Надзор в сфере образования. Учебное заведение проверяет рособрнадзор План подготовки школы к проверке обрнадзора

В 2017 году сотрудниками Департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан было проведено 2558 плановых и внеплановых проверок образовательных организаций Республики Татарстан, в том числе школ, детских садов, учреждений среднего профессионального и дополнительного образования, частных образовательных организаций. Федеральный Рособрнадзор заявил о том, что с этого года запущена новая риск-ориентированная модель проверки школ, а также будет осуществляться новая форма – проверка директоров школ.Что необходимо сделать руководителям учебных учреждений, что бы быть «во всеоружии»? Находите ответы в интервью с заместителем министра образования и науки РТ – руководителем данного Департамента Гульнарой Закариевной Габдрахмановой.

– В прошлом году 4 августа Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки были разработаны методические рекомендации по организации и проведению уполномоченными органами проверок организаций (№ 05-375) и направлены в образовательные учреждения для использования в работе. В чем отличие новых документов от предыдущих лет?

Методические рекомендации в первую очередь предназначены для уполномоченных органов. Но они также важны как для муниципальных органов управления образованием, так и общеобразовательных организаций, так как призваны способствовать предотвращению нарушения общеобразовательными организациями требований законодательства об образовании и основательно подготовиться к проверке.

В них приводится перечень нормативных правовых документов, являющихся основой проведения проверок, дано описание проверки, содержания распоряжения (приказа) уполномоченного органа о проведении проверки, а также оформление результата проверки.

В приложении дан Перечень требований, установленных законодательством РФ, выполнение которых подлежит обязательной проверке при осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе требования к деятельности организации, локальным нормативным актам организации, к реализации образовательных программ, к соблюдению прав и обязанностей участников образовательных отношений, к предоставлению платных образовательных услуг в организации.

Перечислено, что подлежит контролю при проведении проверок, приведен перечень мероприятий, необходимых для достижения целей и задач проверки, а также перечень документов, которые организация должна представить уполномоченному органу.

Указано, что организация и проведение проверок должны быть основаны на уже имеющихся у уполномоченных органов сведениях об организации, в том числе на материалах ранее проведенных мероприятий по федеральному государственному надзору в сфере образования, обращениях граждан и организаций, информации от иных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также должны учитываться сведения, которые находятся в государственных информационных системах, а также информация и документы , которые размещены на официальном сайте организации в сети Интернет.

Обращено внимание, что, в соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона № 294-ФЗ,установлен запрет для должностных лиц уполномоченного органа требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки.

Пояснено, что результаты проверки оформляются актом проверки , который составляется в двух экземплярах по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России № 141, где указываются сведения обо всех выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и лицах, допустивших указанные нарушения.

Основной мерой воздействия в этом случае является выдача организации предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению нарушений.

В случае, если нарушение попадает по действие Кодекса РФ об административных правонарушениях, то уполномоченные органы принимают меры для привлечения организации и (или) должностного лица к административной ответственности.

Вместе с тем, отмечено, что уполномоченным органам следует учитывать, что наибольшую результативность показывают проверки, до окончания которых выявленные нарушения устраняются организацией самостоятельно, без применения мер воздействия.

– Рособрнадзор заявил о том, что с этого года запущена новая риск-ориентированная модель проверки школ. К проверкам планируется привлекать компетентных экспертов-практиков, лучших учителей и директоров школ, чтобы они могли дать рекомендации по развитию того или иного образовательного учреждения. А как это будет обстоять на практике?

В республике Татарстан эта работа была начата ранее. Уже с 2015 года риск-ориентированный подход реализован при планировании проверок. В план проверок в первую очередь включаются районы, попавшие в «зону высокого риска» по результатам анализа: с низкими результатами государственной итоговой аттестации, с большой разницей между результатами ВПР и реальными результатами, школы, в которых есть подтвердившиеся обращения граждан. Районы «высокой зоны риска» проверяются по трем вопросам контроля, «средней зоны риска» — по двум вопросам. В отношении районов «низкой зоны риска» проверки могут проводиться реже.

Проверки проводятся комплексные. В том районе, который включен в проверку, проверяются все образовательные организации: и школы, и детские сады, и профессиональные образовательные организации, и учреждения дополнительного образования. В план проверок 2018 года вошли исполнительные комитеты и отделы образования муниципальных районов. Такой подход позволяет увидеть общие, системные проблемы в работе района и оказать нужную методическую помощь. К проверкам по вопросу государственного контроля качества привлекаются аттестованные эксперты из числа лучших учителей, заместителей директоров. При проверках они изучают документацию на соответствие стандартам, систему внутришкольного контроля, посещают уроки, оказывают методическую помощь педагогам.

Стало традицией департамента завершать проверки в районе в форме обучающего семинара. Для департамента важно не просто выполнить план проверок, выявить нарушения и выписать протоколы. Самое главное: мы должны выявить «болевые» точки района, вместе подумать, что и как можно изменить. Подведение итогов проверки проводится на всех уровнях: на уровне руководителей, заместителей директоров, учителей каждого предмета. Для каждой категории участников проводятся обучающие лекции, мастер-классы. Их проводят специалисты Института развития образования РТ, сотрудники департамента, эксперты. Эксперты, принявшие участие в проверках, хорошо понимают, что именно нужно педагогам конкретного района, знают, в чем проблемы, и заранее доводят эту информацию до специалистов института. В день семинара сотрудники ИРО работают в паре с экспертами, раскроют вопросы с разных сторон.

Эксперты регулярно проходят повышение квалификации. В реестре экспертов — 222 эксперта, привлекаемых к проверкам.

– Какова периодичность и частота проведения плановых и внеплановых проверок? Какие изменения по вашему направлению ждут нас в 2018 году?

Согласно ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Предметом внеплановой проверки является выполнение предписаний Департамента, то есть их периодичность зависит от того, исполнено или не исполнено предписание, выданное по результатом плановой проверки.

В план проверок 2018 года вошли исполнительные комитеты и отделы образования Высокогорского, Тюлячинского, Бавлинского, Заинского, Альметьевского, Тетюшского, Актанышского Лениногорского муниципальных районов, исполнительные комитеты Бугульминского и Кукморского муниципальных районов. Такой подход позволяет увидеть общие, системные проблемы в работе района и оказать нужную методическую помощь. К проверкам по вопросу государственного контроля качества привлекаются аттестованные эксперты из числа лучших учителей, заместителей директоров. При проверках они изучают документацию на соответствие стандартам, систему внутришкольного контроля, посещают уроки, оказывают методическую помощь педагогам.

– Какой срок дается для устранения выявленных нарушений по итогам проверок? В прошлом году в ходе круглого стола в Общественной палате РФ руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов заявил, что проверки должны носить комплексный характер, а результаты проверок рекомендательный характер. В действительности, как показывает практика, они носят не рекомендательный, а обязательной характер. Так ли это?

Согласно требованиям ст. 93 Федерального закона «Об образовании в РФ», в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании, образовательной организации выдается предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев.

В случае неисполнения предписания, Департамент по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию полностью или частично. Срок исполнения выданного повторно предписания не может превышать три месяца.

В настоящее время Департамент осуществляет свою контрольно-надзорную деятельность с учетом рискориентированности при проведении проверок, но также и с учетом комплексного подхода к проверке образовательных организаций в каждом муниципальном образовании республики.

В связи с этим перед началом проверок образовательных организаций района департамент проводит организационное совещание с участием руководителей образовательных организаций и руководства района.

Если говорить о школах, то, как правило, мы рекомендуем директорам обратить особое внимание на нарушение порядка приема как в 1, так и в 10 классы, нарушения при проведении ЕГЭ (ОГЭ), ведение школьной документации, а также нарушения лицензионных требований. Например, несоответствие образовательного ценза педагогических работников, недостаточное материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

С конкретными нарушениями в проверенных образовательных учреждениях читатель может ознакомиться на официальных сайтах образовательных организаций в сети Интернет.

Правовые основания проведения проверки мы указываем в приказе о проведении проверки, с которым директор знакомиться до начала проверки.

В 2018 году Рособрнадзор, в соответствии с нормативными документами, планирует провести проверку директоров школ в целях оценки управленцев. Какие формальные критерии, должностные инструкции должны знать директора школ?

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»» (далее – Справочник) установлены квалификационные характеристики должностей работников образования.

Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».

В соответствии с требованиями Справочника, руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения должен знать приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику; достижения современной психолого-педагогической науки и практики; психологию; основы физиологии, гигиены; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы экономики, социологии; способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней; основы менеджмента, управления персоналом; основы управления проектами; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

– Какие Вы могли бы перечислить основные нарушения, допускаемые образовательными организациями РТ?

— Нарушение порядка проведения государственной итоговой аттестации;

— нарушение порядка приема в образовательную организацию;

— нарушение порядка предоставления платных образовательных услуг;

грубое нарушение лицензионных требований и условий;

Нарушение или ограничение установленных прав и свобод обучающихся;

— не созданы безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательных организаций.

– Каков перечень документов, которые должны подготовить образовательные организации к проверке?

— Перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки:

— свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

— свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;

— документ, подтверждающий наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности;

— свидетельство о государственной аккредитации с приложениями (в случае отсутствия в свидетельстве о государственной аккредитации срока окончания действия – приказ о государственной аккредитации);

— формы государственной статистической отчетности (в электронном виде);

— локальные нормативные акты, регламентирующие образовательную деятельность;

штатное расписание, тарификация;

— личные дела сотрудников;

— документы по аттестации педагогических кадров;

— план работы на учебный год;

— образовательная(ые) программа(ы);

— учебные планы за 3 последних года;

— список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе;

— протоколы педагогических советов и иных коллегиальных органов управления;

— документы по организации методической работы;

— книги приказов;

— книги учета и записи выданных аттестатов об основном общем и среднем общем образовании;

— документы по организации медицинского обслуживания и питания обучающихся;

— материалы, характеризующие осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;

— документы по государственной итоговой аттестации обучающихся (программа подготовки, результаты и анализ);

— документы (материалы), характеризующие функционирование внутренней системы оценки качества образования;

— планы учебно-воспитательной работы;

— календарный учебный график;

— расписание уроков, режим дня, расписание звонков;

— классные журналы за последние 3 учебных года, подтверждающие индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях;

— рабочие программы учебных курсов и дисциплин (по всем предметам учебного плана, элективных курсов и курсов по выбору);

— документы по организации внеурочной деятельности обучающихся;

— документы по дополнительному образованию обучающихся;

— материалы по организации надомного обучения, а также по обучению в различных формах;

— договоры аренды, безвозмездного пользования, заключенными с иными юридическими лицами, включая договоры о сетевом взаимодействии;

— отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;

— документы Благотворительного фонда (при наличии).

— документы, подтверждающие наличие на правах собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии на право осуществления образовательной деятельности;

— документы, подтверждающие наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудования помещений в соответствии с государственными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

— документы, подтверждающие наличие печатных и (или) электронных образовательных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, в соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации»;

— документы, подтверждающие наличие в штате или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам и соответствующих требованиям ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

— санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности, в соответствии со ст. 17, с п. 2 ст. 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», со ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

— документы, подтверждающие наличие безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, в соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».


На практике образовательным учреждениям приходится иметь дело со специфичным видом проверок, характерным только для данной отрасли. Речь идет о проверках, проводимых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, то есть Рособрнадзором. Отметим, что специалисты этого ведомства приказом от 4 июня 2008 г. № 1238 утвердили форму акта о результатах выездной (инспекционной) проверки, а также форму акта о результатах камеральной проверки. Подготовиться к таким проверкам поможет наш материал.

Камеральные и выездные проверки

Во время камеральных проверок изучаются документы и сведения, представленные проверяемым образовательными организациями, органами управления образования и другими лицами. Такую проверку назначает руководитель (заместитель руководителя) Рособрнадзора либо уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ.

А вот выездные проверки проводят по месту нахождения и ведения деятельности образовательной организации. Основанием для проведения данных проверок является решение Рособрнадзора или решение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.

Как выездные, так и камеральные проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

Плановые проверки проводят в соответствии с графиком проверок Рособрнадзора (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ). Чаще чем один раз в два года одно учреждение проверять нельзя (п. 9 Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования, далее - Правила).

Причиной же для внеплановой проверки может послужить любая информация, подтверждаемая доказательствами о наличии признаков нарушений. При этом в случае необходимости проверяющие могут обратиться за содействием к любому государственному органу либо частному лицу (физическому или юридическому). Также к проверке могут привлекаться эксперты, прошедшие квалификационные испытания, которые также утверждает Рособрнадзор.

Полномочия проверяющих

Проверяющие имеют право:
- посещать проверяемую образовательную организацию. Но только в порядке, установленном законодательством РФ, и при предъявлении служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия);
- проверять деятельность образовательной организации в соответствии с утвержденным планом проверки либо на основании информации о возможных нарушениях, изложенной в обращениях граждан, юридических лиц или поступившей из иных источников;
- приносить и пользоваться собственными организационно-техническими средствами, в том числе компьютерами, калькуляторами, телефонами;
- наблюдать за деятельностью проверяемой организации;
- запрашивать материалы и документы, необходимые для проведения проверок;
- проводить экспертизу документов;
- при необходимости организовывать анкетирование обучающихся и работников проверяемой организации;
- осуществлять экспертизу качества образования, проводить тестирование обучающихся и воспитанников образовательных организаций;
- выполнять иные функции, предусмотренные приказом о проведении проверки.

Основные этапы проведения проверки

НАЧАЛО ПРОВЕРКИ

Первое, что должны сделать проверяющие, это вручить руководителю образовательной организации или уполномоченному им лицу копию приказа о проведении проверки. То есть обосновать свой приход. Ведь полномочия проверяющих подтверждаются именно приказом о проведении проверки, а также служебными удостоверениями или документами, удостоверяющими личность.

Кроме того, председатель комиссии (проверяющий):
- знакомит руководство проверяемой образовательной организации с правами и обязанностями организации при проведении проверки;
- выясняет все существенные обстоятельства, касающиеся предмета проверки;
- запрашивает необходимые для работы комиссии документы, информационно-справочные и иные материалы, организует их получение.

ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ

Во время проведения проверки руководитель проверяемой организации (уполномоченное им лицо) должен:
- организовывать по требованию встречу членов комиссии с руководителями основных подразделений и иными работниками проверяемой организации, обучающимися (воспитанниками) и их родителями;
- предоставлять на срок проведения соответствующей проверки отдельное служебное помещение, обеспечивающее сохранность документов, оборудованное необходимой мебелью, компьютерами, организационно-техническими средствами, в том числе средствами связи (в отдельных случаях требуются даже гигрометры);
- предоставлять по письменному запросу председателя комиссии (проверяющего) и в установленный им срок все необходимые для достижения целей проверки документы и их заверенные копии. Если документы (их копии) не могут быть предоставлены в установленный срок или отсутствуют вовсе, то до истечения такого срока причина должна быть мотивирована в письменном виде;
- давать устные и письменные объяснения по существу предмета проверки;
- обеспечивать доступ к информационным ресурсам автоматизированных систем, используемых в деятельности организации, в режиме «только для чтения».

Если руководитель организации (уполномоченное им лицо) своими действиями мешает проведению проверки (например, отказывается предоставить какие-либо документы), проверяющие могут составить соответствующий акт.

ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОВЕРКИ

По завершении мероприятия председатель проверяющей комиссии:
- доводит до сведения руководителя проверяемой организации или уполномоченного им лица итоги проверки, предварительную оценку деятельности проверяемой организации, основные выводы и предложения комиссии;
- составляет акт о результатах проверки;
- производит запись о проведенной проверке в имеющемся в образовательной организации журнале учета мероприятий по контролю. Если такой журнал отсутствует, то в акте проверки делается соответствующая запись.

К составленному в двух экземплярах акту прилагаются заключения членов комиссии, иные документы и материалы, полученные и рассмотренные в ходе проверки.

Руководитель организации должен быть ознакомлен с актом. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте, руководитель может приложить письменные возражения (а также при возможности документы или их копии, подтверждающие обоснованность возражений).

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Итак, после завершения проверки в образовательную организацию направляется решение руководства Рособрнадзора (либо уполномоченного исполнительного органа субъекта РФ). Оно может быть составлено в виде письма-уведомления, предписания или приказа.

Уведомление направляется в проверяемую организацию в случае, если по результатам проверки не было установлено нарушений обязательных для исполнения требований.

Если выявлены нарушения или недостатки в деятельности, то направляется предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков его исполнения. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, решение в отношении проверяемой организации может приниматься в форме приказа.

КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРЕДПИСАНИЙ

Если в ходе проверки выявлены нарушения, организации дают срок на их устранение.

После того как все недочеты исправлены, проверяющим направляют отчет об исполнении предписания. Данный отчет должен включать в себя:
- письмо на бланке проверяемой организации с описанием сведений об исполнении предписания;
- заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих исполнение предписания.

Представленный отчет чиновники рассматривают на предмет комплектности, правильности оформления и заполнения представленных документов. В случае допущения каких-либо нарушений по указанным критериям в адрес проверяемой организации направляется письмо с указанием перечня недостающих документов и замечаний по их оформлению и заполнению. На устранение нарушений (например, на досылку документов) устанавливаются новые сроки.

В случае невыполнения в эти сроки данных указаний предписание считается неисполненным. Однако руководитель организации имеет право подать прошение в письменной форме о продлении сроков.

При комплектности представленных документов, правильности их оформления и заполнения отчет об исполнении предписания рассматривается по существу. В том случае, если представленный отчет подтверждает факт исполнения предписания, в адрес проверяемой организации по почте направляется письмо о принятии отчета об исполнении предписания.

Если же на основании отчета чиновники не смогут установить факт исполнения предписания, то может быть проведена повторная (внеплановая) проверка образовательной организации.

ПРАВА РУКОВОДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ

Руководитель образовательной организации или уполномоченное им лицо во время проверки имеют право:
- знакомиться со своими правами и обязанностями;
- знакомиться с актом проверки, прилагать к нему письменные возражения и объяснения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений;
- обжаловать действия проверяющих их руководству.

Также следует помнить и при необходимости напоминать проверяющим, что их деятельность не должна нарушать нормальный режим работы образовательной организации (учреждения).

НАКАЗАНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ДЛЯ НАРУШИТЕЛЕЙ

В отношении провинившейся организации могут быть приняты, в частности, следующие меры воздействия:
1) приостановление действия лицензии полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам;
2) аннулирование лицензии;
3) приостановление действия свидетельства о государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам;
4) лишение свидетельства о госаккредитации.

Очередная проверка в школе. От Рособрнадзора.
По документам они должны проверять нашу школу месяц. На деле две женщины, одна из которых является простым учителем-завучем из другой школы, которой даже не платят - приехали в нашу школу, взяли наугад несколько журналов, несколько рабочих программ, а также провели у меня три внезапных контрольных по моему предмету у детей и уехали.

почему меня проверяли, я не знаю:) скорее всего один из проверяющих является географом, с которым мы мило пообщались о жизни и печали, вот её и назначили проверять знания детей по географии. Другая женщина больше по бумажкам специалист, искала косяки в классных журналах и рабочих программах учителей. Но я на 100 процентов уверен, что она сама не знала, что она проверяет. Да и чёрт возьми, какой в этом смысл проверять рабочие программы, которыми никто и никогда не пользуется, а их копипастят из интернета на отъебись для таких вот проверяющих?

Также походили по кабинетам, проверяли мат-тех оснащенность, которая у нас в школе где-то на нуле.

Ещё провели соц.опрос среди нескольких родителей, которые согласились придти и поучаствовать. Там было где-то 20 вопросов, причём были такие хитрые, мол кто в школе является инициатором сбора спонсорской материальной помощи? Я уверен, что проверяющие таким образом выясняют, а берут ли взятки или существуют ли поборы в школе. Хотя, в законе об ОБразовании точно написано, что школа имеет право привлекать спонсоров для своего материального обеспечения и по идее надо, наоборот поощрять тех пробивных работников школы, которые умеют привлекать денежные средства со стороны в школу (наш директор к сожалению вообще ни хера не может). Ещё посмешил вопрос про "а достаточно ли организован образовательный процесс в школе?". Перевожу на нормальный язык. "А не нужно ли нам ещё больше бумажек и отчётности в школе?", с этого незатейливого вопроса я и смеялся. Может быть российские чиновники и бюрократы поклоняются какому-то ктулху, который жрёт исписанную бумагу? и если ему не дать мегатонну бумаги - то он пробудится и сотрёт жизнь на Земле? и теперь чиновники придумывают, как добыть больше бумаги?

Результатов проверки я не знаю, наш директор понятное дело, чтоб свою бесхозяйственность не показывать перед рядовыми учителями, нам ничего не рассказывает.

Тем не менее проверка фигня, ни на что не влияет. Уверен как была в школе задница, такой она и останется. Никто в мой кабинет проектор, без которого я как без рук, не передаст и комплект учебников и атласов для истории и географии тоже не дадут, как и учебно-методических пособий. Проверка найдёт очередные нестыковочки в формах отчётности, попросит их устранить, может повесит какой-нибудь штраф на школу, чтоб загнать её ещё глубже в безденежную жопу и всё на этом.

Единственное что имеет смысл - это вот внезапные контрольные тестирования учеников на предмет, что они знают, чему их учат и опрос родителей на предмет берут ли с них деньги. Но проверили только один предмет и опросили лишь нескольких родителей. Ну и вот какие можно делать объективные выводы на основании такой не массовой проверки? что вот конкретный учитель молодец или не молодец и дальше? непонятно. Хотя понятно, все эти проверки только для галочки, ну и чтоб шорох навести среди ленивых школьных администраторов, чтоб они хоть что-то делали или делали вид, что делают.

В настоящее время Рособрнадзор проводит проверки по итогам ЕГЭ и вступительных экзаменов. Поэтому учреждению надо быть готовым к возможному приходу контролеров. Тем более что сейчас данное ведомство имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях.

Что проверяют контролеры

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) может проверить, соответствует ли образовательный процесс в учреждении нормам законодательства.

Ведомство действует на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 300. Полномочия специалистов Рособрнадзора прописаны в Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266 - 1 «Об образовании», а также в Федеральном законе от 22 августа 1996 г. № 125 - ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Сами проверки проходят по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. № 116. Также контролеры руководствуются Административным регламентом по проверкам, который разработан Минобрнауки России (приказ Минобрнауки России от 22 августа 2008 г. № 243).

При проверках чиновники Рособрнадзора должны соблюдать требования Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Какие виды проверок существуют

Рособрнадзор может проводить как выездные (инспекционные), так и камеральные проверки. Выездные проверки проходят по местонахождению учреждения. При камеральных проверках специалисты ведомства изучают документы учреждения на своей территории.

Контрольные мероприятия могут быть плановыми и внеплановыми. В первом случае проверки проводятся на основании графика, но не чаще одного раза в два года. Поводом для внеплановой проверки могут послужить обращения граждан и юридических лиц с жалобами на нарушение своих прав и законных интересов. Также контролеры обязаны отреагировать, если к ним поступит информация о нарушениях, подтвержденная документами и другими доказательствами. Внепланово Рособрнадзор может проверить и то, как учреждение исправило нарушение, выявленное во время предыдущей проверки.

Кроме того, контрольные мероприятия бывают комплексными и тематическими. Комплексная проверка направлена на всестороннее изучение и оценку деятельности учреждений. Во время тематической проверки изучается отдельное направление деятельности.

Ход проверки

Камеральные и выездные проверки проводятся на основании приказа руководителя уполномоченного органа или его заместителя. В приказе фиксируются цель проверки, ее план, объем контрольных мероприятий, а также срок проверки. Он не может превышать один месяц. В некоторых случаях срок может быть продлен, но не более чем на месяц (сложная проверка, большой объем проверяемой информации). К проверкам могут быть привлечены сторонние эксперты.

Что касается выездной проверки, то перед ее началом проверяющие должны предъявить свои служебные удостоверения и ознакомить руководство с приказом. Процедура проверки зависит от ее целей и задач

Контролеры имеют право:
- посещать проверяемую образовательную организацию;
- проверять деятельность образовательной организации в соответствии с утвержденным планом проверки либо на основании информации о возможных нарушениях, изложенной в обращениях граждан, юридических лиц или поступившей из иных источников;
- приносить и пользоваться собственными организационно-техническими средствами, в том числе компьютерами, калькуляторами, телефонами;
- наблюдать за деятельностью проверяемой организации;
- запрашивать материалы и документы, необходимые для проведения проверок;
- проводить экспертизу документов;
- при необходимости организовывать анкетирование обучающихся и работников проверяемой организации;
- проводить экспертизу качества образования, тестирование обучающихся и воспитанников образовательных организаций;
- выполнять иные функции, предусмотренные приказом о проведении проверки.

При этом специалисты Рособрнадзора не могут проводить проверку в случае отсутствия должностных лиц учреждений. Им запрещено требовать документы, не относящиеся к предмету проверки, изымать оригиналы документов. Установленные сроки проверки не могут быть превышены.

Окончание проверки

Результаты контрольных мероприятий оформляют актом (причем в двух экземплярах). В настоящее время форма такого акта утверждена приказом Рособрнадзора от 4 июня 2008 г. № 1238.

Один экземпляр акта вручается руководителю проверяемой образовательной организации. На втором экземпляре он ставит подпись. В случае если руководитель не согласен с фактами, изложенными в акте, можно составить письменные возражения (нелишним будет подтвердить обоснованность выводов документами или их копиями).

На основании акта руководитель Рособрнадзора или его заместитель утверждает отчет о проведении проверки. Кроме того, определяются меры индивидуального и общего характера, направленные на устранение выявленных в ходе проверки нарушений. При этом учреждению, допустившему нарушение, выдаются предписания, которые следует выполнить в установленный срок.

После того как учреждение исправит нарушения, в Рособрнадзор необходимо представить отчет с подтверждающими документами.

Обратите внимание: если учреждение не устранит нарушения, Рособрнадзор может приостановить либо аннулировать лицензию или свидетельство о государственной аккредитации. Кроме того, информация о нарушении законодательства и материалы проверки могут быть направлены по решению Рособрнадзора в органы государственной власти РФ или право-охранительные органы.

Какая предусмотрена ответственность

Начиная с 1 декабря 2009 года контролеры Рособрнадзора имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях.

Соответствующие изменения были внесены в статью 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Протокол составляется сразу после выявления административного правонарушения либо в течение двух суток, если необходимо выяснить дополнительные обстоятельства дела (ч. 1, 2 ст. 28.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Специалисты Рособрнадзора, которым позволено составлять протокол, перечислены в приказе Рособрнадзора от 18 декабря 2009 г. № 2355.

Протокол подписывают представители контролирующего органа и учреждение. Если со стороны учебного заведения протокол не будет подписан, то это не помешает контролерам передать его в суд.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях есть две статьи, которые напрямую предусматривают ответственность за нарушения законодательства об образовании. Во-первых, это статья 5.57, которая применяется, если нарушены права граждан на образование, а также права и свободы обучающихся и воспитанников учебных заведений.

Во-вторых, если в ходе проверки будут выявлены нарушения требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса, то учреждение могут оштрафовать по статье 19.30.

Также Рособрнадзор может привлечь к ответственности за нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По общему правилу протокол об административном правонарушении направляется в суд в течение трех суток с момента его составления (ст. 28.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Важно запомнить

По окончании проверки Рособрнадзор составляет акт, отчет, а также принимает решение о ее результатах. Если выявлены нарушения, то в адрес учреждения направляется предписание. Получив его, учреждение должно устранить недостатки в установленный срок. В противном случае Рособрнадзор может приостановить либо аннулировать лицензию на право ведения образовательной деятельности или свидетельство о государственной аккредитации.

КОТОВА

ЕВГЕНИЯ

ВИКТОРОВНА,

Доцент кафедры

управления и экономики

Академии постдипломного

педагогического

образования. Генеральный

директор ООО «АУДИТ-

ЭВРИКА». Арбитражный

заседатель Арбитражного

суда СПб и ЛО. Кандидат

экономических наук

Основания проведения проверки

статьях 28, 28.1, 29, 31 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (Далее - Закон) перечислены полномочия различных ветвей органов власти в области образования. В соответствии с Законом, функции по контролю и надзору в сфере образования возложены на специальный федеральный орган исполнительной власти - Рособрнадзор.

Надзор в сфере образования проводится в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». В свою очередь, Министерством образования и науки РФ издан Приказ от 21.01.2009 № 9 «Об утверждении Административного регламента Рособрнадзора», который устанавливает правила проведения проверок конкретно в этой сфере.

Обращаем ваше внимание на то, что Федеральным законом от 08.11.2010 № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» усилены, меры государственного контроля и надзора в сфере образования. Основные изменения с этой целью внесены в Закон РФ «Об образовании».

Подробно в новой редакции Закона регламентировано лицензирование образовательной деятельности. Установлено, что положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством РФ, но при этом и в Закон «Об образовании» включены многочисленные нормы, устанавливающие лицензионные требования и процедуру лицензирования.

Более подробно регламентирован также порядок государственной аккредитации образовательных учреждений.

Установлены положения, дополняющие порядок осуществления государственного надзора и контроля качества образования, главным об­разом определяющие процедуры выдачи и исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений.

На образовательные учреждения возложена обязанность создания и ведения своих сайтов в сети Интернет и определен перечень размещаемой на сайте информации.

Закон вступил в силу с 1 января 2011 года. В нем также установлен порядок переоформления лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации образовательных учреждений, выданных до дня вступления Закона в силу.

Объекты проверки

В рамках исполнения государственной функции Рособрнадзор осуществляет надзор по следующим вопросам:

государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;

государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях;

лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация образовательных учреждений;

подтверждение документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.

Порядок и сроки проведения мероприятий по надзору

При проведении проверок Рособрнадзор руководствуется Федеральным законом от 08.11.2010 № 293-ФЗ. По данному закону проверки могут проводиться в плановом и внеплановом порядке. В свою очередь эти проверки делятся на документарные (камеральные) и выездные.

Плановые и внеплановые проверки

Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 утверждены сроки и периодич­ность проведения плановых проверок. В частности, там указано, что органы, осуществляющие контроль за лицензированием образования, могут проводить проверки не чаще чем 1 раз в 2 года. Мероприятия по надзору в образовательных учреждениях проводятся в плановом и внеплановом порядке. Срок проведения проверок не может превышать 20 рабочих дней.

Плановая проверка

Плановая проверка проводится в соответствии с планом-графиком надзора, который составляется с учетом:

даты проведения последней проверки данной организации;

поручений органов государственной власти в соответствии с их компетенцией;

выявленных нарушений за предшествующий 5-летний период, полноты и своевременности их устранения.

При проведении выездной проверки не позднее чем за 5 рабочих дней до ее начала в организацию по почте или факсимильным сообщением направляется уведомление о проведении проверки с приложением плана-задания проверки.

Внеплановая проверка

Основаниями для принятия решений о проведении внеплановых проверок являются:

■поступление жалоб на действия (бездействие) организаций, связанные с невыполнением ими обязательных требований, получение иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений;

■проверка исполнения предписаний.

О проведении внеплановой проверки руководителя образовательного учреждения должны предупредить не менее чем за 24 часа до начала проверки.

В ходе проверки председатель и члены комиссии по проверке в соответствии с планом-заданием проверки:

запрашивают у уполномоченных должностных лиц и иных работников образовательного учреждения документы и иные материалы, а также устные и письменные объяснения по вопросам, подлежащим проверке, и проводят рассмотрение указанных материалов;

проводят беседы с работниками образовательного учреждения, обучающимися, воспитанниками, их родителями (законными представителями) по вопросам, подлежащим проверке.

Беседы с обучающимися, воспитанниками должны проводиться в присутствии их родителей (законных представителей).

Выездные и документарные (камеральные) проверки

Инспекторы имеют право проводить проверки в образовательных организациях по вопросам полноты и качества осуществления образовательных услуг.

Мероприятия по надзору проводятся в форме выездных (инспекционных) и камеральных проверок.

выездных (инспекционных) проверок проводятся на основании приказа Рособрнадзора по месту нахождения образовательных учреждений и осуществляются комиссией по проверке, создаваемой Рособрнадзором.

Мероприятия по надзору в форме камеральных проверок проводятся на основании распоряжения Рособрнадзора по месту нахождения проверяющего органа посредством изучения имеющихся и представленных организациями и другими лицами документов и иных сведений. Такие проверки могут осуществляться комиссией или одним специалистом Рособрнадзора, назначенным в качестве проверяющего.

Комиссия по проверке формируется из специалистов Рособрнадзора с включением, при необходимости, в ее состав квалифицированных экспертов.

Что должно быть указано в приказе или распоряжении?

В приказе или распоряжении Рособрнадзора указываются:

номер и дата приказа или распоряжения о проведении проверки;

состав комиссии по проверке с указанием фамилий, имен, отчеств и должностей ее членов, или фамилия, имя, отчество и должность проверяющего;

наименование организации, в отношении которой проводится проверка;

цели, задачи и предмет проверки;

правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

дата начала и окончания проверки.

В распоряжении Рособрнадзора указывается также перечень документов, запрашиваемых у организации, по вопросам, подлежащим проверке, и срок их представления. Приказом (распоряжением) Рособрнадзора утверждается также план-задание проверки.

С чего начинается проверка?

Перед началом проверки председатель комиссии (проверяющий) должен:

провести совещание с руководством проверяемой организации, в ходе которого он представляет состав комиссии и информирует о порядке ее работы;

ознакомить руководство проверяемой организации с правами и обязанностями организации при проведении проверки;

выяснить все существенные обстоятельства, касающиеся предмета проверки;

запросить (если это нужно) необходимые для работы комиссии документы, информационно-справочные и иные материалы, организовать их получение.

Что должен делать руководитель?

Руководитель проверяемой организации (уполномоченное им лицо) должен:

■организовать по требованию председателя комиссии (проверяющего) встречу членов комис­
сии с руководителями основных подразделений

и иными работниками проверяемой организации, обучающимися (воспитанниками) и их родителя­ми (законными представителями);

предоставить членам комиссии (проверяющему) на срок проведения проверки отдельное служебное помещение, обеспечивающее сохранность документов, оборудованное необходимой мебелью, компьютерами (с программным обеспечением, согласованным с председателем комиссии), организационно-техническими средствами, в том числе средствами связи;

своевременно представить по письменному запросу председателя комиссии (проверяющего) и в установленный им срок все необходимые для достижения целей проверки документы (справки, письменные объяснения и иные материалы), заверенные копии документов как на бумажном, так и на магнитном (по возможности) носителе;

дать устные и письменные объяснения по существу предмета проверки;

обеспечить доступ к информационным ресурсам автоматизированных систем, используемых в деятельности организации, в режиме «только для чтения».

Оформление результатов проверки

По завершении выездной проверки председатель комиссии производит соответствующую запись в имеющемся в организации журнале учета мероприятий по контролю (надзору) (о том, как выглядит журнал учета, см. в первом номере журнала). Если в ходе проверки выявлено отсутствие в организации такого журнала, в акте о результатах проверки делается запись об этом.

Письмом Минэкономразвития от 9.02.2010 № Д05-315 установлено, что Рособрнадзор обязан по результатам проводившихся проверок составлять акты проверок по форме, установленной Приказом № 141 от 30.04.2009 (образец акта - в первом номере журнала).

В акте о результатах проверки дается вывод комиссии по проверке по результатам проведения мероприятия по надзору:

о выявлении нарушений законодательства в деятельности образовательного учреждения;

об установлении факта исполнения или неисполнения предписания.

Акт о результатах проверки подписывается председателем комиссии по проверке и членами комиссии по проверке. Член комиссии по проверке имеет право на запись особого мнения в акте проверки.

Рособрнадзор по результатам проверки может выдавать обязательные для исполнения предписания организациям:

об устранении выявленных нарушений;

о привлечении должностных лиц к ответственности, установленной законодательством;

об отстранении должностных лиц от должности.

Выдача предписания, его исполнение и последствия неисполнения

Предписание подписывается руководителем (заместителем руководителя) Рособрнадзора и направляется образовательному учреждению по почте с уведомлением о вручении.

Организация, которой было выдано предписа­ние, должна исполнить его в установленный срок и представить в Рособрнадзор отчет о результатах исполнения предписания с приложением копий документов, подтверждающих исполнение указан­ных в предписании требований.

В случае неисполнения предписания об устранении нарушений руководитель (заместитель руководителя) Рособрнадзора может принять решение о выдаче предписания о привлечении должностного лица (должностных лиц) образовательного учреждения к ответственности, установленной законодательством РФ.

Виды ответственности

В отношении нарушителя могут быть приняты следующие меры воздействия:

1) приостановление действия лицензии полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам;

2) аннулирование лицензии;

3) приостановление действия свидетельства о государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам;

4) лишение свидетельства о госаккредитации;

5) штраф и дисквалификация должностных лиц (в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях).

Административная ответственность за нарушение законодательства в сфере образования

Нарушение

Размер штрафа

Норма

Нарушение или незаконное ограничение права на получение общедоступного и бесплатного образования, незаконные отказ в приеме в образовательное учреждение либо отчисление из учреждения

П. 1 ст. 5.57 КоАП РФ

То же действие, совершенное должностным лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное административное правонарушение

Дисквалификация на срок от одного года до двух лет (для должностных лиц)

П. 3 ст. 5.57 КоАП РФ

Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством РФ в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных учреждений либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод

От 10 000 до 30 000 руб. (для должностных лиц). От 50 000 до 100 000 руб. (для юридиче­ских лиц)

П. 2 ст. 5.57 КоАП РФ

Нарушение требований к ведению образовательной деятельности - ведение данной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушение правил оказания платных образовательных услуг

От 30 000 до 50 000 руб. (для должностных лиц). От 100 000 до 200 000 руб. (для юридических лиц)

П. 1 ст. 19.30 КоАП РФ

Реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного про­цесса, незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации

От 20 000 до 40 000 руб. (для должностных лиц). От 50 000 до 100 000 руб. (для юридических лиц)

П. 2 ст. 19.30 КоАП РФ

Выдача образовательными организациями, не имеющими госаккредитации, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации либо выдача образовательными организациями, имеющими госаккре­дитацию, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по образовательным про­граммам, не прошедшим госаккредитации

50 000 руб. или дисквалификацияна срок от шести месяцев до одного года (для должностных лиц). От 100 000 до 500 000 руб. (для юридических лиц)

П. 3 ст. 19.30 КоАП РФ

Умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и предусмотренных законодательством РФ в области образования олимпиад школьников. Нарушение порядка проведения государственной (итоговой) аттестации

От 3000 до 5000 руб. (для граждан). От 20 000 до 40 000 руб. (для должностных лиц). От 50 000 до 200 000 руб. (для юридических лиц)

П. 4 ст. 19.30 КоАП РФ

Нарушение порядка приема в образовательную организацию

От 10 000 до 30 000 руб. (для должностных лиц). От 50 000 до 100 000 руб. (для юридических лиц)

П. 5 ст. 19.30 КоАП РФ

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа государственного контроля (надзора), воспрепятствование осуществлению этим лицом служебных обязанностей

Предупреждение или штраф от 500 до 1000 руб. (для граждан).„ От 1 000 до 2 000 руб. (для должностных лиц)

П. 1 ст. 19.4 КоАП РФ

Невыполнение в установленный срок предписания (постановления, решения) органа (должностного лица), осущест­вляющего государственный контроль, об устранении нарушений законодательства

От 300 до 500 руб. (для граждан). Дисквалификация на срок до трех лет либо штраф от 1 000 до 2 000 руб. (для должностных лиц). От 10 000 до 20 000 руб. (для юридических лиц)

П. 1 ст. 19.5 КоАП РФ

Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонаруше­ния

От 300 до 500 руб. (для должностных лиц)

Ст. 19.6 КоАП РФ

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (инфор­мации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности. А также представление этих сведений в неполном объеме или искаженном виде, за исключением случаев, оговоренных КоАП РФ

От 100 до 300 руб. (для граждан). От 300 до 500 руб. (для должностных лиц). От 3000 до 5000 руб. (для юридических лиц)

Ст. 19.7 КоАП РФ

Правовые нормы привлечения к ответственности

Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ, а дела об административных правонарушениях в сфере образования рассматривают судьи.

Приказом Рособрнадзора от 18.12.2009 № 2355 утвержден перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статей 5.57, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Обжалование действий Рособрнадзора

Действия (бездействие), решения должностных лиц Рособрнадзора могут быть обжалованы:

вышестоящему должностному лицу Рособрнадзора;

министру (заместителю министра) образования и науки РФ;

в судебном порядке.

Обращение подается в письменной форме и должно содержать:

при подаче обращения физическим лицом - его фамилию, имя, отчество, при подаче обращения юридическим лицом - его наименование;

почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;

наименование государственного органа,

в который направляется письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;

суть заявления или жалобы;

при подаче обращения физическим лицом - личную подпись физического лица, при подаче обращения юридическим лицом - подпись руководителя (заместителя руководителя) юридического лица;

■ дату.

К обращению могут быть приложены копии документов, подтверждающих изложенную в обращении информацию. Срок подачи жалобы должен быть указан в решении о привлечении к ответственности.

Письменный ответ должен быть направлен автору обращения не позднее 30 дней со дня реги­страции письменного обращения в Рособрнадзоре или в Минобрнауки России.

Нормативно-правовые документы

1. Кодекс об административных правонарушениях РФ.

2. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

3. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679 (ред. от 02.10.2009) «О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 300 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2007 № 116 «Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования».

7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.01.2009 № 9 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации».

8. Приказ Минобрнауки РФ от 21.01.2009 № 8 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению надзора за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам полномочий Российской Федерации в области образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации».

9. Приказ Минобрнауки РФ от 22.08.2008 № 242 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению контроля качества образования (в части федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации)».

10. Приказ Минобрнауки РФ от 22.08.2008 № 243 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению надзора за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования ».

11. Письмо Рособрнадзора от 04.07.2008 № 01-298/09-01 «О направлении методических рекомендаций по проведению камеральных проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими функции по надзору и контролю в сфере образования».

12. Приказ Рособрнадзора от 04.06.2008 № 1238 «Об утверждении форм актов о результатах проверок».

13. Постановление Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».

14. Приказ Рособрнадзора от 18.12.2009 № 2355 «Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушения».

15. Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».

Из официальных источников

Пресс-служба Рособрнадзора сообщает, что в 2010 году Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки проводила проверки по лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений.

Процедуру лицензирования прошли 897 образовательных учреждений, научных организаций и филиалов по 20 316 образовательным программам, 1200 образовательных учреждений - по 7970 новым образовательным программам. Было выдано 1207 лицензий и 1303 приложений к ним, а также приостановлено действие 2 лицензий.

Также Рособрнадзором было организовано 1027 процедур аккредитации образовательных учреждений и научных организаций по 9578 образовательным программам и 977 процедур аккредитации по 2554 новым образовательным программам.

О проведении проверки школы

Департаментом контроля и надзора в области образования.

Хроника событий

Ю. В. ЛЪШНА,

директор МОУ «Ворошиловская ООШ»

Полтавского района Омской области

Должность руководителя предполагает огромную ответственность за все образо­вательное учреждение: педагогический коллектив, учеников, а самое главное - за исполнение требований законодательств Российской Федерации в области образования. Довольно часто в образовательных учреждениях проводятся различные проверки с целью контроля (надзора) за соблюдением законодательства. Контролю подвергается:

■ основная деятельность образовательного учреждения (учебная, воспитательная, научная);

его хозяйственная (материально-техническая) деятельность;

финансовая деятельность (включая платные образовательные услуги);

соблюдение трудового законодательства;

соблюдение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии и др.

Контроль и надзор за исполнением законодательства РФ и контроль качества образования и подготовки выпускников осуществляет Рособрнадзор. О том, как проходила проверка Рособрнадзора в наглей школе, хочется рассказать коллегам.

О проверке отдела контроля качества образования департамента контроля и надзора в области образования, лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений Омской области Министерства образования Омской области, которая пройдет сентябре 2010 года, я узнала еще в феврале, на совещании директоров в Комитете образования.

За 10 дней до проверки в школу позвонил главный специалист отдела и сообщил о том, что с 6 по 10 сентября будет проведена плановая тематическая документарная проверка деятельности школы.

Распоряжение о проведении проверки и запрос о предоставлении документов были получены по почте. В Распоряжении были указаны:

его номер, дата издания и наименование органа государственного контроля;

фамилия, имя, отчество и должность лиц, уполномоченных на проведение мероприятий по контролю;

даты начала и окончания проверки и перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

Также в Распоряжении были отражены цели, задачи и предмет проводимого контроля, а также правовые основания их проведения, в т. ч. нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке.

Так, нам предстояло пройти плановую тематическую документарную проверку соответствия деятельности школы требованиям законодательства Российской Федерации в области образования о проведении промежуточной и государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы начального общего и основного общего образования. В запросе о предоставлении документов для проведения плановой тематической документарной проверки просили предоставить следующие документы:

1) копию лицензии на образовательную деятельность;

2) копию свидетельства о государственной регистрации образовательного учреждения;

3) копию приказа о назначении директора учреждения;

4) устав учреждения (с изменениями и дополнениями);

5) учебные планы на 2008/2009 и 2009/2010 учебные годы;

6) локальные акты учреждения, регламентирующие организацию и проведение промежуточной и государственной (итоговой) аттестации выпускников;

7) классные журналы 4-х, 8-х, 9-х классов за 2008/2009 учебный год, 1-х, 5-х, 9-х классов за 2009/2010 учебный год;

8) календарно-тематические планы по предметам федерального компонента учебного плана учреждения;

9) экзаменационные материалы для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов;

10) аналитические материалы по результатам контроля промежуточной и итоговой аттестации и выполнению программ за 2008/2009 и 2009/2010 учебные годы;

11) приказы (книги приказов) по обучающимся и основной деятельности за 2009 и 2010 годы;

12) протоколы педагогических и методических советов с сентября 2008 года;

13) план работы учреждения за 2009/2010 учебный год;

14) календарный учебный график (режим работы образовательного учреждения) за 2009/2010 учебный год.

Также было указано, что в срок до 7 сентября необходимо предоставить вышеперечисленные документы в Департамент.

Шестого сентября я отвезла документы в отдел контроля качества образования и сдала их специалисту, уполномоченному произвести проверку. Уже 10 сентября он пригласил меня для подписания Акта о результатах плановой тематической документарной проверки деятельности школы, который был составлен в 2 экземплярах. В акте указывались сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, их характере.

Через 10 дней по почте было прислано Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, в нем был указан срок (до 25 ноября), к которому необходимо представить отчет об исполнении предписания и устранении нарушений, выявленных в ходе проверки, с приложением заверенных копий подтверждающих документов. После того как я к указанному сроку отправила отчет об исполнении предписания, по почте было прислано Уведомление о рассмотрении отчета, в котором сообщалось, что предписание считается исполненным.

Анализируя ход проверки, я установила, что она проходила в строгом соблюдении Методических рекомендаций по выездным и камеральным проверкам, которые приведены в письмах Рособрнадзора от 04.06.2008 № 01-251/09-01 и от 04.07.2008 № 01-298/09-01.