядка составляют отношения, складывающиеся в общественных местах, т.е. в местах общения людей при удовлетворении их материальных, духовных потребностей, во время отдыха.

В современной юридической литературе нет единства мнений, какое место считать общественным и в каком случае. Общественное место, прежде всего, связывается с пребыванием в нем людей. К общественным принято относить места, специально предназначенные для постоянного или временного, в том числе эпизодического, использования для совместного труда, отдыха, досуга, занятия спортом больших и малых групп, коллективов людей, а также удовлетворения иных потребностей человека (например, спортивные и иные зрелищные сооружения, все виды общественного транспорта, учреждений, организаций, учебных заведений, предприятий торговли и общественного питания, конторы, больницы, поликлиники, пляжи и т.д.). Иными словами, под публичными (общественными) местами понимаются улицы, площади, транспортные магистрали, транспорт общего пользования, парки, жилые микрорайоны и иные места, свободные для доступа неопределенного круга лиц.

Толкование понятия «общественное место» в административно - правовой науке чаще всего сводится к перечислению общественных мест, без раскрытия его признаков. Например, согласно комментарию к ст.20.1 КоАП РФ «общественное место» - это любое место, где находятся люди: квартира, улица, учреждение, предприятие, транспорт и т.д.

С учетом вышеизложенных мнений можно сделать следующий вывод, что главным признаком общественного места будет являться возможность доступа и нахождения в нем различных представителей общества для удовлетворения своих жизненных потребностей и интересов.

Следует заметить , что в большинстве своем используемые определения «общественного места» расплывчаты, теоретизированы и трудно применимы в практической правоохранительной деятельности. В ряде случаев приводимые понятия общественного места не всегда применимы относительно совершенных в общественных местах преступлений.

Решить эту проблем у попытались законодательные органы субъектов Российской Федерации, к примеру, в законе Челябинской области «О соблюдении общественного порядка на территории Челябинской области», или законе Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», однако их определения оказались не совсем точными и не учитывающими всех признаков общественного места.

К примеру , уголовное законодательство не содержит определения общественного места, поскольку оно не является признаком для большинства составов преступлений, а является лишь признаком состава для таких преступлений, как хулиганство и вандализм, предусмотренных статьями 213 и 214 УК РФ. Однако для статистической отчетности, разработки мер по предупреждению преступлений, определения уровня преступности, общественное место, как место совершения преступления имеет большое практическое и научное значение.

В этих целях в Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России и ФСКН России от 29.12.2005 года №39/1070/1021/253/780/353/399 с 1 января 2008 года внесены изменения. Согласно этим изменениям, общественно опасное деяние относится к категории преступлений, совершенных в общественных местах, если оно осуществлялось на территории города, либо иного населенного пункта, объектах транспорта, лесопарковых зон, водной акватории, предназначенных для общего пользования гражданами в период реализации в указанных местах общественных функций.

В законодательстве об административной ответственности в ряде статей «общественное место» является обязательным элементом объективной стороны правонарушения. Так в статье 20.1 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за мелкое хулиганство, конкретно указано на то, что действия подпадают под признаки данного состава правонарушения лишь в случаях, когда они совершаются в общественных местах. В ст.20.20 КоАП РФ установлена административная ответственность за распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

В статье 20.21 КоАП РФ речь идет об ответственности за появление в общественных местах в состоянии опьянения, и приводится перечень некоторых видов общественных мест, т.е не совсем полный, поскольку в ее диспозиции содержится оговорка - «в других общественных местах». Статья 20.22 КоАП РФ предусматривает ответственность за появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

Указанный выше перечень общественных мест можно классифицировать на три категории :

1) общественные места постоянного пользования - улицы, площади, скверы, транспортные магистрали и т.п.;

2) общественные места временного пользования - магазины, театры, стадионы и т.д.;

3) эпизодические общественные места - лес, горный склон, озеро, река, когда там, например, проводятся те или иные мероприятия, и т.д.

Сказанное , позволяет нам выделить следующие признаки общественного места :

а) это место общего пользования;

б) возможность преимущественно свободного доступа для посещения;

в) предназначенность данного места для удовлетворения различных жизненных потребностей.

Таким образом , под общественным местом следует понимать места, доступные для посещения либо специально оборудованные территории и помещения общего пользования в черте городов и иных населенных пунктов либо вне их, а также средства общественного транспорта.

На основании изложенного , можно дать следующее определение общественного порядка, представляющего собой систему волевых общественных отношений, складывающихся и развивающихся главным образом в общественных местах на основе соблюдения норм права и иных социальных норм, направленных на обеспечение условий для нормального функционирования организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.

Наряду с общественным порядком, одним из существенных и обязательных элементов стабильного суще-ствования любого государства является и безопасность.

Обращает на себя внимание и тот факт, что безопасность личности становится в нашем обществе приоритетом, свидетельством чему стало введение в главу 20 КоАП РФ термина «Общественная безопасность».

Проблемы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности Рос-сийской Федерации органически связаны с политическими, экономическими, социальными, государственно-правовыми реформами, проблемами формирования гражданского общества, демократии.

Некоторые современные исследователи, характеризуя общественный порядок как правовую категорию, фактически не делают различий между ним и общественной безопасностью, употребляя эти понятия как синонимы.

В свою очередь , понятие «общественная безопасность», как составная часть родового понятия «безопасность» употребляется в юридической литературе и в официальных документах как состояние, при котором защищены жизненно важные интересы страны, до минимума снижена опасность реальных и потенциальных внутренних и внешних угроз общественной безопасности и обеспечиваются возможности развития личности, общества и государства.

При этом в каждой из жизненно важных сфер любое социальное противоречие имеет как внешний, так и внутренний характер, а сами противоречия являются не статическими, а динамическими категориями, постоянно меняющими свое содержание и направленность развития под воздействием соответствующих внешних и внутренних причин.

Наличие широкого круга источников возникновения угрозы общественной безопасности обусловливает необходимость обособления особой группы общественных отношений - отношений по обеспечению общественной безопасности, регулирование которых предполагает использование экономических, социально-правовых, психолого-педагогических, организационно-технических и т.п. средств, направленных на предупреждение (предотвращение) источников возникновения угроз общественной безопасности, а в конечном счете, обеспечивающих общественную безопасность.

По мнению А.Ф. Гранина , существенные различия между понятиями "общественный порядок" и "общественная безопасность" связаны с нормативными средствами урегулирования данных явлений. Общественный порядок достигается в результате упорядочения общественных отношений с помощью всех форм нормативного регулирования, тогда как общественная безопасность - только с использованием правовых и технических норм.

Таким образом , общественная безопасность представляет собой состояние защищенности общественных отношений, складывающихся в области регулирования деятельности общества и государства, в сфере обеспечения общественной безопасности, нормального функционирования всех государственных и общественных институтов, реализации прав, свобод и законных интересов граждан.

Основными причинами , связанными с нарушениями общественного порядка и общественной безопасности в российском обществе являются: социально-экономические (низкий уровень жизни, проблемы межнациональных отношений, деление общества на очень богатых и очень бедных), политическая нестабильность в обществе, нигилизм по отношению к государству и праву, ограниченная правовая культура населения страны, несовершенство законодательства, издержки деятельности правоохранительных органов, отсутствие действенного механизма реализации конституционной ответственности государства перед личностью и обществом. Все эти причины в той или иной мере влияют на эффективность не только охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на территории России, но и на процесс формирования гражданского общества

Средствами регулирования отношений в сфере общественного порядка являются нормы права и другие социальные нормы неюридического характера (нормы морали, обычаи, правила культуры поведения).

Посредством правовых норм устанавливаются общеобязательные правила поведения, вводятся запреты на совершение определенных действий, устанавливается ответственность за правонарушения, определяются задачи, функции, полномочия, формы и методы деятельности государственных органов, их должностных лиц, общественных формирований по охране общественного порядка.

Целью установления и поддержания общественного порядка является обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, создание благоприятных условий для нормального функционирования организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности является одним из важнейших направлений деятельности правоохранительных органов России.

В свою очередь , под охраной общественного порядка следует понимать общественно-политическую и правовую категорию, выраженную в виде совокупности правовых норм, мер и средств государства и общества, направленных на поддержание и обеспечение режима законности в общественных местах, защиту прав и свобод личности, имущества, чести и достоинства, интересов государства и общества в целом, с целью сохранения порядка, общественного спокойствия, нормального функционирования предприятий, учреждений и организаций, транспорта, средств коммуникаций и устранения причин и субъектов их дестабилизирующих.

Законность соотносится с однопорядковыми явлениями: общественным порядком, правопорядком.

Общественный порядок представляет собой систему упорядоченных стабильных общественных отношений, сложившихся под воздействием социальных норм, норм права, морали и обычаев.

Правопорядок - это часть общественного порядка, которая складывается под воздействием правовых норм и составляет ядро общественного порядка. По своей сути правопорядок представляет собой реализованную законность, ибо правовая упорядоченность общественных отношений предполагает повсеместную и всестороннюю реализацию правовых норм. Правопорядок - это результат законности, то есть упорядоченная система всех правоотношений: конституционных, административных, гражданско-правовых и других.

Правопорядок и законность не тождественные понятия: они соотносятся между собой как цель и средство. Причем целью является правопорядок, а средством выступает законность. Это означает, что правопорядок может быть обеспечен только правовыми средствами и законными методами. Незаконные способы поддержания порядка разрушают его изнутри, так как противоречат природе правопорядка как порядка законного.

Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления - общественного порядка, который, как и правопорядок, характеризуется организованностью, упорядоченностью общественных отношений. Однако в отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, корпоративных норм и т. д. Следовательно, общественный порядок есть состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.

Общественный порядок обеспечивается преимущественно силой общественного воздействия. Но это не означает, что его состояние безразлично для государства. С одной стороны, важнейшей частью общественного порядка является правопорядок. С другой - состояние общественного порядка обусловливает во многом состояние правопорядка. Невозможно регламентировать правопорядок, не оказывая влияния на общественный порядок, который поэтому нередко поддерживается принудительной силой государства. Так, ст. 213 У К предусматривает ответственность за хулиганство, т. е. грубое нарушение общественного порядка.

Таким образом, правопорядок и законность - цель и результат правового регулирования, важнейшие юридические и политические явления, состояние которых оказывает непосредственное влияние на общественную жизнь. Поэтому не случайно основным направлением деятельности профессионалов-юристов выступает работа по их обеспечению (укреплению).

35.Проблема укрепления законности и правопорядка в России.

Анализ современного состояния законности показывает, что среди широких слоев населения нарастает требование укрепления дисциплины и порядка, обеспечения стабильности, защищенности от уголовного произвола. В связи с этим возникает настоятельная потребность в эффективном механизме осуществления требований законности. Его создание и совершенствование относится к числу важнейших и неотложных задач наведения порядка в стране и формирования правового государства. Для этого требуется последовательная и целенаправленная деятельность, всех субъектов общественных отношений.

Для начала целесообразно рассмотреть причины низкого уровня законности и правопорядка, анализ которых имеет принципиальное теоретическое значение. Без этого невозможно разработать меры по реализации принципов законности и стабилизации общественных отношений.

В научной литературе основными причинами низкого уровня законности называются следующие.

1. Консерватизм и деградация социальных институтов, что выступает первопричиной искажения других компонентов социально – политической и экономической систем. А выражается это в несоответствии различных уровней управления обществом тем изменениям, которые произошли и происходят, а для самих институтов – их неспособность решать стоящие перед страной проблемы, ослабление контрольных функций, коррупция, злоупотребление властью, выход на общественно-политическую «арену» теневых структур управления.

2. Деформация социальных норм. Это выражается в том, что правовые и иные нормы не соответствуют требованиям времени. В результате они перестают исполнять свое назначение, что ведет к игнорированию их со стороны участников отношений, к возникновению двойной морали.

3. Происходит изменение и извращение социальных ценностей и представлений о них, которые выступают в качестве определяющего фактора мотивации поведения человека, критериев оценки их деятельности и результатов.

4. Все вышеперечисленное коренным образом меняет отношения между членами общества, группами, слоями и классами, приводит их к дестабилизации.

Таким образом, очевидно, что проблема обеспечения должного уровня законности, реализации ее принципов существует. Не претендуя на исчерпывающую разработку проблемы и рассмотрения всех ее аспектов, остановимся лишь на некоторых, наиболее очевидных и принципиальных, на мой взгляд, положениях, позволяющих определить правильный подход к механизму реализации принципов законности.

Необходимо иметь ввиду, что закрепленные в законах и других актах правила поведения сами по себе могут оставаться на бумаге, не превратившись в реальные общественные отношения, если не будет обеспечиваться законность, то есть их соблюдение, исполнение. Таким образом, законность является обязательной и необходимой частью одного из важнейших методов государственного руководства обществом – метода правового регулирования общественных отношений. Государство, издавая нормы права и обеспечивая законность, влияет соответствующим образом на общественные отношения, обеспечивает закрепление одних, развитие других, пресечение третьих. На этот вывод не влияет то обстоятельство, что государство не может устанавливать законы произвольно, без учета объективности и правового регулирования, определяемых, в частности, законами природы, закономерностями социального развития, уровнем культуры общества, целесообразностью государственного воздействия и другими реалиями общественной жизни.

Право и законность являются основой взаимоотношений всех членов общества, в том числе и отношений между государством и личностью. Только они создают единственную реальную в современных условиях возможность, если не согласования разнородных интересов и притязаний в экономической и иных сферах, то достижения компромиссов, в частности, национальных, социальных.

Все это и определяет главное значение законности как средства, способа перевода правовых предписаний в реальные правовые отношения, в правопорядок.

На пути построения демократического правового государства, в содержании законности должны произойти конкретные изменения:

1. Все субъекты общественных отношений обязаны строго соблюдать правовые предписания и Конституцию, которая должна стать не орудием в руках государства, а правовым балансом общественных интересов.

2. Все субъекты должны получить реальную возможность требовать соблюдения правовых предписаний от всех других субъектов, включая государство и его органы.

3. Следует расширить предметную сторону законности, в частности, за счет реализации принципа «разрешено все то, что законом не запрещено».

4. Основным источником права должны стать законы, при этом большинство из них должны получить прямое действие. И, конечно же, они должны соответствовать прогрессивно развивающимся общественным отношениям.

Подводя итог сказанному, еще раз отмечу следующее. При всей своей единой сущности законность в различные периоды, в различных социальных условиях заметно отличалась по своему объему и характеру. Таким образом, содержание законности не одинаково проявляется как конкретно-исторический срез эпохи. Она провозглашается, зачастую получая фиксацию в конституциях и других нормативных правовых актах, в качестве принципа, требования, обращенного обычно ко всем участникам общественных отношений.

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

О СОБЛЮДЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Изменения:

Закон Челябинской области от 05.09.2007 N 173-ЗО НГР ru74000200700302

Закон Челябинской области от 30.12.2009 N 515-ЗО ; НГР: ru74000200900493

Закон Челябинской области от 12.07.2010 N 609-ЗО ; НГР: ru74000201000297

Закон Челябинской области от 04.09.2012 N 355-ЗО ; НГР: ru74000201200505

Закон Челябинской области от 10.10.2012 N 391-ЗО ; НГР: ru74000201200580

Настоящий Закон регулирует вопросы соблюдения общественного порядка на территории Челябинской области.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе понятия используются в следующих значениях:

общественный порядок - совокупность общественных отношений, обеспечивающих покой граждан и тишину, достойное поведение граждан в общественных местах; (в редакции ; НГР: ru74000201200505)

общественные места - территории и помещения, где находится большое скопление людей или такое скопление людей может образоваться. К ним относятся помещения и прилегающие территории больниц, диспансеров, санаториев, домов отдыха, пансионатов, детских садов, домов-интернатов для детей, престарелых и инвалидов; гостиницы и общежития; подъезды, кабины лифтов, лестничные клетки и другие места общего пользования жилых домов, больниц, санаториев, диспансеров, домов отдыха, пансионатов, гостиниц, общежитии, домов-интернатов для детей, престарелых и инвалидов; места отдыха граждан, иные общественные места.

Статья 2. Действия, нарушающие общественный порядок

1. К действиям, нарушающим покой граждан и тишину в рабочие дни в период времени с 22 до 6 часов, а в выходные (суббота и воскресенье) и нерабочие праздничные дни - с 23 до 8 часов, относятся:

1) использование телевизоров, радиоприемников, магнитофонов и других звуковоспроизводящих устройств, а также устройств звукоусиления, в том числе установленных на транспортных средствах, объектах мелкорозничной торговли (киосках, павильонах, лотках), повлекшее нарушение покоя граждан и тишины;

2) игра на музыкальных инструментах, крики, свист, пение, а также иные действия, сопровождающиеся звуками, повлекшие нарушение покоя граждан и тишины;

3) непринятие мер по отключению звуковой охранной сигнализации автомобилей, повлекшее нарушение покоя граждан и тишины;

4) использование пиротехнических средств, а также действия, совершаемые в процессе эксплуатации транспортных средств, повлекшие нарушение покоя граждан и тишины; (в редакции ; НГР: ru74000200900493)

5) производство ремонтных, строительных, разгрузочно-погрузочных работ, повлекшее нарушение покоя граждан и тишины.

(в редакции ; НГР: ru74000201200580)

2. Положения части 1 настоящей статьи не распространяются на:

1) действия юридических лиц и граждан, направленные на предотвращение правонарушений, предотвращение и ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, проведение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан, либо функционирования объектов жизнеобеспечения населения;

(в редакции Закона Челябинской области от 30.12.2009 N 515-ЗО ; НГР: ru74000200900493)

2) действия юридических лиц и граждан при праздновании Нового года;

3) действия юридических или физических лиц при совершении ими богослужений, других религиозных обрядов и церемоний в рамках канонических требований соответствующих конфессий, а также при проведении в установленном действующим законодательством порядке культурно-массовых и спортивных мероприятий. (в редакции закона Челябинской области от 10.10.2012 N 391-ЗО ; НГР: ru74000201200580)

3. исключен (в редакции Закона Челябинской области от 04.09.2012 N 355-ЗО ; НГР: ru74000201200505)

Статья 3. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования.

Губернатор

Челябинской области