Подтверждение внесения обеспечения исполнения контракта. ООО “Независимая Финансовая Компания” Документ подтверждающий предоставление обеспечения контракта

Обеспечение исполнения контракта — это своего рода заверение, что поставщик выполнит условия заключенного соглашения в полном объеме. Внести его можно в форме денежных средств или в виде банковской гарантии, а сделать это нужно при заключении соглашения

Не стоит путать обеспечение контракта по 44 ФЗ и заявки. Поручительство заявки — сумма, которую участник торгов вносит на лицевой счет, провозглашая свою добросовестность и намерение принять участие в закупочной процедуре.

Размер обеспечения контракта

Статья 96 Закона о контрактной системе гласит, что размер обеспечения исполнения контракта по 44 ФЗ составляет от 5 до 30% от цены контракта. Конечная величина устанавливается заказчиком самостоятельно в извещении, документации, а также проекте соглашения.

Необходимо иметь ввиду, что если начальная цена соглашения составляет более 50 млн. руб., то заказчик обязан установить требование о обеспечении в размере от 10 до 30% от максимальной цены. При этом данная сумма не должна превышать величину аванса (если такой установлен). Если же аванс составляет более 30% от начальной цены договора, то размер гарантии устанавливается равным авансу.

Еще один важный момент: если предложенный размер цены договора снижен более чем на 25%, участник торгов предоставляет поручительство с учетом требований об антидемпинговых мерах.

КБК обеспечение исполнения контракта 2019 изменился! Нужно указывать 00000000000000000510. При перечислении денежных средств внимательно проверьте 104-е поле платежного поручения.

Способы внесения

Существует несколько способов внесения поручительства победителем торгов. Можно выделить два вида:

На вопрос, кем определяется способ обеспечения исполнения контракта, отвечаем, что, в соответствии с положениями ФЗ № 44, способ определяется участником, с которым предполагается заключить соглашение.

В процессе исполнения договора поставщик, выполнивший часть условий договора, вправе предоставить новое поручительство по договору, уменьшенное пропорционально размеру выполненных обязательств. При этом он также может изменить способ предоставления поручительства. Важно иметь ввиду, что контрагент по договору не вправе увеличить величину суммы этой гарантии.

Когда поручительство не применяется

Поручительство договора не предусмотрено в следующих случаях:

  • участником торгов выступает государственное или муниципальное казенное учреждение;
  • предмет закупочной процедуры — услуги по предоставлению кредита;
  • предмет торгов — выдача банковской гарантии, при этом заказчиком выступает бюджетное учреждение, государственное или муниципальное унитарное предприятие.

Положениями Закона № 44 предусмотрено право заказчика на включение рассматриваемого условия в требования. К таким случаям относятся, к примеру, проведение закупочной процедуры путем запроса котировок, либо, когда участниками закупки являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, а в проектах договоров по этим закупкам не предусмотрена выплата аванса, либо, когда проект соглашения предусматривает банковское сопровождение.

От 05.04.2013 года. ФКС - это принципиально новый закон, который регулирует гражданско-правовые отношения в сфере государственных закупок. Естественно были подвергнуты анализу процедуры проведения закупок, были внедрены нововведения, которые позволяют удовлетворять государственные нужды и обязательства более прозрачно и понятнее, нежели это было в период действия 94-ФЗ.

В данной статье мы рассмотрим, какие возможны варианты по обеспечению исполнения госконтракта по 44-ФЗ. Согласно ст.96 Закона о ФКС Заказчик обязан в конкурсной документации указать размер требуемого обеспечения. Законом предусмотрены несколько его вариантов :

  • Залог денежных средств , т.е. перед заключением договора поставщик должен перевести денежные средства, размер которых установлен конкурсной документацией, на расчетный счет заказчика. Эти денежные средства будут заморожены на весь срок действия контракта и просим обратить внимание, что это не депозит и никакие проценты на эти деньги не начисляются;
  • Банковская гарантия . Банк, входящий в , выдает письменное обязательство о том, что он гарантирует исполнение обязательств, взятых на себя принципалом. В противном случае банк выплатит оговоренную в гарантии сумму заказчику. Банковская гарантия должна стоять на учете в официальном реестре. Стоит она обычно от 2% до 5% от величины обеспечения.

Срок обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ в случае предоставления банковской гарантии тоже регламентирован п. 3 ст. 96 : срок действия документа должен превышать действие соглашения не менее, чем на один месяц.

Размер обеспечения исполнения контракта. В установлены минимальная и максимальная сумма обеспечения, который заказчик имеет право установить в конкурсных требованиях. Она исчисляется в процентах от НМЦК (Начальная максимальная цена контракта) и составляет от 5% до 30% от НМКЦ. Но не менее суммы аванса, если таковой предусмотрен конкурсом.

Итак, расчет стоимости определяется следующим образом:

  • В случае, если составляет более 50 000 000 рублей, заказчик должен установить требование обеспечения исполнения договора в размере от 10 % до 30 % НМЦК, но не менее чем аванс (если в документе предусмотрена его выплата). Если аванс превышает 30 % НМЦК, стоимость устанавливается равная авансу;
  • В случае, если предложенная в заявке поставщика цена снижена на 25 % и более по отношению к НМЦК, поставщик, с которым заключается соглашение, предоставляет гарантийные обязательства в размере, превышающем в 1,5 раза размер, указанные в документации, но не менее чем аванс (если в документе предусмотрена его выплата).

Стоимость может быть уменьшена на сумму выполненных по контракту обязательств.

Если поставщиком по договору является государственное или муниципальное казенное учреждение, то обеспечивать контракт таким участникам не нужно.

Как оформить?

Очень просто! Свяжитесь с сотрудниками или на сайте и мы сами свяжемся с Вами. Оформить банковскую гарантию Вы сможете в короткие сроки - 3 рабочих дня при первичном обращении и 1 рабочий день при повторных. Список документов и этапы оформления .

Это выгодно:

  • Быстро - от 1 рабочего дня
  • Просто - минимальный макет документов
  • Эффективно - 20 банков-партнеров
  • Недорого - минимальные ставки (от 15 000 рублей)

В статье будет рассмотрен термин, который часто употребляется при проведении закупок, - обеспечение исполнения контракта. Рассмотрим основные вопросы, которые возникают у заказчиков или поставщиков, принимающих участие в торгах. Какие нюансы следует знать при внесении данных залоговых средств?

Обеспечение исполнения контракта, или сокращенно ОИК, - это некий залог, который должен предоставить поставщик товара, работы или услуги, являющийся неким гарантом, что контракт будет исполнен добросовестно, все обязательства по нему будут выполнены в указанные сроки.

Обеспечение исполнения контракта и заявки: в чем разница?

Законом №44-ФЗ установлено обязательное требование к обеспечению заявки только на аукционы и конкурсы. Это значит, что на другие способы закупок - запрос предложений или котировку - залог на заявку не предусмотрен.

Чтобы подать заявку на торги в электронном аукционе, нужно иметь на лицевом счете в торговой площадке необходимый размер залога. Сумма обеспечения устанавливается от 0,5 % до 5 процентов, в зависимости от требований заказчика. Если же проводится закрытый аукцион или конкурс, можно предоставить банковскую гарантию.

В свою очередь, обеспечение исполнения контракта уже вносится поставщиком, с которым, по итогам закупок, было принято решение заключить контракт. Поэтому этапы здесь различны.

Нормативное регулирование ОИК

Этот вид залога регламентируется федеральным законом в сфере закупок № 44 от 5 апреля 2013 года. Так, обеспечение исполнения контракта установлено в статье 96 данного закона, а обеспечение заявки - в статье 44.

Согласно пункту 1 данной статьи 96, заказчик обязан предъявлять требования по ОИК - если закупка идет закрытым способом. Это требование должно быть прописано в самом извещении о проведении закупки, проекте договора, документации закупки, а также в приглашении принять участие, которое направляется поставщикам - участникам предстоящей закупки.

Однако в части 2 статьи указано, что заказчик в некоторых случаях, например, когда стоимость контракта не более 500 тысяч рублей, при запросе котировок или предложений, может использовать данное требование или нет.

Как внести залог по контракту?

Способы обеспечения исполнения контракта после проведения итогов по закупке могут быть следующие:

  1. Предоставить банковскую гарантию. Этот документ предоставляется банковскими учреждениями, которые уполномочены их выдавать - их перечень установлен статьей 176.1 Кодекса по налогам. Эти гарантии должны быть безотзывными, а также срок их действия обязан превышать срок действия договора (контракта) не меньше чем на один месяц.
  2. Внесение депозитных денежных средства на счет заказчика. Депозит отправляется на расчетный счет и возвращается поставщику, когда истекает срок исполнения контракта.

Таким образом, договор заключается только с участником торгов, который отправил ОИК. Если оно не предоставлено, то этот участник не может быть допущен к закупке и считается уклонившимся от заключения контракта - будь то аукцион, конкурс или иной способ закупки.

Что выбрать в качестве обеспечения контракта?

Использовать депозит или банковскую гарантию на обеспечение исполнения контракта - выбирать поставщикам, как им будет удобно. Конечно, внести залог в виде денежных средств до завершения контракта кажется более простым методом, не требующим особых затрат. Однако зачастую контракт может длиться не один год, средства поставщика услуг и товаров оказываются замороженными и выходят из оборота. Для больших предприятий это может быть не слишком заметно, однако, например, малому бизнесу могут понадобиться свободные денежные средства в обороте - для закупки материалов, заработной платы, внесения залогов по другим торгам и т.д.

Поэтому многие предпочитают предъявлять банковскую гарантию по обеспечению исполнения контракта. Это документ, согласно которому гарант в виде банка выплатит компенсацию Заказчику (бенефициар) - государственному или муниципальному органу, если Поставщик (принципал) не выполнит условий по договору. Здесь важно выбрать надежное банковское учреждение - благодаря высокому спросу на данную услугу, на рынке много "серых" банков с низкой легитимностью. Оптимальный вариант - приобрести банковскую гарантию на электронной площадке через соответствующий финансовый сервис.

Размер ОИК

К обеспечению исполнения контракта заказчиком предъявляются требования в соответствии с начальной максимальной ценой контракта:

  • если первоначально стоимость контракта (договора) меньше 50 миллионов рублей, то обеспечение - от 5 до 30 % от начальной или максимальной цены:
  • если стоимость контракта больше 50 миллионов, размер ОИК - от 10 до 30 %.

Если в ходе проведения торгов стоимость контракта была снижена более чем на четверть от изначальной стоимости (на 25 %), то залог предоставляется с учетом антидемпинговых мер, то есть превышающим в 1,5 раза, но не меньше размера аванса.

Особенности применения залоговых денежных средств

Если поставщик конкретного товара, какой-либо услуги или работ решает принять участие в торгах, ему нужно учесть следующее: возврат обеспечения исполнения контракта в полной мере осуществляется только после исполнения обязательств, взятых в результате закупки. Ведь контракты могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными.

Для заказчиков, организующих закупку, ОИК является не только гарантией, что договор будет заключен на основании своевременного и полного выполнения обязательств. Залог также и служит неким фильтром, который позволит отсеивать на этапе рассмотрения заявок мелких и неквалифицированных поставщиков.

Пример для поставщиков

Для примера рассмотрим закупку по выполнению строительных работ.

Заказчик - некое предприятие - объявляет закупку на строительство многоэтажного здания и устанавливает требование к обеспечению исполнения контракта, чтобы оно было не меньше 30 процентов. Срок выполнения работ - 4 года, сумма контракта - 20 миллионов. Получается, потенциальным участникам необходимо перечислить ОИК в размере не менее шести миллионов.

Иными словами, у поставщика должен быть солидный запас финансов, с помощью которых он сможет закупить качественные материалы, технику и в указанный срок завершить все строительные работы. При этом ему придется отложить крупный залог на следующие четыре года. А оплата по выполненной работе будет перечислена только после полного исполнения обязательств - в данном примере, если здание будет построено.

Таким образом, участниками закупок следует принять во внимание этот нюанс при мониторинге закупок, а конкретно - в отношении вычисления их прибыльности.

Когда не нужно предоставлять обеспечение?

Существует несколько обстоятельств, когда ОИК не требуется:

  • Если контракт заключается с участником казенного типа учреждения. К казенному относят государственное или муниципальное предприятие, которое оказывает некие услуги, выполняет работы или иные функции для обеспечения установленных законом полномочий и финансируется за счет средств бюджета.
  • Если предмет закупки - оказание услуги по предоставлению заемных средств - кредита.
  • Если бюджетное учреждение заключает контракт на предмет выдачи банковской гарантии.

Кроме того, как указано законом, обеспечение исполнения контракта может не требоваться, если имеется возможность выполнять работы без каких-либо залоговых денежных средств. К таким отдельным случаям относят заключение контракта на поставку товара или оказание мелкой услуги в размере менее ста тысяч рублей. А также ОИК может не назначаться при приобретении предмета культурного, художественного или исторического значения.

ОИК для естественных монополий и оборонной промышленности

Также можно не требовать обеспечения исполнения контракта от естественных монополистов или предприятий, производящих военную технику и оборудование, у которых нет эквивалентов среди поставщиков России. И еще несколько примеров, когда заказчики не требуют обеспечения, это:

  • при защите интересов России в международных судах и организациях;
  • закупки по обеспечению проведения переговоров с участием официальных должностных лиц зарубежных стран;
  • закупки на проведение мероприятий с участием высших должностных лиц России, когда заказчиками являются предприятия по государственной охране.

Таким образом, перечень по обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ достаточно широк. Полный список исключений, когда ОИК не требуется при заключении контракта, остается на усмотрение организаторов торгов, содержится в законе по регулированию закупок 44-ФЗ.

Обеспечение контракта, установленное правительством России

Выше были перечислены случаи, когда залог может не взиматься в соответствии с законом о закупках. Также исключение обязательного предоставления ОИК может быть установлено правительством. Например, в 2015-2016 гг. постановлениями № 199 и № 182, изданными правительством России, было установлено, что заказчик может сам регламентировать, необходимо ли обеспечение исполнения контракта в условиях:


Где указать требование к ОИК?

Следует отметить, что перечисленные выше примеры используются для покрытия государственных и муниципальных нужд. Эти требования должны быть прописаны в проекте контракта, а также указаны в извещении о проведении закупки.

Если закупка требует обязательного обеспечения, то в документации должны быть прописаны условия возврата залоговых средств: в какие сроки, какой будет размер предоставляемого обеспечения и порядок возврата.

Выводы по статье

Итак, рассмотрев вопрос по обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ, можно заключить, что в процессе закупочных процедур этот вид залога не всегда является обязательным. Перечень, когда залоговые средства не взимаются, указан в законе по закупкам, а также иных нормативных документах, которые устанавливаются правительством России.

Если требование к ОИК устанавливается, то оно должно отражаться в извещении о торгах, в приглашениях к участию и в самом проекте контракта. Существует несколько способов внести обеспечение - это депозит или банковская гарантия. Какой вид залога выбрать, решает Поставщик. Например, для небольшой компании гарантия от банка будет более приемлемой, так как им могут понадобиться средства в обороте. Получить эти гарантии можно сразу через электронные площадки для торгов, таких как "РТС-тендер", "Сбербанк-АСТ", "Росэлторг" и другие. А более крупные компании могут использовать и депозит. Следует иметь в виду, что залог не возвращается до тех пор, пока контракт не будет исполнен.

В соответствии с п. 1 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в выборе поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом заказчик должен установить требование обеспечения исполнения контракта, за исключением отдельных случаев. Каковы способы названного обеспечения? В каком порядке предоставляется обеспечение исполнения контракта и как данные операции отражаются в бухгалтерском учете? Может ли заказчик удержать сумму обеспечения, предоставленного исполнителем ранее, в счет невозвращенного аванса по контракту? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в статье.

Согласно п. 4 , 5 ст. 96 Закона №  44‑ФЗ контракт заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта. В случае непредоставления участником обеспечения в срок, определенный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

Случаи, при которых обеспечение исполнения контракта необязательно

Несмотря на обязанность заказчика устанавливать в контрактной документации требования об обеспечении исполнения контракта, п. 2 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ описывает отдельные случаи, при которых заказчик вправе не делать этого. Например, случаи закупки:

1) путем проведения запроса котировок, если начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) не превышает 500 000 руб.;

2) путем проведения запроса котировок, если правовыми актами не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта, в частности:

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в частности:
  • при закупке товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, а также услуг центрального депозитария;
  • при закупке товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 руб.;
  • при оказании услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • при заключении контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку;
  • при заключении договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
  • при аренде нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд.
Помимо случаев, перечисленных в п. 2 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ , в 2015 году заказчик также вправе не устанавливать требования об обеспечении исполнения контракта в ситуациях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 № 199 , к которым относятся случаи:
  • проведения конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, если участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации;
  • когда проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта;
  • когда проект контракта содержит условие о перечислении поставщику (подрядчику, исполнителю) авансовых платежей на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства либо финансовому органу субъекта РФ, муниципального образования в учреждениях ЦБ РФ;
  • когда проект контракта предполагает выплату авансовых платежей в размере не более 15% цены контракта при закупке для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями, а также проведение заказчиком расчета с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с оплатой в размере не более 70% цены каждой поставки товара (этапа выполнения работ, оказания услуг) для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями, и проведение полного расчета только после приемки заказчиком всех предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и полного исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) иных обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением гарантийных обязательств);
  • когда участник закупки является бюджетным или автономным учреждением и им предложена цена контракта, сниженная не более чем на 25% НМЦК.

Способы обеспечения контракта

Исполнение контракта может обеспечиваться:
  • предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона № 44‑ФЗ ;
  • внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором согласно законодательству РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Способ обеспечения исполнения контракта определяет участник закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно (п. 3 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ ).

Минэкономразвития в Письме от 19.09.2014 № Д 28и-1893 уточняет, что исполнение контракта может быть обеспечено одним из вышеперечисленных способов: предоставлением банковской гарантии либо внесением денежных средств. При этом возможность предоставления нескольких банковских гарантий и их совмещение с предоставлением денежных средств Законом № 44‑ФЗ не предусмотрены. Кроме того, положениями данного закона не закреплена возможность третьего лица предоставлять обеспечение исполнения контракта вместо участника закупки, с которым заключается контракт.

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, должны быть возращены заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю), исполнившему такой контракт. Срок возврата - обязательное условие, включаемое в контракт (п. 27 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ ). Поскольку основным условием исполнения контракта является выполнение всех обязательств по нему, возврат обеспечения заказчиком осуществляется, как правило, после подписания актов выполненных работ по факту выполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Под банковской гарантией понимается письменное обязательство банка (гаранта) (которое тот дает по просьбе участника закупки) уплатить заказчику на основании условий названного обязательства денежную сумму по представлении заказчиком письменного требования о ее уплате (ст. 368 ГК РФ ).

Как мы отметили выше, банковская гарантия, выданная банком участнику закупки для целей обеспечения исполнения контракта, должна соответствовать нормам ст. 45 Закона № 44‑ФЗ , то есть должна:

  1. выдаваться банком, включенным в перечень банков, отвечающих требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения;
  2. быть безотзывной;
  3. быть включенной в реестр банковских гарантий;
  4. содержать:
  • сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных случаях;
  • обязательства участника закупки, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
  • обязанность банка уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
  • условие, согласно которому исполнением обязательств по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором по законодательству РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
  • срок действия банковской гарантии, который должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц;
  • отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам участника закупки, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
  • определенный Правительством РФ перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии. В настоящее время такой перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 №  1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 1005). Этим же постановлением установлены дополнительные требования, предъявляемые к банковской гарантии.

Размер обеспечения

В соответствии с п. 6 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ размер обеспечения исполнения контракта должен составлять:
  • от 5 до 30% НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки;
  • от 10 до 30% НМЦК, если НМЦК превышает 50 млн руб. Размер обеспечения должен быть не менее размера аванса (если контракт предполагает выплату аванса);
  • сумму аванса, если аванс превышает 30% НМЦК.
В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта, причем способ обеспечения исполнения контракта может быть изменен (п. 7 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ ).

Бухгалтерский учет

Рассмотрим правила отражения в бухгалтерском учете сумм, предоставляемых участниками закупки в качестве обеспечения исполнения контракта.

Сумма внесенных участником закупки денежных средств. Как мы отметили выше, на основании ст. 96 Закона № 44‑ФЗ денежные средства, предоставленные участниками закупки в качестве обеспечения участия исполнения контракта, поступают на счет, который указан заказчиком в документации о закупке и на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. При исполнении поставщиком (исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, должны быть возвращены участнику закупки, с которым заключен контракт. Иными словами, в распоряжении заказчика названные средства находятся временно.

Средства, которые при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу, относятся к денежным средствам во временном распоряжении заказчика (учреждения) (Письмо Минфина РФ от 08.10.2014 № 02‑07‑07/50609 ). Согласно разд. V Указаний 65н операции, приводящие к увеличению (уменьшению) денежных средств и не относящиеся к доходам (расходам) учреждений, в том числе поступление (выбытие) денежных средств во временное распоряжение автономного (бюджетного) учреждения, отражаются с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (статьи 610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ.

Таким образом, денежные средства, поступившие в качестве обеспечения исполнения контракта, учитываются в бухгалтерском учете как денежные средства, полученные во временное распоряжение, с указанием в 19 - 23-м разрядах номера счетов кода 3 «Средства во временном распоряжении» (п. 21 Инструкции № 157н ).

В соответствии с п. 267 названной инструкции для учета сумм, поступивших во временное распоряжение учреждения и при наступлении определенных условий подлежащих возврату, предназначен счет 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение». Учет операций по данному счету ведется в журнале операций с безналичными денежными средствами (п. 269 Инструкции № 157н ).

В Письме Минфина РФ от 27.06.2014 № 02‑07‑07/31342 уточняется, что денежные средства, поступившие в качестве обеспечения исполнения контракта, не могут быть учтены на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств».

Спортивная школа (бюджетное учреждение) установила в документации о закупке требование об обеспечении исполнения контракта. В качестве такого обеспечения исполнитель, с которым планируется заключить контракт, перечислил на счет заказчика денежные средства в сумме 200 000 руб. После выполнения работ и подписания соответствующего акта заказчик вернул исполнителю сумму обеспечения.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции отразятся следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Поступили средства, полученные в качестве обеспечения исполнения контракта, на лицевой счет учреждения 3 201 11 510 3 304 01 730 200 000
Возвращены средства, полученные в качестве обеспечения исполнения контракта, исполнителю 3 304 01 830 3 201 11 610 200 000
Сумма предоставленной банковской гарантии. Банковские гарантии, предоставленные в обеспечение участия в конкурсе (закрытом аукционе), а также в обеспечение исполнения контракта, в силу п. 351 Инструкции 157н подлежат учету на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств».

Согласно Письму Минфина РФ от 27.06.2014 № 02‑07‑07/31342 обеспечение обязательства в виде банковской гарантии отражается на данном счете датой предоставления этой гарантии. Выбытие банковской гарантии с учета на забалансовом счете 10 (отражение по счету со знаком минус) отражается датой прекращения обязательства, в обеспечение которого выдана названная гарантия (датой исполнения поставщиком (исполнителем) обязательств, обеспеченных гарантией, или датой исполнения банком требований заказчика об уплате денежной суммы в связи с нарушением поставщиком (исполнителем) обязательства, в обеспечение которого была выдана гарантия).

Автономное учреждение спорта (заказчик) установило в документации о закупке требование об обеспечении исполнения контракта. В качестве обеспечения поставщик, с которым планируется заключить контракт, выбрал предоставление банковской гарантии. Сумма банковской гарантии составляет 170 000 руб. Срок действия контракта - два месяца. Банковская гарантия выдана банком поставщика на три месяца.

В бухгалтерском учете автономного учреждения сумма банковской гарантии будет отражена следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Поступила сумма банковской гарантии, принятой заказчиком в качестве обеспечения исполнения контракта 10 170 000
Списана сумма банковской гарантии на дату исполнения поставщиком контрактных обязательств, в обеспечение которых такая гарантия выдавалась 10 170 000
Удержание суммы обеспечения в счет невозвращенного аванса. Обеспечение исполнения контракта по своему смыслу является гарантией исполнения поставщиком (исполнителем) обязательств по контракту. Кроме того, указанное обеспечение гарантирует заказчику возврат ранее перечисленного аванса, например, в случае расторжения контракта.

Возникает вопрос: а может ли заказчик удержать сумму предоставленного поставщиком (исполнителя) обеспечения в счет невозвращенного аванса?

Разъяснения по данному поводу приведены в Письме Минфина РФ от 25.12.2014 № 02‑02‑04/67438 и Федерального казначейства №  42-7.4-05/5.1-805 «Об использовании предоставленного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения контракта в связи с неисполнением обязательств, связанных с возвратом аванса» (далее - Письмо от 25.12.2014). В нем сообщается, что если при расторжении контракта исполнителем (поставщиком) нарушены обязательства по возврату аванса, в обеспечение исполнения которых предоставлены денежные средства или банковская гарантия, названное обеспечение может быть удержано заказчиком по условиям контракта или в отношении указанного обеспечения направляется требование об уплате денежных средств согласно ГК РФ.

Если заказчиком по контракту является бюджетное (автономное) учреждение, суммы удержанного обеспечения подлежат перечислению на соответствующий счет, на котором учитываются операции со средствами учреждения и с которого осуществлялась оплата обязательств по контракту (перечисление аванса), и использованию для исполнения обязательства с уточнением плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения. При этом суммы удержанного обеспечения, поступившие:

  1. в течение финансового года, в котором осуществлялась оплата обязательств по контракту, - учитываются на соответствующем лицевом счете государственного (муниципального) учреждения как восстановление кассового расхода;
  2. после завершения финансового года, если источником финансового обеспечения по контракту являлась субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, - учитываются на лицевом счете бюджетного (автономного) учреждения и отражаются в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения как суммы дебиторской задолженности прошлых лет, возникшие в связи с нарушением обязательств, связанных с исполнением контракта, по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.
Если заказчиком по контракту является получатель средств бюджета, суммы удержанного обеспечения подлежат перечислению в доход бюджета публично-правового образования, для обеспечения нужд которого заключен государственный (муниципальный) контракт. Эти поступления отражаются по коду доходов 000 1 13 02000 00 0000 130 «Доходы от компенсации затрат государства» с применением соответствующих кодов подстатей, элементов и подвидов доходов бюджетов, предусмотренных Указаниями № 65н.

Кроме того, в Письме от 25.12.2014 приведена корреспонденция счетов по удержанию суммы предоставленного обеспечения в счет невозвращенного аванса. Рассмотрим порядок ее применения на примере.

Бюджетное учреждение физической культуры и спорта (заказчик) за счет субсидии на выполнение государственного задания заключило контракт на установку электросчетчиков в сумме 110 000 руб. Исполнитель перечислил на счет заказчика денежные средства в размере аванса (40 000 руб.) в качестве обеспечения исполнения контракта. Затем контракт был расторгнут. В связи с тем, что исполнитель не вернул сумму перечисленного аванса, в счет него была удержана сумма поступившего обеспечения.

Данные операции отразятся в учете бюджетного учреждения следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Поступили на лицевой счет учреждения денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта 3 201 11 510 3 304 01 730 40 000
Перечислен аванс исполнителю 4 206 26 560 4 201 11 610 40 000
Предъявлено требование в адрес исполнителя о возврате аванса при расторжении ранее заключенного контракта 4 209 30 560 4 206 26 660 40 000
Удержан аванс за счет денежного залога (задатка), предоставленного в обеспечение исполнения контракта в сумме удовлетворения требования залогодержателя 3 304 01 830 3 304 06 730 40 000
Уменьшена дебиторская задолженность в размере сумм, удержанных за счет сумм денежного залога (задатка), предоставленного в обеспечение исполнения контракта 4 304 06 830 4 209 30 660 40 000
Перечислена удержанная сумма обеспечения исполнения контракта в счет невозвращенного аванса со счета, предназначенного для учета средств во временном распоряжении, на лицевой счет 3 304 06 830 3 201 11 610 40 000
4 201 11 510 4 304 06 730

При предъявлении требований в адрес исполнителя о возврате аванса при расторжении ранее заключенного контракта заказчик также вправе предъявить дополнительное требование об уплате процентов за пользование чужими средствами. Названная операция отразится в бухгалтерском учете по дебету счета 2 209 40 560 и кредиту счета 2 401 10 140 .

Суммируя вышеизложенное, отметим следующие основные моменты:

  • кроме отдельных случаев, установление в контрактной документации требования о предоставлении участником закупки, с которым планируется заключить контракт, обеспечения исполнения контракта является обязанностью заказчика;
  • контракт заключается только после предоставления участником закупки обеспечения исполнения контракта;
  • исполнение контракта может быть обеспечено путем предоставления банковской гарантии или внесения денежных средств на указанный заказчиком счет;
  • денежные средства, поступившие в качестве обеспечения исполнения контракта, учитываются в бухгалтерском учете на счете 3 304 01 000 как денежные средства, полученные во временное распоряжение;
сумма предоставленной банковской гарантии подлежит отражению на забалансовом счете 10 .

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Одной из гарантий того, что поставщик выполнит свои обязательства перед заказчиком, служит обеспечение исполнения контракта. Это сумма, которую победитель закупочной процедуры предоставляет госучреждению до подписания контракта. Далее расскажем, кем определяется способ обеспечения исполнения контракта и какой размер может быть установлен заказчиком.

Когда заказчик обязан требовать обеспечение исполнения контракта

Обеспечение исполнения контакта - это залог, который участник оставляет заказчику, обязуясь добросовестно и в установленный срок исполнить свои обязательства. Размер обеспечения госзаказчик определяет исходя из НМЦК. При этом он должен использовать показатели, указанные в законе. А вот решить, какой способ обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ выбрать, вправе участник.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Заказчик обязан требовать оплаты обеспечения исполнения контракта при каждой закрытой процедуре. Это правило закреплено в 44-ФЗ. Требование необходимо прописать в извещении, проекте договора, документации о закупке, а также в приглашении принять участие.

Иногда это не обязанность, а право госучреждения. Заказчик вправе установить требование обеспечение исполнения контракта в случае, если проводится запрос котировок в бумажной или электронной форме и цена контракта не более 500 тыс. руб., если не предусмотрен авансовый платеж и т.д. Полный перечень ситуаций, когда может быть установлено обеспечение исполнения контракта, .

Контракт в этих случаях может быть заключен только после предоставления участником обеспечения. Если это условие не выполнено или нарушены сроки, участника считают уклонившимся от заключения контракта. За подобные нарушения его могут включить в реестр недобросовестных поставщиков .

Обеспечение исполнения государственного контракта не нужно, если участник закупки - государственное или муниципальное учреждение, закупаются услуги по предоставлению кредита или предметом контракта является выдача банковской гарантии.

Размер исполнения обеспечения контракта

О том, как рассчитывается размер обеспечения контракта, говорится в статье 96 44-ФЗ. Он должен составлять от 5 до 30% НМЦК. То есть для заказчика главное - уложиться в установленные пределы. Сумма может составлять как 5%, так и 30%, это зависит от воли госучреждения. Обращаем ваше внимание на то, что расчет размера обеспечения исполнения контракта производится от начальной максимальной цены контракта, которая указана в документации о закупке, а не от предложенной победителем процедуры.

Если НМЦК превышает 50 млн руб., размер должен составлять от 10 до 30% от нее. Быть меньше авансового платежа, уплаченного победителю закупки, он не может. В законе отдельно говорится о случаях, когда аванс больше трети НМЦК. В такой ситуации размер обеспечения исполнения контракта равен сумме предоплаты.

Имеет ли право подрядчик расходовать деньги, которые поступили в качестве аванса, по своему усмотрению? Или же мы обязаны расходовать их только на исполнение контракта?

Не нужно забывать о том, что в процессе закупки его величина может быть увеличена. Это так называемые антидемпинговые меры, направленные на борьбу с намеренным занижением цен поставщиками. Если стоимость контракта, предложенная победившим участником, на 25% ниже НМЦК и при этом начальная цена больше 15 млн руб., участник обязан предоставить обеспечение в полтора раза больше запланированного.

Как уменьшить размер обеспечения контракта

Сколько составляет размер обеспечения исполнения контракта, указано в контракте. Однако в ходе закупки поставщик вправе предоставить заказчику залог, уменьшенный на сумму обязательств, которые уже выполнены. Новый залог предоставляется взамен старого. Обратите внимание, что при этом закон разрешает менять способ обеспечения исполнения контракта.

Как определяется способ и форма обеспечения исполнения контракта

Вид обеспечения участник определяет сам. Исполнение контракта может гарантироваться следующими способами:

  • банковская гарантия;
  • перечисление денег на счет заказчика.

Во втором случае подтверждением внесения обеспечения служит платежное поручение.

Обеспечение исполнения контракта банковской гарантией

Если участнику сложно произвести оплату реальными деньгами, он вправе обратиться в банк за гарантией. Этим документом финансовая организация гарантирует, что возместит заказчику расходы в пределах обеспечения, если поставщик нарушит условия. Срок действия банковской гарантии должен на месяц превышать период исполнения обязательств поставщиком.

Получение банковской гарантии - не всегда простой процесс. Участнику целесообразно обращаться в банк, где у него открыт депозит. В таком случае заявку одобрят с большей долей вероятности. В иной ситуации учреждение будет проверять все риски: насколько вероятно то, что вы не выполните условия контракта? Специалисты изучат кредитную историю компании и в случае малейших сомнений откажут в предоставлении гарантии.

Если банк даст согласие, гарантию оформят на фирменном бланке кредитного учреждения. Обратите внимание, что участник вправе прикрепить как оригинал, так и скан к подписанному контракту. Заказчик не имеет права отказаться принимать копию гарантии. Подтверждением ее подлинности является наличие реквизитов в электронном реестре.

Вопрос из практики

Вправе ли победитель возложить обязанности предоставить обеспечение контракта на третье лицо?

Отвечает Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

Да, победитель вправе возложить обязательство уплатить обеспечение на третье лицо. При этом заключайте контракт, только если плательщик прописал в платежке, что обеспечение предоставил за участника, и указал наименование победителя, реестровый номер закупки или номер контракта, другие сведения, которые свидетельствуют, что обеспечение относится к конкретной закупке и победителю.
Вывод следует из пункта 1 статьи 313 Гражданского кодекса. Позиция подтверждена решением УФАС по Республике Коми от 27 марта 2014 года № 04-02/2548, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13 мая 2016 года № А40-126679/2015.