Правила плавания по внутренним водным путям (ппввп). местные (бассейновые) правила плавания

Пока не наступил водно-моторный сезон, и любители покатушек проверяют экипировку, самое время заняться теоретической подготовкой. Как многие знают, с 1 января текущего года в силу вступили новые правила регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. Давайте разберемся более детально в этом вопросе.

Новые правила ГИМС для маломерных судов 2017

Новая редакция правил ГИМС 2017 (Согласно приказу №340) года вступила в законную силу с 1 января, и уже успела наделать шуму среди обывателей. У пользователей нашего сайта возникли вопросы, которые мы решили адресовать непосредственно в ГИМС НСО РФ. Что из этого вышло, вы можете прочитать в статье.

Новые нормативные правовые акты по вопросу регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.

  • «Административный регламент МЧС России предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (Приказ МЧС России от 24.06.2016 г. №339).
  • «Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (Приказ МЧС России от 24.06.2016 г. №340).

Согласно этим приказам, новый порядок регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, существенно отличается от действующего, который устанавливал приказ МЧС России от 29.06.2005 г. №500 .

Порядок регистрации маломерных судов в ГИМС 2017

Чтобы разобраться в этом вопросе, мы, прежде всего, должны четко понимать – что такое маломерное судно. Это судно, длина которого не более 20 метров, количество пассажиров – не более 12 человек. Согласно правилам, государственной регистрации в органах ГИМС МЧС России подлежат те маломерные суда, которые используются в некоммерческих целях, масса которых свыше 200 кг. или если мощность установленного двигателя (лодочного мотора) свыше 8 кВт.

Как определить массу маломерного судна

На мотолодку «Казанка-М» можно устанавливать мотор мощностью до 25 л.с. включительно. Из существующих моторов мощностью 25 л.с. наиболее тяжелым является 4-х тактный ПЛМ Mercury F 25ELPT, вес которого - 82 кг. Таким образом, масса укомплектованной мотолодки «Казанка-М» составляет 227 кг. Отсюда вывод – согласно новому регламенту, придется ее регистрировать, независимо от того, какой мощности будет установлен на нее мотор.

Пример № 2.

Моторная лодка «Посейдон-480» имеет массу с оборудованием и снаряжением 110 кг. Если раньше её владелец пользовался ею с ПЛМ мощностью, например 10 л.с. весом 35 кг, то она не подлежала государственной регистрации, так как общий вес был менее 200 кг. Теперь нужно учитывать вес ПЛМ максимальной мощности, которая рекомендована производителем судна. Для рассматриваемой нами модели максимально разрешенная мощность двигателя составляет 50 л.с., а современные двигатели этой мощности, на которые мы и будем ориентироваться в первую очередь, имеют массу больше 100 кг. А это значит, что общая масса комплекта будет превышать разрешенные 200 кг. и такую моторную лодку необходимо регистрировать.

Пример № 3.

Еще один пример, с советской лодкой - «МКМ». Ее масса оборудованного корпуса составляет 150 кг. С мотором Yamaha 9.9 FMHS эта лодка будет весить 186 кг, что меньше 200 кг. Однако по паспорту на «МКМ» можно ставить моторы до 25 л.с. включительно. Возьмем 25-сильный мотор от того же производителя: Yamaha 25 BWS. Он весит 56,5 кг. Рассчитываем - 150+56,5=206,5 кг. Масса судна больше 200 кг, следовательно, оно должно быть зарегистрировано в ГИМС с выдачей судового билета.

Основные отличия от правил ГИМС 2016

А теперь перейдем к самому интересному. На просторах интернета мы собрали самые трепетные вопросы, которые связаны с отличием старых правил регистрации от новых, и сделали для вас подборку в сравнении.

Регистрация

  • Было. До нововведений, все процессы, связанные с регистрацией судна выполнялись по месту жительства того человека, на кого оно было оформлено, или же там, где судно базировалось.
  • Будет. Сейчас же, после вступления в законную силу изменений в правилах, вся процедура регистрации будет проходить по адресу регистрации собственника судна в любом подразделении Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России на территории РФ.

Номер маломерного судна

  • Было. До вступления в законную силу новых правил регистрации маломерных судов, в редакции 2016 специальный номер регистрации включал в себя 7 знаков, среди которых было 3 буквы и 4 цифры. Судовладельцы наносили его на оба борта, с некоторыми техническими особенностями. Так, располагаться он должен был на расстоянии ¼ длины корпуса судна от форштевня, и обязательно – в одну строчку. В высоту буквы должны были быть не менее 150 мм, в ширину – 100 мм, а толщина линий -15-20 мм. Когда конструктивные особенности судна не позволяли хозяину нанести номер в соответствии с правилами, то размеры и место нанесения регистрационного номера определял орган регистрации.

  • Будет. Теперь же, после изминения в 2017 году, специальный регистрационный номер судна состоит не из 7 знаков, а уже из 11. Включает в себя он 2 буквы, 4 цифры, и в конце номер региона РФ. У нас это - RUS 54. Располагаться он должен так же – в одну строчку, и каждом борту. Наносить его нужно будет так, чтобы геометрическая середина знака находилась на расстоянии ¼ длины корпуса судна от форштевня. Что касается высоты букв, ширины и толщины линий, то никаких нововведений тут нет. Все по-старому. Если невозможно выполнить такие требования, то место нанесение определяет так же – орган регистрации судна, и заносит это в судовой билет и реестр.

Срок предоставления государственной услуги

  • Было. В редакции 2016 года, все маломерные суда проходили процесс регистрации, либо получали отказ в получении этой процедуры - в течение 3-х рабочих дней с того момента, как соответствующий орган государственной власти получал весь необходимый пакет документов.
  • Срок предоставления государственной услуги со дня приема документов заявителя до получения результата государственной услуги - не более 3 рабочих дней. При обнаружении в документах заявителя оснований для приостановления предоставления государственной услуги срок предоставления государственной услуги может быть продлен на 30 рабочих дней.

Государственная пошлина за исключением (снятие с учета) из реестра маломерных судов

Флаг РФ

  • Было. Ранее наносить флаг на судно мы имели право, но не были обязаны.
  • Будет. Теперь Государственный флаг РФ мы не только имеем право нести на своем борту, но и обязаны это делать.

Отказ в регистрации

В новые правила 2017 года были добавлены следующие пункты:

  • Наличие признаков изменения, уничтожения маркировки, нанесенной строителем судна;
  • Представление заявителем документов, числящихся утраченными или похищенными;
  • неявка заявителя в орган регистрации, в срок превышающий 30 календарных дней с назначенной даты.

Мнение эксперта

Ферапонтов Евгений Евгеньевич, старший государственный инспектор Новосибирского инспекторского отделения, ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по НСО»:

Еще один интересный момент, о котором стоит сказать – это то, что с 2017 года изменился судовой билет. Теперь он представляет собой не книжку, как было ранее, а лист, размером А4, который будет заполнен с двух сторон.

Называться данный документ будет так: «Судовой билет маломерного судна, используемого в некоммерческих целях». Ниже будет дубляж этой записи на английском языке: «VESSEL CERTIFICATE non-commercial small craft (20 meters overall length or less and no more than 12 persons on board)».

На обеих сторонах билета будут присутствовать водяные знаки. В центре лицевой стороны - в виде прозрачной подложки изображена стилизованная эмблема ГИМС МЧС России диаметром 8 см.

Немаловажен тот факт, что с собой на судно можно брать не оригинал, а копию билета, которую требуется предварительно заверить в подразделении ГИМС.

Регистрация по новым правилам только началась, поэтому заявок и проведений было пока мало. Но хочется отметить, что все относятся к процессу регистрации по новым правилам - с пониманием.

Соблюдение норм в сфере маломерных судов поможет вам спокойно путешествовать по красивейшим, необъятным водным просторам нашего региона и не только.

Друзья, в подготовке материала выражаем благодарность региональному центру ГИМС МЧС России по НСО. Если у вас будут какие-то вопросы, ответы на которые вы не получили из данной статьи, пишите их в комментариях, либо в нашей , и мы обязательно их предадим в ГИМС. Полученные ответы будут размещены тут, как добавление к статье.

Давайте вместе сделаем понятное пособие – «Как разобраться в новых правилах регистрации маломерных судов»!

Довелось как-то в прошлом году посетить южный берег Финского залива. Немного западнее дамбы, примерно напротив поселка Большая Ижора и чуть дальше в сторону Лебяжьего с целью «погонять» судака.

Места, понятное дело, всем отлично известные. И, если благоприятная погода, то на относительно небольшом пятачке, где сосредоточена основная часть рыбы, уже за пару часов до захода солнца сосредотачивается не один десяток, а то и пара сотен лодок. Причем лодок самых разных. Начиная от катеров, длиной 17-20 футов и до небольших надувных лодок, оснащенных небольшими 2-5 сильными моторами. Совсем небольшое удаление от берега в условиях тихой погоды, делает такую рыбалку комфортной и относительно безопасной, поэтому и собирается такой количество лодок в одном месте. Понятно, что подавляющее большинство судов на этой акватории, регистрации не подлежит и, естественно, номеров на борту не несет.

Всё бы ничего, но попадая в подобное скопление, начинаешь очень нервозно себя чувствовать. Дело в том, что, к сожалению, для довольно многих владельцев «нерегистратов» никакие правила поведения на воде и расхождения со встречными и попутными судами не писаны. За один лишь вечер мне примерно раз десять «приехали» в левый борт шкиперы, которые и не догадывались, что правило – «ПРОПУСТИ ПОМЕХУ СПРАВА» действует также и на воде. Что пересекать курс под самым форштевнем также со своего правого борта – это не просто нарушение, а реальная подстава, которая чревата не только порчей собственных снастей и потерей приманок, но и повреждением, иногда и очень серьезным, мотора судна, курс которого пересекают. Попадание и намотка рыболовного шнура под винт на гребной вал, почти в 100% случаев приводит к выходу из строя сальников, со всеми, что называется, вытекающими последствиями – повреждением шестерней редуктора. А если особо «повезет», то и вертикального вала и возможно, что и маховика. Таких случаев в истории любого сервис-центра в Питере, было вполне достаточно, чтобы об этом еще раз сказать.

Я не думаю, что купивший велосипед или не подлежащее регистрации моторное средство передвижения по дорогам, при выезде на городские магистрали не откроет Правила Дорожного Движение. Хотя бы, чтоб ознакомиться с ними в общих чертах. А вот на воде вновь появившаяся и, причем, довольно значительная часть водно-моторной публики ознакомиться хотя бы в общих чертах с Правилами поведения при управлении маломерным судном не удосужилась.

В связи с этим хочется напомнить, что у любого шкипера, оказавшегося за румпелем или за штурвалом маломерного судна не подлежащего регистрации (при управлении зарегистрированным судном в кармане должны лежать Права, полученные по окончании курсов судовождения и их это касается лишь в минимальной степени), кроме прав, есть и обязанности, и, если хотите, ряд ограничений. Часть из них определена производителями судов, которые устанавливают максимальную загрузку судна, максимальную мощность мотора, который может оказаться на транце судна. А также — максимальное удаление от берега или от места укрытия и максимальную высоту волны, при которой эксплуатация этого судна разрешается. Нарушение этих требований, понятное дело, останется на совести шкипера, но… лишь до поры, до времени. Если произошла драма или, не дай Бог, трагедия, то отвечать придется, уже невзирая на не «зарегистрированность судна».

Итак, какими же нормами Права, ограничено на воде поведение шкипера. Речь пойдет пока только об административных нарушения, за которые может быть наложено ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ или АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ.

Открываем КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Хочу начать со статьи 1.5. Презумпция невиновности.

Вина должна быть доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

О каких случаях может идти речь? Они отражены в, пожалуй, единственной статье, которая в полной мере относится к шкиперам как зарегистрированных МС, так и «нерегистратов» —

КоАП РФ, Статья 11.7. Нарушение правил плавания.

  1. Превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости , несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков — влечет предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей, или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев.

На большинстве федеральных водоемов и акваторий субъектов Федерации никаких ограничений не вводится. Но, на отдельных из них, ряд ограничений вводит

Приказ Минтранса России от 10.07.2013 N 235 «Об утверждении Правил движения и стоянки судов в Волго-Балтийском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.09.2013 N 29961)

Нас, водномоторников, касается пункт второй этого документа. Он гласит:

  1. Движение судов габаритной длиной менее 20 метров, спортивных парусных и прогулочных судов вблизи пляжей, районов массового отдыха населения на воде разрешается со скоростью не более 12 км/час, а в акваториях речных портов, на искусственных каналах, в пределах границ населенных пунктов, рейдов, в районах стоянок судов — со скоростью не более 15 км/час.

Для большинства рыбаков любителей, предпочитающих рыбалку на юге Ладоги или Онеги, такими искусственными каналами будут обводные каналы Ладоги (причем, как новый, так и старый) и Онеги. Контроль за соблюдением скоростного режима на этих водных артериях возложен на ГИМС МЧС.

В этом же пункте КоАПа упоминаются «ОГНИ» и «ЗНАКИ».

С этого года введено новое требование. Все зарегистрированные суда либо на флагштоке, либо на бортах должны нести Национальный Флаг.

С огнями все несколько сложнее. Пользование ими регламентируют Правила Плавания по Внутренним Водным Путям (ППВВП) России.

ПРИКАЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЛАВАНИЯ ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Выделю лишь то, что непосредственно касается. Во- первых, это интервал, когда они должны быть включены.

  1. Требования, относящиеся к огням, должны соблюдаться от захода до восхода солнца (ночью). При этом не должны выставляться другие огни, которые могут быть ошибочно приняты за предписанные настоящими Правилами, ухудшать их видимость или служить помехой для наблюдения.

……………………………..

  1. Судоводителям запрещается использовать осветительные устройства и прожекторы, если они могут вызвать ослепление, создающее опасность или помехи для судоходства.

…………………….

  1. Самоходное маломерное судно должно нести:

— топовый огонь;

— бортовые огни;

— кормовой огонь.

Бортовые огни могут быть скомбинированными в одном фонаре, расположенном по оси судна в носовой части.

И если в судовом билете регистрируемого комплекта это всё указано, то для не регистрируемого – это обязательное требование, установленное Законодателем. Скорее всего, на владельца «нерегистрата» не будет наложен штраф, но его на совершенно законных основаниях могут просто попросить «покинуть тусовку любителей ночной ловли судака». А ведь топовый — круговой белый огонь мог бы легко решить все проблемы…

Владимир Колгин

Эксплуатация на водных объектах маломерных судов разрешается после их регистрации в судовой книге (реестре), нанесения бортовых (регистрационных) номеров и технического освидетельствования, в исправном техническом состоянии, с соблюдением установленных для них условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъёмности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району (разряду бассейна) плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.
Регистрацию, учёт, классификацию и техническое освидетельствование маломерных судов, указанных в п. 1.2. настоящих Правил (кроме военных и спортивных судов, катеров и лодок, являющихся табельным имуществом морских и речных судов), осуществляет Государственная инспекция, а военных и спортивных судов - уполномоченные на то органы соответствующих министерств и ведомств.
Принадлежащие гражданам гребные лодки грузоподъёмностью менее 100 килограммов, байдарки- менее 150 килограммов и надувные (безмоторные) суда- менее 225 килограммов допускаются к эксплуатации без регистрации и технического освидетельствования в органах Государственной инспекции с соблюдением их владельцами и лицами, управляющими этими судами, настоящих Правил, других нормативов и требований, обеспечивающих безопасность плавания, охрану жизни людей на воде и окружающей среды.
Пользование на пограничных реках надувными резиновыми лодками запрещается.
Все маломерные суда должны быть зарегистрированы и поставлены на учёт в органах Государственной инспекции в течении 10 дней с момента приобретения владельцем права собственности на судно (при ввозе маломерного судна из-за границы - с момента оформления таможенной декларации).
Передача права собственности на маломерное судно(оформление договора купли-продажи, передача на баланс другому предприятию и т.д.) осуществляется после снятия судна с учёта в органах Государственной инспекции.
Российские маломерные (надводные и подводные) суда и средства передвижения по льду, используемые в территориальных и внутренних водах Российской Федерации, Российской части вод пограничных рек Уссури, Сунгача, Гранитной, Турги, Туманной и озера Ханка, помимо регистрации в установленном порядке в органах Государственной инспекции по маломерным судам Приморского края подлежат обязательной регистрации в ближайшем подразделении пограничных войск, о чём на регистрационных документах владельца ставится штамп или выдаётся специальное удостоверение. Все маломерные суда и средства передвижения по льду подлежат обязательному учёту и хранению на пристанях, причалах, в других пунктах базирования. Выход этих судов и средств из пунктов базирования и возвращение их осуществляется с уведомлением пограничных войск, которые могут ограничивать время выхода, пребывание на воде (льду), удаление от пунктов базирования и берегов.
Для опознания этих судов, а также средств для передвижения по льду их владельцы наносят на видных с воздуха местах опознавательный знак (круг диаметром 1 метр с двумя противоположными сегментами чёрного и белого цвета), а на бортах наносят в установленном порядке регистрационные номера. Литерные и цифровые знаки этих номеров наносятся на суда и средства передвижения по льду контрастной краской, они должны быть высотой не менее 15 сантиметров и иметь чёткое изображение, исполненное по трафарету.
Маломерные суда и средства для передвижения для передвижения по льду, с которыми граждане на время прибывают на охраняемые пограничными войсками побережье моря, берега пограничных рек, озёр и иных водоёмов, в течение суток должны быть поставлены их владельцами на временный учёт в ближайшем подразделении пограничных войск и содержаться в установленных пунктах базирования.
Управлять маломерными моторными, парусно - моторными и парусными (с площадью парусов 5 и более квадратных метров) судами и другими водными транспортными средствами с механическим двигателем (гидроциклы, катера на воздушной подушке и др.) разрешается, лицам, аттестованным экзаменационными комиссиями Государственной инспекции и имеющим действительные удостоверения на право управления маломерным судном.
Правила регистрации и учёта маломерных судов, технического надзора за ними и аттестации граждан на право управления этими судами разрабатываются Главным управлением Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации и утверждаются уполномоченным на то Правительством Российской Федерации органом федеральной исполнительной власти.
Использование водных объектов для плавания маломерных судов на водоёмах разрешается с открытия до закрытия навигации, а на несудоходных- после, спада паводковых вод до ледостава. Открытие навигации в прибрежной части моря - 1 мая, закрытие - 30 октября. Об изменении сроков открытия или закрытия навигации в отдельных районах Государственная инспекция информирует население через средства массовой информации.
На несудоходных водных объектах маневрирование маломерных судов при расхождении должно осуществляться с учётом правостороннего движения (левыми бортами).
На акваториях в границах населённых пунктов, портов, пристаней, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов движение моторных судов разрешается со скоростью не более 30 км в час, а вблизи пляжей и в районах массового отдыха населения - не более 15 км в час (предельные скорости движения устанавливаются применительно к местным условиям).
Разрешения на плавание маломерных судов во временно или постоянно закрытых районах, а также в период паводка выдаются Государственной инспекцией в порядке, согласованном с администрацией края и командованием Тихоокеанского пограничного округа, а в заповедниках- руководством заповедника.
Плавание маломерных судов и пользование средствами для передвижения по льду разрешается без пропусков, выдаваемых пограничными войсками, в бухтах, заливах, выходы которых контролируются пограничниками, до определённых на местах линий, в Амурском и Уссурийском заливах- по линии мыса Сысоева, северная оконечность острова Рикорда, полуостров Ломоносова.
При эксплуатации маломерных судов запрещается:
управлять маломерным судном, не зарегистрированным в установленном порядке;

не прошедшим технического освидетельствования (осмотра) ;

не несущим бортовых номеров;

переоборудованным без соответствующего разрешения;

имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация (перечень прилагается);

с нарушением правил загрузки, норм пассажировместимости, ограничений по району и условиями плавания;

без удостоверения на право управления маломерным судном; в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;

передавать управление судном лицу, не имеющему удостоверения на право управления маломерным судном, а также находящемуся в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;

превышать установленную скорость движения, а также превышать скорость выше разумных пределов при нахождении рядом с другими судами или в опасном для судоходства районе;
нарушать правила маневрирования, подачи звуковых сигналов, нанесения бортовых огней и знаков;

наносить повреждения гидротехническим сооружениям, техническим средствам, знакам судоходной и навигационной обстановки;

нарушать режим использования территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. № 1404 «Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их защитных полосах»;

заходить в постоянно или временно закрытые для плавания районы без специального разрешения или преднамеренно останавливаться в запрещённых местах;

заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях (участках водных объектов) пляжей, купален, других мест купания и массового отдыха населения на водоёмах (воднолыжник, буксируемый маломерным судном, считается членом экипажа буксируемого судна и, следовательно, все требования по этому пункту относятся и к воднолыжнику);

приближаться на гидроциклах (водных мотоциклах) на расстояние менее 100 метров к купающемуся, а также к границам заплыва пляжей и других организованных мест купания;
перевозить на судне детей без сопровождения взрослых (по одному на каждого ребёнка), умеющих плавать и оказывать помощь терпящим бедствие на воде;

швартоваться, останавливаться, становиться на якорь у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, пирсов, дебаркадеров, доков (плавдоков) и под мостами, маневрировать в непосредственной близости от транспортных и технических судов морского и речного флота, пересекать их курс на расстоянии менее 0,5 километра, создавая своими действиями помехи судоходству;

сбрасывать за борт отходы, мусор, иные предметы и сливать нефтепродукты;

устанавливать моторы на гребные лодки при отсутствии соответствующей записи в судовом билете;

использовать или предоставлять суда в целях браконьерства и других противоправных действий;

во время движения судна - пересаживаться с одного судна на другое, сидеть на бортах, раскачивать суда и купаться с них;

заправлять судно топливом, перекачивать его с судна на судно при работающем двигателе, пользоваться открытым огнём и курить при этом;

выходить на судовой ход в условиях ограниченной (менее 1 км) видимости или следовать по нему на расстоянии более 10 метров от кромки судового хода;

осуществлять расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно - ремонтных заграждений, переправ и работающих земснарядов, а также в пролётах мостов и подходных каналах;

двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка;

выходить в море с неисправными радиостанциями (а также не имеющими 6-й и 16 каналы УКВ);

принимать на борт и Перевозить пассажиров не значащихся в судовой роли;

нарушать правила, обеспечивающие безопасность пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов;

выпускать в плавание маломерные суда не зарегистрированные в установленном порядке, не прошедшие технического освидетельствования (осмотра), имеющие неисправности, с которыми запрещена их эксплуатация, не укомплектованные снаряжением, а также допускать к управлению маломерными судами, лиц, не имеющих удостоверений на право управления этими судами или находящихся в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;

подходить к российским и иностранным судам, прибывшим из-за границы и не оформленным пограничными и таможенными властями, а также к судам, оформившимся, либо оформляющимся к отходу за границу;

выходить на прогулочных катамаранах на открытые участки морской прибрежной зоны Приморского края;

иметь на борту водолазное снаряжение, не зарегистрированное в установленном порядке, и при отсутствии у лиц, пользующихся этим снаряжением, действительных удостоверений пловца-подводника или водолазных книжек.

27.01.2011
29/2-3-62
Управление ГИМС МЧС России в соответствии с подпунктом 7 пункта 5 Положения о государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. № 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» устанавливает нормы оснащения маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России.

Начальник Управления Государственной инспекции по маломерным судам - Главный государственный инспектор по маломерным судам; В.В.Серегин

Индивидуальные спасательные средства (**)

Байдарки


- Индивидуальные средства безопасности - По числу находящихся людей на борту (п.1)
- 1


- Индивидуальные средства безопасности - По числу находящихся людей на борту (п.1)
- Конец Александрова (спасательный линь) длиной не менее 15 метров или спасательный круг (кольцо) с линем длиной не менее 15 метров - 1


- Индивидуальные средства безопасности - По числу находящихся людей на борту (п.1)
- Конец Александрова (спасательный линь) длиной не менее 15 метров или спасательный круг (кольцо) с линем длиной не менее 15 метров - 1


- Индивидуальные средства безопасности - По числу находящихся людей на борту (п.1)
- Спасательный круг или кольцо с линем длиной не менее 15 метров - 1


- Индивидуальные средства безопасности - По числу находящихся людей на борту (п.1)
- 2

Гидроциклы
- Индивидуальные средства безопасности - По числу находящихся людей на борту (п.1)


- Индивидуальные средства безопасности - По числу находящихся людей на борту (п.1)
- Спасательный круг с линем длиной не менее 15 метров - 1

Спасательное оборудование (**)

Байдарки
- 1(п.2)
- 1(п.10)

Гребные надувные лодки, вместимостью до 3 человек, не имеющие жесткой слани
- Гребное устройство (весла, весло-гребок или багор-весло) - 2
- Звукосигнальное устройство (п.9) - 1(п.10)

Гребные лодки, гребные надувные лодки, имеющие жесткие слани, надувные лодки, вместимостью более 3 человек, не имеющие жесткой слани
- Гребное устройство (весла, весло-гребок или багор-весло) - 2
- 1
- Звукосигнальное устройство (п.9) - 1(п.10)

Моторные маломерные суда длиной до 6 метров
- Гребное устройство (весла, весло-гребок или багор-весло) - 2
- Огнетушитель - п.4
- Один черпак или ручной насос - 1(п.7)
- Звукосигнальное устройство (п.9) - 1(п.10)

Моторные маломерные суда длиной от 6 до 12 метров
-Якорь с якорь-тросом (якорь-цепью) - 1(п.3)
- Огнетушитель - 1
- Один черпак или ручной насос - 1(п.7)
- Звукосигнальное устройство (п.9) - 1

Моторные маломерные суда длиной свыше 12 метров
- 1(п.3)
- Огнетушитель - (п.6)
- Один черпак или ручной насос - 1(п.8)
- (п.8)
- Ведро на 10 литров - 1
- Звукосигнальное устройство (п.9) - 1

Несамоходные маломерные суда вместимостью менее 80 тонн *
- Якорь с якорь-тросом (якорь-цепью) - 1(п.3)
- Огнетушитель - (п.5)
- Оборудование для откачки воды из трюма - 1
- Ведро на 10 литров - 1
- Звукосигнальное устройство (п.9) - 1

Средства безопасности при ЧС: (**)

Гребные лодки, гребные надувные лодки, имеющие жесткие слани, надувные лодки, вместимостью более 3 человек, не имеющие жесткой слани
- +

Моторные маломерные суда длиной до 6 метров
- Один электрический фонарь белого света или две ракеты сигнала бедствия красного цвета (п.11) - +

Несамоходные маломерные суда вместимостью менее 80 тонн *
- Один электрический фонарь белого света или две ракеты сигнала бедствия красного цвета (п.11) - +

Моторные маломерные суда длиной от 6 до 12 метров
- 3

Моторные маломерные суда длиной свыше 12 метров
- Ракеты сигнала бедствия красного цвета (п.11) - 6

Рекомендуемое дополнительное оборудование (***)
а) Пиротехнические сигналы бедствия
б) Аптечка для оказания первой медицинской помощи
в) Ремонтный комплект
г) Один спасательный круг с 15-ти метровым линем
д) Два одеяла
е) Одно сигнальное полотно (флаг-отмашка)
ж) Приспособление для поднятия человека на борт
з) Багор
и) Система связи
к) Магнитный компас
л) Навигационная аппаратура ГЛОНАС

* для несамоходных судов, используемых в качестве буксируемых судов и дебаркадеров.
** обязательное оснащение.
*** данное оборудование не является обязательным.
суда, эксплуатируемые в бассейнах 5 разряда, могут снабжаться спасательными нагрудниками, на гребных лодках прокатных станций допускается вместо жилетов иметь один спасательный круг;
специальное весло по числу гребцов;
согласно требованиям ГОСТ Р 51722-2001;
моторное маломерное судно длиной до 6 метров снабжаются огнетушителем, если на его борту установлен стационарный двигатель с фиксированным топливным баком любого размера или прибор для приготовления пищи, обогрева и т. п. работающий на сжигаемом топливе;
моторное маломерное судно длиной свыше 12 метров снабжаются 1 огнетушителем, а также еще одним огнетушителем, если на его борту установлен прибор для приготовления пищи, обогрева и т. п. работающий на сжигаемом топливе;
несамоходные маломерные суда вместимостью до 10 тонн снабжаются 1 огнетушителем, свыше 10 тонн - 2 огнетушителями;
при отсутствии оборудования для откачки воды;
несамоходные маломерные суда вместимостью до 10 тонн снабжаются ручным насосом, свыше 10 тонн - оборудованием для откачки воды из трюма;
согласно требованиям пункта 108 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (ППВВП), допускается использование электрического звукового сигнала автомобильного типа;
допускается замена на свисток спасательного жилета;
наличие пиротехнических сигналов бедствия не обязательно, если навигация осуществляется по реке, каналу или озеру, в котором судно не может находиться более чем в двух километрах от берега.

Маломерные суда, не оборудованные сигнально-отличительными огнями, соответствующими требованиям ППВВП, в условиях ограниченной видимости и от захода до восхода солнца к пользованию запрещены.

К плаванию по внутренним водным путям Российской Федерации допускаются суда , зарегистрированные в установленном порядке. Каждое судно (кроме эксплуатирующегося без экипажа) должно управляться лицом, имеющим необходимую квалификацию, именуемым в дальнейшем судоводителем, который несет всю полноту ответственности за соблюдение ППВВП в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для предотвращения непосредственно угрожающей опасности или ее возможных последствий судоводители должны уменьшить скорость до минимальной и принять все меры, которые диктуются хорошей практикой судовождения или особыми обстоятельствами, даже если вынуждены отступать от настоящих Правил. В случае неуверенности в оценке ситуации (неясность в действиях других судов, неподача сигналов, потеря ориентировки, отсутствие или неисправность знаков навигационного оборудования и т.п.) судоводитель должен уменьшить ход или прекратить движение до выяснения ситуации.

не должна нарушать остойчивости, прочности корпуса судна и обеспечивать круговой обзор с поста управления. Суда, предназначенные для перевозки пассажиров, не должны иметь на борту большее количество пассажиров, чем это предусмотрено судовыми документами.

Маломерные суда должны иметь официальные регистрационные знаки, содержащие название или номер, наименование и местонахождение владельца судна. ребования Правил, относящиеся к огням, должны соблюдаться от захода до восхода солнца (ночью), к знакам - от восхода до захода солнца (днем). Днем, в условиях ограниченной видимости, судоводители должны применять сигнализацию, предписанную для ночи. Расположение огней должно соответствовать требованиям приложения № 2, а дальность видимости - не менее указанных в приложении № 3 к Правилам.

Самоходное маломерное судно при плавании ночью должно нести (п.69 Правил): топовый огонь, бортовые и кормовой огни, при этом бортовые огни могут быть скомбинированы в одном фонаре, расположенном по оси судна в носовой части. Буксируемые и идущие в счале маломерные суда должны нести круговой белый огонь.

Парусное судно должно нести:

    длиной 20 и более метров - бортовые огни, кормовой огонь и два круговых огня около топа мачты, расположенные вертикально, причем верхний огонь должен быть красным, а нижний - зеленым;

    длиной от 7 до 20 метров - бортовые огни, кормовой огонь. Огни могут быть
    объединены в одном фонаре, установленном в верхней части мачты;

    длиной менее 7 метров - белый круговой огонь на мачте; с приближением других
    судов парус должен освещаться белым огнем. Парусное судно, идущее под мотором или под парусом и мотором, должно нести огни как одиночное самоходное судно.

Парусное судно , идущее под парусом и под мотором днем несет черный конус вершиной вниз на видном месте.

Одиночное самоходное судно и несамоходное длиной до 50 м на стоянке ночью должно нести один белый круговой огонь.Судно, стоящее на якоре, днем несет черный шар на такой высоте, чтобы он был виден со всех сторон. Кстати, п. 258 Правил требует, чтобы владельцы маломерных судов обеспечивали круглосуточную охрану своих судов и надзор за их стоянкой.

Суда органов надзора могут показывать ночью и днем проблесковый синий огонь. Если два судна идут встречными курсами таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то каждое судно должно изменить курс вправо с тем, чтобы они могли разойтись левыми бортами. Маломерные суда должны следовать за пределами судового хода или по установленной полосе движения. В случае, когда по условиям пути такое следование невозможно, они могут идти по судовому ходу вдоль правой по ходу кромки в пределах до 10 м от нее, при этом они не должны затруднять движение и маневрирование немаломерных судов на судовом ходу и обязаны заблаговременно уходить с их пути без обмена звуковыми и зрительными сигналами. Маломерные суда не могут требовать, чтобы им уступили дорогу.

Если два маломерных судна идут пересекающимися курсами и может возникнуть опасность столкновения, то применяются следующие правила:

    маломерные моторные суда должны уступать дорогу всем другим маломерным немоторным судам;

    маломерные немоторные суда и суда, не идущие под парусом, должны уступать дорогу парусным судам.

Если два парусных судна идут пересекающимися курсами и может возникнуть опасность столкновения, то одно из них должно уступать дорогу согласно следующим правилам:

    когда суда идут разными галсами, идущее левым галсом должно уступить дорогу другому судну;

    когда оба судна идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу судну, находящемуся под ветром;

    если судно, идущее левым галсом, видит другое судно с наветренной стороны и не может точно определить, левым или правым галсом идет это судно, то оно должно уступить ему дорогу.

При обгоне парусного судна другим парусным судном обгоняемое судно должно обеспечить проход обгоняющего судна с наветренной стороны. При обгоне какого-либо судна парусным судном обгоняемое судно должно обеспечить проход обгоняющего судна с наветренной стороны. аломерные и парусные суда при необходимости могут пересекать судовой ход, а также выполнять поворот с пересечением судового хода, как правило, за кормой проходящих судов. Пересечение должно производиться под углом, близким к прямому, и в возможно короткий срок.

Маломерным и парусным судам запрещается:

    маневрировать и останавливаться вблизи идущих или стоящих других судов, земснарядов, плавучих кранов и т.д. и в промежутках между ними;

    останавливаться и становиться на якорь в пределах судового хода (полосы движения), а также у плавучих навигационных знаков;

    выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости, а парусным судам, кроме того, и ночью.

Маломерные суда не могут требовать отдельного шлюзования (п.191 Правил). Вход судов в камеру шлюза, переход из одной камеры в другую и выход из камеры разрешаются только при зеленом сигнале входного (выходного) светофора. Отсутствие сигнала на светофоре является запрещением. С момента ошвартовки и до момента получения разрешения на выход судам, как правило, запрещено использовать движители. спользование водных лыж и гидроциклов разрешается только днем при хорошей видимости и в установленных местах (п. 227 КВВТ). На буксировщике должно быть лицо, обслуживающее буксир и наблюдающее за лыжником. Буксирующее судно и воднолыжник должны находиться на расстоянии не менее 50 м от других судов, берега и от купающихся.

При движении и стоянке в условиях ограниченной видимости судами подаются следующие звуковые сигналы:

    один продолжительный звук - одиночные суда в движении;

    один короткий, один продолжительный и один короткий звуки - одиночные суда или составы на якоре или на мели в пределах судового хода;

    частые удары в колокол или в металлический предмет - несамоходное судно с экипажем на якоре или на мели в пределах судового хода.

Судно, получив сигнал "Предупреждение" (серия коротких звуков) с земснаряда или водолазного бота должно незамедлительно прекратить движение до получения разрешения на проход без повторного запроса.

Приложение
к приказу МЧС РФ
от 29 июня 2005 г. N 502

Правила
пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают единый порядок пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации и распространяются на принадлежащие юридическим и физическим лицам:

самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах;

прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных парусных судов), используемые в целях мореплавания.

2. Контроль за выполнением требований настоящих Правил осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ГИМС МЧС России).

II. Порядок пользования маломерными судами

3. Пользование маломерными судами разрешается после их государственной регистрации в судовой книге, нанесения бортовых (регистрационных) номеров и технического освидетельствования (осмотра), с соблюдением установленных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.

4. Государственную регистрацию, учет, классификацию и техническое освидетельствование (осмотр) маломерных судов осуществляют государственные инспекции по маломерным судам в составе главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и центры Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъектам Российской Федерации.

К управлению маломерными судами, прошедшими государственную регистрацию, допускаются судоводители, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами.

6. На водных объектах, не имеющих судоходной (навигационной) обстановки, маневрирование маломерных судов при расхождении должно осуществляться с учетом правостороннего движения (левыми бортами).

7. Безопасная скорость движения маломерных судов на акваториях в границах населенных пунктов и баз (сооружений) для стоянок маломерных судов устанавливается Главным государственным инспектором по маломерным судам субъекта Российской Федерации применительно к местным условиям и в соответствии с Правилами плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.10.2002 N 129, зарегистрированным в Минюсте России 30 декабря 2002 г. N 4088 (далее - ППВВП).

8. При плавании на маломерных судах запрещается:

а) управлять маломерным судном:

не зарегистрированным в установленном порядке;

не прошедшим технического освидетельствования (осмотра);

не несущим бортовых номеров;

переоборудованным без соответствующего разрешения;

с нарушением норм загрузки, пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания;

без удостоверения на право управления маломерным судном;

в состоянии опьянения;

б) передавать управление судном лицу, не имеющему права управления или находящемуся в состоянии опьянения;

в) превышать установленные скорости движения;

г) нарушать правила маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков;

д) наносить повреждения гидротехническим сооружениям, техническим средствам, знакам судоходной и навигационной обстановки;

е) заходить в постоянно или временно закрытые для плавания районы без специального разрешения или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах;

ж) в целях обеспечения безопасности людей заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей, купален, других мест купания и массового отдыха населения на водных объектах;

з) приближаться на водных мотоциклах (гидроциклах) к ограждению границ заплыва на пляжах и других организованных мест купания;

и) перевозить на судне детей дошкольного возраста без сопровождения взрослых;

к) швартоваться, останавливаться, становиться на якорь у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, пирсов, дебаркадеров, доков (плавдоков) и под мостами, маневрировать в непосредственной близости от транспортных и технических судов морского и речного флота, создавать своими действиями помехи судоходству;

л) устанавливать моторы на гребные лодки при отсутствии соответствующей записи в судовом билете;

м) использовать суда в целях браконьерства и других противоправных действий;

н) осуществлять пересадку людей с одного судна на другое во время движения;

о) осуществлять заправку топливом без соблюдения соответствующих мер пожарной безопасности;

п) выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости;

р) осуществлять расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно-ремонтных заграждений, переправ и работающих земснарядов, а также в пролетах мостов и подходных каналах, при подходе к шлюзам;

с) двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка;

т) нарушать правила, обеспечивающие безопасность плавания, а также безопасность пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов.

9. Пользование маломерными судами запрещается при следующих неисправностях:

а) наличие сквозных пробоин корпуса судна независимо от их местонахождения;

б) отсутствие или разгерметизация гермоотсеков и (или) воздушных ящиков судна;

в) отсутствие предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого устройства или повреждение его составных частей, или необеспечение надежности его работы;

г) наличие утечек топлива, вибрации, отсутствие или неисправность глушителя, повреждение системы дистанционного управления двигателем, необеспечение надежного включения (выключения) реверс-редуктора, неисправность блокировки запуска двигателя (мотора) при включенном реверсе;

д) несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, указанным в судовом билете;

е) отсутствие, неисправность, или несоответствие отличительных огней установленным требованиям.

III. Обязанности судоводителей маломерных судов

10. Судоводители маломерных судов (далее - судоводители) предъявляют для проверки государственному инспектору по маломерным судам следующие документы:

а) удостоверение на право управления маломерным судном;

б) судовой билет маломерного судна или его копию, заверенную в установленном порядке;

в) документ на право пользования судном (при отсутствии на борту собственника судна или судовладельца).

11. Судоводитель обязан:

а) выполнять требования настоящих Правил, ППВВП, Международных правил предупреждения столкновения судов в море, принятых Лондонской Конвенцией о международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года , обязательных постановлений капитанов морских и морских рыбных портов, правил пропуска судов и составов через шлюзы, правил охраны жизни людей на воде и иных правил, обеспечивающих безаварийное плавание судов, безопасность людей на воде и охрану окружающей природной среды;

б) проверять перед выходом в плавание исправность судна и его механизмов, оснащенность необходимым оборудованием, спасательными средствами и другими предметами снабжения в соответствии с установленными нормами;

в) перед посадкой лично производить инструктаж пассажиров по правилам поведения на судне, обеспечить их безопасность при посадке, высадке и на период пребывания на судне;

г) осуществлять плавание в бассейнах (районах), соответствующих установленному классу судна, знать условия плавания, навигационную и гидрометеообстановку в районе плавания;

д) прекращать движение судна при обнаружении установленного сигнала об остановке, поданного государственным инспектором по маломерным судам или иным должностным лицом, имеющим на то право, и передавать регистрационные и судоводительские документы для проверки;

е) оказывать помощь людям, терпящим бедствие на воде, сообщать в территориальный орган или подразделение ГИМС МЧС России обстоятельства аварийного происшествия с судами и несчастных случаев с людьми на водных объектах;

ж) выполнять требования должностных лиц ГИМС МЧС России, других контрольных и надзорных органов по вопросам, относящимся к безопасности плавания, соблюдению правопорядка, охране жизни людей и окружающей среды на водных объектах;

з) сообщать в территориальные органы и подразделения ГИМС МЧС России, природоохранные и рыбоохранные органы о случаях загрязнения окружающей среды, выбросах неочищенных сточных вод, массовой гибели рыбы и других биоресурсов;

и) выполнять установленные требования и правила при пользовании базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов.

IV. Организация выпуска маломерных судов с баз (сооружений) для их стоянок

12. На базе (сооружении) для стоянок маломерных судов устанавливается режим, предусматривающий контроль за выходом в плавание и возвращением на базу маломерных судов, их исправностью, наличием у судоводителей обязательных судовых и судоводительских документов, за соблюдением норм пассажировместимости и грузоподъемности, а также оповещение судоводителей о прогнозе погоды.

13. При выходе маломерного судна в плавание и при его возвращении на базу в журнале учета выхода (прихода) судов должна быть произведена порядковая запись: бортовой номер судна, фамилия и инициалы судоводителя, время выхода судна, цель и маршрут плавания, пункт назначения, фактическое время возвращения на базу.

е) нарушения норм пассажировместимости и грузоподъемности;

ж) размещения пассажиров (грузов), вызывающего опасный крен или дифферент;

з) наличия на судне взрывоопасных и огнеопасных грузов, если судно не предназначено (не приспособлено) для перевозки этих грузов или если их перевозка осуществляется совместно с пассажирами;

и) если прогнозируемая и фактическая гидрометеообстановка на водоеме опасна для плавания судна данного типа;

к) нахождения судоводителя в состоянии опьянения.

15. Маломерные суда, прибывшие на базу в неисправном или аварийном состоянии, осматриваются с последующей краткой записью о их техническом состоянии в журнале выхода (прихода) судов. Информация об аварийных судах сообщается в территориальный орган или подразделение ГИМС МЧС России.

______________________________

* Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, вып. XXXIII. - М., 1979, стр. 435 - 461.