Антикоррупционная экспертиза проводится в отношении. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов

Утвержден Приказом № 000 от 01.01.2001 г.

ПОРЯДОК

ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 01.01.2001 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Законом Московской области N 31/2009-ОЗ «О мерах по противодействию коррупции в Московской области», постановлением Губернатора Московской области от 01.01.2001 N 63-ПГ «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых Губернатором Московской области, и их проектов» в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции», постановлением Правительства Московской области от 01.01.2001 N 309/18 «Об утверждении Положения о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых исполнительными органами государственной власти Московской области и государственными органами Московской области, и их проектов» и устанавливает правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в Главном управлении Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» (далее – Госжилинспекция Московской области).

1.2. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов (далее - Порядок) устанавливает правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

1.3. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов – это деятельность, направленная на выявление в текстах НПА положений, способствующих созданию условий для возникновения коррупциогенных факторов, оценку степени их коррупциогенности, разработку рекомендаций, направленных на устранение таких факторов.

1.4. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов осуществляется в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и Положением о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых исполнительными органами государственной власти Московской области и государственными органами Московской области, и их проектов, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 01.01.2001 N 309/18.

1.5. Антикоррупционной экспертизе подлежат нормативные правовые акты и их проекты Госжилинспекции Московской области, проекты нормативных правовых актов Губернатора Московской области, разрабатываемые Госжилинспекцией Московской области, проекты нормативных правовых актов Правительства Московской области, разрабатываемые Госжилинспекции Московской области:

затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина;

регламентирующие полномочия исполнительных органов государственной власти Московской области и государственных органов Московской области;

административные регламенты исполнительных органов государственной власти Московской области и государственных органов Московской области по исполнению государственных функций и оказанию государственных услуг;

в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ , оказание услуг для государственных нужд Московской области;

связанные с предоставлением средств бюджета Московской области;

имеющие межведомственный характер.

Антикоррупционной экспертизе подлежат также проекты соглашений (договоров), заключаемых Госжилинспекцией Московской области, не носящих нормативный характер.

2. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы

2.1. Первичная антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов осуществляется правовым отделом при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

Мониторинг применения действующих нормативных правовых актов с целью установления фактов, позволяющих сделать вывод о наличии в них коррупциогенных факторов, проводится правовым отделом, а также структурным подразделением Госжилинспекции Московской области - разработчиком нормативного правового акта.

2.2. Антикоррупционная экспертиза нормативного правового акта Госжилинспекции Московской области проводится правовым отделом Госжилинспекции Московской области по поручению начальника Госжилинспекции Московской области в связи с поступившими от юридических лиц или физических лиц ходатайствами о проведении антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта Госжилинспекции Московской области в срок до 10 рабочих дней с момента поступления соответствующего поручения.

Правовой отдел составляет заключение и направляет его начальнику Госжилинспекции Московской области.

2.3. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами
и физическими лицами , аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".

2.4. Для проведения независимой антикоррупционной экспертизы заведующий правовым отделом или структурным подразделением Госжилинспекции Московской области, подготовивший проект нормативно правового акта (далее - исполнитель), представляет в Информационно-аналитический отдел проект в электронном виде для размещения его на официальном сайте Госжилинспекуции Московской области в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню его направления на рассмотрение в правовой отдел, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

Срок проведения независимой антикоррупционной экспертизы составляет 5 рабочих дней со дня размещения проекта на официальном сайте Госжилинспекции Московской области.

2.5. Проекты нормативных правовых актов, завизированные заведующим структурным подразделением, ответственным за подготовку соответствующего проекта нормативного правового акта, направляются в правовой отдел с приложением всех документов, в соответствии с которыми или во исполнение которых они подготовлены. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов без приложения указанных документов не проводится, а проекты возвращаются исполнителю.

Правовой отдел ведет учет поступивших на антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов в Журнале учета проектов нормативных правовых актов, поступивших на антикоррупционную экспертизу, по установленной форме (приложение N 1).

2.6. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится в течение 5 рабочих дней со дня их поступления в правовой отдел. При проведении антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта исполнитель проекта может привлекаться в рабочем порядке специалистом правового отдела, проводящим антикоррупционную экспертизу, для дачи пояснений по проекту.

2.7. По результатам антикоррупционной экспертизы правовым отделом готовится заключение, которое регистрируется в Журнале учета проектов нормативных правовых актов, поступивших на антикоррупционную экспертизу.

2.8. В заключении отражаются все выявленные положения проекта нормативного правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта нормативного правового акта (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупциогенных факторов.

2.9. При отсутствии в проектах нормативных правовых актов коррупциогенных факторов в заключении отдела правового обеспечения отражаются указанные сведения.

2.10. Заключение, указанное в пункте 2.8 настоящего Порядка, носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению исполнителем.

2.11. Положения проекта нормативного правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы, устраняются исполнителем на стадии его доработки.

2.12. При внесении в текст проекта нормативного правового акта существенных изменений он подлежит повторному размещению в установленном порядке на официальном сайте Госжилинспекции Московской области в сети Интернет для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

2.13. После проведения антикоррупционной экспертизы в Госжилинспекции Московской области проект нормативного правового акта направляется с пояснительной запиской , составляемой в соответствии с Регламентом Правительства Московской области, утвержденным постановлением Губернатора Московской области от 01.01.2001 N 150-ПГ, на специализированную антикоррупционную экспертизу в Главное управление региональной безопасности Московской области.

2.14. Указанная пояснительная записка должна содержать информацию о прохождении в Госжилинспекции Московской области экспертизы на коррупциогенность и отсутствии в проекте нормативного правового акта коррупциогенных факторов.

2.15. В случае размещения проекта нормативного правового акта на официальном сайте Госжилинспекции Московской области в сети Интернет для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность в пояснительной записке делается соответствующая запись об этом.

2.16. При поступлении в Госжилинспекции Московской области заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы они подлежат обязательному рассмотрению в Госжилинспекции Московской области исполнителем в трехдневный срок со дня их получения.

2.17. Сбор заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, поступивших в виде электронного документа и регистрацию их в установленном порядке осуществляет правовой отдел.

2.18. Сведения о рассмотрении экспертных заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы указываются в пояснительной записке, прилагаемой к проекту при его направлении в Главное управление региональной безопасности Московской области, с приложением копий экспертных заключений.

Круг субъектов, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов, довольно широк. Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» такая экспертиза проводится:

  • - прокуратурой РФ;

Данный перечень субъектов не исчерпывающий. В ст. 5

указанного Закона приводится еще одна категория субъектов антикоррупционной экспертизы - институты гражданского общества и граждане, которые могут проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов. Однако из этой же статьи следует, что проводящее антикоррупционную экспертизу лицо должно быть аккредитовано в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.

Проведение экспертизы первой категорией субъектов (прокуратурой РФ, федеральными органами исполнительной власти в области юстиции и органами, организациями и их должностными лицами) является обязательным. Производство же независимых антикоррупционных экспертиз обязательным не является, оно осуществляется по инициативе независимого аккредитованного эксперта.

Таким образом, субъектами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов являются:

Рассмотрим каждую из этих категорий субъектов подробнее.

Прокуратура РФ согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:

  • - прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
  • - государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;
  • - социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

Исходя из этого, объектом антикоррупционной экспертизы, проводимой органами прокуратуры, являются нормативные правовые акты и их проекты, касающиеся вопросов, перечисленных в указанной выше норме. В иных случаях проведение антикоррупционной экспертизы органами прокуратуры является факультативным. В случаях необязательного производства экспертизы по ее результатам прокуратура направляет информацию в органы, принявшие акты, содержащие корруп- циогенные факторы, а в случае несоответствия анализируемых ими актов федеральному законодательству приносит протесты.

Правовой основой для производства антикоррупционной экспертизы органами прокуратуры являются положения, закрепленные Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», ст. 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказом Генеральной прокуратуры РФ от 28 декабря 2009 г. № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов», Методикой, утвержденной постановлением № 96.

В случае необходимости, если специальных знаний работника прокуратуры недостаточно, проводящий антикоррупционную экспертизу нормативного правового акта или его проекта может привлекать лингвистов, экономистов или специалистов, обладающих иными специальными знаниями. Привлекаемые на основании поручения органа прокуратуры эксперты по результатам исследования готовят заключение.

Органы прокуратуры, помимо проведения собственной антикоррупционной экспертизы, осуществляют проверку исполнения законодательства об организации проведения такой экспертизы правотворческими органами. Целью проведения проверок является наличие (отсутствие) распорядительных документов по организации проведения антикоррупционной экспертизы, вопросам мониторинга применения принятых нормативных правовых актов, а также целый ряд иных имеющих значение для выявления коррупциогенных факторов и нарушений законодательства о противодействии коррупции обстоятельств .

Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу:

  • - проектов федеральных законов, проектов указов Президента РФ и проектов постановлений Правительства РФ, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;
  • - проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов поправок Правительства РФ к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;
  • - нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации;
  • - нормативных правовых актов субъектов Федерации - при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

  • - Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
  • - Правилами, утвержденными постановлением № 96";
  • - Методикой, утвержденной постановлением № 96;
  • - Регламентом Министерства юстиции РФ ;
  • - приказом Минюста России от 8 сентября 2011 г. № 310 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов структурными подразделениями Минюста России» .

Организация работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Федерации и уставов муниципальных образований возложена на территориальные органы Минюста России и проводится в соответствии с приказом Минюста России от 1 апреля 2010 г. № 77 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований» .

Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу только в отношении принятых ими нормативных правовых актов и их проектов. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится правотворческим органом при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения в отношении всех собственных нормативных правовых актов (и их проектов). Именно это положение обусловливает мнение ряда ученых о том, что антикоррупционная экспертиза является разновидностью правовой экспертизы . Исходя из этого, антикоррупционную экспертизу могут проводить только органы, организации и должностные лица, наделенные полномочиями по принятию нормативных правовых актов, - федеральные органы государственной власти и управления (например, различные министерства и ведомства), органы государственной власти субъектов Федерации (например, структурные подразделения правительства субъекта), органы местного самоуправления, а также должностные лица указанных выше органов.

Правотворческие органы проводят антикоррупционную экспертизу в соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, и в соответствии с Методикой, утвержденной постановлением № 96.

Из данного положения существует несколько исключений. Во-первых, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, проводится органами, организациями, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов. Во-вторых, эта норма согласуется с ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» . В соответствии с этим Законом полномочия по отмене, приостановлению или изменению муниципального правового акта могут реализовываться не только органами и должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт, но и в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц также иными органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к чьим полномочиям на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта. В-третьих, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, чьи полномочия при реорганизации и (или) упразднении не переданы, проводится органом, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов.

В случае выявления в нормативных правовых актах реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций коррупциогенных факторов органы, организации, кому переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, либо орган, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, принимают решение о разработке проекта нормативного правового акта, направленного на исключение из нормативного правового акта реорганизованных и (или) упраздненных органа, организации коррупциогенных факторов.

Если обнаруженные в нормативных правовых актах кор- рупциогенные факторы не могут быть устранены органами, организациями, должностными лицами, поскольку не входят в их компетенцию, они должны проинформировать о выявленных коррупциогенных факторах органы прокуратуры.

Институт независимой антикоррупционной экспертизы образуют нормы федеральных законов «О противодействии коррупции» (ст. 6) и «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (ст. 5), а также ряд норм постановлений Правительства РФ, актов федеральных органов исполнительной власти, законов и подзаконных актов субъектов Федерации.

Правилами, утвержденными постановлением № 96, установлено: независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими и физическими лицами, аккредитованными Минюстом России в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

В настоящее время порядок аккредитации независимых экспертов определен Административным регламентом Министерства юстиции РФ по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 27 июля 2012 г. № 146 (далее - Административный регламент).

Действовавшее ранее Положение об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциоген- ность, утвержденное приказом Минюста России от 31 марта 2009 г. № 92, утратило силу.

Согласно п. 1 Административного регламента он определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) при аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - аккредитация), порядок отказа в аккредитации, приостановления аккредитации и ее аннулирования, а также определяет условия аккредитации и порядок взаимодействия между структурными подразделениями Минюста России, его должностными лицами, взаимодействия Минюста России с заявителями при предоставлении государственной услуги.

Пунктом 2 Административного регламента установлены обязательные требования к лицам, желающим получить аккредитацию. Заявителем может быть:

  • 1) гражданин РФ, имеющий высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее пяти лет;
  • 2) юридическое лицо, имеющее в своем штате не менее трех работников, удовлетворяющих требованиям, установленным подп. 1 настоящего пункта.

Административный регламент содержит исчерпывающий перечень необходимых для аккредитации документов, а также способ и порядок их представления в Минюст России как для физических, так и для юридических лиц. Информация об аккредитации размещается на сайте: http://www.minjust.ru.

Вместе с тем А. В. Кудашкин в качестве самостоятельного субъекта антикоррупционной экспертизы выделяет неаккредитованные институты гражданского общества (общественные организации и объединения) и граждан , которые не получили официальный статус независимых экспертов. Автор отмечает: «Отличие статуса гражданского общества и граждан как субъектов антикоррупционной экспертизы от статуса независимых экспертов заключается в том, что заключения первых не должны в обязательном порядке рассматриваться разработчиками нормативных правовых актов, они также не имеют права на ответ на направленное по результатам проведенной антикоррупционной экспертизы заключение» .

С нашей точки зрения, исходя из анализа норм современного российского законодательства в области антикоррупционной экспертизы, представление данной категории граждан в качестве субъектов антикоррупционной экспертизы - вопрос спорный. Существует позиция, что неаккредитованные в качестве независимых экспертов граждане или общественные организации и объединения имеют право изложить свои замечания в отношении проекта нормативного правового акта, дать его оценку на этапе общественного обсуждения, однако при этом субъектами антикоррупционной экспертизы они не являются.

Необходимо отметить: наименование группы лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу на добровольной основе, как независимые эксперты, не совсем удачно, поскольку дает основание полагать, что иные эксперты - зависимые. Хотя из толкования положений закона становится очевидно: под независимостью экспертов понимается отсутствие какого-либо отношения к нормативному правовому акту или его проекту, являющемуся объектом экспертизы, или к органу, принявшему такой нормативный правовой акт (проект). Таким образом, в качестве независимых экспертов не могут выступать лица, которые участвовали в разработке или принятии проекта нормативного правового акта.

Любая экспертиза должна быть объективной и независимой. В связи с этим можно согласиться с предложением о переименовании независимой антикоррупционной экспертизы, назвав ее иначе, например общественной .

Таковы группы субъектов, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.

Рассмотрим требования, предъявляемые к эксперту и уровню его компетенции, использовав для этого положения теории судебной экспертизы.

Компетенция эксперта (от лат. «competo» - соответствовать, быть годным) может рассматриваться в двух аспектах . Во-первых, это круг полномочий, права и обязанности, определенные процессуальными кодексами и Кодексом РФ об административных правонарушениях. Во-вторых, комплекс знаний в области теории, методики и практики судебной экспертизы определенного рода, вида.

Различают объективную компетенцию, т. е. объем знаний, которыми должен владеть эксперт, и субъективную - степень, в которой конкретный эксперт владеет этими знаниями. Субъективную компетенцию часто называют компетентностью эксперта. Она определяется его образовательным уровнем, специальной экспертной подготовкой, стажем экспертной работы, опытом решения аналогичных экспертных задач, индивидуальными способностями.

Полагаем, вопрос компетенции антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов разработан пока явно недостаточно. Говоря о компетенции эксперта, проводящего такую экспертизу, следует указать: для производства данного рода исследований, на наш взгляд, требуются следующие специальные знания:

В настоящее время, как было указано выше, в соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (их проектов) проводится:

  • - прокуратурой РФ;
  • - федеральным органом исполнительной власти в области юстиции;
  • - органами, организациями, их должностными лицами.

Таким образом, антикоррупционная экспертиза пока производится юристами, не имеющими, как правило, экспертной подготовки. Более того, согласно Административному регламенту, который определяет порядок получения аккредитации, отказа в аккредитации и ее аннулирования, для получения аккредитации юридическое лицо представляет в Минюст России:

  • - заявление об аккредитации;
  • - заверенную копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
  • - копию документа государственного образца о наличии ученой степени работника, отвечающего условиям аккредитации в качестве независимого эксперта - физического лица (при наличии);
  • - заверенные копии документов государственного образца о высшем профессиональном образовании указанных сотрудников организации;
  • - заверенные копии трудовых книжек указанных сотрудников организации;
  • - заверенные копии документов, удостоверяющих личности указанных сотрудников организации;
  • - заявление о согласии работника юридического лица, изъявившего желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимого эксперта антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, на обработку его персональных данных и внесение этих данных в государственный реестр независимых экспертов, размещенный на официальном сайте Минюста России.

Физическое лицо предоставляет такие же документы. Исходя из этого перечня, становится очевидно, что к эксперту в области антикоррупционной экспертизы предъявляются довольно мягкие требования: достаточно иметь высшее образование и работать в данной сфере.

Практика показывает: когда экспертизы на коррупционность нормативных актов производятся подобным образом, успех достигается далеко не всегда и допускается довольно много ошибок. Причина здесь зачастую не в некомпетентности юристов, не в том, что они не воспользовались какой-то справочной литературой. Она заключается в следующем: для ответов на возникающие вопросы недостаточно найти нужный нормативный акт и изучить его; во многих случаях необходимо провести исследование, основанное на специальных знаниях, т. е. воспользоваться подходами, разработанными в общей теории экспертизы, владеть технологиями экспертного исследования, обладать специфической экспертной подготовкой. Отнюдь не каждый человек может быть экспертом и успешно осуществлять исследовательскую деятельность данной направленности. Практическая исследовательская и интеллектуальная деятельность эксперта в процессе производства судебной или несудебной экспертизы требуют от эксперта наглядно-образного, развитого экспертного мышления, способности охватить имеющуюся информацию в едином целом, преобразовывать и систематизировать знания, мысленно моделировать процесс исследования, прогнозировать обстоятельства, которые будут иметь место в будущем, - причем все это в соответствии с нормами действующего законодательства. Таким образом, эксперт, помимо специальных знаний и умения применять их на практике, должен обладать эвристическим, логическим и критическим мышлением.

Для разрешения вопросов экспертизы необходимо применить целый ряд частнонаучных методов, таких как, например, моделирование, логико-семантические и логико-структурные методы анализа, структурно-функциональный анализ, метод сравнительно-правового анализа, конкретно-социологические методы, ситуационный анализ; метод экспертного прогнозирования, метод экспертных оценок и др. Без специальной подготовки владеть этими методами в полном объеме невозможно.

При наличии у эксперта только филологического образования представить себе успешное проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов без наличия системных знаний в области юриспруденции нельзя. Анализ текста нормативного правового акта в отрыве от регулируемых им отношений будет бесполезен и заранее обречен на неудачу. Аналогичные примеры демонстрирует практика проведения судебных экспертиз, когда эксперт при наличии лишь базового образования и без знания положений теории судебной экспертизы представляет в суд заключение, являющееся недопустимым доказательством в соответствии с требованиями процессуального закона. Но, помимо облечения исследования в необходимую форму, необходимо полное последовательное проведение такового исследования. Здесь решающим фактором является наличие специальных знаний, достаточность которых позволит успешно разрешить поставленные задачи.

Иными словами, антикоррупционная экспертиза должна проводиться экспертами, компетентными в области юриспруденции, правовой лингвистики и отраслях знаний, соответствующих предмету правового регулирования нормативного правового акта, а также смежных областях. Однако требования, которые предъявляются Минюстом России к кандидатам при аккредитации в качестве независимых экспертов, во-первых, занижены, а во-вторых, сформулированы неполно и неконкретно (с точки зрения обеспечения необходимой компетенции).

Возникает вопрос: кто же может в настоящее время квалифицированно выполнять подобные экспертизы? Единство интегрированной природы всех видов судебных экспертиз позволило создать предпосылки для выработки единого подхода к подготовке судебных экспертов разных специализаций в рамках вузовского образования. С этой целью разработан Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031003 «Судебная экспертиза» , предусматривающий унифицированный подход к изучаемым общепрофессиональным дисциплинам и дифференцированное определение дисциплин специализации в зависимости от родов судебных экспертиз.

В учебных планах кроме дисциплин традиционного юридического цикла предусматривается изучение теории судебной экспертизы, экспертных технологий, основ криминалистических, компьютерно-технической и автороведческой экспертиз, экспертизы устной речи (фоноскопической), технической экспертизы документов, судебного речеведения, лингвистической конфликтологии и многие другие. Студенты также овладевают современными компьютерными средствами поддержки принятия экспертных решений. Неотъемлемую часть подготовки квалифицированных специалистов - судебных экспертов составляют и обязательные практические занятия под руководством ведущих экспертов-практиков.

Юридико-лингвистическая экспертиза нормативных актов и их проектов, которая опирается на новую отрасль знания - правовую лингвистику, уже активно развивается. Подготовка специалистов в области правовой лингвистики уже более семи лет осуществляется в Московском государственном юридическом университете им. О. Е. Кутафина (МГЮА) в рамках магистерской программы.

Юридико-экономическая экспертиза как вид антикоррупционной экспертизы только зарождается, но также может опираться на разработки судебных экономических экспертиз, а их подготовка может идти на базе магистерской программы по судебной финансово-экономической экспертизе, реализуемой в Московском государственном юридическом университете им. О. Е. Кутафина (МГЮА).

Однако наиболее полноценная подготовка экспертов антикоррупционной экспертизы, способных осуществлять комплексный юридико-лингвистический и юридико-экономический анализ, может быть достигнута при реализации специализированной магистерской программы подготовки юристов, разработка которой в настоящее время осуществляется в рамках соответствующей НИР в названном вузе.

Наиболее подходящей для производства антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов и их проектов является специализация «судебно-речеведческие экспертизы». Выпускники обладают комплексными юридическими и лингвистическими знаниями и навыками производства экспертиз, объектом которых является слово: звучащее, напечатанное или написанное, отображенное на любом носителе и распространяемое любым способом, включая массовую коммуникацию в Интернете. Они могут еще на этапе прочтения рукописи осуществлять экспертно-лингвистический и юридический мониторинг текстов, т. е. заниматься экспертной профилактикой, снижая тем самым возможность рисков коррупционности нормативных актов.

Таким образом, выпускники Института судебных экспертиз Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА) обладают практически всеми необходимыми специальными знаниями, умениями и навыками и после небольшой стажировки вполне могут выполнять антикоррупционные экспертизы правовых актов и их проектов, а также заниматься разработкой специфических методик экспертного исследования этих объектов.

Следовательно, наиболее полно требованиям компетенции отвечают эксперты двойной - юридико-лингвистической - компетенции. Думается, наличие у эксперта только базового филологического образования не позволит ему в полной мере провести исследование нормативного правового акта или его проекта в целях выявления в нем коррупциогенных факторов.

Нельзя не согласиться с Н. Ф. Бодровым, который, обращаясь к разработанным положениям теории судебной экспертизы, отмечает: отнюдь не каждый человек может быть экспертом и успешно осуществлять исследовательскую деятельность данной направленности. Практическая исследовательская и интеллектуальная деятельность эксперта в процессе производства судебной или несудебной экспертизы требуют от него наглядно-образного, развитого экспертного мышления, способности охватить имеющуюся информацию в едином целом, преобразовывать и систематизировать знания, мысленно моделировать процесс исследования, прогнозировать обстоятельства, которые будут иметь место в будущем, причем все это в соответствии с нормами действующего законодательства. Все это означает, что эксперт, помимо специальных знаний и умения применять их на практике, должен обладать эвристическим, логическим и критическим мышлением .

О необходимости подготовки экспертов, производящих антикоррупционные экспертизы, неоднократно упоминалось в литературе. Например, Т. Я. Хабриева заостряет внимание на задаче организации обучения государственных служащих, независимых экспертов, а также иных лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу, и отмечает: с этой целью разработана базовая учебная программа «Коррупция: причины, проявления, противодействие» .

Многолетний опыт подготовки судебных экспертов в Минюсте, МВД России и других ведомствах показывает, что единая программа обучения, так же как и единая методика экспертизы, - это только первый шаг. Необходима разработка серии специальных программ для подготовки и повышения квалификации именно экспертов антикоррупционной экспертизы с учетом характера специальных знаний - вида антикоррупционной экспертизы. Классификация этих экспертиз становится неотложной задачей.

См.: Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. № 72«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об антикоррупционнойэкспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовыхактов» // СЗ РФ. 2010. № 9. Ст. 964. Российская газета. 2012. 29 авг. См.: Бодров Н. Ф. Указ. соч.

  • См.: Хабриева Т. Я. Указ. соч.
  • Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов является эффективной мерой по профилактике коррупции в России. Впервые она была упомянута в ФЗ под №273.

    Однако указанный закон не содержит ни определения термина «антикоррупционная экспертиза», ни порядка ее проведения. Правотворец лишь раскрывает цель этой процедуры, которой является выявление коррупциогенных положений в источниках права и их проектах.

    По этой причине любому гражданину, который хочет понять, как происходит проведение антикоррупционной экспертизы, приходится обращаться к дополнительным правовым нормам и методическим рекомендациям.

    Все они написаны сложным языком с использованием специальной терминологии, которую тяжело понять человеку без специального образования. На изучение этих законов придется потратить уйму своего времени, которое, как известно, бесценно.

    Поэтому лучшим выходом из ситуации станет обращение к профессиональным юристам, готовым оказать бесплатные юридические консультации по самым сложным вопросам в любое время суток.

    Пользователю нужно лишь кратко ввести свой комментарий в окошко обратной связи и дождаться сообщения дежурного оператора.

    В России антикоррупционная экспертиза проводится:

    • Прокуратурой РФ;
    • важнейшим госорганом в области юриспруденции – Минюстом РФ;
    • в определенных ситуациях – иными компетентными лицами.

    Прокуратурой выявляются возможные коррупциогенные положения в нормативных источниках, регулирующие следующие сферы жизни:

    • налоговые платежи;
    • работу в госструктурах;
    • охрану природы;
    • права и блага населения;
    • авторское, патентное законодательство;
    • лицензирование.

    Минюстом проводится антикоррупционное изучение проектов всех принимаемых законов (всех уровней и ведомственных НПА).

    Прочие уполномоченные органы и работающие в них должностные лица занимаются проверкой внутренних ведомственных документов.

    Правила проведения

    В 2010 г. Правительство России приняло Постановление под №96, определяющее порядок проведения проверки источников права (проектов) представителями юстиции и аккредитованными независимыми специалистами.

    Основной задачей этого документа является поиск коррупциогенных факторов (предписаний, устанавливающих чрезмерно широкие полномочия для государственного служащего, которые при определенных условиях могут привести к коррупции) и поиск способов по их корректировке и ликвидации.

    Постановление под №96 применяется в отношении проектов:

    • законов общероссийского и регионального уровня;
    • НПА Президента;
    • постановлений;
    • концепций и техзаданий при работе с источниками права;

    а также в отношении действующих актов органов всех ветвей власти.

    Специалисты Министерства юстиции, уполномоченные исследовать нормы права, составляют заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы, выражая свою позицию относительно присутствия коррупционных условий. Форма заключения является общеобязательной для всех участников экспертизы, поскольку утверждена самим Минюстом.

    Правила проведения антикоррупционной экспертизы гласят, что глубокое изучение любых НПА осуществляется не только прокуратурой и компетентными госорганами, но и другими лицами, имеющими лицензию Минюста о статусе независимых специалистов. Заинтересованные граждане и общественные организации имеют право обратиться к экспертам, и заказать антикоррупционную проверку документов за свой счет.

    Для того, чтобы обеспечить возможность проведения независимой экспертизы проектов законов, инициаторы обязаны разместить их тексты в интернете на общедоступных ресурсах и направить на рассмотрение в департаменты компетентных структур.

    Во время юридического исследования НПА (их проектов) каждым специалистом должна соблюдаться и использоваться методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Завершив проверку, автор составляет заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы не в произвольном формате, а согласно приложениям Минюста. Текст этого документа обычно содержит:

    • утверждение/отрицание специалистом относительно наличия в правовых источниках и их проектах коррупциогенных положений;
    • методы решения проблемы, в случае выявления коррупциогенной угрозы.

    Правила проведения антикоррупционной экспертизы предусматривают: любой вывод автора основывается на сопоставлении и анализе имеющейся у него информации и напрямую связан с результатами экспертизы. Читатель должен понимать логические приемы автора, не оставляющие места для двусмысленности восприятия.

    Текст заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы имеет рекомендательный характер для органа, который является адресатом. Правотворцем установлен период, в течение которого компетентные лица обязаны рассмотреть полученный документ – он составляет один месяц. Если эксперт предложил методы корректировки или устранения коррупциогенных норм, то ему направляется письменный ответ об итогах правового анализа.

    Организация проверки

    Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов частично затронут Постановлением под №96 Правительства России. Однако аккредитованным экспертам и сотрудникам госаппарата в большей степени следует использовать методические рекомендации от 2012 года, утвержденные Советом при Президенте России, призванное осуществлять противодействие коррупции, поскольку именно они наиболее полно отвечают на вопрос «как проводится юридическое антикоррупционное исследование?»

    Важнейшие принципы:

    • Антикоррупционная проверка ведомственных НПА и их проектов проводится в обязательном порядке в каждом случае. Экспертами выступают лица, являющиеся специалистами соответствующего подразделения, имеющие специальное образование.
    • Положения оцениваемого документа проходят анализ во взаимосвязи со смежными нормами права.
    • Проводя исследование, сотрудники должны использовать общенациональный план и стратегию государства по отношению к противодействию коррупции.
    • Все выводы носят объективный характер с возможностью гражданского контроля.

    Согласно порядку проведения антикоррупционной проверки НПА и их проектов, этой работой занимается уполномоченное подразделение органа власти. В каждом конкретном случае утверждается соответствующий отдел, способный провести наиболее объективный анализ документа. Сотрудники этого отдела контролируют публикование НПА на официальном сайте госоргана в целях возможного проведения экспертизы со стороны аккредитованных экспертов.

    Этапы изучения проекта закона:

    • Документ письменно одобряется начальником органа-инициатора, и перенаправляется в отдел, осуществляющий ведомственное антикоррупционное исследование.
    • Время проверки не должно быть дольше периода, требуемого для стандартной юридической экспертизы документов.
    • При изучении проекта НПА специалисты должны руководствоваться существующей методикой для проведения экспертизы.
    • Оценке подлежит не сам проект, а каждая его составляющая, норма.
    • Результат изучения оформляется по утвержденной форме в виде заключения.
    • Начальник экспертного отдела направляет итоги в подразделение, которое разработало проект.
    • В ситуациях, когда в результатах содержатся коррупциогенные нормы, и подразделение, разработавшее документ, согласно с ними, то он отправляется на доработку, после чего повторно проверяется экспертным отделом.
    • В случае, если в заключении содержатся коррупциогенные положения, и подразделение, разработавшее документ, не согласно с ними, то между отделом экспертов и разработчиком назначаются согласительные мероприятия.

    Изучение действующих законов:

    • Если выявлены положения, которые способны в будущем повлечь коррупцию, сотрудники соответствующего органа государственной власти направляют НПА в экспертный отдел для проведения исследования.
    • Основываясь на полученных результатах, специалисты подразделения, отвечающего за юридическое содержание документа, составляют предложения по устранению коррупциогенных норм и представляют их на письменное одобрение начальнику органа исполнительной власти.
    • В случае, если коррупциогенные нормы обнаружены экспертами, но их корректировка невозможна вследствие отсутствия полномочий у определенного органа, то специалисты этой структуры обязаны уведомить об этом Генпрокуратуру России в письменном виде.

    Методика проведения

    При изучении отдельных правовых актов и их проектов, специалист должен руководствоваться специальными правилами, установленными:

    • Постановлением под №196, принятым Правительством;
    • Протоколом под №34 Совета противодействия коррупции (методические рекомендации).

    В этих НПА содержатся разъяснения, способствующие обнаружению возможных коррупциогенных условий. Авторы методических рекомендаций советуют обратить внимание на присутствие следующих показателей:

    • пунктов, предоставляющих служащему госаппарата право действовать по собственному усмотрению;
    • открытого списка причин для отказа в просьбе обратившемуся лицу;
    • возможности для субъективной оценки государственным служащим представленных документов;
    • «пробела» в законах (их проектах);
    • правовых коллизий;
    • отсутствие какой-либо ответственности госслужащего за нарушение НПА;
    • отсутствие положений о гражданском (общественном) контроле;
    • возможности расширенного местного нормотворчества.

    При обнаружении хотя бы одного из перечисленных факторов, эксперт или уполномоченный сотрудник юридической службы государственного органа должен отразить его в своем заключении с предложением способа по устранению.

    ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов


    Документ с изменениями, внесенными:
    (Собрание законодательства Российской Федерации, N 52, 24.12.2012) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 года N 1334);
    (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.04.2013);
    (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.11.2013);
    (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.02.2015, N 0001201502040038) (о порядке вступления в силу см. пункт 7 постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 года N 83);
    (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.07.2015, N 0001201507240026);
    (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.07.2017, N 0001201707140008).

    ____________________________________________________________________

    В соответствии с Федеральным законом "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" Правительство Российской Федерации

    постановляет:

    1. Утвердить прилагаемые:

    Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;

    методику проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

    2. Признать утратившими силу:

    постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 195 "Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 10, ст.1240);

    постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 196 "Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 10, ст.1241).

    Председатель Правительства
    Российской Федерации
    В.Путин

    Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов

    УТВЕРЖДЕНЫ
    постановлением Правительства
    Российской Федерации
    от 26 февраля 2010 года N 96

    1. Настоящие Правила определяют порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, осуществляемой Министерством юстиции Российской Федерации, и независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

    2. Министерство юстиции Российской Федерации проводит антикоррупционную экспертизу в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, в отношении:

    а) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;

    б) проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;
    постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года N 274 ; в редакции, введенной в действие с 6 декабря 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 года N 1075 .

    в) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации;

    г) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
    (Подпункт в редакции, введенной в действие с 9 апреля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года N 274 .

    3. Результаты антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении Министерства юстиции Российской Федерации по результатам правовой экспертизы либо в заключении Министерства юстиции Российской Федерации по форме, утверждаемой Министерством.
    постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года N 274 .

    3_1. Разногласия, возникающие при оценке коррупциогенных факторов, указанных в заключении Министерства юстиции Российской Федерации по результатам проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и документов, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 2 настоящих Правил, разрешаются в порядке, установленном Регламентом Правительства Российской Федерации , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 года N 260 (далее - Регламент Правительства), для рассмотрения неурегулированных разногласий по проектам актов, внесенным в Правительство Российской Федерации с разногласиями.
    постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 года N 83 .

    Разногласия, возникающие при оценке коррупциогенных факторов, указанных в заключении Министерства юстиции Российской Федерации по результатам проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, разрешаются в порядке, установленном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009 .
    постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года N 274)

    4. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96.
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 9 апреля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года N 274 .

    5. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации - разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на согласование в государственные органы и организации в соответствии с пунктом 57 Регламента Правительства , размещают эти проекты на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", созданном для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 года N 83 .

    Проекты федеральных законов, проекты указов Президента Российской Федерации, проекты постановлений Правительства Российской Федерации размещаются на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не менее чем на 7 дней.
    постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 года N 732)

    В случае если проекты федеральных законов, проекты указов Президента Российской Федерации и проекты постановлений Правительства Российской Федерации регулируют отношения, предусмотренные пунктом 60_1 Регламента Правительства , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 года N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" .
    постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 года N 83 постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2017 года N 813 .

    В случае если в отношении проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства Российской Федерации необходимо проведение процедуры раскрытия информации в порядке, установленном , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 года N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" , заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы направляются в рамках общественного обсуждения, проводимого в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения пунктом 11 указанных Правил .
    (Абзац дополнительно включен с 1 июля 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 года N 83)

    При этом повторное размещение проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства Российской Федерации на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном абзацами первым и вторым настоящего пункта, требуется только в случае изменения их редакции по итогам публичных консультаций или общественного обсуждения.
    (Абзац дополнительно включен с 1 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 года N 732)
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 9 апреля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года N 274 ; в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 года N 1334 .

    6. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации - разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в юридическую службу федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, размещают эти проекты на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

    Проекты указанных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций размещаются на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не менее чем на 7 дней.
    (Абзац дополнительно включен с 1 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 года N 732)

    В случае если проекты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируют отношения, предусмотренные пунктом 3_1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" , заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы направляются в рамках публичных консультаций, проводимых в порядке, установленном Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии .
    (Абзац дополнительно включен с 1 июля 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 года N 83 ; в редакции, введенной в действие с 22 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2017 года N 813 .

    В случае если в отношении проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти необходимо проведение процедуры раскрытия информации, предусмотренной Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы направляются в рамках общественного обсуждения, проводимого в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения , за исключением случаев, установленных пунктом 11 указанных Правил .
    (Абзац дополнительно включен с 1 июля 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 года N 83)

    При этом повторное размещение указанных проектов нормативных правовых актов на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном абзацами первым и вторым настоящего пункта, требуется только в случае изменения их редакции по итогам публичных консультаций или общественного обсуждения.
    (Абзац дополнительно включен с 1 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 года N 732)
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 года N 1334

    7. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации.

    7_1. Юридические лица и физические лица, аккредитованные Министерством юстиции Российской Федерации в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, направляют на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа:

    а) заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы:

    проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации - в федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации, являющиеся разработчиками соответствующих проектов;

    нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, а также проектов указанных нормативных правовых актов - в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации, являющиеся разработчиками соответствующих документов;

    б) копии заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы:

    проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства Российской Федерации, подлежащих внесению в Правительство Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, и их проектов - в Министерство юстиции Российской Федерации;

    нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, проектов уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - в соответствующие территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации.
    (Пункт 7_1 дополнительно включен с 9 апреля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года N 274)

    7_2. Федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации, нормативные правовые акты которых подлежат государственной регистрации, размещают информацию об адресах электронной почты, предназначенных для получения заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в форме электронного документа, на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в течение 7 дней информируют об этом Министерство юстиции Российской Федерации. При этом федеральным органом исполнительной власти, иным государственным органом и организацией указывается один адрес электронной почты, предназначенный для получения заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в форме электронного документа.

    В случае изменения адреса электронной почты, предназначенного для получения заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в форме электронного документа, федеральный орган исполнительной власти, иной государственный орган и организация, нормативные правовые акты которых подлежат государственной регистрации, не позднее следующего дня после его изменения размещает информацию о новом адресе электронной почты на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в течение 7 дней со дня изменения адреса электронной почты информирует об этом Министерство юстиции Российской Федерации.
    (Пункт дополнительно включен с 9 апреля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года N 274)

    7_3. Заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, поступившие в федеральный орган исполнительной власти, нормативные правовые акты которого подлежат государственной регистрации, регистрируются в установленном порядке в федеральном органе исполнительной власти.

    Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в 30-дневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую антикоррупционную экспертизу, направляется мотивированный ответ (за исключением случаев, когда в заключении отсутствует информация о выявленных коррупциогенных факторах, или предложений о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов), в котором отражается учет результатов независимой антикоррупционной экспертизы и (или) причины несогласия с выявленным в нормативном правовом акте или проекте нормативного правового акта коррупциогенным фактором.
    (Абзац дополнительно включен с 1 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 года N 732)
    (Пункт дополнительно включен с 9 апреля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года N 274)

    7_4. В случае если поступившее заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы не соответствует форме, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, нормативные правовые акты которых подлежат государственной регистрации, возвращают такое заключение не позднее 30 дней после регистрации с указанием причин.
    (Пункт дополнительно включен с 9 апреля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года N 274)

    8. Проекты нормативных правовых актов, предусмотренные в пункте 5 настоящих Правил, вносятся Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации с приложением поступивших заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы при условии соблюдения положений части 3 статьи 5 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" .
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 9 апреля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года N 274 .

    Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов

    УТВЕРЖДЕНА
    постановлением Правительства
    Российской Федерации
    от 26 февраля 2010 года N 96

    1. Настоящая методика применяется для обеспечения проведения прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

    Настоящей методикой руководствуются независимые эксперты, получившие аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, при проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

    2. Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта.

    3. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:

    а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
    постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 года N 732 .

    б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
    (Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 года N 732 .

    в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
    (Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 года N 732 .

    г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
    (Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 года N 732 .

    д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
    (Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 года N 732 .

    е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

    ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
    (Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 года N 732 .

    з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);

    и) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
    (Подпункт дополнительно включен с 1 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 года N 732)

    4. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:

    а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

    б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
    (Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2015 года N 732 .

    в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.



    Редакция документа с учетом
    изменений и дополнений подготовлена
    ЗАО "Кодекс"

    • Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

    Проблема противодействия коррупции является общегосударственной задачей. Каждое государство принимает определенные меры, которые направлены на снижение влияния коррупции на все сферы жизнедеятельности общества.

    Антикоррупционную экспертизу можно охарактеризовать как деятельность определенных субъектов, которая проводится с целью выявления в нормативно правовых актах, а также в их проектах норм и пунктов, которые содержат коррупционные факторы. Данная деятельность включает также предложение рекомендаций, направленных на устранение вышеуказанных факторов. При этом данная экспертиза проводится: как по отношению законодательных актов; так и по отношению правовых актов органов исполнительной власти, в том числе и различные распоряжения.

    Вопросы антикоррупционной экспертизы получили свое регулирование как на международном, так и на государственном уровне.

    На уровне международных отношений данный вопрос получил свое регулирование в Конвенции ООН против коррупции.

    Что же касается федерального уровня регулирования, то вопросы антикоррупционной экспертизы и правила ее проведения получили свое регулирование в Федеральном законе «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Данный закон регулирует порядок проведения экспертизы. Кроме вышеуказанного закона было принято также соответствующее Постановление Правительства РФ, которое посвящено методике и правил проведения экспертизы.

    Антикоррупционная экспертиза, которая проводится в отношении правовых актов, основывается на определенных принципах, содержание и перспективы использования которых предусмотрены действующим законодательством.

    В частности, в качестве принципов можно отметить:

    • обязательность проведения экспертизы;
    • проведения оценки нормативно-правовых актов во взаимосвязи с другими нормативно-правовыми актами;
    • обоснованность экспертизы, а также проверяемость и объективность ее результатов;
    • требование компетентности лиц, которые проводят экспертизу;
    • обязательное сотрудничество государственных органов в данной сфере.

    1. Согласно принципу обязательности проведения экспертизы все нормативно-правовые акты, а также их проекты должны быть объектом данной экспертизы в обязательном порядке.

    При этом говоря об обязательности экспертизы необходимо обратить внимание на тот факт, что обязательным является не только проведение данной экспертизы, но и выполнение соответствующих рекомендаций и предложений, которые были выдвинуты в результате в результате проведения данной экспертизы.

    2. Согласно второму принципу эксперт, который осуществляет экспертизу конкретного нормативно-правового акта, должен изучить его во взаимосвязи с другими нормативно-правовыми актами, которые регулируют данную сферу правоотношений.

    При выявлении коррупционных факторов эксперт должен выдвинуть предложение, направленное на их устранение.

    3. Согласно третьему принципу экспертиза должна быть обоснованной, а ее результаты – проверяемыми и объективными.

    Данное требование присуще научному познанию, а антикоррупционная экспертиза является видом научного познания.

    4. Принцип компетентности лиц, которые осуществляют экспертизу, требует высшего образования, а также не менее 5-летнего стажа работы в соответствующей сфере.

    Ведь уровень знаний эксперта играет важную роль в получении правильных результатов.

    5. Принцип обязательности сотрудничества государственные органов заключается в том, что государственные органы обязаны предоставить экспертам соответствующие материалы и информацию, необходимую для проведения экспертизы.

    Антикоррупционная экспертиза она имеет определенные цели и задачи, которые установлены в законодательстве.

    В качестве основной цели данной деятельности можно указать недопущение в содержание нормативно-правовых актов таких норм, которые являются коррупциогенными, т.е. которые могут создать условия проявления коррупции.

    Что же касается задач данной деятельности, то в качестве таковых можно указать:

    • выявление в содержании правовых актов коррупционных факторов;
    • проведение оценки принятия подобного проекта;
    • выработка необходимых для устранения пробелом рекомендаций.

    Методика проведения антикоррупционной экспертизы была разработана Правительством РФ. Понятие «методика» включает в себя не только способы осуществления данной экспертизы, но и перечень субъектов, объектов экспертизы, их полномочия и т.д.

    Согласно действующему законодательству антикоррупционная экспертиза проводится:

    • как государственными;
    • так и независимыми экспертами.

    Соответственно существуют следующие виды экспертизы:

    • государственная;
    • независимая.

    Экспертиза может проводиться:

    • прокуратурой;
    • министерством юстиций;
    • другими органами и их служащими;
    • независимыми экспертами.

    В соответствии с действующим законодательством государственные органы, организации и учреждения должны провести антикоррупционную экспертизу тех правовых актов, которые были приняты данными органами.

    Например, Минобрнауки РФ и БГТУ им. В.Г. Шухова проводят экспертизу тех правовых актов, которые были ими приняты.

    Процесс проведения антикоррупционной экспертизы регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

    • Федеральный закон Российской Федерации от 17.07.2009 г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
    • Указ Президента Российской Федерации от 19.05.2008 г. №815 «О мерах по противодействию коррупции»;
    • Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.1010 г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

    Данные документы тщательно регламентируют порядок проведения экспертизы, сроки ее проведения и полномочия соответствующих органов. Также стоит отметить, что начать проведение исследования можно на основании постановления прокуратуры.

    Вместе с проектом правового акта также публикуются сроки осуществления независимой экспертизы. При этом законодательство гласит, что данный срок не может быть менее 7 дней. Но экспертам может также быть предоставлен более долгий промежуток времени.