Основные угрозы безопасности российской федерации. Угрозы национальной и экономической безопасности

Российской Федерации

Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально - политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.

В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно - технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно - сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

Ослабление научно - технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно - технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.

Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно - технологических и транспортных связей, финансово - банковской, кредитной и налоговой систем.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально - экономическому укладу Российской Федерации.

Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.

Единое правовое пространство страны размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях.

Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально - политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно - нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.

Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.

Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально - техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.

Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.

Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.

Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения.

Углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний.

Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами:

стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;

опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;

укрепление военно - политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;

возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;

распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;

ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;

возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств;

притязания на территорию Российской Федерации.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско - Тихоокеанском регионе.

Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.

Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере.

Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.

Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.

Активизируется деятельность на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций.

Усилению негативных тенденций в военной сфере способствуют затянувшийся процесс реформирования военной организации и оборонного промышленного комплекса Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы. На современном этапе это проявляется в критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, в крайней остроте социальных проблем и приводит к ослаблению военной безопасности Российской Федерации в целом.

Угрозы национальной безопасности и интересам Российской Федерации в пограничной сфере обусловлены:

экономической, демографической и культурно - религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию;

активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций.

Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно - энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ.

В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.

В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.

Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.

Единое правовое пространство страны размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях.

Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.

Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.

Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.

Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.

Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.

Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения.

Углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний.

Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами:

стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;

опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;

укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;

возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;

распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;

ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;

возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств;

притязания на территорию Российской Федерации.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.

Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере.

Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.

Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.

Активизируется деятельность на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций.

Усилению негативных тенденций в военной сфере способствуют затянувшийся процесс реформирования военной организации и оборонного промышленного комплекса Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы. На современном этапе это проявляется в критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, в крайней остроте социальных проблем и приводит к ослаблению военной безопасности Российской Федерации в целом.

Угрозы национальной безопасности и интересам Российской Федерации в пограничной сфере обусловлены:

экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию;

активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций.

Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ.

В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ИНСТИТУТ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Политический процесс и политические отношения в современной России»

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации

гр. ПЛ-08-01 ­­­­­­­­­­­­­­­­­­ _________________ К.Ю.Гареева

Преподаватель _________________В.А.Бурлаков

Владивосток 2010

Введение………………………………………………………………………………...…..3

1 Национальная безопасность России ……………………………………………………....4

2 Угрозы национальной безопасности Российской Федерации…………………………...6

2.1 Угрозы в экономической сфере……………………………………………….…….6

2.2 Угрозы в социальной сфере……………………………………………………..…..7

2.3 Угрозы в международной сфере…………………………………………………….8

2.4 Угрозы в информационной сфере…………………………………………………..9

2.5 Угрозы в военной сфере…………………………………………………………....10

3. Противодействия угрозам национальной безопасности Российской Федерации…... 12

Заключение…………………………………………………………………………………14

Список используемых источников……………………………………………………….15

Введение

В то же время следует отметить, что понятие "национальная безопасность" является одной из самых спорных категорий в отечественной и зарубежной теории международных отношений и других общественных науках.

В зависимости от парадигмы теории международных отношений или политико-идеологических преференций того или иного ученого подходы к трактовке понятий "национальная безопасность", "угрозы национальной безопасности", "обеспечение национальной безопасности", сильно различаются. Нет единого мнения и в вопросах выработки стратегии и концепции национальной безопасности .

Российской теории международных отношений было особенно сложно разрабатывать такую категорию, как "национальная безопасность", ибо в постсоветский период не только произошла смена научной парадигмы, но и страна в целом находится в процессе поиска своей новой идентичности, включая ее внешнеполитическую составляющую.

Понятие национальной безопасности на сегодняшний день еще не исследовано в полной мере в науке. И здесь, надо признать, существует значительная задолженность научной мысли перед обществом и государством. В течение длительного периода времени национальная безопасность в нашей стране отождествлялась с государственной безопасностью. Это объективно сужало ее прикладное пространство, за пределами которого оказывались безопасность народа, гражданского общества, интересов личности, семьи, различных социальных групп. Ныне же главными субъектами национальной безопасности признаны общество и человек, и последняя рассматривается через призму их интересов .

Стране, где до сих пор не достигнуто национальное согласие по таким базовым параметрам, как "вектор развития", "социальный идеал", "модели экономической и политической систем", "национальные интересы" и пр., сложно определить, какие угрозы и вызовы национальной безопасности действительно существуют, а какие являются мифом или предрассудками, унаследованными от прошлого или порожденных настоящим .

1. Национальная безопасность Российской Федерации

Национальная безопасность - это социально-философская категория, в основе которой, с точки зрения ученых, должно находиться устойчивое социальное развитие, обеспечивающее человеку достойную жизнь. Именно при таком подходе она будет защищать среду существования, интересы личности и общества, нравственные и духовные ценности. Именно при таком подходе она будет услышана, понята и поддержана самыми широкими слоями населения, станет общенациональным делом .

Для более глубокого понимания сути проблемы следует выяснить, что следует понимать под национальной безопасностью. В современном языке слово "национальный" используется для обозначения всего, что имеет отношение к государству - равно как и известные всем нам словосочетания "национальные интересы", "национальный бюджет", "национальный долг", и т.п.

Безопасность в широком смысле слова - это, по мнению специалистов, "система условий и факторов, в которой страна и общество органично функционируют и развиваются по своим внутренним законам, делегируя управлению право стимулировать положительные сдвиги и тенденции, а также корректировать негативные отклонения, ограждая при этом страну от угроз внешней среды" .

Принято считать, что основу национальной безопасности составляет физическое выживание общества, сохранение суверенитета и территориальной целостности страны, высокий уровень дееспособности перед лицом внешних угроз, обеспечение гражданам необходимых условий для нормальной жизни и развития. Национальная безопасность имеет политический, экономический, военный, социальный, правовой, информационный и духовно-нравственный аспекты .

Военная безопасность - состояние вооруженных сил и их конкретных видов, позволяющих им гибко и своевременно реагировать и пресекать внешние угрозы военно-силового характера, поддерживать определенный баланс сил и место страны на международной арене. Предполагает наличие у национальных вооруженных сил оптимальной структуры, а также количественных и качественных характеристик.

Экономическая безопасность - состояние экономики страны и ее различных систем (финансовой, банковской, инвестиционной, налоговой и др.), предполагающее ее способность обеспечивать минимально необходимый объем национального продукта, необходимого для ее самостоятельного выживания и развития. Одновременно состояние защищенности стратегических хозяйственных ресурсов страны от воздействия и контроля со стороны враждебных и криминальных сил, состояние надежной обеспеченности базовых экономических прав и свобод граждан.

Правовая безопасность означает безусловное соблюдение правовых норм как рядовыми гражданами, так и органами власти, гарантированную реализацию всей совокупности прав и обязанностей, установленных действующим законодательством.

Политическая безопасность - неприкосновенность национального суверенитета страны, недопустимость давления на нее и грубого вмешательства в ее дела со стороны внешних сил. Одновременно прочность государственного и конституционного строя страны, обеспечивающие эффективное функционирование ее политической системы и всех ее институтов в интересах большинства граждан .

Социальная безопасность - состояние общества, предполагающее реализацию в нем основополагающих принципов социальной справедливости, обеспечение гражданам страны базового набора социальных благ и высоких жизненных стандартов. Все это, взятое в совокупности, является фундаментом общественной стабильности.

Информационная безопасность - состояние надежной защищенности культурного достояния страны, интеллектуальной собственности хозяйствующих субъектов и граждан, а также специальных сведений, составляющих государственную и профессиональную тайну. В более широком смысле - пресечение неблагоприятного информационно-пропагандистского воздействия на граждан страны, связанного с распространением идей, враждебных интересам государства, традициям национальной культуры и правопорядка .

Духовно-нравственная безопасность - состояние защищенности общественного сознания и морального здоровья нации, ее традиционных, духовных ценностей и уклада жизни от внешних неблагоприятных влияний. Предполагает поддержку государственной властью нравственных норм, традиционных конфессий и традиций национальной культуры .

2 Угрозы национальной безопасности Российской Федерации

2.1 Угрозы в экономической сфере

Одна из основных угроз национальной безопасности России - кризисное состояние экономики. Оно имеет комплексный характер и обусловливается, прежде всего, резким сокращением производства, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, снижением инновационной и инвестиционной активности и научного потенциала, стагнацией аграрного сектора, расстройством платежно-денежной системы, сужением доходной части федерального бюджета и ростом государственного долга.

Негативные проявления этих угроз характеризуются нарастанием вывоза за пределы России валютных запасов и капиталов, стратегически важных видов сырья, нерациональной структурой импорта, неразвитостью финансовой, организационной и информационной поддержки российского экспорта. При крайне неэффективном либо криминальном использовании хозяйствующими субъектами собственной прибыли расширяется процесс утечки интеллектуальной собственности и квалифицированных кадров из России, нарастает зависимость страны от иностранных производителей компьютерной, телекоммуникационной и другой высокотехнологичной техники .

Все это приводит к зависимости процесса воспроизводства и потребления от действий иностранных государств и их сообществ, потере Россией своей экономической, а, следовательно, и политической самостоятельности.

В прямой зависимости от уровня развития экономики находится угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации. Для России эта угроза нарастает за счет преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий и их высокой ресурсоемкости, отсутствия либо ограниченного использования природосберегающих технологий. Также усиливается тенденция использования территории России в качестве места захоронения радиоактивных материалов, ядовитых химических, других высокотоксичных и опасных для окружающей среды материалов и веществ; размещения на российской территории вредных производств .

Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

2.2 Угрозы национальной безопасности в социальной сфере

Негативные процессы в экономической сфере приводят к кризису в социальной сфере. Дестабилизация уровня жизни, повышение уровня бедности и имущественная дифференциация населения, бесконтрольное расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу необеспеченных граждан ведет к нарастанию социальной напряженности, еще одной угрозе национальной безопасности.

Нарастание негативных проявлений в социальной сфере снижает интеллектуальный и производительный потенциал России, ведет к сокращению численности населения, утрате основных источников духовного и экономического развития, а, кроме того, в условиях определенного ослабления государственной власти, потери ее авторитета как гаранта обеспечения прав и свобод граждан провоцирует общественные потрясения и может стать основой для формирования авторитарно-тоталитарного политического режима.

Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции .

Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.

Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ .

Одними из главных угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации являются возникновение масштабных эпидемий и пандемий, массовое распространение ВИЧ-инфекции, туберкулеза, наркомании и алкоголизма, повышение доступности психоактивных и психотропных веществ .

Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации оказывают низкие эффективность системы медицинского страхования и качество подготовки и переподготовки специалистов здравоохранения, недостаточный уровень социальных гарантий и оплаты труда медицинских работников и финансирования развития системы высокотехнологичной медицинской помощи, незавершенность формирования нормативной правовой базы здравоохранения в целях повышения доступности и реализации гарантий обеспечения населения медицинской помощью .

Главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются засилие продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев, а также противоправные посягательства на объекты культуры.
Негативное воздействие на состояние национальной безопасности в сфере культуры усиливают попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории, пропаганда образа жизни, в основе которого - вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость.

Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества – семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения .

Продолжающееся разрушение единого духовного пространства России, экономическая дезинтеграция и социальная дифференциация провоцируют усиление напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя явную угрозу федеративному устройству Российской Федерации.

2.3 Угрозы в международной сфере.

Угрозы интересам безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются через попытки других держав противодействовать укреплению России как одного из влиятельных центров формирующегося многополярного мира. Это может привести к ослаблению российских позиций в важных для России регионах Европы, Ближнего Востока, Закавказья и Центральной Азии .

Угроза возникновения или обострения политических, этнических, экономических кризисов в странах СНГ, способных затормозить или разрушить процессы интеграции в Содружестве, приобретает для нашего государства особое значение. Российской Федерации крайне важно становление этих стран как дружественных, независимых, стабильных и демократических государств.

Серьезная угроза - распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, технологии их производства и средств доставки, прежде всего в сопредельных с Россией странах или близких к ней регионах. Нарастание этой угрозы требует принятия Россией, как самостоятельно, так и совместно с другими государствами, дополнительных мер по обеспечению своей безопасности .

Одновременно расширяется спектр угроз, связанных с международным терроризмом, в том числе с использованием ядерного и других видов оружия массового уничтожения.

Угрозой для России остается сохранение или создание крупными державами (их коалициями) мощных группировок вооруженных сил в прилегающих к ее территории регионах. Даже при отсутствии агрессивных намерений против России такие группировки создают предпосылки к стратегической нестабильности.

Превращение НАТО в доминирующую военно-политическую силу в Европе - угроза нового раскола континента, крайне опасного в условиях сохранения в Европе мобильных ударных группировок войск, ядерного оружия, а также недостаточной эффективности многосторонних механизмов поддержания мира .

2.4 Угрозы в информационной сфере

Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним .

По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды:

1) угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;

2) угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации;

3)угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов .

Угрозами конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России могут являться:

1)принятие федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области духовной жизни и информационной деятельности;

2)создание монополий на формирование, получение и распространение информации в Российской Федерации, в том числе с использованием телекоммуникационных систем;

3)противодействие, в том числе со стороны криминальных структур, реализации гражданами своих конституционных прав на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений;

4) неправомерное ограничение доступа граждан к открытым информационным ресурсам федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, к открытым архивным материалам, к другой открытой социально значимой информации;

5) манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации) .

Угрозами информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации могут являться: монополизация информационного рынка России, его отдельных секторов отечественными и зарубежными информационными структурами; блокирование деятельности государственных средств массовой информации по информированию российской и зарубежной аудитории; низкая эффективность информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации вследствие дефицита квалифицированных кадров, отсутствия системы формирования и реализации государственной информационной политики .

2.5. Угрозы в военной сфере

Угрозы безопасности Российской Федерации в собственно военной сфере кроются в незавершенности реформирования военной организации страны, сохраняющемся разрыве между политическими установками и их реализацией в военной и военно-технической сфере, недостаточном финансировании национальной обороны, неразработанности современных подходов к военному строительству .

Это проявляется в обострении социальных проблем в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, критически низком уровне оперативной и боевой подготовки войск (сил) и штабов, недопустимом падении степени укомплектованности войск (сил) образцами современного и перспективного вооружения и военной техники, в целом - снижением возможностей военной организации государства по гарантированной защите национальных интересов Российской Федерации .

Нарастает и расширяется угроза агентурного и оперативно-технического проникновения иностранных разведок в Россию. Объектами их деятельности становятся государственные органы власти и управления, политические партии, банковские учреждения, промышленные предприятия, научно-исследовательские организации, средства массовой информации. Последствиями этой деятельности могут стать усиление противодействия внешнеполитическому курсу России, подрыв экономики путем вовлечения в убыточные торгово-экономические сделки, нерациональное военно-техническое сотрудничество, развертывание НИОКР в тупиковых направлениях, втягивание России в региональные конфликты и дестабилизация ее внутриполитической обстановки.

Угрозами военной безопасности являются: политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах, путем развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы, стратегических вооружений в неядерном оснащении, формирования в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны и милитаризации околоземного космического пространства, способных привести к новому витку гонки вооружений, а также на распространение ядерных, химических, биологических технологий, производство оружия массового уничтожения либо его компонентов и средств доставки .

Негативное воздействие на состояние военной безопасности Российской Федерации и ее союзников усугубляется отходом от международных договоренностей в области ограничения и сокращения вооружений, а также действиями, направленными на нарушение устойчивости систем государственного и военного управления, предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, функционирования стратегических ядерных сил, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химической промышленности, других потенциально опасных объектов .

3. Противодействия угрозам национальной безопасности Российской Федерации

Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации .

Обеспечению национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан будут способствовать снижение уровня организованной преступности, коррупции и наркомании, противодействие преступным формированиям в легализации собственной экономической основы, достижение социально-политической стабильности и положительной динамики развития Российской Федерации, устойчивость финансово-банковской системы, расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы, доступность современного образования и здравоохранения, высокая социальная мобильность и поддержка социально значимой трудовой занятости, повышение квалификации и качества трудовых ресурсов, рациональная организация миграционных потоков.

Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу является энергетическая безопасность. Необходимыми условиями обеспечения национальной и глобальной энергетической безопасности являются многостороннее взаимодействие в интересах формирования отвечающих принципам Всемирной торговой организации рынков энергоресурсов, разработка и международный обмен перспективными энергосберегающими технологиями, а также использование экологически чистых, альтернативных источников энергии.
Основным содержанием энергетической безопасности являются устойчивое обеспечение спроса достаточным количеством энергоносителей стандартного качества, эффективное использование энергоресурсов путем повышения конкурентоспособности отечественных производителей, предотвращение возможного дефицита топливно-энергетических ресурсов, создание стратегических запасов топлива, резервных мощностей и комплектующего оборудования, обеспечение стабильности функционирования систем энерго и теплоснабжения .

Для противодействия угрозам в сфере науки, технологий и образования силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества осуществляют гражданское воспитание новых поколений в традициях престижа труда ученого и педагога, обеспечивают эффективность государственно-правового регулирования в области интеграции науки, образования и высокотехнологичной промышленности.

Укреплению национальной безопасности в сфере культуры будут способствовать сохранение и развитие самобытных культур многонационального народа Российской Федерации, духовных ценностей граждан, улучшение материально-технической базы учреждений культуры и досуга, совершенствование системы подготовки кадров и их социального обеспечения, развитие производства и проката произведений отечественной кинематографии, развитие культурно-познавательного туризма, формирование государственного заказа на создание кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов, а также использование культурного потенциала России в интересах многостороннего международного сотрудничества .

Российская Федерация реализует долгосрочную государственную политику в области национальной обороны путем разработки системы основополагающих концептуальных, программных документов, а также документов планирования, развития норм законодательного регулирования деятельности органов государственной власти, учреждений, предприятий и организаций реального сектора экономики, институтов гражданского общества в мирное и военное время, а также совершенствования сил и средств гражданской обороны, сетевой и транспортной инфраструктуры страны в интересах национальной обороны .

Заключение

Национальная безопасность в узком смысле слова предусматривает защиту общества от внешних угроз его суверенитету и независимости, территориальной целостности, жизни и правам граждан от посягательств на основы конституционного строя, на законность и правопорядок, на собственность государства и граждан, на другие экономические, политические, гражданские права и свободы членов общества. Однако успешное решение этих задач зависит от более широкого круга вопросов жизнедеятельности государства и общества. Наилучшие гарантии национальной безопасности - это создание таких условий экономического, социально-политического, нравственно-культурного развития общества, которые обеспечивают его стабильность и процветание, высокий моральный дух и благополучие граждан, максимум возможностей для творческой деятельности и самовыражения каждой личности .

В широком смысле слова национальная безопасность, наряду с оборонным, внешнеполитическим и охранно-правовым аспектами, включает аспекты экономический, социальный, экологический, нравственный, культурный .

Глубокая трансформация российского общества, исчезновение СССР и всей прежней системы союзнических связей, подорвали устои существовавшей ранее системы национальной безопасности, которая покоилась на военной мощи страны, военно-стратегическом паритете сил двух блоков, на мобилизационных возможностях КПСС и советского государства. Новая концепция национальной безопасности, которая принималась бы большинством российского общества, еще не сложилась. Пока идет трудный поиск. Он осуществляется в обстановке глубоких цивилизационных сдвигов, которые изменяют все сложившиеся представления о всеобщей и национальной безопасности, об их соотношениях.

В целом комплексная оценка угроз национальной безопасности Российской Федерации позволяет сделать вывод: в настоящее время главные угрозы ее безопасности лежат во внутриполитической, экономической, социальной, духовной сферах и носят преимущественно невоенный характер. Качественно новый характер отношений с ведущими государствами мира и минимальная вероятность развязывания против России крупномасштабной войны в обозримой перспективе, при сохранении Россией ядерного потенциала сдерживания, позволяют перераспределить ресурсы государства и общества для решения в первоочередном порядке острых внутренних проблем безопасности.

Список используемых источников

1. Сергунин А.А. Российская внешнеполитическая мысль: национальная и международная безопасность / А.А. Сергунин // Монография.Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н. А. Добролюбова, 2003.- Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/174657

2. Виноградов А.В. Проблемы национальной безопасности /А.В.Виноградов [Электронный ресурс] / Право и безопасность.- Электрон. журн.- 2003.-№ 1-2 (6-7).- Режим доступа: http://dpr.ru/pravo/pravo_5_26.htm

3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 [ Электронный ресурс] / Совет Безопасности Российской Федерации.- Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html

4. Доктрина информационной безопасности российской федерации: утверждена Президентом Российской Федерации В.Путиным 9 сентября 2000 г., № Пр-1895 [Электронный ресурс] /Совет Безопасности Российской Федерации.- Режим доступа:http://www.scrf.gov.ru/documents/5.html

5. Абдулатипов Р. О федеративной и национальной политике Российской Федерации на современном этапе / Р. Абдулатипов [Электронный ресурс] / Этнопанорама.- Электрон. журн.- 2001.- 323045.- Режим доступа: http://viperson.ru/wind.php?ID=323045&soch=1

POLITICAL SCIENCE | Juvenis scientia 2016 № 2

СОВРЕМЕННЫЕ УГРОЗЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. Э. Кочетков*

Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина Россия, 390000, г. Рязань, ул. Свободы, 46 * email: [email protected]

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации - один из важнейших документов стратегического планирования. Именно он определяет порядок действий и меры по обеспечению безопасности, в том числе государственной, страны. Обострение международной обстановки, произошедшее в последние годы, не могло не найти отражения в тексте документа такого рода. 31 декабря 2015 года указом президента была утверждена новая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. При сохранении набора стратегических национальных приоритетов как основных направлений, по которым выстраивается работа всех государственных органов власти Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности, список угроз государственной безопасности страны претерпел изменения, подробный анализ которых и был представлен автором статьи.

Ключевые слова: государственная безопасность, угрозы, стратегия национальной безопасности, терроризм, экстремизм, сепаратизм, шпионаж, коррупция.

MODERN THREATS OF THE RUSSIAN FEDERATION STATE SECURITY A. E. Kochetkov*

Ryazan State University named for S.Yesenin 46 Svoboda St., 390000, Ryazan, Russia * email: [email protected]

The National Security Strategy is one of the most important strategic planning documents. It determines the procedure and measures of the state security safeguarding. The international climate worsening must be reflected in this type of documents. The revised version of the National Security Strategy was ratified by the Decree of the President on Dec. 31, 2015. It upheld the set of strategic national priorities or directions of all public authorities activities in the field of security. At the same time the list of the state security threats has changed. The detailed analysis of this list is described in the article.

Keywords: state security, threats, national security strategy, terrorism, extremism, separatism, espionage, corruption.

За последние десятилетия ситуация на мировой арене изменилась до неузнаваемости - биполярное мировое устройство сменилось претензиями на однополярность, где главенствующее положение занимает одна сверхдержава. Не менее кардинальным образом изменился и расклад сил в мире, иными стали вызовы и угрозы безопасности, в том числе и государственной, Российской Федерации.

К ним Президент России Владимир Путин в декабре 2015 года, утвердив новую редакцию Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, отнёс :

Разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, наносящую ущерб национальным интересам;

Деятельность террористических и экстремистских организаций, направленную на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершения актов ядерного терроризма, нарушения безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;

Деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и между-

народных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленную на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование "цветных революций", разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

Деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанную с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми;

Деятельность, связанную с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, нанесения ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе;

Преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности;

Коррупцию;

Стихийные бедствия, аварии и катастрофы, в том числе связанные с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов инфраструктуры и возникновением пожаров.

Данная Стратегия, разработанная с учетом обострения международной обстановки, призвана заменить действовавшую до этого «Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Под угрозой безопасности

в целом в ней понимается «совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам» .

Разведывательная деятельность иностранных спецслужб не случайно рассматривается как одна из первоочередных внешних угроз безопасности Российской Федерации. И даже несмотря на то, что в последние годы характер такой деятельности и даже тактика её проведения претерпели существенные изменения, одно остаётся неизменным - интерес со стороны иностранных спецслужб к Росси есть, и даже более того

Растёт с каждым годом. Об этом свидетельствует статистика

Как отметил Президент страны Владимир Путин, выступая на коллегии ФСБ в марте 2015-го, в 2014-м году «была пресечена деятельность 52 кадровых сотрудников и 290 агентов иностранных спецслужб» . Для сравнения - в 2013-м году Федеральной службой безопасности были выявлены «46 кадровых сотрудников спецслужб иностранных государств и 258 агентов» . В 2012-м российской контрразведкой и вовсе были задержаны «30 иностранных шпионов» .

Активные усилия вкладываются иностранными спецслужбами в вербовку российских граждан, причем как за границей, так и на территории Российской Федерации. Действующее уголовное законодательство в связи с этим разделяет понятия «шпионаж» и «государственная измена». Если под первым подразумевается «передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства» , то «государственная измена» - не что иное, как шпионаж, совершенный именно гражданином Российской Федерации.

Вербовку граждан, в том числе и Российской Федерации, активно используют в качестве инструмента для пополнения своих рядов международные террористические организации, в частности, запрещенное в России «Исламское государство» (ИГИЛ), «Аль-Каида», «Джабхат-ан-Нусра» . Во многом именно этим обусловлена российская превентивная операция в Сирии.

Не так давно потрясшую весь мир террористическую атаку пережила Франция , теракт - причина катастрофы российского самолета А321 в Египте , да и в целом в последние годы понятия «терроризм», «террорист», «террористический акт» можно чуть ли не ежедневно встретить в различных средствах массовой информации. Современный терроризм приобретает все более разнообразные формы и все более угрожающие масштабы, он давно вышел на наднациональный уровень. За последние десятилетия международный терроризм стал самым опасным и труднопрогнозируемым явлением, самым страшным вызовом глобальной безопасности, порождающим страх и беспокойство людей за свое настоящее и будущее. Ежегодно от рук террористов гибнут тысячи, причем количество террористических актов растет, и именно многочисленностью жертв террористов и огромным материальным ущербом, наносимым террором, вызвана озабоченность мирового сообщества ростом террористической активности.

Рост преступлений террористического характера фиксируется и на территории Российской Федерации. Обратимся к порталу правовой статистики Генеральной прокуратуры Рос-

сийской Федерации . Только с января по сентябрь 2015-го года на территории страны зафиксировано 1144 преступления террористического характера, к которым относят террористические акты, вовлечение в совершение преступлений террористического характера, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма, захват заложников, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, организация незаконного вооруженного формирования либо участие в нем. Чуть меньше, а именно 1127 преступлений, было зафиксировано за весь 2014-й, в 2013-м таких преступлений было «всего» 661. По сути всего за 6 лет статистических наблюдений по этому показателю количество преступлений террористического характера выросло в 2 раза.

География таких преступлений также имеет ярко выраженную направленность - подавляющее большинство терактов происходит на территории республик Северного Кавказа. В первую очередь это Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская и Чеченская Республики. На территории первой, к примеру, с января по сентябрь 2015-го года зарегистрировано 505 преступлений террористической направленности. В Рязанской области, для сравнения, за тот же период - 2, в городе Москве - 18. В целом стоит отметить, что после отмены режима контртеррористической операции в Чеченской Республике 16 апреля 2009 года, официально завершившей Вторую чеченскую войну, мир в регионе не наступил - конфликт продолжается, и более того, налицо признаки его эскалации на всю территорию Северного Кавказа.

Нельзя назвать положительной и статистику по выявлению лиц, совершивших преступления террористического характера. При общем росте количества преступлений такого рода, количество человек, зарегистрированных правоохранительными органами как совершившие их, в последние годы относительно статично и ежегодно составляет в среднем 400500 человек .

Все это позволяет отнести терроризм не только к угрозам государственной безопасности Российской Федерации, но и к одной из главных угроз безопасности человечества в целом.

В качестве еще одной, в чем-то не менее опасной, угрозы государственной безопасности России в Стратегии отмечается экстремистская деятельность различных организаций и структур, чья цель - дестабилизация внутриполитической ситуации в стране, а также нарушение её единства и территориальной целостности.

Среди основных понятий Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» четкого определения термина «экстремизм» нет. Законодательно устанавливается лишь перечень деяний, которые следует относить к «экстремистской деятельности». К примеру, «насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации», «возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни», тот же терроризм и его публичное оправдание и так далее .

Обратимся к Резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1344 (2003) «Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе», определяющей экстремизм как «форму политической деятельности, явно или исподволь отрицающую принципы парламентской демократии и основанную на идеологии и практике нетерпимости, отчуждения, ксенофобии, антисемитизма и ультра-национализма» . Согласно ратифицированной в России Шанхайской конвенции от 15 июня 2001 года «О борьбе с тер-

POLITICAL SCIENCE | Juvenis scientia 2016 № 2

роризмом, сепаратизмом и экстремизмом» экстремизм

Это какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в этих целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке» .

В Российской Федерации сегодня наиболее опасен экстремизм религиозно-политический, в первую очередь, сторонников радикального течения ислама - ваххабизма, нетерпимых к инаковерующим и не признающим власти, отходящей от предписаний шариата. Их деятельность приобретает все более агрессивный характер, и что самое страшное - растет их численность. В 2013 году, по данным рабочей группы Института национальной стратегии, опубликованным в докладе «Карта этнорелигиозных угроз. Северный Кавказ и Поволжье», общая численность ваххабитов в России - около 700 тысяч человек . География распространения все та же

Территории Северного Кавказа, преимущественно Дагестан и Чечня.

Не менее опасным для государственной безопасности Российской Федерации может стать экстремизм националистический, то есть «радикальные, нетолерантные идеи и действия в отношении представителей иной народности, национальности, этнической группы» . Примеров различного рода межнациональных столкновений на территории России - множество. Самым ярким из них за последние годы стали, пожалуй, массовые беспорядки на Манежной площади в Москве 11 декабря 2010 года, вызванные гибелью футбольного болельщика в результате нападения группы выходцев с Северного Кавказа несколькими днями ранее. К слову, большую часть протестовавших, которых по данным ГУВД Москвы было около 5 тысяч человек , составили молодые люди в возрасте 14-20 лет, что позволяет говорить о таком явлении, как подростково-молодежный экстремизм. Объектом его, как правило, выступают национальные меньшинства, преимущественно неславянского этноса, а также представители различных молодежных субкультур.

В новой стратегии к угрозам государственной безопасности страны отнесена деятельность иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур и частных лиц, направленная на нарушение единства России и дестабилизацию в стране, включая инспирирование «цветных революций», что особенно актуально в контексте событий последних лет, от «Арабской весны» до смены власти на Украине.

Вновь обращаясь к порталу правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации, можно сделать неутешительный вывод - количество преступлений экстремистской направленности также растет . С января по сентябрь 2015-го года на территории Российской Федерации их зарегистрировано 1028. Для сравнения за весь 2009-й - 548. География распространения - в первую очередь, город Москва и Московская область, Республики Дагестан и Татарстан.

Одной из новелл Стратегии национальной безопасности стало признание деятельности, связанной с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идей экстремизма угрозой государственной безопасности Российской Федерации. Впрочем, работа в этом направлении велась и ранее - в 2014 году формулировки ст.ст. 280 и 282 Уголовного Кодекса Российской Федерации были дополнены словами «с использованием...

информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет"», по сути приравнивающими такими образом Интернет к СМИ. Обусловлено это в первую очередь тем, что распространение экстремистских идей во всемирной паутине, особенно в социальных сетях, представляет повышенную общественную опасность, так как охватывает значительную часть населения.

Деятельность различных транснациональных преступных организаций, занимающихся незаконным оборотом наркотических средств, с одной стороны следует рассматривать в тесной связи с вышеописанной деятельностью террористических группировок, поскольку та же наркоторговля, равно как и торговля оружием либо людьми, зачастую выступает главным источником финансирования террористической и другой криминальной активности. Впрочем, нельзя забывать и о том, что наркомания представляет угрозу и сама по себе -директор ФСКН Виктор Иванов отмечает, что «с конца 1980-х число наркоманов в России выросло почти в 150 раз и сейчас составляет более 7 миллионов человек» . В то же время главный психиатр-нарколог Минздрава России Евгений Брюн приводит куда более скромные цифры, а именно «700 тысяч зарегистрированных больных» . С учётом того, что далеко не все наркозависимые обращаются за медицинской помощью, проблема стоит гораздо острее, и счёт по-прежнему идёт на миллионы.

Разумеется, не случайно к угрозам государственной безопасности отнесена и коррупция. Пример Рязанской области как субъекта федерации в этом плане показателен - в 2015-м году вынесен приговор бывшему начальнику УГИБДД УМВД России по Рязанской области Александру Алфосову, его бывшему заместителю Валерию Вышинскому и бывшему заместителю начальника МРЭО УГИБДД Игорю Тесленко . Они были признаны виновными в совершении 34 преступлений, среди которых покушение на получение взятки, получение взятки и мошенничество. За получение взятки в особо крупном размере был осуждён экс-начальник УФСКН РФ по Рязанской области генерал-майор полиции Игорь Туровский . Возбуждены уголовные дела в отношении бывших заместителя министра сельского хозяйства Рязанской области Геннадия Ноздрина и первого заместителя Председателя Правительства Рязанской области Дмитрия Андреева . Они также обвиняются в получении взятки.

Разумеется, любые действия чиновников столь высокого уровня, направленные на удовлетворение личной заинтересованности в ущерб интересам службы, представляют угрозу государственной безопасности. Осложняет ситуацию латентный характер коррупционных преступлений и невозможность хотя бы относительно реальной оценки масштабов коррупции в стране.

Преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности по-прежнему рассматриваются в качестве угроз государственной безопасности Российской Федерации, однако, по сравнению с предыдущей редакцией Стратегии изъята формулировка «сохраняющийся рост» таких посягательств, что, вероятно, следует рассматривать как свидетельство её эффективности.

Не случайно появление в списке угроз государственной безопасности России стихийных бедствий, аварий и катастроф, в том числе связанных с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов инфраструктуры и возникновением пожаров. С момента принятия предыдущей редакции Стратегии их было немало. Это и ано-

мальная жара летом 2010 года, принесшая, по разным данным, ущерб экономике страны до 15 миллиардов долларов , не говоря уже о десятках тысяч человеческих жизней . Нельзя не вспомнить наводнение на Дальнем Востоке в 2013 году. Общий ущерб тогда составил более 527 миллиардов рублей, а пострадавшими были признаны около 190 тысяч человек . Наводнение в Краснодарском крае в 2012-м стало причиной гибели 171 человека, пострадали более 34 тысяч . Предотвратить стихийные бедствия такого масштаба, разумеется, невозможно, главной задачей государства в таких случаях становится максимально оперативная ликвидация их последствий и оказание помощи пострадавшим.

Таким образом мы рассмотрели и проанализировали угрозы государственной безопасности Российской Федерации, изложенные в Стратегии национальной безопасности от 31 декабря 2015 года. Приведённые выше статистические данные позволяют сделать вывод о том, что такой их список - не случаен, как не случайны в нём и изменения по сравнению с текстом предыдущей Стратегии. А значит именно от адекватной государственной политики в сфере обеспечения защищенности государства от этих угроз в целом зависит государственная безопасность Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".

2. «Путин сообщил о пресечении деятельности 52 иностранных разведчиков в России» [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Интерфакс» [Офиц. сайт]. URL: http://www. interfax.ru/russia/432385/

3. «Владимир Путин: в 2013 году в России пресечена деятельность 46 сотрудников спецслужб иностранных государств» [Электронный ресурс] // газета «Коммерсантъ» [Офиц. сайт]. URL: http:// www.kommersant.ru/doc/2447441/

4. «На расширенном заседании коллегии ФСБ подвели итоги работы спецслужб за 2012 год» [Электронный ресурс] // Первый канал [Офиц. сайт]. URL: http://www.1tv.ru/news/crime/226563/

5. Уголовный кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ.

6. «Путин: создав плацдарм в Сирии, террористы строят планы экспансии» [Электронный ресурс] // Российское агентство международной информации «РИА Новости» [Офиц. сайт]. URL: http://ria. ru/syria_chronicle/20151020/1305138788.html.

7. «Париж пережил самый крупный теракт за свою историю» [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Интерфакс» [Офиц. сайт]. URL: http://www.interfax.ru/world/479257/

8. «ФСБ признала катастрофу A321 терактом» [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Интерфакс» [Офиц. сайт]. URL: http://www.interfax.ru/russia/479712/

9. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс] // [Офиц. сайт]. URL: http://crimestat.ru/

10. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О противодействии экстремистской деятельности".

11. Резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1344 (2003) «Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе» [Электронный ресурс] // Совет Европы [Офиц. сайт]. URL: http://www.coe.int/T/r/Parliamentary_ Assembly/%5BRussian_documents%5D/%5B2003%5D/%5BSept_2 003%5D/Res%201344%20Rus.asp/

12. Федеральный закон от 10.01.2003 N 3-ФЗ "О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом".

13. Шанхайская конвенция от 15 июня 2001 года «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом».

14. «Карта этнорелигиозных угроз. Северный Кавказ и Поволжье» [Электронный ресурс] // Агентство политических новостей [Офиц. сайт]. URL: http://www.apn.ru/userdata/files/ethno/ Ethnodoc-new-full-sm.pdf

15. Баева Л.В. Молодежный экстремизм в современной России ОБЗОР. НЦПТИ. Выпуск № 5/2015. С. 16-21.

16. «ГУВД Москвы оценило численность митинговавших на Манежной в 5 тысяч человек» [Электронный ресурс] // Электронное периодическое издание «Лента.ру» [Офиц. сайт]. URL: http://lenta. ru/news/2010/12/11/numbers/

17. «Глава ФСКН насчитал в России 7 млн наркоманов» [Электронный ресурс] // Русская служба BBC [Офиц. сайт]. URL: http://www. bbc.c0m/russian/russia/2015/06/150626_drug_addicts_number/

18. «В Рязани вынесен приговор в отношении бывшего руководства регионального УГИБДД» [Электронный ресурс] // Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области [Офиц. сайт]. URL: http://ryazan.sledcom.ru/ news/item/995895/

19. «В Рязанской области вступил в силу приговор в отношении бывшего начальника областного антинаркотического ведомства осужденного за получение взятки в особо крупном размере» // Прокуратура Рязанской области [Офиц. сайт]. http://www. pr0krzn.ru/news/2015/2262/

20. «В Рязанской области расследуется уголовное дело в отношении областного заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия» // Генеральная Прокуратура Российской Федерации [Офиц. сайт]. http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/ news-845459/

21. «В отношении бывшего первого заместителя Председателя Правительства Рязанской области Дмитрия Андреева возбуждено новое уголовное дело» // Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области [Офиц. сайт]. http://ryazan.sledcom.ru/news/item/989521/

22. «Катаклизм с человеческим лицом» [Электронный ресурс] // Издательский дом Коммерсантъ [Офиц. сайт]. URL: http://www. kommersant.ru/doc/1658791/

23. «Жара 2010 года унесла 30 тысяч жизней россиян» [Электронный ресурс] // Российская газета [Офиц. сайт]. URL: http://www. rg.ru/2014/08/01/jara-site.html

24. «Наводнение на Дальнем Востоке в 2013 году» [Электронный ресурс] // Российское агентство международной информации «РИА Новости» [Офиц. сайт]. URL: http://ria.ru/ spravka/20140720/1016605356.html

25. «МЧС РФ подтверждает информацию о гибели 171 человека на Кубани» [Электронный ресурс] // Российское агентство международной информации «РИА Новости» [Офиц. сайт]. URL: http:// ria.ru/incidents/20120711/696898509.html

Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально – политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.

В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего, существенным сокращением внутреннего валового продукта, который в настоящее время еще не достиг уровня РСФСР 1990 г., снижением инвестиционной, инновационной активности и научно–технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно–сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках – продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости. До 40% продуктов питания ввозится из–за рубежа, что является прямой угрозой продовольственной безопасности страны.

Ослабление научно–технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно–технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.

В национальной сфере. Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.

Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально–политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчёты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно–нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно её организованных форм, а также коррупции.



Последствия этих просчётов проявляются в ослаблении правового контроля ситуации в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.

Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствиезачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этно–националистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально–техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.

Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности.

Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.

Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества – семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения. Углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний.

Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами:

– стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;

– опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;

– укрепление военно–политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;

– возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;

– распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;

– ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;

– возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации;

– притязания на территорию Российской Федерации.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить её позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско–Тихоокеанском регионе.

Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм . Международным терроризмом в Чеченской Республике была развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.

Усиливаютсяугрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем.

Угрозы национальной безопасности и интересам РоссийскойФедерации в пограничной сфере обусловлены:

– экономической, демографической и культурно–религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию;

– активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций.

Наиболее полно весь спектр угроз Российской Федерации получил отражение в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции национальной безопасности РФ, Федеральных законах «Об обороне», «О безопасности». Угрозы в военной сфере государства отражены в Военной доктрине РФ.